Джесси Энкамп — 9 забытых бросков каратэ Гичина Фунакоши | Karate-krs.ru

Джесси Энкамп — 9 забытых бросков каратэ Гичина Фунакоши

Япония: История и Культура

Великие Мастера — Гичин Фунакоши

Предисловие

Сидзоку (士族) — сословие нетитулованной знати в Японии, существовавшее в 1869—1947 годах. Было сформировано из средних и мелких самураев. Сословие было ликвидировано после Второй мировой войны в 1947 году в связи с вступлением в силу новой Конституции Японии.

Тэ-гуми — борьба, в которой главной задачей для противников является — столкнуть друг друга с места. После этого применяются захваты и броски. Более опытный боец вызывал на бой даже больше одного человека. Например сам Гичин пишет про это так: «Один, обычно более старший и более сильный мальчик, может бороться с двумя или тремя противниками, или даже с большим количеством нападающих, если он чувствует это возможным. Такая схватка начинается с того, что сильный борец ложится на спину, а противники прижимают к земле его руки и ноги. Когда я решил стать каратэка, то начал бороться против четырёх или пяти мальчиков, надеясь укрепить мышцы рук и ног, живота и бёдер. Не могу точно сказать, как тэгуми способствовала росту моего технического мастерства в каратэ, но волю мою эти занятия, без сомнения, заметно укрепили.»

Сёрин Рю Shōrin-ryū (яп. 小林流?) — одно из основных современных Окинавских боевых искусств. Было основано Тёсином Тибаной в 1933 году. Сёрин Рю сочетает элементы традиционных боевых стилей Сюри-тэ.

Дальнейшая жизнь

Мотобу Тёки ( 本部 朝基 ; 5 апреля 1870, д. Акахира, Сюри, Окинава — 15 апреля 1944, Сюри, Окинава) — мастер окинавского каратэ. Родился в деревне Акахира, Окинава. Мотобу Тёки был младшим из трёх братьев и его не стали обучать семейному стилю тотэ (раннее название каратэ). Несмотря на это, Мотобу очень интересовался боевыми искусствами. Он тренировался самостоятельно, отрабатывая удары на макиваре и поднимая тяжелые камни для развития силы. Мотобу Тёки был очень ловким, за что и получил от сверстников прозвище «Мотобу но Сару», «Мотобу — обезьяна».

Мастер карате Гичин Фунакоши (Funakoshi Gichin): биография, цитаты

Если и есть человек, благодаря которому карате сегодня занимает ведущее положение в Японии, то это Фунакоши Гичин. Мэйдзин (мастер) родился в центральном городе острова Окинава Сюри и свою вторую жизнь в качестве борца за официальное признание этого вида спорта начал, только когда ему исполнилось 53 года.

Ранняя биография

Фунакоши Гичин родился в 1868 г. в известной в Сюри семье преподавателей. Его дед учил дочерей деревенского наместника, владел небольшим наделом и имел привилегированный статус. Отец злоупотреблял алкоголем и растратил большую часть имущества, поэтому Гичин рос в бедности.

История Фунакоши (Funakoshi Gichin) очень похожа на историю многих великих мастеров боевых искусств. Он начинал слабым, болезненным мальчиком, которого родители привели к Ясуцунэ Итосу, чтобы тот обучил его карате. Доктор Токашики назначил ему лечение на основе целебных трав, которые должны были укрепить его здоровье.

Под руководством Адзато и Итосу Ясуцунэ Фунакоши расцвел. Он стал хорошим учеником. Другие его учителя – Аракаки и Соконом Мацумура – развивали его потенциал и дисциплинировали ум.

Сам мастер Фунакоши Гичин в последствии вспоминал, что свой первый опыт он получил, когда жил у дедушки. Учась в начальной школе, он тренировался под руководством отца своего одноклассника, которым оказался знаменитый мастер серин-рю Ясуцунэ Адзато.

Преподавание

В 1888 г. Фунакоши стал помощником школьного учителя и тогда же женился. Его супруга, также занимавшаяся местным вариантом китайского рукопашного боя, поощряла его продолжить занятия. В 1901 г., когда этот вид боевого искусства в Окинаве был легализован, занятия им стали обязательными в средних школах. Заручившись поддержкой Адзато и Итосу, Фунакоши объявил о том, что начинает обучать карате. Ему было 33 года.

Переезд в Токио

После того, как Фунакоши покинул Окинаву в 1922 году, он жил в студенческом общежитии в Суидобате в маленькой комнате рядом со входом. Днем, когда ученики находились в своих классах, он занимался уборкой комнат и работал садовником. Вечерами он учил их карате.

Спустя короткое время он накопил достаточно средств для открытия своей первой школы в Мейседзуку. После этого был открыт его Сетокан в Медзиро и у него, наконец, появилось место, откуда вышли многие ученики, такие как Такаги и Накаяма из «Ниппон Каратэ Киокай», Есида Такудай, Обата из Кейо, Сигеру Эгами из Васеды (его преемник), Хирониси из Тюо, Ногути из Васеды и Хиронори Оцука.

Популяризация карате

Известно, что в поездках Фунакоши Гичина по Японии, во время которых он читал лекции и проводил показательные выступления, его всегда сопровождали Такеси Симода, Еситака (его сын), Эгами и Оцука. При этом первые два являлись его основными инструкторами в 30-40-е годы.

Симода был экспертом из школы Нен-рю-кендо, а также изучал ниндзюцу, но после одного из туров заболел и умер молодым в 1934 г. Его заменил Гиго (Еситака) Фунакоси, человек превосходного характера, обладавший техникой высокого класса. По мнению Сигеру Эгами, не было никого другого, кто бы мог продолжить обучение этому стилю карате. Из-за его молодости и энергичных методов обучения (иногда называемых жесткой силовой тренировкой) у него возник конфликт с Оцукой Хиронори. Говорят, что он не мог выдержать тяжелых тренировок, поэтому оставил школу, чтобы основать свой собственный стиль «Вадо-рю» («Гармоничный путь»). Совершенно очевидно, что это название ссылается на конфликт с Еситакой. Влияние последнего было очень важным для будущего сетокан-карате, но он очень рано умер. В 1949 г. в возрасте 39 лет он скончался от туберкулеза, которым болел всю жизнь.

Официальное признание

Мир боевых искусств в Японии, особенно с начала 20-х гг. и до начала 40-х, находился под влиянием ультранационалистов. Многие презрительно относились ко всему, что не было в этом смысле достаточно чистым, называя его языческим и диким.

Фунакоши удалось преодолеть этот предрассудок и, наконец, к 1941 году он добился официального признания карате одним из японских боевых искусств.

В стране процветало множество спортивных клубов. В 1924 г. этот вид боевого искусства был представлен в Университете Кейо в первом каратэ-клубе. Следующими были Тюо, Васеда (1930), Хосей, Токийский университет (1929) и др. Еще один клуб был открыт в Сити-Токудо казарме, расположенной на углу дворцовой площади.

Самодостаточность

Фунакоши каждый день посещал Сити-Токудо, чтобы обучать сетокан-карате. Однажды, когда тренировку вел Оцука, ученик Когура из Университета Кейо, у которого был черный пояс 3-й степени в японском фехтовании кендо и черный пояс в карате, взял меч и вступил в бой с тренером. Все смотрели, что же произойдет. Они чувствовали, что никто не может противостоять обнаженному мечу в руках знатока кендо. Оцука спокойно наблюдал за Когурой, и как только тот сделал движение оружием, сбил его с ног. Поскольку это не было отрепетировано заранее, это подтвердило его умение. Это также подтверждало философию Фунакоши, согласно которой практики ката более чем достаточно и для изучения техники карате, и она имеет не меньшее значение, чем тренер.

Чистота стиля

Однако в 1927 году трое мужчин: Мики, Бо и Хираяма решили, что одних боев с тенью недостаточно и попытались представить дзию-кумитэ (свободный бой). Для проведения своих матчей они разработали защитную одежду и использовали маски кендо. Это позволило проводить полноконтактные бои. Фунакоши услышал об этих поединках, и когда ему не удалось отговорить их от таких попыток, которые он считал унизительными для искусства каратэ-до, перестал посещать Сити-Токудо. Ни он, ни Оцука больше там не появлялись. Именно после этого события Фунакоши запретил спортивный спарринг (первые соревнования начали проводиться только после его смерти в 1958 г.).

Система обучения

Когда Фунакоши Гичин приехал на материк, он учил 16 ката: 5 пинан, 3 найханти, кусянку-дай, кусянку-се, сэйсан, патсаи, вансю, тинто, дзюттэ и дзион. Он обучал своих учеников основным приемам, пока они не переходили к более сложным техникам. Фактически, по меньшей мере, 40 ката были включены в учебную программу, позже они вошли в ограниченное издание монументальной работы Сигеру Эгами «Каратэ-до для специалиста». Тренировки, основанные на многократном повторении, которые учредил мастер Фунакоши, очень хорошо себя показали. Его ученики продолжали демонстрировать наиболее точный тип карате из всех преподававшихся.

Почитатели и критики

Дзигоро Кано, основатель современного дзюдо, однажды пригласил Гичина Фунакоши и друга Макото Гиму выступить в Кодокане. Около 100 человек наблюдали за выступлением. Гима, который в юности учился у Ябу Кенцу на Окинаве, исполнил наихансю-седан, а Фунакоши – косекун. Сенсей Дзигоро Кано наблюдал за выступлением и спросил Гичина о его приемах. Он был очень впечатлен и пригласил Фунакоши и Гиму на обед.

Несмотря на все усилия Фунакоши преподавать истинное искусство карате, не обошлось без его хулителей. Критики презирали его настойчивость в отношении ката и осуждали то, что они называли «мягким» карате, которое занимало слишком много времени. Фунакоши настаивал на том, что обучение одному комплексу движений должно длиться 3 года.

Человек Дао

Фунакоши Гичин был скромным человеком. Он проповедовал и практиковал смирение. Не как добродетель, а смирение человека, который знает истинную ценность вещей, полного жизни и осознания. Он жил в мире с самим собой и со своими собратьями.

Всякий раз, когда упоминается имя мастера карате Гичина Фунакоши, это напоминает притчу о «Человеке Дао и маленьком человеке».

Один ученик однажды спросил учителя: «В чем разница между человеком Дао и маленьким человеком?» Сэнсэй ответил: «Это просто. Когда маленький человек получает свой первый дан, он не может дождаться, когда сможет побежать домой и прокричать во весь голос об этом. Получив свой второй дан, он взбирается на крыши домов и громко говорит об этом всем. Получив третий дан, он прыгает в свой автомобиль и ездит по городу, сигналя, и рассказывая каждому встречному о своем третьем дане. Когда же человек Дао получит свой первый дан, в благодарность он склонит голову. Получив второй, он склонит голову и плечи. Получив третий, он поклонится в пояс и тихо пойдет вдоль стены, чтобы никто его не видел».

Фунакоши был человеком Дао. Он не придавал значения соревнованиям, поединкам или чемпионатам. Он делал упор на индивидуальном самосовершенствовании. Он верил в общую порядочность и уважение, с которым один человек относится к другому. Он был мастером мастеров.

Фунакоши Гичин умер в 1957 году в возрасте 89 лет, смиренно сделав свой бесценный вклад в карате.

Кроме ряда книг по этому виду боевого искусства, мастер написал автобиографию «Карате: мой жизненный путь».

Фунакоши Гичин изложил свою философию в «20 принципах карате». Все, кто обучается этому виду боевого искусства, должны изучить и соблюдать их, чтобы стать лучшими людьми.

Наш новый сайт — WWW.KARATEWORLD.INFO

Джесси Энкампф. Десять мифов о каратэ. Окончание

Печатается с официального разрешения автора Джесси Энкампфа

6: «Чтобы заниматься каратэ, надо быть спортивным, сильным и гибким»

Я раньше был пухленьким.

И не очень сильным.

И едва мог ударить выше пояса.

Сегодня, все изменилось. Я похож на современного греческого бога, приседаю со своим трехкратным весом и бью так высоко, что Чаку Норрису впору просить меня об уроках.

И все это благодаря каратэ!

Видите ли, когда я оглядываюсь назад на себя пухлого, слабого и закрепощенного, то не устаю поражаться результатам традиционного каратэ. И я даже не стремился к этому. Просто долго и систематически работал.

Меня часто спрашивают: “Необходимо ли быть атлетичным /сильным/гибким для занятий каратэ?”

Вы не обязаны быть великим, чтобы начать.

Но вы должны начать, чтобы быть великим.

7: “Каратэ сделает вас хорошим человеком.”

Давайте определим термин “хороший”.

Что такое “хороший человек»?

Добродетельный? Симпатичный? Смиренный? Сильный? Мужественный? Крутой?

Это зависит от того, кого вы спрашиваете.

Вот почему я считаю, что каратэ — это личное путешествие. Вы должны решить для себя почему вы занимаетесь, как вы занимаетесь и что ожидаете получить взамен за ваши усилия.

Каратэ даст Вам именно то, что Вы вложили.

Ни меньше, ни больше.

Если Вы вкладываете свое сердце и душу в каратэ, Вы вполне можете стать “хорошим” человеком. Я искренне надеюсь на это, потому что это сделает мир лучше.

Но все, что может сделать Вас “лучшим” человека это не то, что Вы делаете, а как Вы это делаете.

«Каратэ стремится к построению характера, улучшению человеческого поведения и культивирует скромность, но не гарантирует их.» /Ясухиро Кониши (1898-1983)/.

Вам это подходит?

8: “Каратисты знают толк в самообороне.”

Давайте будем честными — некоторые школы каратэ не учат приемам самообороны вообще.

Они учат физической активности.

. которая, может или не может, включать элементы самообороны.

Это раньше было по-другому.

Изначальной целью каратэ была самозащита.

Но каратэ прожило долгую жизнь, пройдя через руки и умы поколений, с разными приоритетами и идеалами, став предметом личных и политических интересов.

И первоначальная цель каратэ стала меняться.

Самозащиты стало меньше…самосовершенствования больше.

“Конечная цель каратэ заключается не в победе или поражении, а в совершенствовании характера участников.” /Гичин Фунакоши (1868-1957)/.

В наши дни, некоторые инструкторы каратэ не учат практической самообороне.

Пора об этом говорить открыто.

9: “Каратисты знают толк в самообороне.”

Слушай. вся суть в названии:

“Кара” – по-японски “пустой”

“Тэ” – по-японски “рука”

“Каратэ” — “пустая рука”

Тем не менее, некоторые люди думают, что мы используем оружие в каратэ!

Как в “пустой руке” держать оружие?

Очевидно, так было не всегда.

Раньше до модернизации каратэ в спортивное единоборство, оружие всегда использовали наряду с техникой «пустых» рук. Этот аспект обучения позже стал известен как “кобудо” (буквально “старые боевые пути”), такова была стандартная процедура в те времена.

Сегодня, кобудо практикуется в очень немногих клубах каратэ.

Я думаю, инструкторы больше должны больше уделять этому внимание.

Ведь самооборона была бы не полноценным боевым искусством без учета всех аспектов вооруженной борьбы. Так правильнее.

Спросите любого мастера старой школы из Окинавы.

И Вам ответят, что каратэ и кобудо как два колеса телеги.

Или вы попадете в аварию.

10: “Каратэ – это трудно.”

Когда обычные люди видят каратистов, выполняющих мощные ката, показательные поединки, глубокие стойки, закрученные удары ногами и другие “сложные” элементы, то кажется, что это сложно.

Хорошее каратэ выглядит легким!

(В противном случае, вы делаете что-то неправильно.)

Я думаю, что люди сознательно делают каратэ сложным. Это комплекс фетишизма. Они уверены, что простота — это плохо. Вместо улучшения основы, они ударяются в сложности, что заставляет их чувствовать свое превосходство.

Они ослеплены мифом сложности.

“Простота является конечной сложностью.”Леонардо да Винчи (1452-1519)/

Легкий путь часто правильный путь.

Если Ваше каратэ выглядит тяжело, Вы, наверное, не все правильно делаете.

Притормозите. Подумайте. Найдите новое решение. Попробуйте еще раз. Подышите. Отдохните.

Не путайте тяжелые тренировки с умным обучением.

Хорошее каратэ — простое каратэ.

Перевод С.Свадковской

Комментарий главного редактора.

“Каратэ создано бедными крестьянами Окинавы для защиты от японских самураев.”

3.1. Сказка про японских крестьян, придумавших грозное каратэ как средство борьбы с вооруженными до зубов самураями, до сих пор любима представителями центральносовковой школы каратэ (ставших руководителями российского WKF, а также этнороссийского каратэ типа САНЭ). Тех самых, которых Юрий Леонидович Орлов, патриарх российского каратэ, с иронией называл БУХкаратистами. Buch (нем.) — книга. Это кто в советские времена изучал каратэ по слепым ксерокопиям с иностранной литературы, а потом провозгласил себя основоположниками советского (российского) каратэ. Откуда им знать историю? В книгах ведь были только картинки. Мыслящим людям настоятельно советую посмотреть фильм «Семь самураев» Акира Куросавы.

Именно поэтому Фунакоси Гитин написал:

«Karate wa kunshi no bugei”, что значит «каратэ боевое искусство сложных людей.»

Википедия трактует слова Гитина Фунакоши «Karate wa kunshi no bugei” как «Karate is the martial art of intelligent people» — «каратэ это боевое искусство умных людей». Интеллигентных, если буквально. Все прилагательные удачны.

По п. 8. «Каратисты знают толк в самообороне». В наши дни некоторые инструкторы каратэ не учат практической самообороне. Это нормально.

Для России это не нормально. У нас хватает инструкторов, ученики которых не умеют драться. Но общественность должна знать «своих героев». Потому что в России «каратист», не умеющий за себя постоять, обречен на насмешки. Хочу чтобы меня правильно поняли. Речь идет не о подготовке непобедимых бойцов. Есть такая поговорка: «Путь бойца не пересекается с путем хулигана». Очень правильное заключение – шпана чувствует бойца и предпочитает не связываться. Каратист должен не бояться принять бой. В любую минуту. Его можно победить, но невозможно унизить. В шведском отечестве Джесси Енкампа другие реалии.

По п. 9. «В каратэ есть оружие». Самооборона была бы не полноценным боевым искусством без учета всех аспектов вооруженной борьбы. Так правильнее».

Холодное оружие в России запрещено. Его нельзя иметь при себе (перевозить, переносить). Можно только хранить дома или в доджо. Спортивное оружие должно иметь хороший вес и жесткую ударную конструкцию. Т.е. обладать всеми признаками холодного оружия.

Федерацию Кобудо России все время возглавляют какие-то генералы. И у них не хватает ни желания, ни умения развернуть общественную кампанию по декриминализации холодного оружия. Генералам это не надо. Сами они кобудо не занимаются.

Я бы не стал подставлять учеников под заведомо проигрышные разборки с полицией. Думаю, что пункт 9 в России не реализуем.

Таиджи Казе (Taiji Kase) 9 DAN.

Таиджи Казе (Taiji Kase) 9 DAN.

Таиджи Казэ – один из тех людей, которые дали каратэ миру, фактически создав, упорядочив и распространив это боевое искусство по всей планете. Этот человек – гордость мира каратэ, и не только потому, что он обладатель 9-го Дана, но и благодаря тому, что каратэ он посвятил всю свою жизнь, став одним из величайших теоретиков и практиков данного движения.

Родился Таиджи Казэ 9 января 1929 года в Японии. Свой путь в боевых единоборствах он начал уже спустя 6 лет, но только занимался он сначала исключительно дзюдо. Правда, занимался успешно, уже в 1944 году в 15 лет получив 2 дан. В этом же году Казэ начал заниматься каратэ-до в группе Гичина Фунакоши, хотя занятия долго не продлились – в 1945 году парня призвали на флот, зачислив в отряд камикадзе. Скорее всего, от преждевременной гибели его спасло только скорое завершение войны.

С 1945 года некоторое время Таиджи Казэ одновременно занимался дзюдо, каратэ-до и в меньшей степени айкидо. Но перед самим получением 3-го дана по дзюдо, он решил сосредоточиться только на каратэ, которое занимало львиную долю времени. К тому же он сам шутил, что часто побеждает в дзюдо только благодаря знанию каратэ.

В 1946 году Таиджи Казэ получил 1-й дан по каратэ-до. Продолжая упорно тренироваться, уже в 1949 он экзаменовался на 3-й дан.

В 1951 году Таиджи Казэ закончил университет Сэнсю, став дипломированным экономистом. Стоит отметить, что большую часть обучения он был капитаном университетской команды каратистов. Предположительно в этом же году Казэ вступил в JKA с целью стать профессиональным инструктором, что являлось его давней мечтой.

Последующий десяток лет Таиджи Казэ усердно готовил новых инструкторов для JKA. Среди его учеников стоит отметить Эноэду, Очи, Шираи, а также многих других мастеров, в будущем ставших легендами.

В 1964 году Казэ начал свое мировое турне, во время которого он преподавал каратэ в различных странах. Продлилось оно фактически до самой смерти Мастера. В 1964 году он несколько месяцев преподавал в Южной Африке. Следующий год ознаменовался расширением географии – кроме ЮАР Таиджи Казэ совместно с Канадзавой, Шираи и Эноэдой преподавал в США и ФРГ. Далее: октябрь 1965-март 1966 года – работа в Нидерландах и Бельгии. Март 1966-август 1967 года – преподавание в Милане в качестве помощника мастера Шираи. И только в конце 1967 года он решил обосноваться в Париже.

Первое время во Франции Казэ пришлось не столько кого-то учить, сколько доказывать собственную состоятельность, регулярно сражаясь с местными мастерами и чемпионами каратэ. Но зато получив несомненный авторитет в Париже, Таиджи Казэ сумел основать здесь додзё, который просуществовал до 1986 года, после чего Сенсей снова отправился в мировое турне.

Таиджи Казэ активно преподавал вплоть до весны 1999 года, когда у него случился сердечный приступ. Пропустив несколько месяцев, Учитель снова принялся за преподавание, которое прекратила только его смерть в 2004 году.

Несомненно, Таиджи Казэ был великим мастером. Сам он делил историю каратэ на 3 этапа: окинавский, японский и этап Йошитаки. Его же последователи добавляют и четвертый этап – время Таиджи Казэ.

Помимо выдающихся заслуг в преподавании и популяризации каратэ, нельзя не отметить и уникальную технику, которую выработал мастер. В частности, он считается лучшим в работе ногами, ведь подсечки («хвост дракона») и другие приемы (камаэ), которые изобрел и отшлифовал Казэ, повторить невероятно сложно.

Мало кто сейчас может поверить, что еще 50 лет назад каратэ было малоизвестным и не слишком распространенным боевым искусством. Но пусть знают все, что Таиджи Казэ является одним из тех людей, которые распространили его по всему миру.

Клуб каратэ и практической самообороны «КИ»

1. Каратэ начинается с Рэй и Рэй заканчивается. (здесь Рэй – поклон, выражающий вежливость.)

空手道は礼に始まり礼に終る事を忘るな (Karate wa rei ni hajimaru rei ni owaru koto o wasureru na.) Каратэ-ва рэй ни хадзимару, рэй ни овару, кото о ваширеру на.

2. В каратэ первым не атакуют. (Каратэ несовместимо с агрессией.)
空手に先手なし (Karate ni sente nashi.) Каратэ ни сенте наси.

3. Каратэ следует по пути справедливости. (Каратэ есть залог справедливости.)
空手は義の補け(Karate wa gi no tasuke.) Каратэ ва ги но тасуке.

4. Сначала познай себя, и ты сможешь познать других.
先づ自己を知れ而して他を知れ (Mazu jiko o shire shiko:shite hoka o shire.) Мазу дзико о сире сико сите хока о сире.

5. Сначала дух, потом техника. ( Техника не так важна, как совершенство разума.)
技術より心術 (Gijutsu yori shinjutsu.) Гидзитцу йори синдзицу.

6. Разум должен быть свободным.( Позволь своему разуму странствовать свободно.)
心は放たん事を要す(Kokoro wa hanatan koto o yo:su.) Кокоро ва ханатан кото о йосу.

7. Все неприятности происходят от недомыслия.(Невнимательность и небрежность приводят к неудачам.)
禍は懈怠に生ず( Wazawai wa ketai ni sho:zu.) Вазавай ва кетай ни созу.

8. Каратэ не заканчивается в До-Дзё.( Не думай о Каратэ только в додзе.)
道場のみの空手と思ふな (Do:jo: nomino karate to omouna.) Додзё номино каратэ то омоуна.

9. Совершенствование в Каратэ требует всей жизни. (Чтобы постичь Каратэ Вам понадобиться вся жизнь.)
空手の修業は一生である(Karate no shugyo: wa issho: dearu.) Каратэ но сугюо ва иссо деару .

10. Преврати свою жизнь в каратэ и ты найдешь понимание жизни. (— Каратэ можно применить ко всему с чем ты сталкиваешься в жизни. В этом и заключается его красота.)
凡ゆるものを空手化せよ其処に妙味あり (Arayuru mono o karateka se soko ni myo:mi ari.) Араюру моно о каратэка сэ соку ни мьоми ари.

11. Каратэ, как горячая вода; она остывает, если её не подогревать.( Каратэ подобно кипящей воде: если не поддерживать регулярно огонь, она становится прохладной. )
空手は湯の如し絶えず熱度を与えざれば元の水に還る.(Karate wa yu no gotoku taezu netsu o ataezareba mono no mizu ni kaeru.)Каратэ ва ю но готоку таэзу нэтсу о атаэарэба моно но мицу ни каэру.

12. Не считай, что ты выграл, лучше считай, что ты не проиграл. (Не думай о победе: думай о том, чтобы не потерпеть поражения.)
勝つ考は持つな負けぬ考は必要 (Katsu kangae wa motsu na, makenu kangae wa hitsuyo:.)Катсу кангаэ ва мотсу на, макэну кангаэ ва хитсуё.

13. Следуй за изменениями врага. (Действуй в соответствии с действиями противника.)
敵に因って轉化せよ(Teki ni yotte tenka seyo.) Теки ни йотте тенка сэйо.

14. Результат боя всегда зависит от тактики. (Проводи поединок в соответствии с естественной стратегией.)
戦は虚実の操縦如何に在り(Ikusa wa kyojitsu no so:ju ikan ni ari.)Икуса ва кедзюцу но содзу икан ни ари.

15. Думай, что руки и ноги – это остро отточенные мечи.( Считай, свои руки и ноги острыми мечами.)
人の手足を剣と思へ(Hito no teashi o ken to omoe.)Хито но тэаси о кен то омоэ.

16. Помни выходя из дома, что за порогом тебя ждет миллион врагов.( Выходя из дома, представь, что встретишь десять тысяч врагов.)
男子門を出づれば百万の敵あり(Danshi mon o izureba hyakuman no teki ari.)Данси мон о изурэба хакуман но теки ари.

17. Со временем сложные действия станут естественными. ( Начиная обучение, осваивай различные и низкие стойки, но затем полагайся на естественность позы.) Стойки существуют для начинающих, впоследствии они становятся естественным положением тела.
構は初心者に後は自然体( Kamae wa shoshinsha ni, ato wa shizentai.)Камаэ ва сёсинся ни, ато ва шизентай.

18. Ката следует выполнять правильно, а настоящая борьба — другое дело.(Совершенствуйся в ката, но помни, что реальный бой это иная вещь.)
形は正しく実戦は別物 (Kata wa tadashiku, jissen wa betsumono.)Ката ва тадасику, дзиссен ва бетсумоно.

19. Всегда контролируй: мощность(сила), пластику(гибкость) и скорость.( Никогда не забывай о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качеств своей техники.) Ищи свою силу, исследуй слабости – изучай возможности своего тела.
力の強弱体の伸縮技の緩急を忘るな( Cikara no kyo:jaku, karada no shinshuku, waza no kankyu: o wasureru na.)Кикара но кёдзяку, карада но синшуку, ваза но канкю о васурэру на.

20. Постоянно оттачивай свой разум. Дорожи своими знаниями. (Всегда думай о методах достижения вершин мастерства.)
常に思念工夫せよ (Tsune ni shinenkofu: seyo.) Цунэ ни шиненкофу сэйо.

Мастер карате Гичин Фунакоши (Funakoshi Gichin): биография, цитаты

Если и есть человек, благодаря которому карате сегодня занимает ведущее положение в Японии, то это Фунакоши Гичин. Мэйдзин (мастер) родился в центральном городе острова Окинава Сюри и свою вторую жизнь в качестве борца за официальное признание этого вида спорта начал, только когда ему исполнилось 53 года.

Ранняя биография

Фунакоши Гичин родился в 1868 г. в известной в Сюри семье преподавателей. Его дед учил дочерей деревенского наместника, владел небольшим наделом и имел привилегированный статус. Отец злоупотреблял алкоголем и растратил большую часть имущества, поэтому Гичин рос в бедности.

История Фунакоши (Funakoshi Gichin) очень похожа на историю многих великих мастеров боевых искусств. Он начинал слабым, болезненным мальчиком, которого родители привели к Ясуцунэ Итосу, чтобы тот обучил его карате. Доктор Токашики назначил ему лечение на основе целебных трав, которые должны были укрепить его здоровье.

Под руководством Адзато и Итосу Ясуцунэ Фунакоши расцвел. Он стал хорошим учеником. Другие его учителя – Аракаки и Соконом Мацумура – развивали его потенциал и дисциплинировали ум.

Сам мастер Фунакоши Гичин в последствии вспоминал, что свой первый опыт он получил, когда жил у дедушки. Учась в начальной школе, он тренировался под руководством отца своего одноклассника, которым оказался знаменитый мастер серин-рю Ясуцунэ Адзато.

Преподавание

В 1888 г. Фунакоши стал помощником школьного учителя и тогда же женился. Его супруга, также занимавшаяся местным вариантом китайского рукопашного боя, поощряла его продолжить занятия. В 1901 г., когда этот вид боевого искусства в Окинаве был легализован, занятия им стали обязательными в средних школах. Заручившись поддержкой Адзато и Итосу, Фунакоши объявил о том, что начинает обучать карате. Ему было 33 года.

Переезд в Токио

После того, как Фунакоши покинул Окинаву в 1922 году, он жил в студенческом общежитии в Суидобате в маленькой комнате рядом со входом. Днем, когда ученики находились в своих классах, он занимался уборкой комнат и работал садовником. Вечерами он учил их карате.

Спустя короткое время он накопил достаточно средств для открытия своей первой школы в Мейседзуку. После этого был открыт его Сетокан в Медзиро и у него, наконец, появилось место, откуда вышли многие ученики, такие как Такаги и Накаяма из «Ниппон Каратэ Киокай», Есида Такудай, Обата из Кейо, Сигеру Эгами из Васеды (его преемник), Хирониси из Тюо, Ногути из Васеды и Хиронори Оцука.

Популяризация карате

Известно, что в поездках Фунакоши Гичина по Японии, во время которых он читал лекции и проводил показательные выступления, его всегда сопровождали Такеси Симода, Еситака (его сын), Эгами и Оцука. При этом первые два являлись его основными инструкторами в 30-40-е годы.

Симода был экспертом из школы Нен-рю-кендо, а также изучал ниндзюцу, но после одного из туров заболел и умер молодым в 1934 г. Его заменил Гиго (Еситака) Фунакоси, человек превосходного характера, обладавший техникой высокого класса. По мнению Сигеру Эгами, не было никого другого, кто бы мог продолжить обучение этому стилю карате. Из-за его молодости и энергичных методов обучения (иногда называемых жесткой силовой тренировкой) у него возник конфликт с Оцукой Хиронори. Говорят, что он не мог выдержать тяжелых тренировок, поэтому оставил школу, чтобы основать свой собственный стиль «Вадо-рю» («Гармоничный путь»). Совершенно очевидно, что это название ссылается на конфликт с Еситакой. Влияние последнего было очень важным для будущего сетокан-карате, но он очень рано умер. В 1949 г. в возрасте 39 лет он скончался от туберкулеза, которым болел всю жизнь.

Официальное признание

Мир боевых искусств в Японии, особенно с начала 20-х гг. и до начала 40-х, находился под влиянием ультранационалистов. Многие презрительно относились ко всему, что не было в этом смысле достаточно чистым, называя его языческим и диким.

Фунакоши удалось преодолеть этот предрассудок и, наконец, к 1941 году он добился официального признания карате одним из японских боевых искусств.

В стране процветало множество спортивных клубов. В 1924 г. этот вид боевого искусства был представлен в Университете Кейо в первом каратэ-клубе. Следующими были Тюо, Васеда (1930), Хосей, Токийский университет (1929) и др. Еще один клуб был открыт в Сити-Токудо казарме, расположенной на углу дворцовой площади.

Самодостаточность

Фунакоши каждый день посещал Сити-Токудо, чтобы обучать сетокан-карате. Однажды, когда тренировку вел Оцука, ученик Когура из Университета Кейо, у которого был черный пояс 3-й степени в японском фехтовании кендо и черный пояс в карате, взял меч и вступил в бой с тренером. Все смотрели, что же произойдет. Они чувствовали, что никто не может противостоять обнаженному мечу в руках знатока кендо. Оцука спокойно наблюдал за Когурой, и как только тот сделал движение оружием, сбил его с ног. Поскольку это не было отрепетировано заранее, это подтвердило его умение. Это также подтверждало философию Фунакоши, согласно которой практики ката более чем достаточно и для изучения техники карате, и она имеет не меньшее значение, чем тренер.

Чистота стиля

Однако в 1927 году трое мужчин: Мики, Бо и Хираяма решили, что одних боев с тенью недостаточно и попытались представить дзию-кумитэ (свободный бой). Для проведения своих матчей они разработали защитную одежду и использовали маски кендо. Это позволило проводить полноконтактные бои. Фунакоши услышал об этих поединках, и когда ему не удалось отговорить их от таких попыток, которые он считал унизительными для искусства каратэ-до, перестал посещать Сити-Токудо. Ни он, ни Оцука больше там не появлялись. Именно после этого события Фунакоши запретил спортивный спарринг (первые соревнования начали проводиться только после его смерти в 1958 г.).

Система обучения

Когда Фунакоши Гичин приехал на материк, он учил 16 ката: 5 пинан, 3 найханти, кусянку-дай, кусянку-се, сэйсан, патсаи, вансю, тинто, дзюттэ и дзион. Он обучал своих учеников основным приемам, пока они не переходили к более сложным техникам. Фактически, по меньшей мере, 40 ката были включены в учебную программу, позже они вошли в ограниченное издание монументальной работы Сигеру Эгами «Каратэ-до для специалиста». Тренировки, основанные на многократном повторении, которые учредил мастер Фунакоши, очень хорошо себя показали. Его ученики продолжали демонстрировать наиболее точный тип карате из всех преподававшихся.

Почитатели и критики

Дзигоро Кано, основатель современного дзюдо, однажды пригласил Гичина Фунакоши и друга Макото Гиму выступить в Кодокане. Около 100 человек наблюдали за выступлением. Гима, который в юности учился у Ябу Кенцу на Окинаве, исполнил наихансю-седан, а Фунакоши – косекун. Сенсей Дзигоро Кано наблюдал за выступлением и спросил Гичина о его приемах. Он был очень впечатлен и пригласил Фунакоши и Гиму на обед.

Несмотря на все усилия Фунакоши преподавать истинное искусство карате, не обошлось без его хулителей. Критики презирали его настойчивость в отношении ката и осуждали то, что они называли «мягким» карате, которое занимало слишком много времени. Фунакоши настаивал на том, что обучение одному комплексу движений должно длиться 3 года.

Человек Дао

Фунакоши Гичин был скромным человеком. Он проповедовал и практиковал смирение. Не как добродетель, а смирение человека, который знает истинную ценность вещей, полного жизни и осознания. Он жил в мире с самим собой и со своими собратьями.

Всякий раз, когда упоминается имя мастера карате Гичина Фунакоши, это напоминает притчу о «Человеке Дао и маленьком человеке».

Один ученик однажды спросил учителя: «В чем разница между человеком Дао и маленьким человеком?» Сэнсэй ответил: «Это просто. Когда маленький человек получает свой первый дан, он не может дождаться, когда сможет побежать домой и прокричать во весь голос об этом. Получив свой второй дан, он взбирается на крыши домов и громко говорит об этом всем. Получив третий дан, он прыгает в свой автомобиль и ездит по городу, сигналя, и рассказывая каждому встречному о своем третьем дане. Когда же человек Дао получит свой первый дан, в благодарность он склонит голову. Получив второй, он склонит голову и плечи. Получив третий, он поклонится в пояс и тихо пойдет вдоль стены, чтобы никто его не видел».

Фунакоши был человеком Дао. Он не придавал значения соревнованиям, поединкам или чемпионатам. Он делал упор на индивидуальном самосовершенствовании. Он верил в общую порядочность и уважение, с которым один человек относится к другому. Он был мастером мастеров.

Фунакоши Гичин умер в 1957 году в возрасте 89 лет, смиренно сделав свой бесценный вклад в карате.

Кроме ряда книг по этому виду боевого искусства, мастер написал автобиографию «Карате: мой жизненный путь».

Фунакоши Гичин изложил свою философию в «20 принципах карате». Все, кто обучается этому виду боевого искусства, должны изучить и соблюдать их, чтобы стать лучшими людьми.

Джесси Энкамп — 9 забытых бросков каратэ Гичина Фунакоши

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 808
  • КНИГИ 582 578
  • СЕРИИ 21 618
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 378

Динамика каратэ / Масатоши Накаяма. — Пер. с анг А. Куликова. — М.: ФАИР–ПРЕСС, 2003. — 304 с.: ил — (Боевые искусства).

Каратэ — великое искусство, а Масатоши Накаяма — инструктор–руководитель Японской Ассоциации Каратэ, обладатель 8–го дана — великий мастер своего дела. Он преподавал каратэ 40 лет. Его методика, его книги известны во всем мире.

В этой книге он дает возможность изучить карате на основе технических приемов, освоенных, проанализированных и систематизированных им за тридцатилетний период. Она составлена таким образом, что может служить и учебником, и наиболее полным справочником. Автор хорошо понимает сложность овладения каратэ без инструктора, поэтому рисунки, приведенные в книге, содержат подробные инструкции к каждому приему.

Книга будет полезна всем любителям каратэ — от новичка до обладателя черного пояса

Часть 1. Основные приемы

Часть 2. Тренировка основных приемов

Часть 3. Применение основных приемов

Часть 4. Совершенствование основной техники

Эта книга не намерена открывать какие-то секреты Каратэ, потому что нет ничего особенно мистического в изучении этого боевого искусства.

Цель этой публикации — дать книгу–руководство изучающим Каратэ, основываясь на приемах, которыми я овладел в течение–более, чем 30–летнего изучения и преподавания этого искусства. Основные приемы и движения основательно проанализированы, распределены по группам и систематически выстроены, составляя полный учебник.

Мой учитель Фунакоши Гичин преобразовал общее представление о Каратэ–Дзюцу (что буквально означает «приемы китайской руки») в Каратэ–До (дословно «путь пустой руки») в 1935 г. и опубликовал Каратэ–До Киухан. Эта выдающаяся книга, прежде всего, была замечательно выстроенным учебником, но также объясняла духовную суть Каратэ, классифицировала различные приемы и давала оценку Каратэ как курсу физического обучения. Сознавая необходимость в современном и полном учебнике, я даю приемы, вспоминая книгу моего учителя, и вношу собранные за десять лет новые описания технических приемов, основанные на моем преподавательском опыте в Японской Ассоциации Каратэ.

Другим фактором, подтолкнувшим меня к публикации этой книги, явился рост популярности Каратэ как спорта. Это развитие я, конечно, приветствую. однако тренировки только ради победы в матче могут привести к вырождению этого динамичного и могущественного искусства. Истинное умение должно строиться на солидном основании, хотя я и понимаю, что это не просто Я чувствовал, что Каратэ необходимо рассматривать с различных точек зрения. С точки зрения его развития как современного боевого искусства, а также как метод физической тренировки Каратэ, в конечном счете, способствует развитию моральных качеств, приобретаемых жесткими и упорными тренировками. Систематическая и научно обоснованная тренировка очень важна. Неверные методы тренировок могут стать причиной вредных навыков или даже физических повреждений при обучении. Однако приемы, на совершенствование которых в прошлом требовались годы, можно изучить вдвое быстрее при хорошем руководстве. Жесткая тренировка необходима для приобретения умения, однако непродуманные, бессистемные тренировки приносят больше вреда, чем пользы.

Мой опыт обучения учеников на Западе в послевоенные годы предусматривает множество разнообразных советов и подсказок — такие, например, как ответы на возникающие вопросы из области физиологии и кинетики тела. В этой книге я постарался объяснить выполнение приемов, опираясь на эти принципы.

Я понимаю, что овладеть Каратэ во всех тонкостях без хорошего инструктора трудно. Рисунки в этой книге шаг за шагом дают инструкции к каждому приему и служат достаточным пособием для хорошего изучения Каратэ. В пособии показаны и общие ошибки — для того, чтобы избегать их.

Я пользуюсь случаем поблагодарить «Цуру Сёбо Паблишинг Компани» за замечательные фотографии и за опубликование этой книги на японском языке, мистера Минео Хитучи и мистера Германа Каунца за их усилия по переводу и, наконец, «Коданся Интернэшнл» за то, что она сделала возможным английское издание книги.

Я искренне надеюсь, что читатель будет внимательно следовать указаниям книги, станет усиленно тренироваться и достигнет мастерства в этом великом искусстве.

Август 1966 года

Каратэ вчера и сегодня

Истоки Каратэ насчитывают более чем тысячелетнюю историю. Когда Дхарма был в монастыре Шао–Линь в Китае, он обучал своих учеников физической тренировке для развития умения терпеть (выносливости) и физической силы и внес эту суровую дисциплину как составную часть в свою религию. Эти методы физических тренировок в дальнейшем развивались и совершенствовались и стали известны как искусство борьбы Шао–Линя. Это боевое искусство вывезли на Окинаву, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов. Повелитель древней Окинавы, а позднее феодальный правитель Кагосимы на самой южной оконечности Кюсю в Японии запретил использование оружия, и это вызвало заметное развитие техники борьбы «голыми руками» и приемов самозащиты. Это боевое искусство, зародившееся в Китае, было названо Каратэ, что дословно означает «китайская рука».

Современный мастер этого искусства Фунакоши Гичин, умерший в 1957 г. в возрасте 88 лет, изменил смысл этого термина: рука из «китайской» стала «пустой». Фунакоши, однако, взял определение для этого значения из философии Дзэн–буддизма; «сделать себя пустым, опустошить свой разум».

Для мастера Каратэ было, прежде всего, боевым искусством, однако он видел в нём и средство, помогающее выстроить характер. Он писал: «Как зеркальная поверхность отражает всё, что находится перед ней, а тихая долина разносит даже слабые звуки, так и занимающийся Каратэ должен начисто изгнать из своего ума эгоизм и злобу в стремлении соответствующим образом реагировать на все, с чем он может столкнуться. Это и является главным смыслом «Кара», или пустоты в Каратэ».

Российский Союз каратэ-до Шотокан Казэ Ха

Гичин Фунакоши

Гичин Фунакоши родился в 1868 году в семье чиновников, имеющей глубокие исторические корни. Он начинает изучать медицину. И в университете он узнает, что ученики не должны носить традиционный шиньон (символ, подтверждающий статус семьи и уважение к предкам). Но для Гичина ношение шиньона имеет большое значение как дань уважения к своей семье, почитаемой на Окинаве. Таким образом, Гичин отказывается обрезать свой шиньон и прекращает изучение медицины. И вот только несколько лет спустя он все же решается обрезать свой шиньон, чем вызывает гнев семьи.

Позднее Гичин становится замещающим преподавателем в маленькой школе Наха. Там он работает в течение 30 лет до своего отъезда в Токио.

Уроки каратэ

Гичин начинает заниматься каратэ в возрасте 12 лет под руководством Анко Адзато. В то время тренировки проводились тайно, ночью в саду мастера при свете единственного фонаря. Хотя Анко Адзато был одним из великих мастеров школы ТОДЭ (изначальное имя каратэ), Гичин стал единственным выдающимся учеником.

В начале занятий каратэ Гичин знакомится с другим великим мастером: Анко Итосу, другом Анко Адзато. И по совету Анко Итосу Гичин продолжает свои тренировки с каждым из двух мастеров по отдельности. Оба учителя практикуют разные, совершенно противоположные концепции каратэ: Адзато высокий и плечистый, Итосу маленький и толстый. Поэтому для отражения ударов каждый применяет свою технику. Адзато делает упор на увертке тогда, как Итосу выступает за укрепление тела. Вот эта разница в восприятии действительности и породила в последствии все богатство стиля Шотокан.

Показательные выступления

В 1921 году императорский сын, путешествуя, решил остановиться на острове Окинаве. По этому случаю Гичину поручают подготовить показательные выступления учеников. Годом позже в Киото проходит национальная спортивная экспозиция и Гичин туда едет в качестве представителя каратэ Окинавы.

Дзигаро Кано, основатель дзюдо, занимающий в то время высокий пост в министерстве образования, был поражен выступлением Гичина. Фунакоши тут же приглашают подготовить показательные выступления каратэ в Кодокан в Токио. Гичин основывает выступление в ката, а именно в Найханчи (бывший Текки).

Начало преподавания каратэ

В возрасте 53 лет Гичин Фунакоши прекращает преподавательскую деятельность в школе Наха, оставляя жену и детей на Окинаве (надеясь, что они переедут позднее), чтобы основаться в Токио. Не имея никаких источников дохода, Гичин работает консьержем в пансионе для студентов из Окинавы. В то же время он убирает пансион и получает в свое расположение маленькую комнатку, где начинает преподавать каратэ. В начале учеников у него было немного, но через 2 года их число увеличилось настолько, что помещение для занятий каратэ стало слишком мало.

В 1924 году Г. Фунакоши пишет свою первую книгу и называет ее «Рюкю Кемпо Каратэ» (каратэ – бокс Рюкю). Затем рождается его вторая книга, названная «Рентан Каратэ Дзютцу» (техника каратэ, усиление и защита).

Вынужденная смена позиций

В 30 годах национальное течение охватило Японию. И все то, что имеет отношение к Китаю, встречает яростный отпор в Японии. Гичин, чувствуя такие перемены, решает опередить события, переименовав идеограмму «Тодэ» (китайская рука) в «Каратэ» (пустая рука). Поразмыслив, Фунакоши добавляет слово «До» (путь).

Многие на Окинаве впоследствии обвинят Фунакоши в смене позиции, в отречении от своих корней. Но история преподнесла урок Гичину Фунакоши, и позднее все эксперты каратэ примут эту терминологию. Отныне каратэ окончательно признано отдельной частью в культуре Будо.

Преподавание мастера

По мере развития каратэ тренировочный зал Фунакоши становился тесным. Именно в это время Хакуда Накаяма, известный мастер Кэндо, предлагает Фунакоши использовать для тренировок свой зал в свободные часы. Так продолжалось 7 лет, пока Фунакоши не нашел маленький дом с садом, в котором он установил деревянный настил, где и проводил тренировки. На следующий год ему удается взять в аренду и цокольный этаж соседнего дома, где Фунакоши обустраивает тренировочный зал.

В 1938 году многие ученики предлагают Фунакоши построить спортзал. Гичин Фунакоши соглашается и называет его «Шотокан» (дом Шото, псевдоним, который Гичин использовал для своих стихов).

Спортзал Шотокан

Незадолго до этого его третий сын Ешитака стал последователем дела отца в преподавании боевого искусства. Именно ему впоследствии предстоит забота и поддержание тренировочного зала. К сожалению, этот спортзал был разрушен во время мировой войны.

Рождение стиля Шотокан

В 1949 году рождается японская ассоциация каратэ. Гичин думает, что наконец – то родился стиль Шотокан, но в 1950 году раздоры по поводу преподавания Шотокан не умирают. Все эти противоречия и распри достигают своего апогея в 1957 году, в году, когда умирает Гичин Фунакоши. Дальнейшие изменения коснулись всего: и ката, и приемов.

Стиль Шотокан стал исключительно динамичным и мощным, наиболее подходящим для массового занятия в настоящее время!

печатная версия
скачать архив

1869: Родился в королевской столице Шури, острова Окинава в семье самурая;

1869-1880: Посещает школу каратэ Ясуцунэ Адзато. Благодарясвязям Адзато тренируется у мастеров Итосу и Ниигаки;

1902: Участвует в показательных выступлениях для уполномоченного по образованию от префектуры Кагосима Синтаро Одзава;

1906: Организует первую публичную демонстрацию каратэ;

1913: Создал труппа для показательных выступлений, в которую вошли мастера: Фунакоши, Госоку, Яхику, Огусуку, Исикава, Токумура, Мабуни, Гима, Киян, Мотобу, Симода;

1914-1916: Провел показательное турне по Окинаве;

1917: Прибыл в Токио, где был представлен в Бутокудэн;

1921: Принц Японии Хирохито путешествуя в Европу посетил Окинаву;

1921: В Большом зале замка Шури Гитин Фунакоши провел показательное выступление с участием учеников первой средней школы города Наха.

1922: Maй 6, выступил на Первой национальной атлетической выставке организованной Министерством образования Окинавы в Токио. Проводит лекции и выступления в различных местах в Токио под названием «Каратэ Кенкукай». Преподает каратэ в общежитии Мэисэи, где проживали студенты с Окинавы. Написал первую книгу «Рюкю кэмпо: каратэ»(«Ryukyu Kempo Karate»), позднее восстановленную и переработанную под названием «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» (Закалка тела и духа через практику каратэ).

1924: Открыл первый клуб каратэ в университете Кэйо. Изменил название «китайские руки» на «пустые руки» и «karate-jutsu» (способ каратэ ) to «karate-do» (путь каратэ );

1936: Написал вторую книгу «Каратэ-до Кехан» («Наставления мастера»). Изменил название «Dai-nihon Karate-do Kenkyukai» на «Dai-nihon Karate-do Shoto-kai»

1939: Январь 29, при поддержке Ешитаки Фунакоши и своих последователей строит в Токио додзе (спортзал) «Dai-nihon Karate-do Shoto-kan». Создает Taйкьеку но ката, Кумитэ Тен-но ката и Кон но ката «мацукашо»

1945: Апрель 29, Додзе Шото-кан сгорел после воздушного налета на Токио;

1945: С целью пропаганды и восстановлению каратэ-до совершил трехмесячное турне по американским базам.

1953: В США направлена группа лучших учеников Фунакоши (Обата, Накаяма, Камата, Нишияма) и группа представителей от Кодокана;

1955: Председатель на открытии первого додзе Японской Ассоциации Каратэ-до (JKA);

1957: 26 апреля, Умер в Токио, в возрасте 88 лет.

Гичин Фунакоши

Гичин Фунакоши родился 24 апреля 1868г. в Ямакавасе, округе Сюри. Hачал он свой путь как школьный учитель. Человек незаурядный, очень образованный, не чуждый литературного труда, но основное внимание уделявший каратэ-до. Дед будущего мастера — Гифуку Фунакоши — был известным преподавателем конфуцианства и относительно преуспевал. Отец, как пишет Фунакоши, был налоговым пьяницей. В результате его деятельности ситуация в семье ухудшалась с каждым днем, и к моменту рождения Гичина семья была на грани полной нищеты.

Юный Фунакоши рос слабым и болезненным ребенком и был постоянным объектом заботы со стороны старшего поколения — оба дедушки целиком приняли опеку над ним на свои плечи. В школе Фунакоши очень сдружился с сыном А.Азато — крупного хозяина из рода Тоно и второго по значению клана после рода Удон на Окинаве.

Школьная дружба привела Г. Фунакоши в дом А. Азато. Там он узнал, что отец его друга известен и уважаем как мастер каратэ-до, и что есть возможность тренироваться, разумеется, соблюдая ритуал тайны и только по ночам. Его решимость стала еще тверже, когда из-за конфликта по поводу традиционного пучка волос на затылке, подвязанного на самурайский манер, Фунакоши не был допущен к экзаменам в школу медиков.Тогда он решил, что благодаря неплохому конфуцианскому образованию станет учителем, и в 1888 г. уже приступил к своим обязанностям.

Сначала Фунакоши не придавал большого значения регулярности тренировок. Со временем он заметил, что состояние его здоровья значительно улучшилось, и это побудило его перейти к более интенсивным занятиям каратэ-до.

Тренировки проходили по ночам на обширном дворе дома Азато Анко. Фунакоши исчезал из дома с наступлением темноты и возвращался перед рассветом. Соседи по обыкновению полагали, что он похаживает в злачные места и считали его гуленой. За этими ночными тренировками наблюдал при скудном свете лампы сам мастер Азато.

Hочи напролет Фунакоши упражнялся в ката и только… в одном ката. Hеделя за неделей, месяц за месяцем. Монотонное и утомительное повторение одной и той же последовательности движений казалось глупым и унизительным, но у Гичина не хватало смелости попросить мастера показать ему хоть что-нибудь новое…

К рассвету Азато несколько разряжал атмосферу напряженных тренировок, становился разговорчивей, немного теоретизировал на темы каратэ-до. Hочью, бывало, посещал его другой выдающийся каратист — Итосу, и тогда Фунакоши изо всех сил прислушивался к разговору старых мастеров.

Постепенно до Фунакоши стало доходить, что каратэ-до — это нечто большее, чем просто средство для поддержания и улучшения здоровья. Hесмотря на отсутствие высшего образования, он довольно быстро продвигался по служебной лестнице в качестве учителя. Вскоре его направили в Hаху, чему он был очень рад, так как оттуда ближе было ходить на тренировки. Спустя какое-то время ему предложили еще одно повышение, но для этого было необходимо покинуть архипелаг. Г. Фунакоши отказался, ему было жаль прекратить занятия.

А. Азато и Я. Итосу помогли Г. Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ-до, живших в то время на Окинаве.

В 1885 г. Окинава была официально на полном основании присоединена к Японской империи. Каратэдо постепенно выходило из укрытия, им занимались уже полулегально.

В 1901 г. на Окинаву прибыл инспектор школ Синтаро Огава. Ему было также предложено просмотреть каратэ-до в исполнении Г.Фунакоши. Смотрины произвели хорошее впечатление, результатом чего явился рапорт в управление школ, в котором подчеркивалась положительная роль каратэ-до, воспитательно-оздоровительный характер поединка, особенно с целью подготовки молодежи к военной службе.

Вообще в эпоху Мэйдзи, с введением всеобщей воинской повинности, правительство начало уделять внимание физическому развитию учеников средних школ. Данные медицинского обследования середины девяностых годов на Окинаве выявили удивительную пропорциональность, силу и выносливость группы подростков, с детства занимавшихся каратэ-до. К тому времени армейское и военно-морское командование, обобщив опыт японско-китайской войны, признало пользу боевых искусств для подготовки личного состава. Каратэдо была открыта зеленая улица. В 1902 г. в порядке эксперимента его включили в учебную программу Первой средней школы и Педагогического училища префектуры Окинава. Вскоре началась русско-японская война, принесшая новые подтверяцения ценности кэмпо. Фунакоши Гичин получил приглашение продемонстрировать свое искусство в стенах токийского Дворца воинской морали (Бутоку-дэн). То было первое, и очень удачное, выступление мастера каратэ-до в столице.

6 марта 1921 г. кронпринц, будущий император Хирохито, возвращаясь из поездки в Европу, пожелал лицезреть достижения окинавского каратэ-до. Для него была устроена демонстрация ката, тамэсивари и кумитэ в замке Сюри. Принц, человек хрупкого сложения, но весьма воинственных устремлений, был поражен. Это решило судьбу каратэ-до. Весной 1922 г.Министерство образования проводило в Токио первую национальную выставку по спорту (прочно сросшемуся с традиционными воинскими искусствами). Фунакоши Гичин по просьбе организаторов мероприятия написал и привез с собой три тома учебника каратэ-до. Впоследствии гранки книги и рукопись погибли во время великого токийского землетрясения. Вместо утраченной рукописи (а в Японии рукописи писали от руки и представляли в единственном экземпляре) под названием Рюкю кэмпо-каратэ вскоре была написана новая книга Закалка тела и духа, а также самооборона посредством каратэ (Рэнтан госин каратэ-дзюцу). Взошедший на престол новый император Хирохито, ознакомившись с творением Г. Фунакоши, высоко оценил его достоинства. Вняв уговорам Кано Дзигоро и знаменитого мастера кэндо Hакаяма Хакудо, Фунакоши остался в Токио вместе с несколькими учениками. Он вел небольшую секцию в зале при храме Мэйсэй-дзигу и одновременно занимался пропагандой и внедрением каратэ-до в столичных университетах. Первый клуб каратэ-до был открыт в университете Кэйо в 1924 г. Hеизбежное свершилось — каратэ-до вышло из подполья и устремилось в народ.

Иллюстратором трудов Г. Фунакоши был художник Хоан Косуги — родовитый японец. С каратэ-до он столкнулся впервые, отдыхая на Окинаве, и очень им заинтересовался, однако в Токио не имел возможности приступить к тренировкам. Однажды Косуги, по просьбе множества людей, встретился с Г. Фунакоши и попросил прочитать цикл лекций по каратэ-до. 54-летний Мастер согласился, предварительно обратившись за советом к своим учителям А. Азато и Я. Итосу. Оба мастера одобрили педагогические устремления Г. Фунакоши, но предупредили его о том, что преподавание каратэ-до — это нелегкий хлеб. Лекции Г.Фунакоши были прочитаны успешно и вызвали огромный положительный резонанс у публики, в том числе и у художника Хоана Косуги, дружба которого с мастером продолжалась до самой смерти.

В 1936 г., как уже говорилось выше, Фунакоши открыл свою школу, свой центр, получивший название Сстокан. Переступая порог нового здания, Г. Фунакоши открыл новую эру в развитии современного каратэ-до, а самому ему уже было около 70 лет. В новое додзс приходило все больше и больше учеников, которые занимались под девизом: «HА Отечества и Императора благо». Желающих уже было так много, что макивары (приспособление в виде вертикально стоящей доски с амортизирующей подушкой для нанесения ударов) для упражнений приходилось устанавливать на улице прямо перед додзс, а грохот ударов раздавался допоздна.

Весной 1945 г. додзс было до основания разрушено во время мощнейшей бомбардировки. Г. Фунакоши выехал в Оита на Кюсю, чтобы встретиться с эвакуированной с Окинавы женой, и оставался там до самой ее смерти, наступившей в 1947 г.

Возвращаясь в Токио, этот скромный человек не раз имел возможность убедиться в своей популярности. Hа каждой станции в вагон его поезда заходили группы людей, чтобы выразить ему свои соболезнования.

Гичин Фунакоши был активен до конца своих дней. Hеустанно ездил на соревнования, посещал различные секции. Имея свободное время, активно участвовал в культурной жизни, особенно любил он поэтические встречи, был глубоким и тонким ценителем поэзии.

Однажды Гичин Фунакоши пришел на занятия в кимоно с белым поясом. Ученики бросились опрометью в раздевалку и через несколько минут появились на татами с такими же поясами, ожидая похвал учителя.Hо не дождались — Фунакоши, раздосадованный слепым подражанием, выгнал их из зала, потому что они не поняли его. Hе поняли, что он, которого по праву считали величайшим мастером и Учителем с большой буквы, надел белый пояс ученика не из прихоти, не из самоуничижения, не из скромности, а потому, что вышел на новый виток не имеющей конца спирали, на новую ступень скрывающейся за облаками лестницы. Ибо путь познания себя и окружающего, путь пустой руки бесконечен и пределов совершенству не существует…

Когда ему уже было 80 лет, он как-то на улице обезвредил преступника и до самой смерти мучился из-за того, что повел себя агрессивно, нарушив тем самым принципы, которые свято соблюдал и пропагандировал в течение всей жизни. Умер он 14 ноября 1957 г. на девяностом году жизни.

В 1968 г. в храме Энкаку-дзи был установлен небольшой каменный бюст, на котором кроме имени и фамилии мастера были выбиты слова:»Каратэ-до никогда не было средством нападения». Со смертью Гичина Фунакоши завершился важнейший этап в истории боя.

Джесси Энкамп — 9 забытых бросков каратэ Гичина Фунакоши

1. Никогда не забывай, что каратэ начинается и заканчивается уважением. (Каратэ-до начинается и заканчивается ритуалом.)

Правила этикета занимают одно из центральных мест в методике обучения каратэ-до. Традиционно требуется постоянное выражение почтения: додзё, сэнсэю, судье, сопернику, зрителям и своим коллегам. В каратэ сохраняется принцип передачи знаний от учителя через старших учеников младшим – система «сэмпай-кохай».

2. В каратэ нет первой атаки. (В каратэ никогда не бьют первыми.)

Этот принцип означает, что каратэ является в первую очередь средством самозащиты и не должно использоваться в общественно вредных целях. Отсутствие первой атаки проявляется в ката, которые традиционно начинаются с блока, а не с удара.

3. Каратэ воспитывает праведность. (Каратэ-до основывается на справедливости).

4. Познай сперва себя, затем других. (Познай себя и тогда узнаешь других).

5. Важна не столько техника тела, сколько техника разума. (Техническое совершенство начинается с ума).

6. Позволь своему разуму странствовать свободно. (Совершенство — это свобода ума).

7. Невнимательность и небрежность приводят к неудачам. (Невнимание приведет к неудаче).

8. Никогда не считай, что каратэ занимаются только в додзё. (Каратэ-до не заканчивается за порогом додзё).

9. Каратэ занимаются всю жизнь. (Совершенству в каратэ-до нет предела).

10. Все, с чем ты сталкиваешься, есть аспект каратэ; найди в нем изумительную истину. (Каратэ-до превращает жизнь в чудесный Путь).

11. Каратэ подобно кипящей воде: если ты не поддерживаешь сильный огонь, она становится прохладной. (Каратэ-до, как кипящая вода, если не поддерживать огонь, она остынет).

12. Не думай о победе; думай о том, чтобы не получить поражение. (Для победы мысль не существует).

13. Действуй согласованно с действиями противника. (Следуй за изменениями врага).

14. Проводи поединок с соответствующей стратегией. (Веди бой полностью осознанно).

Смысл спортивных поединков в каратэ расширяется за счет применения к ним этих принципов. Каратэ здесь проявляется как интеллектуальный вид спортивного единоборства.

15. Считай свои руки и ноги острыми мечами. (Думай, что руки и ноги — это остро отточенные мечи).

Этот принцип лежит в основе техники «пустой руки» – кихон. Вся базовая техника происходит из использования частей тела в качестве средств к защите и нападению.

16. Выйди наружу — и ты встретишь десять тысяч врагов. (Помни, выходя из дома, что за порогом тебя ждет миллион соперников).

17. Начиная обучение, осваивай различные стойки, но затем полагайся на естественные позы. (Со временем сложные действия станут естественными).

18. Ката — основа всего. (В правильном ката залог победы).

19. Никогда не забывай о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качества своей техники. (Ищи свою силу, исследуй слабости — изучай возможности своего тела).

20. Постоянно оттачивай свой разум. (Всегда думай о методах достижения вершин мастерства).

Приведенные принципы обусловливают методологические особенности преподавания сётокан каратэ-до как комплексной системы, состоящей из кихон, ката и кумитэ, а также морально-этических аспектов.

Додзёкун – это правила поведения учеников додзё каратэ-до (дословно «додзёкун» означает «клятва додзё»). Все пять правил начинаются со слова «хитоцу», что буквально означает «первое», то есть все они равны и одинаково важны.

− Hitotsu, jinkaku kansei ni tsutomuru koto − хитоʹцу, дзинкаʹку кансэйʹ ни цуʹтомуру котоʹ
Главное, совершенствовать характер!
− Hitotsu, makoto no michi wo mamoru koto – хитоцуʹ, макоʹто но миʹчи о мамоʹру котоʹ
Главное, быть искренним!
− Hitotsu, doryōku no seishin wo yashinau koto – хитоʹцу, дорёʹку но сэйсинʹ о ясинаʹу котоʹ
Главное, стараться изо всех сил!
− Hitotsu, reigi wo omonzuru koto − хитоʹцу, рэйʹги о оʹмондзуру котоʹ
Главное, уважать других!
− Hitotsu, kekki no yū wo imashimuru koto – хитоʹцу, кэʹкки но юу о имаʹсимуру котоʹ
Главное, воспитывать самообладание!

Ссылка на основную публикацию