Иай-до | Karate-krs.ru

Иай-до

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Исао Мачии из Японии — четырехкратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, современный мастер иайдо, виртуозно владеющий японским мечом катаной и способный разрубить летящую пулю.

Исао Мачии родился в 1973 году в Японии. Родители его считали, что настоящий японский мальчик должен хотя бы попытаться стать похожим на самураев — японских воинов прошлого, отлично владевших оружием и способных постоять за себя и свою Родину. Для этого его отдали в школу боевых искусств, где обучали навыкам иайдо. Исао очень понравилось этим заниматься, а учителя смогли заметить и развить у ребенка талант.

И в итоге, повзрослев, Исао Мачии стал самым известным и титулованным мастером иайдо. Его называют самым быстрым самураем современности, о нем говорят СМИ, а ученые пытаются с помощью замедленной съемки изучить его зафиксированные в Книге рекордов Гиннеса достижения и объяснить их.

Иайдо — искусство молниеносного нападения с использованием катаны, изначально убранной в ножны. При необходимости мастер должен мгновенно вытащить меч из ножен и нанести удар противнику.

И Исао стал это делать лучше всех. Четыре его достижения зафиксированы в Книге рекордов Гиннесса:

1. Самые быстрые тысяча ударов мечом.

2. Самое быстрое разрезание соломенных снопов. Сначала солому отмачивали, затем ее сворачивали в специальные снопы-рулоны, плотность которых приблизительно равна плотности костей человека. За три минуты Исао Мачии «поразил» 252 снопа.

3. Разрезание теннисного мяча, летящего со скоростью 160 километров в час.

4. Разрубание пластиковой пули, летящей со скоростью 320 километров в час. Это, пожалуй, самое невероятное достижение Мачии. Ведь в момент выстрела его катана находилась в ножнах, но Исао успел достать меч и разрубить им надвое летящую пулю. Ученые удивлены этим его рекордом, поскольку человек не может видеть полет пули. Но каким-то непостижимым образом он все же сумел это сделать!

Сам Исао Мачии очень доволен своими успехами. «Мои достижения показывают, что я иду по жизни правильным путем. А Книга рекордов Гиннесса позволяет сохранить мое имя для потомков. »

Среди людей у Исао Мачии нет соперников, но есть один робот, которому мастер иайдо однажды проиграл.

Ученые в замедленной съемке тщательно изучили движения Исао Мачии, а затем с помощью специальной программы «заложили» их в созданного робота. Результат был потрясающий — робот блестяще повторял движения человека!

Соревнование Исао Мачии и робота состояло из нескольких этапов. Сначала они по очереди разрубали соломенную циновку. Результат — ничья.

Затем рассекали бутон розы катаной! И опять ничья!

Потом нужно было одним ударом меча разрезать надвое как можно больше апельсинов. Исао рассек один фрукт, а робот — шесть.

Победил робот и в четвертом этапе, сумев рассечь гороховый стручок на две абсолютно одинаковые части, что не получилось у Исао.

В пятом, последнем этапе, где нужно было на время произвести тысячу ударов мечом, победил Исао Мачии, но по количеству очков, заработанных за все соревнование, победа досталась машине.

Сам Мачии не расстроен этим проигрышем и собирается в ближайшем будущем взять реванш.

Исао Мачии открыл свою школу, где он проводит мастер-классы. Это достаточно дорогое удовольствие (около 5 тысяч рублей за занятие), но желающих хотя бы слегка прикоснуться к таланту мастера немало.

И немного подробнее про робота.

На первом этапе проекта специалисты Yaskawa Electric, используя специальное оборудование и технологию «захвата движения» (motion capture), записали на видео несколько избранных для проекта упражнений Исао Мачии и провели оцифровку записи. Все записанные на видео движения мастера были проанализированы и перенесены в формат 3D, отображающий их не на плоскости, а в объеме. Затем специалисты компании разработали командные алгоритмы для управляющих программ, разделив все движения человека на последовательные операции и изложив их на языке, понятном роботу-манипулятору.

Различия в движениях, обусловленные несовпадением форм человеческого скелета и металлической конструкции робота, усложняли работу программистов. Кроме того, специфика состоит в том, что при рубке катаной обычно не используется прямой рубящий удар, который робот может повторить сравнительно легко. Удары японским клинком выполняются, как правило, с «оттяжкой» по траектории, идущей вдоль продольной оси оружия. Несмотря на кажущуюся простоту движений мастера, его меч описывает сложные эллипсовидные траектории, причем одновременно в нескольких плоскостях.

В результате древняя техника владения мечом, созданная в условиях боевого поединка и отшлифованная вековой практикой воинов-самураев, превратилась в уникальную программу для современного робота. Видеозапись, предоставленная компанией Yaskawa Electric, показывает как шестиосевая шарнирная «рука» промышленного робота-манипулятора Motoman-MH24 справляется с задачей точно воспроизвести искусные движения человека.

Основная ценность проекта состоит в том, что компании Yaskawa Electric удалось создать программу, с помощью которой роботизированные устройства смогут выполнять сложные движения, которые ранее умел делать только человек. Исследования в отрасли программного обеспечения для роботов ведут многие компании, однако Япония имеет здесь заметный приоритет, так как стимулирование роботостроения в этой стране является задачей государственной важности. В Японии уже несколько лет эксплуатируются роботы-андроиды – медсестры в лечебных заведениях, швейцары в гостиницах, экскурсоводы в музеях и т. д.

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!

И А Й Д О ( 居合道 ) или иайдзюцу — это техника владения традиционным японским мечом (катаной).

(И) – быть, находиться.

(Ай) – соединение, согласие, гармония.

(До) – путь.

Термин Иайдо начали применять только в 30-е годы 20-го века, до этого времени для обозначения этой дисциплины наиболее часто употреблялись термины Иай-дзюцу или Батто-дзюцу. Батто-дзюцу было основано Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу (16 век). Родился он в середине XVI века в Сагами, позже переехал в Муцу на севере Японии. Но по другим сведениям технику владения мечом основал ещё Иидзаса Тёисай Иэнао (14 век нашей эры).

Основная идея Иайдо выражена в фразе «Сая-но-ути» (победить, не вынимая меча из ножен). Подлинный смысл этой фразы заключается в том, что человек должен одержать победу еще до того, как меч будет извлечен из ножен. Название «Иайдо» происходит от японского выражения «цунэ ни итэ кю ни авасу», означающее примерно следующее – везде и всегда ты должен быть готов сразу реагировать.

История Иайдо

«Отцом» Иай считается Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, живший во второй половине XVI века. Об этом человеке точно известно немногое, несмотря на обилие непроверенных и расплывчатых легенд. Так, согласно одной из них, во время щугио (аскетического периода суровых тренировок) молодой Хаясидзаки достиг просветления и создал Иай, посредством которого позже отомстил убийце своего отца. Однако, более глубокие исследования показывают, что скорее всего Хаясизаки не был первым человеком, разработавшим Иай. Старые рю (школы), такие как, например, Тэнсин Содэн Катори Синто-рю (天真正伝香取神道流), Такэноути (или Такэучи) рю (竹内流) и другие старые системы, преподавали Иай задолго до Хаясизаки.

Тем не менее, именно Хаясидзаки Дзинсукэ, путешествуя по Японии, обучил большое количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне школ Иай. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории Иай, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого искусства. Хаясидзаки считается основателем системы Иай клана Тоса, которая затем раздвоилась на Мусо Синдэн-рю (夢想神伝流) и Мусо Дзикиден Эйсин-рю (無双直伝英信流). Хаясидзаки Дзинсукэ также вдохновил развитие Хоки-рю (伯耆流), Тамия-рю (民弥流居合術), Дзюсин-рю, Хаясидзаки-рю, Син Мусо-рю и других школ, развивших его учение.

Мусо Синдэн Рю Иайдо

Мусо Синдэн-рю (яп. 夢想神伝流) — школа иайдо, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1932 году мастером по имени Накаяма Хакудо.

«Отцом» Иай считается Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, живший во второй половине XVI века.

Мы знаем, что он родился в провинции Сагами (Сёсю) где-то в середине шестнадцатого века. Утверждают, что позже он жил в провинции Муцу в северной части Японии. Точно не известно, насколько хорошим фехтовальщиком он был на самом деле, но он действительно интенсивно изучал искусство владения мечом приблизительно в 1596-1601 годах, и впоследствии изобрел серии техник иай, которые назвал Батто-дзюцу. Его стиль был известен под разными названиями: Дзюмпаку Дэн, Хаясидзаки Рю, Син Мусо Хаясидзаки Рю, Сигэнобу Рю и так далее.

Мы также знаем, что он совершил путешествие по Японии в духе Муся-сюгё, и что во время своего путешествия он приобрел множество последователей. Какие именно техники он преподавал нам доподлинно не известно, но практически все сходятся во мнении, что эти техники должны были быть относительно простыми и в высшей степени боевыми по своей сути.

Утверждают, что в 1616 году в возрасте 73 лет он совершил второе путешествие по Японии, во время которого исчез. Под его влиянием возникло множество различных школ Иай.

Перечень ката в Мусо Синден Рю Иайдо

С технической точки зрения, Мусо Синдэн Рю представляет собой собрание нескольких корю (старых школ) как единый стиль, состоящий из трех разделов: первый – шодэн (техники начального уровня), второй – чюдэн (техники среднего уровня), третий – окудэн (техники высокого уровня).

Перечень ката в Сэйтэй Иайдо

После окончания второй мировой войны все боевые искусства в Японии были полностью запрещены оккупационными властями. Однако с созданием Всеяпонской федерации кэндо в октябре 1952 года, было возрождено кэндо, а в 1956 году и иайдо.

Для того чтобы выработать и утвердить иайдо ката, которые могли бы практиковать изучающие кэндо, в федерации было созвано заседание специальной комиссии. В 1969 году ей были определены семь основных ката: «маэ», «усиро», «укэнагаси», «цукаатэ», «кэсагири», «моротэдзуки», «сампогири».

В 1980 году были добавлены еще три: «ганмэнъатэ», «соэтэдзуки», «сихогири», в 1988 году эти десять основных ката были официально признаны. И, наконец, в 2000 году комиссией были добавлены еще 2 ката: «согири», и «нукиути». Таким образом, на сегодняшний день существует 12 основных ката.

Тояма Рю Иайдо

В 1868 году в Киото была основана Хэйгакко (Офицерская Академия) для того чтобы готовить офицеров для новой армии Мэйдзи.

Позже в 1873 году на ее основе была создана Рикугун Тояма Гакко, Военная Академия Тояма. Академия Тояма тренировала офицеров и унтер-офицеров современной, созданной по западному образцу японской армии. Находилась она в Токио, в районе Тояма.

Обе академии были японским эквивалентом американского Уэст-Пойнта или английской Военной Академии Сэндхерст.

Военная Академия Тояма была основана как школа-филиал Военной Академии (Рикугун Хэйгакко-рё). В ней начали обучать офицеров и унтер-офицеров японской армии.

В 1939 году Академия Тояма внедрила в свою программу систему техник армейского меча. Учебное руководство по фехтованию, изданное в Академии Тояма в 1941 году, называет другую дату рождения Тояма Рю – 1925 год. В этом руководстве приводится описание ката Тояма Рю, а также описание ката Омори Рю и Эйсин Рю.

В копии Гунто но Сохо 1944 года, опубликованной академией, содержатся серии фотографий ката. Если сравнить её с руководством 1941 года, то мы видим добавление новых ката, раздела о тамэсигири и использование кэсагири (кэсагири — диагональный удар, не использовался в описании 1925 года).

Иайдо мастера

Школ и направлений в иайдо множество, но всех их объединяет одно — это любовь и уважение к оружию, которое дошло до нас из глубины веков. А вместе с ним и дух воина-самурая, который и стараются развить в себе все, кто практикует искусство владения мечом-катаной, которое и называется «Иайдо».

Многие люди отдают предпочтение именно этому виду боевых искусств. И это не мудрено. Ведь иайдо это не просто очередной вид борьбы, это боевое искусство со своей философией и специфическим боевым духом.

Иайдо в Севастополе

Иайдо в Севастополе официально представлено клубом «Сэйки«.

Клуб «Сэйки» возглавляет Крикуненко Александр Викторович (3-й Дан Айкидо Айкикай, 4-й кю Синто Мусо Рю Дзёдо).

Тренировки проходят под руководством Солохиной Лилии (2-й кю Мусо Синдэн Рю Иайдо, 4-й кю Синто Мусо Рю Дзёдо, 1-й дан Айкидо Айкикай, 1-й дан Айки-дзюдзюцу Фудошинкан (FAA))

Занятия клуба «Сэйки» проходят по адресу: г. Севастополь, ул. Вакуленчука, д. №33-А/2. СК «Сэйки Додзё». (карта)

В клубе «Сэйки» изучают две школы иайдо — Мусо Синдэн Рю Иайдо и Тояма Рю Иайдо.

Видео передачи о иайдо

В современных условиях владение мечом потеряло своё прикладное значение и стало уделом сравнительно небольшой группы поклонников этого мастерства. Среди них есть те, кто делает упор на изучение практичных способов эффективного извлечения меча из ножен (они обычно предпочитают называть то, чем занимаются, иайдзюцу или баттодзюцу), другие же предпочитают видеть в нём путь к самосовершенствованию через изучение возможностей своего тела, и меч для них играет лишь роль инструмента на этом пути. Иайдо само по себе предоставляет возможность и для того, и для другого, и каждый занимающийся может сам решить, что является для него самым важным.

За долгие годы его существования было снято большое количество телепередач о нём, собрана обширная информация про историю его возникновения и развития, а так же взяты интервью у многих мастеров.

Copyright 2011-2019 © Севастопольский клуб Айкидо Айкикай «Сэйки». Все права защищены.

Что такое Иайдо и для чего в нем нужен меч

Иайдо – это особое искусство неожиданной резкой атаки или контратаки с применением японского меча катана. В иайдо изучается не фехтование на мечах, а только мгновенное убийство соперника с первоначально скрытым лезвием. «Мгновенное убийство» – это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в кэндо: шлема, защитного жилета и перчаток.

Предшественником этого боевого искусства было иайдзюцу, которому обучались все самураи.

В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника. Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.

Что с Иайдо в современном мире

Сейчас, в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей кэндзюцу. Среди этих людей можно выделить несколько групп. Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а меч в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль. Занимаясь иайдо, каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.

Значение слова и чему учит боевое искусство

Иайдо переводятся с японского языка как путь моментального удара мечом, быстрого обезвреживания соперника и возвращения меча в ножны. Обучающийся иайдо должен контролировать в первую очередь себя, а не противника. При изучении этой дисциплины ученик тренируется в представляемых им боях с противником, которого фактически нет. В арсенале средств обучения есть упражнения, позволяющие поражать как одного, так и нескольких противников, вести рукопашный бой с соперниками с применением специального меча для тренировок.

Каждый бой ведется с боевым мечом, первоначально вложенном в ножны. Основными качествами, необходимыми в иайдо являются умение полностью сконцентрироваться, а также хорошее воображение. Для победы в бою нужно постоянно сохранять правильное положение тела, совершать нужные движения, качественно использовать секретные приемы по захвату рукояти меча, а также прицельно наносить удары.

Как проходит тренировка

Ученик проходит обучение различным вариантам проведения боя, который начинается с резкой атаки, где движения происходят быстрее любых действий противника. Каждое движение имеет свое значение, техники, применяемые в бою, просты, но на тренировках необходима вся их сила, не только физическая, но и умственная. За многовековую историю иайдо много раз передавалось из поколения в поколение, практически не меняясь в главном – знающие иайдо могут отклонить нападение и неожиданно напасть первыми.

История формирования боевого стиля

Стиль «мусо дзикидэн эйсин» – это один из наиболее популярных стилей иайдо в Японии. Он был основан в 16 веке Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигэнобу, который считается основателем и всего иайдо. Существует множество легенд и историй о его жизни, однако фактических событий о нем известно не так много. Его жизнь окутывает множество тайн и легенд, доподлинно известно немногое. Он вырос в сложной обстановке феодальных распрей. В детстве переехав в округ Ямагата, он начал изучать различные единоборства. Встав на путь физического и духовного совершенства, Хаясидзаки старался путем медитирования и чтения молитв создать самый эффективный метод использования меча катаны в бою.

В течение жизни он создал боевой стиль применения катаны, называющийся «симмэй мусо рю» («вдохновленный божественно, не имеющий равных»). Иайдо, созданное Хиясидзаки, распространялось под разными именами. Его стиль стал базой для двух самых популярных стилей, сейчас известных всем как эйсин рю и мусо синдэн рю. С 16 века многие сотни лет иайдо подвергалось переменам, образовывало новые течения благодаря различным наставникам, обучающих своих учеников. Но, с учетом появления различных техник и тактик, эйсин рю – это стабильная неменяющаяся база, которая обеспечило развитие иайдо со времен средневековья до нынешнего дня.

Сейчас больше десяти признанных не только на родине, но и по всему миру учителей продолжают совершенствовать обучение как в стиле эйсин рю-иайдзюцу, так и в стиле мусо синдэн рю иайдо. На сегодняшний момент даже в одном направлении существуют разногласия по поводу его главы, но у поклонников этого боевого искусства имеются все возможности тренироваться у всемирно известных японских учителей.

Иайдо в России

В 70-х годах прошлого века после многолетнего перерыва в СССР вновь начинают открываться школы джиу-джитсу, кобудо и иайдзюцу. В СССР была получена аккредитация первого представительства организаций Японии, обучающих искусству иайдзюцу и иайдо. Позже данную аккредитацию подтвердили в 2009 году, когда иайдзюцу и иайдо получили в России вторую жизнь.

Сейчас практически по всей России имеется значительное количество мастеров и наставников, имеющих постоянную связь со знаменитыми мастерами Японии, преподающими различные стили и школы иайдзюцу, иайдо. Много мастеров, которые занимаются обучением искусству владения мечом, имеют персональные полномочия от разных школ и стилей своих учителей из Японии. Многие специалисты, занимающиеся иайдо в Росии, постоянно стажируются и сдают экзамены в Японии, а также приглашают японских мастеров владения мечом на разнообразные мероприятия в России, что привлекает интерес к этому боевому искусству и помогает в дальнейшем его развитию.

Видео: Что такое Иайдо?

Среди спортсменов, участвующих в чемпионатах по иайдо, имеется немало представителей России. Часто, в клубах иайдо преподается не самостоятельно, а вместе с техниками других единоборств: джиу-джитсу, каратэ, айкидо, что, впрочем, практикуется и в самой Японии.

Однако, прежде всего, иайдо – это самостоятельное боевое искусство, которое имеет в основе гигантский философский, культурно-эстетический, психологический слой знаний, образованный многими поколениями мастеров и учителей иайдо.

Иайдо
居合道
Страна Япония Япония
Родоначальное БИ Иайдзюцу
Иайдо на Викискладе

Иайдо (яп. 居合道 иайдо:, дословно, искусство встречать сидя) — это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кэндо, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, проявляет признаки агрессии, или же берётся за меч. Также в этом виде фехтования нет доспехов, как в кэндо: защитного шлема, жилета и перчаток.

Содержание

История иайдо

Исторически, роль предшественника иайдо (иайдзюцу) в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэн) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнёру или, хуже того, учителю, и, во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — собственно искусству фехтования на мечах.

Современное иайдо

В современных условиях владение мечом потеряло своё прикладное значение и стало уделом сравнительно небольшой группы поклонников этого мастерства. Среди них есть те, кто делает упор на изучение практичных способов эффективного извлечения меча из ножен (они обычно предпочитают называть то, чем занимаются, иайдзюцу или баттодзюцу), другие же предпочитают видеть в нём путь к самосовершенствованию через изучение возможностей своего тела, и меч для них играет лишь роль инструмента на этом пути. Иайдо само по себе предоставляет возможность и для того, и для другого, и каждый занимающийся может сам решить, что является для него самым важным.

В переводе с японского иайдо — путь иай; в свою очередь иай — мгновенный удар мечом из ножен, быстрая нейтрализация противника (как правило — убийство) и вкладывание меча обратно в ножны. Иайдока, практикующийся с катаной, стремится контролировать в первую очередь себя, а не своего противника. Искусство иайдо представляет собой изучение и исполнение воображаемых сражений (вадза) без фактического присутствия партнёра. Существуют различные боевые направления, включающие в себя вадза с одним и более воображаемыми оппонентами, а также вариации контактных боёв с использованием тренировочного меча: боккэн, иайто. Каждый бой характерен наличием катаны, изначально скрытой в ножнах. Повышенная концентрация и богатое воображение являются неотъемлемыми характеристиками каждого, стремящегося постичь науку иайдо. Для эффективного ведения боя необходимо соблюдать правильное положение тела, выполнять корректные движения, уметь применять секреты захвата рукоятки катаны и точно наносить режущие удары.

Изучение иайдо

Иайдока изучает вариации ведения боя, начинающегося с внезапной атаки, где отражение агрессии происходит быстрее любого движения нападающего. В иайдо нет лишних движений. Каждое действие несёт свой смысл. Техники боёв, как правило, просты и естественны. Тренировки требуют не только физической, но также умственной и интеллектуальной отдачи. За сотни лет развития иайдо передавалось от поколения к поколению и за 450 лет практически не изменилось в своих основах. Владеющие основами иайдо способны отклонить атаку и внезапно атаковать первыми.

Стиль «мусо дзикидэн эйсин»

Один из распространённых стилей иайдо, практикующийся в Японии — стиль Мусо Дзикидэн Эйсин-рю (яп. 無雙直傳英信流 мусо: дзикидэн эйсин рю:) . Эйсин рю основан в XVI веке и является вторым древнейшим видом японских боевых искусств. Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигэнобу (1546—1621), проживавший в округе Канагава (нынешнее название), известен как основатель эйсин рю и иайдо в целом. Несмотря на массу легенд и преданий, связанных с жизнью Хаясидзаки, точно установлено [ кем? ] , что он вырос в атмосфере времён вражды феодальных кланов. В раннем детстве он переехал в округ Ямагата, где начал изучать всевозможные боевые искусства. Существуют свидетельства о том, что, развиваясь физически, Хаясидзаки одновременно развивался духовно, пытаясь путём медитаций и молитв открыть самый эффективный метод использования катаны в бою [ источник не указан 2638 дней ] . За свою жизнь он сумел разработать боевой стиль использования японского меча, который был назван «симмэй мусо рю» («божественно вдохновлённый, не имеющий подобных»). Направление иайдо, разработанное Хиясидзаки, известно под многими именами. Его стиль стал основой для двух наиболее распространённых стилей, ныне известных как эйсин рю и мусо синдэн рю. С тех пор, на протяжении столетий, иайдо изменялось и разветвлялось за счёт нововведений учителей, тренирующих своих учеников. Несмотря на различные техники и тактики, эйсин рю является неизменной основой, благодаря которой иайдо получило своё развитие вплоть до сегодняшнего дня. В настоящее время более десятка признанных в Японии и во многих странах мира наставников продолжают развивать свои направления (ха) как в стиле эйсин рю — иайдзюцу и иайдо, так и в Мусо Синдэн-рю иайдо. Необходимо отметить, что даже внутри одного ха (направления) есть много споров относительно места главы. Тем не менее у приверженцев данного вида искусства есть возможность совершенствоваться под руководством признанных японских наставников.

На сегодня в различных регионах России существует достаточное количество квалифицированных мастеров и наставников, которые имеют устойчивые контакты с известными японскими мастерами различных стилей и школ иайдзюцу, иайдо, баттодзюцу. Многие из мастеров, преподающих древнее искусство владения мечом, имеют личные полномочия представлять различные школы и стили своих наставников из различных префектур Японии. Очень многие подвижники этого древнего искусства регулярно проходят стажировки и сдают квалификационные экзамены непосредственно у руководителей и ведущих наставников в Японии, приглашают своих учителей для проведения мероприятий в регионах Российской Федерации, что способствует дальнейшему развитию иайдзюцу (иайдо) и повышает интерес к этому уникальному культурному явлению.

В рамках международной тенденции к проведению чемпионатов по технике иайдзюцу (иайдо) ряд представителей российских федераций участвует в международных чемпионатах по иайдо на уровне чемпионатов Европы, мира, открытых чемпионатах Японии и тому подобных мероприятиях, представляя российские школы иайдзюцу (иайдо), наряду с кэндо и другими видами боевых искусств. В ряде клубов, ассоциаций и федераций иайдзюцу (иайдо) развивается не только как самостоятельный и самодостаточный вид традиционного боевого искусства, но и практикуется в комплексе с техниками кобудо, джиу-джитсу (дзю-дзюцу), айкидо, дзёдо, каратэ, что также не является редкостью во многих школах традиционных японских боевых искусств и приветствуется рядом японских наставников. Тем не менее иайдзюцу (иайдо) является формой самостоятельного традиционного боевого воинского искусства Японии и включает в себя огромный культурный, эстетический, философский, психологический, физический, педагогический и множество других пластов, созданных и развитых десятками и сотнями поколений настоящих мастеров и наставников.

Большинство историков сходятся во мнении, что название эйсин рю произошло от названия главы седьмого поколения — Хасэгава Тикараносукэ Эйсин. Только после двенадцатого поколения иайдо разветвилось на два различных направления: направление, ведущее к Сайто Иямау (глава восемнадцатого поколения стиля Мусо Синдэн), и направление, ведущее к вышеупомянутому Икэда Такаси Сэйко. Существует ряд других, менее известных и реже практикуемых форм иайдо, берущих своё начало от Хаясидзаки Дзинсукэ. На 2011 год около трёх тысяч учеников практикуют эйсин рю в Японии [ источник не указан 2638 дней ] . Ассоциация Традиций эйсин рю и Федерация иайдо Японии развивают и финансируют стиль эйсин, устраивая соревнования и показательные выступления по всему миру.

Следует различать иайдо и иайдзюцу. Иайдзюцу — искусство мгновенного обнажения меча, которое имеет чисто практическую направленность, в то время как иайдо (особенно после Второй мировой войны) во многом является дисциплиной, призванной воспитывать дух. Первично именно иайдзюцу (так, раздел иайдзюцу содержится в школе будзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, основанной в 1447 году). Иайдо же — это путь самосовершенствования путём выполнения техник иай.

Раньше

Популярность культуры меча в японском обществе привела к появлению сотен техник кэндзюцу, применяемых и в поединках и в сражениях. Практически все эти техники основаны на стойках и ухватах с обнаженным мечом, когда оба соперника готовы с схватке. Гарантией победы в таком случае будет являться почти исключительно выучка и лучшая физическая кондиция дуэлянта. Желание же обеспечить победу ещё до взаимного обмена ударами привело к появлению нового направления боевого искусства мечников: иайдзюцу и баттодзюцу.

Суть обеих понятий сходна — и то и другое это обозначение искусства мгновенного обнажения меча и нанесения удара. Если быть ещё более дотошным, то в иайдзюцу изучается определение начальной агрессии противника (ещё до момента схватки) и предотвращение опасности упреждающим ударом меча. В таком случае даже самый опытный мечник будет бессилен против умелого иайдока, поскольку он попросту не успеет обнажить свой меч. В иайдзюцу расчет идет на один-единственный удар, исполняемый одновременно с вытягиванием из ножен, в батто-дзюцу — на несколько ударов после обнажения. И всё-таки эти понятия часто используются как синонимы, правильно это или нет.

За почти полтысячи лет существования иайдзюцу техники его не претерпели практических изменений, что говорит об исключительной их простоте и незамысловатости. И тем тяжелее добиться в них совершенства, как ни странно. Тренировки иайдзюцу и баттодзюцу происходят для новичка начинаясь с боккэна и заканчивая настоящим мечом (синкэн). Большую же часть тренировок орудовать приходится специальным мечом — иайто, напоминающим по всем характеристикам настоящую катану, но не заточенную столь остро. Иайто весьма отличается от обычных сувенирных мечей (могито) — ведь пытаться отрабатывать ката иайдзюцу настенной поделкой за полторы тысячи может быть опасно для здоровья — а в иайто все элементы подогнаны и закреплены как для реального боя. В изучении баттодзюцу допускается отработка ударов по соломенным болванам, оттачивающая технику режущихи и рубящих ударов, следующих после изъятия меча из ножен.

Изучение иайдзюцу ниндзя как таковыми официально не задокументировано. Но принимая во внимание крайне полезный практический аспект данного искусства, можно быть уверенным, что в той или иной форме при изучении кэндзюцу синоби упражнялись техникам мгновенной атаки. В реальной обстановке это умение не раз могло спасти жизнь ночным агентам.

Сегодня

В наши дни реальные практические боевые умения как и многие искусства воплотились в новой форме школ самосовершенствования, и вместо иайдзюцу популярность получило иайдо. Стремление к быстрейшему убийству противника переросло в желание полностью овладеть контролем над своим внутренним миром, а вместо меткого удара гораздо важнее стало развитие координации. Иайдо изучается во многих школах, как японских так и зарубежных. Изучается зачастую не только как составная часть кэндзюцу, но и как полноценное самостоятельное искусство.

Трудно утверждать наверняка — в хорошую или плохую сторону приводит «демилитаризация» такого опасного умения как иайдзюцу. Одно можно сказать точно — с равной силой в нем развивается и дух воина, и его тело, и разум.

Кендо, иайдо, дзёдо (кэндо, яйдо, джодо)

Истинная задача кендо (кен-но синдзуй) — разрешение жизненных проблем без использования меча.

Кендо, иайдо и дзёдо составляют программу Всеяпонской федерации кендо.
Термины в описаниях ссылок — с самих сайтов, разнобой в подзаголовках — для тех, кто ищет в Интернете информацию по различным вариантам терминов: кендо / кэндо, кендзюцу / кэндзюцу / кэн-дзюцу, иайдо / иай-до / иаидо, иайдзюцу / иай-дзюцу / иаи дзютсу / яйдзютсу и др.

Разделы страницы о спортивных направлениях кобудо:

  • Кендо и кумдо (корейское кендо)
  • Иайдо и иайдзюцу
  • Дзёдо и дзёдзюцу

Кендо и кумдо (корейское кендо)

Кендо — спортивный вид контактного фехтования с использованием доспехов и бамбукового меча (синай). Базовые тренировки кендо хорошо помогают в понимании владения мечом на тренировках кендзюцу. Тренировки в старинных школах кендзюцу — обогащают технику кендо.

Первая организация кендоистов появилась в Москве в 1989 году и получила название «Московский клуб кендо». Первым ее руководителем стал Владимир Янушевский. В 1993 году она была преобразована в Московскую ассоциацию кендо, а пять лет спустя – в Русскую федерацию кендо (РКФ). В 2000 году РКФ стала постоянным членом Международной федерации кендо (IKF), основанной в 1970 году и объединяющей не только поклонников кендо, но и последователей иайдо и дзедо. А с 1998 года РКФ является постоянным членом Европейской федерации кендо (EKF). РКФ ежегодно проводит чемпионат России и ряд других соревнований.

Федерация, филиалы и клубы кэндо

Кендо в Москве

  • Центр Кендо Русской Федерации кендо (РФК) Президент Алоев Руслан Султанович: 383-2245, 903-3575.
  • ShogunBudo CLUB — московский клуб Кендо, Иайдо, Дзен. г. Москва, ул. Долгоруковская, дом 26А (М. Новослободская). Фото и видеоматериалы (в т.ч. ката кендо). [!]
  • Школа Синкаге Рю. Кондрашов Владислав: 399-85-30. [Теперь перегрузка ссылки на www.sinkage.ru]
  • Клуб Бу-дзюцу «Хагакурэ»

Кендо в регионах

  • Кэндо в Кабардино-Балкарии [!] Легендарный сайт, легендарное отделение. Старый адрес на реконструкции.
  • Казанский клуб Кендо.
  • Сахалинский Клуб Кендо (Кумдо).
  • Сибирский филиал РФК.

Зарубежные федерации кендо

  • Всеяпонская федерация кендо. [англ., яп.]
  • Всеамериканская федерация кендо. [англ.]
  • Japanese Sword Arts. [англ.]
  • Saskatoon Kendo Club. И ссылки на другие зарубежные клубы кендо. [англ.]

Списки ссылок по кэндо

  • ShogunBudo CLUB — Ссылки по Кендо
  • Обзор сайтов кендо на сайте «Воин» (в т.ч. статьи и книги)
  • Ссылки на российские и зарубежные организации и клубы Кендо На сайте КФК айкидо.
  • Кэндо на Kempo.Ru
  • Ссылки на зарубежные клубы кендо
  • Martialarts on Sword.ne.jp

Оборудование и амуниция по кэндо

  • Kendo SOLKI. Спартивное Общество Любителей Кендо и Иайдо [!]
  • Магазин и мастерская по производству оборудования для занятий КЭНДО. При Ростовской региональной федерации традиционных боевых искусств. E-mail для заказа доспехов: kyoken@pisem.net
  • Корейский сайт для кендо [$300 с доставкой за 10 дней. Был один отзыв неважный о них. Также есть канал через новосибирца, который ездит в Корею.]

Обзоры и статьи по кэндо и кэндзюцу

  • О кендо в Московском Спорте.
  • О кэн-дзюцу на сайте JAPANYAKUDZA.
  • Ката кендо на Сёгун-клубе. (5 начальных ката: Иппонме, Нихонме, Санбонме, Ёнхонме, Гохонме).
  • Хякунин-кумитэ (испытание в 100 боев). Многие слышали про этот вид тренировки и теста в каратэ Кёкусинкай, введенный его основателем Оямой Масутацу. Но мало кто знает, что этот вид поединка идет от Ямаока Тэссю — основателя школы кендо Хокусин Итто-рю, который выдержал 100 последовательных поединков, одержав победу над 100 различными соперниками с помощью синая. По такому же принципу, кстати, можно устраивать и соревнования по кендзюцу — например, выполнение на высокой скорости и практически без передышки 100 разных ката с одним партнером.
  • О петушиных боях. Опытная птица 3-го ранга полагается уже не на технику и силу, а на то, что подсказывают ей инстинкты. Особенно интересно, когда равные по силе петухи 3-го ранга (то-есть победители чемпионатов) не дерутся, а просто смотрят друг на друга, застыв как изваяние. В конце концов, кто-то из них не выдерживает и убегает, а победителю присваивают 4-й ранг. Остальные петухи в их присутствии убегают, а между собой «побеждающие без драки» не дерутся, выясняя превосходство длительностью выдержки. Более слабый со временем гордо отступает, «сохраняя лицо», как говорят азиаты.
  • Japanese sword arts faq version 2.9. August 15, 2001. [англ.]

Иайдо и иайдзюцу

Искусство одного движения. Когда «саблю наголо!» является сразу ударом.

Школы иайдзюцу: Кагэ-рю, Когэн Итто-рю, Мугай-рю, Мусо Дзикидэн Эйсин-рю, Мусо Синдэн-рю, Синмусо Хаясидзаки-рю, Сёдзицу Кэнри Катайти-рю, Тамия-рю, Тояма-рю, Ягю Сэйго-рю

Ссылки по иайдо и иайдзюцу

  • Ia >Дзёдо представляет собой искусство фехтования сравнительно коротким посохом, используемым против меча. Основано Мусо Гонноскэ в 1610-1615 годах. Ранее он изучал технику работы с шестом (бо) школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. Однако после поражения в поединке со знаменитым мастером меча того времени Мусаси Миямото, победившим его деревянным мечом (боккэном), он удалился на южный остров Кюсю и там разработал 64 приёма, составившие основу новой школы Синдо Мусо-рю .

Длина дзё равняется 125 см, диаметр 2,5 см, а сама техника этой школы представляет нечто среднее между бо-дзюцу и кэн-дзюцу, причем преобладают тычковые удары по болевым точкам. В отличие от иайдо, тренировки дзёдо проходят в виде отработки парных упражнений; в отличие от кэндо здесь используются только ката без свободного спарринга [фактически — дзёдзюцу]. При правильном подходе к тренировкам дзёдо помогает развивать чувства дистанции и времени, лучше воспринимать действия или бездействие партнера и легче адаптироваться к быстро меняющейся ситуации. С 1955 года существует Всеяпонская федерация дзё-дзюцу (Дзэн Нихон Дзё-дзюцу Рэнмэй), которую возглавляет Симидзу Такаги.

Непознанное:Траволечение не всегда безобидно Лечиться «травками» стало очень модно в последнее время. Странно, что в голову не приходила такая простая истина — всякому действию находиться противодействие. Травы обладают как положительными для человека свойствами, так и губительными

Парапсихология:Основные энергетические потоки Через сеть каналов энергия, накопленная в чакрах, распространяется к органам и системам Физического тела, питая их

Непознанное:Ритмы жизни В процессе эволюции все живое приспособилось к ритму, вызванному вращением Земли вокруг своей оси. Ежедневный ритм специалисты называют циркадным (околосуточным), то есть с цикличностью в один день.

Непознанное:Месть золотого черепа Несколько итальянских археологов обнаружили там захоронение египетского фараона и его жены. Расшифровав надпись на надгробии, они узнали, что «великая богиня Исида трижды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу».

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Кендзюцу-Иайдзюцу

Меч, вероятно, не самый древний вид оружия Японии, но он был наиболее сложным и изощренным, и на протяжении нескольких столетий занимал центральное и наиболее важное место в боевой тренировке Буси. Ковка и металлообработка были уже известны японцам, по меньшей мере, за два века до нашей эры. Железные мечи были обнаружены в каменных склепах и дольменах, относящихся к периоду Кофун-Бунка (400 до н.э. — 700 н.э.), и они свидетельствуют о техническом и художественном прогрессе японской культуры того времени. Однако большинство историков сходится во мнении, что форма и стиль клинка, который мы называем «Ниппон-То», впервые появились где-то примерно в начале 8 века. Легендой их создание приписывается некоему кузнецу по имени Амакуни, жившему в провинции Ямато.
Ниппон-То называют душой Буси. Он являлся символом всего, что тот представлял, и не было ситуаций, когда Буси был бы без него: он жил с ним и умирал с ним. Кроме того, меч самым тесным образом связывал все его существо с вопросом жизни и смерти. Ему необходимо было выйти за рамки обычной концепции жизни и смерти, и это состояние сознания называлось «сэйсин о тёэцу». Именно эта внутренняя борьба вызвала изменение внутреннего отношения и дала мечу двойное назначение: внешнее — разрубить того, кто противостоит воле его владельца, и внутреннюю — разрубить Эго самого владельца, и тем самым дать ему возможность достичь духовного пробуждения. Таким образом, меч стал символизировать такие моральные качества, как Преданность, Самопожертвование, Честь, Искренность, Справедливость и Мужество.

Можно сказать, что исторически технология изготовления меча развивалась в совершенной гармонии с различными методами владения им, и таким образом Ниппон-То стал одним из прекраснейших произведений искусств, когда-либо создававшихся человеком, и был включен в высшей степени тщательно разработанную систему ведения боя, и тем самым объединил красоту и практическое применение. В применении меча можно выделить два основных раздела КЭНДЗЮЦУ и ИАЙДЗЮЦУ. И именно посредством изучения этих двух практик человек, вероятно, может лучше всего понять и оценить основной Дух Боевых Искусств.

Кэндзюцу — это метод обращения с мечом, когда он уже вытащен из ножен. Это то, что известно как собственно классическое фехтование. Именно этот аспект считался наиболее важным аспектом из двух, и именно на него делался основной упор при тренировке фехтовальщика. В ходе своей истории, Кэндзюцу называлось по-разному, в зависимости от веяний времени или от философской и политической предрасположенности той или иной школы. Его называли Хэйхо, Кэмпо, Тохо, Гэккэн, Хёдо, Тодзюцу, Татиути и так далее. Однако сегодня слово Кэндзюцу наиболее широко используется для обозначения искусства классического фехтования на мечах.

Иайдзюцу — искусство выхватывания меча из ножен и нанесения эффективного удара одним непрерывным движением. Благодаря быстроте, с которой человек мог нанести атаку, иайдзюцу заняло очень важное место в фехтовании, хотя и второстепенное по отношению к кэндзюцу. Развитие иай или батто-дзюцу обычно приписывают сегодня Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, но тот факт, что он жил во второй половине 16 века и начале 17 века заставляет усомниться в том, что такое важное техническое преимущество было отрыто так поздно. Вернее будет заключить, что иай уже существовал в течение неопределенного периода времени до Хаясидзаки Дзинсукэ, и что оно развилось во взаимодействии с различными стилями кэндзюцу; и что именно Дзинсукэ стал его основным новатором, и его усилия в этой области сделали истинную ценность быстрого выхватывания меча более широко известной, чем когда-либо прежде.

Термин иайдо вошел в обиход только в 20 веке, и его практика стала считаться дисциплиной в своем праве среди других видов Будо. До этого времени для обозначения этой дисциплины наиболее часто употреблялись термины иай-дзюцу или батто-дзюцу. Однако между иайдо и иай-дзюцу есть существенное отличие; в практике иай-дзюцу наиболее важным моментом было развитие боевой эффективности, в то время как в практике иай-до первичным является духовное и моральное развитие человека, а эффективность вторичной. Отакэ Рисукэ в своей книге о Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю так определял иай-дзюцу: «Иай-дзюцу — это искусство, предназначенное для убийства врага». Многие люди сегодня игнорируют это напоминание об истоках этого искусства и довольствуются выполнением красивых, но зачастую пустых «фигур»; кроме этого они занимаются самообманом, полагая, что то, что они воспроизводят и есть в точности упражнение, которое практиковали Буси старых времен (иллюзия, которую можно было бы назвать «Самурайским психозом»). Оба эти обстоятельства порождаются недостатком опыта и понимания изучаемого боевого искусства.

И идея, что «Будо» прежде всего дисциплина «духовная», и имеет «более высокие» цели, чем «бу-дзюцу», и, следовательно, допускает (и даже поощряет) практическое неумение, является результатом не только неполного понимания, но даже намеренного заблуждения со стороны практикующего или учителя. Между Дзюцу и До нет никакого противоречия.

Дисциплина иай-до была введена теми людьми, которые понимали, что меч и искусство выхватывания меча, могут стать инструментами, при помощи которых человек может достичь духовного развития. Именно таким образом концепция «Сэйсин танрэн» (или в буквальном переводе «выковывание духа») представляет ситуацию, когда технические методы, требующиеся для достижения духовного просветления человека, могут быть, а могут и не быть такими же, как и те, что диктуются необходимостью боевой эффективности. Приобретение одного метода не гарантирует приобретения другого, но при этом одно не исключает другого. Поэтому ученик иайдо должен благодаря правильному пониманию объединить в себе эти, на первый взгляд, противоположные аспекты этого боевого искусства, как средства уничтожения противника, с одной стороны, и способа духовного развития, с другой. Практическую основу и происхождение дисциплины нельзя не замечать, опускать или игнорировать, просто потому что человек решил, что путь к духовному развитию человека не может быть связан с «грубым» и решительным поведением, необходимым для уничтожения врага.

Мастер Айкибудзюцу Сасори-кан: Давыдовский Олег Борисович — 4 дан

Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Кэндо / Система Иай-до /

Ссылка на основную публикацию