Итто-рю хэйхо | Karate-krs.ru

Итто-рю хэйхо

Итто-рю хэйхо

Рю — У этого термина существуют и другие значения, см. Рю (значения) … Википедия

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Катори Синто-рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Катори синто рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-Рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Тэнсин Седэн Катори Синто-Рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Тэнсин сёдэн катори синто рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Ямамото Кансукэ — В этом яп … Википедия

Айки-дзюцу — Aiki jūjutsu 大東流合気柔術 Родовой знак клана Такэда девиз клана Такэда: Самураи семьи Такэда Быстры как ветер Спокойны как лес Яростны как огонь Непоколебимы как гора Название боевого искусства(БИ): Айки дзюцу Другие названия … Википедия

Такэда — Клан Такэда 武田 Родовой знак клана Такэда … Википедия

Итто-рю хэйхо

Глава 1. Ин-ё: Позитивное и негативное

Западные философии, особенно те, которые основываются на иудейско-христианской религиозной платформе, в отношении Вселенной склонны принимать точку зрения „я-оно“. Это можно назвать дуалистическим подходом. В большинстве же азиатских философий Вселенная рассматривается как единое целое. Считается, что она представляет собой равновесие позитивной и негативной силы, причем обе силы одинаково важны. В Японии эти силы называются ин и ё (инъ и ян по-китайски).

Основополагающая концепция ин-ё гласит, что во Вселенной существует общее равновесие. В каждой ситуации работают и положительная, и отрицательная сила, и повсюду эти две силы находятся в совершенном равновесии. И только когда есть какой-то локальный дисбалалс этих сил, возникает конфликт. Исправив этот дисбаланс, можно разрешить конфликт.

Для ученого это вполне логично. Он привык мыслить категориями действия и противодействия, причины и следствия. Христианину, который не является ученым, придется с этим несколько сложнее. Ин-ё требует, чтобы он признал одинаковую важность как Бога, так и Сатаны во всеобщей схеме Вселенной. Этот кусок он может не проглотить.

Независимо от того, принимаете вы эту точку зрения или нет, вы должны осознать тот факт, что концепция ин-е пронизывает все аспекты восточной мысли. Ее влияние можно увидеть даже в языке.

Философы давно дискутируют о том, культура создает язык или язык создает культуру. Какую бы точку зрения вы ни поддерживали, бесспорно то, что культура и язык очень тесно связаны между собой. А между тем, как человек мыслит и как он говорит, существует еще более тесная связь. Это очень важно для ученика Пути Стратегии.

Японский язык уникален, и, вопреки или благодаря этому, японское искусство войны тоже уникально. Поэтому чтобы понять японскую стратегию, вы должны, как минимум, понять базовую структуру японского языка. Вам совершенно не обязательно свободно на нем изъясняться, но вы должны понять японский язык, чтобы понять японский способ мышления. Как и сам Путь Стратегии, он отличается от того, к чему вы привыкли. Очень отличается.

В английском языке обычный порядок слов субъект-глагол-объект: „Вы читаете книгу“. В японском языке порядок слов субъект-объект-глагол: „Вы книгу читаете“. Заметьте, что в английском языке субъект и объект отделены друг от друга глаголом, а в японском они как будто подталкиваются глаголом друг к другу. В результате, в английском или любом другом, родственном ему языке, всегда есть ощущение, что мы делаем что-то с ним. В то время как в японском языке присутствует ощущение того, что мы и он совершаем что-то совместно. В японском языке чувство единства объекта и субъекта гораздо больше, чем в английском. Это основной источник отдающих мистикой японских высказываний. Когда мастер меча говорит: „разрубая цель, ты разрубаешь себя“, он не пытается говорить эзотерическим языком. Все, что он хочет объяснить, так это пример ин-е. Он говорит о том, что вы и ваш противник, две противостоящие друг другу в конфликте силы. Объединяетесь посредством техники. Его заявление на английском звучит гораздо более странно, чем на японском.

Еще один ключевой фактор японского языка—это отсутствие рода и числа. Например, глагол су вару может означать „я/ты/он/она/мы/они сижу/сидишь/сидит/сидим/сидят“. Это делает грамматику языка очень неопределенной. Сначала это может сбить с толку, но это связано с теорией ин-е. Она снижает роль личности и рассматривает предмет обсуждения с более универсальных позиций.

И наконец, времена японских глаголов немного отличаются от времен английских глаголов. В японском языке присутствует ощущение абсолютной завершенности прошедшего времени. Когда вы говорите (по-японски), что что-то произошло, то это означает, что с этим событием уже покончено и что бы вы ни делали, происшедшее уже никак не изменить. Будущее время выражается в виде вероятности. По-английски вы говорите: „я построю дом“, и это звучит вполне определенно. Однако по-японски вы бы сказали: „я возможно/вероятно построю дом“. В японском языке настоящее время имеет гораздо более широкие временные рамки. В английском языке настоящее время относится к определенному моменту времени, в то время как в японском настоящее время содержит элементы как прошлого, так и будущего. И это тоже привносит некоторую неопределенность, уменьшающую значение личности. Можно привести бесчисленное множество других примеров влияния ин-ё на японский язык и менталитет. Все, что вам нужно, — это культивировать ощущение недуальности и следить за тем, что и как вы говорите, до тех пор, пока правильные модели мышления не станут автоматическими. Например вместо того, чтобы подумать „я собираюсь это сделать“, вы должны подумать „это, вероятно, случится“. Отработка правильных моделей мышления до уровня условных рефлексов потребует значительного количества времени, но это очень важный шаг к овладению стратегией.

Великолепный пример практического применения недуальной философии можно увидеть в фехтовальном упражнении кири гаэси, в той его форме, в которой оно практикуется в школе Тэнсин-рю. Кири гаэси означает „рубить и возвращаться“; оно четко иллюстрирует ин-ё в действии. В этом парном упражнении два ученика становятся лицом друг к другу, держа мечи в средней позиции. Попеременно наступая и отступая, каждый ученик делает два шага, одновременно нанося рубящий удар. Оба на первом шаге поднимают мечи в верхнюю позицию, а на втором выполняют удар, опуская мечи в первоначальное положение. Наступающий (е но тати) задает темп. Отступающий (ин но тати) должен являть собой зеркальное отражение партнера.

В начале упражнения ё но тати задает простой темп. Когда ин но тати осваивает базовый удар и работу ног, атакующий усложняет темп выполнения упражнения. Е но тати может двигаться очень и очень медленно, больше минуты выполняя свой удар, а может атаковать с максимально высокой скоростью, на которую он только способен. Ё но тати выполняет атаки в любой угодной ему манере: он может начинать очень быстро, а заканчивать очень медленно, и наоборот. Независимо от того, с какой скоростью атакует ё но тати, ин но тати должен четко воспроизводить его движения, при этом скорость, время реагирования и дистанция должны быть идентичны. Ученики начинают упражнение в позиции, в которой кончики мечей соприкасаются, и заканчивают в один и тот же момент, в точно такой же позиции.

Такую безупречную синхронность среди новичков увидишь не часто. Если присмотреться, то можно заметить, что кончик меча ё но тати обычно проходит около половины дюйма прежде, чем начинает двигаться меч ин но тати. Среди старших учеников картина совершенно иная: здесь вы не увидите заметных различий между атакой и защитой. Ин но тати отступает, а в но тати наступает — на какие бы ухищрения ни шел атакующий, защищающийся всегда должен в точности воспроизводить его темп движений. Наблюдая же за самыми старшими учениками, начинает казаться, что даже их сердца бьются синхронно.

На уровне новичков две личности занимаются кири гаэси. На уровне же старших учеников, скорее два фехтовальщика совместно переживают кири гаэси. Как будто не люди выполняют упражнение, а упражнение что-то делает с людьми. Это прекрасный пример ин-ё, поскольку для того, чтобы сделать его правильно, фехтовальщик должен отказаться от своего эго. До тех пор, пока он будет осознавать себя и пытаться реагировать на движения своего партнера, он всегда будет запаздывать на долю секунды. Только когда он забудет о себе и войдет в упражнение тотально, возникнет необходимое состояние равновесия.

Школы Кагэ и Ягю

Овладеть искусством меча означает познать мир и себя. (Миямото Мусаси)

Син Кагэ-рю возникло из стилей Кагэ-рю и Катори Синто-рю, а затем было продолжено и усилено техникой семьи Ягю [в которую вошли и навыки Тода Итто-рю; новое направление стало называться Ягю Синкагэ-рю]. Основатель Син Кагэ-рю — Камиидзуми Исэ-но Ками Нобуцуна, ученик Катори. Его сын основал школу ниндзюцу Камиидзуми-рю.

Разделы страницы о семействе самурайских техник Кагэ-рю:

  • Кагэ-рю
  • Син Кагэ Рю
  • Син Кагэ Муто Рю
  • Ягю Синкаге Рю
  • Ягю Синган Рю

На страницу есть ссылка в Википедии о школе Айдзу Кагэ-рю, откуда приведём следующие дополнительные сведения:

Школа Айдзу Кагэ-рю (или просто Кагэ-рю — «теневая школа») была основана Айдзу Хьюга-но-Ками Ико в 1490 году, в период Муромати. Самурай Айдзу Икосаи являлся членом клана Айдзу и представителем ветви семьи Кии города Кумано, которая была поставлена во главу пяти крепостей сёгуном Моринага Синно (1308 — 1335).

Основная направленность школы — кендзюцу. «Кагэ» («тень») передаёт суть учения: понимание намерения, стратегии и душевного состояние противника путём изучения языка его тела, выражения лица и т.п. внешних признаков.

  • Kage-ryu by Colin Hyakutake. Обзор [англ.]
  • Takamuku Miyoji with his sword. Фото Такамуко Миёдзи с мечом о-тати выше его роста (школа Каге-рю имеет техники «очень длинного» меча) [англ.]

Син Кагэ Рю

Синкагэ-рю является одной из древнейших школ кэн-дзюцу – фехтования мечом, основанная Камиизуми Исэ-но ками Хидэцуна [Нобуцуна — другое чтение иероглифа или второе имя?] в середине 16 века («эпоха воюющих царств»). Пройдя обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэн-дзюцуКатори синто-рю, Кагэ-рю и Нэн-рю, Исэ-но ками развивает и совершенствует технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ Рю. Результатом стало создание школы Синкагэ-рю. Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая в последствии стала очень популярной в средневековой Японии. Лучшие представители школы (семья Ягю) являлись преподавателями кэн-дзюцу в семье сёгунов Токугава, другие, пройдя курс обучения Синкагэ-рю, в последствии основали свои школы.

В технический арсенал школы входит работа с длинным и коротким мечом, как по отдельности, так и вместе, техника дзё-дзюцу (фехтование палкой), батто-дзюцу (йайдо), приемы муто-дори (техника боя без оружия против вооруженного противника).

В настоящее время сосю школы (наследником традиций) является сэнсэй Ватанабэ Тадасигэ. В целях сохранения и развития школы в 1969 г. он создал организацию «Синкагэ-рю Хёхо Маробасикай», которая в настоящий момент является ведущей организацией, развивающей Синкагэ-рю в Японии и за ее пределами. В 1993 г. сэнсэй Ватанабэ открывает «российсокий Маробасикай», который сейчас официально представляет школу на территории России и имеет клубы в Москве, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Техника Синкагэрю не просто техника фехтования на мечах, а скорее техника «как остаться живым». Можно сказать в том числе используют и меч. Но полагать, что вот я позанимаюсь Синкагэрю и стану непобедим, будет ошибкой. В школе Синкагэрю показываются формы «катачи», но это только формы. Сначала они чужие и непонятные. Важная задача инструктора — донести «без потерь» и в «читаемом виде» полученные ранее знания (т.е. формы). Задача занимающегося «пропустить через себя» и уже самому «родить» и понимание техники и свою технику.

Сама методика преподавания в Синкагэрю хорошо построена. На каждую степень даётся техника для проработки определённого участка тела, баланса, расстояния, угла поворота и т.д. По мере роста мастерства техника усложняется и дополняется. В основном на тренировке используется фукуросинай, но также есть техника без оружия. Техника с оружием приучает занимающегося к контролю дистанции и т.п., и к более внимательному отношению, в том числе и к проведению техники без оружия.

Синкагэрю относится к старой технике и даются реальные приёмы — хондэн, но без должного отношения и самостоятельной проработки предыдущих этапов они не будут работать. Это не волшебная техника, это техника в помощь тем кто «работает». Тоже самое, если просто слушать японский язык, а самому не изучать, то никогда и не выучишь…

(Игорь Переверзев, cтаж Айкидо Айкикай — 16 лет (3-дан), стаж Синкагэрю — 10 лет (степень Найден), сайт AYKI.RU)

  • Школа традиционного японского фехтования Синкагэ-рю. Руководит секцией Евгений Кулдин. Зал на Шаболовской по адресу: Конный пер. д. 4а, территория стадиона «Красный Пролетарий».
  • Noble House Kenjutsu Shinkage Ryu. [Много фото, стиль похож на Катори — не только в базе, но и местами из ката]
  • Ягю Мунэнори. Хэйхо Кадэн Се: Переходящая в роду книга об искусстве меча. Заказ на Озоне.

Син Кагэ Муто Рю

Ягю Синкаге Рю

Основатели — Ягю Дзюбэй Мицуёси и Ягю Мунэёси, изучавшие Катори Синто-рю и Тода Итто-рю.

Итто-рю хэйхо

Муген рю Хэйхо Кобудзюцу Боевые Искусства Херсон Клуб Танрэн

Муген рю Хэйхо Кобудзюцу

Основателем школы Нихон Корю Будзюцу Муген-рю Хэйхо является Юдзи Мацуой(родился 26 июня 1953 г. в г.Саппоро, Хоккайдо, Япония).

С юных лет Юдзи Мацуой тренировался и был учеником у таких известных мастеров как сэнсэй Икубо Мотому Дзуйтё (16-ый торё школы Таура Мусо Рю Кобудзюцу, 8 дан ханши Дзэн Ниппон Сёриндзи-рю Рэнсинкан Каратэдо), сэнсэй Тамоцу Исаму(сёдай сокэ Дзэн Ниппон Сёриндзи-рю Рэнсинкан Каратэдо, 10 дан ханши).

В настоящее время, также, является учеником сэнсэя Муцуёси Исигаки (10 дан ханши), у которого он начал обучаться с 1993 года. До этого с 1985 года Юдзи Мацуой занимался Мусо Синдэн рю Иайдо у Такада Гакудо(Шигэру) — мэнкё кайдэн Мусо Синден рю, Мугаи рю, Оно-ха Итто рю, 10-ый дан ханши иайдо, киоши дзёдо. Юдзи Мацуой также является инструктором 3 уровня(высший уровень) Эскрима (в традиции стиля Эскрима мастера Дж.Добрина)

Мацуой-сэнсэй,Тамоцу Исаму(сёдай сокэ ДНСРК),его жена, Тамоцу Ивао(нидай сокэ ДНСРК) и ученики Мацуоя-сэнсэя в доме Тамоцу-сэнсэя(старшего)

Согласно принятой в современной Японии классификации Муген-рю Хэйхо относится к традиционным воинским искусствам (корю-будзюцу).

Как было отмечено выше Юдзи Мацуой долгое время занимался под руководством торё Икубо Мотому — 16-го патриарха школы Таура Мусо рю Кобудзюцу. Это семейная школа, в которой вся основная информация передавалась от отца к сыну вплоть до нынешнего 16 главы школы – Икубо Мотому. Таура Мусо Рю имеет специфичный характер, так как члены семьи Икубо были профессиональными пограничниками, что наложило определённый отпечаток на технику школы. История зарождения кобудзюцу берёт начало с XII века, когда Ёритомо Минамото разбил своего противника Тайра, учредил Сёгунат Камакура и назначил управляющим (дзито) своего сына Симадзу-сё. Клан Иноуэ, сопровождавший нового правителя, сначала разместился в Сакамото-тё, а позже члены клана служили пограничниками.

Мацуой сэнсэй и Кауко Усокса, 1982 год

Основателем школы, изначально называвшейся Мусо-рю, является Хатироуэмон Иноуэ.

Настоящий 16 глава школы, Мотому Икубо (Дзуичо Инокубо), собрал воедино и организовал семейное будзюцу, которое было на грани умирания. Он также изменил название на Таура Мусо-рю Кобудзюцу, добавив название его родного города как приставку, и открыл публике прежде секретную систему обучения, которая всегда передавалася только одному преемнику — обычно члену семьи.

Самураи клана, защищавшие границы области Симадзу между Осуми и Хюга усердно тренировались. Они передавали тем, кто приходил после них, комплексное будзюцу, включавшее помимо вышеописанных техник, изучение тактики и стратегии, а также использование подручных средств, например, дубовых палок и частей бамбука, которые легко можно было использовать в качестве оружия. Так, бамбук использовался для изготовления доки — вид лука в западном стиле. Исторически главы школ искусств знали, что даже самая маленькая утечка информации школы могла привести к гибели их клана и других последователей. По этой причине, искусство преподавалось и сохранялось в тайне, и обучение на самом высоком уровне было доступно только одному преемнику — обычно члену семейства — в одно время. К сожалению, по этой причине нет ни одного макимоно (свиток) школы или другого вида доказательства ее подлинности.

Вскоре после рождения Мотому Икубо стал жить у своего деда , 15-го торё.

Уже в возрасте 3 лет он впервые начал тренироваться в Мусо-рю кобудзюцу. В тот год на Тихом океане вспыхнула война. Все молодые люди деревни были призваны на войну, в деревне остались только дети и старики. Старого Икубо волновало то, что его внук мог быть единственным кандидатом в преемники, и он тренировал мальчика очень строго. Среди бедности и трудностей, последовавших после войны, никто в Японии особо не заботился о такой «старомодной» вещи как будзюцу. Муген рю Хэйхо Кобудзюцу Боевые Искусства Херсон Клуб Танрэн

(Именно в этот период, период Второй мировой войны и последующие годы американского контроля в Японии, погибло огромное количество старых боевых школ – многие мастера и лучшие ученики, призванные в армию, погибли, а после войны преподавание боевых искусств было под строжайшим запретом. Прим. составителя) .

Молодой Икубо и его дедушка, однако, продолжали их довольно уникальные отношения «преподаватель – ученик». Обучение продолжалось 15 лет, пока молодой человек не вступил в японские наземные силы самообороны (Japanese Ground Self-Defense Forces), которые стали великолепной средой для шлифовки полученных знаний будзюцу. В дополнение к упорной работе над искусством его семейства, Икубо также старательно практиковал каратэ, которое он начал изучать в возрасте 10 лет. В 1977 году Икубо-сенсей основал Федерацию Каратэ сил самообороны Хоккайдо (Hokkaido Self- Defense Force Bogu-tsuki).

Таким образом, в результате многолетних тренировок и непосредственного общения с мастерами Юдзи Мацуой выработал собственную теорию преподавания боевых искусств. В начале 2008 года он решает в очередной раз пересмотреть основы современного Будо и основать собственную школу, имеющую традиционные корни в старых школах будзюцу. Называет её Нихон Корю Будзюцу Муген-рю Хэйхо.

Муген-рю Хэйхо примерно можно перевести как «Не имеющее пределов боевое искусство использующее стратегию и тактику».

В названии школы заложена идея непрерывного совершенствования на протяжении всей жизни. Чем дольше занимаешься неким вопросом, чем большего достигаешь в определенной области, тем больше замечаешь, что твое дело не имеет границ. Воинское искусство, по мнению соши Юдзи Мацуоя, не предназначено для того, чтобы хвастаться своей силой на публике, и тем более не является инструментом для расталкивания соперников, с целью только самому добраться до вершины. Три составляющих Дух(син), Тело(синтай) и работа(гё) должны стать единым целым, целью и законом практики воинских искусств является совершенствование и очищение личности до тех пор, пока эти три составляющие не станут единым полноценным соединением. В Муген-рю Хэйхо на этом ставится особый акцент. Муген рю Хэйхо Кобудзюцу Боевые Искусства Херсон Клуб Танрэн

Технический арсенал Муген-рю Хэйхо очень разнообразен. Дзю-дзюцу — техника работы без оружия, а точнее использование всего своего тела как оружия.

Кобудзюцу — техника работы с самурайским оружием: меч – кен-дзюцу, палка – дзё-дзюцу, шест – бо-дзюцу, копьё – со-дзюцу, нагината-дзюцу. Также в школу входит техника Эскрима – стиль работы как с использованием оружия – палки и разнообразные клинки, так и безоружного боя, с техниками болевых приемов, ударов руками и ногами, бросками.

Показательные выступления Муген-рю Хэйхо в г.Саппоро(Япония), 2013 год Муген рю Хэйхо Кобудзюцу Боевые Искусства Херсон Клуб Танрэн

Вся техника Муген-рю основана на одних и тех же принципах. Движения универсальны вне зависимости, работаете вы с каким-либо оружием или без него. Более важно состояние духа, чему придаётся большое значение на тренировках.

Штаб квартира Нихон Корю Будзюцу Муген-рю Хэйхо хонбу и Клуб «ГЕНБУКАЙ», в котором преподает Юдзи Мацуой, расположены по адресу

Suvilahdenkatu 10 a (3rd floor), 00580 HELSINKI, FINLAND.

Современные будзюцу и будо, стр. 27

Сакакибара также сделал многое для возрождения популярности фехтования на мечах. При поддержке уважаемых мечников своего времени Сакакибара задумал организовать поездку по Японии опытных мечников, которые бы показали бой на мечах широкой публике. Сам план диктовался еще и профессиональными интересами, поскольку многие наставники испытывали денежные затруднения, вызванные обстановкой в стране. Правительство Мэйдзи одобрило план в 1873 году, и сама поездка нашла отклик у публики. Но падение интереса к фехтованию на мечах продолжалось.

Создание в 1895 году Дай Ниппон Бутокукай и образование в 1899 году Бутокудэн оказало существенную поддержку классическим воинским искусствам и принципам (путям), а также способствовало развитию синай-гэйко жесткого стиля, известного как гэккэн, «грозный меч». Учебные заведения более высокой ступени предпочитали развивать то, что они именовали кэндо; в 1909 году была образована университетская федерация кэндо. Это подтолкнуло правительство к тому, чтобы ввести кэндо как предмет физического воспитания во все средние школы в 1911 году.

Многие авторитеты современного кэндо рассматривают эпоху Мэйдзи как время, когда были попраны исконные ценности классического фехтования на мечах. Пришлось пожертвовать духовной сущностью классического боя на мечах, чтобы фехтование на мечах можно было приспособить к социальным нуждам. Кэндо, как и гэккэн, использовалось милитаристами для подогревании национальных чувств в народе в преддверии войны. Такое особое использование кэндо оказало существенное влияние на рост его популярности и существо его техники. Образование в 1928 году Дзэн Ниппон Кэндо Рэммэй (Всеяпонской федерации кэндо) позволило произвести стандартизацию кэндо на национальной основе. Эта организация обеспечивала техническое наблюдение за качеством подготовки инструкторов, проводя периодические экзамены на право иметь степень и преподавательскую лицензию, и устанавливала стандарты на технику и методы обучения.

По мере того как Япония все больше склонялась к политике национализма и империалистической экспансии, возрастала и значимость кэндо, но не как воинского искусства, а как духовной дисциплины и формы физического воспитания, направленной на сплочение японского народа вокруг общего чувства национальной ответственности. Кэндо стало обязательным предметом во вех начальных школах в 1941 году. Но после поражения Японии во Второй мировой войне и ее оккупации союзными войсками кэндо было запрещено. Последовавшее возрождение в 1948 году расширило цели кэндо и смягчило саму технику, и в таком виде эта дисциплина была воспринята международным сообществом как основа для создания здорового вида спорта для всего народа.

Природа и задачи

Природа кэндо носит духовный характер. Кэндо, «путь меча», в своей основе выражает волю преодолеть жизненные невзгоды, но значительно глубже этой задачи коренится жажда человека совершенствовать собственный характер и жить достойной жизнью.

Труднее всего к обычному современному человеку приходит понимание того, что основная цель кэндо заключается не в овладении техникой. Меч — это всего лишь средство совершенствования собственного духа, поддержания собственных нравственных основ, углубления собственной личности и выработки нравственного чувства. В идеях хэйхо (боевого искусства) школы Итто-рю, как их понимал основатель школы Ито Иттосая (1560-1653), проповедуется, что лишенный цельного нравственного характера человек не сможет достигнуть высот в фехтовании на мечах. Все обучение должно быть направлено скорее на совершенствование духа, чем на овладение техникой; и в этом процессе непременным залогом успеха является открытость, искренность человека. Мечник, не придерживающийся праведного поведения, преуспеет лишь в разрушении самого себя.

Кэн-но синдзуй, иначе истинная задача кэндо, состоит в разрешении жизненных проблем не обнажая меча. Такое направление мысли исходит из дотокугавовских концепций, таких, как принцип мутэкацу (победа без помощи рук) Цукахары Бокудэна (1490-1571) и доктрина муто (без меча) Ягю Тадзима-но Ками (1527-1606). В более близкой хронологической связи с философской сутью современного кэндо находятся идеи Ямаока Тэссю (1837-1888), основателя Итто Сёдэн Муто-рю. Ямаока жил в то время, когда социальные волнения, вызванные падением токугавского бакуфу и установлением правления Мэйдзи, могли легко вынудить не столь духовно закаленных, как он сам, мечников, разрубать узлы возникающих проблем с помощью клинка. Ямаока имел много возможностей ввязаться в схватку, где его собственное мастерство сулило ему победу; но поскольку он остался верен классическому представлению о бусидо, он ни разу не обнажил свой меч в реальном бою.

Ямаока, обученный деятельному стилю кэндзюцу школы Дзикисинкагэ-рю, был самым умелым мечником среди так называемых сансю — трех государственных деятелей, имена которых писались через общий иероглиф сю: Ямаока Тэссю, Кацу Кайсю и Такахаси Дэйсю. Все трое были ярыми сторонниками бакуфу, но Ямаока лучше других видел назревавшие политические проблемы, разрешение которых требовало упразднение подобного режима. Несмотря на свою большую преданность роду Токугавы, Ямаока полагал, что больше всего он должен быть предан японской нации в целом. Его влияние на лидеров бакуфу было невероятным. Кэйки, последнего сёгуна из рода Токугавы, часто обвиняют в слабохарактерности, так как он уступил требованиям Сайго Такамори, Окубо Тосимити и Ивакура Томоми, т.е. отрекся от права рода Токугавы на власть. В действительности же Кэйко стал спасителем нации, чье решение отречься от власти было обусловлено идеями Ямаоки, проповедуемыми хэйхо школы Муто-рю. И когда Ямаоку по совету Сайго определили в секретари императора Мэйдзи, его идеи оказали существенное влияние на монарха. Император сам был крепким мужчиной, гордившимся своей физической силой. Схватившись ради шутки со своим секретарем, он не успел опомниться, как оказался на земле, а от удара у него даже посыпались искры из глаз. Поражение от человека, физически явно слабее его, так подействовало на императора, что он на всю жизнь усвоил правило: голая сила не лучшее средство в разрешении возникающих проблем. После случившегося кэндо вообще и Ямаока в частности пользовались большим расположением императора.

Ямаока полагал, что обладатель меча должен соответствовать тому духу, в котором меч обычно выковывался. Кузнецы наподобие тех оружейников, что выковывали мечи в традиции знаменитого ордена кузнецов Масамунэ (ок.1250-1600), делали клинки в духе нукадзу-ни суму, что означает развязывать узлы проблем «не обнажая меча». Меч рождается для обеспечения мира и сохранения жизни, а не для развязывания войн и лишения жизни. Ямаока всегда руководствовался этим духом. Но применительно к кэндо, как выяснил Ямаока, труднее всего оказывается овладеть таким духом, ибо для начала, как бы неожиданно это ни звучало, надо было научиться обнажать и использовать меч по назначению. Воспитание такого духа основывается на представлении ёмэйгаку о занятиях физическими дисциплинами. В кэндо становление духовной зрелости человека, его «внутренних качеств» зависит от степени обучения его искусству владения мечом, достаточной для проявления его «внешних качеств». Усилия, направленные на самосовершенствование (сатори), «подстегиваются» посредством сюгё, иначе нещадной тренировки, служащей катализатором в процессе сэйсин танрэн, иначе духовной закалки. Духовной зрелости достигли те мечники, которых отличает склонность к размышлению и внутреннему самоанализу.

Кэндо также черпает свои идеи из учений знаменитых фехтовальщиков, испытавших влияние дзэн-буддийского монаха Такуана или его идей, среди которых есть и идея фудосин, «невозмутимого разума». Миямото Мусаси (1584?-1645), основатель Эммэй-рю, выразил эту концепцию словами «ивао-но ми», «монолитное тело»; Камиидзуми Исэ-но Ками, основатель Синкагэ-рю, руководствовался множеством подобных концепций; Ито Иттосай, основатель Итто-рю, объявил иссин итто, иначе «один разум, один меч», пределом духовной зрелости. Ямаока исходил из того же самого, когда провозглашал синги иттай, т.е. «разум и техника суть одно», полагая, что совершенствование технических навыков и становление духовной личности являются неразделимыми процессами. Таким образом, его действия определялись учениями школы Дзикисинкагэ-рю. Краткий обзор идей, проповедуемых этой школой в эпоху Мэйдзи и после нее, еще лучше прояснит существо современного кэндо.

Итто-рю хэйхо

[1]Karlfried Graf Dürckheim. Hara: The Vital Center of Man. Rochester, Vermont: Inner Traditions, 2004, p.6-7.

[2] Тандэн – японизированный вариант чтения китайского слова дантянь («поле киновари»).

[3] Кайбара Эккэн (Экикэн) (1633-1714) – японский философ, представитель неоконфуцианства, известен своими трактатами по философии, этике, образованию и естественной истории.

[5] Базовая категория восточной философии, приблизительно эквивалентная западным понятиям энергии, субстанции или пневмы.

[6] Хакуин Экаку (1686–1769) – знаменитый патриарх дзэн-буддизма, реформатор школы Риндзай дзэн, художник и мастер каллиграфии.

[7] Годы жизни точно неизвестны.

[8] Впоследствии разработал свой стиль фехтования Тэнсин Сираи-рю. Являлся также наследником традиции дзэн Хакуин Экаку во втором поколении.

[9] Т.е., дословно, «ниже пупка».

[10] Дыхание осуществляется не путем расширения-сжатия грудной клетки, а за счет амплитудного поднятия и опускания диафрагмы.

[11] Верхний, средний и нижний дантянь, соответственно.

[12] Омия Сиро. Кобудзюцу то синтай («Древние боевые искусства и тело человка»). – Харасёбо: Токио, 2003.

[13] Интересно отметить, что иероглиф «тан», помимо значения «красный, киноварь» (кунное чтение «ака») имеет также чтение «ни», используемое в смысле «процветание, плодоношение, богатство». Так в синтоистских молитвословиях норито есть такие слова: «акани-но хо», т.е. «созревшие, налитые жизнью колосья». По аналогии с этим, тренировка хара «рэнтан» может трактоваться как «взращивание полноты жизни» внутри себя и, с этой точки зрения, есть чисто японская лексема (ямато котоба).

[14] Котодама («душа звука») — наука о «первозвуках», мистическая фонетика, развиваемая Хонда Тикаацу.

[15] Речь идет, скорее всего, о приемном отце Хирата Ацутанэ Хирата Ацуясу.

[16] Букв. «человек с хара» – волевой, решительный; тж.способный на интриги, замысел.

[17] Букв. «человек овладевший хара» – добродетельный, человечный; смелый, решительный.

[18] Букв. «человек с «поставленным» хара» – решительный.

[19] Букв. «человек без хара» – слабовольный, малодушный; тж. неспособный на поступок.

[20] Букв. «человек с черным хара» – злой.

[21] Каппуку или сэппуку – официальное название ритуала харакири.

Заглавная страница

Википедия — бесплатная энциклопедия в онлайн-режиме, которая доступна всем пользователям. Особенность интернет-ресурса в том, что все желающие могут создавать, а также редактировать статьи. Википедию можно назвать самым большим, универсальным справочником на просторах Интернета. Статус справочного сайта этот ресурс приобретал с 2001 года (со времени создания).

Проект wikipedia.green имеет одно важное преимущество. К каждой опубликованной статье есть качественное видео. Посетители нашего ресурса могут не только прочесть информацию, но и просмотреть видео-ролик. Для удобства пользователей создан поиск в правом верхнем углу. Чтобы редактировать или публиковать текстовый контент, нужно создать свою учетную запись.

Википедия — один из наиболее посещаемых сайтов. Информация из этого универсального справочника используется в научных исследованиях, на конференциях, в работе разных ведомств.

Первое сражение при Булл-Ран

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run ), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

«Хлеб» (укр. «Хліб» ) — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Искусство владения оружием

Итто-рю — «школа единого меча» — одно из древнейших и широчайших направлений классиеского японского фехтования. В рамках итто-рю существуют школы оно-ха, мидзогути-ха, наканиси-ха, коген, хокусин и итто сёден муто. Стиль изначально был разработан легендарным воином по имени Иттосай Кагехиса. Точнее говоря, Иттосай — это было не имя, а прозвище, которое он взял в качестве имени после достижения фехтовального просветления.

Среди всех направлений кендзюцу именно итто-рю в наибольшей степени повлияло на современное спортивное кендо. Поэтому их ката кое в чём похожи. Но ката итто-рю как-то намного брутальнее, эффективнее и натуральнее, на мой взгляд.

Мидзогути-ха итто-рю плюс немного кендо.

Утверждается, что мидзогути-ха внешне сильно отличается от своего прародителя, оно-ха итто-рю, а также от наканиси-ха и итто сёден муто-рю. Ката, используемые в этих стилях, очень похожи друг на друга. Мидзогути-ха временами вообще выглядит как совершенно другой стиль, а не как ветвь общей с ними школы, хотя тактика во многом и пересекается. Особенность мидзогути-ха в исключительно подробной детализации при изучении ката. Например, «левые» и «правые» приёмы, в большинстве школ считающиеся зеркальным отображением одного и того же, здесь изучаются отдельно друг от друга.

Интересное начинается в 1:50, когда действующие лица прекращают раскланиваться, и заканчивается в 4:00, когда мечи прячутся в ножны и в дело идут синаи. Можно сразу же заметить, что с синаями всё совсем не так, как со стальными мечами. С одной стороны это, конечно, потому, что стальными мечами они всё-таки не собираются друг друга больно бить. Но, с другой стороны, это всё-таки потому, что синай — предмет, слишком сильно отличающийся от меча. Бить бамбуковым веником можно гораздо легче и резче. Изучать для этого технику фехтования настоящим оружием не обязательно, а может даже и вредно.

Больше всего мне понравилось происходящее на экране в 2:55 и 3:56.

Фильм про мидзогути-ха итто-рю.

Качество видео отвратительное, но какое уж есть. Кое-что всё равно можно разглядеть и попробовать повторить. В первой части фильма ката начинается в самом конце, и до дела у них не доходит — только лишь стандартный ритуал с поклонами. Его можно не смотреть вообще.

Оно-ха итто-рю.

Несколько менее, на мой взгляд, интересное видео. Зато качество картинки гораздо лучше. Это другое, несколько более старое течение итто-рю.

Ката разные нужны, ката разные важны! Смотрите и пробуйте.

Наканиси-ха Итто-рю

Япония Япония

Наканиси Тюта Танэсада

Сюсаку Тиба, Ямаока Тэссю, Сираи Тору

Наканиси-ха Итто-рю (яп. 中西派一刀流 ? ) — древняя школа кэндзюцу, одно из ответвлений стиля Оно-ха Итто-рю, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVIII веке мастером по имени Наканиси Тюта Танэсада. Школа Наканиси-ха Итто-рю оказало значительное влияния на формирование современного кэндо [1] .

Содержание

История [ править ]

Школа Наканиси-ха Итто-рю была основана в XVIII веке [2] мастером по имени Наканиси Тюта Танэсада (яп. 中西忠太子定 ? ) [3] [4] , который обучался под руководством 5-о и 6-о сокэ стиля Оно-ха Итто-рю до того, как создал собственную систему.

Сын Наканиси, Танэтакэ Тюдзо, стал вторым хранителем традиций и произвел революцию в практике школы путём внедрения в процесс тренировок синая в сочетании с богу, защитной бронёй [4] [5] (на тот промежуток времени синай использовали школы Синкагэ-рю, Нэн-рю и Тацуми-рю). Применение подобного снаряжения позволило фехтовальщикам свободно практиковать различные техники и участвовать в спортивных соревнованиях, предшествующих подъёму современного кэндо, и привело к быстрому росту популярности филиала Наканиси-ха Итто-Рю.

3-им главой Наканиси-ха Итто-рю стал Танэхиро Тюта Наканиси. Он обучал Сираи Тору Ёсинори (1781 — 1843), известного японского фехтовальщика [6] . В рамках программы обучения школы Наканиси-ха Итто-рю были разработаны даосские дыхательные техники, которые были названы тэнсин («Небесный истина») [6] . Сирай Тору Ёсинори написал подробные инструкции по данной практике в своей книге под названием «Хэйхо мити сирубэ» («Руководство на Пути Хэйхо»). Данная работа распространялась из рук в руки во времена периода Токугава и была опубликована несколько раз лишь в начале 1900-х [7] .

4-ый сокэ школы, Цугумаса Тюбэй Наканиси, имел репутацию лучшего фехтовальщика и последователя традиций школы [5] . Как таковое, наименование Наканиси-ха Итто-рю не было в употреблении до эпохи Сёва (1925 — 1989); сам мастер Наканиси называл школу,знания которой он практиковал, как Оно-ха Итто-рю [5] . Многие из последователей Тюбэя впоследствии открыли собственные филиалы.

Такано Садзабуро, один из ключевых разработчиков современного японского фехтования и хорошо известный педагог, стал главою школы в период Мэйдзи. Он ввёл искусство фехтования в систему государственных школ Японии и сыграл важную роль в развитии Нихон кэндо ката [8] . С тех пор искусство Наканиси-ха Итто-рю стало передаваться в семье Такано.

Техническое особенности [ править ]

Стиль Наканиси-ха Итто-рю примечателен тем, что в нем впервые начали применяться синаи и богу, используемые в современном кэндо.

С технической точки зрения, стиль Наканиси Тюта Танэсада отличается широкой стойкой и размеренными движениями, которые создают ощущение силы и благородства. Как и Оно-ха Итто-рю, Наканиси-ха поддерживает применение очень мягких перчаток, известных как ониготэ (яп. 鬼小手 ? ) .

Генеалогия [ править ]

Линия передачи традиций школы Наканиси-ха Итто-рю выглядит следующим образом:

  1. Ито Иттосай Кагэхиса, основатель Итто-рю;
  2. Оно Тадааки (яп. 小野次郎右衛門忠明 ? ), основатель Оно-ха Итто-рю;
  3. Оно Тадацунэ (яп. 小野次郎右衛門忠常 ? );
  4. Оно Тадаёри (яп. 小野次郎右衛門忠於 ? );
  5. яп. 小野次郎右衛門忠一 ;
  6. Наканиси Тюта Танэсада, основатель Наканиси-ха;
  7. Наканиси Тюдзо Танэтакэ (яп. 中西忠蔵子武 ? );
  8. Наканиси Тюта Танэхиро (яп. 中西忠太子啓 ? );
  9. Наканиси Тюбэй Цугумаса (яп. 中西忠兵衛子正 ? );
  10. яп. 高野佐吉郎苗正 ; (1803 — 1884);
  11. Такано Ёсисабуро (яп. 高野芳三郎蕃正 ? );
  12. Такано Сасабуро (яп. 高野佐三郎豊正 ? , 1862 — 1950);
  13. Такано Косиро (яп. 高野甲子郎弘正 ? , 1900 — 1987);
  14. Такано Томоэ (яп. 高野友枝慧正 ? ).

На сегодняшний день традиции Наканиси-ха Итто-рю передаются в семье Такано.

Известные последователи [ править ]

Традиции школы Наканиси-ха Итто-рю практиковало большое число знаменитых фехтовальщиков, некоторых из которых основали собственные школы. Наиболее известные из них:

  • Тэрада Гоэмон (основатель Тэнсин Итто-рю[5] );
  • Сирай Тору;
  • Такаянаги Ёсимаса (основатель Такаянаги-ха Тода-рю);
  • Асари Ёсинобу (учитель Ямаока Тэссю);
  • Тиба Сюсаку (основатель Хокусин Итто-рю);
  • Такано Садзабуро (ключевой разработчик современного японского фехтования).

Итто-рю хэйхо

Природа и задачи

Природа кэндо носит духовный характер. Кэндо, «путь меча», в своей основе выражает волю преодолеть жизненные невзгоды, но значительно глубже этой задачи коренится жажда человека совершенствовать собственный характер и жить достойной жизнью.

Труднее всего к обычному современному человеку приходит понимание того, что основная цель кэндо заключается не в овладении техникой. Меч — это всего лишь средство совершенствования собственного духа, поддержания собственных нравственных основ, углубления собственной личности и выработки нравственного чувства. В идеях хэйхо (боевого искусства) школы Итто-рю, как их понимал основатель школы Ито Иттосая (1560-1653), проповедуется, что лишенный цельного нравственного характера человек не сможет достигнуть высот в фехтовании на мечах. Все обучение должно быть направлено скорее на совершенствование духа, чем на овладение техникой; и в этом процессе непременным залогом успеха является открытость, искренность человека. Мечник, не придерживающийся праведного поведения, преуспеет лишь в разрушении самого себя.

Кэн-но синдзуй , иначе истинная задача кэндо, состоит в разрешении жизненных проблем не обнажая меча. Такое направление мысли исходит из дотокугавовских концепций, таких, как принцип мутэкацу (победа без помощи рук) Цукахары Бокудэна (1490-1571) и доктрина муто (без меча) Ягю Тадзима-но Ками (1527-1606). В более близкой хронологической связи с философской сутью современного кэндо находятся идеи Ямаока Тэссю (1837-1888), основателя Итто Сёдэн Муто-рю. Ямаока жил в то время, когда социальные волнения, вызванные падением токугавского бакуфу и установлением правления Мэйдзи, могли легко вынудить не столь духовно закаленных, как он сам, мечников, разрубать узлы возникающих проблем с помощью клинка. Ямаока имел много возможностей ввязаться в схватку, где его собственное мастерство сулило ему победу; но поскольку он остался верен классическому представлению о бусидо, он ни разу не обнажил свой меч в реальном бою.

Ямаока, обученный деятельному стилю кэндзюцу школы Дзикисинкагэ-рю, был самым умелым мечником среди так называемых сансю — трех государственных деятелей, имена которых писались через общий иероглиф сю : Ямаока Тэссю, Кацу Кайсю и Такахаси Дэйсю. Все трое были ярыми сторонниками бакуфу, но Ямаока лучше других видел назревавшие политические проблемы, разрешение которых требовало упразднение подобного режима. Несмотря на свою большую преданность роду Токугавы, Ямаока полагал, что больше всего он должен быть предан японской нации в целом. Его влияние на лидеров бакуфу было невероятным. Кэйки, последнего сёгуна из рода Токугавы, часто обвиняют в слабохарактерности, так как он уступил требованиям Сайго Такамори, Окубо Тосимити и Ивакура Томоми, т.е. отрекся от права рода Токугавы на власть. В действительности же Кэйко стал спасителем нации, чье решение отречься от власти было обусловлено идеями Ямаоки, проповедуемыми хэйхо школы Муто-рю. И когда Ямаоку по совету Сайго определили в секретари императора Мэйдзи, его идеи оказали существенное влияние на монарха. Император сам был крепким мужчиной, гордившимся своей физической силой. Схватившись ради шутки со своим секретарем, он не успел опомниться, как оказался на земле, а от удара у него даже посыпались искры из глаз. Поражение от человека, физически явно слабее его, так подействовало на императора, что он на всю жизнь усвоил правило: голая сила не лучшее средство в разрешении возникающих проблем. После случившегося кэндо вообще и Ямаока в частности пользовались большим расположением императора.

Ямаока полагал, что обладатель меча должен соответствовать тому духу, в котором меч обычно выковывался. Кузнецы наподобие тех оружейников, что выковывали мечи в традиции знаменитого ордена кузнецов Масамунэ (ок.1250-1600), делали клинки в духе нукадзу-ни суму , что означает развязывать узлы проблем «не обнажая меча». Меч рождается для обеспечения мира и сохранения жизни, а не для развязывания войн и лишения жизни. Ямаока всегда руководствовался этим духом. Но применительно к кэндо, как выяснил Ямаока, труднее всего оказывается овладеть таким духом, ибо для начала, как бы неожиданно это ни звучало, надо было научиться обнажать и использовать меч по назначению. Воспитание такого духа основывается на представлении ёмэйгаку о занятиях физическими дисциплинами. В кэндо становление духовной зрелости человека, его «внутренних качеств» зависит от степени обучения его искусству владения мечом, достаточной для проявления его «внешних качеств». Усилия, направленные на самосовершенствование (сатори), «подстегиваются» посредством сюгё , иначе нещадной тренировки, служащей катализатором в процессе сэйсин танрэн , иначе духовной закалки. Духовной зрелости достигли те мечники, которых отличает склонность к размышлению и внутреннему самоанализу.

Кэндо также черпает свои идеи из учений знаменитых фехтовальщиков, испытавших влияние дзэн-буддийского монаха Такуана или его идей, среди которых есть и идея фудосин , «невозмутимого разума». Миямото Мусаси (1584?-1645), основатель Эммэй-рю, выразил эту концепцию словами «ивао-но ми», «монолитное тело»; Камиидзуми Исэ-но Ками, основатель Синкагэ-рю, руководствовался множеством подобных концепций; Ито Иттосай, основатель Итто-рю, объявил иссин итто , иначе «один разум, один меч», пределом духовной зрелости. Ямаока исходил из того же самого, когда провозглашал синги иттай , т.е. «разум и техника суть одно», полагая, что совершенствование технических навыков и становление духовной личности являются неразделимыми процессами. Таким образом, его действия определялись учениями школы Дзикисинкагэ-рю. Краткий обзор идей, проповедуемых этой школой в эпоху Мэйдзи и после нее, еще лучше прояснит существо современного кэндо.

Ямада Дзирокити (1863-1931) являет собой прекрасный пример сплава технического мастерства и духовного совершенства в одном человеке. В детстве Дзирокити был болезненным мальчиком. Но физическая сила младшего брата, легко поднимающего над головой плетеную корзину с рисом, побудила его заняться гэккэн («грозный меч»), как в эпоху Мэйдзи обычно именовали кэндо. Дзирокити воспитывался семьей в конфуцианских традициях почтения к собственным родителям. Он возмужал, сохранив истинное чувство скромности. «Я полагаю себя никчемным человеком», — часто заявлял он своим друзьям, но кто хорошо знал его, не сомневались в его заслугах как выдающегося бойца на мечах и учителя кэндо.

Дзирокити стал пятнадцатым верховным наставником школы Дзикисинкагэ-рю. Он требовал обращать самое пристальное внимание на овладение основами и заставлял вех занимающихся в его додзё усиленно тренироваться. «Учитесь усердно», — советовал он мечникам, — «чтобы не посрамить ваших предшественников». Занятия кэндо для Дзирокити служили исключительно «умерщвлению собственного «я», дабы человек мог преуспеть в дальнейшем». Он оспаривал само стремление кэндо эпохи Мэйдзи скатываться на позиции спортивного или развлекательного зрелища. Дзирокити особо претило зарабатывание денег, устраивая перед публикой представления по кэндо. Все его усилия в кэндо были нацелены на сохранение исконной духовной сути самого кэндо.

Дзирокити всю свою жизнь посвятил поиску самосовершенствования посредством занятий кэндо. Он повлиял этим на многих из тех людей, кто сыграл важную роль в развитии кэндо. Он был очень восприимчив к свойствам человеческого характера, никогда не закрывал дорогу в додзё человеку с плохой репутацией, скорее, пытался указать ему ориентиры, как можно исправить собственную жизнь. Дзирокити доказывал, что наставления достойного мужа сумеют убедить ведущих недостаточно праведную жизнь людей изменить свое поведение. В своем личном общении с людьми он в любой ситуации сохранял спокойствие и достоинство, даже если случалось сталкиваться с насилием и нервозностью, способность, которую он развил в себе, занимаясь боем на мечах.

Нравственная основа кэндо, как она представлялась Дзирокити, проявляется в тех принципах, что он сформулировал в собственном «Трактате о кэндо» («Кэндо Рон»), и тех установлениях, которые входят в его «Трактат о воспитании ума и самой жизни» («Сюё Сёсэй Рон»). В «Кэндо Рон» даны следующие максимы:

Ссылка на основную публикацию
Наканиси-ха Итто-рю
中西派一刀流
Название боевого искусства (БИ):
Дата основания:
Основатель:
Родоначальное БИ:
Производные БИ:
Известные последователи: