Ицюань история появления боевого искусства и кто его основатель | Karate-krs.ru

Ицюань история появления боевого искусства и кто его основатель

Ицюань история появления боевого искусства и кто его основатель

Зачатки первых систем Ушу возникли еще до становления китайской государственности отнюдь не только из способов самообороны или охоты. Их истоки восходят к первобытным танцам. Такие танцы совмещали в себе ритуал и практическую тренировку. Сюжетами танцев становилось изложение мифа в форме набора движений. Ушу вырастают из конгломерата мифов и легенд. Зачастую легенды — лишь сильно искаженное эхо далеких, но реально происходивших событий, излагаемых особым мифологическим языком, очень типичным для ранних форм сознания. Темой многих танцев становились битвы великанов или божественных правителей, обладавших неимоверной мощью. Эти битвы «сотрясали небо и поражали землю». Память о них продолжала жить в особых боевых плясках.

Системы единоборства всегда рассматривались в раннем Китае как привезенные в этот мир богами или духами. В провинции Цзянси существовал танец «кайшань» («раздвинутые горы»), где главное действующее лицо — создатель мира бог Паньгу выполнял основные боевые движения с топором. Ряд танцев был посвящен воспеванию доблести Хуан-ди. Характерно, что и некоторые школы Ушу позже стали считать Хуан-ди своим основателем и покровителем.

В конце II в. до н. э. стало набирать силу Чжоу — одно из княжеств, входивших в состав царства Шан. В конечном счете это привело к военному конфликту между Шан и Чжоу. В решающем сражении солдаты-рабы в войске Шан повернули копья против своих командиров, чем поддержали наступление воинов Чжоу. Царство Шан пало под ударами своего бывшего вассала. Новые правители Чжоу объявили, что они получили «мандат» на правление до самого Неба, «мандат» же империи Шан был утерян. Для консолидации царства Чжоу среди прочих мероприятий была проведена унификация танцев, в числе которых выделялся комплекс «шесть плясок». Один из шести танцев был боевой танец дау — «большое сражение», который в лицах воспроизводил победу Чжоу над шанцами. Танец состоял из многих действий, а кульминацией была вооруженная схватка на мечах и копьях. Несколько безоружных воинов показывали также упражнения рукопашного боя. Танец дау пользовался особой популярностью при императорском дворе и даже был введен в программу обучения воинов.

В ту эпоху не было разделения ритуала на танец и собственно боевую тренировку. К тому же и танец, и боевая практика обозначались сходными по звучанию иероглифами — у. помимо большого ритуального танца дау, существовал ряд малых танцев, воспроизводящих тренировку с различными видами оружия, которые представляли собой парную отработку упражнения. Для танцев отдельно обозначались жесты рук — у и приемы ногами — Дао, что соответствовало требованиям боевой практики. Все эти танцы были позже выделены в разряд специальных боевых танцев — уу.

Танцы уу регулярно исполнялись при императорском дворе. Для их преподавания выделялись специальные инструкторы из профессиональных воинов. Боевой танец превратился в важный вид воинской подготовки.

В древнем Китае вплоть до III-IV вв., видимо, не существовало Ушу в полном объеме — была лишь подготовка воинов, «воинское ремесло», которое сначала имело вид танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебы с специальных учебных заведениях. Но и в этом случае боевая подготовка носила сильно ритуальный характер.

При династии Чжоу (XII-III вв. до н. э.) существовал обычай турнирных боев без оружия — сянбо, который вышел из искусства цзюэди. Сянбо включал в себя захваты, кулачный бой, броски и удушения. В III в. до н. э. сянбо было упорядочено для соревнований: бои происходили на специальном помосте, включали броски, а также удары руками и ногами. Эта система получила название шоубо.

Широкого распространения боевая подготовка достигла в ,VI в. до н. э. — III в. н. э., в период раздробленности китайского государства. Это были века бесконечных войн и противоборства крупных государств. За 240 лет существования периода Чуньцю было 480 войн, за 182 года периода Чжаньго более 100. естественно, подготовка воинов становилась одной из важнейший задач государства.

Воинская подготовка получала философское осмысление, становилась предметом притч и исторических анекдотов. Истинный воин должен быть гуманен и человеколюбив, настоящий боец — это преломление важнейших конфуцианских понятий для экстремальных условий. Но и в такой ситуации принцип обороны должен превалировать над принципом нападения.

В конце III в. до н. э. большинство методов единоборства, циркового искусства, боевых танцев с мечами, копьями, топорами и другим оружием, управление колесницами были объединены в комплекс «ста игр» — байси или цзюэдиси. По цзюэдиси в эпоху Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) стали проводиться крупные соревнования, на которые съезжался народ из всех провинций. В самой цзюэди эпохи Хань борьба велась без оружия и не было ударов, в отличие от сянбо и шоубо, где использовались удары руками и ногами.

К концу , II в. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под названием уи — «боевое искусство». Этот термин сохранился на протяжении многих веков и позже стал синонимом Ушу. Однако в то время он обозначал лишь подготовку воинов. В уи вошли цзюэди, шоубо, техника работы с оружием. Комплекс включал бой голыми руками, с оружием, защиту от вооруженного нападения.

В III-IV вв. появляется еще один вид борьбы — сянпу, который широко распространился на севере Китая. Он имел кодифицированный набор приемов: захваты головы, ног, броски через плечо, подножки, подсечки, броски прогибом через грудь.

Развитие светских воинских искусств и народных единоборств шло параллельно с развитием учения даосов об «искусстве продления жизни человека», включающим методы дыхания, медитации, гимнастические упражнения, теорию циркуляции в теле человека жизненной энергии ци. Слияние этих двух направлений легло в основу глобальной системы Ушу.

В древности в Китае сформировался комплекс воинской подготовки, включавший практические занятия по ведению индивидуального боя с оружием или голыми руками и сложную теорию военной науки, опирающуюся на конфуцианские постулаты, а также на даосскую теорию о подобии земных изменений небесным трансформациям Пути-Дао. Истинный воин должен был сочетать гражданские и военные знания.

В средние века школы Ушу не столько обучали приемам нападения или защиты, сколько приобщали к истории, культуре, к традиции. Идеалом для древнего Китая становился «благородный муж», преисполненный воинской доблести и гражданских талантов.

Происхождение боевого искусства Ицюань и значение слова

Ицюань – это одно из боевых искусств Китая, которое также хорошо известно как «кулак разума»; по сути подобным Ицюань является Дачэнцюань.

Происхождение

Ицюань, который иногда называют и Дачэнцюань, – это относительно молодое боевое искусство, которое создал в 20-х годах прошлого века Ван Сянчжай. Изначально он искал лучших специалистов боя того времени, чтобы суметь понять суть бокса. Впоследствии им был создан новый вид искусства, в котором он исключил все неважное и заменил на техники и приемы, которые давали максимально быстрый эффект. Со временем во вновь созданной системе появились особые подходы, главенствующие над его составляющими.

Чтобы усилить значение сознания, как в процессе обучения, так и в бою, он назвал созданное им искусство Ицюань, состоящее из двух слов – «И» – это сознание, намерение, а также «цюань» – кулак. Новое название произошло путем удаления составляющей «Синь» из названия единоборства Синъицюань – базового единоборства при создании Ицюань. Кроме того, Тайцзицюань У-Хао и его приемы тоже сильно повлияли на новое единоборство. Ван Сянчжай рассматривал единоборство Ицюань не только как практическое боевое искусство или действенную систему гимнастики, и тайно преподавал боевые составляющие стиля немногим приближенным ученикам.

Развитие единоборства

У Ван Сянчжая была масса возможностей, чтобы провести проверку Ицюань, как боевого стиля. Основоположник данного стиля считал, что существующие школы воинских единоборств неполноценны и уводят обучающихся от цели. Ван Сянчжай не скрывал своих взглядов, когда в Пекине, в конце 30-х годов прошлого века, он открыто выдал всех мастеров по различным единоборствам, чтобы меняться идеями и обучаться друг у друга. У открытого вызова не было недостачи в соперниках. Любой, кто хотел сразиться с Ван Сянчжаем, должен был сперва победить одного из самых его успешных учеников – однако никто не смог этого сделать.

Ицюань вскоре уже обладал репутацией весьма эффективного единоборства, позже стало известно и о его пользе для здоровья. В этот период Ван Сянчжай решил поменять название Ицюань, как ограничивающее мнение об искусстве, на новое. Все его ученики, а потом и общественность, стали называть единоборство Дачэнцюань, что обозначает Кулак Больших Достижений. Основатель стиля после недолгих сопротивлений поменял название на новое. В конечном же итоге он все равно назвал свой стиль Ицюань, как больше подходящий его единоборству.

Тренировки Ицюань помогают ученикам в развитии очень сильного внутреннего усилия, в сохранении и восстановлении здоровья и развития сверхспособности, а при достижении высших уровней мастерства – постигается «бесформенная сила».

Древнее методики, применяющиеся в Ицюань, дают возможность включить подсознательные механизмы психики человека, которые направлены и на самооздоровление, и на улучшение энергетического состояния занимающихся.

Мудрость этого боевого искусства способна на разрушение, однако создана для созидания.

Видео: Современный Ицюань

Последовательность обучения

Полный курс обучения подразделяется на 7 шагов:

  1. столбовая работа Чжан Чжуан;
  2. проба сил Ши-Ли – это комплекс простых упражнений, необходимых для контроля своего тела и силу его в движении – т.е. позволяет обучиться применять внутреннее усилие человека;
  3. шаг Трения Мо Ца Бу – этот шаг изучает то, как сохранять связь и силу целого тела и силу целого тела, в процессе перемещения;
  4. выброс Силы Фа-Ли – изучает как «выбрасывать» силу тела, применяя не физическую силу, а внутренние усилие в любом заданном направлении и любой из частей тела;
  5. толкающиеся Руки Туй Шоу – напоминает Толкающиеся Руки в Тайцзицюань, однако обладает специфическими особенностями;
  6. проба Голоса Ши-Шен – обучает увеличению мощности выброса внутренней силы при помощью крика.

Боевая Практика Сан-Шоу представляет собой спарринг.

В процессе всего обучения студенты должны выполнять основной принцип – «Применяй сознание, а не силу».

Российская Академия Ицюань

Ицюань – это система боевых искусств, относящаяся к внутренним стилям. Кроме того, это отличный способ для совершенствования здоровья и умения развивать силу мысли. Ицюань был создан Ван Сянчжаем (1885-1963), одним из самых известным мастеров Китайских боевых искусств. Мастер Ван учился Синъицюань у знаменитого мастера Го Юньшеня. В свое время мастер Ван стал известен благодаря практике боевых искусств, и применению Цигун в китайской медицине. Он посвятил свою жизнь поиску квинтэссенции боевых искусств внутренней направленности. По мнению Мастера Ван, основное внимание на тренировках необходимо уделять развитию внутренней силы. Он также был убежден, что знания должны преподноситься на научной основе и без каких-либо мистических секретов. После смерти Го Юньшеня Ван много путешествовал по Китаю, разыскивая и общаясь с мастерами различных стилей. В результате этих странствий он еще больше убедился в том, что слишком много времени и усилий тратится на изучение красивых движений и пустых форм. Поэтому Ван упростил и модифицировал стиль Синъицюань, уделяя больше внимания развитию силы всего тела через возможности ума, а не внешней форме. В названии созданной школы мастер убрал первый иероглиф «Син», означающий «форму» и оставил Ицюань.
В 1939 году, после переезда в Пекин и усовершенствования своей системы, Ван Сянчжай пригласил всех желающих мастеров боевых искусств «прийти и обменятся опытом и идеями». Многие пришли проверить свои навыки, в том числе путем спарринга, но никто не смог победить не только Ван Сянчжай, но и его четверых лучших учеников, которых он назначал для состязаний. После таких проверок на прочность система Ван Сянчжай стала очень знаменитой, количество учеников стремительно росло. Своим преемником мастер выбрал одного из своих лучших учеников – Яо Цзунсуня, который продолжил преподавание и совершенствование методов обучения Ицюань.
Методы обучения Ицюань состоят из шести основных разделов:
1.Чжан Чжуан – оздоровительные столбы
2. Ши ли – тестирование силы в медленных движениях и Ши Шен —
тестирование голоса
3. Зоу Бу – искусство перемещений, в основе которого Моца Бу – шаг трения
4. Фа Ли – взрывное высвобождение силы
5. Туй Шоу – толкающие руки
6. Сань Шоу – свободный бой
В тренировках основное внимание отводится двум аспектам:
1) Оздоровление и наращивание силы.
2) Самозащита
Как говорилось выше, Чжан Чжуан – основное упражнение в Ицюань. Внимание фокусируется на использовании мысли и координации между телом и мыслью. Мысль, «И», на китайском языке означает волю, намерение, воображение, Дух. С помощью специальных упражнений развивается взаимодействие расслабления, силы, движений, баланса под контролем ума. Тренировка Ицюань помогает понять и сбалансировать противоречие между силой и расслаблением. «Расслабленный, но не мягкий – собранный, но не твердый». Точно сбалансированные ум и тело, могут развивать огромную силу.
Умение находить и поддерживать этот баланс отражается на нашей повседневной жизни и здоровье. Ум становится более гибким, а способности к концентрации возрастают многократно.
Особое внимание в Ицюань уделяется развитию объединенной силы всего тела. В школе не придают значения разучиванию форм, таких например, какие есть в Тайцзицюань и других традиционных стилях. Этим Ицюань существенно отличается от них. В противовес в школе тщательно прорабатывают основные движения, в которых учатся пользоваться объединенной силой всего тела. Затем эти движения выполняются в свободном движении и на более высоком уровне учатся импровизировать, создавая свои, каждый раз неповторимые формы движений. Так учатся использовать всю свою силу в любом направлении, при любых движениях и в любых обстоятельствах. Это и делает Ицюань уникальной школой.
Тренировки Ицюань, влияют на самопознание различных аспектов нашего тела, иммунной системы, мышц и костей, внутренних органов и ума, что делает эту школу хорошей площадкой для культивирования здоровья. Движения очень естественны и не требуют больших, широких, глубоких амплитуд, что также привлекает людей в возрасте.

Преемник школы Ицюань матер Яо Цзунсунь свои знания и опыт передал своим сыновьям Яо Ченгуану и Яо Ченжуну. Мастер Яо Ченжун основал Академию боевого искусства Ицюань в Пекине, которая в настоящее время занимает ведущие позиции в Китае и в мире. Академия продолжает традиции Ицюань, развивает их и проводит дальнейшие исследования. Яо Ченжун, как руководитель и главный инструктор Академии, посвятил свою жизнь обучению Ицюань.
Тренировки в Академии проводятся как для начинающих, так и для продвинутых учеников, как для укрепления здоровья, так и для самозащиты без выходных утром, днем и вечером.

Лекция «История происхождения боевых искусств», (17 мая 2014)

Дорогие ученики, приглашаем Вас на лекцию 17 мая, в субботу (12:30). Мы поговорим о боевых искусствах. Лектором буду я, Ибраимов Алмаз. Я расскажу вам о различных видах боевых искусств и не оставлю без внимания спортивные единоборства. Постараюсь объяснить Вам разницу между ними и надеюсь после моего объяснения, вы не будете причислять MMA или бокс к разряду боевых искусств. Традиционно перед лекцией мы пообщаемся по Skype с Валерием Николаевичем. Конечно, для более плодотворного процесса мы проводим любимое всеми чаепитие: с нас — традиционный китайский чай, а с Вас — традиционные сладости 😉

История происхождения боевых искусств

Для людей, серьёзно практикующих боевые искусства и изучающих их историю, очевидно, что родина всему – это Китай. Кунг-фу или китайский бокс практиковали в Поднебесной с незапамятных времён, и это не просто слова. Существуют исторические упоминания, что история кунг-фу насчитывает более 5000 лет. Как и любая вещь, которая сохранилась так долго, боевые искусства претерпевали своё развитие: изучались анатомия, физиология человека, методы развития тела и совершенствовались технические элементы. Браться утверждать о том, когда именно китайское кунг-фу приняло законченную форму – дело неблагодарное и более того бессмысленное. Так как, кроме исторической ценности, ничего другого это занятие не даст, поэтому давайте оставим это для историков. Развиваясь такое количество времени, кунг-фу доказало свою необходимость.

Из-за наличия в настоящее время огромного вида единоборств, существует неразбериха относительно их первоосновы. И здесь всё как обычно: каждый тянет одеяло на себя. Кто-то делает это от невежества, кто-то ради того, чтобы потешить самолюбие. Есть и такие, кто создают «новые единоборства» на пустом месте, пытаясь тем самым найти материальную выгоду, говоря, что их учение – это истина, а он – единственный, кому переданы знания. Последний случай наиболее печален и компетенция преподавания там, оставляет желать лучшего.

Чтобы не быть голословным, давайте рассмотрим некоторые примеры.

Самым распространённым мифом является миф о Бодхидхарме. Существуют факты, что в 520 г. в Китай пришел буддийский монах Бодхидхарма, чьё имя дословно означало «Учение о просветлении». По-китайски его имя звучало как Путидамо или просто Дамо. Он считал, что буддизм в Китае понимался не правильно, и хотел объяснить монахам их заблуждения. После того, как его наставления не были поняты, он удалился в пещеру, расположенную недалеко от монастыря. В ней Дамо погрузился в состояние глубокой медитации, проведя в позе сидячего созерцания почти девять лет. По истечению срока он не смог подняться из-за того, что его ноги потеряли возможность двигаться. Бодхидхарма, используя особый комплекс упражнений, восстановил себе двигательную активность ног и предписал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. Эти физические упражнения представляли собой комплексы приемов кулачного боя, владения монашеским посохом и дыхательную практику. Здесь и берёт начало китайское кунг-фу, так гласит легенда.

Приверженцы индийской йоги утверждают, что своё начало боевые искусства берут от некой «йоги борьбы». Есть так же теория, что боевые искусства были принесены в Китай во время походов Александра Македонского, то есть еще в 4 веке до нашей эры. Но вряд ли эти утверждения имеют под собой какую-либо реальную основу, так как уже в 6…5 веке до нашей эры правители Китая устраивали в своих резиденциях турниры на звание лучшего кулачного бойца, основную массу которых составляли воины.

История боевых искусств Вьетнама восходит к двум монахам, получившим образование в Шаолиньском монастыре, которые по возвращении домой стали популяризовать китайское искусство. Считается, что тайский бокс произошел в 1560г. По легенде король Наресуен оказался в плену у бирманцев, которые, в свою очередь, пообещали его освободить, если тот победит самого сильного бойца. Король победил, и с этого времени тайский бокс стал национальным видом спорта.

Всё японское карате пришло из Китая, об этом говорят и сами жители страны восходящего Солнца. Если почитать биографию известных мастеров 18…19 века, то будет видно, что после получения определённого объёма знаний и умений, наставник отправлял ученика в Поднебесную, давая наставление о том, что учиться нужно у основателей.

Путаница же о месте возникновении карате началась из-за не последнего участия Гитина Фунакоши. Первоначально иероглиф «кара» означал всё китайское, а «те» в переводе – это рука. Позже Фунакоши заменил иероглиф «кара» на другой, схожий по звучанию, но иной в написании, что означало «пустой». В итоге вместо китайской руки получилась пустая рука, а добавив в конце слово «до», получился путь пустой руки или карате-до.

Такая замена была не случайна. Гитин Фунакоши начал подводить китайское кунг-фу под рамки японской философии, под рамки самурайства, в силу чего оно сильно трансформировалось. В кунг-фу все движения текучие и серийные: есть непрерывные атакующие действия и непрерывные контратакующие. Фунакоши же стал вычленять из этого одиночные движения, что привело к системе фехтования самурайским мечом. Данный подход привёл к трансформации, взяв в основу принцип японского минимализма. Как результат, вместо улучшения уклон был сделан в сторону примитивизма.

В современное время многие из боевых искусств превратились в спорт. Поэтому стоит разобраться, в чем заключается разница между спортивным единоборством и боевым искусством.

Спорт – это узконаправленное физическое развитие, необходимое для того, чтобы можно было максимально эффективно выполнить движения, которые требуются на соревнованиях. Хорошим или выдающимся спортсменом может стать далеко не каждый, для этого нужно родиться с богатым потенциалом к определённому виду деятельности. Например, огромному двухметровому человеку будет тяжело заниматься спортивной гимнастикой, а гимнасту будет сложно играть в баскетбол, потому что ему придется прыгать в два раза выше, чтобы защитить корзину. Главной задачей тренера является поиск подходящего человека и развитие у него в дальнейшем узких специфических качеств.

Главным минусом любой узконаправленной работы – это большая утомляемость ЦНС. В мышцах возникает эффект мотивационного однообразия, при котором они отказываются повторять одни и те же действия очень большое количество раз. Чтобы мышцы не отказывались работать, спортсмен должен иметь чётко регламентированное расписание дня и процедуры стимулирующего характера, такие как сауна, массаж. Если спортсмен вовремя не поел, не поспал или не потренировался, то он выпадает из режима и дальше теряет возможность выступать на соревнованиях. Стимулирующим фактором, чтобы не допустить сбоя в режиме, являются деньги. Допинг же используется для возможности конкурировать с большим количеством людей, занимающимся тем же делом.

В традиционных боевых искусствах человек не заточен, он не выполняет действие как робот. Физическое развития для него стоит в приоритете и является средством продления жизни, а не вынимания из своего тела максимальной сократительной силы мышц в конкретном движении. В традиционных боевых искусствах определяющей вещью всегда является крепкое здоровье, всестороннее развитие и гибкий ум. Гибкий ум даёт возможность увидеть, что действительно нужно делать, а развитое тело свободно реагирует на любую задачу. Занимаясь боевыми искусствами, человек живёт полноценно каждый день до самой смерти, и даже в последние мгновения своей жизни он должен быть на пике своей формы.

В наше время кунг-фу, к сожалению, имеет два направления: традиционное, где аспекты оздоровительной, прикладной и боевой слиты воедино и спортивное. Неизбежным недостатком спортивного ушу является недостаточное уделение внимания изучению и овладению внутренним, то есть духовным, началом древнего искусства. Этот факт, несомненно, несколько неприятен. Остаётся надеяться, что традиционные ценности никогда не будут утеряны или забыты несмотря на время.

  • Основная проблема в спорте – это заточка малого количества навыков.
  • Что такое тренировочный процесс в спорте? В любой спортивной дисциплине есть своеобразные движения которые они практикуют, например, в футболе мячик пинают, в хоккее шайбу катают, в тяжелой атлетике штангу поднимают, в плавании гребут, в боксе морду бьют и т.д.

Боевое искусство ушу

Популярные статьи

Боевое искусство ушу

Популярная сегодня разновидность китайских единоборств ушу не просто зрелищный вид спорта, а духовная практика, жизненная философия. В оригинальном дословном переводе с китайского «ушу» означает «воинское искусство» и является объединенным названием различных боевых техник. Изначально ушу возникло как симбиоз древнего искусства кулачного боя монастырских и народных учений, даосских медиативных практик и достижений китайской медицины.

Сегодня ушу получило широкое распространение по всему миру, закрепив за собой официальный статус направления спорта.

Истоки возникновения учения ушу

История возникновения и эволюции учения насчитывает уже несколько тысячелетий. Согласно преданиям, существует три истока зарождения ушу, связывающих происхождение практики со святыми местами:

  • шаолиньским монастырем, возведенным в 495 году неподалеку от священных гор Суншань в провинции Хэнань;
  • даосским центром провинции Хубэй у подножия гор Удан-шань;
  • Эмэйскими горами в провинции Сычуань (место зарождения эмэйского направления ушу).

Классификационное деление школ ушу

Разнообразие стилей и школ ушу порождает множество критериев для их классификации, отчего до сих пор не существует четкой и общепринятой схемы их деления. Наиболее распространенным считается разграничение по территориальному признаку на северное и южное направление. Разница между двумя этими школами в специфике использования приемов борьбы и тактики ведения боя.

Северная школа. Для направления характерны преимущественно активные удары ногами и частые перемещения. При этом спарринг-партнеры выдерживают среднюю или дальнюю дистанцию.

Южная школа. Основу составляют разнообразные резкие приемы руками. Сторонники южного учения предпочитают держаться на близком расстоянии от противника, перемещаясь короткими и компактными шагами.

Боевая техника ушу-саньда

Ушу-саньда – один из комбинированных видовых стилей китайских боевых искусств и основное направление спортивного ушу, являющееся оригинальным воспроизведением свободной техники рукопашного боя и эффективным способом самозащиты.

Методы ведения поединка в ушу-саньда достаточно многообразны, но можно выделить несколько основных форм борьбы:

  • атакующие и защитные приемы руками и ногами;
  • действия бросковой техники;
  • борьба с захватами.

Примечательно, что ушу-саньда полностью исключает возможность применения опасных болевых и удушающих приемов, что позволяет отнести этот вид единоборств к одному из наименее травматичных. Получение навыков практической самообороны и применение приемов ушу-саньда в реальном бою позволяют с точностью предугадывать действия оппонента и предпринимать грамотные и эффективные контрмеры.

Кто может заниматься ушу

Овладение техническими навыками использования боевого арсенала ушу во многом зависит от физических возможностей, комплекции и личных предпочтений. Однако каких-либо ограничений по возрасту и уровню физической подготовки этот вид спорта не имеет – он универсально доступен для всех желающих.

Техника ведения боя в ушу включает бросковые, ударные приемы и защитные действия, требует от занимающегося хорошей тренированности, выносливости, силы и скоростной реакции. Занятия помогают воспитать характер и укрепить силу воли, обрести концентрацию и внутренний самоконтроль, гармонично развить тело.

Подберите для себя тренера по ушу-саньда на нашем портале, и вы легко и быстро овладеете необходимой техникой.

И с т о р и я п р о и с х о ж д е н и я в о и н с к о г о и с к у с с т в а

Данная статья основана на результатах исследований академика УАН Олега Викторовича Мальцева.

Эта статья будет интересна тем, кто пытается разобраться в вопросах происхождения боевых искусств. Многих людей беспокоят вопросы Почему их такое множество на сегодняшний день? Что послужило причиной их возникновения? Кем в действительности являются основатели того или иного вида боевых искусств? Какова истинная цель их основания? Правда ли, что наши предки использовали бесконтакт? На эти и множество других вопросов, как оказалось, можно найти достоверные ответы при соответствующем научном подходе.

Как правило, данная проблематика рассматривается, учеными, историками, мастерами единоборств и другими специалистами в разрезе своей узкой плоскости или конкретного направления. Однако, существуют люди, которые подошли к этому вопросу системно. Одним из таких ученых является эксперт в области воинских систем Олег Викторович Мальцев. В свое время им были проведены комплексные исследования боевых искусств, и проделана обширная научная работа по исследованию данной проблематики, результаты которой получили большое количество положительных отзывов и благодарностей со стороны коллег ученых и мировых мастеров воинских искусств.

В контексте данной статьи мы как раз поговорим о некоторых результатах этих исследований. Но прежде, чем подойти поближе к данной теме, необходимо разобраться, что обычно люди подразумевают под воинским искусством. Что, по сути своей, означает это понятие?

Есть предположение, что воинское искусство – это некий инструмент, который применяют во время войны, система, которая применяется с целью поражения противника и одержания победы. Такое определение, с одной стороны, очень объёмное, а с другой – непонятное.

Как можно охарактеризовать понятие «воинское искусство»? Представим себе двух людей, сражающихся на мечах. Один другого ударил, тот — упал. То есть, внешне это выглядит как искусство поединка. Чаще всего, люди понимают воинское искусство как искусство поединка. При том сражаться могут как один против нескольких нападающих или обороняющихся, так и два соперника друг против друга. Это, по сути, искусство поединка, целью которого является одержание победы одной из сторон.

Возникает ещё один интересный вопрос. А можем ли мы интеллектуальный поединок назвать воинским искусством? Как часть поединка, как стратегию – да. Но беда в том, что большинство людей так не считают.

И, всё-таки, что мы подразумеваем под «воинским искусством» вообще?

Почему стоит вопрос: «Откуда произошло воинское искусство?» Потому что, вероятно, на вопрос этот существует очень серьёзный ответ, который, так или иначе, влияет на нашу сегодняшнюю жизнь. Другими словами, если мы не поймём, откуда возникло «воинское искусство», мы не поймём и тот мир, в котором мы сегодня живём.

На самом же деле, поставленный вопрос раскрывает стороны нашего мира, о которых ничего нам неведомо.

При исследовании вопроса о восприятии людьми понятия «воинского искусства» выяснилось, что большинство людей подразумевают под этим не более, чем бой на мечах или рукопашный бой и т.п.

Такая форма воинского искусства могла возникнуть только в четвёртом периоде деградации, когда человек стал зависеть от скорости.

О чем идет речь? С точки зрения прикладной науки, существует пять периодов деградации человечества:

  • I период – без деградации.
  • II период – характеризуется появлением переходников.
  • ІІІ период – возникают резонаторы.
  • IV период. Именно в четвёртом периоде деградации, когда появляется оружие, мы обнаруживаем появление вооружённой и рукопашной схватки, как явления, что соответствует диапазонам «Дистанций», «Скоростей» и «Точек опоры» на измерителе Естественной Иерархии.
  • V период. Ныне же, в пятом периоде деградации (тот мир, в котором мы живём) правят протезы.

Смысл в том, что воинское искусство в том виде, в котором мы его себе представляем, могло возродится только в IV периоде деградации. Поскольку человек становится зависим от скорости.

Если человек от скорости не зависит, никто ничего ему сделать не может. Это становится возможным лишь в том случае, когда он воспринимает мир горизонтально. Так, как только в горизонтали существует дистанция от одного предмета до другого.

То есть, если человек вынужден справляться со скоростями, то может возникнуть такая форма воинского искусства, как, например, битва рыцарей на мечах, война армий и т. д.

Итак, Воинское искусство – это следствие зависимости человека от скорости и неспособности с ней справляться.

Существует такое понятие, как скорость сопоставления данных – это скорость, с которой человек делает безошибочные выводы. Она воспринимается как линейное время, и человек зависит от этой скорости в том числе. Чем выше скорость сопоставления данных, тем скорее человек сделает безошибочные выводы, на основании которых примет правильные решения, а, следовательно, быстрее решит задачу и достигнет результата.

Коэффициент сопоставления данных зависит от уровня способности виденья человека. При наличии духовного зрения, коэффициент сопоставления данных равен нулю. Зачем человеку сопоставлять данные, если он итак всё видит?

До тех пор, пока существует духовное зрение, не возможен поединок двух рыцарей на мечах. Потому что у них обоих нет зависимости от скоростного режима. Здесь невозможно воинское искусство в таком виде, в котором мы его себе представляем сегодня.

Исторически поединок возникает также вследствие установления некоего порядка. То есть, закона, что обусловливает необходимость наличия суда, тюрьмы, казни, палача и прочих. Когда в истории человечества появляется множество разных людей с разными способностями, начинается определённая стадия деградации.

Данные выводы в общих чертах дают нам представление о том, как зарождалось воинское искусство на Земле, и задают некие направления для размышления на эту тему. К сожалению, в полном объеме изложить такую обширную тему в одной статье не представляется возможным. Для того, чтобы более подробно разобраться в проблематике, вы можете изучить «Очерк о происхождении воинского искусства на Земле» О.В. Мальцева.

История восточных единоборств

Оригинал взят у chispa1707

Сегодня я снова расскажу вам за спорт. Вернее, за «боевые искусства».

Каждый знает, что в Китае тыщи лет загадочные монахи тренировали силу, стойкость и прочие зубодробительные вещи, протыкая своими шаолинями всё, что плохо лежало. Что многовековые епонские самураи оттачивали мастерство голорукого убийства себе подобных, путем запинывания их левой пяткой в правое ухо. Что могучие тайцы хреначили своими муай-таями всех подряд на протяжении тысяч лет.
Это ВСЕ ЗНАЮТ.
Однако, ВНЕЗАПНО, реальность сильно отличается от «всех-знания».
Обратимся к википедии. И что мы там увидим?
О, УЖАС. Мы видим разрыв шаблонов и подрыв основ!

— После военного поражения Японии в 1945 году американские оккупационные власти запретили все японские боевые искусства, за исключением карате, которое считалось всего лишь разновидностью китайской гимнастики. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA) во главе с Фунакоси, объединившая ведущих специалистов этого вида единоборств. С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта» (а были ли они в реальности, все эти «епонские боевые искусства»? Вопрос, разумеется, риторический).

— Британское карате Кёкусинкай было основано в 1965 году после возвращения Стива Арнейла и Боба Боултона из Японии, где они изучали Кёкусинкай в токийском хомбу
— Основателем Кёкусинкай в Европе считается Йон Блюминг. 2 января 1962 года Йон Блюминг (рафинированый епонец в 33 поколении, понятное дело, ага) по поручению Масутацу Оямы создаёт первую европейскую ассоциацию карате, названную NKA

— 24 июля 1948 году в Лондоне была создана Британская ассоциация дзюдо. А уже 26 июля того же года Великобританией, Италией, Голландией и Швейцарией был образован Европейский союз дзюдо (European Judo Union, EJU)[14]. В 1951 году в Европейский союз дзюдо вступили Австрия и Франция.

— В 1974 году была основана первая организация профессионального кикбоксинга — PKA (Professional Karate Association), что фактически стало датой рождения кикбоксинга как сформировавшегося вида спорта (то есть, «карате» — это было общее название мордобоя, где использовались ноги).
Американский кикбоксинг очень быстро проник и в Европу. Именно в Европе в 1976 году была основана старейшая организация любительского кикбоксинга WAKO (World Association of Kickboxing Organizations).[1]

— Муай-тай обрёл популярность в Европе и в мире с 1977 года, когда тайские бойцы одержали убедительные победы в матчевых встречах с кикбоксёрами и каратистами[5]. Особенных успехов в практике муай тай достигли нидерландские бойцы, чья школа сегодня считается одной из лучших наряду с тайской, свидетельством чему являются успехи нидерландских кикбоксёров на международных аренах. Связано это с тем, что голландцы первыми в Европе стали серьёзно изучать муай тай (на самом деле, все куда проще: в кике и тае побеждает боец с длинными руками и ногами. А голландцы, ан масс, весьма рукасты и длинноги). До 1978 года представители Нидерландов были уже сильны в кикбоксинге, но, приехав в Таиланд, они потерпели сокрушительное поражение от местных бойцов, после чего усиленно взялись за изучение тайской версии кикбоксинга (древнее искусство многомудрых азиатов и прочее блаблабла для лохов).

Де-факто основателем современного тайского бокса является голландец Том Харинк (род. 1943. Жив до сих пор :)))
Именно он 15 января 1984 года в Амстердаме зарегистрировал Европейскую (ЕМТА) и Всемирную (WМТА) Ассоциации Муай Тай, а потом были созданы (уже не им) и Международная Федерация Муай Тай (IMF) и другие.
Родился: 22 декабря 1943
Место рождения: Гаага, Нидерланды
Национальность: Голландец
Изучаемые стили: дзюдо (коричневый пояс), киокусинкай (6 дан Кёкусин Будокай), кикбоксинг (основатель чакурики-стайл), муай-тай, сават (первый официально подтвержденный тренер по савату в Голландии)

А, да! У-ШУ забыл. Но с ушой все еще смешнее: основатели ушу/кунфу — киноделы из Гонконга. Первая кунфу/ушу фигура — Брюсик наш, понимаете ли, ЛИ. До него ни о каком ушу/кунфу никто не слышал. А развил кунфу до нынешних высот Джеки наш, понимаете ли, ЧАН. Он своим чаном дотумкал, что кунфу отлично продается — и налепил киношек про кунфу целую гору. А теперь — да, «древнее искусство шаолиньских монахов.

А монастырь Шаолинь — так вообще отстроен в 1970-х годах. Для туристов.

Итого: все эти «многовековые азиатские традиции» во-первых — не многовековые, во-вторых — не традиции, в-третьих — не азиатские.

Для тех, кто не понял СУТИ, поясняю. Для формирования определенного вида спорта нужны три вещи:

1 — Свод правил и регламентов этого вида спорта

2 — Подготовленный тренерский состав

3 — Некая формальная структура, компания, которая будет поддерживать и развивать первые два пункта.

Только при наличии всех трех вещей мы можем говорить о формировании определенного вида спорта. В нашем случае — «боевого искусства». Пока структуры и четкого регламента нет — тренеров готовить неизвестно как. И неизвестно кому и для чего.

И вот получается, что все «вековые азиатские шаолини» — это новодел 1960-х годов.

Йога — это просто лечебная и развивающая гимнастика, изуродованная до садо-мазо в угоду туристам и восторженным домохозяйкам. Очень трудно продать курс лечебной физкультуры. А вот ежели обозвать его «йога срана-яма» — то можно аж три-четыре цены накрутить. И разберут ведь! МАРКЕТИНГ.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ : на публикацию отозвалась масса народа — девять страниц комментариев.

Боевые искусства. Откуда, как и для чего.

Предыстория боевых искусств.

Боевые искусства практикуются человеком с древнейших времен. Мы занимаемся ими, видим их в кино и литературе, сравниваем, побеждаем или проигрываем и многое другое. Тем не менее, несмотря на древнюю историю этого вида деятельности четкой исторической хронологии ее развития нет.

Зародились искусства войны за миллиарды лет до появления человека. Это случилось ровно тогда, когда одному древнему биологическому виду для выживания необходимо было поедать или вытеснять другой вид. Те самые первые боевые практики мы наблюдаем у животных и по сей день. Конечно, ни один волк не распишет нам философию пути преследования жертвы и технику нанесения рваных ран клыками. Однако, все это показывает что боевые искусства появились именно в результате эволюции. Они были и являются необходимым компонентом выживания в условиях враждебной среды. У тех же волков сильнейшие мастера становились вожаками. Хочу отметить, что, несмотря на примитивность боевых искусств животного мира, многое человек перенимает именно от них. Примером этого служат многие стили ушу, каратэ и тысячи других.

Человек как самый развитый на данный момент биологический вид в кратчайшие сроки создал миллионы различных стилей и комбинаций нанесения вреда другим видам. От примитивного вертикального удара камнем или палкой мы прошли путь до ядерного вооружения. Причиной этому служит одно кардинальное отличие homo от животного, о котором я расскажу позже.

Боевое искусство. Что это такое и зачем это нужно?

С физической точки зрения боевое искусство – это совокупность навыков по использованию материи против своего оппонента. Моральных же точек зрения настолько много, что мне не хватит жизни на то, чтобы только услышать обо всех. Каждый народ веками создавал свое будо, отличимое по историческим пережиткам и особенностям, которые пришлось испытать.

Абсолютно все мы ежесекундно боремся за существование. Наши мышцы преодолевают различные сопротивления, качают кровь и воздух, регенерируют etc. Ребенок учится сидеть, ползать, ходить, бегать, лазать и так далее. Когда в жизни древней семьи появился голодный враг, начался расцвет человеческих боевых искусств. Люди занимали свои головы мыслями о том, как убивать эффективно и без последствий. С биологической точки зрения боевое искусство – наиболее совершенная форма борьбы за существование.

Наиболее человеческое определение все же кроется в социологии. Боевое искусство – один из способов самовыражения человека. Этих способов у людей очень много – литература, танцы, кино, живопись, спорт и др. Все это выносит наш внутренний мир на обозрение других. Именно поэтому так популярны танцевальные шоу и спортивные единоборства. Человек определенным набором движений выражает себя. Мы можем сравнить проявление разрушительного внутреннего мира Майка Тайсона, откусившего в третьем раунде у Холифилда кусочек уха, с миром правоверного мусульманина Кассиуса Клея (Мухаммеда Али), который на ринге никогда не терял самообладания и порхал как бабочка, жалил как пчела. Небезызвестные всемирные чемпионаты по ката, где боец буквально проживает каждое свое движение, очень схожи с выступлениями по художественной гимнастике.

Хочу обратить внимание на разницу между боевыми искусствами и спортивными единоборствами. В спорте имеется ряд определенных правил, соблюдая которые необходимо добиться определенного результата, чтобы одержать победу в соревновании. В боевом искусстве же правил нет вообще, а условиями победы являются выживание и убийство противника.

Возникает справедливый вопрос: если боевые искусства – проявление войны и ужаса, пришедшее от животных, стоит ли учиться им в современном цивилизованном мире? Есть ли положительные стороны?

Определенно стоит и есть. Все мы с вами цивилизованные люди и прекрасно понимаем, что убивать мало того, что нехорошо, так еще и уголовно наказуемо. Никто в наши дни в секциях никого убивать или калечить не собирается. Современный человек давно перешел к новейшим способам ведения войны, а классические будо оставил для саморазвития.

Во-первых, любое боевое искусство всегда развивает физически. У каждого будо свои требования и свои техники, в которых по-разному применяются разные части нашего тела. В связи с этим имеет место такой парадокс: ужасные искусства войны способствую поддержанию здоровья. Конечно, я не говорю о большом спорте с предельными нагрузками. Каждый занимается в меру собственных целей. Травм само собой тоже не избежать, поэтому на тренировках требуется строго соблюдать правила безопасности, из чего вытекает второе.

Во-вторых, боевые искусства прекрасно дисциплинируют человека. Любое будо является комплексом физических занятий, неразрывно связанных с моральными. Ученики могут часами медитировать, отрабатывать стойки и размышлять о сути каждого разученного приема. Благодаря такому подходу воспитывается морально устойчивый боец, который никогда не станет применять свои умения без явной необходимости. Эти тренировки ломают гордость, болевые пороги, страхи, сомнения, лень и злобу. Мир помнит гениальных мыслителей Древней Греции, которые с малых лет обучались греко-римской борьбе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что боевые искусства развивают физически и морально, а также способствуют стремлению к миру, несмотря на свое прямое древнейшее назначение.

Боевое искусство в современном мире.

В настоящее время боевые искусства бывают развивающими или же такими, которые продолжают служить своей цели. Самым оптимальным из вторых лично я считаю огневую подготовку. Совершеннейшему же на данный момент боевому действию обучают, например, в Серпуховском военном институте РВСН. Первые в отличие от вторых имеют множество различных моральных принципов. Это отличие очень ярко мы можем наблюдать в различных течениях айкидо. Морихей Уэсиба создал относительно мирный синтез приемов, который по сравнению с другими будо сильно щадит противника. Годами позже Любомир Врачаревич создал так называемое реальное айкидо, которому и по сей день обучает бойцов спецназа. Учит он их далеко не философии оомото-кё, а эффективным способам ведения рукопашного боя.

Стремление убивать и делать этим свою жизнь лучше пришло к нам от далеких предков, и каждый убивал по-своему. Сколько людей, столько и мнений. Эти особенности нашего мышления породили огромное разнообразие боевых искусств.

В животном мире имеет место быть один любопытный факт. Голуби могут получать удовольствие, убивая себе подобного. Огромное отличие человека от основной массы животных это именно любовь к разрушению. Мы восхищаемся боевыми приемами, стараемся их повторить и показать свою силу. Мы искренне любим калечить и убивать друг друга. Мы выражаем через это себя.

Конечно же, пройдя сквозь века, мы поняли, что надо договориться, пока еще не истребили друг друга. Так и создавались государства, коалиции и т.д. Современный человек, занимаясь будо, должен четко осознавать, что в наши дни его навыки должны быть использованы исключительно в мирных целях. Как Сахаров устрашился своего творения, так и Морихей ужаснулся бы, увидев в ближнем бою спецназ. Сейчас нам следует созидать и держать себя под контролем. Современные боевые искусства являются гениальным продуктом человеческого ума, который можно применять по-разному. Мы должны упорно тренироваться, чтобы защищать мир для своих ближних и обретать мир внутри себя.

История возникновения Ушу

Зачатки первой системы ушу появились ещё до становления китайского государства, однако до третьего-четвертого веков, по всей видимости, ушу ещё не существовало в своем полном объеме. На тот момент существовала только подготовка воинов, «воинское ремесло», первоначально имевшее вид танцевально-боевых упражнений, со временем приобретшее статус учебной военизированной дисциплины в специализированных учебных заведениях. Ушу для детей в те времена также практиковалось.

К концу второго века вся индивидуальная подготовка воинов была объединена и имела одно общее название – уи. Данный термин сохранялся на протяжении долгих столетий и в дальнейшем стал являться синонимом ушу. В уи вошла техника работы с оружием, шоубо и цзюэди. Данные комплексы имитировали защиту от вооруженного нападения, бой с оружием и бои голыми руками. Обучение проходило на комплексе формальных упражнений – таолу — которые проводились как с партнером, так и индивидуально.

В период «Весен и Осеней», а также Воюющих Царств, работали и жили одни из самых крупных китайских философов: Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Лао-цзы и Конфуций. Китаю передался духовный импульс, который повлиял на развитие Восточной Азии в дальнейшие несколько тысячелетий. В первом веке из Индии в Китай начал проникать буддизм. Данные философские системы учили рассматривать общее за различными повседневными вещами. Так как не только простые войны занимались боевыми искусствами, китайские воинские искусства со временем начали сливаться с философией, увеличивая свой уровень. Вероятно, именно за счет этого они и не потерялись в веках, а развились и смогли дожить до наших дней.

В 1219 году, когда завоевав Китай, Чингиз-хан отправился на запад, в Китай начали переселять арабов и персов, исповедующих ислам. Называли таких людей «сэму». У них было гораздо меньше прав, чем у монголов, однако больше чум у китайцев. По данным официальных документов династии Юань, таких людей именовали «хуэйхуэй». Прибывшие на восток мусульманские артиллеристы и пехотинцы в 1275 году в соответствии с выданным указом основателя династии Юань «вступать всюду в общины жителей приграничья» из солдат превратились в крестьян. Из этих солдат, а также солдат прибывших уже при династии Сун и Тан и принявших ислам китайцев и была сформирована нация хуэйцзу (мусульман). На протяжении более семисот лет своего существования, данная нация была тесно связана с ушу, которое ими рассматривалось как средство самообороны. Занятия ушу для них считалось священным действием, стимулирующим мусульманский дух.

В 1351-1368 годах, восстание людей под названием «красные повязки» наконец смогло положить конец монгольской династии Юань и возвело на трон Поднебесной династии Мин, первого императора – Чжу Юаньчжан. В связи с этим начался «золотой век» ушу.

Во время правления династией Мин в Китае, царила эпоха стабильного, методично совершенствованного и мирного существования самых разных школ. Однако ничего не бывает вечным.

Багуачжан – китайское боевое искусство, которое состоит из движений ладонями и передвижения по кругу.

История появления стиля

Такой стиль боевого искусства начал свое развитие в период с 1820 по 1850 года во времена правления династии Цин, под девизом «Даогуан». Этот, известный сегодня стиль, основал Дун Хайчуань из провинции Хэбэй, уезда Вэньань. Дун разработал технику стиля, в основе которого лежат приемы местных стилей ушу. Важно отметить, что в 30-х годах XX века в Тяньцзине несколько учеников занимались сочинениями историй о том, что Дун Хайчуань научился этому боевому искусству у своего даосского наставника по имени Би Чэнся из провинции Аньхуй в горах Цзюхуа, чтобы придать значительности этому боевому стилю. Поэтому, согласно легенде, эти ученики сами учились у Би Чэнся, поэтому отличия в их стиле со стилем Дун Хайчуаня является всего лишь особенностью стиля, а не личными ошибками изучения. Со временем, такая легенда прижилась в истории, и теперь, многие люди до сих пор принимают ее за правду. В 1875 году основатель — Дун Хайчуань посетил Пекин и там начал преподавать свою новую технику боя.

Особенности стиля

Основной отличительной чертой Багуа является обеспечение постоянного применения особенной боевой техники в постоянном круговом перемещении. В таком стиле все движения перетекают из одного в другое, дополняя и связывая все возможные движения боевого искусства между собой. Большинство стилей багуачжан имеют единый базовый способ тренировки — отработка техник во время передвижения по кругу. Несмотря на это, существуют некоторые направления стилей багуачжан, где такое передвижение по кругу выделяется как самостоятельное упражнение, а основной боевой техникой является отрабатывание движений в прямолинейных дорожках.

Учитель и основатель стиля — Дун Хайчуань практиковал на своих уроках дифференцированный подход, поэтому ортодоксальный стиль значительно изменился и сегодня существует целое разнообразие его вариантов. Самым старшим учеником, который учился в Дун Хайчуаня больше 10 лет является Инь Фу. Именно Инь Фу и доверили тренировать охрану вдовствующей императрицы Цыси. Особенностью этого направления является применение формы ладони, которую также называют «ладонь – язык коровы». Основной тактикой боевого стиля являются удары с дальней дистанции, а круговые движения в большинстве случаев используется для ухода с линии атаки и нападения на соперника с неожиданного угла. Саму технику движений багуачжан в направлении Инь Фу впервые описал его сын — Инь Юйчжаном в своей книге под названием «Краткий сборник багуачжан», которая была издана в 1931 году. Еще одним последователем и учеником был Ши Цзидун, которого Дун Хайчуань сделал своим приемным сыном. Направление багуачжан Ши Цзидуна до сегодня практикуется в Пекине, но оно все еще не является настолько широко распространенным. Несмотря на это, его направление является довольно популярным в провинции Цзянсу, где жил и продолжал дело своего учителя, ученик Ян Жунбэнь. Впоследствии, Ян Жунбэнь стал буддистским монахом и вскоре ушёл в странствия, оставив после себя всего несколько своих последователей.

Самый крупный вклад в распространение багуачжан ученик Дун Хайчуаня — Чэн Тинхуа, который жил в период 1848 по 1900 года и поучился у своего учителя около пяти лет. Перед появлением Дун Хайчуаня, Чэн Тинхуа был чемпионатом по борьбе в своем уезде, что, безусловно, повлияло на его боевую технику. Практикуемой им формой ладони в багуачжан, является форма «ладонь — когти дракона». Такая форма ладони позволяет легче осуществить захват. Кроме того, Чэн Тинхуа внедрял в свои уроки тактику попытки выхода за спину соперника, а также использование ударов в сочетании с бросками.

Другие ученики пришли к основателю боевого стиля — Дун Хайчуаню, когда он был уже старым и поэтому, они проучились у него совсем не долго. После смерти учителя, его ученики продолжали свою учебу у Чэн Тинхуа, а некоторые из них также получали дополнительные указания от Инь Фу, который редко и не охотно делился своими знаниями. Таким образом, возникло несколько направлений боевого искусства багуачжан: последователи Лян Чжэньпу (1863-1932); последователи Лю Фэнчуня (1853-1922); последователи Чжан Чжанькуя (1859-1940); последователи Лю Баочжэня (1861-1922); последователи Гао Ишэна (1866-1950) (ученик Чэн Тинхуа).

Хань Муся был не менее известным учеником и последователем Чжан Чжанькуя. В 1918 году, Хань принимал участие в Тяньцзине в турнире под названием «Турнир силачей из десяти тысяч земель». Он стал известным тем, что ему удалось победить русского бойца, которого до этого никто из китайцев не мог победить. Победа в турнире принесла Хань Муся заносчивость настолько, что он осмелился бросить вызов своему учителю. К его несчастью, этот бой, он проиграл, после чего Чжан и Хань стали злейшими врагами. Чтобы вычеркнуть информацию о своей учебе у Чжана Чжанькуя из собственной истории, Хань Муся придумал историю о том, что Дун Хайчуань учился у самого даоса Би Чэнся, который помимо Дуна учил и других учеников, и что якобы Хань учился у ученика Би Чэнся и никаким образом не связан с учениками Дун Хайчуаня. Такой истории придерживались и другие бойцы боевого искусства багуачжан, поскольку эта история повышала их социальный статус, среди таковых последователей был и Гао Ишэн.

В 1928 году в китайской столице – г. Нанкине был основан первый Центральный институт гошу. В этом институте преподавалось много разных искусств, но среди основных и обязательных были уроки багуачжан. Это позволило данному боевому стилю стать широко известным в Китае. Во времена начала войны в Японии в 1937 году, столица, вместе со своим институтом была эвакуирована в город Чунцин провинции Сычуань. Такой переезд позволил дальше распространяться багуачжан, далеко за пределы своей столицы. В наше время такое перемещение института привело к тому, что американские писатели начали выдумывать легенды о якобы существующем в регионах Китая особого искусства «эмэйского багуачжан».

В то же время, не смотря на некоторые различия, система тренировок остается единой, во всех школах багуачжан. Сначала все ученики тренируются в «движении по кругу», для того, чтобы выработать навык постоянного ухода с прямой линии, а также для того, чтобы привыкнуть контролировать собственный центр тяжести. Спустя несколько лет таких тренировок, следующим изучается комплекс под названием «Динши бачжан», что значит «Восемь ладоней установленных форм», где прорабатываются все 8 разных положений ладоней. Важно отметить, что разные направления школ практикуют одни и те же методы, используя разные названия. После этого, изучается следующий комплекс под названием «Бяньши бачжан», что соответственно означает «Восемь ладоней изменяемых форм». После того, как ученик овладел всеми этими техниками, он начинает изучать более высокие комплексы, такие как «Тайные ноги», «8 форм — 8 образов», «24 формы», а также технику работы в паре, управление оружием и специальные техники перемещений. Довольно интересным является упражнение под названием «облет девяти дворцов», для исполнения которого вкатывается в землю 9 двухметровых шестов, на территорию 3 на 3 метра, которые потом ученик должен непрерывно обходить в определенном порядке. Такое упражнение приучает ученика к навыку ведения боя в толпе. Кроме того, каждое упражнение имеет сразу несколько уровней сложности. Так, самым простым уровнем считается прохождение препятствия на почти прямых ногах. Со следующими уровнями постепенно понижается уровень тела таким образом, чтобы в конечном итоге, ученик перемещался с бедрами параллельными земле. «Облет девяти дворцов» осуществляется сначала обычным прохождением, а потом, поднимаясь на каждый новый столб, начинается что-то вроде «боя с тенью». Тренируясь таким образом, ученики укрепляют ударных поверхностей, а также противоударной закалкой тела. Множество мастеров боевого искусства багуачжан прославились благодаря своему идеальному владению техниками «железной рубашки» и «железной ладони».

Боевое искусство багуачжан, за всю свою историю, никогда не разглядывалось и не изучалось как армейское искусство, а напротив, было искусством индивидуального метода борьбы. Потому, самые стандартные виды оружия в этом искусстве имеют более специфическую форму, и даже специальное применение. Так, использование мечей, которые были в полтора раза длиннее обычного или шестов в багуачжан, во время тренировок прорабатывают упражнение под названием «короткое использование длинного оружия». Одним из самых любимых оружий основателя техники багуачжан — Дун Хайчуаня, является «острия петушиной лапы» — редкое парное оружие, которое имеет сложную форму. Но, многие популярные издания сообщают, что оружием Дун Хайчуаня были именно «секиры уток-мандаринок» — парное оружие, которое имеет вид перекрещенных полумесяцев с не заточенными лишь теми частями, за которые нужно держаться. Согласно разъяснениям Ли Цзымина, такое сообщение является неправдивым, так как такое оружие придумал мастер ушу Тун Даочан, а само название оружия, он взял из сборника рассказов названых «Портреты храбрых и честных борцов за справедливость» Чана Цземао, который использовал имя Дун Хайчуаня для создания прототипа Тун Линя — главного персонажа своего сборника.

Ссылка на основную публикацию