Как появилось Бразильское Джиу-Джитсу ее основатели и лучшие бойцы мира | Karate-krs.ru

Как появилось Бразильское Джиу-Джитсу ее основатели и лучшие бойцы мира

История бразильского джиу-джитсу

Возникновение

Бразильское джиу-джитсу берёт своё начало от Мицуё Маэды (яп. . ) — мастера японского дзюдо, ученика Дзигоро Кано (яп. . ). Для Дзигоро Кано дзюдо было не просто боевым искусством — это был и спорт, и способ поддержания человека в хорошей физической форме, и метод развития силы воли, и, самое главное, путь к достижению душевного умиротворения. Искусство, которое со временем будет названо «бразильское джиу-джитсу», также впитало в себя эти принципы.

Мицуё Маэда, будучи одним из лучших японских мастеров борьбы на земле (в партере), в 1904 году отправился в путешествие по миру. Во всех странах, где бы он ни оказался, мастер принимал участие в показательных поединках с практиками разных стилей и направлений единоборств — борцами, боксёрами, саватёрами, и в ноябре 1914 года он прибыл в Бразилию.

Считается, что БЖЖ — это развитие традиционного японского джиу-джитсу, и что Мицуё Маэда практиковал его. Однако Маэда никогда не обучался джиу-джитсу (хотя он действительно обучался в Кодокане дзюдо, которое частично произошло из японского джиу-джитсу). Поначалу, будучи подростком, он обучался искусству сумо, но, впечатлившись историями об успехе дзюдо на соревнованиях между борцами дзюдо и джиу-джитсу, которые проходили в то время, он сменил сумо на дзюдо, начав обучаться у Кано в Кодокане. Он стал 7-м даном в дзюдо Кодокан за день до смерти. Мицуё Маэда умер в 1941 году.

В 1914 году Мицуё Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Там он встретил Гастана Грэйси (порт.Gast?o Gracie), местного аристократа. В 1916 14-летний сын Гастана — Карлуш Грэйси (Carlos Gracie) — наблюдал демонстрацию искусства Маэды в Театре Мира (порт. Teatro da Paz) и решил изучить его. Маэда принял Карлуша в ученики, тот стал мастером и вместе со своим младшим братом Элиу Грэйси (H?lio Gracie) заложил основу современного бразильского Грэйси Джиу-Джитсу.

В 1921 году Гастан Грэйси и его семья переехали в Рио-де-Жанейро. Карлуш, которому было 17 лет, передал знания, полученные от Маэды, своим братьям — Освальду (Osvaldo), Гастану (Gast?o) и Жоржи (Jorge). Элиу был тогда слишком молод и болен для того, чтобы заниматься этим искусством, он не мог участвовать в тренировках из-за медицинского запрета. Несмотря на это, Элиу учился, наблюдая за братьями. Свои недуги он всё же смог преодолеть. Он считается многими основателем бразильского джиу-джитсу (хотя другие, например Карлсон Грэйси(порт. Carlson Gracie), называют Карлуша основателем этого искусства).

Элиу Грэйси участвовал в нескольких соревнованиях по дзюдо до сдачи (submission judo), и большинство поединков с его участием закончились вничью. Одно поражение ему было нанесено японским дзюдоистом Масахико Кимурой (яп. ?? ??) во время посещения им Бразилии (в 1951 году); фамилией победителя Грэйси позже назвали болевой приём на плечевой сустав, которым был побежден Элиу. Семья Грэйси продолжала развивать систему БЖЖ в течение всего XX столетия, часто борясь на соревнованиях Vale Tudo (предшественники современного MMA), что помогло сконцентрировать её на борьбе на земле и усовершенствовало её технику. Многие полагают, что Элиу Грэйси имеет 6-й дан по дзюдо. Однако в Кодокане нет никаких записей о том, что Элиу Грэйси имел какой-либо дан в дзюдо.

Сегодня главное различие между стилями бразильского джиу-джитсу (традиционным Грэйси Джиу-Джитсу, специализирующемся на самообороне, и спортивной ориентацией бразильского джиу-джитсу) — это борьба за очки. Эти стили имеют много общего. Кроме того, существует много разнообразных техник при обучении в различных школах с точки зрения её использования против того, кто сильнее.

Бразильское джиу-джитсу специализируется на переводе противника в партер (на землю) и использовании техники борьбы на земле. Этот стиль борьбы включает в себя болевые приемы и удушения, с помощью которых можно заставить противника сдаться (спортивное джиу-джитсу) или обезвредить его (боевое джиу-джитсу). Считается, что большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ во время борьбы на земле.

БДД использует разнообразные виды бросков после взятия захвата. Как только противник оказывается на земле, можно применить множество манёвров (и противоманёвров), чтобы управлять противником, переводя его в подходящее положение, а затем использовать болевой приём и заставить сдаться. Достижение доминирующего положения на земле является одним из принципов стиля бразильского джиу-джитсу и включает эффективное использование положения «гард» (guard), чтобы защититься во время борьбы на земле, и прохождение «гарда», чтобы доминировать в ключевых позициях: сайд маунт (side mount или, используя терминологию самбо, «удержание сбоку»), маунт (mount) и бэк маунт (back mount или «удержание со спины»). Этот стиль маневрирования и манипуляций похож на шахматы, в которые играют два опытных шахматиста. Болевой приём (удушение) и последующая сдача — эквивалент шаха и мата в шахматах. Однако в некоторых случаях борьба может быть продолжена, несмотря на полное осуществление приёма.

У классического джиу-джитсу старой Японии, казалось, не было никакой общей стратегии ведения борьбы для её участника. Действительно, это было одним из самых фундаментальных и проницательных критических замечаний Кано к классической программе. Мицуё Маэда не только преподавал искусство дзюдо Карлосу Грэйси, но также и преподавал специфическую философию о природе боя, развитого Кано, и далее усовершенствованное Маэдой, основанное на его международных путешествиях, схватках против борцов, владеющих большим разнообразием боевых искусств. — писал Хензо Грэйси (порт. Renzo Gracie) в своей книге «Mastering Jujitsu».

Книга разъясняет теорию Мицуё Маэды, и автор утверждает, что в схватке могут быть выделены различные фазы: фаза ударов, фаза захвата, фаза на земле и т. д. Таким образом, первостепенная задача умного борца — держать борьбу в той фазе боя, что лучше всего подходит для его возможностей. Хензо Грэйси заявил, что этот фундаментальный принцип оказал влияние на стиль Грэйси, совершенствуя бразильское джиу-джитсу. Позже эти положения в течение долгого времени совершенствовались семьей Грэйси и другими, что стало прекрасным подспорьем в современном MMA.

Как появилось Бразильское Джиу-Джитсу ее основатели и лучшие бойцы мира

Хиксон Грейси лучший боец и продолжатель Бразильского Джиу-Джитсу

Появление Бразильского Джиу-Джитсу Грейси

В 1914 году японский мастер дзю-до и джиу-джитсу Мицуо Маеда (Mitsuo Maeda), прозванный Каунт Кома (Count Koma) — что значит — Граф Битвы, приехал в Бразилию.

Древо развития мастеров бразилського Джиу-Джитсу в Бразилии

В качестве благодарности, за помощь, оказанную ему видным бразильским политиком по имени Гастао Грейси (Gastao Gracie), Кома вызвался обучить искусству джиу-джитсу сына Гастао — Карлоса. Карлос Грейси, в свою очередь, обучил своих братьев (одним из которых был Хелио). Постоянно участвуя в боях без правил, они продолжали шлифовать и улучшать своё боевое искусство, разрабатывая то, что сейчас известно как Бразильское Джиу-Джитсу Грейси.

Известность Джиу-Джитсу в Бразилии

В то время в Бразилии не было другой техники боя кроме бокса и капоэйры. Только Джиу-Джитсу обладало борцовской техникой ведения боя на земле. Карлос и его братья сделали имя своей семьи знаменитым, сражаясь в многочисленных поединках — как на улице, так и в показательных боях.

Первая школа боевого искусства созданная Карлосом Грейси

Первую академию Джиу-Джитсу Карлос Грейси открыл в городе Белем в 1925 году. И также как и Маеда, борцы из академии Джиу-Джитсу Грейси начали вызывать на бой другие школы.

Самым знаменитым из братьев стал самый младший — Хелио.

Он побеждал всех своих противников и вскоре стал сильнейшим бойцом ( прим.: Хелио потерпел только два поражения: японцу Кимуре и Вальдемару Сантане, своему собственному ученику в поздние годы).

Как Хелио Грейси вызывал другие школы на бой и выигрывал

Хелио Грейси впервые вышел на ринг в возрасте 17 лет во Фронтао против боксёра по имени Антонио Португал. Хелио победил его за 30 секунд. Он также победил японского дзю-докая Намики в 1932 году. Это был в его карьере поединок джиу-джитсу/дзю-до и первый раз, когда он на бой вышел в дзю-доистком кимоно Хелио Грейси не только стал чемпионом, но и развил джиту-джитсу в тот стиль, который стал известен как Бразильское Джиу-Джитсу.

Появление фразы: Дайте мне рычаг и я переверну землю

Хелио Грейси сегодня слева

Из-за своего маленького веса и отсутсвия физической силы Хелио приходилось подбирать себе только такую технику, которая бы позволяла ему полагаться не на мощь мышц, а на рычаги.

Его любимыми словами всегда были знаменитые слова Архимеда: «Дайте мне рычаг и я переверну землю».

Именно благодаря этому принципу Бразильское Джиу-Джитсу позволяет более слабому и лёгкому человеку одерживать верх над сильным и тяжёлым противником. Хелио рассказывал, что он иногда не мог выбраться из определённых позиций и удержаний, в которые загоняли его братья, и поэтому был вынужден изобретать собственные новые приёмы для того, чтобы с ними справляться.

Потеря боевого предназначения Джиу-Джитсу

В ХХ веке многие боевые искусства утеряли своё combative rationale (боевое предназначение). Например в Японии, искусства войны (будзюцу) переродились в будо, что означает «боевой путь».

С установлением мира и общей модернизацией в Японии, опасные и прагматичные техники уступили место боевым искусствам, которые делают упор на искусство, а не практичность, и социализировались в сторону спортивной соревновательности. Те кто знаком с довоенным Дзю-До Кодокан понимают насколько быстро Дзю-До трансформировалось в спорт и утеряло свою боевую эффективность, также как и само Дзю-До Кодокан в своё время дистанцировалось от «старых» школ джиу-джитсу и их зачастую «слишком опасных» техник, как это было осуществлено основателем Дзю-До Джигоро Кано.

Корни Бразильского Джиу-Джитсу

Бразильское джиу-джитсу, или Джиу-Джитсу Грейси — боевое искусство, созданное и разработанное семьёй Грейси из Бразилии. Карлос Грейси обучился джиу-джитсу у Японского дзю-докая по имени Маеда, который эмигрировал в Бразилию в начале ХХ века. Корни этого искусства лежат в до-военном Дзю-до Кодокан, западной борьбе и собственном боевом опыте Маеды.

Что сейчас делают потомки семьи Грейси самых сильных бойцов Джиу-Джитсу в мире

Видео: Семья Грэйси и рождение ММА

Все мужчины семьи Грейси — потомков шотландских иммигрантов в Бразилию, владеют боевым искусством джиу-джитсу и защищают семейный «Вызов Грейси» — приглашение любому желающему сразиться с ними. Они готовы любому доказать превосходство своего стиля над другими.

Два знаменитых сына Хелио — Хойс и Хиксон помогли популяризовать Джиу-Джитсу Грейси (Бразильское Джиу-Джитсу) в США, Японии и по всему миру, одерживая победы в чемпионатах по Боям Без Правил. В настоящее время сильнейшим бойцом семьи Грейси считается Хиксон (Rickson Gracie).

Хиксон Грейси считается самы сильным бойцом Бразильского Джиу-Джитсу

Бразильское джиу-джитсу — боевое искусство, которое уравнивает шансы дохляков и верзил

Ты — паренек, который не знает, как одолеть буйного соседа-троглодита, в котором 120 килограммов веса и два метра роста? Или девчонка, которой не дает прохода здоровенный забияка во дворе?

Насколько бы противник ни был здоровым, его можно одолеть при помощи бразильского джиу-джитсу. Отвратительные мужики расскажут о том, как с помощью этого вида единоборств любой щуплый задохлик сможет придушить даже самого могучего детину.

История бразильского джиу-джитсу

Бразильское джиу-джицу появилось в начале XX века, когда из Японии в Бразилию прибыл мастер дзюдо Мицуе Маеда, решивший популяризировать свое искусство в Латинской Америке. Его умениями сразу же заинтересовались местные энтузиасты, в том числе парни из семьи Грейси, которая иммигрировала в начале XIX века из Шотландии.

Сначала у японца выучился Карлос Грейси, а когда он открыл собственную школу, к нему присоединились и его братья. Младший, Хелио Грейси, имел серьезные проблемы со здоровьем, и так как ему было трудно выполнять сложные приемы, он стал совершенствовать систему японского дзюдо под себя.

Из практик Хелио постепенно выросло бразильское джиу-джицу — боевая система, которая призвана помочь менее развитому физически человеку одолеть в бою более крупного противника. Стиль уделяет особое внимание борьбе на земле, ведь именно в партере частично нивелируется превосходство массы и силы, так что у маленького, но юркого человека появляется хороший шанс на победу.

Хелио Грейси неплохо «обкатал» новое джиу-джитсу и пошел с ним в народ. Новоиспеченный мастер бросал вызов любому бойцу, не важно какой тот весовой категории или какое боевое искусство он практикует. Газеты того времени часто пестрили объявлениями: «Хочешь, чтобы тебе сломали ребра — обращайся в школу Грейси».

Карлос Грейси проводит болевой захват

Вызывающая реклама и успехи на ринге принесли братьям Грейси скандальную известность. После одного из боев их даже посадили в тюрьму за хулиганство, но возмущенная общественность, которой нравились удалые молодцы, дошла аж до президента, и тот вынужден был извиниться и выпустить братьев Грейси на свободу.

Окрыленные славой Карлос и Хелио популяризируют свою систему, проводя различные официальные и не очень поединки по вале-тудо — предшественнику ММА. В нем кроме борьбы, стало можно наносить и удары. Особенно запомнился бой Хелио Грейси со своим бывшим учеником Вальдемаром Сантаной, которого настроили против мастера недоброжелатели.

Мастер Хелио Грейси

Бойцы бились два часа сорок минут, в течение которых пожилой, но опытный Хелио, весивший меньше противника на 27 килограммов, умело бился с Сантаной, но все же проиграл. На репутацию мастера это никак не повлияло, и уже на следующий день к нему записалось еще сто двадцать человек, желающих научиться также бодро драться.

После Хелио за продвижение бразильского джиу-джитсу в массы взялся его сын Ройс Грейси, который уехал помогать брату Рориону в США, где они организовали борцовский зал прямо в гараже, и звали туда всех, кто хотел попробовать их побить.

В 1993 году Рорион Грейси и друг Артур Дейви создали первый чемпионат UFC, ставший самой сильной лигой ММА в мире, однако поначалу они с трудом смогли набрать всего восемь бойцов. Именно Грейси и Дейви придумали октагон — клетку, в которой не было неудобных углов и нельзя было вывалиться за канаты.

Для показательных выступлений было решено выставлять низкорослого Ройса, чтобы он смог продемонстрировать зрителям, что даже внешне небольшой человек может победить более крупного. Система работала — Ройс выиграл три чемпионата UFC, борясь с противниками, превосходившими его и весом и силой.

Так постепенно бразильское джиу-джитсу стало неотъемлемой частью подготовки профессиональных бойцов ММА.

Чем бразильское джиу-джитсу хорошо в драке?

В бразильском джиу-джитсу львиную долю внимания уделяют борьбе на земле, а победить можно, удушив противника или сделав ему болевой, после которого он вынужден будет сдаться. Под это подстраивается вся методика обучения, акцентированная на действия на земле в большей степени, нежели в стойке.

Не в последнюю очередь именно поэтому БДД часто начинают заниматься девушки. В среднем они гораздо легче и слабее мужчин, но при этом чаще всего они более гибкие и ловкие. Конечно, это преимущество не абсолютно, но оно дает отличные шансы представительницам слабого пола забарывать зарвавшихся мужланов.

Также важный момент — плечевой пояс у девушек развивается медленнее, чем ноги и бедра, а удушающие или болевые приемы ногами в бразильском джиу-джитсу как будто намеренно созданы для того, чтобы их применяли дамы.

Однажды в Великобритании некий мужчина попытался изнасиловать незнакомку, однако та сделала ему удушающий «треугольник», от которого здоровяк попросту вырубился

Тактика в этом смысле весьма подходящая — насильник валит девушку на землю и думает, что одержал легкую победу, однако ловкие женские ножки тут же перехватывают мужику горло, захлопываясь в смертельном приеме.

Во время уличной драки тот же «треугольник» отлично срабатывает, особенно когда противник этого не ожидает. Простофиле кажется, что он доминирует и побеждает, но, не заметив «треугольник», он сразу же оказывается в безвыходном положении и вынужден безропотно получать по голове.

Или в этой драке, где борец проводит противнику особенно болезненную скрутку пятки.

Конечно, при всех плюсах этого боевого искусства, у него есть и минусы. Так как правила борьбы стимулируют работу именно в партере, адепты бразильского джиу-джитсу часто не уделяют должного внимания стойке и порой проигрывают толковым «вольникам».

В наших широтах не всегда получается применять приемы из бразильского джиу-джитсу. Зимой, когда все одеты в толстые пуховики и дубленки, это боевое искусство серьезно проигрывает другим видам единоборств. Те же «ударники» имеют преимущество также и в драке с несколькими противниками, так как всем сразу провести болевые приемы не получится.

Также многие приемы не всегда эффективны, если противнику не запрещено слэмить, как, например, в бою Рампейжда Джексона в Прайде, во время которого Рикардо Арона попытался накинуть противнику треугольник.

Однако в целом приверженцы бразильского джиу-джитсу чувствуют себя в октаконе вполне комфортно. Взять хотя бы Фабрисио Вердума или братьев Диас, один из которых, Нейт, задушил в первом бою Макгрегора.

Нельзя забывать и про Маккензи Дерн, спортсменку и красавицу, черный пояс по БДД, которая недавно подписала контракт с UFC и уже выиграла один бой. Дерн — отличный пример фразы про «размер не имеет значения». При весе в 52 кг она смогла победить Габи Гарсию, которая весит больше на целых 40 кг. Впрочем, до того Дерн проиграла ей 5 раз.

Подводя итоги. БДД — может и не Кольт 45-го калибра, но тоже способно уравнять между собой противников вне зависимости от их комплекции. Если девушке хочется обезопасить себя и заняться каким-нибудь видом единоборств, ей можно посоветовать именно бразильское джиу-джитсу. Сама природа наградила дам габаритами, с которыми при должном умении можно ломать даже самых могучих несносных мужиков.

История появления бразильского джиу-джитцу

Период отпусков закончился, а значит можно продолжить делиться информацией о таком виде спорта, как бразильское джиу-джитцу.

В этом посте речь пойдёт о истории появления BJJ.

Бразильское джиу-джитсу берёт своё начало от Мицуё Маэды — мастера японского дзюдо, ученика Дзигоро Кано.

Митцуё Маэда был одной из звезд среди учеников Дзигоро Кано, и в этом качестве его попросили помочь распространению стиля своего учителя. Маэда путешествовал по всему миру, демонстрируя искусство на аренах цирков, в США, Англии и во многих других странах. Он сражался во многих профессиональных поединках и таким образом нарушил многие моральные заповеди дзюдо, которые были достаточно строгими. Возможно именно поэтому Маеда называл свое искусство дзю-дзюцу, а не дзюдо. Когда он стал сражаться как профессиональный боец, Маеда очень часто был вынужден применять техники, запрещенные в дзюдо, но бывшие частью изученного им ранее дзю-дзюцу. Кроме того, Маеда был умным и внимательным новатором. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убирал те, которые считал не эффективными. Он разрабатывал свой собственный стиль, целью которого было успешное противостояние двум основным типам бойцов на Западе — борцам и боксерам. В вопросах техники он отошел от чистого дзюдо. Обучая людей, которых он встречал в своих путешествиях, Маеда настаивал на том, чтобы они называли его стиль дзю-дзюцу. Потрясающие достижения сделали его легендой в Центральной и Южной Америке.

В 1914 году Мицуё Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Там он встретил Гастана Грэйси (порт. Gastão Gracie), местного аристократа, сына шотландского эмигранта Джорджа Грейси и между ними завязалась дружба.

Гастан был крайне недоволен поведением собственного сына Карлоса. Он просит Маэду обучить сына его искусству, чтобы тот стал более дисциплинированным. Маэда принял Карлоса в ученики.

Карлос (имена других Освальдо, Гастао, Джордж, Хелио) был старшим в семье. Он родился 14 сентября 1902 г. В 14 лет Карлос начал тренироваться под руководством Маеды и всю свою безграничную энергию направил на изучение искусства дзю-дзюцу. Мог ли кто-то предположить такое? «Из всех учеников, обучавшихся у Маэды, а их было не мало, так как он преподавал по всему миру, только один проникся глубиной и величием знания, став профессионалом дзю-дзюцу. Мне кажется, мой отец с самого начала чувствовал суть того, чему учился. Не удивительно, что он впоследствии создал свою школу, которая существует на протяжении уже 80 лет», — вспоминает Рейла (дочь Карлоса).

Главные уроки, которые Маэда преподал Карлосу, были такими:

— Искусство борьбы, с небольшими дополнениями может превратиться в крайне эффективный боевой стиль, который может нейтрализовать силу противника и использовать его слабости.

— Спарринг позволяет ученикам успешно усвоить техники именно в таком виде, как они должны применяться в реальном бою.

— Собственно техника джиу-джитсу.

— Основная тактика, приносящая победу, та, с помощью которой можно сбить бойца-ударника с ног, тем самым лишая его главной силы (ударов руками и ногами) и обретая контроль (борцовские захваты на удержание).

Маэда много путешествовал и вплотную занимался вопросом колонизации Бразилии, оставляя юного Кралоса один на один с непонятными техническими деталями, которые тот постигал сам. Маэда как бы показывал первые шаги в освоении новой техники и обучал проверенной победной тактике. Кроме того, в качестве собственного наследия, он оставил бразильцам отличные методы тренировки, философию реального поединка и явные доказательства эффективности стиля. Поэтому, можно сделать вывод, что Карлос совершенствовал и развивал технику джиу-джитсу сам.

С ухудшением экономической ситуации отец с семьей переезжает в Рио-де-Жанейро в поисках лучшей жизни, затем в Сан Паоло, и наконец, в Бело Хоризонт.

В 22 года Карлос начал зарабатывать преподаванием дзю-дзюцу. «Он был похож не на бойца, а на шахматиста. Он тренировал в полицейских академиях и так как они ничего о нем не знали, ему приходилось демонстрировать эффективность той борьбы, в которую он верил. Он доказывал, что с помощью дзю-дзюцу можно творить чудеса и что он сам — превосходный боец», — говорил Рилион.

В 1925 году Карлос открывает первую академию дзю-дзюцу. В тридцатые года нужно было всегда доказывать эффективность дзю-дзюцу в боях. Соперников искали через газетные объявления (например «Хочешь иметь сломанные ребра? — Обращайся к Карлосу Грейси») Так происходило становление боевого искусства смешанного стиля. Карлос провел множество поединков, самые известные это в 1924 году в Сан Паоло с представителем японского дзю-дзюцу Гео Омори. Бой без правил в Рио-де-Жанейро против мастера капуэйро Самуэля и последний бой против Руфин в 1931г. Влияние, которое оказывал Карлос на своих детей и родных братьев, было столь велико, что современные фанаты вряд ли смогут представить это себе. Он был учителем, стратегом, покровителем, идеологом — все это Рейла написала в своей книге. «Он был совестью семьи, ее ядром, точкой отсчета, в 80-х после каждого поединка все собирались вместе для того, чтобы оценить выступление каждого, сильные и слабые стороны. Когда он умер , я почувствовал, что жизнь изменилась. Он ни разу не ударил ребенка, никогда не бранился, не оскорблял противников. Он был воплощением добра. Это бесценно »

Первыми учениками Карлоса были его младшие братья – Освальдо, Гастао, Джордж и Хелио. Хелио был на 11 лет младше Карлоса, был слаб здоровьем, часто падал в обмороки, но и он всегда наблюдал за Карлосом и старался перенять его мастерство. Отчасти именно здесь начинаются споры о том, при ком из членов клана Грейси техника Маэды окончательно преобразилась в бразильское джиу-джитсу – Карлосе или Хелио? Каждая ветвь клана отвечает по-разному. Но вернёмся к повествованию. Карлос даёт уроки Хелио, но у него достаточно хрупкое тело, из-за чего возникают проблемы в применении тех или иных движений.

Все братья Грейси стали инструкторами в академии Карлоса, кроме одного — Хелио.

Младший в семье и самый худосочный, он как-то не дотягивал до уровня преподавателя школы боевых искусств. Но Хелио внимательно наблюдал за тем, что происходило в Академии, и обдумывал собственную технику борьбы. Однажды, когда Хелио было 16 лет, один из учеников Карлоса пришел на занятие, но того не было. Хелио, помня все движения, которые показывал его брат, предложил начать тренировку. Когда тренировка подошла к концу, появился Карлос, извиняясь за свое отсутствие. Ученик ответил: «Все нормально, я очень доволен тренировкой с Хелио. Если Вы не возражаете, в следующий раз я продолжу тренировку с ним.» Карлос согласился. Так, волею случая, Хелио стал тренером. Вскоре он осознал, что техника, которую он наблюдал на уроках Карлоса, не так уж проста в исполнении. В неустанном поиске ответов на свои вопросы по повышению эффективности дзю-дзюцу Хелио решился отойти от традиционной техники, преподаваемой его братьями. Он начал изменять движения таким образом, чтобы несмотря на слабое тело, он сам мог выполнять их. Хелио с ранних лет, наблюдая за Карлосом и воспринимая его не только как брата, но и отца, упрочил семейную традицию в организации поединков под руководством старшего брата. Несмотря на то, что все Грейси были известны как первоклассные бойцы, выделяли именно Хелио, весившего 140 фунтов (63,5 кг). Он был первым кумиром в области спорта в Бразилии. Его впечатляющие поединки, демонстрирующие смелость и отвагу, являющиеся образцом безупречной техники и особого стиля жизни, сделали его идеалом, символом надежды для целой нации. Так родилась школа джиу-джитсу Грейси.

За свою карьеру Хелио провел 17 только официальных боев, включая поединки против чемпионов по борьбе, Фреда Эберта и Владека Збыско. Когда в Бразилию прибыл чемпион мира по дзю-дзюцу Масахико Кимура, Хелио представился случай проверить свою технику в поединке против самого лучшего спортсмена, и он бросил вызов. К удивлению, такой именитый чемпион отказался, объясняя свой отказ разницей в весе (примерно 80 фунтов — 36,3 кг) и тем, что у Хелио не было разряда, а значит, он был не стоящим соперником. Кимура предложил провести поединок с Като, вторым бойцом дзю-дзюцу в мире. Он весил на 40 фунтов (18,14 кг) больше Хелио. Хелио сражался с Като два раза. Первую встречу проводил со сломанным ребром, эту травму он получил во время тренировки неделей ранее. Несмотря на серьезный риск и противопоказания доктора Хелио провел поединок в ничью. Месяц спустя, во время повторного поединка, на глазах изумленной толпы Хелио провел удушающий прием, в результате которого Като 6 минут находился без сознания. Эта убедительная победа оказала давление на великого Кимуру, который теперь должен был отстаивать честь Японии. Поединок прошел в Марокано, на самом большом футбольном стадионе в мире. На 13-ой минуте Кимура провел свой коронный прием — «замок Кимура» (удэ-гарами). Карлос, опасаясь, что Хелио не сдастся и получит серьезную травму, бросил полотенце, прекращая встречу с японским чемпионом. Кимура был так впечатлен выступлением Хелио, что через день после поединка он пришел в академию Грейси в Рио и пригласил Хелио учиться в Японии.

Самый важный поединок в истории Бразильского Джиу-Джитсу

*Статья братьев Валенте.

67 лет тому назад, 23 октября 1951 года, в Рио прошел возможно самый важный поединок по Бразильскому Джиу-Джитсу в истории спорта. Схватка проводилась на легендарном стадионе Маракана, который в то время был крупнейшим в мире, изначально он предназначался для кубка Мира по футболу 1950, вместимость — больше 200.000 человек. Чтобы понять все напряжение проходящего поединка, стоит для начала вернуться в прошлое и вспомнить немного истории, в частности победы Хелио Грейси над чемпионами из Японии, а также взглянуть на ту работу, которую вели братья Грейси в противостоянии Дзюдо и БЖЖ.

В конце 19 столетия японские иммигранты путешествовали по миру и распространяли древнюю боевую систему, известную как Джиу-Джитсу. Распространение этого искусства было довольно неорганизованным, японцы принимали участие на различных мероприятиях, где учили иностранных студентов своему собственному стилю по всему миру. Когда японское правительство осознало, какой интерес вызывает их национальное боевое искусство, они дали указание главе Кодокана, Дзигоро Кано, организовать Джиу-Джитсу как вид спорта и взять под контроль международное его распространение. Впоследствии оно стало известно как Дзюдо.

Бразилия — стала ведущим центром распространения Джиу-Джитсу после того как огромное количество японцев иммигрировали в эту страну. Это произошло благодаря международным соглашениям между Бразилией и Японией, по которым японские рабочие приезжали на работу на бразильские кофейные плантации, в основном в штате Сан-Паулу. Сегодня в Бразилии наибольшее количество японцев, живущих за пределами своей Родины. И чтобы доказать свое доминирующее положение в Джиу-Джитсу, им приходилось подтверждать это делом, на татами. В частности в боях против местных бойцов. И для маленького худощавого Хелио Грейси тогда это было непросто. Между 1932 и 1936 годами, Хелио подрался с лучшими японскими бойцами, какие только приезжали в Бразилию, и остался непобедимым. К примеру, он победил Масагоиши армлоком, а также задушил Таро Мийаке.

Впоследствии мастера японцы, в частности Сумияки Котани, наградили Хелио четвертым даном по Дзюдо, выдали ему черный пояс с целью убедить его и его братьев последовать по пути современной японской боевой системы — Дзюдо. Они также пригласили Хелио поучаствовать в турнире по Дзюдо в Сан-Пауло, с целью познакомить его с новыми правилами, которые вводили балльную систему. Это стало существенным изменением оригинальной системы, позаимствованной у Митсуе Маеда, которая изначально предполагала, что бой может быть окончен только сдачей или потерей одним из бойцов сознания. По новым правилам поединок велся в стойке и минимизировал значение борьбы в партере.

Вдобавок, новая система, названная Дзюдо, принижала важность техник самообороны и поощряла лишь практику Джиу-Джитсу как спорта. Братья Грейси не чувствовали, что японцы превосходили их в техническом плане, оглядываясь на победы Хелио, и довольно преуспели в преподавании собственной, модернизированной системы с эффективными методами уличной самообороны. Вследствие этого они решили сохранить независимость от японцев и продолжили преподавать собственное Джиу-Джитсу. Японцы же в Бразилии продолжали пытаться популяризовать Дзюдо как спорт, в результате чего они встретили яростное сопротивление братьев Грейси, которые обвиняли их в сокрытии секретов боевого Джиу-Джитсу. Японцы поняли, что единственным способом сломить раздражающую их оппозицию братьев Грейси было найти кого-то, кто мог бросить вызов Хелио Грейси и победить его. Хелио же завязал с выступлениями в 1938 году из-за нехватки оппонентов.

В ноябре 1950 года, японцы спросили Хелио, готов ли он встретиться с японским чемпионом. На что он ответил, что сделает это с удовольствием. Хелио понимал, что японец прибудет совсем скоро. 18 июля 1951 года газета на японском “São Paulo Shimbum” объявила, что японский чемпион, Масахико Кимура, которого многие считают лучшим бойцом в истории, едет на бой в Бразилию. Газета вложила более 100 тыс. долларов, чтобы доставить команду японцев на место. 25 октября Кимура прибыл в Рио в компании черного пояса шестого дана, Ямагучи, и пятого дана — Юкио Като. Их он называл вторым и третьим дзюдоистами в Японии. В среду вечером во время тренировки Хелио поступил звонок от бразильской газеты, они пригласили его встретиться с японскими чемпионами, которые ехали из аэропорта на интервью. Хелио поспешил в штаб “Diario da Noite”, чтобы встретиться с Кимурой. Оба бойца приняли идею журналистов провести бой. На следующий день Кимура должен был поехать в Сан-Паулу для показательных выступлений, а Хелио должен был обсудить со своим братом, Карлосом Грейси, детали предстоящего поединка. В пятницу, 10 августа, братья Грейси встретились с японской делегацией, которая сообщила им, что оказывается вместо Кимуры Хелио придется драться с Юукио Като, 22-летним бойцом весом в 154 фунта. Они утверждали, что в случае поражения от Кимуры Хелио будет оправдываться тем, что тот был на 70 фунтов тяжелее. Като же был всего на 15 фунтов тяжелее, и таким образом японцы могли раз и навсегда заявить о превосходстве своей школы. Под давлением японцев Хелио принял вызов и бой запланировали на 6 сентября в Рио.

6 сентября 1951 года, Грейси и Като сошлись на стадионе Маракана, после 3-х десятиминутных раундов матч завершился ничьей. Като был агрессивнее в первом раунде, он пытался нокаутировать Хелио жесткими бросками. Хелио же продемонстрировал отличную защиту и начал наступление во втором раунде, переведя бой в партер. Несмотря на перелом ребра, полученный за две недели до боя, он доминировал в третьем раунде, но упустил победу из-за того что Като три раза выкатывался за пределы татами, чтобы избежать удушений Хелио. Като впечатлили техники Хелио, что он и подтвердил после боя, объявив что считает Хелио чемпионом в партере и что даже Кодокан не найдет бойца, который сможет победить его в партере.

Впоследствии, недовольный результатом Като потребовал реванша в Сан-Паулу. В этот раз бой должен был пройти в ринге с веревками, чтобы избежать любых выходов за пределы татами. 29 октября они сошлись вновь, в Pacaembu Gymnasium. После пары эффектных бросков Като попытался закончить бой в партере, намереваясь сделать удушающий во время прохода гарда. Как Грейси заявил после матча, он чувствовал давление, но смог уйти от атаки. Благодаря своей гибкости Грейси восстановил гард и задушил Като, находясь со спины, японец потерял сознание на восьмой минуте первого раунда. Это был ярчайший момент в карьере Хелио, доказавший, что японская система Джиу-Джитсу не соперник.

Дабы восстановить разрушенную репутацию Дзюдо, Кимура бросил Хелио вызов на поединок и пообещал выиграть с первого захвата, сделав бросок. Хелио сказал, что может защититься от любого броска и даже дал обещание не затягивать соперника в гард, чтобы на деле это доказать. Кимура сказал, что если Грейси продержится больше трех минут, то он может считать себя победителем. 23 октября 1951 на футбольном поле стадиона Маракана Хелио вышел бороться против лучшего тяжеловеса в истории Дзюдо. Грейси весил 139 фунтов, Кимура — 210. Кимура также был моложе на четыре года. Кимура сразу же провел бросок осото гари и не испытал особых проблем, проходя гард Хелио. Тем не менее, взяв боковое удержание, он не смог найти возможность завершить бой досрочно. В интервью после боя, Хелио Грейси сказал, что целенаправленно тренировал защиту от фирменного приема японца — Кимуры. И действительно, несколько раз он остановил эту атаку. Но Кимура знал, что если он продолжит использовать свое преимущество в весе, он в итоге сможет довести прием до конца. На третьей минуте второго раунда Кимура смог взять захват из позиции Север-Юг. Он вышел на позицию и медленно начал делать прием. Из-за гибкости Хелио казалось, что рука сломается в любой момент. Зная, что его брат не постучит, Карлос Грейси выбежал на татами и оттолкнул Кимуру, вмешавшись в ход боя. Карлоса увели, но рефери дал команду продолжить поединок, так как не было факта сдачи. Хелио же попросил рефери поднять руку Кимуры, не желая спорить с решением брата остановить бой. Согласно газетам того времени, рука Хелио не была сломана, как это утверждал Кимура в своей автобиографии много лет спустя. Есть даже фотография Хелио в раздевалке после боя, левую руку он держит на голове, показывая, что она не травмирована. После боя Кимура публично признал уникальность техники Хелио Грейси в партере и пригласил его преподавать в Японию.

Каждый, кто знает Джиу-Джитсу, понимает понимает насколько это сложно — бороться 13 минут против человека на 70 фунтов тяжелее тебя. И этот факт, признанный самим Кимурой, стал возможным лишь благодаря удивительной защитной стратегии Хелио, техника которого не давала Кимуре возможности завершить прием, несмотря на то, что японец постоянно оказывался в доминирующих позициях. И хотя Грейси проиграл, этот бой доказал независимость системы Грейси от Японии. Благодаря этому, многие поняли, что система Хелио во многом превосходит японскую, а он и его семья добились международного признания Грейси Джиу-Джитсу, как наиболее целостной и эффективной боевой системы в мире.

Бразильское Джиу Джитсу

Бразильское Джиу Джитсу (Jiu-Jítsu Brasileiro, JJB) – это спортивное единоборство, сочетающее в себе работу в партере, а также болевые и удушающие приёмы.

Считается, что Бразильское Джиу Джитсу возникло на базе Дзюдо Кодокан в первой половине 20 века.

Как и для Дзюдо, базовым принципом Бразильского Джиу Джитсу является принцип гибкости (мягкости), позволяющий одержать победу над превосходящим в силе противником, используя соответствующую технику.

Борьба JJB ведется в партере.

Как известно в партере (на земле), большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ, что позволяет используя только технический арсенал стиля побеждать противников существенно превосходящих в размере и весе.

Мицуё Маэда считался одним из лучших мастеров боевых искусств своего времени, при этом особое предпочтение отдавал борьбе в партере.

С начала 20 века мастер много путешествовал, участвуя в показательных поединках во многих странах мира.

Особое внимание публики привлекали поединки смешенных стилей (предшественники современных боев ММА) в которых участвовал Мицуё Маэда.

Мастер проводил бои с представителями различных направлений борьбы, английского и французского бокса (Савана).

В 1914 году Мицуё Маэда прибыл в Бразилию. Ввиду того, что существовала некоторая путаница в терминологии (Дзюдо в Японии и за ее пределами часто именовали Джиу Джитсу Кано, а термин «Дзюдо» был практически неизвестен), японский мастер Мицуё Маэда, прибывший в Бразилию, был воспринят, как мастер Джиу Джитсу, а не Дзюдо.

Ключевым моментом развития стиля стало знакомство Мицуё Маэда с бразильским аристократом Гастаном Грэйси (Gastão Gracie). Маэда был приглашен в качестве учителя для 14-летнего сына Грэйси Карлуша.

Чуть позже учеником мастера стал еще один сын Грейси Элиу, а позднее и другие сыновья Грэйси.

В настоящее время существует несколько видов Бразильского Джиу Джитсу, наиболее известными из которых являются:

  • традиционное Грэйси Джиу-Джитсу, специализирующееся на самообороне, и
  • спортивное Бразильское Джиу Джитсу, где все подчинено борьбе за очки.

Известность в мире боевых искусств Бразильское Джиу Джитсу получило в первой половине 90-х годов 20 века.

Бразильский мастер Ройс Грэйси (потомок знаменитой семьи, обучавшейся у мастера Мицуё Маэда) использовал технику данного стиля в турнирах ММА Ultimate Fighting Championship (UFC) и выиграл 1-й, 2-й и 4-й турнир UFC.

Применяя технику Бразильского Джиу Джитсу Ройс Грэйси смог победить бойцов, практиковавших такие стили, как бокс, каратэ, дзюдо, тхэквондо и борьбу.

При этом противники Грэйси существенно превосходили его в росте и весе.

Победа Ройса Грэйси принесла мировую известность Бразильскому Джиу Джитсу.

Спустя некоторое время данный стиль стал массово изучаться и практиковаться бойцами ММА во всех странах мира.

Помимо турниров ММА, где данный стиль является одним из ключевых, соревнования исключительно по Бразильскому Джиу Джитсу являются также очень популярными в мире.

Среди наиболее известных можно выделить: No-Gi Submission Grappling Tournaments, ADCC Submission Wrestling World Championship.

Техника Бразильского Джиу Джитсу

Основой техники является перевод противника в партер и использование приемов борьбы на земле.

Техника включает в себя:

В спортивном варианте цель удушения — заставить противника сдаться, в боевом варианте – обезвредить его.

Базовым принципом техники стиля при работе в партере является достижение доминирующего положения и эффективное его использование.

Бразильское Джиу Джитсу – это стиль, основанный на практике борьбы и спаррингов. Теории и факультативному обучению уделяется минимум внимания, что отличает стиль, например, от Дзюдо, где теоретическим знаниям уделяется не меньше внимание, чем непосредственно практике.

Официальной формой Бразильского Джиу Джитсу является Ги (штаны и куртка).

Ги внешне похожа на Дзюдоги, но с более плотными и короткими манжетами на штанах и куртке.

Такая одежда позволяет сократить места для захвата.

Мицуё Маэда утверждал, что в поединке можно выделить несколько различных фаз: фаза ударов, фаза захвата, фаза на борьбы на земле и так далее.

Главной задачей бойца мастер называл – умение держать борьбу в наиболее удобной для себя фазе.

Именно этот принцип взяли за основу братья Грейси, развивая и совершенствуя стиль.

Позднее данный принцип был воспринят современным ММА, как один из основополагающих.

Бразильское Джиу Джитсу является одним из самых популярных стилей единоборств в мире.

Тренировки доходят для людей любого возраста и пола и практически не имеют ограничений.

Тренировки делают человека здоровее, физически выносливее, развивают и укрепляют все группы мышц, а также улучшают психоэмоциональное состояние, позволяя чувствовать себя увереннее в реалиях современного мира.

Первым чемпионом UFC был худой бразилец. Он изменил мир ММА

Теперь каждый боец изучает его искусство.

25 лет назад в Денвере прошел первый турнир UFC. Тогда соревнования сильно отличались от современных ММА: турнир проходил в один день по системе плей-офф, не было весовых категорий и практически отсутствовали правила (запрещено было только кусаться, бить по позвоночнику и выдавливать глаза).

Первым чемпионом стал мастер бразильского джиу-джитсу Ройс Грейси.

Грейси использовали UFC в качестве рекламы своего искусства

Основателями нового турнира были бизнесмен Арт Дэйви и мастер бразильского джиу-джитсу, брат Ройса Рорион Грейси. Первый UFC планировался как разовая акция.

Принято считать, что Грейси тогда использовал турнир как рекламу своего боевого искусства – бразильского джиу-джитсу. Представители клана Грейси с 70-х годов открывали школы в США, и успех на телетурнире (транслировали по кабельному ТВ) сделал бы их популярнее.

На UFC 1 сражались мастера бразильского джиу-джитсу, савата, бокса, кикбоксинга, сумо, тхэквондо, кемпо и шутбокса. Победитель превращался в икону, а его боевое искусство становилось приоритетным для зрителя. Рабочее название турниру придумал Рорион Грейси – War of the Worlds («Война миров»). Ближе к делу название сменили на The Ultimate Fighting Championship.

Основа бразильского джиу-джитсу – борьба в партере плюс удушающие и болевые приемы. Главная идея джиу-джитсу – гибкость и ум бьет грубую силу – в Штатах была непопулярна. До тех пор, пока в клетку не вышел Ройс Грейси.

На первом турнире должен был драться другой Грейси

Предполагалось, что бразильское джиу-джитсу представит Риксон, младший брат Рориона. «Все были уверены, что на бой выйдет именно Риксон. Он был опытнее меня, крупнее. Риксон выглядел как зверь – я был гораздо щуплее. Возможно, именно поэтому Рорион предпочел меня – чтобы показать, что даже несильно одаренный физически мастер бразильского джиу-джитсу может победить любого», – вспоминал Ройс.

У Грейси в Денвере была огромная группа поддержки. «Днем я пообедал с родственниками и встретил друзей, которые прилетели из Бразилии, чтобы поддержать меня. Они говорили: «Мы будем побеждать вместе. Ты дерешься в клетке один, но мы с тобой. Мы будем давить соперников психологически». Вечером я должен был войти в историю», – рассказывал Грейси.

Ройс выиграл три боя за пять минут

При всей жестокости и отсутствии раундов на первом UFC, Грейси потратил на три победы чуть больше пяти минут. Все бои Ройс выиграл по одинаковой схеме: перевод в партер, борьба на настиле и удушающий прием. «Я не нервничал. Верил в себя и в технику джиу-джитсу. Я в одиночку представлял на турнире наше искусство, но не испытывал давления из-за этого. Я просто был на сто процентов уверен в себе и своих способностях», – говорит Ройс.

В четвертьфинале Грейси встретился с боксером Артом Джиммерсоном, который запомнился всем причудливой формой (требований к одежде не было): вышел на бой в одной перчатке, оставив правую руку свободной. Позже Арт объяснил: перчатка нужна была для работы джебом, а вторую рукой он хотел хватать соперника. Грейси понадобилось чуть больше двух минут, чтобы раскусить Джиммерсона, повалить его на канвас и заставить сдаться. «Я отлично помню все три боя. Но поединок с Джиммерсоном – нечто особенное. Это был мой старт в ММА», – рассказывает Ройс.

В полуфинале Грейси встретился с шутбоксером Кеном Шемроком, который был на пару десятков килограммов тяжелее бразильца. «Кен впечатлял физической формой. Он умел и бить, и бороться. Его коронки – болевые приемы на ноги. Наверное, он был фаворитом всего турнира», – считает Грейси. Но статус андердога не сказался на уверенности Ройса. Бойцы быстро перешли в борьбу. Шемрок пытался завязать Ройсу ноги, но Грейси быстро перешел в атаку и задушил Кена рукавом кимоно – сейчас такой прием в UFC не увидишь.

«В финале я дрался с Жераром Гордо, который вышел на бой со сломанной рукой и опухшей ногой (в четвертьфинале голландец ударил ногой по лицу сумоиста Тули – два зуба гавайца оставались в ноге Гордо до возвращения домой –– Sports.ru). Но я знал, что и в таком состоянии он может сделать больно. Я же прошел весь турнир без травм. Может, это и помогло мне победить», – рассказывал Грейси. Ройс победил в финале по привычной схеме: перевел схватку вниз и поймал Гордо на классическое удушение сзади.

Грейси доказал превосходство техники и гибкости над физической мощью. Огромные соперники ничего не могли сделать с малышом Ройсом в стойке и становились абсолютно беспомощными в партере. Вся мощь крупных бойцов улетучивалась после перевода в горизонтальное положение.

За победу на первом турнире Ройс получил 50 тысяч долларов. Позже Грейси выиграл UFC 2 и UFC 4 (с третьего турнира бразилец снялся из-за травмы) и утвердился в статусе первой легенды зарождающегося промоушена. В 2003 году Ройс Грейси первым вошел в Зал славы UFC.

Победа Грейси – революция в единоборствах

После победы Ройса в США начался бум бразильского джиу-джитсу. Грейси доказал, что удушающие и болевые в обычной драке (какой и был первый UFC) эффективнее, чем размашистые удары из карате.

Количество учеников Рориона Грейси всего за месяц после турнира в Денвере выросло с 50 человек до 1100. Число школ по джиу-джитсу постоянно увеличивалось.

В современном UFC нет ни одного бойца, который в той или иной мере не изучал бразильское джиу-джитсу. Технике джиу-джитсу обучались будущие чемпионы UFC: Ногейра-старший, Фрэнк Мир, Андрей Орловский, Би Джей Пенн, Кейн Веласкес, Фабрисио Вердум и многие другие.

Клан Грейси остается в ММА

Джиу-джитсу стало главным оружием для большинства бразильских бойцов ММА, а бойцы из клана Грейси до сих пор выигрывают медали на крупных турнирах по грэпплингу и сражаются в ведущих ММА-промоушенах. К примеру, средневес Bellator Нейман Грэйси (племянник Ройса) выиграл все 8 боев в ММА: семь из них – болевыми и удушающими приемами.

В четверг сын Ройса Хонри встретился в Тель-Авиве с местным бойцом Ави Бароном и выиграл первый поединок в Bellator. Ройс говорит, что не заставляет детей идти в единоборства: «Это их выбор. Конечно, я рассказывал Хонри о своих победах, но до сознательного возраста я не показывал ему видео с UFC 1. До 13 лет я был для него просто папочкой».

Почему бойцы MMA выбирают бразильское джиу-джитсу?

Принято считать, что у истоков становления бразильского джиу-джитсу находится мастер японского дзюдо Мицуё Маэды (ученик Дзиро Кано). В 1914 году Мицуё прибыл в Бразилию, где принял участие во множестве поединков с представителями иных направлений единоборств: саваты, бокса и др.

Показывая превосходство своей боевой техники над остальными, Мицуё привлек к себе внимание сына бразильского аристократа Карлоса Грейси, который впоследствии стал его учеником.

После того как Карлос закончил обучение и открыл собственную школу, к нему присоединился младший брат по имени Хелио. У того были серьезные проблемы со здоровьем. Однако желание быть с другими бойцами наравне стимулировало Хелио постоянно совершенствовать и подстраивать систему дзюдо «под себя». Из его практик и зародился новый вид боевого искусства – «Бразильское джиу-джитсу». Его специфика в том, что слабый боец может противостоять сильному и крупному сопернику. Стиль предполагал ведение боя в партере, так как именно на земле физически развитый противник теряет свое превосходство.

После того как Хелио мастерски овладел джиу-джитсу, он без боязни стал бросать вызов любому спортсмену независимо от весовой категории и вида практикуемого им боевого искусства. Молва о столь необычной технике быстро разнеслась по миру, а местные газеты пестрили заголовками о школе Грейси.

Вскоре за продвижение и популяризацию джиу-джитсу взялся сын Хелио – Ройс Грейси. Он приехал к своему брату Рориону в США, и парни вместе организовали бойцовский клуб в гараже. Там братья с удовольствием принимали всех, кто желал с ними подраться.

В 1993 году Рорион и его приятель Дэйви организовали первый турнир UFC, однако желающих принять в нем участие оказалось немного – всего восемь бойцов. Однако именно после этого турнира BJJ стало неотъемлемой частью подготовки профессиональных спортсменов смешанных единоборств.

Специфика ведения боя

Бразильское джиу-джитсу – это вид боевого искусства, в основу которого положена борьба в партере. Допустимо использование приемов удушения, захвата, ущемления и бросковой техники. Ведение боя происходит в положениях лежа, сидя или стоя на коленях без использования ударов ногами или руками.

Боец джиу-джитсу способен одолеть соперника, превосходящего его по силе и весовой категории. Последователи этого направления считают, что даже самые сильные противники «выдыхаются», теряя свои преимущества в ходе борьбы на земле.

Выполнив захват и бросок, представители джиу-джитсу могут маневрировать и управлять противником. При этом используются разные приемы для занятия доминирующей позиции:

  • Рычажные – направлены на постановку конечностей в положение, при котором движение невозможно. Все попытки освободиться безуспешны и могут повлечь выворачивание суставов.
  • Удушающие – как правило, применяются после обездвиживания. Суть – перекрыть противнику доступ к кислороду. Вследствие этого происходит кратковременная потеря боеспособности.
  • Ущемляющие (болевые) – их использование на соревнованиях запрещено. Особенность таких приемов в защемлении мускулатуры оппонента между костями. Захват может не только причинить боль, но и привести к получению травмы.

При поединке с представителями иных видов единоборств главной задачей бойца BJJ является создание для соперника некомфортного положения. Только после этого возможна победа.

Аттестация на пояса

Бразильское джиу-джитсу имеет ряд отличий от японского, в том числе и в части присвоения мастерства. В бразильском единоборстве можно на порядок быстрее получить ученические и мастерские пояса. Однако и тут есть свои тонкости. Например, разряды последователю могут присваиваться только по достижении им определенного возраста.

Как и во многих других боевых искусствах, цвет пояса показывает уровень мастерства его владельца:

  • Белый – присваивается новичкам вне зависимости от возраста.
  • Синий – можно получить лишь по достижении 16-летия, и то лишь тем ученикам, которые добились определенных результатов.
  • Пурпурный – присуждается лишь по прошествии двух лет ношения синего пояса и при наличии зеленого.
  • Коричневый – присваивается бойцу, который в течение пяти лет активно занимался джиу-джитсу и участвовал во множестве спаррингов.
  • Черный – показывает, что последователь в совершенстве владеет приемами боевого искусства. Расположенные на нем белые и красные полосы указывают на определенный уровень мастерства.

Соревнования между школами джиу-джитсу особенно важны в градации учеников, поскольку они помогают определить их уровень. Ходатайство о преставлении на пояс возможно после победы на соревнованиях или в том случае, когда спортсмен побеждает всех соперников из школы своего уровня. Считается, что присвоение разряда по итогам соревнований снижает возможность покупки поясов. Также спортсмену может быть отказано в поясе, если боец за пределами школы ведет себя ненадлежащим образом или проявляет деструктивные наклонности.

Турниры по BJJ

Одним из самых престижных и популярных турниров по этому виду боевого искусства является Чемпионат мира по BJJ. Он организуется и проводится IBJJF (Международной федерацией по бразильскому джиу-джитсу). Кроме него, есть и другие не уступающие в популярности чемпионаты, например: Панамериканские игры, Чемпионат мира по борьбе до сдачи (ADCC). В вышеперечисленных соревнованиях принимают участие бойцы, которые добились определенного успеха в бразильском джиу-джитсу или иных видах боевых искусств: сумо, борьбе, дзюдо и др.

Последователи бразильского джиу-джитсу

Мы подготовили ТОП-5 наиболее видных представителей бразильского джиу-джитсу:

  1. Андре Луис Лейте Гальвао – спортсмен бразильского происхождения. Навыки джиу-джитсу приобрел у наставника Луиса Карлоса Дагмара. Обладатель черного пояса по BJJ, чемпион мира и ADCC, входит в число основателей одной из топ-команд мира по бразильскому джиу-джитсу «Atos». Принимал участие в турнирах таких промоутерских организаций, как: «Ударная сила», «Мечта», «JGP», «JG and TKT Promotions» и др.
  2. Антониу Родригу Ногейра – боец ММА, мастер бразильского джиу-джитсу. Известность приобрел, выступая в промоутерской организации Pride FC. Владеет дзюдо, BJJ, боксом. Выступал против ряда именитых соперников: Ренди Кутюр, Фабрисио Вердум, Тим Сильвия, Сергей Харитонов и др.
  3. Би Джей Пенн по прозвищу «Чудо» – американский боец ММА, обладатель черного пояса. Он вошел в историю UFC как второй спортсмен, которому удалось выиграть два титула в разном весе. Отличительная черта – готовность противостоять любому сопернику вне зависимости от того, каким стилем он владеет и в какой весовой категории выступает. Пенн входит в число первых спортсменов, внесенных в Зал Славы UFC.
  4. Фрэнк Мир – американский представитель, в совершенстве владеющий разными стилями ведения боя: BJJ, боксом, карате. Мир относится к числу тех, кто продолжил семейное дело – его отец имеет прямое отношение к боям ММА. Навыки боевых искусств Фрэнк получил в «Кэмпо» – школе своего отца в Лас-Вегасе. Его карьера началась с поединка против Джероми Смита в июле 2001 года на турнире HOOKnSHOOT.
  5. Шейн Бэннистер Карвин по прозвищу «Инженер» – американец, выступающий в UFC. Владеет боксом, вольной борьбой, обладатель фиолетового пояса по джиу-джитсу. Принял участие в 14 боях, в 12 из которых одержал победу. К числу поверженных соперников относятся: Габриель Гонзага, Нэйл Вэйн, Рекс Ричардс, Рик Слэтон и др. В мае 2013-го Карвин заявил об уходе из ММА.

Бразильское джиу-джитсу пользуется огромной популярностью не только среди бойцов смешанного стиля, но и у мировых звезд, таких как:

  1. актёр Пол Уокер (посмертно награжденный чёрным поясом);
  2. актёр, режиссёр Николас Кейдж;
  3. актёр, режиссёр и продюсер Шон Патрик Флэнери;
  4. экс-футболист Биксант Лизаразю;
  5. кинорежиссёр Джон Милиус.

В заключение подчеркнем главное отличие бразильского джиу-джитсу от иных видов боевых искусств. Оно заключается в том, что даже у слабого спортсмена есть шансы победить превосходящего по силам соперника.

Турнир:
Чемпионат России. Премьер-Лига

Бразильское джиу джитсу

Корни бразильского джиу-джитсу тянутся из Японии. Его родитель, кодокан дзюдо, с самого своего основания отличался от остальных японских единоборств тем, что был предназначен не столько для войны, сколько для формирования физической культуры и закаления характера молодых людей. Дзюдо – это не только спорт, но и философия жизни. И именно эту его основную черту впитало в себя искусство семьи Грейси. Но обо всем по порядку.

Бразильский период Методика Хелио была рассчитана как на борьбу внутри ринга, так и на неожиданные уличные схватки. Хелио делал больший акцент на использовании собственного веса, контролю усилий и расчету момента, чем грубой силе. Американский период Так 12 ноября 1993 года состоялся первый турнир Ultimate Fighting Championship (UFC), чемпионом которого стал Ройс Грейси, самый неприметный и маленький из участников.

Бразильские бойцы смешанных единоборств являются сейчас одними из сильнейших в мире. И этому есть логическое объяснение, ведь ММА в нынешнем виде имеет в своей основе бразильское боевое искусство вале-тудо, а развитием в большой мере обязано бразильскому джиу-джитсу.

Термин «вале тудо» дословно переводится с португальского как «все дозволено». Возникнув в Бразилии в 1920-х годах как цирковые соревнования, со временем вале-тудо переродилось в отдельное боевое искусство, основанное на боксе, кикбоксинге, тайском боксе, бразильском джиу-джитсу, дзюдо, и сочетающее в себе их самые эффективные приемы. В итоге валетудо как бои без правил было представлено известным бойцом Рорионом Грейси в 1993 году в США под всем известным сейчас названием UFC.

Бразильское джиу-джитсу (БДД)

История бразильского джиу-джитсу началась в ХХ веке, когда из Японии в Бразилию приехал мастер дзюдо, взявшийся обучать этому боевому искусству в Латинской Америке. Из его уроков с местными иммигрантами из Шотландии сформировался новый вид боевого искусства – система, которая позволяет бойцу победить даже самого сильного соперника. Чем бразильское джиу-джитсу хорошо в драке, так это тем, что стиль подчеркивает важность борьбы на земле, поэтому даже если боец падает, он все равно имеет большие шансы на победу. Большую роль в популяризации БДД сыграл бразильский мастер Ройс Грейси , который в 90-х годах 20-го века выиграл первый, второй и четвертый турниры UFC, соревнуясь с более крупными соперниками – мастерами различных школ боевых единоборств.

Боевое искусство капоэйра (капуэро) – это самое известное боевое искусство Бразилии. Первые капоэйристы были беглыми рабами, привезенными португальцами из Африки. По одной из теорий истории происхождения капоэйры, невольники скрывали боевые движения, удары под видом танца, так как драться им было запрещено. Теперь это загадочное единоборство сочетает в себе элементы танца и акробатики.

На современном этапе это боевое искусство в танце в Бразилии занимает по популярности второе место после футбола. Особенно знаменита игра в кругу, в котором соревнуется пара игроков, выполняя движения из капоэйры под музыку. В капоэйре направлений и стилей достаточно много, однако все они объединены единой философией и особой техникой выполнения движений.

За последние годы граждане США не только активно осваивают восточные и европейские школы единоборств, но и адаптируют их, создавая новые направления.

Американский кикбоксинг

Из нескольких направлений кикбоксинга выделяют его американский тип, который возник в США в 1960-х годах на волне популярности восточных единоборств. С того момента и по сегодняшний день этот вид боевого искусства характеризуется полноконтактными поединками. В американском кикбоксинге отсутствует ограничение на силу удара и позволены удары в голову, техника этого направления схожа с боксом.

Окичито, или окичитау, является самым древним боевым искусством коренного населения США. Оно базируется на приемах ведения боя индейцев равнины Кри. Однако как система боя окичито было создано гораздо позже, в конце прошлого века канадцем Джорджем Лепином, изучавшим дзюдо, тхэквондо и хапкидо. Искусство окичито предполагает наличие холодного оружия, в приемах распространены удары ножом, индейским топором.

На видео можно заметить, что многие приёмы без оружия аналогичны движениям с оружием, как будто оно есть.

Борьба морской пехоты США

Программа подготовки морских пехотинцев армии США настолько серьезна, что со временем ее стали выделять как отдельную систему рукопашного боя — Борьба морской пехоты США (Marine Corps Martial Arts Program, MCMAP). Постоянно развивающаяся и совершенствующаяся система имеет свою четко структурированную программу подготовки. В нее входят классические методики ближнего боя и обучение навыкам обращения с огнестрельным и холодным оружием.

Тюремный рок

Этот необычный вид единоборств зародился в исправительных учреждениях США. Тюремный рок не является оформленной системой ведения боя, однако не менее эффективен в ближнем бою, чем самые известные боевые искусства. Отличается отсутствием затяжных поединков и строгих правил ведения боя, а также предельной жестокостью по отношению к противнику.

Каджукенбо (кадзюкенбо)

Каджукенбо является гибридным американо-гавайским боевым стилем, придуманным гавайцами для самозащиты под влиянием азиатских боевых искусств. Этот гибрид появился относительно недавно, примерно в 1940-е годы. Каджукенбо сочетает комбинации ударов и бросков многих направлений боевых искусств.

Кенпо-каратэ

Американское кенпо-каратэ можно охарактеризовать как программу самозащиты в экстремальных ситуациях. Эта система рассчитана на физическую подготовку обычного человека, поэтому ее с легкостью осваивают даже новички.

Основатель программы Эд Паркер составил ее из сотни технических элементов японского дзю-дзюцу, китайского кунг-фу и североамериканского вольного бокса. Главными среди них считаются стойки, захваты, удары и блоки.

PRAMEK представляет собой адаптированную программу советского рукопашного боя по системе Кадочникова. Основанная в 2004 году в США первая школа Pramek не только делает из человека отличного бойца, но и воспитывает в нем умение быстро анализировать ситуацию, принимать верные решения в экстремальных условиях.

Латинская Америка

В Латинской Америке боевые единоборства пользуются большой популярностью, которая объясняется историей возникновения государств на территории Южной Америки, а также современной экономической, политической и криминогенной ситуацией в этих странах.

Баком – перуанское боевое искусство, возникшее в трущобах Лимы, столицы Перу. Баком был разработан в 1980-х годах бывшим военным Роберто Пух Безада. Это гибридное боевое искусство с элементами джиу-джитсу и вале-тудо, отличающееся особой жесткостью приемов.

Кубинское оперативное карате

Вид боевого искусства, известный как оперативное карате, на Кубе зародился во второй половине прошлого столетия. Изначально эту программу применяли для работников силовых структур, на данный момент оперативное карате — это синтез обычного карате, самбо и рукопашного боя.

Итак, в Латинской Америке и в США на сегодняшний момент существует множество различных школ боевых искусств. История происхождения некоторых из них связана с племенами, которые проживали на этой территории еще до прибытия туда европейцев. Некоторые же, напротив, сформировались намного позже – такие системы современны, быстро развиваются и направлены не только на победу в спортивном бою, но и на выживание в экстремальных условиях.

Ссылка на основную публикацию