Хун цзя цюань | Karate-krs.ru

Хун цзя цюань

Хун цзя цюань

Стиль китайского ушу Хун цзя цюань или более частое его упоминание Хун гар куэн, означает в переводе — «Кулак семьи Хун». Относится к южнокитайским стилям ушу, и практикуется сейчас по всему миру, своими многочисленными поклонниками. Стиль прославился в основном благодаря китайскому народному герою Вонг Фэй Хуну, который владел им в совершенстве. Основание Хун цзя цюань приписывается монаху по имени Чжи Шань, владевшему стилем тигра. Но это только одна версия, есть и другие. На самом деле существует очень много легенд о происхождении стиля, и ни одна не претендует на достоверность.

Хун цзя цюань вообрал в себя техники пяти зверей из шаолиньского кунг фу, это дракон, леопард, тигр, змея, и журавль. Но в основном о самом Хун цзя цюань говорят что это соединение техник тигра и журавля. В школе опираются на принципы Инь и Ян, что выражается в технике движений, есть как мягкие и жесткие приемы, а так же на учение о пяти первоэлементах: металл, дерево, огонь, вода, земля. Стиль преследует цель развить своего адепта духовно, умственно и физически. Различные тао в хун цзя цюань могут различаться в разных линиях стиля, но основными классическими таолу стиля Хун цзя цюань считают несколько больших форм движений, их еще называют 4 столбами Хун цзя.

Эти 4 столба, соответствуют 4 главным таолу стиля, называются они следующим образом: Иероглиф гун, и покорение тигра; Тигр и журавль; Кулак 10 форм; Железная нить. В некоторых течениях стиля главной формой считают «Кулак 10 форм», но есть и похожая по смыслу форма «Кулак пяти зверей». Кроме этих 4 таолу имеется множество вспомогательных, это и кулак семьи Лю, кулак сливового цветка, ладони бабочки, ладонь войны и.т.д. В основном эти формы были взяты из различных южных стилей кунг фу, но некоторые были составлены и самими мастерами Хун цзя цюань.

Обучение в стиле начинается с освоения таолу Гун чжи фу Ху цюань(Иероглиф гун и покорение тигра), считающееся базовым и присваивающая ученику необходимые характеристики. Она содержит практически всю базовую технику ударов ногами, руками, захватов, и применения мостов. Тао достаточно продолжительное, и нужно обладать хорошим физическим развитием, чтобы выполнять его полностью. Но тренировать его нужно, потому что оно развивает физически, учит регуляции дыхания, и формирует характер. Но самое главное оно дает нам проработать необходимую базу стиля Хун цзя цюань, и продвигаться дальше на пути изучения этого боевого искусства.

После наработки определенной базы стиля, приступают к изучению таолу Ху Хэ шуан син цюань (Тигр и журавль). Это достаточно знаменитый комплекс Хун цзя цюань. В том виде в каком он дошел до нас мы должны благодарить народного героя Китая, мастера Вонг Фэй Хуна, именно он доработал и во многом улучшил форму тигра и журавля, добавив в нее техники которыми владел в совершенстве, это такие техники как 10 смертельных рук, теория инь ян, 5 первостихий, 7 звезд и многие другие. Поэтому в таолу тигра и журавля много как жестких техник тигра, так и мягких и ловких движений журавля, разбавляющих своим присутствием жесткие техники.

Вонг Фэй Хун не только обогатил таолу тигра и журавля, но он является и создателем таолу Ши син цюань (Кулак 10 форм). Эта форма является переходной между тао «тигр и журавль» и тао «железная нить». Кулак 10 форм так же достаточно длинная и сложная форма стиля, в которой помимо основных принципов школы тренируют технику 5 зверей и 5 первоэлементов, где каждое животное и первоэлемент имеют свои, во многом уникальные характеристики.

И наконец поговорим о последней форме стиля Хун цзя цюань, это самая главная и важная форма под названием Тье ся цюань (Железная нить), создана для изучения основного принципа, заложенного в ней, нужно быть твердым как железо, но одновременно и мягким и гибким как стальная проволока. Это таолу уже относится к разделу внутренних боевых искусств, и предлагает один из методов внутренней наработки. Это очень скурпулезный и серьезный тренинг, к которому допускаются только те кто на должном уровне овладел всеми другими таолу Хун цзя цюань. Мастера предупреждают что при неправильном тренинге этой формы, можно нанести непоправимый ущерб своему здоровью. Не зря мастер Лам Цай Винг, научивший около 10000 адептов стилю Хун цзя цюань, серьезно обучил таолу «Железная нить» лишь несколько учеников, которых считал достаточно подготовленными к этому тренингу.

Читать онлайн ««Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-04 (1994)» автора спорт» Журнал «Цигун и — RuLit — Страница 14

За многовековую историю в Шаолине возникло множество различных стилей ушу, по некоторым данным около 500. Из них наиболее известные «Красный кулак Шаолиня», «Цепочка из восьми шагов Шаолиня», «Пять кулаков Шаолиня», «Кулак пяти форм и восьми способов Шаолиня», «Тринадцать захватов Шаолиня», «Восемнадцать рук Шаолиня», «Китайский кулак Будды», «Школа естественности алмазной медитации», «Мягкий кулак Шаолиня», «Школа сердца и мысли Шаолиня», «Кулак белого журавля Шаолиня», «Кулак змеи», «Иянский кулак».

«Красный кулак Шаолиня» (Шаолинь хун цюань)

Это одно из основных направлений боевого искусства северного Шаолиня, оно делится на «Большой красный кулак» (Да хун цюань) и «Малый красный кулак» (Сяо хун цюань).

Движения простые, перемещения выполняются по прямой линии, широко применяются приседания, уклоны, другие обманные приемы. При ударе рука полностью не выпрямляется. В атаке часто используется ближний бой. Защита всегда включает контратакующие приемы. Движения устойчивые, точные, решительные и стремительные. Этот стиль чаще всего использовался в реальных схватках.

В «Большом красном кулаке» стойки высокие, движения широкие, очень зрелищные. В «Малом красном кулаке» удары короткие и резкие. Очень часто применяются удары ладонями. «Красный кулак Шаолиня» считался базовым стилем для начинающих.

«Цепочка из восьми шагов Шаолиня» (Шаолинь ба бу ляньхуань)

Этот стиль возник в стенах северного Шаолиня, его комплексы включают серии из 8 шагов, поэтому он и получил такое название. В нем применяются 7 видов ударов кулаком, 3 вида ударов ладонью, 4 вида ударов ногами, 2 вида захватов, один вид удара всем телом, одна защитная стойка, одна заманивающая стойка, одна стойка ожидания, 2 низкие стойки — всего 22 вида технических приемов. Стиль отличается плотностью нанесения ударов и блоков, большой динамикой движений.

«Пять кулаков Шаолиня» (Шаолинь у цюань)

Этот стиль является подражательным и относится к боевым искусствам северного Шаолиня. В нем имитируются повадки пяти животных: дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля. По преданию, живший во времена династии Мин (1368–1644 гг.), а по некоторым данным при монгольской династии Юань (1206–1368 гг.), мастер ушу Бай Юйфэн соединил древнюю систему психофизического тренинга «Игры пяти животных», созданную великим врачом Хуа То, с боевым искусством Шаолиня и создал стиль «Пять кулаков Бая» (кулак дракона, кулак тигра, кулак леопарда, кулак змеи, кулак журавля). Позже этот стиль стал называться «Пять кулаков Шаолиня». Имитируя движения различных животных, монахи развивали и укрепляли свой дух и тело. Подражая дракону, они тренировали дух; подражая тигру, укрепляли кости; подражая леопарду, развивали силу, подражая змее, усиливали энергию ци, подражая журавлю, накапливали жизненную энергию — цзин.

«Кулак пяти форм и восьми способов Шаолиня» (Шаолинь у син ба фа цюань)

Этот стиль является разновидностью боевых искусств северного Шаолиня. Он включает движения, напоминающие повадки 5 животных: дракона, тигра, леопарда, журавля, змеи. Этот стиль «тренирует тело и совершенствует сознание». Он включает «внутреннюю технику» (нэй гун), медитативную практику и управление внутренней энергией и «внешнюю технику» (вай гун) — приемы руками, ногами, захваты, перемещения.

«Тринадцать захватов Шаолиня» (Шаолинь ши сань чжао)

Стиль появился при династии Юань (1279–1368 гг.). Основателем его считается Бай Юйфэн, тот самый, который создал и стиль «Пять кулаков Шаолиня».

Учитель Бай говорил, что в схватке надо двигаться, как дракон, извиваться, как змея, взмахивать руками, как феникс, быть подвижным, как обезьяна, садиться, как тигр, голова должна быть, как у леопарда, ноги, как у лошади, хвост, как у орла, сила, как у буйвола, легкость, как у зайца, скольжение, как у ласточки, движения руками должны напоминать журавля. По количеству животных, которым следует подражать, стиль и получил свое название. «Силой не одолеть кулачного бойца, кулаком не сразить опытного бойца, опытный боец не справится с техничным, а техничный отступит перед мастером», — говорили в Шаолине.

«Восемнадцать рук Шаолиня» (Шаолинь ши ба шоу)

Это стиль северного Шаолиня. Его еще называют «Восемнадцать рук Бодхидхармы» (Дамо ши ба шоу), или «Восемнадцать рук архатов из Шаолиня» (Шаолинь лохань ши ба шоу).

Тайцзи-цюань стиля Чень


. &#62 Статьи &#62 Формы . . Карта сайта .

Скрытые корни Тайцзицюань стиля Чень – Тай тзу Чан Цуань

Сальватор Канзоньери
Перевод: Фаттаховой Светланы
www.chentaichi.ru

Шаолинь Лохань Цюань, Тай Тзу Чан Цюань и Тай Цзи Цюань (происходящий из деревни Ченей) – все представляют очень древнюю историю Китайских боевых искусств, которые ассоциируются со здоровьем тела и разума, помимо хорошей физической формы и самозащиты. Во времена начала правления династии Сун великий Император Чао Куан-Инь посетил храм Шаолинь и подарил им серию книг, которые содержали его собственные формы Чан Цюань и Хун Цюань, а также другие идеи о боевых искусствах. Шаолинь уже имел за поясом годы развития Цигун и боевых искусств посредством создания стиля Лохань. Лохань был шаолиньским боевым искусством, которое соединило знаменитые упражнения Цигун «Изменение мышц и сухожилий» и «Промывание костного мозга» в различные движения для самозащиты, которые базировались на боевых формах, изображенных в 18 статуях Лохань «Святых воинов».

У самого Императора также был многолетний опыт в боевых искусствах, пока он поднимался по военным званиям до генерала-губернатора. Будучи главнокомандующим во время кратковременного правления династии Поздней Чоу (951-60), он захватил власть и до своей смерти заново объединил большинство китайских областей. Со временем он изучил не только Шаолинь Лохань, но также и более древнюю форму Тун-бэй (которую практиковал его современник генерал Хань Тун), и похожее на Ча Цюань мусульманское боевое искусство, практикуемое тогда многими солдатами. Во время правления династии Мин китайские войска использовали его формы Хун Цюань как часть боевой подготовки, а когда солдаты возвращались к мирной жизни, они разносили Хун Цюань по всему Китаю, создавая «деревенский» длинный кулак. Правление Чао (960-976) наступило после Пяти династий и Десяти Царств – периода китайской истории между падением династии Тан (907г. н.э.) и установлением династии Сун (960г. н.э.) со столицей в Бяньцзине провинции Хэнань (рядом с Шаолинем). Его самым большим достижением и причиной долгого правления династии Сун была замена системы самостоятельных местных командующих на большую профессиональную армию под управлением центрального правительства.

Несколько веков спустя, в 1618г, Чень Вантин был армейским офицером в провинции Шань Тун и стал талантливым мастером военного дела. В 1641, за три года до падения династии Мин, он стал командующим батальона народного ополчения уезда Вэнь (согласно хроникам уезда Вэнь и Хуайцин), тогда обнаружилось, что он был знаком с Ней-Цзя Цюань стиля Чан Най-Чоу (практически утерянный длинный комплекс из 108 форм стиля Чень имел много схожего со стилем Чана). Когда он вернулся в деревню Ченей в 1644, согласно последним исследованиям в Китае недавно открытой Родословной семьи Ли (Ли-ши цзя-пу), Чень взял различные изученные им стили кулачного боя и начал их улучшать и совершенствовать вместе со своими двоюродными братьями из семьи Ли в Храме Цяньцзай, в 55 км от деревни Ченей.

Исследователи (Юань Цюаньфу, Ли Сяньгуй, Ли Бин, Цюй Цзянь) проверили родословную очень древней семьи Ли. Историк Ван Синъя из университета Чжэнчжоу провел год, прослеживая и изучая происхождение и подлинность этой родословной. Он пришел к выводу, что «Родословная семьи Ли была составлена представителем десятого поколения Ли Юаньшанем в 1716 г. на основе рассказов очевидцев». Согласно родословной семьи Ли ранние патриархи семей Ли, Чень (Чень Бу) и ещё трех других дали друг другу клятву братства во время их миграции из Шаньси в 14 веке. Это произошло в Храме Цяньцзай деревни Тан уезда Боай, который находится в 55 км от сегодняшней деревни Ченей. В последствии представители 9-го поколения патриархи семьи Ли – Чжун и Синь и их кузен от брака между членами этих двух семей Чень Вантин снова поклялись быть друг другу братьями как их праотцы у Ворот Тайцзи храма Цяньцзай, выбрав главу этого храма Богун Удао своим наставником. В родословной семьи Ли написано, что братья Чень и Ли создали «Искусство культивирования жизни Тайцзи» (Тайцзи яншэнь гун), а также они практиковали и распространяли «Искусство культивирования жизни Узци» (Узци яншэнь гун) и «Кулачное искусство Тринадцати позиций» (Шисаньши тунбэй гун). Согласно каменным табличкам на храме «Искусство культивирования жизни Узци» и «Кулачное искусство Тринадцати позиций» были созданы монахом храма Цяньцзай Ши Ли (614-741г.), или Ли Даоцзы, который хорошо изучил Три Учения, Цяньцзинь ифан («Исправленные указания, стоящие тысячи кусков золота»), Даоинь («Ведение и вытягивание»), Тунай («Выталкивание старого вдоха и втягивание нового».

Говорят, что различные формы боевых искусств (из находящегося рядом Шаолиня и других источников, таких как Ней цзя цюань стиля Чан Най-Чоу из соседнего уезда Вэнь) были соединены с классическими китайскими теориями внутреннего здоровья о каналах для крови, воздуха и энергии. Это новое боевое искусство со временем стало известно как кулачное искусство семьи Чень. В 1700-е годы стиль Чень Вантина развился в пять комплексов Паочуй и Хунцюань, два комплекса Тайзи из 32 и 108 форм, и один комплекс Дуаньда (ближний бой). В последствии многие их этих форм были утеряны. В конце столетия искусство перешло к Чень Чансину, представителю 14-го поколения, который объединил и упростил эти комплексы.

Много разговоров вокруг форм, описанных в известной книге генерала императора Мин – Ци Цзигуаня (1528-1587) «Классика кулачного боя» (Тан Хао), которые были источником для движений в Тайцзи цюань стиля Чень. Генерал Ци утверждал, что он собрал и изучил около шестнадцати древних и современных кулачных стилей, и синтезировал их в комплекс из тридцати двух форм, предназначенный для обучения войск. Тан Хао и Гу Люсинь перечислили двадцать девять форм из книги Ци Цзигуаня «Классика кулачного боя», которые можно найти в комплексах семьи Чень, наряду с названиями, аналогичными книге генерала Ци. Другие исследователи говорят, что формы, представленные в книге Ци Цзигуаня были в действительности формами Тай тзу цюань, а не синтезом стилей.

Наряду с тем, что в комплексах стиля Чень возможно использованы названия форм из книги Ци Цзигуана, если посмотреть внимательнее на древний шаолиньский комплекс Императора Тай Тзу, называемый Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань (состоящий из трех частей – илу, эрлу и саньлу), то можно заметить некоторое поразительное соответствие между движениями Чень Лао Цзя и теми же в Шаолинь Чан Цюань. Более того, многие движения, увиденные в Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань, также обнаружены в ещё более древних комплексах Шаолинь Лохань, чи гун и Хун Цюань. Если отбросить повторяющиеся движения в комплексе Чень Лао Цзя, то можно увидеть, что форма за формой два комплекса соответствуют друг другу не только в последовательности форм, но и в их назначении. Итак, даже хотя названия ченьских форм, возможно, пришли из книги Ци Цзигуана, очевидно, что фактически движения, как оказалось, произошли от комплекса Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань. Следует отметить, что сегодня доступ к названиям форм и описаниям техник не ограничен, но в те времена нужно было очень глубоко изучить стиль, чтобы получить доступ к этой информации. Почему шаолиньские монахи стали бы выдавать названия форм не своим ученикам?

Эта общность двух стилей особенно очевидна в Лаоцзя Илу стиля Чэнь по линии передачи Чэнь Чжаопи, который учился у отца Чэнь Факэ. Также очень похож стиль Чэнь Тин-юань Тайцзи стиля Чэнь. Как и в случае с другими записанными комплексами, этот стиль был утерян в 13-м поколении семьи Чэнь, потому что единственный представитель 12-го поколения покинул деревню Чэней. Считается, что этот Чэнь Буфу совершил преступление, когда помогал другим людям. Он переехал в область Шаньси и сменил имя на Го Юнфу. В 1975г. Чэнь Лицин из Чэньцзягоу посетил мастера Су Фун Цинь Су в Шаньси и восстановил эту форму. Более того, в Лаоцзя Илу по линии Чэнь Факэ ( Синьцзя – прим.пер. ) есть дополнительные движения, которых нет у Чэнь Чжаопи, и эти дополнительные движения в точности соответствуют аналогичным движениям из двух комплексов Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань в тех же местах форм. Конечно же, это должно быть больше, чем просто совпадение. Очевидно, что семья Чэнь имела глубокое знание форм Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань и Хун Цюань.

На протяжении всего комплекса Лаоцзя илу стиля Чень определенные движения также имеют визуальную и функциональную очевидную связь с аналогичными движениями в комплексе Шаолинь Сяо Хун Цюань. Форма из ченьского Лаоцзя илу «Цзиньган толчет в ступе» соответствует форме шаолиньского Сяо Хун Цюань «Обхватить локоть, обуздать тело». Обе формы встречаются в комплексах по четыре раза, сразу после очень похожих движений в обеих последовательностях форм. Также, движения из Лаоцзя илу «Шесть запечатано, четыре закрыто» и «Одиночный хлыст» произошли от движений Сяо Хун Цюань «Слева/справа вершина в облаках, Семь звезд» и «Одиночный хлыст». Интересно то, что вариант исполнения Одиночного хлыста в ченьском Лаоцзя илу больше похож на аналогичное движение в комплексе Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань. Несомненно, гениальность семьи Чень, объединивших движения из Шаолиня и других форм в основу комплексов Тайцзи стиля Чень, была в том, что они соединили вместе и синтезировали аналогичные по функциям движения из этих комплексов, чтобы сделать их более действенными и эффективными при использовании вместе с идеями внутреннего боевого искусства.

Хун цзя цюань

Сяо хун цюань – упоминается в исторических записях Шаолиня с 14 века, согласно «Shao lin wu seng zhi» в 14 в. хунцюань практиковал настоятель Пху Мин. По одной из легенд оставлен Ли Соу (по другой-неким Хуном,по имени которого и назван стиль). Ли Соу с сыном и Бай Юйфен пришли в Шаолинь вместе с Цзюе Юанем(знаменитый реформатор шаолиньского кунфу), поднимали кунфу, бывшее в то время в упадке. Бай Юйфэн (под именем Цю Юэ — «Осенняя Луна») и сын Ли Соу (Дэн(?) Хуэй) остались в Шаолине монахами, сам же Ли Соу покинул Шаолинь и вернулся домой.

Фу Цзыцянь (Ши Янь Шоу) – один из последних носителей традиционного стиля хун цюань. В ранние годы попал в монастырь Шаолинь, застал легендарных вусенов Шаолиня — Мьяо Сина, Дэ Кэня, Син Чжэна… является учеником Дэ Кэня и Син Чжэна. Является одним из 10 знаменитых мастеров провинции Хэнань.

В годы культурной революции был вынужден уйти из монастыря, после восстановления Шаолиня в 80-х был приглашен своим учеником Ши Дэяном обратно. До 1999г. жил в школе Ши Дэяна. В настоящее время проживает в деревне недалеко от Шаолиня.

Ниже приведены традиционные названия форм таолу…
Иероглифы

1.yu bei shi — юй пэй ши – “начальная позиция”;

2.shuang bao quan — шуан пао цюань – “обхватить двумя кулаками”;

3.huai zhong bao yue — хуай чжун пао юе –“спрятать луну за пазуху”;

4.bai yun gai ding — пай юнь кай тин – “белое облако накрывает макушку”;

5.shang bu tui zhang – шан бу тхуй чжан –“шаг вперед, толчок ладонью”;

6.yuan hou shu shen — юань хоу шу шень – “обезьяна связывает тело”;

7.shang bu tui zhang — шан бу тхуй чжан –“шаг вперед, толчок ладонью”;

8.zhuan lian ban shou – чжуань лиень пань шоу –“обернуться, ударить тыльной стороной ладони”;

9. shang bu tui zhang — шан бу тхуй чжан –“шаг вперед, толчок ладонью”;

10.zhuan lian beng tui – чжуань лиень пэн тхуй –“обернуться, расколоть бедро”;

11.you wai bai lian – йоу вай пай лиень –“вправо раскрыть лотос”;

12.gong bu xie xing – кун бу сие син –“гунбу, косой удар”;

13.ya shou shu shen – я шоу шу шень –“надавить рукой, связать тело”;

14.qi shen pi tui – ци шень пхи тхуй –“подняться, разрубить ногу”;

15.gong bu xie xing – кун бу сие син –“гунбу, косой удар”;

16.ma bu jue shou – ма бу цзюе шоу –“мабу, смести руками”;

17.shi zi da zhang zui – ши цзы та чжан цзуй –“лев раскрывает пасть”;

18.yun ding chong quan ding bu qi xing – юнь тин чхун цюань тин бу ци син –“облачная макушка, прямой удар, тинбу, удар-семь звезд”;

19.ma bu dan bian – ма бу тань пиень –“мабу, одиночная плеть”;

20.yuan hou shu shen — юань хоу шу шень – “обезьяна связывает тело”;

21.gong bu qiang shou – кун бу цян шоу –“гунбу, рука-копье”;

22.bai lian hai di pao chong tian pao – пай лиень хай ти пхао чхун тхиень пхао –“качнуть лотос, атаковать морское дно, выстрелить в небо”;

23.xie zi gou wei – сие цзы коу вэй –“скорпион бьет хвостом”;

24.shi zi da zhang zui – ши цзы та чжан цзуй –“лев раскрывает пасть”;

25.jiu di tui zhang – цзиу ти тхуй чжан –“на месте толкнуть ладонью”;

26.tuo shou tui liang bu – тхуо шоу тхуй лян бу –“несущие руки, отойти на два шага”;

27.zhuan lian ban shou – чжуань лиень пань шоу –“обернуться, ударить тыльной стороной ладони’;

28.shang bu tui zhang – шан бу тхуй чжан –“шаг вперед, толчок ладонью”;

29.zhuan lian beng tui – чжуань лиень пэн тхуй –“обернуться, расколоть бедро”;

30.shang bu cai jiao – шан бу цхай цзяо –“шаг вперед, хлопнуть по стопе”;

31.gong bu pan zhou – кун бу пхань чжоу –“гунбу, скрученный локоть”;

32.ya shou shu shen – я шоу шу шень –“надавить рукой, связать тело”;

33.shang bu pi tui – шан бу пхи тхуй –“шаг вперед, разрубить ногу”;

34.you pan zhou – йоу пхань чжоу –“правый скрученный локоть”;

35.ma bu jue shou – ма бу цзюе шоу –“мабу, смести руками”;

36.shi zi da zhang zui – ши цзы та чжан цзуй –“лев раскрывает пасть”;

37. yun ding chong quan ding bu qi xing – юнь тин чхун цюань тин бу ци син –“облачная макушка, прямой удар, тинбу, удар-семь звезд”;

38.ma bu dan bian – ма бу тань пиень –“мабу, одиночная плеть”;

39.yuan hou shu shen — юань хоу шу шень – “обезьяна связывает тело”;

40.gong bu qiang shou – кун бу цян шоу –“гунбу, рука-копье”;

41.shang bu cai jiao – шан бу цхай цзяо –“шаг вперед, ударить по стопе”;

42.gong bu tui zhang – кун бу тхуй чжан –“гунбу, толчок ладонью”;

43.zuo you tui zhang – цуо йоу тхуй чжан –“влево-вправо толкнуть ладонью”;

44.zuo cai jiao – цуо схай цзяо –“ударить по левой стопе”;

45.gong bu tui zhang – кун бу тхуй чжан –“гунбу, толчок ладонью”;

46.zuo you tui zhang – цуо йоу тхуй чжан –“вправо-влево толкнуть ладонью”;

47.jing ji du li – цзин цзи ту ли –“золотой петух стоит на одной ноге”;

48.e hu pu shi – э ху пху ши –“голодный тигр бросается на добычу”;

50.ji shou pao – цзи шоу пхао –“бушечные руки”;

51.hei hu tao xin – хей ху тхао синь –“черный тигр вырывает сердце”;

52.ce er pao – цхэ ар пхао –“выстрел сбоку”;

53.yuan hou shu shen — юань хоу шу шень – “обезьяна связывает тело”;

54.gong bu tui zhang – кун бу тхуй чжан –“гунбу, толчок ладонью”;

55.you shou gai ding – йоу шоу кай тин –“правая рука накрывает макушку”;

57.ping xin pao – пхин синь пхао –“бушка ровного сердца”;

58.wu hua zuo shan – ву хуа цуо шань –“танцующий цветок, сесть на гору”;

shou shi – шоу ши – “заключительная позиция”.

Хуацюань — стремительный, изящный, свободный стиль ушу

Хуацюань — быстрый, красивый и эффективный стиль, ориентированный на ведение поединка на дальней дистанции. В переводе «хуацюань» означает «кулак драгоценностей».

Сформирован он был в тот период, когда под девизом «Цяньлун» правила династия Цин. Создателем стиля хуацюань считается Гань Фэнчи (родом из Цзяннина). В труде под названием «Цюань юн мин Тянься», что переводится как «Кулачные бойцы, известные на всю Поднебесную», автор говорит об этом мастере, как о человеке, обладавшем почти сверхъестественной силой, который, к тому же, знал как внешние, так и внутренние аспекты кулачного искусства, и поэтому никто не мог одержать над ним победу. Кстати, Гань Фэнчи не только сформировал основы нового стиля, но и поработал над тем, чтобы об этом виде ушу не забыли, и для этого написал труд, который назвал «Хуацюань цзун цзянфа», что в переводе означает «Общее описание хуацюань».

Также во время правления династии Цин стиль хуацюань был передан от Цзяна Чжэцуня к Ли Таньюэ, от которого он и достался Яну Эчжоу (Ян Вэньлань).

Можно сказать, что хуацюань объединил в себе лучшее из различных известных стилей ушу. Тут можно увидеть элементы и стилей категории дуаньда, и стилей категории чанцюань.

Как и у любого стиля, у хуацюань есть и практика, и теория. В данном виде ушу теория включает в себя «4 выхода», «8 методов» и «12 типов». Составляющие части 4-х выходов таковы: ти (бить ногой) и да (бить рукой), шуай(бросать руку) и на (хватать). 8 методов включают в себя шоу фа (методы действий руками) и туй фа (методы действий ногами), шэнь фа (методы действий корпусом) и бу гун (искусство шага), цзин гун (работа с цзин) и ци гун (работа с жизненной энергией ци), шэнь гун (работа с шэнь), а также ли гун (работа с силой). Описание же 12-ти типов не только содержит в себе весомую долю мудрости, но и очень красиво звучит. Ведь 12 типов — это «двигаться будто гигантская волна, останавливаться будто большая гора, подниматься будто обезьяна, опускаться будто сорока, стоять словно петух, стоять словно сосна, поворачиваться как колесо, гнуться словно лук, быть лёгким словно листик, тяжёлым словно железо, медленным словно орёл, а быстрым словно ветер»

Всего хуацюань содержит 89 разнообразных приемов. А основное внимание при изучении данного стиля направляют на то, чтобы научить бойца правильно и быстро отбивать атаки. К слову, любая защитная комбинация движений одинаково рассчитана и на атаку рукой, и на атаку ногой. В этом плане защиту в хуацюань можно назвать универсальной. Но на защите в этом стиле не принято останавливаться. После нее сразу же должна быть произведена контратака. К бросковым техникам контратаки в хуацюань относятся движения с такими названиями: «обезьяна срывает сердце», «небожитель закрывает лицо», «вырваться из когтей смерти» и т.д. После того, как защита была произведена, бойцы совершают удары с ничуть не менее поэтичными именами: «обернуться и упасть на колено», «жёлтый орёл хватает ухо» или «разорвать тигровый обхват».А различные защитные захваты в этом стиле имеют называются «феникс расправляет крылья», «мгновенная ладонь Гуаньинь», «летящая ласточка падает на землю» и т.п. Характерное их отличие заключается в том, что в этих захватах с целью защиты против соперника применяется его же сила.

Для тренировок по хуацюань существуют и определенные правила. Для того, чтобы получить от занятий конкретный и ощутимый результат, важно научиться хорошо двигаться и вперед, и назад, спокойно совершать повороты, мгновенно и вовремя останавливаться, и подниматься, и опускаться быстро и т.д.

Известными последователями этого стиля были Дин Юйшань, Цай Гуйцинь, Ло Цинпин, Чжан Цзиян, Цай Лунъюнь и многие другие. История стиля хуацюань полна именами действительно великих мастеров.

Небольшой видеофильм из цикла «Путешествие по Китаю», рассказывающий о стиле хоуцюань.

Ниже приводится видео с исполнением комплекса стиля хуацюань.

Это вас должно заинтересовать

Наверное ни для кого не секрет, что сейчас все большую популярность завоевывают так называемые «смешанные единоборства». Уже существуют специализированные интернет магазины ММА , в которых любой поклонник боевых единоборств подобрать всю необходимую экипировку для занятий.

Ван Юн Цюань. Книги онлайн

Ван Юн Цюань (Wang Yongquan, 1904, Пекин −1987) — мастер-учитель Янши тайцзицюань.

Его отец, Ван Чунлу, был слугой у внука императора Пубэй Луньцзи, который обучался у Ян Цзяньхоу. С 7 лет изучал маньчжурскую борьбу, с 1912 по 1928 г.г. изучал тайцзицюань у Ян Чэнфу. Обучил немногих, среди них Вэй Шужэнь, который после смерти учителя продолжает его дело. Вэй Шужэнь написал, а Вань Юнцюань продиктовал ему незадолго до своей смерти книгу «Подлинный тайцзицюань семьи Ян» (Янши тайцзицюань шу чжэнь), где описан стиль, который Ян Чэнфу преподавал до своего отъезда в Шанхай.

Ван Юн Цюань имел редкую возможность получать прямое обучение у двух поколений Янов — у Ян Цзянь-хоу и у его сыновей Ян Шао-хоу и Ян Чэнь-фу, хотя официальным его учителем считается лишь последний.

Книга Ван Юн Цюаня уже переведена на русский и признана профессионалами, придерживающимися традиционных взглядов, одной из важнейших за последние полвека. Книга выражает сущность школы Янов. Мастер Ши Мин (1939-2000) наиболее полно овладел высшим уровнем боевой техники в его поколении.

Соавтор: Вэй Шужэнь

«Истинная техника тайцзи-цюань стиля Ян» Вэй Шужэня — своего рода продолжение книги «Секретные техники тайцзи-цюань стиля Ян» Ван Юнцюаня, учителя Вэй Шужэня.

Книга описывает подлинный подход к изучению древнего искусства тайцзи-цюань. Ценность ее в том, что в основу ставится не внешняя форма с последующим изучением «внутреннего», что приводит к блокировке течения ци и механичности движений. С самого начала обучения упор делается на изучение мысли-энергии-тела как единого комплекса, на сочетание «внутреннего» и «внешнего» и их последующего «сплавления» на практике в единое целое. В книге описаны начальный (базисный) и средний этапы обучения.

Наконец-то появилась книга о работе с мыслью, мыслеобразами и внутренней энергией, а не просто рассказ о физкультурных движениях рук и ног! Книга уникальная, такое и в Китае редко найдешь.

В приложении также дана важная информация мастера Ма Хуна о принципах тайцзи-цюаня стиля Чэнь.

Биография Хун Сю-цюаня

Хун Сю-цюань (1813-1864 гг.), вождь тайпинского восстания, был уроженцем Хуасяня провинции Гуандун, третьим сыном в бедной семье хакка (Так на юге называли переселенцев из центральных и северных провинций.). В детстве он проявил способности к учению и благодаря общим усилиям членов своей семьи смог посещать школу. Позже вследствие бедности он был вынужден зарабатывать на жизнь преподаванием, участвуя, правда безуспешно, время от времени в официальных экзаменах (В Китае вплоть до начала XX в. существовала система экзаменов при занятии должностей на государственной службе.). В 1837 г. он снова участвовал в экзаменах в Гуанчжоу и снова провалился. Обескураженный своими неоднократными провалами, Хун заболел (1837 г.) и был на некоторое время прикован к постели. Выздоровев, он объявил, что во время своей болезни был перенесен на небо к почтенному старому человеку. Последний печально пожаловался Хуну, что человеческая раса, которую он создал, поклоняется демонам вместо своего создателя. Затем он дал Хуну меч для истребления демонов и печать, с помощью которой Хун мог бы преодолеть злых духов. В течение последующих посещений, продолжавшихся примерно 40 дней, Хун часто встречал человека средних лет, названного им старим братом, который обучал его истреблять демонов. После болезни Хун Сю-цюань в течение 6 лет продолжал преподавать в сельских школах, и, возможно, в это время он был гадателем и странствовал в Гуандуне и Хунани. Хотя поведение его было весьма достойным, его высказывания часто были необычны и странны.

В 1843 г. Хун Сю-цюань прочел девять трактатов, которые содержали переводы или пересказы многих глав Библии и несколько проповедей на темы священного писания. Он обнаружил в них ключ к объяснению своих видений, бывших 7 лет тому назад, и решил, что старый человек его видений был богом-отцом, а человек средних лет — небесным старшим братом Иисусом и что он сам является сыном бога, уступающим в могуществе и славе лишь Иисусу, составляя, таким образом, новую троицу. Он уверился, что был призван через откровение уничтожить демонов и поганых идолов и восстановить поклонение богу.

После того как Хун Сю-цюань и его двоюродный брат Ли окрестили друг друга, Хун начал проповедовать. Вскоре у него появилось двое новообращенных — Хун Жэнь-гань (1822-1864 гг.), его родственник, и Фэн Юнь-шань (1822-1852 гг.), его сосед и товарищ по школе. Очень быстро родители, жены и дети Хун Сю-цюаня и Хун Жэнь-ганя были также обращены в христианство. Так как разрушение идолов в их родной деревне встретило сопротивление, Хун Сю-цюань и Фэн Юнь-шань отправились в 1844 г. проповедовать в Гуанси, добывая средства на пропитание торговлей письменными принадлежностями. Хун возвратился в Хуасянь зимой 1844 г. и следующие 2 года (1845-1846) занимался преподаванием и писал религиозные проповеди и оды. Фэн в это время обосновался в Цзыцзиньшане в 50 ли от Гуйпина в провинции Гуанси. В течение нескольких последующих лет он обратил в христианство несколько тысяч человек, главным образом из крестьян-переселенцев и из племени мяо, и организовал религиозное общество «Бай шанди хуэй», т.е. «Общество поклонения Небесному владыке». В 1847 г. Хун. снова отправился в Гуанси, где нашел Фэн Юнь-шаня в тюрьме за разрушение идолов, но тот вскоре был освобожден. Местными христианами Хун был принят как вождь. Хотя Хуну и Фэну указывалось, что христианство, которое они проповедуют, основывается на их собственном толковании небольших отрывков из Библии, они усердно продолжали свои проповеди. Новое учение быстро распространилось из Цзыцзиньшаня в соседние районы, но еще не скоро оно приобрело политическое значение.

Тайпинское восстание началось в июле 1850 г. в деревне Цзиньтянь в Цзыцзиньшане. Всем «служителям бога» было приказано сопротивляться правительственным войскам. Чтобы заставить их следовать за своими вождями при любых обстоятельствах, не думая о семьях, их дома были разрушены, а все движимое имущество было отдано в общую казну, из которой они получали поровну.

25 сентября 1851 г. тайпины овладели городом Юнань, и там Хун единодушно был провозглашен тяньваном — небесным владыкой Тайпин Тяньго — Небесного государства великого спокойствия; 1851 год стал первым годом новой династии.

В 1852 г. Хун Сю-цюань с главными силами из Чэньчжоу подступил к г.Чанша, который тайпины штурмовали с помощью подкопов и мин. Но их попытки оказались безрезультатными, так как и правительственные войска и милиция были сосредоточены для обороны города. 30 ноября 1852 г. осада была снята, и повстанцы двинулись на север в Иочжоу, которым они овладели 13 декабря 1852 г. Вскоре они заняли Учан (12.1-9.11. 1853 г.), после чего были вынуждены двинуться на восток вдоль Янцзы с полумиллионом последователей, включая женщин и детей. Не встречая сильного сопротивления, повстанцы захватили Цзюцзян (18 февраля) и Аньцин (24 февраля). Нанкин был полностью захвачен ими 19-21 марта. Чтобы перерезать коммуникации правительственных войск, они захватили также Цинцзян (30 марта) и Янчжоу (1 апреля). После объявления Нанкина Небесной столицей — Тяньцзинем Хун Сю-цюань послал одну экспедицию в Северный Китай и другую на запад для занятия Аньхуэя, Цзянси, Хубэя и Хунани. Хотя северная экспедиция прошла из Цзянси через Аньхуэй, Хэнань, Шаньси и Чжили и находилась даже в 10 милях от Тяньцзиня, она в конце концов была разбита (1855) Сэнколиньцином (Сэнколиньцин маньчжурский военачальник.). Западная экспедиция также встретила упорного соперника в лице Цзэн Го-фаня (Цзэн Го-фань -китайский феодал, который помог маньчжурскому правительству расправиться с тайпинами.), который в конечном итоге и подавил тайпинское восстание.

В конце 1852 г. Цзэн Го-фаню было приказано организовать Хунаньскую армию. 25 февраля 1854 г. он двинул свои вновь организованные силы и вытеснил тайпинов из Хунани в Хубэй, а в октябре 1854 г. — из Хубэя в провинцию Цзянси. В 1856 г. судьба благоприятствовала Цзэну, который отвоевал Учан 19 декабря и снова вынудил тайпинов вернуться в Цзюцзян. Тем не менее императорские силы были наголову разбиты под Нанкином 9 августа, что имело огромное значение для тайпинов. За этой победой, однако, последовала усобица между тайпинами. Генералиссимус Ян Сю-цин возгордился своими деяниями и попытался узурпировать место Хун Сю-цюаня. Хун приказал северному вану (Ван — высший титул в Тайпинском государстве, соответствующий титулу князя.) Вэй Чан-хуэю и вану-помощнику Ши Да-каю убить Яна (3/IX 1856 г.).

После гибели Ян Сю-цина Хун Сю-цюань важнейшие государственные должности предоставил своим родственникам. Управление государством оказалось в руках его старших братьев Хун Жэнь-фа, Хун Жэнь-да, его двоюродных братьев Хун Жэнь-чжэна и Хун Жэнь-ганя. Они известны как «четыре князя Хуна», которые хотя и были некомпетентны, но могущественны. В решении военных вопросов Хун Сюцюань должен был опереться на талантливого Ли Сю-чэна и Чэнь Юйчэна. Сам же Хун беспечно проводил дни во дворце, окруженный многочисленными наложницами.

Весной 1858 г. реорганизованные правительственные войска из «Великого лагеря в Цзяннани» под командованием Чжан Го-ляна снова атаковали Нанкин. 1.9 мая силы Цзэн Го-фаня вновь овладели Цзюцзяном. Испуганный этим, Хун срочно вызвал своих генералов на помощь Нанкину, но в течение года никто из них не явился, так как они участвовали в серьезных сражениях в различных местах. Чтобы обеспечить верную службу наиболее видных полководцев, Хум роздал (1858 г.) сотни новых титулов ванов; двумя самыми главными стали Чэнь Юй-чэн, пожалованный титулом Инвана или Храброго князя, и Ли Сю-чэн, назначенный Чжунваном — Верным князем.

Тайпинское восстание в конце концов потерпело поражение вследствие консолидации сил привилегированных классов, а также помощи, оказанной императорским силам со стороны западных держав. К тому же восставшие сами себя ослабили внутренними раздорами и отсутствием компетентных руководителей. Вначале иностранцы проявляли — симпатию к восставшим, затем они некоторое время были нейтральными, но в конце концов, чтобы поддержать свои торговые интересы и сохранить привилегии, полученные от маньчжурского правительства в договорах 1860 г., они активно помогли последнему.

Тем временем Хун Сю-цюань возлагал надежды только на помощь бога. Когда Ли Сю-чэн настаивал, чтобы Хун отступил из Нанкина в Цзянси и Хубэй, он отклонил это предложение под предлогом, что воля неба заставляет его оставаться в столице. Когда в осажденном городе начался голод, он приказал всем питаться травой. Затем он отдал солдатам свои драгоценности, чтобы ободрить их, но солдаты плакали, так как не могли обменять драгоценности на пищу. Наконец Хун Сю-цюань, раздраженный и больной, боясь поражения, покончил с собой, приняв яд (1 июня 1864 г.) незадолго до падения города. Ему наследовал его сын Хун Фу, а регентом стал Хун Жэнь-гань.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

О тайцзи и о цюане

Занятия тайцзицюань для здоровья, боевых навыков и самосовершенствования.

Ло Хунюань: «Жизнь в тайцзи». Именитые мастера

С егодня я продолжаю комментировать статью Ло Хунюаня «Жизнь в тайцзи«. В прошлых статьях я затрагивал темы: «Влияние тайцзи на здоровье» и «О том, какие мастера тайцзи были доступны». Сейчас хочу обратить ваше внимание на то, что рассказывает статья о впечатлениях Ло Цзихуна от встреч с мастерами высокого уровня.

Гу Люсинь считается больше историком тайцзицюань, чем мастером высокого уровня, но занятия с ним очень впечатлили Ло. Техники тайцзицюань, применяемые Гу, перевернули его представление. Вот что об этом сказано в статье:

Прежде чем отец распаковал вещи, мастер Гу предложил попрактиковаться в туй-шоу. После нескольких схваток отец поинтересовался, не применял ли мастер Гу синь-и вместо тайцзи. Гу использовал в основном быстрые атаки по прямой линии. Это было первое знакомство отца с ближним наступательным стилем туй-шоу.
Те умения, которыми обладал Гу Люсинь, показались ему просто невероятными, Гу объяснил, что существуют три традиционные формы в туй-шоу:

  1. Большой круг/спираль, или длинная дистанция;
  2. Средняя дистанция, или едва уловимая спираль;
  3. Короткая дистанция, или невидимая спираль.

Гу являлся последователем стиля коротких дистанций, и он объяснил, что требуется очень сильное внутреннее давление, иначе метод «невидимой спирали» будет неэффективен. Его туй-шоу было почти полностью наступательным, с использованием коротких, сжатых спиральных движений. В течении следующих трех месяцев отец часто «соединял руки» с мастером Гу. Эти занятия научили отца увеличивать собственное внутренне давление и перенаправлять усилие противника назад, на него же, при этом используя неожиданные,короткие движения. Отец объединил эту технику с техникой «большого круга – длинных дистанций» из его тренировок стиля Ян. Он считал Гу Лю Сина настоящим мастером тайзци, ценным учителем и хорошим другом.

А вот те умения, которыми обладал мастер Хао Шаожу, представитель направления Хао тайцзицюань, с которым Ло Цзинцуна познакомил Гу Люсинь, показались ему просто невероятными:

Отец увидел, что Хао Шаожу обладал невероятной внутренней силой и был одним из величайших мастеров туй-шоу, с которым ему довелось встречаться. На одном из занятий Хао продемонстрировал технику «липкое копье», выбрасывая противника за ринг. На второй раз Хао заставил копье своего противника вылететь из его рук. В обоих случаях отец заметил только очень небольшие внешние движения. Позже, скрещивая руки с Хао, отец говорил: «Чем сильнее я толкаю, тем сильнее ответная сила! И при этом я редко замечаю хоть какое-то движение!»

Также Ло Цзинхуну посчастливилось позаниматься с мастером У тайцзицюань Чжан Дацюанем. Описание этих занятий в статье более чем наглядно показывает степень его впечатлённости:

После краткой беседы они сдвинули мебель в большой комнате, мастер Чжан завязал себе глаза, и они скрестили руки. Чжан продемонстрировал невероятное мастерство в «искусстве понимания» («Дунь Цзинь»). В каком бы направлении ни двигался отец, мастер Чжан мог определить его центр тяжести и вывести из равновесия, он также мог управлять движениями отца при помощи техник «большого круга». И это при условии, что мастеру в этот момент было 84 года, да и глаза у него были завязаны!
Отец начал свои тренировки у мастера Чжана, во время которых постоянно изумлялся его искусству туй-шоу. На одной тренировке в парке отец заметил, что во время туй-шоу с группой учеников Чжан часто откидывается на пятки во время толчка. Он нашел уязвимую точку у мастера! Когда пришла очередь отца толкаться, он задумался: должен ли он воспользоваться очевидной ошибкой в технике Чжана, или же должен позволить мастеру сохранить лицо и победить? Отец решил не пытаться воспользоваться преимуществом, и был легко побежден мастером Чжаном. Вскоре после этого один из старших студентов Чжана подошел к отцу и сказал: «Я заметил, что ты нашел слабое место у мастера, но не воспользовался им. Тебе повезло. Смотри, что будет!». В этот момент другой новый студент (с большим опытом во внешних боевых искусствах), который пришел к тем же выводам, что и отец, скрестил руки с Чжаном. Он сконцентрировался на его пятках. Без какого-то заметного усилия Чжан отправил его в далекий полет прямиком в лужу. Отец понял, что вместо потери равновесия при балансировании на пятках, Чжан Дацуань на самом деле сужал свою центральную ось, в результате чего — небольшое движение при такой оси приводило к мощному результату.»

Мне хотелось донести всеми этими примерами то, что чувствует человек, встречаясь с настоящим качественным тайцзицюань. С теми мастерами, которые являются настоящими носителями тайцзи, благодаря своим знаниям, а главное – многолетнему упорному труду над собой.

Статья Ло Хунюаня «Жизнь в тайцзи» дала столько тем для размышления, что даже тремя статьями мне не удалось поделиться ими. Поэтому думаю, что скоро будет продолжение.

Желтолицый Тигр — Хо Юаньцзя

Желтолицый Тигр — Хо Юаньцзя

Вероятно, мицзунцюань еще долго бы оставался «стилем за закрытыми дверями», если бы не деятельность одного из самых блестящих мастеров ушу Хо Юаньцзя (1868–1909), прозванного «первым бойцом в Поднебесной» и Желтолицым Тигром. Эта фигура во многом остается загадочной и легендарной, хотя и жил он не так давно. Загадками окутаны обстоятельства его смерти, до сих пор не опубликованы его «тайные речения», записанные учениками и хранящиеся в большом секрете. За сорок с небольшим лет своей жизни он не только сумел снискать себе славу блестящего бойца, равную которой практически никто не имел, но и проявил себя прекрасным организатором, создав первое в мире официальное учебное заведение, а позже организацию по комплексному изучению боевых искусств — Ассоциацию Чистых боевых искусств Цзинъу.

Хо Юаньцзя, неся в себе целостное традиционное понимание смысла ушу, был представителем уже новой формации ушуистов. Он интуитивно понял тот путь, которым можно сохранить глубинное содержание ушу и защитить его от толп профанирующих «мастеров», бездуховных любителей и падких на все восточное иностранцев. Хо совместил традиционное осмысление ушу с новыми формами его преподавания. Его подход был действительно реформаторским, поскольку надо было найти золотую середину между закрытой формой школы, где ушу находилось в предельно концентрированном виде Учения, и массовым преподаванием.

Хо Юаньцзя испытал немало трудностей на пути достижения мастерства, что, вероятно, заставило его еще больше ценить ту драгоценность, которая была ему передана. Он являлся вторым сыном мастера Хо Эньсы — того, что учился у самого Сунь Туна. Именно Хо Эньсы был назван преемником мицзунцюань. Семейство Хо представляло собой большой клан и жило в деревушке Сяонаньхэ (Малая Южная Речушка), что в уезде Цзиньхай, который сегодня уже стал пригородом Тяньцзини. Хо были крупными торговцами и содержали большое производство лекарственных препаратов. Все это, однако, ничуть не мешало Хо Эньсы регулярно практиковать ушу и преподавать стиль членам своей семьи на поляне в финиковой роще.

От рождения Хо Юаньцзя был невысок ростом, слаб, крайне болезнен. Из-за этого он становился предметом частых насмешек односельчан, и никто не воспринимал его всерьез как будущего бойца. Более того, отец, решив, что тяжелые занятия ушу могут лишь повредить слабому здоровью сына, прямо заявил, что не будет обучать его. Хо Эньсы должен был передать школу, и ему нужны были гарантии того, что его преемник будет в силах понести ее дальше. Таким образом, Хо Юаньцзя была уготована карьера торговца или мелкого чиновника, благо он был неплохо образован и хорошо разбирался даже в классических текстах.

Поэтому отец предписал Хо Юаньцзя «изучать гражданское, но не заниматься военным». Но все же тяга Хо Юаньцзя к ушу была столь велика, что начиная с двенадцати лет он тайно наблюдал за тренировками своих братьев, которые проводил сам Хо Эньсы. Прием за приемом, принцип за принципом он осваивал по ночам, когда все спали, или в укромном месте. Тренируясь без партнера, Хо Юаньцзя научился любое движение выполнять так, будто перед ним стоит настоящий противник.

Никто бы не узнал о тайных тренировках Хо Юаньцзя, если бы не примечательный случай. Однажды в деревню Сяонаньхэ пришел странствующий монах-усэн и бросил вызов семье Хо. Хо Эньсы попросил своих лучших учеников продемонстрировать комплекс мицзунцюань. Посмотрев на его выполнение, монах презрительно бросил: «Вы — мокрицы на дне колодца. Разве вы не знаете, кто первый мастер в Поднебесной?!» Уязвленный Хо Эньсы приказал своему сыну Хо Эньлю, считавшемуся лучшим бойцом, подняться на помост для поединка с монахом, но, увы, через несколько мгновений Хо Эньлю был повержен. Уже немолодой Хо Эньсы решил сам выйти на бой, но в этот момент, растолкав толпу, на помост выскочил Хо Юаньцзя и встал перед монахом. Отец, думая, что сын не разбирается даже в основах боя, хотел остановить его, но было уже поздно — схватка началась. Хо Юаньцзя атаковал монаха смело и решительно, по всем правилам мицзунцюань. Сначала он провел удар ребром ладони в шею, затем, сделав несколько обманных движений и окончательно запутав противника необычными передвижениями, захватил одежду и, высоко подняв монаха над помостом, провел бросок «Император поднимает треножник». Упав, монах тотчас вскочил, но вновь был сбит с ног мощной подсечкой. Ему пришлось признать себя побежденным.[192]

После этого случая Хо Эньсы счел своего второго сына достойным преемником и передал ему школу. Став в будущем известным мастером, Хо Юаньцзя подошел к передаче школы еще строже, чем его отец. Лишь двух учеников, Лю Чжэндуна и Цао Ханьцзе, он назвал своими преемниками. Оба они неоднократно поднимались на помост для боев, и никому не удалось одержать над ними победу. О великом и во многом таинственном Хо Юаньцзя нам придется еще не раз услышать в нашем дальнейшем повествовании.

Виды тренировок

Школы внешнего направления

«Чан цюань» (длинный кулак) — обобщающее название «ча цюань», двух стилей «хуа цюань», «пао цюань», «хун цюань», «шаолинь цюань», «цзе цзяо», «фань цзы» и др.

После образования КНР понятие чан цюань претерпело изменения. С тех пор все виды кулачного боя, содержащие распрямленные стойки, ловкие, быстрые, мощные движения, четкий ритм, наскоки, прыжки, молниеносные перемещения, переходы в верхние и нижние позиции стали именоваться чан цюань. Каждый из видов чан цюань имеет свое лицо. Так, ча цюань и один их хуа цюань отличаются спокойствием и непринужденностью, легкостью и изяществом, пао цюань и фань цзы — пронизаны чистотой и аккуратностью и наполнены неисчерпаемой силой.

«Дуань цюань» (короткий кулак) имеет еще названия «дуань да цюань», «мянь чжан», «дуань да», «мянь чжан цюань». Комплексов «тао лу» в дуань цюань всего шестнадцать — восемь начальных и восемь мастерских. В этом смысле приоритетное место в тактике занимает защита, хотя имеются и атакующие приемы. Особое внимание уделяется защите лица на верхнем уровне, ног на нижнем, груди и боков — на среднем. Основные удары наносятся кулаком, локтем, ногой, предплечьем, бедром, кончиками пальцев, коленом, головой.

«Нань цюань» (южный кулак) — он по праву считается одним из наиболее древних и наиболее распространенных стилей. Его история исчисляется четырьмя столетиями. В «Малоизвестных записках», написанных более четырех веков назад, есть слова: «В эпоху Мин было одиннадцать школ бокса» и «семнадцать школ фехтования на копьях». Среди этих школ есть такие, как «чжао цзя цюань», «нань цюань», «гоу гуа цюань», «пи гуа цюань» и др.

Сколь ни велико разнообразие школ южного кулака, все они имеют общие особенности:

«Сян син цюань» («образные» или «звериные» стили) — по-другому «мо шень цюань» (подражающий кулак) — это специфическое и своеобразное направление ушу, в котором основополагающим моментом является подражание некоторым видам поведения людей и различным животным — их действиям, повадкам и поведению в схватках. Сян син цюань стал одним из самых зрелищных стилей ушу.

Хотя каждый вид сян син цюань строго специфичен, тем не менее все «звериные» стили обладают общими закономерностями. Все образы могущественны и производят впечатление, точны и выразительны и как две капли воды похожи на живой образ. Если в различных стилях ушу, кроме укрепления здоровья и умения вести рукопашную схватку, еще ценится красота исполнения, то сян син цюань просто поражает своей яркостью и выразительностью.

Школы внутреннего направления

«Нэй цзя цюань» — стиль возник в эпоху Мин, когда в Поднебесье уже гремело имя Шаолиньского монастыря. Некоторые школы ушу были несогласны с главным принципом Шаолиня — нападением — и справедливо считали , что этого явно недостаточно, ведь противник, воспользовавшись благоприятным моментом, тоже может проводить контратаки. Поэтому был выдвинут новый принцип: «. посредством покоя управляй движением и на базе этого контролируй противника, поддавайся мощи и применяй силу». Для того чтобы новое направление отличалось от стиля «шаолинь цюань», ему дали имя «нэй цзя цюань». Но в последние годы династии Цин из-за сходства форм и некоторых особенностей «тай цзи цюань», «син и цюань» и «ба гуа чжан» были объединены под одним названием «нэй цзя цюань». А школа «шаолинь цюань» была названа «вай цзя цюань» (школа внешнего направления).

«Тай цзи цюань» — стили «ян», «чэнь», «сунь» и два стиля «у» объединены под общим названием — «тай цзи цюань». Это направление китайского бокса отличает мягкость, плавность и легкость. Здесь тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое. Вместе с тем каждый стиль тай цзи цюань имеет свои особенности: стиль «ян» — спокойный и распрямленный; стиль «у», первый: — изящен и динамичен, второй — открыт и четок; стиль «чэнь» — это гармония мягкого и твердого; стиль «сунь» — подвижен и гибок.

«Син и цюань» (направленная воли и воплощенный разум) — это обобщенное название пяти форм и двенадцати образов. Это стиль четких действий, где в твердости таится мягкость, форма и содержание едины, движения необычайно аккуратны, просты и отчетливы, тело прямое, шаг прочный, внутреннее и внешнее едины.

«Ба гуа чжан» — один из видов кулачного боя внутреннего направления. Специфичность этого стиля основана на непрерывности движения по кругу, вращении влево и вправо, ловкости тела и живости шага, сочетании твердости и мягкости, многочисленных изменениях позиции. Поступь здесь легкая, как лебединый пух, стойки прочны, как скала, изменения позиции быстры, как молния, движения «вперед — назад», «влево — вправо» бесконечно трансформируются и непрерывно переплетаются. Все выполняется на едином дыхании.

Ссылка на основную публикацию