История карате | Karate-krs.ru

История карате

Карате (яп. 空手 — «пустая рука») – японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Термин «карате» был введён в обращение в XVIII веке.

В карате нет какой-то одной международной федерации, в нем каждый крупный стиль имеет свою федерацию.

История возникновения и развития карате

Многие считают, что жители острова Окинава (в то время он был центром независимого королевства Рюкю) вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Но существуют и противники данной теории, они утверждают, что боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, и уже от них постепенно перешли к другим жителям.

В конце XIX века Окинава стала префектурой Японской империи. Во время набора призывников в ряды доблестной японской армии, врачи заметили, что ряд призывников из Окинавы отличаются хорошей физической формой. Было установлено, что все они занимались местным боевым искусством тотэ. После этого, тотэ было включено в программу обучения в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры.

Боевое искусство быстро вышло за пределы Окинавы и завоевало всю Японию. В 1936 году была открыта школа, получившая название Сётокан, где преподаваться стиль созвучный с названием школы. Позже он был признан классическим стилем карате. Для Сётокана не важна сила удара, основной упор делается на быстроту и точность.

После поражения Японии в 1945 году, все японские боевые искусства были запрещены. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA). С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Карате начало стремительно набирать популярность во всем мире, в 1957 году состоялся первый японский чемпионат по карате, а в 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

Основные стили карате

Сито-рю (яп. 糸東流) – один из старейших стилей карате. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля». Основатель Кэнва Мабуни.

Годзю-рю (яп. 剛柔流) – один из самых распространённых стилей карате. В его основе лежит техника ближнего боя, включающая в себя удары локтями, коленями, бросковую технику, захваты и борьбу в партере. Существуют 3 основных варианта этого стиля — окинавский, японский и американский. Основатель Тёдзюн Мияги.

Вадо-рю (яп. 和道流) – один из четырёх крупнейших стилей. К особенностям стиля можно отнести стремление бойся свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву ее эффективность. Основатель Хиронори Оцука.

Сётокан (яп. 松濤館) – стиль, отличительными особенностями которого являются линейные перемещения и линейное приложение силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Основатель Гитин Фунакоси.

Кёкусинкай (яп. 極真会) – контактный стиль карате, поединки в нем насыщены высокими ударами ногами и мощными ударами руками. В кёкусинкай запрещены удары руками в голову. Основатель Масутацу Ояма.

Стили в карате не перестают появляться, каждый выдающийся мастер пытается привнести что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля.

Система поясов и степеней в карате

Начать стоит с того, что в карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно их количество равно десяти, но в зависимости от стилей может отличаться. Интересная особенность — номер «кю» уменьшается с ростом мастерства, а номер «дана», наоборот, возрастает.

Для получения каждой следующей степени необходимо продемонстрировать мастерство выполнения ката, а также свободного боя. Многие ошибочно полагают, что степени в карате зависят от результатов соревнований. Атрибутом степени в карате является пояс (оби).

Наиболее распространена следующая система, она используется Японской Ассоциацией Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю — белый
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — фиолетовый или темно-синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Черный пояс – именной и делается на всю жизнь, он более толстый и прочный чем пояса других цветов.

Рассмотрим систему поясов в кёкусинкай:

  • 10 кю (белый пояс)
  • 9 кю (белый пояс с голубой полоской)
  • 8 кю (голубой пояс)
  • 7 кю (голубой пояс с жёлтой полоской)
  • 6 кю (жёлтый пояс)
  • 5 кю (жёлтый пояс с зелёной полоской)
  • 4 кю (зелёный пояс)
  • 3 кю (зелёный пояс с коричневой полоской)
  • 2 кю (коричневый пояс)
  • 1 кю (коричневый пояс с золотой полоской)
  • 1-9 дан (чёрный пояс)
  • 10 дан (красный пояс)

Существуют минимальные интервалы времени между экзаменами, они разные в разных федерациях. Интервалы эти увеличиваются с увеличением степени. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно.

Краткая история Каратэ

Как гласит легенда, все началось с Бодхидхармы (по-китайски Дамо).
В 528 г. н.э. Бодхидхарма прибыл в Китай, чтобы нести учение Будды для жителей Поднебесной. Постранствовав по Китаю, Дамо попадает в храм Шаолинь. Увидев, что монахи немощны и слабы, он написал и оставил им в наследство три книги `И Цзинь Цзинь` — развитие физической силы, `Си Суй Цзин`— дыхание и медитация, `Ши Ба Луо Хань Шоу` (Восемнадцать рук учеников Будды) — боевой раздел, приемы самообороны. В Индии общество делится на социальные касты. Сам Бодхидхарма был из касты кшатриев (воинов и правителей) и вот этот опыт он изложил в своей третьей книге. По Китаю было разбросано множество храмов. Среди них выделялись два самых крупных, Храм в Хэнань — на севере и Храм в Фузянь — на юге.

Родина каратэ (пустая рука) – Япония, колыбель – остров Окинава. Своим происхождением и направлением БИ (боевое искусство) каратэ, впрочем, как и корейское тхэквандо, вьетнамское вьет ва дао и многие другие, обязано китайскому ушу. Огромное, многонаселенное, экономически развитое государство Китай оказывало свое влияние на соседние страны в экономике, культуре, науке, торговле, религии и, конечно, в военном деле.

На юге Японии находится архипелаг Рюкю с самым большим островом Окинава. До 1609 года Окинава находилась под протекцией Китая. Так как провинция Фуцзянь, находящаяся в юго-восточной части Китая, географически была более выгодно расположена к острову Окинава, между ними образовались тесные экономические и политические связи. Большое количество переселенцев с континентального Китая прибыло на Окинаву. Приезжали чиновники, купцы, а также целые семьи, владеющие фамильным методом ведения кулачного боя `цюань`и Шаолиньского ушу.

Наверное поэтому, окинавцы борьбу на руках назвали одним общим словом `рука династии тан` или китайская рука (позже, японцам это не помешало переименовать на созвучный иероглиф каратэ, что означает пустая рука).

На Окинаве образовались две основные ветви Сирю тэ и Наха тэ. Название стили получили от местности, где они практиковались.

В данный момент на острове четыре основные школы Окинава тэ (рука Окинавы):

Годзю рю; Сёрин рю,

Уэчи рю; Мацубаяси рю

Некоторые техники были утеряны или упростились, другие изменены видением и пониманием уже окинавских мастеров. Но, все же, некоторое сходство осталось. Вот вам пример: два видео техник в исполнении японского мастера Годзю рю Марио Хигоона (каратэ) и китайскими Мастером Чжан Шао Фэн.

Ката (формальный комплекс каратэ) Suparimpei демонстрирует японец сенсей Марио Хигаонна / Suparimpei в Цюаньчжоу Храм Шаолинь в провинции Фуцзянь, 2011г. за кадром слышна китайская речь.

Таолу (формальный комплекс ушу)

И там же, в провинции Фуцзянь 2011г. Пять предков Стиль Сантин (Перейти Чо), выполняет китаец шифу Чжан Шао Фэн

Судите сами, имеются ли здесь одни корни? Первые мастера Окинавы получали информацию от переселенцев с материка, а, у кого была возможность, ездили затем в Китай пополнять свои знания.

Со временем Окинава тэ видоизменялась и, адаптируясь, распространилась по всей Японии. Самостоятельных окинавских боевых искусств, по всей видимости, пожалуй, не существовало.

Один из первых, кто познакомил Японию с каратэ, был Гитин Фунакоси. Он был образован, хорошо говорил по-японски, поэтому его пригласили принять участие в представлении боевых искусств, проводимое в столице Японии Токио, организатором, которого выступил Дзигоро Кано (основатель дзю-до). В-последствие и другие земляки Фунакоси стали перебираться в Японию преподавать окинавскую систему рукопашного боя. Так каратэ начало свое шествие по Японии, а, в будущем — по всему миру. Японскими стилями каратэ можно назвать Шотокан и Вадо рю. Сословие самураев в Японии просуществовало более тысячи лет. Это не могло не оказать влияния на быт, уклад и повседневную жизнь японцев. Традиция, культура плотно переплетаются между собой, все это было пронизано духом самураев, без которого невозможно себе представить современную Японию.

Многие учителя каратэ были потомками меченосцев, отлично владеющие холодным оружием (Кэндзю́цу). Эти техники они привнесли и в японское карате. Длинные прямолинейные удары стали характерны для Шотокан каратэ.

Кендо


Кендо


Каратэ Шотокан

В некоторых стилях современного каратэ изменения произошли еще значительнее. Убрали базу каратэ ката, заменив их связками (Ашихара каратэ). В Кудо же удары руками стали чисто боксерскими, добавились удары локтями.


Кудо

По всей видимости, на ряду с традиционным каратэ, будут открываться и существовать еще множество стилей и школ `самого лучшего карате от самого великого мастера`.

Наивысший расцвет рукопашного боя, в моем понимании, был, по всей видимости, в первом тысячелетии н.э. вплоть до изобретения огнестрельного оружия, когда от навыков и умения зависела жизнь, где поединки проходили не на ринге или восьмиугольнике, а на поле брани.

`Фонд поддержки и развития Клуба боевых искусств Тендо` Яндекс Деньги № 410014017457976

Краткая история карате в мире и России

Карате – это не просто искусство боя, это образ жизни, это целая философия, которая помогает человеку разглядеть взаимосвязанность всего, что есть в мире, помогает достичь гармонии с природой, найти ее внутри себя, а также во взаимоотношениях с другими людьми.

В Японии говорят, что карате – это путь, который выбирают сильные люди и идут по нему иногда всю свою жизнь. Эти смельчаки каждый день раздвигают границы возможного, следуя выбранному направлению, укрепляя и закаляя тело и дух, бесконечно открывая в себе новые способности.

История возникновения боевого искусства

Самые ранние сведения об истории карате датируются 1761 годом. Эту дату упоминает Сесин Нагаминэ в своей книге, которая называется «Основы окинавского каратэ-до». Тогда это боевое искусство все знали как «тодэ», что в переводе с японского значит «китайский бокс».

Далее вы найдете краткую историю карате — такую, как ее сохранили предания.

В далекие времена жил такой китайский боец по имени Кусанку, который однажды продемонстрировал свое высокое мастерство и умение в китайском боксе, восхитив зрителей его новизной и особой техникой захвата. Это знаменательное для истории каратэ событие произошло на Окинаве — самом крупном острове, который расположен на архипелаге Рюкю в Японии. Месторасположение этого острова приходилось как раз на пересечение торговых путей, и находился он примерно на одинаковом расстоянии от Кореи, Японии, Тайваня и Китая. Все эти государства постоянно воевали друг с другом за владение архипелагом Рюкю, поэтому каждый мужчина острова был воином, зачастую в нескольких поколениях. Еще с XV века на этой территории существовал запрет на ношение оружия, поэтому воины Окинавы из поколения в поколение совершенствовали свои навыки ведения боя без него.

В конце XVIII века, как гласит история карате, мастером Сокугавой в местечке Шури была открыта первая школа Тэ, занятия в которой были законспирированы. Матсамура Шокун, будучи на Окинаве Верховным наставником боевых искусств, тоже организовал школу с названием «Шорин-рю каратэ» (шорин – молодой лес), где преобладали строгая дисциплина и нравственное воспитание Сюгё. Отличительной особенностью школы были обманные движения и тонкий маневр. Учеником Матсамуры был знаменитый на весь остров и за его пределами Асато Анко, который, в свою очередь, стал наставником Фунакоши Гичина.

А вот уже Фунакоши Гичин и считается создателем карате. Он, конечно же, не сам придумал этот вид боевых искусств, но именно этот человек объединил, отфильтровал и систематизировал различные приемы китайской рукопашной борьбы и создал новый вид боя каратэ-дзюдзюцу, что в переводе с японского означает «искусство китайской руки».

Впервые Фунакоши показал миру каратэ-дзюдзюцу в то время, когда в Токио проходил фестиваль боевых искусств в 1921 году. Не прошло и одного десятка лет, как вновь созданный вид борьбы завоевал огромную популярность в Японии, что привело к открытию бессчетного множества различных школ.

Карате: история возникновения названия

В 1931 году состоялся съезд «большой семьи окинавского каратэ», на котором было принято решение, что каждый стиль, появившийся к тому времени, имеет право быть. Также на этом съезде решили дать другое название данному виду боевых искусств, потому что в то время шла очередная война с Китаем. Иероглиф «кара», обозначавший «Китай», заменили иероглифом, который читался так же, но означал пустоту. Также заменили «дзюцу» — «искусство» на «до» — «путь». Получилось название, использующееся по сей день. Оно звучит как «каратэ-до» и переводится как «путь пустой руки».

История распространения и развития каратэ-до в мире

В 1945 году, когда Япония проиграла в войне, оккупационные власти США запретили на острове все виды японских боевых искусств. Но каратэ-до считалось просто китайской гимнастикой и избежало запрета. Это способствовало новому витку развития данного боевого искусства, что привело к созданию в 1948 году Японской ассоциации каратэ, которую возглавил Фунакоши. В 1953 году для обучения элитных подразделений американской армии в США приглашаются наиболее известные мастера.

После Олимпиады в Токио в 1964 году каратэ-до завоевало невероятную популярность во всем мире. Это, в свою очередь, привело к созданию Всемирного союза организаций каратэ-до.

Предназначение карате

Изначально, согласно истории карате, этот вид рукопашного боя создавался как боевое искусство и предназначался исключительно для самообороны без использования оружия. Предназначение карате – помогать и защищать, но не калечить и не причинять боль.

Отличительные особенности карате

В отличие от других единоборств, здесь сведены к минимуму контакты между бойцами. А чтобы одолеть противника, используют мощные и точные удары как руками, так и ногами по жизненно важным точкам человеческого организма.

Поскольку карате — в первую очередь оборона, то и все действия здесь начинаются с защиты. Но после нее, и в этом есть суть каратэ, следует молниеносная ответная атака.

Принципы использования техник

Для правильного использования различных техник в карате предусмотрен ряд принципов. Среди них: кимэ, упомянутая выше; дачи – оптимальный выбор позиции; хара – соединение силы мышц с внутренней энергией; дзесин – непоколебимый дух. Все это постигается посредством длительных тренировок в формальных упражнениях «ката» и в поединках «кумитэ». Между ката и кумитэ в разных стилях и школах может соблюдаться баланс, а может отдаваться предпочтение либо упражнениям, либо поединкам.

Стили каратэ-до

В наше время в мире известно уже несколько сотен различных стилей. В карате дробление основ началось еще со времен его зарождения. Множество разных людей занимались этим боевым искусством, и каждый, кто достиг высокого уровня, вносил в него что-то свое.

1. Кэмпо – китайско-окинавское боевое искусство.

2. Каратэ-дзютцу – японская боевая версия в духе Мотобу.

3. Каратэ-до – японская философско-педагогическая версия в духе Фунакоши.

4. Спортивное карате – либо контактное, либо полуконтактное.

Есть несколько стилей, которые необходимо отметить.

  1. Один из них — Шотокан (сетокан). Его основатель – Гичин Фунакоши, но наибольший вклад в развитие стиля внес его сын Гико. Отличается динамичными и энергичными движениями, а также устойчивыми стойками.
  2. История каратэ Кекусинкай начинается в 1956 году. Основателем является кореец по происхождению Масутацу Ояма (учился у Гичина Фунакоши). Название переводится как «предельно правдивый стиль».

Карате в России

История развития карате в России начинается с возникновения самодеятельных секций и клубов. Их основателями были люди, которым посчастливилось побывать за рубежом и пройти там обучение этому боевому искусству.

Философия каратэ-до

Если говорить о философии карате, то необходимо отметить, что в основе ее находится принцип ненасилия. В клятве, которую ученики клубов карате дают перед началом занятий, они обязуются не применять полученных умений и знаний во вред людям и не использовать их в корыстных целях.

Каратэ (каратэ: «пустая рука», каратэ-до: «путь пустой руки») –боевое искусство родом из Японии.

На сегодняшний день трудно сказать, где и когда зародилось каратэ. С течением времени возникло множество легенд на эту тему, основными из которых являются версии, связанные с Китаем и Индией.

Официальным создателем каратэ считается Бодхидхарма, который также является основателем дзэн-буддизма. В далёком 520 г. н.э. он перенес свою резиденцию из Индии в монастырь Шаолинь в Китае. Географически монастырь расположен в десятках километров от Чжэнчжоу, на склоне горы Шаоши. По сей день данный монастырь является центром учения о Будде, а также и центром физического и умственного воспитания последователей этого учения.

Бодхидхарма старался тренировать в своих учениках терпение, быстроту, гибкость, ловкость и силу. Проводимые им тренировки предположительно назывались «18 движений рук архата» и основывались на принципе движений животных с элементами самозащиты. Такими упражнениями укреплялась сила духа и тела. Не малое значение уделялось и медитативной практикой. Зачастую тренировки помогали ученикам на практике и служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря. Техники монастыря Шаолинь непрерывно совершенствовались и стали известны во всём мире.

Впоследствии это боевое искусство вывезли на остров Окинава (Япония), где оно смешалось с местными приемами борьбы. Это считается моментом зарождения Окинаватэ (Окинавское каратэ).

Развитие каратэ

В 1429 году король Сё Хаси объединил три области Окинавы и в целях пресечения попыток мятежа принял запрет на ношение оружия для всех, кроме своей дружины и высших феодалов. Из-за этого окинавское каратэ стало набирать популярность и быстро развиваться. Беззащитные люди искали спасение в боевых искусствах от разбойников, солдат и чиновников.

Мастер Морио Хигаонна, который основал стиль Годзю-рю, писал в своих трудах по истории каратэ: «После того, как король Се Син отнял у всех жителей острова права на ношение оружия, были созданы два стиля рукопашного боя. Один — в среде дворянства и назывался «тэ», другой развивался среди простого народа и назывался «рюкю кобудзюцу». Занимались им рыбаки, крестьяне, ремесленники, и отличался этот стиль использованием в качестве оружия простых инструментов, характерных для крестьянского труда. Тренировки энтузиастов, изучавших эти виды боевого искусства, проводились, как правило, ночью и тайно, так как были под запретом властей».

Даже после смены власти запрет на оружие остался без изменения.

Вероятно, это и стало причиной объединения жителей Окинавы в тайные общества. Люди создавали союзы самообороны, в которых изучались приемы борьбы голыми руками, а также с хозяйственными инструментами, которые заменяли «настоящее» оружие.

Даже без возможности использовать настоящее оружие, ремесленники и крестьяне сделали своим оружием ноги и руки. Удары отрабатывались на специальных устройствах «макивара», а также многократно повторялись специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику рукопашного боя без помощи партнера.

В результате длительных тренировок люди высочайшего технического уровня и ошеломляющей силы ударов. Основными противниками окинавцев выступали самураи – опытные воины вооружённые прекрасным оружием. В таких поединках было сложно выйти победителем, поэтому для победы использовались любые методы. Главной целью было опередить противника и убить его одним ударом. Так и появился на свет лозунг «Ичи геки» или «Иккэн хиссацу» — «Один удар — смерть».

Последующие десятилетия боевые искусства практиковались мастерами на Окинаве в обстановке строжайшей секретности. К сожалению, до нашего времени не дошли ни названия школ, ни имена наставников. И только в середине XVIII в. Стали появляться первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ-до.

Впервые слово «каратэ» было использовано в названии школы боевых искусств лишь в середине XVIII в. Мастер Сокутава (1733- 1815), проживший несколько лет в Китае и изучавший там шаолиньским цюань-шу, а также бо-дзюцу, вернулся в Японию и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-до Сокугава.

Наиболее авторитетными мастерами окинавского каратэ в конце ХIХ и начале XX века были Асато Анко (1827- 1906), Хигаонна Канрё (1853-1915), Мотобу Тёки (1871 -1944) и Итошу Ясуцунэ (1830- 1915). Именно их ученики и стали основоположниками наиболее известных школ японского каратэ.

Интересный факт: до XX века слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами: «кара», что буквально означает «Китай периода правления династии Тан», или в расширительном смысле «Великий Китай», и «тэ» — «рука». Однако мастер каратэ Гитин Фунакоши (1868- 1957) изменил иероглифы так, чтобы исключить упоминание Китая и получилось название «пустая рука». Сам Гитин Фунакоши по этому поводу так писал в своих «Наставлениях по каратэ»: «По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом «кара» («Китай»). Однако из-за того, что люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф «Китай». А потому, вопреки множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый — «пустота». После этого аналогичным образом были исправлены названия многих комплексов формальных упражнений ката, в которых упоминались имена китайских мастеров.

Фунакоши Гитин был учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свою очередь, учились у небезызвестного Мацумура Сокона. Асато и Итошу помогли Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ, живших в то время на Окинаве.

Каратэ как боевое искусство в XIX веке

Фунакоши Гитин разработал собственный стиль, проанализировав различные методы ведения боя и исключив из них не очень эффективные, но и сохранив наиболее убедительные. В 1922 году Фунакоши Гитин был профессором в учительском колледже на Окинаве, и по приглашению из Министерства образования выступил в Токио с лекциями. Там он продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы. Успех был колоссальным, и мастер посвятил остаток жизни, обучению искусству каратэ по всей Японии.

Основатель современного каратэ Гитин Фунакоши умер в 1957 году, оставив тысячи последователей и след в истории. Его ученики разъехались по всему миру, создавая собственные школы, культивируя боевые искусства и обучая всех интересующихся каратэ.

Таким образом каратэ прошло нелёгкий путь, доказало свою эффективность и имеет множество последователей по всему миру, которых с каждым днем становится все больше.

История Каратэ-до

Воинское искусство, которое в наше время известно под названием каратэ-до, пришло к нам более 2000 лет назад из Индии и Китая. Затем оно попало на остров Окинава и только после этого – в Японию. Каратэ явилось результатом трансформации древних воинских стилей, которые изменяются вплоть до настоящего времени. О том, что история каратэ уходит корнями в глубокую древность, свидетельствуют археологические находки во многих странах Востока. С определённой долей уверенности можно утверждать, что древнее китайское воинское искусство у-шу (или как его ещё называют кунг-фу) является непосредственным предшественником каратэ.

Из известного китайского монастыря Шаолинь («молодой лес»), что в китайской провинции Хэнань, берёт своё начало школа Шаолинь-цюань (в переводе – «шаолиньский кулак»), которая основывается на духовных традициях древней китайской культуры – основе любого боевого искусства. Основателем древней школы стал монах по имени Бодхидхарма, который прибыл из Индии и создал созерцательную ветвь буддизма, которую называют «Чань-на» в Китае и «Дзен» в Японии. Бодхидхарма хотел донести до людей идею о единении тела и духа и конечном торжестве справедливости на земле. Бодхидхарма оставил после себя комплекс дыхательных и гимнастических упражнений, привезённых им из Индии, который шаолиньские монахи использовали для поддержания своей боевой формы.

История доказывает, что Шаолинь, подвергнувшись за время своего существования многочисленным испытаниям, явился колыбелью первой необыкновенно эффективной техники борьбы.

В 1723 году Шаолинь, будучи центром восстания, после долгого и кровопролитного сражения был сожжён. Лишь нескольким монахам, в совершенстве владевшим боевой техникой, удалось скрыться. Позже эти монахи стали обучать владению своим искусством население Китая. До этого времени искусством кунг-фу владели лишь немногие избранные. По всему Китаю возникло несколько сотен школ этой борьбы. Боевые искусства Китая, будучи достоянием широких слоёв населения, не могли не распространиться за пределы страны. Так кунг-фу попало на остров Окинава архипелага Рюкю, находящийся к югу от Японии и бывший центром торговли между двумя государствами. Именно здесь, на Окинаве, на пересечении японской и китайской культур, возникла форма, из которой берут своё начало все существующие ныне многочисленные стили и школы каратэ.

В то время за господство над островом боролись две страны – Китай, а затем Япония, завоевавшая остров в 1609 году, и местные жители часто были вынуждены оказывать сопротивление захватчикам.

Им запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, и приходилось превращать в него различные сельскохозяйственные инструменты. Так появились сай, тонфа, бо и нунтяку.

Во время тайных ночных тренировок крестьяне закаляли свои руки и ноги, которые становились грозным оружием. Основой нового боевого искусства несомненно оставалось китайское кунг-фу, которое в сочетании с элементами местной боевой техники и японского дзю-дзюцу составило техническую базу Окинава-тэ («окинавская рука»). Окинава-тэ окончательно сформировалось к началу ХIХ века. Тогда существовало три основных центра в городах Томари, Наха и Сюри. Соответственно и направления единоборства условно подразделялись на Томари-тэ, Наха-тэ и Сюри-тэ. В это же время появляется в названии боевого искусства иероглиф «кара» — что значит «китайский». Впервые иероглифы каратэ появились в школе мастера Сакугава, которого по праву можно считать основоположником Окинава-тэ. Последователь Сакугавы – Сокон Мацумура 1832 году создал школу Сёриндзи-рю каратэ.

Официально наименование Каратэ на Окинаве утвердилось в конце 80-х годов 19 века.

В 1868 году в результате Реформ Мэйдзи самурайское сословие было ликвидировано, а остров Окинава стал одной из провинций Японии.

С этой датой закончился длительный период подпольного развития Каратэ на Окинаве. Ясуцунэ Итосу и Канрё Хигасионна были первыми преподавателями и внесли огромный вклад в популяризацию каратэ. Итосу впервые сместил акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный, открыв широкой публике не столько боевую технику каратэ, сколько представил боевое искусство как систему, подходящую для достижения целей спортивно-оздоровительного характера. Вскоре последовала серия показательных выступлений ученика Итосу – Гичина Фунакоши и его соратников.

С 1912 года Фунакоши, Мабуни, Кяму, Огусуку и другие мастера проводили систематические демонстрации в залах крупнейших городов Окинавы и в 1916 году Гичин Фунакоши получил приглашение продемонстрировать своё воинское искусство в стенах токийского дворца воинских искусств – Будокудэн. Это было первое и очень удачное выступление мастера каратэ в столице.

Однако каратэ не сразу получило абсолютное и полное признание. Лишь после посещения Окинавы крон-принцем Японии в 1921 году, где в городе Сюри Фунакоши вновь продемонстрировал своё искусство, он был официально приглашён в Токио на общенациональную атлетическую выставку, состоявшуюся в 1922 г.

Гичин Фунакоши общепризнанно является основателем современного каратэ. К его заслугам относится создание первого додзё Шотокан. Среди его учеников многие великие мастера, известные по всему миру. Он ввёл термин «КАРАТЭ», изменив его значение на «искусство пустой руки». Этот выдающийся человек в первую очередь видел духовное начало в каратэ, добавив к нему суффикс «До», что означает «Путь».

«Истинное каратэ-до заключается в обыденной жизни. Тело и разум должны развиваться и совершенствоваться в духе гуманности. Человек всегда должен быть справедливым» — говорил Фунакоши.

Начиная с 20-х годов боевое искусство стало бурно развиваться в Японии.
В это время появляются основные стили современного каратэ:
— 1928 год — Тодзюн Мияги создаёт годзю-рю
— 1930 год — Окинавский мастер Кэнва Мабуни создаёт стиль сито-рю.
В конце 30-х появляется вадо-рю, основанный учеником Фунакоши доктором Хиронори Оцука.

Наибольший расцвет каратэ-до приходится на послевоенное время. В 1953 году в Соединённые Штаты приглашаются известные мастера каратэ для подготовки отборных подразделений американской армии, чуть позже каратэ появляется и в Европе.

В 1955 году Гичин Фунакоши создал Японскую Ассоциацию Каратэ (JKA), практикующую стиль мастера – Шотокан. После смерти Гичина Фунакоши Ассоциацию возглавил ученик Фунакоши – Масатоши Накаяма, обучивший и воспитавший многочисленную плеяду спортсменов и тренеров, которые продолжили работу по пропаганде и популяризации каратэ в мире. Начиная с 60-х годов ХХ века каратэ широко распространяется по всему миру. Шотокан является наиболее массовым стилем каратэ, его практикуют многие миллионы людей во всём мире. Существует несколько всемирных федераций, которые развивают стиль Шотокан: уже упомянутая JKA, JKS, WSKF, SKIF, JSKA, IKA и другие.

Спортивно-профессиональный клуб «Ирбис»

Свердловская региональная общественная организация

  1. Главная
  2. Информация Краткая история Карате

Краткая история Карате

空手 карате – в переводе с японского пустая рука.

Истоки современного карате многие специалисты связывают с Индией. Именно там родился человек, получивший японское имя Дарума. Этот легендарный индийский монах (шире известен как Бодхидхарма) жил в 440 — 528 годах н. э., его считают 28-ым патриархом буддизма, основателем учения чань-буддизм (дзен-буддизм), первым патриархом дзен-буддизма.

Предание гласит, что около 475 г. н. э. буддийский монах Бодхидхарма прибыл в Китай, где, путешествуя, начал проповедовать своё учение. Умение сражаться было для бродячих монахов не столь уж редким, поскольку они часто подвергались опасности нападения животных и людей. Даже сам Гаутама Сидхарта был воином, прежде чем стал Буддой. Когда он создавал буддизм, то не видел противоречий в том, чтобы миролюбивый человек был также искусным в борьбе.

Около 500 г. Бодхидхарма прибыл ко двору китайского императора Ву, где был тепло принят. Затем он отправился на север в монастырь Шао-линь (по-японски Сёрин дзи) для обучения дзэну. Здесь он также преподавал свою систему рукопашного боя. Названную Сёриндзи кэмпо. Фактически все основные усовершенствования в Сёриндзи кэмпо вносились монахами. Так занятия монахов медитацией привели к открытию жизненно важных точек человеческого тела, воздействие на которые можно было использовать не только для лечения, но также для наиболее эффективного поражения в кэмпо.

Из Китая кэмпо распространилось на север в Монголию, на восток в Корею и на юго-запад на Окинаву. Наконец оно достигло Японии, где приобрело большую популярность в эпоху Камакура (около 1200 г.). Военное сословие самураев особенно привлекли формы борьбы и философия дзэна. Им импонировали мораль и мистицизм дзэна, но, главное, привлекал путь, на котором они обретали дисциплину. Дающую огромную выносливость и превосходство в бою, психологическое преимущество, возможность самопознания и проникновения во внутренние состояние противника. Однако 1609 г. приносит конец отношениям между Окинавой и Китаем, от которых Окинава получала экономическую и культурную пользу.

Глава южно-японского клана Сацума, Шимадзу с разрешения японского императора, с тремя тысячами самураев, вооруженных пушками, на ста кораблях осуществил захват Окинавы. Это был конец Окинавской независимости и начало сложного покорения архипелага Рюкю. В 1610 году Шимадзу издает множество запретов и указов. Население Окинавы облагается жесточайшими налогами и подвергается дискриминации. Однако, один из запретов, неожиданным образом для захватчиков, оказал мощный стимул для развития окинава тэ в дальнейшем карате. Речь шла о запрете не только на ношение и хранение, но и на владение каким-либо оружием, а также на занятия боевыми искусствами вообще, под угрозой смертной казни. В ответ на это, все тайные общества цюань фа и то дэ в 1629 г. объединились в единый союз против японских оккупантов. В постоянных схватках с самураями вооруженными не только холодным, но и огнестрельным оружием оттачивали бойцы Окинавы свое искусство, в обстановке полнейшей секретности проводилось обучение и подготовка.

Официальные японские законы той эпохи гласили: «Если лицо низшего сословия, такое как горожанин или крестьянин, будет виновно в оскорблении самурая речью или грубым поведением, его следует тут же зарубить». Было введено понятие — «та меси гири» (проба меча), дающее право опробовать меч на голове любого простолюдина. В ответ на это, в столкновениях с самураями Окинава-тэ приобретает ужасающую славу, провозглашая кардинальный принцип — «иккэн о хиссацу» («Убить одним ударом»). Мастера Окинава-тэ тайно посещают Китай и задерживаются там годами, изучая наиболее эффективные стили и побеждая самых известных мастеров. Постоянное реальное усовершенствование системы, секретность и нелегальность становятся сопровождающими признаками Окинава-тэ вплоть до начала ХХ века, хотя официальная оккупация клана Сацума заканчивается в 1875 г., когда Окинава признается составной частью Японии, а ее население приобретает все гражданские права и свободы.

Только с 1901 г. известное сегодня карате было рассекречено и стало доступным для изучения не только на Окинаве. В 1916 г. мастер Гитин Фунакоши (1868–1957 г.) приехал с Окинавы в Токио и стал основателем системы современного карате в Японии. В 1922 г. Фунакоши был приглашён на первую национальную атлетическую выставку, организованную министерством образования Японии. Именно после показательных выступлений Гитина Фунакоши Япония открыла для себя окинавское боевое искусство с вековыми традициями.

В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и окинавцы массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж.

После военного поражения Японии в 1945 году американские оккупационные власти запретили все японские боевые искусства, за исключением карате, которое считалось всего лишь разновидностью китайской гимнастики. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA) во главе с Фунакоши, объединившая ведущих специалистов этого вида единоборств. С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта.

1972 год — Первое официальное упоминание о карате в СССР: «Указ Спорткомитета СССР о запрещении секций культуризма, карате, женского самбо и карточной игры в бридж». 13 марта 1978 года была создана Всесоюзная комиссия по каратэ при Госкомспорте СССР во главе с Алексеем Борисовичем Штурминым, а 13 ноября 1978 года Спорткомитет СССР издаёт Приказ «О развитии борьбы карате». В ноябре 1979 года по инициативе спортивной общественности Всесоюзная комиссия по карате преобразовалась во Всесоюзную Федерацию карате. Её президентом стал полковник КГБ Виктор Куприянов.

Но 17 мая 1984 года Спорткомитет СССР издаёт приказ № 404 «О запрещении обучения карате в спортивных обществах». С этого момента начался 2-й период «тотального запрета» карате в СССР. Многие за это пострадали и понесли ответственность. Другие ушли в спецслужбы и продолжали заниматься каратэ. Но этот «запрет» не сломил энтузиастов, многие из них ушли в «подполье», в подвалы и под прикрытием других видов спорта, продолжали заниматься и обучать других карате. И через пять лет 18 декабря 1989 года Госкомспорт СССР принимает постановление № 9/3 «О развитии восточных единоборств в СССР». Согласно этому постановлению «запрет» на карате в СССР был снят.

В настоящее время карате в России и во всем мире является популярным, включающим в свою семью миллионы людей, а также развивающимся видом спорта. Доказательством этому является то, что 3 августа 2016 г. на 129 сессии Международного олимпийского комитета было принято историческое решение о включении карате в олимпийскую программу 2020 года в Токио.

Информацию подготовили Семенова А.А., Семенов А.В.

Возникновение карате как вида боевого искусства связано с именем некоего Бодхидхар-мы, в японском произношении Бодай-Дарумы, который в VI веке н. э. на основе учения из Индии создал в Китае религию дзен. Одним из условий совершенствования в этой религии является определенная физическая подготовка. Она, в частности, заключается в умении терпеть и в физической силе. Тренировки, способствующие развитию этих качеств, Бодхидхарма сделал частью системы воспитания учеников в монастыре Шаолинь в Китае. Впоследствии они стали основой для развития знаменитой борьбы монастыря Шаолинь.

Боевое искусство стало известно жителям) расположенного по соседству с Китаем острова Окинава. На острове и в южной части Японии использование оружия было запрещено, что обусловило быстрое развитие борьбы, весьма эффективной как в защите, так и при нападении.

Оригинальность этого вида единоборств на Окинаве заключалась в использовании в рукопашном бою различных сельскохозяйственных орудий: нунчаку (приспособление для обмолота риса), саи (инструмент для рыхления почвы), кама (серп), а также джо (посох), и бо (деревянный шест). Китайские корни происхождения боевого искусства были отражены в его названии, «карате», что переводилось как «китайская рука ».

В XX веке перевод слова «карате» приобрел иное значение, а именно «пустая рука». Иными словами, можно было бы сказать, что карате есть борьба невооруженными руками, но новый смысл придал этому термину мастер этого вида борьбы Фунакоши, живший в конце XIX — первой половине XX века.

Одним из основополагающих принципов единоборства он сделал элемент философии дзен-буддизма — «опустошение своего сознания». Особое состояние, помогающее сформировать характер и способность мгновенно реагировать на любое внешнее проявление, не отвлекаясь на внутренние чувства.

Неизвестное широкое общественности карате было впервые продемонстрировано на публике в 192 году в исполнении самого Фунакоши. Упражнения и приемы борьбы произвели столь сильное впечатление на собравшихся, что немедленно образовалось большое количество желающих заниматься этим видом.

После нескольких лет преподавания карате в различных университетах и в центре дзюдо в Кодокане в 1936 году мастером Фунакоши был основан стиль сётокан.

К концу 30-х годов в карате-до выделилось еще несколько стилей: годзю-рю, сито-рю и вадо-рю.

Считающийся классическим стиль сётокан состоит из четких движений и фиксированных поз. Стиль, включающий в себя большое количество упражнений и приемов, отражает широкие возможности карате, но тем не менее не все демонстрируемые действия достаточно эффективны и редко используются на практике. Основная тактика — выжидание и использование уязвимых мест противника.

Годзю-рю — более грубый стиль с основным упором на силу ударов — значительно эффективнее сётокана на практике. Движения в нем тяжеловеснее, применяются высокие стойки.

В стиле сито-рю используются жесткие удары, резкие движения. Большое значение придается концентрации внимания в наблюдении за действиями противника.

В Японии сформировался стиль вадо-рю, которыи наиболее отличается от школ Китая и Окинавы. Перевод названия этого стиля — «путь мира». Его выделяет способность бойца проявить свои лучшие качества в ловкости и изворотливости, и потому этот стиль мягче по сравнению с другими.

В 1955 году в Японии была организована Ассоциация карате, и фунакоши был ее первым главным инструктором. Начав свое существование лишь с нескольких членов и инструкторов, организация быстро росла и в 1958 году была утверждена Министерством просвещения как общество и провела первый чемпионат Японии по карате, что стало началом превращения этого вида единоборств в вид спорта. В настоящее время ассоциация уже насчитывает сотню тысяч учеников и около 300 филиалов в мире.

Массовое распространение в Европе карате получило также во второй половине XX века. Начиная с 1955 года федерации карате-до основывались во Франции, Великобритании, Германии и других западноевропейских государствах. В 1965 году был создан Европейский союз карате-до, в 1970 году — Всемирный союз.

В конце 70-х годов прошлого века попытки организовать занятия по карате предпринимались в нашей стране, и в этом направлении даже были достигнуты некоторые успехи, но официального признания эти школы не получили, а вскоре и вовсе были запрещены как источник потенциальной опасности.

В настоящее время карате в нашей стране реабилитировано и развивается довольно быстро, превосходя в темпах его развитие в других странах мира. У нас проводится большое количество соревнований в различных стилях, а достижения российских спортсменов получили признание на международной арене, в частности у самих родоначальников — японцев.

Значение карате заключается как в широком опыте применения его в качестве средства самозащиты, так и в спортивном плане — ведь это тренировка ума и воли и возможность всегда находиться в хорошей физической форме.

Правила соревнований ФКР по каратэ Кекусинкай (кумитэ), принятые 18.11.96, с дополнениями Президиума ФКР 27.01.04

Стили базирующиеся на системах китайского бокса:

История карате

Карате (или каратэ) – основанное на системе рукопашного боя японское боевое искусство, учение о защите и нападении. Обучаясь искусству карате люди учатся не столько наносить и держать удары, сколько обрести гармонию с самим собой, с природой, укрепить дух, открыть в себе новые возможности. Карате – это философия, образ жизни. В Японии члены вооруженных сил и полицейские должны владеть искусством карате.

Карате закаляет тело, тренирует ум и волю, дает возможность обрести себя и познать мир. В основе карате лежит концепция ненасилия. В некоторых школах карате ученики дают обет не использовать полученное знание во вред людям.

Исторических сведений и фактов о возникновении карате нет, но существуют много легенд о том, где и когда возникло это боевое искусство.

Легенда о карате

По одной из легенд основоположником карате является Бодхидхарма (известный также под именем Дарума). Он был основателем буддийской секты дзэн — буддизма и создал определенную комбинацию физических упражнений для усиления духа и укрепления организма, что и стало фундаментом карате.

Бодхидхарма пришел в Китай с целью распространять буддизм. После некоторого времени скитаний Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь. Здесь он обучал своих учеников искусству терпения, стойкости, гибкости и ловкости, с помощью упражнений и медитаций укреплял силу духа и тела. Впоследствии эти упражнения прогрессировали, усовершенствовались и получили известность как боевое искусство монастыря Шаолинь.

Позднее Шаолинское боевое искусство распространилась по Китаю и всему Востоку. В 1392 году на столицу острова архипелага Рюкю – Окинаву прибыли китайские колонисты для передачи местному населению знания по книгопечатанию, мореплаванию и т.д.

Китайские колонисты познакомили местных жителей также с боевым искусством монастыря Шаолинь. И на этом острове Китайское искусство ведения боя слилось с местными разновидностями боев и открылось новое, более усовершенствованное направление.

Так как в Японии в это время было запрещено пользоваться оружием, то карате оставался единственным способом для самозащиты. Техника ведения боя переходила от поколения к поколению. Из-за смертоносной силы, власти стали притеснять и гнать всех, кто владел этим видом борьбы и они отступали в горы. Боевое искусство передавалось от отца к сыну и стало таинством каждого мастера.

По другой легенде в 15 веке Китай захватил Окинаву и принес на остров китайский бокс. Через некоторое время японские солдаты заняли Окинаву и познакомили жителей со своими народными видами борьбы. Местное население подняло восстание, на что власти Японии издали указ о запрете ношения оружия со стороны простых людей. Смешанный стиль китайского бокса и японской борьбы помогал жителям оборонятся без оружия.В 19 веке Окинава стала префектурой Японии. При наборе в армию было заметно, что призывники с острова были в хорошей физической форме благодаря регулярным занятиям карате.

Современное карате

До 1921 года карате в Японии оставался неизвестным видом боевого искусства и только благодаря Гичин Фунакоши, мастера с Окинавы, японцы познакомились с карате. Фунакоши был профессором в колледже на острове Окинава и во время демонстраций боевых искусств в Токио познакомил всех с карате. Техника карате поразила всех и ему предложили остаться и преподавать карате в Токио. Фунакоши стал преподавать боевое искусство в университетах и в 1936 году основал в Японии школу по обучению карате — ШотоКан.

Первая школа по карате в СССР была открыта еще в 1969 году. Но широкое распространение данный вид спорта получил только в 1991 году. Тогда появилась федерация и стали проводиться курсы подготовки инструкторов по карате.

В 2017 году карате был официально включен в программу Летних Олимпийских игр.

В некоторых современных школах боевого искусства карате тесно переплетается с религией, но нельзя говорить о сильной зависимости.

SHOTOKAN4YOU

Лучший учебник каратэ Шотокан

История карате

Хотя карате, в первую очередь, является искусством самообороны, оно включает в себя ряд неотъемлемых составляющих, таких как духовное и физическое развитие, нравственное воспитание и оздоровление духа и тела. Помимо будо-направленности, карате имеет и спортивное направление – современное карате включают в программу различных спортивных соревнований.

Что же такое карате-до?

Сло­во «ка­рате» на письме выглядит в виде трёх и­ерог­ли­фов. Первый и­ерог­лиф «ка­ра» – это пус­то­та, второй и­ерог­лиф «те» означает ру­ка. Особое значение имеет третий и­ерог­ли­ф «до» – путь.

Карате Шотокан (или Сётокан) берёт свое начало в 1920х годах на острове Окинава. Родоначальником стиля стал Гитин Фунакоши. Из многих источников известно, что карате пришло в Японию из Китая, а в Китай, в свою очередь, из Индии. Неудивительно, что в процессе таких переходов карате существенно менялось и дополнялось вплоть до тех форм и очертаний, что мы видим сейчас. Нельзя сказать, что карате как будо-искусство достигло своего совершенства и апогея- процесс его развития не прекращается по сей день, о чем, например, свидетельствует множество школ и стилей карате (а всего их насчитывается несколько десятков). Можно выделить ведущие направления:

  • Кёкусинкай (основатель М. Ояма)
  • Годзю-Рю (основатель Г.Ямагути)
  • Сито-рю (основатель К.Мабуни)
  • Вадо-рю (основатель Х.Оцука)
  • Шотокан (Сётокан) (основатель Г. Фунакоши)

Множество школ и течений говорит о большом числе последователей карате и гарантирует сохранение этого будо-искусства на долгие годы. Карате, в его первостепенном значении, представляет собой именно будо-искусство, т.к. оно направлено на развития стразу всех граней человеческой личности: духовную и физическую. Регулярное занятие карате способствует развитию гибкости тела, мускульной силы, правильного дыхания и координации, а постоянная борьба как с самим собой, так и соперником, способствует развитию упорства и силы воли.

Правильное дыхание — основа основ, именно поэтому в карате уделено огромное внимание этому аспекту. От правильного дыхания зависит и уровень техники каратиста, и его состояние здоровья в целом.

Японцы для обозначения внутренней силы и энергии человека используют термин «ци». Карате, являясь инструментом духовно-физического совершенствования, усиливает течение энергии «ци». А выращенные, благодаря карате, методы совершенствования человека позволяют развить молниеносную реакцию, ловкость, силу и стойкость, и эти качества остаются у человека навсегда.

Заниматься же карате можно и нужно ежедневно. Возраст, пол и вес значения не имеют. Главный принцип-это постоянная работа над собой.

История карате

В Японию карате попало с острова Окинава в конце XIX века. Окинава когда-то была центром независимого королевства Рюкю, имевшего тесные торговые связи с Китаем и Японией. В XVII веке королевство Рюкю было завоёвано самураями княжества Сацума и стало его вассалом. В настоящее время в западной литературе распространено мнение [источник не указан 1095 дней] , что жители Окинавы вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Критики этой версии утверждают, что при трёхсоттысячном населении острова там размещалось всего полтора десятка самураев японского гарнизона, что свидетельствует о лояльности окинавцев [источник не указан 1095 дней] . Боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, а от них постепенно попадали и к другим жителям.

В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию, врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.

В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и жители Окинавы массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920-40-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено — по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.

Центры обучения

Одним из основных центров карате стали клубы при университетах. Так как студент учится в университете всего несколько лет, то ради привлечения занимающихся программу подготовки в этих клубах сильно изменили по сравнению с окинавской системой обучения: молодёжь не желала изучать по несколько лет основы базовой техники. Этот процесс привёл к движению карате в сторону западного спорта, который окончательно завершился после Второй мировой войны.

Карате и Олимпийские игры

Карате является одним из видов спорта-кандидатов на включение в программу Олимпийских игр. Одним из препятствий на пути к статусу олимпийского вида спорта является высокий травматизм спортсменов [4] . Кроме того, включению в олимпийскую программу мешает наличие огромного количества стилей и федераций карате, не стремящихся к какой-либо спортивной унификации, необходимой для становления олимпийским видом спорта.
Рассматривался вопрос о включении карате в Олимпийскую программу 2012 года (XXX летние Олимпийские игры в Лондоне), но этот вопрос не прошёл голосование в МОК.

Организации

Каждый крупный стиль карате имеет свою международную федерацию (иногда — несколько международных федераций, как, например, у Кёкусинкай), объединяющую национальные федерации, действующие в пределах одной страны. Как правило, в каждой федерации действуют свои системы требования, степеней, поясов, правил проведения спортивных поединков.

Базовые техники и элементы

Тренировка базируется на трех основных техниках:

  • кихон (基本) — тренировка основ, базовая техника;
  • кумитэ (組み手) — тренировка в паре; делится на обусловленный поединок и свободный бой (дзию-кумитэ);
  • ката (型) — формальные упражнения.

Четыре элемента ката:

  • бункай (分解) — анализ;
  • оё (応用 о: ё:) — применение;
  • хэнка (変化) — вариации;
  • какуси (隠し) — скрытность.

В карате употребляется общепринятая международная терминология карате.

Направления, стили и школы карате

Стоит разделять направления, стили и школы карате.

Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления карате. Стили карате стали возникать ещё во времена появления карате в Японии. Так, в 1930-х годах официально были зарегистрированы стили карате:

Стили возникают непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ карате. Наиболее известные стили, кроме четырёх уже названных, приведены ниже.

  • В 1950-е в противовес распространённому в то время спортивному бесконтактному карате появилось детище Масутацу Оямы — Кёкусинкай (極真会), жёсткий контактный стиль.
  • В 1970-80-х возник ещё один уникальный стиль — Асихара-карате, развившийся из Кёкусинкай с добавлением бросковой техники и сабаки, основатель Хидэюки Асихара
  • Косики (甑空手), основатель Кайсо Кори Хисатака
  • Фудокан (яп. 不動館) — стиль карате, созданный в 1980 году югославским мастером Ильей Йоргой. Наиболее научно обоснованный с точки зрения медицины стиль карате-до
  • Дзесинмон (Оперативное карате), основатель Икэда Хосю, использовалось КГБ СССР
  • Прикладное направление карате и боевых искусств, созданное в конце 70-х. Имеет три основные школы или направления.
  • Уэти Рю (上地流), основанный Камбуном Уэти на острове Окинава
  • Кёкусин Будокай (яп.極真武道会), основатель Йон Блюминг
  • Конно-дзюку — интеллектуальное карате, возникло в 1999 году, основатель Конно Сатоси

Известные мастера карате

  • Мастер Тани — создатель Кофукан
  • Фунакоси, Гитин — создатель Сётокан
  • Накаяма, Масатоси — модификатор Сётокан
  • Йорга, Илья — создатель Фудокан
  • Мияги, Тёдзюн — создатель Годзю-рю
  • Мацумура, Сокон — создатель Сёрин-рю
  • Итосу, Анко — один из патриархов современного карате
  • Сокэ Кубота Такаюки — создатель Госоку Рю
  • Исао Итикава — создатель Дошинкан-карате, ханши
  • Мотобу Тёки
  • Тадаси Ямасита
  • Адзума Такаси — создатель Кудо
  • Хидэюки Асихара — создатель Асихара-карате
  • Травников, Александр Игоревич — оперативное карате, создатель Дзёсиндо
  • Оганесян, Артур Эдуардович — единственный россиянин, прошедший тест «сто боёв» [5] .
  • Морио Хигаонна
  • Оцука
  • Икэда
  • Масутацу Ояма — создатель Кёкусинкай
  • Йон Блюминг — создатель Кёкусин Будокай
  • Кайсо Кори Хисатака — создатель Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо и косики каратэ
  • Михаил Владимирович Крысин — Президент Федерации Косики Каратэ России, 8-й Дан.
  • Конно Сатоси — создатель Конно-дзюку

Система поясов и степеней

В карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно количество кю и данов равно десяти, однако в разных стилях и школах их число может отличаться. Номер кю уменьшается с ростом мастерства, номер дана — возрастает. Внешним атрибутом той или иной степени является пояс.

Пояс в карате называется оби. Кроме его прямого назначения — удерживать рубаху ги запахнутой, пояс имеет символическое значение: цвет пояса указывает на уровень мастерства. Как правило, более тёмный цвет означает более высокую степень. В большинстве школ самым младшим поясом является белый, самым старшим — чёрный. Цветные пояса соответствуют ученическим степеням, чёрные — мастерским.

Часто (например, в Сётокан) цвет пояса плавно темнеет от 10 кю до 1-го дана. Однако, в некоторых стилях в цвет пояса заложен особый смысл и светлый пояс может быть старше более тёмного. Например, в Асихара-карате жёлтый пояс старше синего. Как правило смысловая нагрузка на цвета поясов в Кёкусинкай следующая:

  • Белый цвет — обозначает чистоту, неопытность, символизирует стремление учиться и познавать новое (Новичок, 10 и 9 кю)
  • Голубой пояс — цвет неба при восходе солнца (8 и 7 кю)
  • Жёлтый пояс — взошедшее Солнце, уровень утверждения, (6 и 5 кю)
  • Зелёный пояс — распускающийся цвет, уровень зрелости (4 и 3 кю)
  • Коричневый пояс — зрелость, практический, творческий уровень (2 и 1 кю)
  • Чёрный — полнота, мудрость (Даны)
Ссылка на основную публикацию