Хэ-цюань | Karate-krs.ru

Хэ-цюань

Лю хэ танлан цюань или Кулак Богомола шести соединений.

Лю хэ танлан цюань или Кулак лошади, обезьяны и богомола, получил свое название благодаря мягким, живым приемам ладонями, которые ассоциируются с обезьяной, приоритетом стойки ма бу, отождествляемой с лошадью и лошадиным шагом. Описывая этот стиль, мастера говорят: «ма хоу сянь син, танлан чжань фа», что означает «форма и образ – лошади и обезьяны, техника боя как у богомола», или «шаг лошади, руки обезьяны, бой богомола».

Легенды гласят, что основателем стиля Лю хэ танлан цюань был мастер ушу из Шандуня Вэн Сань по прозвищу «Утиная ладонь». Первым его учеником был Линь Ши Чунь изучавший стиль Лю хэ цюань – Кулак шести соединений или шести координаций, впоследствии использовал теорию стиля для своего танлан цюань.

Для ушу в целом термин «лю хэ» (шесть соединений) является основополагающим и объединяет три внешних соединения – кисть и ступня, локоть и колено, плечо и бедро, а также три внутренних соединения – сердце и мысль, мысль и энергия ци, ци и сила. Эти абстрактные понятия наиболее полно описывают отношения между внутренним и внешним в человеческом теле. Эффективность техники ушу обуславливается гармоничностью и естественностью этих соединений.

«Изменение в мысли вызывает изменения в теле, мысль управляет – тело следует за мыслью, мысль не прерывается, ци не прерывается, усилие не прерывается. Атаку противника направлять в пустоту, стремиться к подвижности колеса и округлости стального шара, противник видит внешнюю форму твоих движений, но не может понять их смысл и противодействовать им».

Среди разных видов усилий – цзинь – главными принято считать пять: мягкое, жесткое, скрытое, явное и скользящее, которое связывает эти усилия. Одно движение руки охватывает пять усилий, проявляющихся в зависимости от конкретной ситуации:

гоу цзинь – усилие зацепа крюком;

кань цзинь – усилие резки;

туй цзинь – усилие толкания;

я цзинь – усилие прижимания;

те цзинь – усилие приклеивания.

Теория стиля говорит примерно о двадцати видах усилий — цзинь. Например, только усилий «наматывания шелковой нити» различается шесть видов, что свидетельствует о тщательности разработки именно внутренней теории стиля. Вращение любого состава, практически, соотносится с чань сы цзинь – усилием наматывания шелковой нити из кокона. Однако, основываясь только на этом, ошибочным будет полагать, что в Лю хэ танлан цюань присутствует техника тайцзи цюань семьи Чэнь. Здесь идет речь только о сходстве идей, которая реализуется в другой форме.

Следует также упомянуть о фэн сао цзинь – усилии сметающего ветра. Это усилие проявляется в различных круговых движениях рук в атаке и защите. Как правило, базовая техника стиля при обучении отрабатывается в стойке ма бу. Но в бою такая стойка из-за ее относительной уязвимости и малоподвижности, считается неуместной. Кроме того, стойки типа гун бу и ма бу считаются стойками одного приема, стойками хотя и прочными, но не позволяющими сохранить единство внутреннего усилия, прерывая его. Таким образом, не удается применять непрерывную связь приемов и перемещений.

Удары руками стараются наносить по кратчайшим траекториям, хотя и не всегда по прямым. Это особенно можно заметить, когда контрудар и защита выполняются одной и той же рукой. Очень часто при этом используется выдвинутый сустав среднего пальца. Точечные удары в такой позиции называются чжуй цзы чуй (удар шила) или тун гу чуй (удар, проникающий в кости). О технике удара говорят, что «рука догоняет руку», то есть кулаки бьют коротко, без замаха. Если одной рукой наносится удар, другая уже находится у подмышки, откуда бьет быстро и скрытно.

Такая маскировка подготовки к атакующим действиям называется «цветок, спрятанный среди опавшей листвы». Большое внимание уделяется атакам в глаза и голову. Мастера говорят: «если бьешь змею, то бей сразу в голову». Отсюда вытекает и требование относительно надежной защиты головы – управителя всего тела: «руки не отходят от лица, не отдаляются от висков».

В то же время необходимо отметить, что подобные требования относятся исключительно к боевой технике. В практике же таолу отрабатываются общие принципы и связи движений, а не конкретные приемы. Кроме того, нельзя считать, что теория является монополией одной школы. Любая удачная техническая находка или точное теоретическое определение сразу же ассимилируется смежными школами танлан цюань. Однако в практических действиях теоретические определения реализуются различными способами, порой очень непохожими способами. Эти способы обуславливаются, в первую очередь, техникой считающейся ключевой в этих стилях.

Тремя высшими методами Лю хэ танлан цюань считаются запечатывание, связывание и просачивание. Запечатывание (фэнь) представлено короткими экономными способами защиты. Связывание (кунь) представляет различные способы переплетения рук противника. Просачивание (лоу) реализуется в виде комбинаций кулачных ударов, огибающих защиту противника. Хотя эти определения достаточно условны, они дают четкое представление об основных тактиках стиля.

Даосская Йога

Чжунли Цюань (кит. 鐘離權 / 鐘离權, Zhōnglí Quán) — по одной из версий, первый бессмертный, достигший полного растворения физического тела посредством внутренней алхимии. То есть Чжунли Цюань прошёл все уровни преобразования, вследствие чего именно ему принадлежит идея разбить все знания по уровням бессмертия, что также получило название Восьми движений волшебного опахала. Именно этот даос рассадил всех бессмертных по комнатам на острове Пэнлай. Он назначил их хранителями Облачных Залов, отличающихся друг от друга в первую очередь цветом. Себе он определил комнату Нефритового облака.

Знания Чжунли Цюаня в области алхимии были настолько совершенны, а метод его столь искусен, что считалось, что нет ни одного человека, который не мог бы познать суть его учения, получившего название «Метод Совершенной истины». Этот метод стал основополагающим и в школе Совершенной истины, которая взяла учение Чжунли Цюаня за основу. Но, в принципе, если говорить о даосской алхимии серьезно, то схема прохождения преобразования, которую Чжунли Цюань разбил на четыре уровня, настолько выверена и совершенна, что не приходится сомневаться в подлинности возможностей на этом пути.

Понятие алхимического пути является важнейшим наследием, которое оставил нам Чжунли Цюань. Он зафиксировал алхимические знания в виде золотых правил на нефритовых листах. Их суть заключена в четырёх постулатах.

Четыре алхимических постулата Чжунли Цюань

  1. Постулат Красного талисмана, состоящий из огня фаз Космических орбит.
  2. Фехтование Белыми шпагами, или Путь Фехтования небесного сокрытия, которому он обучил Люй Дунбиня, известный также как формула для изготовления эликсиров Дракона и Тигра.
  3. Секретная формула Зелённой террасы, или Нефритовый нож высшего единства.
  4. Небесный коридор, или Секретная формула Золотого эликсира — усовершенствованная формула, которую Чжунли Цюань нашёл на горе Кундун (Mt Kongdong), где её спрятал сам Жёлтый император. Именно эта формула Золотого эликсира позволяет познать высший способ таинственного дао .

По одной из версий, полная трансформация Чжунли Цюаня произошла на горе Лушань (Mt.Lúshān), которую он любил использовать для своих полётов. Однажды на третьем шаге он вознесся к небу, оставив свои знания трём ученикам (одни из которых и был Люй Дунбинь).

Методы Чжунли Цюаня уникальны и глубоки. Особым образом, пожалуй, стоит выделить искусство проникновения внутрь нефрита и возможность брать там, а также прятать секретные формулы. Когда же этот даос не был погружён в алхимическое искусство, он слушал нефритовую музыку, которую называл небесной, и наслаждался видом Нефритового облака, определяя всё это как Алхимию Нефритового Императора. Это созерцание настолько отсовершенствовало его, что однажды к нему прилетел белый журавль и позвал к Нефритовому Императору.

Так, по другой версии, он и уплыл на Нефритовом облаке. Говорят, что при этом он взял с собой только персик, уж очень он любил его. И, в принципе, каждый метод Чжунли Цюаня называется методом с персикового дерева.

Это состояние, когда наше физическое тело, дыхание, энергия, мышление и душа пребывают в состоянии гармонии.

Чжун Хэ Тай – это ощущение комфортного состояния, как физического, так и духовного.

Чжун Хэ Тай – это ощущение пустоты и упругости, ощущение Космоса внутри и снаружи нас.

В этом состоянии очень легко происходит восстановление организма. Сухожилия, суставы, кровь, энергия, внутренние органы становятся лучше. Но меняется не только наше физическое тело. Характер меняется. Человек становится более спокойным, уверенным в себе.

Ноги на ширине плеч или немного шире плеч.

На лице легкая улыбка. Брови расслаблены, не хмуримся. Тело расслаблено.

Кончик языка касается верхнего нёба. Зубы слегка касаются друг друга. Губы тоже легко касаются друг друга, но можно и чуть приоткрыть, если не хватает дыхания.

Дыхание через нос. Но это не жесткое требование, если трудно дышать носом, можно добавить дыхание ртом.

Если есть напряжение в плечах, стараемся расслабиться. Для этого сначала поднимаем и напрягаем плечи до предела, а затем не спеша, естественно отпускаем напряжение, и плечи естественно расслабляются.

Руки поднимаются, открываются. Взгляд – сначала на кончик носа, затем, не фокусируясь, вперед. Все вокруг видим нечетко, как в тумане. Глаза можно слегка прикрыть или постепенно закрыть совсем.

Тело расслаблено. Если где-то есть напряжение, всегда можно слегка пошевелиться, расслабиться.

Локтевые суставы слегка согнуты. Колени немного сгибаются, но потом сухожилия тянут, выпрямляя колени. Поэтому ноги прямые, но не жесткие. Чувствуем, что коленный сустав живой, не жесткий.

Представляем, что под каждой пяткой муравей. Вы его держите, он живой, но убежать не может. Для этого центр тяжести слегка смещается вперед.

Точки Юн-цюань не прижаты плотно к земле, они дышат. Вы можете почувствовать, как вращается энергия от мизинца к большому пальцу. Чувствуете, что район точки Юн-цюань мягкий, а под ним пустота.

Энергия входит через точки Юн-цюань на стопах и поднимается до точек Цзянь-цзин на плечах.

Еще в древнем Китае знали про этот путь движения Ци, ведь Юн-цюань переводится как «бьющий родник» или «бурлящий источник», а Цзянь-цзин, как «колодец плеча». Энергия поднимается от точек Юн-цюань к точкам Цзянь-цзин, а затем к точкам Лао-гун на ладонях. Чувствуем, что путь от Юн-цюань до Лао-гун открывается.

Почему мы говорим об этих точках? В китайской философии Юн-цюань – это земля, Лао-гун – это человек, а небо – это Бай-хуэй. Небо, земля, человек соединяются.

Стойка Чжун Хэ Тай придает нашему телу форму пирамиды, что позволяет открывать себя, получать энергию из Космоса, приобретать необычные способности и новые возможности нашего организма.

И все, что от нас требуется, это спокойствие. Нам ничего не надо делать специально, тело делает все само.

Если где-то возникает излишняя напряженность, расслабляем это место.

Если возникает сильная усталость, отдыхаем.

Впрочем, при правильном положении тела стоять можно бесконечно долго, не уставая при этом, а находясь в приятном, комфортном состоянии.

При расслаблении нужно обращать особое внимание на две позиции:

Первая – это плечи. При возникновении напряжения в теле, в первую очередь расслабьте плечи. Мы настолько привыкаем неправильно держать спину и плечи, постоянно сутулимся, что нашему телу нужно не меньше недели, чтобы привыкнуть к правильной осанке, не напрягаясь и не уставая при этом. —

Вторая – это таз. Расслабление таза позволяет правильно опустить Дан Тянь. Это происходит естественно.

Чувствуем, что между ногами зажат бумажный шар.

Чувствуем бумажные шары подмышками. Если сильно нажать, можно сломать, а если держать слабо, можно уронить.

Еще один бумажный шар прижимаем подбородком. Это твердый бумажный шар. Он нужен, чтобы придать голове правильное положение. Если голова слишком наклонена, очень легко уснуть. Если голова слишком поднята вверх, шея излишне напрягается. Между пальцами представляем бумажные шары или бумажные сигары.

Внимание можно держать на Ся Дан Тянь, можно ни на чем не специально концентрироваться, просто стоять.

Согласно монастырскому преданию начало традиции шаолиньского ушу положил пришедший в Китай из Индии в 527 году н.э. буддийский монах Бодхидхарма (кит. Дамо). Став настоятелем Шаолиня, он обучил монахов восемнадцати боевым приемам (в том числе: шести приемам для кулака, двум — для ладони, одному — для локтя, четырем — для ног и пяти захватам), из которых впоследствии был создан комплекс «восемнадцать рук архата» (шаолинь шиба лохань шоу). Он состоит из 24 несложных движений с поэтическими названиями. Например, «дракон танцует», «журавль танцует», «сесть на лошадь», «красавица любуется цветком лотоса», «мальчик молится Гуаньинь» и т.д. Этот комплекс явился основой для известного шаолиньского стиля «кулак архата» (лохань цюань).

На протяжении многовековой истории монастыря в его стенах зародилось свыше 200 различных направлений боевых искусств, причем их основателями являлись как воспитанники Шаолиня, так и знаменитые мастера-миряне, которых монастырь приглашал для обучения послушников.

Так, во времена династии Тан (618-907 гг.) сокровищница шаолиньских стилей обогатилась «игрой пяти зверей» (у цинь си) знаменитого врача Хуа То, техникой широкого меча «Весны и осени» выдающегося военачальника Гуань Юнь-чана, при династии Сун (960-1279 гг.) — 36 приемами «длинного кулака» (чан цюань) — направления, разработанного первым императором этой династии Чжао Куан-инем (Тай-цзу), 18 приемами для рук известного полководца Юэ Фэя.

Живший вовремена династии Юань (1271-1368 гг.) шаолиньский монах Цзюэ Юань в поисках достойных учителей встретил мастеров Ли Соу и Бай Юй-фэна, которым предложил принять монашество и совершенствовать свое искусство в Шаолине. Оба мастера внесли значительный вклад в монастырское ушу: Ли Соу создал стили «большого и малого красных ( прим.) кулаков» (да хун цюань и сяо хун цюань),разработал технику фехтования с шестом (гунь шу) и систему захватов (циньна), а Бай Юй-фэн создал стиль «пяти кулаков» (у цюань) и комплексы специальных дыхательных упражнений (цигун).

При династии Мин (1368-1644 гг.) Шаолинь посетил известный по сражениям против Японии генерал Юй Да-ю, который в стенах монастыря существенно обогатил прикладную технику владения шестом.

К концу династии Цин (1644-1911 гг.) из-за противодействия императорского двора, феодальной и военной аристократии Шаолинь пришел в упадок. Та же участь постигла и его систему боевых искусств. До настоящего времени сохранилось лишь немногим более тридцати стилей: большой и малый «кулаки потока» (да хун цюань и сяо хун цюань), «пушечный кулак» (бао цюань), «кулак архата» (лохань цюань), «сливовый кулак» (мэйхуа цюань), «кулак обезьяны» (хоу цюань), «семизвездный кулак» (цисин цюань), «кулак сердца и мысли» (синь и цюань) и др.

Краткая характеристика некоторых шаолиньских школ

«Школа пяти зверей» (шаолинь у цюань)

По преданию создана шаолиньским наставником Бай Юй-фэном на основе «игры пяти зверей» врача Хуа То, жившего в эпоху «восточна я Хань»(25-220 гг.). Включает в себя традиционные шаолиньские методы и приемы, подражающие движениям пяти животных: дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля.

«Стиль дракона» тренирует сознание (шэнь), «стиль тигра» — кости (гу), «стиль леопарда» — силу (ли), «стиль змеи» — энергию (ци), «стиль журавля» — дух (цзин).

Школа «тринадцати захватов» (шаолинь шисань чжуа)

Создана также Бай Юй-фэном, Включает в себя разделы: «движения дракона», «изгибы змеи», «взмахи феникса», «ужимки обезьяны», «приседания тигра», «голова леопарда», «брыкание лошади», «клюв журавля», «бодание буйвола», «подвижность зайца», «полет ласточки», «топтание курицы».

— тело движется как ветер, ноги — как молнии, руки следуют одна за другой, перемещения быстрые и короткие;

— голова подпирает небо, источник — в пальцах ног;

— плечи опущены, макушка поднята вверх, сердце спокойно, энергия (ци) опускается в область «дань-тянь».

-«гусиная» (опущенная) голова;

-«окоченевшие» (напряженные и неподвижные) руки;

«Сила не победит кулак, кулак не победит работу, работа не победит метод, метод не победит искусство».

«Школа пяти форм восьми способов» (шаолинь вусин бафа цюань)

Входит в северную ветвь шаолиньских стилей. К «пяти формам» относятся: «кулаки» дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля. К «восьми способам» относятся: внутренняя работа (нэй гун); внешняя работа (вай гун); работа сознания (и нянь); способы движения туловищем, руками и ногами; захваты и броски; перемещения, издавание криков.

«Школа белого журавля» (бай хэ шаолинь цюань).

Относится к южной ветви шаолиньского ушу. Наиболее распространена в провинции Фуцзянь.

Включает в себя разделы: «полет», «пение», «ночлег», «добывание пищи».

Кисти и локти имитируют движения крыльев журавля; пальцы рук немного согнуты, подражая когтям птицы.

Когда «журавль спокоен», стойки «стройные, как сосна». Движения журавля очень резкие, «сотрясающие горы и разверзающие землю». Во время исполнения комплексов обязательны крики, увеличивающие силу ударов.

«Кулак потока» (шаолинь хун цюань)

Один из базовых шаолиньских стилей. Состоит из малого и большого «кулаков».

Движения простые и строгие; равное внимание уделяется атаке и защите; в «твердом» присутствует «мягкое», в «мягком» — «твердое». Выполняемые в комплексах атаки и отходы, подъемы и опускания, вращения и наклоны совершаются вдоль одной прямой. Руки постоянно «выпрямлены и не выпрямлены, согнуты и не согнуты». Предпочтение отдается бою на ближней дистанции,

Основные требования: устойчивость, готовность к любым действиям, воинственность, скорость, ясность сознания, изменчивость.

Наиболее часто применяемой стойкой является высокая стойка «лука». Стойки большого «кулака потока» тоже высокие, движения широко амплитудные и зрелищные. В малом «кулаке потока» стойки сравнительно ниже и устойчивее, движения короче и быстрее, в основном проводятся приемы открытой ладонью.

Из-за своей простоты стиль «кулак потока» является начальным в системе шаолиньских боевых искусств.

«Мягкая школа» (шаолинь жоу цюань)

Относится к «внутренним» шаолиньским стилям, т.н. «шаолиньский тайцзи цюань».

Движения «мягкой школы» величественные, широкие, постоянно сменяющие друг друга. Временами они то «скользят по морской глади», то «сотрясают небеса», то похожи на «бесцельные прогулки в саду», то на «скачку резвого коня». Основные требования:

— сознание управляет движением и дыханием, сердце и ум пусты и спокойны, энергия (ци) опускается в область «дань-тянь»

— сначала мысль, затем действие;

— из мягкого рождается жесткое;

— мягкость, округлость, уравновешенность, заманивание;

— двигаться, как свирепый тигр, покоиться, как огромная гора;

— снаружи тренировать мышцы и кости, внутри — пять органов. Упражнения «мягкой школы» оказывают благотворное влияние на работу сознания, внутренних органов, костно-мышечной системы.

«Школа врат сердца и мысли» (шаолинь пай синь и мэнь)

По преданию создана в монастыре Шаолинь в провинции Фуцзянь. Включает в себя движения, подражающие повадкам 12 зодиакальных животных; крысы, быка, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, барана, обезьяны, петуха, собаки и свиньи. Этим животным соответствуют «земные ветви» — знаки двенадцатиричного цикла летоисчисления, а также 12 внутренних органов, 12 «страж» (двухчасовых отрезков времени в пределах одних суток) и 12 созвездий зодиака (см. таблицу).

Таблица. Обозначения 12-ти циклических зодиакальных знаков

* Сан цзяо /три прохода/ — вводящий в желудок, переваривающий /желудочно-кишечный тракт/, выводящий в мочевой пузырь.

Из движений этих животных составлены 12 комплексов и множество приемов. Например, «маленький черный тигр», «кулак, раскалывающий гору», «птица вылетает из клетки», «свирепый тигр выходит из пещеры» и др.

Основные разделы техники: удары руками и ногами, захваты и броски.

Основные методы: отработка стоек, ударов по мешку с песком или гравием, упражнения с деревянными манекенами, занятия с отягощениями. Следующими этапами являются боевая практика в парах и работа с оружием.

«Школа Будды» (Фохань цюань)

Этот стиль полностью состоит из парных упражнений и включает в себя 24 парных комплекса, в которых взаимные атакующие и защитные действия разделены на три уровня: верхний, средний и нижний.

— в одном положении наносятся ри удара, один удар вызывает три повреждения, изменения многочисленны и непредсказуемы;

— гармония твердого и мягкого;

— атака при первом удобном случае, взаимосвязь атаки и защиты. В настоящее время распространены две разновидности «школы Будды» — «большая драка» (да цзя) и «малая драка» (сяо цзя). В «большой драке» движения в основном размашистые, предпочтение отдается бою на дальней дистанции. В «малой драке» движения короткие и резкие, большее внимание уделяется работе рук.

Китайский точечный массаж

Кто не слышал о китайском точечном массаже? Наверняка, найти такого человека очень сложно! Зародился этот массаж в глубокой древности. Врачи того времени высказали предположение, что человек существует по тем же законам, что и все живое в природе.Именно они впервые рассмотрели человеческий организм как систему, тесно связанную с природными явлениями. А болезнь назвали следствием нарушения взаимоотношений организма с окружающей средой, нарушения потока жизненной энергии ци. Помочь справиться с недугом, то есть восстановить нормальные взаимоотношения человека с природой, наладить циркуляцию ци в организме — вот была цель врачей того времени.

Решая эту глобальную задачу, древние целители обнаружили биологически активные точки. Эти точки были описаны и выделены в каналы или меридианы — зоны проекции внутренних органов.

На точки биологической активности воздействовали острым камнем, иголкой, палочками, пальцами. Современные мастера точечного массажа выполняют приемы пальцем или кистью руки.

Наиболее распространено давление одним пальцем — указательным, средним или большим. Нажим на точку осуществляется слегка согнутым пальцем, чтобы манипуляция была максимально безболезненной. Затем проводятся быстрые колебательные движения на точке, не сдвигающие кожу. Резкая боль — признак того, что давление на точку нужно снизить.

Массаж точки прекращается после полного исчезновения боли, но сразу такое случается редко, обычно лишь после нескольких сеансов. О том, что массаж не закончен, говорит резкая боль при отрыве пальца от точки. После процедуры промассированные точки рекомендуется смазать согревающей мазью или наклеить на них маленькие кусочки перцового пластыря.

Если точечный массаж приносит пользу, проводить его можно сколько угодно долго, но с перерывами на 3–4 дня и сменой точки. Одни и те же точки нельзя массировать постоянно, эффективность массажа от этого снижается — точка перестает работать.

Точечный массаж насчитывает более 500 точек, но активно используются лишь 150. Выявлено, что при стимуляции точки выделяют «гормоноподобные» вещества. Так вырабатываются обезболивающие эндорфины, действующие при иглотерапевтическом обезболивании.

За один орган обычно отвечает группа точек, расположенных по одному меридиану, причем находиться они могут в отдаленных от больного органа местах. Это словно лабиринт подземных ходов, имеющий множество выходов на поверхность.

Начинать массаж рекомендуется с болезненных точек. Они работают лучше других, наиболее эффективны. А переходить к другим нужно на следующих сеансах.

Найти точки можно несколькими способами. Во-первых, по анатомическому описанию, во-вторых, по рисункам-картам, в-третьих, проводя пальпацию, — нужная точка обычно болезненна, шероховата. А в Китае для более точного нахождения точки пользуются так называемым индивидуальным цунем.

Индивидуальный цунь — длина средней фаланги согнутого среднего пальца у мужчин на левой кисти, у женщин — на правой.

Точечный массаж используется для лечения и облегчения многих болезней, снятия болей. Хорошо он помогает для снятия стресса, избавления от усталости. Однако, как и у других видов массажей, у точечного есть противопоказания: кожные заболевания, заболевания кровеносной системы, сердца, а также беременность. Перед применением массажа следует проконсультироваться с врачом.

Подбор точек

Общее утомление

Точка кунь-лунь — во впадине, между косточкой лодыжки на внутренней стороне и ахилловым сухожилием.

Точка юн-цюань — расположена на подошве, в передней части стопы, между вторым и третьим пальцами, в углублении, образующемся при сжатии пальцев. Первый — это большой палец, пятый — мизинец.

Точка чжао-хай — расположена во впадине на внутренней стороне лодыжки. Ее массирование эффективно не только при общем утомлении, но и при растяжении голеностопного сустава.

Точка сань-инь-цзяо — расположена на середине внутренней поверхности ноги, на 3 цуня выше выступающей косточки на внутренней стороне лодыжки.

Точка ян-лин-цюань — расположена в верхней внешней части голени, ниже нижнего края коленной чашечки на 2 цуня.

Точка инь-лин-цюань — расположена в верхней внутренней части голени, ниже нижнего края коленной чашечки на 2 цуня.

Точка лао-гун — находится на ладони на 3 цуня ниже кончика среднего пальца, на стороне большого пальца.

Точка лин-дао — расположена на внутренней поверхности предплечья, на стороне мизинца, на расстоянии 1 цуня от кожной складки на запястье.

Точка нэй-гуань — находится на внутренней поверхности предплечья, на расстоянии 2 цуня от кожной складки на запястье.

Точка вай-гуань — расположена на внешней стороне предплечья, на расстоянии 2 цуня от сустава, между кистью и предплечьем. Воздействие на эту точку очень эффективно при нервном истощении, при усталости, связанной с долгой работой за компьютером, с долгим чтением.

Точка шоу-сань-ли — расположена на предплечье, на краю кости со стороны большого пальца, внутри мышцы, ниже локтевого сгиба на 2 цуня. Воздействие на эту точку эффективно при интеллектуальном утомлении, нарушении мозгового кровообращения.

Усталость ног

Точка син-цзянь — находится между первым (большим) и вторым пальцами ноги, в складке, в ее верхней части.

Точка кунь-лунь — расположена во впадине, между косточкой лодыжки и ахилловым сухожилием.

Точка цзу-сань-ли — расположена в верхнем отделе голени снаружи, ниже края коленной чашечки на 3 цуня. Это точка долголетия, одна из универсальных, ее массирование обладает общеукрепляющим действием.

Стресс

Точка чжао-хай — расположена во впадине на внутренней стороне лодыжки. Ее массирование эффективно не только при стрессе, но и при растяжении голеностопного сустава.

Точка цзу-сань-ли — расположена в верхнем отделе голени снаружи, ниже края коленной чашечки на 3 цуня. Это точка долголетия, одна из универсальных, ее массирование обладает общеукрепляющим действием.

Точка лао-гун — находится на ладони на 5 цуней ниже кончика среднего пальца, на стороне большого пальца.

Точка шэнь-мэнь — расположена на внутренней стороне руки на дальней от кисти кожной складке на запястье, на одну треть ее длины от конца, обращенного к мизинцу.

Точка да-лин — расположена на внутренней стороне руки на дальней от кисти кожной складке на запястье, посередине.

Точка нэй-гуань — находится на внутренней поверхности предплечья, на расстоянии 2 цуня от кожной складки на запястье.

Точка чи-цзе — расположена в складке локтевого сгиба, у наружного края сухожилия бицепса. Воздействие на точку очень эффективно при переутомлении и бессоннице.

Точка хэ-гу — для ее нахождения нужно плотно прижать большой палец к ладони. Точка будет находиться на пике образующегося бугра.

Точка цюй-чи — расположена на сгибательной стороне локтевого сустава снаружи.

Точка бай-хуэй — расположена на средней линии головы на середине расстояния от переносицы до затылка. Примерно 6 цуней от переносицы.

Точка инь-тан — расположена между бровями.

Точка жэнь-чжун — находится в ямке над верхней губой.

Точка чэн-цзян — находится в ямке под нижней губой.

Точка хуа-гай — расположена в верхней части грудной клетки, ниже ямки между ключицами на 2 цуня.

Усталость глаз

Точка ян-бай — находится на лбу между бровью и границей волос, на вертикальной линии, проходящей через зрачок при взгляде прямо.

Точка сы-чжу-кун — находится в височной ямке у внешнего кончика брови.

Чжунли Цюань

鍾離權 , Чжунли Цюань, один из Восьми беесмертных даосской мифологии по др. версии, Хань Чжунли, т.е. Ханьский Чжунли, второе имя Юнь-фан (Облачный дом) — один из Восьми бессмертных (ба сянь) китайской даосской мифологии. Происходил будто бы из-под Сяньяна в пров. Шэньси. Предания о Чжунли сложились, видимо, к X в., хотя рассказывается, что он сам относил свое рождение к эпохе Хань (II–III вв.). Согласно первым упоминаниям («Сюань-хэ шу пу» — «Перечень каллиграфических надписей годов Сюань-хэ»), он — блестящий каллиграф эпохи Тан, у него высокий рост, курчавая борода (по др. источникам, спадавшая ниже пупа), густые волосы на висках, непокрытая голова с двумя пучками волос, татуированное тело, босые ноги. По поздним преданиям, Чжунли был послан ханьским императором во главе войска против тибет. племен. Когда его воины вот-вот должны были победить, пролетавший над полем брани бессмертный (по нек-рым вариантам Ли Те-гуай) решил наставить его на Путь-дао, подсказал неприятелю, как одержать победу над Чжунли. Войско Чжунли было разбито, а сам он бежал в пустынные земли. В отчаянии обратился за советом к повстречавшемуся монаху, и тот отвел его к Дун-ван-гуну — Владыке Востока, покровителю всех бессмертных (сянь [1]) мужского пола, к-рый посоветовал Чжунли отказаться от помыслов о карьере и отдать все силы постижению дао. Чжунли занялся алхимией (см. Сянь-сюэ) и научился превращать медь и олово в золото и серебро, все раздавал беднякам в голодные годы. Однажды перед ним раскололась каменная стена, и он увидел нефритовую шкатулку, где оказались наставления о том, как стать бессмертным. Он внял им и, сев на спустившегося к нему журавля (хэ [4]), улетел в страну бессмертных. Чжунли обычно изображается с веером, способным оживлять мертвых. Был канонизирован при монг. дин. Юань (XIII–XIV вв.), хотя почитался в качестве одного из патриархов нек-рых популярных даосских сект, а даосизм в эту эпоху подвергся офиц. гонениям. Днем рождения Чжунли Цюаня принято считать 15-е число 4-го лунного месяца.

Автор: Рифтин Б.Л.

Образ Чжунли Цюаня начал складываться в рамках собственно даос. религ. представлений. Впервые легенды о нем излагаются в «Шэнь сянь чжуань» («Жизнеописания святых-бессмертных»), составленном при дин. Вост. Цзинь (317–420) и приписываемом Гэ Хуну. В дальнейшем его жизнеописание включались в самые разные агиографич. сочинения, в т.ч. в «Ли дай шэнь сянь тун цзянь» («Всеобщее зерцало святых-бессмертных разных эпох») Сюй Дао (XV–XVI в.) и «Ле сянь цюань чжуань» («Полное собрание жизнеописаний бессмертных») Ван Ши-чжэня (1526–1590). В легендах он называется военачальником, жившим в конце эпохи Хань (III в.), или сыном такого военачальника, к-рый затем сам стал главнокомандующим армии царства Вэй (220–265) или дин. Зап. Цзинь (265–316).

В собственно даос. традиции Чжунли Цюань почитается и как основатель древнейшего направления т.н. внутр. алхимии (нэй дань — «внутр. киноварь») — чжунли-цзиньдань-дао («школа золота и киновари Чжунли»). В XI–XII вв. за ним утвердилось почетное звание Чжэнъ-ян цзу-ши («Наставник-родоначальник истинного ян»). Чжунли Цюань входит в число Пяти патриархов(у цзу), принадлежащих пантеону позднедаос. школы цюаньчжэнь-цзяо («учение/школа совершенной истины»). В даос. обрядовый календарь включен день его рождения (15-й день 4-го лунного месяца). В преданиях рассказывается, что его матери было явлено благое знамение с пророчеством о рождении «великого бессмертного». Он и родился крупным, как трехлетний ребенок, с круглой головой, лицом цвета киновари, толстыми ушами, длинными бровями и т.п. Его почитали не столько как бессмертного мага (сянь [1]), сколько как охраняющего от любых неприятностей на службе и покровительствующего попавшим в трудное положение.

Литература:
Ма Шутянь. Хуася чжу шэнь (Божества китайцев). Пекин, 1988, с. 167–170; Cheng Manchao. The Origin of Chinese Deities. Beijing, 1995, p. 181–208.

См. также лит-ру к ст.: Ба сянь; Люй Дун-бинь.

Автор: Зельницкий А.Д.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. — 2007. — 869 с. С. 727.

Восемь бессмертных — Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Чжунли Цюань

Китайская даосская мифология знакомит нас с группой канонизированных героев – Восемь бессмертных. Упоминание об этих героях можно встретить в первых веках нашей эры, но канонизированы они были, по всей видимости, не раньше XI-XII вв. Причем состав группы периодически менялся.

Так в группу Восьми бессмертных какое-то время входил Сюй-шеньвэн. Это был реальный персонаж, но более позднего времени, где-то XIII в. Но всегда неизменным главным героем был Ли Тегуай, позднее — Люй Дунбинь. Сегодня эта группа Восьми бессмертных выглядит так: Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Чжунли Цюань, Чжан Голао, Цаогоцзю, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ и Хе Сяньгу.

Восемь бессмертных — Люй Дунбинь, Чжунли Цюань, Лань Цайхе

Люй Дунбинь. Всегда неизменный главный герой Люй Дунбиня присутствует в даосском китайском эпосе уже в XI в. А в «Заметках из кабинета Неразумного» Чжэн Цзинби можно уже увидеть сложившийся образ и узнать историю жизни этого легендарного героя.

По описанию Чжэн Цзинби, Люй имел лицо дракона, торс тигра, шею журавля. Возможно виной тому был белый журавль, спустившийся на ложе матери Люя в момент, когда он был зачат.

Кроме экзотической внешности, Люй имел массу способностей. Эти способности оценил по достоинству Чжунли Цюань, и обучил его в совершенстве владеть шпагой и магии. С тех пор Люй мог становиться невидимым для окружающих.

Но другая легенда говорит о том, что учитель Чжунли Цюань проповедовал даосизм, и обратил Люя в эту веру. Люй стал помощником для людей, готовых постигать все тонкости учения дао.

Есть еще легенда, где повествуется о том, как повстречались Люй и даос на постоялом дворе. Даос завел разговор о бренности всего сущего, мизерности человеческих чаяний и надежд. Люй не хочет в это верить, но сон, неожиданно настигший его, рисует картины будущего безрадостными и безутешными. Впереди одни разочарования. Люй прозревает, и ему ничего другого не остается, как уйти из мирской жизни и искать истину в даосизме. Позже этот сюжет будет часто использоваться в китайской драматургии. Наиболее известные из произведений — «Сновидения Дунбиня» и «Записки о случившимся в изголовье».

О Люе говорят, как о победителе демонов. В представлении простых смертных он святой, обладающий умением указать путь к спасению или излечению. Изображают его с мечом, а возле него обычно Лю — его ученик, из головы которого произрастает ивовая лоза.

Все же имя Лань Цайхе встречается первым в литературных трудах последователей даосизма. Юродивый, который не имеет ничего, а пропитание добывает на базарах, прося милостыню. Но и эту милостыню он может раздать другим людям или пропить без жалости. Круглый год он ходит в рваном халате, ватой утепляя его при наступлении холодов.

Но в один из дней Лань Цайхе исчезает, поднимается в облака вслед за внезапно появившимся журавлем, чтобы обрести бессмертие. Его начинают почитать сначала как покровителя музыкантов. Но со временем флейта и кастаньеты из его рук исчезают, а на их месте появляется корзина, кстати, Лань –это тоже звучит как слово «корзина». А в корзине неизменные хризантемы и бамбуковые ветви, символизирующие бессмертие. Иногда Лань изображают настолько женоподобным, что его принимают за фею цветов, но больше он известен как покровитель садоводства.

Чжунли Цюань говорил о себе, что появился на свет в III в н.э., но в приданиях имя его появляется в X веке. Вот как описывают его внешность в литературе: богатырский рост, борода длинная и курчавая, густые волосы, весь в татуировках. Профессия — каллиграф. Но позже появляется версия, как будто он командовал войсками в войне против тибетских племен. И когда казалось победа уже близка, в небе появился бессмертный, который изменил ход событий, и войско Чжунли было разбито. Ли Тегуай, а по некоторым источникам это был именно он, увидел возможность таким способом наставить Чжунли на путь Дао.

Чжунли после долгих лет учебы стал известным алхимиком. Умел получать драгоценные металлы из олова и меди и нередко делился ими с бедными людьми.
Однажды по воле богов он узнал тайну бессмертия. И белый журавль унес Чжунли в обитель бессмертных. В руках его веер. Этот веер имеет способность оживлять мертвых. Прославляют же его как основателя даосских сект.

Восемь бессмертных — Чжан Голао, Ли Тегуай, Хань Сян, Цао-гоцзю, Хэ Сяньгу

Эпоха Тан дала миру еще одного героя Чжан Голао. Это IX в. Маг и чародей Чжан путешествует на казалось бы обычном белом осле, но останавливаясь на привале, убирает его, складывая, как бумажку, а, при необходимости, реанимирует, облив водой. Водою же он оживил и мага Шэ Фашана. Тот рассказал императору, что Чжан во время сотворения мира появился в образе летучей мыши-оборотня.

Чжану было открыто как, прошлое, так и грядущее. Изображают его даосским старцем, восседающим верхом на осле задом на перед, с трещоткой в руках. Часто это изображение можно было увидеть в комнате у новобрачных, которые ждали от него сыновей.

Из группы Восьми бессмертных выгодно выделяется Ли Тегуай. Его популярность ощущалась в XIIIв., когда существовала масса народных сказаний о таинственных хромых. Да, он хромал и передвигался, опираясь на железную клюку, а за спиной носил тыкву с чудодейственным зельем. Тело ему досталось от умершего нищего, потому как во время практик дао – выходе души из тела, его собственное тело растерзал тигр.

О его жизни и делах ходило множество легенд, но больше он запомнился людям как целитель, снадобья которого моментально излечивали. Его изображения помещали как вывеску на лавках аптекарей.

Еще один из Восьми бессмертных — Хань Сян. Это реальный человек, племянник известного литературного деятеля и философа того времени. Дядя Хань Сяна, будучи сторонником учения Конфуция, не доверял чудесам даосского учения. И все повествование о Хань Сяне и его жизни звучат, как подтверждение превосходства даосизма над конфуцианством. Хань Сян, в отличие от дяди, мог вызвать дождь, вырастить стихи, совершить множество нереальных превращений. Маг и чародей изображен с корзинкой, наполненной цветами, а поклоняются ему, считая покровителем садовников.

Цао-гоцзю присоединился к Восьмерке бессмертных значительно позднее. Будучи сыном первого министра Цао Бяо, при сунском государе Жэньцзуне и младшим братом императрицы Цао, Цао-годзю презирал роскошь, был равнодушен к деньгам и власти. Покинув дом, в поисках истинного счастья, повстречал даоса Люй Дунбиня, и отправился с ним постигать секреты даосизма. Цао-годзю покровитель актеров — изображается с кастаньетами в руках.

В группе Восьми бессмертных присутствует женщина. Это Хэ Сяньгу. Китайский эпос переполнен легендами о женщинах, девушках, носивших имя Хэ. И со временем все эти истории объединились и создали героиню, по праву занявшую почетное место в числе бессмертных. Цветок лотоса – это тот символ, по которому ее легко узнать. Кроме белого лотоса – символа чистоты, она иногда держит корзину с цветами. Но встречается изображение Хэ, где вместо лотоса у нее в руках черпак, и тогда Хэ – хранительница домашнего очага. За трудолюбие и долготерпение боги позволили ей убирать лепестки цветов у небесных врат.

Читать онлайн «Тайцзи Цюань Сюэ» автора Лутан Сунь — RuLit — Страница 3

Грудь: Грудная клетка расслаблена и не должна быть выпяченной или вогнутой; когда грудь расслаблена, то Ци свободно погружается в Дань Тянь, в противном случае Ци бурлит и забрасывается вверх. В этом случае верх — тяжелый, а низ — легкий и ноги теряют устойчивость. Такого состояния должен избегать настоящий боец.

Поясница: Необходимо держать свободной от напряжений, так как она является основой при вращениях влево и поворачиваниях вправо, при движении вперед и назад. Вся сила зависит от работы поясницы.

Ноги: Держатся согнутыми в коленях, не допуская полного выпрямления; необходимо также разделять пустое и наполненное (т. е. вес тела должен перемещаться с ноги на ногу, не задерживаясь в одном из положений). В противном случае движение будет неловким.

Ци: Это энергия и волна. В этом диалектическом единстве имеется большой смысл. Плавные, волнообразные движения способствуют правильному распределению Ци и снятию заторов с его распространения (что увеличивает поток), и в то же время вибрация, исходящая из основания позвоночника, объединяет все виды движения в одно, и это мы называем Единым Духом — И-Ци. Глубокое незакрепощенное дыхание увеличивает потенциал. Не следует с силой давить Ци вниз, но стоит проявить сердечное внимание. Чтобы получить первое представление о Ци, стоит поупражняться в открывании и закрывании рук, как мы видим в форме Тай-цзи цюань. Будем внимательны и почувствуем тонкое взаимодействие не прикасающихся друг с другом ладоней. Это почти неуловимое ощущение является ключом ко всей форме Тай-цзи цюань. Не менее важно почувствовать в этом упражнении и тонкие вибрации Сердца.

Движение и покой: Сущность китайского метода сидячей медитации — в покое обретать движение, а в Тай-цзи цюань — в движении обретать покой. Поэтому во время занятий необходимо особенно следить за чистотой помыслов и не допускать рассеянное мышление, и тогда движения будут плавными и правильными.

Мысль и сила: Одна из особенностей Тай-цзи цюань — опираться на мысль, а не на грубую силу. Поэтому мы используем живую, гибкую и подвижную силу, рождаемую из сочетания мягкого и жесткого, тяжелого и легкого. Когда мысль приходит — сила тоже приходит; тогда Жизненная сила рождается сама. Если используешь грубую силу, то происходит закрепощение и в действие вступает внешняя сила, а это противоречит требованиям «внутренней» школы.

Упр. 1. Исходное положение Уцзи. Рис. 1, 2.

Упр. 2. «Небрежно расправить одежду». Лань чжа и. Рис. 3—10.

Упр. 3. Раскрытие рук. Кай шоу. Рис. 11.

Упр. 4. Закрытие рук. Хэ шоу. Рис. 12.

Упр. 5. «Одиночный хлыст». Дань бянь. Рис. 13.

Упр. 6. «Поднятие руки». Ти шоу шан ши. Рис. 14.

Упр. 7. «Белый аист расправляет крылья». Бай хао лян чи. Рис. 15–17.

Упр. 8, 9. Раскрытие и закрытие рук. Кай шоу, хэ шоу. Рис. 18, 19.

Упр. 10. С шагом обвести ладонью левое колено. Лоу си ао бу (цзо ши). Рис. 20, 21.

Упр. 11. «Игра на лютне». Шоу хуй пиба. Рис. 22.

Упр. 12. В движении отклонить удар партнера и нанести ответный удар. Цзинь бу баньлань чуй. Рис. 23–26

Упр. 13. Обманное закрытие. Жу фэн сыби. Рис. 27.

Упр. 14. «Обнять тигра и вытолкнуть его на гору». Бао ху туй шань. Рис. 28.

Упр. 15, 16. Раскрытие и закрытие рук. Кай шоу, хэ шоу. Рис. 29, 30.

Упр. 17. С шагом обвести правое колено. Лоу си ао бу (ю ши). Рис. 31, 32.

Упр. 18. «Небрежно расправить одежду». Лань чжа и. Рис. 34–38.

Упр. 19, 20. Раскрытие и закрытие рук. Кай шоу, хэ шоу. Рис. 39, 40.

Упр. 21. «Одиночный хлыст». Дань бянь. Рис. 41.

Упр. 22. Удар под локоть. Чжоу ся кань чуй. Рис. 42.

Упр. 23. Отступив, «прогнать обезьяну». Дао нянь хоу (левая форма). Рис. 43, 44.

Упр. 24. Отступив, «прогнать обезьяну». Дао нянь хоу (правая форма). Рис. 45, 46.

Упр. 25. «Игра на лютне». Шоу хуй пиба (правая форма). Рис. 47.

Упр. 26. «Белый аист расправляет крылья». Бай хао лян чи. Рис. 48.

Упр. 27, 28. Раскрытие и’закрытие рук. Кай шоу, хэ шоу. Рис. 49, 50.

Упр. 29. С шагом обводим ладонью левое колено. Лоу си ао бу (цзо ши). Рис. 51, 52.

Упр. 30. «Игра на лютне». Шоу хуй пиба (левая форма). Рис. 53.

Упр. 31. Трехкратное пропускание партнера за спину. Сань тун бэй. Рис. 54–61.

Упр. 32. «Небрежно расправить платье». Лань чжа и. Рис. 62–65.

Упр. 33, 34. Раскрытие и закрытие рук. Кай шоу, хэ шоу. Рис. 66, 67.

Упр. 35. «Одиночный хлыст». Дань бянь. Рис. 68.

Упр. 36. «Руки подобные плывущим облакам». Юнь шоу Рис. 69, 70.

Упр. 37. «Погладить лошадь по холке». Гао тань ма. Рис. 71–73.

Упр. 38–40. Поднятие правой ноги, поднятие левой ноги, поднятие ноги с поворотом тела. Ю ци цзяо, цзо ци цзяо, чжуань шэнь ти цзяо (три различных удара ногами). Рис. 74, 75, 77, 78.

Упр. 41. Двигаться и вместе с шагом наносить удары. Цзянь бу дачуй. Рис. 79–82.

Упр. 42. Двойной удар с разворотом тела. Фань шэнь эр ци. Рис. 83–87.

Упр. 43. «Тигр распластался в засаде». Пэй шэнь фу ху. Рис. 88–90.

Упр. 44. Удар левой ногой. Цзо ти цзяо. Рис. 91.

Упр. 45. Толчок правой стопой. Ю дэн цзяо. Рис. 92–94.

Упр. 46. С шагом блокируем, отклоняя удар вниз, и наносим удар кулаком. Шан бу бань лань чуй. Рис. 95–97.

Упр. 47. Обманное закрытие. Жу фэн сыби. Рис. 98.

Упр. 48. «Обнять тигра и вытолкнуть его на гору». Бао ху туй шань. Рис. 99.

Упр. 49, 50. Раскрытие и закрытие рук. Кай шоу, хэ шоу. Рис. 100, 101.

Упр. 51. С шагом обводим ладонью правое колено. Лоу си ао бу. Рис. 102, 103.

Упр. 52. «Небрежно расправляем одежду». Лань чжа и. Рис. 104–109.

Упр. 53, 54. Открытие и закрытие рук. Кай шоу, хэ шоу. Рис. 110, 111.

Упр. 55. «Диагональный одиночный хлыст». Ся дань бянь. Рис. 112.

Упр. 56. «Расчесать гриву дикой лошади». Лима фэнь цзун. Рис. 113–117.

Упр. 57. «Небрежно поправить платье». Лань чжа и. Рис. 118–122.

Упр. 58, 59. Раскрытие и закрытие рук. Кай шоу, хэ шоу. Рис. 123, 124.

Упр. 60. «Одиночный хлыст». Дань бянь. Рис. 125.

Упр. 61. Пропустить партнера ладонью за спину справа. Ю тун бэй чжан. Рис. 126.

Упр. 62. «Фея, прядущая небесным челноком». Юйнюй чаньсо. Рис. 127–133.

Упр. 63. «Небрежно поправить платье». Лань чжа и. Рис. 134–139.

Упр. 64, 65. Раскрытие и закрытие рук. Кай шоу, хэ шоу. Рис. 140, 141.

Упр. 66. «Одиночный хлыст». Дань бянь. Рис. 142.

Упр. 67. «Облачные руки». Юнь шоу. Рис. 143.

Упр. 68. «Руки, подобные низко плывущим облакам». Юнь шоу ся ши. Рис. 144–146.

Ссылка на основную публикацию