Дзиттэ-дзюцу | Karate-krs.ru

Дзиттэ-дзюцу

Японские Боевые Искусства

Japan Martial Art

Дзиттэ-дзюцу

Наряду с привычным для человека Запада мечом (пусть и особенной формы) японцы применяли в бою такой необычный вид вооружения как дзиттэ (другой вариант произношения- дзиттэй, дзутта, дзюттэ).

Дзиттэ- это железный или стальной прут, с насаженной длинной рукоятью и характерным прямоугольным крюком, который отходил от основного стержня в точке его соединения с рукоятью.

В ходу было большое количество вариаций этого оружия: от максимально простых до сравнительно утончённых. Частенько дзиттэ снабжали гардой (цуба) и ножнами, также известны некоторые экземпляры, к которым крепился боевой клинок.

Что касается способа ношения дзиттэ, то существует несколько версий. Некоторые исследователи считают, что дзиттэ носили на запястье, на шнуре, который в свою очередь крепился к кольцу на рукояти, а другая часть историков, изучающих боевые искусства, уверены, что дзиттэ носили подвешенным к поясу или в ножнах. Тем не менее все они утверждают, что дзиттэ был оружием, предназначенным для самозащиты и использовался японскими полицейскими во времена феодальной раздробленности.

Касательно появления дзиттэ нет общего мнения и никто точно не знает, где и когда в точности возник этот вид необычного оружия. Кто-то связывает происхождение дзиттэ с островами Рюкю, где он был известен как сай. Жители этих островов часто жестоко эксплуатировались японцами и после того, как у них отобрали оружие, разработали этот вид защитного вооружения, которое великолепно подходило для противодействия главному оружию самураев, то есть мечу. Сай оказался очень эффективной вещью и японцы не прошли мимо, завезя образцы этого оружия к себе на родину. В Европе нечто подобное также было в ходу, но использовался одновременно с основным клинком: обладая весьма хитрыми гардами, их функцией был перехват клинка противника.

В Японии после появления сая зародилась и развилась сложная боевая школа известная как дзиттэдзюцу. Техники, разработанные в ходе совершенствования этой школы, давали возможность ловко блокировать атаки меча, а также эффективно атаковать по любым незащищённым точкам на теле соперника. После того, как меч нападающего был захвачен или отражен, у обладатель дзиттэ мог нанести укол в глаза, горло или живот, то есть по максимально уязвимым точкам. Плюс для атаки могла использоваться рукоять дзиттэ, которой наносили мощнейшие обратные удары, а при случае, дзиттэ можно было даже метнуть по относительно далёкой цели.

Воину, выбравшему дзиттэдзюцу, сначала необходимо было выучить «тай-сабаки» – искусство передвижений, мастера которого могли с невероятной скоростью менять своё местоположение, двигаясь скользящими или круговыми движениями, разрывая или, наоборот, моментально сокращая таким образом дистанцию с противником.

Количество приёмов мастеров меча был, такое ощущение, поистине огромным, а значит, для того, чтобы достойно соперничать с ними, дзиттэдзюцу должно было обладать столь же впечатляющим техническим арсеналом. Освоение этих приёмов серьезно помогало средневековым полицейским, которые частенько получали задания задержать некое высокопоставленное лицо без причинения физического вреда арестованному.

По закону только полицейские в Японии имели право носить дзиттэ и они носили как для использования по прямому назначению, так и как символ своего статуса. Однако и другие категории японского населения создавали для себя аналоги дзиттэ, прикрепляя острый крюк к железным спицам веера или же к черенку трубки для курения. Самураи же были вынуждены в очередной раз признать боевую эффективность дзиттэ. А что им еще оставалось, если мастер дзиттэ мог оставить славного воина без его обожаемого меча?

Дзиттэ-дзюцу

Экзотическим и специализированным видом оружия, которое широко использовалось в полиции Японии периода Эдо 江戸 時代 , было дзюттэ 十手 (другое название — дзиттэ 實手 , а также гинбо 銀棒 ) — по сути простая дубинка, несущая силу « десяти рук » (буквальный перевод 十手 ). Дзюттэ часто относят к кинжалам, несмотря на то, что формально это небольшая металлическая дубинка . И несмотря на то, что это оружие преимущественно использовалось охраной замков сёгуна и полицией — и одно время даже было символом правоохранительных органов, — ассоциаций дзиттэ с синоби совсем не меньше.

Существует мнение, что дзюттэ/дзиттэ в его изначальном виде был изобретен легендарным японским оружейником Масамунэ 正宗 в конце эпохи Камакура 鎌倉 時代 . По другой версии изобретение приписывается его отцу, по третьей, изобретателем был Хирата Мунисай. Вероятно, дизайн был вдохновлен формой кинжала-сая 釵 , хотя вполне возможно, что дзиттэ был изобретен раньше, чем сай. Историю дзиттэ связывают с запретом на ношение мечей в замке сёгуна — данное вооружение позволялось иметь только самому сёгуну, его сыновьям и личной охране — хатамото 旗本 . Нарушение каралось смертью, и стражники замка использовали подобные дубинки, удобные для ношения в помещении и эффективные против холодного оружия. В период Эдо дзюттэ заменял полицейский значок и применялся правоохранительными органами страны на всех уровнях, в том числе высокопоставленными чиновниками самура ями и самураями низкого ранга (так называемых окаппики или досин ) .

Базовое строение дзиттэ/дзюттэ весьма простое: центральная, достаточно массивная металлическая ось длиной от 30 до 60 сантиметров (современные дубинки в среднем 45 сантиметров) с рукоятью и пятисантиметровым крюком каги, направленным от рукояти вперед вдоль оси, который сближает дзиттэ с таким оружием как сай 釵 из кобудо. Но в отличие от сай дубинка никогда не использовалась в паре. Части дзиттэ/дзюттэ:

  • Босин 棒 身 — ось, у большинства дзюттэ/дзиттэ они были металлические (из закалённой стали), но некоторые сделаны из дерева и латуни. Ось может иметь круглое, квадратное, шестиугольное или восьмиугольное сечение.
  • Сэнтан 先端 — конец дзиттэ (острие), мог быть острым или тупым
  • Каги 鉤 — железный крюк, дзютте/дзиттэ может иметь более одного каги (два или три)
  • Кикуза 菊座 ( место хризантемы), если каги присоединён к босин через отверстие, выступ на противоположной стороне называется кикуза
  • Цука 柄 — рукоятка, которую можно оставить равной, но чаще всего она покрыта различными материалами
  • Цукамаки 柄巻 — отделка рукояти (цуки), чаще всего кожанная или с оплёткой
  • Кан 鐶 — кольцо или петля

Часто в рукоять было вделано кольцо, к которому крепились шнуры или украшения, а сама дубинка могла прятаться в своеобразные ножны. Цука могла иметь богатую отделку, в зависимости от статуса владельца. Иногда на дзиттэ/дзюттэ присутствует цуба 鍔 鐔 (гарда). Практически все элементы — от материала до количества и направления крюков — могут варьироваться, порождая достаточно большое количество видов дзиттэ и схожего с ним оружия:

  • Гинбо 銀棒
  • Каракури-дзюттэ カラクリ實手
  • Коси-дзиттэ 腰十手
  • Сэнтоё-дзиттэ 戦闘用十手
  • Марохоси マロホシ — складной дзиттэ, имеющий полноценное лезвие
  • Наэси 萎えし (наяси) — дзютте без крюка, но с цубой ( гардой )
  • Тэккан 鉄管 или тэцу-кэн 鉄 剣 или тэтто 鉄刀 — длинная железная дубинка или тупой меч
  • Тэссяку 鉄尺
  • Кабутовари 兜割 или хативари 鉢割 — « открывалки » для самурайских шлемов кабуто и касок хати
  • Бодзюдзиттэ 坊主十手 — дзиттэ без украшения в виде кисточек
  • Кусаридзюттэ 鎖 十手 — дзюттэ с прикрепленной цепью
  • Ханбо-дзюттэ 半棒 十手 — ханбо с крюком
  • Дзёсун-дзюттэ 定寸十手 — дзиттэ длиной 36 сантиметров
  • Футокоро-дзюттэ 懐中十手 (косидзаси, косидзиттэ) — небольшое дзиттэ, прятавшееся в складках одежды
  • Яридзиттэ 槍實手 — старый вид дзиттэ
  • Кэсан, дзиттэй, дзиттэцу 實 鉄 — подобные виды оружия

Считается, что основная цель использования дзиттэ/дзюттэ — обезоруживание противника путем фиксации его меча между крюком и осью. Однако, ещё более эффективным является применение этого оружия для удержания человека за одежду, а также тычки в нос, рот и суставы. Искусство применения получило название дзюттэдзюцу 十手術 (или дзиттэдзюцу) и специально изучается во многих корю, таких как Иккаку-рю 一角流 , Нагано-рю и Кацудзин-рю.

Дзюттэдзюцу также практикуется в некоторых школах подготовки ниндзя в качестве одного из направлений будзюцу. Здесь основой является достаточно близкая историческая родственная связь между кланами синоби (в частности Ига 伊賀 и Кога 甲賀 ) и полицейским аппаратом сёгуната Токугава. И вполне естественно, что многие навыки ниндзя и полиции, развивавшиеся поначалу отдельно, переплелись между собой. А дзюттэдзюцу наравне с ходзёдзюцу стало в итоге эффективным средством наведения порядка на городских улицах, а не элементом шпионского искусства.

Дзиттэ-дзюцу

До сих пор во многих частных коллекциях древнего японского оружия можно увидеть интересный боевой инструмент, в доктрине будзюцу известный как дзиттэ (сай), дзиттэй или дзутта.

Это оружие обычно состояло из железного или стального прута, длинной рукоятки и характерного прямоугольного крюка, отходящего от прута в той точке, где он соединяется с рукояткой. Этот инструмент имел множество вариаций, от самых простых до весьма утонченных. Его часто снабжали гардой (цуба) и ножнами; в редких случаях к нему даже приделывали клинок. Некоторые авторы, специализирующиеся на боевых искусствах, пишут, что его носили подвешенным к ремню или в ножнах, которые были заткнуты за пояс (оби), в то время как, по мнению других, он был подвешен к запястью владельца при помощи шнура, привязанного к кольцу на рукоятке оружия.

«Спрятанное оружие»

Поскольку мы упомянули, что оккупационные власти не конфисковали личное оружие окинавского сословия самураев, на право ношения оружия всё же существовали определённые запреты и ограничения.

Окинавцы опирались на практику «какуси буки», то есть «скрытное, спрятанное оружие», дабы не быть привлеченными к ответственности за применение тех или иных приспособлений, пусть даже в ситуациях самозащиты и охраны собственности.

Сай было одним из самых распространённых видов оружия. Окинавский «самурай» носил с собой обычно три сай, и прятал их либо в рукавах, либо за поясом сзади. Эти сай были намного короче нынешних и с почти прямыми «усами» для того, чтобы они не цеплялись случайно за одежду.

Когда окинавец чувствовал, что находится в опасности, он мог тут же нанести удар или бросить своё оружие. Поскольку метание сай было распространённой практикой, окинавцы обычно носили с собой не одно, а сразу несколько сай.

Версии происхождения сай

Многие ныне считают, что окинавские воины обратились к сельскохозяйственным предметам для того, чтобы «модифицировать» их в оружие для самозащиты и тренировок. Но если мы взглянем на сай, то правдоподобность этого мифа тут же окажется под большим вопросом (как только не «приспосабливали» для ведения сельского хозяйства современные адепты кобудо сай! То утверждали, что их использовали в качестве маленьких вил, то представляли, что ими якобы взрыхляли почву…).

Сэнсэй Осиро Тосихиро, один из старейших специалистов Яманни-Тинэн-рю бо-бзюцу и шеф-инструктор «Рюкю Будзюцу Кэнкю Доюкай США», говорит, что не смог найти ни одного существенного доказательства в поддержку теории о том, что сай использовался в качестве сельскохозяйственного инструмента. Не говорили ему об этом и его учителя. Он утверждает, что сай всегда был оружием. Что ж, если это правда, тогда как и когда возник столь интересный вид вооружений?

Согласно одной из версий, сай проник в королевство Рюкю вместе с распространявшимся буддизмом. Форма сай якобы предназначена отображать очертания человеческого тела; этим мы обязаны монахам, которые носили их для самозащиты. В то время как установить правдивость этой истории довольно сложно, она остается интересным предположением. Другая, более современная история, которую часто слышат любители воинских искусств, это предположение о том, что сай обязан своим возникновением окинавским полицейским, которые носили их как «вспомогательное приспособление» для сдерживания толпы и обезоруживания преступников. Эта версия подтверждается тем, что, например, один из ведущих специалистов сай-дзюцу Окинавы Канагусуку (Киндзё) Уфутику, живший в период с 1841 по 1926, был высоким полицейским чином. Однако сэнсэй Осиро считает, что если бы сай был оружием полиции, это было бы зафиксировано в законах или инструкциях позапрошлого столетия. Осиро говорит, что он не мог найти ни одного доказательства в подтверждение этого предположения. Он считает, что сай использовался на Окинаве значительно более широкой массой последователей воинских искусств.

Независимо от своего происхождения, это оружие дало толчок для развития сложного боевого метода, который в Японии стал известен как дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу). Его технические приемы варьировались от ловких отражений атаки меча до крайне эффективных ударов, направленных в любую незащищенную точку на теле противника.

Кончик сай использовался для прямых выпадов, направленных в глаза, горло или нижнюю часть живота противника — части тела, которые становились крайне уязвимыми, после того как клинок воина был захвачен или отражен. Рукоятка сай также могла использоваться для нанесения сокрушительных обратных ударов, способных покалечить или даже убить застигнутого врасплох противника. При случае сай использовали и как метательное оружие.

Мастерство в дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу), вполне естественно, зависело от навыков в искусстве перемещений (тай-сабаки), которое позволяло эксперту с поразительной скоростью менять свое местоположение, скользящими или круговыми движениями сближаясь с противником или выходя за пределы досягаемости его оружия, обычно простиравшиеся до кончика длинного меча. Уклонение готовило путь для защиты, а защита подготавливала контратаку, которая часто завершала поединок. Поскольку технический арсенал кэндзюцу был практически неисчерпаемым, приемы сай-дзюцу по необходимости должны были быть такими же многочисленными и достаточно эффективными, чтобы противник не имел возможности отразить контратаку и атаковать снова.

Эти навыки имели огромную ценность для полицейских, которые часто «получали приказ произвести арест без нанесения физического ущерба задержанному, особенно если он обладал высоким рангом».

Официально право использовать сай в феодальной Японии имели только полицейские, которые часто носили это оружие в качестве символа своего положения. Они научились пользоваться им с необычайным мастерством, и воины были вынуждены признать эффективность этого инструмента, который, оказавшись в руках эксперта, мог сломать пополам драгоценный катана или вырвать меч из рук, оставив воина без оружия перед лицом человека, прижимающего к его горлу короткий, затупленный прут.

Однако другие категории японских подданных также умели извлекать для себя выгоду из преимуществ сай-дзюцу, только делали это менее очевидным путем, добавляя крюк к железным спицам веера или к черенку курительной трубки.

Методика изучения работы с сай

Начиная осваивать базовые упражнения сай-дзюцу, почувствуйте, как необходимо держать оружие, как работает в ударах рука и запястье. Вы должны посвятить тренировкам многие часы, чтобы добиться поразительной скорости и силы своих движений. Каждый ваш удар должен рассекать воздух. Сай должны двигаться очень быстро. Никогда не позволяйте оружию быть вне вашего контроля. Рубящий удар надо наносить как можно дальше от себя, однако мастера высокого уровня после удара должны тут же вернуть сай, «пряча» оружие и готовясь к следующему движению.

Согласно древнему «предназначению» «какуси буки», современные мастера кобудо должны также использовать принцип «невидимости» оружия и практиковать незаметное выхватывание и применение оружия. Ни руки, ни тело не должны «телеграфировать» о подготовке к выполнению приёма.

Суть концепции «скрытого ношения оружия» заключается в том, чтобы сай не было видно за руками, телом и под одеждой. В этом случае противник не может визуально оценить размер и форму оружия. Суть остаётся неизменной: противник не должен догадываться и видеть удара максимально долгое время.

Удар должен наноситься из положения, которое на первый взгляд не предвещает готовности к бою. Приём выполняется эффективно только в том случае, если вы не ничем не выдаете свои намерения.

Этот приём, конечно же, будет «работать» только в том случае, если «клинок» сай достаточно длинный, и кончик выступает за локоть.

На уровне начинающего следует чётко разделять действия рук. Они должны действовать попеременно. В случае с опытными учениками всё по-другому: движения рук должны быть «соединены» и помогать друг другу, чтобы один приём вызывал за собой плавное исполнение другого. Завершение той или иной комбинации должно заканчиваться чётко поставленной техникой с кимэ (концентрацией).

Изучение способов передвижения (сай довольно короткое оружие, поэтому будет довольно сложно защищаться, сохраняя постоянную дистанцию и, тем более, стоя на одном и том же месте), поиск наиболее выгодных положений в различных ситуациях займёт у вас довольно много времени. Перемещения, повороты таза и плеч — всё это и многое другое должно исполняться слитно и обеспечивать необходимую скорость и мощь приёмов. Пытайтесь также комбинировать сложные и простые элементы.

Хотя история сай до сих пор недостаточно изучена, сай-дзюцу — прекрасный способ для современного бойца улучшить свои способности, а также почувствовать ту «старинную обстановку», в которой занимались окинавские мастера прошлого…

Использованы материалы из книг:
1. Авторы: Осиро Тосихиро и Уильям Х. Хафф (Перевод: Павел Долгачев).
2. Оскар Рати и Адель Уэстбрук «Самураи» (Перевод Д. Воронина)


До сих пор во многих частных коллекциях древнего японского оружия можно увидеть интересный боевой инструмент, в доктрине будзюцу известный как дзиттэ (сай), дзиттэй или дзутта. Это оружие обычно состояло из железного или стального прута, длинной рукоятки и характерного прямоугольного крюка.
Этот инструмент часто снабжали гардой (цуба) и ножнами; в редких случаях к нему даже приделывали клинок. Некоторые авторы пишут, что его носили подвешенным к ремню или в ножнах, которые были заткнуты за пояс (оби), в то время как по мнению других, он был подвешен к запястью владельца при помощи шнура, привязанного к кольцу на рукоятке оружия.

Окинавцы опирались на практику «какуси буки» («скрытное, спрятанное оружие»), дабы не быть привлеченными к ответственности за применение тех или иных приспособлений, пусть даже в ситуациях самозащиты и охраны собственности. Сай был одним из самых распространённых видов оружия. Окинавский «самурай» носил с собой обычно три сай и прятал их либо в рукавах, либо за поясом сзади. Эти сай были намного короче нынешних и с почти прямыми «усами» для того, чтобы они не цеплялись случайно за одежду. Когда окинавец чувствовал, что находится в опасности, он мог тут же нанести удар или метнуть своё оружие.

Согласно одной из версий, сай проник в Рюкю вместе с распространявшимся буддизмом. Форма сай якобы предназначена отображать очертания человеческого тела; этим мы обязаны монахам, которые носили их для самозащиты. В то время как установить правдивость этой истории довольно сложно, она остается интересным предположением. Другая, более современная история, которую часто слышат любители воинских искусств, это предположение о том, что сай обязан своим возникновением окинавским полицейским, которые носили их как «вспомогательное приспособление» для сдерживания толпы и обезоруживания преступников. Однако сэнсэй Осиро считает, что если бы сай был оружием полиции, это было бы зафиксировано в законах или инструкциях позапрошлого столетия.

Независимо от своего происхождения, это оружие дало толчок для развития сложного боевого метода, который в Японии стал известен как дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу). Его технические приемы варьировались от ловких отражений атаки меча до крайне эффективных ударов, направленных в любую незащищенную точку на теле противника.
Кончик сай использовался для прямых выпадов, направленных в глаза, горло или нижнюю часть живота противника — части тела, которые становились крайне уязвимыми, после того как клинок воина был захвачен или отражен. Рукоятка сай также могла использоваться для нанесения сокрушительных обратных ударов, способных покалечить или даже убить застигнутого врасплох противника. При случае сай использовали и как метательное оружие.
Мастерство в дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу) зависело от навыков в искусстве перемещений (тай-сабаки), которое позволяло эксперту с поразительной скоростью менять свое местоположение, скользящими или круговыми движениями сближаясь с противником или выходя за пределы досягаемости его оружия. Уклонение готовило путь для защиты, а защита подготавливала контратаку, которая часто завершала поединок. Поскольку технический арсенал кэндзюцу был практически неисчерпаемым, приемы сай-дзюцу по необходимости должны были быть такими же многочисленными и достаточно эффективными, чтобы противник не имел возможности отразить контратаку и атаковать снова.

Официально право использовать сай в феодальной Японии имели только полицейские, которые часто носили это оружие в качестве символа своего положения. Они научились пользоваться им с необычайным мастерством, и воины были вынуждены признать эффективность этого инструмента, который, оказавшись в руках эксперта, мог сломать пополам драгоценный катана или вырвать меч из рук, оставив воина без оружия перед лицом человека, прижимающего к его горлу короткий, затупленный прут.
Однако другие категории японских подданных также умели извлекать для себя выгоду из преимуществ сай-дзюцу, только делали это менее очевидным путем, добавляя крюк к железным спицам веера или к черенку курительной трубки.

Ссылка на основную публикацию