История шотокан | Karate-krs.ru

История шотокан

Карате-до. История возникновения стиля ШОТОКАН

Cвою историю карате-до начинает на островах архипелага Риу-Киу, к которому относится остров Окинава. В 15 веке Китай захватил эти земли, преследуя свои торговые интересы, принеся на острова архипелага искусство китайского бокса. Через некоторое время китайцев сменили японские оккупанты, в свою очередь познакомившие местное население со своими национальными видами борьбы.

Недовольные жители островов, начали партизанскую войну с захватчиками, на что японские власти ответили ужесточением режима. Был издан указ о запрете ношения оружия мирным населением. Но это, только ожесточило народ, уже порядочно натерпевшийся от своеволия самураев. Смешанная техника китайского бокса и японского кендо позволяла, в случае необходимости, дать отпор до зубов вооруженному самураю, используя лишь свои руки и ноги. Это был вопрос выживания, ведь за любую, пусть даже самую мелкую ошибку, повстанцы платили своей кровью. В последствии, во время серии восстаний, японские самураи воочию убедились в эффективности этого нового вида борьбы, получившего название Окинава-те, или Тоде.

Долгое время Окинава-те оставалось засекреченным видом единоборств, японцы по достоинству оценили всю грозную мощь окинавской борьбы. Но в 1885 году Окинава была присоединена к Японской империи и Окинава-те начало выходить из тени. В 1916 году великий мастер Фунакоши Гичин, в древней столице Японии Киото, а позднее и в Токио, впервые познакомил японцев с новым для них видом борьбы.

Фунакоши Гичин сделал неоценимый вклад в развитие карате-до. Он родился 24 апреля 1868г. в Ямакавасе, округе Сюри. С 1888 года работал школьным учителем. Карате (иероглиф буквально означающий «Рука Китая», или «Рука Королевства Кара») Фунакоши начал заниматься еще с ранней юности, тренируясь по ночам, в полной тайне, во дворе дома мастера Азато Анко.
В те времена, в Японии, в виду введения обязательной воинской повинности, власти уделяли особое внимание физическому развитию детей. Были произведены медицинские обследования, которые показали, что юноши, с раннего возраста занимающиеся карате-до значительно крепче остальных. В 1902 году, в порядке эксперимента, его даже включили в учебную программу

Первой средней школы и Педагогического училища префектуры Окинава.
В 1921 году, в замке Сюри, Фунакоши Гичину выпала честь продемонстрировать свое мастерство в карате перед принцем Хирохито. Будущий император был потрясен. Дальнейшая судьба карате была решена. Уже весной следующего года, в Токио, мастер Фунакоши был приглашен на национальную выставку по спорту, где, по просьбе устроителей, было представлено его первое рукописное пособие по изучению карате-до, включающее в себя три тома.
Вскоре, узнав об ошеломляющем успехе мастера Фунакоши, в Японию приезжают мастера Мабуни Кенва и Мияги Чоджун, основатели стилей Шито-рю и Годзю-рю.

В 1936 году, Фунакоши Гичин, прислушавшись к просьбам друзей, принял решение остаться в Японии на постоянное место жительства, основав в Токио свою школу, получившую название ШОТОКАН (Сётокан). Название школа получила от литературного псевдонима Фунакоши – Сёто. В буквальном переводе Сётокан означает «дом колышущихся сосен».

Мастер Фунакоши написал несколько книг, посвященных изучению карате-до, в которых ясно прослеживается мысль, что карате-до – не средство подчинения и террора, а, скорее путь к познанию самого себя, путь к здоровью и гармонии с окружающим миром. Он считал, что только по-настоящему добрый человек может стать выдающимся мастером в этом виде единоборств.
Объединив два стиля окинавского карате: Сёрэй-рю и Сёрин-рю, которым обучался в молодости у мастеров Азато и Итосу, Фунакоши дополнил их и модифицировал. Им же был изменен и первоначальный иероглиф «карате» на «карате-до», означающий «путь карате». Его сын, Ёситака, добавил в технику ног, удары на верхнем уровне и ввел соревновательную практику.

В 1955 году была создана японская ассоциация карате, которую возглавил сам великий мастер, а в 1958, ассоциация провела первый чемпионат карате в Японии.

На сегодняшний день, Шотокан является одним из самых популярных стилей карате-до. Миллионы людей во всем мире отдают предпочтение этому виду единоборств. Каждый находит в нем что-то для себя. Кто-то просто хочет поправить свое здоровье, кого-то подталкивает пример известных звезд кинематографа, а кому-то хочется прикоснуться к древним знаниям и экзотической культуре мастеров востока. Но главное, на мой взгляд,- это возможность открыть для себя самого свой потенциал, свой собственный путь.

История шотокан

Шотокан — классический стиль, создан основателем современного каратэ-до Гичином Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 гг.), который родился в первый год реставрации династии Мейдзи (1868 -1912) в королевской столице острова Окинава — Шури в семье самурая. Это самый крупный остров архипелага Рюкю, который находится на пересечении морских торговых путей, практически, в равном удалении от Японии, Китая, Тайваня и Кореи. Это с одной стороны определяло военную борьбу за владение архипелагом между державами, с другой, давало убежище многим военным подразделениям после междоусобных войн.

С незапамятных времён жители аккумулировали передовые технологии боя. А с XV века, под жёстким давлением запрета ношения оружия и практики выживания с помощью приёмов рукопашного боя, стало формироваться новое высокоэффективное искусство самообороны.

Окинавцы назвали её Тэ (рука, руки — в смысле рукопашного боя), То-тэ (волшебная рука) или Кара-тэ (китайские руки), Буси-но-тэ (руки воина), Окинава-тэ (руки Окинавы). Несмотря на строжайшую конспирацию занятий, различные техники соединялись и отсеивались. Ошибка могла стоить человеку жизни и не прощалась. Внутреннее содержание ‘победить или умереть’ призывало к максимально эффективному использованию возможностей человека и его организма. Принципы — ‘одним ударом наповал, движение — минус противник’, ‘только опыт имеет значение’, были основными. Школы различались по названию местностей: Наха-тэ, Шури-тэ, Тамари-тэ.

В восемнадцатом веке в Шури впервые организована официальная частная школа Каратэ мастером Шаолинь чуань — шу Сокогавой. В 1830 году правительство специально послало в Китай для глубокого изучения китайских систем рукопашного боя Матсамуру Шокуна из Шури, который основал школу Шорин — рю Каратэ и в 1848 году стал верховным наставником боевых искусств на Окинаве. Он проповедовал Шоринджи кэмпо- жёсткий стиль рукопашного боя монастыря Шаолинь из провинции Хэнан. Одни и те же иероглифы читаются по-японски Шоринджи кэмпо, а по-китайски — Шаолинь-шу чуань. К концу XIX века существовало два главных направления. В одном — Шорэй (‘душа, постигшая просветление’) традиционно преобладали староокинавские прин-ципы: устойчивость, физическая сила и резкость, закалка бьющих поверхностей для пробивания доспехов. Когда исчезла необходи-мость при столкновении убивать противника, более популярным стало второе направление — Шорин (молодой лес), где уделялось повышенное внимание нравственному воспитанию и дисциплине сюгё, тонким маневрам и обманным движениям. Ученик Мутсамуры — Асато Анко был непревзойдённым специалистом боевых искусств во всей Окинаве. Он модернизировал технику Сёрин-рю многообразными, обманными движениями по принципу: ‘ Хочешь ударить ногой — сначала взмахни рукой… ‘. Именно Асато и стал первым наставником Фунакоши Гичина, который был в начале его единственным учеником. Сам факт этого уже является признанием выдающихся способностей Гичина. Раньше учителя долго выбирали себе ученика, и могли не брать его без многолетней закалки или из-за плохих качеств характера.

Гичин родился недоношенным и рос слабым ребёнком, требующим постоянного внимания. Поэтому его детство протекало под присмотром родителей матери. В начальной школе Гичин подружился с сыном Асато, это определило его судьбу. Мастер Асато укрепил здоровье мальчика, научил наслаждаться Тэ, ввёл в круг великих мастеров. Часто Асато вместе со своим другом Итоцу тренировали Гичина совместно, иногда его тренировал сам Матсамура. Фунакоши Гичин приводил и своих детей, в дальнейшем, к великим мастерам Асато Анко и Итоцу Анко, приобщая их к каратэ.

Лидеры реставрации Мэйдзи были образованными людьми с высокой степенью закалки и стойким характером. Их жизненный путь определялся занятиями боевыми искусствами. В 1876 году был введён запрет на ношение двух мечей, и вслед за этим была прекращена выплата наследственных жалований. В этот период приблизительно два миллиона самураев были вынуждены искать себе применение. Правительственные войска, созданные на основе общей военной повинности, жестоко подавляли восстания самураев. Философия фукоку — кёхэй (процветающая страна с сильной армией) требовала, сохраняя традиции, создать новую стандартную общеобразовательную систему воспитания, которая должна была поставлять умелых работников и войнов для Японии. Особое внимание уделялось нравственному и физическому воспитанию. С 1888 года Гичин начал практику учителя. В 90 — м году его переводят в Наху, где он продолжает тренироваться у Киюна, Тооно, Нингаку.

Япония начала аккумулировать современные боевые искусства. После победы над Китаем в борьбе за Корею в 1894 — 1895 годах, в 1895 году основано общество Дай Ниппон Бутокукай (Всеобщая Японская ассоциация воинской доблести) в Киото. В 1899 году вблизи Хэйанского храма в Киото был основан Бутокудэн (Зал воинской славы), которые возглавляли ведущие представители воинских искусств. Япония подавила восстание боксёров 1898 — 1901 гг. В конце девятнадцатого века правительство Японии провело ряд медицинских, социальных и педагогических в области каратэ. После инспекции школ Окинавы в 1902 году эту дисциплину официально вводят в учебную программу первой средней школы и педагогического училища. Фунакоши с разрешения Асато и Итоцу набрал первые классы учеников по каратэ.

1904 — 1905 гг победа в русско — японской войне. К этому времени Фунакоши становится признанным лидером Тэ и совместно с Итоцу в 1905 году начинает активно разрабатывать теорию спортивного раздела. С 1905 года периодически, а с 1912 года он постоянно проводит показательные выступления на Окинаве. Директива министерства образования от 1911 года способствовала увлечению воинскими искусствами и была первым официальным признанием со стороны властей важности современных воинских дисциплин в деле воспитания японских граждан.

История шотокан

Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Каратэ / Шотокан каратэдо / История шотокан /

Ссылка на основную публикацию