Ходзё-дзюцу | Karate-krs.ru

Ходзё-дзюцу

Ходзё-дзюцу

Раньше

В дикие-дикие времена, когда самураи и ниндзя бродили по японской земле не только в фантазиях, но и в реальности, искусство убивать ценилось весьма высоко. Однако нередки были случаи, когда пленить и выкрасть человека было всяко выгодней (не говоря уже — гуманней), чем укокошить. При этом, чтобы пленник не смог убежать и нажаловаться на пленителей, его требовалось достаточно серьезно лишить подвижности. Ампутация ненужных конечностей — выход, безусловно, верный, но не самый удобный, хотя бы потому, что с покалеченным человеком возни гораздо больше. А посему именно качественное связывание стало одним из важнейших умений ниндзя, военного сословия и полицаев.

Японский гений породил неисчислимое множество видов опутывания пленника, но в целом можно выделить несколько основных направлений этого славного искусства:

  • Полное связывание, совершенно лишающее пленника возможности шевелиться. Естественно, такое связывание использовалось в тех случаях, когда от пленника требовалось только лежать и не подавать признаков жизни. Часто подобное опутывание превращало «арестанта» в бревно, причиняющее себе невыносимые муки одной лишь попыткой движения: расположенные нужным образом узлы давили на болевые точки, петли врезались в горло и душили, перевязанные части тела грозились оторваться. Нередко данные связывания применялись и в качестве пыток: выгнутый дугой пленник становился луком, удушаемым собственной тетивой каждый раз, когда он пытался хоть немного расслабиться.
  • Частичное связывание, позволяющее совершать движения в пределах, предусмотренных узлами. Очевидно, что эти техники применялись при конвоировании (опутывались руки, туловище и частично ноги для ограничения возможности бежать) либо при содержании узника, полезного как раз своими действиями (например, оружейника). Ну и разумеется, ничто не мешало сделать петли и узлы болезненными, дабы полностью исключить у связанного мысль о побеге.
  • Эстетическое связывание, или сибари (shibari) — добровольное связывание с целью получения эстетического удовольствия. Появилось в середине ХХ века как один из элементов наследия театра Кабуки.

Поскольку от выполнения заданий зачастую зависела сама жизнь ниндзя, уверенное владение ходзё-дзюцу входило в обязательную подготовку синоби. Умение и связать противника, и, при необходимости, выбраться из пут было важно для всех ночных воинов.

Сегодня

В наше время обучение ходзё-дзюцу официально входит в программу многих школ дзю-дзюцу (ну и ниндзей, конечно же) — например, Итацу-рю и Такэноути-рю.

Наследие хитрых предков все так же осваивается одним поколением бойцов за другим, передаваясь не только как традиция, но и как вполне практическое знание. Так, к примеру, полицейские в Японии до сих пор используют модифицированные техники ходзё-дзюцу для задержания преступников. Кто знает, возможно, и у нас когда-нибудь это безусловно полезное искусство будет взято на вооружение.

Японские Боевые Искусства

Japan Martial Art

Ходзё-дзюцу

Ходзё-дзюцу – специальный раздел дзю-дзюцу, посвященный искусству связывания веревкой. Использовалось для связывания плененного воина и последующего его конвоирования, а так же для фиксации преступников во время ареста.

Техника ходзё-дзюцу учитывает особенности анатомии в строении мужского и женского тела, особенности одежды, профессиональные навыки и общественный статус (в феодальной Японии аристократов, самураев, нищих, торговцев, монахов связывали разными способами).

Самурай, профессионально владеющий искусством связывания мог быстро и качественного оплести свою жертву как паук свою добычу.

Быть связанным означило только одно – позор, а это согласно миропониманию японцев гораздо хуже смерти, поэтому в случае неправомерного связывания, могли жестко наказать и самого блюстителя порядка.

В ходзё-дзюцу используются специальные шнуры:

  • Сохранить технику связывания в секрете;
  • Не позволить пленнику освободиться от пут;
  • Не причинить пленнику физического вреда;
  • Сделать обвязку красивой;

Древнейшей школой, канонизировавшей её, считается Такэноути-рю. Практическое применение техники связывания пригодилось в современной полиции, хотя, само собой, некоторые методы существенно изменились в нынешних условиях. Основу современного полицейского ходзё-дзюцу составляет техника школы Итацу-рю. Используются семь базовых приемов: три приема связывания спереди, четыре приема связывания сзади. Разные методы дают разную степень фиксации противника. Например, существуют методы, ограничивающие движение рук, не лишая их полной подвижности; позволяющие медленно ходить, но не бегать; способы полного обездвижения. Одни узлы причиняют связанному боль, если он пытается бежать, а другие при попытке бегства ведут к потере сознания.

Ходзё-дзюцу — интригующая и таинственная часть традиционных боевых искусств, демонстрирующая в полной мере особенность мировоззрения японцев.

Ходзё-дзюцу


Искусство связывания веревкой. Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время — при аресте преступников.

Каждого человека надо было связать с учетом его телосложения, социального статуса, особенностей одежды, профессиональных навыков. Поэтому были разработаны специальные приемы связывания для придворных аристократов, самураев, крестьян, торговцев, ремесленников, монахов, нищих и т.д. Кроме того, были учтены различия анатомического строения мужчин и женщин.

Для связывания применялись специальные шнуры различной длины и толщины. Более короткий и толстый шнур, использовавшийся ддя первоначального связывания, назывался хаянава — «быстрая веревка». Им просто и быстро скручивали сопротивляющуюся жертву. Затем, когда противник уже был обездвижен, использовалась хоннава — «основная веревка», которая была на пару метров длиннее и тоньше (чем тоньше веревка, тем труднее развязать узел). Подготовленный надлежащим образом cамурай мог связать свою жертву с поразительной скоростью и эффективностью.

Технику ходзё-дзюцу изучали практически во всех школах дзю-дзюцу. Древнейшей школой, канонизировавшей ее, считается Такэноути-рю. Ходзё-дзюцу нашло применение и в современной полиции. Главную роль в этом сыграл Симидзу Такадзи, работавший в полицейской технической комиссии и выступивший с инициативой приспособить некоторые традиционные приемы для нужд полиции.

В 1931 г. Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзё-дзюцу и организовал обучение этой технике всех патрульных полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в послевоенные годы, принесли некоторые изменения в классические методы ходзё-дзюцу, сделав их более пригодными в современных условиях.

Основу современного полицейского ходзё-дзюцу составляет техника школы Итацу-рю. Используются семь базовых приемов: три приема связывания спереди, четыре приема связывания сзади. Различные методы обеспечивают различную степень контроля над противником. Например, существуют методы, ограничивающие движение рук, не лишая их полной подвижности; позволяющие медленно ходить, но не бегать; способы полного обездвижения. Одни узлы причиняют боль жертве, если арестованный пытается бежать, а другие при попытке бегства ведут к потере сознания. © А. Горбылёв

Ходзё-дзюцу

Ходзё-дзютсу — боевое искусство связывания подозреваемых и преступников, существовавшее в Японии с начала XIV до второй половины XIX вв. В настоящее время японской полиции разрешено использовать веревку наряду с наручниками, если конкретный полицейский хорошо владеет соответствующей техникой.

Ходзё-дзютсу означает «искусство захватывания с помощью веревки»: ho (также: tori) — ловить, захватывать, арестовывать; jo (также: nawa) — веревка; jutsu — искусство. Как видим, второе название, имеющее то же самое значение — torinawa jutsu или торинава-дзютсу.

Основное предназначение ходзё-дзютсу состояло в захвате подозреваемого, противника или преступника в плен и обездвиживании, так чтобы он не мог сопротивляться или сбежать. Наибольший расцвет ходзё-дзютсу пережило в феодальный исторический период Японии, когда возникла необходимость захвата в плен противника, который мог обладать ценной информацией, или же который мог использоваться для обмена на кого-нибудь, захваченного противной стороной. Безусловно, были и другие причины для связывания кого-либо, и одна — далеко не последняя — причина состояла в необходимости обездвижить подозреваемого в совершении преступления для передачи его под суд или для допроса.

Для связывания использовались самые различные узлы — от простых крепёжных узлов до затягивающихся ещё туже при попытках человека развязаться. Отдельным образом связывался одиночный пленник, и специальные узлы использовались для нескольких человек, связанных вместе одной длинной верёвкой. Часто для связывания «случайного» пленника использовался шнур, крепившийся к ножнам меча самурая.

Из методики преподавания

. Обычное связывание в общем случае позволяет связанному человеку нащупать веревки руками и попытаться их расшатать, ослабить с целью дальнейшего освобождения. Использование специальных методов ограничения подвижности позволяет взаимоувязать обвязку, так что ослабление одной веревки приводит к натяжению другой, и в конечном счете ничего не дает человеку, пытающемуся развязаться.

Специальные методы ограничения подвижности — не единственный способ обезопасить себя от попыток связанного человека освободиться. Ещё один эффективный метод снижения активности, если не полного обездвиживания рук и туловища человека — использование скользящих петель на шее, взаимоувязанных в веревочном блоке с локтями и запястьями, так что любая попытка пошевелить руками вызывает затягивание этих петель. Добавление к таким обвязкам связывания ног полностью обездвиживает человека.

Фрагменты методики выполнения одной из техник ходзё-дзютсу

Инструктор — Ласкин Александр Борисович, 2 дан джиу-джитсу (стаж занятий 25 лет), 2 дан ходзё-дзютсу (стаж занятий 16 лет).

Обучение разделено на три этапа, каждый из которых состоит из четырех двухчасовых занятий. После изучения всего материала и успешной сдачи аттестационных экзаменов возможен допуск к аттестации на 1 дан по ходзё-дзютсу.

Каждый этап проходится на отдельном семинаре. Между семинарами обучающиеся должны самостоятельно практиковаться, совершенствуя усвоенные на занятиях навыки. В конце каждого семинара для успешно освоивших материал возможно проведение аттестации

Программа первого семинара

  • история ходзё-дзютсу;
  • основы безопасности при работе с веревкой;
  • подготовка веревки к работе;
  • изготовка — закрепление короткой веревки на туловище;
  • ритуал с веревкой — в руках, на туловище;
  • подготовка петель (с узлом одной рукой, двумя руками — ладонь, морской узел, со сложенной вдвое веревкой);
  • теория наложения одинарных и сдвоенных обвязок — витки: параллельно, с пересечением;
  • практика наложения одинарных и сдвоенных обвязок на руки — параллельно, с пересечением;
  • базовые варианты связывания конечностей, их различия — теория и практика;
  • базовые узлы, фиксация хвостов веревки после выполнения обвязок;
  • базовые варианты полного связывания;
  • физиология связывания рук — спереди, сзади, в различных положениях;
  • физиология связывания ног в различных положениях;
  • безопасность при обращении с веревкой для себя и для уке;
  • связывание рук и ног в положениях, описанных выше, различными способами, в том числе и наиболее эффективными для того или иного положения.

Программа второго семинара

  • техники связывания короткой веревкой, предварительно закрепленной на туловище или из мотка. Несколько вариантов;
  • базовые элементы связывания длинной веревкой;
  • принципы крепления веревки на шее, на предплечьях, запястьях, щиколотках;
  • связывание запястий и щиколоток, закрепление веревки на них;
  • техники связывания короткой веревкой, предварительно закрепленной на туловище или из мотка. Уке в положении контроля лёжа, стоя;
  • связывание одной рукой;
  • достижение высокой скорости связывания короткой веревкой;
  • техника связывания длинной веревкой. Объединение базовых элементов в полный прием связывания.

Программа третьего семинара

  • принцип и целесообразность использования специальных методов ограничения подвижности в обвязке. Техники связывания длинной веревкой с использованием этих методов;
  • церемониальное связывание;
  • связывание для конвоирования;
  • связывание с целью полного обездвиживания;
  • полный цикл — от связывания короткой веревкой уке в положении контроля до связывания длинной веревкой для конвоирования.

После первого семинара перед вторым должно пройти не менее 3 месяцев, после второго перед третьим — не менее полугода.

ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ

Это искусство связывания противника, которое было обязательным в программе военной– подготовки самураев. Их учили таким образом связывать пленников, чтобы любое движение при попытках высвободиться из пут причиняло им боль. Высшим шиком для самурая (и самым большим позором для его врага) было так связать неприятеля, чтобы он шел за победителем на своих ногах, а его меч оставался при нем! В боевых ситуациях применяли тонкие шелковые шнуры, глубоко врезавшиеся в тело. На тренировках используют плоские хлопчатобумажные пояса, которые не дают полного эффекта связывания, зато предохраняют партнера от омертвления конечностей.

Еще одна область ходзё-дзюцу – использование веревки в качестве блокирующего и сковывающего средства в работе против как вооруженного, так и безоружного противника.

Похожие главы из других книг

БАТТО-ДЗЮЦУ

БАТТО-ДЗЮЦУ Японское искусство, принадлежащее к группе Синбу-дзюцу (новых боевых техник) и заключающееся в особом умении пользоваться мечом (катаной).Основателем батто-дзюцу является мастер То-яма, основавший свою школу (Тояма-рю) в 1925 году. Он ранее принадлежал к школе

БО-ДЗЮЦУ Японское и окинавское искусство боя палками различных типов. Оно в равной мере продолжает традиции Бу-дзюцу феодальной Японии и Ко-будзюцу острова Окинава.Палка, чаще всего используемая в бо-дзюцу, это рокусяку-бо, длина которой примерно 180 см. Кроме того, на

ДЗЁ ДЗЮЦУ Искусство фехтования дубинкой. Основано Мусо Гонноскэ в 1610-1615 гг. Ранее Мусо изучил технику работы «бо» (шест) школы Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто. Однако после поражения в поединке со знаменитым фехтовальщиком Мусаси Миямото, победившим его деревянным мечом

ДЗЮ-ДЗЮЦУ 1. Термин «дзю-дзюцу» (искаженное произношение – «джиу-джитсу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый,

КИАЙ-ДЗЮЦУ Если спросить преподавателей восточных боевых искусств о киай-дзюцу, то по их реакции легко можно понять, что нет искусства более неясного, таинственного и противоречивого. Услышав этот вопрос, одни улыбнутся, другие с уважением кивнут головой, третьи пожмут

КЭН-ДЗЮЦУ Это самурайское искусство владения мечом, зародившееся приблизительно в Х веке. Его техника существенно отличалась от других методов владения клинковым оружием, принятых как в Европе, так и в Азии.В кэн-дзюцу (другие термины: гэккэн, татига-ки, хэйхо)

ТАЙХО-ДЗЮЦУ

ТАЙХО-ДЗЮЦУ Японская прикладная система, созданная для нужд полиции в 1947 году группой экспертов. Это были Симидзу Такаги (работа с дубинкой), Оцу-ка Хиронори (каратэ Вадо-рю), Нагаока Сюичи и Хоригуси Цунэо (дзю-дзюцу) под руководством Саймуро Горо (кэн-до). Фактически

О школах «нин-дзюцу»

О школах «нин-дзюцу» В литературе по нин-дзюцу имеет место совершенно дикая путаница в том, что означает слово «школа нин-дзюцу». В одной статье автор на двух страницах одним и тем же словом «школа нин-дзюцу» умудрился обозначить 4 (!) совершенно разных по сути явления, для

Что такое нин-дзюцу?

Что такое нин-дзюцу? Японские историки указывают, что как особое искусство нин-дзюцу сложилось не ранее конца XV в. Что оно собой представляло в период своего расцвета лучше всего показывает, пожалуй, знаменитая «энциклопедия» XVII в. по нин-дзюцу «Бансэнсюкай». Автор этой

Нин-дзюцу Сайга-рю

Нин-дзюцу Сайга-рю Другая школа нин-дзюцу провинции Кии — Сайга-рю — была связана с лигой Сайга-икки. Лига Сайга-икки возникла в середине XV в. в дельте реки Кии в районе Сайга. Так как с середины XV в. этот район находился в сфере влияния религиозного движения Икко-икки, на

13.1. Бо-дзюцу

13.1. Бо-дзюцу Бо (на Окинаве до сих пор используют старое название кон) является классическим оружием кобудо.Основная форма хвата бо осуществляется в его средней трети (рис. 20). Рис. 20. Основные формы хвата бо: а – хват перед собой передней рукой сверху; б – хват перед собой

13.2. Дзё-дзюцу

13.2. Дзё-дзюцу Техника работы с дзё предусматривает четыре основных исходных положения:? дзё держится перед собой под 45° за концы хватом кистей рук сверху;? дзё держится над головой под 45° за концы хватом кистей рук сверху;? дзё под 45° у правого бока держится правой рукой на

13.3. Тонфа-дзюцу

13.3. Тонфа-дзюцу Существуют следующие основные формы удержания тонфы (рис. 23) Рис. 23. Основные формы удержания тонфы: а – хонтэ-мочи; б – гьякутэ-мочи; в – ура-тэ; г – уширо-тэ:? хонтэ-мочи – длинная часть тонфы является продолжением предплечья (рис. 23а);? гьякутэ-мочи –

13.4. Сай-дзюцу

13.4. Сай-дзюцу Основа работы с сай заключается в открытии и закрытии оружия (рис. 24). Открытие и закрытие сай производится большим пальцем за отросток. Рис. 24. Основные положения сай: а – открытый; б – закрытыйУдары сай осуществляются как длинным лезвием, так и торцом

13.5. Кама-дзюцу

13.5. Кама-дзюцу Работа с камой основана на так называемом вращении «пропеллера», лопасти которого составляют две камы.Прежде чем приступать к изучению техники с камой, отрабатывают ее правильный хват (рис. 25). Рис. 25. Основные формы хвата камы: а – хонтэ-мочи; б –

13.6. Нунчаку-дзюцу

13.6. Нунчаку-дзюцу Как правило, нунчаку держат одной рукой за одну из рукояток. Существует прямая (хонтэ-мочи – рис. 26а) и обратная (гьякутэ-мочи – рис. 26б) форма удержания нунчаку. В одной руке можно держать и обе рукоятки, используя нунчаку как короткую дубинку, однако в

Ходзё-дзюцу

Непознанное:Как подделать НЛО Провести ваших друзей, изготовив поддельную фотографию НЛО, не так уж и сложно, но экспертов одурачить вам вряд ли удастся

Боевые искусства:Философия тхэквондо Тхэквондо — это не просто единоборство. Оно сочетает в себе две стороны: физическую и духовную. Физическая сторона определяет развитие и совершенствование владения телом. Духовная сторона определяет, формируемые в процессе роста, жизненные ценности, характер и дух.

Философия:Философия Финляндии Развитие философии в Финляндии началось со 2-й половины 18 в. с усвоения и переработки идей, заимствованных у Г. Лейбница, Х. Вольфа и Дж. Локка. Последователем Локка и критиком И. Канта был Х. Г. Портан. Становление финляндской философии происходит в начале 19 в.

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Ссылка на основную публикацию