Ига-рю и Кога-рю | Karate-krs.ru

Ига-рю и Кога-рю

Ига-рю и Кога-рю (ниндзя, ниндзюцу)

Ига-рю и Кога-рю (ниндзя, ниндзюцу)

За долгую историю искусства шпионажа в средневековой Японии сложилось немало школ ниндзюцу. Наиболее крупными и изощренными из них были примерно 25. Но особое место занимают Ига-рю и Кога-рю. Их содержание наиболее богато в сравнении с другими школами ниндзюцу. Третье место можно отдать, пожалуй, Кисю-рю. Но исторические исследования показали, что в целом она следует традиции Ига-рю.

Если проанализировать содержание наставлений по Ига-рю и Кога-рю, мы обнаружим, что различия между ними столь ничтожны, что на них можно и не обращать внимания. Выясняется, что эти школы похожи друг на друга как две капли воды. Причем обе считают своим важнейшим письменным наставлением одну и ту же книгу, а именно десятитомную «энциклопедию» «Бансэнсюкай».

Что же касается различий между Ига-рю и Кога-рю, то некоторые авторы отмечают следующее. Ниндзя из Кога превосходили своих собратьев из Ига в синоби-но дзюцу, т. е. собственно в искусстве шпионажа. Кроме того, в традиции Кога активно использовались яды и галлюциногенные смеси, были изобретены различные конструкции портативных трамплинов. Зато ниндзя из Кога почти не занимались фехтованием, поскольку тренировки с мечом сильно развивали запястья и предплечья, и если даже шпион переодевался бродячим монахом или шутом, его можно было легко вычислить по этим признакам.

Ниндзя Ига-рю, напротив, уделяли большое внимание развитию ловкости, подвижности, отрабатывали различные уклоны, прыжки и усиленно занимались боевыми искусствами. Сиба Рётаро даже утверждает, что воинское искусство ниндзя из Ига было столь совершенным, что оказало большое влияние на развитие военного искусства в соседних районах. Он полагает, в частности, что знаменитая школа меча Ягю синкагэ-рю немало обязана «ночным воинам». Правда, Окусэ Хэйситиро настаивает как раз на обратном. По его мнению, именно традиция Ягю синкагэ-рю способствовала совершенствованию боевых искусств «невидимок».

Различие между ниндзя из Кога и Ига заключалось также и в том, что ниндзя Кога, как правило, действовали в группах, а ниндзя Ига предпочитали индивидуальные акции.

Кроме того, Кога-моно, будучи вассалами рода Сасаки, почти до конца эпохи Сэнгоку служили исключительно ему. А ниндзя из Ига меняли своих хозяев, как перчатки. Фактически они продавали свое мастерство, сохраняя нейтралитет. Они считали нормальным, что сегодня их нанимает Такэда, а завтра – Уэсуги, ибо они всегда ставили себя в центр и выбирали то, что выгодно их клану.

Выше уже немало говорилось о теснейших связях Ига и Кога: о том, что в древности они составляли один уезд, о том, что кланы Ига и Кога – родственные, и т. д. Интересно, что и о происхождении Кога-рю и Ига-рю многие источники сообщают весьма схожие подробности. Например, возникновения Кога-рю связывают с 53 семьями, а Ига-рю – с 49 додзё ямабуси. Интересно, что в книге «Оми коти сиряку» смутно упоминается о существовании 49 кланов Кога и Ига, правда, перечислено лишь около 40. А в главе «Об истории» книги «Кога-рю ниндзюцу хисё» («Секретная книга по ниндзюцу школы Кога») история искусства шпионажа начинается с некоего Эми Осидзё из Кога, потом рассказ плавно переходит на Ига-рю. Далее сообщается о действиях ниндзя из Ига на службе у Кусуноки Масасигэ. А заканчивается изложение истории ниндзюцу утверждением, что именно Акутагава Хёбу из Кога является истинным патриархом Кога-рю. Причем тут же говорится, что Кога-рю – это ответвление от Ига-рю. Таким образом, вполне возможно, что под Ига-рю и Кога-рю понимается одна и та же традиция ниндзюцу.

Вообще, если исследовать истоки самих терминов «Ига-рю» и «Кога-рю», выясняется, что первые упоминания о них относятся к концу XV в., то есть ко времени сражения Роккаку-сэмэ Магари-но дзин, после которого «люди из Кога и Ига» стали наниматься на службу к различным даймё в качестве шпионов и диверсантов. Вполне естественно, что их искусство стали называть по местности, откуда они были родом. Таким образом, названия «Ига-рю» и «Кога-рю» появились стихийно, а не были присвоены этим школам кем-либо из отцов-основателей. Это сильно отличает Ига-рю и Кога-рю от других японских школ военного искусства, например, от Катори синто-рю, где известен создатель, существуют тексты, зафиксировавшие определенный набор правил и наставлений, и т. д.

Поэтому правомерен вопрос, когда же реально сложились школы Ига-рю и Кога-рю как особые рю ниндзюцу? Ответить на этот вопрос очень сложно, но, скорее всего, это произошло не ранее второй половины XVI в. В этом плане показательно утверждение ряда источников, что создателем школы Кога-рю явился Тодзава Хакуунсай, владелец замка Ханакума, что в провинции Сэтцу неподалеку от Осаки. Правда, в исторических документах среди владельцев замка Ханакума человека с именем Хакуунсай нет. Но известно, что князь Араки Мурасигэ, владевший Сэтцу и выстроивший этот замок, активно использовал шпионов из Ига, Кога, Нэгоро, Сайга и бойцов буддийской секты Икко во время своей борьбы против Оды Нобунаги. Поэтому многие стали считать, что замок Ханакума был занят синоби-но моно.

Возможно даже, что Кога-рю и Ига-рю оформились лишь в середине XVII в., когда впервые появились подробные технические «каталоги» – мокуроку, в которых были зафиксированы разработанные в рамках этих традиций приемы, уловки и образцы снаряжения. Речь идет об уже упоминавшейся книге «Бансэнсюкай» и о произведении Фудзибаяси Масатакэ «Сёнинки».

Стоит подробнее остановиться и на вопросе, почему именно в Ига и Кога сложилась самая совершенная и утонченная традиция ниндзюцу. По-видимому, это было предопределено целой совокупностью факторов. Во-первых, Ига и Кога находятся в самом сердце острова Хонсю, где зародилось и возникло японское государство. Издревле здесь проходили важнейшие дороги, связывавшие основные города – Киото, Наниву (ныне Осака) и Нагою. Причем все эти три города находились на довольно близком расстоянии от Ига и Кога (в среднем около 70 км). Уже с древнейших времен эта область была важнейшим культурным центром, и вполне естественно, что выгодное положение Ига и Кога позволяло тамошней знати быть в курсе всех передовых достижений науки и искусства.

Так, из находящихся поблизости центров сюгэндо – священных гор Ямато, Ёсино, Кумано, Курама – сюда проникали сведения о методах психической тренировки и воинском искусстве ямабуси, со священных гор эзотерического буддизма – Хиэй и Коя – методы буддийской медитации, эзотерические ритуалы, из Киото можно было позаимствовать гадательную науку Оммёдо. В конце XVI в. из храма Ходзо-ин сюда проникает искусство боя копьем, а из поместья Ягю, что в Ямато, – кэндзюцу. Все это перемешалось в Ига и Кога, и в результате появилось загадочное искусство ниндзюцу.

Немалую роль сыграло и то, что сюда, в соответствии с распоряжениями императоров, издревле расселялись заморские иммигранты – китайцы и корейцы, обладавшие передовыми знаниями во всех отраслях человеческой жизнедеятельности, в том числе в военном деле.

В эти горные труднодоступные районы нередко бежали участники заговоров и члены политических группировок, потерпевших поражение, разорившиеся крестьяне и преследуемые ямабуси. все это были люди умные, смелые, обладавшие богатым опытом. Недаром именно отсюда происходили легендарный шпион Отомо-но Сайдзин, разбойник Кумадзака Тёхан, мятежный Фудзивара-но Тиката и начальник разведки Минамото Ёсицунэ Исэ Сабуро.

Труднодоступность этих горных районов и крутой нрав жителей делали их совершенно неинтересными с точки зрения грабежа и захвата в глазах феодальных властителей. С другой стороны, обилие мало связанных друг с другом долин и отсутствие силы, способной все подчинить себе, привели к тому, что здесь появилось множество мелких, но довольно агрессивных кланов. В Кога их было около 70, а в Ига, если судить по сохранившимся до наших дней развалинам крепостей, – свыше 250. Причем семьи эти без конца враждовали друг с другом. И уже говорилось, что в таких условиях методы партизанской войны и шпионажа приобретали решающее значение для выживания.

Все эти факторы в совокупности привели к тому, что именно в Ига и Кога сложилась наиболее мощная традиция ниндзюцу. В книге «Буё бэнряку» («Краткое изложение военного дела») о синоби-но моно говорится: «Это те, кто в нашей стране и в других странах умеют прятаться и, тайно пробравшись в твердыню вражеского замка, узнают секреты врага. В некоторых книгах говорится, что, когда сношения с вражеским замком прекращены, тех, кто подслушивает разговоры о тамошних делах, называют синоби. Это то, чему должны учиться люди, выбранные для службы синоби. Это весьма нужная служба, которая разведует и вызнает дела врага. Это также разновидность Ига-моно и Кога-моно, о которых говорят в последнее время. Издревле в Ига и Кога были люди, умелые в этом деле, и, поскольку они передали свое искусство потомкам, теперь так говорят. Их называют также кантё – «шпионы», они выполняют такую же службу».

Ига-рю и Кога-рю

За долгую историю искусства шпионажа в средневековой Японии сложилось немало школ нин-дзюцу. Наиболее крупными и изощренными были 25 из них. Но особое место занимают Ига-рю и Кога-рю. Их содержание — самое богатое в сравнение с другими школами нин-дзюцу. Третье место можно отдать, пожалуй, Кисю-рю. Но исторические исследования показали, что в целом она следует традиции Ига-рю.

Если заняться серьезным анализом конкретного содержания наставлений по Ига-рю и Кога-рю, мы обнаружим, что различия между ними столь ничтожны, что на них можно не обращать внимания. Выясняется, что эти школы похожи друг на друга как 2 капли воды. Причем обе они считают своим важнейшим письменным наставлением одну и ту же книгу, а именно десятитомную «энциклопедию» «Бансэнсюкай».

Что же касается различий между Ига-рю и Кога-рю, то некоторые авторы отмечают следующее.

Ниндзя из Кога превосходили своих собратьев из Ига в синоби-но дзюцу, то есть собственно в искусстве шпионажа. Кроме того, в традиции Кога активно использовались яды и галлюциногенные смеси, были изобретены различные конструкции портативных трамплинов.

Зато ниндзя из Кога почти не занимались фехтованием, поскольку тренировки с мечом сильно развивали запястья и предплечья, и если даже шпион переодевался бродячим монахом или шутом, его можно быол легко вычислить по жтим признакам.

Ниндзя Ига-рю, напротив, уделяли большое внимание развитию ловкости, подвижности, отрабатывали различные уклоны, прыжки и усибенно занимались боевыми искусствами. Сиба Рётаро даже утверждает, что воинское искусство ниндзя из Ига было столь совершенным, что оказало большое влияние на развитие военного искусства в соседних районах. Он полагает, что знаменитая школа кэн-дзюцу Ягю Синкагэ-рю немало обязана «ночным воинам». Правда, Окусэ Хэйситиро настаивает как раз на обратном. По его мнению, как раз традиция Ягю Синкагэ-рю способствовала совершенствованию боевых искусств «невидимок».

Различие между ниндзя из Кога и Ига заключалось также и в том, что ниндзя Кога, как правило, действовали в группах, а ниндзя Ига предпочитали индивидуальные акции.

Кроме того, Кога-моно, будучи вассалами рода Сасаки, почти до конца эпохи Сэнгоку-дзидай служили исключительно ему. А ниндзя из Ига меняли своих хозяев как перчатки. Фактически, они лишь продавали свое мастерство, сохраняя нейтралитет. У них считалось в порядке вещей, что сегодня их нанимает Такэда, а завтра призовет Уэсуги, ибо они всегда ставили себя в центр и выбирали то, что выгодно клану.

Ига-рю и Кога-рю

За долгую историю искусства шпионажа в средневековой Японии сложилось немало школ нин-дзюцу. Наиболее крупными и изощренными были 25 из них. Но особое место занимают Ига-рю и Кога-рю. Их содержание наиболее богато в сравнении с другими школами нин-дзюцу. Третье место можно отдать, пожалуй, Кисю-рю. Но исторические исследования показали, что в целом она следует традиции Ига-рю.

Если заняться серьезным анализом конкретного содержания наставлений по Ига-рю и Кога-рю, мы обнаружим, что различия между ними столь ничтожны, что на них можно и не обращать внимания. Выясняется, что эти школы похожи друг на друга как 2 капли воды. Причем обе они считают своим важнейшим письменным наставлением одну и ту же книгу, а именно десятитомную «энциклопедию» «Бансэнсюкай».

Что же касается различий между Ига-рю и Кога-рю, то некоторые авторы отмечают следующее. Ниндзя из Кога превосходили своих собратьев из Ига в синоби-но дзюцу, т. е. собственно в искусстве шпионажа. Кроме того, в традиции Кога активно использовались яды и галлюциногенные смеси, были изобретены различные конструкции портативных трамплинов.

Зато ниндзя из Кога почти не занимались фехтованием, поскольку тренировки с мечом сильно развивали запястья и предплечья, и если даже шпион переодевался бродячим монахом или шутом, его можно было легко вычислить по этим признакам.

Ниндзя Ига-рю, напротив, уделяли большое внимание развитию ловкости, подвижности, отрабатывали различные уклоны, прыжки и усиленно занимались боевыми искусствами. Сиба Рётаро даже утверждает, что воинское искусство ниндзя из Ига было столь совершенным, что оказало большое влияние на развитие военного искусства в соседних районах. Он полагает, что знаменитая школа кэн-дзюцу Ягю Синкагэ-рю немало обязано «ночным воинам». Правда, Окусэ Хэйситиро настаивает как раз на обратном. По его мнению, как раз традиция Ягю Синкагэ-рю способствовала совершенствованию боевых искусств «невидимок».

Различие между ниндзя из Кога и Ига заключалось также и в том, что ниндзя Кога, как правило, действовали в группах, а ниндзя Ига предпочитали индивидуальные акции.

Кроме того, Кога-моно, будучи вассалами рода Сасаки, почти до конца эпохи Сэнгоку-дзидай служили исключительно ему. А ниндзя из Ига меняли своих хозяев как перчатки. Фактически, они лишь продавали свое мастерство, сохраняя нейтралитет. У них считалось в порядке вещей, что сегодня их нанимает Такэда, а завтра призовет Уэсуги, ибо они всегда ставили себя в центр и выбирали то, что выгодно их клану.

Выше уже немало говорилось о теснейших связях Ига и Кога: о том, что в древности они составляли один уезд, о том, что кланы Ига и Кога — родственные и т. д. Интересно, что и о происхождении Кога-рю и Ига-рю многие источники сообщают весьма схожие подробности. Например, возникновения Кога-рю связывают с 53 семьями, а Ига-рю — с 49 школами (по числу додзё ямабуси). Интересно, что в книге «Оми коти сиряку» смутно упоминается о существовании 49 кланов Кога и Ига, но приводятся названия лишь около 40 из них. А в главе «Об истории» книги «Кога-рю нин-дзюцу хисё» («Секретная книга по нин-дзюцу школы Кога») история нин-дзюцу начинается с некоего Эми Осидзё из Кога, потом рассказ плавно переходит на «Ига-но какухо», что буквально означает «Учение о просветлении провинции Ига», и на школу Ига-рю. Далее сообщается о действиях ниндзя из Ига на службе у Кусуноки Масасигэ. А заканчивается изложение истории нин-дзюцу утверждением, что именно Акутагава Хёбу из Кога является истинным патриархом Кога-рю. Причем тут же говорится, что Кога-рю является ответвлением от Ига-рю. Таким образом, под Ига-рю и Кога-рю понимается одна и та же традиция нин-дзюцу.

Вообще, если исследовать истоки самих терминов «Ига-рю» и «Кога-рю», выясняется, что первые упоминания о них относятся к концу XV в., то есть ко времени сражения Роккаку-сэмэ Магари-но дзин, после которого «люди из Кога и Ига» стали наниматься на службу к различным даймё в качестве шпионов и диверсантов. Вполне естественно, что их искусство стали называть по местности, откуда они были родом. Таким образом, названия «Ига-рю» и «Кога-рю» появились стихийно, а не были присвоены этим школам кем-либо из отцов-основателей. Это сильно отличает Ига-рю и Кога-рю от других японских школ военного искусства, например, Катори Синто-рю, где известен создатель, существуют тексты, зафиксировавшие определенный набор правил и наставлений и т. д.

Поэтому правомерен вопрос, когда же реально сложились школы Ига-рю и Кога-рю как особые рю нин-дзюцу. Ответить на этот вопрос очень сложно, но, скорее всего, это произошло не ранее второй половины XVI в. В этом плане показательно утверждение ряда источников, что создателем школы Кога-рю был Тодзава Хакуунсай, владелец замка Ханакума, что в провинции Сэтцу неподалеку от Осаки. Правда, в исторических документах среди владельцев замка Ханакума человека с именем Хакуунсай нет. Но известно, что князь Араки Мурасигэ, владевший провинцией Сэтцу и выстроивший замок Ханакума, активно использовал шпионов из Ига, Кога, Нэгоро, Сайга и бойцов одной из буддийских сект Монто-сю во время своей борьбы против Оды Нобунаги. Поэтому многие стали считать, что замок Ханакума был занят синоби-но моно.

Возможно даже, что Кога-рю и Ига-рю оформились лишь в середине XVII в., когда впервые появились подробные технические «каталоги»-мокуроку, в которых были зафиксированы разработанные в рамках этих традиций приемы, уловки и образцы снаряжения. Речь идет об уже упоминавшейся книге «Бансэнсюкай» и о произведении Фудзибаяси Масатакэ «Сёнинки».

Стоит подробнее остановиться и на вопросе, почему именно в Ига и Кога сложилась самая совершенная и утонченная традиция нин-дзюцу. По-видимому, это было предопределено целой совокупностью факторов. Во-первых, Ига и Кога находятся в самом сердце острова Хонсю, где зародилось и возникло японское государство. Издревле здесь проходили важнейшие дороги, связывавшие основные города — Киото, Наниву (ныне Осака) и Нагою. Причем все эти три города находились на довольно близком расстоянии от Ига и Кога (в среднем около 70 км). Уже с древнейших времен эта область была важнейшим культурным центром, и вполне естественно, что географически выгодное положение Ига и Кога позволяло тамошней знати быть в курсе всех передовых достижений науки и искусства.

Так из находящихся поблизости центров сюгэндо — священных гор Ямато, Ёсино, Кумано, Курама и других — сюда проникали сведения о методах психологической тренировки и воинском искусстве ямабуси, со священных гор эзотерического буддизма — Хиэй и Коя — методы буддийской медитации, эзотерические ритуалы, из Киото можно было позаимствовать гадательную науку онмёдо. В XVI в. из храма Ходзо-ин сюда проникает искусство боя копьем, а из поместья Ягю соседней провинции Ямато — кэн-дзюцу. Все это перемешалось в Ига и Кога, и в результате появилось загадочное искусство нин-дзюцу.

Немалую роль сыграло и то, что сюда, в соответствии с распоряжениями императоров, издревле расселялись заморские иммигранты — китайцы и корейцы, обладавшие передовыми знаниями во всех отраслях человеческой жизнедеятельности, в том числе в военном искусстве.

В эти горные труднодоступные районы нередко бежали участники заговоров и члены политических группировок, потерпевших поражение, разорившиеся крестьяне и преследуемые ямабуси. Все это были люди умные, смелые, обладавшие богатым опытом. Недаром именно отсюда происходили легендарный шпион Отомо-но Сайдзин, разбойник Кумадзака Тёхан, мятежный Фудзивара-но Тиката и начальник разведки Минамото Ёсицунэ Исэ Сабуро.

Труднодоступность этих горных районов и крутой нрав жителей делали их совершенно неинтересными с точки зрения грабежа и захвата в глазах феодальных властителей. С другой стороны, обилие мало связанных друг с другом долин и отсутствие силы, способной все подчинить себе, привели к тому, что здесь появилось большое количество мелких, но довольно агрессивных кланов. В Кога их было около 70, а в Ига, если судить по сохранившимся до наших дней развалинам крепостей — свыше 250. Причем семьи эти без конца враждовали друг с другом. Уже говорилось, что в таких условиях методы партизанской войны и шпионажа приобретали решающее значение для выживания.

Все эти факторы в совокупности привели к тому, что именно в Ига и Кога сложилась наиболее мощная традиция нин-дзюцу. В книге «Буё бэнряку»[55] о синоби-но моно говорится: «Это те, кто в нашей стране и в других странах [умеют] прятаться и, тайно пробравшись в твердыню вражеского замка, узнают секреты [врага]. В некоторых книгах говорится, что, когда сношения с вражеским замком прекращены, тех, кто подслушивает [разговоры о тамошних] делах называют „синоби“. Это то, чему должны учиться [люди], выбранные [для службы] синоби. Это [весьма] нужная [служба], которая разведует и вызнает дела врага. Это [также] разновидность Ига-моно и Кога-моно, о которых говорят в последнее время. Издревле в Ига и Кога были [люди], умелые в этом деле, и, поскольку они передали [свое искусство] потомкам, теперь так говорят. Их называют также „кантё“ — „шпионы“, [они выполняют] такую же службу».

Ига-рю и Кога-рю.

За долгую историю искусства шпионажа в средневековой Японии сложилось немало школ нин-дзюцу. Наиболее крупными и изощренными были 25 из них. Но особое место занимают Ига-рю и Кога-рю. Их содержание наиболее богато в сравнении с другими школами нин-дзюцу. Третье место можно отдать, пожалуй, Кисю-рю. Но исторические исследования показали, что в целом она следует традиции Ига-рю.

Если заняться серьезным анализом конкретного содержания наставлений по Ига-рю и Кога-рю, мы обнаружим, что различия между ними столь ничтожны, что на них можно и не обращать внимания. Выясняется, что эти школы похожи друг на друга как 2 капли воды. Причем обе они считают своим важнейшим письменным наставлением одну и ту же книгу, а именно десятитомную «энциклопедию» «Бансэнсюкай».

Что же касается различий между Ига-рю и Кога-рю, то некоторые авторы отмечают следующее. Ниндзя из Кога превосходили своих собратьев из Ига в синоби-но дзюцу, т. е. собственно в искусстве шпионажа. Кроме того, в традиции Кога активно использовались яды и галлюциногенные смеси, были изобретены различные конструкции портативных трамплинов.

Зато ниндзя из Кога почти не занимались фехтованием, поскольку тренировки с мечом сильно развивали запястья и предплечья, и если даже шпион переодевался бродячим монахом или шутом, его можно было легко вычислить по этим признакам.

Ниндзя Ига-рю, напротив, уделяли большое внимание развитию ловкости, подвижности, отрабатывали различные уклоны, прыжки и усиленно занимались боевыми искусствами. Сиба Рётаро даже утверждает, что воинское искусство ниндзя из Ига было столь совершенным, что оказало большое влияние на развитие военного искусства в соседних районах. Он полагает, что знаменитая школа кэн-дзюцу Ягю Синкагэ-рю немало обязано «ночным воинам». Правда, Окусэ Хэйситиро настаивает как раз на обратном. По его мнению, как раз традиция Ягю Синкагэ-рю способствовала совершенствованию боевых искусств «невидимок».

Различие между ниндзя из Кога и Ига заключалось также и в том, что ниндзя Кога, как правило, действовали в группах, а ниндзя Ига предпочитали индивидуальные акции.

Кроме того, Кога-моно, будучи вассалами рода Сасаки, почти до конца эпохи Сэнгоку-дзидай служили исключительно ему. А ниндзя из Ига меняли своих хозяев как перчатки. Фактически, они лишь продавали свое мастерство, сохраняя нейтралитет. У них считалось в порядке вещей, что сегодня их нанимает Такэда, а завтра призовет Уэсуги, ибо они всегда ставили себя в центр и выбирали то, что выгодно их клану.

Выше уже немало говорилось о теснейших связях Ига и Кога: о том, что в древности они составляли один уезд, о том, что кланы Ига и Кога — родственные и т. д. Интересно, что и о происхождении Кога-рю и Ига-рю многие источники сообщают весьма схожие подробности. Например, возникновения Кога-рю связывают с 53 семьями, а Ига-рю — с 49 школами (по числу додзё ямабуси). Интересно, что в книге «Оми коти сиряку» смутно упоминается о существовании 49 кланов Кога и Ига, но приводятся названия лишь около 40 из них. А в главе «Об истории» книги «Кога-рю нин-дзюцу хисё» («Секретная книга по нин-дзюцу школы Кога») история нин-дзюцу начинается с некоего Эми Осидзё из Кога, потом рассказ плавно переходит на «Ига-но какухо», что буквально означает «Учение о просветлении провинции Ига», и на школу Ига-рю. Далее сообщается о действиях ниндзя из Ига на службе у Кусуноки Масасигэ. А заканчивается изложение истории нин-дзюцу утверждением, что именно Акутагава Хёбу из Кога является истинным патриархом Кога-рю. Причем тут же говорится, что Кога-рю является ответвлением от Ига-рю. Таким образом, под Ига-рю и Кога-рю понимается одна и та же традиция нин-дзюцу.

Вообще, если исследовать истоки самих терминов «Ига-рю» и «Кога-рю», выясняется, что первые упоминания о них относятся к концу XV в., то есть ко времени сражения Роккаку-сэмэ Магари-но дзин, после которого «люди из Кога и Ига» стали наниматься на службу к различным даймё в качестве шпионов и диверсантов. Вполне естественно, что их искусство стали называть по местности, откуда они были родом. Таким образом, названия «Ига-рю» и «Кога-рю» появились стихийно, а не были присвоены этим школам кем-либо из отцов-основателей. Это сильно отличает Ига-рю и Кога-рю от других японских школ военного искусства, например, Катори Синто-рю, где известен создатель, существуют тексты, зафиксировавшие определенный набор правил и наставлений и т. д.

Поэтому правомерен вопрос, когда же реально сложились школы Ига-рю и Кога-рю как особые рю нин-дзюцу. Ответить на этот вопрос очень сложно, но, скорее всего, это произошло не ранее второй половины XVI в. В этом плане показательно утверждение ряда источников, что создателем школы Кога-рю был Тодзава Хакуунсай, владелец замка Ханакума, что в провинции Сэтцу неподалеку от Осаки. Правда, в исторических документах среди владельцев замка Ханакума человека с именем Хакуунсай нет. Но известно, что князь Араки Мурасигэ, владевший провинцией Сэтцу и выстроивший замок Ханакума, активно использовал шпионов из Ига, Кога, Нэгоро, Сайга и бойцов одной из буддийских сект Монто-сю во время своей борьбы против Оды Нобунаги. Поэтому многие стали считать, что замок Ханакума был занят синоби-но моно.

Возможно даже, что Кога-рю и Ига-рю оформились лишь в середине XVII в., когда впервые появились подробные технические «каталоги»-мокуроку, в которых были зафиксированы разработанные в рамках этих традиций приемы, уловки и образцы снаряжения. Речь идет об уже упоминавшейся книге «Бансэнсюкай» и о произведении Фудзибаяси Масатакэ «Сёнинки».

Стоит подробнее остановиться и на вопросе, почему именно в Ига и Кога сложилась самая совершенная и утонченная традиция нин-дзюцу. По-видимому, это было предопределено целой совокупностью факторов. Во-первых, Ига и Кога находятся в самом сердце острова Хонсю, где зародилось и возникло японское государство. Издревле здесь проходили важнейшие дороги, связывавшие основные города — Киото, Наниву (ныне Осака) и Нагою. Причем все эти три города находились на довольно близком расстоянии от Ига и Кога (в среднем около 70 км). Уже с древнейших времен эта область была важнейшим культурным центром, и вполне естественно, что географически выгодное положение Ига и Кога позволяло тамошней знати быть в курсе всех передовых достижений науки и искусства.

Так из находящихся поблизости центров сюгэндо — священных гор Ямато, Ёсино, Кумано, Курама и других — сюда проникали сведения о методах психологической тренировки и воинском искусстве ямабуси, со священных гор эзотерического буддизма — Хиэй и Коя — методы буддийской медитации, эзотерические ритуалы, из Киото можно было позаимствовать гадательную науку онмёдо. В XVI в. из храма Ходзо-ин сюда проникает искусство боя копьем, а из поместья Ягю соседней провинции Ямато — кэн-дзюцу. Все это перемешалось в Ига и Кога, и в результате появилось загадочное искусство нин-дзюцу.

Немалую роль сыграло и то, что сюда, в соответствии с распоряжениями императоров, издревле расселялись заморские иммигранты — китайцы и корейцы, обладавшие передовыми знаниями во всех отраслях человеческой жизнедеятельности, в том числе в военном искусстве.

В эти горные труднодоступные районы нередко бежали участники заговоров и члены политических группировок, потерпевших поражение, разорившиеся крестьяне и преследуемые ямабуси. Все это были люди умные, смелые, обладавшие богатым опытом. Недаром именно отсюда происходили легендарный шпион Отомо-но Сайдзин, разбойник Кумадзака Тёхан, мятежный Фудзивара-но Тиката и начальник разведки Минамото Ёсицунэ Исэ Сабуро.

Труднодоступность этих горных районов и крутой нрав жителей делали их совершенно неинтересными с точки зрения грабежа и захвата в глазах феодальных властителей. С другой стороны, обилие мало связанных друг с другом долин и отсутствие силы, способной все подчинить себе, привели к тому, что здесь появилось большое количество мелких, но довольно агрессивных кланов. В Кога их было около 70, а в Ига, если судить по сохранившимся до наших дней развалинам крепостей — свыше 250. Причем семьи эти без конца враждовали друг с другом. Уже говорилось, что в таких условиях методы партизанской войны и шпионажа приобретали решающее значение для выживания.

Все эти факторы в совокупности привели к тому, что именно в Ига и Кога сложилась наиболее мощная традиция нин-дзюцу. В книге «Буё бэнряку»[55] о синоби-но моно говорится: «Это те, кто в нашей стране и в других странах [умеют] прятаться и, тайно пробравшись в твердыню вражеского замка, узнают секреты [врага]. В некоторых книгах говорится, что, когда сношения с вражеским замком прекращены, тех, кто подслушивает [разговоры о тамошних] делах называют „синоби“. Это то, чему должны учиться [люди], выбранные [для службы] синоби. Это [весьма] нужная [служба], которая разведует и вызнает дела врага. Это [также] разновидность Ига-моно и Кога-моно, о которых говорят в последнее время. Издревле в Ига и Кога были [люди], умелые в этом деле, и, поскольку они передали [свое искусство] потомкам, теперь так говорят. Их называют также „кантё“ — „шпионы“, [они выполняют] такую же службу».

Ига-рю — Iga-ryū

Ига-рю ( 伊賀流 , «ИГА школа») является общим термином для ниндзюцу традиции , которые приходят из Ига региона, согласно японской легенде. Он стал одним из двух самых известных ниндзя традиций в Японии , наряду с Кога-рю . В Ига-рю традиции возникла в провинции Ига в районе городов Iga и Уэно (современный Iga город в префектуре Миэ ). Ига-моно является синонимом Ига ниндзя.

содержание

Поскольку период Нара , то Ига район поставлял пиломатериалы в Jisha (寺社, храм-святыни). Но в период Камакура , Jisha отказался в то время как влияние Shugo (губернаторы) и jitō (усадебные администраторы) вырос доминирующим. Мощность этих функционеров затем ослабла в Ига в то время как буси (воинов) выросли вместо. Ига было разделено на местные jizamurai регионов запертых в партизанской войне , для которой Иг воины разработали специальные навыки и тактику. Кога-рю школа начала аналогичным образом.

В ранний период Муромати , люди Ига стали независимыми от своих феодальных владык и установили своего рода republic— Ига Sokoku Икки (伊賀惣国一揆) на японском языке. Ига-моно伊賀者(Iga мужчины) впервые появляются в исторических документах в 1487 году , когда сёгун Асикага Yoshihisa напали Rokkaku Takayori, в даймё южной провинции Оми из клана Rokkaku . Оба Ига и Кога ниндзя сражались на стороне Роккаку, помогая успешно отразить атаку сёгуна. В 1579, военачальник Ода Нобунага сына с Ода Нобукацу начал неудачную атаку против Ига Республики. В 1581 году, сам Ода Нобунага атаковал IGA из шести направлений с усилием от 40 до 60 тысяч человек, около десяти до одного достоинства, и убили многих Ига ниндзя и их семей. Iga провел только два замки , когда Нобунаг объявил о прекращении огня и позволил некоторым из ниндзя бежать.

В 1582 году, во время беспорядков после смерти Оды Нобунага, Хаттори Ханзо посоветовал Токугаву Иэясет бежать в Микав через Ког регионы и Ига. Иэясу, когда он стал сёгуном, используемый ниндзя , чтобы охранять замок Эдо -The штаб сёгуната Токугава -И поставить интеллект. Он поселился 200 человек из Ига-рю в Ёцуя города Эдо ( Токио ). Ворота Ханзы в замке Эдо получили свое название от близлежащей резиденции клана Хаттори.

Сын Хаттори Ханзо в Хаттори Масанари приказал IGA охранников замка, но оказалось менее успешным лидером , чем его отец. В 1606 году , мужчины Iga восстали из — за жестокого обращения. Они продолжали служить сёгунат в качестве единицы мушкетер и , как Doshin полицейских, с их навыками ниндзя постепенно угасают в последующих поколениях. Один из последних известных записанных миссий ниндзя , выполняемые ниндзя Ига были в конце БАКУМАЦ периода 19 — го века, когда ниндзя Ига по имени Sawamura Jinzaburo проникал один из черных кораблей коммодора Мэтью Пэрри .

организация

Ига ниндзя были обучены маскировке, побег, сокрытие, взрывчатых веществ, лекарств и ядов, а также более традиционные формы ведения боевых действий, таких как рукопашного боя и различных форм оружия. Они использовали масштабировании крючки для скалолазания и много различных инструментов, таких как отмычки и лестницы. Согласно Бансэнсюкай , Ига Ниндзя из Fujibayashi семьи также использовали специальную воду плавсредство под названием Mizugumo (отображается в Ninja музее Ига-рю ) .Отель Ниндзя из Ига-рю также были разделены на различные «классы» и рангов, на основе исключительно на уровне мастерства ниндзя. Эта иерархия была упрощена в трудах историка середины 20 — го века Heishichiro Okuse, который назвал их на три основные категории: «Jonin (верхний ниндзя)», «Чунин (средний ниндзя)», и «Генин (низший Ниндзя)». Эта модернизированная модель очень часто встречается в различных поп — культуре ниндзя СМИ , таких как Наруто франшизы и фильм серии Shinobi Нет Mono в главной роли актер Итикава Raizo .

Ига-рю и Кога-рю

Японский историк Сасама, так описывал ситуацию в Ига на заре периода Сэнгоку:

«В провинции Ига, во времена Онин, пост сюго (губернатора) занимал Дзинки Ига-но Ками, но в течение нескольких последующих поколений сюго утратили контроль над провинцией. Дзидзамураи… составили союз – икки с семьями горных и прибрежных районов соседних провинций, стали заниматься разбоем на суше и на море, и жили за счёт рыбной ловли и охоты. В дальнейшем, т. н. Ига-сю (отряды из Ига) стали наниматься на военную службу в различные провинции, такие как Одавара отрядами по 50 или 30 человек, и использовались как засадные отряды (фуси-камари)»[9 — Цит. по: Yamaguchi Masayuki, Shinobi to Ninjutsu. – Tokyo: Yuzankaku Shuppan, 2003. – P. 56].

Страница из «Бансэнсюкай». Глава «Ниндзюцу мондо» («Диалоги о ниндзюцу»)

В «Бансэнсюкай» так описывается жизнь в Ига, накануне эпохи Сэнгоку:

«В старину, после правления сёгуна Асикага Такаудзи, его потомки наследовали звание сёгуна один за другим. Но двор не был способен к хорошему правлению, и чиновничество пришло в упадок. Должностные лица были развращены и продажны, и [повсюду, в провинциях], были постоянные войны. Князья и чиновники нападали друг на друга, и не было мира в нашей стране долгое время. Это продолжалось до правления 13-го сёгуна после Такаудзи, которого звали Коугэн-ин Ёситэру, и в итоге три пути добродетели (отношения между князем и вассалом; отношения между отцом и детьми; отношения между мужем и женой) пришли в полный упадок. Повсюду во всей стране были войны, и все кланы были в смятении, во всех провинциях царили раздоры. Однако каждая провинция имела сюго (губернатора, назначенного сёгуном), и находилась под его руководством, кроме людей из Ига и Кога. Ига-моно и кога-моно никогда не имели сюго, и каждый клан управлял [своими землями] самостоятельно. Они строили небольшие замки в своих поместьях и были свободны от контроля правительства. Во многих случаях они вели войну друг с другом, чтобы захватить чужие владения. Все их силы были сосредоточены на войне, и каждое утро и каждый вечер, их помыслы были только об оружии и все [заботы] только об обороне. Они выискивали бреши в обороне друг у друга и посылали синоби проникать и поджигать замки друг друга, получать сведения о противнике, спутывать вражеские планы и разрушать союзы помощью дезинформации, проводить ночные атаки и разрабатывать стратегии с многочисленными изменениями, чтобы застать противника врасплох. Поэтому они всегда держали своих лошадей оседланными, и даже простолюдины были в постоянной готовности к войне и никогда не теряли бдительности. Таким образом, они думали только о том, как победить большое вражеское войско, используя малое количество людей, побеждать «твёрдое и сильное», используя «мягкое и гибкое», а для этого нет ничего лучше, чем использовать синоби. Поэтому каждый самурай оттачивал свои навыки в ниндзюцу, и каждый простолюдин (гэнин) изучал ин-нин (искусство тайного проникновения). В результате вышло, что одиннадцать простолюдинов (гэнин) имели выдающиеся способности в ин-нин. Они могли с легкостью, как в своей провинции, так и в чужих провинциях тайком проникнуть в чужие владения, захватить замок и добиться победы. По этой причине, некоторые даймё из соседних провинций, имеющие многочисленные войска, не могли захватить Ига. Даже такие грозные даймё, как князь Нобунага, однажды потерпели поражение в Ига. Поэтому не было вероятности, что другие амбициозные князья завладеют этой провинцией, ибо это было очень непросто. Даже, несмотря на то, что Ига была небольшой провинцией, с небольшим количеством людей, не имеющих над собой сюго, и [там] было множество мелких кланов, чья позиция казалась шаткой, Ига не была завоёвана сильными войсками под руководством могущественных князей из соседних провинций. Почему это было возможным? Это могло быть возможным только благодаря успешному использованию ниндзюцу. Таким образом, провинция Ига – это родина ниндзюцу.

Вопрос: Я бы хотел узнать имена одиннадцати мастеров ин-нин

Номура-но Одаки Магодаю,

Кабутояма Таро Сиро,

Эти люди были самыми значительными мастерами, но когда пришли современные синоби, школа (рюха) основанная Додзюном, разделилась на 48 отдельных школ, и поэтому в Ига и Кока стало 49 школ.

Вопрос: Почему школа Додзюна разделилась на 48 школ?

Ответ: Сасаки Ёсиката, чьё монашеское имя было Ваккансай Дзётэй, был сюго провинции Оми. Среди его вассалов был человек по имени Додо, который поднял мятеж [против него] и укрылся в замке Саваяма-дзё в провинции Оми. Дзётэй осаждал его несколько дней, но замок находился посреди такой непроходимой местности, что казалось его трудно взять приступом. Тогда было решено нанять некоего мастера ниндзюцу из Ига, которого называли искуснейшим ниндзя, имя его было Додзюн, и попросили его о помощи. По просьбе Дзётэя Додзюн собрал 44 ига-моно и кога-моно и пошёл в замок Морияма-дзё с 49 людьми. По дороге они остановились в монастыре Хэйсэндзи в Юфунэ в провинции Ига. В этой местности жил гадатель, которого звали Миясуги. Он принял Додзюна и гадал об исходе его миссии. Гадатель сказал, что миссия будет удачной. Кроме того, он написал и передал Додзюну стихотворение:

тодото нару каминари-мо

Над вершиной Саваяма,

Как сражённый молнией.

«Молния» здесь игра слов, каламбур, указывающий на фамилию Додзюна. Додзюн был очень доволен этим стихотворением и дал гадателю сто монет хики. Тогда он пошёл к Дзётэю и обговорил сигналы и пароли, необходимые для проникновения. Вскоре, он проник в замок Саваяма-дзё, пользуясь методом маскировки, называемым «бакэмоно-но дзюцу» («способ оборотня»), и поджог изнутри замок. В это же время Дзётэй провёл быструю атаку снаружи. Войска Додо одновременно пытались потушить пожар и отражать нападение противника. Огонь бушевал всё больше и всё яростней, и они не могли ничего сделать, и в итоге были побеждены. После этого 48 людей [Додзюна] основали собственные школы (рюха). Таким образом, названная школа Додзюна породила 48 других школ[10 — Cummins Antony; Minami Yoshie, The Book of Ninja. The First Complete Translation of the Bansenshukai Japan’s Premier Ninja Manual. / Antony Cummins; Yoshie Minami. – London: Watkins Publishing, 2013 – P. 25—27].

Ига-рю и Кога-рю

Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Ниндзюцу / «Золотой век» ниндзюцу / Ига-рю и Кога-рю /

За долгую историю искусства шпионажа в средневековой Японии сложилось немало школ нин-дзюцу. Наиболее крупными и изощренными были 25 из них. Но особое место занимают Ига-рю и Кога-рю. Их содержание — самое богатое в сравнение с другими школами нин-дзюцу. Третье место можно отдать, пожалуй, Кисю-рю. Но исторические исследования показали, что в целом она следует традиции Ига-рю.

Если заняться серьезным анализом конкретного содержания наставлений по Ига-рю и Кога-рю, мы обнаружим, что различия между ними столь ничтожны, что на них можно не обращать внимания. Выясняется, что эти школы похожи друг на друга как 2 капли воды. Причем обе они считают своим важнейшим письменным наставлением одну и ту же книгу, а именно десятитомную «энциклопедию» «Бансэнсюкай».

Что же касается различий между Ига-рю и Кога-рю, то некоторые авторы отмечают следующее.

Ниндзя из Кога превосходили своих собратьев из Ига в синоби-но дзюцу, то есть собственно в искусстве шпионажа. Кроме того, в традиции Кога активно использовались яды и галлюциногенные смеси, были изобретены различные конструкции портативных трамплинов.

Зато ниндзя из Кога почти не занимались фехтованием, поскольку тренировки с мечом сильно развивали запястья и предплечья, и если даже шпион переодевался бродячим монахом или шутом, его можно быол легко вычислить по жтим признакам.

Ниндзя Ига-рю, напротив, уделяли большое внимание развитию ловкости, подвижности, отрабатывали различные уклоны, прыжки и усибенно занимались боевыми искусствами. Сиба Рётаро даже утверждает, что воинское искусство ниндзя из Ига было столь совершенным, что оказало большое влияние на развитие военного искусства в соседних районах. Он полагает, что знаменитая школа кэн-дзюцу Ягю Синкагэ-рю немало обязана «ночным воинам». Правда, Окусэ Хэйситиро настаивает как раз на обратном. По его мнению, как раз традиция Ягю Синкагэ-рю способствовала совершенствованию боевых искусств «невидимок».

Различие между ниндзя из Кога и Ига заключалось также и в том, что ниндзя Кога, как правило, действовали в группах, а ниндзя Ига предпочитали индивидуальные акции.

Кроме того, Кога-моно, будучи вассалами рода Сасаки, почти до конца эпохи Сэнгоку-дзидай служили исключительно ему. А ниндзя из Ига меняли своих хозяев как перчатки. Фактически, они лишь продавали свое мастерство, сохраняя нейтралитет. У них считалось в порядке вещей, что сегодня их нанимает Такэда, а завтра призовет Уэсуги, ибо они всегда ставили себя в центр и выбирали то, что выгодно клану.

kstk71

Волков бояться, в лес не удаляться, а если удалился — сам рычи.

Ига-рю и Кога-рю

За долгую историю искусства шпионажа в средневековой Японии сложилось немало школ ниндзюцу. Наиболее крупными и изощренными из них были примерно 25. Но особое место занимают Ига-рю и Кога-рю. Их содержание наиболее богато в сравнении с другими школами ниндзюцу. Третье место можно отдать, пожалуй, Кисю-рю. Но исторические исследования показали, что в целом она следует традиции Ига-рю.

Если проанализировать содержание наставлений по Ига-рю и Кога-рю, мы обнаружим, что различия между ними столь ничтожны, что на них можно и не обращать внимания. Выясняется, что эти школы похожи друг на друга как две капли воды. Причем обе считают своим важнейшим письменным наставлением одну и ту же книгу, а именно десятитомную «энциклопедию» «Бансэнсюкай».

Что же касается различий между Ига-рю и Кога-рю, то некоторые авторы отмечают следующее. Ниндзя из Кога превосходили своих собратьев из Ига в синоби-но дзюцу, т. е. собственно в искусстве шпионажа. Кроме того, в традиции Кога активно использовались яды и галлюциногенные смеси, были изобретены различные конструкции портативных трамплинов. Зато ниндзя из Кога почти не занимались фехтованием, поскольку тренировки с мечом сильно развивали запястья и предплечья, и если даже шпион переодевался бродячим монахом или шутом, его можно было легко вычислить по этим признакам.

Ниндзя Ига-рю, напротив, уделяли большое внимание развитию ловкости, подвижности, отрабатывали различные уклоны, прыжки и усиленно занимались боевыми искусствами. Сиба Рётаро даже утверждает, что воинское искусство ниндзя из Ига было столь совершенным, что оказало большое влияние на развитие военного искусства в соседних районах. Он полагает, в частности, что знаменитая школа меча Ягю синкагэ-рю немало обязана «ночным воинам». Правда, Окусэ Хэйситиро настаивает как раз на обратном. По его мнению, именно традиция Ягю синкагэ-рю способствовала совершенствованию боевых искусств «невидимок».

Различие между ниндзя из Кога и Ига заключалось также и в том, что ниндзя Кога, как правило, действовали в группах, а ниндзя Ига предпочитали индивидуальные акции.

Кроме того, Кога-моно, будучи вассалами рода Сасаки, почти до конца эпохи Сэнгоку служили исключительно ему. А ниндзя из Ига меняли своих хозяев, как перчатки. Фактически они продавали свое мастерство, сохраняя нейтралитет. Они считали нормальным, что сегодня их нанимает Такэда, а завтра – Уэсуги, ибо они всегда ставили себя в центр и выбирали то, что выгодно их клану.

Выше уже немало говорилось о теснейших связях Ига и Кога: о том, что в древности они составляли один уезд, о том, что кланы Ига и Кога – родственные, и т. д. Интересно, что и о происхождении Кога-рю и Ига-рю многие источники сообщают весьма схожие подробности. Например, возникновения Кога-рю связывают с 53 семьями, а Ига-рю – с 49 додзё ямабуси. Интересно, что в книге «Оми коти сиряку» смутно упоминается о существовании 49 кланов Кога и Ига, правда, перечислено лишь около 40. А в главе «Об истории» книги «Кога-рю ниндзюцу хисё» («Секретная книга по ниндзюцу школы Кога») история искусства шпионажа начинается с некоего Эми Осидзё из Кога, потом рассказ плавно переходит на Ига-рю. Далее сообщается о действиях ниндзя из Ига на службе у Кусуноки Масасигэ. А заканчивается изложение истории ниндзюцу утверждением, что именно Акутагава Хёбу из Кога является истинным патриархом Кога-рю. Причем тут же говорится, что Кога-рю – это ответвление от Ига-рю. Таким образом, вполне возможно, что под Ига-рю и Кога-рю понимается одна и та же традиция ниндзюцу.

Вообще, если исследовать истоки самих терминов «Ига-рю» и «Кога-рю», выясняется, что первые упоминания о них относятся к концу XV в., то есть ко времени сражения Роккаку-сэмэ Магари-но дзин, после которого «люди из Кога и Ига» стали наниматься на службу к различным даймё в качестве шпионов и диверсантов. Вполне естественно, что их искусство стали называть по местности, откуда они были родом. Таким образом, названия «Ига-рю» и «Кога-рю» появились стихийно, а не были присвоены этим школам кем-либо из отцов-основателей. Это сильно отличает Ига-рю и Кога-рю от других японских школ военного искусства, например, от Катори синто-рю, где известен создатель, существуют тексты, зафиксировавшие определенный набор правил и наставлений, и т. д.

Поэтому правомерен вопрос, когда же реально сложились школы Ига-рю и Кога-рю как особые рю ниндзюцу? Ответить на этот вопрос очень сложно, но, скорее всего, это произошло не ранее второй половины XVI в. В этом плане показательно утверждение ряда источников, что создателем школы Кога-рю явился Тодзава Хакуунсай, владелец замка Ханакума, что в провинции Сэтцу неподалеку от Осаки. Правда, в исторических документах среди владельцев замка Ханакума человека с именем Хакуунсай нет. Но известно, что князь Араки Мурасигэ, владевший Сэтцу и выстроивший этот замок, активно использовал шпионов из Ига, Кога, Нэгоро, Сайга и бойцов буддийской секты Икко во время своей борьбы против Оды Нобунаги. Поэтому многие стали считать, что замок Ханакума был занят синоби-но моно.

Возможно даже, что Кога-рю и Ига-рю оформились лишь в середине XVII в., когда впервые появились подробные технические «каталоги» – мокуроку, в которых были зафиксированы разработанные в рамках этих традиций приемы, уловки и образцы снаряжения. Речь идет об уже упоминавшейся книге «Бансэнсюкай» и о произведении Фудзибаяси Масатакэ «Сёнинки».

Стоит подробнее остановиться и на вопросе, почему именно в Ига и Кога сложилась самая совершенная и утонченная традиция ниндзюцу. По-видимому, это было предопределено целой совокупностью факторов. Во-первых, Ига и Кога находятся в самом сердце острова Хонсю, где зародилось и возникло японское государство. Издревле здесь проходили важнейшие дороги, связывавшие основные города – Киото, Наниву (ныне Осака) и Нагою. Причем все эти три города находились на довольно близком расстоянии от Ига и Кога (в среднем около 70 км). Уже с древнейших времен эта область была важнейшим культурным центром, и вполне естественно, что выгодное положение Ига и Кога позволяло тамошней знати быть в курсе всех передовых достижений науки и искусства.

Так, из находящихся поблизости центров сюгэндо – священных гор Ямато, Ёсино, Кумано, Курама – сюда проникали сведения о методах психической тренировки и воинском искусстве ямабуси, со священных гор эзотерического буддизма – Хиэй и Коя – методы буддийской медитации, эзотерические ритуалы, из Киото можно было позаимствовать гадательную науку Оммёдо. В конце XVI в. из храма Ходзо-ин сюда проникает искусство боя копьем, а из поместья Ягю, что в Ямато, – кэндзюцу. Все это перемешалось в Ига и Кога, и в результате появилось загадочное искусство ниндзюцу.

Немалую роль сыграло и то, что сюда, в соответствии с распоряжениями императоров, издревле расселялись заморские иммигранты – китайцы и корейцы, обладавшие передовыми знаниями во всех отраслях человеческой жизнедеятельности, в том числе в военном деле.

В эти горные труднодоступные районы нередко бежали участники заговоров и члены политических группировок, потерпевших поражение, разорившиеся крестьяне и преследуемые ямабуси. все это были люди умные, смелые, обладавшие богатым опытом. Недаром именно отсюда происходили легендарный шпион Отомо-но Сайдзин, разбойник Кумадзака Тёхан, мятежный Фудзивара-но Тиката и начальник разведки Минамото Ёсицунэ Исэ Сабуро.

Труднодоступность этих горных районов и крутой нрав жителей делали их совершенно неинтересными с точки зрения грабежа и захвата в глазах феодальных властителей. С другой стороны, обилие мало связанных друг с другом долин и отсутствие силы, способной все подчинить себе, привели к тому, что здесь появилось множество мелких, но довольно агрессивных кланов. В Кога их было около 70, а в Ига, если судить по сохранившимся до наших дней развалинам крепостей, – свыше 250. Причем семьи эти без конца враждовали друг с другом. И уже говорилось, что в таких условиях методы партизанской войны и шпионажа приобретали решающее значение для выживания.

Все эти факторы в совокупности привели к тому, что именно в Ига и Кога сложилась наиболее мощная традиция ниндзюцу. В книге «Буё бэнряку» («Краткое изложение военного дела») о синоби-но моно говорится: «Это те, кто в нашей стране и в других странах умеют прятаться и, тайно пробравшись в твердыню вражеского замка, узнают секреты врага. В некоторых книгах говорится, что, когда сношения с вражеским замком прекращены, тех, кто подслушивает разговоры о тамошних делах, называют синоби. Это то, чему должны учиться люди, выбранные для службы синоби. Это весьма нужная служба, которая разведует и вызнает дела врага. Это также разновидность Ига-моно и Кога-моно, о которых говорят в последнее время. Издревле в Ига и Кога были люди, умелые в этом деле, и, поскольку они передали свое искусство потомкам, теперь так говорят. Их называют также кантё – «шпионы», они выполняют такую же службу».

Ниндзя Японии

Ловкие, сильные и беспощадные, мастера маскировки и шпионажа: все это — о ниндзя. Если ваш ребенок интересуется темой ниндзя, мы рекомендуем вам поехать в Японию, на родину смертоносных бойцов. Там вы узнаете все об особенностях жизни ниндзя Японии, или, как их называют японцы, синоби.

Узнать больше: Музей ниндзя Ига-рю

В центральном парке города Ига-Уэно, префектура Мие, расположен музей ниндзя Ига-рю.

Здесь следует упомянуть, что школ искусства ниндзя было примерно 25, но наиболее известны из них школы Ига-рю и Кога-рю. Ниндзя из Кога были мастерами шпионажа, активно использовали яды и галлюциногенные смеси, изобрели несколько конструкций трамплинов. Они почти не занимались тренировками с мечом, так как развитые мышцы невозможно было скрыть под одеждами бродячего монаха или шута.

Ниндзя Ига были превосходными бойцами, ловкими и подвижными. В отличие от Кога, они посвящали много времени тренировкам и действовали индивидуально, а не в группах. Этот музей посвящен именно синоби Ига-рю.

В на первый взгляд, обычном доме полно потайных комнат и ловушек, его с уверенностью можно назвать настоящей обителью ниндзя. Вам встретятся потайные стены, тайные проходы и скрытые коридоры. Женщины-экскурсоводы, одетые в облачение ниндзя, расскажут о премудростях быта синоби Японии. В музее собрана огромная коллекция оружия и приспособлений, которыми пользовались настоящие ниндзя. Здесь есть даже емкости для изготовления ядов и записи тайной азбуки для составления донесений!

Экскурсия заканчивается зрелищным шоу — поединком ниндзя, благодаря которому вы узнаете, как выглядят некоторые приемы и, возможно, поймете, как правильно пользоваться метательными звездочками.

Завершающим штрихом станет ваша историческая фотосессия в костюме ниндзя, который можно будет взять в аренду или даже приобрести в качестве замечательного сувенира. Это можно сделать на востоке парка Уэно, в Данзири-кайкан. Ну да что уж там, вы можете придти на экскурсию уже в облачении, это будет гораздо веселее!

Билеты: приобретайте на входе в музей; узнать их актуальную стоимость и часы работы музея можно на официальном сайте (на английском языке)

Как добраться: Мы рекомендуем вам доехать до Ига-Уэно по железнодорожной линии Iga Line на тематическом «Поезде ниндзя». Поезд оформлен знаменитым Ледзи Матсумото, режиссером аниме «Галактический экспресс 999» (Galaxy Express 999) и «Космический линкор Ямато» (Space Battle Ship Yamato). Сойдите на станции Уэно-си, оттуда до парка 10 минут ходьбы пешком.

Почувствовать эпоху: Тематический парк развлечений “Чудесный мир Эдо” (Никко Эдомура)

Вторая остановка в путешествии — один из самых популярных аттракционов Японии — Никко Эдомура, расположенный в префектуре Тотиги недалеко от Токио. Это исторический парк, в котором воссозданы дух и культура эпохи Эдо. Ниндзя, конечно же, являются его неотъемлемой частью.

В Большом театре ниндзя вы можете посмотреть шоу — Великую битву. Это поединок синоби и исторического персонажа — легендарного мастера самурайского меча Ягю Дзюбэя, который должен уберечь от ниндзя свиток с тайной информацией. Какие силы таит в себе свиток и кто победит в сражении? Исход битвы мы не раскроем, чтобы вам было интереснее смотреть представление.

Кстати, основная идея парка состоит в том, что вы можете облачиться в одежды персонажа определенного социального статуса, попробовать себя в соответствующем ремесле и, если захотите, отведать традиционные блюда эпохи Эдо.

Карта деревни доступна на официальном сайте Никко Эдомура (на английском языке): посмотреть карту.

Билеты: Узнать актуальную цену на билеты и заказать их можно здесь. Также на сайте есть график работы площадок.

Как добраться: на автобусах Тобу от станции Кинугава Онсен путь займет 10 минут; стоимость проезда — около 400 йен.

Если эта статья оказалось для вас полезной, мы будем очень благодарны Вам за отзыв. Мы уверены, что ваш маленький любитель ниндзя оценит это замечательное путешествие.

Каваками Дзинъити Сокё Кога рю

В этой статье мы поговорим о 21ом Сокё Кога рю ниндзюцу Каваками Дзиньити.
Идет много споров по поводу легитимности Сокё Каваками, последний он ниндзя или нет? настоящий ли он или само названный? и так далее. Наверное так и должно быть, обязательно найдется кто то, кто будет оспаривать то, или иное мнение.
В этой статье, я попробую описать свою точку зрения на эти вопросы.

На фото Сокё Каваками, показывает фамильные свитки своим ученикам, Хомбрэ и Киёмото

Историческое происхождение семьи Каваками Сокё, имеет свои документальные подтверждения и признанно правительством префектуры Мие(Ига) и Сшига(Кога). Согласно «Токугава дзикки» («Подлинные хроники Токугава»),
предки Каваками Сокё были, на прямую связанны с Синоби из Ига. И служили семье Токугава, в отряде Ига-гуми, под руководством Хаттори Хандзо.
Однако, свои навыки в ниндзюцу Сокё Каваками получил не по наследству от своих предков. Как это не странно звучит но это так.
Однажды в молодости, Каваками Сокё гулял в парке, и увидел небольшую горстку детей, которые окружили пожилого человека, подойдя по ближе, Каваками увидел, что человек показывает детям, как бросать с помощью одного пальца монетку, он бросал монетку в сосуд и все время попадал точно в цель. Каваками был очень удивлен. Все удивлялись и старались повторить это. Каваками был не исключением. Но как он не пытался попасть монеткой в сосуд, у него ни чего не выходило.
Спустя некоторое время, все ребята разошлись, а Каваками остался.
В Будущем эта встреча в парке, перевернет всю жизнь будущего 21го Сокё Кога рю Каваками.
Познакомившись с пожилым человеком, который так лихо бросал монетку, Каваками узнал что его зовут Масадо Исшидо. Исшидо был врачом, бывшим военным, мастером забытого в том времени искусства ниндзюцу школы Кога рю.
Каваками попросил Исшидо, научить его бросать монетку попадая в цель. Так молодой Каваками, стал учеником мастера Кога рю ниндзюцу Масадо Исшидо. Не смотря на свое происхождение, навыки и знания, Сокё Каваками получил, не по семейной линии а именно от Масадо Исшидо.

Каваками много времени проводил у Исшидо, занимаясь по 6 часов в день, он действительно был и есть, одержим этим таинственным искусством. Исшидо передал Каваками свои знания, не надеясь на продолжение традиции Синоби.

На фото техника Кога-рю в исполнении Сокё Каваками

Но не смотря на то, что Сокё Каваками действительно является легитимно подтвержденным и принятым в Японии 21ым Сокё Кога рю ниндзюцу, он не единственный Кога ниндзя и уж точно не последний. В следующий статьях я расскажу более подробно о других хранителях традиций Кога рю ниндзюцу, а сейчас назову их имена, Сэнсэй Юноки, Сэнсэй Курои, Сэнсэй Юкита. И это далеко не полный перечень ныне здравствующих мастеров Кога рю, которые так же носят знания, но не пытаются предать это огласки, и желают остаться не известными. Многие мастера Кога, выжили и сохранили свое искусство до наших дней, благодаря тому, что в большинстве войн, которые потрясали Японию, находились на стороне Императора, Сегуната, и.т.д. И служили им с честью.
Однако вернемся к Сокё Каваками, у Сокё Каваками есть четыре ученика, но наиболее известны только два из них Киёмото-сэнсэй(Banke Shinobi) и сэнсэй-Хуан Хомбрэ(JAPAN NINJUTSU Federation).

На фото справа Киёмото-сэнсэй(Banke Shinobi) и сэнсэй-Хуан Хомбрэ(JAPAN NINJUTSU Federation). В Додзё Сокё Каваками.

Каждый из них в данный момент возглавляет свою собственную организацию, и каждый год посещает Сокё Каваками в Японии, продолжая обучаться. Бытует мнение что попасть на обучение к Сокё Каваками, можно лишь после обучения Бу-дзюцу у Киёмото-сэнсэя. Но это не совсем так. Сокё Каваками, не берет учеников на личное обучение, не важно у кого вы до этого обучались, все ученики Киёмото и Хомбрэ, по возможности, каждый год посещают Сокё Каваками и его Додзё расположенный в префектуре Фукуи и тренируются вместе, а отдельно Каваками учеников не обучает. Сокё Каваками по сей день работает на заводе производящем микро чипы, и продолжает исследования в области ниндзюцу, совершенствуя свои навыки.

На фото справа мечи ниндзя(Синоби катана и Ниндзя то) доставшиеся Каваками Сокё по наследству, слева различные приспособления (нинки) из его коллекции, в том числе и садовые ножницы(манжито).

Благодаря Сокё Каваками в Японии были снаряжены несколько экспедиций в места где по преданиям и рассказам были лагеря Синоби. Сокё Каваками ведет активную работу с населением обоих префектур, и многие семьи приносят ему и отдают на хранение старинные семейные реликвии, связанные с Синоби.
Сокё Каваками, является почетным хранителем музея Ига рю ниндзюцу.
Многие экспонаты выставленные сегодня в музее, попали туда, благодаря Каваками, в том числе обширная библиотека выставленная сегодня в музее, свитки, и. т.д.

На фото справа Сокё Каваками показывает свою библиотеку выставленную в музее Ига рю ниндзя(канал Discovery). Слева Сокё Каваками и историк Стивен Тёрнбул в музее ниндзя Ига (фильм Нерешённые загадки истории, канал Discovery)

Каваками Сокё не любит раскрывать тайны связанные с техниками Синоби, предпочитая отвечать на вопросы уклончиво улыбаясь. Наверное этим от части можно объяснить то что нет ни одного видео фильма, в котором бы снимался Сокё Каваками раскрывая секреты техники. Нет интервью в журналах по БИ. Сокё Каваками говорит: тот кто хочет учиться этому искусству, должен отдавать себя всего, люди с Запада и Европы должны понять, что наша культура объединена методами SHINOBI KANCHO «Шпионаж», SHINOBI BORYAKU «Отговорка». И не пытаться играть в ниндзя.

Примеры техники Кога-рю с объяснениями Сокё Каваками.

Кусари-Гама(Серп с цепью, веревкой)

Ссылка на основную публикацию