История кэндо | Karate-krs.ru

История кэндо

История кендо

Кэндо (путь меча) — японское воинское искусство, основанное на техниках использования двуручного самурайского меча, имеет длинную и богатую историю. Фехтование мечом с прямым, единоострым лезвием было заимствовано из Китая (589 г. — 618 г.). В девятом веке сражения на лошадях привели к использованию мечей с более длинными изогнутыми клинками, и эти обстоятельства заставили отказаться от китайского стиля боя, характеризующимся захватом меча одной рукой, в пользу двуручного хвата.

С установлением власти сёгуна Минамото в XII веке и усилением влияния военной аристократии искусство владения мечом приобрело особое значение. Тогда и зародился культ оружия и людей, в совершенстве владеющих техникой фехтования. Меч стал олицетворять душу владельца, а техника владения относилась к «данной богом».

В середине эпохи Муромачи (1333 г. — 1568 г.) мастера, в совершенстве владевшие фехтованием, стали открывать школы для обучения боевым искусствам.

После продолжительного периода войн в начале XVII века сёгуном Токугавой был установлен общенациональный мир, и искусство владения мечом становится привилегией только самураев и аристократии. Оно сливается с «Бусидо» — моральным кодексом японских воинов и становится стержневой дисциплиной в воспитании самураев.

В кэндо появлялись различные школы, направления, наставники. В конце XVII — начале ХVIII веков стали использоваться защитные приспособления – нагрудник, шлем, перчатки; был изобретен бамбуковый меч.

После революции Мэйдзи (1868 г.) ношение меча было запрещено, и кэндо превратилось в спорт. Сейчас во многих японских школах кэндо является факультативным предметом, а в колледжах и университетах обязательно есть свои клубы кэндо. Все большее количество японцев, включая женщин, занимается этим видом единоборства, и не будет ошибкой сказать, что кэндо – самый популярный традиционный национальный вид спорта в Японии.

С 1911 г. кэндо включено в программы физического воспитания в средних школах. Однако в конце Второй Мировой войны оккупационные власти запретили кэндо, как милитаристскую дисциплину. Запрет длился до 1952 г. После окончания периода оккупации была образована Всеяпонская Федерация Кэндо и в 1957 г. кэндо было возвращено в средние школы. С 1989 г. приблизительно 7 миллионов японцев практикуют кэндо. В настоящее время кэндо все больше набирает популярность. Многие миллионы людей во всем мире занимаются этим искусством. Раз в три года проводятся Чемпионаты мира по кэндо. С 1998 г. в международных соревнованиях принимает участие и Россия.

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

История кэндо

В слове «меч» заложены главнейшие идеи кэндо. Первая идея заключается в том, что человек, вооруженный мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить ее. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьезно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противнику, бою, следует подходить с обновленным духом и запалом. Поэтому слово «меч» в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, которое тренирует дух человека.

Под «законами» понимаются три составных, которые необходимы для осуществления результативного удара. Это «закон меча», что состоит в правильном проведении удара, «закон тела», по которому удар должен быть нанесен в правильной осанке, и «закон сердца», что означает бодрость и энергичность духа при ударе.

«Путь» в кэндо — это дорога усовершенствования человека, «формирование» ее как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс — «формирование» и усовершенствование, а не результат — «сформированность» и совершенство, есть одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства.

Подход к тренировкам

Правильно и серьезно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьем, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четверых столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание глав противника и ритуальное самоубийство сеппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.

В начале 17 столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзен. Известнейшими среди них были Итто- Рю, Муто- Рю и Муненмусо- Рю. Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья доказывала технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».

В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввел бамбуковые мечи синай, уменьшили количество травм. С конца 18 столетия фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

С реставрацией Мейдзи (1868) европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 года возвратило оружию заслуженную славу. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кэндо». Этот год полагает официальным годом рождения этого боевого искусства.

Популярность кэндо возрастала по мере усиления давки стран Запада на Японию. Упрощенное фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодежь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кэндо на кубок императора страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году, оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо, как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели фехтовальщики уволены с работы.

С 1950 года давление американцев ослабло. Была сформирована Всеяпонская Федерация Спортивного Кэндо. Через два года запрет на кэндо была снят, и из названия Федерации выбросили слово «спортивный». В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах.

После восстановления репутации кэндо, оно распространилось в Японии и даже стало популярным за границей. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кэндо. На 2003 год в неё входили кэндоистские организации и клубы из 44-х стран мира.

В кэндо вместо катаны используется тренировочный меч синай (яп. 竹刀 ), состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Таким образом, риск для здоровья остается минимальным. Защитное снаряжение состоит из головного убора мэн (яп. 面 , букв. «маска»), защиты для рук и предплечья котэ (яп. 小手 ), защиты для туловища до (яп. 胴 , до:), и защиты для паха и бёдер тарэ (яп. 垂れ ).

В современном кэндо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по макушке противника, по левой или правой части его головы, по правому запястью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища (хотя в соревнованиях редко присуждают очки за удары по левой части). Колющие удары разрешено наносить только в горло. Тем не менее, так как неумелый колющий удар может повредить горло или шею противника, такие техники обычно не преподаются на начальном этапе обучения.

Также в кэндо есть ката, то есть исполнение формальных упражнений без защитного костюма. В ката участвуют два человека: ученик (сидати) и учитель (утидати). Учитель производит первый удар, ученик последний и закрепляет за собой тем самым победу.

Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духа воина.

Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человеке любовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом.

Краткая история возникновения КЕНДО

Не для кого не секрет, что современное искусство кендо, которое на настоящий момент практикуют миллионы человек в Японии и в мире, эволюционировало из испробованных и проверенных техник с поля боя. В период Токугава (1603-1867) боевые искусства приобрели новое значение для правящего класса самураев. При отсутствии войн как таковых, воинские искусства изучались как способ саморазвития, где важную роль играли эстетическая и духовная составляющие, а не способность обезвредить или убить. В этот период боевые искусства переживали беспрецедентный подъем – число школ было более семисот.

Японское массовое преклонение перед будо подошло к концу с прибытием «черных кораблей» Коммандора Перри в японские воды в 1853-ем. После нескольких веков добровольной изоляции Япония вдруг обнаружила, что уступает западу как по уровню технологий, так и по количеству огнестрельного оружия. Японцы неожиданно пробудились от иллюзорного чувства защищенности и приступили к возрождению нации путем совершенствования современных технологий и идей, позаимствованных на западе.

Кендзюцу, наряду с прочими будо, рассматривалось как символ изжившей себя феодальной традиции и стало стремительно терять популярность в связи с отсутствием практического применения. Боевые искусства перестали быть неотъемлемой частью общеобразовательной программы, а последней каплей стал указ запрещающий ношение того, что рассматривалось как сама сущность, душа самурая – его катаны. Многие мастера остались без средств к существованию в пустых додзё, и одним из них был Сакакибара Кенкичи. Он был поражен упадком царящим в мире будо, но будучи человеком дела решил предпринять шаги к сохранению традиций. Ему удалось вновь всколыхнуть интерес к искусству владения мечом путем организации публичных выступлений известных мастеров, известных как гекикен когуё (гекикен или геккен – кендо, когуё – выступление). Эта идея была принята с восторгом. Несмотря на дорогие билеты, арена была всегда забита до отказа. По всей стране создавались подобные труппы путешествующих по стране мастеров меча. Уже через несколько лет после начала ресторации Мейдзи боевые искусства были всеми забыты, и только благодаря этим выступлениям к ним вновь вернулась популярность. Не будет преувеличением сказать, что не появись гекикен когуё , и не организуй их Сакакибара Кенкичи, кендо могло бы и не пережить этого периода. Была в таком повороте событий и отрицательная сторона – многие мастера начали отдавать предпочтение броской, но малоэффективной технике, что привело к уходу от истинно духовного подхода к практике и внесло элементы «спортивности».

Выступления мастеров не остались без внимания и для полиции. Боясь заговоров среди них, полиция начала рекрутировать бойцов из их числа для усиления своих рядов. Их использовали в роли тренеров для подготовки новобранцев, а с января 1880 года кендзюцу было уже официально включено в тренировочную программу. Такой поворот событий дал новую жизнь умирающему боевому искусству – в полицейских отрядах Токийской префектуры стали разрабатываться системы ката (базовых форм), а также система ранков. Данная система аттестации просуществовала более 70 лет, после чего в 1953 году ее сменила другая схема, разработанная Всеяпонской Федерацией Кендо.

В январе 1931 в разгар «Манчжурского инцидента» система общеобразовательных школ включила кендо и дзюдо в перечень обязательных предметов в связи с «признанием их полезности в воспитании целеустремленности, патриотизма и тренировки тела и духа». По мере того, как правительство становилось все более милитаристским, к 1942 году оно запретило все западные виды спорта, уделив все внимание традиционным боевым искусствам. В марте 1942-го уроки физической культуры большинства школ фокусировались на кендо, кюдо и нагината ( алебарда для девочек). Кендо в тот период претерпело некоторые изменения, в частности победителем считался тот, кто выиграл первое очко, а не лучший из трех поединков, а синай был укорочен для достижения схожести с размером настоящего меча.

После войны в период оккупации на боевые искусства был наложен запрет, но уже вскоре группы энтузиастов стали бороться за возвращение кендо. В мае 1948-го сосотоялись первые показательные выступления фехтования на мечах и кендо в Токио.

В наше время кендо все еще популярно в Японии и за рубежом. Правда в Японии количество занимающихся уменьшается с каждым годом, в основном по причине роста популярности профессиональных видов спорта, таких как бейсбол и футбол.

Московский Клуб Кендо и Иайдо Сёгун

Очень интересную заметку написал прекрасный японист Вадим Бушмакин в ответ на мою полушуточную просьбу объяснить что происходит на этой гравюре:

Вкратце: Старые японские и новые европейские предметы быта и другие персонажи дерутся за популярность в народе, гравюра намекает на популярные тогда открытые показательные выступления и состязания по боевым искусствам.

Гравюра 因循開化 流行撃剣会 (индзюн кайка хаяри гэкикэн кай, «Ретроградство и прогресс: популярные соревнования по фехтованию») (Здесь и далее иероглифика приведена к современному виду, на гравюре – старая орфография). Автор: Сё̄сай Иккэй (昇斎一景, годы жизни неизвесны).
Подписано: 昇斎戯画 Сё̄сай гига «юмористически рисовал Сё̄сай».
Датировка: 6 год правления под девизом Мэйдзи (明治六年, то есть 1873). Судя по изображённым деталям, гравюра была нарисована не раньше мая.
Из собрания Исторического музея префектуры Канагава.

Гравюра относится к популярному в то время направлению кайкамоно (開化物), что можно перевести как «О цивилизации». Такие гравюры, рисунки и скетчи изображали поступь европейской цивилизации, проникающей в Японию. Хотя в целом она относится к жанру нисики-э (錦絵), «парчовые картинки». Так называли новую разновидность старых добрых укиё-э (浮世絵), гравюр о «плывущем мире», отличавшуюся своей цветастостью. Основателем считается художник Судзуки Харунобу (鈴木春信, 1725?–1770).

На гравюре изображён зал для боевых искусств (до̄дзё̄ 道場), в котором проходят бои между разными персонажами. Слово гэкикэн (撃剣, иначе читается гэккэн) означает фехтование, и относится к одному полю со словами кэндзюцу (剣術) и кэндо̄ (剣道). На гравюре бо́льшую часть персонажей составляют очеловеченные предметы быта: сражаются «старые» японские предметы с «новыми» европейскими. Побеждают при этом в основном европейские. Так, в правой части европейский чёрный ботинок поставил на колени японские деревянные сандалии комагэта, а выше них японская грелка под столом котацу получает удар мэн по голове от европейской печки. Часть персонажей – животные, и есть люди. Так, в правом нижнем углу человек в европейском платье убивает из ружья человека в японском доспехе с луком. Впрочем, подпись к ним гласит, что это европейская шляпа (сяппо) выиграла у японского шлема (кабуто). Эти персонажи наглядно демонстрируют в целом победу европейского, хотя не везде. Так, по центру заяц только собирается сражаться с курицей. Насколько я понимаю, здесь имеется в виду обстоятельства домашнего животноводства того времени: в период Мэйдзи появились новые гибриды домашних кроликов с примесью европейских видов, и они быстро набирали популярность, а до того в больше разводили куриц. Битва на момент создания гравюры им только предстояла.

Отдельно подписи к парам оппонентов:

В японском порядке справа налево сверху вниз в современном написании и с современными чтениями:

付木―早付木 цукэги – хаяцукэги деревянные щепки для разведения огня – спички.

シャッポ―兜 сяппо – кабуто шляпа – шлем.

日本時計―西洋時計 нихон токэй – сэйё̄ токэй японские часы – европейские часы.

靴―駒下駄 куцу – кома гэта туфли – цельнорезанные деревянные сандали.

ストウ(сейчас обычно ストーブ)―炬燵 сутоу (суто̄бу) – котацу печка – грелка под столом.

英学―浄瑠璃 эйгаку – дзё̄рури английская (европейская) литература – кукольный театр.

兎―烏骨鶏 усаги – укоккэй зайцы – шёлковые куры.

牛―軍鶏 уси – сямо быки – боевые петухи.

日本油―石炭油 нихон абура – сэкитанъю японское ламповое масло – нефть.

縮緬―五郎 тиримэн – горо̄ крепдишин – пеньковая ткань.

和三盆―棒砂糖 васамбон – бо̄дзато̄ высокосортный японский сахар – сахарные палочки.

[つつうは]―小具足 цуцу-ува? – когусоку что такое я не знаю – лёгкий доспех.

白玉―ラムネ сиратама – рамунэ сладкий супчик с шариками из рисовой тянучки – лимонад.

Не знаю только, что за слово [つつうは] в 12й паре. Чтение цуцу-ува предположительное. По логике это может быть какое-то старое название рубахи, в которой человек с саблей. Может быть, кто-то знает из читателей?

Само построение гравюры отражает ещё одну реалию того времени: с начала эпохи Мэйдзи были популярны показательные выступления и сражения представителей разных школ боевых искусств между собой, называлось это дело гэкикэн ко̄гё̄ (撃剣興行, «популяризация фехтования»). Особо они стали часты с апреля 1873 года, пошёл их настоящий бум. В гравюре соединено это популярное зрелище с идеей происходящих в быту изменений.

Вот пример другой гравюры того же автора с похожим называнием и схожим сюжетом: старые и новые предметы быта дерутся в рукопашную.

開化因循 興発鏡 (кайка индзюн ко̄хацу кагами, «Прогресс и ретроградство: зерцало развития»), автор: Сё̄сай Иккэй (昇斎一景, годы жизни неизвестны), 1873 год (фрагмент).

Изображения очеловеченных предметов быта были популярны как изображения ё̄кай (妖怪, нечисть), а изображения животных наподобие людей – как тё̄дзю̄ гига (鳥獣戯画, юмористические картинки о птицах и животных). Юмористические картинки гига можно даже выделить в отдельное направление, они были популярны ещё с периода Эдо. В них тоже часто бывали очеловесенные предметы, уже не как нечисть. Ниже – примеры этих трёх жанров.

百鬼夜行絵巻 (хякки ягё̄ эмаки, Иллюстрированный свиток «Ночной парад ста демонов»), автор: Тоса Мицунобу (土佐光信, годы жизни неизвестны), XVI век (фрагмент).

鳥獣人物戯画 (тё̄дзю̄ дзимбуцу гига, «Юмористические картинки о птицах, животных и людях»), автор неизвестен, XII-XIII век (фрагмент).

青物魚軍勢大合戦之図 (аомоно сакана гундзэй дайгассэн-но дзу, «Картина большого сражения войск овощей с фруктами против рыб»), автор: Утагава Хирокагэ (歌川広景, годы жизни неизвестны), 1859.

Возвращаюсь к первой гравюре.

С двух сторон за сражениями наблюдают персонажи буддийского пантеона: святой Кӯкай (空海) слева и божество Фудо̄сон (不動尊) справа. К ним обоим пририсованы традиционные сопровождающие фигуры. На соревнованиях они вроде как судьи. Это намёк на время создания гравюры: в 1873 году для публики были открыты ковчеги с обычно закрытыми статуями Кӯкай с горы Ко̄я (高野山, современная префектура Вакаяма) и Фудо̄ из храма Нарита (成田山, современная префектура Тиба), что было большим событием для тогда ещё по большей части верующего населения. Фудо̄ был открыт с апреля по июнь в храме Эйтай-дзи (永代寺) в районе Фукагава (深川) в Токио, а Кӯкай –с мая в храме Эко̄-ин (回向院) в районе Рё̄̄гоку (両国) там же в Токио.

Кэндо
剣道
Другие названия Кендо
Страна Япония
Родоначальное БИ Кэндзюцу
Медиафайлы на Викискладе

Кэндо́ [1] (яп. 剣道 кэндо:, рус. путь меча ) — современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах. Ведёт свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術 ). Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр.

Название «кэндо» было создано Обществом воинской добродетели Великой Японии (Дай Ниппон Бутокукай, 大日本武徳会), которое появилось в 1895 году, с целью возродить самурайские традиции и укреплять «японский дух» среди японской молодёжи. Термин произошёл от древнего «кэн-дзюцу», где «кэн» (яп. 剣 ) — это меч, «дзюцу» (яп. 術 ) — искусство, в котором иероглиф «дзюцу» (яп. 術 ) заменили на иероглиф «До» (яп. 道 ) — путь. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях физкультурой в школах.

Содержание

В любом деле, за которое берётся человек, имеющий за плечами большие традиции своей страны [2] и предков, он отличается от индивидуума, не обладающего такой культурой, прежде всего тем, что как бы моделирует в сознании некоторые общие последствия для себя. Причем, желательно, чтобы цель дела была достаточно высокой. Если же поставить перед собой ложные цели, они неизбежно приведут в никуда. Кто не испытывает уверенности в себе может впасть в соблазн приобрести её очень примитивным образом — самоутвердиться за счет унижения других. Подобное самоутверждение всегда оборачивается против этого человека, рано или поздно. Дело в том, что молодые люди не привыкли просчитывать свои цели далеко вперед, так как им не свойственно размышлять о конечности своего бытия, либо ощущать эту конечность. И поэтому люди просчитывают только сегодняшний день. Цель же надо ставить на всю жизнь, так как «психологическое» время движется с ускорением. Если поставить цель псевдоцель (например, быстро разбогатеть), то это может завести в тупик. Часто можно прочитать в газетах письма, в которых молодые люди пишут: «У меня есть все. А что дальше? [3] !». Это трагедия человека, поставившего перед собой псевдоцель. А должна быть какая-то перспектива-цель. Л. Фейербах, замечательный немецкий философ, говорил: «Человек без цели — это человек без Бога». Цель важна в любом деле, и не только в единоборствах.

Подход к тренировкам

Правильно и серьёзно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.

Цели кэндо

Концепция кэндо была составлена Всеяпонской федерацией кэндо в 1975 году [4] .

  • Формировать разум и тело,
  • Развивать сильный дух, через правильные и строгие тренировки
  • Стремиться к совершенствованию искусства кэндо,
  • Высоко ценить человеческую вежливость и честь,
  • Быть искренним с другими, и всегда совершенствовать себя.

Это позволит каждому:

  • Любить своё государство и общество,
  • Делать вклад в развитие культуры.
  • Продвигать все человечество к миру и процветанию.

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьём, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четырёх столетий меч использовался не как главное оружие, а имел вспомогательную функцию: сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, обезглавливание противника и ритуальное самоубийство сэппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.

В начале XVII столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийского течения дзэн. Известнейшими среди них были Итто-рю (яп. 一刀流 Итто: рю:, «Школа одного меча») , Муто-рю (яп. 一刀正傳無刀流 Итто: сё:дэн муто: рю:, «Истинная школа одного меча без лезвия») и Мунэнмусо-Рю [ источник не указан 3620 дней ] . Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приёмы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья сводила технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».

В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввёл бамбуковые мечи синай, уменьшили количество травм. С конца XVIII столетия фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

С реставрацией Мэйдзи (1868 год) европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 года возвратило оружию заслуженную славу. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кэндо». Этот год полагается официальным годом рождения этого боевого искусства.

Популярность кэндо возрастала по мере усиления давления стран Запада на Японию. Упрощённое фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодёжь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кэндо на кубок императора страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели-фехтовальщики уволены.

Через пять лет после окончания войны (1950) американский контроль над учебными программами был отменён, но некоторые ограничения были официально сохранены ещё на два года. Тогда же была сформирована Всеяпонская Федерация Спортивного Кэндо, названная так из дипломатических соображений: когда через два года запрет на кэндо был снят, слово «спортивный» из названия Федерации убрали. В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах в полном объёме.

Одежда и экипировка

Кэндо практикуется в традиционной японской одежде (яп. 剣道着 кэндоги) , защитном снаряжении (яп. 防具 богу) и при использовании одного — реже двух — синаев (яп. 竹刀 синай) [5] .

История кэндо

Кэндо является самой старшей, более всего почитаемой и популярной из современных дисциплин будо. В отличие от многих иных современных дисциплин своей нынешней стандартизированной формой кэндо обязано усилиям не одного человека, а коллективному опыту и умению многих людей; и средневековые рыцари, и рядовые граждане оказали влияние на создание современного кэндо.

Ни классическое кэндо, как оно когда-то было разработано и введено в практику создателем школы Абэ-рю в XVII веке, ни кэндо в том виде, как его практикуют сегодня, не являются ни воинским искусством, ни чистым видом спорта. Наиболее видные представители современного кэндо считают, что это прежде всего система духовной дисциплины; но некоторые присущие кэндо свойства позволяют использовать его в целях физического воспитания, для спортивных состязаний или атлетической подготовки, либо же в качестве оздоровительной системы. Но в самой удивительной технике кэндо коренится тот дух, глубина и многогранность которого может представить исконную природу кэндо обычному современному японцу, недостаточно знакомому с кэндо, в совершенно искаженном свете.

Современное кэндо опирается на наследие классического японского боя на мечах, которое, по крайней мере, столь же древнее, как сама история японской нации; традиция относит истоки японского единоборства на мечах к легендарной эре богов.

Безусловно, и боги, и люди, и их оружие — все то, что попадает под само понятие «наследия», подвигло на создание современного кэндо. Хотя этот вид единоборства облекли во вполне определенную национальную форму, именуемую Ниппон Кэндо, лишь вскоре после Второй мировой войны, уже сотни лет назад был выработан сам дух кэндо, создано снаряжение, развита теория и механика движений.

Буси, иначе средневековые рыцари, обращались со своими мечами в соответствии с кэндзюцу (искусством наступательного боя на мечах), обеспечивая покой и порядок в стране с IX по XVII век. Затем их власть стала достаточно иллюзорной. От их имени стали править отличающиеся пестротой своего состава букэ (военные семейства), привлекающие для этих целей самураев, лишь номинально остающихся рыцарями. И тем не менее простолюдины продолжали испытывать благоговейный страх перед ними.

Отчасти понять, почему меч был и остается для японцев главным оружием в их стране, а также почему кэндо царствует среди физических дисциплин, нам поможет одна характерная черта японского народа. Особенно японцы любят биться на мечах на узкой площадке. В раннюю эпоху средневекового рыцарства военные сражения разворачивались обычно в условиях, когда противоборствующие силы находились в отдалении друг от друга. Прежде всего здесь пирбегали к помощи лучников, которые градом стрел осыпали противника из укрытий. Однако опыт показал, что подобная тактика оставляла неясным исход боя. Поэтому средневековый рыцарь изменил свою тактику. Он стал сражаться вплотную с противником, как в киба-сэн (конном бою), так и тохо-сэн (бою пешем), что позволяло ему достигать вполне осязаемых результатов. Поэтому тактика дзан-тоцу, иначе «сблизиться и ударить», характерная для действий средневекового рыцаря, стала обычным способом ведения боя. Подобный стиль требовал оружия, которым с помощью рук можно наносить уколы и удары. Одати, иначе длинный меч, оказался наиболее подходящим для тактики дзан-тоцу, а кэндзюцу — ее наиболее эффективным орудием.

Кэнгго, иначе сильный и умелый мечник, обладал кэнги, или техникой владения мечом, перед которой трепетала вся страна. Сами мечники не были лишены и возвышенных устремлений. Неутомимо стремясь к совершенству в своем владении многиим видами оружия, они стали размышлять и о непреходящих ценностях. Наиболее выдающиеся из их числа пытались увековечить и свое физическое совершенство и собственные философские взгляды в создаваемых ими формализованных системах приемов [ведения боя], которые оформлялись в виде рю, школ тех или иных воинских традиций. К моменту установления в 1603 году в Японии токугавского сёгуната на ее территории уже существовали тысячи таких рю. Каждая школа руководствовалась собственной философской доктриной, трактующей бой на мечах с точки зрения духовной направленности его технических основ и отношения к моральным принципам ведения боя, иными словами, задачам и эстетическим нормам поведения воинов. Сами учения классических рю в огромной мере влияли на умы и деяния как правителей токугавского бакуфу, так и тех, кто восставал против власти в Японии рода Токугавы.

Каждый рю-ги, иначе стиль рю, в дотокугавовских системах классического кэндзюцу служил средством защиты ограниченной группы людей в рукопашной схватке. В такого рода кэндзюцу самооборона была важна в той мере, в какой это касалось безопасности всей группы. Стратегические задачи обороны и наступления полностью определялись принципом кобо-ити, то есть что нападение и защита суть одно и то же. В кэндзюцу победа над врагом одерживается посредством исключительно наступательной тактики, что заставляет противника, вынужденного отражать атакующие действия, создавать суки, иначе бреши, в собственной обороне. Поскольку правители дотокугавовской Японии давали моральное право мечникам умерщвлять противника, то воины пользовались любой предоставившейся возможностью для совершенствования того, что они считали «деятельным стилем» фехтования на мечах; кахо, иначе использование комплексов формальных упражнений, являлся основным методом обучения такого рода бою на мечах, а синкэн сёбу (смертельный поединок) — единственным способом проверки мастерства мечника.

История кэндо

Кендо — переводится с японского как «Путь Меча»

Современное японское искусство фехтования на мечах.
Древнее название искусства боя на мечах — Кен-дзюцу — «искусство владения мечом».

Начиная с девятого века и в течении почти тысячи лет непрерывных междоусобных войн на территории Японии , кендзюцу развивалось исключительно как техника уничтожения противника на поле боя.

Кендо, существующее сегодня — результат развития в использовании японского меча, охватывающего период больше, чем в 1000 лет.
Теория КЕНДО гласит следующее : первое — глаза, второе — ноги, третье — мужество, четвертое — сила.

Овладение принципом «ки-кен-таи но ичи» (дух-меч-тело как одно), «мааи»(дистанции), «камаэ» (положения тела и ума) и «дзансин» (состояния готовности) приводит к пониманию основ владения мечом. А участие в «сиаи» (поединках на определение победителя) приводит к выявлению скрытых в глубине нашей природы несовершенств, помогает увидеть их воочию и тем самым сделать первый шаг к их исправлению.

Кендо не преследует цели — победить врага во чтобы то не стало, а стремится к достижению совершенной гармонии меча, духа и тела, тем самым выходя за рамки личного и сиюминутного. Кендо не является средством удовлетворения собственного тщеславия, развлечением и уж тем более рубкой дров, а представляет собой тяжелейшую работу по развитию контроля над всем своим существом. Чтобы убить человека не нужно быть мастером меча, им нужно быть, чтобы в неимоверных условиях сохранить человеку жизнь. Кендо стремиться к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку — к развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом.

Цель современного Кендо — развитие здорового тела и сознания в результате продолжительного периода строгой практики. Естественно кендо является боевым искусством и в случае экстремальной ситуации для самозащиты кендоист может использовать любые продолговатые предметы используя их как меч.
В умелых руках деревянный меч превращается в грозное оружие. Известный японский фехтовальщик средневековья Миямото Мусаши за свою жизнь провел более 60 смертельных поединков и ни одного не проиграл. Примечательно то, что большинство поединков он провел с деревянным мечом против настоящего металлического оружия в том числе и свой самый знаменитый поединок с известным фехтовальщиком Сасаки Кодзиро. По легенде, плывя на лодке к месту поединка Мусаси выточил меч из деревянного весла.

В спортивном смысле Кендо представляет собой технику нанесения ударов мечом по определенным местам тела противника. Однако от остальных видов боевых искусств Кендо отличается своим духом, прошедшим сквозь столетия в неизменном виде. Изначальным девизом Кендо было — «Победа означает жизнь, поражение означает смерть». И, хотя сейчас эти слова нельзя понимать буквально, такой дух является основой серьезной практики Кендо и имеет непосредственное отношение к формированию гармонично развитого человеческого существа: в физическом, духовном и социальном отношениях.

В тренировках и поединках вместо катаны используется тренировочный меч синай, состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Защитное снаряжение является упрощенной копией самурайских доспехов и состоит из шлема на голову — мен, защиты кистей и предплечья — коте, защиты для туловища — до, и защиты для паха и бедер — таре. Доспехи защищают самые уязвимые и доступные для поражения части тела человека, они же и являются целями для атаки в кендо. Благодаря доспехам удары могут наноситься с полную скорость и силу без риска для здоровья.

В современном кендо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по центральной, левой или правой части головы, по правому запятью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища. Колющие удары разрешено наносить только в горло (На шлеме имеется специальный протектор для защиты от такого удара).

Центральным понятием в кендо является юко-датоцу«эффективный удар». Во время тренировки, а также на соревнованиях очко за удар присуждается только если: чёткий удар по разрешённой цели на теле противника нанесён режущей кромкой меча с использованием главного принципа кендо «Ки-кен-тай-но-итти» — единства духа, меча и тела. Это означает, в удар должен быть вложен импульс движения всего тела, в правильной стойке и атакующий издаёт крик киай (яп. букв. «единение с духом»), позволяющий увеличить энергию удара. Таким образом оценивается эффективность нанесенного удара.

Строгие требования к эффективному удару были введены в связи с отсутствием реальных травм в поединке кендо. Поскольку считается что в реальном бою не на жизнь,а на смерть, с настоящими мечами (или как минимум с деревянными) с большей вероятностью победил бы (а значит и выжил) тот боец, который выполняет данные требования к нанесению ударов. Т.е. обладает должными техническими и ментальными качествами.

Необходимо также отметить, что на существующие правила в кендо повлияла исторически сложившаяся тактика ведения поединка: идеалом мастерства фехтовальщика считалось поражение противника одним смертельным ударом приводящем сразу к летальному исходу и желательно без контакта с его оружием (что бы не портить дорогой меч). Никаких ранений или легких касаний противника — только фатальные удары. Один удар — одна смерть.

Неотъемлемой частью кендо являются ката, формальный заранее определенный поединок (набор атак и контратак) без защитного снаряжения с деревянными или настоящими мечами. В ката участвуют два человека: ученик (сидачи) и учитель (учидачи). Учитель атакует ученика и производит первый удар, ученик делает контратаку и побеждает учителя.
В древности ката были единственным способом тренировки техники фехтования.

Кендо. Описание, история возникновения

Кендо представляет собой современное искусство фехтования, которое произошло от традиционных техник по владению мечом самураев. Главная цель кендо заключается в формировании твёрдого характера у бойца, а также закаливании тела и воли спортсмена.

Название данного вида боевого искусства появилось ещё в 1895 году. Слово “кэндо” произошло от древнего слова “кэн-дзюцу”, которое можно расшифровать следующим образом: “кен” – это “меч”, а “дзюцу” – это “искусство”. Далее иероглиф “дзюцу” был заменён на иероглиф “до”, что означает “путь”. В результате была создана специальная система воспитания, для того чтобы возродить традиции самураев, а также укрепить национальный дух молодого населения Японии.

Единоборство кендо заключило в себе древние боевые искусства, которые были развиты в Японии. Ещё в период правления Камакура, как стрельба из лука, владение копьём, так и фехтование являлись обязательной составляющей тренировок самураев. Первоначально самураи не применяли меч, как основное оружие. Он использовался лишь в случаях самообороны, если отсутствовало другое оружие, или же для отрезания головы врага, а также для ритуального самоубийства.

Когда же наступила мирная эпоха, а официальным оружием самураев стал меч, фехтование получило особую популярность среди всех военных. В начале XVII века создавалось огромное количество школ, в которых ученикам обещали научить тайнам фехтования. Данные учреждения находились под сильным влиянием буддийской секты, называвшей себя Дзэн. К самым известным школам относилось три образовательных учреждения: Итто-рю, Муто-рю, а также Мунэнмусо-Рю. Первая уделяла огромное внимание основному главному удару, вторая занималась тренировкой воли бойца, а третья школа давала знания о рефлекторной технике владения оружием.

На протяжении долгих веков тренировки проходи с применением деревянных мечей, из-за чего бойцы часто получали сильные травмы. В XVIII веке учитель Наганума Кунисато провёл ряд изменений, в результате которых деревянные мечи были заменены на бамбуковые, что существенно сократило количество нанесённых повреждений во время тренировок бойцов. Уже с конца XVIII века фехтование мечом стало очень похоже на современное кендо.

В XIX веке в Европе плотно занялись изготовлением огнестрельного оружия, поэтому, что естественно, оно потеснило обычный самурайский меч. Однако японцы всё равно не перестали использовать своё национальное оружие и в японо-китайской войне вернули самурайскому мечу его славу. В 1895 году было основано специальное Общество, так называемых, добродетелей Большой Японии. Данное общество занималось продвижением фехтования мечом среди молодого поколения Японии, а в 1920 году оно изменило названия различных техник фехтования на “кэндо”.

По мере того, как увеличивался рост давления запада на Японию, известность кендо в стране возрастала. Данный вид фехтования преподавался в школах, в целях воспитания патриотической молодёжи. После того, как Японию разгромили во Второй Мировой войне, американскими оккупантами было запрещено изучение кендо на территории страны. Также было ликвидировано “Общество боевых добродетелей”. Начиная с 1950 года, когда оккупационное давление начало ослабевать, была основана Всеяпонская Федерация Спортивного кендо. Ещё немного времени спустя, был снят запрет на занятия боевым фехтованием, и тренировки по кендо опять начали проводиться в школах. Шли годы, и постепенно кендо начало выходить за пределы Японии, а уже в 1970 году была основана Международная Федерация Кендо.

Во время занятий по кендо принято использовать специальный тренировочный меч, который состоит из связанных между собой бамбуковых полосок. Благодаря такой технологии, тренировочным мечём тяжело нанести вред своему оппоненту. Защита в данном виде спорта состоит из: специального головного убора; пластинок, защищающих туловище, руки, предплечья; также, есть специальные щитки, надеваемые на пах и бёдра. Данный вид фехтования включает в себя два вида атакующих ударов: колющие и рубящие. Колющие удары наносятся лишь в область горла. Рубящие удары можно наносить по голове противника, по его туловищу и по запястьям в зависимости от ситуации.

В наше время кендо – это не только техника фехтования и искусное владение мечом, но и воспитание, и развитие в учениках духа настоящего воина. Благодаря правильным занятиям и тренировкам, кендо может воспитать дух, научить человека любить свою родину и общество, а также помочь во взаимоотношениях с людьми.

Кендо предусматривает специальный раздел, который носит название “ката”. В кате принимают участие ученик с его учителем. Данный раздел предусматривает исполнение различных упражнений, не используя защитный костюм. Для того, чтобы стать аттестованным мастером кендо необходимо сначала много чему научиться, стать идеальным бойцом, хорошим воином, сдать кучу нормативов плюс кендо каты.

Кендо – это замечательный вид спорта, который сможет сделать из человека по-настоящему сильного воина.

Николай Рудаков: Кэндо: история и современность

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Аннотация к книге «Кэндо: история и современность»

Япония… Удивительная и загадочная страна. Край медно-бурых гор и синих озер, стремительных рек и бурных водопадов, густых лесов и изумрудно-зеленых плантаций. Земля древних храмов и ультрасовременных небоскребов. Вотчина высоких технологий и научно-технического прогресса.
Эта серия книг откроет читателю мир японских боевых искусств в тесной взаимосвязи с историческим прошлым Японии, традициями и обычаями японского народа, великими события, переломными эпохами, грандиозными битвами и бессмертными героями. Читатель прикоснется к истокам самурайских воинских искусств, которые развиваясь, трансформируясь и совершенствуясь, превратились в современные виды единоборств, известными настоящему миру как каратэ, айкидо, дзюдо, кэндо, кобудо, джиу-джицу. В их описаниях читатель проследит пути развитиях этих видов, познакомится с их патриархами, ощутит глубинный смысл и внутреннюю философию этого «оружия», равного которому не было и нет в современном мире. Серия книг написана в расчете на.

Япония… Удивительная и загадочная страна. Край медно-бурых гор и синих озер, стремительных рек и бурных водопадов, густых лесов и изумрудно-зеленых плантаций. Земля древних храмов и ультрасовременных небоскребов. Вотчина высоких технологий и научно-технического прогресса.
Эта серия книг откроет читателю мир японских боевых искусств в тесной взаимосвязи с историческим прошлым Японии, традициями и обычаями японского народа, великими события, переломными эпохами, грандиозными битвами и бессмертными героями. Читатель прикоснется к истокам самурайских воинских искусств, которые развиваясь, трансформируясь и совершенствуясь, превратились в современные виды единоборств, известными настоящему миру как каратэ, айкидо, дзюдо, кэндо, кобудо, джиу-джицу. В их описаниях читатель проследит пути развитиях этих видов, познакомится с их патриархами, ощутит глубинный смысл и внутреннюю философию этого «оружия», равного которому не было и нет в современном мире. Серия книг написана в расчете на детскую и юношескую аудиторию, ибо именно в ее среде наблюдается сейчас истинный бум увлечения боевыми искусствами, и именно ее представителям необходимо сегодня честный, непредвзятый и доступный пониманию рассказ об этом сложным и многогранном пласте человеческой культуры. В серии предусмотрено более 50 книг.
Серия книг будет интересна родителям юных спортсменов, преподавателям и инструкторам детских и юношеских групп, а также всем почитателям японских боевых искусств.

Краткая история возникновения Кендо

Не для кого не секрет, что современное искусство кендо, которое на настоящий момент практикуют миллионы человек в Японии и в мире, эволюционировало из испробованных и проверенных техник с поля боя.

В период Токугава (1603-1867) боевые искусства приобрели новое значение для правящего класса самураев. При отсутствии войн как таковых, воинские искусства изучались как способ саморазвития, где важную роль играли эстетическая и духовная составляющие, а не способность обезвредить или убить. В этот период боевые искусства переживали беспрецедентный подъем – число школ было более семисот.

Японское массовое преклонение перед будо подошло к концу с прибытием «черных кораблей» Коммандора Перри в японские воды в 1853-ем. После нескольких веков добровольной изоляции Япония вдруг обнаружила, что уступает западу как по уровню технологий, так и по количеству огнестрельного оружия. Японцы неожиданно пробудились от иллюзорного чувства защищенности и приступили к возрождению нации путем совершенствования современных технологий и идей, позаимствованных на западе.

Кендзюцу, наряду с прочими будо, рассматривалось как символ изжившей себя феодальной традиции и стало стремительно терять популярность в связи с отсутствием практического применения. Боевые искусства перестали быть неотъемлемой частью общеобразовательной программы, а последней каплей стал указ запрещающий ношение того, что рассматривалось как сама сущность, душа самурая – его катаны. Многие мастера остались без средств к существованию в пустых додзё, и одним из них был Сакакибара Кенкичи. Он был поражен упадком царящим в мире будо, но будучи человеком дела решил предпринять шаги к сохранению традиций. Ему удалось вновь всколыхнуть интерес к искусству владения мечом путем организации публичных выступлений известных мастеров, известных как гекикен когуё (гекикен или геккен – кендо, когуё – выступление). Эта идея была принята с восторгом. Несмотря на дорогие билеты, арена была всегда забита до отказа. По всей стране создавались подобные труппы путешествующих по стране мастеров меча. Уже через несколько лет после начала ресторации Мейдзи боевые искусства были всеми забыты, и только благодаря этим выступлениям к ним вновь вернулась популярность. Не будет преувеличением сказать, что не появись гекикен когуё , и не организуй их Сакакибара Кенкичи, кендо могло бы и не пережить этого периода. Была в таком повороте событий и отрицательная сторона – многие мастера начали отдавать предпочтение броской, но малоэффективной технике, что привело к уходу от истинно духовного подхода к практике и внесло элементы «спортивности».

Выступления мастеров не остались без внимания и для полиции. Боясь заговоров среди них, полиция начала рекрутировать бойцов из их числа для усиления своих рядов. Их использовали в роли тренеров для подготовки новобранцев, а с января 1880 года кендзюцу было уже официально включено в тренировочную программу. Такой поворот событий дал новую жизнь умирающему боевому искусству – в полицейских отрядах Токийской префектуры стали разрабатываться системы ката (базовых форм), а также система ранков. Данная система аттестации просуществовала более 70 лет, после чего в 1953 году ее сменила другая схема, разработанная Всеяпонской Федерацией Кендо.

В январе 1931 в разгар «Манчжурского инцидента» система общеобразовательных школ включила кендо и дзюдо в перечень обязательных предметов в связи с «признанием их полезности в воспитании целеустремленности, патриотизма и тренировки тела и духа». По мере того, как правительство становилось все более милитаристским, к 1942 году оно запретило все западные виды спорта, уделив все внимание традиционным боевым искусствам. В марте 1942-го уроки физической культуры большинства школ фокусировались на кендо, кюдо и нагината ( алебарда для девочек). Кендо в тот период претерпело некоторые изменения, в частности победителем считался тот, кто выиграл первое очко, а не лучший из трех поединков, а синай был укорочен для достижения схожести с размером настоящего меча.

После войны в период оккупации на боевые искусства был наложен запрет, но уже вскоре группы энтузиастов стали бороться за возвращение кендо. В мае 1948-го сосотоялись первые показательные выступления фехтования на мечах и кендо в Токио.

В наше время кендо все еще популярно в Японии и за рубежом. Правда в Японии количество занимающихся уменьшается с каждым годом, в основном по причине роста популярности профессиональных видов спорта, таких как бейсбол и футбол.

Ссылка на основную публикацию