История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо | Karate-krs.ru

История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо

История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо

Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Каратэ / Косики каратэ / История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо /

История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо

Достигнув храма Шаолинь, он передал великое учение священникам храма. Но, найдя их учеников неприспособленными к суровым физическим и ментальным тренировкам Дзен, Бодхидхарма стал их обучать комплексу из 18 упражнений, основанных на технике борьбы Каларипят. Так появилось Шоринзи Кемпо (основной метод храма Шаолинь), давшее монахам на только средство для достижения прекрасных физических кондиций, но и универсальное оружие для самообороны, что в те неспокойные годы было чрезвычайно важно.
Со временем эти 18 упражнений развились Бодхидхармой и его последователями. Были разработаны комплексы из 36, затем из 72 и, наконец, из 170 упражнений.

Это было поистине революционным достижением, поскольку и сегодня эти принципы являются фундаментом любого стиля каратэдо.

Шоринзи Кемпо получило широчайшее распространение в Китае, далеко перешагнув через крепостные стены монастыря Шаолинь. Постепенно кемпо и многочисленные его варианты и модификации становятся известны и приграничным государствам.

В 1372 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с императорским домом Окинавы. Следует сказать, что еще задолго до этого официального шага отношения двух государств развивались довольно успешно в торговой и культурной областях и к тому времени на острове Окинава уже существовало несколько китайских поселений.

Вполне естественно, что среди этих переселенцев оказывались и мастера различных боевых искусств, которые охотно вступали в контакты с местными мастерами. Так, примерно 700 лет назад, началось взаимное проникновение двух оригинальных боевых направлений: Шаолиньского кемпо и Окинавских систем.
Следует отметить тот факт, что оригинальные окинавские боевые системы, которые принято называть обобщенным названием Окинава-тэ, зародились и развивались независимо и задолго до контактов с Шаолинь кемпо.
Окинава-тэ занимались уже более 1000 лет назад.

Жители острова Окинава считались нацией мореплавателей. Торговцев с Окинавы можно было встретить в портах Индии, Китая, Кореи и даже Средиземноморского бассейна. Естественно, что окинавские купцы, люди не робкого десятка, умевшие постоять за себя, внимательно изучали различные боевые системы, желая обогатить арсенал своих приемов.

Возвращаясь домой, купцы часто в дни праздников на ярмарках показывали те или иные приемы. Таким образом, на Окинаве сложилась очень самобытная, чрезвычайно эффективная боевая система, получившая название Окинава-тэ (в переводе — Рука Окинавы).

Правительства Среднего и Южного королевств Окинавы регулярно посылали детей из благородных семей учиться в Китай медицине, философии, архитектуре, математике.

Возвращаясь домой, молодые окинавские дворяне стали создавать специализированные школы для занятий боевыми искусствами. Так стали зарождаться клановые школы со своими специфическими техниками, которые послужили фундаментом многообразия стилей в современном каратэдо.

Слияние двух могучих боевых систем — Окинава-тэ и Шаолиньского кемпо, которое проходило в Х1У-ХУ веках, привело к появлению единой боевой системы, получившей название Тоде. Первый слог этого названия «То» происходит от имени правившей а то время в Китае династии, а второй «Дэ» — это другое прочтение традиционного для нас слога «Тэ», означающего «рука». Уже в этом самобытном названии сформулирована основная идея каратэдо: «Рука Тьянг» или ‘Техника из Китая».

История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо

Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо — одна из современных и наиболее практикуемых в мире форма каратэдо.

Создатель этого уникального направления, Кайсо Кори Хисатака, этим названием выражает глубокое уважение к двум видам боевых искусств, оказавшим основное влияние на развитие современного каратэдо к окинавскому Шоринзи-рю (Годе) и китайскому Шоринзи кемпо (Шаолиньшу Чуань-Фа).

Поэтому рассказ о стиле Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо (название стиля можно также произносить традиционно мягко для японского языка — сёринзи-рю — что не является ошибкой или названием другого стиля) целесообразно начать с небольшого исторического экскурса.

Предание гласит, что индийский монах Бодхидхарма, который был сыном короля Южной Индии и искусным мастером борьбы Каларипят, странствуя по Китаю достиг храма Шаолинь, лежащего на севере, вблизи гор Судзан.

Он, постигший глубины Буддизма, был двадцать восьмым (и последним) патриархом Буддизма после великого Будды и видел свое жизненное предначертание в раскрытии перед людьми законов мироздания и философских законов общества.

Достигнув храма Шаолинь, он передал великое учение священникам храма. Но, найдя их учеников неприспособленными к суровым физическим и ментальным тренировкам Дзен, Бодхидхарма стал их обучать комплексу из 18 упражнений, основанных на технике борьбы Каларипят. Так появилось Шоринзи Кемпо (основной метод храма Шаолинь), давшее монахам на только средство для достижения прекрасных физических кондиций, но и универсальное оружие для самообороны, что в те неспокойные годы было чрезвычайно важно.

Со временем эти 18 упражнений развились Бодхидхармой и его последователями. Были разработаны комплексы из 36, затем из 72 и, наконец, из 170 упражнений.

Это было поистине революционным достижением, поскольку и сегодня эти принципы являются фундаментом любого стиля каратэдо.

Шоринзи Кемпо получило широчайшее распространение в Китае, далеко перешагнув через крепостные стены монастыря Шаолинь. Постепенно кемпо и многочисленные его варианты и модификации становятся известны и приграничным государствам.

В 1372 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с императорским домом Окинавы. Следует сказать, что еще задолго до этого официального шага отношения двух государств развивались довольно успешно в торговой и культурной областях и к тому времени на острове Окинава уже существовало несколько китайских поселений.

Вполне естественно, что среди этих переселенцев оказывались и мастера различных боевых искусств, которые охотно вступали в контакты с местными мастерами. Так, примерно 700 лет назад, началось взаимное проникновение двух оригинальных боевых направлений: Шаолиньского кемпо и Окинавских систем.

Следует отметить тот факт, что оригинальные окинавские боевые системы, которые принято называть обобщенным названием Окинава-тэ, зародились и развивались независимо и задолго до контактов с Шаолинь кемпо.

Окинава-тэ занимались уже более 1000 лет назад.

Жители острова Окинава считались нацией мореплавателей. Торговцев с Окинавы можно было встретить в портах Индии, Китая, Кореи и даже Средиземноморского бассейна. Естественно, что окинавские купцы, люди не робкого десятка, умевшие постоять за себя, внимательно изучали различные боевые системы, желая обогатить арсенал своих приемов.

Возвращаясь домой, купцы часто в дни праздников на ярмарках показывали те или иные приемы. Таким образом, на Окинаве сложилась очень самобытная, чрезвычайно эффективная боевая система, получившая название Окинава-тэ (в переводе — Рука Окинавы).

Правительства Среднего и Южного королевств Окинавы регулярно посылали детей из благородных семей учиться в Китай медицине, философии, архитектуре, математике.

Возвращаясь домой, молодые окинавские дворяне стали создавать специализированные школы для занятий боевыми искусствами. Так стали зарождаться клановые школы со своими специфическими техниками, которые послужили фундаментом многообразия стилей в современном каратэдо.

Слияние двух могучих боевых систем — Окинава-тэ и Шаолиньского кемпо, которое проходило в Х1У-ХУ веках, привело к появлению единой боевой системы, получившей название Тоде. Первый слог этого названия «То» происходит от имени правившей а то время в Китае династии, а второй «Дэ» — это другое прочтение традиционного для нас слога «Тэ», означающего «рука». Уже в этом самобытном названии сформулирована основная идея каратэдо: «Рука Тьянг» или ‘Техника из Китая».

Косики каратэ

«Косики» можно перевести с японского как «жесткое, традиционное» каратэ-до. Из истории каратэ видно, что все традиционные стили окинава каратэ (Сёриндзи-рю, Сёрин-рю, Сёрейдзи-рю) практиковали поединки с жестким контактом и с использованием всего арсенала боевой техники; броски, удары, подсечки, захваты и пр. Понятно, что проведение подобных поединков среди мастеров приводило часто к серьезным травмам, увечьям. Поэтому на всем пути развития каратэ мастера ставили перед собой сложную задачу поиска баланса между высокой эффективностью приемов, реальностью поединков и безопасностью бойцов. Этого можно было добиться двумя способами: использованием защитного снаряжения и разработкой правил поединков, регламентирующих применяемые приемы и их силу. Этот процесс длился достаточно долго, при этом преобладала то одна, то другая точка зрения на главный способ уменьшения травматизма и увечий. То использовалось такое количество «доспехов», что и бойца за ними не видно было, то правила поединков предписывали полное отсутствие контакта, что практически превращало каратэ в танец.

Одним из первых мастеров, который стал создавать систему школ для проведения контактных поединков с использованием защитных доспехов Кайсо Кори Хисатака.

Кори Хисатака

Используя многовековой опыт предков, он впервые разработал правила поединков и защитные приспособления, которые напоминали доспехи самураев. На протяжении десятилетий мастер Хисатака экспериментировал с правилами и оборудованием. После его смерти эти работы продолжил его сын Масаюки Хисатака, который окончательно оформил свод правил, регламентирующих схватки и опробовал их в турнирах. Под его руководством была создана специализированная фирма «Super-Safe», которая профессионально занялась разработкой современного защитного оборудования, отвечающего следующим качествам: обеспечивающего максимальную защиту головы и корпуса, легкого, недеформируемого от ударов во время поединков, гигиеничного, отвечающего эстетическим нормам, имеющего традиционные японские корни. Оборудование «Super-Safe» появилось в 1979 г. Набор снаряжения включает в себя защитный шлем и панцирь, защищающий грудь и ребра. И шлем, и защиту на грудь украшает эмблема «Super-Safe».

Первоначально это оборудование предназначалось только для мастеров федераций Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо и Косики каратэ, но оно получилось настолько удобным, что сегодня большинство федераций каратэ Японии используют его в своих залах. Создание такого оборудования позволило сформировать международные правила для Косики каратэ. Таким образом, впервые два пути (защита и ограничения в правилах) слились в один. В Косики каратэ все едино — правила, оборудование и арсенал используемой техники.

Правила, позволяя наносить любые удары, стимулируют разнообразие техники и филигранность ее исполнения. Допускается нанесение ударов в прыжках. Использование бросковой техники позволяет работать с разных дистанций и выбирать для себя оптимальную тактику и стратегию. Правила предусматривают также оценку обоюдных атак соревнующихся, что повышает требования к оборонительной технике и тактике ведение поединка. Оценка проводимых технических действий может охватывать одно действие или целую серию, если все действия в ней были эффективны, что приводит к комбинационности боя. Параллельно с этим повышается и плотность нанесения ударов, т.к. каждый из спортсменов заинтересован набрать как можно больше очков. Это ещё и повышает зрелищность соревнований, что обеспечивает их коммерческий успех. Все нюансы Косики каратэ отрабатываются на семинарах, которые Всемирная федерация Косики каратэ проводит в течение года по 20-25 раз в разных странах, в том числе и в России.

Ведущей организацией по косики каратэ является Всемирная Федерация Косики каратэ. Она строится по региональному принципу. Во главе Всемирной федерации стоит Президент — Ханши Масаюки Хисатака — 9-й дан.

Далее весь мир делится на крупные регионы, во главе которых стоят Вице-президенты. Их функции заключаются в развитии Косики каратэ в их регионах. Это предусматривает проведение учебных семинаров, аттестаций, соревнований, выпуск учебной литературы и видеопродукции. Регулярно проводятся съезды Президиума Федерации. Сегодня во Всемирную федерацию Косики каратэ входят более 40 национальных Федераций. За 20 лет её существования было проведено 10 Чемпионатов мира, два Чемпионата Европы, более 100 различных региональных турниров.

В завершение данной статьи предлагаем вам посмотреть интресный видеоролик, который наглядно демонстрирует, что такое Косики:

Японские Боевые Искусства

Japan Martial Art

Косики-каратэ

Косики каратэ возникло как собственное направление в мире воинских искусств недавно, однако, в то же время, можно уверенно сказать, что Косики каратэ имеет историю, которая насчитывает несколько веков и является основой современного каратэ-до. И противоречия в этих утверждениях отсутствуют.

Из истории развития каратэ можно отметить, что все основные традиционные школы каратэ Окинавы (Сёриндзи-рю, Серин-рю, Серэй-рю) практиковали полноконтактные и жесткие поединки, в которых использовался весь технический арсенал: броски, удары, подсечки, подбивы, захваты и многое другое.

Естественно, что такие поединки среди мастеров частенько заканчивались серьезными травмами и увечьями. Поэтому на протяжении всей истории каратэ, известные мастера пытались решить сложную проблему компромисса между высокой эффективностью техники, жесткой реальностью поединков и безопасностью практикующих. Цель достигалось двумя условиями: использованием особых приспособлений для защиты и выработкой правил поединков, предельно четко расписывающих арсенал применяемых приемов и их силу. Такая ситуация продолжалась весьма длительное время, при этом верх брал то путь использования защитных доспехов, то путь серьезного ограничения любого контакта в схватках, что вело искусство рукопашного боя на путь полного формализма.

Одним из первых учителей, который стал «выращивать» систему школ для проведения контактных поединков в защитных доспехах, был мастер Кайсо Кори Хисатака.

Используя огрмный опыт своих предков и учителей, он первый дал каратэшному миру универсальные правила поединков и защитные костюмы, которые были весьма похожи на старинные доспехи самураев.

На протяжении нескольких десятков лет, Кори Хисатака постояноо совершенствовал как правила, так и оборудование. В этом нелегком труде его поддержали великие современники: Мочидзуки, Кувае, Кьян, Асато, Ямагучи, Отсука, Мабуни.

После ухода из жизни Кайсо Кори Хисатака этот труд взял на себя его сын Масаюки Хисатака, который окончательно оформил правила, регламентирующие поединки, опробовал их не на одном турнире. Под его непосредственным руководством и при его финансировании в Токио была основана компания “Super-Safe”, целью которой была профессиональная разработка современного защитного снаряжения, обеспечивающего отличную защиту головы и корпуса, легкого, «держущего» удары во время поединков, гигиеничного, достойного внешнего вида, имеющего традиционные японские корни.

Так в 1979 г. возникло оборудование “Super-Safe”, состоящее из защитного шлема, изготовленного из качественной кожи, имеющего плотную конструкцию и особую анатомическую форму. Для защиты лица установлен щиток из особого оргстекла полусферической формы. Стоит сказать, что это стекло стало целью выделенной научно-исследовательской программы, которой «озадачили» компанию “Mitsubishi”. С помощью компьютерных программ были вычислены все параметры этого стекла- толщина, оптика, радиус полусферы. В центре химических исследований был найден необходимый материал, а в технологическом отделе была придумана технология и оборудование для отливки таких стекол. Благодаря такому подходу, защита для головы получилась удобная, легкая и действительно прочная. В качестве примера- это стекло выдерживает мощный удар бейсбольной битой.

Похожие исследования были проведены и при конструировании второго элемента защиты – панциря, защищающего грудь и ребра, в основе которого лежит комбинированный материал в трех слоях, обладающий великолепными гасящими противоударными свойствами.

И шлем, и корпусную защиту украшает эмблема “Super-Safe”, которая целиком копирует эмблему стиля Серинзи-рю, демонстрируя таким образом, что Косики каратэ вышло из Серинзи-рю и является его неотъемлемой частью. Соответственно, вывод? Косики каратэ – традиционно.

Изначально это снаряжение предназначалось исключительно для мастеров федераций Сёриндзи-рю Кенкокан каратэ-до и Косики каратэ, но оно вышло настолько удобным и удачным для проведения тренировок, что сейчас подаляющее большинство главных федераций каратэ Японии используют его в своих додзе.

Изготовление настолько удачного оборудования позволило сравнительно быстро выработать международные правила для Косики каратэ.

Таким образом, впервые эти два пути стали одним – Косики каратэ.

Косики каратэ – это по настоящему универсальное направление в боевых искусствах, ведь в соревнованиях могут принимать участие практически любые направления, стили и школы. В первых соревнованиях по Косики каратэ приняли участие спортсмены профессионального дзюдо (в котором разрешены удары), Сериндзи кэмпо, Нихон кэмпо, Кекусинкай, кикбоксинга, тайбоксинга. Сразу после рождения Косики каратэ на него перешли чемпионы по Кекусинкай – Сато и Адзума. А позднее, Адзума, занимавшийся под руководством М.Хисатака, заимствовав из Косики некоторые правила и техники, а также использовав защитный шлем, соединил это с частью техники из Кекусинкай и разбавив бросковой техникой дзю-дзюцу и дзюдо, создал синтетическое направление “Дайдо-Дзюку”, которое с каратэ-до не имеет ничего общего.

Стоит также сказать, что Косики каратэ не только контактный бой в «защите», это действительно новое направление в боевых искусствах, основывающееся на многовековом опыте и имеющее собственные традиции и законы. Это заметно в методике преподавания, в физической и психологической подготовке, тщательном и постепенном введении ученика в практику жесткого спарринга.

В Косики разрешены все удары руками

В чем же исключительность Косики каратэ? Правила, разрешая все возможные удары, стимулируют разнообразие техники и точность ее исполнения. Разрешено нанесение ударов и в прыжках. Это связано с ежедневным тренингом. Использование качественного защитного комплекта требует от практикующих высокого качества подготовки ударных поверхностей. Наличие бросковой техники дает возможность бойцам работать фактически с любой дистанции и избирать для себя необходимую тактику и стратегию.

Все нюансы Косики каратэ отрабатываются на семинарах, которые Всемирная федерация Косики каратэ проводит в ежегодно по 20-25 раз в разных странах, в России в том числе.

Сама Всемирная Федерация Косики каратэ как организация строится по региональному принципу. Во главе Всемирной федерации стоит Президент – Ханши Масаюки Хисатака – 9-й дан. Далее весь мир поделен на крупные регионы, во главе которых стоят Вице-президенты.

Задачи Вице-президентов заключаются в развитии Косики каратэ, а некоторых из них и Шоринзи-рю Кенкокан каратэ в своих регионах. Это означает как проведение учебных семинаров, аттестаций и соревнований, так и выпуск учебной литературы и видеопродукции.

На сегодняшний день во Всемирную федерацию входят более 40 национальных Федераций.

История развития каратэ

Многие документы, относящиеся к истории каратэ-до, утрачены в веках. Исчезли семейные кланы со своими традициями и оригинальными боевыми системами. Создавались и исчезали различные стили и направления боевых искусств. История, техника и философия каратэ-до передавались в основном из уст в уста от учителя к ученикам.

История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до

Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до — одна из современных и наиболее практикуемых в мире форма каратэ-до. Создатель этого уникального направления, Кайсо Кори Хисатака, этим названием выражает глубокое уважение к двум видам боевых искусств, оказавшим основное влияние на развитие современного каратэ-до к окинавскому Шоринзи-рю (Годе) и китайскому Шоринзи кемпо (Шаолиньшу Чуань-Фа).

Поэтому рассказ о стиле Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до (название стиля можно также произносить традиционно мягко для японского языка — сёринзи-рю — что не является ошибкой или названием другого стиля) целесообразно начать с небольшого исторического экскурса.

В 1372 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с императорским домом Окинавы. Следует сказать, что еще задолго до этого официального шага отношения двух государств развивались довольно успешно в торговой и культурной областях и к тому времени на острове Окинава уже существовало несколько китайских поселений.

Вполне естественно, что среди этих переселенцев оказывались и мастера различных боевых искусств, которые охотно вступали в контакты с местными мастерами. Так, примерно 700 лет назад, началось взаимное проникновение двух оригинальных боевых направлений: Шаолиньского кемпо и Окинавских систем. Следует отметить тот факт, что оригинальные окинавские боевые системы, которые принято называть обобщенным названием Окинава-тэ, зародились и развивались независимо и задолго до контактов с Шаолинь кемпо. Окинава-тэ занимались уже более 1000 лет назад.

Жители острова Окинава считались нацией мореплавателей. Торговцев с Окинавы можно было встретить в портах Индии, Китая, Кореи и даже Средиземноморского бассейна. Естественно, что окинавские купцы, люди не робкого десятка, умевшие постоять за себя, внимательно изучали различные боевые системы, желая обогатить арсенал своих приемов. Возвращаясь, домой, купцы часто в дни праздников на ярмарках показывали те или иные приемы. Таким образом, на Окинаве сложилась очень самобытная, чрезвычайно эффективная боевая система, получившая название Окинава-тэ (в переводе — Рука Окинавы). Правительства Среднего и Южного королевств Окинавы регулярно посылали детей из благородных семей учиться в Китай медицине, философии, архитектуре, математике. Возвращаясь, домой, молодые окинавские дворяне стали создавать специализированные школы для занятий боевыми искусствами. Так стали зарождаться клановые школы со своими специфическими техниками, которые послужили фундаментом многообразия стилей в современном каратэ-до. Слияние двух могучих боевых систем — Окинава-тэ и Шаолиньского кемпо, которое проходило в Х1У-ХУ веках, привело к появлению единой боевой системы, получившей название Тоде. Первый слог этого названия «То» происходит от имени правившей, а то время в Китае династии, а второй «Дэ» — это другое прочтение традиционного для нас слога «Тэ», означающего «рука». Уже в этом самобытном названии сформулирована основная идея каратэ-до: «Рука Тьянг» или «Техника из Китая».

В знак уважения к китайскому происхождению эта исходная фраза к концу XV века стала названием окончательно сформировавшейся системы Шоринзи-рю.

История Окинавы, изобилующая драматическими событиями — войнами, захватами оккупантов, дворцовыми переворотами, неразрывно связана с развитием Шоринзи-рю. Наиболее ярко это проявилось в 1477 году, кода на смену пришедшей в упадок династии Шо пришел император Шо-Мин, который правил до 1572 года. Император Шо-Мин, опасаясь посягательств на свою власть, запретил носить и владеть оружием. В результате этого запрета люди, оказавшись беззащитными перед лицом преступников, переключились на систематическое и углубленное изучение Шоринзи-рю.

В 1591 г. Японский сегун Хидейоши Тойотоми начал вторжение в Корею. Для поддержки этой захватнической войны ему нужно было большое количество продовольствия, денег, строительных материалов, которые он планировал получить от Правительства Окинавы. Но окинавцы отказались участвовать в этой войне, не желая предавать свои древнейшие дружеские отношения с Китаем и Кореей. В ответ на этот категорический отказ клан Сатсума, который поддерживал сегуна Тойотоми в его войне, вторгся на Окинаву в 1609 году. Захват Окинавы принес ее жителям не только много бед и лишений, но и усиление запрета на ношение оружия, известный как «катанагари».

Очень многие жители Окинавы сопротивлялись интервенции. Одним из виднейших людей того времени был министр Окинавы Оеката. Это был образованнейший человек, много лет, проведший в Китае.

Оеката возглавил отряды восставших, которые доблестно сражались с воинами клана Сатсума, широко используя навыки Шоринзи-рю.

Но силы были неравны, и Оеката был схвачен и переправлен в г. Кагошиту для казни. Перед казнью в качестве последнего желания приговоренного к смерти Оеката устроил на площади «представление», показав целую серию различных приемов из Шоринзи-рю. Этот факт — первое документально зафиксированное свидетельство, касающееся ката.

В 1886 году японцы впервые ознакомились с каратэ, благодаря окинавскому мастеру Азато Анко, приехавшему в Японию. Победившего многих японских мастеров единоборств (в том числе и Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста после Сайго Сиро). Однако эти блестящие достижения не вызвали должной реакции у общественности, поскольку японцы в то время были повернуты к Европе. Боевые искусства отошли на второй план.

Вторую попытку приобщить Японию к каратэ предпринял окинавский врач Титосэ в 1915 году. Он был учеником Кяна Тётоку и имел собственный стиль Тито-рю. Но и его усилия остались незамеченными — началась Первая мировая война. Третью попытку предпринял Фунакоси Гитин в 1917 г., выступив с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай, опять неудачно. С прибытием в Осака окинавского мастера Мотобу Тёки в 1921 г. в Японии начинается настоящий бум школ каратэ.

Первым окинавцем, доказавшим японцам, что «тэ» Окинавы ничуть не хуже дзю-дзюцу, был мастер Мотобу Тёки (1871-1944). Его поединки стали известны всей стране, он обзавелся учениками и подражателями. Самый известный боец Окинавы — сильный и агрессивный Мотобу — Всегда стремился держать противника на ближней дистанции, использовал высокие стойки и естественными позициями, подчеркивая важность защиты и атаки центральной линии тела. Сочетая ярость с мягкостью и грациозностью, Мотобу удостоился прозвища «обезьяна». Стиль Мотобу в практике «кумитэ» отличался жесткими контактами и нокаутами. Так появилось второе его прозвище — «Убивающий кулак». Любимым приемом Мотобу был «кэйкокэн-ути», с помощью которого он ломал любую макивару.

Репутация Мотобу как отличного бойца к 1925 г. утвердилась во всей Японии. А в 1926 г. была издана его книга «Окинава-кэмпо-каратэ-дзюцу». Позже он переезжает в Токио, где у него возникли серьёзные разногласия с Фунакоси, которого тремя годами раньше Мотобу вызвал к себе за совершенное владение японским языком. Заключались эти разногласия в том, что Мотобу показывал свое искусство каратэ в традиционном духе, тогда как Фунакоси превратил боевое искусство в военизированную японскую гимнастику. С возвращением в 1936 г. Мотобу на Окинаву, Фунакоси переписал иероглифы термина «каратэ», означавшие «рука континента», на новые — «пустая рука», и стал постепенно искоренять древнее кэмпо-дзюцу Окинавы.

28.19. Cёpиндзи-pю

Всеяпонская федерация каратэ-до Сёриндзи-рю (Дзен Ниппон Сёриндзи-рю каратэ-до рэммэй) представляет собой относительно небольшую организацию, которая объединяет около 40 тысяч последователей школы Сёриндзи-рю Рэнсинкан (Дом тренировки сознания) каратэ-до в Японии и некоторое количество иностранцев (представительства школы имеются в США, Финляндии и некоторых других странах).

Школа Сёриндзи-рю Рэнсинкан была основана мастером Тамоцу Исаму (1920–2000). В 1955 г. Тамоцу изучал различные стили боевых искусств в континентальном Китае, на Тайване и в Японии, но наибольшее влияние на него оказал великий окинавский мастер стиля Сёрин-рю Кьян Тётоку. После смерти наставника Тамоцу перенимал науку каратэ у его учеников, крупных окинавских мастеров Сёрин-рю Накадзато Дзёэн (Окинава Сёриндзи-рю рэммэй) и Симабукуро Дзенрё, а по некоторым данным, также у наставника Накамура Сигэру (Окинава-кэмпо, 10-й дан). Характеризуя своего учителя, Хошу Икеда (создатель стиля Дзёсинмон) назвал его «величественной фигурой, прилагающей усилия для достижения вершины в состоянии сознания и техники, совершенствующейся на Пути каратэ-до».

В настоящее время преемником Тамоцу Исаму и, соответственно, вторым патриархом Сёриндзи-рю Рэнсинкан объявлен его сын Тамоцу Ивао, ныне обладатель 8-го дана.

Основой Сёриндзи-рю Рэнсинкан явились семь классических ката, переданных мастеру Тамоцу великим Кьян Тётоку: Ваншу, Ананку, Сэйсан, Шинто, Годзюшихо, Бассай и Кушанку. Вместе они именуются Сэйрю нанахо ката – «Семь ката истинной (ортодоксальной) школы». В дополнение к ним Тамоцу Исаму разработал комплекс Кэнсюхо, который используется на начальном этапе обучения. Создавая свою школу, мастер Тамоцу ориентировался на приемы, пригодные для реального боя. В то же время он считал, что каратэ должно быть не только дзюцу – техникой боя, но и путем совершенствования человека – до. В результате ему удалось выработать, прежде всего, достаточно целостную систему подготовки к бою.

Отличительными особенностями техники школы Сёриндзи-рю Рэнсинкан являются атаки с использованием вращения и прыжков, акцент на удары ногами (ими проводятся 70 % атак). В защите отдается предпочтение уклонам и уходам за счет быстрой работы ног (поэтому стойки в школе выше, чем, скажем, в школе Шотокан). Помимо базовой техники (ударов руками и ногами, блоков, бросков, болевых и удушающих приемов, ката) в программу школы входят изучение 37 стандартных комбинаций якусоку кумитэ – учебных комбинаций, прорабатываемых в паре, дзахо ваза – приемов самозащиты в положении сидя на коленях, оё кумитэ — боевых комбинаций, прорабатываемых в паре с разделением по ролям, а также танкэн сабаки – приемов уклонения от нападающего с ножом.

Уровень овладения приемами в Сёриндзи-рю Рэнсинкан проверяется в свободных поединках как по правилам сун-домэ (неполный контакт), так и в полноконтактных боях с использованием защитных кирас и шлемов. Дополняет занятия боем без оружия практика кобудо. В самой штаб-квартире Рэнсинкан изучаются только приемы боя и ката с сай и бо, но в других залах инструкторы по своему почину преподают и прочие виды оружия (тонфа, нунчаку).

История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 815
  • КНИГИ 582 578
  • СЕРИИ 21 618
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 387

Микрюков Василий Юрьевич, академик, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

Окончил Пермское высшее военное командное училище, адъюнктуру в Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, докторантуру при Московском педагогическом государственном университете.

Более 22 лет прослужил в Ракетных войсках стратегического назначения, подполковник, квалификация «Мастер военного дела».

За время учебы и службы в войсках выполнил спортивные разряды по многим вида спорта (боксу, военному троеборью, лыжам, гирям, полосе препятствий, кроссу). Инструктор по подводному плаванию.

После увольнения из рядов Вооруженных сил РФ преподавал в высших и средних учебных заведениях, работал директором образовательного учреждения. Учитель высшей категории. Действительный член Международной академии информатизации, Российской академии информатизации и Российской академии естествознания, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Академии военных наук Российской Федерации.

Имеет почетное звание «заслуженный деятель науки и образования», награжден медалями имени В. И. Вернадского за успехи в развитии отечественной науки.

Восточными единоборствами занимается с 1986 г. Имеет квалификацию 3-й дан-хо, является судьей первой категории по виду спорта каратэ.

С 1991 г. и по настоящее время председатель спортивного клуба каратэ. Ученики – неоднократные победители и призеры всероссийских и международных турниров, члены сборной страны по каратэ. Имеет высшую квалификационную категорию преподавателя каратэ.

Автор более 200 научных трудов по военной, педагогической и спортивной тематике.

Энциклопедия В. Ю. Микрюкова представляет собой синтезированную совокупность теоретических знаний в области восточных единоборств с практической деятельностью по овладению этого искусства и обучению ему учеников.

В дидактическом плане энциклопедия написана на достаточно высоком уровне. Все рекомендации, предлагаемые автором, подтверждены необходимыми исследованиями и практикой. В энциклопедии представлены конкретные методики по отдельным вопросам совершенствования тактико-технических умений и навыков занимающихся каратэ. Представленная в энциклопедии информация изложена на высоком профессиональном уровне.

С методической точки зрения энциклопедия характеризуется систематизацией изложенного в ней материала, удобным его разбиением на отдельные разделы и главы, грамотным, четким языком изложения, наличием определений к каждому специальному термину, использованием многочисленных высказываний знаменитых людей и выдающихся мастеров каратэ по тому или иному вопросу, историческими примерами, наличием необходимых иллюстраций и ссылок на рекомендованную литературу для углубленного изучения отдельных вопросов.

В энциклопедии содержится большое количество японских географических названий, имен собственных и спортивных терминов. При этом ввиду того, что в японском языке отсутствует большинство звуков и звуковых сочетаний русского языка, автор прибегает к традиционной транскрипции, используемой в Союзе каратэ России.

В целом энциклопедия характеризуется редкой по концентрации подборкой материала, основанного на собственном опыте автора, совокупности его теоретических знаний, практических навыков и умений, полученных за время изучения и преподавания каратэ.

Представленный в энциклопедии материал может предназначаться для спортсменов и тренеров, учащихся спортивных школ и вузов, а также для широкого круга читателей, интересующих восточными единоборствами.

Президент Союза каратэ России

Основной целью каратэ является не победа или поражение, а совершенствование характеров занимающихся.

Растущий на Западе и у нас в стране поток специальной литературы по каратэ в большинстве своем не проясняет его главного глубинного смысла и внутреннего содержания как боевого искусства, как науки жизни, которая совершенствовалась на протяжении тысячелетий и остается по сей день уникальной сокровищницей знания для народов всего мира.

В опубликованных за последние годы книгах зарубежных и отечественных мастеров каратэ в основном отражены частные вопросы, связанные с техникой и тактикой нанесения ударов и постановки блоков, овладением комбинационных приемов и их применением, выполнением формальных упражнений (ката). Лишь в некоторых книгах затронуты вопросы философии и истории каратэ, однако до сих пор не осуществлен комплексный анализ сущности каратэ с различных позиций, в том числе и с исторических, религиозно-философских, культурных, медико-биологических и др. Преодолеть этот недостаток – одна из задач настоящей энциклопедии.

Важнейшая проблема современного каратэ состоит в поиске оптимальных средств и методов повышения мастерства занимающихся. Повысить мастерство учеников можно двумя путями: индивидуализируя работу с ними и совершенствуя сами занятия. Все это требует обоснованного и своевременного применения тех методов и видов занятий, которые при решении конкретных задач могут дать максимальный эффект, а при совершенствовании личного мастерства – сформировать индивидуальный почерк ученика, развить его физические и психические особенности.

В связи с этим при написании энциклопедии ставилась и другая задача – показать наиболее рациональные методы подготовки занимающихся каратэ, особенности в организации и проведении занятий по каратэ в современных условиях. Эти вопросы раскрываются на основе опыта многолетней работы автора с учениками разного уровня подготовленности, – работы по овладению ими техникой, тактикой и стратегией каратэ.

О стратегии каратэ хотелось бы сказать несколько слов особо. В современном мире отчетливо выделены два вида каратэ, совершенно отличные друг от друга по смыслу и содержанию, – спортивное и классическое. Спортивным каратэ занимаются миллионы людей во всем мире, видя в нем эффективное средство физического развития, оздоровления, отдыха, самозащиты, наконец. Классическое каратэ представляют люди, посвятившие ему свою жизнь, живущие каратэ. Однако стратегия классического каратэ – это не подготовка выдающихся спортсменов или мастеров. Это воспитание характера занимающихся, обучение их умению преодолевать жизненные трудности и испытания. И пусть многие по тем или иным причинам прекращают занятия, но заложенные в них духовные, прежде всего, и физические основы служат им на благо в их труде и отдыхе, в повседневной жизни, помогают с честью выходить из многих экстремальных ситуаций.

И последнее, о чем хотелось бы сказать во введении, – это взаимоотношения между школами каратэ и отношение к каратэ представителей отечественных видов спорта.

Не секрет, что многие школы каратэ претендуют на свою исключительную роль, называя себя школами «абсолютной истины», «неограниченного мастерства» и т. п. Частенько можно встретить на страницах книг, газет, журналов, а также увидеть на экранах телевизоров, как представители одной школы огульно критикуют своих коллег из других школ, не удосужившись вникнуть в их суть или хотя бы посетить занятия или соревнования, проводимые этими школами.

На самом деле нет плохих школ, а есть, как и везде, плохие представители, среди коих, к сожалению, и авторы некоторых публикаций. Самое главное – чтобы у школы был свой стиль, свое лицо, по которому ее можно было бы отличить от прочих, а лучшие школы – конечно, те, которые способствуют гармоничному развитию личности, воспитывают учеников в духе почтительного и доброжелательного отношения к Учителю, старшим, женщинам, вообще к окружающему нас миру.

1-2 кю, коричневый пояс

Фридрих Ницше

Случайное фото

Фото альбом Асташкевича С.П., 2010

Общие положения

В соответствии с аттестационной системой стиля Шориндзи-рю Кенкокан каратэдо 2-1 кю, коричневый пояс, является последним ученическим разрядом. Экзамен на коричневый пояс должен подводить итог обучения в «средней» школе перед переходом в «высшую» — мастерскую школу. Следовательно, основная задача при экзамене на 2-1 кю — это проверка всего материала за весь период обучения, оценка именно мастерства ученика. Начиная с этого разряда, ученик имеет право на самостоятельную тренерскую деятельность в группах начальной подготовки (под руководством опытного наставника). Ученик может быть представлен к экзамену через два с половиной — три года систематических занятий. Требования к 1-кю и 2 -кю практически одинаковы. Первый кю присваивается ученикам, безукоризненно выполняющим базовую технику и демонстрирующим ката, а также имеющих большое количество выступлений на турнирах (не менее 20) и большое количество побед (не менее 10), включая призовые места.

Технические требования

Все подразделы технических требований выполняются одновременно в виде демонстрации связок и работы с партнером. Связки должны состоять из не менее трех технических элементов различной степени сложности. Комбинации демонстрируются обязательно с перемещениями, тип перемещения (круговое, прямолинейное, диагональное, зигзагообразное, обратное, комбинированное) задается экзаменационной комиссией. На следующем этапе ученики в парах демонстрируют комбинации ударов по лапам, переносным макиварам или с использованием защитного оборудования (анзен богу). Демонстрируется традиционное упражнение Фукушики кумите (Fukushiki kumite) — комбинации ударов. Санбон кумите (Sanbon kumite). Нападающий — «когеки» (kogeki) проводит комбинацию из трех ударов рукой и ногой, обороняющийся — «хангеки» (hangeki) защищается с использованием блокировок (включая блоки ногами и коленями) и уходов и в конце выполняет одно контратакующее действие. Это может быть удар, бросок с добиванием, болевой захват, удушение и т.д. Серии задаются членами экзаменационной комиссии. Ученики должны продемонстрировать не менее пяти различных связок в каждом упражнении. Качественно повышаются все требования к технике, требуемые на предыдущих квалификационных уровнях. Необходимо уделить особое внимание, чтобы у ученика практически не было ошибок, так как коричневый пояс — это переходная ступень к мастерскому уровню.

Самозащита

Техника освобождения от захватов Демонстрация освобождения от любого захвата, определяемого экзаменационной комиссией, ученик обязательно должен показать различные варианты освобождений, используя ударную технику, технику перемещений, бросковую технику и комбинации этих техник, а также способность освобождаться от необычных, нестандартных захватов, в том числе находясь в неудобном положении.

Бросковая техника (Nage waza)

Повторение программы на синий пояс программу экзамена на 2-1 кю включена демонстрация техники из другой группы классических приемов, выполняемых из стойки:

  • бросок через ногу вперед — огурума (о-оигмта);
  • бросок через грудь с передним разворотом — сури нагэ (sun nage);
  • бросок через спину с захватом отворота и рукава — мороте сеои нагя (morote seoi nage);
  • бросок через спину с захватом руки под плечо — сото маки коми (soto maki komi);
  • бросок через спину с захватом руки на плечо — иппон сеои нагэ (ippon seoinage).
  • Демонстрация Ката Пинан Шодан (Kata Pinan Shodan)
  • Демонстрируется Ката Косики Найханчин (Kata Kosniki Haihanchin).
  • Демонстрируется Ката Кудака но Ванкан (Kata Kudaka no Wankan).
  • Демонстрируется Ката Сейсан (Kata Seisan).
  • Демонстрация и оценка выполнения ката проводится в строгом соответствии с международными правилами проведения соревнований по Косики каратэ для ката (Rules of Competition and Kata Contest — 1993).

Ката засчитывается, если после совещания (хантей) судейской бригады из пяти человек большинством голосов выполненное ката заслуживает оценку «отлично» или «хорошо» Повторный показ для исправления ошибок не допускается. В случае несдачи даже одной из нормативных ката ученик снимается с аттестационного экзамена, не зависимо от результатов сдачи других разделов экзамена.

Кумитэ (kumite)

До экзамена на 1-2 кю, коричневый пояс, допускаются только ученики, имеющие не менее 20 (двадцати) выступлений на официальных соревнованиях по Косики каратэ различного ранга. Обязательно, чтобы ученик не менее 10 (десяти) раз был призером соревнований. В случае наличия побед на международных турнирах, проводимых Всемирной Федерацией Косики каратэ (WKKF), общее количество зачетных участий в соревнованиях и побед в них может быть значительно сокращено. Все данные об участии ученика в турнирах и его результатах тренер должен занести в заявочную анкету

Мудрость мастеров Окинава каратэ и кобудо

«Ты должен знать подлинный смысл занятий боевым искусством. Посему я решил изложить то, что сумел постичь, ты же тщательно изучи то, что написано здесь. Итак, у гражданского и воинского Путей — один принцип. И гражданский, и воинский Пути разделяются на три Пути. Три гражданских Пути суть Учение об изящной словесности, Учение о толковании [канонов], Учение о Пути [конфуцианского] ученого. Учение об изящной словесности ограничивается сплетением слов в сложные выражения, составлением слов и предложений, умением высчитывать жалование, полагающееся знатным людям в соответствии с их титулами; Учение о толковании [канонов] состоит в постижении смысла канонов, обучении [канонам] других и собственном постижении их, но их нельзя назвать причастными Пути. Два этих учения дают славу лишь в литературном искусстве и потому их нельзя назвать подлинными учениями. Учение же о Пути [конфуцианского] ученого причастно Пути, оно [ведет] к постижению «вещей», делает мысль правдивой, «сознание» — правильным, благодаря этому семья приводится в порядок, страна усмиряется, и наступает мир. Вот это подлинное учение, Учение о Пути [конфуцианского] ученого. Три воинских Пути (будо) суть воинское искусство ученых (гакуси-но бугэй), воинское искусство только по названию (мёмоку-но бугэй) и воинское искусство воинского пути (будо-но бугэй). Что касается воинского искусства ученых, то [его последователи] полностью меняют методику тренировки, их мастерство поверхностно, [их воинское искусство] лишь доставляет хлопоты и превращается в подобие танца, как способ обороны оно не годится, а [его последователи] — все равно, что женщины. Что касается воинского искусства только по названию, то [его последователи] не реализуют его на практике, мечутся из стороны в сторону, говорят лишь о победах, ссорятся или чинят вред людям или же причиняют себе травмы, а порой посредством [своего «искусства»] позорят родителей и братьев. Что же касается воинского искусства воинского пути, то [его последователи] не витают в облаках, а посредством упорной непрестанной работы над собой (куфу; кит. гунфу) достигают мастерства, сохраняя покой, они выжидают, пока враг сам поднимет шум, и, захватив «сознание» врага, одолевают его. Их мастерство совершенствуется, и выявляется чудесно-мельчайшее, хотя они в состоянии совершить великое множество вещей, они не склоняются к ложному. Они также не затевают ссор. Храня верность и сыновнюю почтительность, они естественно проявляют мощь лютого тигра и скорость орла, птицы, они способны сокрушить любого врага. Это воинское искусство запрещает насилие, управляет оружием, хранит людей, предопределяет заслуги, утихомиривает народ, усмиряет простой люд, приносит богатство. Это называется Семью добродетелями воинского искусства (бу-но сититоку), в книгах я встречал даже [места, где эти добродетели] восхваляют святые. Таким образом, у гражданского и воинского Путей — один принцип, посему воинское искусство ученых и воинское искусство только по названию бесполезны, а потому должно знать, что нужно овладевать воинским искусством воинского пути, видеть «момент» и откликаться на «изменения» и посредством этого подавлять [врагов]. Без утайки изложив то, что я должен тебе передать, я искренне желаю, чтобы ты помнил о необходимости тренироваться, следуя изложенным выше указаниям.» Мацумура Сокон — основатель Школы Окинавского каратэ Шорин (Сёрин) рю.

«Каратэ — это путь, и этапы жизни человека на этом пути не подчиняются какому-либо строгому расписанию. Каждый человек сам по особенному выстраивает свою жизнь. В жизни мастера каратэ есть время пробам, искушениям и ошибкам, однако нельзя допускать ошибку и относиться к своему сегодняшнему состоянию как к чему-то окончательному и неизменному. По-настоящему поведение мастера могут понять и оценить только другие мастера каратэ, а ученикам положено критиковать лишь самих себя. Все мастера, которых я знаю и знал, имели в себе силу преодолевать жизненные пропасти, в которых оказывались, и вновь обретали Путь. Из тех же учеников, что имели дурную привычку критиковать своих учителей и говорить прописные истины, выживали лишь те, что шли путем мастера.» Сокэ Такаёши Нагаминэ, 10-й дан Мацубаяси( Сёрин ) рю Каратэ.

«Необходимо с почтением относиться к древним традициям каратэ и, прежде всего, ката. Обучая ката других людей, помни, что ты передаёшь мудрость и опыт веков, и никто не вправе подменять чужой опыт своим.» Сокэ Дзоэн Наказато, 10-й дан, основатель стиля каратэ Шориндзи (Сёрин дзи) рю.

Философия каратэ — это причудливая смесь даосизма, буддизма и йогических медитативных практик, причем даосизма в его класcическом понимании. Так сложилось что даосизм попал на Окинаву в период «36 семей» из юго-восточных провинций Китая (провинции Фуцзянь) и частично Тайваня, где он сохранился в чистом виде. В остальной части Китая в силу разных причин даосизм смешался с буддизмом и впоследствии разделился на несколько десятков различных школ и направлениий. Смешался настолько плотно что практически невозможно сказать где заканчивается одно и начинается другое. Другая составная часть философии каратэ — йогические медитативные практики. Первоначально предназначенные для концентрации с целью достижения состояния нирваны, на Окинаве стали использоваться для быстрого, практически мгновенного достижения состояния «му син» (пустое сознание). Боец окинава тэ, будучи безоружным, был вынужден вести бой с противником имеющим на теле защитные приспособления и вооруженным мечом. И не просто вооруженным — культ меча формировался у самураев практически с детства. В среднем самурай мог нанести мечом около четырех ударов в секунду. Возможность победы при таком соотношении сил лежит за пределами нормальной человеческой реакции и возможностей. В результате практики йоги претерпели значительную трансформацию. Из этих трех духовных практик и возникла филосовская и психологическая основа каратэ — дзен (чянь). Каратэ — это постоянно развивающееся искусство парадоксов, вбирающее в себя все самое лучшее. В 19 веке к учению дзэн добавилось «Хагакурэ». Вернее не добавилось, а органично вошло в учение дзэн. Парадокс заключается в том, что «Хагакурэ», написанная Ямамото Цунэтомо, являлась священной книгой самураев — главных врагов окинавцев, в боях с которыми и создавалось каратэ. Но прошли столетия, институт самураев исчез в Японии, да и сама Окинава стала частью Японии. А изучение «Хагакурэ» стало неотъемлемой частью при обучении во многих школах окинавского каратэ и кобудо.

Буси до — Путь воина кодекс чести состоит из нескольких книг. Главной книгой Буси до является написанная в 1716 году монахом Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве») ставшая «священным писанием» Буси до. Те, кто держатся за жизнь, умирают, а те, кто не боятся смерти, живут. Все решает дух. Постигнете дух, овладейте им, и вы поймете, что есть в вас нечто превыше жизни и смерти. Путь этот величественный и прекрасный. Он ведет к небесам. Они далеки. Но разве мы не должны стремиться приближаться к ним понемногу, день за днем? далее »

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей. Поэтому, кто свободен от страстей, видит его [Дао чудесную тайну], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. От одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному. далее »

В настоящее время очень трудно, практически невозможно дать определение что такое дзен. Как и в любой духовной практике существующей столетьями, возникают десятки, сотни различных школ, направлений. Каждая из школ пытается доказать, что их вариант наиболее правильный, соответствующий первоосновам, при этом начисто забывая о первоосновах.

История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо

Тетсухиро Хокама (1944)

Тетсухиро Хокама родился в 1944 году на Тайване, в семье выходцев с Окинавы. В 1952 году Хокама начал неофициально тренироваться у своего деда Сейкена Токиямы. В 1961 году он продолжил тренировки в карате клубе коммерческой высшей школы Наха у тренера Ираши Чокутани (Chiyokutani Irashi) годзю-рю. В это же время он он начинает тренироваться у легендарного Сейко Хига — студента Канрио Хигаонны и Тодзюна Мияги. В додзе Хиги он познакомился с Шинпо Матайоши (Shinpo Matayoshi) (1922-1997 учитель Кобудо) и начал изучать кобудо, стиль белого журавля и кингай рю.

После смерти Сейко Хиги в 1966 году Хокама продолжил тренировки с одним из лучших инструкторов ассистентов Хиги — Сейко Фукучи (Seiko Fukuchi (1919-1975)). Он также занимался Окинавским Кобудо у Шинпо Матайоши (Shinpo Matayoshi).

В 1974, после учреждения нескольких карате секций, Хокама становится директором Окинавской ассоциации университетских карате клубов, и в 1977 удостаивается звания Сихан. Он был техническим консультантом Ассоциации японского карате-до Кен Ю Кай, и секретрем Окинавской Ассоциации Карате.

Тетсухиро Хокама — 10 дан Годзю-рю карате-до. Президент Годзю-рю Кеншикай, куратор окинавского музея каратэ, технический советник японского каратэ-до Кенюкай, контактный исследователь культурного наследия Окинавы, член комитета образования Нишихара.

Достижения в боевых искусствах:
1952-изучил основы каратэ у дедушки Токуяма Сеикен
1961-начал тренировки в годзю-рю (Хига Сейко, Фукучи Сейко) и кобудо (Матаёши Шинко), Коммерческая Высшая школа Наха
1964-Вице-президент клуба каратэ-до, коммерческого университета Чиба
1966-зарегистрировался в Фукучи Сейко Додзе, после смерти Мастера Хига
1967-основал каратэ клуб при Окинава-кен Студенческом зале
1970-поступил в клуб годзю-рю высшей школы Мияко и был там инструктором
1971-поступил в клуб годзю-рю высшей школы Хентона и был там инструктором, создал Ассоциацию спортивных состязаний средней школы (Северная Окинавская ветвь), управлял Турниром каратэ-до средней школы
1974-директор Окинавской Ассоциации средней школы каратэ-до
1976-инструктор Чубу коммерческой средней школы
1977-награжден титулом Шихан в годзю-рю
1979-рефери на Чемпионате всех окинавских каратэ-до, демонстратор на международном чемпионате каратэ-до, первый секретарь ассоциации всех окинавских каратэ-до
1983-создал журнал «Боевые искусства», инструктор в годзю-рю, нанбу коммерческой средней школе
1984-опубликовал историю окинавского каратэ-до, опубликовал «Каратэ-до в школах»
1987-основал окинавский музей каратэ
1988-основал исторический музей окинавского каратэ и кобудо
1989-председатель совета окинавского годзю Канн
1990-президент культурной ассоциации Нишихара Мачи, член мировой Учинанчу Каи
1991-назначен исследователем (кобудо) окинавским правительством
1992-опубликовал книгу «каллиграфии окинавских поговорок»
1993-получил специальную премию за продвижение каратэ в Европе, получил специальную благодарность за продвижение каратэ в США

Ссылка на основную публикацию