Ёрои кумиути | Karate-krs.ru

Ёрои кумиути

Ёрои кумиути

Важную роль в деле физической подготовки самураев играла борьба без оружия (дзю-дзюцу, или явара), которая получила особое развитие в эпоху господства военно-феодального сословия.

Хотя истинный самурай никогда не расставался с оружием и считал ниже своего достоинства сражаться голыми руками, если он только не принадлежал к славному клану борцов сумо, знание основных приёмов без оружия могло сослужить неоценимую службу на поле брани или в покоях дворца, куда входить с мечом было строжайше запрещено.

Уже в эпоху раннего средневековья произошло размежевание между спортивной борьбой и самурайским боевым единоборством, известным как «рукопашный бой в доспехах» — ёрои кумиути.

Эта специальная боевая система борьбы в доспехах (ёрои кумиути, кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми) начала складываться примерно с X века, параллельно со становлением военного сословия самураев. Во многом она походила на сумо — те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный захват. Тем не менее техника ёрои-кумиути была намного богаче. Здесь не было условных ограничений как в сумо — вести борьбу только стоя, ни в коем случае не падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы и способы — важен был лишь результат.

Изобретение ёрои кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро, аристократу эпохи Нара, но в действительности это искусство старо, как сама история войн. Канонизировано оно было впервые в XV в. Школой Цуцумиходзан-рю. Расцвет ёрои кумиути приходится на период, предшествовавший появлению дзю-дзюцу, то есть на XI — XV вв. Техника борьбы, рассчитанной на столкновение противников без оружия или с минимальным количеством подручного оружия, была довольно примитивна и включала небольшой комплекс захватов и бросков, позже перекочевавших в различные школы дзю-дзюцу. Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие — ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно — его попросту некогда было вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий меч-котати или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.

Ключевым элементом в технике ёрои кумиути был подход с последующим захватом, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию (ёцу-гуми) — «четверное сцепление». В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины доспеха. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность и позволял эффективно контролировать действия противника.

Важно было взяться за открытые места (руки, шею, суставы), где доспех смещением пластин не мог помешать проведению броска или залома конечности. Не возбранялось использование ударов кулаком или пинков, но о стальные доспехи, как правило, можно было скорее травмировать собственную руку или ногу, чем нанести ущерб противнику. Большим подспорьем в подобных столкновениях был простой обоюдоострый нож-кодзука, который обычно крепился к ножнам большого меча или к поясу или специальный кинжал для пробивания доспехов, называвшийся ёрои-доси, который оба бойца были готовы мгновенно обнажить в любой удобный момент. Ёрои-доси носили заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да еще под строго определенным углом.

Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы — захваты, броски, заломы, удушения — позволявшие эффективно вести бой с вооруженным и одетым в доспехи противником. Арсенал приёмов ёрои-кумиути объединял броски через спину, через грудь, через голову в падении, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы опрокинуть противника на землю, через бедро и через колено, переднюю и заднюю подножку. После броска он стремился навалиться всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом кинжала. Использовались также несколько видов подсечек, а так же около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приёмы освобождения от захватов были рассчитаны на борьбу против двух нападающих.

Изобретатели ёрои-кумиути эффективно использовали все особенности вооружения самурая. Так, например, при нападении сзади можно было, взявшись за козырёк шлема, ремешком задушить врага или затылочной частью того же шлема переломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для крепления колчана на задней стороне панциря можно было рассматривать как удобную «рукоятку» при бросках через бедро.

Ёрои кумиути

Самооборона. Приемы реальной уличной драки

Современная цивилизация является богатым источником знаний и материальных ценностей, однако таит в себе немало опасностей. Человек на протяжении всей своей жизни вынужден сталкиваться с насилием, как психологическим, так и физическим. Источником агрессии в данном случае могут стать представители любых возрастных групп вне зависимости от их пола.

Согласно статистике, именно подростки и молодые люди, не достигшие 30 лет, чаще всего представляют собой потенциальную угрозу для общества, сделав основной средой своего обитания городские улицы и трущобы. Избежать встречи с ними можно, ограничив время своего пребывания вне дома или офиса светлым временем суток.

Людям, которые по какой-то причине вынуждены общаться с негативно настроенными представителями общества, большую часть своего времени проводящими на улицах, рекомендуется освоить определенные способы самозащиты, чтобы при необходимости дать отпор любому, даже вооруженному, обидчику, который совершает нападение в темном переулке или в подъезде дома.

В данной книге описаны некоторые способы самообороны, которые с одинаковой эффективностью может использовать и слабая девушка, и сильный мужчина. Эта методика представляет собой целый комплекс частично модифицированных и упрощенных приемов, проверенных временем и отточенных последователями различных боевых систем – таких, как тхеквондо, самбо, ушу, карате и т. д.

Основное отличие уличных драк от официально признанных видов единоборств в том, что они не требуют каких-либо особенных навыков и знаний. Нанести ощутимый урон противнику можно с помощью любого подручного средства, например, палки, осколка кирпича или дамской сумочки. Главное – не терять самообладания и помнить о том, что основной залог успеха – быстрая реакция в совокупности с крепкими нервами.

Именно поэтому, кроме основных приемов самообороны, в данной книге рассматриваются некоторые исторические аспекты уличного боя, а также физические и психологические упражнения, которые помогут не только обрести хорошую спортивную форму, но и укрепить нервную систему.

Краткая история возникновения основных видов единоборств

«Верное поведение есть следствие познания его предпосылок» – так сказал один из известнейших философов прошлого века. Если взять это высказывание за некую аксиому, можно вывести следующее: чтобы изучить боевое искусство, необходимо внимательно рассмотреть историю его возникновения и развития.

Современный уличный бой включает в себя использование некоторых модифицированных в соответствии с условиями нашего времени приемов джиу-джитсу, айкидо, карате и самбо. Нелишним может оказаться изучение тхеквондо, которое предлагает своим адептам великолепную технику защиты и нападения. Неплохую конкуренцию восточным единоборствам составляет русский рукопашный бой.

Необходимо отметить, что часть приемов, предлагаемых данными видами единоборств, рассчитана на вооруженную руку, хотя для их исполнения совершенно не обязательно иметь в своем активе самурайский меч или кинжал. Методика фехтования с использованием обычной палки дает не менее впечатляющий результат.

Боевые искусства России

Достоверных источников о развитии боевых искусств в Древней Руси не сохранилось. О том, что единоборства все же имели место, можно судить только по церковным постановлениям. В одном из них, например, говорится: «Да изгнаны будут от сынов Божьих церквей… а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей век и будущий».

То, как проходили эти бои, можно только предполагать, основываясь на описаниях новгородских и других былин. В этих источниках единоборства названы кулачными боями, т. е. их участники, согласно названию, боролись друг с другом на кулаках. Однако в тех же былинах сказано, что нередко в кулачных боях применялись кистени, дубинки, изредка – ножи. Кроме того, в боях использовали посохи, представлявшие собой крепкие шесты длиной более 1 м.

В 1478 году Новгород был присоединен к Московской Руси. Вскоре после этого патриарх Никон приказал сжечь все дубинки для кулачных боев, применяемые в Новгороде.

Кистенем в Древней Руси называли оружие, состоящее из короткой палки, на одном конце которой на цепи или ремне был подвешен металлический шар, а на другом – петля, которая надевалась на руку.

О том, как развивались единоборства в период Средневековья, также известно очень мало. Некоторые сведения сохранились, но они настолько скудны, что по ним сложно воссоздать четкую картину того, как проходили бои и существовали ли мастера, обучающие других искусству сражаться. Русские летописцы не давали себе труда описывать данную сторону жизни. В связи с этим наиболее четкие представления можно получить из описаний европейцев, путешествовавших по России.

Одно из самых подробных описаний было оставлено в первой трети XVI столетия Сигизмундом Герберштейном. Среди прочего он упоминал и о боевых искусствах, в которых сам превосходно разбирался. Вот строки из его записок: «Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит здесь условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой: начинается он на кулаках, но вскоре бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху, и вообще всевозможными способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными. Всякий, кто побьет больше народу, дольше других останется на месте сражения и храбрее вынесет удары, получает в сравнении с прочими особую похвалу и считается славным победителем. Этот род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкли переносить побои и терпеть какие угодно удары».

Сигизмунд Герберштейн (1486–1566) был послом германского императора Максимилиана в России и путешественником. Он оставил для потомков книгу «Записки о Московии», замечательный план города Москвы и т. д.

В ходе драки допускались удары в грудь и лицо, причем их нельзя было назвать высокими, так как они наносились уже после того, как противник падал с ног. Никаких особых правил и запретов еще не существовало. Сражалось, как правило, большое количество бойцов. Однако бой велся не по принципу «стенка на стенку», а был «толпным», т. е. каждый боец сражался сам за себя и против всех. Участие в таком сражении требовало от бойцов мужества, умения терпеть боль, огромной физической выносливости. Но искусством такой бой назвать было нельзя. Ведь и победителем в нем становился не самый ловкий и хорошо владеющий какими-либо особыми приемами, а самый выносливый.

В книге Герберштейна упоминается и о различных дуэлях, происходивших в тот период в России. Нередко такие дуэли представляли собой обычный рукопашный бой без правил, длившийся до тех пор, пока один из противников не будет убит. Реже участники дуэли проводили фехтовальную схватку. В России, правда, дуэль называлась Божьим судом, несмотря на то что в ней принимали участие только наемные бойцы. Однако, по свидетельству Герберштейна, хотя они и обладали храбростью, силой, выносливостью, но им все же не хватало профессионализма.

Герберштейн оставил свою рекомендацию европейским бойцам – фехтовальщикам и «рукопашникам», советуя им при сражении с московитами не пытаться победить их силой, а некоторое время обороняться, определить слабое место противника, а затем наступать, пользуясь его слабой техникой и не очень хорошим владением защитными приемами.

В первой половине XVII века в России вошли в моду показательные поединки. На них присутствовали дворяне и даже царь. В поединках принимали участие не только русские, но и немецкие бойцы. Сохранившиеся описания этих поединков свидетельствуют о том, что немцы производили на царя значительное впечатление и уезжали из России с высокими наградами.

Ёрои-кумиути

С X столетия в Стране восходящего солнца начала формироваться боевая система ёрои-кумиути (кумиути, ёроигуми, каттю-гуми) – борьба в доспехах. Она была похожа на сумаи, поскольку борьба в массивных, громоздких, тяжелых доспехах проводилась почти таким же образом. Однако, несмотря на неудобство доспехов, выбор технических приемов в этой борьбе оказался значительно богаче, чем в сумаи. Причина вполне понятна, ведь кумиути являлась отнюдь не спортивным поединком, при котором достаточно было всего лишь опрокинуть соперника на землю. В данном случае следовало поразить противника оружием (чаще всего насмерть).

В ёрои-кумиути не было жестких ограничений, как в сумаи: необязательно было вести бой только стоя, разрешалось наносить любые удары, применять оружие.

Поединок в Японии в X–XIII веках происходил следующим образом. Сначала противники выпускали друг в друга по нескольку стрел из лука, после чего шли в атаку, сталкивались и сразу же оба падали на землю. Нередко у них даже не было времени достать мечи из ножен, поэтому наиболее часто использовались приемы борьбы ёрои-кумиути. В то же время большой популярностью пользовались короткие кинжалы и ножи, которые можно было применять и в ближнем бою.

В основе ёрои-кумиути лежали разнообразные борцовские приемы: захваты, броски, заломы, удушения, дающие возможность вести бой даже с одетым в доспехи противником. Удары руками и ногами разрешались, но применялись редко, так как не было смысла бить по ноге или животу, защищенным снаряжением. Наибольшее внимание уделялось правильным движениям бедер и применению силы рук и ног. Например, существовал прием ёцу-гуми («четвертное сцепление»), представлявший собой специальный обоюдный симметричный захват: бойцы обхватывали друг друга, при этом не задевая руками доспехов. Оба они сохраняли равновесие и могли контролировать действия друг друга. Выбрав удобный момент, один из соперников мог постараться вытащить специальный нож для пробивания доспехов (ёрои-доси). При этом, выхватив нож из-за пояса левой рукой, правой следовало крепко держать противника. Удерживая нож под определенным углом, нужно было быстрым и точным движением воткнуть лезвие в щель между пластинами снаряжения.

В X–XIII веках в Японии часто проводились турниры по ёрои-кумиути. Они представляли собой весьма интересное зрелище: перед началом очередного поединка обязательно сообщалось имя, зачитывалась родословная каждого участника и объявлялись вызовы на бой. Дело в том, что самураи, как правило, отказывались сражаться с теми, кто пожелал скрыть свое имя или имел недостаточно знатное происхождение.

В ёрои-кумиути использовались всевозможные броски пользуя вес собственного тела и тяжесть доспехов, опрокинуть своего соперника на землю, затем наваливался на него и убивал обессиленного противника ударом ножа.

Последователи традиций ёрои-кумиути стремились к максимально эффективному использованию особенностей конструкции доспехов. Например, при нападении сзади боец мог резким рывком потянуть вверх козырек шлема противника, в результате чего задняя пластина этого головного убора упиралась в основание шеи и ломала позвонки. На задней пластине имелось металлическое кольцо для укрепления колчана со стрелами. Его бойцы использовали как рукоятку, выполняя бросок через бедро.

В Японии поединки один на один ценились более, чем сражения двух военных отрядов, в ходе которых очень тяжело было определить, кто из противников проявил наибольшую храбрость. Однако в этом были и свои недостатки: привыкая встречаться с соперником лицом к лицу, воины не задумывались о том, что на них могут напасть сзади. Сцепившись друг с другом, они уже при всем желании не имели возможности контролировать действия других воинов. Ёрои-кумиути в течение нескольких столетий являлась главной формой борьбы без оружия в Японии. Однако канонизировано оно было только в XIV–XV веках. Впоследствии эта борьба вошла в программу многих школ будзюцу. Первенство канонизации до сих пор оспаривают две школы: Мусо тёкудэн-рю, основанная, согласно легенде, в XIII веке буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми Ходзан-рю, сформированная в XIV веке учеником основателя японских бу-дзюцу дзэнского монаха Дзион Цуцуми Ямасиро-но ками Ходзан.

Бусидо — Путь самурая

Бусидо, Путь самурая и История Японии касающаяся самураев, а также возникновения и культивирования боевых искусств на протяжении веков. Здесь Вы сможете узнать о развития — самурайства, а также истории возникновения и развития боевых искусств и единоборств.

Раздел Название темы Ответов
Чай-хана (беседы ни о чем) Отдых 5
Grinii
Япония — Культура, Музыка, Искусство. Подарок сэнсею 10
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Что привезти шефу 1
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Чего мы читаем. 43
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Вопрос о хобби 16
Grinii
Софт, Компьютер, Игры. Программы для создания сайтов 9
Grinii

Путь самурая. Ёрои кумиути

Важную роль в деле физической подготовки самураев играла борьба без оружия (дзю-дзюцу, или явара), которая получила особое развитие в эпоху господства военно-феодального сословия.

Хотя истинный самурай никогда не расставался с оружием и считал ниже своего достоинства сражаться голыми руками, если он только не принадлежал к славному клану борцов сумо, знание основных приёмов без оружия могло сослужить неоценимую службу на поле брани или в покоях дворца, куда входить с мечом было строжайше запрещено.

Уже в эпоху раннего средневековья произошло размежевание между спортивной борьбой и самурайским боевым единоборством, известным как «рукопашный бой в доспехах» — ёрои кумиути.

Эта специальная боевая система борьбы в доспехах (ёрои кумиути, кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми) начала складываться примерно с X века, параллельно со становлением военного сословия самураев. Во многом она походила на сумо — те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный захват. Тем не менее техника ёрои-кумиути была намного богаче. Здесь не было условных ограничений как в сумо — вести борьбу только стоя, ни в коем случае не падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы и способы — важен был лишь результат.

Изобретение ёрои кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро, аристократу эпохи Нара, но в действительности это искусство старо, как сама история войн. Канонизировано оно было впервые в XV в. Школой Цуцумиходзан-рю. Расцвет ёрои кумиути приходится на период, предшествовавший появлению дзю-дзюцу, то есть на XI — XV вв. Техника борьбы, рассчитанной на столкновение противников без оружия или с минимальным количеством подручного оружия, была довольно примитивна и включала небольшой комплекс захватов и бросков, позже перекочевавших в различные школы дзю-дзюцу. Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие — ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно — его попросту некогда было вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий меч-котати или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.

Ключевым элементом в технике ёрои кумиути был подход с последующим захватом, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию (ёцу-гуми) — «четверное сцепление». В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины доспеха. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность и позволял эффективно контролировать действия противника.

Важно было взяться за открытые места (руки, шею, суставы), где доспех смещением пластин не мог помешать проведению броска или залома конечности. Не возбранялось использование ударов кулаком или пинков, но о стальные доспехи, как правило, можно было скорее травмировать собственную руку или ногу, чем нанести ущерб противнику. Большим подспорьем в подобных столкновениях был простой обоюдоострый нож-кодзука, который обычно крепился к ножнам большого меча или к поясу или специальный кинжал для пробивания доспехов, называвшийся ёрои-доси, который оба бойца были готовы мгновенно обнажить в любой удобный момент. Ёрои-доси носили заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да еще под строго определенным углом.

Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы — захваты, броски, заломы, удушения — позволявшие эффективно вести бой с вооруженным и одетым в доспехи противником. Арсенал приёмов ёрои-кумиути объединял броски через спину, через грудь, через голову в падении, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы опрокинуть противника на землю, через бедро и через колено, переднюю и заднюю подножку. После броска он стремился навалиться всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом кинжала. Использовались также несколько видов подсечек, а так же около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приёмы освобождения от захватов были рассчитаны на борьбу против двух нападающих.

Изобретатели ёрои-кумиути эффективно использовали все особенности вооружения самурая. Так, например, при нападении сзади можно было, взявшись за козырёк шлема, ремешком задушить врага или затылочной частью того же шлема переломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для крепления колчана на задней стороне панциря можно было рассматривать как удобную «рукоятку» при бросках через бедро.

Как видно из описания техники ёрои-кумиути, этот вид борьбы был рассчитан в основном на столкновение один на один. В те времена, в X-XIII веках, сражения, как правило, превращались в колоссальные турниры с традиционными громогласными возглашениями родословных, с театральными вызовами на бой. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не назвавшим своего имени и не имеющим благородного происхождения, не желали унижаться до того, чтобы убивать врага скопом, когда невозможно определить, кто же проявил большую доблесть в сражении. Все это предопределило специфический характер ёрои-кумиути как искусства побеждать в рукопашном поединке в доспехах. Его последователи не задумывались о необходимости предохраняться от нападения сзади. Сцепляясь с противником, они уже не могли реагировать на действия других противников. И зачастую оказывались жертвами этих недосмотров.

На протяжении очень долгого времени — примерно с XI по XVI века — ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без оружия, но канонизировано оно было довольно поздно — в XIV-XV веках. Хотя ёрои-кумиути вошло в программу многих школ бу-дзюцу, за первенство в его канонизации спорят две школы: Мусо тёкудэн-рю, по преданию основанная еще в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми Ходзан-рю, созданная в XIV века учеником полулегендарного основателя японских бу-дзюцу дзенского монаха Дзион Цуцуми — Ямасиро-но ками Ходзан.

Bookitut.ru

Ёрои-кумиути

С Х столетия в Стране восходящего солнца начала формироваться боевая система ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми) – борьба в доспехах. Она была похожа на сумаи, поскольку борьба в массивных, громоздких, тяжелых доспехах проводилась почти таким же образом. Однако, несмотря на неудобство доспехов, выбор технических приемов в этой борьбе оказался значительно богаче, чем в су-маи. Причина вполне понятна, ведь куми-ути являлась отнюдь не спортивным поединком, при котором достаточно было всего лишь опрокинуть соперника на землю. В данном случае следовало поразить противника оружием (чаще всего насмерть).

В ёрои-кумиути не было жестких ограничений, как в сумаи: необязательно было вести бой только стоя, разрешалось наносить любые удары, применять оружие.

Поединок в Японии в Х–XIII веках происходил следующим образом. Сначала противники выпускали друг в друга по нескольку стрел из лука, после чего шли в атаку, сталкивались и сразу же оба падали на землю. Нередко у них даже не было времени достать мечи из ножен, поэтому наиболее часто использовались приемы борьбы ёрои-кумиути. В то же время большой популярностью пользовались короткие кинжалы и ножи, которые можно было применять и в ближнем бою.

В основе ёрои-кумиути лежали разнообразные борцовские приемы: захваты, броски, заломы, удушения, дающие возможность вести бой даже с одетым в доспехи противником. Удары руками и ногами разрешались, но применялись редко, так как не было смысла бить по ноге или животу, защищенным снаряжением. Наибольшее внимание уделялось правильным движениям бедер и применению силы рук и ног. Например, существовал прием ёцу-гуми («четвертное сцепление»), представлявший собой специальный обоюдный симметричный захват: бойцы обхватывали друг друга, при этом не задевая руками доспехов. Оба они сохраняли равновесие и могли контролировать действия друг друга. Выбрав удобный момент, один из соперников мог постараться вытащить специальный нож для пробивания доспехов (ёрои-доси). При этом, выхватив нож из-за пояса левой рукой, правой следовало крепко держать противника. Удерживая нож под определенным углом, нужно было быстрым и точным движением воткнуть лезвие в щель между пластинами снаряжения.

В ёрои-кумиути использовались всевозможные броски с падением, в ходе которых сражающийся старался, используя вес собственного тела и тяжесть доспехов, опрокинуть своего соперника на землю, затем наваливался на него и убивал обессиленного противника ударом ножа.

В Х–XIII веках в Японии часто проводились турниры по ёрои-кумиути. Они представляли собой весьма интересное зрелище: перед началом очередного поединка обязательно сообщалось имя, зачитывалась родословная каждого участника и объявлялись вызовы на бой. Дело в том, что самураи, как правило, отказывались сражаться с теми, кто пожелал скрыть свое имя или имел недостаточно знатное происхождение.

Последователи традиций ёрои-кумиути стремились к максимально эффективному использованию особенностей конструкции доспехов. Например, при нападении сзади боец мог резким рывком потянуть вверх козырек шлема противника, в результате чего задняя пластина этого головного убора упиралась в основание шеи и ломала позвонки. На задней пластине имелось металлическое кольцо для укрепления колчана со стрелами. Его бойцы использовали как рукоятку, выполняя бросок через бедро.

В Японии поединки один на один ценились более, чем сражения двух военных отрядов, в ходе которых очень тяжело было определить, кто из противников проявил наибольшую храбрость. Однако в этом были и свои недостатки: привыкая встречаться с соперником лицом к лицу, воины не задумывались о том, что на них могут напасть сзади. Сцепившись друг с другом, они уже при всем желании не имели возможности контролировать действия других воинов. Ёрои-кумиути в течение нескольких столетий являлась главной формой борьбы без оружия в Японии. Однако канонизировано оно было только в XIV–XV веках. Впоследствии эта борьба вошла в программу многих школ бу-дзюцу. Первенство канонизации до сих пор оспаривают две школы: Мусо тёкудэн-рю, основанная, согласно легенде, в XIII веке буддийским монахом Икэйбо Тё-хэн, и Цуцуми Ходзан-рю, сформированная в XIV веке учеником основателя японских бу-дзюцу дзэнского монаха Дзион Цуцуми Ямасиро-но ками Ходзан.

ЁРОИ КУМИУТИ — схватка в доспехах

Вид будзюцу, искусство ведения боя в доспехах без оружия или с использованием малых видов оружия (ножа, короткого меча).

Зародилось ЁРОИ КУМИУТИ, по-видимому, в период становления самурайского сословия, а наивысшего расцвета достигло в конце XII — XIII вв. На его технический арсенал оказали влияние конструктивные особенности доспехов и своеобразный дуэльный кодекс, которому следовали самураи в этот период. Этот кодекс предписывал воину на поле боя сражаться с достойным противником по определенным правилам, один на один, на глазах у бойцов обеих армий. Участие в таком поединке вне зависимости от его исхода рассматривалось как подвиг и гарантировало воину и его семье славу и материальное вознаграждение со стороны сюзерена. По этой причине битвы между двумя армиями самураев нередко превращались в грандиозные турниры, распадавшиеся на сотни дуэлей между конными высокоранговыми буси, которые представляли собой либо перестрелки из луков с коня на скаку, либо схватки в стиле ЁРОИ КУМИУТИ.

Часто схватка в стиле ЁРОИ КУМИУТИ следовала за поединком с использованием луков, если последний не выявлял победителя. Стиль ЁРОИ КУМИУТИ XII-XIII в. характеризовался тем, что бойцы начинали поединок, сидя в седле. Сблизив коней, они схватывались друг с другом, стараясь прижать голову противника к луке своего седла и отрезать ее ножом. Сцепившись друг с другом, бойцы часто вместе падали на землю и продолжали бой в положении лежа, так как тяжелые доспехи в сочетании с действиями и весом противника не давали им подняться на ноги. Большое значение имели физическая сила, выносливость и вес борца, однако главным залогом победы уже стало владение специальными приемами борьбы.

С приходом в XIV в. на смену правильного боя относительно организованных подразделений, снижением роли кавалерии и возрастанием значения пехоты, с распространение более легких и удобных типов доспехов в ЁРОИ КУМИУТИ начала развиваться техника борьбы стоя. Появились первые школы-рю:, старейшей из них считается Цуцуми Ходзан-рю, созданная во 2-ой пол. XIV в. мастером Цуцуми Ямасиро-но ками Ходзан.

Технически ЁРОИ КУМИУТИ этого периода напоминало сумо:, хотя все приемы были рассчитаны на применение против противника, облаченного в доспехи. Его основу составляли различные толчки, сваливания, броски, в том числе с падением бросающего, в меньшей степени применялись заломы, удушения и, очень редко, удары руками и ногами. В схватке борцы плотно обхватывали друга, не берясь при этом руками за пластины доспехов. Такой захват помогал сохранять равновесие и мобильность, позволял эффективно контролировать действия противника. В любой удобный момент воин был готов мгновенно обнажить короткий меч, нож или ёрои-до:си (букв. ) — специальный кинжал для нанесения ударов в щели доспехов. Свалив противника, он стремился навалиться на него всей массой сверху, использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом короткого меча или ножа.

Приемы ЁРОИ КУМИУТИ самураи использовали во всех случаях, когда воин терял оружие — ронял его, ломал и т.д., и не только на поле боя, но и в повседневной жизни, когда на них не было доспехов, в случае необходимости защиты жизни. Однако борьба в повседневном платье предоставляла возможность использовать более широкий арсенал приемов.

Поэтому после окончания войн в начале XVII в. ЁРОИ КУМИУТИ было почти полностью вытеснено искусством борьбы без доспехов в повседневной одежде дзюдзюцу, в котором техника ЁРОИ КУМИУТИ была дополнена приемами из китайских боевых искусств и позднейшими разработками японских мастеров.

Маруяма Сандзо:. Сэкай дзюдо: си [Всемирная история дзюдо]. Токио, 1967;

Школы Бу-дзюцу

Начиная с середины XVI века японское искусство рукопашного боя без оружия претерпевает революционные изменения. Это было предопределено многими факторами. Нововведения

Школы Бу-дзюцу

Другие материалы по предмету

Заменив слово «дзюцу» на слово «до» — «путь» — Кано отказался от прежней установки на практическую прикладную ценность и заявил о том, что во главу угла должно быть поставлено духовно-нравственное воспитание, внутреннее совершенствование, достижение этического идеала. Несмотря на изменения в правилах и частичные нововведения, суть борьбы осталась прежней: ей было также свойственно стремление к гармонии, развитию физических и духовных способностей, призванных служить как победе над противником, так и для морального воспитания личности, которое должно было влиять на образ жизни человека.

В противоположность диким крикам, раздающимся на площадке для кэндо, в зале дзю-до, называемом додзё — «зал для размышлений» обычно преобладает тишина. Борьба должна проходить без внешних знаков возбуждения участников и зрителей, причём наблюдающим за схваткой строго запрещается зевать во время её, так как поединок дзюдо отождествляется нередко, по японским воззрениям, с беседой. Психическая дисциплина и молчание в первую очередь необходимы борцу для концентрации внимания, и побеждает в дзюдо, как правило тот, кто обладает совершенным телесным и «духовным» равновесием.

Конец XIX — начало XX вв. помимо возникновения будо характеризовался еще и появлением целого ряда новых для Японии воинских искусств. Речь идет, о дзюкэн-дзюцу (штыковой бой), тосю-какато (военная система рукопашного боя, созданная Тиба Сансю), тайхо-дзюцу (полицейская система задержания преступников), кэйбо-сохо (техника боя полицейской дубинкой) и т.д.

Важную роль в деле физической подготовки самураев играла борьба без оружия ( дзю-дзюцу, или явара), которая получила особое развитие в эпоху господства военно-феодального сословия.

Хотя истинный самурай никогда не расставался с оружием и считал ниже своего достоинства сражаться голыми руками, если он только не принадлежал к славному клану борцов сумо, знание основных приёмов без оружия могло сослужить неоценимую службу на поле брани или в покоях дворца, куда входить с мечом было строжайше запрещено.

Уже в эпоху раннего средневековья произошло размежевание между спортивной борьбой и самурайским боевым единоборством, известным как «рукопашный бой в доспехах» — ёрои кумиути.

Эта специальная боевая система борьбы в доспехах (ёрои кумиути, кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми) начала складываться примерно с X века, параллельно со становлением военного сословия самураев. Во многом она походила на сумо — те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный захват. Тем не менее техника ёрои-кумиути была намного богаче. Здесь не было условных ограничений как в сумо — вести борьбу только стоя, ни в коем случае не падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы и способы — важен был лишь результат.

Изобретение ёрои кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро, аристократу эпохи Нара, но в действительности это искусство старо, как сама история войн. Канонизировано оно было впервые в XV в. Школой Цуцумиходзан-рю. Расцвет ёрои кумиути приходится на период, предшествовавший появлению дзю-дзюцу, то есть на XI — XV вв. Техника борьбы, рассчитанной на столкновение противников без оружия или с минимальным количеством подручного оружия, была довольно примитивна и включала небольшой комплекс захватов и бросков, позже перекочевавших в различные школы дзю-дзюцу. Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие — ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно — его попросту некогда было вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий меч-котати или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.

Ключевым элементом в технике ёрои кумиути был подход с последующим захватом, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию (ёцу-гуми) — «четверное сцепление». В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины доспеха. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность и позволял эффективно контролировать действия противника.

Важно было взяться за открытые места (руки, шею, суставы), где доспех смещением пластин не мог помешать проведению броска или залома конечности. Не возбранялось использование ударов кулаком или пинков, но о стальные доспехи, как правило, можно было скорее травмировать собственную руку или ногу, чем нанести ущерб противнику. Большим подспорьем в подобных столкновениях был простой обоюдоострый нож-кодзука, который обычно крепился к ножнам большого меча или к поясу или специальный кинжал для пробивания доспехов, называвшийся ёрои-доси, который оба бойца были готовы мгновенно обнажить в любой удобный момент. Ёрои-доси носили заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да еще под строго определенным углом.

Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы — захваты, броски, заломы, удушения — позволявшие эффективно вести бой с вооруженным и одетым в доспехи противником. Арсенал приёмов ёрои-кумиути объединял броски через спину, через грудь, через голову в падении, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы опрокинуть противника на землю, через бедро и через колено, переднюю и заднюю подножку. После броска он стремился навалиться всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом кинжала. Использовались также несколько видов подсечек, а так же около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приёмы освобождения от захватов были рассчитаны на борьбу против двух нападающих.

Изобретатели ёрои-кумиути эффективно использовали все особенности вооружения самурая. Так, например, при нападении сзади можно было, взявшись за козырёк шлема, ремешком задушить врага или затылочной частью того же шлема переломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для крепления колчана на задней стороне панциря можно было рассматривать как удобную «рукоятку» при бросках через бедро.

Как видно из описания техники ёрои-кумиути, этот вид борьбы был рассчитан в основном на столкновение один на один. В те времена, в X-XIII веках, сражения, как правило, превращались в колоссальные турниры с традиционными громогласными возглашениями родословных, с театральными вызовами на бой. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не назвавшим своего имени и не имеющим благородного происхождения, не желали унижаться до того, чтобы убивать врага скопом, когда невозможно определить, кто же проявил большую доблесть в сражении. Все это предопределило специфический характер ёрои-кумиути как искусства побеждать в рукопашном поединке в доспехах. Его последователи не задумывались о необходимости предохраняться от нападения сзади. Сцепляясь с противником, они уже не могли реагировать на действия других противников. И зачастую оказывались жертвами этих недосмотров.

На протяжении очень долгого времени — примерно с XI по XVI века — ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без оружия, но канонизировано оно было довольно поздно — в XIV-XV веках. Хотя ёрои-кумиути вошло в программу многих школ бу-дзюцу, за первенство в его канонизации спорят две школы: Мусо тёкудэн-рю, по преданию основанная еще в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми Ходзан-рю, созданная в XIV века учеником полулегендарного основателя японских бу-дзюцу дзенского монаха Дзион Цуцуми — Ямасиро-но ками Ходзан.

Начиная с середины XVI века японское искусство рукопашного боя без оружия претерпевает революционные изменения. Это было предопределено многими факторами. Нововведения были связаны в основном с появлением огнестрельного оружия и ликвидацией всяких гарантий «непробиваемости» панциря. Изменился также общий характер ведения боевых действий. Сражение этого периода — уже не грандиозный турнир, а столкновение армий, где роль индивидуального воина отходит на второй план перед коллективными действиями. Здесь никто не откликается на вызов на поединок, стальная конная масса попросту давит воина-одиночку, а стена копейщиков во мгновение ока превращает его в решето. Нападения сзади, вдесятером на одного становятся обычным делом. По сравнению с предыдущим периодом резко возросла численность армий, которые теперь комплектуются не только из благородных буси, но и из простолюдинов. Рост количества воинов в сочетании с новой маневренной тактикой ведут к изменению защитного вооружения, которое должно стать легче и дешевле. И в XVI в., во времена правления Тоётоми Хидэёси появились облегчённые модели доспехов конструкции знаменитого мастера Мацунага Хисасигэ. В новом варианте панцирь приобрёл вид чешуи, состоявшей из тонких железных пластин. Такой доспех назывался гусоку. Его уменьшенная разновидность, состояв

Ёрои кумиути

Важную роль в деле физической подготовки самураев играла борьба без оружия (дзю-дзюцу, или явара), которая получила особое развитие в эпоху господства военно-феодального сословия.
Хотя истинный самурай никогда не расставался с оружием и считал ниже своего достоинства сражаться голыми руками, если он только не принадлежал к славному клану борцов сумо, знание основных приёмов без оружия могло сослужить неоценимую службу на поле брани или в покоях дворца, куда входить с мечом было строжайше запрещено.
Уже в эпоху раннего средневековья произошло размежевание между спортивной борьбой и самурайским боевым единоборством, известным как «рукопашный бой в доспехах» — ёрои кумиути.
Эта специальная боевая система борьбы в доспехах (ёрои кумиути, кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми) начала складываться примерно с X века, параллельно со становлением военного сословия самураев. Во многом она походила на сумо — те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный захват. Тем не менее, техника ёрои-кумиути была намного богаче. Здесь не было условных ограничений как в сумо — вести борьбу только стоя, ни в коем случае не падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы и способы — важен был лишь результат.
Изобретение ёрои кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро, аристократу эпохи Нара, но в действительности это искусство старо, как сама история войн. Канонизировано оно было впервые в XV в. Школой Цуцумиходзан-рю. Расцвет ёрои кумиути приходится на период, предшествовавший появлению дзю-дзюцу, то есть на XI — XV вв. Техника борьбы, рассчитанной на столкновение противников без оружия или с минимальным количеством подручного оружия, была довольно примитивна и включала небольшой комплекс захватов и бросков, позже перекочевавших в различные школы дзю-дзюцу. Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие — ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака, и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно — его попросту некогда было вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий меч-котати или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.
Ключевым элементом в технике ёрои кумиути был подход с последующим захватом, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию (ёцу-гуми) — «четверное сцепление». В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины доспеха. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность и позволял эффективно контролировать действия противника.
Важно было взяться за открытые места (руки, шею, суставы), где доспех смещением пластин не мог помешать проведению броска или залома конечности. Не возбранялось использование ударов кулаком или пинков, но о стальные доспехи, как правило, можно было скорее травмировать собственную руку или ногу, чем нанести ущерб противнику. Большим подспорьем в подобных столкновениях был простой обоюдоострый нож-кодзука, который обычно крепился к ножнам большого меча или к поясу или специальный кинжал для пробивания доспехов, называвшийся ёрои-доси, который оба бойца были готовы мгновенно обнажить в любой удобный момент. Ёрои-доси носили заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да еще под строго определенным углом.
Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы — захваты, броски, заломы, удушения — позволявшие эффективно вести бой с вооруженным и одетым в доспехи противником. Арсенал приёмов ёрои-кумиути объединял броски через спину, через грудь, через голову в падении, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы опрокинуть противника на землю, через бедро и через колено, переднюю и заднюю подножку. После броска он стремился навалиться всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом кинжала. Использовались также несколько видов подсечек, а так же около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приёмы освобождения от захватов были рассчитаны на борьбу против двух нападающих.
Изобретатели ёрои-кумиути эффективно использовали все особенности вооружения самурая. Так, например, при нападении сзади можно было, взявшись за козырёк шлема, ремешком задушить врага или затылочной частью того же шлема переломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для крепления колчана на задней стороне панциря можно было рассматривать как удобную «рукоятку» при бросках через бедро.
Как видно из описания техники ёрои-кумиути, этот вид борьбы был рассчитан в основном на столкновение один на один. В те времена, в X-XIII веках, сражения, как правило, превращались в колоссальные турниры с традиционными громогласными возглашениями родословных, с театральными вызовами на бой. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не назвавшим своего имени и не имеющим благородного происхождения, не желали унижаться до того, чтобы убивать врага скопом, когда невозможно определить, кто же проявил большую доблесть в сражении. Все это предопределило специфический характер ёрои-кумиути как искусства побеждать в рукопашном поединке в доспехах. Его последователи не задумывались о необходимости предохраняться от нападения сзади. Сцепляясь с противником, они уже не могли реагировать на действия других противников. И зачастую оказывались жертвами этих недосмотров.
На протяжении очень долгого времени — примерно с XI по XVI века — ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без оружия, но канонизировано оно было довольно поздно — в XIV-XV веках. Хотя ёрои-кумиути вошло в программу многих школ бу-дзюцу, за первенство в его канонизации спорят две школы: Мусо тёкудэн-рю, по преданию, основанная еще в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми Ходзан-рю, созданная в XIV века учеником полулегендарного основателя японских бу-дзюцу дзенского монаха Дзион Цуцуми — Ямасиро-но ками Ходзан.

Торнадо,Тхэквондо в Луганске

Ёрои-кумиути
Примерно с X века, параллельно со становлением военного сословия самураев начала складываться специальная боевая система борьбы в доспехах — ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми). Во многом она походила на сумо — те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный захват. Тем не менее техника ёрои-кумиути была намного богаче. Здесь не было условных ограничений как в сумо — вести борьбу только стоя, ни в коем случае не падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы и способы — важен был лишь результат.
Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие — ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно — его попросту некогда было вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий меч-котати или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.
Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы — захваты, броски, заломы, удушения — позволявшие эффективно вести бой с вооруженным и одетым в доспехи противником. При случае воины могли также использовать удары руками и ногами, но только как вспомогательное оружие — о вражеский доспех было проще отбить руку или ногу, чем нанести какой-нибудь вред.
Главным в ёрои-кумиути было правильное использвание бедер и силы конечностей. Достигалось это при помощи специального обоюдного симметричного захвата, который назывался ёцу-гуми — «четверное сцепление». В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины доспеха. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность и позволял эффективно контролировать действия противника.
В любой удобный момент один или оба бойца были готовы мгновенно обнажить короткий меч или специальный кинжал для пробивания доспехов, называвшийся ёрои-доси. Ёрои-доси носили заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да еще под строго определенным углом.
В ёрои-кумиути часто применялись разнообразные броски с падением, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы опрокинуть противника на землю. После броска он стремился навалиться всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом кинжала.
Мастера ёрои-кумиути стремились к максимально эффективному использованию особенностей конструкции японского доспеха. Так, при нападении сзади рывком за козырек шлема вверх, когда задняя пластина упиралась в основание шеи, можно было легко сломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для крепления колчана на задней пластине панциря применялось в качестве удобной рукоятки при бросках через бедро.
Как видно из описания техники ёрои-кумиути, этот вид борьбы был рассчитан в основном на столкновение один на один. В те времена, в X-XIII веках, сражения, как правило, превращались в колоссальные турниры с традиционными громогласными возглашениями родословных, с театральными вызовами на бой. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не назвавшим своего имени и не имеющим благородного происхождения, не желали унижаться до того, чтобы убивать врага скопом, когда невозможно определить, кто же проявил большую доблесть в сражении. Все это предопределило специфический характер ёрои-кумиути как искусства побеждать в рукопашном поединке в доспехах. Его последователи не задумывались о необходимости предохраняться от нападения сзади. Сцепляясь с противником, они уже не могли реагировать на жействия других противников. И зачастую оказывались жертвами этих недосмотров.
На протяжении очень долгого времени — примерно с XI по XVI века — ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без оружия, но канонизировано оно было довольно поздно — в XIV-XV веках. Хотя ёрои-кумиути вошло в программу многих школ бу-дзюцу, за первенство в его канонизации спорят две школы: Мусо тёкудэн-рю, по преданию основанная еще в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми Ходзан-рю, созданная в XIV века учеником полулегендарного основателя японских бу-дзюцу дзэнского монаха Дзион Цуцуми — Ямасиро-но ками Ходзан.

Анастасия Герман

Тайдзюцу — японская система ближнего боя без применения оружия, а также искусство сохранения здорового тела.

Тайдзюцу состоит из практически всех используемых техник: ударов конечностями, выкручиваний, бросков, удушений и т. д., это искусство воплощает традиции тысячелетнего развития особого искусства воина-тени. Это искусство считает главной целью развивать сознание, дух бойца через постижение боевой техники и специальных психических практик.

В ходе поединка мастеров высокого уровня самое малое движение может решить поединок, отдать в руки сильнейшего победу. Если техника почти совершенна, одна минимальная неточность движения подчас определяет жизнь или смерть. Тайдзюцу — это «техника тела», в этом стиле не применяется оружие.

Тикара-курабэ и сумаи

В древности борьба в Японии была достаточно примитивной и проводилась в виде состязаний соизмерения сил. Именно сила, а не другие черты бойца — техника, ловкость — определяли победителя. В 5-6 вв. на основе борьбы тикара-курабэ сформировалась популярная борьба — сумо, а если быть точным — его начальный вариант сумаи. В период Нара сумаи получила широкое распространение.

Техника древнего сумо была примитивной и состояла из толчков, сбивов, заваливаний. Борцы максимально увеличивали свой вес с помощью специальной диеты. На соревнованиях удары запретили к применению из-за их особой опасности, но в реальных сражениях борцы часто использовали удары руками и пяткой вперед. Победа в ритуальном поединке присуждалась тому борцу, кто бросил соперника на землю, поэтому борьба в партере не применялась.

Китайские единоборства в Японии

В 8-9 вв. усилилось взаимодействие Японии с материком. Огромный поток переселенцев с их культурой и традициями хлынул из Китая и Кореи в Страну Восходящего Солнца. Иммигранты привезли местные оригинальные методы ведения боя, в которых главными техниками были удары руками и ногами, болевые приемы. Интересна существовавшая в 12-14 вв. полулегендарная школа сёсё-рю («школа всех наград»), основателем которой считается полководец из знатного китайского рода Саканоуэ Тамурамаро, который прославился своими многочисленными победами. Особенностью этой школы было развитие особо мощной силы рук и закалка ударных поверхностей, что, по легенде, давало возможность пробить стальной панцирь. Из неустановленных источников известно, что непобедимый военачальник Минамото Ёсицунэ был потрясен, увидев работу мастера сёсё-рю.

Большой след в истории японских единоборств оставила и школа Тёсуй-рю, основанная Отомо Комаро в 8 веке. Позже, в середине 14 века самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада улучшил её технику и добавил приемы китайского мастера Суньжэня Исю. Техника поединка Тёсуй-рю легла в основание Куки Синдэн-рю — одной из самых значимых школ японских будзюцу.

Ёрои-кумиути

С 10 века, вместе со становлением сословия самураев начала образовываться специальная система борьбы в доспехах — ёрои-кумиути.

Во многом она была похожа на сумо по применению толчков и сваливаний, т.к. бойцы в сражениях были в доспехах, и общий вес бойца с доспехами был сравним с искусственно полученным весом сумоиста. Неудобные, похожие на коробки панцири препятствовали тому, чтобы брать удобный захват. Однако техника ёрои-кумиути была намного богаче сумо: в ней не было условных ограничений вести борьбу стоя, не падать на землю, не использовать удары и оружие. Бойцы могли применять любые приемы и способы, лишь бы добиться результатов.

Приемы ёрои-кумиути применялись, если воин терял оружие — ронял, ломал и др. В сражениях 10-13 вв бой начинался со взаимной стрельбы из лука, затем следовала атака и враги оказывались на земле. Меч в таких условиях применять было сложно — его некогда было даже достать из ножен. В связи с этим ёрои-кумиути было в то время более популярным, чем фехтование на больших мечах. А короткий меч или кинжал-танто были в то время очень популярны и применялись в стиле ёрои-кумиути.

Базу ёрои-кумиути составляли разные приемы — захваты, броски, удушения, которые помогали сражаться с вооруженным соперником в доспехах. При возможности воины могли применять удары руками и ногами, но только дополнительно — о доспехи проще было травмировать конечность, чем повредить находящемуся в них воину.

Главным в ёрои-кумиути было правильное применение бедер и конечностей, что достигалось специальным симметричным захватом ёцу-гуми — «четверное сцепление». В таком захвате бойцы обхватывали друг друга, не трогая руками пластины доспехов. Ецу-гуми помогал воину удержать равновесие и подвижность, давал возможность контролировать противника.

Оба или один боец в любую секунду были готовы достать короткий меч или кинжал для пробивания доспехов — ёрои-доси. Этот кинжал носили за поясом на бедре справа, доставая левой рукой. Нужны были особые навыки, чтобы удерживать противника одной рукой, сохранять равновесие, пока второй рукой нудно было достать кинжал и попробовать поразить не прикрытую доспехами часть тела врага. Это было очень трудно сделать, так как нужно было попасть в маленькую щель между пластинами под определённым углом.

Ссылка на основную публикацию