Ябусамэ | Karate-krs.ru

Ябусамэ

Японские конные лучники в Москве. Ябусамэ.

Ябусамэ — традиционное японское искусство стрельбы из лука на скаку. Религиозно-культурный ритуал проводится в синтоистских храмах по всей Японии. Впервые в истории Ябусамэ продемонстрирован в России.

Мероприятие проходило на Центральном Московском ипподроме. Был объявлен свободный вход, регистрируешься по ссылке и получаешь бесплатный билет по электронной почте. Однако желающих пришло столько, что на билеты просто забили. За десять минут до начала перед входом еще змеилась длинная очередь.

Всю жизнь живу в Москве, а на московский ипподром попала впервые. Вообще на скачках первый и единственный раз была в Уфе на ипподроме Акбузат , причем в мороз, очень запомнилось 🙂

Перед началом официальной части проехались наши ребята. Далее последовало выступление представителей японской стороны и Министерства спорта России.

Официальная часть была, как водится, нудной и скучной. Внизу народ тусил на солнцепеке, я мудро спряталась под навес. С одной стороны далековато для съемки, с другой стороны — не будет солнечного удара, жара ужасно выматывает. Потом спускалась посмотреть поближе.

Ябусамэ возникло в XII веке, во время правления сёгуна Минамото-но Ёритомо. Наиболее известной школой является Огасвара-рю. Это древняя школа кюдзюцу, классическое японское боевое искусство — корю. Школа Огасавара-рю основана в период Камакура мастером Огасавара Нагакиё из клана Огасавара, который связан с родом Минамото.

Крупнейшие состязания по конной стрельбе из лука проводятся в Камакуре. Ближайшее мероприятие пройдет 15-16 сентября. Изначально это была тренировка самураев, потом стало целой синтоистской традицией. Перед выступлением лучников совершается обряд с пожеланиями здоровья и исполнения желаний. Ритуал достаточно длинный и непонятный. Уморилась стоять, хотелось движухи.

Этим пофиг на Ябусамэ, по субботам у них тренировка 🙂

Алилуя, наконец-то! Все происходит очень церемониально и неспешно: выход лошадей на площадку, представитель лучников принимает распоряжение секретаря, всадник выезжает после подачи сигнала веером.

Слева от дорожки установлены три квадратных дощечки размером 50х50 см. Всадник на полном скаку выпускает стрелу кабура-я в мишень. Согласно правилам, дорожка имеет длину 2 тё (около 218 метров) и ширину приблизительно 2 метра. Расстояние от дорожки до мишени составляет 5 метров, высота от земли — 2 метра. Опасненько сидят наблюдатели.

Явно не японцы. Не поняла этот момент.

Прямая трансляция с дрона! Один человек управляет квадракоптером, второй — непосредственно камерой. Изображение выводится на большой экран напротив трибун.

Подошла к старту

Залезла на самый верх посмотреть, что видно оттуда. Обзор хороший, но далековато конечно.

ОМГ. Состояние ипподрома не очень. Какой позор.

В фойе ипподрома около камина установлена диско-лошадь. Запечатлела только фрагмент, ибо желающих сфотографировать с ней было очень много.

Центральный Московский ипподром — старейший в России и один из самых больших в нашей стране. Больше только в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Казани. Сейчас прочитала, что иногда на ЦМИ проводят собачьи бега, гонки на собачьих упряжках, скачки на пони и даже соревнования на верблюдах. Я бы посмотрела, особенно на медлительные «корабли пустыни», не представляю себе, как они бегают.

Идея проведения шоу Ябусамэ в России возникла много лет назад. Тогда предлагали устроить его на Красной площади. Но что-то пошло не так. В декабре 2016 года в ходе визита Путина в Японию подписан межправительственный меморандум о проведении перекрестных мероприятий «Год России в Японии» и «Год Японии в России». Потом последовала долгая подготовка, и вот россиянам предоставилась уникальная возможность соприкоснуться с кодексом чести воина бусидо. После японских лучников по программе должны были выступать российские мастера джигитовки. Кто остался до конца, покажите фотографии.

ПРО ЯБУСАМЭ И ЧИНГИСХАНА

На Московском ипподроме на Беговой сегодня прошёл российско-японский турнир по Ябусамэ.

Ябусамэ это состязания по конной стрельбе из лука, которое относятся к «корю» — «старой школе» боевых самурайских искусств.

Ябусамэ ввёл в самурайскую программу сёгун Ёритомо в XII веке.

Ёритомо из рода Минамото выиграл гражданскую войну и обеспечил правление Японией своим потомкам лет на 150. Императора, потомка солнечной богини Аматэрасу, в Японии никто не пытался свергать, а вот за пост премьер-министра — сёгуна в Японии постоянно воевали.

Победу в гражданской войне обеспечил его младший брат Ёсицунэ, который был мастером боевых искусств и лихим полевым командиром, что неудивительно, поскольку обучал его сам Тэнгу — легендарный крылатый гоблин с лицом ворона на вершине горы Курама. В историю он вошёл как идеал самурая.

Старший и младший были сводными братьями, старший был брюнетом, а младший — отважный Ёсицунэ был рыжим — большая редкость для японцев.

После победы между братьями начались трения, переросшие в войну, которая закончилась бегством и скитаниями младшего брата. Приключения Ёсицунэ стали основой для японского фольклора, напоминающего приключения Робин Гуда. В конце-концов в 1189 в возрасте 30 лет Ёсицунэ со своим другом Бэнкэем был окружён врагами. Видя безвыходность ситуации, Ёсицунэ совершил сэппуку, пока Бэнкэй с мечом в руках сдерживал врагов.

Свидетелей гибели Ёсицунэ было немного, до этого он уже много раз спасался от верной гибели и многие продолжали верить в его спасение и на этот раз.

Как раз в это время в степях Монголии начал свой путь к славе Чингисхан, тоже рыжий, что было редкостью у монголов.

По совокупности косвенных доказательств у японцев возникла легенда, что Завоеватель Вселенной на самом деле был спасшимся Ёсицунэ, а экспедиция его внука Хубилая на Японию, развеянная «камикадзе» — «божественным ветром», была вызвана наследственной тоской по Родине — оставленной, но любимой Стране Восходящего Солнца.

Тем более, что ударной техникой монголов было то самое японское ябусамэ, когда тумены на всём скаку осыпали противника градом тяжёлых стрел из знаменитых монгольских составных луков.

Кстати, монгольские луки не уступали знаменитым грозным английским: дальность боя до 300 метров, скорострельность — 10 выстрелов в минуту. Только в отличии от английских пеших йоменов, монголы мочили врагов на полном скаку.

История о японских корнях Чингиза — легенда, но Ябусамэ на московском ипподроме было настоящим и мне понравилось.

Дорожка для ябусамэ метров 200 (2 тё) в ширину метра 2. Расстояние от дорожки до мишени составляет 5 м, а расположены мишени на высоте 2 м. Судья машет всаднику веером, всадник скачет и на всём скаку всаживает стрелу в мишень (на видео). Втыкалась стрела конкретно сильно. Каждый второй выстрел раскалывал мишень — доску толщиной в 1 см.

Прикольно. Заняться, что-ли ябусамэ, для разнообразия.

Ябусамэ: японская конная стрельба из лука

Познай Японию

Ябусамэ – это вид стрельбы из лука в Японии, когда лучники, использующие специальные стрелы с наконечником в виде репки, стреляют прямо из седла.

История японских луков и конных лучников

Известные школы стрельбы из лука и влияние дзэн

Существует две известные школы, обучающие стрельбе из лука, которые обучают и конной стрельбе. Одной из них является школа Огасавара (Ogasawara), чьим основателем является Огасавара Нагакиё (Ogasawara Nagakiyo), получивший указание от сёгуна Минамото Ёритомо (1147-1199). Ёритомо хотел, чтобы его воины были высококвалифицированными и дисциплинированными, а стрельба из лука, как известно, считается хорошим средством для воспитания необходимых каждому самураю качеств.

Дзен стал важным элементом, вошедшим в основу каждой из школ и влиявшим на каждый аспект жизни самураев на протяжении всего периода Камакура.

Ябусамэ как боевое искусство помогало самураям учиться концентрации, дисциплине и самосовершенствованию. Дзэн учит методам стабилизации и успокоения ума и тела, даря практикующему ясность ума и дальнейшие направления действия. Чтобы иметь возможность натянуть тетиву, прицелиться и сделать точный выстрел в пылу сражения, самурай [6] должен был уметь справляться с собственной тревогой и лишними мыслями.

Другая школа была заложена раньше, в IX в., Минамото Ёсиари (Minamoto Yoshiari) по приказанию императора Уда. Эта школа также известна как Школа стрелков Такэда. Стиль Такэда упоминался в таких классических японских фильмах как «Семь самураев» (1954) и «Кагэмуся» (1980) Акиры Куросава. Известный актёр, сыгравший во многих самурайских фильмах, – Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune) был учеником школы Такэда.

Упадок и возрождение стрельбы из лука

С прибытием в XVI в. на японскую землю португальцев с их новым типом оружия лук постепенно стал терять своё значение на поле боя. В битве при Нагасино в 1575 году хорошо размещённые группы мушкетёров Оды Нобунаги и Токугавы своими выстрелами практически уничтожили конницу клана Такэда.

Конные лучники как род войск возродились в период Эдо [0] (1600–1867) благодаря Огасавара Хэйбэй Цунэхару (Ogasawara Heibei Tsuneharu, 1666–1747), находящегося под командованием сёгуна Токугава Ёсимунэ (Tokugawa Yoshimune, 1684-1751). Учитывая, что в тот период время было довольно мирное, то стрельба из лука, как и многие другие воинские искусства, стала методом развития личности, а не военной подготовкой. В настоящее время показательные выступления лучников-ябусамэ проводятся в различные времена года в основном возле синтоистских святилищ.

Японцы показали москвичам ябусамэ

После выступления японцев российская сторона показала свой вариант стрельбы из лука на скаку, а также джигитовку. В перерыве между воинственными шоу устроили парад мини-лошадей.

Как заявил, открывая мероприятие, посол Японии в РФ Тоёхиса Кодзуки, это первый раз, когда ябусамэ проводится в России. «Девиз Перекрестного года наших стран — «Есть Япония, которую вы не знаете, и есть Россия, которую вы не знаете». Нынешний праздник — один из способов познакомить россиян с традиционным японским искусством — стрельбой из лука с лошади», отметил дипломат.

Как известно, японцы подходят к любому делу тщательно, проработав все детали. Ябусамэ на Московском ипподроме не стало исключением. Сюда специально прилетел Киёнару Огасавара — 31-й наследник древнего рода Огасавара, возглавляющего с 1187 года одну из главных школ ябусамэ.

Прибыл и синтоистский священник из храма Цуругаока-Хатиманго, основного синтоистского святилища Камакуры — столицы Японии в средние века, где и зародилось ябусамэ.

На сцене посреди ипподрома за пять минут возвели импровизированное синтоистское святилище, закрыв белой тканью задник с логотипами организаторов шоу. Минут двадцать шла служба, в ходе которой священник призывал духов Синто — одной из главных религий в Японии — поспособствовать лучникам и направить их стрелы в мишень.

«Мы стремимся познакомить россиян с малоизвестным за рубежом традиционным японским воинским искусством, — рассказал «РГ» министр информации посольства Японии в РФ Тосио Ямамото. — Сегодня достаточно легко узнать про анимэ, манга и многие другие современные культурные явления Японии, однако многие древние традиции остаются в тени». По словам Ямамото, подготовка к проведению шоу ябусамэ в Москве началась примерно год назад.

«Мы связались с Федерацией конного спорта России, и там нам предложили устроить совместное мероприятие. Также они договорились с Московским ипподромом о проведении ябусамэ, — сказал Ямамото-сан. — Посол Японии в России Кодзуки-сан провел переговоры с Министерством спорта РФ, благодаря чему статус мероприятия вырос до государственного. Кроме того, мы попросили правительство Москвы оказать информационное содействие, на что там любезно согласились, и даже мэр Москвы Сергей Собянин написал об этом в своем Twitter. И, как видите, трибуны ипподрома оказались полны зрителей».

Российская сторона взяла на себя обеспечение места проведения ябусаме и других шоу, а японская сторона оплатила дорогу и проживание довольно многочисленной команды сопровождения лучников, плюс доставила уникальное снаряжение, часть из которого, например специальные седла, сделана более 150 лет назад.

Однако лошадей из Японии привезти не удалось — дорога для них оказалась бы слишком тяжела, поэтому японские лучники выступали на лошадях русской донской породы. Причем для шоу специально отбирали животных, чтобы они согласились ходить под непривычным седлом и не пугались специфических возгласов (они кричат «Ин-ё», что означает «тьма и свет» — прим. «РГ»), которыми лучники сопровождают каждую стрелу.

Несмотря на субботний день середины августа, когда очень многие в отпусках, очередь посетителей выстроилась на несколько сот метров перед входом на ипподром. Лучники не обманули ожиданий.

После окончания синтоистского молебна началась сама демонстрация. На полном скаку японцы стреляли в мишени — фанерные квадраты размером 45Х45 и 55Х55 сантиметров. Расстояние между мишенями лошадь пробегает за 3-5 секунд, в этот промежуток всаднику надо успеть достать длинную тяжелую стрелу, вложить ее в тетиву, прицелиться и рассчитать траекторию полета.

В случае попадания фанерная мишень разлетается на осколки, которые считаются ценными реликвиями, так как искусство ябусамэ посвящено богам и проходит под их покровительством. Поэтому японцы собрали все обломки после окончания мероприятия, и увезут их с собой на родину.

Хотя мишени выставлены примерно на расстоянии пяти метров от всадника, казалось бы, недалеко, процент попаданий оказался не сильно большим — 50. Впрочем, и это хороший результат — стопроцентное поражение целей в ябусамэ считается редкой удачей.

Лук и стрелы использовались в Японии с доисторических времен, а уже в 10 веке н.э. распространились верховые поединки самураев, в ходе которых надо было поразить противника минимум тремя стрелами. Вообще же верховая езда и стрельба из лука входили в обязательные навыки дворян. В период сегуната Камакура (1192-1334 годы) они обязаны были регулярно тренироваться, нерадивых ждало серьезное наказание вплоть до сэппуку, которое у нас неправильно называют «харакири».

Из этих традиций в начале правления Камакурского сегуната появился ритуал «ябусамэ» (что-то вроде «исходящая с лошади стрела» — прим. «РГ»), который рассматривался, как способ развлечь бесчисленных синтоистских богов, а потому его должно было обставлять соответствующим образом с соблюдением разнообразных традиций.

Существует множество направлений этого искусства, но одним из главных считается школа Огасавара, созданная Нагакиё Огасаварой — учителем стрельбы из лука, основателя Камакурского сегуната Минамото но Ёритомо. С тех пор на протяжении нескольких столетий, вплоть до реставрации Мэйдзи во второй половине XIX века, представители рода Огасавара учили сегунов обращаться с луком и стрелами.

После того, как сегунат прекратил свое существование, род Огасавара не стал зарабатывать на жизнь обучением этому искусству. Его представители предпочли добывать деньги госслужбой и коммерцией, продолжая учить ябусамэ бесплатно.

Сегодня Киёнару Огасавара и его наследник Киёмото проводят ябусамэ по всей Японии более пятидесяти раз в год. Секреты мастерства передаются в роду по мужской линии.

Для ябусамэ необходима специальная амуниция. Так, лук длиной более двух метров делается из сочетания бамбука и дерева в оплетке из шелка. Стрелы — из бамбука, с четверным оперением, которое работает как стабилизатор. Наконечники у стрел бывают тупые, для более мощного звука при попадании в цель, и острые V-образные, они издают в полете специфический звук. Традиционный колчан шьется из вывернутой наизнанку шкуры медведя.

Седла для лучников перестали делать одновременно с реставрацией Мэйдзи, поэтому сегодня седел моложе 150 лет нет. Их собирали из кусков дуба и клена, причем надо было найти дерево со специфическим изгибом. Одежда всадников тоже пришла из давних времен. Лакированные соломенные шляпы, накладные штаны из оленьей кожи, замшевая обувь, меч на боку.

«Ябусамэ — искусство, которое самураи оттачивали на протяжении 700 лет, и мы должны передать его потомкам», — отметил Киёнару Огасавара, выступая с лекциями в Москве в здании Библиотеки иностранной литературы.

ябусамэ — Yabusame

Ябусамэ ( 流鏑馬 ) представляет собой тип из смонтированного стрельбы из лука в традиционной японской стрельбы из лука . Лучник на бегущей лошади стреляет три специальных «репа возглавляемые» стрелки последовательно на трех деревянных мишеней.

Этот стиль стрельбы из лука имеет свои истоки в начале периода Камакура . Минамото-но Ёритомо встревожился отсутствием навыков стрельбы из лука его самураи имели. Он организовал ябусамэ как форма практики.

В настоящее время, лучшие места , чтобы увидеть ябусамэ Проводимый в Цуругаока Хатиман-Gu в Камакура и Shimogamo Shrine в Киото (во время Аой Мацури в начале мая). Он также выполнен в Самукава и на пляже Zushi , а также в других местах.

содержание

Японские луки датируются в доисторические времена — в период Дзёмон . Длинный, уникальный асимметричный стиль лука с тисками ниже центра возник под Яей культуры (300 г. до н.э. — 300 н.э.). Луки стал символом власти и силы. Легендарный первый император Японии, император Дзимму , всегда изображается несущий лук.

Некоторые Emishi племена, следует отметить Hitakami племя, практика лошади стрельба из лука и были замечены и страшились от суда Ямато.

Использование лука не было пешком примерно до 4 — го века , когда элитные солдаты вышли на борьбу верхом с луками и мечами. В 10 — м веке, самураи бы стрельба из лука поединки на лошадях. Они будут ездить друг на друга и пытаются стрелять по крайней мере три стрелы. Эти поединки не обязательно должны закончиться смертью, если честь был удовлетворен. Один из самых известных и знаменитых случаев японцев смонтированный стрельба из лука произошло во время Genpei войны (1180-1185), эпическая борьба за власть между Минамото и Тайра кланов , который должен был иметь большое влияние на японскую культуру, общество и политика.

В битве Yashima , Хэйкэ, потерпев поражение в битве, бежал в Yashima и взяли в свои лодки. Они были жестоко преследуется Гэндзи на лошадях, но Гэндзи были остановлены на берегу моря.

Как Хайка ждала ветров правы, они представили фанат подвешен мачта в качестве мишени для любого Гэндзи лучник, чтобы стрелять в в жесте рыцарского соперничества между врагами.

Один из самураев Гэндзи, Нас не Йошите , принял вызов. Он ехал на лошади в море и расстреливал вентилятор чисто через. Насу выиграл много славы и его подвиг до сих пор отмечается в этот день.

В период Камакура (1192-1334), установленный для стрельбы из лука был использован в качестве военных учениях , чтобы самураи готовились к войне. Те лучники , которые сделали плохо могли бы найти себя велено совершить сэппуку , или ритуальное самоубийство.

Один стиль конной стрельбы из лука был inuoumono — стрельба у собак. Буддийские священники смогли уломать самурай , чтобы стрелки проложенных так, чтобы собаки были только раздражены и кровоподтеками , а не убито. Этот вид спорта не больше не практикуется.

ритуальный

Ябусамэ был задуман как способ порадовать и развлечь множество богов , которые следят за Японией, таким образом , поощряя их благословения на благо земли, народа, и урожай.

Ябусамэ Арчер скачет вниз 255-метровый трек на высокой скорости. Лучник в основном контролирует свою лошадь коленями, так как он нуждается в обе руки, чтобы рисовать и снимать свой лук. Когда он приближается к цели, он приносит свой лук вверх и рисует стрелку мимо его уха, прежде чем дать стрелу с глубоким крика In-Yo-In-Yo (темнота и свет). Стрелка тупая и круглая форма, чтобы сделать более громкий звук, когда он попадет на доску.

Опытные стрелки разрешается использовать стрелки с V-образным зубца. Если плата поражена, он трескается с конфетти-подобный материалом и падает на землю. Для того, чтобы поразить все три цели считается замечательным достижением. Ябусамэ цель и их размещение предназначены для ритуально повторить оптимальную цель для смертельного удара по противнику носить полный традиционный самурайский доспех (O-ёрой), который покинул место только под козырьком шлема голого.

Ябусамэ характеризуется как ритуал , а не спорт из — за его торжественного стиля и религиозных аспектов, и часто выполняются для специальных церемоний или официальных мероприятий, таких , как развлекательные иностранных сановников и глав государств. Ябусамэ демонстрации были даны для официальных визитов президентов США Рональда Рейгана , Джорджа Буша и Барака Обамы . Ябусамэ демонстрация была дана в Соединенном Королевстве для принца Чарльза , который , по сообщениям был увлечен и доволен выступлением.

Для того, чтобы быть выбран в качестве ябусамэ лучника большая честь. В прошлом они были выбраны только из лучших воинов. Стрелок, который работает лучше всего награждается белую ткань, означающий божественную милость.

известные школы

Есть две известные школы конной стрельбы из лука , которые выполняют ябусамэ. Одним из них является школа Огасавара . Основатель, Огасавара Nagakiyo , был проинструктирован сегуна Минамото Ёритомо нет (1147-1199) , чтобы начать школу для стрельбы из лука. Ёритомо хотел , чтобы его воинов , чтобы быть высококвалифицированными и дисциплинированными. Стрельба из лука рассматривается как хороший способ для привития необходимых принципов для воина — самурая.

Дзен стал одним из основных элементов в обоих пеших и конных стрельба из лука , поскольку она также стала популярной среди самураев в каждом аспекте своей жизни в течение периода Камакура .

Ябусамэ как боевое искусство помогло самурай научиться концентрации, дисциплины и уточнения. Zen учил методы дыхания , чтобы стабилизировать ум и тело, придавая четкость и фокус. Для того, чтобы иметь возможность спокойно сделать свой лук, целью, и стрелять в пыле битвы, а затем повторить, был знаком истинного самурая , который освоил его обучение и его страха.

Другая школа стрельбы из лука было начато ранее Минамото не Yoshiari в 9 — м веке по приказу императора Уда . Эта школа стала известна как Такеда школы стрельбы из лука. Стиль Такеда был показан в классических самурайских фильмах , таких как Акира Куросавы « Семь самураев » (1954) и « Kagemusha » (1980). Знаменитый актер много самурайских фильмов, Тосиро Мифунэ , был известным учеником школы Такэда.

Упадок и возрождение

С приходом португальцев и их оружия в середине 16-го века, лук стал терять свое значение на поле боя. В сражении при Нагасино в 1575 году , хорошо размещены группы мушкетеров , обслуживающих Ода Нобунага и Токугава выстрел в залпов и практически уничтожили заряды кавалерии рода Такеда.

Конные лучники был восстановлен в период Эдо (1600-1867) по Огасавара Хейбей Тсунехару (1666-1747) под командованием сёгуна Токугава Ёсимунэ (1684-1751). Учитывая , что народ был в мире, стрельба из лука, а также другие военные боевые искусства стали более методом личного развития , а не военной подготовки.

Современная практика

Ябусамэ проводятся в разное время года, как правило , вблизи синтоистских святилищ. На второе воскресенье апреля каждого года, есть церемония ябусамэ состоялась в Washibara Hachiman-Gu святыне в Цувано, Симанэ . На этой церемонии, школа Огасавара выполняет ябусамэ в старейшем диапазоне ябусамэ Лошадь Стрельба из лука в Японии. В мае Аой Мацури (Hollyhock фестиваль) в Киото включает ябусамэ. Другие места включают Цуругаок Hachiman-Gu в Камакуре , вместе с Самукава и на пляже Zushi .

Шоу конных лучников ябусамэ в Москве

11 августа 2018 впервые в России было представлено старинное самурайское искусство и развлечение ябусамэ. Своё мастерство скачки и стрельбы по целям на Московском ипподроме продемонстрировали конники-лучники из Камакуры. В этой древней японской столице почти тысячу лет назад и зародилось ябусамэ. Долгие века такие воинские состязания было своего рода аналогом европейских рыцарских турниров.

Ябусамэ, что можно примерно перевести с японского как «стрела, исходящая с лошади», – ритуал, занимающий несколько часов. Скачкам и стрельбе предшествуют неспешные проходки перед зрителями живописных всадников, облачённых в экзотическую амуницию: низкие соломенные шляпы, штаны из оленьей кожи, замшевая обувь, меч. Двухметровый бамбуковый лук оплетён шёлком. Колчан – из медвежьей шкуры. Старинным деревянным сёдлам – не менее полутора веков, теперь таких уже не делают.

Своих лошадей камакурским наездникам привезти в Россию не случилось – слишком долог и сложен путь. Потомки самураев выступили на российских конях донской породы, и это было не так легко: животные должны были привыкнуть к необычной для них скаковой манере.

Непременная составляющая ябусамэ – синтоистский молебен. Его провёл священник храма Цуругаока Хатимангу, прибыший в Москву из Камакуры вместе с конниками и наследником древнего рода Огасавара, основоположников главной школы скачущих лучников.

И вот наступает кульминационный момент конного мацури. Один за другим всадники вылетают на узкую дорожку перед трибунами с воинственными возгласами «Ин-ё-ин-ё!» (или тьма, или свет). На полном скаку на участке в 200 метров предстоит поразить три мишени – дощатых квадрата со стороной в полметра. Хотя расстояние до них, казалось бы, небольшое, всего пять метров, задача не из простых. Надо точно рассчитать упреждение полёта стрелы и успеть всего за несколько секунд вытащить из-за спины новую.

При точном попадание мишень разлетается на щепки под одобрительный гул зрительской толпы. Но результативность лучников не стопроцентная, такая удача крайне редка. На Московском ипподроме в цель попало около половины выпущенных стрел.

В завершении праздника, на который собралось около 10 тысяч зрителей, выступили российские наездники, показав своё умение стрельбы из лука и искусство джигитовки.

Ябусамэ – искусство японских лучников

Жаркий август ознаменовался ярким событием, состоявшимся в рамках перекрестного года России и Японии, — московская публика впервые познакомилась с искусством японских лучников – ябусамэ. Выступления прошли на Центральном Московском ипподроме, трибуны которого заполнили несколько тысяч зрителей, не испугавшиеся палящего солнца и длинной очереди.

Ябусамэ является древним искусством стрельбы из лука по мишеням на скаку. Когда-то это было боевой практикой, но позже трансформировалось в синтоистскую традицию.

— Японская духовность постоянно развивается, она впитывает новизну, — рассказывает г-н Тосио Ямамото, заведующий информационным отделом посольства Японии в России, — но при этом никогда не отказывается от старого. Это вообще принципиальная особенность моей родины, симбиоз традиций и открытия нового. Школу «Огасавара-рю» основали более 700 лет тому назад, первыми преподавателями были монахи из Киото, и здесь чтут преемственность традиций. Основатели школы «Огасавара-рю» смогли переработать древние самурайские церемонии ябусамэ, и стали проводить первые состязания лучников на лошадях. Но при этом сохранили дух ритуала, который смогли донести до нас в неизменном виде. «Год Японии в России» проходит под девизом «Есть Япония, которую Вы не знаете», и ябусамэ как раз представляет малоизвестную историю моей страны. Сегодняшнее мероприятие станет новой ступенью в познании россиянами Японии. Мне кажется, что наши народы достаточно близки, ведь у вас существуют всадники, которые виртуозно управляют боевым оружием на скаку. Я неоднократно наблюдал и восхищался джигитовкой. Но у вас она является спортивной дисциплиной, а ябусамэ — искусство и обряды, направленные на совершенствование духовности. Как не странно звучит, но во главе стоит именно знание этикета и соблюдение ритуала, и постижение всех тонкостей занимает длительный период.

Старожилы бегов с удивлением отметили, что Центральный Московский ипподром не видел стольку народу больше двадцати лет.
Ажиотажу москвичей способствовала массивная реклама мероприятия, бесплатный вход и уникальная возможность понаблюдать воочию за мастерством современных самураев. Считанные разы японские наездники показывали свое мастерство за пределами островного государства, и впервые в летнюю Москву приехали представители известной школы «Огасавара-рю», захватив с собой яркие наряды и уникальное оружие, но оставив своих коней дома. По обоюдному решению лошадей предоставила принимающая сторона, и выбор пал на красавцев донской породы. Кстати, такая подмена внесла некоторые сложности в выступление лучников – пришлось проводить дополнительные тренировки, да и во время заездов было видно не вооруженным взглядом, что не все участники смогли добиться от лошадей полного взаимопонимания. Некоторые самураи проносились перед трибунами, успевая поразить большинство мишеней, другие, наоборот, напоминали Насреддина на ишаке.

Перед выступлениями священник храма Цуругаока Хатимангу, прибывший в Москву из Камакуры, провел синтоистский молебен, воздавая приношения богам, он напутствовал на честный арбитраж судей и их помощников, благословил участников. Четверо всадников в свою очередь произнесли клятву, которая считается обязательной перед всеми заездами.

Каждый участник должен был преодолеть дистанцию немногим более 200 метров, управляя лошадью исключительно одними ногами, и поразить три мишени. Не обошлось без элементов шоу, которые придавали большую динамику событиям. Например, японские лучники издавали задорные возгласы перед стрельбой или после пораженных мишеней — «Ин-ё-ин-ё!», что переводится как « или тьма, или свет», а мишени раскалываются на мелкие кусочки из-за использования специальных наконечников. Самым трудным для всадников стало сохранить равновесие и поразить мишени в движении. Но в сложном деле помогали специальные стремена.

Для тех, кто хочет насладиться зрелищем еще раз, стоит посетить наиболее крупное и известное состязание, которое проводится ежегодно в г. Камакуре 15—16 сентября.

Мероприятие было организовано Посольством Японии в России, Министерством спорта РФ, Федерацией конного спорта России.

В Москве пройдет шоу японского искусства конной стрельбы из лука Ябусамэ

Cosmo рекомендует

Топ-7 сумок зимы-2020, с которыми будут ходить все модницы

Гиалуронка — днём, коллаген — ночью: эффективный уход за лицом от Merz Spezial

11 августа на Московском ипподроме в рамках « Недели Японии в Москве» состоится демонстрация японского традиционного искусства стрельбы из лука на скаку — Ябусамэ. Посольство Японии в России в сотрудничестве с Министерством спорта Российской Федерации и Федерацией конного спорта России проведет показательные выступления по Ябусамэ в исполнении представителей японской школы « Огасавара-рю». Японские лучники будут выступать в полном традиционном облачении. В нашей стране это боевое искусство будет продемонстрировано впервые. После выступления японских мастеров будут также выступать российские мастера джигитовки. Начало в 12:00 , Московский ипподром ( Беговая , 22), вход свободный.

За день до этого , 10 августа в 17:00 , на территории ВДНХ ( рядом с фонтаном « Каменный цветок») пройдёт парад , посвящённый традиционной амуниции для Ябусамэ. По главной аллее выставочного комплекса пройдут японцы , одетые в исторические доспехи. Гости парада получат редкую возможность увидеть облачение охотников периода Камакура ( XII-XIV вв.). Кроме того , зрителям будет продемонстрированно традиционное оружие — луки и мечи , а также конное убранство. В конце шествия зрители смогут сфотографироваться с участниками парада.

«Монашка , узница и наездница»: Мадонна поделилась тизером долгожданного альбома

Помимо парада на ВДНХ , москвичи и гости города смогут увидеть выставку амуниции японских лучников 8 , 9 и 11 августа в Колонном зале Московского ипподрома.

Ябусамэ ( яп. 流 鏑 馬) — это вид верховой стрельбы из лука в традиционных японских боевых искусствах. Лучник верхом на скачущей лошади последовательно выпускает три стрелы со специальными тупыми наконечниками в три деревянные мишени.

Ябусамэ возникло в XII веке , во время правления сёгуна Минамото-но Ёритомо , на рассвете периода Камакура. Искусство сохранилось по сей день , однако сейчас существует только в виде спортивного зрелища. Отдавая дань традиции , современные верховые лучники во время выступлений облачаются в исторические одежды. Понаблюдать за этим в Японии можно в городе Камакура в сентябре. Теперь эта редкая возможность появилась и у россиян.

Огасавара-рю Ябусамэ в Москве

Огасавара-рю Ябусамэ в Москве

Ябусамэ — традиционное японское искусство конной стрельбы из лука.

10-11 августа в Москве впервые в России прошли торжественное шествие и демонстрация конной стрельбы из лука ябусамэ.

Руководитель Синкен-хомбу Вадим Занин принял участие в обоих мероприятиях — 10 августа на ВДНХ в качестве «мишененосца» в полном обмундировании, а 11 дня в качестве диктора на центральном московском ипподроме!

Событие вызвало огромный интерес не только у тех, кто занимается боевыми искусствами, но и у жителей столицы и ее гостей. Надеемся, что это не последний приезд представителей школы Огасавара-рю в Россию. В Японии же ябусамэ можно посмотреть в разное время в разных городах, в первую очередь в Камакуре, где конная стрельба превратилась в искусство.

Оказывается, ябусамэ не ограничивается стрелком и лошадью. В искусстве существует определенное разделение на должности. Среди них – человек, меняющий мишень, человек, подбирающий стрелы, человек, собирающий стрелы и передающий их помощнику лучника, человек, ответственный за замену лука и другие. Всего в демонстрации ябусамэ задействовано около 60 человек. И в этот раз некоторые должности были исполнены российскими участниками! Члены нашего клуба на несколько часов превратились в человека, меняющего мишень, человека, подающего сигнал веером о готовности лучника, и человека, участвующего в синтоистком обряде перед началом выступления лучников и разливающего им священное сакэ. Это было захватывающе и незабываемо! Всего час, чтобы переодеться в сложные и красивые одежды, запомнить порядок построения и выхода, передвижения и жесты. Благодарим школу Огасавара за оказанное доверие и честь быть причастным к Ябусамэ.

За фото благодарим Татьяну Михайловну, Maris Vagris, Anna Alekseeva и Tatiana Ashastina

Множество фотографий и видео можно найти по хэштегам в инстаграмме, а также в официальной группе Огасавара-рю в Фейсбуке https://www.facebook.com/ogasawararyu/

стрельба — это путь человеколюбия

Присоединяйтесь к Синкен и меняйте себя к лучшему уже с сентября!

Москвичи и гости столицы могли познакомиться с японским искусством Ябусамэ

Удивительное и необычное шоу продемонстрировали сегодня на Московском ипподроме — японское традиционное искусство — стрельба из лука на скаку. Сказать, что зрелище захватывает — ничего не сказать. Помимо национального колорита поражает и мастерство. Каждое движение отточено до малейших деталей.

Ябусамэ — искусство конной стрельбы из лука: на протяжении двух те — это чуть более двухсот метров — всадник должен поразить три мишени на полном скаку.

«В наконечнике наших стрел есть небольшое отверстие. Поэтому когда они летят и попадают в мишень, получается громкий звук. И этот звук раньше был сигналом к атаке!» — рассказывает лучник, продолжатель рода Огасавара Киемото Огасавара.

Род Огасавара восходит к XII веку, предки этого лучника основали традицию Ябусамэ 800 лет назад! Это почти ритуал — всадник обязан поклониться лошади прежде, чем ее оседлать. А поскольку в Москве выступают на российских конях, к ним отношение еще трепетнее.

Амуниция для коней не менялась веками — расписные, деревянные луки седла, например, нельзя просто выстругать.

«Этой амуниции уже 150 лет! И если вдруг седло треснет или сломается, заменить его быстро мы не сможем, нужно будет искать дерево с подобным натуральным изгибом», — поясняет лучник Умедзава Хирокадзу.

Да и манера езды очень своеобразная. Посадка японских всадников кардинально отличается от общепринятой. Во-первых, они широко разводят колени, привстают на стременах и не садятся в седло — фактически всадник все время нависает над лошадью. Во-вторых, повод брошен, в руках —- лук. Таким образом они и двигаются!

Ябусамэ — не просто состязание на меткость. Красиво, чисто, без лишних движений всадник должен исполнить прием: достать стрелу, прицелиться и крикнуть: «Инь-йо», то есть «тьма» или «свет».

«Занимаюсь конным спортом, я не представляю вообще, как можно еще стрелять, находясь на лошади верхом», — говорит Александра Муравьева.

«Мы с Дальнего Востока, японцы — наши соседи. Японская культура нам нравится, но редко выпадает такая возможность увидеть ее и познакомиться», — отмечает Светлана Сухорукова.

«Я тоже планирую начать стрельбу с лошади, возможно, мы будем первые в России», — Артем Салатов.

Трудно сказать: чужие лошади или волнение, но японские лучники часто промахивались. Зато каждое попадание на ипподроме встречали аплодисментами.

«Это искусство совершенствования духа самураев, и такое первый раз в России показывают. Уникальный шанс для россиян посмотреть ябусамэ», — считает чрезвычайный и полномочный посол Японии в Российской Федерации Тоехиса Кодзуки.

Это боевое искусство демонстрируется в рамках перекрестного Года Японии и России. А уже 9 сентября начнутся гастроли театра Кабуки. Кстати, впервые он посетил нашу страну ровно 90 лет назад, и это было их первое зарубежное турне.

Ссылка на основную публикацию