Фехтование есть искусство наносить удары | Karate-krs.ru

Фехтование есть искусство наносить удары

Искусство фехтования

Во времена Средневековья ученика, входящего в фехтовальный зал, поражало не столько обилие всевозможных клинков и защитных приспособлений, сколько огромное количество гравюр с фехтующими в странных позах, вокруг которых располагалась масса непонятных значков, символов, диаграмм и загадочных фигур, состоящих из причудливо пересекающихся линий. Что это? Математика, магия, колдовство или хранящийся веками в анналах боевой школы и зашифрованный в гравюрах секрет непобедимости?

Идущие на смерть

27 апреля 1578 года, воскресенье, Париж. Парк де Турнель, где торгуют лошадьми, время — четыре часа утра. Через несколько минут начнётся смертельный поединок между приближёнными короля Франции Генриха II! (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза.

«Участок земли, на котором должна была произойти эта ужасная схватка, был расположен в уединенном, укрытом деревьями месте. Загородки, поставленные барышниками, как и следовало ожидать, отстраняли от этого уголка толпу. Можирон и Ливаро, прислонившись спинами к загородкам, делали, стоя на месте, финты, и каждый подстерегал момент, когда можно будет скрестить шпаги в его излюбленной позиции».

Так начинает описание этой дуэли Дюма-отец в своём знаменитом романе «Графиня де Монсоро».

В исторических хрониках, собранных А. Хаттоном, упоминание об этой дуэли содержит следующие строки: «Риберак выхватывает оружие, но, предостерегающе подняв ладонь, говорит: — Погодите же! Вы настаиваете на том, чтобы драться со мной, — извольте, я не в силах вам отказать, но давайте же сперва вознесём молитву! И с этими словами он складывает меч с кинжалом в виде креста, становится на колени и истово молится».

Многие современники видели в фехтовании некую магию, которая позволяет слабому одержать верх над более доблестным. Часто успех фехтовальщика приравнивался к победе, одержанной при помощи чар или колдовства, использующего таинственные жесты, молитвы, амулеты и заговоренные рубашки, которые призваны спасать от уколов шпаг.

На самом же деле фехтовальщика, участвующего в смертельном поединке, отличало одно качество — сверхъестественное чувство опасности. Отчасти его можно считать следствием многолетней тренировки. Но так же несомненно и то, что оно являлось свойством, приобретенным в ходе тщательного изучения законов движения оружия, основ биомеханики и математики, а также непоколебимой веры в победу. А постоянные поиски таинственных секретов, непобедимых ударов и вера в средневековую магию ещё более обостряли восприятие боевой ситуации. Известно много случаев, когда именно эта необычайная чуткость спасала жизнь знаменитым дуэлянтам.

Искусство красиво убивать

«Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость ударить противника, избегая его ударов, что делает искусство фехтования чрезвычайно сложным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию».

Так писал о фехтовании известный французский драматург Мольер, живший в эпоху, когда дуэли между знатными людьми вспыхивали по любому поводу и клинки звенели почти на каждом углу.

Первой попыткой систематизировать бой противников холодным оружием можно считать гладиаторские школы в Древнем Риме. Обладающие практическим опытом наставники — ланисты — обучали будущих бойцов искусству ведения зрелищного смертельного поединка, включающего в себя стойки, нанесение ударов, постановку защиты и добивание противника.

В эпоху раннего Средневековья благородные рыцари в конных турнирах с копьями полагались лишь на мощь своего оружия и надёжную броню доспехов, которые в бою решали практически всё.

Прыгунам с трамплина на лыжах нельзя желать попутного ветра — он им только вредит. Гораздо лучше встречный ветер, благодаря которому перед лыжником в полёте создаётся воздушная подушка, и он летит дальше.

Фехтовальное искусство существовало в зачаточном виде и предполагало некоторую систему навыков боевой работы двуручным топором и прямым мечом в пешем поединке. А вот обучение владению кинжалом или ножом было необходимо каждому без исключения — и знати, и черни.

В конце 15-го века с появлением в Испании, а затем и в Италии лёгкого холодного оружия искусство фехтования на рубяще-колющих шпагах быстро систематизировалось. Его начали преподавать в специальных школах. Самые первые работы по фехтованию, дошедшие до наших дней, датированы 1474 годом и принадлежат испанским мастерам. Спустя столетие, в 16-м веке, в Италии уже сформировалась цельная система, в которой были выделены основные принципы фехтования и утверждена классификация приёмов и действий, а также введено методическое обучение этому искусству.

В поисках непобедимости

Первыми о секрете непобедимости задумались математики, которые любят проводить тщательный анализ поставленной задачи. В 1553 году итальянец Камилло Агриппа пишет иллюстрированный гравюрами «Трактат о науке оружия с философским диалогом», в котором геометрия и механика рассматривались как основа всей двигательной активности фехтовальщика. Им впервые была введена нумерация положений руки на клинке и соответствующих им боевых защит, которые до сих пор используются в фехтовании.

Ахилле Мароццо в своих работах уже чертит на земле целую геометрическую систему, отображающую возможные траектории шага и действия фехтовальщиков. Эта система с успехом использовалась как мастерами, так и опытными наставниками в процессе обучения. Кроме того, Мароццо придаёт дуэльному фехтованию существенный религиозный и этический аспект.

Господствующие в это время суеверия и борьба с ересью наложили свой отпечаток на построение большинства фехтовальных систем. Так, поперечная защитная планка у шпаги совместно с клинком рассматривалась как крест, поэтому перед началом дуэли бойцы церемониально его целовали. Эфесы и защитные кольца оружия постоянно совершенствовались и приобретали символические причудливые формы, словно заговаривающие руку фехтовальщика.

Но самым таинственным и мистическим оставался поиск неотразимого удара, которым дуэлянт мог победить любого мастера в поединке. Фехтовальщики часами отрабатывали перед зеркалом свои движения, чертили клинком замысловатые диаграммы, искали мистические образы, зачастую призывая на помощь колдовство и магию.

Учителя фехтования изобретали образные сравнения. «Шпага как птица. Будете держать её сильно — задушите. Слабо — она улетит». Или: «Свободную руку надо отставить в сторону так, как будто вы держите в ней дохлую вонючую крысу. И выбросить её прочь при нанесении укола». Они ставили на руку, держащую клинок, горящую свечу и наносили укол. Свеча должна была всё время стоять вертикально.

Проводились тесты на разрезание свечей шпагой так, чтобы они потом разваливались от хлопка в ладоши. Проверялась точность удара при нанесении его между близко стоящими хрустальными бокалами. Искусство фехтования всё больше окружал таинственный мистический ореол.

О чём поют шпаги

Сегодня мы зачитываемся романами Александра Дюма-отца. Смотрим многочисленные экранизации его вечно живущих произведений. Вешая на стену сувенирные или коллекционные шпаги, часто думаем о том, что хорошо было бы наказать обидчика, вызвав его на дуэль. И мечтаем хотя бы на миг оказаться в окутанной романтикой и благородством эпохе Ренессанса.

А эхо звенящих на поединках шпаг доносит до нас ощущение приятной усталости от тренировок, радость многолетнего поиска и построения своей самой лучшей боевой системы и чувство достижения победы любой ценой, вплоть до использования экстрасенсорных способностей. Романтика и таинственность в фехтовании сохранились до наших дней. Поэтому так прекрасен романс звенящего клинка.

Журнал: Тайны 20-го века, №25, июнь 2014 года
Рубрика: Неизвестное об известном
Автор: Вера Чистякова, Александр Плошинский

bagira.guru
категория: искусство войны


От: NevzlinaT, &nbsp

Фехтование есть искусство наносить удары

Афоризмы и цитаты о фехтовании

Воля дает силы и направленность действиям, разум — непреклонность, и вместе они ведут к победе.

Если человек искренне что-то хочет — он ищет возможности, если не хочет — оправдания.

Проблема многих людей в том, что они стремятся не проиграть, вместо того чтобы ‘победить’

Фехтование служит не для того, чтобы получить/нанести вред, а для того, чтобы причинить пользу

«Считаете ли вы, что у вас получится или нет, вы правы » А.Линхольн

Знание является наградой за действия.

Победа или поражение часто определяется мелочами.

Изучение искусства, это не процесс накапливания информации и имитации.

Путь истинного понимания всегда пролегает через личный опыт и страдания.

Фехтовальщик не придерживающийся праведного поведения, преуспеет лишь в разрушении самого себя.

Надавите на дух противника, и вы найдете слабое место.

Только твоё отношение определяет, то сколько ты извлечёшь из уроков жизни

Успехи не в технике, а в процессе формирования самоотверженной личности бойца

Спорт и воинские искусства должны служить больше не для тела, а как инструмент развития личности

Нельзя слишком серьезно относиться к серьезным вещам

Твоя совесть есть мера искренности твоего желания быть своим собой

То что гусеница называет концом света, учитель называет бабочкой

Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, сделай со мной — и я научусь

Человек сам себе воин, сам себе враг и сам себе судья.

Жестоки именно слабые. Мягкости следует ждать только от сильных.

Хорошего фехтовальщика может остановить только пуля

Величайшие сражения жизни изо дня в день происходят в безмолвных тайниках души

Ты можешь знать все что угодно, но пока ты не доказал это на практике, ты не знаешь ничего!

Утверждая, что ты чего-то там не можешь, ты лишаешь себя Всемогущества! Р. Бах

Сильными не рождаются, сильными становятся, даже «звёзды» и «лучшие бойцы» когда-то были зелёными новичками.

«Будь дерзок в атаке и пусть твоя душа не стареет» Фиоре де Либери

Фехтование есть искусство наносить уколы (удары), не получая их!) Ж. Мольер

лучшая защита-это нападение!

Без мощной технической базы тактика — не более чем интеллектуальная игра. С другой стороны техника, лишённая смысла, превращается в фехтовальную гимнастику

Ригидность фехтовальщика — неспособность изменяться и переключатся от привычного к новому.

1) Si putas in proelio a tergo solam esse vincendi rationem, eo utere!
Ioannus Tecius. Artifex ferro pugnandi
Если считаешь, что в бою удар в спину – единственный способ победить, пользуйся!
Джованни Тече. Маэстро фехтования

2) Si ante tempus ferrum denudavis contra Elves (в оригинале Lamiam), vel sacerdotem vel ignotum, scias eorum primum velocitate, secundum sermone atgue Salvatoris donis, tertium confidentia tua te vincere posse.
Ioannus Tecius. Artifex ferro pugnandi
Если ты поспешил обнажить шпагу против эльфа (в оригинале Ламии), клирика и незнакомца, помни: первый победит тебя скоростью, второй речами и даром Спасителя, третий – твоей же самоуверенностью.
Джованни Тече. Маэстро фехтования

3) Si oculis velatis pugnas, scias te adnersarii gladium non visurum.
Ioannus Tecius. Artifex ferro pugnandi
Если тебя вынудили сражаться с повязкой на глазах, готовься к тому, что не увидишь противника и его шпагу.
Джованни
Тече . Маэстро фехтования


4) Si ferrum dextra tenes, daga in sinistra, manu non obliviscatur, noli neglegi in utrague tenendum esse.
Ioannus Tecius. Artifex ferro pugnandi
Если держишь в правой руке шпагу , не забудь взять в левую руку дагу . Никогда не пренебрегай вторым клинком .
Джованни Тече . Маэстро фехтования

5) Si cum simulacris pugnas, oblivisceris se ferrum manu tenere.
Ioannus Tecius. Artifex ferro pugnandi
Если ведешь бой с призраками забудь о шпаге .
Джованни Тече . Маэстро фехтования

6) Si harguebus te minatur, noli in itinere glandis stare; iustus recessus non ad cladem, sed ad victoriam dusit.
Ioannus Tecius. Artifex ferro pugnandi
Если в тебя целятся из аркебузы, не стой на пути пули. Грамотное отступление во время боя ведет не к поражению, а к победе.
Джованни Тече. Маэстро фехтования

7) Si pugnare cogeris, sit regalis tuis pugna.
Ioannus Tecius. Artifex ferro pugnandi
Если тебя вынуждают драться, дерись по своим правилам.
Джованни Тече. Маэстро фехтования

8) Si vinci nolis, locum ne deligas, ubi non est, ut vincas.
Ioannus Tecius. Artifex ferro pugnandi
Если вы не желаете проигрывать, то не стоит выбирать поле боя, на котором у вас нет ни малейшего шанса.
Джованни
Тече . Маэстро фехтования

9) Sip pede in viperae tectum incidis, dis paucissima, secum citius age, move te autem vitissime.
Ioannus Tecius. Artifex ferro pugnandi
Если твоя нога провалилась в змеиное гнездо – говори мало, думай быстро, а двигайся еще быстрее.
Джованни
Тече . Маэстро фехтования

10) Si in proelio se defendere volum mavis, noli gueri te ad inimico punctum esse; nunguam obliviscere aggressionem esse defensionem optimam.
Ioannus Tecius. Artifex ferro pugnandi
Если в бою ты предпочел жесткую оборону, не жалуйся, когда твой противник начнет наносит укол за уколом, Никогда не забывай, что лучшая защита – это нападение.
Джованни Тече. Маэстро фехтования

(взято из А.Пехов «Под знаком мантикоры»)

«В убийстве остриём ножа нет эстетики, но если появится такая возможность — пусть это не останавливает тебя»
Френк Херберт


Фехтование — это искусство общения при помощи оружия.

На дорожке друзей нет. (Старая фехтовальная мудрость)

— В атаку не ходи. Назад не ходи. Защиту не бери. Контратаку не делай. Не проваливай. Прямую руку не ставь.
— А ЧТО же делать.
— ФЕХТУЙ

Если ты бьешься честно — значит ты бьешься по правилам установленным кем-то другим.

Если тебя не спросили — хочешь ли ты драться, ты сам выбираешь правила.

Лучше переоценить противника чем недооценить его.

К оружию надо относиться с уважением, тогда оно само поможет тебе в бою.

Фехтование есть искусство наносить удары

История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века.

Первобытный человек, впервые взявший в руки палку и нанесший ею удар, сам того не сознавая, стал основоположником фехтования. Конечно, такие действия еще нельзя назвать боевым искусством, но логика подсказывает, что первые навыки фехтования человек получил уже в каменном веке, защищая от врагов себя и членов своего племени.

Со временем оружие совершенствовалось и, чтобы успешно применять его на охоте и в бою, приходилось подолгу тренироваться — ведь больше шансов выжить получал тот, кто лучше владел своим оружием.

С образованием первых государств война неизбежно стала явлением массовым. Исход сражения чаще решали не одиночные поединки (хотя и такое бывало), а противоборство целых армий более или менее подготовленных воинов, имеющих свою боевую тактику. В общем сражении воин-одиночка, каким бы он ни был искусным бойцом, отходит на второй план, так как он чаще всего не в состоянии изменить результат битвы (такую возможность, конечно, нельзя не допускать вовсе, но подобные случаи следует считать исключением).

В данной книге будет рассмотрен чисто механический аспект битвы, либо поединка: какими приемами или уловками пользовались бойцы; какую тактику применяли отдельные отряды и армии разных народов в различные исторические эпохи.

Информации такого рода сохранилось чрезвычайно мало. Древних авторов больше интересовала психологическая сторона событий (разумеется, тоже немаловажная). Аппиан, Арриан, Тит Ливии, Плутарх, Корнелий Непот и другие историки, описывая войны и сражения, мало внимания уделяли механике боя: с их точки зрения, знание техники битвы было фактом естественным, а потому центральное место в их произведениях занимали эмоции. Даже такие прагматики и знатоки военного дела, как Ксенофонт и Юлий Цезарь в своих трудах чисто практических аспектов вопроса не касаются, основное внимание уделяя диалогам и политике.

Это тема почти не затрагивалась в советской и российской литературе до 1997 года, когда вышли в свет 4 тома «Истории боевых искусств» под общей редакцией Г. К. Панченко, достаточно убедительного, хотя и несколько отрывочного в исследовательском плане, произведения.

В книге, лежащей перед Вами, мы не касаемся военной истории таких стран как Китай, Индия, Япония, Америка, островных государств Океании и посвящаем ее технике боя армий Евразийского материка.

Глава 1 ДРЕВНИЙ МИР

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА

Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший почти все прилегавшие к ней территории; и Элам, располагавшийся в югозападной части современного Ирана. Эти государства развивались параллельно на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. (хронология дается приблизительная, так как до сих пор ученые-специалисты не пришли к единому мнению относительно последовательности событий того времени).

О государственном устройстве этих стран написано достаточно много, в данной работе мы этого вопроса разбирать не будем. Что касается их военной организации — эта информация отрывочна и не всегда верна. Вот как описывается войско Шумера в книге «История древнего мира. Ранняя древность»:

«…Войско правителя шумерского нома этого времени состояло из сравнительно небольших отрядов тяжеловооруженных воинов. Помимо медного конусообразного шлема, они были защищены тяжелыми войлочными бурками с большими медными бляхами или же огромными меднокованными щитами, сражались они сомкнутым строем, причем задние ряды, защищенные щитами переднего ряда, выставляли вперед, как щетину, длинные копья. Существовали и примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, по-видимому, онаграми (лошадь еще не была одомашнена, но возможно, что в горных районах Передней Азии уже отлавливались кобылы для скрещивания с ослами) или крупными полудикими ослами, с укрепленными на передке колесницы колчанами для метания дротиков.

В стычках между такими отрядами потери были относительно невелики — убитые насчитывались не более чем десятками. Воины этих отрядов получали наделы на земле храмов или на земле правителя и в последнем случае были преданы ему. Но лугаль (правитель) мог поднять и народное ополчение как из зависимых людей храма, так и из свободных общинников, ополченцы составляли легкую пехоту и были вооружены короткими копьями» (см.64).

По мнению авторов, когда шумерским городам пришлось столкнуться с семитскими племенами Аккада*, где около 2334 г. до н.э. царем стал Саргон Древний, военная обстановка складывалась следующим образом:

«… Не имея корней в традиционных номах, не будучи связан с их храмами и знатью, Саргон, по-видимому, опирался на более или менее добровольное народное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон и его преемники противопоставили тактику больших масс легковооруженных подвижных воинов, действующих цепями или врассыпную. Шумерские пугали из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон и Саргониды, напротив, придавали большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана, либо в его время был изобретен составной, или клееный, лук из рога, дерева и жил. Хороший лук — это грозное оружие, которое бьет в цель на

Аккад — сеперная часть Шумера. Царь Аккада Саргон в 24-м веке до н.э. объединил под своей властью все Южное Двуречье. 200м и более; из него можно делать 5-6 выстрелов в минуту при запасе стрел в колчане от 30 до 50; на близком расстоянии стрела пробивает толстую доску» (64)*.

Разумеется нет повода оспаривать боевые достоинства лука, но вот относительно устройства и способов ведения боя Шумерского войска, это пока вопрос нерешенный.

Стоит начать с того, что Шумерское государство по своей структуре не было однородным (как, впрочем, и Египет, и Элам в тот период) и состояло из отдельных областей — номов — и городов, отстаивавших свою независимость и приоритет по отношению друг к другу. Крупнейшими из них были Ур, Эриду, Ларса, Лагаш, Урук, Ниппур. Естественно для поддержания власти и влияния на другие области этим городам нужны были значительные военные формирования, во главе которых стояли вожди — пугали.

Шумер, в силу своей раздробленности и отсутствия единой власти, не вел никаких захватнических войн. Все боевые столкновения сводились к «гражданским» войнам между собственными городами. Так, например, в XXIV веке до н.э. правитель Лагаша Энметена разгромил войско города Уммы. Позднее потерпевший поражение город восстановил свое влияние и, объединившись с Уруком, захватил Лагаш и распространил собственную власть на значительной территории Шумера. Не исключено также, что кроме подобных войн лугали совершали набеги за добычей на племена аккадцев, кутиев и государство Элам.

До наших дней дошли лишь два полностью сохранившихся изображения воинов древнего Шумера; они находятся на стелле Эанатума (так называемая «Стелла Коршунов») в городе Нгирсу и на «Боевом штандарте из города Ура».

По сохранившимся изображениям на печатях, а также на «Стелле охоты» в городе Уруке (45) можно смело сказать, что в Шумере издревле использовали лук, как на охоте, так и на войне. Другое дело, что отряды лучников и пращников были немногочисленными и широкого распространения в Шумере не получили.

ФЕХТОВАНИЕ – СПОРТИВНОЕ ИСКУССТВО

студент 2 курса, автомеханический факультет, ВПИ (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский

старший преподаватель кафедры «Физическая культура», ВПИ (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский

старший преподаватель кафедры «Физическая культура», ВПИ (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский

Фехтование – система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою, нанесения и отражения ударов. [1].

Боевое фехтование – искусство владения ручным холодным оружием, практическая подготовка воина к реальному бою.

Спортивное фехтование – название говорит само за себя , т.е. представляет собой вид спорта.

Артистическое фехтование – вид спортивного фехтования, цель которого показать зрителям и судьям правдоподобный поединок на холодном оружии.

Паралимпийское фехтование – фехтование среди людей с ограниченными возможностями. Делится на подгруппы A, B и C.

Сценическое фехтование – фехтование, направленное на зрелищный показ владения оружием. Преподаётся в театральных учебных заведениях.[2]

В данной статье рассмотрим спортивное фехтование.

Спортивное фехтование можно назвать самым древнейшим видом спорта. Начиная с древних времен, в фехтовании применялись самые разнообразные виды оружия, но уже в средние века были определены правила проведения различных турниров. Турниры проводятся на специальных дорожках длиной: 18 метров (для сабли и шпаги) и 14 метров (для рапиры). Ширина дорожки 1,8-2 метра. В фехтовании различают следующие возрастные группы (ВГ): ВГ 10/11 (дети до 11 лет), ВГ 12 (до 12 лет), ВГ 13 (до 13 лет), ВГ 14/15 (с 14 до 15 лет), ВГ 16/17 (с 16 до 17 лет), юниоры (с 18 до 20 лет) и мужчины (от 20 лет и старше).

В фехтовании существуют строгие правила ведения боя. На каждую атаку соперника фехтовальщик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать атаку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клинка соперника в линии атаки или останавливающими уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выполнения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсменами, аннулируются. Во втором случае судья засчитывает укол спортсмена, который был тактически прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновременные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчитываются обоим фехтовальщикам. В случае неспортивного поведения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его снимают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение – в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боковую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.

Что же представляют собой инструменты фехтования?!

Рапира – спортивное колющее оружие, состоящее из стального эластичного клинка и аналог боевой рапиры, предназначенный для тренировок.

Сабля – рубяще-режущее клинковое холодное оружие. Клинок сабли, как правило, однолезвийный, имеет характерный изгиб в сторону обуха. Средняя длина клинка – 80-110 см. Сабли в различных модификациях были широко распространены в Восточной Европе и Азии в период с IX по XX века как основное холодное оружие конницы и частично пехоты.

Шпага – холодное колюще-рубящее или колющее оружие, производное от меча, состоящее из длинного (около 1 метра и более), прямого одно-двухлезвийного или граненого клинка и рукояти с дужкой и гардой различной формы [2].

Так как колыбелью фехтования по праву считается Франция, современное судейство отдает дань традиции, озвучивая команды по-французски. Это международный язык фехтования. Сложные правила ведения боя обеспечивают лучшие условия для того, чтобы спортсмены демонстрировали не только техническое мастерство, но, прежде всего, тактические навыки, смекалку и находчивость. Именно поэтому фехтование входит в тройку современных видов спорта, требующих наибольших интеллектуальных затрат.

В 15 веке фехтование приобрело популярность в Испании. В 1567 году король Франции Карл IХ создал фехтовальную Академию. Девизом фехтования стали слова, сказанные в 1650 году Мольером: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их». В 1765 году французами были предложены для использования в фехтовании маски. В 1776 г. во Франции Ла Брауссие изобрел маску для фехтования из проволочной сетки. Введение маски устранило всякую опасность в фехтовании на рапирах и способствовало его дальнейшему развитию. Фехтование вошло в программу первых Олимпийских игр. Датой создания Международной федерации фехтования считается 1913 год. Чемпионаты Европы проводятся с 1906 года, мира – с 1937 года.

Фехтование в России.

В России фехтование получило развитие в начале 17 века как средство развития ловкости, воспитания воинского духа, как шпажное искусство. В эпоху Петра I в армии много внимания уделялось приемам штыкового боя, а фехтование на шпагах становится обязательным занятием придворных. «Рапирная наука» была введена как обязательный предмет и в Морской академии наук, основанной в 1827 году в Санкт-Петербурге. В середине 18 столетия фехтовальный спорт культивируется в военных учебных заведениях, в некоторых университетах и в гимназиях. Официальные соревнования на звание чемпиона России по фехтованию начались с 1860 года. Участниками соревнований были армейские офицеры и немногочисленные ученики частных фехтовальных школ.

В начале XX века возникают военные курсы для подготовки преподавателей фехтования. В 1910 году открылась Московская военная фехтовально-гимнастическая школа. Дебют Российских фехтовальщиков на XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952 год) был не очень удачен – спортсмены дошли только до полуфиналов. Успех пришел в 1956 году – на чемпионате мира в Лондоне женская команда завоевала первые золотые медали. Мастера фехтования России приобрели высокий авторитет, внесли существенный вклад в теорию и практику ведения боя. Фехтование остается по праву захватывающим видом спорта XXI века.

Основными видами оружия, на которых проводятся соревнования, являются шпага, рапира и сабля. Так до 1936 года фиксирование уколов проводилось визуально главным судьей и четырьмя боковыми судьями. Что не редко приводило к судейским ошибкам. Засчитывают даже обоюдные уколы, когда два спортсмена одновременно поражают друг друга. Главное в этой дисциплине как можно быстрее нанести укол.

Сложнее всего фехтовать саблей и рапирой. При фехтовании рапирой уколы наносятся только в верхнюю часть туловища, исключая руки и голову. Кроме того, необходимо провести воздействие на оружие противника, то есть отразить атаку, а после чего контратаковать, получить так называемый приоритет атаки. Этот тактический прием определяет судья визуально.

В 1950-х годах изобрели специальную металлизированную курточку. При попадании в нее загорается цветная лампа на фиксирующем аппарате. Если же укол нанесен в другую часть тела, то горит белая лампа.

Хотелось бы закончить статью словами Жан-Батист Поклена «Фехтование есть искусство наносить уколы, не получая их. Необходимость ударить противника, избегая его ударов, что делает искусство фехтования чрезвычайно сложным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию».

Фехтование

Эта страница посвящена определениям понятия «Фехтование», т.к. каждая школа вкладывала свое значение в это слово. И, порой, освоение одних только технических элементов было недостаточно. Таким образом, данная страница будет пополняться и комплексно демонстрировать какой смысл вкладывали маэстро разных школ в свое занятие, для многих из которых оно было образом жизни, т.к. позволяло интегрировать военные знания в гражданскую жизнь. Помимо этого здесь же будут включены определения из справочников и словарей.

Определения Европейских школ фехтования Править

По моему понятию, «ФЕХТОВАТЬ» – значит: поставить противника в невозможность вредить нам, а «фехтовальное искусство» – есть то искусство, которое учит самым полезным и верным способам, ведущим к этой цели.

Луиджи Барбазетти, Итальянский фехтмейстер, автор книги «Фехтование на саблях»

«ФЕХТОВАНИЕ есть борьба и существует почти с самых первых времен человечества. Из самого жёсткого, имеющего конечною целью смерть противника, оно, претерпев массу изменений, дошло в наше время до самого утончённого, деликатного способа ведения борьбы». Фехтование, развивает как духовную, так и физическую стороны человеческого организма, т.е. для учащихся. Не менее оно важно и необходимо для лиц, посвятивших себя военной службе, т.е. для офицеров.

Лихошерстов С.Э., Русский фехтмейстер, подполковник 2-го кадетского корпуса, автор руководства «Фехтование на рапирах».

ФЕХТОВАНИЕ есть искусство с ловкостью владеть каким-либо ручным холодным оружием, соединённое с красивым положением корпуса во всех позициях.

Сивербрик И., Первый русский профессор фехтования, автор «Руководство к изучению правил фехтования на рапирах и эспадронах»

ФЕХТОВАНИЕ — это наука обращения с оружием. В фехтовании, подобно музыке, все должно быть гармонично, а именно: физическое состояние, психологический аспект и философские убеждения фехтовальщика. Идеал воина, мастера «Hombre de letras» ‒ ученый, знающий, начитанный человек, способный применять науку и на войне и в мирной жизни, описать свою сферу знаний с помощью научного и интеллектуального аппарата, сопоставив этот объём с другими науками.

Иеронимо де Карранза, Севильский дворянин, ученый, фехтмейстер, прошедший 1000 поединков, создатель испанской школы фехтования Дестрезы, автор трактата «Философия оружия»

Определения Восточных школ фехтования Править

Определения из справочников, словарей и др источников Править

Современная энциклопедия. 2000.

ФЕХТОВАНИЕ — система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою, нанесения и отражения ударов и уколов. Также фехтованием называют и сам процесс боя с использованием холодного оружия (как реальный, так и учебно-тренировочный, спортивный, исторический, сценический и др.).

Большая Советская энциклопедия

ФЕХТОВАНИЕ есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость ударить противника, избегая его ударов, что делает искусство фехтования чрезвычайно сложным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию.

— Мольер, французский актер и комедиограф

ФЕХТОВАНИЕ — (нем. Fechtkunst, франц. escrime, от итал. schermire,защищаться) искусство действовать холодным оружием (Шпага, сабля,шашка, штык, пика).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ФЕХТОВА́ТЬ, -ту́ю, -ту́ешь; несов. Биться на рапирах, шпагах, саблях.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992

Фехтование есть искусство наносить удары

Система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою, нанесения и отражения ударов. Также фехтованием называют и сам процесс боя с использованием холодного оружия (как реальный, так и учебно-тренировочный, спортивный, сценический и др.). Фехтование (нем. fechten — сражаться, бороться) есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, что делает искусство фехтования чрезвычайно сложным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию.

Участники поединка пытаются нанести друг другу укол (удар) в поражаемую поверхность, победа присуждается тому, кто первым нанесет сопернику определенное количество уколов в соответствии с правилами или нанесет больше таких уколов за установленный промежуток времени. В программу современных соревнований входит личное и командное первенство среди мужчин и женщин, разыгрываемое в трех видах оружия: рапира, шпага, сабля. Проводятся также турниры для представителей младших возрастных групп и ветеранов. Соревнования проходят по кубковой, круговой и смешанной системе.

В олимпийской программе с 1896.

Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья. Помимо классического, культивируются также национальные виды фехтования (на различных видах оружия), фехтование на инвалидных колясках, историческое и сценическое фехтование. © DeA Picture Library/J. M. Zuber ШПАГА, 17 В.

Площадка. Поединки фехтовальщиков проходят на дорожке (или поле боя) длиной 14 м и шириной 1,5–2,00 м со специальной разметкой в виде проходящей посередине (перпендикулярно дорожке) центральной линии, двух линий исходной позиции (расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии), а также боковых и задних границ дорожки. Кроме того, с каждой стороны дорожки – по всей ее ширине – выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Оружие, поражаемая поверхность. Фехтовальное оружие состоит из клинка, рукоятки и гарды (металлический щиток/дужка на рукоятке, защищающие руку спортсмена). На острие клинка крепится специальный защитный наконечник.

Соревнования по спортивному фехтованию проводятся на трех видах оружия.
Рапира – колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка). «Потомок» тренировочного фехтовального оружия прошлых времен. Общая длина рапиры не должна превышать 110 см (длина четырехгранного в сечении гибкого клинка – не более 90 см), вес ее составляет до 500 гр. Рапира оснащена круглой гардой диаметром 12 см.
Шпага, ведущая свою родословную от средневекового дуэльного оружия, похожа по конструкции на рапиру и равна ей по длине. Шпага тоже относится к колющему оружию, но имеет более жесткий трехгранный клинок, более крупную по размерам гарду (13,5 см в диаметре – так как в бою шпажистов уколы в руку засчитываются) и больший вес – до 770 гр.
Сабля – современная облегченная версия кавалерийского клинка (трапециевидного сечения). Имеющая такой же, как и рапира, вес, но чуть меньшую длину (до 105 см, длина клинка – не более 88 см), сабля относится к колюще-рубящему оружию: в поединке саблистов засчитываются не только уколы острием, но и удары различными частями клинка. Сабля имеет овальную гарду со скобой, что позволяет защищать не только кисть, но и пальцы спортсмена. Удары гардой запрещены: за подобные удары начисляются штрафные очки.
Выходя на поединок, спортсмен обязан иметь запасное оружие.

Поражаемая поверхность (т.е. часть тела соперника, укол в которую приносит спортсмену очки) в поединке на рапирах включает в себя торс спереди и сзади (до пояса); голова, руки и ноги в нее не входят. В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются. Поражаемая поверхность в поединке шпажистов – все тело (исключая затылок). У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая руки и голову (кроме затылка). Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом – в отличие от поединка рапиристов – не останавливается.

В бою рапиристов и саблистов судья может засчитать и укол, нанесенный вне зачетной зоны, – в случае, если защищающийся спортсмен намеренно прикрыл поражаемую поверхность какой-либо «непоражаемой» частью тела (например, ногой). Правилами запрещено также намеренно касаться оружием любой проводящей поверхности (включая собственный костюм), чтобы вызвать «ложное» срабатывание регистрирующей системы – и тем самым избежать укола со стороны соперника.

Рассказ про фехтование

Фехтование это благородная наука защиты с оружием в руках – как говорил дон Луис Пачеко де Нарваэс испанский маэстро фехтования 16 века.
Фехтование это искусство пользоваться оружием кисти для атаки и защиты – в 1635 году, написал мэтр Кудре.
Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их – писал великий Мольер.

Первый трактат, дошедший до нас, датирован 1300 годом и назван «Вальпургис». Он посвящен фехтованию на мече и баклере (небольшой щит для левой руки). Интересно, что трактат написан монахами и представляет собой бесценный кладезь информации о фехтовании той эпохи.
Когда клинки стали более легкими и имели лишь острие, то есть годны были для укола – фехтовальщику требовалось еще больше искусства, ловкости и скорости реакции для успешного применения оружия.
Современное спортивное фехтование есть прямое развитие фехтования конца 18 начала 19 века. Многими своими правилами, а также приемами, оно обязано дуэлям на холодном оружии, что часто происходили в ту пору. Подробнее я рассмотрю это тогда, когда речь пойдет собственно о самом спортивном фехтовании…
Параллельно с дуэльным, что вылилось в спортивное, развивалось и боевое фехтование, которое жило до тех пор, порка клинки применялись на войне, то есть до первой половины 20 века. Это фехтование, во многом из-за специфики применяемого оружия, было более простым и рассчитанным на массовое обучение.
В двадцатом веке, когда дуэли ушли в прошлое, фехтование из «науки о защите жизни и чести», стало спортом, однако уместно будет вспомнить слова Альфреда Хаттона, полковника британской армии, родоначальника школы фехтования на легкой сабле – «Я рекомендовал бы всем офицерам и людям, имеющим дело с различными опасностями, заниматься фехтованием, это не только развивает их физически, но и укрепляет дух и делает готовыми к борьбе».

Спортивное фехтование различают по тому оружию, которое используется в поединках. В классическом спортивном фехтовании это рапира, шпага и эспадрон (сабля). В последние годы все большую популярность обретает фехтование на спортивном мече (тянбара) и историческое фехтование. Разберемся со всем по порядку.

Рапира спортивная — колющее оружие четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и весом 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см. Является эволюцией итальянского тренировочного клинка — fioretto. Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поскольку первоначально рапира в основном использовалась при обучении фехтованию и было важно научить фехтовальщика не только атаковать, но и защищаться, то учитель задавал условия схватки. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие. Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому, а преимущество определяет арбитр. В фехтовании на спортивных рапирах поражаемой зоной считается лишь корпус.

Шпага спортивная — колющее оружие, длиной 110 см и весом до 770 г, гибкий стальной клинок трёхгранного сечения, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см. Современная спортивная шпага является развитием small swordдворянки (шпаги середины 18 – 19 века).

Спортивное фехтование является олимпийским видом спорта с первых Олимпийских игр 1896 года. С 1924 года, фехтовальные соревнования проводились и для женщин.

Другие виды спортивного фехтования.
Паралимпийское фехтование имеет давнюю историю. Еще в 1780 году доктор Тиссо (Франция) разработал методику, которую описал в книге под названием «Медицинская хирургическая гимнастика в гигиеническом аспекте. Упражнения с оружием». А в 1895 году француз Селестин Леконт разработал теорию, согласно которой занятия фехтованием обладают большим лечебным эффектом. Он описал пятнадцать болезней, вылеченных с помощью этого вида спорта. Современная история паралимпийского фехтования, или, как его еще называют, фехтования в инвалидных колясках (от английского wheelchair fencing) начинается с 50-х годов прошлого века, когда сэром Людвигом Гатманном была предложена идея этой спортивной дисциплины. В те годы прошли и первые официальные соревнования по этому виду спорта. В 1960 году фехтование было включено в программу первых Паралимпийских игр в Риме. С тех пор среди паралимпийцев регулярно проводятся чемпионаты Европы и мира, разыгрываются Кубки мира

Предисловие

На этом сайте идет рассказ о знаменитых мастерах фехтования Европы и России XVI-XX вв., благодаря которым это искусство дошло до наших ней, правда, конечно далеко не всех. Почему с XVI века? Ведь есть и более ранние работы. Просто меня более интересует эпоха шпаги…

Информация распределена по векам (согласно датам публикации трактатов по фехтованию). Информация взята из различных источников, таких как: В.Р.Новоселов «Последний довод чести»; Эгертон Кастл «Школы и мастера фехтования»; Егор Сивербрик «Школа древнего фехтования на шпагах» и интернет.

Итак, определимся о чем и о ком мы будем говорит

что такое фехтование
Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость дотронуться до противника, избегая его ударов, что делает искусство фехтования чрезвычайно сложным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию. /Мольер/;

фехтование (нем. fechten, — «сражаться, бороться») — система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою, нанесения и отражения ударов.

и кто такие фехтмейстеры

Многие знаменитые фехтовальщики прошлых веков посвящали искусству фехтования все свою жизнь. Maestro di Scherma (итал.), Fechtmeister (нем.) — мастер фехтования. Это не просто профессиональный фехтовальщик. Это человек, который свой опыт смог передать многим другим. И его мастерство продолжает передаваться сквозь века благодаря опубликованным трактатам и его последователям.
Это звание человек не присваивает себе сам, оно ему дается теми, кто разбирается в его мастерстве.

… Спасение навек от горестей и бед
несут суровый меч и кроткое перо …
/Мухаммед ас-Самарканди/

Некоторые факты из истории фехтования

Фехтование имеет многовековую историю, хранящую в себе множество интересных фактов. О некоторых фактах из истории фехтования мы сейчас расскажем!

Фехтование (от немецкого fechten — фехтовать, сражаться, бороться) – система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою, нанесения и отражения ударов. Также фехтованием называют и сам процесс боя с использованием холодного оружия (как реальный, так и учебно-тренировочный, спортивный, сценический и др.). Фехтованию – владению холодным оружием, уделялось много внимания ещё в Древнем Египте. В Риме организованно обучали воинов так называемые «доктора оружия». Битвы гладиаторов были любимым развлечением горожан.

В средневековье стоит отметить множество рыцарских турниров, воин, походов. Фехтование было классово расслоено. Преимущество было на стороне феодалов и правящей аристократии. Появление огнестрельного оружия привело к облегчению доспехов и даже к полной их отмене. Меч становится более острым и лёгким, применялись колющие и рубящие свойства меча, который хорошо проникал между пластинами лат.

Первые шпаги с широким клинком появились в Испании. Там же в Испании фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в XV веке. Первые книги испанских преподавателей вышли в 1474 году. В обиход вошла чашеобразная гарда.

В XVII веке во Франции появляются прогрессивные направления в фехтовании и шпага используется только как колющее оружие. Появилась классическая фехтовальная стойка. В конце XVII века в Париже корпорацией преподавателей фехтования была организована фехтовальная академия.

Сущность того времени блестяще определил Мольер (1650 г.): «Фехтование есть искусство наносить удары не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию».

Дальнейшее развитие фехтования связано с введением во Франции фехтовальной маски в 1776 году изобретённой Ла Буасье. Маска устранила возможность ранения лица и создала возможности для развития спортивной техники и тактики фехтования. Французы первые пришедшие к спортивному фехтованию пересмотрели технические положения. Выразителем этого прогрессивного направления был Ла Фо-Жер. Его труд был издан в 1825 году.

Фехтование в России в начале XVIII века стало средством военного обучения дворян, необходимым для самообороны и наступления, а в мирное время для защиты дворянской чести. В эпоху Петра I фехтование на шпагах стало обязательным для придворных. Фехтование считалось одним из основных средств физического воспитания русского дворянства. В военных и гражданских учебных заведениях наряду с другими предметами изучали фехтование. Так в учебную программу школы математических и навигационных наук (Москва 1701 г.), а также Морской Академии (Санкт-Петербург 1719 г.) была введена как обязательный предмет под названием «Рапирная наука».

В начале XX в. возникли военные курсы для подготовки преподавателей фехтования. В 1910 году открылась Московская военная фехтовально-гимнастическая школа. В 1913 году проводиться 1-я русская Олимпиада, на которой фехтование вошло в зачёт.

И это лишь малая часть интересных фактов об истории фехтования! На нашем сайте мы постараемся еще не раз затронуть эту тему, рассказывая Вам интересные факты о данном виде олимпийского спорта.

Фехтование есть искусство наносить удары

Некоторые фехтовальные термины и советы по фехтованию

1. Ангард — позиция, удобная для боя.
2. Встать в меру — то есть продвинуться к противнику, чтобы достать его клинок концом своего клинка.
3. Выйти из меры — из такой позиции отступить назад.
4. Кварт левый (или внутренний) — удар, наносимый с левой стороны шпаги или рапиры противника, при этом кисть собственной руки должна быть повернута ногтями вверх. (прямой укол из шестого соединения, но «ногти вверх»)
5. Кварт правый (или наружный) — тоже, но с правой стороны (прямой укол из четвертого соединения).
6. Терс — удар, наносимый с правой стороны рапиры противника, кисть руки при этом повернута ногтями вниз (укол из второго соединения).
7. Секунд — при соединении рапир правыми сторонами, фехтующие колют один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз.
8. Октав — в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выворачивая кисть.
9. Фланконад — удар, наносимый, когда рапиры соединены левыми сторонами и противник держит руку высоко поднятой. В этом случае, взяв сильной частью своего клинка (то есть ближней к эфесу) слабую часть рапиры противника (то есть ближнюю к острию), колют его в бок, направив удар под руку, не выворачивая кисть.
10. Кварт нижний — этот удар наносится при соединении рапир левыми сторонами, когда противник держит руку поднятой, открывая нижнюю часть своего корпуса. Колют прямо в грудь, вдоль правой руки противника.
11. Прим — наносится с левой стороны. Кисть руки направлена ногтями вниз. Этот удар употребляется редко, потому что, если вы выдержите парад противника и не выроните при этом клинка, то положение руки останется невыгодным при обороне.
12. Финт — обманное двойное движение, при котором имитируется удар, направленный в одну сторону, а наносится в другую.
13. Ангаже — клинок переносится на другую сторону клинка противника, при этом сильной частью собственного клинка касаются слабой части его клинка (перевод).
14. Аппель (или темпе) — вызвать противника на удар, то есть спровоцировать к нападению или рефлекторному движению.
15. Аттаке — быстрым движением рапиры заставить противника закрыться.
16. Купе — скольжение по клинку
17. Купе-отсечь — перенести скольжением свой клинок на другую сторону клинка противника через острие (перенос).
18. Ассо — битва, схватка.
19. Репри (или ремиз) — возобновленный удар, необязательно тот же (в совр. терминах ремиз — контратака, реприз — повторная атака).
20. Вольт — защита от наносимого удара движением (уклонение, уход).
21. Кроазе — выбивание шпаги противника вскользь, мгновенным ударом по ее слабой части.
22. Батман — удар по клинку.
23. Рипост — ответный удар или ответный укол после парирования или ухода движением с линии удара противника.
Приведенные термины заимствованы из французского языка. В фехтовании их использовали для обучения бою на любом виде холодного оружия. Некоторые из них не вышли из употребления по сей день.

Итальянские/французские наименования простых защит соответствуют русским: первая — прим, вторая — секонд, третья — терц, четвертая — кварт, вместо пятой и шестой у итальянцев — (один) парад головы, у французов септ и секст.

О способах обезоруживания противника Фишер сообщает:
«Вышибка производится сильным ударением снаружи по клинку противника, когда он держит руку вытянуто и туго. Чтобы вышибить у него рапиру из руки надобно сколько можно тело отворотить и держать назад, руку иметь
свободную, конец шпаги немного повыше обыкновенного и вне меры, чтобы не иметь опасности от прямого времянного удара.

О ВЫШИБКЕ ПОСЛЕ ОТБОЯ
Сей способ вышибать есть лучший потому что он менее подвергает опасности; чтобы cue сделать, отбивши просто или контрквартом примечай, если противник встает к обороне вытянувшись, то перенеси ударяя проворно и сильно по его рапире и коли квартом сверх рапиры.

О ЛЕГИРОВАНИИ ИЛИ ВЫШИБКЕ КРОЛЗЕ
Легировать шпагу, значит пристать к оной, обротя кисть ногтями вниз; ударь крепко острием своей шпаги по шпаге противника и обведи крепкую часть своей шпаги около слабой части шпаги противника, дабы оную вырвать. Cue cредство обезоружить есть лучшее и единое, которое должно употреблять ежели противник не встает, ибо оно нимало не подвергает; и в случае неудачи, по крайней мере выгодно оно тем, что хотя и не вышибает, то довольно его откроет, чтобы можно было уколоть».
После окончания подготовительного учебного курса мастер предлагает ученикам приступить к «ассо»:
«Ассо есть представление сражения со шпагами, в коем употребляешь на противника все удары и все отбои, коим научился, стараясь один другого обманывать финтами, дабы тронуть или отбить удары».
Последователи французской классической школы на какой-то период отказались от уколов в нижнюю часть тела, мотивируя это тем, что убить врага такой удар не может, а риск при этом быть пораженным велик. Базанкур в
книге «Тайны шпаги» сетует по этому поводу: «Очень нехорошо и безрассудно то, что в настоящее время не принято
защищать нижнюю часть тела и на нее не обращается никакого внимания во время фехтования; в серьезном же бою или во время сражения, противник может нанести в эту незапрещенную часть смертельный удар».

Вальвиль в работе «Рассуждение о искусстве владеть шпагой» предлагает вернуться к старой итальянской школе, где использовались как рубящие, так и колющие удары: «Шпага есть ужаснейшее холодное оружие после штыка, потому что соединяет острие трехгранной шпаги и лезвие сабли». В этих рассуждениях был свой резон, так как автор предлагал приемы для боевых действий; в таких условиях было целесообразно уметь не только колоть, но и рубить.
Но в целом направление развития шпажного поединка в дальнейшем не изменялось, и трансформацию этого вида схватки можно увидеть в современном спортивном фехтовании на шпагах или рапирах.

Бленджини дает несколько советов по работе шпагой:
«1. При фехтовании шпагой требуется только прямой удар лезвием.
2. Необходимо заставлять учеников работать на линиях высоких и низких.
3. Не надо забывать, что нападение и отражение только тогда бывают
хороши, когда соединяют в себе: обладание шпагой; взгляд, соображение,
быстроту и точность.
4. Шпагой надо колоть, а не рубить.
5. Следить за шпагой противника во всех его движениях.
6. Не атаковать защищенную линию, только открытую, так как удар по
железу отражается без намерения противника, потому что рука его находится в оборонительном положении простым оборотом кисти.
7. Не атаковать на расстоянии, недосягаемом от противника.
8. Нанести удар в ту минуту, когда он занят приготовлением к атаке.
9. Использовать двойные атаки.
10. Атаковать очень быстро».
Вообще, эти советы годны для фехтования любым видом холодного оружия,

Ссылка на основную публикацию