История жизни Ван Сянчжай основателя китайского единоборства Ицюань | Karate-krs.ru

История жизни Ван Сянчжай основателя китайского единоборства Ицюань

Ицюань

История Ван Сянчжая и Ицюань

Ван Сянчжай родился 24 ноября 1886 (по другим данным 9 октября 1885) в деревне Вейцзялинь провинции Хэбэй. С детства Ван страдал астмой и его родители, решив, что занятия ушу укрепят его здоровье, отправляют мальчика в соседнюю деревню к родственнику, который занимался Синъи у известного мастера Го Юншэна. На тот момент будущему создателю Ицюань было 8 лет. Мастер Го к тому времени был в преклонном возрасте, но согласился обучать Вана. Поскольку знаменитый Го из-за болезни уже не мог вставать на ноги, то непосредственным учителем Вана становится сын Го, а старый мастер, сидя на кровати, смотрел, как Ван делает формы и исправлял его ошибки. Сам Ван Сянчжай позднее напишет в своих работах следующее об этом периоде обучения: «Когда меня учил мастер Го, то основой практики была тренировка Чжан Чжуан», а дочь Ван Сянчжая — Ван Юйфан уточняла в своих воспоминаниях, что формой Чжан Чжуан была стойка «Большого шага». В 14 лет(по другим источникам — в 17) Ван покидает дом своего родственника (скорее всего после смерти мастера Го) и возвращается в родные места.

В 1907 году (Вану 22 года) он отправляется в Пекин, где старшие ученики Го Юншэна помогают Ван Сянчжаю устроиться на работу помощником повара в армейской части. Однако, благодаря боевым навыкам, Ван вскоре становится армейским инструктором. Его умения в ушу, а также трудолюбие не остаются незамеченными: генерал Ву Фэнцзинь считает его достойной партией для своей дочери, которая вскоре становится женой Вана. Удачная женитьба открывает для Ван Сянчжая новые карьерные возможности, поскольку сам генерал Ву был сыном известного полководца династии Цинь.За 6 лет (к 1913 году) Ван проходит путь до начальника департамента (отдела) сухопутных войск.

В 1918 году из-за политических потрясений, постепенно охватывающих Китай, департамент прекращает свое существование, и Ван отправляется на юг Китая, где находит различных мастеров и изучает их техники. Так, в хэнаньском Шаолине под руководством монаха Хэнлиня Ван Сянчжай изучает Синьиба, у хэбэйского мастера Сюэ Тифу по прозвищу «Сумасшедший» тренируется в стиле цзижаньмень, в провинции Фуцзянь Ван работает в качестве армейского инструктора и активно общается с мастерами Байхе Фан Цичжуаном и Цзинь Шаофеном. Путешествуя в обратном направлении с Юга на Север, Ван Сянчжай встречается с известным мастером Синьи Хуа Муцяо, который знакомит его с необычной формой движений под названием «танец здоровья». Вану доводится заниматься с Лю Пейсяном, мастером стиля Тантуй, Багуа с Лю Фенчуном, встречаться с мастерами Тайцзи Ян Шаохоу и Ян Ченфу. Это наиболее известные мастера ушу того времени из множества других, кто так или иначе формировал опыт Вана.

В конце 20-х годов прошлого века (точный год не совсем известен) Ван Сянчжай направляется в Шанхай для встречи с Цянь Янтаном -одним из старших и личных учеников Го Юншэна.

История появления Цяня в школе мастера Го была связана с судебным процессом в отношении Го Юншэна. Мастер Го должен был подвергнуться суровому наказанию, однако глава местной судебной власти, которым как раз был отец Цянь Янтана, после рассмотрения дела заменил мастеру Го пребывание на каторге на более лёгкое наказание (тюремное заключение Го Юншэна, упоминаемое в некоторых источниках, является недостоверным). В знак благодарности мастер Го стал учить Цяня младшего стилю Синъи.

Ван Сянчжай, общаясь со старшим товарищем по школе мастера Го, обобщал опыт, полученный в ходе посещений различных школ и мастеров и приобретённые боевые навыки. По источникам жизнеописания Ван Сянчжая в обсуждении также принимал участие мастер У Ихуэй. «Большая тройка» формировала новые идеи и теории ушу, прогрессивные подходы к развитию персональных боевых навыков на основе новейших по тем временам научных подходов к тренировочному процессу, отбрасывая всё старое и отжившее. Постепенно из их обсуждений начала выкристаллизовываться идея Ицюань. В развитии нового направления мастеру Ван помогало наличие у большой библиотеки классической китайской литературы, из книг которой Ван Сянчжай почерпнул описание древнего метода «Оздоровительного танца», а также детально ознакомился с трактатом Ицзиньцзин (знаменитый «Канон об изменениях в мышцах», приписываемый Патриарху Бодхихарме). Многие концепции Ван Сянчжай постарался перевести в практическую плоскость, в методы тренировки во вновь созданном стиле. Например, за основу Ицюань он берет концепцию «Чжун» (中), которую реализовал в методе столбового стояния.

В 1928 году мастер Ван в компании своего ученика Чжао Даосина, а также Чжан Чжанкуя — мастера Синъи из Тянжина посещает город Ханчжоу и участвует, по соответствующему приглашению, в качестве судьи в 3-ем Всекитайском чемпионате по ушу. Воспользовавшись благоприятными условиями, Ван Сянчжай представил широкой общественности, включая бойцов и мастеров ушу, новый стиль Ицюань и его тренировочные методы. Интерес к Ицюань возрос после успешного выступления ученика Вана – Чжао Даосина в соревнованиях по правилам свободных поединков. Затем Ван Сянчжай возвращается в Шанхай, где в начале 30-ых годов прошлого века было официально создано «Общество Ицюань» и в него приняты первые ученики.

Мастер Ван, вернее уже можно сказать Учитель Ван приступает к написанию первой своей фундаментальной книги «Правильный путь Ицюань», в которой разъясняет идеи Ицюань и их практическую реализацию. Эта книга наглядно показала отличия Ицюань от Синъи, которое Ван изучал ранее.

В заключение этого отрывка из жизнеописания Ван Сянчжая и созданного им (и 2-мя его друзьями) нового стиля, необходимо напомнить об исторических событиях того времени, происходивших в Китае, на фоне которых обучался и обучал мастер Ван. В начале 20-х годов прошлого века Партия «Гоминьдан» Сунь Ятсена (а после его смерти возглавившего партию Чан Кайши) контролировала только несколько южных провинций, остальные находились под властью генералов-милитаристов (по сути, местными полевыми командирами и военно-политическими авторитетами). В 1925 году 3, а потом ещё 4 провинции на юге Китая захватываются Народно-революционной армией, создаётся Народное правительство . В начале 1927 года революционеры захватывают (или освобождают) Шанхай и Нанкин, а к апрелю их оттуда выбивает Гоминьдан. 3 провинции Северо-востока страны оккупируются Японией, а с марта 1932 года японцами создаётся Маньчжоу- Го.

Вот в такой очень сложной, а временами и опасной для жизни военно-политической обстановке Учитель Ван перемещается по стране, встречается с различными мастерами и создаёт свой стиль. А впереди у него ещё встречи с японскими мастерами, желавшими «на зуб» попробовать достоинства Ицюань и стойкость его создателя. А потом, в будущем, «курс выживания», работа и преподавания при новой власти — коммунистической партии Китая…

© 2007 Вадим Игнатов Дизайн — HexBox Studio

Ван Сянчжай

26 ноября 1885 — 12 июля 1963

китайский мастер синъицюань, основатель стиля Ицюань

На этой странице есть текст на китайском языке. Без поддержки восточноазиатской письменности вы можете видеть знаки вопроса или другие знаки вместо китайских символов.

Ван Сянчжай (кит. трад. , упр. , пиньинь: Wng Xingzhi; 26 ноября 1885 — 12 июля 1963), также известен как Нибао, Чжэнхэ, Юйсэн — китайский мастер синъицюань, основатель стиля Ицюань.

Ван Сянчжай родился в китайской провинции Хэбэй. В детстве он был очень слабым ребёнком, чтобы поправить его здоровье, родители решили отдать его известному мастеру синъицюань Го Юньшэню.

Семья Ван имела родовые связи с семьёй Го. Существует легенда, что мастер Го Юньшэнь учил его стойкам чжан чжуан (столбовое стояние), так чтобы молодой Сянчжай сохранял стойку в течение часа.

Во время своей молодости, Ван Сянчжай был солдатом в Пекине, а в возрасте 33 лет он пустился в путешествие по всему Китаю, изучая боевые искусства у многих известных мастеров, таких как: монах Хэнлинь, мастер синъицюань Цзе Тефу, мастера южного стиля белого журавля Фан Цячжуан и Цзинь Шаофэн, мастер люхэбафа У Ихуэй и др. Набравшись опыта и соблюдая честность, в 1928 году Ван делает публичное заявление:

Я много путешествовал по всей стране, участвовал более чем в тысяче поединков, только 2,5 человек я не смог победить, их имена: Цзе Тефу из провинции Хунань, Фан Цячжуан из провинции Фуцзянь и У Ихуэй из Шанхая.

После семи лет исследований и учёбы, Ван утвердил себя в Пекине и вошёл в круг знаменитых мастеров этого города, также как в Тяньцзине и в Шанхае. В этот период своей жизни он встречался с уважаемым мастером люхэбафа У Ихуэем, стал другом мастера багуачжан Чжан Чжаодуна.

Он начал учить многих влиятельных мастеров боевых искусств, в их числе: Хун Ляньшунь, Чжао Даосинь, братья Хань Синцяо и Хань Синюань, Яо Цзунсюнь, Ван Шухэ (который изучил чжан чжуан за один год), и другие.

Он назвал своё учение ицюань, относительно стилей синъицюань и синьицюань. Позже, в 1940 году, один из его учеников, который бы журналистом, публично назвал этот стиль дачэнцюань, что означает «великое свершение». Оба названия употребляются до сих пор.

В течение войны его посетило много японских мастеров. Один, Кенити Саваи, стал его учеником и основал собственную школу в Японии, назвав своё боевое искусство тайкикен. Саваи в основном обучался у Яо Цзунсюня, преемника Вана.

В конце своей жизи Ван Сянчжай исследовал целительные аспекты чжан чжуан и работал в разных больницах.

Он умер от болезни в 1963 году в городе Тяньцзинь.

Он был одним из первых китайских учителей, открыто обучавших приёмам чжан чжуан.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ 10 САМЫХ БЕЗУМНЫХ БАССЕЙНОВ В МИРЕ (ТОП10 НЕОБЫЧНЫХ БАССЕЙНОВ) ТОП 10 ЖУТКИХ секретов ДИСНЕЙЛЕНДА ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

О тайцзи и о цюане

Занятия тайцзицюань для здоровья, боевых навыков и самосовершенствования.

Ван Сянчжай

Мастер фехтования

С егодняшняя статья – скорее о цюане, чем о тайцзи. Недавно я узнал, что в этом месяце, 7 ноября, юбилей: 100 лет со дня рождения Семёна Яковлевича Колчинского (1917-2005) – мастера спорта, «профессора фехтования», заслуженного тренера СССР и Украины, директора динамовской фехтовальной школы. Колчинский – наставник Олимпийского чемпиона Григория Крисса, чемпионов мира Иосифа Витебского и Сергея Парамонова.

Дело в том, что когда-то в далёких 90-х (1996-1997) мне повезло поучиться у Семёна Яковлевича. Не представляю, за что . продолжение

3 цели занятий боевыми искусствами

Я писал недавно в статье «Почему мы ценим тайцзицюань» о целях для тех, кто занимается тайцзицюань.

Легендарный мастер Ван Сянчжай, который создал Ицюань, очень лаконично смог объяснить, для чего люди занимаются боевыми искусствами. И, несмотря на краткость, охватил самые главные цели.

Он считал, что есть три двигателя БИ:

Здоровье достигается совершенствованием силы тела, нервной системы и правильной работы сознания. Ван Сянчжай написал обобщенно, но . продолжение

Естественный стиль

Я как-то слышал историю, как один россиянин в период бума на традиционные воинские искусства преисполнился решимости найти мастера, чтобы брать у него уроки.

Услышал он, что где-то в Узбекистане есть мусульманский мега-мастер. Узнал, где он живет, и приехал к нему в кишлак. Пришел к мастеру в дом и говорит, что хотел бы поучиться. Не знаю, как сложилась у них беседа, но наставник согласился его обучать и оставил жить у себя в доме.

Мастер давал задачи типа подмести двор, прополоть огород, помыть посуду и т.д.

Так прошел год. Ну, наш парень опытный, много книжек разных начитался. Думает, что это нормально, во всех крутых школах так проверяют, достоин ученик или нет. Терпит.

Два года прошло точно так же. Три. Тут парень не выдержал . продолжение

История жизни Ван Сянчжай основателя китайского единоборства Ицюань

ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ИСКУССТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ -СТОЯНИЕ СТОЛБОМ

Упражнения «Стояние столбом» являются формой цигун 1 (буквально «дыхательные упражнения») -современное название упражнений, которые раньше традиционно назывались ян шэн ту 2 – «искусство взращивания жизни». Под цигун сегодня понимаются самые разнообразные формы упражнений, включая медитативные, гимнастические, упражнения на глубокое дыхание, самомассаж, диетическое питание и т.п. Первоначальным стимулом развития подобных систем, зародившихся в первом тысячелетии до нашей эры, был поиск средства для продления жизни и как высший результат – обретения бессмертия, которое так привлекало китайцев с древнейших времен. Соответственно все, что достигалось и нарабатывалось учеными-медиками и заболевшими людьми с целью улучшения здоровья, в техниках религиозного совершенствования, мастерами боевых искусств на пути повышения боевого мастерства, все это шло на развитие и обогащение методов и техник цигун на протяжении всех последующих столетий. Практика цигун развивалась в рамках пяти главных школ: даосской, буддистской, конфуцианской, медицинской и боевой, – каждая из которых имела свои характерные формы и теории, хотя со временем, проходя через многие столетия, различия между этими школами стирались, техники и методы сливались и на сегодняшний день это деление достаточно условно.

«Искусство взращивания жизни» традиционно базируется на теории «Сань Бао» 1 или «Трех сокровищ» – трех универсальных силах, отраженных в Человеке и являющихся основой его существования. Это цзин 2 – эссенция, ци 3 – жизненное дыхание и шэнъ* — дух. Эти три категории, охватывающие широкий круг представлений и достаточно трудные для однозначного определения, в различных традициях интерпретируются несколько по-разному, понятия достаточно свободно принимаются и адаптируются в каждой из школ таким образом, чтобы удовлетворять специфические потребности их теории и практики.

Цзин в основном может рассматриваться как естественная энергия жизни организма, а также как то, что мы могли бы назвать обычной силой, энергией, приобретаемой человеком при питании и расходуемой в результате работы или приложения усилия. Это понятие также связано с сексуальной энергией, особенно в даосской традиции, где оно отождествляется со спермой.

Понятие ци охватывает особенно широкий круг значений – это и обычное дыхание; и основа жизни или «изначальное дыхание» (юань-ци 5 , также называемое внутренним дыханием или нэй-ци 6 ), пронизывающее Вселенную и получаемое человеком посредством дыхания; «изначальное дыхание», от рождения присутствующее в Человеке; медицинское «правильное дыхание» (чжэн-ци 7 ), циркулирующее по каналам и коллатералям по всему телу, которое питает и защищает организм; «сила-мощь», являющаяся результатом координации дыхания, сознания и усилий при занятиях «внутренними упражнениями» в боевых искусствах; равно как и более абстрактные понятия, такие как «мораль» или «дух», «безбрежный дух» справедливости Мэнцзы 1 (372-289 гг. до нашей эры) (хао жань чжи ци) 2 . Количество значений понятия росло, охватывая одно или несколько из приведенных выше значений в соответствии с акцентами и концептуальными предпочтениями той или иной конкретной школы или традиции. В современной практике цигун это понятие в общем виде определяется как результат комбинации глубокого дыхания с собиранием с помощью концентрации пренатального «изначального дыхания» – юань-ци или «правильного» дыхания» – чжэн-ци в даньтянь 3 (буквально – «поле киновари»), – точке, расположенной ниже пупка. Обычно оно называется чжэнъ-ци 4 или «истинное дыхание».

Шэнъ, по существу, определяется как «разум-дух», включая все функции сознательной и подсознательной деятельности. Он проявляет себя в основном как и 5 —мысль, намерение или воля.

Главной целью практик являлось достижение долгой жизни путем сохранения и взращивания этих «трех сокровищ» с помощью разнообразных техник. В основе этого процесса лежали три главных принципа: «регулирование тела» (тяо шэнъ) 6 с помощью поз, «регулирование дыхания» (тяо си) 7 и «регулирование сознания» (тяо синь) 8 с помощью медитации и «непривязанности» (избегания эмоциональных расстройств, сожаления и т.п.). Также важным считалось следование определенной диете, выполнение упражнений в определенное время дня и ряд других факторов. Правильное регулирование обеспечивало бы сохранение и невозможность растрачивания «трех сокровищ»; организм в этом случае мог оставаться чистым и полным энергии и сил, таким образом предупреждая резкое ухудшение здоровья в пожилом возрасте и раннюю смерть.

Тренировка была следующим шагом. Как в религиозных, так и в оздоровительных целях необходимо было развивать или «повышать качество» «трех сокровищ», чтобы усилить их и «очистить». В результате этого даосы могли «вырабатывать» в организме «эликсир бессмертия», в то время как медики и мастера боевых искусств могли укреплять тело и разум и лечить или противостоять болезням. Все больший акцент уделялся тренировке ци, перемещению ци по всему организму с помощью сознания и, таким образом, становлению понятия цигун или «упражнения с ци»*. Эта тенденция стала доминировать почти во всех традиционных практиках: даосской внутренней алхимии, медицинском даоинь 1 , «внутренних упражнениях» боевых искусств и даже в некоторых буддистских медитативных практиках.

Сегодня существует огромное количество различных форм и стилей цигун, каждый из которых имеет свои собственные специальные характеристики и методы. Чтобы адекватно и подробно описать столь обширную область, необходимо значительно больше места, чем отведено для нее в данной книге. Проблема

Термин, впервые, по-видимому, появившийся в 1910 году в «Шаолиньских традиционных методах» 1 , позже был использован в «Секретах шаолиньских методов бокса» 2 . Глава 1 этой работы озаглавлена: «Краткое описание цигун» 3 . Термин, в основном, относится к дыхательным упражнениям, но также распространяется и на методы «формирования эффективного дыхания», то есть управление нэй-ци. Этот труд оказал значительное влияние на последующие работы, и поэтому термин был принят для описания всех подобных гимнастических, дыхательных и медитативных упражнений.

еще больше усложняется, если учитывать, что цигун развивался полностью в рамках китайских культурных концепций, и его терминология больше обычного насыщена специфическими китайскими понятиями. Для более пристального рассмотрения данной темы западному читателю должно быть переведено и разъяснено значительное количество новых терминов и идей. Проблему усложняют многие противоречивые моменты в теории и практике внутри самих традиций. Кроме того, это могло бы стать непосильной задачей, чтобы обрисовать всю структуру китайской философии, медицины и религии, в рамках которых указанные традиции существуют. С целью попытаться хотя бы в общих чертах дать представления по этому сложному и многообразному предмету книга разделена на 3 части.

Учебно-методическое пособие по Ицюань. Внутренний стиль китайского ушу. Школа мастера Яо Ченжуна

Читать онлайн

© Анатолий Викторович Криводедов, 2018

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Наша линия передачи

Ван Сянчжай (1885—1963) Основатель стиля Ицюань

Яо Цзунсунь (1917—1985) Преемник во втором поколении

Яо Ченжун (р. 1953) Преемник в третьем поколении

Мастер Яо Ченжун со своими представителями в России

Почётным Председателем Сунь Тяньшу

и старшим инструктором в России Анатолием Криводедовым

1. Краткая история Ицюань

1. Основатель – мастер Ван Сянчжай

Основатель Ицюань мастер Ван Сянчжай (1885—1963), по разным источникам возможно был одним из самых выдающихся учеников прославленного мастера внутреннего стиля Синьицюань Го Юньшэня.

Примерно до 1925 года Ван Сянчжай много тренируется, путешествует, встречается с мастерами различных стилей Ушу, углубляя своё мастерство.

В 1925 году, преподавая Синьицюань в Пекине Ван заметил, что его ученики уделяют слишком большое внимание внешней форме, определенному набору приемов, и слишком мало психическим, внутренним аспектам. Тогда он на тренировках стал больше использовать упражнения Чжан Чжуан, и другие упражнения, напоминающие характерные тренировочные методы современного Ицюань. Соответственно и меньше внимания стало уделяться тренировке форм Таолу (ката). Ван также изменил название системы на Ицюань, удалив элемент Син (форма). С этого момента начинается путь развития новой системы.

В это время большим почетом в Пекине пользовался мастер Хун Ляньшунь, мастер Таньтуй и Синьицюань. Услышав о необычайном мастерстве Вана, он прибыл чтобы с ним сразиться. После поражения Хун стал учеником Вана, а также передал Вану своих учеников. В их числе был между другими будущий преемник Вана – Яо Цзунсунь (1917—1985). Подобным образом приобщаются к Ицюань и ученики других мастеров.

В 1939 году Ван опубликовал в газете «Шибао» текст, в котором он приглашал всех мастеров боевых искусств обменяться опытом. Прибывающие обычно хотели убедиться в мастерстве Вана в поединке с ним. Ван выбрал четырех учеников, с которыми те должны были сражаться. Среди этих учеников был и Яо Цзунсюнь Только после победы над одним из этих четырех учеников, прибывший мастер мог приступить к поединку с Ваном. Однако, никому это не удалось.

В 1940 году в Токио состоялся большой фестиваль боевых искусств участвовать в котором пригласили китайскую делегацию. Глава делегации пробовал убедить принять участие в этом фестивале Ван Сянчжая, которого считал лучшим мастером того времени. Ван отказал, так как в это время между Японией и Китаем были напряжённые отношения. Но во время фестиваля китайская делегация много о нем рассказывала японцам, поэтому вскоре многие из них стали приезжать в Пекин, чтобы встретиться с Ваном. Ван не отказывал тем, кто хотел с ним сразиться. Никому не удалось победить Вана. Многие из этих японцев хотели стать его учениками, но Ван принял только одного – это был Кэнъити Саваи, который позже создал свое направление Ицюань, известное в Японии под названием Тайкикен (Саваи был одним из известнейших мастеров Японии, в частности он был консультантом создателя каратэ Кёкусинкай Масутацу Оямы). Несмотря на то, что Саваи был учеником Ван Сянчжая, обычно с ним занимался Яо Цзунсюнь.

История жизни Ван Сянчжай основателя китайского единоборства Ицюань

Одна из интереснейших систем кунг-фу, которая пользуется в Китае большой популярностью при этом оставаясь почти неизвестной за его пределами — ицюань, называемая также дачэнцюань. Общеизвестны три так называемые «внутренние» системы: тайцзицюань, багуачжан и синъицюань. В последнем случае иногда говорят о трех школах: класической, естественной и синтетической. Однако это деление уже устарело. То, что в двадцатых годах нашего века называли естественной школой синъиюань, эволюционировало в совершенно новом направлении, отдельной системы — ицюань (дачэнцюань).

Создателем ицюань (название можно перевести как: кулак разума либо ментальный бокс) был Ван Сянчжай (1886-1963). Его история начинается также как истории многих других выдающихся мастеров. В детстве он был слабым и часто болел. Поэтому его родители решили, что для укрепления тела и улучшения здоровья он будет брать уроки кунг-фу. Маленькому Ван Сянчжаю (в детстве его называли именем Нибао) повезло потому, что в соседней деревне жил Го Юньшэнь, большой знаток синъицюань, один из самых выдающихся мастеров в истории кунг-фу. У Го Юньшэня было много учеников, но похоже только Ван Сянчжай, который начал учебу когда Го был уже в пожилом возрасте, изучил его систему полностью. Го относился к нему как к собственному сыну (его единственный сын погиб в результате неудачного падения с лошади).

Упражнения чжуан гун

Одним из элементов системы синъицюань, ранее окруженных тайной и передаваемых только немногим продвинутым адептам были упражнения чжуан гун. Ван Сянчжай был единственным кто познал все тайны удерживаемых в секрете упражнений чжуан гун мастера Го Юньшэня.

Чжуан гун это, если говорить упрощенно, статические упражнения в положении стоя. Однако такое описание ничего не объясняет, а лишь вызывает сомнения, как упражнение состоящее только в неподвижном стоянии может иметь какую-либо ценность. А тайна в том, что чжуан гун вовсе не ограничиваются неподвижным стоянием. Основное значение здесь имеет соответствующая ментальная активность.

Кроме основных расслабления и «вхождения в покой» (жу цзин) используются также различные виды созерцания и визуализации. Тело не просто расслаблено и неподвижно, оно находится в специфическом состоянии между расслаблением и напряжением, между движением и неподвижностью. Благодаря этим упражнениям в относительно короткие сроки развивается особенная сила, называемая во внутренних системах нэй цзинь (внутренняя сила или энергия).

После смерти Го Юньшэня Ван Сянчжай много путешествовал по всему Китаю, совершенствуя свои знания и навыки в общении с многими выдающимися мастерами. В течение нескольких месяцев он брал уроки боевого искусства и чань-буддизма (япон. дзэн) у монаха из монастыря Шаолинь — Хэнлиня (по некоторым источникам Чанлиня). В провинции Хунань он учился у мастера Цзе Тефу. В провинции Фуцзянь обучался у мастеров стиля белого журавля — Фан Цячжуана и Цзинь Шаофэна. В провинции Сычуань изучал даосизм. Он контактировал с мастерами багуачжан. Его другом был Ян Шаохоу, известный мастер тайцзицюань, создатель разовидности сяоцзя стиля Ян. Сначала некоторые из этих встреч заканчивались его поражением. Но с начала второй половины 20-х годов он по-видимому ни разу не потерпел поражение.

Конец 20 годов — это начало формирования системы ицюань. Под влиянием Го Юньшэня, который передал ему методику медитативных упражнений чжуан гун, а также в результате множества проведенных поединков, Ван пришел к выводу, что в боевом искусстве важнее тренировка духа (шень) и разума (и) чем изучение стандартизированой формы (син). Обучая в Шанхае он пришел к выводу, что его ученики слышком много внимания уделяют форме, техникам, пренебрегая внутренним, ментальным аспектом. На занятиях он начал больше внимания уделять упражнениям чжуан гун, отбросив формы, утверждая, что так легче и быстрее развивается боевые мастерство. Из названия синъицюань (син — форма, и — сознание, цюань — кулак) он выбросил элемент син. С того времени то чему он учил было известно под именем ицюань. Однако его не считали отдельной системой, а лиш новым подходом к обучению синъицюань. Отсюда взялось определение: естественная школа синъицюань.

Вызов мастерам традиционных систем

Подход Вана стал вызовом для многих мастеров традиционных систем, опирающихся на изучение форм. Это привело к серии поединков в которых Ван доказал свое превосходство. Очень скоро среди его учеников оказалось много адептов и даже признаных экспертов разных школ. Вместе с ними Ван совершенствовал свою систему. Самыми известными ученикам Вана в тот период были: Гао Чжэньдун, Чжао Даосинь (победитель состязания по свободному бою во время Третих всекитайских спортивных соревнований), Чжан Эньтун (в 1955 году победил чемпиона Китая по борьбе в тяжелом весе — Чжан Куйюаня, который в последствии стал адептом ицюань), Хань Цяо, Хань Юань, Бу Эньфу (чемпион Китая по боксу и борьбе шуай цзяо), Чжан Чансинь (победитель боксерских соревнований в Шанхае). Учеником Вана был тогда также известный врач Ю Пэнси, который на базе его знаний создал позднее методику кон цзин цигун (позже Ю перехал в США, умер в 1983 году в Калифорнии).

В конце тридцатых годов Ван перехал в Пекин. Тогда был такой известный мастер синъицюань — Хун Ляньшунь. После поединка, который закончился безапеляционной победой Вана, Хун стал его учеником, вместе со своими тогдашними учениками, среди которых оказались Доу Шимин (однажды он одним ударом победил Гао Яньвана, телохранителя генерала Фу Шуанъина), Ли Юнцзун (победил итальянского чемпиона по боксу) а ткже Яо Цзунсюнь (в 40-х годах ассистент Ван Сянчжая, позднее он стал его преемником, известен множеством победных поединков).

В это время ицюань был уже достаточно зрелой системой. С каждым годом он становился все популярнее в Пекине. Ван интенсивно работал над теорией и широко пропогандировал свои взгляды, обращая внимание на тот факт, что китайские боевые искусства утрачивают свою боевую ценность, постепенно превращаясь в форму гимнастики. Окупировавшие Китай японцы, которые относились к китайским боевым искусствам довольно пренебрежительно, высоко оценивали мастерство Ван Сянчжая и даже пробовали убедить его переехать в Японию, для того чтобы он там обучал, но безуспешно. Только одному японцу удалось стать его учеником. Им был Кенити Саваи (тогда 5 дан дзюдо, 4 дан кендо), который на основании выученого у Ван Сянчжая создал позднее систему тайки-кэн.

В 40-х годах ученики Вана, восхищенные его системой, предложили изменить название на дачэнцюань (кулак великого достижения). Вану название не понравилось, поскольку по его мнению было слишком хвастливым, но скоро оно прижилась и до сегодня иногда используется вместо ицюань.

В середине 40-х годов все больше людей начинали заниматься ицюань из-за полезного влияния упражнений на здоровье. После 1949 года на ицюань, как систему реального боя власти смотрели с подозрением. Обучение полной системе происходило только в небольших масштабах. Тогда Ван Сянчжай сосредоточился на пропогандировании оздоровительных достоинств ицюань, выбирая упражнения лучше всего подходящие для целей улучше ния здоровья, профилактики и лечения.

У Яо Цзунсюня, уже тогда считавшегося преемником Ван Сянчжая было немного учеников. В годы Культурной революции они были вынуждены ограничиться самостоятельными тренировками и обучением сыновей, естественно в тайне. Только в 70-х годах ситуация улучшилась.

Тренинг ицюань

В ицюань нет форм и четко определенных последовательностей техник. Упор делается на развитие специфической силы, характерной для внутренних систем и навыков ее использования. Основой тренинга являются позиционные упражнения чжуан гун. Они делятся на две групы: цзяньшень чжуан — которые предназначены в основном для улучше ния здоровья и цзицзи чжуан — развивающие в основном умение направления энергии пригодное в бою. Ши ли — это упражнения в медленном движении, немного напомнающие тайцзицюань, с той разницей, что здесь выполняются многократные повторы отдельных движений, или они объеденяются в произвольной последовательности, но нет кодифицированых форм. Упражнение шагов — это версия ши ли для ног. Фа ли — это упражнения взрывоподобного высвобождения энергии. Ши шэн — тренировка выкриков. Все эти методы передназначены для развития и высвобождения своих потенциальных возможностей, особенно умения эфективного использования собственного тела, его энергии. Здесь не имеются в виду навыки связаные с изучением техник, так как ицюань отвергает понимание боевого искусства как системы строго определенных техник.

Упомянутые выше упражнения дают базу, а дальнейшее развитие боевого мастерства происходит через практику спарринга. Упражнения с партнером начинаются с толкающих рук — туй шоу, немного похожего на туй шоу в тайцзицюань или чи сао в вин чунь. Затем постепенно переходят к спаррингу, сначала очень ограниченому, позже репертуар используемых методов постепенно увеличивается. И хотя учитель может показать какие-то методы (техники) это будет скорее демонстрация некоторых возможностей использования собственного тела. Не может быть и речи об обучении системе техник.

У искусства ицюань есть два главных аспекта: оздоровительный (яншен фанмянь) и боевой (цзицзи фанмянь). Они тесно взаимосвязаны. Можно однако выполнять упражнения имеющиеся в ицюань для здоровья, не интересуясь искусством боя (также как и в тайцзицюань). С другой стороны здесь невозможно изучение искусства боя без оздоровительных упражнений. Вся система (имеется ввиду система методов тренировки, а не система техники боя) сконструирована таким образом, что упражнения особенно полезные для здоровья являются одновременно основой для развития боевого мастерства.

1-1 ЧЖАН САНЬФЭН И ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ

1-1 ЧЖАН САНЬФЭН И ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ

Хотя существуют самые различные версии относительно основателя тайцзи-цюаня, чаще всего первым признается Чжан Саньфэн, который был, конечно, величайшим учителем этой системы. Чжан Саньфэн известен также под именами Чжан Цзюньпао и Чжан Тун (т. е. Чжан Познавший). Его предки жили на Горе Дракона и Тигра (Лунхушань), в историческом даосском месте в провинции Цзянси, что на юго-востоке Китая. Его дед переехал в округ И северо-восточной провинции Ляолин. Его отец Чжан Цзюйжэнь, очень ученый человек, сдал правительственные экзамены при императоре Тай-цзуне (династия Юань, 1279-1368) и мог бы занимать высокие государственные посты. Но мирская карьера не влекла его, и он предпочитал жить в горах. Этим отсутствием амбиций, которое входит в китайское понятие цингао (чистота и возвышенность), восхищались образованные китайцы, когда встречали отшельника, порвавшего все связи с обществом и отказавшегося от положения правительственного чиновника как от бесплодной суеты. Чжан Саньфэн родился 9 апреля 1247, и годовщину этого дня последователи тайцзи-цюаня поныне отмечают праздничным обедом, выпивкой и демонстрацией своего искусства.

По мнению древних китайцев, физическое состояние человека отражает его уровень умственного развития и характер. Этот метод оценки сходен с более широко известным искусством хиромантии, но китайцы смотрели не только на руки, а и на все тело. В соответствии с легендой, Чжан Саньфэн родился мудрецом, так как у него была выпуклая спина черепахи при общей фигуре журавля. Его большие круглые глаза считались символом ума и долголетия. Двенадцати лет от роду он начал изучать китайских классиков. Благодаря хорошей памяти и острому восприятию он постепенно подготовился к тому, чтобы стать государственным служащим. Некоторое время Чжан Саньфэн провел в медитации и размышлениях о своем будущем, находясь на горе Гэхуншань, где, по преданию, стал бессмертным Гэ Хун, министром императора Юаня (290-370). После смерти родителей Чжан подал в отставку и вернулся в родные места на время, достаточное для того, чтобы раздать имущество родственникам. Затем в компании двух юношей он отправился в тридцатилетнее странствие по горам и старым храмам в поисках мудрого человека. В конце концов он осел на среднем западе Китая, в прекрасных зеленых горах Паоцзи, где вздымались три заостренных пика, по-китайски санъ фэн. Говорят, что в этот период он изучил знаменитый шаолинъ-цюанъ.

Шаолинь-цюань – это упражнение, разработанное в известном буддийском храме Шаолинь, что в северо-китайской провинции Хэнань. Храм построили в горах Шао Ши в династию Вэй (III в.). В династию Лян (VI в.) здесь много лет учил мастер Да Мо, он же Бодхидхарма, пришедший из Индии в Китай в 527. Найдя многих монахов слабыми, больными и даже склонными к засыпанию во время проповедей и медитаций, Да Мо подчеркивал значение здорового тела для развития сильного духа. Пока Да Мо не привлек внимания к необходимости выработки силы, физической энергии и правильного положения тела для эфективного сосредоточения, буддийская теория занималась в основном развитием духа и не обращала внимания на тело. Да Мо, рекомендовавший монахам выполнять оздоровительные упражнения ранним утром каждый день, сам же и создал несколько систем упражнений: ицзинъ-цзин, или «Изменение мышц и сухожилий», сисуй-цзину или «Промывание костного мозга», и ишба лохань шоу, или «Восемнадцать рук архатов». Так было положено начало шаолиньскому боксу.

После смерти Да Мо его последователи покинули Шаолинь, и бокс был заброшен, пока через несколько веков в храме не начал учить Цзюэ Юань (что значит «далеко прозревший»), монах-мастер и одновременно знаток кулачного боя и фехтования. Он изучал «Восемнадцать рук архатов» и решил улучшить систему, привнеся в нее свое искусство. Так шаолинь-цюань получил «Семьдесят две руки архатов», а вместе с тем и еще лучшую репутацию. Одним из многих последователей, которых эта репутация привлекла, и был Чжан Саньфэн. Он прожил в храме около десяти лет и в совершенстве изучил все шаолинь-ские упражнения.

Подлинное сокровище Шаолиньского храма-это Пять цюаней (у цюанъ). Каждый цюанъ (стиль бокса) был назван именем животного, наиболее ярко олицетворяющего его особенности. Сначала цюани имели каждый только по шесть позиций-движений. Но сейчас в каждом цюане свыше сотни позиций. Изучив Пять цюаней, можно разрабатывать много вариаций на их темы. Первоначальные же цюани -это:

1.Цюань дракона – тренировка внимания и духа, упор на легкость, непод-

вижность и изменения.

2. Цюань тигра – укрепление костей, упор на прыжки.

3. Цюань леопарда – практика применения силы, упор на прыжки и борьбу.

4. Цюань змеи – практика внутреннего дыхания, вытягивания тела, станов-

ление очень чувствительным и подвижным.

5. Цюань журавля – тренировка концентрации, устойчивости, аккуратности

и настрой на поражение противника.

Все стили и разновидности китайских боевых искусств происходят от шао-линь-цюаня, исходного китайского боевого искусства. Тайцзи-цюань, однако, стоит в их ряду особняком, поскольку Чжан Саньфэн не просто модифицировал исходный шаолинь-цюань, но внес в него кое-что принципиально новое – методологию И-Цзина (китайской классической «Книги Перемен») и даосские дыхательные техники, или цигун. Вот почему практический путь» проложенный Чжаном, выходит за рамки боевого искусства в том смысле, что он затрагивает волю, ум, тело и природу человека и приближается к собственно практике Дао как такового.

Но вернемся к жизни Чжан Саньфэна. В 1314, в возрасте 67 лет, он наконец встретил даоса по имени Хо Лун («Огненный дракон»). Этот отшельник учил Чжана, как стать бессмертным, но Чжан, прозанимавшись по его методу в высоких горах четыре года, мало чего достиг. Тогда он ушел на гору Удан и только там, спустя девять лет, осознал истину и Дао. И снова он странствовал. Побывав в родных местах, он узнал, что все его родственники умерли. Когда династия Юань закончилась в 1368 и началась династия Мин (1368-1654), Чжан Саньфэн забеспокоился. Дело в том, что к тому времени он приобрел славу бессмертного даоса и боялся, как бы новая императорская фамилия не ощутила в нем потребности. Поэтому он решил изображать из себя сумасшедшего. Отсюда и еще одно его прозвание – Даос-неряха. В 1385 император все же призвал его на службу, но Чжан скрылся где-то у границ провинции Юннань на юго-западе Китая и не показывался до 1399, когда ему пришлось вернуться на гору Удан на встречу со своим лучшим другом Вань Пуцзы. В 1407 император Чэн Цзы послал двух чиновников к Чжану на гору Удан, но они его не нашли. Тогда император приказал высокопоставленным сановникам построить на горе Удан храм в честь Чжана. В 1459 император Ю Чжун официально даровал ему титул «бессмертного». Таким образом, по легенде, Чжан Саньфэн родился в конце династии Сун, пережил всю династию Юань и дожил до правления Дин-цзуна из династии Мин, т. е. прожил более 200 лет.

Есть много разных историй о том, как Чжан Саньфэн создал тайцзи-цюань. Одна из них рассказывает, что он это сделал во сне. Это может казаться неправдоподобным. И все же, если французский математик Паскаль мог создать свою геометрическую теорию в 16-летнем возрасте во сне, после того как целый день размышлял над проблемой, то почему Чжан Саньфэн с его основательной подготовкой в шаолинь-цюане не мог использовать подсознание для создания тайцзи-цюаня? По другой легенде, живя на горе Удан, Чжан однажды услышал, что птицы издают какие-то странные звуки, и увидел, что все они смотрят на землю, где змея подняла голову в оборонительной позе. Вдруг одна сорока бросилась вниз на змею. Змея слегка отодвинулась, чтобы избежать атаки, сохранив при этом свою обычную кольцеобразную позу. Сорока нападала снова и снова с тем же результатом. Так и продолжался этот поединок, вверх-вниз, взад-вперед, пока Чжан не вышел из двери. Сорока сразу же улетела, исчезла и змея. И тогда Чжан осознал истину о превосходстве мягкости над твердостью и стал создавать тайцзи-цюань. Еще одна легенда рассказывает, что Чжан Саньфэн, увидев монахов, занимающихся боксом на горе Удан, подумал, что они используют слишком много внешней силы, чересчур напрягают мускулы, и поэтому легко теряют равновесие. Если бы Инь и Ян были сбалансированы в теле, подумал он, монахи не были бы такими неуклюжими. И он использовал принципы Дао природы, Диаграмму Тайцзи и И-Цзин для разработки своего тайцзи-цюаня. Цель движений в тайцзи – перенос ци, внутренней энергии, к шэнь духу, и использование преимущественно этой внутренней силы, а не внешней.

После Чжан Саньфэна искусством тайцзи владели другие известные мастера, среди которых можно назвать Чэнь Тунчоу, Чжан Сунси, Ван Цзунъюэ и Цзян Фа. Именно Цзян Фа из провинции Хэбэй в свое время передал тайцзицюань клану Чэнь.

Заглавная страница

Википедия — бесплатная энциклопедия в онлайн-режиме, которая доступна всем пользователям. Особенность интернет-ресурса в том, что все желающие могут создавать, а также редактировать статьи. Википедию можно назвать самым большим, универсальным справочником на просторах Интернета. Статус справочного сайта этот ресурс приобретал с 2001 года (со времени создания).

Проект wikipedia.green имеет одно важное преимущество. К каждой опубликованной статье есть качественное видео. Посетители нашего ресурса могут не только прочесть информацию, но и просмотреть видео-ролик. Для удобства пользователей создан поиск в правом верхнем углу. Чтобы редактировать или публиковать текстовый контент, нужно создать свою учетную запись.

Википедия — один из наиболее посещаемых сайтов. Информация из этого универсального справочника используется в научных исследованиях, на конференциях, в работе разных ведомств.

Первое сражение при Булл-Ран

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run ), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

«Хлеб» (укр. «Хліб» ) — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Ицюань (意拳) — одна из китайских систем единоборств, известная также как «кулак разума (великого предела)»; её «брат близнец» есть Дачэнцюань (хотя по сути одно и то же).

Ицюань, иногда называемый Дачэнцюань, является сравнительно новым боевым искусством — оно было создано в 1920-х Ван Сянчжаем (1885—1963). Ван Сянчжай искал лучших мастеров боевых искусств своего времени, чтобы понять «сущность рукопашного боя». Позже он создал новое искусство, выбросив, со временем, несущественное и то, что могло быть заменено тем, что давало лучшие или более скорые результаты. Постепенно, в системе появились внутренние аспекты, которые стали доминировать над всеми остальными частями.

Чтобы подчеркивать важность сознания, и в обучении и боевом применении, он решил назвать своё искусство Ицюань: «И» означает в данном случае сознание или намерение, «цюань» — кулак. Название было, вероятно, получено за счёт исключения части «Синь» (форма) из названия боевого искусства Синъицюань, от которого, в основном отталкивался Ван Сянчжай при создании своей системы. При этом Тайцзицюань У-Хао с его нейтрализацией и толканием руками также, оказал мощное влияние на его систему. В конечном счёте, он пришёл к тому, чтобы рассматривать Ицюань не только как боевое искусство или систему оздоровительной гимнастики, продолжая скрыто преподавать боевой аспект только нескольким приближенным ученикам.

Он имел много возможностей проверить ценность Ицюань, как боевого искусства. Он полагал, что все школы воинских искусств ущербны и «уводят учеников дальше от цели». Он и не пытался держать свои взгляды при себе и когда он направлялся в Пекин, в конце 1930-х, Ван Сянчжай бросил открытый вызов всем своим коллегам по БИ, чтобы «обмениваться идеями и учиться друг из друга». Так как вызов был открытый, то не было нехватки в противниках. Любой претендент должен был сначала победить одного из четырёх лучших учеников Ван Сянчжая, но ни у одного это не получилось. Этими четырьмя студентами были Хань Синцяо, Хун Ляньшунь, Яо Цзунсюнь (возможный преемник Ван Сянчжая) и Чжоу Цзыянь. Ицюань быстро получил репутацию, как очень эффективный боевой стиль (а позже открылось и полезность Ицюань для здоровья). В это время, Ван Сянчжай изменил название Ицюань, поскольку он чувствовал, что названия ограничивает представление об искусстве.

Его ученики и публика, ввиду успехов, начала называть стиль Дачэнцюань (Кулак Большого Достижения) и Ван Сянчжай, после небольшого сопротивления, принял новое название. Однако, позже он вернулся к названию Ицюань снова, поскольку он вновь стал полагать, что оно лучше соответствует его искусству.

Методы тренировок Ицюань, позволяет развить мощнейшее внутреннее усилие, обрести здоровье и сверхспособности, на высших этапах мастерства обретается «бесформенная сила».

Древнее знание, дошедшее до нас в виде Ицюань позволяет включить глубинные механизмы нашей психики, направленные как на самооздоровление, так и на повышение энергетического уровня занимающихся.

Это мудрость которая способна на разрушение, но созданная для созидания.

Полное обучение состоит из семи шагов:

  • Чжаньчжуан (столбовая работа)(站樁).
  • Ши Ли (Проба Силы)(試力) — простые упражнения для того, чтобы узнавать, как контролировать связь целого тела и силу целого тела в движении — другими словами, научиться использовать внутреннее усилие.
  • Мо Ца Бу (Шаг Трения)(摩擦步) — изучение того, как удерживать связь целого тела и силу целого тела, перемещаясь.
  • Фа Ли (Выброс Силы)(發力) — изучение того, как «выбрасывать» силу, используя внутренние усилие, а не физическую силу. Как выбрасывать её в любом направлении и любой частью тела.
  • Туйшоу (Толкающиеся Руки)(推手) — эта часть подобна Толкающимся Рукам в Тайцзицюань (было взято из стиля У-Хао), но со своими особенностями.
  • Ши Шэн (Проба Голоса)(試声) — методы увеличение силы выброса внутренней силы, с помощью выкрика.
  • Саньшоу (Чжи Чжи Фа)(散手) (Боевая Практика) — свободный спарринг. На всех стадиях обучения, студенты должны следовать самому важному принципу — Используй сознание, а не силу («yong yi bu yong li»).

Школы Ицюань в России

Видео по теме

Ицюань (意拳) — одна из китайских систем единоборств, известная также как «кулак разума (великого предела)»; её «брат близнец» есть Дачэнцюань (хотя по сути одно и то же).

Ицюань, иногда называемый Дачэнцюань, является сравнительно новым боевым искусством — оно было создано в 1920-х Ван Сянчжаем (1885—1963). Ван Сянчжай искал лучших мастеров боевых искусств своего времени, чтобы понять «сущность рукопашного боя». Позже он создал новое искусство, выбросив, со временем, несущественное и то, что могло быть заменено тем, что давало лучшие или более скорые результаты. Постепенно, в системе появились внутренние аспекты, которые стали доминировать над всеми остальными частями.

Чтобы подчеркивать важность сознания, и в обучении и боевом применении, он решил назвать своё искусство Ицюань: «И» означает в данном случае сознание или намерение, «цюань» — кулак. Название было, вероятно, получено за счёт исключения части «Синь» (форма) из названия боевого искусства Синъицюань, от которого, в основном отталкивался Ван Сянчжай при создании своей системы. При этом Тайцзицюань У-Хао с его нейтрализацией и толканием руками также, оказал мощное влияние на его систему. В конечном счёте, он пришёл к тому, чтобы рассматривать Ицюань не только как боевое искусство или систему оздоровительной гимнастики, продолжая скрыто преподавать боевой аспект только нескольким приближенным ученикам.

Он имел много возможностей проверить ценность Ицюань, как боевого искусства. Он полагал, что все школы воинских искусств ущербны и «уводят учеников дальше от цели». Он и не пытался держать свои взгляды при себе и когда он направлялся в Пекин, в конце 1930-х, Ван Сянчжай бросил открытый вызов всем своим коллегам по БИ, чтобы «обмениваться идеями и учиться друг из друга». Так как вызов был открытый, то не было нехватки в противниках. Любой претендент должен был сначала победить одного из четырёх лучших учеников Ван Сянчжая, но ни у одного это не получилось. Этими четырьмя студентами были Хань Синцяо, Хун Ляньшунь, Яо Цзунсюнь (возможный преемник Ван Сянчжая) и Чжоу Цзыянь. Ицюань быстро получил репутацию, как очень эффективный боевой стиль (а позже открылось и полезность Ицюань для здоровья). В это время, Ван Сянчжай изменил название Ицюань, поскольку он чувствовал, что названия ограничивает представление об искусстве.

Его ученики и публика, ввиду успехов, начала называть стиль Дачэнцюань (Кулак Большого Достижения) и Ван Сянчжай, после небольшого сопротивления, принял новое название. Однако, позже он вернулся к названию Ицюань снова, поскольку он вновь стал полагать, что оно лучше соответствует его искусству.

Методы тренировок Ицюань, позволяет развить мощнейшее внутреннее усилие, обрести здоровье и сверхспособности, на высших этапах мастерства обретается «бесформенная сила».

Древнее знание, дошедшее до нас в виде Ицюань позволяет включить глубинные механизмы нашей психики, направленные как на самооздоровление, так и на повышение энергетического уровня занимающихся.

Это мудрость которая способна на разрушение, но созданная для созидания.

Полное обучение состоит из семи шагов:

  • Чжаньчжуан (столбовая работа)(站樁).
  • Ши Ли (Проба Силы)(試力) — простые упражнения для того, чтобы узнавать, как контролировать связь целого тела и силу целого тела в движении — другими словами, научиться использовать внутреннее усилие.
  • Мо Ца Бу (Шаг Трения)(摩擦步) — изучение того, как удерживать связь целого тела и силу целого тела, перемещаясь.
  • Фа Ли (Выброс Силы)(發力) — изучение того, как «выбрасывать» силу, используя внутренние усилие, а не физическую силу. Как выбрасывать её в любом направлении и любой частью тела.
  • Туйшоу (Толкающиеся Руки)(推手) — эта часть подобна Толкающимся Рукам в Тайцзицюань (было взято из стиля У-Хао), но со своими особенностями.
  • Ши Шэн (Проба Голоса)(試声) — методы увеличение силы выброса внутренней силы, с помощью выкрика.
  • Саньшоу (Чжи Чжи Фа)(散手) (Боевая Практика) — свободный спарринг. На всех стадиях обучения, студенты должны следовать самому важному принципу — Используй сознание, а не силу («yong yi bu yong li»).
Ссылка на основную публикацию