И Цзинь Цзин | Karate-krs.ru

И Цзинь Цзин

И Цзинь Цзин

Что такое И Цзинь Цзин?

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w > Печать
  • Электронная почта

Подробности Категория: О И Цзинь Цзин Опубликовано: 12.09.2013 06:17 Автор: Гукова Оксана Просмотров: 3137

Рекомендации к комплексу И Цзинь Цзин

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w > Печать
  • Электронная почта

Подробности Категория: О И Цзинь Цзин Опубликовано: 05.10.2012 13:23 Автор: Гукова Оксана Просмотров: 5457

Предлагаю вашему вниманию некоторые рекомендации к комплексу И Цзинь Цзин.

1. Этот комплекс оздоровительного цигун следует делать в состоянии тишины ума (расслабиться, успокоить свои мысли, сконцентрироваться на выполнении упражнений). Наш ум должен следовать за движениями тела.

2. Во время выполнения комплекса язык касается верхнего нёба. Взгляд направлен вперед и вниз. Дыхание должно быть спокойным, ровным и естественным.

И Цзинь Цзин

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w > Печать
  • Электронная почта

Подробности Категория: О И Цзинь Цзин Опубликовано: 05.10.2012 13:22 Автор: Гукова Оксана Просмотров: 6812

И Цзинь Цзин — упражнения, укрепляющие мышцы и сухожилия.

Они представляют собой 12 упражнений, зародившихся в Древнем Китае, которые в неизменном виде дошли до наших дней.

Движения данного комплекса простые, широкие, выполняются плавно, их цель — укрепить позвоночник. Растягивая и скручивая позвоночник, мы укрепляем конечности и внутренние органы.

Было доказано, что данные упражнения улучшают здоровье, предотвращают различные заболевания, увеличивают продолжительность жизни и повышают интеллект.

Легенды, связанные с происхождением комплекса И Цзинь Цзин

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w > Печать
  • Электронная почта

Подробности Категория: О И Цзинь Цзин Опубликовано: 05.10.2012 13:22 Автор: Гукова Оксана Просмотров: 4136

Происхождение этого древнего комплекса точно неизвестно. Поэтому существует несколько версий.

Буддийская традиция приписывает авторство трактата «Конон изменения мышц и сухожилий» (И Цзинь Цзин) Бодхидхарме Да Мо — двадцать восьмому общебуддийскому патриарху и основателю школы «Чань» (яп. «дзэн»), который прибыл в Китай из Индии около 520 г. н.э. Да Мо просидел в пещере лицом к стене недалеко от монастыря Шаолинь в течение 9 лет. После того как он достиг просветления, Да Мо умер и был похоронен у подножия горы Медвежье Ухо. Когда монахи стали ремонтировать стену, перед которой он сидел, то обнаружили шкатулку. Из этой шкатулки они достали два трактата: Сисуй-цзин и И Цзинь Цзин.

12 форм И Цзинь Цзин

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w > Печать
  • Электронная почта

Подробности Категория: О И Цзинь Цзин Опубликовано: 05.10.2012 13:21 Автор: Гукова Оксана Просмотров: 6445

Оздоровительный комплекс И Цзинь Цзин входит в число 4-х оздоровительных методов, которые признаны правительством Китая в качестве методов, способствующих улучшению и укреплению здоровья.

О легендах, связанных с происхождением этого комплекса и техниках выполнения мы говорили в предыдущих статьях. В этой статье я хочу более подробно разобрать каждое из упражнений – форм.

Комплекс И Цзинь Цзин состоит из 10 упражнений и включает в себя 12 форм. Это произошло из-за того, что первое упражнение, которое называется « Вэй То* преподносит палицу» заключает в себе сразу 3 формы.

Быть здоровыми — наш выбор!

Уникальный И Цзинь Цзин — практика шаолиньских монахов, как профилактика болезней.

Комплекс упражнений И Цзинь Цзин относится к «жесткой» практике цигун. Его создал Бодхидхарма, живший в монастыре Шаолинь, послушники которого отличались очень слабым здоровьем. В результате постоянных тренировок не только улучшилось самочувствие монахов, но и увеличилась их внутренняя сила. Это связано с тем, что при занятиях И Цзинь Цзин происходит очистка и укрепление «сухожильных каналов», по которым проходит энергия Ци. Она возобновляет свою циркуляцию во всем теле и зажимы и напряжения, порождающие болезни и отнимающие силы, исчезают.

Принцип действия И Цзинь Цзин на организм.


В оригинале трактата об этом виде цигун говорится о способности И Цзинь Цзин:

  • отгонять болезни,
  • учить выносливости,
  • увеличивать внутреннюю силу,
  • делать человека бесстрашным,
  • прояснять сознание и воспринимать мир более ясно,
  • повышать работоспособность,
  • поднимать сексуальную энергию.

Этот эффект обеспечивается сочетанием нескольких факторов. Упражнения И Цзинь Цзин выполняются плавно, в состоянии абсолютного спокойствия. Их основная цель — растянуть позвоночник. При таких движениях укрепляются и конечности, и внутренние органы. Современные исследования доказали, что комплекс:

  • повышает интеллект,
  • увеличивает продолжительность жизни,
  • является профилактикой различных болезней, в т.ч. заболеваний нервной, пищеварительной, опорно-двигательной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Особенности И Цзинь Цзин, о которых следует помнить.

  1. Наибольший эффект от выполнения И Цзинь Цзин будет от непрерывного выполнениякомплекса и соблюдения последовательности упражнений.
  2. Дыхание должно быть ровным и немного замедленным, при этом вдох и выдох — одинаковой продолжительности по времени. В идеале каждое упражнение лучше выполнять столько времени, сколько требуется на осуществление вдохов/выдохов в количестве, кратном девяти.
  3. Телонеобходимо максимально расслабить. В движениях И Цзинь Цзин надо стараться задействовать не мышцы, а внутреннюю силу — сухожилия, которые сложно почувствовать.
  4. Амплитуду скручиваний следует постепенно увеличивать. Но нет необходимости форсировать события — рост внутренней силы должен происходить естественно, как рост дерева.
  5. Форма ладоней при выполнении И Цзинь Цзин: прижатые друг к другу четыре пальца, ладонь вогнута, большой палец направлен в сторону так, что перепонка между ним и ладонью получается натянутой.
  6. И последнее предостережение: не стоит переживать, еслипервые2-3 недели практики И Цзинь Цзин появиться слабость и усталость. Это говорит о том, что «старая сила» уходит, для того, чтобы освободить место «новой». Затем после каждого занятия будет появляться ощущение прилива энергии и сил.

Приступить к практике И Цзинь Цзин можно прямо сейчас, внимательно наблюдая и повторяя упражнения за мастером, демонстрирующим выполнение комплекса на этом видео:

И цзинь цзин – жёсткий мышечно-сухожильный цигун

И цзинь цзин – канон изменения сухожилий

По легенде, “Основу преобразования мышц” (И цзинь цзин) передал Бодхидхарма. Согласно преданиям, достопочтенный Дамо прибыл на Восток из Индии и поселился в монастыре Шаолинь. Там он учил махаянистскому “совершенствованию через созерцание” и стал первым чаньским патриархом, пришедшим на Восток (согласно индийским подсчетам, он был 28-м патриархом). Он обнаружил, что у его послушников очень слабое здоровье и поэтому создал этот комплекс упражнений по цигуну, что помогло улучшить физическое состояние монахов. Его система включала в себя статические и динамические упражнения. Что касается статических упражнений, то по прошествии времени при передаче из поколения в поколение они постепенно утратили свой первоначальный вид. Последующие патриархи больше внимания уделяли распространению учения махаяны, чем физическим упражнениям.

Канон изменения сухожилий предназначен для увеличения внутренней силы (как физической, так и духовной) через очистку, укрепление и преобразование “сухожильных каналов”. В “предисловии к подлинному трактату Ицзиньцзина” описываются успехи, приносимые продолжительной практикой:
“… Я спросил, какая от этого польза. Он сказал:
— способность отгонять болезни – раз,
— никогда не болеть – два,
— всю жизнь быть сильным – три,
— не бояться голода и холода – четыре,
— больше мужских качеств, ума и красоты – пять,
— сотни побед в постельных боях – шесть,
— умение достать жемчужину из мутной воды – семь,
— умение без страха встречать любое нападение – восемь,
— успех в работе без задержки – это девять.

Но это всё малые выгоды. Использовать это как основание для вхождения в Дао буддовости – вот конечная цель”.

Комплекс упражнений изменения сухожилий относится к категории “жёсткого цигун” и в сущности представляет собой метод “большой орбиты” (последовательного прохождения ци по всем меридианам тела), основанной на управлении движением энергии с помощью напряжения тела.

В каждом упражнении следует последовательно увеличивать натяжение сухожилий, одновременно расслабляя мышцы – “использовать мысль, а не силу”.

Первые две – три недели начинающий практику после выполнения комплекса может чувствовать усталость и слабость – происходит “потеря старой силы”. Затем начинается “накопление новой” и после каждой тренировки чувствуется увеличение сил и активности.

В комплексе следует переходить от одного упражнения к другому, не останавливаясь и не сбрасывая наполненность ци. Каждое упражнение следует выполнять на протяжении числа дыханий, кратного девятке – от девяти поначалу до восьмидесяти одного в завершенной практике. Сохраняем дыхание ровным и по возможности замедленным, вдохи и выдохи равной длительности. Не следует ускорять прогресс и давать себе избыточную нагрузку – это всё равно не сработает. Рост внутренней силы должен быть естественным, как растущее дерево.

В упражнениях используется следующая форма ладони: четыре пальца выпрямлены и прижаты друг к другу, большой палец отставлен в сторону так, чтобы область хукоу (перепонка между большим и указательным пальцами) была натянута и центр ладони был несколько вогнут. Если во время практики какой-то палец не удерживает нагрузку и отходит от остальных – это связано со слабостью соответствующего органа и исправляется продолжением тренировок.

Разогревание даньтянь

Разместив ладони центрами напротив даньтянь, правая рука сверху (для женщин наоборот), выполнить 36 растирающих движений по часовой стрелке. Затем поменять ладони местами и сделать 24 вращения в противоположном направлении. Следует добиваться ощущения размешивания и разогревания в глубине живота, области даньтянь, а не на поверхности кожи.

Стояние столбом

На протяжении всего упражнения положение и состояние столбовой работы остается неизменным. Во избежание “потери старых зубов” зубы смыкаются с некоторым усилием. Слюну, накапливающуюся во рту, сглатываем и “погружаем в даньтянь” при переходах между упражнениями.

1. Сжатие кулаков

Руки сжать в кулаки, большие пальцы отогнуть и коснуться бедер. На вдохе сильнее сжимать кулаки, на выдохе “наполнять” их, одновременно оттягивая большие пальцы как можно выше вверх. Плечи остаются расслабленными.

2. Надавливание ладонями

Поместить ладони параллельно полу, пальцами строго в стороны. На вдохе натягиваем кончики пальцев на себя, на выдохе давим вниз основанием ладоней. Подмышки должны оставаться “пустыми”, пальцы не должны сгибаться.

3. Надавливание ладонями вперед

Ладони располагаются перед лицом, как бы отодвигая от себя препятствие, при этом большие и указательные пальцы попарно соприкасаются, образуя треугольник. Взгляд направлен в центр этого треугольника. На вдохе натягивать пальцы, на выдохе давить перед собой, “удлиняя руки”. Очень важно сохранять спину “медвежьей”, избегая сведения лопаток.

4. Поддерживание ладонями по сторонам

Развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вверх. На каждом вдохе вытягивать пальцы в стороны, с каждым выдохом усиливать ощущение большого груза, лежащего на ладонях. Сохраняем плечи опущенными и руки растянутыми.

5. Разведение локтей

Это первое из двух динамических упражнений в комплексе. Обе ладони смыкаются перед грудью, большие пальцы касаются тела, остальные четыре обращены строго вверх. Локти подняты горизонтально (в положение, в котором на них можно поставить чашку). На вдохе локти растягиваем в стороны, но не за спину. На выдохе с усилием сводим ладони вместе и надавливаем ими друг на друга. Каждое следующее отведение локтей – чуть дальше. Избегаем сведения лопаток растягивая спину вместе с локтями.

6. Отталкивание стен

Разводим руки в стороны на уровне плеч с ладонями, направленными от себя. Натягиваем на себя пальцы на вдохе и толкаем основаниями ладоней на выдохе, как бы раздвигая стены воображаемого коридора. Плечи должны оставаться опущенными и руки – растянутыми.

7. Поддерживание неба

Подняв руки над головой, соединить большие и указательные пальцы треугольником, смотреть в центр этого треугольника. Натягивать на вдохе и отталкивать ладонями небо над собой на выдохе. Важно, чтобы спина оставалась расправленной, без прогиба и руки находились точно над собой – создавая строго вертикальное усилие от опоры к небу.

8. Наклоны с выдохами и вдохами

Из положения “стояния столбом” полностью расслабить руки, избегая малейшего напряжения. На выдохе согнуться в пояснице вниз, опуская руки к земле. На вдохе подняться в исходное положение, “вытаскивая” расслабленные руки с помощью поясницы. Каждый следующий наклон должен быть чуть глубже. Спина, за исключением поясницы, должна оставаться ровной и не изменяться. Не используем дыхательную мускулатуру – опускаясь, тело сжимает живот и выталкивает воздух наружу, поднимаясь – растягивается и втягивает.

Самомассаж

После предыдущих упражнений массируем тело, убирая любые закрепощения. Вначале руки, от ладоней до плеч, затем лицо, корпус и ноги. Обратите внимание, массаж должен вызывать не ощущение “стирания”, а чувство возвращения энергии в тело.

Стояние столбом

Несколько минут стояния столбом для “усваивания” новой энергии.

Книга: Оздоровительный цигун И Цзинь Цзин

Оздоровительный цигун И Цзинь Цзин

И Цзинь Цзин (упражнения, укрепляющие мышцы и сухожилия) – это комплекс оздоровительных упражнений, зародившийся в Древнем Китае.

Он состоит из 12 упражнений, названия которых в неизменном виде дошли до наших дней. Являясь составной частью Оздоровительного Цигун, данный комплекс основан на теориях традиционной китайской медицины и других научных областей.

Движения данного комплекса – простые, широкие, выполняются плавно. Их цель – растянуть позвоночник. Растягивая и скручивая позвоночник, мы укрепляем конечности и внутренние органы. Было доказано, что данные упражнения улучшают здоровье, предотвращают различные заболевания, увеличивают продолжительность жизни и повышают интеллект. В частности, выполнение данного комплекса оказывает сильный положительный эффект на дыхательную систему, укрепляет мышцы, повышает гибкость и координацию, предотвращает и излечивает различные заболевания суставов, пищеварительной, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Во время выполнения комплекса вы должны быть абсолютно спокойны. Упражнения выполняются плавно и мягко, некоторые движения требуют применения внутренней силы. Комплекс объединяет в себе как физическую, так и психическую работу, материальное и нематериальное. Эти эффективные оздоровительные упражнения довольно просты, их легко выучить, поэтому они подойдут представителям всех возрастных групп.

Глава 1. Происхождение и развитие

Считается, что движения И Цзинь Цзин зародились как примитивные шаманские ритуалы. Самое раннее упоминание об этих упражнениях можно найти в Библиографическом Трактате – истории династии Хань. Этому трактату уже почти 2000 лет. В 1970-х годах в городе Чанша была найдена могила высокопоставленного должностного лица времен правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). В ней был обнаружен кусок парчи с рисунком под названием Иллюстрация Переноса Энергии Ци . На нем изображено более 40 упражнений, которые можно считать прототипом базовых движений И Цзинь Цзин.

Также существует мнение, что упражнения И Цзинь Цзин были разработаны буддийским монахом из Индии Бодхидхармой, который в 526 г. н. э. основал храм боевых искусств Шаолинь в горах Суншань (центральная провинция Хэнань). По легенде, он был основоположником дзэн-буддизма, а также первым в Китае начал практиковать Дьяну – глубокую медитацию. Монахи храма Шаолинь сыграли значительную роль в развитии И Цзинь Цзин. Практикуя Дьяну, необходимо довольно долгое время неподвижно и беззвучно сидеть. Чтобы размяться после медитации, монахи стали выполнять комплексы Ушу.

Во время правления династии Сун появилось несколько работ об И Цзинь Цзин. Среди них была книга Лучшие Доктрины Даосизма, составленная Джан Джуэн Фаном по приказу правившего тогда императора.

В современном виде 12 упражнений комплекса впервые появились в книге Иллюстрации внутренних Упражнений , составленной Пхань Вэем в 1858 году (время правления Династии Цин).

Традиционный И Цзинь Цзин основан на представлениях китайской медицины о Пяти Элементах – металле, дереве, воде, огне и земле. Поэтому за время существования комплекса возникло много различных школ и направлений, отражающих этот аспект в своих работах.

В данной книге мы представляем вам 12 традиционных упражнений И Цзинь Цзин, дополненных в соответствии с последними научными разработками в области физиологии и кинетики. Движения комплекса направлены на растяжку сухожилий и повышение гибкости костей. Они сочетают в себе мягкость и твердость. Умственное спокойствие и естественное дыхание – важнейшие составляющие комплекса, так как они способствуют беспрепятственному протеканию энергии по каналам вашего тела.

Глава 2. Характерные особенности

Плавные, широкие движения, растягивающие кости и сухожилия

Независимо от того, какая часть тела работает при выполнении комплекса И Цзинь Цзин, вы будете растягиваться, нагибаться и скручиваться во всех направлениях. При растяжке костей растягиваются также мышцы и связки. Это улучшает кровообращение в мягких тканях и ускоряет их обновление, повышает гибкость и пластичность мышц, сухожилий и связок, а также улучшает подвижность костей, суставов и мышц.

Мягкие и плавные движения, улучшающие координацию

Авторы данной книги переделали традиционные упражнения И Цзинь Цзин, добавив связки между различными движениями. После этого выполнение комплекса стало более простым и грациозным. Движения данного комплекса – разнонаправленные, конечности естественным образом сгибаются во всех направлениях, используя суставы в качестве оси. В движениях, требующих напряжения, внутренняя сила применяется постепенно, медленно, напряжение сочетается с расслаблением. Данный комплекс не содержит сложных, повторяющихся движений. Напротив, все движения – плавные, широкие спокойные и грациозные.

Растяжка и скручивание позвоночника

Позвоночник состоит из позвонков, связок и спинного мозга. Данный комплекс основное внимание уделяет поворотам, скручиванию и сгибанию позвоночника, при этом талия выступает в качестве главной оси. Такие движения стимулируют спинной мозг и нервные окончания вокруг него, тренируют конечности и внутренние органы. Результат выполнения данного комплекса – долгая жизнь, крепкое здоровье и ясный ум.

Глава 3. Практические советы

Единство тела, разума и духа

Практикуя И Цзинь Цзин, вы должны быть абсолютно спокойны как внешне, так и внутренне. Вы не должны напрягаться, намеренно концентрироваться на тренируемых частях тела. Наоборот, ваш разум будет следовать за движениями тела, координируя движения и циркуляцию энергии Ци.

Однако некоторые движения всё же требуют концентрации. Например, выполняя третье упражнение – «Вэйто преподносит палицу – третья форма» (Вэйто, или Сканда, – настоятель монастыря в буддизме), вы должны сконцентрироваться на ладонях. Выполняя четвертое упражнение – «Поменять звезды в созвездии», вы должны сконцентрироваться на точке Минмэнь (находится на пояснице), глаза при этом смотрят на верхнюю ладонь. Выполняя упражнение «Молодой Дракон выпускает когти», вы должны сконцентрироваться на ладонях. В остальных упражнениях требуется воображение, но не сознание: «Присесть на трёх уровнях», «Выпустить когти, расправить крылья», «Волочить за хвост девять коров», «Бить поклоны». Выполняя эти упражнения, не нужно концентрироваться – напротив, ум должен быть спокойным и расслабленным.

Для координации движений тела и расслабления, как физического, так и умственного, ваше дыхание должно быть спокойным, ровным, расслабленным и естественным. Шумное и судорожное дыхание, перекошенные ноздри раздражают ум, нарушают баланс и лишают движения координации. Дыхание обязательно должно быть свободным в упражнении «ВэйТо преподносит палицу – третья форма» при подъёме рук, в упражнении «Волочить за хвост девять коров» при расправлении рук и груди, в упражнении «Девять духов вращают мечами» при расслаблении плеч и расправлении рук и груди. Причина заключается в том, что в этих движениях грудная клетка расширяется и, чтобы помочь ей, необходим приток воздуха.

Обязательный выдох должен производиться в упражнении «Волочить за хвост девять коров» при возвращении рук назад, а также в упражнении «Выпустить когти, расправить крылья» при выталкивании ладоней. Это необходимо, так как в этих движениях грудная клетка сокращается и свободный выдох помогает ей в этом.

Сочетание материального и нематериального, жесткости и мягкости

В ходе выполнения упражнений мягкость движений перетекает в жесткость. При напряжении или расслаблении эти движения выражают диалектическую взаимосвязь противоположностей, так же как два противоположных начала всего сущего Инь и Ян – по теории китайской традиционной медицины. Различные движения комплекса И Цзинь Цзин чередуют напряжение и расслабление. Таким образом, выполняя их, вы не почувствуете усталости или слабости.

В этих движениях должен соблюдаться баланс между мягким и жестким выполнением. То есть при их выполнении вы должны держаться середины, излишнее рвение может привести к «деревянным» и напряженным движениям, отрицательно влияя на работу ума и процесс дыхания. С другой стороны, слишком мягкое выполнение упражнений приведет к слабости и уменьшит положительные эффекты данного комплекса.

Гибкий подход к упражнениям и произнесение звука «ХАЙ»

В зависимости от возраста и физического состояния вы можете самостоятельно выбрать диапазон и амплитуду выполнения упражнений. Например, выполняя упражнение «Присесть на трёх уровнях», вы можете самостоятельно определить глубину приседания.

Приседая и опуская ладони в этом упражнении, произносите звук «ХАЙ». Это способствует перемещению воздуха и жизненной энергии в точку Даньтянь (находится на 5 см ниже пупка). Также произнесение этого звука помогает снять напряжение с ног, укрепляет почки и точку Даньтянь. Звук должен быть горловым. Произнося его, концентрируйтесь на точке Иньцзяо (находится на верхней десне). Не перепутайте с точкой Чэнцзян (находится на нижней десне).

И Цзинь Цзин

Комплекс для развития мышц и сухожилий

И Цзинь Цзин это традиционный комплекс упражнений оздоровительного цигун. Существуют разные комплексы по количеству форм и технике исполнения. Мы практикуем 12 и 18 форм, где все движения выполняются как естественный поток движения сочетая твердость и мягкость, напряжения и расслабления. Комплекс состоит из плавных растягивающих, сжимающих и скручивающих движений с координацией симметрии.

И Цзинь Цзин улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы и развивает эластичность и силу мышц и сухожилий. И Цзинь Цзин также полезен для костей и суставов. Поэтому он выполняется ещё и с целью развития гибкости суставов и способствует подвижности позвоночника, что позволяет улучшить осанку, убрать напряжения в теле и улучшить своё физическое и психоэмоциональное состояние.

Под руководством опытного наставника освоить И Цзинь Цзин достаточно легко. Спокойное выполнение всего комплекса упражнений И Цзинь Цзин занимает 10 — 15 минут, после которых оздоровительный эффект проявляется в полной мере.

Название форм комплекса

1. сюн дзи гао чхан — петух громко голосит;

2. тхон цы бай фо — ребёнок поклоняется будде;

3. шуан шоу тхо тхень – двумя руками подпирать небо;

4. ба ван дзю мин — абсолютный монарх избирает;

5. и джу чин тхень – столб подпирать, поднимать небо;

6. тхуи чхуан ван юэ – распахнуть окно посмотреть на луну;

7. ма бу жоу чиу – в стойке всадника катать шар;

8. тин бу чхэн джан – в стойке гвоздя упираться ладонью;

9. тхуи шань чао ши – толкнуть гору и разломить камни;

10. сюн бань бан цзы – медведь тянет палку;

11. гао шань цхай яо – высоко в горах собирать лекарства;

12. си ниу ван юэ – носорог смотрит на луну;

13. хоу ван тхоу кань – король обезьян тайком подглядывает;

14. янь цзы сюань во — ласточка кружится над водоворотом;

15. дзинь дзи тули – золотой петух на одной ноге;

16. хань я доу шуи – замерзшая утка стряхивает воду;

17. чин лун бай вей – зелёный дракон раскачивает хвостом;

18. джен чи гуй юань – истинная энергия составляет первоначало.

8 (916) 121 89 41

г.Москва, ул. Б.Пионерская, д.24.
м.Павелецкая, м.Серпуховская.
СДЦ «Орион»

г.Москва, ул. Б.Пионерская, д.24. тел. 8 (916) 121 89 41

Copyright © 2014. Круг Силы. Клуб ушу и цигун. Все права защищены.

«Канон изменений мышц и сухожилий» (И Цзинь Цзин / Yi jin jing 易筋经)

1. Вэйто протягивает палицу / wei tuo xian chu di yi shi / 韦驮献杵第一式

2. Вэйто протягивает палицу / wei tuo xian chu di er shi / 韦驮献杵第二式

3. Вэйто протягивает палицу / wei tuo xian chu di san shi / 韦驮献杵第三式

4. Срывать звезды / zhai xing huan dou shi / 摘星换斗式

5. Тянуть 9 быков за хвост / dao zhuai jiu niu wei shi / 倒拽九牛尾式

6. Выпустить когти, раскрыть крылья / chu zhao liang chi shi / 出爪亮翅式

7. 9 чертей вытаскивают саблю / jiu gui ba ma dao shi / 九鬼拔马刀式

8. Опуститься на 3 уровня / san pan luo di shi / 三盘落地式

9. Молодой дракон выпускает когти / qing long tan zhao shi / 青龙探爪式

10. Лежачий тигр бросается на пищу / wo hu pu shi shi / 卧虎扑食式

11. Бить в небесный барабан / da gong shi / 打躬式

12. Бить поклоны, раскрыть хвост / diao wei shi / 掉尾式

Легендарная техника цигун ицзинь цзин возводится традицией к самому основателю чань и шаолиньского кунфу — Бодхидхарме. Согласно легенде, это чуть ли не первый шаолиньский комплекс цигуновских упражнений, сохранившийся, тем не менее, до настоящего времени. Хотя сейчас можно обнаружить множество версий этой техники во всех концах Китая, ицзинь цзин (изменения в мышцах и сухожилиях) делает упор на статические формы работы и требует навыка устойчивой концентрации и медитации. Этот комплекс осваивается продвинутыми учениками, имеющими предварительный опыт практики в одной или нескольких простых методиках.

Ицзинь цзин на протяжении уже долгого времени составляет основу тренировки нэй гун монахов Шаолиня, (и, естественно, за долгое время существования версии его зачастую сильно разнятся).

Но мы попытаемся дать представление о современной традиции монастыря Шаолинь.

В настоящее время есть несколько мастеров, особенно уделяющих внимание практике цигун, причем каждый из них обладает собственной методикой. Например, доктор Чен Ши Чао (ученик настоятеля Ши Дэ Чаня, личный врач настоятеля Ши Су Си), мастер Ши Дэ Цзиэнь (ученик Син Сина, особенно придает значение цигуну, медицине и фитотерапии) и др.

Ицзинь цзин делится на 2 раздела: внешний и внутренний.

Внешний — техника изометрической силовой гимнастики. Укрепляет тело путем мышечной нагрузки и концентрации ци в костях и сухожилиях. Состоит из 12 упражнений. В каждом нужно сочетать мыслительную работу, мышечное напряжение и определенный ритм дыхания. Внешняя техника при неправильном или невнимательном исполнении создает большую опасность для внутренних органов, поэтому должна осваиваться в соответствии с точными рекомендациями подготовленного учителя.

Техника включает в себя следующие основные типы движений: поднимание, опускание, сдавливание, опирание, отталкивание, сжимание и т.д.:

И Цзинь Цзин

Полный Круг Шаолинь Йи Цзинь Цзин (Shaolin Yi Jin Jing) в исполнении Ши Хэн Йи и учеников в храме Шаолинь в Европе, Оттерберг/Кайзерслаутерн, Германия, июнь 2017

Шаолинь Йи Цзинь Цзин можно перевести как Упражнения на изменение мышц и сухожилий.
Он состоит из 12 упражнений, направленных на развитие сильных и гибких мышц и сухожилий, и не только..

немного о каноне изменения сухожилий из инета:

И цзинь цзин – канон изменения сухожилий

По легенде, “Основу преобразования мышц” (И цзинь цзин) передал Бодхидхарма. Согласно преданиям, достопочтенный Дамо прибыл на Восток из Индии и поселился в монастыре Шаолинь. Там он учил махаянистскому “совершенствованию через созерцание” и стал первым чаньским патриархом, пришедшим на Восток (согласно индийским подсчетам, он был 28-м патриархом). Он обнаружил, что у его послушников очень слабое здоровье и поэтому создал этот комплекс упражнений по цигуну, что помогло улучшить физическое состояние монахов. Его система включала в себя статические и динамические упражнения. Что касается статических упражнений, то по прошествии времени при передаче из поколения в поколение они постепенно утратили свой первоначальный вид. Последующие патриархи больше внимания уделяли распространению учения махаяны, чем физическим упражнениям.

Канон изменения сухожилий предназначен для увеличения внутренней силы (как физической, так и духовной) через очистку, укрепление и преобразование “сухожильных каналов”. В “предисловии к подлинному трактату Ицзиньцзина” описываются успехи, приносимые продолжительной практикой:
“… Я спросил, какая от этого польза. Он сказал:
— способность отгонять болезни – раз,
— никогда не болеть – два,
— всю жизнь быть сильным – три,
— не бояться голода и холода – четыре,
— больше мужских качеств, ума и красоты – пять,
— сотни побед в постельных боях – шесть,
— умение достать жемчужину из мутной воды – семь,
— умение без страха встречать любое нападение – восемь,
— успех в работе без задержки – это девять.

Но это всё малые выгоды. Использовать это как основание для вхождения в Дао буддовости – вот конечная цель”.

Комплекс упражнений изменения сухожилий относится к категории “жёсткого цигун” и в сущности представляет собой метод “большой орбиты” (последовательного прохождения ци по всем меридианам тела), основанной на управлении движением энергии с помощью напряжения тела.
В каждом упражнении следует последовательно увеличивать натяжение сухожилий, одновременно расслабляя мышцы – “использовать мысль, а не силу”.
Первые две – три недели начинающий практику после выполнения комплекса может чувствовать усталость и слабость – происходит “потеря старой силы”. Затем начинается “накопление новой” и после каждой тренировки чувствуется увеличение сил и активности.
В комплексе следует переходить от одного упражнения к другому, не останавливаясь и не сбрасывая наполненность ци. Каждое упражнение следует выполнять на протяжении числа дыханий, кратного девятке – от девяти поначалу до восьмидесяти одного в завершенной практике. Сохраняем дыхание ровным и по возможности замедленным, вдохи и выдохи равной длительности. Не следует ускорять прогресс и давать себе избыточную нагрузку – это всё равно не сработает. Рост внутренней силы должен быть естественным, как растущее дерево.

Три Сокровища — цзин, ци и шэнь

Прежде, чем приступить к практике цигун, вы должны понять смысл и взаимосвязи «Трех Сокровищ» жизни – цзин (семени-сущности), ци (внутренней энергии) и шэнь (духа). Источник — Эзотерика. Живое Знание

Без этого понимания у вас не будет ни корня для практики цигун, ни ключа к теории. Основными целями практики цигун являются сохранение цзин, усиление и сглаживание циркуляции ци, а также просветление шэнь. Для достижения этих целей вы должны научиться регулировать тело (тяо шэнь1), регулировать ум (тяо синь), регулировать дыхание (тяо си), регулировать ци (тяо ци) и регулировать шэнь (тяо шэнь2).

Регулирование тела включает в себя укоренение всего тела и выполняемых вами движений. Для создания прочного корня вы должны уметь центрироваться, приводить в равновесие ваше тело и, что наиболее важно, расслабляться для обеспечения циркуляции ци. Регулирование ума включает в себя умение сохранять ум в спокойном, умиротворенном и сосредоточенном состоянии для того, чтобы иметь возможность объективно оценивать различные ситуации и направлять ци в желаемые места. Ум является главным ключом к успеху в практике цигун. Для регулирования дыхания вы должны научиться дышать так, чтобы ваше дыхание и ваш ум соответствовали и «сотрудничали» друг с другом. В этом случае ваш ум сможет быстрее возвращаться в спокойное состояние и, таким образом, концентрироваться на управлении ци. Регулирование ци – одна из важнейших целей практики цигун. Для эффективного управления ци вы должны сначала отрегулировать тело, ум и дыхание. Только тогда ваш ум будет достаточно ясным, чтобы ощутить, как ци распределяется в вашем теле, и понять, как ее отрегулировать.

Для буддийских монахов, стремящихся к просветлению Будды, регулирование шэнь является конечной целью цигун. Это позволяет им достичь нейтрального, объективного видения жизни – видения Будды. Обычный человек, занимающийся цигун, ставит перед собой более скромные цели. Он «поднимает свой шэнь», чтобы увеличить способность к концентрации и укрепить свою жизненную силу. Это дает ему возможность эффективно направлять ци по всему телу, чтобы она могла выполнять свои управляющие и охраняющие функции. Тем самым поддерживается отличное здоровье и замедляется процесс старения. Если вы поймете эти пять принципов, то сможете быстро освоиться в мире цигун. Без этих важных элементов ваша практика будет неэффективной и превратится в напрасную трату времени.

Прежде, чем вы приступите к практике цигун, вы должны понять смысл Трех Сокровищ (сань бао): цзин (семени-сущности), ци (внутренней энергии) и шэнь (духа). Их также называют Тремя Истоками (сань юань), так как они считаются началами и корнями вашей жизни. Цзин можно перевести как «сущность», «семя», «квинтэссенция». Цзин – это первоисточник и фундаментальная часть каждого живого существа, определяющая его природу и качества. Это корень всей жизни человека. Ци – это внутренняя энергия вашего тела. Она подобна электричеству, приводящему в движение машину. Ци получается отчасти при преобразовании цзин, полученной вами от родителей, отчасти из воздуха и пищи. Шэнь – это центр всего вашего существа, то, что делает вас человеком. Животные не имеют шэнь. Шэнь в вашем теле должен питаться ци, или энергией. Когда ци наполнена, шэнь оживлен. Китайцы, практикующие медитацию и цигун, считают, что в теле содержится два основных типа ци.

Первый тип называется Пренатальная ци и происходит из трансформированной Изначальной сущности, которую вы получаете от родителей в момент зачатия.

Второй тип, называемый Постнатальная ци, рождается из цзин пищи и воздуха, которые поступают в наш организм извне. Ци, которая направляется в мозг, энергетизирует шэнь и душу. Энергетизированный и поднятый шэнь может направлять ци в любую точку тела. Каждый из этих трех элементов имеет свой собственный корень. Вы должны знать эти корни, чтобы уметь укреплять и защищать ваши Три Сокровища.

  1. Ваше тело нуждается во многих типах цзин. За исключением цзин, наследуемой вами от родителей и называемой Изначальной цзин, все остальные типы цзин получаются из пищи и воздуха. Среди всех этих видов цзин Изначальная является наиболее важной. Это корень и семя вашей жизни, ваша основная сила. Если ваши родители были сильными и здоровыми, ваша Изначальная цзин также будет сильной и здоровой, обеспечивая вам крепкую основу для дальнейшего роста. Китайцы верят, что для того, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь, необходимо защищать и поддерживать эту цзин. Корень Изначальной цзин (юань цзин) до вашего рождения пребывал в ваших родителях. После вашего рождения Изначальная цзин занимает место в почках, которые считаются корнем вашей цзин. Сохраняя и укрепляя этот корень, вы обеспечиваете ваше тело достаточным количеством Изначальной цзин. Хотя вы не можете увеличить количество имеющейся у вас Изначальной цзин, практика цигун может повысить ее качество. Цигун может также научить вас более эффективно превращать вашу цзин в Изначальную ци и затем использовать последнюю.
  2. Ци получается как из цзин, унаследованной вами от родителей, так и из цзин, которая происходит из потребляемой вами пищи и воды. Ци, получаемая из Изначальной цзин, называется Изначальной ци (юань ци). До рождения у человека нет собственной ци и он пользуется материнской ци. После рождения человек начинает создавать собственную ци из Изначальной цзин, полученной от родителей. Эта ци называется Пренатальной или Изначальной. Также ее называют Прежденебесной ци (сяньтянь ци), поскольку она происходит от Изначальной цзин, которую вы получили, прежде чем увидели небо (то есть до того, как вы родились). Если Изначальная цзин – важнейший тип цзин, то Изначальная ци – важнейший тип ци. Она чиста и высококачественна, тогда как ци, получаемая из пищи и воздуха, может сделать ваше тело слишком положительным или слишком отрицательным в зависимости от того, где и как вы их поглощаете. Сохраняя и защищая вашу Изначальную цзин, вы обеспечиваете чистый и непрерывный поток Изначальной ци. В качестве практикующего цигун вы должны уметь превращать вашу Изначальную цзин в Изначальную ци плавным и ровным потоком. Так как Изначальная ци происходит от Изначальной цзин, они имеют общий корень, который находится в почках. Если почки здоровы, Изначальная цзин сильна так же, как и получаемая из нее Изначальная ци. Эта ци находится в точке Нижний Даньтянь в области живота. Научившись трансформировать Изначальную цзин, вы сможете обеспечить ваше тело необходимым количеством ци.
  3. Шэнь – это сила, лежащая в основе вашей жизни. Дух-шэнь невещественен, однако именно он придает выражение и проявление семени-цзин. Шэнь также является центром управления ци. Если шэнь силен, ци также будет сильной и эффективно управляемой. Корень духа-шэнь находится в вашем И («уме мудрости», воле или намерении). Если ваш мозг энергетизирован и стимулирован, ваш ум будет более подвижен и способен к более интенсивной концентрации, а шэнь будет подниматься. Опытные адепты цигун считают, что мозг всегда должен быть снабжен достаточным количеством ци, так как именно она придает уму ясность и способность к концентрации. При обильном снабжении ци ум легко энергетизируется и позволяет поднимать шэнь и увеличивать жизненную силу. Более глубокие уровни практики цигун включают превращение цзин в ци и ее направление в мозг для поднятия шэнь. Этот процесс называется хуань цзин бу нао, что означает «возвращение сущности-цзин для питания мозга». (В своих книгах Мастер Ян Цзюньмин употребляет в этом выражении то слово хуань, то слово фань. Оба они имеют значение «возвращаться, возвращать». Как это часто бывает с китайскими синонимами, фань и хуань могут образовывать и составное слово (фаньхуань) с тем же значением – «возвращать». – Пpим. пеpев.) Когда ци направляется в голову, она собирается в точке Верхний Даньтянь (центр лба), которая является местопребыванием шэнь. Ци и шэнь взаимосвязаны. Когда шэнь слаб, слаба и ци, и тело очень быстро приходит в упадок. Шэнь – своего рода штаб ци. Ци, в свою очередь, поддерживает шэнь, энергетизируя его и придавая ему остроту, ясность и силу. Если ци слаба, то и шэнь также будет слабым.

И Цзинь Цзин

Священное писание древнего Китая «И-Цзин» (другое название «Чжоу И») известно в переводах как «Книга Перемен» или «Канон Перемен». «И-Цзин» является одним из величайших и одновременно наиболее загадочных творений человека. Это выдающееся произведение китайской культуры — одно из духовных чудес света. В этой книге наиболее ярко подчеркивается фундаментальная связь между Человеком и Природой, показывается квинтэссенция сущности Вселенной во всей ее изменчивости. Это единственный источник, избежавший Великого Сожжения книг во времена императора Чин Ши Хуан Ди в 213 году до н.э. «Книга Перемен» оказала заметное влияние на всю китайскую философию.

«И-Цзин» – это наиболее древний китайский текст. «И-Цзину» около 5000 лет. История 64 гексаграмм «И-Цзина» еще более древняя. Гексаграммы развились из триграмм, созданных первым мудрецом и легендарным китайским правителем Фу Си (по разным данным жившим предположительно 4500 — 3300 до н.э.).

«И-Цзин» по своей сути является трактатом, описывающим всеохватно-круговые перемены. Это учение о замкнутой структуре, состоящей из 64 основных ситуаций, постоянно и циклически изменяющегося мира. Положенные в специфическую основу «И-Цзина» 64 комбинации и восемь триграмм (Ба Гуа) выступают как знаки конкретных воплощений Инь и Ян во всех сферах бытия. Каждая из этих 64 комбинаций называется гексаграмма или Гуа.

Но в древности разные мыслители трактовали гексаграммы по-разному. Первые письменные пояснения к гексаграммам были сделаны Вэнь Ваном (правитель Вэнь), основателем династии Чжоу, примерно в 1143 г. до н.э. Сын Вэнь Вана, герцог Чжоу, также внёс свой вклад в тексты И-Цзин. Таким образом, существующая система «Книги Перемен» сложилась в основном при Чжоуской династии и, в отличие от гадательных систем более ранних времен, она называется «Чжоуской Книгой Перемен».

В более позднее время Конфуций (550-478 гг. до н.э.) интерпретировал и комментировал многие тексты И-Цзин. Но всё равно, все эти писания очень трудны для понимания.

Многочисленные публикации о Книге Перемен в основном сводятся к тому, что Книга Перемен – это только книга гаданий. Попытки научного толкования символов триграмм и гексаграмм в основном оказывается неудачными. Одним из таких редких исключений является факт признания триграмм и гексаграмм Лейбницем, как двоичную систему счисления.

Также, К. Юнг построил свое учение о «коллективно-бессознательном», используя триграммы и гексаграммы И-Цзин в качестве символов, формирующих общечеловеческий набор архетипов. Нильс Бор выбрал символ Ян-Инь в качестве собственного герба и обосновал принцип взаимодополнительности противоположностей.

Каждая гексаграмма состоит из 6 сплошных или прерывистых линий (каждая из которых называется яо). Сплошная черта соответствует Ян, прерывистая черта соответствует Инь. Инь и Ян — являются противоположными, взаимодополняющими аспектами одной силы. Всемирно известно графическое изображение этого знака: круг, разделенный на две половинки: черную и белую, в каждой из которых есть противоположная часть, отражает два принципа Вселенной.

Инь и Ян рассматриваются как противоположные и противостоящие сущности во Вселенной. Это не научные термины, классификация бытия в терминах Инь и Ян иногда легка, но иногда трудна. Инь и Ян – понятия относительные, т.к. нет ничего абсолютного в этом мире. Инь-Ян – (как уже было сказано выше) это концепция, аналогичная двоичной системе счисления в математике.

Т.е., «И-Цзин» легко описать в двоичной системе счисления, в которой только «0» и «1». Любую гексаграмму можно представить в таком виде. Например:

111111 000000 010101 001110

В знаменитом изображении Инь-Ян присутствуют две точки. Белая точка находится в Иньской части, а черная точка – в Янской части. Это означает, что внутри Ян присутствует Инь, а внутри Инь – Ян. Это также означает, что Инь является детищем Ян, в то время как Ян – детищем Инь.

Инь и Ян не являются неподвижными. Они всегда в движении. Инь и Ян находятся в динамичном равновесии. Эти две сущности, две составляющих одной силы постоянно взаимодействуют, создавая движение. Человеческое счастье также находится в постоянном движении, оно непостоянно: когда есть, когда нет. Это относится к Дао (пути) человечества и составляет кардинальный принцип «И-Цзин» — «Книги Перемен».

Философия и тексты И-Цзин в значительной мере повлияли и на Фэн-Шуй, объясняя свершение человеческих судеб в зависимости от приливов и отливов течения сил в Природе, которые, будучи как негативными, так и позитивными, должны существовать в гармонии. Принцип Фэн-Шуй — поддержание баланса между этими двумя силами, так как Инь и Ян находятся в постоянном движении. Избыток Ян также плохо, как и избыток Инь. Нужно равновесие. А название этой классической книги Китая объясняется тем, что главная идея, лежащая в ее основе — идея изменчивости. Ведь буквальный перевод означает «Книга Перемен».

Это самая древняя книга в Китае об анализе ситуации текущего настоящего с возможными изменениями ситуации в будущем.

  • В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 250

    Скопировать библиографическую ссылку:

    «И ЦЗИН» («Чжоу и»), наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ное и ори­ги­наль­ное про­из­ве­де­ние кит. ка­но­ни­че­ской (цзин) и фи­лос. лит-ры, «кни­га книг», стоя­щая во гла­ве кон­фу­ци­ан­ских «Три­на­дца­ти­ка­но­ния» и «Пя­ти­ка­но­ния». Ока­за­ла фун­дам. воз­дей­ст­вие на всю ду­хов­ную и ма­те­ри­аль­ную куль­ту­ру тра­диц. Ки­тая, стран Даль­не­го Вос­то­ка и Юго-Вост. Азии. Яв­ля­ет­ся пред­ме­том спе­ци­аль­ной тра­диц. нау­ки – иц­зи­ни­сти­ки (и-сюэ). Ис­ход­ное и крат­кое на­зва­ние «И ц.», со­глас­но бо­лее чем двух­ты­ся­че­лет­ней тра­ди­ции, оз­на­ча­ет: 1)пе­ре­ме­ны, ме­та­мор­фо­зы (яв­ле­ний уни­вер­су­ма или/и их от­ра­же­ний в транс­фор­ма­ци­ях гра­фич. сим­во­лов тек­ста – це­лых и пре­рван­ных черт, три- и гек­са­грамм – гуа); 2) лёг­кий, про­стой (тек­сто­ло­ги­че­ски – по срав­не­нию с «труд­ны­ми» ка­но­на­ми или/и про­из­вод­ный от бо­лее про­сто­го спо­со­ба га­да­ния на стеб­лях ты­ся­че­ли­ст­ни­ка – ши, а не на пан­ци­рях чере­пах – бу); 3) не­из­мен­ность, твёр­дость (за­ко­но­мер­но­стей ми­ро­вых пе­ре­мен или/и их от­ра­же­ний в тек­сте). В са­мом па­мят­ни­ке да­но оп­ре­де­ле­ние: «Иц.» – это ну­ме­ро­ло­ги­че­ские «сим­во­лы/об­ра­зы» (сян), зна­ме­ную­щие «по­ро­ж­де­ние жиз­ни». Совр. спе­циа­ли­сты ис­ход­ным зна­че­ни­ем «Иц.» счи­та­ют «га­да­ние» (Чжан Бинхэ) или воз­во­дят его к то­по­ни­му – на­зва­нию го­су­дар­ст­ва И (Гу Цзе­ган, Гао Хэн) и эт­но­ни­му – пле­ме­ни сев. вар­ва­ров и (Ли Цзин­чи). Со­глас­но тра­диц. эти­мо­ло­гии, на­счи­ты­ваю­щей ок. 2 тыс. лет, ие­рог­лиф «и» за­пе­чат­лел об­раз ре­гу­ляр­ной из­мен­чи­во­сти в жи­вой при­роде (яще­ри­ца, ха­ме­ле­он) или кос­мо­се (солн­це и лу­на). Со­глас­но совр. дан­ным, древ­ней­шая (бо­лее 3 тыс. лет) пик­то­грам­ма «и» изо­бра­жа­ла два ри­ту­аль­ных со­су­да, у ко­то­рых со­дер­жи­мое пе­ре­ли­ва­ет­ся из од­но­го в дру­гой, что свя­за­но с иде­ей при­ум­но­же­ния, пе­ре­из­быт­ка, свя­щен­но­го да­ра, да­ре­ния. Эпи­тет «чжоу» объ­е­ди­ня­ет два гл. смыс­ла: 1) ди­на­стия, пра­вив­шая в Ки­тае с кон. 2-го тыс. до н. э. до сер. 3 в. до н. э. и дав­шая на­зва­ние этой эпо­хе, сфор­ми­ро­вав­шей ос­но­вы кит. куль­ту­ры; 2) обо­рот, круг, цикл, по­все­ме­ст­ность, пол­но­та, ис­чер­па­ние. Со­от­вет­ст­вен­но этим зна­че­ни­ям раз­ли­ча­ют­ся трак­тов­ки и пе­ре­во­ды на­зва­ний «И ц.» и «Чжоу и», наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные сре­ди них – «Ка­нон/Кни­га пе­ре­мен» и «Чжоу­ские/Все­ох­ват­ные пе­ре­ме­ны».

    Ссылка на основную публикацию