Дзю-дзюцу | Karate-krs.ru

Дзю-дзюцу

Японские Боевые Искусства

Japan Martial Art

Дзю-дзюцу

Есин-ко-рю, Есин-рю, Кираку-рю, Кито-рю, Нагао-рю,
Сэкигути-рю, Такэноути-рю, Тэндзин синъе-рю, Ягю синган-рю

Период постепенного отказа от доспехов открыл массу возможностей для развития систем ближнего боя, дао возможность созданию большого числа приемов, используемых исключительно в схватке с противником, не закрытом доспехами. И во второй половине XVI – начале XVII вв. был сделан важнейший шаг вперед в традиции боя без оружия и с использованием малых видов оружия и подручных средств. Началось формирование новой школы боевого искусства ближнего боя, которое сейчас принято называть «дзю-дзюцу» или в западном произношении- «джиу-джитсу».
В буквальном переводе «Дзю-дзюцу» означает «искусство мягкости». В том названии кроется глубокий смысл. Концепция дзю-дзюцу – одержать верх над противником не силой, а мягкостью и пластичной податливостью. Мастер никогда не теряет в борьбе собственных сил, а наоборот пытается измотать врага, дабы победить. Он вынуждает соперника совершать резкие движения и ловко уходит от них. Не используя жестких блоков, он проворно отходит и агрессор, не ощутив препятствия, повинуясь собственной инерции, теряет равновесие и падает. Направить силу соперника мимо себя или изменить ее вектор и, когда она сойдет на нет, добавить свою энергию, чтобы опрокинуть противника, – в этом главная суть дзю-дзюцу.

Сама мысль превосходства мягкости над силой была не нова. Мы видим эту концепцию еще за несколько столетий до нашей эры в известном памятнике даосской мысли «Даодэцзин». Она имела значительную популярность среди мастеров ушу из Китая, но именно японские мастера рукопашного боя уделили ей столь огромное внимание, что слово «мягкость» вошло в само название школы.

По мнению большинства исследователей, старейшей школой-прообразом современного дзю-дзюцу является Такэноути-рю.

Дзю-дзюцу в начале эпохи Эдо

Мощные броски и разнообразные болевые приемы, которые принято считать своеобразной визитной карточкой японского дзю-дзюцу, начали появляться примерно через 100 лет после возникновения Такэноути-рю. Во всяком случае, самый старый текст, в котором мы можем видеть их в большом количестве, — это проиллюстрированное наставление 1632 г. школы Сэкигути-рю. В этом же ответвлении для обозначения техники именно боя на ближней дистанции впервые возникает слово «явара» (в ином прочтении «дзю» из «дзю-дзюцу») — «мягкость», что говорит об усвоении ее мастерами принципа мягкости и податливости, что составляет фундамент теории дзю-дзюцу. Недостатки Сэкигути-рю – недостаточная разработанность техники удушений и ударов — были восполнены в знаменитой школе Ёсин-рю, самыми сильными сторонами которой как раз и являются удушающие приемы, удары в уязвимые точки, приемы усыпления и реанимации нажимами в уязвимые точки.

Обладать знаниями в этой специфической области боевого искусства мечтали многие бойцы. Дошедшие до наших дней наставления различных школ дзюдзюцу сохранили следы их экспериментов и изысканий. Неудивительно, что многие хотели проникнуть в сокровенные секреты Ёсин-рю и вступали в нее, но мастера свято хранили свои тайны. В тексте родственной Ёсин-рю школы Хаяси-рю сообщается, что ни один из целой тысячи ее учеников не был удостоен посвящения в секреты «истинной традиции убийства и оживления». В результате применения такого экстремального режима секретности позднейшие тексты по дзюдзюцу, созданные в мирное время, когда не было никакой возможности опробовать приемы на практике, пестрят многочисленными ошибками.

Предполагают даже, что некоторые наставники специально обманывали своих недостойных учеников, подсовывая им липовые сведения. И все же лучшие из лучших удостаивались благосклонности учителей, и секретное учение Ёсин-рю продолжало жить. Сначала оно было перенято мастерами дочерней школы Син-но синдо-рю, от них попало в руки Исо Матаэмон, основателя школы Тэндзин синъё-рю, а из Тэндзин синъё-рю пришло в дзюдо Кодокан. Наконец, разработки специалистов Кодокана послужили основой для соответствующих разделов многих современных направлений японских боевых искусств.

Из школ, вышедших из Ёсин-рю, наиболее известна школа Син синдо-рю. В конце эпохи Эдо Исо Матаэмон, соединив Ёсин-рю и Син синдо-рю, разработал известнейшую школу Тэндзин синъё-рю. Из других школ этой ветви следует назвать Исэй дзитоку тэнсин-рю, Симмё саккацу-рю, Курама ёсин-рю, Синто ёсин-рю, Сайхо-ин Буан-рю и др.
Приблизительно в одно время с Сэкигути-рю и Ёсин-рю возникла и Кито-рю — влиятельная школа, которая вобрала в себя и усовершенствовала приемы борьбы в доспехах, которые широко применялись на полях сражений японскими воинами в XI-XVI вв.

Дзю-дзюцу в середине эпохи Эдо

В середине эпохи Эдо на фундаменте самых первых школ – Такэноути-рю и Сэкигути-рю, Ёсин-рю и Кито-рю – появилось большое количество дочерних школ. Обычно в них только возникали варианты разнообразных приемов главных школ, собственных разработок было совсем мало. Некоторые наставники старались облегчить процесс тренировок и упрощали технику, другие — умножить ее прикладную направленность, копируя приемы из когусоку и торидэ – именно так теперь назывались полицейские техники ближнего боя с использованием разнообразных малых и специальных видов оружия для обезвреживания нарушителя. Ряд направлений дзю-дзюцу вышли из школ фехтования, в которых наличествовали приемы обезоруживания врага, владеющего мечом.
Давая оценку дзю-дзюцу этого периода, исследователи говорят, что к этому времени искусство уже миновало пик своего развития и развивалось скорее количественно, а не качественно. И тем не менее и в это время появлялись мастера и школы, которые вносили достаточно нового и ценного. Например, Нагао-рю или Ёсин-ко-рю.
А одной из наиболее оригинальных школ дзю-дзюцу является Ягю синган-рю, которая выделяется своей особенной и специфической техникой ударов в уязвимые точки.

Дзю-дзюцу в конце эпохи Эдо

От конца эпохи Эдо до нашего времени дошло большое количество текстов, рассказывающих о боевых искусствах. Особенно большое число их возникло в первой половине XIX в. Исследователи ассоциируют это с политикой сёгунского правительства, которое на границе XVIII и XIX вв. активно поощряло занятия единоборствами. Однако, такая политика помогала не столько углублению учений мастеров или исследованию различных областей боевых искусств, сколько увеличению количества учеников, заоминающихся нововведений было не сильно много. Популярности дзю-дзюцу в большой степени способствовало и массовое развитие рандори и соревнований.

Одной из наиболее известных и вызывающих интерес школ, появившихся в этот период, стала школа Тэндзин синъё-рю.
Несколько позже Тэндзин синъё-рю возникла еще одна влиятельная школа — Кираку-рю.

Дзю-дзюцу после периода Мэйдзи

Во второй половине ХIХ — начале ХХ вв., во время буржуазных преобразований и западнизации Японии, школы дзю-дзюцу, как и боевые искусства в целом, оказались в сложном положении. Японские лидеры, смотрящие на западную жизнь, напрямую ассоциировали силу империалистических государств с внешним обликом европейского стиля жизни и иногда доходили до прямого копирования Западу и отрицания ценности национального культурного наследия.

Известны случаи уничтожения памятников истории, древних храмов, не имеющих цены произведений ис­кусства. Что же касается бугэй, то их особенно западнически настроенные деятели припечатали выражением- «наследие дикости и варварства».

Старые мастера, перед глазами которых проходило полное техническое переоснащение армии, появление первой техники ( не катер cobra 2050ob конечно, но все же) и запрещение ношения холодного оружия, заключали, что их знания больше не имеют ценности, оставляли занятия сами и не брали учеников. Многие просто погибали в нищете, лишившись средств к существованию. Жаждущих встать на путь воинских искусств были единицы, и остальные смотрели на них, как на лишившихся ума.

В таком положении некоторые мастера дзю-дзюцу решили модернизировать свое искусство, адаптировать его к новым веяниям – так возникло дзюдо, а еще через полвека – айкидо, другая часть старалась соответствовать старинным традициям. Последним пришлось особенно сложно: кто-то умер нищим, так и не найдя себе ученика, кто-то полностью оставил занятия, кто-то эмигрировал на Запад, чтобы показывать дзю-дзюцу в мюзик-холлах и цирках.

Многие школы дзюдзюцу при этом исчезли полностью, и сегодня нам известно о них только из их старинных наставлений, которые едва возможно прочитать, но наиболее сильные сохранились. Это Такэноути-рю, Тэндзин синъё-рю, Синто ёсин-рю, Кираку-рю, Ягю синган-рю, Сёсё-рю и несколько десятков других – настоящие живые музеи самурайской древности.

В наше время в Японии тратятся огромные усилия по сохранению и восстановлению традиционных рю, которые сейчас воспринимаются как неотъемлемая часть достояния нации.

Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу — «поддаться, чтобы победить» — направить силу противника против него самого, не сопротивляясь ей, а лишь направляя в нужную сторону. Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэи Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).

Искусство джиу-джитсу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ. Джиу-джитсу широко практиковалось в армии, его изучали самураи. До эпохи Эдо входило в состав школ (рю), где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кен-дзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.

Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было несомненно эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита. Дзю-дзюцу легло в основу кодокан дзюдо (мастер Дзигоро Кано). В основу айкидо (мастер Морихэй Уэсиба) легла техника одной из школ дзю-дзюцу — Дайто-рю Айки-дзюцу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу.

Традиционные и современные школы

В IХ в. японский придворный врач Акаяма Сиробеи, побывав в Китае и изучив значительный опыт китайского у-шу, систематизировал все известные ему приемы борьбы для создания единой системы со своими принципами и методами. После демонстрации императору, были отобраны базовые приёмы и создана первая школа по изучению джиу-джитсу. Традиционными (классическими) школами считаются те школы, которые в течение нескольких поколений мастеров существенно не изменялись и признаны культурно-историческим наследием в Японии (http://koryu.com/guide/ryuguide.html — см. полный перечень классических школ). Обучение базируется на комплексе формальных упражнений (ката) и различных формах их реализации (рандори). Изучается как борьба без оружия, так и против вооруженного противника, фехтование в доспехах и без них, борьба в доспехах.

Современные школы создавались на базе традиционных. Цели изменений:

  • создание специализированных направлений (например, для полицейских);
  • приспособление для современных ситуаций самообороны;
  • создание спортивных направлений.

Критика спортивных школ

Спортивные школы нередко сильно отличаются от исходных и формируются по принципу «дзюдо + каратэ» и, в отличие от традиционных школ, не уделяют внимания работе с оружием. Ученики таких школ обычно не умеют противостоять вооруженному ножом противнику, обнаруживая, что тот бьется вовсе не так, как было принято во время тренировок для подготовки к соревнованиям. Кроме того, правила соревнований резко ограничивают используемые приёмы. В джиу-джитсу нет и не может быть ограничений. Трудно запихнуть огромнейший и богатейший арсенал в рамки хоть каких-то соревновательных ограничений.

Про название «джиу-джитсу» в России

В России со времен русско-японской войны 1904—1905гг широко известно как «джиу-джитсу». Написание и произношение в форме «джиу-джитсу» следуют тогдашнему обычаю передачи японских слов через посредство английского языка и давно стали традиционными, хотя более поздняя система кириллической транскрипции непосредственно с японского (система Поливанова), принятая в академических кругах, воспроизводит это слово как «дзюдзюцу» — ср. с позже заимствованным словом «дзюдо». Последнее также первоначально именовалось в России и СССР «джиу-до», позже «дзюу-до» и «дзюудо» и считалось просто более новым вариантом старого джиу-джитсу. В конце 1930-х японские системы борьбы были в СССР в своём исходном виде практически запрещены и сведены в единственную «идеологически верную» борьбу самбо; при этом было забыто самое имя борьбы дзюдо. Когда же в 1964 году она вошла в программу Олимпийских игр, то потребовалось создать советскую сборную; для этого в срочном порядке переучили самбистов и заново заимствовали название «дзюдо», уже в новой транскрипции. А слово «джиу-джитсу» сумело (несмотря на тот же запрет) закрепиться в художественной литературе, остаться на слуху и полного забвения избежать, сохранив, таким образом, свой первоначальный вид. Интересно, что выжила дореволюционная форма названия, а более поздняя (середины 1930-х) «дзюу-дзюцу» исчезла.

В 1978 году в СССР вновь появляются джиу-джитсу благодаря деятельности Иосифа Линдера. Первые официальные соревнования по джиу-джитсу (дзю-дзюцу) были проведены в апреле 1979 года. В программе соревнований были представлены разделы полноконтактного поединка без доспехов — иригумиго и по демонстрации традиционной и прикладной техник для специальных служб. До 1993 года И. Б. Линдер бессменно возглавлял в качестве президента федерацию джиу-джитсу и кобудо СССР (распоряжение Госкомспорта ССС № 10-1/1665) и являлся вице-президентом федерации боевых искусств СССР (постановление Госкомспорта СССР № 4/3а). С 1990 года И. Б. Линдер назначен европейским директором окинавского союза боевых искусств, представительство которого было аккредитовано в Москве (распоряжение Исполкома Моссовета № 1-10/37). После распада СССР и прекращения деятельности советских спортивных организаций И. Б. Линдер в 1992 году возглавил международный союз боевых искусств (МСБИ), представительство которого было аккредитовано в России (распоряжение Правительства № 149-РЗП, свидетельство об аккредитации № 0002). В 2001 году решением руководства японского института по изучению и развитию традиционных боевых искусств «Нихон Будокан» и всеяпонской организации Будо и иайдо И. Б. Линдеру присвоен квалификация мастера-наставника 10 Дана по джиу-джитсу (дзю-дзюцу) и кобудо.

в октябре 1993 года Василий Шестаков и Георгий Куковеров создают федерацию «БУДО» (http://www.budospb.ru/) которая вошла в WKF (WORLD KOBUDO FEDERATION) и является его официальным представителем до настоящего времени. В настоящее время Российская федерация джиу-джитсу сотрудничает с международной федерации джиу-джитсу (IJJF), которая стремится, чтобы джиу-джитсу стало олимпийским видом спорта. В 1998 году Зайцев Игорь (http://bujutsu.narod.ru/blackbelt_zaitsev.html) создает Региональную общественную организацию «ЕВРОАЗИАТСКИЕ ЕДИНОБОРСТВА» (http://bujutsu.narod.ru/) которая являемся официальным представителем «WORLD HOKU SHIN KO RYU BU-JUTSU FEDERATION» (http://www.hokushinryu.org) и IMAF Europe (http://www.imaf-europe.com/) в России. С 2005 года Организация входит в состав учредителей и является координатором Добровольного договорного объединения неприбыльных организаций «BUJUTSU KENKYUKAI» (http://www.bujutsu-kenkyu-kai.org/) в России. с 2008 года СИХАН Игорь Зайцев входит в Member European Technical Commission and Grading and Examination Commission IMAF Europe on Nihon Ju Jutsu All Styles.

В настоящее время Российская федерация джиу-джитсу не является представителем WKF

О дзю-дзюцу

Дзю-дзюцу в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет собой систему подготовки воина, разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими поколениями мастеров для ближнего боя и пройдя через века она теперь считается системой не имеющей себе равных.

Версии происхождения

Одна из версий о происхождении дзю-дзюцу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые приехав в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 класических приема Цинна очень напоминают техники японского дзю-дзюцу дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского дзю-дзюцу. Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен – сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приемы цинна послужили базой для создания некоторых школ дзю-дзюцу.

Наиболее известная версия происхождения дзю-дзюцу говорит о японском враче Акаяма Сиробеи, изучавшем в Китае медицину и боевое искусство, который, вернувшись на родину и размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда, как более толстые ветви ломаются под его весом. «Поддаться, чтобы победить!» — воскликнул врач, приняв этот принцип за основу своей школы Йосин рю. Уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приёмов, получивший впоследствии название Ероикумиучи, буквально «боевые защищающие латы». Название это менялось много раз на протяжении веков и было известно как явара, коси но мавари, когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приемах стали называться дзю-дзюцу. Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжёлым боевым доспехом самурая, однако дзю-дзюцу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

Исторические упоминания

Исторические хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приемов дзю-дзюцу выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приемам боя с другими видами холодного оружия имели в своем арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество т.к. в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия включая и «нестандартные» формы. При использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. Впоследствии обучение владению своим телом привело к популяризации дзю-дзюцу как отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя техники боя с оружием.

Одним из наиболее ярких случаев применения приемов дзю-дзюцу описанных в исторических хрониках средневековья стал пример использования против выдающегося политика и военоначальника Токугава Иэясу техники «меч не меча» известнейшим мастером фехтования, основателем школы Ягю Синкагэ — Ягю Мунэеси. На одной из демонстраций, находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу атакующих его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: «Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы победили». (Сугавара).

Традиционные школы дзю-дзюцу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в классическом дзю-дзюцу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы тэнсин синье рю дзю-дзюцу мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине 19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми — ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы. Интересно, что для соревновательной практики, в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения включает в себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

Некоторые школы дзю-дзюцу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом кито рю и тэнсин синье рю дзю-дзюцу – традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых убрали акцент на большинство опасных технических приемов, сохранив их в виде ката.

Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда. Основатель айкидо, О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен, как мастер нескольких стилей традиционного дзю-дзюцу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишенную военно-прикладного акцента версию дайто рю айки дзю-дзюцу, и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

В наше время, дзю-дзюцу развивается в трех основных направлениях: древней, неизменной форме, в виде трансформированных школ, сохранивших, тем не менее, классические методы и характеристики и в форме современных, сильно видоизмененных стилей.

Сейчас сложно определить, какая версия происхождения дзю-дзюцу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, в десятках вариаций дошедшее до нас из глубокой древности и опробованное в тысячах сражений, продолжает жить и развиваться в соответствии с изменениями, происходящими вокруг, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно эффективной и максимально практичной технике боя, дзю-дзюцу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство, приемы которого стоят сейчас на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

Поэтому последние десять лет были посвящены главным образом поиску новых методов, которые я вводил постепенно.

Вы учите методам самообороны?

Да. Это важно, потому что вы должны быть способны защитить себя и других. Но мы должны понимать, что защита отличается от победы, а не пострадать, не значит выиграть.

Есть ли оружие в Кокодо?

У нас есть методы обезоруживания. Но единственное «оружие», которое мы используем, веер.

Каковы различия между Хакко-рю и Кокодо?

Это интересный вопрос. Я думаю, что различий достаточно много. Они есть как в методике обучения, так и в программе, техниках и способах выполнения движений.

Основное различие для меня, но это относится к большинству других школ джиу-джитсу и Айки-стилей, что я ставлю акцент на повторяемости и, следовательно, применении. Если я учу, искренне заинтересованного человека, и он не может воспроизвести технику, это реальная проблема.

Ваза нельзя назвать техникой, если ее выполнить может только мастер. Например, мы часто видим, как мастера проводят впечатляющие демонстрации и восклицают: «Это Айки!»

Один из моих сэмпаев в Хакко-рю — двое по-прежнему в форме и практикуют — все время говорит: «Это Айки!» И, есть контакт или нет контакта, отправляет людей летать. Но… он работает только со своими учениками. Когда я спросил его, думает ли он, что это применимо к обидчику на улице, он сказал: «Хм … хм … не думаю». Но каждый стремится к этому. Это то, что все ищут. Ну, как хотите. Если это вас интересует, это ваше дело. Для меня это не интересно. Для меня то, что не воспроизводимо, не ваза. Что не работает на всех, это не техника. Это просто «шоу». Демонстрация.

Я надеюсь, что я понял, как с одной стороны можно достичь, чтобы работало на всех, а с другой стороны — чтобы любой мог научиться. Добиться этого — моя текущая цель. Это то, чему я теперь посвящаю мои усилия.

Вы также используете знания, полученные в Хакко-рю, в вашей клинике?

Да. Но я также внес изменения. Кохо-шиацу мощная система, и в этом плане она больше подходит людям сильным, например, практикующим боевые искусства. Но у себя я принимаю в том числе пожилых людей. И не очень правильно будет применять к ним силу. Поэтому я использую принципы, и делаю методы в другой форме. Кроме того, я также изучал иглоукалывание и прижигание, которые использую совместно для лечения пациентов. Таким образом, принципы, на которых я основываюсь, взяты из нескольких источников, мое мышление изменилось.

Есть ли связь в вашей практике между Будо и исцеляющими искусствами.

Да. Я считаю, что последователь, если он травмирует другого человека, должен уметь его вылечить. В эпоху Эдо, когда практиковали Явара, это старое название дзю-дзюцу, после обучения, если вы заботились о своих партнерах, делали массажах и т.п. Мы нашли упоминание об этом в некоторых документах. В эпоху Мейдзи многие мастера боевых искусств превратились в костоправов, и заложили основу сегодняшней мануальной терапии.

Вы часто говорите о боли от методов, которые вы изучаете. Являются ли методы Кокодо настолько болезненными?

У них есть потенциал. Но нужно достичь уровня, на котором они работают, не создавая боли.

Во-первых — нужно нейтрализовать силу противника. Во-вторых — вывести из равновесия, кузуши. В третьих — убрать… свою силу. Конечно, если нет усилия, нет движения. Но есть не только мускульная сила. В шутку я часто говорю по-английски: «It’s not power. It’s the force!» (Смеется.)

Это гораздо более важно, чем мышечные способности. Если мы сможем использовать это, методы будут работать на совершенно новом уровне.

Федерация боевых искусств Москвы

Джиу джитсу (дзю-дзюцу)

Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и защищённого противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.

Существует множество разновидностей дзю-дзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзю-дзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (т.е. броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзю-дзюцу многие школы также тренировали работу с оружием.

В сегодняшние дни в дзю-дзюцу изучается и то, и другое в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике.

Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу — «поддаться, чтобы победить» — направить силу противника против него самого, не сопротивляясь ей, а лишь направляя в нужную сторону.

На фото: Ёрои Куми Учи дзю дзюцу в полном самурайском вооружении.

Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэи Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).

Искусство джиу-джитсу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ бу дзюцу. Джиу-джитсу широко практиковалось в армии, его изучали самураи. До эпохи Эдо входило в состав школ (рю), где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кен-дзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.

Именно на основе джиу-джитсу впоследствии были созданы такие завоевавшие всемирную популярность виды боевых искусств как дзюдо и айкидо.

На фото: Андрей Тулупов и Олег Токарь — мастера Российского дзю дзюцу (джиу-джитсу).

Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было несомненно эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита.

Именно джиу-джитсу (дзю-дзюцу) легло в основу кодокан дзюдо (основатель Дзигоро Кано).

В основу айкидо (основатель Морихэй Уэсиба) легла техника одной из школ дзю-дзюцу — Дайто-рю Айки-дзюцу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу. («не поддаться», а скорее не идти на прямое, линейное противостояние)

В России со времен русско-японской войны 1904—1905гг широко известно как «джиу-джитсу». Написание и произношение в форме «джиу-джитсу» следуют тогдашнему обычаю передачи японских слов посредством английского языка и давно стали традиционными, хотя более поздняя система кириллической транскрипции непосредственно с японского (система Поливанова), принятая в академических кругах, воспроизводит это слово как «дзюдзюцу».

В настоящее время во всем мире в связи с распространением так называемых «Боев без правил», также большой популярностью пользуется «Бразильское джиу-джитсу«

ДЗЮ-ДЗЮЦУ

Термин «дзю-дзюцу» (искаженное произношение — «джиу-джитсу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «искусство». Итак, дзю-дзюцу — это «мягкое, или податливое искусство». Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, а тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к выражениям вроде того, что «ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрои куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

В конце XVI ив первой половинеХVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы дзю-дзюцу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 400. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.

Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Ёсин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и в конце концов попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Синно-синдо-рю. Несколько лет спустя он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в «мусасюгё» — путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу.

На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы.

Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсин-синъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников.

Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство.

Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу. Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего.

Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по многу часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»).

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам.

Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями. Европейцы и американцы впервые познакомились с дзю-дзюцу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире дзю-дзюцу получило только с 50-х годов.

Особый интерес к дзю-дзюцу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного дзю-дзюцу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35—45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — это техника комбинированного рукопашного боя. Даное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож).

Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы дзю-дзюцу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Ведущую роль в современном дзю-дзюцу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая — Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 10—15 лет в разных странах (в США, Франции, СССР и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное дзю-дзюцу. Надо отметить, что уставы международных организаций дзю-дзюцу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника дзю-дзюцу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее «основной» техники, изучают и другие способы самозащиты.

По материалам книги Тараса А.Е. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада
Издательство: Харвест
Год: 1996

Александр Грачев. Что такое дзю-дзюцу?

В те далекие времена, когда я учился в школе, когда боевики можно было посмотреть в таком специальном автобусе с установленным внутри видеомагнитофоном, страшней и ужасней слова каратэ было только слово “дзю-дзюцу”. Его произносили шепотом. Никто понятия не имел что это такое. Но точно, что-то такое безумно эффективное. Каждый спецназовец просто обязан был знать это секретное боевое искусство. Некоторые даже говорили, что люди владеющие этим искусством могут пальцами вырвать у жертвы ребра.

Сейчас мне 40 лет. Больше 20 лет я сам занимаюсь боевыми искусствами. И конечно я понимаю, что все это ерунда. Но все же, что такое Дзю-дзюцу? Давайте об этом спросим у эксперта — Александра Грачева. 4 Дан Дзю-дзюцу. Постоянный участник практически всех Будо Академий. 14 апреля, в Центре Традиционного Карате в Санкт-Петербурге, сенсей постарался ответить нам на этот вопрос.

Что такое Дзю-дзюцу? Что дословно значит в переводе это слово?

Дзю-дзюцу в переводе означает — «мягкое искусство». Правильно к слову дзю-дзюцу добавлять название Школы. Например, Хонтай Ёсин-рю дзю-дзюцу, или Такеда-рю дзю-дзюцу и т.п. Дзю-дзюцу это обобщённое название систем рукопашного боя. Следует учесть, что все Школы были комплексные. Т. е. включали в себя прежде всего методы боя различными видами оружия и безоружный бой. Это были Школы будзюцу. Буси означает «воин». Самые старые официальные упоминания о Школах будзюцу относятся приблизительно к 16 веку. Большинство Школ возникло в период «Враждующих княжеств», в 17-18 веках. На сегодняшний день Школами ко-рю, или «старыми Школами» официально признано порядка 200-220 Школ, тех, чья подтвержденная родословная насчитывает более 150 лет. Существует также большое число Школ, не вошедших в список ко-рю.

Создание дзю-дзюцу история приписывает врачу Сиробеи Акаяма. Но это не означает, что до него в Японии не существовали Школы боевых искусств.

Сейчас существует много Школ будзюцу. Некоторые из них достаточно известны. Например, Хонтай Ёсин-рю, Дайто-рю, Такеда-рю, Хакко-рю, Сибукава-рю, Такеноучи-рю и другие, а также множество менее известных. И, как правило, дзю-дзюцу является лишь одним из разделов в программе каждой из них.

В последнее время в мире очень популярно так называемое «бразильское джиу-джитсу». Оно имеет ярко выраженную спортивную направленность в отличии от традиционного дзю-дзюцу. Корни бразильского джиу-джитсу это Кодокан дзюдо, изменённый практически до неузнаваемости. Да, система в спорте рабочая, практичная, но к дзю-дзюцу не имеющая практически никакого отношения кроме похожести ряда приёмов. К тому же само название «бразильское джиу-джитсу» на мой взгляд весьма некорректно. Джиу-джитсу, а точнее дзю-дзюцу, создано в Японии и может быть только японским.

Я практикую стили Кодокан Син-рю, Хокусин Ко-рю и Хонтай Ёсин-рю будзюцу. Первые две Школы являются модерн-рю или новыми, современными. Школа Хонтай Ёсин-рю очень древняя и относится к 17 веку и имеет подтвержденную родословную. Основной в наших тренировках является программа Кодокан Син-рю. Основателем Школы является Таир Арифович Нариманов (8 Дан). Школа существует с 1989 года и в этом году отмечает свое тридцатилетие. Я являюсь инструктором Школы в Москве и руководителем клуба по изучению воинских искусств «Синкен». Помимо направления дзю-дзюцу в клубе существует детская группа каратэ-дзюцу.

Дзю-дзюцу и каратэ, а точнее кэмпо, это два направления, которые в старые времена были одним целым. И там, и там есть удары руками, ногами, броски, заломы, удушения. Всё меняется, меняется и практика боевых искусств. Кто-то предпочитал бросковую технику, кто-то ударную. Но обе системы самодостаточны и имеют одни и те же корни, а значит и что-то общее. В ката каратэ, в частности, Шотокан, есть и болевые захваты, и выходы на броски, а в ката дзю-дзюцу есть удары руками и ногами. Разница в том, что ката дзю-дзюцу выполняются в парах с партнером. Ката каратэ — сольно, хотя бункай, безусловно, тоже с партнёром или несколькими партнёрами.

Что ждете от семинара в Санкт-Петербурге?

От семинара в Санкт-Петербурге я жду возможности поделиться своими мыслями, опытом, знаниями с теми, для кого боевые искусства представляют большой интерес и стали образом жизни и делом всей жизни.

Обычно оно считается системой боя без оружия, хотя более точным будет определить его как систему боя голыми руками с возможностью применения оружия небольших размеров как против вооруженного, так и против безоружного противника.

Дзю-дзюцу часто относят к оборонительному типу боевых искусств, хотя в действительности в нем присутствуют как техники защиты, так и техники нападения. Тем не менее в большинстве школ изначальный акцент ставится на техниках защиты. Изучающий дзюдзюцу учится техникам ударов руками и ногами, броскам, болевым контролям, удушающим приемам и борьбе в партере. На начальном этапе обучения ученику преподаются базовые навыки всех этих техник, основное же внимание уделяется методам выхода из угрожающих ситуаций. По мере овладения учеником различных техник акцент постепенно смещается на методы контратак и контроля противника. На высоком уровне освоения техники ученик начинает изучать принципы комбинирования изученных приемов для целей и защиты, и нападения.

Методики постепенного обучения различным техникам могут различаться и зависят как от школы, так и от конкретного учителя. На определенном этапе становится возможным обучение применению традиционного оружия малых размеров и защите от противника, вооруженного ножом или пистолетом. В зависимости от стиля дзюдзюцу некоторым техникам может придаваться статус секретных, передаваемых лишь устно от учителя к ученику. Это означает, что подобные техники преподаются не всем ученикам, а лишь тем, кто зарекомендовал себя как наиболее серьезный практик, посвятивший себя боевым искусствам. В зависимости от стиля дзюдзюцу также могут преподаваться и другие традиционные техники, такие, как методика обездвиживания (связывания) противника при помощи веревок и деревянных палок. Наиболее полные системы дзюдзюцу подразумевают ознакомление учеников с основами методик лечения и реанимации, а также техниками медитации. Помимо этого, во многих школах дзюдзюцу преподаются вспомогательные техники и тактики, относящиеся к полицейским методикам.

Эти техники и тактики часто входят в базовый курс дзюдо. Во времена окончания феодальной эпохи японской истории военное сословие, самураи, оказались не у дел, и многие из них стали бродяжничать, а некоторые встали на путь преступлений. Возникла исключительная потребность в дееспособных полицейских силах, а в качестве методики их подготовки было выбрано дзюдзюцу. Гибкость этой системы позволяла силам правопорядка захватывать и обезвреживать преступников, причиняя им минимальный вред. Кроме того, приоритет дзюдзюцу в силах правопорядка тех времен основывался на огромном многообразии существовавших стилей и техник этого искусства.

И по сей день дзюдзюцу имеет репутацию боевого искусства, предоставляющего сотрудникам правоохранительных органов широкий выбор методов задержания преступников. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие современные школы дзюдзюцу включают в свой курс полицейские техники и тактики, а также поручают старшим ученикам разработку курсов подготовки для сотрудников правоохранительных органов.

Все то, что делает дзюдзюцу полезным для сотрудников органов правопорядка, также привлекает и многих людей, желающих изучать это боевое искусство. Разнообразие боевых техник предоставляет вам множество различных вариантов противодействия противнику. Большинство людей не хотят грубо забить противника ударами, им достаточно просто остановить направленную на них агрессию. В любом случае предпочтительным является обретение контроля над противником с минимальными затратами физической силы. Безусловно, встречаются такие люди, которые в силу своей неуравновешенности намерены причинить своей жертве максимальный вред. Хорошо тренированный практик дзюдзюцу имеет возможность последовательно развивать степень ответного воздействия, поскольку он владеет намного более болезненными и смертоносными техниками. Тем не менее в целом хорошо подготовленный практик дзюдзюцу всегда старается по возможности избежать конфронтации и разрядить обстановку, ища способы не доводить бой до смертельного исхода. Если же это невозможно, он достаточно подготовлен для того, чтобы применить свои знания и умения настолько, насколько это окажется необходимым.

Не следует заблуждаться по этому поводу. Приобретение навыков такого уровня потребует огромного опыта занятий. Поэтому всякий, серьезно изучающий дзюдзюцу, не раз и не два ложился спать смертельно уставшим и с болящими мышцами. В этом и заключается основная причина того, что в полноценных школах дзюдзюцу изучаются методики лечения и реанимации. Они позволяют ученикам заботиться друг о друге и лечить неизбежные в процессе обучения мелкие травмы.

Рассматривая различные школы дзюдзюцу, вы увидите, что их организация и методики преподавания могут быть самыми разными. Более старые стили дзюдзюцу обычно преподаются в соответствии с классическими японскими представлениями о том, каким должен быть додзё, т. е. школа боевых искусств. Большое внимание в них уделяется уважению, проявляемому по отношению к учителю, стилю и додзё. Методики обучения начинающих обычно достаточно формализованы, некоторая степень свободы приобретается лишь при получении статуса старшего ученика. Более современные и эклектичные стили дзю-дзюцу не столь формализованы и в первую очередь стремятся получить признание у людей, заинтересованных исключительно в обретении боевых навыков. Четко уясните, что же именно хотели вам показать в первую очередь, когда вы пришли с визитом в очередную школу.

РИТУАЛЫ В ДОДЗЁ

Ритуалы додзё могут различаться в зависимости от школы и сэнсэя. В додзё традиционного типа может существовать жесткий набор правил поведения учеников, в школах же современного типа правила могут быть менее жесткими. Выше приведены типичные правила поведения учеников, которые соблюдаются в большинстве додзё.

Дзю-дзюцу — раздел Искусство, Боевые искусства. 200 школ боевых искусств востока и запада Термин «Дзю-Дзюцу» (Искаженное Произношение — «Джиу-Джитсу») Появился В Япони.

Термин «дзю-дзюцу» (искаженное произношение — «джиу-джитсу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ». Итак, дзю-дзюцу — это «мягкая, или податливая техника». Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, а тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к выражениям вроде того, что «ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрои куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

В конце XVI ив первой половинеХVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы дзю-дзюцу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 400. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.

Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Ёсин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и в конце концов попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Синно-синдо-рю. Несколько лет спустя он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в «мусасюгё» — путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу.

На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы.

Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсин-синъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников.

Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство.

Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу. Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего.

Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по многу часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»).

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам.

Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями. Европейцы и американцы впервые познакомились с дзю-дзюцу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире дзю-дзюцу получило только с 50-х годов.

Особый интерес к дзю-дзюцу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного дзю-дзюцу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35—45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — это техника комбинированного рукопашного боя. Даное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож).

Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы дзю-дзюцу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Ведущую роль в современном дзю-дзюцу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая — Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 10—15 лет в разных странах (в США, Франции, СССР и других) стали появляться одназа другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное дзю-дзюцу. Надо отметить, что уставы международных организаций дзю-дзюцу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника дзю-дзюцу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее «основной» техники, изучают и другие способы самозащиты.

Аватар — Легенда об Аанге — Аватар: Легенда об Аанге Avatar The Last Airbender Заставка сериала в начале мультсериала. Иероглифы 降卋(世)神通 означают «Божественный посланник, спустившийся в мир смертных». Тип Анимация Жанр … Википедия

Аватар:Последний маг воздуха (мультсериал) — Аватар: Легенда об Аанге Avatar The Last Airbender Заставка сериала в начале мультсериала. Иероглифы 降卋(世)神通 означают «Божественный посланник, спустившийся в мир смертных». Тип Анимация Жанр … Википедия

Аватар — Легенда об Аанге — Аватар: Легенда об Аанге Avatar The Last Airbender Заставка сериала в начале мультсериала. Иероглифы 降卋(世)神通 означают «Божественный посланник, спустившийся в мир смертных». Тип Анимация Жанр … Википедия

Аватар — Легенда об Аанге (мультсериал) — Аватар: Легенда об Аанге Avatar The Last Airbender Заставка сериала в начале мультсериала. Иероглифы 降卋(世)神通 означают «Божественный посланник, спустившийся в мир смертных». Тип Анимация Жанр … Википедия

Аватар: Последний маг воздуха — Для термина «Аватар» см. другие значения. Аватар: Легенда об Аанге Avatar: The Legend of Aang Заставка сериала в начале муль … Википедия

Джиу-Джитсу — Дзю дзюцу 柔術 Тренировка дзю дзюцу в сельскохозяйственной школе в Японии в 1920 х годах. Страна: Япония Основатель: Неизвестен; применялось самураями (военная … Википедия

Джиу-джитцу — Дзю дзюцу 柔術 Тренировка дзю дзюцу в сельскохозяйственной школе в Японии в 1920 х годах. Страна: Япония Основатель: Неизвестен; применялось самураями (военная … Википедия

Джиу-джицу — Дзю дзюцу 柔術 Тренировка дзю дзюцу в сельскохозяйственной школе в Японии в 1920 х годах. Страна: Япония Основатель: Неизвестен; применялось самураями (военная … Википедия

Джиуджитцу — Дзю дзюцу 柔術 Тренировка дзю дзюцу в сельскохозяйственной школе в Японии в 1920 х годах. Страна: Япония Основатель: Неизвестен; применялось самураями (военная … Википедия

Джиуджитсу — Дзю дзюцу 柔術 Тренировка дзю дзюцу в сельскохозяйственной школе в Японии в 1920 х годах. Страна: Япония Основатель: Неизвестен; применялось самураями (военная … Википедия

Дзю-дзюцу — 柔術 Тренировка дзю дзюцу в сельскохозяйственной школе в Японии в 1920 х годах. Страна: Япония Основатель: Неизвестен; применялось самураями (военная … Википедия

Ссылка на основную публикацию