Фаньцзыцюань | Karate-krs.ru

Фаньцзыцюань

Фаньцзыцюань

Фаньцзыцюань: вращение, скорость, твердость.

Это один из и стилей ушу , в которых поединки ведутся преимущественно на короткой дистанции, является фаньцзыцюань . Очевидно, что этот стиль существовал уже в XVI веке, ведь именно к этому временному периоду относятся первые упоминания о нем. Еще в труде Ци Цзигуана под названием «Цзисяо синьшу» или «Новая книга записей о достижениях» говорится что «8 уверток-переворотов и 12 коротких — это искусность искусности».
Название «фаньцзыцюань» 翻子拳 переводится как «кулак вращения» или «переворачивающийся кулак». Но в разных источниках этот стиль можно встретить под разными именами. Среди которых есть и «фаньцзы», и «фаньцюань», и первоначальное название данного стиля — «башаньфань», что в переводе означает «8 уверток-переворотов».
Тот фаньцзыцюань , который изучают сейчас, несколько отличается от первоначального варианта данного стиля. Тем не менее, истоки современной версии фаньцзыцюань можно искать еще в середине XIX века. А если конкретнее — то в истории рода Дуань, который проживал в уезде Гаоян (провинция Хэбэй). Из того поколения рода, у представителей которого в именах встречался иероглиф «дянь», что означает «последний», было пять братьев, которые и стали учениками мастера Хань Лума. У этого мастера братья обучились искусству фаньцзыцюань и чоцзяо. Братья учились старательно и тренировались упорно, а потому со временем стали высококлассными бойцами. А позже и сами начали преподавать. Учеников у них было множество, но очень немногим они передали все те секреты фаньцзыцюань, которые знали сами.

В частности, у братьев не один год учился Сюй Чжаосюн, который и передал фаньцзыцюань своим ученикам: Хао Минцзю,Чэн Фу, Хэ Хэсяну и Ху Фэнсаню. Чэн Фу же, в свою очередь, обучил данному стилю своего сына по имени Чэн Цинчунь. Но Чэн Цинчунь также изучал и танланцюань, известный также как стиль богомола. Так что в его исполнении фаньцзыцюань несколько видоизменился, объединив в себе как основы фаньцзыцюань, так и элементы танлацюань. А вот Хао Минцзю во время тренировок каждое движение отрабатывал до мелочей, поэтому элементы фаньцзыцюань в его исполнении выглядят довольно запутаными и сложными. Вариация фаньцзыцюань от Ху Фэнсаня является своего рода комбинацией двух предыдущих вариантов. Со временем Чэн, Хао и Ху также начали набирать в ученики желающих научиться всем тонкостям и премудростям стиля фаньцзыцюань.Но тот вариант данного стиля, который известен сейчас берет начало все же от человека с именем Ма Фэнту. Он вместе со своим родным братом поступил в ученики к Чэну, Хао и Ху, которые в свою очередь учились у Ма Фэнту и Ма Инту основам тунбэй пигуа цюань. На самом деле, такой симбиоз послужил на благо развития обоих стилей.

Во время тренировок по фаньцзыцюань особое внимание уделяется отработке тяо мо — подъёма во время наступления и смахивания во время отступления. А удары, применяемые в стиле фаньцзыцюань, нередко сравнивают с ударами хлыста, ведь они такие же быстрые, резкие и внезапные.
Поединок бойцов фаньцзыцюань выглядит крайне стремительным. Но для этого стиля характерна не только высокая скорость вращений слева и справа, сверху и снизу. Также про фаньцзыцюань говорят, что он удивительным образом объединяет в себе обманные и реальные движения, их мягкость и твердость. В этом стиле есть и своя техника шагов. В нее входят шаги с такими названиями: чулюбу или выкалывающий шаг, ицзыбу или шаг в виде иероглифа, люхэ баньмабу или половинная стойка лошади шести соединений. Еще данный стиль включает в себя 8 методов Юэ Цин работы руками. Каждый из в методов, в свою очередь, подразделяется еще и на 8 «рук». Эти 8 приемов считаются основными в стиле фаньцзыцюань, к тому же, они помогают отлично отработать движения по различным дугам и окружностям.
Сейчас нередко можно встретить ситуацию, когда чоцзяо, пигуацюань и фаньцзыцюань изучаются параллельно, что также накладывает свой отпечаток на внешний вид и дальнейшее развитие фаньцзыцюань.

Фаньцзыцюань

Ма Фэнту обучался фаньцы цюань в Шэньяне у трёх учителей боевых искусств — Чэнь Дунгэ, Хао Минцзю и Ху Фэна. Обменявшись опытом, он передал им традиции пигуа и бацзи. Отдав себя целиком исследованию, он внёс преимущества каждого из стилей — пигуа, бацзи и чоцзяо в фаньцзыцюань, а также внедрил в систему принципы и методы выброса усилий тунбэй.

Выделяют два разных стиля фаньцзыцюань:

  • Фаньцзыцюань — хэбэйский
  • Северо-восточный фаньцзыцюань

Они происходят из одного источника, но тем не менее отличаются. Популярный на северо-западе стиль фаньцзыцюань это система, которая обладает также особенностями искусства Тунбэй.
Фаньцзыцюань относится к стилю дуаньда. Движения его простые, комплекс выполняется в одну сторону, без возврата. В настоящее время для тренировки чаще всего выполняют два комплекса вместе, сочетая движение в одну сторону и возврат.
Отличие традиционного подхода в тренировке и соревнованиях заключается в скорости выполнения комплекса. Как бегун на 100 метров должен показать наилучший результат по времени, так и мастера фаньцзыцюань соревновались в скорости. При этом они должны были сохранить чистоту техники, показать хорошую силу, координацию, ритмику и стиль.
Кулачный стиль фаньцзы прост и практичен, движения плавно перетекают одно в другое, круговые движения не прекращаются и часты подобно дождю, приёмы быстрые и связаны в цепь, ловкие и яростные, движения тела гибкие и изменчивые подобно урагану и ливню.
Особенно выделяются принципы Фаньцзыцюань «резкость, быстрота, твёрдость и упругость». Этот стиль описывают так: «удары кулаков часты подобно дождю, проворны словно кнут». Среди популярных комплексов имеются Цзянцзунфань, Цуйбафань, Чжаньчжуанфань, Ицзыфань и Лушоуфань.

Занятия и семинары по ушу для взрослых

УШУ-ЭКСПЕРТ

Cеминар на тему: «Чанбин — фехтование на копьях».


В программу семинара входят самые важные приемы тунбэй цян. За 20-летний опыт работы с китайскими мастерами разработана целая система тренировки и применения главного приёма фехтования на копьях — «ла на чжа». Также подробно разбирается техника передвижений, маневрирования, взаимодействия приемов копья и работы тела. Воспитанники школы мастерства «УШУ-ЭКСПЕРТ» — неоднократные победители и призеры соревнований по спортивному копью, эффективно используют традиционные способы и методы подготовки фехтовальщиков. Вы действительно сможете убедиться, что копье является королём оружия. Приглашаем новичков, любителей и профессионалов на наши уникальные семинары по традиционному фехтованию. Индивидуальный подход гарантирован.
Подробнее на официальном сайте УШУ-ЭКСПЕРТ http://wushu-expert.ru/seminari/canbin-fehtovanie-na-dlinnom-oruzii

Темы семинаров:

1. Оздоровительные методики ушу
2. Дуаньбин — фехтование на коротком оружии
3. Чанбин — фехтование на длинном оружии
4. Традиционные направления ушу
5. Самооборона и рукопашный бой
6. Борьба шуайцзяо

Подробнее на официальном сайте УШУ-ЭКСПЕРТ www.wushu-expert.ru

Фаньцзы цюань

#1 taran

  • Пользователи
  • 186 сообщений
  • В общем попросили меня с контэна. Но попросили как то странно, официально у меня вроде как бан , но зайти на форум и писать могу . Только мои последние посты стерли (хотя в принципе не первый раз) . Ну ладно бан , так бан . Я и сам чувствовал что я там со своим мнением не ко двору. В общем писать я там не буду, но свои посты сюда перенесу:

    Фаньцзыцюань существует очень давно. В трактате Ци Цзигуана «Цзисяо синьшу» («Новая книга записей о достижениях») (династия Мин) сказано: «8 уверток-переворотов и 12 коротких — это искусность искусности». В свои 32 приема он включил такие приемы фаньцзыцюань, как «даньтоупао» («выстрел над головой»), «аолуаньчжоу» («разноименный локоть птицы Луань»), «шуньлуаньчжоу» («одноименный локоть птицы Луань»), «цигуши» («форма знамени и барабана»).

    Источником современного фаньцзыцюань является род Дуань из деревни Северная Булань уезда Гаоян провинции Хэбэй. Примерно в годы правления под девизом «Даогуан» поколение Дянь («последний») рода Гуань образовывали пятеро братьев, все — хорошие бойцы. Они попросили Хань Лума стать их учителем, и изучили у Ханя фаньцзы и чуоцзяо. Сюй Чжаосюн с Северо-Востока, изучив у семьи Дуань фаньцзыцюань и чуоцзяо, передал традицию шэньянцам Хэ Хэсяну и Ху Фэнсаню. Помимо них в фаньцзы и чуоцзяо был также силен Чэн Цинчунь из Яньтая, кроме того он тренировал «9 рук богомола»; говорят что он учился у Сюй Чжаосюна.

    Тот фаньцзыцюань, что имеется в Ганьсу и Шэньси, а после образования КНР распространился по всей стране, передается от Ма Фэнту. В начале периода Китайской Республики Ма Фэнту и его единоутробный брат Ма Инту 7 лет в Шэньяне обменивались опытом с Хэ, Ху и Чэном. Братья Ма изучили у Хэ, Ху и Чэна фаньцзыцюань и чуоцзяо, а Хэ, Ху и Чэн изучили у братьев Ма тунбэй пигуа цюань. Ма Фэнту доставил чуоцзяо и фаньцзыцюань на Северо-Запад, а в Шэньяне ныне изучающие фаньцзыцюань тренируют также и пигуацюань.

    Фаньцзыцюань — это стремительное вращение слева и справа, сверху и снизу. Это твердость и мягкость,реальные движения и обман. Онделится на 8 методов, называемые 8 методов Юэ Цин работы руками, каждый из которых делится на 8 рук. Таким образом имеем 64 руки. Техника шагов состоит из чулюбу (выкалывающий шаг), ицзыбу (шаг в виде иероглифа «-»), люхэ баньмабу (половинная стойка лошади шести соединений).

    Тренируя фаньцзы цюань, надо вначале тренировать тяо мо (подъём и смахивание), то есть подъем при наступлении и смахивание при отступлении. При ударах основное внимание сосредоточено на «Если удар приходит высоко то применяй тяо, если низко то мо». Тяо — это маховое движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вперед. Мо — это движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вниз к животу. Суть восьми методов состоит в разнообразнейшей тренировке движений по различным дугам и окружностям.

    Основным тао, исполняемым без оружия, служит личжуанфань («вращение подобное вращение стоящей сваи»). Другие тао: цуйбафань («собранные 8 вращений»), каошоуфань («вращение опирающихся рук»), цзянь чжун фань («вращение укрепляющее центр»), циньшоуфань («вращение хватающей руки»), лушоуфань («вращение похищающей руки»). В специфическое оружие фаньцзыцюань входят: бабу ляньхуань цзиньшоудао («8 шагов непрерывного широкого меча атакующих рук»), мяньчжаньдао («широкий меч непрерывно тянущейся войны»).

    В настоящее время распространенные на Северо-Востоке и Северо-Западе две ветви фаньцзыцюань схожи между собой, но в методах работы с силой, внешнем облике и конструкции таолу имеют небольшие различия. Распространенный на Северо-Западе в работе с силой испытал влияние тунбэя, акцент делается на выбросе силы от поясницы, прямо и разом. На Северо-Востоке предпочитают проворство, жесткий подъем и жесткое опускание. Обе эти ветви фаньцзыцюань имеют свою специфику и широко распространены. Помимо них в Хэбэе и районе Пекин-Тяньцзинь существуют еще люшоуфань («вращение шести рук»), яньцин фаньцзы («фаньцзы Янь Цина»), инчжао фань («вращение орлиных когтей»), цуньфаньцзы («фаньцзы в 1 цунь»), цуйфаньцзы («собранный фаньцзы»).

    Конструкции в фаньцзыцюань осторожные, стремительный выброс цзин, сильная непрерывность, таолу выполняется полностью на одном дыхании. Люди говорят, что «оба кулака бьют часто, как дождь, стремительно хлещут как бичом», описывая внешний облик фаньцзыцюань. Основные моменты работы с цзин: проворство, скорость, твердость, хлесткость, вращение.
    Немного классического фаньцзы
    Ссылку предоставил уважаемый Foad
    То фаньцзы что я изучаю это система созданная на основе фаньцзы и тайцзы цюань. Эти два стиля изучал мой учитель и на основе них создал свою систему. Тайцзи которое он практикует очень похоже на это http://www.youtube.c. LEiOukzw#at=387
    По применению стиль очень напоминает вот это причем мой учитель тоже любит пометать, причем не только ножики, но и различные предметы

    то фаньцзы которое на видео foad совсем не похоже на то фаньцзы которое изучаю я. У нас вообще нет таких прямых дорожек даже самые базовые связки делаются с петляющим шагом. Даже пословица поэтому поводу есть: не нарисуешь кружок, не поставишь носок. Все связки даже базовые выстроены так чтобы работать с группой . По крайней мере мне учитель их показывал с участием двух трех своих учеников. Да и сила у нас по другому проявляется, каждый удар как способ от толкнуться от противника и нанести следующий удар в другом месте или в другого противника. А этот фаньцзы мало чем от обычного шаолиня отличается. Направленность на групповой бой для отработки используется 4 мешка на специальной подставке ты внутри крутишься бьешь мешки , они бьют тебя. Сейчас приехал пока использую четыре дерева , потом планирую себе сделать такую же. Правда не знаю где?
    Я выбрал этот стиль потому что мне понравился учитель . Он не по наслышке знает что такое реальный бой, и является очень грамотным специалистом по ТКМ. По крайней мере после его тренировок у меня до сих пор все нормально со спиной . Я думаю от того что я постоянно делаю то что он мне дал. Он любой элемент объясняет с точки зрения реального применения, не стесняется работать в паре с своими здоровыми молодыми учениками, причем не понарошку, это отличает его от большинства тех китайцев которых я видел.
    Основной принцип при работе с группой (как я для себя определил) Когда тебя бьют , как током, когда бьешь сам как в упругий шар от которого отталкиваешься. В данном конкретном случае отражение это волна которую ты используешь для изменения своего движения
    Тренировка начинается с настаивания статических форм.

    Фаньцзыцюань

    Один из видов кулачного искусства. Другие названия — «фаньцзы», «фаньцюань»; исходное название — «башаньфань»(«8 уверток-переворотов»). Относится к методам ведения боя на короткой дистанции.

    Фаньцзыцюань существует очень давно. В трактате Ци Цзигуана «Цзисяо синьшу» («Новая книга записей о достижениях») (династия Мин) сказано: «8 уверток-переворотов и 12 коротких — это искусность искусности». В свои 32 приема он включил такие приемы фаньцзыцюань, как «даньтоупао» («выстрел над головой»), «аолуаньчжоу» («разноименный локоть птицы Луань»), «шуньлуаньчжоу» («одноименный локоть птицы Луань»), «цигуши» («форма знамени и барабана»).

    Источником современного фаньцзыцюань является род Дуань из деревни Северная Булань уезда Гаоян провинции Хэбэй. Примерно в годы правления под девизом «Даогуан» поколение Дянь («последний») рода Гуань образовывали пятеро братьев, все — хорошие бойцы. Они попросили Хань Лума стать их учителем, и изучили у Ханя фаньцзы и чуоцзяо. Сюй Чжаосюн с Северо-Востока, изучив у семьи Дуань фаньцзыцюань и чуоцзяо, передал традицию шэньянцам Хэ Хэсяну и Ху Фэнсаню. Помимо них в фаньцзы и чуоцзяо был также силен Чэн Цинчунь из Яньтая, кроме того он тренировал «9 рук богомола»; говорят что он учился у Сюй Чжаосюна.

    Тот фаньцзыцюань, что имеется в Ганьсу и Шэньси, а после образования КНР распространился по всей стране, передается от Ма Фэнту. В начале периода Китайской Республики Ма Фэнту и его единоутробный брат Ма Инту 7 лет в Шэньяне обменивались опытом с Хэ, Ху и Чэном. Братья Ма изучили у Хэ, Ху и Чэна фаньцзыцюань и чуоцзяо, а Хэ, Ху и Чэн изучили у братьев Ма тунбэй пигуа цюань. Ма Фэнту доставил чуоцзяо и фаньцзыцюань на Северо-Запад, а в Шэньяне ныне изучающие фаньцзыцюань тренируют также и пигуацюань.

    Фаньцзыцюань — это стремительное вращение слева и справа, сверху и снизу. Это твердость и мягкость,реальные движения и обман. Онделится на 8 методов, называемые 8 методов Юэ Цин работы руками, каждый из которых делится на 8 рук. Таким образом имеем 64 руки. Техника шагов состоит из чулюбу (выкалывающий шаг), ицзыбу (шаг в виде иероглифа «-«), люхэ баньмабу (половинная стойка лошади шести соединений).

    Тренируя фаньцзы цюань, надо вначале тренировать тяо мо (подъём и смахивание), то есть подъем при наступлении и смахивание при отступлении. При ударах основное внимание сосредоточено на «Если удар приходит высоко то применяй тяо, если низко то мо». Тяо — это маховое движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вперед. Мо — это движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вниз к животу. Суть восьми методов состоит в разнообразнейшей тренировке движений по различным дугам и окружностям.

    Основным тао, исполняемым без оружия, служит личжуанфань («вращение подобное вращение стоящей сваи»). Другие тао: цуйбафань («собранные 8 вращений»), каошоуфань («вращение опирающихся рук»), цзянь чжун фань («вращение укрепляющее центр»), циньшоуфань («вращение хватающей руки»), лушоуфань («вращение похищающей руки»). В специфическое оружие фаньцзыцюань входят: бабу ляньхуань цзиньшоудао («8 шагов непрерывного широкого меча атакующих рук»), мяньчжаньдао («широкий меч непрерывно тянущейся войны»).

    В настоящее время распространенные на Северо-Востоке и Северо-Западе две ветви фаньцзыцюань схожи между собой, но в методах работы с силой, внешнем облике и конструкции таолу имеют небольшие различия. Распространенный на Северо-Западе в работе с силой испытал влияние тунбэя, акцент делается на выбросе силы от поясницы, прямо и разом. На Северо-Востоке предпочитают проворство, жесткий подъем и жесткое опускание. Обе эти ветви фаньцзыцюань имеют свою специфику и широко распространены. Помимо них в Хэбэе и районе Пекин-Тяньцзинь существуют еще люшоуфань («вращение шести рук»), яньцин фаньцзы («фаньцзы Янь Цина»), инчжао фань («вращение орлиных когтей»), цуньфаньцзы («фаньцзы в 1 цунь»), цуйфаньцзы («собранный фаньцзы»).

    Конструкции в фаньцзыцюань осторожные, стремительный выброс цзин, сильная непрерывность, таолу выполняется полностью на одном дыхании. Люди говорят, что «оба кулака бьют часто, как дождь, стремительно хлещут как бичом», описывая внешний облик фаньцзыцюань. Основные моменты работы с цзин: проворство, скорость, твердость, хлесткость, вращение.

    В последние десятилетия фаньцзыцюань координируется в единую систему с чуоцзяо и пигуацюань, их тренируют параллельно, поэтому работают еще и тунбэевские методы силы — «заглатывающе-выплевывающий» выброс силы, переворачивающее развертывание катящегося колеса, мешающее опирание и рубящая тяжесть.

    Фаньцзыцюань

    Фаньцзыцюань (翻子拳) — один из видов кулачного искусства. Другие названия — «фаньцзы», «фаньцюань»; исходное название — «башаньфань» («8 уверток-переворотов»). Относится к методам ведения боя на короткой дистанции.

    Источником современного фаньцзыцюань является род Дуань из деревни Северная Булань уезда Гаоян провинции Хэбэй. Примерно в годы правления под девизом «Даогуан» поколение Дянь («последний») рода Гуань образовывали пятеро братьев, все — хорошие бойцы. Они попросили Хань Лума стать их учителем, и изучили у Ханя фаньцзы и чуоцзяо. Сюй Чжаосюн с Северо-Востока, изучив у семьи Дуань фаньцзыцюань и чуоцзяо, передал традицию шэньянцам Хэ Хэсяну и Ху Фэнсаню. Помимо них в фаньцзы и чуоцзяо был также силен Чэн Цинчунь из Яньтая, кроме того он тренировал «9 рук богомола»; говорят что он учился у Сюй Чжаосюна.

    Тот фаньцзыцюань, что имеется в Ганьсу и Шэньси, а после образования КНР распространился по всей стране, передается от Ма Фэнту. В начале периода Китайской Республики Ма Фэнту и его единоутробный брат Ма Инту 7 лет в Шэньяне обменивались опытом с Хэ, Ху и Чэном. Братья Ма изучили у Хэ, Ху и Чэна фаньцзыцюань и чуоцзяо, а Хэ, Ху и Чэн изучили у братьев Ма тунбэй пигуа цюань. Ма Фэнту доставил чуоцзяо и фаньцзыцюань на Северо-Запад, а в Шэньяне ныне изучающие фаньцзыцюань тренируют также и пигуацюань.

    Фаньцзыцюань — это стремительное вращение слева и справа, сверху и снизу. Это твердость и мягкость,реальные движения и обман. Онделится на 8 методов, называемые 8 методов Юэ Цин работы руками, каждый из которых делится на 8 рук. Таким образом имеем 64 руки. Техника шагов состоит из чулюбу (выкалывающий шаг), ицзыбу (шаг в виде иероглифа «-«), люхэ баньмабу (половинная стойка лошади шести соединений).

    Тренируя фаньцзы цюань, надо вначале тренировать тяо мо (подъём и смахивание), то есть подъем при наступлении и смахивание при отступлении. При ударах основное внимание сосредоточено на «Если удар приходит высоко то применяй тяо, если низко то мо». Тяо — это маховое движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вперед. Мо — это движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вниз к животу. Суть восьми методов состоит в разнообразнейшей тренировке движений по различным дугам и окружностям.

    Основным тао, исполняемым без оружия, служит личжуанфань («вращение подобное вращение стоящей сваи»). Другие тао: цуйбафань («собранные 8 вращений»), каошоуфань («вращение опирающихся рук»), цзянь чжун фань («вращение укрепляющее центр»), циньшоуфань («вращение хватающей руки»), лушоуфань («вращение похищающей руки»). В специфическое оружие фаньцзыцюань входят: бабу ляньхуань цзиньшоудао («8 шагов непрерывного широкого меча атакующих рук»), мяньчжаньдао («широкий меч непрерывно тянущейся войны»).

    В настоящее время распространенные на Северо-Востоке и Северо-Западе две ветви фаньцзыцюань схожи между собой, но в методах работы с силой, внешнем облике и конструкции таолу имеют небольшие различия. Распространенный на Северо-Западе в работе с силой испытал влияние тунбэя, акцент делается на выбросе силы от поясницы, прямо и разом. На Северо-Востоке предпочитают проворство, жесткий подъем и жесткое опускание. Обе эти ветви фаньцзыцюань имеют свою специфику и широко распространены. Помимо них в Хэбэе и районе Пекин-Тяньцзинь существуют еще люшоуфань («вращение шести рук»), яньцин фаньцзы («фаньцзы Янь Цина»), инчжао фань («вращение орлиных когтей»), цуньфаньцзы («фаньцзы в 1 цунь»), цуйфаньцзы («собранный фаньцзы»).

    Конструкции в фаньцзыцюань осторожные, стремительный выброс цзин, сильная непрерывность, таолу выполняется полностью на одном дыхании. Люди говорят, что «оба кулака бьют часто, как дождь, стремительно хлещут как бичом», описывая внешний облик фаньцзыцюань. Основные моменты работы с цзин: проворство, скорость, твердость, хлесткость, вращение.

    В последние десятилетия фаньцзыцюань координируется в единую систему с чуоцзяо и пигуацюань, их тренируют параллельно, поэтому работают еще и тунбэевские методы силы — «заглатывающе-выплевывающий» выброс силы, переворачивающее развертывание катящегося колеса, мешающее опирание и рубящая тяжесть.

    翻子拳
    Фаньцзыцюань
    (кулак вращения)

    Первые упоминания о стиле относятся к XVI веку. Живший при династии Мин генерал Ци Цзигуан в своей книге «Цзисяо синьшу» [«Новая книга записей о достижениях»] среди прочих стилей, существовавших в то время, упоминает и «ба шань фань» [«восемь уверток и вращений»], а среди вошедших в отобранные им 32 приема имеются семь форм, которые входят и в современный фаньцзыцюань .

    Современный стиль прослеживается с середины XIX века. В деревне Бэйбулицунь, что в уезде Гаоян нынешней провинции Хэбэй, жил род Дуань 段 . В поколении, имена представителей которого содержали в себе иероглиф «дянь 殿», было пятеро братьев, которые пошли учиться к мастеру Хань Лума 韩禄马, и изучили у него фаньцзыцюань и чоцзяо . Эти пять братьев прославились как отличные бойцы и у них было много учеников, однако тех, кто получил «истинную передачу», можно было пересчитать по пальцам.

    Одним из их учеников был Сюй Чжаосюн 许兆熊, учившийся у братьев Дуань много лет. У Сюй Чжаосюна учились Хао Минцзю 郝鸣九 и Ху Фэнсань 胡奉三, а также мастер ушу Чэн Фу из Яньтая провинции Шаньдун. Чэн Цинчунь 程庆春 — сын Чэн Фу — помимо фаньцзыцюань и чоцзяо также владел танланцюань , в его варианте фаньцзыцюань основной упор стал делаться на прикладную отработку, в базовый комплекс стиля он вплавил приёмы стиля богомола. Хао Минцзю прорабатывал всё тщательно, до мелочей, в его направлении стиля трансформации приёмов сложны и запутаны. Направление Ху Фэнсаня представляет собой нечто среднее между направлениями семей Чэн и Хао. После буржуазно-демократической революции Чэн, Хао и Ху отправились на северо-восток в Фэнтянь (современный Шэньян) и преподавали там. В этот период у них изучил фаньцзыцюань известный мастер стиля тунбэйцюань Ма Фэнту 马凤图. Впоследствии перипетии гражданской войны забросили Ма Фэнту на северо-запад Китая, где он и осел, начав распространять там свое собственное направление стиля.

    Фаньцзыцюань ещё называют 翻拳 фаньцюань («кулак вращения»), 八闪翻 ба шань фань («восемь увёрток и вращений»). Изначально в стиле был только комплекс чжаньчжуанфань («вращения стоящей сваи»); впоследствии добавились такие комплексы, как цуй ба фань («бирюзовые восемь вращений»), цзянь цзун фань («вращения здорового рода»), ицзы фань («вращения, выполняемые на одной прямой»), лушоу фань («вращения хватающих рук»), циншоу фань («вращения лёгких рук»), башань шиэрфань («восемь увёрток и двенадцать вращений»), башоу фань («вращения восьми рук»), люшоу фань («вращения шести рук»). Восемь приёмов, входящих в ба шань фань , являются восемью основными приёмами стиля. Бой в стиле ведётся на короткой дистанции, основными характеристиками способов выброса усилия считаются «скорость, жесткость, ломкость и хлёсткость»; традиционная поговорка сравнивает удары фаньцзыцюань с ударами хлыста.

    1 Батальон

    Такая разновидность китайского ушу, как фаньцзыцюань, представляет собой «переворачивающийся кулак«. Также стиль иногда именуют иначе: фаньцзы или фаньцюан, а первоначальное название звучало как башаньфань или «8 увёрток-переворотов«. Безусловно, фаньцзыцюань относится к боевым искусствам, рассчитанным на бой на короткой дистанции.

    История стиля фаньцзыцюань началась много столетий назад, о данном стиле сказано даже в трактате Ци Цзигуана «Новая книга записей о достижениях«. Фаньцзыцюань в трактате охарактеризован, как «искусность искусности«. Сегодня за стилем закреплено 32 приёма, в числе основных:

    • даньтоупао («выстрел над головой»),
    • цигуши («форма знамени и барабана»),
    • аолуаньчжоу («разноименный локоть птицы Луань»),
    • шуньлуаньчжоу («одноименный локоть птицы Луань»).

    Современный вариант стиля фаньцзыцюань пошёл от рода Дуань, проживавшего в деревне Северная Булань уезда Гаоян провинции Хэбэй. Очень быстро стиль перекинулся на Ганьсу и Шэньси, а после образования КНР стал с невероятной скоростью распространяться по всей стране.

    Фаньцзыцюань можно охарактеризовать лишь одним движенияем. И движение это — стремительное вращение слева и справа, снизу и сверху. В этом движении одновременно и твёрдость и мягкость, и визуальный обман и реальность. В целом учение фаньцзыцюань подразумевает 8 методов, которые получили название 8 методов Юэ Цин работы руками, при этом каждый метод в отдельности также подразделяется на 8 рук. В общей сложности получается 64 руки.

    Шаги в системе фаньцзыцюань объединены в техники под названием чулюбу (выкалывающий шаг), ицзыбу и люхэ баньмабу (половинная стойка лошади шести соединений).

    Начальные тренировки фаньцзыцюань подразумевают работу над тяо мо (подъёмом и смахиванием). Имеется в виду подъём при наступлении и смахивание при отступлении. Иероглифом «тяо» в данном случае обозначается маховое круговое движение одновременно обеими руками в вертикальной плоскости вперёд. А иероглиф «мо» — это круговые движения руками в вертикальной плоскости вниз к животу. Весь смысл 8 методов заключается в самом разнообразном использовании движений по кругу.

    Базовым тао, не предусматривающим использование оружия, является личжуанфаньвращение подобное вращение стоящей сваи«). Помимо него в стиле представлены и другие тао:

    • каошоуфань («вращение опирающихся рук«),
    • цзянь чжун фань («вращение укрепляющее центр«),
    • циньшоуфань («вращение хватающей руки«),
    • лушоуфань («вращение похищающей руки«),
    • цуйбафань («собранные 8 вращений«).

    Техники фаньцзыцюань с оружием предусматривают использование таких тао, как бабу ляньхуань цзиньшоудао («8 шагов непрерывного широкого меча атакующих рук«) и мяньчжаньдао («широкий меч непрерывно тянущейся войны«).

    Сегодня стиль фаньцзыцюань представлен двумя направлениями, характерными для северо-востока и северо-запада Китая. Они различаются по методам работы с силой, по внешнему облику и конструкции таолу. Типичный для северо-запада фаньцзыцюань предусматривает выброс силы от поясницы, прямо и одним махом. А северо-восточный вариант фаньцзыцюань предпочитает жёсткий подъём и жёсткое опускание.

    В целом для всего стиля фаньцзыцюань типичны осторожные конструкции, стремительный выброс цзин, дительная непрерывность, исполнение таолу на одном дыхании. О стиле фаньцзыцюань сложили поговорку: «оба кулака бьют часто, как дождь, стремительно хлещут как бичом«.

    Стиль Люхебафацюань – основы и методы древнего боевого искусства

    Стиль Люхэбафацюань, или Восемь методов – это китайское боевое искусство, разработанное Ли Де Мао во время правления династии Цинь. Он объединил методы из Фаньцзыцюань (Fanziquan), Паочуй, таньтуй и синъицюань в новый стиль, который основан на теории восьми методов. По другому его еще называют “водный стиль”.

    Этот стиль включает в себя как формы и принципы шести взаимосоответствий, так и оружие, включая обучение владения копьем, саблей, мечом и большим копьем (Chiang Da). Бафацюань популярен в таких регионах, как Сюй Шан, Да Тонг, Гу Он и Юн Чэн.

    В основном этот стиль использовался для более ускоренной подготовки будущих солдат Китая.

    BaFaQuan (Бафацюань) или восемь методов был разработан в период династии Цин, экспертом по кунг-фу Ли Де Мао. Он соединил 5 различных стилей кунг-фу, чтобы создать и развивать свой собственный стиль, Ba Fa Quan. Мастер соединил различные элементы стилей, чтобы сформировать новый стиль, который основывался на теории восемь методов рукопашного боя.

    Основы стиля Люхебафа Цюань

    Лю хэ — восемь методов плюс принципы шести взаимосоответствий:

    1. Тело должно быть объединено с “синь” (с сердцем, т.е. вашим разумом).
    2. “Синь” (сердце и разум) должно действовать в полной гармонии с “И” — волей – мыслью.
    3. “И” ваша мысль-воля должна быть едина и синхронна с “Ци” – внутренней энергией.
    4. “Ци” связана с “Шэнь” — вашим духом.
    5. “Шэнь” целостен с движением.
    6. Движение объединяется с пустотой.

    Лю Хэ Ба Фа Цюань – основан и базируется на восьми внутренних и восьми внешних методах, гармонично взаимосвязанных друг с другом.

    Восемь внутренних, т.е. скрытых методов

    • “Ци” — владение перемещением энергии “ци” и умение концентрировать дух.
    • Кость — благодаря правильной работе костей и суставов проявляется внутренняя сила.
    • Форма — посредством определенных упражнений и медитаций ваша мысль начинает приобретать физический образ.

    Следование за…- в данном случае подразумевается двойное значение, где умение делать одновременно несколько дел на высоком уровне мастерства:

    1. достигается умение как зеркально, так и предупреждающе следовать за движениями противника;
    2. умение следовать за собственным потоком энергии и полностью чувствовать эти движения.

    Подъём или удлинение — это способность держать голову прямо, таким образом, чтобы удлинить шейные позвонки и сам позвоночник человека для благоприятного и беспрепятственного протекания жизненной энергии “Ци” по телу.

    Возвращение — в данном случае используется принцип волн путем непрерывности, изменения, перетекания и чередования.

    Сдержанность — умение экономно расходовать умственную и физическую силу и энергию в любой ситуации, даже боевой.

    Скрытность — способность утаивать и не применять технику до подходящего случая.

    Мастер Бо Вэньсюэ и стиль тунбэйцюань — философия единства

    Мастер Бо Вэньсюэ и стиль тунбэйцюань — философия единства

    В середине XIX века намечается еще одно интересное явление в боевых искусствах — начинают создаваться мегастили, т. е. стили, которые возникают на основе непротиворечивого слияния сразу нескольких крупных направлений. Они не просто механически складываются между собой, но взаимоинтегрируются в единое тело. Именно таким образом возникает один из самых известных мегастилей — тунбэйцюань («Стиль сквозной подготовки»). Его важнейшими составными частями стали бацзицюань («Стиль восьми пределов»), пигуацюань («Рубящий кулак»), фаньцзыцюань («Крутящийся кулак») и чоцзяо («Пронзающие ноги»). Чуть позже в него влился и известный стиль танланцюань (стиль богомола). Все эти стили до того, как сплестись в единый клубок, имели глубокую историю и до сих пор чаще всего практикуются отдельно как абсолютно самостоятельные направления.

    Но судьба распорядилась так, что в ряде районов, например, в уездах Яньшань и Цайсянь провинции Хэбэй, эти стили изучались в одних и тех же школах. В 20—40-е годы XVIII века в уезде Цайсянь стал широко известен мастер Бо Вэньсюэ. Знал он хорошо и пигуацюань, и бацзицюань. Человек весьма образованный и неординарный (не случайно его имя означало: Постигающий Письмена), он служил в книгохранилище уезда Яньшань, которое в то время выполняло и функции учебного центра, или школы. Следуя древним традициям, Бо Вэньсюэ разделил своих учеников на две группы — «военную» и «гражданскую». (Интересно, не сказалось ли здесь влияние тайных обществ, активно действовавших в ту эпоху в этой местности, которые также разделяли свои учебные группы на две эти категории?) Примечательно, что на первых порах его последователи обучались не столько боевым искусствам, сколько определенным нормам «здоровой жизни», характерным для ряда сектантских объединений, например, они не ели мясной пищи, придерживались неизменной скромности и разумного аскетизма. Многим это казалось несколько странным, потому что в ту эпоху правила в школах ушу стали более либеральны и демократичны, но все же Бо строго придерживался традиции. Так или иначе, через несколько лет Бо сумел воспитать целую плеяду «боевых талантов», как их называли современники, среди них — знаменитые впоследствии Ли Юньбяо, Сяо Хэчэн, у которых учились в свою очередь Хуан Линьбяо и Юй Баолу. «Ученики и ученики учеников» всегда держались вместе; в какие бы уголки Китая ни заносила их судьба, они продолжали поддерживать тесные контакты, обменивались письмами, по возможности старались чаще встречаться и тренироваться вместе. Естественно, что благодаря этому стиль не распылялся, а оставался в виде стройной школы, хотя в ту эпоху резко проявилась тенденция раздувания традиционных школ и превращения их в массовые секции.

    Бо Вэньсюэ слыл большим знатоком неоконфуцианской философии, много сделавшей для сведения воедино буддизма, конфуцианства и даосизма. Поэтому нас не удивит тот принцип, который он положил в основу преподаваемой им системы: «Когда всепронизывающий дух достигает изменений, то тысячи методов подготовки сходятся к единому». Как здесь не вспомнить неоконфуцианскую параллель: «Когда дух целостен, а сердце спокойно, то все учения — конфуцианство, буддизм, даосизм — сходятся воедино». Фактически, он провозглашает древнюю идею единства всех стилей внутри просветленного духа. Благодаря этому принципу единства стиль получил название «Стиль комплексной подготовки», или «Стиль сквозной подготовки».

    Эту же идею универсализма тренировки подтвердил и другой лозунг стиля, проповедь которого традиция также относит к Бо Вэньсюэ: «Взаимопроникновение принципа (т. е. внутренних принципов кулачного искусства. — А. М.) и образов (т. е. конкретных форм и приемов. — А. М.); при этом основа (укрепление тела. — А. М.) и ее функция (боевое применение. — А. М.) пестуются в неразделимой целостности».

    Мы уже говорили, что Бо Вэньсюэ был строго традиционен и непосредственно связан с мистической культурой закрытых религиозных сект. Свой стиль он рассматривал скорее как одно из учений, нежели как еще один стиль боевых искусств, которые десятками насчитывались в его родном уезде. Поэтому широкой проповеди своих идей он не вел, а общался лишь с ближайшими учениками, в частности с Ли Юньбяо, ставшим вскоре патриархом стиля, а точнее — еретической секты, основой которой был стиль (и одновременно учение!) тунбэйцюань. Полное написание названия стиля запрещалось называть всем, кроме мастеров высшего посвящения. Хитроумный Ли Юньбяо стал для всех членов секты называть его «тунбицюань» («Стиль проникающих рук») или омофоничным «тунбэйцюань» («Стиль ударов через спину»). Тонкость заключалась в том, что тунбицюань действительно преподавался в тех же местностях вполне открыто и был весьма популярен. Хотя стили сильно различались, в их базовой подготовке было немало общего, благо и происходили они из одной провинции. Поэтому большинство профанов такой «подмены» не замечали, а государственные чиновники, регулярно отслеживавшие рост тайных сект, в основном не подозревали, что кроется за общеизвестным и «безобидным» стилем тунбицюань.

    Фаньцзыцюань
    (переворачивающийся кулак)

    Один из видов кулачного искусства. Другие названия — «фаньцзы», «фаньцюань»; исходное название — «башаньфань» («8 уверток-переворотов»). Относится к методам ведения боя на короткой дистанции.

    Фаньцзыцюань существует очень давно. В трактате Ци Цзигуана «Цзисяо синьшу» («Новая книга записей о достижениях») (династия Мин) сказано: «8 уверток-переворотов и 12 коротких — это искусность искусности». В свои 32 приема он включил такие приемы фаньцзыцюань, как «даньтоупао» («выстрел над головой»), «аолуаньчжоу» («разноименный локоть птицы Луань»), «шуньлуаньчжоу» («одноименный локоть птицы Луань»), «цигуши» («форма знамени и барабана»).

    Источником современного фаньцзыцюань является род Дуань из деревни Северная Булань уезда Гаоян провинции Хэбэй. Примерно в годы правления под девизом «Даогуан» поколение Дянь («последний») рода Гуань образовывали пятеро братьев, все — хорошие бойцы. Они попросили Хань Лума стать их учителем, и изучили у Ханя фаньцзы и чуоцзяо. Сюй Чжаосюн с Северо-Востока, изучив у семьи Дуань фаньцзыцюань и чуоцзяо, передал традицию шэньянцам Хэ Хэсяну и Ху Фэнсаню. Помимо них в фаньцзы и чуоцзяо был также силен Чэн Цинчунь из Яньтая, кроме того он тренировал «9 рук богомола»; говорят что он учился у Сюй Чжаосюна.

    Тот фаньцзыцюань, что имеется в Ганьсу и Шэньси, а после образования КНР распространился по всей стране, передается от Ма Фэнту. В начале периода Китайской Республики Ма Фэнту и его единоутробный брат Ма Инту 7 лет в Шэньяне обменивались опытом с Хэ, Ху и Чэном. Братья Ма изучили у Хэ, Ху и Чэна фаньцзыцюань и чуоцзяо, а Хэ, Ху и Чэн изучили у братьев Ма тунбэй пигуа цюань. Ма Фэнту доставил чуоцзяо и фаньцзыцюань на Северо-Запад, а в Шэньяне ныне изучающие фаньцзыцюань тренируют также и пигуацюань.

    Фаньцзыцюань — это стремительное вращение слева и справа, сверху и снизу. Это твердость и мягкость,реальные движения и обман. Онделится на 8 методов, называемые 8 методов Юэ Цин работы руками, каждый из которых делится на 8 рук. Таким образом имеем 64 руки. Техника шагов состоит из чулюбу (выкалывающий шаг), ицзыбу (шаг в виде иероглифа «-«), люхэ баньмабу (половинная стойка лошади шести соединений).

    Тренируя фаньцзы цюань, надо вначале тренировать тяо мо (подъём и смахивание), то есть подъем при наступлении и смахивание при отступлении. При ударах основное внимание сосредоточено на «Если удар приходит высоко то применяй тяо, если низко то мо». Тяо — это маховое движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вперед. Мо — это движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вниз к животу. Суть восьми методов состоит в разнообразнейшей тренировке движений по различным дугам и окружностям.

    Основным тао, исполняемым без оружия, служит личжуанфань («вращение подобное вращение стоящей сваи»). Другие тао: цуйбафань («собранные 8 вращений»), каошоуфань («вращение опирающихся рук»), цзянь чжун фань («вращение укрепляющее центр»), циньшоуфань («вращение хватающей руки»), лушоуфань («вращение похищающей руки»). В специфическое оружие фаньцзыцюань входят: бабу ляньхуань цзиньшоудао («8 шагов непрерывного широкого меча атакующих рук»), мяньчжаньдао («широкий меч непрерывно тянущейся войны»).

    В настоящее время распространенные на Северо-Востоке и Северо-Западе две ветви фаньцзыцюань схожи между собой, но в методах работы с силой, внешнем облике и конструкции таолу имеют небольшие различия. Распространенный на Северо-Западе в работе с силой испытал влияние тунбэя, акцент делается на выбросе силы от поясницы, прямо и разом. На Северо-Востоке предпочитают проворство, жесткий подъем и жесткое опускание. Обе эти ветви фаньцзыцюань имеют свою специфику и широко распространены. Помимо них в Хэбэе и районе Пекин-Тяньцзинь существуют еще люшоуфань («вращение шести рук»), яньцин фаньцзы («фаньцзы Янь Цина»), инчжао фань («вращение орлиных когтей»), цуньфаньцзы («фаньцзы в 1 цунь»), цуйфаньцзы («собранный фаньцзы»).

    Конструкции в фаньцзыцюань осторожные, стремительный выброс цзин, сильная непрерывность, таолу выполняется полностью на одном дыхании. Люди говорят, что «оба кулака бьют часто, как дождь, стремительно хлещут как бичом», описывая внешний облик фаньцзыцюань. Основные моменты работы с цзин: проворство, скорость, твердость, хлесткость, вращение.

    В последние десятилетия фаньцзыцюань координируется в единую систему с чуоцзяо и пигуацюань, их тренируют параллельно, поэтому работают еще и тунбэевские методы силы — «заглатывающе-выплевывающий» выброс силы, переворачивающее развертывание катящегося колеса, мешающее опирание и рубящая тяжесть.

    Ссылка на основную публикацию