Этика и правила поведения спортсмена во время тренировки по Дзюдо | Karate-krs.ru

Этика и правила поведения спортсмена во время тренировки по Дзюдо

Этика и правила поведения спортсмена во время тренировки по Дзюдо

Этикет и обычаи повседневной жизни существуют для того, чтобы облегчить общение между людьми и уменьшить риск взаимного непонимания.

Пересекая порог зала, вы попадаете в другой мир – мир боевых искусств. Чтобы прибывание в этом мире было комфортным, и тренировки становились более продуктивными, необходимо наличие взаимного уважения и духа товарищества. Когда мы на татами, когда мы атакуем или атакуют нас, мы отрабатываем утраченный навык инстинктивной реакции. Этикет и правила поведения, вернее, то, что за ними стоит, нужны именно для того, чтобы мы могли заниматься, не подвергая себя опасности, дисциплинировать и перенаправлять наши агрессивные порывы, чувствовать партнера и уважать его.

Дзюдо – это особая дисциплина, процесс обучения, задействующий и ум, и тело, и дух. Техника сама по себе не является целью – она лишь орудие для воспитания личности и духовного роста.

Спортзал – это место, куда ходят не для самоутверждения, а для того, чтобы развивать и очищать свой ум, тело и дух. Особый настрой, сочетающий искренность, взаимное уважение и скромность, определяет психологический климат, необходимый для успешного обучения. Чтобы сформировать этот настрой и успешно изучать дзюдо, необходимо придерживаться следующих проостых, но крайне важных правил:

  1. Всякий раз, ступая на татами или сходя с него, вы должны совершить поклон. Это же касается и входа в зал (додзё).
  2. Уважайте необходимые для занятий вещи и инвентарь. Кимоно должно быть чистым и иметь опрятный вид.
  3. Если по независящим от вас причинам вы опоздали, вы должны подождать в стороне от татами, пока преподаватель не подаст вам знак присоединиться к остальным. Ступив на татами, совершите поклон, стараясь при этом не отвлекать внимание ваших товарищей.
  4. Покидать татами разрешается лишь в случае травмы или плохого самочувствия. Перед уходом с татами, обязательно спросите разрешение у тренера.
  5. Когда учитель показывает или объясняет прием во время занятий, вы должны молча и внимательно слушать его. Это правило относится не только к начинающим спортсменам, но и к опытным мастерам, которые уже овладели данной техникой – совершенствование не имеет предела. После того, как объяснение закончилось, поклонитесь сначала учителю, затем партнеру и приступайте к занятиям.
  6. Бесцельное хождение по татами категорически запрещено. Либо вы отрабатываете прием, либо – в случае необходимости – ожидаете своей очереди. Если вы наблюдаете за тренировочным процессом, всегда находитесь лицом к центру татами, с краю. Во время отработки бросков следует располагаться так, чтобы падение партнера шло по направлению от центра татами к краю.
  7. Если вам обязательно нужно о чем-то спросить преподавателя, никогда не окликайте его. Подойдите к нему, поклонитесь (можно стоя) и ждите, пока он обратится к вам.
  8. Если вас заинтересовали объяснения, которые преподаватель дает вашему товарищу, вы можете прервать отработку приема и посмотреть.
  9. Уважайте тех, кто занимается дольше вас. Никогда не вступайте в споры по поводу изучаемой техники. Помните – вы здесь для того, чтобы учиться, а не навязывать другим собственные соображения.
  10. Разговоры на татами должны быть сведены к минимуму. Дзюдо можно только почувствовать самому.
  11. Не расхаживайте по татами ни до занятий, ни после. Татами для тех, кто пришел тренироваться.
  12. Если вы носите украшения, вы должны снять их на время занятий.

Вы в любое время можете посетить занятия и в качестве зрителя, но должны при этом придерживаться следующих правил этикета:

  1. То, как вы сидите, говорит о вашем отношении. Не позволяйте себе сидеть, развалясь или задрав ноги.
  2. Не окликайте находящихся на татами людей и не занимайте их разговорами.
  3. Не разговаривайте и не ходите по залу, когда преподаватель что-либо показывает или объясняет.
  4. Переведите мобильные телефоны в беззвучный режим.

Если вам сделали замечание за нарушение того или иного правила, не рассматривайте это как личное оскорбление. Помните: соблюдение каждого из этих правил имеет решающее значение для вашей безопасности и успешного обучения. Уважение к сенсею и ко всем, кто находится с вами на татами, – основа уважения к самому себе. Oss!

Этика и правила поведения спортсмена во время тренировки по Дзюдо

В борьбе дзюдо спортсмены приветствуют друг друга поклоном. Официально признаны два вида поклонов: стоя и на коленях. Предполагается, что поклон не просто дань старине, он должен быть осмысленным. Кланяясь перед выходом на татами, дзюдоист тем самым заявляет о своей готовности подчиниться принципам дзюдо, сохранять его дух. Поклон стоя совершается, когда дзюдоист приглашает своего партнера провести совместную тренировку или вызывает его на схватку. По окончании схватки или тренировки дзюдоисты также кланяются друг другу, выражая тем самым признательность за оказанную помощь в изучении техники дзюдо.

Во время занятий должно быть возможно меньше разговоров, особенно на посторонние темы. Это отвлекает внимание, мешает сосредоточиться и как следствие значительно снижает эффективность тренировочного занятия. За каждое неосторожное движение, причинившее партнеру неудобство, следует извиниться поклоном. В этических нормах дзюдоистов содержится множество понятий о человеческом достоинстве, с помощью которых у спортсменов воспитываются необходимые нравственные качества.

Первую попытку классифицировать многочисленные технические действия в дзюдо предпринял Д. Кано в 1887 г. В ней технические действия подразделялись на:
1) броски, оставаясь в стойке;
2) броски с падением;
3) приемы в партере.

Данная классификация имеет целый ряд недостатков, на которые неоднократно указывали и сами японские специалисты. Впоследствии она подвергалась некоторым изменениям. Вкладом в развитие дзюдо в нашей стране явилось создание В. М. Андреевым и Г. С. Туманяном первой советской классификации техники дзюдо на основе критического анализа предшествующих классификаций и опыта классифицирования техники борьбы самбо. Впервые введен раздел тактико-технических действий.

Основные направления передвижений: вперед, назад, влево, вправо, вправо-вперед, влево-вперед, вправо-назад, влево-назад. При передвижении ступня ставится на татами либо всей площадью опоры, как бы припечатываясь, либо на переднюю часть стопы. При движении необходимо в любой момент контролировать положение всего тела. Время потери равновесия при перестановке ног должно быть минимальным. Это достигается передвижением небольшими шагами, скользя подошвами по плоскости татами (шаркая ногами) либо поднимая их на небольшую высоту. Кроме того, передвигаясь маленькими шагами, борец сохраняет лучшую подвижность в разных направлениях, так как отвесная линия центра масс (ОЛЦМ) легче и быстрее переносится в площадь либо одной, либо другой ноги.

Борьба дзюдо характеризуется большим разнообразием захватов и их сочетаний. Квалифицированный дзюдоист ведет результативную борьбу с разными захватами. В то же время он готов ко всяким неожиданностям со стороны соперника. Важность изучения этого раздела техники дзюдо следует из того, что любое техническое действие может быть проведено только тогда, когда взят соответствующий захват. Без хорошего прочного захвата трудно провести техническое действие или противостоять попыткам соперника провести это действие.

В процессе выполнения захватов следует придерживаться следующих правил:
1. Держать захват не напряженно, иначе руки быстро утомятся и существенно снизится способность быстро воздействовать на соперника.
2. Взяв удобный захват, стремиться возможно быстрее провести техническое действие, в противном случае соперник успеет осуществить защиту.
3. Стремиться к тому, чтобы в арсенале борца были технические действия, проводимые из разных захватов.

Методические рекомендации по этике поведения спортсменов в период прохождения тренировочных занятий, участия в спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных,

Главная > Методические рекомендации

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

по этике поведения спортсменов в период прохождения тренировочных занятий, участия в спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятиях и тренировочных сборах, проводимых на территории области и за ее пределами

Настоящие Методические рекомендации по этике поведения спортсменов по видам спорта (далее «Правила поведения») подготовлены в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, а также в соответствии с международными нормативными актами в области спорта.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила поведения регулируют поведенческие нормы спортсменов (далее «Спортсмен») в период прохождения ими тренировочных занятий, участия в спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятиях, проводимых на территории Свердловской области ГАУ СО «ЦСМ».

1.2. Настоящие Правила поведения поведения обязательны для соблюдения всеми Спортсменами и ставят своей целью содействовать и гарантировать дружественное расположение друг к другу среди всех участников соревнований.

1.3. Нарушение Правил поведения влечет за собой наложение соответствующих дисциплинарных санкций на Спортсмена, соразмерных тяжести проступка.

1.4. Контроль за соблюдением настоящих Правил поведения является обязанностью тренеров, специалистов и руководителей команд, участвующих в спортивных мероприятиях.

2. Общие принципы поведения Спортсмена

2.1. Спортсмен должен при любых обстоятельствах вести себя в достойной и ответственной манере, выказывать уважительное отношение к общественности, тренерам, судьям и другим спортсменам.

2.2. Поведение Спортсмена должно способствовать достижению личного и командного спортивного результата.

2.3. При любых ситуациях во время тренировочных занятий или при участии в соревнованиях Спортсмен должен применять максимум своих способностей в рамках правил данного вида спорта. Во главе угла для Спортсмена, для его мироощущения и руководствующих принципов стоит достижение результатов в духе спортивного благородства и честности ведения спортивной борьбы по отношению к партнерам по команде, оппонентам и официальным лицам.

2.4. Спортсмен должен быть опрятным, чисто одетым, выбритым и подтянутым.

2.5. Неприемлемо использование Спортсменом недопустимых речевых форм или сквернословия.

2.6. Спортсмен обязан соблюдать принцип субординации, надлежащим образом и беспрекословно исполнять все требования и следовать указаниям, исходящим от соответствующих руководителей и ответственных лиц.

2.7. Спортсмен должен быть пунктуальным и дисциплинированным.

2.8. При нахождении в публичных местах, будучи представителем сборной команды и особенно в случае, если одежда содержит элементы командной формы, Спортсмен должен соблюдать общепринятые нормы вежливости по отношению ко всем представителям общественности.

2.9. Во время подготовки и проведения спортивных мероприятий Спортсмену запрещается употребление алкогольных напитков.

2.10. Запрещается применение Спортсменом наркотиков и запрещённых анаболических препаратов.

2.11. Запрещается совершение незаконных действий, включая совершение действий, являющихся правонарушением согласно юрисдикции Российской Федерации.

2.12. Запрещается разглашение информации, имеющей отношение к профессиональным секретам, тренировочным методикам или протоколам тестирования любым лицам без права доступа к такой информации.

3. Поведение Спортсмена во время спортивных мероприятий

3.1. Спортсмен должен относиться с уважением к официальным представителям команды, официальным лицам на всероссийских и международных соревнованиях, должен вести себя в соответствии со спортивным этикетом и соблюдать нормы поведения.

Спортсмен должен уважительно относиться к участникам, организаторам и гостям спортивных мероприятий.

3.2. Спортсмен — член сборной команды Свердловской области должен на себе иметь официальную форму команды, если не предусмотрено иное.

3.3. Спортсмен-участник спортивных мероприятий обязан соблюдать распорядок дня, правила соревнований и этику поведения по отношению к судьям, тренерам, спортсменам и зрителям.

3.4. Спортсмену запрещается:

— любое нарушение антидопинговых правил, определяемых Международным олимпийским комитетом (МОК), Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), Олимпийским комитетом России (ОКР),

— любое действие или поведение, беспричинно нарушающее или являющееся вмешательством в ход соревнований, либо негативно влияющее на репутацию или имидж Свердловской области;

— использование неразрешенного оборудования или совершение незаконных действий с целью улучшения соревновательного результата, запрещаемых Всероссийскими федерациями по видам спорта, МОК, ВАДА, ОКР или организациями, действие которых напрямую или косвенно касается Спортсмена в тренировочном или соревновательном процессе.

4. Поведение Спортсмена при общении с представителями средств массовой информации

4.1. Во время организованного интервью для представителей средств массовой информации Спортсмен обязан быть аккуратно одетым.

4.2. Спортсмен обязан воздерживаться от публичной критики по отношению к любому представителю спортивных организаций вне зависимости от ранга.

4.3. Выступление и речь Спортсмена не должна смущать общественность и организаторов, на территории которой проводятся спортивные мероприятия.

5. Поведение Спортсмена при проезде к месту проведения спортивного мероприятия и месту проживания

5.1. При проезде к месту проведения соревнований на общественном транспорте (автобус, поезд, самолет) Спортсмену необходимо соблюдать утвержденные правила поведения в общественном транспорте.

В помощь тренеру и спортсменам Этикет и принципы дзюдо.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Этикет и принципы дзюдо.

За многолетнюю историю развитие дзюдо в этом виде единоборств появились свои особые правила поведения – этикет дзюдо. Дзюдо хранит вековые традиции Японии и наследует самурайский кодекс чести. Дзюдо развивает не только физическую силу, но и воспитывает ум, благородство. Данное единоборство является искусством самосовершенствования. Любой борец, и опытный, и начинающий, должен обладать такими качествами как мужественность, настойчивость, скромность и уважительное отношение к другим людям. Основатель дзюдо Дзигоро Кано рассматривал свое детище как искусство, направленное на формирования гармонично развитой личности. В своих учениях он писал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

основным элементом этикета является своеобразный поклон, которым дзюдоисты приветствуют друг друга. Существует два вида поклонов: на коленях и стоя. Стоить заметить, что поклон дзюдоиста это не только дань старинным традициям, он имеет определенный смысл. Совершая поклон, прежде чем выйти на татами спортсмен этим движением подтверждает свое намерение полностью придерживаться принципам дзюдо и его духу. Поклон в положении стоя совершается, когда дзюдоисты приглашают своего партнера провести совместную тренировку или вызывая его на поединок. По завершению тренировки или схватки дзюдоисты то же кланяются друг другу, тем самым выражая свою благодарность за помощь в овладении техникой дзюдо.

За каждое неосторожное движение, причинившее напарнику боль или неудобство, принято извиниться поклоном. Этические нормы дзюдо содержат много понятий о человеческом достоинстве, с их помощью у юных спортсменов воспитываются необходимые нравственные качества.

Все действия в дзюдо начинаются с поклона, поклоном и заканчиваются.

Основное требование любого единоборства это уважение к сопернику и судьям. В дзюдо к этому относятся с повышенным вниманием.

Как правильно выполнять поклон?

В дзюдо есть «Правило трех поклонов», которое безоговорочно соблюдают дзюдоисты. Первый поклон борец совершает перед выходом на татами (зайти на зону безопасности), второй перед пересечением рабочей зоны (после приглашения арбитра), и третий поклон перед пересечением цветной полоски в центре татами.

По окончании поединка ритуал проводится в обратной последовательности.

3. Принципы дзюдо

Дзигоро Кано не сразу пришел к основным принципам разработанной им системы. На протяжении долгого времени он изучал системы подготовки в разных единоборствах, проводя их анализ. Повышенная любознательность и природная сообразительность отличали Дзигоро Кано. До наших дней дошла характерная история. Однажды после обильного снегопада Дзигоро Кано вышел вечером погулять в сад. Под тяжестью обильного снега много веток на деревьях сломались. Только одна тонкая веточка на вишни под тяжестью снега все ниже склонялась к земле. В один момент снег соскользнул с нее, веточка распрямилась и вернулась в свое нормальное положение. «Вот каким должен быть дзюдоист!» – воскликнул Дзигоро Кано.

Данная история нашла свое отражение в знаменитой формуле, изложенной Дзигоро Кано в инструкциях «Кодокана»: «Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той, же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий».

Огромное значение Кано придавал цели достижения максимального результата. Это означает, что дзюдоист должен стремиться достичь лучшего результата затратив минимум усилий. Он говорил: «Максимальный результат — фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип полностью может быть использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет иметь влияние на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведение в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни».

Дзигоро Кано выделил Пять Принципов дзюдо:

1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.

2. Владей инициативой в любом начинании.

3. Осмысливай полностью, действуй решительно.

4. Знай, когда следует остановиться.

5. Придерживайся среднего между радостью и подавленностью, истощением и ленью, безрассудной бравадой и трусостью.

К сожалению современная, спортивная сторона дзюдо является ведущей, более того часто, едва ли не единственной. То, что мы имеем сегодня под названием «дзюдо», далеко от того, что задумывал и создавал Дзигоро Кано.

Казалось бы, уважительное поведение в додзё – вещь вполне очевидная, но в последнее время все чаще приходится наблюдать, что ученики не умеют себя вести на татами. А между тем даже нарушение дисциплины одним борцом могут помешать тренировке всей группы. Это неуважительно не только по отношению к другим занимающимся, но и к наставнику, чье время тратится впустую. Поэтому, в попытке создать благоприятную обстановку для занятий, предлагаем вашему вниманию список основных правил додзё.

1. Никаких разговоров на татами.

С этим приходится сталкиваться довольно часто. Ученики отрабатывают движение, кому-то становится скучно, и они начинают болтать. Часто из-за этого теряют концентрацию и говорящие, и все вокруг. Естественно, пользы от этого нет никому.

Из уважения к другим следует отложить все разговоры до окончания тренировки, и если ваш одногруппник разговаривает, попросите его подождать до конца занятия.

2. Поклонитесь перед тем, как ступить на татами и сойти с него.

Это, согласно традициям и этикету борьбы дзюдо, способ выразить уважение не только к своей школе, но и к борцам, которые занимались борьбой дзюдо до нас. Эти люди вложили сердце и душу в свое обучение и заслуживают нашего признания. Они тренировались, создавали и переосмысливали борьбу дзюдо, делая ее такой, какой она стала сегодня. Поклон также демонстрирует уважение к тем, кто будет заниматься в будущем. Эти дзюдоисты станут продолжателями традиций.

3. Ученики должны кланяться наставнику.

Поклон тренеру необходим не ради того, чтобы проявить подчинение, а чтобы показать, что вы уважаете его и те знания, которые он может вам дать. Задача наставника – передать вам знания тех, кто был до вас и даже до него. Он приложил много стараний, чтобы стать мастером борьбы дзюдо, и теперь прилагает еще больше усилий, чтобы передать эти знания вам.

4. Ученики должны выкладываться на все 100%.

Как говорилось выше, тренера следует уважать, и нет ничего более оскорбительного, чем проявлять лень на занятиях – лежать или сидеть на татами, без разрешения покидать борцовский зал или делать долгие перерывы в середине занятий.

Еще хуже, когда поведение одного ученика тянет вниз всю группу. Даже если юный борец находится в плохом настроении, он должен стараться быть позитивным. Иначе он может вытянуть энергию из всей группы.

Если в какой-то из дней у вас не получается нести позитивную энергию, лучше остаться дома.

5. Ученики должны уважать друг друга.

Это означает – никаких насмешек или угроз. Также это означает необходимость помогать друг другу. Ученики более высокого ранга должны помогать в занятиях ученикам более низкого ранга. И те, и другие должны учиться быть хорошими партнерами по тренировкам.

6. Определенные правила должны соблюдать и родители.

Плохо, когда ученик ведет себя неуважительно, но еще хуже – когда так ведут себя его родители. Серьезно навредить тренировочному процессу могут даже мелочи, например, если родители разговаривают во время занятий, курят, едва выйдя за порог зала, и пытаются поправлять ребенка во время занятия. Все это моментально может разрушить обстановку на тренировке.

СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО

СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО

Средства тренировки — это физические упражнения: соревновательные, общеподготовительные, специально-подготовительные. Состав средств формируется с учетом особенностей дзюдо.

Соревновательные упражнения

Они направлены на выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом специализации в дзюдо, выполняются в соответствии с правилами соревнований.

Учебно-тренировочная деятельность дзюдоистов включает изучение и совершенствование соревновательных действий: технико-тактические действия с партнером (соперником) и их элементы; поединки с партнером (соперником), проводимые во взаимном захвате по правилам соревнований.

Технико-тактические действия:

а) атакующие — подготовительные действия дзюдоиста к атаке и действия непосредственной атаки с целью проведения приема;

б) защитные — действия дзюдоиста в поединке с тактической задачей защиты от приема партнера (соперника);

в) контратакующие — действия дзюдоиста, проводимые в ответ на атакующие действия партнера (соперника).

Поединки (схватки):

а) учебные — содействуют совершенствованию технико-тактических действий: дзюдоисты выполняют приемы по заданию тренера-преподавателя (обычно с односторонним сопротивлением);

б) учебно-тренировочные — направлены на совершенствование ранее освоенных и закрепление вновь изученных технико-тактических действий(могут проводиться с учетом моделируемых ситуаций противоборства);

в) тренировочные — моделируют условия соревнований и имеют разновидности: вольные — дзюдоисты могут применять любые технико-тактические действия; условные — дзюдоистами выполняются действия по заданию тренера-преподавателя; контрольные — определяют сильнейшего дзюдоиста или оценивают их технико-тактическую, физическую, психическую подготовленность;

г) соревновательные — совершенствуют технико-тактическую подготовленность дзюдоистов в усложненных условиях при наличии сбивающих факторов:

— экзогенные (внешние) факторы: значимость соревнований, жесткая манера ведения противоборства соперником, нестандартные ситуации в период соревнований, субъективное судейство и другие;

— эндогенные (внутренние) факторы: негативные психические состояния дзюдоистов, утомление, болевые ощущения (травмы).

Общеподготовительные упражнения

Преимущественно они являются средствами общей подготовки дзюдоистов и имеют сходство (или отличие) со специальными упражнениями по характеру проявляемых способностей и форме выполнения.

Общеподготовительные упражнения в дзюдо применяются с учетом соблюдения некоторых требований:

— обеспечение гармоничного физического развития занимающихся дзюдо (этап предварительной подготовки и начальной специализации);

— содействие совершенствованию двигательных навыков и физической подготовленности, проявляемых в условиях соревнований (этап углубленной специализации и спортивного совершенствования). Воздействие общеподготовительных упражнений на дзюдоистов зависит от их содержания:

а) строевые упражнения — построения, перестроения, выполняемые на месте и в движении. Они воспитывают дисциплинированность и содействуют рациональному размещению дзюдоистов в ходе выполнения ими тренировочных заданий, развивают координацию движений;

б) гимнастические упражнения — повышают силовую, координационную подготовленность, включают элементы акробатики (кувырок, колесо и др.);

в) упражнения из других видов спорта — спортивных игр, легкой атлетики, плавания, тяжелой атлетики, лыжного спорта, которые также повышают физическую подготовленность.

Специально-подготовительные упражнения

Они включают в себя элементы соревновательных действий дзюдоистов, их варианты, комбинации, а также действия, сходные по форме или характеру проявляемых способностей с основными (соревновательными). Критерий сходства с соревновательными действиями — форма выполнения и содержание упражнения (определяется работой мышечного аппарата, функционированием энергетических систем).

Специально-подготовительные упражнения в дзюдо применяются с учетом возраста занимающихся и имеют 2 разновидности:

а) подводящие упражнения — способствуют технико-тактическому совершенствованию. К ним относят: самостраховки (см. фото), упражнения на борцовском мосту, имитационные упражнения;

Самостраховка на бок

б) развивающие упражнения — повышают специальную физическую подготовленность дзюдоистов. В учебно-тренировочной деятельности дзюдоистов применяются акробатические упражнения, упражнения без снарядов (с отягощением только веса своего тела), с отягощением (манекен, гантели, гири, штанга, эспандер), с партнером, на тренажерах.

БИЛЕТ №13. Правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр

Читайте также:

  1. IX. Опись билетов к экзамену
  2. Билет # 36
  3. Билет # 38
  4. Билет -31 1 страница
  5. Билет -31 2 страница
  6. Билет -31 3 страница
  7. Билет 1
  8. БИЛЕТ 1
  9. Билет 1
  10. Билет 1
  11. Билет 1
  12. Билет 1

Правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр

Спортивная этика включает такие понятия, как патриотизм, дол! и ответственность, дружба и коллективизм, честь и достоинство, справедливость и культура поведения.

Спорт по своей сути глубоко гуманен. Он помогает человеку по­знать свои силы, воспитать в себе упорство, мужество. Спортивная этика включает и умение вести себя — признак внутренней органи­зованности, дисциплинированности. Спортсмен никогда, даже если ему кажется, что судья не прав, не должен вступать с ним в спор при оценке ситуации, помня, что лишь капитан имеет право обращаться к судье.

Нравственно воспитанный человек .не позволит себе отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, даже если спор­тсмен знает, что всё равно проиграл. После проигрыша важно уметь владеть собой. С достоинством отдавая должное мастерству сопер­ника, поздравить с победой. Вообще отношение к сопернику — по­казатель подлинной воспитанности спортсмена. Нужно обладать вы­держкой, чтобы не выразить досады от неудовлетворённости партнё­ром, соперником.

Спортсмены должны соблюдать правила спортивной этики во время уроков физической культуры, спортивных тренировок. По просьбе или требованию догнавшего соперника немедленно уступить лыжню, а обогнав идущего впереди, не замедлять ход, мешая ему идти и т. д.

Юный спортсмен много и настойчиво работает над собой, овла­девая знаниями, расширяя свой кругозор, приобретая спортивные умения и навыки, улучшая свои результаты.

1. Почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств личности (смелости, воли, инициативности и терпимости)?

Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофи­зических (природных) задатков и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды культур человека. По­этому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие качества личности — нравственные, эстетические, а также смелость, волю, инициативность и терпимость и т. п.

Под физической культурой личности понимается совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий фи­зическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать свою физиче­скую природу (телесность), вести здоровый образ жизни. Занимаясь физической культурой, человек познаёт себя, других людей и окру­жающий мир. У него активно развиваются инициатива, самостоя­тельность и творчество, формируются собственное мировоззрение и способы мышления, индивидуальные черты характера, критическое отношение к действиям других людей и собственным поступкам. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкуль­турной деятельности, характеризуют человека не только как физиче­ски культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей куль­туры человека. Физическая культура помогает противостоять таким вредным привычкам, как курение, употребление алкоголя и др.

Рассмотрим подробнее о положительном влиянии занятий физи­ческой культурой на формирование такого качества, как сила воли Воспитание силы воли человека возможно при самых разных видах физических упражнений. Остановимся на комплексе утренней гим­настики. Его выполнение требует от человека известной дисциплины (подъём в определённое время и т. п.). С другой стороны, повторение утренней зарядки каждый день в одни и те же часы вырабатывает ста­бильность в поведении и поступках. Таким образом, воспитывается

не только сила воли, но и привычка к ежедневному обязательному труду (в данном случае физическому). Психологи спорта определили волевые качества, которые необходимы спортсменам для преодоле­ния возникающих в процессе их деятельности препятствий. Это — це­леустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и сме­лость, инициативность и самостоятельность, терпимость, выдержка и самообладание.

2. С какой целью проводится самонаблюдение, и что оно в себя включает?

Самонаблюдение проводится с тем, чтобы знать, какое воздействие оказывают физические нагрузки на организм. Самочувствие и работо­способность, точно зеркало, отражают общее состояние здоровья ор­ганизма человека. Если после тренировочных занятий самочувствие, настроение, аппетит и сон хорошие и есть желание заниматься дальше, ?о это положительные признаки. Они показывают, что ваш организм справляется с нагрузками и можно постепенно их увеличивать. При чрезмерной нагрузке, утомлении может появиться раздражительность, вялость, одышка, головокружение, боли в сердце, нарушается сон.

Самонаблюдение за состоянием своего здоровья можно осущест­влять по субъективным и объективным показателям.

К субъективным показателям относятся: самочувствие, настрое­ние, аппетит, сон, желание заниматься, работоспособность, болевые ощущения, внешние признаки утомления (окраска кожи, лица и туло­вища, потливость и т. д.).

Объективными показателями являются: ЧСС (частота сердечных сокращений), ЖЁЛ (жизненная ёмкость лёгких), масса тела, тест на приседание, проба с задержкой дыхания и т. д.

Более подробно рассмотрим один из примеров. Пульс можно изме­рить несколькими способами: тремя пальцами на запястье, большим и указательным пальцами на шее, кончиками пальцев на виске, ладонью на груди. Пульс обычно подсчитывают с помощью секундомера или секундной стрелки часов за 10 с. и полученную величину умножают на б (получается количество ударов за 1 мин). Физические упражне­ния повышают пульс. Чем больше нагрузка, тем он чаще. В спокойном состоянии пульс составляет 70 — 80 уд./мин. При выполнении лёгкой физической нагрузки пульс достигает 100-120 уд./мин, при средней — 130-150, при большой повышается до 180 и при очень большой до200 уд./мин. Затем пульс успокаивается и через 5-10 мин. достигает нормы. У девочек, как правило, пульс больше на несколько ударов, чем у мальчиков.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 1465 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Дзюдо для родителей

Что должны знать родители приводя ребенкав секцию борьбы ДЗЮДО.

Дзюдо – это универсальный метод физического развития и воспитания личности. Это сплав древнего боевого искусства, современных спортивных приемов и философии постоянного самосовершенствования. Это искусство, дающее свободу самовыражения и демонстрирующее красоту движений. Принципы дзюдо применимы не только к физическому развитию, но и ко многим другим аспектам жизни.

Дзюдо, как ни один другой вид спорта, развивает такие многогранные качества, как координация движений, сила, скорость, скоростная и силовая выносливость, гибкость и пластика, память, аналитическое мышление, расчетливость действий.

Обучение дзюдо – это процесс постоянного роста. Сначала занимающиеся осваивают правила техники безопасности, учатся падать. Затем изучают технику захватов и бросков. Полученные знания стараются применить в ситуациях, когда партнер пытается вывести из равновесия. Продолжая осваивать технику, дзюдоист готовится к соревнованиям. Само по себе состязание – неважно, закончится ли оно победой или поражением, — это мощный мотивирующий фактор, помогающий закалить характер.

Занимаясь дзюдо, ваш ребенок научится упорству, умению противостоять трудностям, преодолению препятствий. Совершенствуя морально-волевые качества, дзюдо развивает чувство ответственности за свои действия, самодисциплину, настойчивость. Дзюдоисты учатся сохранять самообладание в трудных ситуациях.

Можно с уверенностью сказать, что какую бы стезю в будущем ни выбрали ваши дети, прочный бойцовский характер и моральные качества, заложенные на занятиях дзюдо, нигде не будут помехой.

С какого возраста можно отдавать ребенка в ДЗЮДО?

Практика показывает, что ребенок, как правило, адекватно воспринимает требования и условия тренировок с 6-ти летнего возраста. Однако в подготовительных группах с детьми дошкольного возраста (4-5 лет ) уже можно заниматься общей физической подготовкой, акробатикой, гимнастикой, развитием координации движений, подвижными играми с элементами дзюдо.

Конечный же возраст для начала занятий дзюдо неограничен.

С чего начинать? Прежде всего, приведите ребенка на тренировку ДЗЮДО в качестве зрителя, посмотрите, как он реагирует, нравится ли ему.

Часто ребенок понятия не имеет о дисциплине. Помогите тренеру, а в первую очередь самому малышу: объясните ему, что его главная задача на первых тренировках научиться слушать и слушаться тренера, подчиняться правилам поведения на тренировке.

С вашей помощью он постепенно усвоит эти простые правила, они станут естественными, что существенно облегчит процесс обучения в дальнейшем. Ребенок в этом возрасте охотно занимается во время игровых разминок, активно постигает элементы акробатики и зачастую полностью теряет интерес во время отработки техники ДЗЮДО. В этом случае ребенка просто забирают домой, не забыв похвалить его.

Со временем новичок полностью выдерживает одно- двух часовую тренировку.

Какие требования к начинающему дзюдоисту?

Прежде всего, это медицинская справка от участкового педиатра в том, что ребенок может заниматься спортивной борьбой.

Рекомендую родителям как можно скорее приобрести спортивную форму для занятий ДЗЮДО: кимоно для борьбы ДЗЮДО (дзюдога), белое или синее, предпочтительнее белое. Наличие формы – немаловажный психологический фактор.

Требования к дисциплине сводится к постижению ребенком правил поведения во время занятий. Наглядная демонстрация запрещенных действий проводится на тренировках в специальных беседах с занимающимися. От успешного постижения новичками основных правил поведения зависит их травмобезопасность в дальнейшем на тренировках, да и в повседневной жизни.

Насколько травмоопасен наш вид спорта?

Стоит ещё раз обратить внимание родителей на травмоопасность ДЗЮДО. Об ушибах, синяках, ссадинах, разбитых носах и губах, легких растяжениях можете даже не спрашивать. Вы отдаете ребенка в контактный вид единоборства. Однако, не смотря на то, что по статистике ДЗЮДО среди других видов спорта стоит на 15 месте по травмоопасности после хоккея, футбола, гимнастики и т.д. и уж, конечно, никто специально не хочет травмировать детей, все же серьезные травмы иногда случаются, как на тренировках, так и на соревнованиях.

Однако, давно замечено, что несоблюдение правил поведения на занятиях и основных «нельзя», а также элементарное разгильдяйство занимающихся неизбежно ведут к травмам той или иной тяжести. Впрочем, в любой сфере человеческой деятельности существует «техника безопасности» и ДЗЮДО здесь не исключение.

В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на загруженность молодого спортсмена. Если вы отдали ребенка сразу в две секции разных видов спорта, например, футбол и борьба, уверяю вас, ни там, ни тут он не сможет заниматься в полную силу, с полной отдачей. В результате вы не получите ни дзюдоиста, ни футболиста. В связи с чем, настоятельно рекомендую, как можно быстрее сделать выбор в пользу одного вида спорта.

Основные нельзя или безопасность на тренировке.

Несмотря на то, что дзюдо является контактным видом единоборств, где разрешены болевые и удушающие приемы, броски с большой амплитудой и силой, несмотря на то, что и тренировочные, и соревновательные поединки требуют от дзюдоистов полной мобилизации сил, по травматизму дзюдо занимает далеко не ведущее место среди других видов спорта.

Тем не менее соблюдение мер безопасности при занятиях — основа успеха в постижении секретов дзюдо. Занимающиеся должны помнить несколько простых правил поведения во время тренировки.

  • Нельзя сидеть спиной к центру татами.>
  • Во время отработки бросков следует располагаться так, чтобы падение партнера шло по направлению от центра татами к краю.
  • При падениях нельзя выставлять выпрямленную руку, чтобы смягчить падение и падать на локти.
  • Нельзя лежать на татами во время отработки бросковой техники.
  • Не заниматься самодеятельностью. Внимательно слушать и выполнять задания тренера.
  • Нельзя разговаривать, шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других во время тренировки.

Ребенок, занимающийся спортом – мечта многих родителей. Понятно, что цели и задачи при этом у всех разные. Кто-то ставит во главу воспитание профессионала, штурмующего вершины в спорте высших достижений, большинство же – просто стремится помочь своему ребенку стать здоровым, дисциплинированным и волевым человеком.

Борьба дзюдо – замечательный вид спорта с точки зрения воспитания настоящей стойкости и силы духа. Тренеры по борьбе отмечают, что, в отличие от того же футбола, где для высоких достижений необходимо быть «Богом поцелованным», занятия борьбой не требуют особого таланта. Нужен характер. И, если он будет, то парень будет бороться.

Родителям, насмотревшимся боевиков с участием Джеки Чана и Жана-Клода Ван Дама, следует помнить: ваш ребенок станет таким, и даже лучше, если вы не будете форсировать развитие событий. Следует помнить, что восточные единоборства – это особый стиль жизни, в котором тренер непререкаемый авторитет, поэтому, если вас интересует гибкость и ловкость ребенка (а именно этим в основном занимаются с детьми «восточники» первое время),хорошая физическая подготовка,дисциплина и уравновешенность, — ждем ваших детей в нашем клубе.

Мы затронули лишь малую часть того огромного и увлекательного мира, в который ребенок может войти с помощью родителей, получив от этого действа ощутимый импульс для содержательной и успешной жизни. Занимаясь дзюдо ,мы не забываем о многих других видах спорта, занятия которыми помогут вашему любимому человечку приобрести здоровье и стать полноценной личностью.

Выражая желание приобщить ребенка к спорту, помните о главном: эффективность занятий обусловливается правильным выбором вида спорта и места занятий, и правильным выбором тренера. Детский тренер – это прежде всего человек и педагог. Если вы передадите свое дитя в хорошие руки, ребенок это обязательно оценит.

Правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр

Спортивная этика включает такие понятия, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и достоинство, справедливость и культура поведения.

Спорт по своей сути глубоко гуманен. Он помогает человеку познать свои силы, воспитать в себе упорство, мужество. Спортивная этика включает и умение вести себя — признак внутренней организованности, дисциплинированности. Спортсмен никогда, даже если ему кажется, что судья не прав, не должен вступать с ним в спор при. оценке ситуации, помня, что лишь капитан имеет право обращаться к судье.

Нравственно воспитанный человек не позволит себе отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, даже если спортсмен знает, что всё равно проиграл. После проигрыша важно уметь владеть собой. С достоинством отдавая должное мастерству соперника, поздравить с победой. Вообще отношение к сопернику — показатель подлинной воспитанности спортсмена. Нужно обладать выдержкой, чтобы не выразить досады от неудовлетворённости партнёром, соперником.

Спортсмены должны соблюдать правила спортивной этики во время уроков физической культуры, спортивных тренировок. По просьбе или требованию догнавшего соперника немедленно уступить лыжню, а обогнав идущего впереди, не замедлять ход, мешая ему идти и т. д.

Юный спортсмен много и настойчиво работает над собой, овладевая знаниями, расширяя свой кругозор» приобретая спортивные умения и навыки, улучшая свои результаты.

Раскройте основные приёмы самомассажа и объясните, с какой целью они используются в процессе самостоятельных занятий физической культурой

Самомассаж доступен всем. Его можно проводить на уроке физической культуры и дома в свободное время. Самомассаж — полезное и эффективное средство снижения утомления, повышения работоспособности. Он усиливает отток венозной крови и лимфы, помогает восстанавливать все силы организма после интенсивных физических нагрузок. Можно массировать только здоровую, чистую кожу чисты ми и сухими руками. Самомассаж выполняется с максимальным расслаблением мышц.

Основные приёмы самомассажа применяются в порядке:

— поглаживание (выполняется одной или двумя руками, им начинается и заканчивается массаж);

— выжимание (выполняется по тем же направлениям, что и поглаживание);

— растирание (производится по всем направлениям, особенно широко в области сустава);

— ударные приёмы: поколачивание (лёгкие удары пальцами, слегка сжатыми в кулак), похлопывание (лёгкие удары прямыми, расслабленными пальцами со стороны мизинца), рубление (выполняется боком кисти с широко разведёнными и расслабленными пальцами;;

— потряхивание (выполняется большим пальцем и мизинцем,

Каждый приём массажа повторяется 3-6 раз. Общее время массажа не должно превышать 10 мин. Сначала массаж делают легко, мягко, затем постепенно увеличивают силу воздействия. Самомассаж левой, а затем правой руки выполняют, сидя на стуле у стола. Левую руку положите на стол. Обхватив её кистью правой руки, поглаживайте, легко скользя от пальцев к плечевому суставу. Выполните 5-7 поглаживаний по наружной стороне руки, затем по внутренней. Самомассаж плеча. 1. Ладонью правой (левой) руки, надавливая на бицепс (двуглавую мышцу) левой (правой), выполняйте скользящие движения от локтя к плечу. 2. Захватив, между большим и четырьмя остальными пальцами правой (левой) руки, мышцу плеча на левой (правой) руке, делайте разминание (мышцу при этом смещайте в сторону). Движения производите от локтя к плечу. Не забывайте после каждого приёма производить поглаживание.

Самомассаж предплечья. 1. Кистью правой (левой) руки поглаживайте скользящими движения»ш предплечье левой (правой) от кисти до локтевого сустава. 2. Четырьмя пальцами правой (левой) руки производите щипцеобразное разминание наружной стороны предплечья.

По аналогичной схеме делается самомассаж пальцев, голени, бедра, груди, шеи, спины и поясницы. Следует помнить, что подмышечную область, локтевой сгиб, пах и подколенную ямку, где расположены лимфатические узлы, массировать нельзя.

Ноги надо массировать от пальцев к коленям, а затем к паху; руки — от пальцев к плечам; грудь — от грудины вдоль рёбер к подмышкам; спину — от больших ягодичных мышц к плечам, а также от позвоночного столба к бокам; живот — круговыми движениями по часовой стрелке; шею — от волосяного покрова головы к лопаткам.

Самомассаж показан в следующих случаях; при острых воспалительных процессах, лихорадочном состоянии, кровотечениях, при кожных и инфекционных заболеваниях с высокой температурой, при заболеваниях сердца, почек, лёгких. Нецелесообразно выполнять массаж натощак. Б зависимости от цели применения различают два вида самомассажа: предварительный и восстановительный.

При занятиях бегом трусцой предварительный самомассаж включает приёмы для мышц бедра и голени (3-4 поглаживания, 3-5 выжимания, 3-6 разнообразных разминаний). Заканчивается самомассаж потряхиванием и поглаживанием.

При появлении боли в мышцах и связках после бега встряхните мышцы ног. Для этого встаньте на одну ногу и потрясите другой и наоборот. То же проделайте, лёжа на спине. Это улучшает кровообращение в утомлённых мышцах и снимает напряжение в них. Полезно во время .-сшяхивания поглаживать ногу от стопы к паху.

Восстановительный самомассаж применяется для восстановления работоспособности утомлённых мышц, быстрого снятия усталости (достаточно 4-6 минут массажа, чтобы вновь обрести форму).

БИЛЕТ №21

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 127 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Об уважении или основные правила поведения в додзё (зале борьбы)

Опубликовано 29 марта пользователем Александр Михайлович

Казалось бы, уважительное поведение в додзё – вещь вполне очевидная, но в последнее время все чаще приходится наблюдать, что ученики не умеют себя вести на татами. А между тем даже нарушение дисциплины одним борцом могут помешать тренировке всей группы. Это неуважительно не только по отношению к другим занимающимся, но и к наставнику, чье время тратится впустую. Поэтому, в попытке создать благоприятную обстановку для занятий, предлагаем вашему вниманию список основных правил додзё.

1. Никаких разговоров на татами.

С этим приходится сталкиваться довольно часто. Ученики отрабатывают движение, кому-то становится скучно, и они начинают болтать. Часто из-за этого теряют концентрацию и говорящие, и все вокруг. Естественно, пользы от этого нет никому.

Из уважения к другим следует отложить все разговоры до окончания тренировки, и если ваш одногруппник разговаривает, попросите его подождать до конца занятия.

2. Поклонитесь перед тем, как ступить на татами и сойти с него.

Это, согласно традициям и этикету борьбы дзюдо, способ выразить уважение не только к своей школе, но и к борцам, которые занимались борьбой дзюдо до нас. Эти люди вложили сердце и душу в свое обучение и заслуживают нашего признания. Они тренировались, создавали и переосмысливали борьбу дзюдо, делая ее такой, какой она стала сегодня. Поклон также демонстрирует уважение к тем, кто будет заниматься в будущем. Эти дзюдоисты станут продолжателями традиций.

3. Ученики должны кланяться наставнику.

Поклон тренеру необходим не ради того, чтобы проявить подчинение, а чтобы показать, что вы уважаете его и те знания, которые он может вам дать. Задача наставника – передать вам знания тех, кто был до вас и даже до него. Он приложил много стараний, чтобы стать мастером борьбы дзюдо, и теперь прилагает еще больше усилий, чтобы передать эти знания вам.

4. Ученики должны выкладываться на все 100%.

Как говорилось выше, тренера следует уважать, и нет ничего более оскорбительного, чем проявлять лень на занятиях – лежать или сидеть на татами, без разрешения покидать борцовский зал или делать долгие перерывы в середине занятий.

Еще хуже, когда поведение одного ученика тянет вниз всю группу. Даже если юный борец находится в плохом настроении, он должен стараться быть позитивным. Иначе он может вытянуть энергию из всей группы.

Если в какой-то из дней у вас не получается нести позитивную энергию, лучше остаться дома.

5. Ученики должны уважать друг друга.

Это означает – никаких насмешек или угроз. Также это означает необходимость помогать друг другу. Ученики более высокого ранга должны помогать в занятиях ученикам более низкого ранга. И те, и другие должны учиться быть хорошими партнерами по тренировкам.

6. Определенные правила должны соблюдать и родители.

Плохо, когда ученик ведет себя неуважительно, но еще хуже – когда так ведут себя его родители. Серьезно навредить тренировочному процессу могут даже мелочи, например, если родители разговаривают во время занятий, курят, едва выйдя за порог зала, и пытаются поправлять ребенка во время занятия. Все это моментально может разрушить обстановку на тренировке.

Ссылка на основную публикацию