Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя) | Karate-krs.ru

Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)

Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)

Непознанное:Загадка третьей силы Просто мистика какая-то, — рассказывал приятель о поразившем его событии. У него с промежутком в полтора месяца с колес **Жигулей** отлетело два колпака. И произошло это в одном и том же месте — около станции метро на Садовом кольце в Москве. Вы скажете совпадение?

Теософия и эзотерика:Знамения времени Очень интересно наблюдать, как быстро меняется и прогрессирует день за днем отношение общества ко всему мистическому

Боевые искусства:Религиозные воззрения самураев (Часть VI) Меч, наряду с зеркалом и драгоценностью, стал в ряде случаев рассматриваться синтоистами как «тело» или «облик» бога (синтай), который помещался в закрытой части главного храма любого комплекса синто — хонся. Иногда мечи не только служили синтаем, но и обожествлялись

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)

ИАЙ-ДЗЮЦУ является своеобразным и характерным только для Японии видом боевого искусства. Сущностью ИАЙ-ДЗЮЦУ является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом. Первоначально ИАЙ-ДЗЮЦУ Изучалось лишь как один из предметов в рамках школ комплексного боевого искусства, а в эпоху Эдо (1603-1867) получило развитие как самостоятельное искусство. В старейших школах бугэй XV-XVI вв. техника ИАЙ-ДЗЮЦУ представляла приемы неожиданного нападения. Например, в Катори синто:-рю: изучались приемы ИАЙ-ДЗЮЦУ С высоким выпрыгиванием из положения сидя на одном колене с одновременными ударами, которые могли применяться для нападения из засады. Позднее возобладал оборонительный стиль ИАЙ-ДЗЮЦУ, восходящий к Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, основавшему в кон. XVI в. школу Хаясидзаки-рю:, давшую начало многим школам ИАЙ-ДЗЮЦУ.

В школах ИАЙ-ДЗЮЦУ были канонизированы приемы выхватывания меча из ножен при ходьбе, из положения стоя, сидя на одном или обоих коленях или со скрещенными ногами. Особо отрабатывались такие технические элементы как выдвижение меча из ножен большим пальцем левой руки, наложение правой ладони на рукоять, собственно выхватывание клинка и т.д. Мастера овладевали приемами противодействия попыткам противника выхватить меч из своих ножен или не дать ему выхватить меч, в которых использовались броски и болевые приемы из арсенала дзю:дзюцу, изучали правила выбора безопасного места в помещении, на улице, ношения и хранения оружия, учились передвигаться так, чтобы нападение противника не явилось неожиданностью. Особенностью всех школ ИАЙ-ДЗЮЦУ был относительно маленький набор приемов, отрабатываемых без партнера сотни раз подряд. Многократные повторения позволяли ученику входить в медитативное состояние, что приближало тренинг в ИАЙ-ДЗЮЦУ к дзэнской медитации.

После реставрации Мэйдзи (1868) ИАЙ-ДЗЮЦУ пришло в упадок, но благодаря энтузиастам возродилось в обновленном виде под названием иайдо: — .

Сохранились до настоящего времени и некоторые старинные школы ИАЙ-ДЗЮЦУ.

Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)

Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя).

кл слова: иай-дзюцу, история, оружие, меч

ИАЙ-ДЗЮЦУ является самостоятельным и отличительным только для Японии видом боевого искусства, сущностью ИАЙ-ДЗЮЦУ является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом. Первоначально ИАЙ-ДЗЮЦУ Изучалось лишь как один из предметов в рамках школ комплексного боевого искусства, а в эпоху Эдо (1603-1867) получило развитие как полное искусство, в прежных школах бугэй XV-XVI вв. техника ИАЙ-ДЗЮЦУ представляла приемы неожиданного нападения. Например, в Катори синто:-рю: изучались приемы ИАЙ-ДЗЮЦУ С порядочным выпрыгиванием из положения сидя на одном колене с одновременными ударами, которые могли применяться для нападения из засады. Позднее возобладал оборонительный стиль ИАЙ-ДЗЮЦУ, восходящий к Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, основавшему в кон. XVI в. школу Хаясидзаки-рю:, давшую начало многим школам ИАЙ-ДЗЮЦУ.

В школах ИАЙ-ДЗЮЦУ были канонизированы приемы выхватывания меча из ножен при ходьбе, из положения стоя, сидя на одном или обоих коленях или со скрещенными ногами. Особо отрабатывались такие технические элементы как выдвижение меча из ножен безграничным пальцем левой руки, наложение правой ладони на рукоять, собственно выхватывание клинка и т.д, мастера овладевали приемами противодействия попыткам противника выхватить меч из своих ножен или не дать ему выхватить меч, в которых использовались броски и болевые приемы из арсенала дзю:дзюцу, изучали правила выбора безопасного места в помещении, на улице, ношения и хранения оружия, учились передвигаться так, чтобы нападение противника не явилось неожиданностью. Особенностью всех школ ИАЙ-ДЗЮЦУ был относительно малый набор приемов, отрабатываемых без партнера сотни раз подряд, многократные повторения позволяли ученику входить в медитативное состояние, что приближало тренинг в ИАЙ-ДЗЮЦУ к дзэнской медитации. После реставрации Мэйдзи (1868) ИАЙ-ДЗЮЦУ пришло в упадок, тем не менее благодаря энтузиастам возродилось в обновленном виде под названием иайдо: — «Путь иай». Сохранились до настоящего времени и многообразные старые школы ИАЙ-ДЗЮЦУ.

Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом) В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу — фехтование вытянутым мечом, кодатидзюцу — фехтование малым мечом и рётодзюцу — фехтование двумя мечами. Мечи применялись японцами уже в эпоху Яёй, тем не менее истоки фехтования изогнутым мечом классического типа синоги-дзукури восходят ко 2-й пол. эпохи Хэйан. К концу XII в. уже были канонизированы многообразные приемы фехтования для пешего и конного воинов, тем не менее по значимости в военной подготовке самураев КЭНДЗЮЦУ уступало искусству стрельбы из лука с коня, в эпоху междоусобных войн Намбоку-тё мечи, благодаря улучшению их качества, появлению более воздушных и удачных доспехов и снижению роли конных лучников, становятся передным оружием самураев, начинается беглое развитие КЭНДЗЮЦУ.

Во 2-й пол. XIV — XV вв. возникают 4 безграничных школы КЭНДЗЮЦУ, давшие начало большинству позднейших школ: Нэн-рю: (основана дзэнским монахом Дзион, включала также дзюдзюцу и содзюцу), Катори Синто:-рю: (основана Иидзаса Тёисай Иэнао, включала также иайдзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, дзюдзюцу, содзюцу, сюрикэндзюцу, ниндзюцу и др.), Тю:дзё:-рю: (основана Тю:дзё: Нагахидэ) и Кагэ-рю: (основана Айсу Икосай Хисаси, включала также содзюцу и ниндзюцу). Обучение в преждевременных школах КЭНДЗЮЦУ было нацелено на подготовку фехтовальщика, способного противостоять противнику, использующему встречные виды оружия.

Поэтому кроме КЭНДЗЮЦУ их последователи изучали приемы боя алебардой, копьем, вытянутым шестом и т.д., приемы борьбы без оружия, техника КЭНДЗЮЦУ была рассчитана на ведение боя с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их изъяны. Удары наносились в доспехов, основными мишенями были шея, малая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола-кусадзури, запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер и щиколотки. Для предотвращения поломки меча, меч не подставлялся под удары меча противника, вместо этого использовались несходные подрезки рук и разрезы живота и различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от атак противника. Основным методом совершенствования мастерства были ката — парные комплексы, с фиксированными ролями участников и порядком их движений, исполняемые с деревянными мечами бокуто.

Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставить дыхание, протяжные комплексы более именитой ступени учили заканчивать бой одним-двумя ударами, уровень подготовленности проверялся в соревновательных поединках, в которых удары реально не наносились, а останавливались в нескольких см от мишени, и дуэлях с использованием боевого оружия, технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали агрессивный наступательный стиль, встречные — выжидательную тактику. В XVI в. появилась изобилующая плеяда выдающихся мастеров КЭНДЗЮЦУ, самыми знаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490-1571), развивший традицию фехтования, связанную со святилищами Катори и Касима, и разработавший школу Касима синто:-рю:, и Камиидзуми Хидэцуна (1508-1578; по противоположным данным 1520-1577), на базе Катори синто:-рю: и Кагэ-рю: создавший Синкагэ-рю:. Последний ввел в неизмеримое обращение фукуро-синай — учебный меч, изготовленный из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило практиковать учебные поединки с точным нанесением ударов и в будущем открыло возможность для развития КЭНДЗЮЦУ как вида спорта.

В 1-й пол. XVII в. наиболее влиятельными школами КЭНДЗЮЦУ были Ягю: Синкагэ-рю:, Итто:-рю и Нитэн ити-рю:. Ягю: Синкагэ-рю, основанная Ягю: Сэкисюсай Мунэёси (1527-1606), кроме КЭНДЗЮЦУ включала также нагинатадзюцу, дзюдзюцу, сюрикэндзюцу и др, в 1594 г. сын Мунэёси Ягю: Мунэнори (1571-1646) стал инструктором по КЭНДЗЮЦУ Токугава Хидэтада, будущего 2-го сё:гуна династии Токугава. Он усовершенствовал технику школы и под влиянием дзэнского наставника Такуан, который адресовал ему свой славный трактат , разработал теорию совершенствования мастерства, основанную на принципе кэндзэн итти — единства фехтования и Дзэн, которую изложил в наставлении . Основателем школы Итто:-рю: считается Ито: Итто:сай Кагэхиса (1560?-1653?).

Он считал, что все технические секреты фехтования заключены в одном-единственном приеме — ударе мечом сверху вниз, который является истоком всех остальных больших приемов КЭНДЗЮЦУ Его ученик Оно Тадааки был наставником по КЭНДЗЮЦУ сё:гунов Токугава Хидэтада и Токугава Иэмицу и тоже испытал всесильное влияние Такуан, который адресовал ему свое сочинение . Нитэн ити-рю: была основана Миямото Мусаси (1584-1645), который считается большим фехтовальщиком в истории Японии, мусаси делал упор на фехтование двумя мечами — вытянутым и затяжным — одновременно, это гарантировало бойцу преимущество в бою, тем не менее, верховное, формировало навык манипуляций мечом одной рукой, вынужденный в конной схватке, свои взгляды на сущность КЭНДЗЮЦУ Мусаси изложил в высоком трактате . Особое место среди школ этого периода занимала основанная Харигая Сэкиун Мудзю:синкэн-рю:, в которой КЭНДЗЮЦУ рассматривалось как вид дзэнского тренинга.

С середины эпохи Токугава КЭНДЗЮЦУ начинает утрачивать свое полезное значение, влиятельные школы этого периода Синто: мунэн-рю: (основана Фукаи Хэйуэмон Кахэй) и Сингё:то:-рю: (основана Иба Дзэсуйкэн Хидэаки) делали упор на духовной закалке и достижении состояния муга — или мунэн — . Основатель Дзикисинкагэ-рю: Ямада Хэйдзаэмон Ко:току разработал защитное снаряжение для проведения учебных поединков с применением бамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенято большинством противоположных школ КЭНДЗЮЦУ Благодаря этому всеобъемлющее распространение получили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитном снаряжении, открывшие дорогу перерождения КЭНДЗЮЦУ из вида рукопашного боя в распространенный вид спорта.

Из новейших школ только Дзицуё:-рю (основана Хираяма Ко:дзо:) подчеркивала военную ценность КЭНДЗЮЦУ. В конце эпохи Токугава наиболее популярными школами КЭНДЗЮЦУ продолжали оставаться Дзикисинкагэ-рю: и Синто: мунэн-рю:, к которым прибавилась Наканиси-ха Итто:-рю:, основанная Наканиси Ситэй и широко практиковавшая соревновательные поединки с использованием бамбуковых мечей и защитного снаряжения. После реставрации Мэйдзи популярность КЭНДЗЮЦУ резко снизилась, большинство школы были утрачены. Для сохранения КЭНДЗЮЦУ и получения средств к существованию группа мастеров во главе с Сакакибара Кэнкити из Дзикисинкагэ-рю начала организовывать открытые демонстрации схваток на бамбуковых мечах, ката, разрубания несходных предметов и т.д, это помогло возродить интерес к традиционному фехтованию, привлечь в залы КЭНДЗЮЦУ многочисленных поклонников, в 1876 г. КЭНДЗЮЦУ было признано видом физической культуры, удачным для морально-этического воспитания японской нации в духе доктрины кокутай.

Обучение КЭНДЗЮЦУ было введено в полиции, большую роль в возрождении КЭНДЗЮЦУ сыграла Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай), созданная в 1894 г, в 1910 г. КЭНДЗЮЦУ стало одним из опасливых элементов программы физического воспитания в школах, а в 1912 г. необыкновенный комитет из больших мастеров разработал Ката приемов кэндо: ( ) Великой Японской империи, в которое были включены наиболее образцовые приемы фехтования, положив начало японскому национальному виду спорта кэндо: В белее время кэндо: в Японии занимаются около 2 млн. чел., сохраняется и ряд старых школ КЭНДЗЮЦУ: Катори синто:-рю:, Касима синто:-рю:, Синкагэ-рю:, Итто:-рю: и др.

Японские Боевые Искусства

Japan Martial Art

Иайдзюцу

Иайдо, что дословно можно перевести как искусство встречать сидя — это искусство моментальной атаки или контратаки японским мечом (катаной). Разница с кэндо в том, что здесь осваивают не фехтование, а конкретно быстрое убийство противника с изначально спрятанным клинком. Под «быстрым убийством» подразумевается скоростное извлечение меча с последующим нанесением удара при возникающей опасности. Например, когда сидящий напротив человек, с которым мастер меча пьет чай, проявляет агрессию, или же хватается за меч. Также в этом виде боевого искусства нет доспехов, как в кэндо: защитного шлема, жилета и перчаток.

Как сейчас известно, роль «родителя» иайдо — иайдзюцу, — в обучении самурая сводилась к двум главным моментам: во-первых, дать ему возможность практиковаться с настоящим мечом (синкэн) без опасения изувечить своего партнера или, хуже того, учителя, и, во-вторых, вложить в него навыки действий в таких ситуациях, когда нужно внезапно атаковать или защищаться, не имея шанса заранее извлечь клинок. Вот и получается, что иайдзюцу было дополнительной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — непосредственно искусству схватки на мечах.

В наше технологичное время владение мечом утратило своё боевое значение и стало уделом достаточно небольшой группы поклонников иайдо. Среди них есть те, кто делает главную ставку на изучение практичных способов эффективного обнажения меча (они обычно называют то, в чем практикуются, иайдзюцу или баттодзюцу), другие же стараются увидеть в нем путь к самосовершенствованию через расширение возможностей своего тела, и меч для них- только необходимый инструмент на этом пути. Иайдо само по себе предоставляет шанс и для того, и для другого, и каждый вставший на путь познания этого боевого искусства может самостоятельно решить, что является для него необходимым.

Иайдо- моментальное извлечение меча

В переводе с японского иайдо — путь иай; а сам иай — мгновенный удар мечом из ножен, быстрое поражение противника (как правило — убийство) и вкладывание меча обратно в ножны. Мастер иайдо, тренирующийся с катаной, старается взять под контроль в первую очередь себя, а не своего противника. Искусство иайдо- это изучение и демонстрация воображаемых сражений (ваза) без фактического участия партнёра. Есть разнообразные боевые направления, включающие в себя ваза с одним и более воображаемыми соперниками, а также вариации контактных схваток с использованием учебного меча: боккэн, иайто. Отличительной особенностью каждого боя является наличие катаны, изначально находящейся в ножнах. Серьезная концентрация и богатое воображение являются обязательными характеристиками любого бойца, стремящегося стать мастером иайдо. Для эффективного ведения боя необходимо следить за правильным положением тела, своевременно выполнять необходимые движения, уметь использовать секреты захвата рукоятки катаны и точно наносить режущие удары.

Иайдока практикует вариант ведения боя, начинающегося с неожиданной атаки, где отражение нападения происходит быстрее самого нападения. В иайдо отсутствуют лишние движения. Каждое действие имеет собственный смысл. Техники боёв, как обычно, просты и естественны. Занятия требуют не только физического, но также умственного и интеллектуального напряжения. За несколько веков развития, иайдо передавалось от поколения к поколению и за 450 лет ее основы практически не изменились.

Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)

ИАЙ-ДЗЮЦУ 居合術

При создании школы в 15 веке этого раздела техники еще не было. В те времена использовался меч тати, который носили на поясе висящим лезвием вниз.

На фото слева гравюра изображающая самурая 15 века с мечом тати, копьем и флажком сасимоно. На фото справа Отакэ Нобутоси старший сын Отакэ Рисукэ Сэнсея в традиционном доспехе. На обоих изображениях хорошо видно особенности крепления меча. Такой способ ношения не подразумевает мгновенного выхватывания оружия с поражающим ударом. Позднейшее изменение ношения оружия с переходом на способ за поясом лезвием вверх, можно сказать, произвело революцию. Разумеется сама по себе техническая возможность выхватить меч быстро не так много значит без навыков человека, его понимания и методики обучения. Одна из гипотез возникновения искусства иайдо (см. статью по ссылке) Катори Синто Рю, как комплексная школа, охватывающая все аспекты боевой подготовки, просто обязана была отреагировать на это. К сожалению, в истории школы не сохранилось никаких подробностей о появлении этого раздела, но тем не менее он есть:-)

Иай-дзюцу 居合術. Также иногда используется термин батто-дзюцу 抜刀術. Некоторые японские наставники говорят о том, что это равнозначные термины, а некоторые говорят о том, что в батто-дзюцу делается акцент на разрубании.

  • Омоте но иай 表之居合 6 ката
  • Тати-иай 立合抜刀術, 5 ката
  • Гокуи-но иай 極意之居合 5 ката

Омоте но иай 表之居合. Внешний раздел иай-дзюцу, выполняется с коленей (положение сувари) из специальной позиции иай-госи, когда одна нога находится в положении приседа, а другая опускается коленом на пол. Есть несколько гипотез появления этой позиции. По одной из них это наиболее оптимальное положение для того, чтобы сидеть в доспехе, а по другой эта позиция хороша для того чтобы скрадывать силуэт человека, сидящего в ожидании. Как бы то ни было, эта позиция используется сейчас в Катори не только для иай-дзюцу, в этой камаэ ученик ожидает и получает наставление учителя.

  • Кусанаги-но кэн (Меч Кусанаги – режущий траву) 草薙之剣(くさなぎのけん) В названии ката упоминается имя легендарного меча Кусанаги но Цуругэ 草薙の剣 (см. статью о чудесном обретении меча)
  • Нукицукэ-но кэн (Выхватить и колоть) 抜附之剣(ぬきつけのけん)
  • Нукиути-но кэн (Выхватывание и удар мечом) 抜討之剣(ぬきうちのけん)
  • У-кэн (Движение мечом вправо) 右剣(うけん)
  • Са-кэн (Движение мечом влево) 左剣(さけん)
  • Хаппо-кэн (Движения мечом на 8 сторон) 八方剣(はっぽうけん)

Тати-иай 立合抜刀術. Внешний раздел иай-дзюцу, выполняется стоя, как следует из названия, а если быть более точным, то на ходу.

  • Юкиай-гяку-нуки-но тати (Выхватывание меча рукой, разноименной впереди стоящей ноге, при встрече на ходу) 行合逆抜之太刀(いきあいぎゃくぬきのたち)
  • Дзэнго-тидори-но тати (Зигзаг до и после) 前後千鳥之太刀(ぜんごちどりのたち). Тидори (chidori) это зуёк, ржанка ( Charadriidae). Характерное движение тонких скрещивающихся ног птички дало название особой технике перемещения, используемой в этой и других техниках
  • Юкиай-миги-тидори-но тати (Зигзаг вправо при встрече на ходу) 行合右千鳥之太刀(いきあいみぎちどりのたち)
  • Гяку-нуки-но тати (Выхватывание меча рукой, разноименной впереди стоящей ноге) 逆抜之太刀(ぎゃくぬきのたち)
  • Нукиути-но тати (Выхватывание и удар мечом) 抜討之太刀(ぬきうちのたち)

Гокуи-но иай 極意之居合. Закрытый раздел иай-дзюцу, выполняется сидя из положения иай-госи и частично стоя (на ходу)

  • Кумокири-но кэн (меч режущий облако) 雲切之剣(くもきりのけん)
  • Хангецу-но кэн (меч полумесяца) 半月之剣(はんげつのけん)
  • Муити-но кэн (единственный или первый? меч «пустоты») 無一之剣(むいつのけん) т.н. «пустота» му 無 как например в понятии «не ума» мусин 無心 т.е. отсутствия стандартных обусловленных реакций и шаблонов восприятия, мышления и реагирования
  • Муни-но кэн (второй? меч «пустоты») 無二之剣(むにのけん)
  • Сэйган-но тати (меч истинного видения) 清眼之太刀(せいがんのたち) также имея в виду сэйган но камаэ

На этом видео можно посмотреть выполнение нескольких ката иай-дзюцу Кёсо Сэнсеем. Подностью ката раздела омотэ и тати можно увидеть в разделе литература и видеоматериалы.

Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)

иайдзюцу — Также баттодзюцу. Техника вынимания меча из ножен с одновременным нанесением удара … Японско-русский словарь терминов японских боевых искусств

Иайдо — (яп. 居合道 иайдо … Википедия

Рю — У этого термина существуют и другие значения, см. Рю (значения) … Википедия

Иай — Иайдо (яп. 居合道?) это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В переводе с японского иайдо путь иай, в свою очередь иай исскуство мгновенного удара мечом из ножен, быстрой нейтрализации противника (как… … Википедия

Иай-дзюцу — Иайдо (яп. 居合道?) это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В переводе с японского иайдо путь иай, в свою очередь иай исскуство мгновенного удара мечом из ножен, быстрой нейтрализации противника (как… … Википедия

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Катори Синто-рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Катори синто рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-Рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Тэнсин Седэн Катори Синто-Рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Иайдо — искусство мгновенного удара катаной


Иайдо — это особое искусство неожиданной резкой атаки или контратаки с применением японского меча катана. В иайдо изучается не фехтование на мечах, а только мгновенное убийство соперника с первоначально скрытым лезвием. «Мгновенное убийство» — это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в кэндо: шлема, защитного жилета и перчаток.

Предшественником этого боевого искусства было иайдзюцу, которому обучались все самураи. В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника. Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.

Сейчас в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей кэндзюцу. Среди этих людей можно выделить несколько групп. Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а японский меч в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль. Занимаясь иайдо, каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.

Иайдо переводится с японского языка как путь моментального удара мечом, быстрого обезвреживания соперника и возвращения меча в ножны. Обучающийся иайдо должен контролировать в первую очередь себя, а не противника. При изучении этой дисциплины ученик тренируется в представляемых им боях с противником, которого фактически нет. В арсенале средств обучения есть упражнения, позволяющие поражать как одного, так и нескольких противников, вести рукопашный бой с соперниками с применением специального меча для тренировок. Каждый бой ведется с боевым мечом, первоначально вложенном в ножны. Основными качествами, необходимыми в иайдо являются умение полностью сконцентрироваться, а также хорошее воображение. Для победы в бою нужно постоянно сохранять правильное положение тела, совершать нужные движения, качественно использовать секретные приемы по захвату рукояти меча, а также прицельно наносить удары.

Ученик проходит обучение различным вариантам проведения боя, который начинается с резкой атаки, где движения происходят быстрее любых действий противника. Каждое движение имеет свое значение, техники, применяемые в бою, просты, но на тренировках необходима вся их сила, не только физическая, но и умственная. За многовековую историю иайдо много раз передавалось из поколения в поколение, практически не меняясь в главном — знающие иайдо могут отклонить нападение и неожиданно напасть первыми.

Стиль «мусо дзикидэн эйсин» — это один из наиболее популярных стилей иайдо в Японии. Он был основан в 16 веке Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигэнобу, который считается основателем и всего иайдо. Существует множество легенд и историй о его жизни, однако фактических событий о нем известно не так много. Его жизнь окутывает множество тайн и легенд, доподлинно известно немногое. Он вырос в сложной обстановке феодальных распрей. В детстве переехав в округ Ямагата, он начал изучать различные единоборства. Встав на путь физического и духовного совершенства, Хаясидзаки старался путем медитации и чтения молитв создать самый эффективный метод использования меча катаны в бою. В течение жизни он создал боевой стиль применения катаны, называющийся «симмэй мусо рю» («вдохновленный божественно, не имеющий равных»). Иайдо, созданное Хиясидзаки, распространялось под разными именами. Его стиль стал базой для двух самых популярных стилей, сейчас известных всем как эйсин рю и мусо синдэн рю. С 16 века многие сотни лет иайдо подвергалось переменам, образовывало новые течения благодаря различным наставникам, обучающих своих учеников. Но, с учетом появления различных техник и тактик, эйсин рю — это стабильная неменяющаяся база, которая обеспечило развитие иайдо со времен средневековья до нынешнего дня.

Сейчас больше десяти признанных не только на родине, но и по всему миру учителей продолжают совершенствовать обучение как в стиле эйсин рю-иайдзюцу, так и в стиле мусо синдэн рю иайдо. На сегодняшний момент даже в одном направлении существуют разногласия по поводу его главы, но у поклонников этого боевого искусства имеются все возможности тренироваться у всемирно известных японских учителей.

В 70-х годах прошлого века после многолетнего перерыва в СССР вновь начинают открываться школы джиу-джитсу, кобудо и иайдзюцу. В СССР была получена аккредитация первого представительства организаций Японии, обучающих искусству иайдзюцу и иайдо. Позже данную аккредитацию подтвердили в 2009 году, когда иайдзюцу и иайдо получили в России вторую жизнь.

Победить бабочку: искусство одного удара

Победить бабочку: искусство одного удара

Со временем самурайские боевые искусства стали тяготеть к предельной краткости. Мастерство определялось количеством взмахов мечом – чем их меньше, тем выше умение самурая. Такая тенденция способствовала тому, что развитие боевых искусств завершилось рождением «искусства одного удара» – иай-дзюцу. Его основоположником считается самурай Ходзё Дзинсукэ (XVII в.), основатель школы боя с мечом «Син Мусо Хаясидзакэ-рю». Иай-дзюцу заключалось в том, что самурай резко вытаскивал меч из ножен и, продолжая движение, без дополнительного замаха наносил смертельный удар. Часто именно от первого движения зависела жизнь воина. Надо было уметь наносить удар не только стоя, но и из положения сидя (японцы садятся на циновку, становясь сначала на колени, а затем опускаясь на пятки). Во время неторопливой беседы, когда воины сидели друг перед другом, один из них мог, резко вскочив, броситься на другого. Чтобы спастись, необходимо было опередить нападающего, исход поединка решали доли секунды. Не случайно в самурайском ритуале обращалось столь большое внимание на положение меча: находится ли он целиком в ножнах или вынут на три – четыре сантиметра – порой даже столь незначительное преимущество могло решить исход поединка.

Искусство иай-дзюцу превратилось в особый ритуал и одновременно в способ тренировки сознания. Проводились даже турниры в «искусстве одного удара». Суть их заключалась в старом самурайском правиле, которое сегодня еще можно встретить в айкидо, дзюдо и каратэ: «Проигрывает тот, кто первым начал бой». Два воина садились друг перед другом, их мечи находились в ножнах с левой стороны. Начиналась психологическая схватка. Самураи должны были «поразить противника взглядом еще до взмаха мечом». По мельчайшим движениям зрачков, кадыка, грудной клетки они могли понять, сломлен соперник или нет, нервничает или готовится к атаке. И выигрывал не тот, кто двигался быстрее, а тот, кто сумел сохранить чистоту и незамутненность сознания. Таким образом, иай-дзюцу было сравнимо с методом боевой медитации перед решающим поединком, успокоения сознания, когда оно уподоблялось «гладкой поверхности озера» (мицу-но кокоро).

Японские мастера учили, что иай-дзюцу – не столько способ боя, сколько высшее, предельное состояние сознания, которое завершило свои поиски в мистическом пространстве боевых искусств. Чтобы пояснить эту мысль, приведем историю самого Ходзё Дзинсукэ, которому приписывается создание иай-дзюцу. Двенадцатилетним мальчиком, только-только начав учиться кэн-дзюцу, он потерял отца, погибшего от руки блестящего мастера меча Хатиносукэ. Юноша поклялся отомстить убийце и долгие часы проводил на тренировочном дворе, упражняясь с катаной. Через несколько лет он решил, что полностью готов к поединку. Но встреча с Хатиносукэ в одно мгновение разрушила все его планы – перед ним стоял гигант, в совершенстве владеющий мечом. Может, броситься в бой и погибнуть от его, гиганта? Но тогда честь семьи так и останется поруганной. В глубоком разочаровании юноша удалился в горы. Долгие часы проводил он в тренировках и медитации, недоедал и недосыпал, но по-прежнему его умение не могло сравниться с мастерством врага. Даже когда Дзинсукэ забывался недолгим сном, он видел себя сражающимся с ненавистным Хатиносукэ. И каждый раз проигрывал! Выход был один, традиционный и благородный, – сделать себе харакири. Ну что ж, утром он так и поступит, а последнюю ночь проведет, как и положено воину, спокойно и с улыбкой на лице. И именно в эту последнюю ночь перед ним предстало грозное буддийское божество, покровитель воинов Фудо Миё. Он раскрыл измученному, морально истощенному Дзинсукэ секрет победы: если нельзя одолеть врага, когда у него в руках меч, надо поразить его еще до того, как он выхватит оружие из ножен! А значит, необходимо научиться стремительно обнажать катану и одним движением наносить удар.

Постепенно Дзинсукэ понял секрет «одного удара»: холодное сознание – «сознание пустоты», дух, свободно и бесстрастно странствующий в небытии! Не думать о противнике, не бояться за свою жизнь, не размышлять над ударом и не намечать точку атаки – твой чистый дух сам найдет ту щель в сознании противника, через которую и разрушит его. Надо стать частью личности противника, завладеть ею и замедлить течение его мыслей, сделать не столь быстрыми его движения. И все это – не сходя с места, просто сидя в позиции дзадзэн! Сначала надо победить сознанием и лишь затем добить мечом.

Дзинсукэ тренировался на бабочках, что летали вокруг него, – он обнажал меч, и от его удара насекомое даже не успевало отлететь в сторону. Яркие летние краски отвлекали внимание Дзинсукэ, бабочки порхали, выписывая самые неожиданные фигуры, и терялись в многоцветье листвы и травы. Необходимо было отрешиться от всего внешнего, ненужного в настоящий момент, видеть бабочку как бы отдельно – одну в огромном пустом пространстве! И тогда ей некуда будет деться, не за чем будет укрыться.

Так отрабатывал Дзинсукэ свой прием «одного удара мечом», который потом принесет ему славу величайшего фехтовальщика Японии, поставит в один ряд с такими патриархами кэн-дзюцу как Миямото Мусаси и Цукахара Бокудэн.

Теперь Дзинсукэ сам искал встречи со своим врагом, и вскоре она состоялась. Дзинсукэ подошел к Хатиносукэ и вежливо произнес: «Уважаемый господин! Я пришел отомстить Вам за смерть моего отца из клана Ходзё». Могучий Хатиносукэ недоуменно уставился на хрупкого юношу – он уже и забыл о том, что когда-то убил какого-то Ходзё, но боевой опыт заставил его приготовиться к поединку. Каково же было удивление Хатиносукэ, когда юноша вдруг сел перед ним и спокойно положил меч слева от себя, казалось бы, даже не собираясь сражаться. Хатиносукэ явно был сбит с толку. Опытный самурай забыл канонический принцип: «Смотри на самого слабого противника, как на десяток опытных воинов». На это и рассчитывал Дзинсукэ. Он стремительно поднялся на одно колено и мнгновенно нанес два удара мечом – первым отсек правую руку своему врагу, другим поразил его в горло. Хатиносукэ рухнул на землю – честь клана Ходзё была восстановлена.

Так, согласно легенде, возникла первая школа «одного удара мечом» иай-дзюцу, где побеждает не сила, а чистота сознания воина. Через пару столетий их насчитывалось уже более сотни. Самураи сумели по достоинству оценить эффективность этого искусства как для боя, так и для совершенствования своего сознания.

Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)

Иай-дзюцу — это искусство убийства противника. Оно требуя мгновенного обнажения меча в момент вражеской атаки, на улице или в помещении, в сидячем или стоячем положении во время ходьбы по ночной дороге.

Уникальной особенностью Иай-дзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю является использование ее представителями особого положения в приседе, называемого иай-госи (иай-гоши). Японские разведывательные отряды (сэккон-хэй) в древности перемещались по ночам, перебегая от одной лощины или ямы к другой. Наблюдение за более высокими объектами рельефа, выполняемое из ямы или лощины, позволяло легче обнаружить врага, расположившегося на вершине холмов и т.д. Кроме того, в темном месте, когда фехтовальщик принимал такую низкую позицию, он получал определенное преимущество над врагом.

Важнейшим правилом Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю является ведение боя, стоя на одном колене, особенно, если действия происходят в помещении.

Все классические боевые искусства были разработаны таким образом, чтобы соответствовать всевозможным обстоятельствам борьбы. Ката Кобудо, таким образом, были разработаны, чтобы отвечать различным условиям боя, и, поскольку они являются частью воинской тренировки, самым важным аспектом в их исполнении, особенно в Иай-дзюцу, является скорость. Фехтовальщик должен выхватывать меч с огромной скоростью и в то же мгновение, в долю секунды наносить мощный и точный удар. Это действие называется нуки-ути (нуки-учи). Когда же он вкладывает меч обратно в ножны, он может делать это медленно, поскольку бой уже закончен. Некоторые современные фехтовальщики причиняют себе ранения на тренировках из-за того, что чересчур быстро возвращают меч в ножны. Это лишь глупое жеманство, которое не является истинной частью Иай-дзюцу.

Фехтовальщики считают свой меч продолжением тела. Существует тайное учение, основывающееся на идее «Кататэ-ути ва го-сун-но току ари» — «удар одной рукой дает преимущество в 5 сунов». Если фехтовальщик не может наносить удар мечом одной рукой направо и налево или, иными словами, в любом направлении, его техника становится чересчур медленной. Меч должен иметь такой вес, чтобы его можно было использовать с такой же легкостью, как кончик собственного пальца. Лезвие меча должно двигаться со скоростью хвоста белой трясогузки-сэкирэй, когда оно врезается в тело врага. Иначе противник сможет уклониться или еще каким-то образом избежать удара. Медленно движущийся меч не заслуживает названия техники бу-дзюцу. Если техника фехтовальщика предупреждает противника: «Я собираюсь атаковать лицо» или «Я наношу удар по запястью», это слишком медленно для реального боя. Но очень важно, чтобы фехтовальщик, прежде чем он перейдет к быстрому выполнению техники (хаявадза), знал свои технические возможности. Мечи, которые использовал Ягю Тосиканэ (Рэнъясай), прекрасный фехтовальщик школы Ягю Синкагэ (Бисю)-рю, имели короткие лезвия. Длинный меч имел лезвие в 1 сяку 9 сунов 8 6у (около 55 см.), а короткий — 1 сяку, 3 суна, 3 6у (около 38 см.). В течение столетия в период Сэнгоку-дзидай (1467 — 1573) было выковано немало мечей с клинками длиной в 2 сяку (около 60 см). Большинство из этих мечей были произведениями в стиле Бидзэн и были рассчитаны на использование одной рукой для неожиданной атаки противника (кататэ нуки-ути-ё).

Меч, который имеет ниэ (большие скопления частичек каленого металла на клинке), и на котором линия закалки вдоль лезвия (яки-ха) доходит почти до продольной линии ребра (синоги), прекрасен на вид, но на практике легко ломается. Поэтому некоторые мечи, выкованные в традициях Сосю и Осака Синто известны своей слабостью. Чем меньше кончик меча (киссаки), тем лучше. Эта часть — одна из важнейших особенностей клинка. Большой кончик, может быть, дает некоторое преимущество, когда укол выполняется против кожаных доспехов, но он легко ломается и, более того, очень неудобен при обнажении и вкладывании меча в ножны. Ямаура Санэо из провинции Синано (ныне префектура Нагано) был братом Ямауры Киёмаро, который был знаменитым кузнецом-оружейником в конце периода Эдо (1600 — 1868). Санэо в своей книге «Ои-но нэдзамэ» («Просыпающийся старик») пишет: «Может быть у других это и не так, но я больше всего забочусь о примере. Когда вы носите меч, желательно носить его также естественно, как животные носят свои рога, и ощущать его присутствие так, как вы ощущаете часть своего тела. Идеальный меч наделяет отвагой своего владельца-мастера, и безразлично как далеко ему нужно идти, даже по крутой тропинке, меч не должен утомлять его или причинять ранения бедру. Меч с небольшим изгибом клинка (сори) менее удобен для ношения и быстрого выхватывания для вступления в бой, чем меч с более изогнутым лезвием. Меч с прямым клинком плохо рубит объект. Кроме того он ставит владельца в худшее положение, поскольку он очень чувствителен к хира-ути — контратаке, которая наносится, по его прямой и плоской поверхности. Можно посоветовать фехтовальщику тщательно обдумать все достоинства и недостатки меча, прежде чем использовать его.«

Такие серьезные замечания, упомянутые Санэо в его книге, нужно всегда держать в голове. Санэо был учеником Наканиси Тюбэя из школы Итто-рю.

В случае разрубания зафиксированного объекта (суэмоно-гири) или раскалывания шлема необходима определенная техника, даже после того, как меч попадает в цель. В этом случае фехтовальщик, возможно, сможет с успехом использовать длинный тяжелый меч. Иногда нам встречаются мечи с гравированными хвостовиками накаго, надписи на которых утверждают, что данный меч обладает замечательной режущей способностью, но возможно достичь хороший режущий эффект и в том случае, если даже меч не является чрезвычайно острым, просто за счет высокого уровня мастерства фехтовальщика. Так что не следует чересчур полагаться на заверения в режущих достоинствах меча.

В бою вопрос о том, победите ли вы, или проиграете, в большой степени решается еще до начала схватки. Длинный, тяжелый меч неудобен в поединке. Очевидно, что среди тяжелых и очень длинных мечей невозможно найти хоть один меч, который был бы воистину превосходным практическим клинком.

Идеальный меч для использования в Иай-дзюцу японцем среднего роста должен иметь размер приблизительно в 2 сяку 3 суна 5 6у (около 68 см), быть умеренно изогнутым (изгиб составляет около 6 6у). У него также не должно быть слишком длинного кончика. Большое значение имеет также и хороший баланс. В наши дни (после Второй мировой войны) о мече судят в основном по критериям, которые оценивают почти исключительно качества художественного исполнения, а не практическую природу меча. Такую практику следует исправить.

Элитный VIP клуб иайдзюцу «Традиционный японский клинок»

Международный Союз Боевых Искусств (KOKUSAI BUDO RENMEI) представительство в России
Muso Jikiden Eishin Ryu Iaijutsu, Niden Ryu,
Nippon Koden Bujutsu Iaido Renmei, Nippon Kobudo Kyokai

открыл
элитный VIP клуб иайдзюцу «Традиционный японский клинок»»
для желающих постигать искусство владения японским мечом.

Осуществляется индивидуальное и микрогрупповое корпоративное обучение самому элитному воинскому искусству древней Японии — иайдзюцу/иайдо школ
Muso Jikiden Eishin Ryu, Niden Ryu
искусству мгновенного выхватывания самурайского меча с одновременным нанесением эффективного удара одним непрерывным движением.

Наставники школы:

Обучение осуществляют президент МСБИ, глава представительства японских организаций – Линдер И.Б. соке/мастер 10 дана джиу-джитсу, кобудо; Дзюкучё,а так же многократно аттестованные в Японии старшие наставники школы с многолетним опытом преподавания:Романова Т.А кёси/ 6 дан, Лактионова Е.В. кёси/ 6 дан

Знакомство с многогранной техникой, погружение в древнюю философию, психологические медитативные практики, совершенствование технического мастерства, разнообразные виды аттестации, насыщенные стажировки в Японии, много новых открытий и ощущений ожидают Вас на бесконечном пути боевых искусств.

500 – летняя история НАШЕЙ ШКОЛЫ в рекламе не нуждается.

Хомбу Додзё VIP CLUB «SHINKEN KOKORO»
расположен на базе Международного Союза Боевых Искусств.

В программе изучения:

  • классическая техника работы с длинным традиционным японским клинком: индивидуальные ката и бункай;
  • парная контактная работа с оружием: кумитачи, кендзюцу, фехтование;
  • тамэсигири – тестовое разрубание предметов;
  • кобудо – работа с традиционными видами оружия;

в Субботу с 9.00 до 11.00.

и Воскресенье с 9.00 до 11.00 или с 9.00 до 12.00.

Целевой членский взнос (для всех желающих) в общей группе:

Взнос считается за календарный месяц — с 1 по 30 (31) число каждого месяца

1 раз в неделю — 4000 руб./мес. (не зависимо от посещения)

2 раза в неделю — 6000 руб./мес. (не зависимо от посещения)

Для занимающихся семьей – 2 и более человек.

Для занимающихся в Центральной школе МСБИ

При оплате за 6 месяцев и за год

Для НОВИЧКОВ при оплате СРАЗУ ЗА ПЕРВЫЕ 3 месяца (при одномоментной оплате)

Скидка 50% на семинары МСБИ в России, проводимые российскими и японскими наставниками.

Занятия так же осуществляются на базе фитнес клуба Zupre в рамках достигнутых договоренностей об установлении партнерских отношений
(по поводу данных занятий уточнять у координаторов)

Координаторы VIP CLUB «SHINKEN KOKORO»:
Романова Татьяна — (916) 603-77-13;
Лактионова Елена — (985) 922-93-39

Идет запись в группу VIP CLUB «SHINKEN KOKORO»!

Адрес и местонахождение: г. Москва, (м. Войковская), Старопетровский проезд д.11 корп.1 в здании NOVA FITNESS.
Обратите внимание, что парковка на улице Старопетровский проезд ПО СУББОТАМ ПЛАТНАЯ, в ВОСКРЕСЕНЬЕ – БЕСПЛАТНАЯ.

Путь воина. Секреты боевых искусств Японии (79 стр.)

Тагаки Фусахиро – президент Ассоциации японских организаций каратэ (FAJKO).

Такигава Сабурохэй Кадзумасу (XVI в.) – старший военачальник Оды Нобунаги, руководил борьбой с восставшими кланами ниндзя в Исэ и Ига.

Такэда Сокаку (начало XX в.) – руководитель школы Дайто-рю айки-дзюцу, учитель основателя айкидо Уэсибы Морихэи.

Тёто Ямагава – окинавец, прямой ученик Итосу Анко (стиль Сюри-тэ –Сёрин-рю).

Тётоку Киян (1870–1945) – окинавец, ученик Мацумуры Сокона по стилю Сюри-тэ.

Тибана Тёсун (1885–1969) – окинавец, ученик Итосу Анко, создатель стиля Сёрин-рю (школа Кобаяси-рю).

Тоби Като (XVI в.) – настоящее имя – Като Дандзё по прозвищу «Летающий», один из самых известных ниндзя своего времени, которому приписывались необычайные магические способности.

Тода Такатора (1556–1630) – самурай и последователь школы Ига-рю ниндзюцу, сражался против войск Оды Нобунаги; в его замке в Уэно сегодня расположен крупнейший музей ниндзя.

Томоёзэ Рюю – окинавец, ученик и близкий друг Уэти Камбуна, продолжатель стиля Уэти-рю.

Тосиаки Кирино (начало XX в.) – знаменитый мастер кэн-дзюцу, патриарх школы Дзигэн в провинции Кагосима.

Тэндзо Хацисука (XVI в.) – известный ниндзя, некоторое время состоял на службе у Оды Нобунаги.

Уэсиба Киссемару – мастер айкидо, один из руководителей Айкикая, сын Уэсибы Морихэи.

Уэсиба Морихэи (1883–1969) – великий мастер дзю-дзюцу, философ, основатель айкидо.

Уэти Камбун – окинавец, ученик Хигаонны, обучался в Китае, продолжатель направления Наха-тэ, создатель направления Уэти-рю.

Уэти Канэи – сын Уэти Камбуна, патриарх окинавского направления Уэти-рю.

Фукуда Хатиноскэ (конец XIX в.) – патриарх школы Тэнсин синъё-рю дзю-дзюцу, учитель основателя дзюдо Кано Дзигаро.

Фукуно Масакацу (Ситиро) – XVII в. – по преданию, ученик китайского мастера Чэнь Юаньюня, основатель школы Фукуно-рю дзю-дзюцу в г. Эдо.

Фунакоси Гитин (1869–1957) – окинавец, называемый «отцом каратэ», создатель стиля Сётокан.

Фунакоси Ёситака – третий сын Фунакоси Гитина, мастер и один из создателей технического арсенала стиля Сётокан.

Хаттори Масанари (XVII в.) – один из руководителей ниндзя провинции Ига, находился на службе у сёгуна Токугавы Иэясу.

Хигаонна Канрио (около 1845–1916) – окинавец, обучался в Китае, один из величайших мастеров окинава-тэ, патриарх стиля Наха-тэ.

Хикосукэ Тоцука (?–1886) – один из величайших мастеров и патриархов школы Ёсин-рю дзю-дзюцу (направление Рёи синто-рю – «Истинное искусство боя и воплощённой добродетели»), соперник Кано Дзигаро в борьбе за официальное признание дзю-дзюцу.

Хироси Киндзё (Канагусуку) – окинавец, продолжатель окинавского стиля Кобаяси-рю Сёрин-рю, создатель ката Сихогэри и Сихоцки.

Ходзё Дзинсукэ (XVII в.) – мастер боя на мечах, которому приписывается создание(иай-дзюцу) «искусства одного удара мечом».

Цутия Ясутика (1670–1744) – известный мастер по изготовлению гард для самурайских мечей из г. Нара.

Чэнь Юаньюнь (1587–1671) – китайский учёный, каллиграф, поэт и мастер боевых искусств, преподававший в г. Эдо и положивший начало одной из японских школ дзю-дзюцу.

Эн-но Гёдзя (634 – после 700) – основатель синкретической религиозной секты Сёгэндо, последователями которой были монахи-отшельники ямабуси; согласно легенде – один из первых ниндзя.

Ютёки Хига – окинавец, ученик Тибаны Тёсина школы Кобаяси-рю (стиль Сёрин-рю).

Ябу Кэнцу (Норимити) – окинавец, прямой ученик Итосу Анко по стилю Сюри-тэ.

Ямагути Гогэн (1909 – 1989) – патриарх японского направления Годзю-рю, мистик.

Ямагути Госэй (род. в 1940 г.) – старший сын Ямагути Гогэна, шеф-инструктор направления Годзю-рю в США.

Ямада Хатиэмон (XVII в.) – ниндзя школы Ига-рю, прославившийся искусством незаметно выкрадывать мечи у самураев и техникой саммэн-дзюцу.

Ямамото Цунэтомо (XVIII в.) – один из предполагаемых составителей известного кодекса Бусидо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»).

Ямаока Кагэцугэ (XVII в.) – один из руководителей ниндзя провинции Кога, находился на службе у сёгуна Токугавы Иэясу.

Краткий глоссарий

Агэ – верхний уровень (например, блока, атаки).

Агэ-укэ – верхний блок предплечьем, при котором рука согнута в локте, а предплечье почти горизонтально поднимается на уровень головы.

Агэ-цки – удар кулаком снизу вверх.

Аси – нога.

Аси-бараи – подсечка в каратэ.

Атэми – удар по жизненно важной точке.

Ба-дзюцу – вольтижировка как метод боевой самурайской подготовки.

Бараи – «сметающий» блок.

Бива – бродячий актёр, одна из семи классических «ролей» или типов маскировки ниндзя.

Бу – военный, боевой воин.

Бугэй («искусство войны») – воинское искусство, включавшее кроме индивидуальной подготовки воинов стратегию, фортификацию, изучение ритуалов.

Бугё – специальный уполномоченный (например, клана ниндзя при самурае).

Бу-дзюцу («боевое искусство») – обобщённое название боевых искусств Японии.

Будо («боевой путь») – обобщённое название боевых искусств Японии.

Буси – воин.

Бусидо – «Путь воина», самурайский кодекс чести и свод правил поведения.

Гири – долг как высшее моральное состояние, закон чести.

Го – жёсткость, твёрдость (в том числе как философский принцип).

Гохо – «учение твёрдости» в Сёриндзи-кэмпо: защитные действия, выполняемые в ответ на атаку противника, в том числе уклоны, уходы, блоки, удары.

Гьяку-гэри – прямой удар ногой, первоначально расположенной позади другой ноги, в Сёриндзи-кэмпо (аналог маэ-гэри).

Гьяку-цки – 1) прямой удар «разноимённой» рукой (например, удар правой рукой из левосторонней стойки); 2) прямой удар рукой, находящейся сзади, при вертикальном положении кулака и с небольшим подбивом кистью снизу-вверх в завершение в Сёриндзи-кэмпо.

Гэдан – нижний (например, нижний блок).

Гэй – искусство, в том числе боевое.

Гэри (кэри) – удар ногой.

Дан – мастерская степень в современных будо.

Дати – стойка.

Дзадзэн – 1) медитация в положении сидя; 2) позиция для медитации в положении сидя со скрещёнными ногами.

Дзедан – верхний уровень.

Дзёдан-но-ма – главная комната дома, место приёма почётных гостей, обычно с приподнятым полом.

Дзё-дзюцу – способы владения короткой дубинкой.

Дзэн – 1) буддийское учение об интуитивном просветлении; 2) обозначение внутреннего духовного начала в будо.

Дзэнван – запястье.

Дзэнкуцу-дати («стойка лука и стрелы») – стойка в каратэ, при которой 70% веса тела приходится на выдвинутую вперёд ногу, другая нога полностью выпрямлена.

Дзю – мягкость, податливость (в том числе как философский принцип).

Дзюдзи-укэ – блок скрещёнными запястьями.

Дзюдоги – кимоно для занятий дзюдо.

Дзю-кумитэ – свободный поединок в каратэ.

Дзюкуми-эмбу – свободные связки в Сёриндзи-кэмпо.

Дзюсин – главный вассал самурая.

Дзюхо – «учение мягкости» в Сёриндзи-кэмпо: броски, удушения, болевые удержания, освобождения от захватов.

Додзё – тренировочный зал.

Дхарма (санскр.) – 1) мельчайшие частицы сознания, из которых, согласно буддийской доктрине, складывается весь мир; 2) «закон», буддийское учение.

Дяньсю (кит.) – китайское искусство воздействия на жизненно важные точки организма как в медицинских, так и в боевых целях; повлияло на становление японского атэми.

Иай-дзюцу – «искусство одного удара», способ стремительного обнажения меча с мгновенным последующим ударом.

Ига-рю – собирательное название многих школ ниндзюцу, возникших в провинции Ига в XVI – XVII вв.

И жоу чжи ган (кит.) – «контролировать силу через податливость», «преодолевать силу через слабость» – один из принципов китайского ушу и дзю-дзюцу.

Икэбана – композиция из цветов, одно из дзэнских искусств.

Инь цигун (кит. «жёсткий цигун» – комплекс упражнений цигун, направленных на обретение крепости тела, нечувствительности к ударам, в том числе и оружием.

Кагимоно-хики – «вынюхивающие и подслушивающие» – одно из названий ниндзя.

Ссылка на основную публикацию