Какие качества должен иметь талантливый боец в Дзюдо, чтобы стать чемпионом | Karate-krs.ru

Какие качества должен иметь талантливый боец в Дзюдо, чтобы стать чемпионом

Чтобы стать чемпионом, нужен сильный характер

О том, как развивается теннис в регионе, кем организуются турниры, трудно ли стать маленькому теннисисту вторым Маратом Сафиным или Марией Шараповой, корреспонденту газеты рассказал Виктор Галактионов, исполнительный директор федерации тенниса Тюменской области.
– Как создавалась федерация тенниса?

– Федерация начала свое существование в 1995 году, просто до 2009 года она называлась по-другому. Два года назад прошли реорганизацию и получили государственную аккредитацию в соответствии с новым законодательством. Бессменным президентом федерации, ее идейным вдохновителем с первого дня и по настоящее время является Сергей Сметанюк.

– Расскажите о деятельности федерации на территории региона.

– Основная задача – развитие тенниса как вида спорта по всей области, его популяризация. Проводим различные соревнования, в том числе официальные. Такие, как первенство города, области. Стараемся привлекать к занятиям детей, приглашаем профессиональных тренеров. Выпускаем журнал «Тюменский теннисный тур», есть собственный сайт в Интернете. Занимаемся консультативной работой по различным техническим вопросам.

– Кем организуются теннисные турниры?

– Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области выделяет федерации тенниса бюджетные средства на год на проведение соревнований. До того времени, как в городе появился муниципальный теннисный центр (недавно открывшийся), много средств уходило на аренду кортов. Поэтому не могли организовывать достаточное количество состязаний.

В этом году в центре планируется провести 10 детских турниров российского теннисного тура. Для взрослых – любительские, ветеранские соревнования. К сожалению, наиболее приемлемые условия для тренировок созданы только в Тюмени и Тобольске. Хотелось, чтобы в остальных муниципальных образованиях построили хотя бы летние корты (для начала), а федерация тенниса решила вопрос с кадрами.

– Насколько хорошо выглядит регион в плане развития этого вида спорта на общероссийском уровне?

– Конечно, мы не в лидерах. Уровень – выше среднего, во многом благодаря опять же открытию теннисного центра. Подобные комплексы есть только в Казани и Ханты-Мансийске.
К сожалению, в регионе теннис начал развиваться только с 1995 года. Это очень малый срок для того, чтобы занять сильные позиции в данном виде спорта. С другой стороны, мы открыты всему новому, передовому.

Существует и кадровая проб-лема. Не только в области, но и по всей России. В Тюменском институте физкультуры планируем открыть специализацию по теннису, чтобы по окончании института выпускники могли работать тренерами. Используя бюджетные и внебюджетные (спонсорские) источники средств, собираемся приглашать как российских, так и зарубежных профессионалов для временной работы. Они будут заниматься с детьми, передавать опыт тюменским тренерам.

– Поскольку зашел разговор о кадрах, как вы оцениваете тренерский состав по теннису в Тюмени?

– Часть тренеров работает в спортивной школе, в отделении тенниса, часть – самостоятельно. Все преподаватели имеют соответствующую квалификацию.

– Чьими именами славится Тюменская земля?

– Девятнадцатилетний Владислав Дубинский имеет все шансы подняться вверх. Он отлично играет как в парном, так и в одиночном разряде. Роберт Зиганшин, несмотря на юный возраст, тоже очень перспективный спортсмен.

– Существует мнение, что теннис – довольно дорогой вид спорта.

– Не соглашусь. Занятия в спортшколе бесплатные. Приходится покупать только инвентарь и спортивную форму. Теннисная ракетка (как личное оружие) должна быть только твоя. Подбирается индивидуально: по размерам, весу, натяжке струн. Стоимость детской ракетки – не более 3 тысяч рублей. Лучше не покупать ее самостоятельно, необходимо посоветоваться с тренером. Однако, если ребенок талантлив и начинает участвовать в российских и мировых теннисных турнирах, большая часть расходов на эти поездки ложится на родительские плечи. К этому нужно быть готовым.

– Какими качествами должен обладать чемпион?

– Чтобы стать чемпионом – нужен характер. Теннис – игра очень нервная, напряженная. Именно те, кто умеет справляться с различного рода трудностями, и становятся победителями. Немаловажны и отличные физические данные, в том числе высокий рост: женщины выше 170, мужчины – 180 сантиметров.

Для детей необходимы такие качества, как ловкость, координация и трудолюбие.

– Что нужно знать родителям, которые собираются отдать ребенка в большой теннис?

– Есть отделение тенниса в СДЮСШОР № 1 города Тюмени, с сентября начинается набор детей, которые будут тренироваться на базе теннисного центра. Рекомендуемый возраст для начала занятий – 7 лет.

7 качеств спортсмена-чемпиона

Какой спортсмен не мечтает стать чемпионом? Мечтают все, но не все ими становятся. В чём же секрет? Спортивный психолог Р.М. Загайнов, работая со спортсменами высшей квалификации на протяжении 36 лет , выделил особые качества спортсменов-чемпионов. Что же это за качества, которые помогают спортсмену добиваться высоких, и главное, стабильных результатов?

1. Концентрация. Прочно сформировавшееся качество, обеспечивающее концентрацию на 24 часа в сутки, т.е. длительное, постоянное и предельное внимание к своему совершенствованию в спорте. У обычного спортсмена, как и у обычного человека, концентрация динамична. Спортсмен, ставящий перед собой высшие цели, воспитывает в себе абсолютную концентрацию, которая позволяет противостоять процессу ослабления и разрушению «помехоустойчивости». Первые шаги в самовоспитании этого качества: ведение личного дневника, совершенствование либо смена имиджа, самоизоляция, ограничение повседневного общения с людьми.

2. Установка-мотивация. Спортсмен-чемпион нацелен на обязательное достижение успеха, как в спорте, так и в жизни вне спорта.

3. Профессионализм. Это не просто профессиональное отношение к спорту, но и умение спортсмена на протяжении многих лет вести профессиональный образ жизни (имидж, поведение, режим, питание и пр.). Нужно помнить: профессионалами не рождаются – ими становятся. Даже сверходаренному от природы спортсмену не удастся дойти до своей вершины, если его одаренность не будет опираться на фундамент профессионализма.

4. «Закрытость» («замаскированность»). С портсмен-чемпион, которого знают, изучают, узнают, со временем вырабатывает специфический внешний образ, обеспечивающий чувство дистанции, недоступность, своего рода отдаленность от основной массы людей, как защита от необязательного и всегда нагрузочного общения, от вторжений со стороны малознакомых и незнакомых людей в личную жизнь и в саму деятельность, особенно в условиях ответственных соревнований. Спортсмены-чемпионы «закрываются» от конкурентов и их «команд» (тренеров, психологов, врачей), судей, журналистов, болельщиков, зрителей. Закрывают информацию о себе и прежде всего о травмах, недомоганиях, переживаниях и т.д.

5. Ритуализм. Представляет собой определённым образом организованное поведение, набор примет. Спортсмен-чемпион преобразует в ритуальную практически всю свою жизнь «от рассвета до заката», и выглядит эта жизнь так: молитва, зарядка, система питания, с полной отдачей две-три тренировки в день, заполнение личного дневника и молитва перед сном. Спортсмен-чемпион понимает, что такая жизнь является наиболее оптимальной, поскольку оберегает его личность от любых неожиданностей и случайностей.

6. «Сопротивляемость». Спортсменов-чемпионов отличает выработанная «сопротивляемость» природным инстинктам, собственным комплексам, условиям современного спорта (жесткая конкуренция, закулисная борьба, подлое судейство, враждебность соперников, болельщиков, прессы). В экстремальных условиях длительных соревнований подавляющее число спортсменов не способно выдержать нагрузку без сбоев в своем состоянии и в выступлении. Спортсмены-чемпионы способны в подобных условиях не ухудшать свою деятельность и в итоге побеждать, и обеспечивается это за счет вышеперечисленных качеств, одним из которых является сопротивляемость.

7. Стабильность. Спортсмены-чемпионы стабильны в своей спортивной деятельности, они никогда не опускаются ниже определенного уровня, в проявлении бойцовских качеств и технико-тактического мастерства. Также спортсмены-чемпионы стабильны в своем поведении, проявлениях черт характера, в основе которых жесточайший самоконтроль. Отсюда исключительная привлекательность их внешнего «образа», в котором читается огромная скрытая сила, уверенность в себе, энергия. Воспитать «стабильность» как качество личности возможно только одним способом – годами беспрерывной тренировочной работы, к которой способны единицы. Спортсмены-чемпионы работают с полной отдачей и тогда, когда впереди нет стимула – очередного крупного соревнования. Именно это умение быть постоянно мотивированным на каждодневную монотонную тренировочную работу и создает фундамент побед, делает спортсмена чемпионом и, в частности, формирует у него важнейшее качество личности – стабильность.

Статья написана по материалам книги Р.М. Загайнова «Психологическое мастерство тренера и спортсмена»

Основные качества морально-волевой подготовки бойца

Основные качества морально-волевой подготовки бойца

Почему одни бойцы, преодолевая огромные физические нагрузки, утомление, стойко перенося полученные удары, все же добиваются победы, а другие, не менее одаренные, а в отдельных случаях, и более талантливые и подготовленные терпят поражение. Здесь конечно очень много факторов влияют на конечный результат, но по моему глубокому убеждению, главную роль играет психологическая и морально-волевая подготовка спортсмена.

В этой статье мы попробуем разобраться в основных моментах психологической и морально-волевой подготовки бойцов в ММА. В смешанных единоборствах преимущество имеет тот спортсмен, психологическая подготовка которого позволяет реализовать все его технико-тактические и физические возможности. Основными качествами являются: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, уверенность в своих силах, мужество и смелость.

Важным фактором победы в бою является сила воли, под которой подразумевают способность управлять собой – своими действиями, поступками, переживаниями, а самое главное, мыслями – для достижения сознательно поставленных целей. Практически, развитие силы воли осуществляется постепенным нарастанием в процессе занятий трудности в количестве и в интенсивности тренировочной работы, участием в соревнованиях, преодолением усложняющихся внешних условий, обязательным выполнением дополнительных домашних заданий тренера, самоконтролем за достижением непосредственных целей поставленных спортсменов перед собой, и целей, поставленных тренером.

Что касается таких качеств как: трудолюбие, настойчивость и терпеливость, то это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая интересом и желанием достигнуть цели — главнейшая основа этих качеств. Вначале необходимо установить непосредственные цели. И для каждого отдельно взятого спортсмена это будут свои цели, те которые ему по силам, но все же требует достаточной затраты сил.

Используя эффект преодоления трудностей, увеличиваем их постепенно. Не спешим. Дойдет очередь и до особо трудных заданий. Необходимо иметь волю продолжать упражнения, хотя наступающая усталость вызывает желание прекратить работу. Своими мыслями спортсмен должен поддерживать себя : «выдержу», «стерплю» и т.д.. Важным фактором преодоления трудностей является повышение уверенности в своих силах, в том, что внутренние разговоры: «Я стерпел! Я это сделал!» — укрепляют уверенность в своих силах, что все достижимо.

Уверенность в своих силах – главная основа бойцовского характера. Рассмотрим один пример. Задание состоит в том, чтобы пройти по лежащему на земле бревну. Думаю, что это задание не вызовет больших трудностей у спортсменов. А вот если переложить это бревно через пропасть? Каждый понимает, что хотя опора та же и навык в ходьбе прочный, но переход по такому «мостику» опасен. Дело в том, что еще до того, как ступить на бревно, а тем более в первом шаге, возникают мысли: «это опасно… пропасть глубокая… а если..».

Такие мысли создают в коре головного мозга непривычные и очень сильные очаги возбуждения, которые значительно нарушают систему нервных процессов и определяемую ими координацию движений обычной ходьбы. Разумеется, вы не должны проводить подобный эксперимент, но замечу, дискоординация хотя и меньшая, часто возникает при попытке пройти по бревну, находящемуся на высоте всего 2 метра. Следует также отметить, что владение прочными двигательными навыками значительно укрепляют бойцовские качества. Когда достигнута такая прочность в спортивной технике, когда ученик уже не думает о форме движения, тогда ему, несмотря на риск, гораздо легче концентрировать и усиливать ведущее проявление воли: быстрее, сильнее, точнее и др.

Мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствие духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение поставленной цели. Для развития мужества и смелости необходимо выполнение упражнений и заданий, связанных с некоторой долей риска. В первую очередь надо назвать прыжки через различные препятствия, требующие от спортсмена смелости, решительности, значительных волевых усилий. Необходимо обязательно пользоваться постепенностью, выбирая упражнения, требующие все большего проявления смелости и мужества. Хочу также обратить ваше внимание на то, что смелость и другие волевые качества, являясь органической частью характера человека, имеют более общий характер. Поэтому, выработанные на одном, они легко переносятся на другое, было бы умение выполнять движения и действия.

Следовательно, в подборе упражнений, выполнение которых связано с некоторым риском и энергичным проявлением волевых качеств, вы можете быть более свободным. Конечно, развитие через избранный вид спорта и его элементы будет главным, но и другие упражнения, не связанные со специализацией, будут полезны, особенно в начальный период тренировки. В данной статье я сделал обзор важнейших, на мой взгляд, качеств бойцов ММА, развитие которых позволяет бойцу быть более подготовленным к жесткому противостоянию в октагоне. В дальнейшем будет ряд статей о том, как развивать перечисленные качества непосредственно в тренировочном процессе. Следите за нашими публикациями. И если данная статья была для вас полезна, оставляйте ваши комментарии и пожелания.

С уважением, Кучерук Сергей — главный тренер ск «Патриот» (Днепропетровск)

Men’s Health. Журнал

Как думаешь, что стало секретом успеха Дзигоро Кано на его пути? Сила воли и стойкость духа, которой каждый из нас могли бы поучиться. Те же принципы пропагандировала и его школа дзюдо «Кодокан». Сегодня философию и приемы этой борьбы знают не только в Японии — борьба дзюдо популярна во всем мире.

Так учил Дзигоро Кано:
— умей соотносить свои возможности с возможностями противника;
— завладевай инициативой;
— обдумывай тщательно, а действуй решительно;
— знай, где нужно остановиться;
— одержав победу, не заносись;
— потерпев поражение, не сгибайся.

О дзюдо и о том, как стать чемпионом в этом виде спорта, рассказывает мастер спорта по дзюдо, президент клуба «Дзюдо России» Андрей Веселов.

ФИЛОСОФИЯ ДЗЮДО

Дзюдо изначально создавалось Дзигоро Кано не как вид спорта, а как физическая культура тела и духа. Некоторые школы дзюдо до сих пор хранят эти традиции. До сих пор там применяется японская терминология, тренеры учат спортсменов вести себя достойно не только на татами, но и за его пределами.

В повседневной жизни занятия дзюдо учат быть терпеливым, выдержанным, не «плыть против течения» (идти против общества), а делать так, чтобы общество следовало за тобой. Дзюдо помогает стать более спокойным и успешным в жизни.

СЛАБЫЕ УХОДЯТ, СИЛЬНЫЕ СТАНОВЯТСЯ ЧЕМПИОНАМИ ДЗЮДО

Дзюдо может заниматься каждый, если нет противопоказаний по состоянию здоровья. Дальше — как пойдет. Помню, увидел в одном из клубов надпись: «Слабые уходят из спорта. Сильные становятся чемпионами».

Если борец сильный, прежде всего духом, то в России у него немало шансов проявить себя и стать чемпионом по дзюдо. Соревнований по дзюдо много, проходят они и между клубами, и между городами.

В Санкт-Петербурге, например, каждый год проходят такие соревнования по дзюдо, как турнир «Олимпийские старты», турнир «Юный Самсон», различные первенства по дзюдо. Каждый год проходят региональные чемпионаты по дзюдо и, конечно же, чемпионат России по дзюдо.

Российские чемпионы по дзюдо:
Федор Емельяненко — чемпион мира по смешанным боевым искусствам по версиям Pride, Pride Grand Prix 2004, Rings, W.A.M.M.A., мастер спорта международного класса по дзюдо.
Александр Михайлин — 3-кратный чемпион мира по дзюдо, многократный чемпион Европы, России; мастер спорта по дзюдо, многократный победитель чемпионатов по дзюдо.
Тамерлан Тменов — капитан сборной команды России по дзюдо. Призер Олимпийских Игр, многократный призер чемпионатов мира по дзюдо, шестикратный чемпион Европы, восьмикратный чемпион России по дзюдо.

ПРИЕМЫ ДЗЮДО

Борьба дзюдо — целая наука. Все приемы и действия четко продуманы (кстати, на видео дзюдо смотрится очень красиво).

Приемы дзюдо – это броски, удержания, удушения, болевые приемы. Бросок в дзюдо – один из наиболее интересных и зрелищных приемов. Броски в дзюдо делаются не только с помощью рук, но и при участии ног, спины, бедер. Существует множество разновидностей бросков в дзюдо – есть выхваты, зацепы, скидывания, опрокидывания, подсечки, сваливания.

Броски в дзюдо (видео)

В борьбе дзюдо на каждый прием есть свой контрприем. Поэтому на первый план выходит не сила спортсмена, а умение вовремя среагировать и четко выполнить нужный прием дзюдо. Разочаруются те, кто считает, что главное для победы — «гора» мышц и сила. Классическая борьба дзюдо базируется на другом принципе. Главное — умение использовать силу противника против него самого. Понимание соперника и умелое использование собственного тела — вот залог успеха для тех, кто хочет победить в соревнованиях по дзюдо.

ШКОЛА ДЗЮДО ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ?

Какие-то простейшие приемы борьбы дзюдо сейчас можно освоить и самостоятельно, просматривая видео в интернете, например. Но сразу скажу, что всерьез заниматься дзюдо по видео — бессмысленное занятие.

Видео по дзюдо может быть лишь дополнением к основным тренировкам в школе дзюдо. Могу посоветовать сайт judo.ru. Там в разделе «Видеоархив» собран материал с соревнований по дзюдо.

Техника дзюдо: обучающее видео

Обучающее видео по дзюдо можно найти и в сообществах в социальных сетях. Но все-таки лучше пойти учиться в школу. Кстати, найти хорошую школу дзюдо непросто. Настоящая школа дзюдо должна помочь борцу освоить не только техническую, но духовную сторону этого вида спорта.

КИМОНО ДЛЯ ДЗЮДО

Для занятий тебе потребуется кимоно. Кимоно для дзюдо называется «дзюдоги». Современный спорт устанавливает жесткие требования к дзюдоги, регламентируя длину рукавов и штанин, цвет и способ завязывания пояса.

Кимоно для дзюдо делятся по плотности на мастерские, стандартные и начального уровня. О мастерстве спортсмена говорит цветной пояс, который повязывается поверх кимоно для дзюдо. Таких поясов всего девять: шесть ученических («кю»): белый, желтый, оранжевый, зеленый, синий и коричневый. И три мастерских («даны»): черный, красно-белый и красный.

Когда проходят соревнования по дзюдо, спортсмены для наглядности выходят на поединок в кимоно для дзюдо разного цвета — синего и белого.

Словарь основных терминов дзюдо по версии Андрея Веселова

Дан — степень мастерства. Дается по результатам соревнований по дзюдо либо после сдачи экзаменов.
Кю — ученическая степень, различается цветом пояса.
Сенсей — учитель.
Татами — традиционно рисовые соломенные циновки.
Наге – броски в дзюдо.
Кумиката — захват.
Укеми — приемы самостраховки при падениях.
Маита — означает, что спортсмен сдается.
Мате — остановиться, конец боя.

ПЯТЬ СПОСОБОВ УЛУЧШИТЬ СВОЮ ПОДГОТОВКУ ПО ДЗЮДО

Таким видом борьбы, как дзюдо можно заниматься в любом возрасте. Даже если человек начнет заниматься в зрелом возрасте — у него все получится. Есть несколько нехитрых правил, которых специалисты рекомендуют придерживаться. Именно тогда получится добиться успехов в дзюдо — этом эффективном виде борьбы. Опытным спортсменам тоже следует взять все перечисленное на заметку. Новичкам нужно обратить на изложенную информацию особое внимание.

Качественное кимоно – вот, что нужно спортсмену

Для начала стоит приобрести качественное кимоно. Это советуют сделать многие тренеры, причем такое правило важно для спортсменов достигших чего-то и новичков. Качественная форма мотивирует спортсмена на новые достижения. Если купить безликую форму от неизвестного производителя, качество которой вызывает сомнения, то спортсмен вряд ли будет прибывать в хорошем настроении, начиная занятие.

Если приобрести форму марки Мизуно , например, тогда спортсмен будет чувствовать себя замечательно. Он приобретет уверенность в том, что выглядит во время тренировки великолепно, его внешний вид такой, каким он и должен быть. Это весьма мотивирует на свершения и поднимает настроение. Возможно, некоторые люди подумают: а зачем тратить немалые деньги всего лишь на форму для спортивных занятий? Но ведь добиться успехов в спорте очень важно! Тем более что кимоно из качественных материалов обеспечивает удобство движений и их быстроту. Стоит задуматься над тем, что люди тратят огромные деньги всего лишь на приобретение смокинга или выпускного платья, которое им понадобится одеть всего один раз в жизни. Кимоно необходимо будет надевать как минимум два раза каждую неделю или даже три раза.

Записаться в клуб по дзюдо Киев СК Борец на теремках с хорошей репутацией — успех обеспечен

Чтобы добиться успехов в дзюдо некоторые люди стремятся записаться в самые дорогие спортивные клубы. Они думают, что если попадут в клуб, оборудованный бассейном, сауной, огромным тренажерным залом, татами в шесть рядов, тогда они станут профессиональными мастерами в дзюдо. Но это не так. Можно выбрать весьма скромный по оснащению клуб, главное, чтобы там был опытный сэнсей . Чтобы успешно выполнять силовые упражнения достаточно всего полтора татами. Попав в помещение, небольшое по размерам, всем необходимо будет соблюдать правила спорта дзюдо. Спортсмены должны уважать друг друга и понимать, что они пришли получить важнейшие для них знания, умения и навыки.

Мыслить правильно на тренировке по дзюдо — еще одно правило

Мышление у дзюдоиста особенное. Если человек не чувствовать себя победителем и не стремиться побеждать, то ему стоит забыть о дзюдо! Если человек не желает учиться, то дзюдо не для него! Если человек не желает совершенствоваться, познавать новое, то дзюдо не для него! Дзюдо требует от человека определенных жертв, причем весьма больших. Этому виду восточных единоборств нужно посвятить всю свою жизнь. Ведь это непросто спорт, это настоящее искусство владеть собой. Человек стремится к гармонии внутри себя и эту гармонию он должен установить с окружающим миром. Человек, стремящийся достичь успехов в дзюдо, обязан быть сильным морально всегда, ведь расти ему есть куда.

Реалистичная, качественно подготовленная программа тренировок по Дзюдо значительно улучшит физическую подготовку, а также выносливость спортсмена.

Качественная программа подготовки спортсмена — это одно из условий успеха. Необходимо заниматься кроссфитом или поднятием тяжестей. Физическая подготовка в дзюдо имеет значение. Человек крепкий физически приобретает дополнительную уверенность в поединках. Он знает, что выдержит испытания, его уверенность в себе возрастает. Совершенствовать технику дзюдо будет значительно легче, если человек имеет крепкие мышцы, но не дряблые.

Здоровая критика никогда не помешает

К самому высокому уровню подготовки в дзюдо обычному человеку нужно расти очень долго. Необходимо быть критичным к себе, чтобы достичь многого. Стоит обращать внимание на такие аспекты: достаточно ли задействованы ноги во время атаки, насколько плотными являются захваты? Стоит бороться с одним и тем же партнером или стоит сменить его, так как он слаб? Необходимо ли совершенствовать свое мастерство в партере? Нужно ли улучшить свои переходы? Здоровая критика — вот, что нужно спортсмену. Тогда он сразу увидит и правильно оценит свои ошибки. Спортсменам необходимо что-то уточнять, закреплять на этапах тренировок, тогда они имеют все шансы стать настоящими дзюдоистами. Иногда свои тренировки полезно снимать на камеру.

Перечисленные советы помогут дзюдоистам добиться успеха в своем спорте.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДЗЮДО

В практической работе ориентированность на педагогическую профессию у тренеров-преподавателей по дзюдо проявляется в двух аспектах: профессионально-мотивационном и профессионально-деятельностном.

Профессионально-мотивационный аспект характеризуется положительным отношением к педагогической деятельности, потребности ее осуществления, стремлением к мастерству и реализуется у специалистов через установки на высокое качество работы, проявление педагогических способностей и профессионально важных качеств.

Профессионально-деятельностный аспект реализуется самими специалистами, являющимися примером ведения здорового образа жизни для окружающих, владеющими теорией и методикой физического воспитания и спорта, а также методиками профессиональной ориентации детей и подростков, занимающихся дзюдо.

Педагогическая профессия для своего успешного осуществления предъявляет специфические требования к личностным качествам тренера-преподавателя по дзюдо. В случае несоответствия требований профессиональной деятельности и возможностей у специалиста может возникнуть разочарование в педагогической профессии и желание ее сменить. Если сочетание личных качеств и свойств не соответствует требованиям профессиональной деятельности, то тренер-преподаватель может выполнять ее с перенапряжением нервной системы.

В специальной литературе описаны требования к личности педагога, определенные в разное время и у разных народов. Для осуществления педагогической деятельности человек, несомненно, должен обладать рядом индивидуальных и личных качеств, необходимых, по мнению П. Ф. Лесгафта (1880), для того, чтобы передать смысл, идею какого-либо дела, когда важно развить эту идею, показать, как она образовалась, когда необходимо активизировать детский ум к пониманию этой идеи. При изучении индивидуальных и личностных факторов, необходимых для осуществления педагогической деятельности, большой интерес представляет работа Шарля Летурно (1907), посвященная эволюции воспитания у различных человеческих рас. Автор отмечает, что, например, в Древнем Перу необходимой для педагога являлась мудрость, у древних евреев педагогам требовалось иметь неистощимое терпение (при необходимости педагог должен повторять свои объяснения до 400 раз), обладать хорошим характером, преподавать методически и толково, быть тихим человеком, им запрещалось гневаться, гордиться. П. П. Блонский (1934) писал, что наибольшая эффективность в работе отмечается у тех педагогов, которые проявляют спокойствие и уравновешенность, предъявляют к ученикам посильные требования и уважают личность воспитанника.

Признано, что тренер-преподаватель должен обладать гуманным отношением к каждому человеку, что подразумевает не только восприятие и оценку его положительных качеств, но и комплексное восприятие его личности такой, какая она есть. Личность тренера-преподавателя характеризуется также высокой творческой направленностью своих профессиональных интересов, способностью к функциональной адаптации в различных сферах педагогической деятельности, проявлением ценностных отношений к миру (отношений, оцениваемых с позиций истины, добра и красоты), воздействием на учеников при помощи личного обаяния, нравственной культуры, умения устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения.

Требования к личностно-индивидуальным качествам тренеров-преподавателей по дзюдо включают наличие склонностей, способностей, призвания, темперамента, характера, личностных качеств, соответствующих решению задач профессиональной деятельности.

Личностные качества тренера-преподавателя являются основой для дальнейшего формирования у него профессионально важных качеств. Их спектр достаточно широк: личностные качества, базирующиеся на психических процессах; качества, характеризующие направленность на педагогическую деятельность; качества, отражающие потенциальное призвание к профессии.

— Первая группа личностных качеств (А. К. Маркова, 1993, 1995) включает мышление, интуицию, наблюдательность, уравновешенность, эмоциональную устойчивость.

— Ко второй группе относятся качества (Л. А. Разорина, 1989), полученные экспериментальным путем: яркое проявление гуманистической направленности, направленность на общение, саморазвитие, четкое осознание смысла и целей жизни.

— К третьей группе относят качества, отражающие призвание к педагогической деятельности и составляющие основу профессиональной пригодности: гражданские качества; отношение к труду, интерес к профессии, предпочтение данной области деятельности; дееспособность; навыки, опыт (Е. А. Климов, 1990, 1996, 1997).

Существуют категории профессиональной пригодности к педагогической профессии в сфере дзюдо: призвание (проявление гражданственности, энтузиазма и интереса к работе, самоконтроля, инициативности, здоровья); соответствие профессии (наличие личных качеств, соответствующих требованиям профессии, но выраженных умеренно); профпригодность (отсутствие нарушений здоровья и психофизиологических функций, даже если выраженные способности и склонности к профессии отсутствуют); профнепригодность (определяется, главным образом, при наличии медицинских противопоказаний).

По итогам исследований П. П. Блонский (1934) установил, что призвание к профессии не закладывается генетически, оно формируется в деятельности, и обратил внимание исследователей на то, что наблюдается малая связь между психотехническими данными и успехами человека в профессиональной деятельности (коэффициент корреляции составил 0,30), а самое главное, что качества, присущие мастерам своего дела, могут мешать новичкам в освоении профессии.

Экспериментальное исследование ценностных ориентаций тренеров-преподавателей (стаж работы 5-10 лет), проведенное по методике М. Рокича установило:

а) терминальные ценности (ценности-цели), установленные у тренеров-преподавателей показывают, что для них крайне важна не только материальная обеспеченность, но и интерес к работе, что является показателем их высокой профессиональной ориентированности. Это подтверждают и экспериментальные исследования И. А. Акиндиновой, выявившей, что в профессии, имеющей низкий социальный статус и почти не удовлетворяющей материальные потребности человека, удержать его могут либо отношения с окружающими, либо возможность самоактуализации, то есть факторы, создающие положительное отношение к своей работе (2000);

б) инструментальные ценности, выявленные у тренеров-преподавателей (ценности на каждый день), содействуют успешной педагогической деятельности, их характеризуют жизнерадостность, ответственность, честность, образованность, воспитанность.

Наиболее успешными в педагогической деятельности являются тренеры-преподаватели по дзюдо, выбирающие для себя именно тот вид профессиональной деятельности, который более соответствует их личностным особенностям. Основной побудительной причиной выбора людьми педагогической профессии является ее соответствие внутренней психофизиологической структуре человека (Е. П. Ильин, 2000). В случае несоответствия, как уже говорилось, специалист или выполняет работу с перенапряжением своей нервной системы, что дорого обходится для него самого, или меняет приобретенную профессию. Это происходит еще и потому, что работа, выполняемая вопреки желанию, всегда скучна и тяжела, к физическому усилию при исполнении обязанностей добавляется мобилизация организма, связанная с агрессивным настроением (А. Кемпиньски, 1997).

Среди опрошенных тренеров-преподавателей выявлялись специалисты наиболее «устойчивые» к возникновению нарушений профессионального развития. В качестве критерия использовались их склонности к виду профессиональной деятельности, которые устанавливались по разработанному Е. А. Климовым «Дифференциально-диагностическому опроснику». Наиболее «устойчивыми» к возникновению нарушений профессионального развития являются тренеры-преподаватели, имеющие склонности к видам профессиональной деятельности «человек — человек» и «человек — художественный образ». У тренеров-преподавателей, предпочитающих виды профессиональной деятельности «человек — природа», «человек — техника», «человек — знаковая система», установлен средний и высокий уровень проявления нарушений профессионального развития (табл. 5).

Таблица 5

Влияние личностных особенностей тренеров-преподавателей на возникновение нарушений профессионального развития (n=110)

Для педагогической деятельности имеются и противопоказания. Среди негативных личностных качеств педагога П. Ф. Лесгафт (1880) выделял неорганизованность, Ш. Летурно (1907) — пристрастие к еде и напиткам, П. П. Блонский (1934) — неуравновешенность (нервность), дезорганизующую обучаемых. Современные исследователи выделяют среди несовместимых с педагогической профессией такие личностные качества: отсутствие инициативы, компетентности и саморегуляции, властность, равнодушие к обучаемым; слабохарактерность, излишняя эмоциональность, неорганизованность. Т. А. Юзефавичус выделила спектр негативных качеств, недопустимых для педагога: пристрастность, неуравновешенность, мстительность, высокомерие, рассеянность, и указала профессиональные противопоказания к педагогической деятельности: наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.), нравственная нечистоплотность, рукоприкладство, грубость, беспринципность, безответственность (1998).

Роль тренера по дзюдо и его качества тренера

Порой у людей складывается мнение, что в работе тренера нет ничего
сложного. Подбирай талантливых детей, регулярно занимайся с ними и все
можешь ожидать высоких результатов, даже на олимпийских играх.
Однако это далеко не так, от мечты тренера – преподавателя до подготовки настоящего мастера надо пройти большой путь от изучения завязывания пояса кимоно до чемпионских медалей. К сожалению не всем ребятам он под силу. Для того чтобы окончательно определить спортивную пригодность ученика, требуется не один год, и большую роль здесь играют личные качества тренера.

Просмотр содержимого документа
«Роль тренера по дзюдо и его качества тренера»

Роль тренера по дзюдо и его качества тренера

Порой у людей складывается мнение, что в работе тренера нет ничего
сложного. Подбирай талантливых детей, регулярно занимайся с ними и все
можешь ожидать высоких результатов, даже на олимпийских играх.
Однако это далеко не так, от мечты тренера – преподавателя до подготовки настоящего мастера надо пройти большой путь от изучения завязывания пояса кимоно до чемпионских медалей. К сожалению не всем ребятам он под силу. Для того чтобы окончательно определить спортивную пригодность ученика, требуется не один год, и большую роль здесь играют личные качества тренера.

Главное на начальном этапе учебно-тренировочного процесса при работе с новичками — обучения. На этом периоде следует как можно больше узнать об учениках особенности их характера, интересы, привычки, успехи в школе,
познакомиться с их родителями и домашними условиями. Это в дальнейшем поможет проведению занятий, нахождению индивидуального подхода
к каждому из воспитанников. У тренера появится возможность эффективно
воздействовать на ребенка в нужном направлении.

На тренировочных занятиях тренер обязательно должен уметь выбирать себе оптимальное место на татами. Это должно быть сделано таким образом, что бы он мог видеть всю групп и контролировать выполнения заданий. А при необходимости, в любой момент мог помочь и подсказать занимающимся.

Учебный материал требуется объяснять четко, кратко. И главное понятно. При этом необходимо употреблять использовать терминологию, которая уже известна ученикам.

На занятиях не рекомендуется повышать голос и тем более переходить на крик, но на все случаи нарушения дисциплины нужно реагировать быстро и строго за них наказывать.

Обязательное условие проведения занятий в группах начального этапа подготовки – интересное и неоднообразные тренировки.
Поэтому к каждой тренировке необходимо тщательно готовится, в противно случае каким бы опытом не обладал тренер, без подготовки он сможет провести 10-15 уроков, а затем они станут монотонными и похожими один на другой. А когда тренировочные занятия становятся однообразными, у детей падает к ним интерес, чаще появляются нарушения в дисциплина, и как правило это плохо сказывается на посещаемость детьми занятий. Но самое плохое к чему приводят скучные тренировки это постепенный отсев.
Причем, как правило, первыми уходят от «скучного» тренера, как правило,
перспективные ученики.
Поэтому тренеру – преподавателю необходимо знать и помнить, что в основе учебного процесса с юными дзюдоистами детьми должен преобладать игровой метод. На занятиях всегда должна быть радостная атмосфера.

Хорошо известно, с каким нетерпением юные спортсмены ждут первых соревнований! Для тех, кто их выиграет это станет, стимулом к дальнейшему росту и совершенствованию техники дзюдо. А для тех кто проиграет? Если неудачи будут часто повторяться, ребенок может потерять веру в себя и перестать посещать тренировки. Поэтому преподаватель должен особенно внимательно относится к тем ученикам , которые
проиграли. Он должен обязательно морально поддержать их, похвалить за те
положительные моменты, что были в схватках, стараться убедить, что еще все впереди и обязательно будут и победы.

Тренер должен уметь предвидеть результат от занятий с каждым
учеником. А чтобы ошибок в его работе было меньше, ему самому требуется
постоянно учиться и совершенствовать свое педагогическое мастерство. Как
говорил один выдающийся педагог: «Учитель жив, пока он учится».

Работая с юными спортсменами, тренер всегда должен помнить, что их нравственный и моральный облик еще формируется, а физическое развитие продолжается. Все это накладывает на педагога особую ответственность.
Помните личный пример тренера играет огромную роль в воспитании ребенка.
Юные дзюдоисты не могут предвидеть перспективы своего труда, поэтому тренер надо ставить перед воспитанниками определенные задачи, которые они должны решать в короткие промежутки времени. Кроме этого, он
должен профессионально подводить их к достижению общей цели. Однако при этом поставленные задачи должны быть посильными для решения, чтобы учащиеся могли ощутить плоды своих усилий. Чрезмерно трудные и невыполнимые задачи могут подорвать у юных дзюдоистов веру в свои силы.

Большая но очень важная работа которую приходится проделывать любому тренеру это сплочение коллектива и развития у подростков таких необходимых в их дальнейшей жизни качеств как: товарищество, взаимопомощь и коллективизм. Создание дружного и крепкого коллектива
способствует более быстрому росту спортивного мастерства.
Многие из воспитанников выросшие в таких коллективах в дальнейшем становятся надежными помощниками тренера.

Какие качества должен иметь талантливый боец в Дзюдо, чтобы стать чемпионом

ИСТОРИЯ ДЗЮДО

«Вот каким должен быть дзюдоист!» Эти слова принадлежат выдающемуся японскому тренеру и педагогу Дзигаро Кано — основоположнику борьбы дзюдо.

С рождения Д. Кано был слабым, болезненным ребенком. Мальчиком приехав в Киото для учебы в пансионате, он решил закалить себя, для чего начал посещать одну из школ дзюдзюцу. Поступив в лицей Кайсэй (позже преобразованный в Токийский императорский университет), он знакомится со стилем дзюдзюцу Тэнсинсинъёрю. Под присмотром тренеров Фукуды Хатиносукэ и Исо Масатоми Кано постигает технику борьбы, участвует в тренировочных схватках. Позднее он изучает стиль Кито рю — школу дзюдзюцу совсем другого направления, продолжая также самозабвенно тренироваться.

В совершенстве изучив известные в то время стили дзюдзюцу, Дзигаро Кано «…заметил, что техника различных школ не всегда заслуживает похвалы, есть там и много отрицательного». Основатель дзюдо начал обобщать и систематизировать все лучшее, что было в дзюдзюцу, добавляя им самим разработанные приемы и упражнения. Кано исключил из этой борьбы наиболее опасные удары, сделал дзюдо доступным, увлекательным видом спорта. Все движения в дзюдо отшлифованы до кошачьей мягкости, недаром Д. Кано, обладавший природной наблюдательностью, изучал повадки кошек, их умение падать из любого положения на лапы.

В дзюдо не обязательно обладать большой физической силой. Это хорошо видно из ставшей классической формулы, выведенной Дзигаро Кано.

«Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю и даже упаду, Но если я буду с такой же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потеpял точку опоры. И теперь у него из 10 единиц силы осталось только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий».

Свою новую систему единоборства Д. Кано назвал «д з ю д о». «Д з ю» — мягкий, скромный; «до» — путь. В названии отразился принцип единоборства, который во главу угла ставил мягкое, почтительное отношение к сопернику. Основатель дзюдо любил повторять старую японскую пословицу: «Дзю ёку го-о сэй суру» («Мягкость одолеет силу и зло»). Эта пословица выражала сущность теоретической основы старых школ дзюдзюцу.

В 1882 году Д. Кано становится инспектором и инструктором привилегированного лицея Гаку-сюин. Здесь в храме Эйсёдзи он основал спортивный зал для борьбы в 12 татами (специальный, сделанный из бамбуковых циновок ковер для борьбы дзюдо). Позднее этот зал превратился в крупнейший в мире центр подготовки специалистов дзюдо — «Кодокан». «Дзюдо,- говорил Д. Кано,- это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю».

Каждый ученик «Кодокана» совершал ритуал принесения торжественной клятвы, пять пунктов которой звучат так:

  • раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований:
  • своим поведением я обещаю не уронить достоинства «додзё» («дожо») — зала для борьбы дзюдо;
  • я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте;
  • обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя;
  • клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.

Многие десятилетия складывались особые правила поведения, традиции дзюдо. Например, перед началом схватки спортсмены-дзюдоисты приветствуют друг друга поклоном. Изначально предполагалось, что поклон не просто дань традиции: он должен быть осмысленным». Кланяясь перед выходом на татами, дзюдоист тем самым заявляет о своей готовности подчиниться принципам дзюдо, сохранять его дух, честно бороться в схватке. Поклон совершается, когда дзюдоист приглашает своего партнера провести совместную тренировку или вызывает его на схватку. По окончании схватки или тренировочного поединка дзюдоисты также поклоном благодарят друг друга, выражая тем самым признательность за оказанную помощь в изучении дзюдо. В этических нормах дзюдо содержится множество понятий о человеческом достоинстве, взаимоуважении,

Дзигаро Кано разработал методику тренировок борцов, которая используется спортсменами и по сегодняшний день. Он создал систему показа техники дзюдо без сопротивления партнера, заимствовав у стиля Кито рю демонстрацию ката (формализованных упражнений).

Вторая мировая война прервала рост популярности дзюдо. Многие школьные и городские спортивные залы для борьбы дзюдо были разрушены и стали непригодными для проведения занятий. Кроме того, штаб американских оккупационных войск запретил занятия дзюдо в школах и других официальных учреждениях. Однако с 1947 года на американских военных базах появились японские тренеры, которые стали обучать приемам борьбы солдат и офицеров. Дзюдо начинает возрождаться. По всей Японии возобновляются соревнования, а в 1948 году состоялся чемпионат страны. В том же году образовался Европейский союз дзюдо (УЕД).

Сегодня борьба дзюдо — составная часть физического воспитания в японских средних общеобразовательных школах, и направлена она прежде всего на укрепление здоровья, развитие силы и двигательных функций. Основная задача — научить школьников системе тренировок и подготовить их к выступлениям на соревнованиях, научить атаковать и защищаться. В ходе обучения реализуются следующие цели:

  • ученик, одетый в дзюдоги (специальное кимоно для борьбы дзюдо), в единоборстве с партнером совершенствует технику и мастерство;
  • тренировки и соревнования дисциплинируют партнеров, учат взаимоуважению, воспитывают в них чувство справедливости, способствуют проведению тренировок и соревнований в духе взаимного доверия;
  • заниматься дзюдо не опасно, так как опасные приемы запрещены, борьба идет на матах татами. Кроме того, существует особая система страховки и самостраховки;
  • история развития дзюдо имеет свою специфику. Рожденное из боевых видов борьбы дзю-дзюцу, оно стало средством закаливания тела и духа, Лучшие качества дзюдзюцу были трансформированы Дзигаро Кано в дзюдо.

Конкретное содержание занятий отражено в специальной программе по дзюдо и содержит 114 пунктов. Их перечисление заняло бы слишком много времени. Главное, что должны уметь ученики, это:

  • бороться с атакующим и обороняющимся противником, судить соревнования;
  • уважать противника, соблюдать этику борьбы, ставить цели и задачи в соответствии со своими тактико-техническими возможностями, самостоятельно планировать свои тренировки;
  • следить за безопасностью занимающихся, чистотой борцовского зала и спортивного инвентаря, не использовать запрещенные приемы, тренировки направлять только на укрепление здоровья.

Техника дзюдо состоит из трех разделов: бросков, борьбы лежа и боевого раздела. Для того чтобы овладеть ею, борцы должны уметь хорошо выполнять основные элементы борьбы. К ним относятся страховка (у к э м и) — умение падать после бросков, не повредив партнера и себя; перемещение нормальными шагами (аюмиаси) и подшагиванием (цугаиси); умение выбирать верный захват и неприступную стойку; владеть всеми способами выведения из равновесия противника (кудзуси) и уметь выполнять все повороты (тайсабаки).

Броски используются в обоюдной схватке, когда партнеры, ловко перемещаясь, пытаются вывести друг друга из равновесия и провести тот или иной прием. Например, стараясь сохранить равновесие, один из борцов пытается изменить центр тяжести партнера. Рационально используя точку опоры и точку приложения сил, он бросает противника в направлении выведения того из равновесия. В борьбе лежа партнеры также ищут возможность вывести друг друга из устойчивого положения и, используя ошибки противника, стремятся подавить его сопротивление. С повышением мастерства переходят к изучению комбинаций приемов. Обучающиеся начинают участвовать в соревнованиях. По мере усвоения основных элементов борьбы, роста индивидуального мастерства приходит умение держаться на татами, страховать партнера и себя.

Сегодня дзюдо — один из популярнейших видов борьбы. Тот, кто ценит в единоборстве не только физическую силу, но и ум, благородство, взаимное уважение, отдает свои симпатии дзюдо. Не случайно слово «дзюдо» можно перевести еще и как «искусство добиваться победы с помощью ума».

7 полезных качеств для воспитания ребенка-чемпиона

Как узнать, сможет ли ваш ребенок стать чемпионом? О чем говорить со спортивным ребенком? На развитие каких качеств следует сделать упор? «Ломать» характер или работать с тем, что есть? Как помочь ребенку достигнуть высот и остаться хорошим родителем? Обсудим все эти вопросы в нашей статье.

«Мой ребенок станет чемпионом?». Личные качества

Отдавая ребенка в спорт, многие родители чают вырастить настоящего чемпиона. Часто именно по этой причине ребенка и приводят в спортивную секцию, а не потому, что стремятся сохранить его здоровье, научить проводить время с пользой или для чего-то еще.

Но очевидно, что не каждый ребенок вырастет чемпионом, достигнет высот в спорте и принесет домой маме с папой увесистую медаль с престижных соревнований. Для этого нужно обладать не только подходящими для данного вида спорта физическими качествами и финансово-временными возможностями. Для этого нужен характер. Сильная личность.

По сути, развитие в спорте — это постоянное преодоление трудностей. Вот именно на это и стоит обратить внимание, когда вы задаетесь вопросом: «А будет ли мой ребенок чемпионом?». Важно то, как справляется с трудностями ваш ребенок.

Но в любом случае не спешите выносить окончательный вердикт. Помните, что это все же ребенок. И он находится на стадии активного развития и формирования. Просто очень важно на этом этапе честно ответить себе на вопрос, в чем ваш ребенок силен, а в чем нет. И от этого отталкиваться.

Спорт как часть жизни или развлечение

Редкий ребенок не проявляет никакого интереса к двигательной активности, и родители часто не знают, куда деть эту нескончаемую энергию. Но если ваш ребенок совсем не радуется активным играм и с удовольствием заменяет их чтением или вышиванием, то здесь все очевидно. Ему просто неинтересно. Это, конечно, не говорит о том, что спорт в его жизни — штука лишняя. Нет. Но достигнуть высот на этом поприще ему, вероятно, не суждено. И спорт здесь будет выступать в роли обязательной части поддержания здоровья (как, например, чистка зубов).

Если ваш ребенок всюду таскается с футбольным мячом, или если его не вытащить с детской площадки по причине непреодолимой вовлеченности в активную игру, или у него нередко не хватает выдержки высидеть на одном месте или идти спокойно рядом с вами, то для него спорт, скорее всего, будет в радость. Для такого ребенка спорт станет если не частью жизни, то уж любимым развлечением точно.

Всякий интерес в голове ребенка появляется и формируется тем, что его окружает.

Но и у неспортивных родителей бывают дети будущие спортсмены-чемпионы. Важно заметить увлечение вашего ребенка и всячески поддерживать его в этом. А еще лучше — увлечься самому. В идеале — заняться тем же, но можно и просто вгрызаться в теорию и историю развития любимого ребенком спорта (а лучше и всего спорта в целом). Сделайте так, чтобы ребенок был влюблен в спортивный мир, чтобы он мечтал быть его частью. Постоянные походы на интересные спортивные события, сотня секций в первый год спортивных проб, обсуждение мировых спортивных событий, утренняя семейная зарядка — все это должно стать неотъемлемой частью вашей жизни.

И, конечно, интерес обязательно нужно подкреплять развитием характера. И здесь есть немало хитростей для того, чтобы юный спортсмен не бросил все на полпути.

Целеустремленность

Понятие «целеустремленность» подразумевает под собой наличие у человека определенных убеждений, от которых он не отказывается под воздействием любых неудач и препятствий. Иными словами, это качество, которое помогает добиться того, чего еще не добивался никто. А значит — победить всех и стать чемпионом.

Цель — это движущая сила в воспитании спортсмена. Ее должен грамотно сформировать тренер, у которого занимается ребенок. А цель эта складывается из таких факторов, как мотивация, с которой ребенок пришел заниматься спортом. На ранних этапах занятий следует поощрять ребенка, отмечать его успехи и искренне гордиться пока еще скромными достижениями. Это поможет сформировать у ребенка позитивную самооценку и стремление к новым достижениям.

Целеустремленность формируются у юного спортсмена через подкрепление интереса к спортивной деятельности, через оценку достижений, а также через контроль спортивной деятельности. Т.е. не получится просто привести ребенка в секцию и через несколько лет забрать чемпиона. Успехи и неудачи, разбор ошибок и поддержка, ваше участие в жизни ребенка формируют его как личность.

Концентрация внимания

Концентрация внимания — еще одно важное качество для успеха в спорте. Любой спортсмен знает: включенность в ситуацию дает результат. Да что там, это знает не только спортсмен, но и любой из нас. Если вы концентрируетесь на работе, то она получается лучше, нежели если в процессе ее выполнения вы думаете о предстоящем походе в театр или конфликте с коллегой.

Спорт требует постоянной концентрации. Во время спортивных занятий она помогает преодолеть усталость, не расслабляться ни на секунду, доводить свои движения до идеала. А вне тренировочного процесса дисциплинирует личность от соблазнов и излишеств, которые не входят в обыденный режим дня юного спортсмена.

Развитию концентрации внимания уделяется много времени в спортивных тренировках и на занятиях в школе. А ваша задача, как родителя, сократить отвлекающие моменты в жизни вашего ребенка, вовремя решать проблемы в школе или конфликты внутри семьи. И, конечно, отличным помощником здесь выступает сформированный режим дня, который убирает из головы ребенка хаос и создает благотворную почву для концентрации на достижении цели.

Сила воли формируется под воздействием неудач и соблазнов. Маленький спортсмен с самого начала своего пути познает, что такое лишать себя многого. Есть надо только правильную пищу, ложиться вовремя, следить за здоровьем, преодолевать боль и травмы. Быть спортсменом сложно. А быть чемпионом сложнее в сто раз.

Даже если у ребенка что-то не получается с первого раза в повседневной жизни, не спешите сделать это за него. Ни в коем случае. Он такой же человек, как и вы, с руками и прочими частями тела. У него просто меньше опыта. И ему очень важно его получить. Поэтому в любой сложной ситуации подбодрите свое чадо, дайте подсказку или просто мотивируйте пробовать снова и снова. И не скупитесь на похвалу, когда ваш маленький спортсмен совершит удачную попытку.

Самоорганизация

Любой спортсмен должен иметь навык самоорганизации. В тот момент, когда рядом не окажется родителей, тренера или друзей по секции, у него должно быть понимание того, что он должен делать. Поэтому крайне важно, чтобы все решения вы принимали совместно со своим будущим чемпионом, объясняли ему почему, как, сколько и зачем он должен тренироваться, спать, есть и пр., чтобы в тот момент, когда он будет предоставлен сам себе, он чувствовал ответственность и понимал последствия своих действий.

Скромность

Успех и победы нередко возносят спортсмена в собственных глазах над другими, и это портит его отношения с окружающими, что может в дальнейшем принести много проблем. Скромность поможет избежать этого.

Ребенка следует учить быть сдержанным, умеренным и спокойным. Он должен уметь держать себя в рамках. Это помогает концентрации и достижению целей. Расскажите своему спортсмену, что скромность победителя украшает и возносит в глазах окружающих выше всяких достижений и формирует уважение к его личности, что ценно и не мимолетно.

Работа над собой

Умение работать над собой — механизм развития любого специалиста, в том числе и спортсмена. Спортивные достижения требуют кропотливого труда над личностью, телом и способностями.

У ребенка должно быть осознание того, что он сможет добиться всего, нужно только стараться и совершать действия для достижения своей цели, развиваться и работать над собой без чьих-либо указаний.

Заключение

Все качества, которые мы обсудили в данной статье, неотъемлемы для личности настоящего чемпиона. Не каждому ребенку и не каждому родителю под силу выдержать все испытания на пути к победе. И не каждый станет спортсменом-чемпионом.

Но спортивное воспитание закалит характер и пригодится в достижении целей в любой области, какую бы ни выбрал ваш ребенок уже будучи взрослым.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

ВИДЫ ТАКТИКИ В ДЗЮДО

ВИДЫ ТАКТИКИ В ДЗЮДО

В теории борьбы дзюдо выделяют 3 вида тактики: тактика соревнований, тактика ведения поединка и тактика выполнения приемов.

1. Тактика соревнований

Задача тактики соревнований — определить направления действий дзюдоиста для достижения спортивного результата. Составление тактического плана к соревнованиям в общих чертах включает:

а) разведку (сбор информации);

б) оценку обстановки или прогнозирование будущих ситуаций;

в) выбор основного и запасного вариантов действий дзюдоиста в соревнованиях;

г) уточнение тактического плана в связи с возможными изменениями ситуации в ходе соревнований и его реализации.

Тактика участия в соревнованиях реализуется через установку дзюдоиста на предстоящую деятельность. Установка может быть нескольких видов: на достижение первенства — «на победу»; на превышение собственного результата — «на личный рекорд»; на демонстрирование определенного результата — «отбор к другому старту», «на призовое место». У каждого вида установок существуют особенности формирования.

При подготовке дзюдоистов к соревнованиям наиболее сложный вариант тактической установки «на победу». Он должен базироваться на всесторонней подготовленности спортсмена. Опора на собственную подготовленность внушает дзюдоистам уверенность в своих силах и возможностях ее реализации в конкретных соревнованиях.

Установка «на личный рекорд» более простая для применения в соревнованиях. Для ее реализации необходимы: высокий уровень физической подготовленности и готовность дзюдоистов строить противоборство в зависимости от ранее наработанного и успешно проводимого в соревнованиях тактического плана.

Рис. 8. Факторы успешности ведения поединка (по T. Kasaki, 1993)

Тактическая установка «на результат» (призовое место, отбор для участия в других соревнованиях, проверка качества освоения технических и тактических действий) чаще всего применяется в практике дзюдо. Соревнования, в которых «проверяются» наработанные умения и навыки, очень важны для дзюдоистов, поскольку позволяют установить уровень сформированности «коронных» приемов, эффективность формируемых умений и навыков. Тактическая установка «на результат» позволяет рассчитывать силы и в то же время навязывать сопернику свой стиль противоборства.

Наступательная тактика в эпизоде поединка

Тактическое мастерство дзюдоистов, реализуемое в соревнованиях, зависит от комплексного проявления их физической, технической, психологической подготовленности. Основой тактического мастерства в дзюдо являются тактические знания, умения, навыки и тактическое мышление. Компонентами тактического мышления являются способность к восприятию, оценке, переработке информации, а также предвидение возможных действий соперника.

Реализация намеченной тактики проводится в предсоревновательной подготовке дзюдоистов. Для этого тренер-преподаватель использует планирование, заключающееся в распределении по времени средств и методов тренировки, необходимое для накопления подготовленности дзюдоиста к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях.

Контратакующая тактика в эпизоде поединка

Непосредственно в период соревнований для реализации намеченной тактики дзюдоисты применяют следующие действия:

а) подавление — действия дзюдоиста, направленные на создание превосходства над соперником и состоящие в применении имеющегося преобладания в одной или нескольких сторонах собственной подготовленности (технической, тактической, физической или морально-волевой);

б) маскировка — применяется дзюдоистом с целью скрыть свои намерения и тактические планы или вынудить соперника принять необходимое для собственной победы тактическое решение.

2. Тактика ведения поединка

Задача тактики поединка — предварительно наметить и при необходимости перестроить тактический план действий в противоборстве с конкретным соперником. Особенности этого вида тактики тесно взаимосвязаны с физической и обусловлены психологической подготовленностью дзюдоистов и свойствами их индивидуальности.

Успешная реализация тактики ведения поединка усиливается рядом факторов (рис. 8).

В тактике ведения поединка выделяют способы, определяющие поведение дзюдоистов в противоборстве.

Наступательная тактика характеризуется прямой стойкой, свободной манерой противоборства, реализацией комбинационных действий, состоящих из различных тактических маневров, сочетающихся с реальными попытками выполнения приемов.

Контратакующая тактика имеет свой признак — построение противоборства на встречных и ответных атаках, используя благоприятные моменты, возникающие при активных действиях со стороны соперника.

Оборонительная тактика в эпизоде поединка

Оборонительная тактика у дзюдоистов проявляется сосредоточением внимания на защите, низкой активностью в поединке, попытками атаковать соперника в случае его ошибок.

Реализация тактического плана поединка разрабатывается с учетом определенных условий:

а) способы решения тактических задач должны быть разрешены правилами соревнований по дзюдо;

б) реализуемые тактические приемы должны соответствовать состоянию дзюдоиста (уровню его спортивной формы, подготовленностью к конкретному соревнованию);

в) тактический план должен составляться с учетом информации о соперниках («коронные» приемы, уровень специальной подготовленности, особенности психики и др.).

3. Тактика выполнения технических действий

Важной частью тактики дзюдо являются тактические действия при выполнении атакующих и защитных действий. Этот вид тактических действий также как и другие виды тактики в дзюдо неотделим от степени освоенности дзюдоистами технических действий. В ходе поединка с их помощью решаются 2 задачи: создание динамической ситуации, удобной для выполнения оцениваемого действия, и выполнение самого действия.

Важную роль при проведении технических действий в поединке играет тактика подготовки ситуаций для выполнения атакующих действий. Она характеризуется действиями дзюдоиста, которые заставляют соперника нарушить свое равновесие в нужном направлении. Такие действия применяют не только для того, чтобы поставить соперника в неудобные и неустойчивые для него положения, но и вызвать напряжение его силы и тем самым создать благоприятные условия для проведения бросков.

Тактические умения проведения атакующих действий заключаются у дзюдоистов в использовании благоприятных условий, возникающих в ходе поединка, и в умении их создавать. На успешность проведения технических действий в поединке влияют:

а) положения тела, которые принимают дзюдоисты в противоборстве, они могут способствовать (затруднять) выполнение технических действий;

б) направления усилий соперника;

в) физическое ослабление соперника;

г) слабая психическая подготовленность соперника.

Важнейшее условие выполнения атакующих действий — выведение из равновесия партнера (соперника). Существуют следующие основные направления выведения из равновесия: вперед, назад, вправо, влево, вправо-вперед, влево-вперед, вправо-назад, влево-назад. Выполняя выведение из равновесия, атакующий дзюдоист должен сохранять устойчивое положение тела, позволяющее провести техническое действие.

В период соревнований благоприятная для проведения атакующего действия динамическая ситуация может появиться случайно или создаваться дзюдоистом преднамеренно. В ходе поединка часто затруднен выбор правильного решения в различных ситуациях, поэтому важно изучать и моделировать в учебно-тренировочном процессе различные тактико-технические действия применительно к ситуациям, возникающим в ходе поединка. Применение тактических действий зависит от реакции соперника:

а) при защите благоприятные условия могут быть специально созданы путем использования способов тактической подготовки — угроза, выведение из равновесия и сковывание;

б) при атакующих (контратакующих) действиях применяются тактические действия — встречная атака и вызов;

в) заставить противника ошибиться можно, применяя тактику повторной атаки, обратного вызова, двойного обмана.

Способы тактической подготовки для создания благоприятных условий в результате ответной реакции соперника (А. Н. Ленц) следующие:

— способы, благодаря которым дзюдоист добивается необходимой ему защитной реакции соперника — угроза, сковывание, выведение из равновесия;

— способы, обеспечивающие выгодную для дзюдоиста активную реакцию со стороны соперника — вызов;

— способы, в результате которых соперник либо не реагирует на действия дзюдоиста, либо реагирует ослабленной защитой, либо расслаблением, к ним относятся повторная атака, обратный вызов, двойной обман.

Ссылка на основную публикацию