Годзо Сиода и школа Ёсинкан | Karate-krs.ru

Годзо Сиода и школа Ёсинкан

Aikido Yoshinkan

Виртуальное додзе

Книги, видео

Самурайское айкидзюцу

Годзо Сиода и школа Ёсинкан

Сын сильного и влиятельного врача, Годзо Сиода рано проявил интерес к боевым искусствам, который сохранил на всю жизнь. В доме его отца, как это характерно для того времени, жили многочисленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того, чтобы они не бездельничали когда были свободны от учебы или работы и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия в школе дзюдо, созданной при доме.

Помимо изучения дзюдо в школе своего отца, которая называлсяь «ёсинкан», Годзо проявлял интерес к кэндо. Однако именно желание проверить свои знания по дзюдо привело его в школу Морихэи Уэсиба, учителя Дайто-рю Айки-дзюцу и бывшего старшего ученика Сокаку Таэда. Его дзюдо оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой Айки-дзюдзюцу, что 23 мая 1922 года в возрасте 17 лет он поступил в школу, известную как Дзигоку («дьявольская»). Морихэй Уэсиба, тогда 49-летний, был в то время на вершине своих возможностей.

Сиода учился в Университете Такусёку, учебном заведении, которое по сей день продолжает выпускать выдающихся мастеров боевых искусств. Он был одним из «трех лучших ребят» Такусёку, двумя другими были Масатоси Накаяма, который потом стал старшим инструктором японской ассоциации каратэ, и Масахико Кимура, много лет удерживавший титул чемпиона Японии по дзюдо. Сиода закончил университет в апреле 1941 года и в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в военных действиях. Его учитель Морихэй Уэсиба тогда преподавал в школе Рикугун Накано Гакко — академии для армейских офицеров высшего ранга, и в школе Рикугун Тояма Гакко, где наряду с другими предметами изучали смертоносную систему владения мечом Тояма.

В 1946 году, когда военные действия прекратились, Сиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Морихэи Уэсиба — но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать свое собственное направление, которое он назвал Ёсинкан в честь своего отца. Учитель Уэсиба, которому уже было более шестидесяти лет, постепенно превращал свое боевое искусство в способ духовного развития. Сиода же, как основатель нового движения и потому известный под титулом «Кантё», предпочел сохранить исходные эффективные в единоборстве методы, которые изучал до войны. Впоследствии школа Ёсинкан всегда отличалась выносливостью и хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью их техники. В результате она и по сей день остается предпочитаемой школой подготовки армии и полиции.

В июле 1954 года на Всеяпонском фестивале боевых искусств Годзо Сиода получил высшую награду среди сотни участвовавших групп, что сильно повысило репутацию школы Ёсинкан и помогло сформировать ее крепкую основу. Это было поворотным моментом для школы Ёсинкан, и нужно было показать, собирается ли Годзо Сиода далее следовать старому пути традиций Дайто-рю, не отклоняясь от них, или же поёдет на какие-то компромиссы на пути, которому он следует и учит. Группу Морихэи Уэсиба на этом фестивале представлял Койти Тохэй.

Годзо Сиода мог бы многое рассказать о тех временах, когда он был учеником Морихэи Уэсиба. Здесь не хватит места даже для небольшой части этого, поэтому мы выбрали только одну историю, дающую представление о характере Морихэи Уэсиба, а также четко показывающую разницу между спортом и боевым искусством. Время и место спортивных соревнований определено заранее, поэтому участники в нужное время подойти к пику физической формы и духовных возможностей. Опыт боевых искусств, однако, требует быть готовым 24 часа в сутки, независимо от физического и духовного состояния занимающегося — и в том месте, где это будет необходимо для него или кого-то еще.

По просьбе адмирала Исаму Такэсита Морихэй Уэсиба согласился провести показательные выступления по айкидо перед императорской семьей. Перед выступлением Уэсиба очень тяжело болел желтухой и едва мог есть и пить, а передвигался только с посторонней помощью. В день выступления он даже не мог одеться сам и выглядел так плохо, что два ученика, которых он выбрал себе в помощники — Сиода и Юкава — были уверены, что он не сможет провести выступление.

Однако после вступительного слова, когда зрители начали аплодировать, учитель Уэсиба изменился. Его глаза заблестели и осанка совершенно изменилась. Как вспоминает Годзо Сиода, созадлось впечатление, что он в считанные секунды вылечился от желтухи. Когда началось выступление, Юкава старался двигаться медленно, чтобы скомпенсировать слабость учителя, и в результате получил травму. Когда после очередного мощного броска он не смог встать, оказалось, что он сломал руку и не может продолжать работать. Из-за этого Сиода был вынужден работать единственным ассистентом учителя Уэсиба в течение всей непрерывной 40-минутной демонстрации бросков, замков и удержаний. В результате этой работы он целую неделю после выступления пролежал с очень высокой температурой. Урок ясен: мастерство в боевых искусствах открывает ворота для мастерского владения как телом, так и духом.

Годзо Сиода часто выбирали для показательных выступлений перед лицами международного значения — такими как японская императорская семья, принцесса Александра из Великобритании и Роберт Кеннеди из США. Кеннеди был представлен Годзо Сиода Ясухиро Накасонэ, который затем стал премьер-министром Японии. Во время своего визита в Ёсинкан Кеннеди объяснял Сиоде, насколько сильны, выносливы и хорошо подготовлены его телохранители. Он гордо утверждал, что они ничему не удивляются и ничего не боятся, и предложил Сиоде испытать их. Один из крепко сложенных телохранителей неожиданно схватил Сиода, в котором всего 150см роста и около 55кг веса, и толкнул его. Без колебаний и размышлений Сиода применил технику Ёнкадзё, легко уложив крупного охранника на пол лицом вниз.

Кеннеди это очень позабавило, и он в шутку предложил разогнать своих телохранителей и набрать себе охрану из школы Ёсинкан. В написанной позже книге Кеннеди, описывая этот инцидент, упоминает, что его телохранитель в то утро не позавтракал. Мы никогда не узнаем, в какой степени это было причиной того, что он не смог победить человека вдвое меньшего веса. Это забавное происшествие ясно показывает, что даже против хорошо тренированных и физически превосходящих противников правильно выполненная техника будет иметь желаемый эффект.

Годзо Сиода по праву считается одним из выдающихся мастеров айкидо современности и одним из немногих, кто может проводить обучение древним и эффективным в единоборстве методам Айки-дзюдзюцу. Интересно отметить, как повторяется история в процессе развития древнего Айки-дзюцу в XX веке. И Сокаку Такэда, и Сиро Сайго были ростом около 150см и весили примерно по 50кг, как и Годзо Сиода. Морихэй Уэсиба был немного выше, но примерно на 20кг тяжелее.

Кроме того, каждый из них учился, когда его учитель был на вершине своих возможностей. Так, Морихэй Уэсиба занимался у Сокаку Такэда, когда его учителю было от 55 до 62 лет. Годзо Сиода учился у Морихэи Уэсиба с 1932 года, когда тому было 49 лет, и до того времени, когда занятия были прерваны войной девять лет спустя. Повторяющаяся передача техники избранным ученикам в определенный период жизни учителя должна считаться закономерной уже потому, что фактически все величайшие учителя, поколение за поколением, передавали свою технику таким путем.

Годзо Сиода и школа Ёсинкан занимают видное место среди японских боевых искусств, но не так хорошо известны в остальном мире. Автор, который действительно долгое время был ближайшим учеником (ути-дэси) Годзо Сиода, продолжает передавать знания, полученные им в составе элитной профессиональной инструкторской группы школы Ёсинкан.

Годзо Сиода и школа Ёсинкан

ГОДЗО СИОДА — ОСНОВАТЕЛЬ ЁСИНКАН АЙКИДО

Он был очень маленький — каких-то 145 сантиметров, весил лишь 54 килограмма и выглядел, словно школьный учитель. Встретив его на улице, вы возможно даже посмотрели бы на него с соболезнованием, мол, обидела природа мужчину. Но он был очень сильный. Сильный в бою. И не случайно учиться у него не стеснялись даже такие знаменитости будо 20 века, как Досин, основатель Сёриндзи-кемпо. И Масутацу Ояма, основатель Кёкусинкай. Звали этого маленького гиганта боевого искусства Годзо Сиода.

Годзо Сиода, основатель школы Ёсинкан, прошел чрезвычайно строгую школу у основателя этого направления будо Морихэя Уэсибы. Чего стоит одна лишь «строгая аскеза” араге, что каждые три дня устраивал Уэсиба! С боевым мечом в руках и с белой повязкой на голове он в сопровождении Сиоды в потемках отправлялся в безлюдное место. Там давал ученику меч и приказывал: ”Атакуй меня, целя в повязку на голове! Руби по-настоящему”! Можно себе представить состояние Сиоды, когда он бросался рубить мечом эту белую повязку, едва видную в темноте, ведь, если бы он попал, удар, наверно, убил бы учителя.
Но потом приходила очередь именно Сиоды, когда его атаковал Уэсиба. Он, конечно, останавливал удары в нескольких миллиметрах от головы ученика. Но от звука меча, что рассекает воздух, у того, наверно, холодок пробегал по спине. «Представьте сами, как плохо я себя чувствовал в такие моменты”, — пишет основатель Ёсинкан Айкидо в своей автобиографии «Айкидо дзинсей” («Моя жизнь в Айкидо”).

Позже, уже после смерти учителя, Сиода делал аналогичные упражнения со злобным боевым псом породы сикоку-ину по прозвищу «Тацу”- «Дракон”. Он выводил его в парк, находил безлюдное место, с силой бил ногой в живот. Озверевший «Дракон” сразу бросался на хозяина, стараясь схватить его клыками, но мастер Айкидо уклонялся от атак, отрабатывая тай-сабаки. Сначала он, вероятно, получал много укусов, но позже научился избегать любых атак пса. На этот счет интересно вспомнить мнение Масутацу Оямы, выраженное им в одной из книг, о том, что человек может преодолеть боевого пса только в том случае, если они будут закрыты в комнате площадью не более 12 метров, и у него, к тому же, будет меч. Между тем, Сиода защищался от «Дракона” посредине большого парка и используя лишь голые руки. Так что он в действительности был выдающимся мастером боевого искусства. И не случайно Сиода был лишь одним из трех учеников (к тому же первым из них), кому сам Морихэй Уэсиба присвоил 10 дан — несомненное свидетельство не только выдающегося мастерства основателя Ёсинкан, но и того, что его школа, ни в чем не отойдя от основных принципов и идеалов Айкидо Уэсибы, является настоящей наследницей искусства большого мастера.

Годзо Сиода родился в 1915 году в семье зажиточного врача. У него были большие возможности для овладения будо, потому что отец, желая воспитать сына человеком мужественным и смелым, еще в детстве построил для него на территории своей усадьбы небольшое додзё, которое назвал «Ёсинкан” – «Дворец укрепления духа”. В этом домашнем зале Сиода, когда пошел в начальную школу, занимался кендо, а перейдя в среднюю — дзюдо. Его успехи в этом виде борьбы были настолько поражающими, что однажды на межшкольных соревнованиях он, выступая от своей команды первым, так и не сошел с татами, пока не победил всех соперников, даже не дав своим товарищам возможности побороться. (Эти командные соревнования проходили по типичной для японцев схеме, когда победитель оставался на татами, чтобы бороться со следующим противником, и так до тех пор, пока не будет побежден).

С Айкидо, а точнее — с айкидзюцу, как оно тогда еще называлось, Годзо Сиода впервые познакомился в мае в 1932 г. В то время этот семнадцатилетний фанат будо и новоиспеченный выпускник школы, наслушавшись рассказов о подвигах японских «воинов” в Маньчжурии, усиленно тренировался, укрепляя свое тело, чтобы в будущем отправиться на «поле боя”. И вот как-то в мае, по настоятельной рекомендации Мунетака Абе, директора его родной шестой средней школы столичной префектуры Токио, Сиода отправился вместе с ним в додзё Морихэя Уэсибы, которое находилось тогда в Усигоме.

Первое впечатление Сиоды было скептическое. Он был убежден, что самый сильный вид рукопашного боя — дзюдо, и Айкидо выглядело очень неубедительно. После того, как он еще немного понаблюдал за тренировкой, его скепсис изменился презрением: «но разве это — будо?!” Сиода уже был готов подняться со своего места и выйти прочь, как вдруг сэнсэй Уэсиба позвал его:
— Господин Сиода! Не хотите ли попробовать?
— А что можно делать?
— Да все, что хотите!
— Хорошо! – с этим словом Сиода ударил сэнсэя ногой в пах.
Ему показалось, что удар попал в цель, но вдруг он взлетел в воздух и что было мочи ударился затылком о татами. Перед глазами поплыли круги.

С этого памятного дня и началось для Сиоды познание Айкидо. В течение восьми лет он перенимал у Морихэя Уэсибы его чрезвычайное искусство, сначала как каеси-деси — «ученика, что приходит на занятие”, а позже и ути-деси — «домашнего ученика”, к тому же любимого, который живет в доме учителя.

По завершении Университета Такусеку (Университет колонизации) Сиода осуществил свою давнюю мечту и выехал на работу в Китай. Там у него было много приключений и много возможностей опробовать технику Айкидо в реальном бою и открыть для себя технику атеми — сокрушительного удара в уязвимое место.
В Айкидо Сиоды атеми считается вершиной искусства. Особенность Айкидо заключается в том, что атеми здесь, в отличие от «ударных” систем, например, каратэ, не отрабатывается как самостоятельный вид техники (в этом отношении Айкидо приближается к старым школам дзюдзюцу), поскольку в них используется та же «сила дыхания” кокюреку, что и в бросках. В этом смысле, атеми в Айкидо базируются на том же фундаменте, что и броски. И поэтому отдельные занятия по технике ударов не нужны. Об этой специфике атеми в Айкидо Годзо Сиода обстоятельно рассказывает в своей книге «Айкидо сюге” («самосовершенствование посредством Айкидо”). Мастер указывает, что тренировки в Айкидо направлены на овладение умением концентрировать силу всего тела в одном месте, а это значит, что действительный специалист способен нанести сокрушительный удар в любой участок тела противника. Секрет здесь заключается в фиксации серединной линии человека (тюсинсен) и точном расчете времени, что позволяют реализовать «силу дыхания”. В результате все тренировки бросков и болевых приемов одновременно оказываются и тренировками техники ударов. Кроме того, в Айкидо Ёсинкан приемы атеми являются частью многих других приемов. Как отмечают японские специалисты, это отличает Ёсинкан от, например, Айкидо Айкикай, где главное внимание уделяется «текучести ки” (ки-но нагарэ) и «текучести техники” (вадза-но нагарэ), через что удары атеми в приемах словно растворяются, и выходит, что возможно перехода от отработки бросков и болезненных приемов к технике атеми почти нет.

Именно владение атеми спасло Сиоде жизнь тем памятным для него днем 1941 года, когда на территории французского поселения в Шанхае ему пришлось вступить в неравный бой с четырьмя китайскими хулиганами. Когда самый здоровый из китайцев, наверно, лидер группы, попробовал ударить японца ногой, тот так отбил удар ребром ладони, что сломал противнику ногу в колене. От второго удара — в ребра — у китайца пошла ртом пена, и он свалился без памяти. Другие решили, что лучше ретироваться. Не удивительно, что, имея такой опыт, в дальнейшем в обучении своему Айкидо Сиода всегда подчеркивал значение атеми.

В 1955 р. Сиода учредил своё додзё Айкидо, которое в память о старом домашнем зале назвал «Ёсинкан”. За время существования этой школы там успело побывать немало известных людей. Но чаще всего вспоминают визит в «Ёсинкан” американского сенатора Роберта Кеннеди, во время которого его охранник осмелился выразить сомнение в эффективности Айкидо, за что жестоко поплатился: Сиода легко распластал его на татами и вынудил здорово постонать от боли от жестких болевых приемов. Эта демонстрация оставила огромное впечатление на Кеннеди, и он впоследствии не раз делился своим воспоминаниями об этом маленьком гиганте будо.

За этим прекрасным мастерством, однако, стояла гигантская работа. Обычному человеку или даже ученику Айкидо, что занимается два или три раза в неделю по два часа, тяжело даже представить себе, сколько времени и силы в течение многих десятилетий Годзо Сиода отдавал самой разнообразной практике. Часами наблюдал за золотыми рыбками, что плавают в аквариуме, стремясь постичь секрет искусства маневрирования, мгновенного изменения направления движения в бое. Помогая учителю принимать ванну, наблюдал за его дыханием и работой мышц. Ежеминутно работал над собой, развивая интуитивное предвидение развития ситуации, и доказывал самой своей жизнью идеал «тацудзин-ва додзё номинарадзу” — «Мастер — и вне стен додзё мастер”.

Айкидо – это заразно!

Сайт в разработке Виктор@

Годзо Сиода и школа Ёсинкан

Сын сильного и влиятельного врача, Годзо Сиода рано проявил интерес к боевым искусствам, который сохранил на всю жизнь. В доме его отца, как это характерно для того времени, жили многочисленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того, чтобы они не бездельничали когда были свободны от учебы или работы и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия в школе дзюдо, созданной при доме.

Помимо изучения дзюдо в школе своего отца, которая называлсяь «ёсинкан», Годзо проявлял интерес к кэндо. Однако именно желание проверить свои знания по дзюдо привело его в школу Морихэи Уэсиба, учителя Дайто-рю Айки-дзюцу и бывшего старшего ученика Сокаку Таэда. Его дзюдо оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой Айки-дзюдзюцу, что 23 мая 1922 года в возрасте 17 лет он поступил в школу, известную как Дзигоку («дьявольская»). Морихэй Уэсиба, тогда 49-летний, был в то время на вершине своих возможностей.

Сиода учился в Университете Такусёку, учебном заведении, которое по сей день продолжает выпускать выдающихся мастеров боевых искусств. Он был одним из «трех лучших ребят» Такусёку, двумя другими были Масатоси Накаяма, который потом стал старшим инструктором японской ассоциации каратэ, и Масахико Кимура, много лет удерживавший титул чемпиона Японии по дзюдо. Сиода закончил университет в апреле 1941 года и в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в военных действиях. Его учитель Морихэй Уэсиба тогда преподавал в школе Рикугун Накано Гакко — академии для армейских офицеров высшего ранга, и в школе Рикугун Тояма Гакко, где наряду с другими предметами изучали смертоносную систему владения мечом Тояма.

В 1946 году, когда военные действия прекратились, Сиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Морихэи Уэсиба — но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать свое собственное направление, которое он назвал Ёсинкан в честь своего отца. Учитель Уэсиба, которому уже было более шестидесяти лет, постепенно превращал свое боевое искусство в способ духовного развития. Сиода же, как основатель нового движения и потому известный под титулом «Кантё», предпочел сохранить исходные эффективные в единоборстве методы, которые изучал до войны. Впоследствии школа Ёсинкан всегда отличалась выносливостью и хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью их техники. В результате она и по сей день остается предпочитаемой школой подготовки армии и полиции.

В июле 1954 года на Всеяпонском фестивале боевых искусств Годзо Сиода получил высшую награду среди сотни участвовавших групп, что сильно повысило репутацию школы Ёсинкан и помогло сформировать ее крепкую основу. Это было поворотным моментом для школы Ёсинкан, и нужно было показать, собирается ли Годзо Сиода далее следовать старому пути традиций Дайто-рю, не отклоняясь от них, или же поёдет на какие-то компромиссы на пути, которому он следует и учит. Группу Морихэи Уэсиба на этом фестивале представлял Койти Тохэй.

Годзо Сиода мог бы многое рассказать о тех временах, когда он был учеником Морихэи Уэсиба. Здесь не хватит места даже для небольшой части этого, поэтому мы выбрали только одну историю, дающую представление о характере Морихэи Уэсиба, а также четко показывающую разницу между спортом и боевым искусством. Время и место спортивных соревнований определено заранее, поэтому участники в нужное время подойти к пику физической формы и духовных возможностей. Опыт боевых искусств, однако, требует быть готовым 24 часа в сутки, независимо от физического и духовного состояния занимающегося — и в том месте, где это будет необходимо для него или кого-то еще.

По просьбе адмирала Исаму Такэсита Морихэй Уэсиба согласился провести показательные выступления по айкидо перед императорской семьей. Перед выступлением Уэсиба очень тяжело болел желтухой и едва мог есть и пить, а передвигался только с посторонней помощью. В день выступления он даже не мог одеться сам и выглядел так плохо, что два ученика, которых он выбрал себе в помощники — Сиода и Юкава — были уверены, что он не сможет провести выступление.

Однако после вступительного слова, когда зрители начали аплодировать, учитель Уэсиба изменился. Его глаза заблестели и осанка совершенно изменилась. Как вспоминает Годзо Сиода, созадлось впечатление, что он в считанные секунды вылечился от желтухи. Когда началось выступление, Юкава старался двигаться медленно, чтобы скомпенсировать слабость учителя, и в результате получил травму. Когда после очередного мощного броска он не смог встать, оказалось, что он сломал руку и не может продолжать работать. Из-за этого Сиода был вынужден работать единственным ассистентом учителя Уэсиба в течение всей непрерывной 40-минутной демонстрации бросков, замков и удержаний. В результате этой работы он целую неделю после выступления пролежал с очень высокой температурой. Урок ясен: мастерство в боевых искусствах открывает ворота для мастерского владения как телом, так и духом.

Годзо Сиода часто выбирали для показательных выступлений перед лицами международного значения — такими как японская императорская семья, принцесса Александра из Великобритании и Роберт Кеннеди из США. Кеннеди был представлен Годзо Сиода Ясухиро Накасонэ, который затем стал премьер-министром Японии. Во время своего визита в Ёсинкан Кеннеди объяснял Сиоде, насколько сильны, выносливы и хорошо подготовлены его телохранители. Он гордо утверждал, что они ничему не удивляются и ничего не боятся, и предложил Сиоде испытать их. Один из крепко сложенных телохранителей неожиданно схватил Сиода, в котором всего 150см роста и около 55кг веса, и толкнул его. Без колебаний и размышлений Сиода применил технику Ёнкадзё, легко уложив крупного охранника на пол лицом вниз.

Кеннеди это очень позабавило, и он в шутку предложил разогнать своих телохранителей и набрать себе охрану из школы Ёсинкан. В написанной позже книге Кеннеди, описывая этот инцидент, упоминает, что его телохранитель в то утро не позавтракал. Мы никогда не узнаем, в какой степени это было причиной того, что он не смог победить человека вдвое меньшего веса. Это забавное происшествие ясно показывает, что даже против хорошо тренированных и физически превосходящих противников правильно выполненная техника будет иметь желаемый эффект.

Годзо Сиода по праву считается одним из выдающихся мастеров айкидо современности и одним из немногих, кто может проводить обучение древним и эффективным в единоборстве методам Айки-дзюдзюцу. Интересно отметить, как повторяется история в процессе развития древнего Айки-дзюцу в XX веке. И Сокаку Такэда, и Сиро Сайго были ростом около 150см и весили примерно по 50кг, как и Годзо Сиода. Морихэй Уэсиба был немного выше, но примерно на 20кг тяжелее.

Кроме того, каждый из них учился, когда его учитель был на вершине своих возможностей. Так, Морихэй Уэсиба занимался у Сокаку Такэда, когда его учителю было от 55 до 62 лет. Годзо Сиода учился у Морихэи Уэсиба с 1932 года, когда тому было 49 лет, и до того времени, когда занятия были прерваны войной девять лет спустя. Повторяющаяся передача техники избранным ученикам в определенный период жизни учителя должна считаться закономерной уже потому, что фактически все величайшие учителя, поколение за поколением, передавали свою технику таким путем.

Годзо Сиода и школа Ёсинкан занимают видное место среди японских боевых искусств, но не так хорошо известны в остальном мире. Автор, который действительно долгое время был ближайшим учеником (ути-дэси) Годзо Сиода, продолжает передавать знания, полученные им в составе элитной профессиональной инструкторской группы школы Ёсинкан.

Годзо Сиода и школа Ёсинкан

Сенсей Годзо Сиода/Gozo Shioda (1915 — 1994) — основатель школы Ёсинкан Айкидо.

Детские годы

Родился 9-го сентября 1915 г в Токио, в семье успешного врача-педиатра Сиода Сеичи/Seiichi Shioda. Детские годы Годзо и его старшего брата прошли в благополучной обстановке с любящими родителями.

В детстве Годзо не отличался крепким от рождения здоровьем, но, благодаря заботе и знаниям отца, он смог побороть свои недуги.

Под влиянием отца он полюбил занятия спортом и уже в юные годы начинал свой день с утренней пробежки.

Интерес к боевым искусствам проснулся у будущего мастера в раннем возрасте. Развитию столь раннего интереса к боевым искусствам у Годзо послужил тот факт, что его отец организовал в своем доме школу дзюдо с названием «Ёсинкан». Дословный перевод этого слова — дом взращивания духа. Впоследствии Годзо Сиода назовёт свой стиль Ёсинкан — в честь своего отца.

В то время основной системой обучения была прямая передача знаний от учителя к ученику, и, чтобы постичь все тонкости искусства, ученик жил вместе со своим преподавателем. Подобным образом на западе жили подмастерья. У Сиода Сеичи было много учеников (учи деси), живущих в его доме, обучавшихся его искусству врачевания и помогавших во всех делах. Для гармоничного развития их личностей и укрепления духа Сиода Сейчи выбрал боевые искусства, открыв свою школу.

Юность

Годзо Сиода — Юность

В Ёсинкан додзё преподавали одни из лучших мастеров дзюдо и кендо. Именно здесь и происходит первое знакомство Годзо Сиоды с дзюдо под руководством Онума Сэнсея и с кендо на занятиях с Сиина Сэнсеем.

Желая поступить в военный университет, уже в молодости Сиода прилагал много усилий для развития физических способностей. Так, Годзо Сиода в эти годы мог с легкостью подтянуться на перекладине триста раз и выполнить двести пятьдесят отжиманий от пола.

Однажды к отцу Годзо Сиоды пришел его друг г-н Мунетака Абэ, находившийся под сильным впечатлением от демонстрации Морихеем Уэсибой техник Айкидзюцу, и настоятельно рекомендовал записать сына в ученики О-сенсея. 23 мая 1932 года в 5 часов утра произошла первая встреча 17-ти летнего Годзо Сиоды и 39-ти летнего Морихея Уэсибы.
Имея определенный опыт в дзюдо и кендо, Сиода отнесся весьма скептически к увиденному, чего не мог не заметить Морихей Уэсиба. О-сенсей вызвал Годзо Сиоду на татами, чтобы тот смог во всем убедиться сам. После попытки провести удар ногой Сиода оказался растянувшимся на полу, потирая голову от удара. Это был ключевой и поворотный момент в жизни Сиоды. Решение было принято, и, получив рекомендации от своего отца и мистера Абэ, Годзо был принят в додзё Уэсибы.

Годзо Сиода работа с оружием
в Ёсинкан Айкидо

В то время айкидо находилось на стадии формирования и в основном состояло из жестких техник Айкидзюцу и называлось Айкибудо. Додзё Уэсибы называлось «Кобукан додзё», также его называли «Дзигоку», что означает дьявольское — из-за жестокости проведения тренировок.

Поначалу молодой Сиода посещал только утренние тренировки, вставая в 4 часа утра. В то время в Додзё Уэсибы занимались около 20 ути деси . И их занятия проходили очень интенсивно, график был жестким: тренировки стартовали в пять утра и заканчивались в девять вечера. Сиода очень хотел присоединиться к этой группе внутренних учеников. По настоянию отца Годзо Сиода принял решение уйти из средней школы на два года и полностью посвятить себя изучению айкидо.

По рекомендации мистера Мунетака Абэ (директора средней школы, где учился Сиода) он поступает в Университет Токусёку. В качестве ути деси Сенсей Сиода занимался вплоть до начала второй мировой войны. Даже в начале своего пути, Годзо Сиода выделялся из всех учеников неуёмной энергией и постоянным желанием стать лучшим из лучших.

На военной службе

По окончании университета в 26-ти летнем возрасте в 1941 году Сиода отправился в Китай. Этот период жизни он впоследствии назовет своим «Муса Сюгё» (период проверки полученных знаний и навыков айкидо в смертельной опасности военных действий). Некоторые из событий этого времени Сиода Сэнсей описывает в книге «Айкидо Сюгё: Гармония в конфронтации«.

Послевоенные годы

Годзо Сиода справа от учителя Морихея Уэсибы

После войны следует череда событий сформировавших Айкидо Ёсинкан как стиль.

  • 1946 г — После окончания войны Сиода продолжает обучение айкидо и Морихея Уэсибы.
  • 1950 г — Годзо Сиода начинает отдельно развивать собственное направление в айкидо, назвав стиль «Ёсинкан» в честь додзё основанного его отцом. Проводит многочисленные демонстрации Айкидо Ёсинкан в полицейских участках по всей Японии.
  • 1952 г — Приглашен организовать охрану предприятий сталелитейной компании Nihon Kokan расположенной в городе Цуруми (Tsurumi). Для этих целей Сиода организует группу из выдающихся мастеров в различных единоборствах (кендо, сумо, дзюдо. ), обучавшихся вместе с ним в университете.
  • 1954 г — Принимает участие в показательных выступлениях на всеяпонском фестивале боевых искусств под эгидой «Общества продления жизни». Получив на этом выступлении наивысшую оценку, среди множества выступавших групп, обретает известность (на фестивале присутствовало более пятнадцати тысяч человек) и получает спонсорскую поддержку в развитии стиля Ёсинкан Айкидо.
  • 1955 г— При поддержке директора банка «Томин» мистера Кудо, происходит строительство 1-го додзё Ёсинкан айкидо в районе Токио — Тсукудо Хачиман. В это время Морихей Уэсиба часто посещает это додзё с семинарами. Этот этап в развитии становится отправной

    Курс Сеншусей Ёсинкан Айкидо
    для подготовки полиции

    точкой в развитии. Ёсинкан Айкидо становится известным по всей Японии, в США и Европе.

  • 1957 г — Плотно сотрудничая с Токийским департаментом полиции Сиода сэнсей сталкивается с необходимостью создания методики для подготовки японских полицейских. Годзо Сиода, совместно с Кёичи Иноуэ, Такаси Кусидой и Жаком Пайе создают годичный курс Айкидо Ёсинкан — «Сеншусей» (Senshusei) для подготовки сотрудников полиции.
  • 1961 г — Морихей Уэсиба присваивает 9-й Дан Айкидо.
  • 1983 г — Международная федерация будо присваивает звание Ханси.
  • 1985 г — Международная федерация будо присваивает Годзо Сиоде 10-й Дан.
  • 1987 г — Наследный принц Японии Хирономииа, посетил додзе.
  • 1990 г— Основана Международная Федерация Ёсинкан Айкидо (International Yoshinkan Aik >
    Ясухиса Сиода — сын
    основателя Ёсинкан айкидо

    (Yasuhisa Shioda). Организован новый курс програамы «Сеншусей» для подготовки инструкторов Айкидо Ёсинкан со всего мира. 7 февраля 1990 г основатель стиля Ёсинкан Айкидо Годзо Сиода встречается с Майком Тайсоном (Yoshinkan Aikido Gozo Shioda with Mike Tyson).

    Ушел из жизни Канчё Годзо Сиода в возрасте 79-ти лет 17 июля 1994 г., оставив после себя как наследие систему Айкидо Ёсинкан и международную организацию, которая растет и развивается по сей день.

  • 2008 г — Cын Ясухиса Сиода организовывает Фонд Айкидо Ёсинкан, Aikido Yoshinkai Foundation (AYF), с целью объединения внутренних и международных сообществ Айкидо Ёсинкан, как исполнение мечты своего отца.
  • Фрагменты автобиографической книги Годзо Сиода «Айкидо Дзинсей / Aikido Jinsei»
  • Советы Годзо Сиоды

Годзо Сиода и школа Ёсинкан

Годзо Сиода и школа Ёсинкан

Сын сильного и влиятельного врача, Годзо Сиода рано проявил интерес к боевым искусствам, который сохранил на всю жизнь. В доме его отца, как это характерно для того времени, жили многочисленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того чтобы они не бездельничали, когда были свободны от учебы или работы, и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия учеников в школе Дзюдо, созданной при его доме.

Помимо изучения Дзюдо в школе своего отца, которая называлась Ёсинкан, Годзо проявлял интерес к Кэндо. Однако именно желание проверить свои знания по Дзюдо привело его в школу Морихэи Уэсибы, учителя Дайто-Рю Айки-Дзюцу и бывшего старшего ученика Сокаку Такеды. Дзюдо Сиоды оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой Айки-Дзю-Дзюцу, что 23 мая 1922 г. потрясенный Годзо в возрасте 17 лет поступил в школу, известную как Дзигоку, или «дьявольская». В то время 39-летний Морихэи Уэсиба был на вершине своих возможностей.

Сиода учился в Университете Такусёку, учебном заведении, которое по сей день продолжает выпускать выдающихся мастеров боевых искусств. Он стал одним из «трех лучших ребят» Такусёку: двумя другими были Масатоси Накаяма, который потом стал старшим инструктором японской ассоциации Каратэ, и Масахико Кимура, много лет удерживавший титул чемпиона Японии по Дзюдо. Сиода закончил университет в апреле 1941 г. и в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в военных действиях. Его учитель, Морихэи Уэсиба, тогда преподавал в школе Рикюгун Накано Гакко — академии для армейских офицеров высшего ранга и в школе Рикюгун Тояма Гакко, где наряду с другими предметами изучали смертоносную систему владения мечом Тояма (см. книги автора «Naked Blade» и «Crimson Steel»).

В 1946 г., когда военные действия прекратились, Сиода вернулся в Японию и вновь начал зани маться у Морихэи Уэсибы — но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать собственное направление, которое он назвал Ёсинкан в честь Додзё своего отца. Учитель Уэсиба, которому уже было более шестидесяти лет, постепенно превращал свое боевое искусство в способ духовного развития. Сиода же, как основатель нового движения и потому известный под титулом Канте, предпочел сохранить исходные эффективные методы единоборства, которые изучал до войны. Впоследствии школа Ёсинкан всегда отличалась выносливостью, хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью техники. В результате она и по сей день остается школой подготовки, наиболее предпочитаемой армией и полицией.

Годзо Сиода был учеником Морихэи Уэсибы в течение многих лет до войны, когда Уэсиба учил технике Дайто-Рю Айки-Дзюцу. Тогда Уэсиба придерживался системы своего учителя Сокаку Такеды, и его школа была известна под названием Дзигоку, или «дьявольской». До войны еще не произошло перехода к «мягкому» стилю Айкидо. Годзо Сиода продолжает учить эффективной для единоборства системе, освоенной им до войны, в своей школе Айкидо Ёсинкан.

В июле 1954 г. на Всеяпонском фестивале боевых искусств Годзо Сиода получил высшую награду среди сотни участвовавших групп, что сильно повысило репутацию школы Ёсинкан и помогло сформировать ее крепкую основу. Это было поворотным моментом для школы Ёсинкан, и нужно было показать, собирается ли Годзо Сиода далее следовать старому направлению традиций Дайто-Рю, не отклоняясь от них, или согласится на какие-то компромиссы на пути, которому он следует и учит. Группу Морихэи Уэсибы на этом фестивале представлял Койти Тохэй.

Годзо Сиода мог бы многое рассказать о тех временах, когда он был учеником Морихэи Уэсибы. Здесь не хватит места даже для небольшой части этого уникального наследия, поэтому мы выбрали только одну историю, дающую представление о характере Морихэи Уэсибы, к тому же четко показывающую разницу между спортом и боевым искусством.

Время и место спортивных соревнований обычно определяются заранее, поэтому участники в нужное время могут подойти к пику физической формы и духовных возможностей. Опыт боевых, искусств, однако, требует быть готовым 24 часа в сутки, независимо от физического и духовного состояния занимающегося, — и в том месте, где это будет необходимо для него или кого-то еще.

Морихэи Уэсиба согласился по просьбе адмирала Исаму Такэситы провести показательные выступления по Айкидо перед королевской семьей. Перед выступлением Уэсиба очень тяжело болел желтухой и едва мог есть и пить, а передвигался только с посторонней помощью. В день выступления он даже не мог одеться сам и выглядел так плохо, что два ученика, которых он выбрал себе в помощники, Сиода и Юкава, были уверены, что он не сможет провести Энбу (выступление).

Однако после вступительного слова, когда зрители начали аплодировать, Учитель Уэсиба изменился. Его глаза заблестели и осанка совершенно изменилась. Как вспоминает Годзо Сиода, создалось впечатление, что он в считанные секунды вылечился от желтухи. Когда началось выступление, Юкава старался двигаться медленно, чтобы скомпенсировать слабость учителя, и в результате получил травму. Когда после очередного мощного броска он не смог встать, оказалось, что он сломал руку и не может продолжать работать. Из-за этого Сиода был вынужден работать единственным ассистентом Учителя Уэсибы в течение всей непрерывной 40-минутной демонстрации бросков, замков и удержаний. В результате этой работы он целую неделю после выступления пролежал с очень высокой температурой. Урок ясен: мастерство в боевых искусствах открывает ворота для мастерского владения как телом, так и духом.

Годзо Сиоду часто выбирали для показательных выступлений перед лицами международного значения такими, как японская королевская семья, принцесса Александра из Великобритании и Роберт Кеннеди из США. Кеннеди был представлен Годзо Сиоде Ясухиро Накасонэ, который затем стал премьер-министром Японии. Во время своего визита в Ёсинкан Кеннеди объяснял Сиоде, насколько сильны, выносливы и хорошо подготовлены его телохранители. Он гордо утверждал, что они ничему не удивляются и ничего не боятся, и предложил Сиоде испытать их. Один из очень крепко сложенных телохранителей неожиданно схватил Сиоду, в котором всего 150 см роста и около 55 кг веса, и толкнул его. Без колебаний и размышления Сиода применил технику Ёнкадзё, легко уложив крупного охранника на пол лицом вниз.

Кеннеди это очень позабавило, и он в шутку предложил разогнать своих телохранителей и набрать себе охрану из школы Ёсинкан. В написанной позже книге Кеннеди, описывая этот инцидент, упоминает, что его телохранитель в то утро не позавтракал. Мы никогда не узнаем, в какой степени это было причиной того, что он не смог победить человека вдвое меньшего веса. Это забавное происшествие ясно показывает, что даже против хорошо тренированных и физически превосходящих противников правильно выполненная техника будет иметь желаемый эффект.

Годзо Сиода по праву считается одним из выдающихся мастеров Айкидо современности и одним из немногих, кто может проводить обучение древним и эффективным в единоборстве методам Айки-Дзю-Дзюцу. Интересно отметить, как повторяется история в процессе развития древнего Айки-Дзюцу в XX в. И Сокаку Такеда, и Сиро Сайго были ростом около 150 см и весили примерно по 50 кг, как и Годзо Сиода. Морихэи Уэсиба был немного выше, но примерно на 20 кг тяжелее. Кроме того, каждый из них учился, когда его учитель был на вершине своих возможностей. Так, Морихэи Уэсиба занимался у Сокаку Такеды, когда его учителю было от 55 до 62 лет. Годзо Сиода учился у Морихэи Уэсибы с 1932 г., когда тому было 49 лет, и до того времени, когда занятия были прерваны войной девять лет спустя. Повторяющаяся передача техники избранным ученикам в определенный период жизни учителя должна считаться закономерной уже потому, что фактически все величайшие учителя, поколение за поколением, передавали свою технику именно таким путем.

Годзо Сиода и школа Ёсинкан занимают видное место среди японских боевых искусств, но не слишком хорошо известны в остальном мире.

Киёюки Терада, обладатель 9-го ДАНа, который действительно долгое время был ближайшим сподвижником Годзо Сиоды, продолжает передавать знания, полученные им в составе элитной профессиональной инструкторской группы школы Ёсинкан.

Годзо Сиода

Основатель школы Ёсинкан Айкидо, Сиода Годзо, родился 5 сентября, 1915 года в Токио, в районе, который ныне называется Синдзюку. Сиода Годзо был вторым ребёнком в семье, его отец (Сиода Сеичи) был врачом-педиатром. Сиода Годзо воспитывался в счастливой обстановке, его родители очень мягко подходили к воспитанию детей. Не смотря на заботу родителей, Сиода Годзо был болезненным ребёнком, он болел пневмонией, скарлатиной, дифтерией. Он много времени проводил в постели и выжил лишь потому, что его отец был врачом! Но он боролся и побеждал все болезни, становясь сильнее. Каждое утро перед школой он вставал в 4 часа утра и совершал пробежки по парку.

Отец Сиоды считал, что молодые люди должны начинать укреплять организм с раннего периода, для этого он переделал часть дома в додзё «место освоения пути», зал для занятий), т.к. считал, что именно боевые искусства идеально подходят для укрепления тела и духа. Это додзё называлось «Ёсинкан», что в переводе означает «Дворец (дом) развития духа». Позже Сиода Годзо Сэнсей продолжил использовать название «Ёсинкан» в разработанном им искусстве. Множество разных мастеров преподавали в Ёсинкане, среди них были Онума Сэнсей, преподаватель Дзюдо из полицейского отделения Ёцуя, Сиина Сэнсей, преподаватель Кендо из полицейского отделения Хисаматсу. «Ёсинкан додзё» было открыто не только для студентов отца Сиоды, но и для детей знакомых и пациентов. Сиода Годзо занимался Кендо и Дзюдо в додзё отца.

Молодой Сиода мечтал поступить в военную академию, а для этого требовалось проявить огромные усилия, т.к. конкурс был очень высок! Приходилось много заниматься, чтобы повысить уровень знаний и физическую подготовку, а этому способствовали занятия боевыми искусствами. Отец Сиоды считал, что для карьерного роста будет полезно работать на территории Манчжурии и Монголии, и однажды директор школы (господин Мунетака Абе) в которой учился Сиода пришёл в гости и сказал, что Университет Такусёку очень подходит для тех, кто хочет развиваться на территории Манчжурии и Монголии. Проходной бал в институт был не высокий, поэтому Сиода сконцентрировался на улучшении своего физического развития.

Господин Мунетака Абе помог молодому Сиоде и в другой раз, когда пришёл с рассказом об Акидзю-дзюцу. Посещая по утрам храм, он обратил внимание на девушку, которая по утрам занималась там. Мисс Такако Кунигоси дала ему координаты «Уесиба додзё», де она тренировалась Айкидзюдзюцу под руководством известного мастера Морихея Уесиба, позже основателя Айкидо! Получив приглашение в «Уесиба додзё», Господин Абе был поражен увиденными техниками и беседой с Уесиба Сэнсеем. Глубоко восхищённый он сразу же пришёл в дом к отцу Сиоды и сказал, что его сыну нужно незамедлительно поступить на обучение к Уесиба Сэнсею.

В результате чего Сиода Годзо пообещал посетить «Уесиба-додзё» 23 мая, 1932года. Следует отметить, что молодой Сиода верил, что самое сильное боевое искусство это Дзюдо, т.к. неоднократно мог наблюдать победы инструкторов Дзюдо над представителями других видов Будо (боевые искусства) и не верил в эффективность Акидзю-дзюцу. 23 мая, 1932года, в 5 часов утра Сиода Годзо прибыл в «Уесиба додзё». После всех формальностей Уесиба Сэнсей приступил к демонстрации. Для Сиоды всё увиденное казалось слишком красивым и не реальным. Владея Дзюдо и Кендо, Сиода не мог поверить показанным техникам: сразу несколько учеников атаковали Уесибу и разлетались в разные стороны! Видя скептицизм Сиоды, Уесиба предложил ему самому попробовать атаковать. Сиода, подумав, что старик слишком наглый с радостью бросился в атаку и, пролетев несколько метров по воздуху, сильно ударился о татами. Уесиба Сэнсей лишь слегка коснулся Сиоду, но и этого хватило, чтобы тот улетел в другой угол додзё.

Сиода незамедлительно решил приступить к тренировкам, и был принят в качестве «учи-деши» (ближний ученик, последователь) «Кобукан додзё». В то время ближние ученики вставали в 5 часов утра и занимались до 9 вечера. При всей жесткости условий поступить в «Кобукан додзё» можно было лишь при хороших рекомендациях. То, что преподавал в то время Уесиба, называлось Айкибудо и, по сути, являлось синтезом Такеда-рю и современного Айкидо.

Во время оккупации Китая, Сиода провёл там много времени в качестве секретаря генерала Сунроку Хата, иногда подвергаясь смертельной опасности. Примерно в сентябре 1946г., Сиода приезжает к Уесибе в Иваму, чтобы учиться, а затем вернуться в Токио. В 1950г., Сиода попадает в службу охраны «Nihon Kokan steel company», собирает вместе 55 сильнейших представителей кендо, дзюдо и сумо из Университета «Такусёку» и начинает регулярно преподавать Айкидо.

В 1954г. организация «Общество продления жизни» спонсирует показательные выступления по Айкидо, где группа Сиоды получает наивысшие оценки и позже при помощи директора банка «Томин» в 1955г. строится первый додзё в районе «Тсукудо Хачиман». С этого момента Ёсинкан Айкидо становиться известно по всей Японии, США и в Европе. На начальном этапе развития направления Ёсинкан, О`Сенсей Уэсиба довольно часто проводил семинары в Тсукудо Хачиман чё додзё, тем самым поддерживая направление Сиода Годзо. в 1961г Морихей Уэсиба оценивает заслуги и уровень Сиоды Годзо высшей степенью в айкидо — 9 дан. Также в Ёсинкане усиливаются различия с Айкикаем, который возглавляет Киссёмару Уесиба. Сиода придерживается эффективных техник Айкидзюцу, которым учил до войны Уесиба и не приемлет перехода к «мягкому» Айкидо. Сиода Сенсей был против превращения Айкидо в подобие танца, абсолютно не пригодного в поединке. Ёсинкан додзё неоднократно посещали высокопоставленные особы, деятели политики (10.02.1962г-сенатор США Р.Кеннеди, 18.09.1965г. — принц и принцесса Хитачиномия, кронпринц Хирономия и т.д.) и спорта (чемпионы по Дзюдо, чемпион по Боксу в супер-тяжёлом весе Майк Тайсон).

В 1989г. при помощи Фрэда Хайнеса, Жака Пойе, Марка Беккера, Тсутому Чида, Ясухиса Сиода и Хитоши Накано, Сиода Сенсей начинает работать над созданием International Yoshinkai Aikido Federation (IYAF). В 1990-1991г. IYAF была сформирована.

17 июля 1994г., после многих лет преподавания Айкидо, основатель школы Ёсинкан, Великий Мастер, Сокэ Сиода Годзо скончался, оставив после себя бесценное наследие.

На фото Уесиба Морихей в центре, справа от него Сиода Годзо.

Годзо Сиода и школа Ёсинкан

Айкидо — древнее искусство, имеющее историю продолжительностью более 800 лет. Однако техника и философия айкидо, дошедшие до наших дней из глубокой древности, сохраняют свою ценность и в наши дни, что свидетельствует о том, что айкидо учит неоспоримым силе и ценностям.

Айкидо — это, прежде всего, вид традиционного японского Будо, система приемов, которые были разработаны, а затем систематизированы для того, чтобы обеспечить воину выживание в смертельной схватке. Что касается истоков этой системы, то считается, что она была изобретена Синра-но Сабуро Ёсими-цу, третьим сыном Минамото-но Ёриёси (988—1075 гг.).

Наблюдая за тем, как крупный мотылек, угодив в паучью сеть, не может пошевелиться и оказывается добычей паука, он разработал искусство, позволяющее даже малорослому человеку, устанавливать контроль и бросать более крупных противников. Из-за того, что его приемы отличались замечательной утонченностью и высокой эффективностью, они из поколения в поколение передавались в доме Такэда в качестве секретного боевого искусства.

Появившись из Дайто-рю Айкидзюдзюцу, благодаря тому что Уэсиба Морихэй посчастливилось встретиться с Такэда Сокаку и учиться у последнего, айкидо превратилось в самостоятельный вид боевого исскуства.

Бесспорно, огромны заслуги таких наставников айкидо, как Годзо Сиода, Коити Тохей, Минору Мочидзуки, Кензи Томики, каждый из которых передал последующим поколениям свои техники, в виде стилей айкидо.

Годзо Сиода сенсей

Основатель школы Ёсинкан айкидо, Сиода Годзо, родился 9 сентября 1915 года в Токио, в районе, который ныне называется Синдзюку. Сиода Годзо был вторым ребенком в семье, его отец (Сиода Сеичи) был врачом-педиатром. Сиода Годзо воспитывался в счастливой обстановке, его родители очень мягко подходили к воспитанию детей. Несмотря на заботу родителей, Сиода Годзо был болезненным ребенком, он болел пневмонией, скарлатиной, дифтерией. Он много времени проводил в постели и выжил лишь потому, что его отец был врачом! Но он боролся и побеждал все болезни, становясь сильнее. Каждое утро перед школой он вставал в 4 часа утра и совершал пробежки по парку.

Отец Сиода считал, что молодые люди должны начинать укреплять организм с раннего периода, для этого он переделал часть дома в додзё («Место освоения пути»), так как считал, что именно боевые искусства идеально подходят для укрепления тела и духа. Это додзё называлось «Ёсинкан», что в переводе означает «Дворец (дом) развития духа». Позже Сиода Годзо продолжил использовать название «Ёсинкан» в разработанном им искусстве. Множество разных мастеров преподавали в отцовском Ёсинкан додзё, среди них были Онума сенсей, преподаватель Дзюдо из полицейского отделения Ёцуя, Сиина сенсей, преподаватель Кендо из полицейского отделения Хисаматсу. «Ёсинкан додзё» был открыт не только для студентов отца Сиоды, но и для детей знакомых и пациентов. Сиода Годзо занимался Кендо и Дзюдо в додзё отца.

Сиода подумав, что старик слишком наглый, с радостью бросился в атаку и, пролетев несколько метров по воздуху, сильно ударился о татами. Уэсиба сенсей лишь слегка коснулся Сиода, но и этого хватило, чтобы тот улетел в другой угол додзё!

Господин Мунетака Абе помог молодому Сиода, когда пришел с рассказом об Акидзю-дзюцу. Посещая по утрам храм, он обратил внимание на девушку, которая по утрам занималась там. Мисс Такако Кунигоси, так звали девушку, дала ему координаты «Уэсиба додзё», где она тренировалась Айкидзюдзюцу под руководством известного мастера Морихэй Уэсиба! Получив приглашение в «Уэсиба додзё», господин Абе был поражен увиденными техниками и беседой с Уэсиба сенсеем. Глубоко восхищенный он сразу же пришел в дом к отцу Сиода и сказал, что его сыну нужно незамедлительно поступить на обучение к Уэсиба сенсею, в результате чего Сиода Годзо пообещал посетить «Уэсиба-додзё». Следует отметить, что молодой Сиода верил, что самое сильное боевое искусство это Дзюдо, так как неоднократно мог наблюдать победы инструкторов Дзюдо над представителями других видов Будо, и не верил в эффективность Акидзюдзюцу.

23 мая 1932 года в 5 часов утра Сиода Годзо прибыл в «Уэсиба додзё». После всех формальностей Уэсиба сенсей приступил к демонстрации. Для молодого Сиода все увиденное казалось слишком красивым и нереальным. Владея Дзюдо и Кендо, Сиода не мог поверить показанным техникам: сразу несколько учеников атаковали Уэсиба и разлетались в разные стороны! Видя скептицизм Сиода, Уэсиба предложил ему самому попробовать атаковать. Сиода подумав, что старик слишком наглый, с радостью бросился в атаку и, пролетев несколько метров по воздуху, сильно ударился о татами. Уэсиба сенсей лишь слегка коснулся Сиода, но и этого хватило, чтобы тот улетел в другой угол додзё!

В 1961 году Морихей Уэсиба оценивает заслуги и уровень Сиода Годзо высшей степенью в айкидо — 9-м Даном. Также в Ёсинкане усиливаются различия с Айкикаем, который возглавляет сын Морихея Уэсиба Киссёмару Уэсиба. Годзо Сиода придерживается эффективных техник Айкидзюдзюцу, которым учил до войны Морихей Уэсиба и не приемлет перехода к «мягкому» айкидо.

Ёсинкан додзё неоднократно посещали высокопоставленные особы, деятели политики (сенатор США Р. Кеннеди, принц и принцесса Хитачиномия, кронпринц Хирономия и другие) и спорта (чемпионы по Дзюдо, чемпион по Боксу в супер-тяжелом весе Майк Тайсон).

В 1989 году при помощи Фрэда Хайенса, Жака Пайе, Марка Беккера, Тсутому Чида, Ясухиса Сиода и Хитоши Накано, Сиода сенсей начинает работать над созданием Международной Федерации Айкидо Ёсинкан — International Yoshinkai Aikido Federation (IYAF). В 1990—1991 годах IYAF была сформирована.

17 июля 1994 года после многих лет преподавания айкидо Ёсинкан, Великий Мастер Сокэ Сиода Годзо скончался, оставив после себя бесценное наследие. В настоящие время айкидо Ёсинкан возглавляет его сын канчо Ясухиса Сиода.

В 2008 году Международная Федерация Айкидо Ёсинкан (IYAF) была переименована в Фонд Айкидо Ёсинкан (Аikido Yoshinkai Foundation).

Годзо Сиода и школа Ёсинкан

Родился: 9 сентября 1915 г., Синдзюку, Токио, Япония

Основатель Ёсинкан Айкидо. Обучался в Кобукан Додзё под руководством О-Сэнсэя с 1922г. по 1941г. Автор многочисленных книг о Японии и Айкидо.

Посмертно представлен к 10-му дану Международной Федерацией Боевых Искусств за его огромный вклад в развитие боевых искусств.

«Когда вы становитесь старше, ваши мысли слабеют, и вы больше не в состоянии поднимать или толкать. В конце концов, всегда существует предел физической силы, не важно до какой степени вы ее разовьете. Поэтому Уэсиба Сэнсэй говорил, что сила берется из дыхания. На самом деле все основано на естественных принципах. Если другой человек мощно выступает против вас, а вы отвечаете тем, что просто принимаете его силу в себя, то нет никакой необходимости ни в каких усилиях» Годзо Сиода ( 塩田剛三 )

Сын сильного и влиятельного врача, Годзо Сиода рано проявил интерес к боевым искусствам, который сохранил на всю жизнь. В доме его отца, как это характерно для того времени, жили многочисленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того, чтобы они не бездельничали, когда были свободны от учёбы или работы, и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия учеников в школе Дзюдо, созданной при доме.

Помимо изучения Дзюдо в школе своего отца, которая называлась Ёсинкан, Годзо проявлял интерес к кэндо. Однако именно желание проверить свои знания по Дзюдо привело его в школу Морихэя Уэсиба, учителя Дайто-Рю Айки-Дзюцу и бывшего старшего ученика Сокаку Такэда. Его Дзюдо оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой Айки-Дзю-Дзюцу, что 23 мая 1922 г. в возрасте 17 лет он поступил в школу, известную как Дзигоку, или «дьявольская». Морихэй Уэсиба, тогда 49-летний, был в то время на вершине своих возможностей.

Сиода учился в Университете Такусёку, учебном заведении, которое по сей день продолжает выпускать выдающихся мастеров боевых искусств. Он был одним из «трех лучших ребят» Такусёку, двумя другими были Масатоси Накаяма, который потом стал старшим инструктором японской ассоциации каратэ, и Масахико Кимура, много лет удерживавший титул чемпиона Японии по Дзюдо. Сиода закончил университет в апреле 1941 г. и в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в военных действиях.

В 1946 г, когда военные действия прекратились, Сиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Морихэя Уэсибы — но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать свое собственное направление, которое он назвал Ёсинкан в честь додзё своего отца. Учитель Уэсиба, которому уже было более шестидесяти лет, постепенно превращал свое боевое искусство в способ духовного развития. Сиода же, как основатель нового движения и потому известный под титулом «Кантё», предпочёл сохранить исходные эффективные в единоборстве методы, которые изучал до войны.

Впоследствии школа Ёсинкан всегда отличалась выносливостью и хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью их техники. В результате она и по сей день остается предпочитаемой школой подготовки армии и полиции.

В июле 1954 г. на всеяпонском фестивале Боевых Искусств Годзо Сиода получил высшую награду среди сотни участвовавших групп, что сильно повысило репутацию школы Ёсинкан и помогло сформировать её крепкую основу. Это было поворотным моментом для школы Ёсинкан, и нужно было показать, собирается ли Годзо Сиода далее следовать старому пути традиций Дайто-Рю, не отклоняясь от них, или же пойдёт на какие-то компромиссы, на пути, которому он следует и учит. Группу Морихэя Уэсибы на этом Фестивале представлял Коичи Тохэй.

В 1961 году Морихэй Уэсиба присвоил ему 9-й дан.

Выдающийся вклад Сиоды в развитие японских боевых искусств и, в частности, Айкидо был признан Международной Федерацией Боевых Искусств, которая в 1985 году присвоила ему почетный 10-ый дан и титул Мэйдзин – Великий Мастер.

Годзо Сиода и школа Ёсинкан

Сенсей Годзо Сиода. Айкидо Ёсинкан

Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Путь самурая / Подготовка буси / Бу-дзюцу / Айкидзюцу самураев / Годзо Сиода и школа Ёсинкан /

Годзо Сиода и школа Ёсинкан

Ссылка на основную публикацию