Искусство рукопашного боя | Karate-krs.ru

Искусство рукопашного боя

Искусство рукопашного боя

Нил Н. Ознобишин

Искусство рукопашного боя.

Самозащита. Бокс. Джиу-джитсу!

Эти три слова пробудили 20 лет тому назад колоссальный интерес не только среди специалистов спорта, но и среди широких масс всего мира. Американцы-боксеры, двумя-тремя ударами кулака расправляющиеся с толпой хулиганов, таинственные миниатюрные японцы, ломающие кости и вывихивающие члены европейским атлетам, стали злобой дня и дали богатый материал для произведений многочисленных романистов.

В самом деле, физически слабый интеллигент-буржуа, красивым движением римского гладиатора повергающий на землю опасного бандита или заносчивого силача, какая заманчивая перспектива!

И вот мирный, обычно несколько даже трусливый средний европейский обыватель, какой-нибудь Ганс, Поль или Чарльз становится героем современных бульварных романистов. Детективный роман монополизировал его целиком. Ганс носится на автомобилях в поисках опасных приключений, становится знаменитым сыщиком-любителем и в конце-концов женится на дочери свиного короля или миллиардера, освобождая ее из рук опасных бандитов. Таково содержание популярных детективных романов, таковы сюжеты кинофильмов и миросозерцание западно-европейской буржуазной молодежи эпохи, предшествовавшей империалистической войне.

Но как заставить поверить публику тому, что средний обыватель в состоянии творить подобные подвиги? И вот на сцену выводится «самозащита». «Героя» наделяют двумя-тремя приемами таинственного джиу-джитсу, и все становится ясно и понятно.

Ведь каждому приятно видеть в себе «героя», и средний европейский обыватель, читая про себя такие страшные и в то же время заманчивые вещи, не только верит искренности авторов бульварного романа, но и идет учиться «самозащите».

А между тем предприимчивый предприниматель-финансист уже был тут как тут, он давно дожидался того момента, когда одураченный романами европейский обыватель, наконец, доверчиво раскроет свой кошелек и даст ему возможность запустить туда свои жадные щупальцы.

И этот момент пришел. Самозащита стала «модной». За границей появилось бесчисленное количество преподавателей «самозащиты», создавались и снова лопались различные системы, устраивались демонстрации и состязания, которые проходили с огромным успехом благодаря умелой постановке и шумной рекламе.

Это движение в свое время коснулось и бывшей царской России, но, как и все начинания той эпохи, вылилось оно лишь в издание фантастических брошюр самого низкого сорта, которые раскупались нарасхват не только молодежью, но и взрослым населением, не в меру падким до всяких «заграничных новинок».

Европейская публика, в особенности лондонская и парижская, перевидала, казалось, все, что только возможно придумать в области этого нового и в то время «модного» жанра. Матчи английского бокса, схватки французской и американской борьбы, состязания японцев в джиу-джитсу и, наконец, турниры на шпагах, рапирах и эспадронах следовали одни за другими.

Когда избалованная буржуазия пресытилась этими зрелищами, предприимчивые организаторы не пожалели расходов и стали устраивать «смешанные» состязания, выпуская один вид самозащиты против другого. Таким образом, создался новый вид спортивных состязаний: джиу-джитсу против французского бокса; французский бокс против английского; борьба против джиу-джитсу и т.д., — напоминавших своей жестокостью больше гладиаторские бои древнего Рима, нежели соревнования оздоровляющей физкультуры.

Пока в этих встречах принимали участие профессиональные бойцы с крупными именами, состязания велись на чистоту, но, к сожалению, с течением времени, вследствие корысти дельцов-антрепренеров создалась «лавочка», которая убила спорт и приостановила развитие искусства самозащиты на одном из самых интересных моментов. Тем не менее, многие из этих встреч для людей серьезных представляли крупный спортивный интерес, давая возможность сравнивать между собой различные системы самозащиты и делать выводы о преимуществах той или другой.

Европейский обыватель сначала робел и не решался практически заниматься «самозащитой», находя это занятие грубым и вульгарным. Зато в коридорах цирков, где происходили состязания профессионалов, вокруг веревок боксерского ринга можно было всегда встретить целые толпы вылощенных и прилизанных буржуа, с пеной у рта обсуждающих шансы бойцов. Нет сомнения, что обсуждать чужие шансы на победу в бою легче, нежели самому надеть боксерские перчатки и подставить свое лицо под удары противника.

Однако предприниматели не хотели отказаться от мысли сделать из среднего буржуа «героя» и, учитывая вкус и наклонности «деликатно воспитанной» публики, подсунули ей ловко-скомбинированные гимнастические упражнения, задрапировав их в помпезную мантию «самозащиты».

Таким образом, все заинтересованные стороны были удовлетворены. Буржуа, увидев, что посещение модных боксерских зал не грозит ему даже «фонарем» под глазом, столь, казалось бы, естественным в подобных обстоятельствах, в свою очередь охотно раскрыл свой кошелек аферистам-предпринимателям. Преподаватели же самозащиты, имея возможность широко черпать из этого источника, совершенно не заботились о том, чтобы сделать настоящих стальных бойцов из всех этих «папенькиных и маменькиных сынков».

Результатом всего этого явилось то, что в Европе искусство самозащиты, не преследуя практических целей (т.е. подготовки к серьезному бою), выродилось в гимнастику самозащиты и в спорт и в таком виде продолжает преподаваться широким массам.

Посмотрите на французский бокс — из серьезного средства защиты он уже выродился в гимнастическое упражнение. Английский бокс превратился в средство физического развития, и единственной целью большинства современных боксеров являются состязания. Джиу-джитсу, благодаря малому знакомству с ним, преподносится нам невежественными преподавателями в виде партнерной акробатики. Наконец, бой на ножах, этот наиболее употребительный вид рукопашного боя эпохи средневековья, повторяющийся по закону атавизма в отрицательных явлениях современности — поножовщинах хулиганов — изучается лишь кинонатурщиками.

Что сказать про револьвер? Правда, большинство европейских обывателей, по их собственному выражению, «ходят всегда вооруженными», т.е., говоря проще, носят револьвер в кармане пальто и. в 90% из 100 не умеют из него стрелять. А в таком случае оружие это более опасно для лица, употребляющего его, нежели для нападающего грабителя.

Психология таких субъектов весьма оригинальна. Они даже не думают о том, что в момент нападения они будут взволнованы, и рука может дрогнуть; что, быть может, они будут застигнуты врасплох и придется стрелять инстинктивно, не целясь. Они не учитывают того, что такая стрельба, чтобы быть удачной, требует привычки и навыка, приобретаемых лишь путем продолжительного обучения и практики. А между тем эти.»вооруженные» люди чувствуют себя совершенно спокойно и убеждены в своей безопасности с того момента, как опустят в карман оружие, в которое так слепо верят.

Но для европейского обывателя все это совершенно в порядке вещей, ведь он всегда был самоуверен и доволен

собой. Он не постарался глубже изучить предмет самозащиты, проверить приемы ее в соответствующей обстановке и на ряде практических опытов построить более жизненные системы ее, опирающиеся на научные данные и способные, следовательно, к дальнейшему совершенствованию.

И искусство самозащиты, вероятно, так бы и умерло для Европы, если бы эту задачу не взяли на себя другие люди, люди дела и практики, привыкшие к борьбе с преступным миром и закалившие свой ум, энергию и волю в этой ежедневной тяжелой и беспощадной борьбе. Для них «самозащита» явилась своего рода счастливой находкой, способной понизить тот высокий процент риска, который сопровождает их опасную службу на благо общества.

Искусство рукопашного боя

Искусство рукопашного боя

Определения и классификация

Давайте задумаемся над тем, что же в современном мире представляет собою, что значит «…русский бой удалый, наш рукопашный бой».

Некоторые считают рукопашный бой видом спорта; немало таких, которые полагают, что это ни что иное, как увлечение, забава, просто хобби. Лишь немногие приверженцы рукопашного боя уверены в том, что он является одной из ветвей боевого искусства. Именно искусства! Ведь как бы то ни было, основой рукопашного боя является искусство владения собственным телом, искусство, которое сродни искусству балета, художественной и спортивной гимнастики, акробатики…

В повседневной жизни каждому из нас, к счастью, не так часто приходится сталкиваться с опасностью для жизни и здоровья, будь то на улице или дома. А если такое случается, обычно думают, что главную роль в обеспечении личной безопасности играют так называемые технические средства, например, газовый пистолет или баллон. При этом мало кто задумывается об умении защитить себя, будучи безоружным, только за счет умения владеть собственным телом.

Как бы то ни было, складывается впечатление, что именно это обстоятельство послужило одной из основных причин упрощенного взгляда нашего современника на рукопашный бой. Он делает это, скорей всего, неосознанно, в соответствии с субъективными представлениями о месте рукопашного боя в обыденной жизни. В конечном счете, сказанное, хотим мы этого или не хотим, порождает искаженное представление о рукопашном бое.

В действительности, рукопашный бой объективно является элементом вооруженной борьбы, еще точнее – разновидностью ближнего боя. Необходимость в рукопашной схватке возникает в реальной обстановке боя, например, в случае отказа (неисправности) оружия или при «работе» на дистанциях, неприемлемых для огневого контакта.

Должно быть достаточно очевидно, что коль скоро в ходе ближнего боя может возникнуть необходимость в рукопашной схватке, это естественно, обуславливает необходимость специальной профессионально-психологической подготовки воина.

Поэтому, когда начинается разговор о рукопашном бое, сразу возникает целый ряд вопросов, требующих профессиональных однозначных ответов.

Что такое рукопашный бой? В каких условиях обстановки он необходим, а при каких обстоятельствах он неизбежен? На каких дистанциях ведется? Каково психическое состояние человека в таком бою? Какие требования следует предъявлять к психологической подготовке воина? Наконец, кто же он – настоящий рукопашник?

Ответы на поставленные вопросы читатель найдет в этой и последующих главах книги.

Нил Ознобишин: Искусство рукопашного боя.

Здесь есть возможность читать онлайн «Нил Ознобишин: Искусство рукопашного боя.» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: История / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Искусство рукопашного боя.: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Искусство рукопашного боя.»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Нил Ознобишин: другие книги автора

Кто написал Искусство рукопашного боя.? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Искусство рукопашного боя. — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Искусство рукопашного боя.», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Нил Н. Ознобишин

Искусство рукопашного боя.

Самозащита. Бокс. Джиу-джитсу!

Эти три слова пробудили 20 лет тому назад колоссальный интерес не только среди специалистов спорта, но и среди широких масс всего мира. Американцы-боксеры, двумя-тремя ударами кулака расправляющиеся с толпой хулиганов, таинственные миниатюрные японцы, ломающие кости и вывихивающие члены европейским атлетам, стали злобой дня и дали богатый материал для произведений многочисленных романистов.

В самом деле, физически слабый интеллигент-буржуа, красивым движением римского гладиатора повергающий на землю опасного бандита или заносчивого силача, какая заманчивая перспектива!

И вот мирный, обычно несколько даже трусливый средний европейский обыватель, какой-нибудь Ганс, Поль или Чарльз становится героем современных бульварных романистов. Детективный роман монополизировал его целиком. Ганс носится на автомобилях в поисках опасных приключений, становится знаменитым сыщиком-любителем и в конце-концов женится на дочери свиного короля или миллиардера, освобождая ее из рук опасных бандитов. Таково содержание популярных детективных романов, таковы сюжеты кинофильмов и миросозерцание западно-европейской буржуазной молодежи эпохи, предшествовавшей империалистической войне.

Но как заставить поверить публику тому, что средний обыватель в состоянии творить подобные подвиги? И вот на сцену выводится «самозащита». «Героя» наделяют двумя-тремя приемами таинственного джиу-джитсу, и все становится ясно и понятно.

Ведь каждому приятно видеть в себе «героя», и средний европейский обыватель, читая про себя такие страшные и в то же время заманчивые вещи, не только верит искренности авторов бульварного романа, но и идет учиться «самозащите».

А между тем предприимчивый предприниматель-финансист уже был тут как тут, он давно дожидался того момента, когда одураченный романами европейский обыватель, наконец, доверчиво раскроет свой кошелек и даст ему возможность запустить туда свои жадные щупальцы.

И этот момент пришел. Самозащита стала «модной». За границей появилось бесчисленное количество преподавателей «самозащиты», создавались и снова лопались различные системы, устраивались демонстрации и состязания, которые проходили с огромным успехом благодаря умелой постановке и шумной рекламе.

Это движение в свое время коснулось и бывшей царской России, но, как и все начинания той эпохи, вылилось оно лишь в издание фантастических брошюр самого низкого сорта, которые раскупались нарасхват не только молодежью, но и взрослым населением, не в меру падким до всяких «заграничных новинок».

Европейская публика, в особенности лондонская и парижская, перевидала, казалось, все, что только возможно придумать в области этого нового и в то время «модного» жанра. Матчи английского бокса, схватки французской и американской борьбы, состязания японцев в джиу-джитсу и, наконец, турниры на шпагах, рапирах и эспадронах следовали одни за другими.

Когда избалованная буржуазия пресытилась этими зрелищами, предприимчивые организаторы не пожалели расходов и стали устраивать «смешанные» состязания, выпуская один вид самозащиты против другого. Таким образом, создался новый вид спортивных состязаний: джиу-джитсу против французского бокса; французский бокс против английского; борьба против джиу-джитсу и т.д., — напоминавших своей жестокостью больше гладиаторские бои древнего Рима, нежели соревнования оздоровляющей физкультуры.

Пока в этих встречах принимали участие профессиональные бойцы с крупными именами, состязания велись на чистоту, но, к сожалению, с течением времени, вследствие корысти дельцов-антрепренеров создалась «лавочка», которая убила спорт и приостановила развитие искусства самозащиты на одном из самых интересных моментов. Тем не менее, многие из этих встреч для людей серьезных представляли крупный спортивный интерес, давая возможность сравнивать между собой различные системы самозащиты и делать выводы о преимуществах той или другой.

Европейский обыватель сначала робел и не решался практически заниматься «самозащитой», находя это занятие грубым и вульгарным. Зато в коридорах цирков, где происходили состязания профессионалов, вокруг веревок боксерского ринга можно было всегда встретить целые толпы вылощенных и прилизанных буржуа, с пеной у рта обсуждающих шансы бойцов. Нет сомнения, что обсуждать чужие шансы на победу в бою легче, нежели самому надеть боксерские перчатки и подставить свое лицо под удары противника.

Искусство рукопашного боя.

Скачать книгу в формате:

Книга Н. Н. Ознобишина «Искусство рукопашного боя» издавалась в России единственный раз — в 1930 г., после чего сразу же попала в разряд «секретных». Автор разработал одну из первых в нашей стране систем «боевого стиля». Читателям, интересующимся стилями рукопашного боя, будет интересно познакомиться с первым в нашей стране изданием на эту тему.

Популярные книги

  • 54069
  • 2
  • 2

«Психология влияния» — одно из лучших учебных пособий по социальной психологии, конфликтологии, мен.

Психология влияния

  • 45538
  • 4
  • 10

Ренсом Риггз Дом странных детей Сна нет, и смерти тоже нет. Те, кто как будто умер, живы. .

Дом странных детей

  • 61144
  • 13
  • 28

О смертельных схватках и их победителях

  • 38840
  • 8
  • 1

Книга о власти над собой

  • 58888
  • 6
  • 0

ДЭНИЕЛ КИЗ МНОЖЕСТВЕННЫЕ УМЫ Билли Миллигана ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга является достоверным описание.

Множественные умы Билли Миллигана

  • 42342
  • 11
  • 4

Второе учебное полугодие в лучшей академии магии мне предстоит трудное. Я впервые участвую в экстр.

Лучшая академия магии 2, или Попала по собственному желанию

Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга «Искусство рукопашного боя.» Ознобишин Нил Н. не оставит тебя равнодушным, не вызовет желания заглянуть в эпилог. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются на долго и даже спустя довольно долгое время, моментально вспоминаются. Благодаря уму, харизме, остроумию и благородности, моментально ощущаешь симпатию к главному герою и его спутнице. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. Помимо увлекательного, захватывающего и интересного повествования, в сюжете также сохраняется логичность и последовательность событий. При помощи ускользающих намеков, предположений, неоконченных фраз, чувствуется стремление подвести читателя к финалу, чтобы он был естественным, желанным. С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. С невероятным волнением воспринимается написанное! – Каждый шаг, каждый нюанс подсказан, но при этом удивляет. Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. «Искусство рукопашного боя.» Ознобишин Нил Н. читать бесплатно онлайн можно неограниченное количество раз, здесь есть и философия, и история, и психология, и трагедия, и юмор…

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Пережив трагедию, Наталья спасается бегством от своего прошлого, надеясь начать все сначала. Она.

Тонкая грань между нами

Пережив трагедию, Наталья спасается бегством от своего прошлого, надеясь начать все сначала. Она.

Искусство рукопашного боя

Нил Н. Ознобишин

Искусство рукопашного боя.

Самозащита. Бокс. Джиу-джитсу!

Эти три слова пробудили 20 лет тому назад колоссальный интерес не только среди специалистов спорта, но и среди широких масс всего мира. Американцы-боксеры, двумя-тремя ударами кулака расправляющиеся с толпой хулиганов, таинственные миниатюрные японцы, ломающие кости и вывихивающие члены европейским атлетам, стали злобой дня и дали богатый материал для произведений многочисленных романистов.

В самом деле, физически слабый интеллигент-буржуа, красивым движением римского гладиатора повергающий на землю опасного бандита или заносчивого силача, какая заманчивая перспектива!

И вот мирный, обычно несколько даже трусливый средний европейский обыватель, какой-нибудь Ганс, Поль или Чарльз становится героем современных бульварных романистов. Детективный роман монополизировал его целиком. Ганс носится на автомобилях в поисках опасных приключений, становится знаменитым сыщиком-любителем и в конце-концов женится на дочери свиного короля или миллиардера, освобождая ее из рук опасных бандитов. Таково содержание популярных детективных романов, таковы сюжеты кинофильмов и миросозерцание западно-европейской буржуазной молодежи эпохи, предшествовавшей империалистической войне.

Но как заставить поверить публику тому, что средний обыватель в состоянии творить подобные подвиги? И вот на сцену выводится «самозащита». «Героя» наделяют двумя-тремя приемами таинственного джиу-джитсу, и все становится ясно и понятно.

Ведь каждому приятно видеть в себе «героя», и средний европейский обыватель, читая про себя такие страшные и в то же время заманчивые вещи, не только верит искренности авторов бульварного романа, но и идет учиться «самозащите».

А между тем предприимчивый предприниматель-финансист уже был тут как тут, он давно дожидался того момента, когда одураченный романами европейский обыватель, наконец, доверчиво раскроет свой кошелек и даст ему возможность запустить туда свои жадные щупальцы.

И этот момент пришел. Самозащита стала «модной». За границей появилось бесчисленное количество преподавателей «самозащиты», создавались и снова лопались различные системы, устраивались демонстрации и состязания, которые проходили с огромным успехом благодаря умелой постановке и шумной рекламе.

Это движение в свое время коснулось и бывшей царской России, но, как и все начинания той эпохи, вылилось оно лишь в издание фантастических брошюр самого низкого сорта, которые раскупались нарасхват не только молодежью, но и взрослым населением, не в меру падким до всяких «заграничных новинок».

Европейская публика, в особенности лондонская и парижская, перевидала, казалось, все, что только возможно придумать в области этого нового и в то время «модного» жанра. Матчи английского бокса, схватки французской и американской борьбы, состязания японцев в джиу-джитсу и, наконец, турниры на шпагах, рапирах и эспадронах следовали одни за другими.

Когда избалованная буржуазия пресытилась этими зрелищами, предприимчивые организаторы не пожалели расходов и стали устраивать «смешанные» состязания, выпуская один вид самозащиты против другого. Таким образом, создался новый вид спортивных состязаний: джиу-джитсу против французского бокса; французский бокс против английского; борьба против джиу-джитсу и т.д., — напоминавших своей жестокостью больше гладиаторские бои древнего Рима, нежели соревнования оздоровляющей физкультуры.

Пока в этих встречах принимали участие профессиональные бойцы с крупными именами, состязания велись на чистоту, но, к сожалению, с течением времени, вследствие корысти дельцов-антрепренеров создалась «лавочка», которая убила спорт и приостановила развитие искусства самозащиты на одном из самых интересных моментов. Тем не менее, многие из этих встреч для людей серьезных представляли крупный спортивный интерес, давая возможность сравнивать между собой различные системы самозащиты и делать выводы о преимуществах той или другой.

Европейский обыватель сначала робел и не решался практически заниматься «самозащитой», находя это занятие грубым и вульгарным. Зато в коридорах цирков, где происходили состязания профессионалов, вокруг веревок боксерского ринга можно было всегда встретить целые толпы вылощенных и прилизанных буржуа, с пеной у рта обсуждающих шансы бойцов. Нет сомнения, что обсуждать чужие шансы на победу в бою легче, нежели самому надеть боксерские перчатки и подставить свое лицо под удары противника.

Однако предприниматели не хотели отказаться от мысли сделать из среднего буржуа «героя» и, учитывая вкус и наклонности «деликатно воспитанной» публики, подсунули ей ловко-скомбинированные гимнастические упражнения, задрапировав их в помпезную мантию «самозащиты».

Таким образом, все заинтересованные стороны были удовлетворены. Буржуа, увидев, что посещение модных боксерских зал не грозит ему даже «фонарем» под глазом, столь, казалось бы, естественным в подобных обстоятельствах, в свою очередь охотно раскрыл свой кошелек аферистам-предпринимателям. Преподаватели же самозащиты, имея возможность широко черпать из этого источника, совершенно не заботились о том, чтобы сделать настоящих стальных бойцов из всех этих «папенькиных и маменькиных сынков».

Результатом всего этого явилось то, что в Европе искусство самозащиты, не преследуя практических целей (т.е. подготовки к серьезному бою), выродилось в гимнастику самозащиты и в спорт и в таком виде продолжает преподаваться широким массам.

Посмотрите на французский бокс — из серьезного средства защиты он уже выродился в гимнастическое упражнение. Английский бокс превратился в средство физического развития, и единственной целью большинства современных боксеров являются состязания. Джиу-джитсу, благодаря малому знакомству с ним, преподносится нам невежественными преподавателями в виде партнерной акробатики. Наконец, бой на ножах, этот наиболее употребительный вид рукопашного боя эпохи средневековья, повторяющийся по закону атавизма в отрицательных явлениях современности — поножовщинах хулиганов — изучается лишь кинонатурщиками.

Что сказать про револьвер? Правда, большинство европейских обывателей, по их собственному выражению, «ходят всегда вооруженными», т.е., говоря проще, носят револьвер в кармане пальто и. в 90% из 100 не умеют из него стрелять. А в таком случае оружие это более опасно для лица, употребляющего его, нежели для нападающего грабителя.

Психология таких субъектов весьма оригинальна. Они даже не думают о том, что в момент нападения они будут взволнованы, и рука может дрогнуть; что, быть может, они будут застигнуты врасплох и придется стрелять инстинктивно, не целясь. Они не учитывают того, что такая стрельба, чтобы быть удачной, требует привычки и навыка, приобретаемых лишь путем продолжительного обучения и практики. А между тем эти.»вооруженные» люди чувствуют себя совершенно спокойно и убеждены в своей безопасности с того момента, как опустят в карман оружие, в которое так слепо верят.

Но для европейского обывателя все это совершенно в порядке вещей, ведь он всегда был самоуверен и доволен

собой. Он не постарался глубже изучить предмет самозащиты, проверить приемы ее в соответствующей обстановке и на ряде практических опытов построить более жизненные системы ее, опирающиеся на научные данные и способные, следовательно, к дальнейшему совершенствованию.

И искусство самозащиты, вероятно, так бы и умерло для Европы, если бы эту задачу не взяли на себя другие люди, люди дела и практики, привыкшие к борьбе с преступным миром и закалившие свой ум, энергию и волю в этой ежедневной тяжелой и беспощадной борьбе. Для них «самозащита» явилась своего рода счастливой находкой, способной понизить тот высокий процент риска, который сопровождает их опасную службу на благо общества.

Агенты уголовного розыска и чины наружной милиции, ибо мы говорим о них, нашли в самозащите много ценного и применимого в ежедневной практике.

Попав из буржуазного общества в аппарат, обслуживающий буржуазию, т.е. в полицию, искусство самозащиты подверглось ряду изменений, но орудие самозащиты в руках полицейской системы является и орудием борьбы против рабочего класса.

Искусство рукопашного боя

Автор: А.Кадочников
Для формирования современного мышления человека необходимо особое представление физической сущности основных понятий, принципов и законов механики, ясного и четкого раскрытия процесса рукопашного боя, отражающего состояние науки, техники, психологии и педагогики. Рукопашный бой (РБ) — это бой, в котором противоборствующие стороны для выведения из строя или пленения друг друга применяют холодное оружие, ручное стрелковое оружие, гранаты, подручные средства, борьбу без оружия и другие средства, обеспечивающие поражение противника и выполнения задачи.

Человек (боец) рассматривается в РБ как психобио механическая система, т.е. как человек во всей совокупности своего физического, психологического и социального естества самой жизни.

В процессе изучения РБ как дисциплины, прививаются навыки умения решать многочисленные ситуационные задачи в экстремальных условиях.
Главным постулатом в РБ является живучесть человека. Он обязан и должен сохранять свою жизнь и здоровье для выполнения поставленных перед ним задач. Своими знаниями, своим умением, состо яни ем крепкого Духа, своей преданностью преодолеть воздействие любого противника.

Живучесть
— способность противостоять различным воздействям негативных сил, а при повреждении организма — сохранять, т.е. восстанавливать (полностью или частично) свои боевые качества. РБ — бой на ближней дистанции, бой невидимым оружием, которое нельзя обнаружить пока его не применили и нельзя отобрать до тех пор, пока жив человек.

Фазы, через которые проходит процесс действий в рукопашном бою:
I — встреча с противником (моментальный анализ условий схватки);
II — сближение (принятие решения по способам воздействия):
III — завершающая — финиш (уничтожение или обезвреживание противника).

Формы рукопашного боя:
— бой без оружия — собственно «рукопашная схватка»;
— бой с оружием, подручными средствами.

Виды рукопашного боя:
— боевой и условно «боевой»;
— спортивный;
— демонстрационный;
— показательный.

Классификация действий в рукопашном бою: Атакующие действия Защитные действия Контратакующие действия Комбинированные действия
Рукопашный бой:
— индивидуальный;
— групповой, массовый.

Любопытная информация В качестве подручных предметов в рукопашном бое могут использоваться не только камень, палка, металлический прут и др., но и оставшееся в руках оружие без патронов. Однако боевой опыт свидетельствует о том, что в непредвиденной ситуации зачастую в 90 случаях из 100!) оружие дляведения рукопашного бея неиспользуется.

Вот что о подвигах своих боевых товарищей рассказывает дважды Герой Советского Союза, бывший командир роты разведчиков Северного флота В.Н. Леонов.

«…Михаил Колосов — один из наших разведчиков, простой парень. О нем не скажешь, что богатырь, и спортсменом не назовешь, но мыщ ленный, шустрый и старательный. Однажды на одной из сопок наш отряд был окружен врагом. Чтобы сбросить их, пришлось стянуть на этом участке почти все наши силы, оставив на других направлениях только наблюдателей. Однако почти одновременно началась атака на противоположном склоне, самом дальнем от места схватки. Там было всего два разведчика, а помощь мы им оказать не могли. Отбив атаку, они израсходовали весь боезапас. Один тут же побежал доложить обстановку, второй — Колосов, остался наблюдать.

У Михаила нечем стрелять, а задержать врагов нужно. Тогда он поднялся во весь рост, на глазах у егерей забросил свой автомат в кусты, поднял руки и пошел навстречу врагу. Егеря бросились к безоружному разведчику, пытаясь захватить его в плен. Но первый из подбежавших получил такой удар, от которого не поднимаются.

Винтовка фашиста оказалась у Колосова в руках, теперь он вновь вооружен, и, главное, прошел самый опасный момент рукопашного боя — сближение, когда противник может открыть огонь, да и ударом своим он сумел нагнать на них страху. Но врагов много, они не отступают.
Когда, отбив атаку, мы прибежали к месту схватки, Колосов уже получил три удара штыком: в руку, в бедро и в глаз, но за это время он убил восемь егерей, а остальные только и успевали защищаться от одного израненного разведчика. Я не скажу, что Михаил Колосов был одним из лучших мастеров рукопашного боя, нет, но этот его бой был настоящим подвигом.

…Сергей Бывал о в — мощный, угловатый, с виду неповоротливый ему личное оружие определили — пулемет. На дальнем Востоке, в корейском городе Сейсин, мы попали в тяжелое положение. Нам предстояло занять один из трех портов для обеспечения высадки бригады морской пехоты. Мы действовали решительно. Сергей стрелял расчетливо, экономя каждый патрон, но все равно боезапас кончился. Оцепеневшие японцы смотрели на Бывалова, ждали и, поняв, наконец, что он не может больше стрелять, с дикими криками бросились на него. Тогда Сергей, схватив пулемет за ствол, стал им крушить, как дубиной, ревущую толпу врагов. Японцы вначале попятились, а затем бросились наутек. Атака врагов была отбита».
(В.И. Леонов. Готовься к подвигу. М.,1985)
Рассказывает участник штурма Берлина Герой Советского Союза старшина С. Панов.
«…Наша Часть сжимала кольцо вокруг остатков немецкий войск, не пожелавших сложить оружие. Наш взвод, вклинившись в расположение противника, вел ночью бой у его траншеи, проходившей по одной из дамб.

Как только я спрыгнул в траншею, один из гитлеровцев вцепился мне в горло. Я схватил его за запястье и вывернул ему руку, которой он меня душил. В правой руке у меня была граната. Я ударил его этой гранатой по виску. В этой схватке мне потом не раз пришлось действовать гранатой, как молотком…».
(Из сборника «Штурм Берлина», М.,1948)

РУССКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ

Приходилось изучать много литературы по боксу, фехтованию, борьбе, также удавалось читать информацию для служебного пользования, закрытую для посторонних. В общем, вся эта ситуация вынудила меня создавать новые методики обучения. В тот период каратэ развивалось под названием «рукопашный бой». Это каратэ не было японским, я бы сказал, что правильнее его назвать «каратэ по-русски». Уличная ситуация требовала не только навыков каратэ, но и знания других надёжных приёмов! Короче, опять пришлось заниматься творчеством, создавать новую современную русскую систему рукопашного боя, «объединять» трудно соединимые техники из разных видов спорта и боевых искусств, — всё лучшее из того, что получалось на практике, и информацию из проверенных источников. Сначала это был «винегрет»: бокс, самбо, дзюдо, контактное каратэ, айкидо, таэквондо, винчунь, иные стили кун-фу и многое другое. Эти виды плохо соединялись, приёмы не складывались в одну динамичную связку, не совпадали динамика, тактика, принципы. Но в результате очень долгой работы удалось так перемешать между собой мелкие элементы, что отличить, что есть что, было уже трудно. Получился «коктейль», но самое главное — ЭТО работало против любой атаки! Сроки обучения сократились. Была одна сложность — терминология, в основном использовалась восточная, но со временем перешли на обычные, понятные всем русские термины и объяснения.

В этот период встречался со специалистами в области боевых искусств. Один из них — Александр Фёдорович Безруков, работающий со спецназом в Москве. Его стаж занятий ко дню нашего знакомства составлял 35 лет, и мне очень помогли его советы. В связи с большой результативностью новой системы ко мне в зал всё чаще приходили мастера спорта по боксу и дзюдо, уличные бойцы, каратисты, а также сотрудники силовых структур. Тренировались жёстко, в специальном защитном снаряжении, постепенно пришли к мягкости, начали работать без снаряжения. Со временем набралась группа мастеров из разных видов. Называли мы это — «Русский рукопашный бой». Русский — потому что мы живём в России.

В декабре 1989 года меня пригласили в Госкомспорт СССР на Всесоюзную конференцию с участием всех известных в то время специалистов по спорту и боевым искусствам. На ней обсуждался вопрос о снятии запрета на преподавание каратэ. Результат — разрешили все виды боевых искусств!

Меня избрали председателем Федерации боевых искусств по Тамбовской области. Стал работать ещё активнее. В Тамбове были организованы первые соревнования по рукопашному бою среди взрослых, которые положили начало широкому развитию боевых искусств в области при поддержке спорткомитета.

В 1990 году меня приняли на должность старшего тренера по рукопашному бою в областной совет «Динамо» и поставили задачу обучать спецслужбы и спецподразделения. Требовалось за короткое время привить сотрудникам специальные навыки, а также регулярно готовить команду к межведомственным закрытым соревнованиям и устраивать показательные выступления на праздниках! Соревнования были контактными, а правила всё время менялись. Наилучшими спортсменами оказались участковые, оперативники, патрульные и другие служащие, которым приходилось применять свои навыки в работе. Успешно участвовали в «Зональных и Всероссийских соревнованиях». Задача выполнена: мною подготовлено несколько чемпионов по рукопашному бою.

В 1991 году для дополнительных занятий, открыл Центр Боевых Искусств «Гармония», поддерживаемый мэрией города, здравоохранением города, силовыми структурами, возглавил его и работал в нём старшим тренером. Обучал студентов спортфака, курсантов военных училищ, охранников, инкассаторов, сотрудников спецназа: МВД, СОБР, ОМОН, УИН, Налоговой полиции, ФСБ. Появилась возможность готовить телохранителей, для этого я обучал мастеров спорта по борьбе самбо и дзюдо и одного международника по боксу.

По телевидению показали работу Кадочникова А.А. в фильме «Один на один с врагом». Мои ученики говорили: «Нашу систему показывали по телевизору! …но объясняли её другими «терминами» 🙂 Узнал, что в Алуште проводятся учебно-тренировочные сборы по стилю Кадочникова, решил поехать и познакомиться с его особенностями. Сборы проводил ученик Кадочникова, мастер спорта по самбо и дзюдо Александр Иванович Ретюнских. Позже разработавший авторскую систему РОСС. Я сдал экзамен на инструктора-методиста по рукопашному бою «РОСС». Семинары посещал с 1991 года по 1996 год.

С 1998 года работал инструктором по спецподготовке, обучал охрану и телохранителей. В этот период занимался обучением только мастеров различных видов спорта и боевых искусств, по таким дисциплинам, как скорострельная стрельба, экстремальное вождение автомобиля, тактика сопровождения охраняемого лица, рукопашный бой, психологическая подготовка. Анализ поставленных передо мною задач помог сделать ясный вывод: ни одна уже известная методика подготовки не годилась. Я был бы рад взять «шаблон» и работать по нему… Увы! Пришлось воспользоваться «всей доступной информацией», чтобы создать новую современную русскую систему рукопашного боя, решающую все задачи. Дух и тактика взаимодействия всегда важнее любой техники. Каждый известный вид боя был разобран до мельчайших деталей. В этот период при отборе и подготовке «охранников» проводились очень жёсткие спарринги с разными бойцами. Бои были очень травматичны. Мы убрали всё лишнее: традиции, легенды, «стилистику», правила боя. В результате сложилась новая современная русская система рукопашного боя и особенная методика подготовки. Стал соединять разные «принципы» из разных видов, предназначенные для решения разных спецзадач, но подчинённые одной цели! Ещё раз убедился, что внешняя картинка не должна привлекать внимание противника, а ликвидация угрозы должна быть очень быстрой, поэтому было решено спрятать «внешнюю» технику в естественные движения человека так, чтобы саму работу не было видно, а был виден только результат! Созданная мною «Система Влада Гаевского» превратилась в качественный «профессиональный продукт», прошла окончательную шлифовку и оправдала себя.

СИСТЕМА ВЛАДА ГАЕВСКОГО — НОВЫЙ ПУТЬ В СОВРЕМЕННОМ БОЕВОМ ИСКУССТВЕ!

Система Гаевского — это творческая авторская разработка. Построена она на психологической подготовке, тактике и скрытой технике. Все знания упорядочены и соединены в одно целое. Это сочетание физических и психологических качеств, где одно качество усиливает другое, а также может работать самостоятельно и решать поставленную задачу. Система построена на встречной атаке, защита тоже есть, но она дополняет атаку только при необходимости. Атака первична, защита вторична. Используется внимание и сила противника, боец работает своей массой, с расслабленными мышцами, постепенно формируя у себя особое восприятие окружающего мира. Система позволяет бойцу построить свой индивидуальный стиль.

СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «РУССКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО» БОЕВОЕ ИСКУССТВО ПО-РУССКИ

Современное — потому что мне пришлось проанализировать горы информации, и многое из этого перепробовать самому, решиться отсечь всё лишнее, разработать новое СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в Русском Боевом Искусстве!

Русское — потому что такое сочетание опыта и знаний создаётся на русской земле, такого варианта нигде нет!
Боевое — потому что имеет прямое отношение к бою, к ситуациям, опасным для жизни и здоровья.
Искусство — это путь самосовершенствования, в нём отсутствуют программы и шаблоны, исключается соревновательность, занимающиеся им стремятся к высшему мастерству.

В январе 2005 года открыл свою школу в городе Москве и стал преподавать «Русское Боевое Искусство» по своей системе и методике, а также вести закрытые занятия для спецназа. Для гражданских лиц, которым не требовалось выполнять боевые задачи, были внесены некоторые изменения: убраны специальные навыки и смягчена методика подготовки. Это помогает новичкам лучше адаптироваться к новому стилю.

В августе 2006 года познакомился с Михаилом Рябко, мастером стиля «Единоборства Древней Руси», с интересом понаблюдал за тем, как он ведёт свой семинар.

В июле 2008 года в Москве Михаил Рябко и Владимир Васильев, проводили совместный семинар. Я пришел посмотреть, познакомился также с Владимиром Васильевым, мастером направления под названием «SYSTEMA».
Встреча была незабываемой. Оказалось, он обо мне слышал. Фото на память!

МОСКВА 2015 год. Открыта АКАДЕМИЯ ГАЕВСКОГО В.В.

Сейчас я занимаюсь ИСКУССТВОМ — особым способом познания через творчество, вместо шаблонов чувство ситуации!
Помогаю основательно разобраться в деталях и принципах Боевого Искусства.

Вот так, я от драки пришёл к искусству! Помогаю ученикам развивать индивидуальный стиль, который максимально раскрывает их возможности, а также продвигаться к намеченной цели. В основном группы состоят из: действующих тренеров, инструкторов, телохранителей и силовиков, бывших спортсменов и военных. Особенно мой труд, ценят опытные люди! Искусство должно помогать не только в бою, но и в обычной повседневной жизни! Когда спрашивают моих учеников, зачем они занимаются, они отвечают: «Для здоровья! . и чтоб его не отобрали!»

Хочется сказать, всем, кого я встречал на своём жизненном пути: «БОЛЬШОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО!»

Я нашёл свой путь!
Автор: Влад Гаевский.

Искусство рукопашного боя

Для формирования современного мышления человека необходимо особое представление физической сущности основных понятий, принципов и законов механики, ясного и четкого раскрытия процесса рукопашного боя, отражающего состояние науки, техники, психологии и педагогики.

Рукопашный бой (РБ) — это бой, в котором противоборствующие стороны для выведения из строя или пленения друг друга применяют холодное оружие, ручное стрелковое оружие, гранаты, подручные средства, борьбу без оружия и другие средства, обеспечивающие поражение противника и выполнения задачи.

Человек (боец) рассматривается в РБ как психобио механическая система, т.е. как человек во всей совокупности своего физического, психологического и социального естества самой жизни.

В процессе изучения РБ как дисциплины, прививаются навыки умения решать многочисленные ситуационные задачи в экстремальных условиях.

Главным постулатом в РБ является живучесть человека. Он обязан и должен сохранять свою жизнь и здоровье для выполнения поставленных перед ним задач. Своими знаниями, своим умением, состо яни ем крепкого Духа, своей преданностью преодолеть воздействие любого противника.

Живучесть — способность противостоять различным воздействям негативных сил, а при повреждении организма — сохранять, т.е. восстанавливать (полностью или частично) свои боевые качества. РБ — бой на ближней дистанции, бой невидимым оружием, которое нельзя обнаружить пока его не применили и нельзя отобрать до тех пор, пока жив человек.

Фазы, через которые проходит процесс действий в рукопашном бою:

  1. I — встреча с противником (моментальный анализ условий схватки);
  2. II — сближение (принятие решения по способам воздействия):
  3. III — завершающая — финиш (уничтожение или обезвреживание противника).

Формы рукопашного боя:

  • бой без оружия — собственно «рукопашная схватка»;
  • бой с оружием, подручными средствами.

Виды рукопашного боя:

  • боевой и условно «боевой»;
  • спортивный;
  • демонстрационный;
  • показательный.

Классификация действий в рукопашном бою: Атакующие действия Защитные действия Контратакующие действия Комбинированные действия

Рукопашный бой:

  • индивидуальный;
  • групповой, массовый.

Любопытная информация В качестве подручных предметов в рукопашном бое могут использоваться не только камень, палка, металлический прут и др., но и оставшееся в руках оружие без патронов. Однако боевой опыт свидетельствует о том, что в непредвиденной ситуации зачастую в 90 случаях из 100!) оружие дляведения рукопашного бея неиспользуется.

Видео: Документальный фильм — Наука рукопашного боя

Вот что о подвигах своих боевых товарищей рассказывает дважды Герой Советского Союза, бывший командир роты разведчиков Северного флота В.Н. Леонов.

«…Михаил Колосов — один из наших разведчиков, простой парень. О нем не скажешь, что богатырь, и спортсменом не назовешь, но мыщ ленный, шустрый и старательный. Однажды на одной из сопок наш отряд был окружен врагом. Чтобы сбросить их, пришлось стянуть на этом участке почти все наши силы, оставив на других направлениях только наблюдателей. Однако почти одновременно началась атака на противоположном склоне, самом дальнем от места схватки. Там было всего два разведчика, а помощь мы им оказать не могли. Отбив атаку, они израсходовали весь боезапас. Один тут же побежал доложить обстановку, второй — Колосов, остался наблюдать.

У Михаила нечем стрелять, а задержать врагов нужно. Тогда он поднялся во весь рост, на глазах у егерей забросил свой автомат в кусты, поднял руки и пошел навстречу врагу. Егеря бросились к безоружному разведчику, пытаясь захватить его в плен. Но первый из подбежавших получил такой удар, от которого не поднимаются.

Винтовка фашиста оказалась у Колосова в руках, теперь он вновь вооружен, и, главное, прошел самый опасный момент рукопашного боя — сближение, когда противник может открыть огонь, да и ударом своим он сумел нагнать на них страху. Но врагов много, они не отступают.

Когда, отбив атаку, мы прибежали к месту схватки, Колосов уже получил три удара штыком: в руку, в бедро и в глаз, но за это время он убил восемь егерей, а остальные только и успевали защищаться от одного израненного разведчика. Я не скажу, что Михаил Колосов был одним из лучших мастеров рукопашного боя, нет, но этот его бой был настоящим подвигом.

…Сергей Бывал о в — мощный, угловатый, с виду неповоротливый ему личное оружие определили — пулемет. На дальнем Востоке, в корейском городе Сейсин, мы попали в тяжелое положение. Нам предстояло занять один из трех портов для обеспечения высадки бригады морской пехоты. Мы действовали решительно. Сергей стрелял расчетливо, экономя каждый патрон, но все равно боезапас кончился. Оцепеневшие японцы смотрели на Бывалова, ждали и, поняв, наконец, что он не может больше стрелять, с дикими криками бросились на него. Тогда Сергей, схватив пулемет за ствол, стал им крушить, как дубиной, ревущую толпу врагов. Японцы вначале попятились, а затем бросились наутек. Атака врагов была отбита».

Рассказывает участник штурма Берлина Герой Советского Союза старшина С. Панов.

«…Наша Часть сжимала кольцо вокруг остатков немецкий войск, не пожелавших сложить оружие. Наш взвод, вклинившись в расположение противника, вел ночью бой у его траншеи, проходившей по одной из дамб.

Как только я спрыгнул в траншею, один из гитлеровцев вцепился мне в горло. Я схватил его за запястье и вывернул ему руку, которой он меня душил. В правой руке у меня была граната. Я ударил его этой гранатой по виску. В этой схватке мне потом не раз пришлось действовать гранатой, как молотком…».

Самооборона, рукопашный бой, боевое искусство

К сожалению, сейчас многие не понимают разницу между рукопашным боем и спортивным единоборством, думая, что рукопашная схватка — это не Бородино, а два мужика на татами в шлемах. Нет понимания отличий и самообороны от боевого искусства.

Соответственно, человеку трудно выбрать подходящую для него секцию. Назрела необходимость в определении терминов, так как не зная, чем заниматься, человек может потратить впустую много времени.

Для начала надо определиться с рукопашным боем.
Словарь Даля трактует РБ так: «драка, схватка, ручной бой холодным оружием или дубинками и кулаками».
Ну ладно, Даль — это 19-ый век, это уже история. Что говорит нам более-менее современный словарь Ожегова?
«бой (схватка), производимый холодным оружием, штыками и прикладами».

Где тут хоть слово про шлема, перчатки, татами? Ладно, Ожегов тоже не авторитет.
Посмотрим Боевой устав сухопутных войск РФ: «есть разновидность ближнего боя с применением противоборствующими сторонами приёмов единоборств различными видами оружия, предметами снаряжения, подручными средствами, а также без них на дистанциях непосредственного соприкосновения с задачей поражения друг друга».
Без комментариев. Идем дальше.

Существуют 3 вида боевой подготовки (в зависимости от обучающихся, их целей и возможностей):

Краткий курс:
Самооборона или краткий комплекс рукопашного боя — как, например, система Фейрберна. Джентльменский набор техдействий. Прагматичный минимализм. Общий, стандартный набор техник для всех учеников без исключения. Быстро, дешево и сердито — чтобы можно было обучить как можно скорее.

Средний курс:
Рукопашный бой — это уже полноценная боевая подготовка, включающая навыки выживания.
Здесь уже обучение строится по-разному, в зависимости от типа пластики ученика, его габаритов и т.д.
Так готовили, скорее всего, того же Кадочникова, Грунтовского-старшего и других. «На гражданке» так практически не готовят.

Полный курс:
Боевое искусство — это целый мир, на изучение которого уходит жизнь.
Для этого требуется обучение с юности — причем, обучение полное и правильное. Так везет единицам.
Здесь уже бой является лишь одной из граней, наряду с оздоровлением и внутренним развитием. Здесь уже учатся как жить, как и что есть, какую одежду носить и так далее.

Вот и подумайте, исходя из своих запросов и потребностей — что вам нужно и что вы можете получить.
Рукопашный бой вы вряд ли изучите в полном объеме, если только не служите там, где надо. Да и то туда надо попасть, чтобы еще тебя выбрали, сочли подходящим.
Обычному человеку для обычных целей может хватить курса самообороны.

Спортивные единоборства (при всем к ним уважении) к боевой подготовке не относятся. И вот почему.

Боевая культура сложилась в древние времена, когда люди жили родами и племенами. Соплеменник, родич — это свой. Его трогать в случае конфликта нельзя.
Во-первых, скорее всего, родственник, во-вторых, накажут.
Да и слишком мало было воинов, чтобы можно было разбрасываться ими.
Если разрешить между своими поединки со смертельным исходом, то очень скоро племя будет некому защищать. И тогда его захватят чужие.
Чужой — это представитель враждебного рода или племени.
По отношению к нему возможно что угодно. Никаких правил и ограничений. Наоборот — чем хуже для него, тем лучше.

Но и конфликты между своими надо решать! Какой выход? Выход в ограничении насилия.
Главное, чтобы не было летального исхода — количество воинов ограничено.
И калечить друг друга нет смысла — во-первых, калека хуже мертвого — кормить его надо, а сам он вряд ли может принести пользу роду (рассуждая с точки зрения древнего вождя).
Во-вторых, конфликт это не исчерпает.

Тогда в мировой практике появляются 2 варианта:
— драка на кулаках
— бой на ножах, но только до первой крови

Получается, и волки сыты и овцы целы. И мужчинами себя почувствовали, и никто не пострадал.

А вот что касается конфликтов с чужаками, тут надо действовать максимально жестоко и травматично. Тут никаких ограничений нет.

Вы наверное уже догадались, какой из вышеперечисленных случаев относится к рукопашному бою, а из какого эволюционно развились спортивные единоборства.

Еще один корень спортивных единоборств — ритуальные схватки, посвященные божествам, или повторяющие (символизирующие) какой-либо миф. Или же это могла быть воинская тризна — поминальные схватки.

У разных направлений разные цели и задачи.
У одних — показать красивый поединок. Само слово «поединок» говорит о том, что это бой один на один. «Единоборство» — тоже слово из этой серии. Бороться один на один.

А у других — жестко и быстро нейтрализовать врага.

Еще один момент, из-за которого в обществе присутствует непонимание — законодательные запреты на оружие.
В древнем мире права на ношение оружия не было у рабов.
Сегодня, в так называемых цивилизованных странах этого права практически нет ни у кого, что как бы намекает.
Но мы о другом.
Из-за этого запрета у людей сложилось неверное представление о том, что рукопашный бой — это бой с использованием только рук и ног. И тогда действительно его трудно отличить от спортивного единоборства.
Если и там и там удары и броски, то в чем разница для неграмотного, или нахватавшегося верхов обывателя? Правильно, ни в чем.

Но суть в том, что рукопашный бой — это, прежде всего, бой с оружием.
А бой голыми руками — это вспомогательная часть, когда оружие по какой-то причине потеряно. Но в наше время из-за всех этих вышеупомянутых запретов на ношение оружия и законов о самообороне обычному человеку имеет смысл изучать только этот бой голыми руками.
Ну и инструкторы по большей части не хотят рисковать, и не идут дальше преподавания этого раздела.

И большинство людей не хочет вдумываться, есть ли разница — ведь и в рукопашных техниках есть удары кулаком, и в спортивных. А то, что зоны нанесения, например, разные — мало кому интересно.
Одно дело ударить по челюсти кентусами (костяшками), другое по затылку «ребром» кулака.

Можно сказать по-другому — рукопашные техники — это то, что запрещено в спорте.
Удары по затылку, позвоночнику, в пах и т.д.
Но этим, конечно, прикладные техники не исчерпываются. Тем более, что и в боевом искусстве есть удары, которые можно сравнить со спортивными, ритуальными — типа обычного удара в челюсть.

Подытоживая, можно сказать, что рукопашная схватка — это схватка двух групп вооруженных людей с летальным исходом для многих из них.
Сюда относятся и рукопашный бой, и самооборона, и боевое искусство.
В то время как поединок двух безоружных спортсменов по правилам — это спортивное единоборство.
Конечно, может быть и такой вариант, когда на улице человек бьется с агрессором один на один, и возможно, что без применения каких-либо средств или оружия, а голыми руками. Но даже в таком случае это не спортивный поединок. Здесь надо смотреть на суть, а не на название. Вот, например, учебные схватки по штыковому бою с параллельным изучением ударов прикладом, работой с малой пехотной лопатой, ножом, каской, ударов руками, ногами и бросков могли бы считаться рукопашным боем. Но в наше время штык мало актуален.

К тому же в «рукопашке» обязательно должны быть:
— работа против оружия
— работа против группы
— работа с подручными средствами

Должна быть комплексная подготовка, включающая все возможные разделы.

Данная статья призвана не вызвать споры, а дать почву для размышлений.

Искусство рукопашного боя

Название Искусство рукопашного боя
страница 1/11
Дата публикации 21.03.2013
Размер 1.64 Mb.
Тип Книга

userdocs.ru > Военное дело > Книга

Нил Н. Ознобишин

Искусство рукопашного боя.

Книга Н. Н. Ознобишина «Искусство рукопашного боя» издавалась в России единственный раз — в 1930 г., после чего сразу же попала в разряд «секретных». Автор разработал одну из первых в нашей стране систем «боевого стиля». Читателям, интересующимся стилями рукопашного боя, будет интересно познакомиться с первым в нашей стране изданием на эту тему.

Нил Н. Ознобишин

Искусство рукопашного боя.

О «самозащите»

Самозащита. Бокс. Джиу джитсу!

Эти три слова пробудили 20 лет тому назад колоссальный интерес не только среди специалистов спорта, но и среди широких масс всего мира. Американцы боксеры, двумя тремя ударами кулака расправляющиеся с толпой хулиганов, таинственные миниатюрные японцы, ломающие кости и вывихивающие члены европейским атлетам, стали злобой дня и дали богатый материал для произведений многочисленных романистов.

В самом деле, физически слабый интеллигент буржуа, красивым движением римского гладиатора повергающий на землю опасного бандита или заносчивого силача, какая заманчивая перспектива!

И вот мирный, обычно несколько даже трусливый средний европейский обыватель, какой нибудь Ганс, Поль или Чарльз становится героем современных бульварных романистов. Детективный роман монополизировал его целиком. Ганс носится на автомобилях в поисках опасных приключений, становится знаменитым сыщиком любителем и в конце концов женится на дочери свиного короля или миллиардера, освобождая ее из рук опасных бандитов. Таково содержание популярных детективных романов, таковы сюжеты кинофильмов и миросозерцание западно европейской буржуазной молодежи эпохи, предшествовавшей империалистической войне.

Но как заставить поверить публику тому, что средний обыватель в состоянии творить подобные подвиги? И вот на сцену выводится «самозащита». «Героя» наделяют двумя тремя приемами таинственного джиу джитсу, и все становится ясно и понятно.

Ведь каждому приятно видеть в себе «героя», и средний европейский обыватель, читая про себя такие страшные и в то же время заманчивые вещи, не только верит искренности авторов бульварного романа, но и идет учиться «самозащите».

А между тем предприимчивый предприниматель финансист уже был тут как тут, он давно дожидался того момента, когда одураченный романами европейский обыватель, наконец, доверчиво раскроет свой кошелек и даст ему возможность запустить туда свои жадные щупальцы.

И этот момент пришел. Самозащита стала «модной». За границей появилось бесчисленное количество преподавателей «самозащиты», создавались и снова лопались различные системы, устраивались демонстрации и состязания, которые проходили с огромным успехом благодаря умелой постановке и шумной рекламе.

Это движение в свое время коснулось и бывшей царской России, но, как и все начинания той эпохи, вылилось оно лишь в издание фантастических брошюр самого низкого сорта, которые раскупались нарасхват не только молодежью, но и взрослым населением, не в меру падким до всяких «заграничных новинок».

Европейская публика, в особенности лондонская и парижская, перевидала, казалось, все, что только возможно придумать в области этого нового и в то время «модного» жанра. Матчи английского бокса, схватки французской и американской борьбы, состязания японцев в джиу джитсу и, наконец, турниры на шпагах, рапирах и эспадронах следовали одни за другими.

Когда избалованная буржуазия пресытилась этими зрелищами, предприимчивые организаторы не пожалели расходов и стали устраивать «смешанные» состязания, выпуская один вид самозащиты против другого. Таким образом, создался новый вид спортивных состязаний: джиу джитсу против французского бокса; французский бокс против английского; борьба против джиу джитсу и т.д., — напоминавших своей жестокостью больше гладиаторские бои древнего Рима, нежели соревнования оздоровляющей физкультуры.

Пока в этих встречах принимали участие профессиональные бойцы с крупными именами, состязания велись на чистоту, но, к сожалению, с течением времени, вследствие корысти дельцов антрепренеров создалась «лавочка», которая убила спорт и приостановила развитие искусства самозащиты на одном из самых интересных моментов. Тем не менее, многие из этих встреч для людей серьезных представляли крупный спортивный интерес, давая возможность сравнивать между собой различные системы самозащиты и делать выводы о преимуществах той или другой.

Европейский обыватель сначала робел и не решался практически заниматься «самозащитой», находя это занятие грубым и вульгарным. Зато в коридорах цирков, где происходили состязания профессионалов, вокруг веревок боксерского ринга можно было всегда встретить целые толпы вылощенных и прилизанных буржуа, с пеной у рта обсуждающих шансы бойцов. Нет сомнения, что обсуждать чужие шансы на победу в бою легче, нежели самому надеть боксерские перчатки и подставить свое лицо под удары противника.

Однако предприниматели не хотели отказаться от мысли сделать из среднего буржуа «героя» и, учитывая вкус и наклонности «деликатно воспитанной» публики, подсунули ей ловко скомбинированные гимнастические упражнения, задрапировав их в помпезную мантию «самозащиты».

Таким образом, все заинтересованные стороны были удовлетворены. Буржуа, увидев, что посещение модных боксерских зал не грозит ему даже «фонарем» под глазом, столь, казалось бы, естественным в подобных обстоятельствах, в свою очередь охотно раскрыл свой кошелек аферистам предпринимателям. Преподаватели же самозащиты, имея возможность широко черпать из этого источника, совершенно не заботились о том, чтобы сделать настоящих стальных бойцов из всех этих «папенькиных и маменькиных сынков».

Результатом всего этого явилось то, что в Европе искусство самозащиты, не преследуя практических целей (т.е. подготовки к серьезному бою), выродилось в гимнастику самозащиты и в спорт и в таком виде продолжает преподаваться широким массам.

Посмотрите на французский бокс — из серьезного средства защиты он уже выродился в гимнастическое упражнение. Английский бокс превратился в средство физического развития, и единственной целью большинства современных боксеров являются состязания. Джиу джитсу, благодаря малому знакомству с ним, преподносится нам невежественными преподавателями в виде партнерной акробатики. Наконец, бой на ножах, этот наиболее употребительный вид рукопашного боя эпохи средневековья, повторяющийся по закону атавизма в отрицательных явлениях современности — поножовщинах хулиганов — изучается лишь кинонатурщиками.

Что сказать про револьвер? Правда, большинство европейских обывателей, по их собственному выражению, «ходят всегда вооруженными», т.е., говоря проще, носят револьвер в кармане пальто и. в 90% из 100 не умеют из него стрелять. А в таком случае оружие это более опасно для лица, употребляющего его, нежели для нападающего грабителя.

Психология таких субъектов весьма оригинальна. Они даже не думают о том, что в момент нападения они будут взволнованы, и рука может дрогнуть; что, быть может, они будут застигнуты врасплох и придется стрелять инстинктивно, не целясь. Они не учитывают того, что такая стрельба, чтобы быть удачной, требует привычки и навыка, приобретаемых лишь путем продолжительного обучения и практики. А между тем эти.»вооруженные» люди чувствуют себя совершенно спокойно и убеждены в своей безопасности с того момента, как опустят в карман оружие, в которое так слепо верят.

Но для европейского обывателя все это совершенно в порядке вещей, ведь он всегда был самоуверен и доволен собой. Он не постарался глубже изучить предмет самозащиты, проверить приемы ее в соответствующей обстановке и на ряде практических опытов построить более жизненные системы ее, опирающиеся на научные данные и способные, следовательно, к дальнейшему совершенствованию.

И искусство самозащиты, вероятно, так бы и умерло для Европы, если бы эту задачу не взяли на себя другие люди, люди дела и практики, привыкшие к борьбе с преступным миром и закалившие свой ум, энергию и волю в этой ежедневной тяжелой и беспощадной борьбе. Для них «самозащита» явилась своего рода счастливой находкой, способной понизить тот высокий процент риска, который сопровождает их опасную службу на благо общества.

Агенты уголовного розыска и чины наружной милиции, ибо мы говорим о них, нашли в самозащите много ценного и применимого в ежедневной практике.

Попав из буржуазного общества в аппарат, обслуживающий буржуазию, т.е. в полицию, искусство самозащиты подверглось ряду изменений, но орудие самозащиты в руках полицейской системы является и орудием борьбы против рабочего класса.

Сделавшись сначала игрушкой в руках буржуазии, оно постепенно отошло от «веселящихся» классов и попало в руки трудящегося элемента, сумевшего найти ему лучшее применение.

О том, как это произошло, мы узнаем из последующего.

Ссылка на основную публикацию