Дух Айкидо | Karate-krs.ru

Дух Айкидо

Киссомару Уэсиба: Дух Айкидо. Предисловие

Киссомару Уесиба

Киссомару Уесиба — Главный Учитель (Дошу) айкидо, родился в 1921 году. Он был третьим сыном Морихея Уесиба, Основателя айкидо. Закончив университет города Васеда в 1946 г., он стал мастером Высшей Школы айкидо в 1948 г., а в 1967 г. был избран председателем Школы Айкикай, главной федерации айкидо в Японии и других странах. В 1969 г. он стал формальным преемником своего отца. Занимает несколько важных постов, связанных с боевыми искусствами, и представляет Ниппон Будокан — зал боевых искусств в центре Токио.

Предисловие

С давних времен религии проповедовали любовь и терпение, а философы учили любить жизнь. Но сегодня мы сталкиваемся с ростом насилия, который, как кажется, идет вне сферы влияния человека. Мир полон неразрешимыми противоречиями между другом и врагом, добром и злом, угнетателем и угнетенным. Насилие используют, чтобы подавить, сломать, уничтожить личность, а достигнув этой цели ищут нового противника. Когда же остановится цикл насилия? Как можно преодолеть разделяющие людей противоречия? Где сила, уничтожающая боль и страдания?

Дух Айкидо: Введение

Недавнее распространение айкидо по всему миру более чем феноменально. Общее число занимающихся айкидо сегодня более миллиона, и Международная Федерация айкидо стала сильнее, чем когда-либо. Причина этого в самом айкидо, которое, как мне представляется, выражает как в теории, так и на практике высшее проявление боевого и духовного искусства, созданного традиционной Японской культурой. Айкидо выражает реальные явления: плавный поток естественных движений, в котором скрывается великая сила Ки.

Цель айкидо — формирование идеальной человеческой личности за счет соединения тела и разума путем интенсивных умственных и физических тренировок и достижения динамичности, как активного состояния, так и покоя. Духовность основного принципа и рациональность его воплощения лежат в основе международной известности айкидо. Усиленное развитие науки, техники и материальных компонентов цивилизации в современную эпоху сопровождается ожесточением человеческого духа, который привыкает к отсутствию отдыха, состоянию неуверенности и потере направления.

Этому способствует угроза ядерной катастрофы; человечество сейчас находится на грани глобальной болезни. В эту эпоху резкого обесчеловечивания айкидо становится особенно притягательным. Особенно важен тот факт, что каждый человек, независимо от возраста, пола и физической подготовки может в процессе тренировок осуществить соединение основного созидательного принципа Ки — компонента вселенной и индивидуальной Ки, проявляющейся в энергии дыхания. Это соединение служит источником жизненной энергии, который не только заполняет духовную пустоту, но и наполняет повседневную жизнь реальным содержанием.

Дух Айкидо: Ки вселенной и личная Ки

Уникальность айкидо

Айкидо — это по существу современное выражение Японских боевых искусств (Будо). Его ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе 8 века — произведениях Кодзики (летопись событий древности) и Нихонги (хроника Японии).

Это не значит, что айкидо слепо следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях. Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях гражданской войны, и формализованную как Будо, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава (1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они неприемлемы для современных людей. Им нет места в современную эпоху, которая для Японии началась с восстановления династии Мейдзи в 1868 г.

Основатель айкидо, Учитель Морихэй Уэсиба, родился 14 декабря 1883 г. Живя в бурное время модернизации Японии, он посвятил себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы анахронизмом. Основоположения учителя Уэсибы были основаны на следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству Будо.
Он шел к этой цели долгим путем, основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины Будо через события современной истории Японии.

Учитель Уэсиба, безусловно, считал, что истинный дух Будо не может быть связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила и первостепенная цель — победа любой ценой. Он считал, что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и духовного, за счет накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств.
Для него только такое истинное проявление Будо имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: соединение фундаментальной созидательной силы Ки, пронизывающей вселенную, и индивидуальной Ки, неотделимой от энергии дыхания каждого отдельного человека.

Игра на определение знания японской каны
Интерфейс русский. Программа бесплатная. Не требует установки. Данное приложение является своеобразной игрой, в которой необходимо знаку каны найти соответствующее название на русском языке. .

Тексты для чтения: 山田さん、どこへ行きますか
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. — 山田さん、どこへ行きますか。 — きっぷを買いに行きます。 — コンサ- トのチケットですか。 — .

Тексты для чтения: 7時におきる — Проснуться в 7 часов
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. 7時におきる。 12時にねる。 ドアを開ける。 ドアを閉める。

Тексты для чтения: かおをあらう — Умываться
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. かおをあらう。 うたをうたう。 先生に言う。

Тексты для чтения: 学校へ行く — Идти в школу
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — начальный Аудио сопровождение прилагается. 学校へ行く。 じどう車で行く。 さくぶんを書く。 ノートに書く。

Дух айкидо — Киссомару Уесиба

Перевод с японского на английский язык Таитетсу Унно

Об авторе

Киссомару Уесиба — Главный Учитель (Дошу) айкидо, родился в 1921 году. Он был третим сыном Морихея Уесиба, Основателя айкидо. Закончив университет города Васеда в 1946 г., он стал мастером Высшей Школы айкидо в 1948 г., а в 1967 г. был избран председателем Школы Айкикай, главной федерации айкидо в Японии и других странах. В 1969 г. он стал формальным преемником своего отца. Занимает несколько важных постов, связанных с боевыми искусствами, и представляет Ниппон Будокан — зал боевых искусств в центре Токио.

С давних времен религии проповедывали любовь и терпение, а философы учили любить жизнь. Но сегодня мы сталкиваемся с ростом насилия, который, как кажется, идет вне сферы влияния человека. Мир полон неразрешимыми противоречиями между другом и врагом, добром и злом, угнетателем и угнетенным. Насилие используют, чтобы подавить, сломать, уничтожить личность, а достигнув этой цели ищут нового противника. Когда же остановится цикл насилия? Как можно преодолеть разделяющие людей противоречия? Где сила, уничтожающая боль и страдания?

Интересно, что в истории Японии мы видим переход от традиционного искусства борьбы (bugei), исходно имеющего целью поражение и уничтожение на поле боя, к Пути боевых искусств (budo), направленного к совершенствованию личности человека за счет соединения разума, тела и духа. С начала 17 века Путь меча превратил убивающий меч в меч, защищающий жизнь. Этот Путь боевых искусств сходен по сути с Путем чайной церемонии, Путем стихисложения, Путем каллиграфии, Путем Будды и бессчетным числом других Путей, которые в чистом виде составляют основу духовного развития японского народа.

Недавнее распространение айкидо по всему миру не менее, чем феноменально. Общее число занимающихся айкидо сегодня более миллиона, и Международная Федерация айкидо стала сильнее, чем когда-либо. Причина этого в самом айкидо, которое, как мне представляется, выражает как в теории, так и на практике высшее проявление боевого и духовного искусства, созданного традиционной Японской культурой.

Айкидо выражает реальные явления: плавный поток естественных движений, в котором скрывается великая сила ki. Цель айкидо — формирование идеальной человеческой личности за счет соединения тела и разума путем интенсивных умственных и физических тренировок и достижения динамичности как активного состояния, так и покоя. Духовность основного принципа и рациональность его воплощения лежат в основе международной известности айкидо. Усиленное развитие науки, техники и материальных компонентов цивилизации в современную эпоху сопровождается ожесточением человеческого духа, который привыкает к отсутствию отдыха, состоянию неуверенности и потере направления. Этому способствует угроза ядерной катастрофы; человечество сейчас находится на грани глобальной болезни.

Айкидо — это по существу современное выражение Японских боевых искусств (будо). Его ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе 8 века — произведениях Kojiki (летопись событий древности) и Nihongi (хроника Японии) Это не значит, что айкидо слепо следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях.

Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях гражданской войны, и формализованную как будо, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава (1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они неприемлемы для современных людей и им нет места в современную эпоху, которая для Японии началась с восстановления династии Мейдзи в 1868 г.

В последние годы очень сильно возрос интерес к древней концепции ki, хотя в большинстве случаев ее философские корни игнорируются. Коротко говоря, по сущности ki- энергия как личная так и безличная, конкретная и абстрактная; это основная созидательная энергия или сила жизни, пересекающая время и пространство. Далее мы подробнее разберем значение ki, а сейчас задимся вопросом о значении этого необычного интереса. Я верю, что он отражает глубокую нехватку в современной жизни некоего главного жизненного компонента, несущей энергию силы, которая может об`яснить смысл и основу существования.

За достижениями науки и техники, как и за успехами в области экономики, скрывается истощение человеческого духа. Похоже, что в этом судьба современного человека. В глубине материального благополучия, искусственных удобств и массовой бюрократизации жизни мы видим рост неудовлетворенности и безразличия — признаков распространяющейся по миру болезни. Более, чем когда-либо в истории, мы нуждаемся в открытии истинно человеческого и истинно ведущего. Одно из последствий поисков решения этой задачи — увеличение интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из аспектов которого — открытие ki как общей части восточноазиатских духовных концепций. Это явление частично об`ясняет интерес Запада к айкидо, название которого буквально означает Путь (do) гармонии (ai) с ki.

Nen и просветление тела и разума

В детстве, узнав, что Земля круглая, я стал мечтать о великих приключениях. Я хотел увидеть, вернусь ли я действительно в исходную точку, двигаясь вокруг Земли в одном направлении, и думал о возможности проделать сквозь Землю туннель и выйти с ее противоположной стороны. Мне кажется, у детей возникают такие мысли, где бы они не жили. В наше время, когда пассажирские самолеты постоянно облетают Земной шар, мы легко можем оказаться на другой стороне Земли.

Случилось так, что мечта моего детства осуществилась, когда наше группа из Высшей Школы Айкидо была приглашена в Южную Америку в сентябре 1978 г. по случаю празднования 70-й годовщины появления японских имигрантов в Бразилии. Приглашение для нас было организовано Федерацией Айкидо (президент Р. Кавайи), и нас тепло принимали в Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Мочи-дес-Крузес, где живет много японцев, имеющих влияние в обществе. Совет Сан-Паулу единогласно принял решение считать меня почетным жителем этого города. Это, конечно, было приятно, но еще более глубокое впечатление произвел серьезный и искренний интерес к айкидо как уже зпнимающихся, так и будущих учеников, которые смотрели показательные выступления и которым давали объяснения на практических занятиях.После визита в Бразилию мы отправились на четыре дня в Аргентину и на два дня в Уругвай. В Буэнос-Айресе и Монтевидео мы тоже проводили показательные выступления и специальные семинары по айкидо, и в обоих этих городах тоже встретили самый теплый прием и серьезное внимание со стороны занимающихся айкидо.

Дух Айкидо

Мы хотим представить вам собранную нами коллекцию книг об Айкидо, которые, на наш взгляд, поистине достойны внимания. Книги от именитых мастеров, книги описывающие принципы айкидо, его историю, этикет и многое другое.

Подобные книги полезны, как человеку только начавшему постигать Айкидо, так и заслуженному мастеру боевых искусств.

«Айки-до: Искусство мира»

Автор: Морихей Уешиба (перевод А.Костенко)

Эта книга — первая попытка заполнить пробел в хорошей, серьёзной литературе по айки-до — не только с описанием технических приёмов, но и духовных, энергетических, психологических аспектов айки. Здесь собраны прекрасные, вдохновенные афоризмы и стихи Основателя айки-до Морихэя Уэсибы ( плюс его уникальные фотопортреты ). Здесь Вы прочтёте биографию Мастера, историю созданного им движения и введение в айки-до как систему интегрального развития человека ( всё это — из книги сына и приемника Основателя, Киссёмару Уэсибы ).

Перспективные направления развития айки-до обсуждаются в книгах Тэцутаки Сугавары и Коити Тохэя, личных учеников Уэсибы. Сугавара разрабатывает боевые аспекты айки-до и старается расширить диапазон его техник за счёт приёмов из китайских ушу ( в первую очередь тайцзи-цюаня ). Тохэй создал не боевое, оздоровительное ( или, точнее, общеразвивающее ) направление айки-до, которое он называет просто Ки. В его книге описано множество простых энергетических тестов и упражнений, которые может практиковать даже далёкий от боевых искусств человек.

Базовые упражнения «чистого» айки-до из книги К.Уэсибы не менее увлекательны и тоже полезны не только начинающим борцам.

В приложениях читатель найдёт статьи о ключевых терминах айки-до из весьма авторитетного на Западе «Словаря боевых искусств» Луи Фредерика.

«Будо. Учение основателя Айкидо»

Морихей Уешиба, один из выдающихся мастеров боевых искусств, всемирно известен как создатель айкидо — искусства самообороны, органично сочетающего в себе превосходную технику и стройную мировоззренческую систему. Неверно было бы оценивать айкидо как только еще один стиль борьбы, это целостный образ жизни, ‘священный путь, вдохновленный богами’,- как писал сам Морихей. В 1938 году Морихей написал ‘Будо’ (Путь Воина), в котором сформулирована принципиальная концепция боевого искусства и представлены программные элементы техники.

Это руководство по айки-будо было составлено Морихей Уешиба в возрасте пятидесяти пяти лет — в пору его духовного и физического расцвета. ‘Будо’ было издано малым тиражом и распространено в узком кругу. Это единственное руководство, для иллюстраций к которому Морихей позировал сам, и оно содержит одно из немногих его личных все­сторонних объяснений философии айки-будо в прозе и мистических стихах. Несмотря на то, что книга была составлена более пятидесяти лет назад в весьма отличное от нашего время, можно сказать, в другую эпоху, ‘Будо’, как любое классическое произведение, имеет непреходящую ценность. Заявление Морихей о том, что будо — духовный путь к просветлению, миру, гармонии, истине, совершенству и красоте, с годами не утратило своей силы.

В настоящее время, когда айкидо по всемирной по­пулярности не уступает дзюдо и каратэ-до, общество Айкикай и семья Уешиба решили, что пришла пора перевести ‘Будо’, эту сокровищницу боевого искусства, на иностранные языки и раскрыть ее для изучающих айкидо во всем мире. Издание включает более 400 фотографий Морихей, демонстрирующего технику айкидо, большинство из них относится к 1936 году (съемки велись в частном дод-зо в Токио), остальные — к 1951 году.

«Дух Айкидо»

Всё, что нам известно о жизни Основателя, о духовных основаниях айкидо, пришло к нам через его сына, Киссёмару Уэсибу, ставшего Досю после ухода из жизни Морихэя Уэсибы. Заслуги его перед мировым айкидо безграничны. В годовщину его смерти в знак признательности — эта книга.

Айкидо — современное воинское искусство, уникальное своим синтезом классических форм с чётким духовным основанием, дающее ключ к возможности естественного и неэгоистического образа жизни в сложном современном мире. Эта книга позволяет увидетть айкидо с точки зрения философии — Mind-and-Action — (Разум и действие), а также описывает историю развития как нового не состязательного воинского искусства с рассмотрением его международной роли.

«Айкидо. Этикет и передача традиций»

Автор этой книги, Нобуёси Тамура, обладатель 8-го дана по айкидо — самой высокой степени, присваиваемой Айкикаем в Токио. Многие годы он учился под руководством О-Сэнсэя Морихэя Уэсибы, основателя этого искусства.

Н. Тамура играл ведущую роль в небольшой группе ути-дэси (учеников наиболее близких к основателю ), которые в последствии переехали в Европу и Соединённые Штаты, с тем, чтобы распространять айкидо. Более тридцати лет он посвятил развитию айкидо в Европе и, в частности во Франции, где живёт в настоящий момент.

Эта книга, предназначенная прежде всего преподавателям и инструкторам, безусловно заинтересует и начинающих, и читателей, желающих разобраться в том, каким образом происходит передача японских традиций.

«Айкидо и гармония в природе»

Автор: Мицуги Саотомэ

Книга «Айкидо и гармония в природе» раскрывает глубокие философские и этические принципы, воплощённые в искусстве айкидо, и открывает связь этих принципов с законами природы. Это одна из самых понятных, глубоких и вдохновляющих книг, когда-либо написанных об айкидо и даже в том, что касается этих вопросов, в любом другом виде боевых искусств.

Это уникальный подход к учению Основателя айкидо Морихэи Уэсиба, изложенный его непосредственным учеником, занимавшимся у него пятнадцать лет. Мицуги Саотомэ исследует духовную философию Основателя, идеалы воинов феодальной Японии как основу его философии боевых искусств и научные принципы, которые лежат в основе философии техники айкидо.

Автор показывает, что физические движения айкидо являются воплощением принципов духа. Негативной силе не противопоставляется агрессивность, вместо этого она контролируется и перенаправляется с помощью силы и равновесия движения духа. Движения айкидо можно понять только как движения, основанные на универсальном законе и процессах природы. Искренняя практика и изучение айкидо углубляют нашу признательность природе и совершенству её равновесия и возвращают нам гармонию со всем, что нас окружает, с другими людьми, с собой.

Copyright 2011-2019 © Севастопольский клуб Айкидо Айкикай «Сэйки». Все права защищены.

Дух Айкидо

Во всём мире и в России, очень много людей занимающихся изучением Айкидо. Люди все разные и все по-разному понимают учение О-Сэнсея. Зачем они приходят в додзё? Кто-то ищет экзотику, кто-то стремится просто расширить свой кругозор, а кому-то нужны физические упражнения. Но для большинства мотивация проста — это научиться защищать себя. Вопрос — от кого и от чего?

Безусловно, что изучение Айкидо на первоначальных этапах предполагает разучивание базовых технических приёмов. И это важно и необходимо, т.к. каждый начинающий должен пройти определённые этапы подготовки. Но это всё только внешняя, видимая и очень незначительная часть Айкидо. Проходит какой-то период времени (он может занимать от 2-х до 10 и более лет) и этого становится недостаточно. И обучающийся либо оставляет это, либо его обучение должно приобрести какие-то новые качества. Очень многое в этом зависит от Учителя и его места и его концепции в Айкидо.

Но вернёмся к вопросу о самозащите. Сама концепция защиты предполагает, что вы постоянно ждёте нападения и находитесь в постоянном напряжении. В этом случае вы живёте ожиданием того, что на вас постоянно кто-то должен нападать, а вы должны защищать себя. А все ожидания рано или поздно, но сбудутся. Вы притянете это к себе, если будете постоянно думать об этом. Весь окружающий мир в этом случае кажется вам агрессивным и враждебным. И каким бы вы не были искусным бойцом в спортзале, всё равно в реальной ситуации вы будете побиты. Страх ожидания негативной ситуации будет управлять вами и всё «мастерство» улетучится мгновенно. И это касается не только контакта на физическом уровне, но и может быть проявлено в других областях человеческих взаимоотношений, и вами тоже будет управлять страх. В результате — неудачи, депрессия и т.д. Нас пугают везде и всегда, начиная от слухов и заканчивая СМИ и телевидением. Так легче управлять нами, и кому-то это очень выгодно. Но если большинством людей управляет страх, то Миром всё-таки правит Любовь!

Как же освободиться от всего этого негатива в своей жизни? Путь Айки может помочь в этом. Задача Айкидо убрать этот страх из сердца человека и наполнить его Божественным светом любви ко всему человечеству!

Очень полезно и важно постоянно помнить о том, с какой целью Морихей Уэсиба создал боевое искусство Айкидо. Айкидо — это боевое искусство созидания, а не разрушения. Созидания мира и гармоничных взаимоотношений между людьми на всей земле. Если принимать Айкидо как систему самозащиты, то в этом случае на уровне подсознания заложено эгоистичное желание победы над кем-либо. А это противоречит учению О-Сэнсэя. Айкидо несёт мир всем людям планеты, оно объединяет всех Божественным разумом и учит жить в гармонии с этим миром. Именно с этой целью и было создано Айкидо, и с этой целью оно и сейчас продолжает распространяться по миру. Люди не должны воевать друг с другом и доказывать, кто сильнее и круче. Планета Земля наш общий дом и неважно, какой вы принадлежите национальности или конфессии и на каком языке вы говорите. Важно сохранение мира и воспитание высокодуховного, нравственного человека.

Вернёмся к реальности. Как убрать страх из сердца человека? А убрать его нельзя! Его можно только заменить Божественным светом Любви! Божественная миссия каждого человека — научиться любить. Именно с этой целью мы и пришли в этот мир. Бог есть в каждом из нас, и все мы вместе и по отдельности часть Бога и Вселенной. Общение с Божественным разумом возможно только с помощью интуиции, и конечно же постоянного очищения духа и тела. (В Айкидо это называется «Мисоги», и О-Сэнсэй, постоянно занимался этими практиками.)

С телом-то всё понятно, не пей, не кури и т.д., а как быть с Духом? Существуют различные духовные практики, как и различные секты и религиозные направления. Но применительно к Айкидо есть духовные практики, изучением которых занимался сам Основатель, и которые дошли к нам в неизменном виде. Это практики двух Инь. Первое Инь — WARE SOKKU KAMI NARI (человек — Божественное создание), выполняется с целью раскрыть свою личную Божественную сущность. Второе Инь — JINRUI SOKU KAMI NARI (человечество — божественно), практикуется с целью выражения Божественной любви ко всему человечеству. Именно эти практики и являются практиками духовного «Мисоги». Эти простые упражнения могут помочь убрать страх из сердца, наполнить его Божественным светом любви и покоем и развить вашу интуицию для общения с Богом. Следует знать, что без веры в успех ничего не получится, и делать это необходимо от чистого сердца и искренне. Чем больше любви вы отдаёте, тем больше её вы получаете обратно. Ваш внутренний мир неизбежно изменится в лучшую сторону, а значит и ваша жизнь приобретёт новое качество и смысл. И тогда никому просто в голову не придёт нападать на вас, т.к. в истинном Айкидо врагов нет. Потому что вам некого больше бояться, больше нет необходимости «самозащиты».

Да будет мир во всём Мире!

Конечно же, выполняя эти практики можно и не заниматься изучением Айкидо, но изучать Айкидо в полной мере и объёме, как этим занимался О-Сэнсэй, без освоения и практики духовной составляющей Айкидо, просто невозможно. В этом случае Айкидо перестаёт быть Айкидо, а превращается просто в набор технических приёмов. Главная миссия тех людей, кто занимается изучением Айкидо заключается в том, чтобы нести свет и любовь Бога всему человечеству через Айкидо!

Паоло Кораллини. Дух Айкидо

Паоло Кораллини. Дух Айкидо

Существует традиция, которая называется Универсальной и Бесконечной.

Самый распространенный перевод термина Айкидо – это “путь Гармонии”, однако сами термины японские, поэтому вместо прямого перевода следует говорить об интерпретации. Китайско-японские термины записываются кандзи, которые описывают скорее ситуацию, нежели литературный смысл. В нашем случае мы имеем дело с термином, обозначаемым тремя кандзи: ДО (道) – это Тао, Путь в значении накапливаемого жизненного опыта.

КИ (氣) – это витальная энергия, сила, выходящая за рамки физических измерений. В западной традиции нет похожего по смыслу термина, самые близкие – это классические “πνεῦμα” (греч.) и “spiritus” (лат.) В Японии этот иероглиф используется в великом множестве терминов, описывающих отношения между людьми, а также миром одушевленным и неодушевленным. Идеограмма, используемая для термина КИ, состоит из набора линий, изображающих поднимающийся пар. Это тонкие, едва уловимые элементы, невидимые глазу, в сочетании с графическим обозначением КОМЕ – рис (米). Поэтому сам символ имеет значение насыщения (проистекающего из элемента “рис”) и энергии, поднимающейся в форме пара. Но это еще не все: графема КОМЕ может также указывать на различные направления, в которых распространяется энергия. Термин КИ описывает невидимую энергию жизни, распространяющуюся во всех направлениях.

АЙ (合) обозначает гармонию, любовь, привязанность, слияние. Мы присоединяемся к окружающему пространству и людям, чтобы преобразовать трудности в радость, а конфликты – в мир. Таким образом, термин АЙ обретает значение “сострадания”. Любовь (愛) и Гармония (合) с точки зрения Айкидо – это синонимы, являющиеся высшей целью практики Айкидо.

В нашем обществе, где (сегодня, как и вчера) единственная цель – прийти первым, рассматривая всех остальных как препятствия (или врагов), Айкидо предлагает поиск всеобщего согласия через практику боевого искусства.

Высшая цель Айкидо – дать айкидоке возможность восстановить свою божественную сущность, которой наделил всех нас Творец (Создатель), в процессе интенсивного внутреннего духовного поиска.

Дельфийскому оракулу приписывают слова: “Познай самого себя – и ты познаешь мир”. И спустя тысячи лет это учение не потеряло своего значения.В нашу эру именно личное развитие и работа с собой (микрокосмос) позволяют лучше понять внешний мир (макрокосмос).

КУДЭН (изустно передаваемое учение мастера) Уэсибы гласит: “Истинная победа – это победа над собой”. Настоящая победа – это не победа в сражении против 10, 100 или 1000 врагов. Это победа над собственным Эго. Танден (腹), место средоточения витальной энергии в нижней части живота, откуда она распространяется наружу (соответствует чакре Манипура) должен стать АТАНОРОМ, где в священном огне сгорают внутренние демоны человека.

Кажется очевидным, что поставленная задача весьма амбициозна и сложна, и не может быть решена исключительно за счет тренировок в стенах додзё. Вместо этого необходимы действительные перемены в ментальности: для того, чтобы объединить тело и разум, материю и дух, “я” и “они”, Бога и человека, мы должны поместить себя в новое измерение, активировать новые чувства.

В Айкидо нет места желанию причинить вред или соревновательности. Партнеры практикуют техники, постоянно меняясь ролями. Очередность обеспечивает цикличность, свойственную Вселенной: тот, кто исполняет технику, спустя несколько циклов, пострадает от этой самой техники.

Те, кто не ставит перед собой целью победить, не боятся проиграть. Те, кто не имеют никаких причин казаться более крутыми, чем партнер, не имеют причин тренироваться нечестно или некорректно. Напротив, такие люди будут мотивированы поддерживать благотворные отношения взаимообмена и сотрудничества.

Достичь успеха в этом означает признать, вступить в бой и победить свою “тёмную сторону”. Тёмная сторона – это гнев по отношению к партнеру, который ударил слишком сильно, нетерпимость к новичку, не понимающему технику, зависть к более опытным, желание казаться более талантливыми и способными, чем мы есть на самом деле, попытки спрятать ошибки и недостатки за пустыми инфантильными оправданиями.

Дойти до додзё, выйти на татами и встать в пару с партнером, который представляет вашего оппонента, – это путь разрешения насильственной ситуации и победы над собственными страхами. Это работа с силами, действующими как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Айкидо учит нас не блокировать поток энергии, но узнавать его и работать с ним, возвращая всё к состоянию гармонии с законами Вселенной.

Осенсей Уэсиба как-то сказал: “Тайна Айкидо заключается в том, что мы должны привести свои движения в гармонию с движением Вселенной. Тот, кто познал эту тайну, стал единым целым со вселенной. Такой человек может сказать: “Я есть Вселенная”. Я непобедим, независимо от скорости нападения моего врага. Это не потому, что я быстрее. Дело не в скорости. Сражение закончилось еще до того, как началось. Когда враг нападает на меня, он нападает на Вселенную. Он нарушает гармонию Вселенной. Вот причина, по которой он проигрывает, едва приняв решение о нападении.”

Эти слова означают, что мы должны признать себя как часть Вселенной, а Вселенную – как часть себя, поскольку в каждом из нас заключена малюсенькая часть, воспроизводящая тотальность мироздания.

Понимание того, что человек является частью Вселенной, подводит к следующему важному осознанию: оппонент – это не какой-то “чужой”, он – часть той же Вселенной, а, следовательно, – часть нас самих. Тогда конфликт не может восприниматься и развиваться как фронтальное столкновение врагов с жестким и алчущим Эго. Вместо этого конфликт – это возможность для встречи и общения с целью поиска взаимопонимания. Взаимопонимания в смысле “возьми с собой”, в смысле принятия другого человека с его страхами, слабостями, фрустрациями и страданиями. Принятия и укутывания в спираль Любви.

Однако, чтобы такой сценарий стал возможен, мы должны опустошить наши сердца. Мы не можем принять страхи других людей, если сами находимся в плену своих страхов. Аналогично, мы не можем принять слабости других, если подвержены влиянию собственных слабостей. Как чаша из знаменитого дзенского коана не может вместить больше чая, если уже полна чаем.

Поэтому речь идет о понимании и принятии, о способности отказаться от удобного насеста из своих убеждений и верований, о способности двигаться в направлении к другому человеку, о способности протянуть ему руку, сделать предложение, дать шанс.

Первое упражнение, с которого начинаются все тренировки Айкидо – это тай-но-хенко (“тело, которое меняется, подстраиваясь”). Практически, данное упражнение является базисом для всех техник. Однако в духовном измерении это протягивание руки партнеру, принятие контакта без необходимости страдать от силы контакта, поворот, чтобы принять точку зрения оппонента, без необходимости подчиняться его воле, надежный контроль без насилия, чтобы продемонстрировать оппоненту (и самим себе!) тщетность атаки, не вызвав при этом эгоистичные желания мести.

Благодаря Айкидо, мы осознаем себя не только как часть, но как центр Вселенной, учимся справляться с эгоизмом, страхом и жаждой обладания. Через практики “дарения” учимся уделять внимание окружающим людям, поддерживать своей уверенностью тех, кто идет перед нами на этом Пути, и помогать тем, кто следует за нами. Учимся дарить огонь Любви, зажженный божественной искрой внутри каждого из нас. -Паоло

Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — японское боевое искусство, созданное О-сэнсэем Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.

Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления и развития «духа» и силы «ки».

Этимология

Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合 ) — 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. быть выгодным; 5. гармония.

Ки (яп. 気 ) — «энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара» (кит. ци);

До (яп. 道 ) — «дорога, путь, способ».

«Айки» означает «соединиться с силой; стать одним целым с силой универсальной энергии; стать одним целым с энергией жизненной силы». Совместно все три иероглифа примерно означают «путь к гармонии духа». Морихэй Уэсиба говорил о названии следующее:

Ввиду того, что слова «гармония» и «любовь» (иероглиф «ай») по-японски пишутся по разному, а звучат одинаково, я решил назвать свой вид уникального Будо – Айкидо, хотя само слово «Айки» известно с древних времен. Однако, смысл, который вкладывали бойцы Будо в это слово раньше, принципиально отличается от моего.

История

Ключевым моментом зарождения айкидо можно назвать 1920 год, а местом — Аябэ. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении Оомото-кё, впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый додзё, в своём доме он постелил 18 циновок (татами) и начал обучать последователей учения Оомото-кё.

Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло.

В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя Сокаку Такэда, у которого он изучал Дайто-рю Айки-дзюдзюцу на протяжении 5 лет (1915—1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников нерегулярно, что не помешало Морихэю Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда даёт Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.

Постепенно отказываясь от методов тренировок Дайто-рю и Ягю-рю, в 1922 Уэсиба создаёт своё собственное будо и называет его Айки-будзюцу (Айкидо).

Философия айкидо

Айкидо не является исключительно боевой системой.

Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — Айкидо — в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо — Будо (путь прекращения убийства), учит тем же убийственным техникам бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.

Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Оомото-кё и синтоистские учения.

О-сэнсэй Уэсиба-сан построил свою философию айкидо на принципах гармонии. Он долгое время, изучая разные стили боевых искусств, искал путь к гармонии. Но ни одно из них не было гармоничным, поскольку в основу победы была положена схватка, что приводила к травме противника. Уэсиба-сан создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. То есть, в обычном боевом искусстве: нападение — агрессия, защита — ответ на агрессию агрессией, что приводит к дисгармонии. В Айкидо агрессия нивелируется. Мастер айкидо во время нападения использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение — агрессия, которая ведет к дисгармонии; защита — уход или бросок, который использует агрессию нападающего. В результате: внутренняя гармония не нарушена, противник побежден, всеобщая гармония восстановлена. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.

Принципы айкидо

Среди основных принципов айкидо выделяют: дух единения Айки, дистанцию безопасности Ма-ай, уход с линии атаки Тэнкан, вход в Ма-ай противника Ирими, спиральные движения, своевременное реагирование, использование центра, воздействие на точку равновесия противника Суми, ударная техника Атэми, вращение и, прежде всего, динамику[источник не указан 1139 дней].

Оружие в айкидо

Работа с оружием — вспомогательный раздел Айкидо, необходимый для отработки культуры передвижений, работы рук. Так как все техники без оружия основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Сёмэн Ути, Сёмэн Кирикоми), и удержании центральной линии по отношению к партнёру. Также парные упражнения служат изучению своевременности (авасэ).

Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:

Катана — японский длинный меч. Приобрести боевую катану затруднительно, в основном в продажу поступают цинковые — не острозаточенные катаны, которые используются редко, и, в основном, для демонстрации техник мастерами и учениками.

Боккэн — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто) убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.

Дзё — деревянный шест обычно длиной 128 см (в некоторых школах длина дзё может отличаться) и 24—26 мм диаметром.

Танто — нож длиной до 30 см.

Вакидзаси — короткий меч.

Бо — японский посох из дерева или металла. Отличается от Дзё, в основном, длиной. Длина Бо как правило, должна быть примерно равна расстоянию от пола до подбородка бойца.

Нагината — японский аналог глефы, часто ошибочно называемой «алебардой».

«Характеристики оружия не настолько точны, как в классических школах. Каждый выберет [себе оружие] в зависимости от физического состояния, хвата и равновесия» — цитата по книге Н. Тамуры.

Система рангов в айкидо, как и в других японских боевых искусствах, состоит из ученических (кю) и мастерских (дан) степеней. Ученических степеней изначально 6 (с 6 по 1 кю), но в детских группах может быть до 10 ученических степеней (с 10 по 1 кю). Кроме того, количество ученических степеней в различных направлениях айкидо также может варьироваться — например, в реальном айкидо их 5 — с 5 по 1 кю. Для получения очередной ученической степени, айкидока должен посещать тренировки в течение 3—12 месяцев, освоить техники на желаемый кю и сдать экзамен, показав хороший уровень владения техниками. Обычно экзамены проводятся два раза в год.

Через год после получения высшей ученической степени (1 кю), айкидока имеет право сдать экзамен на 1 дан. Всего количество данов в айкидо — 10. Высшие степени — с 8 по 10 дан — присуждались только ученикам Уэсибы Морихэя.

Фонд Айкикай — организация по изучению и популяризации айкидо, созданная непосредственно Киссёмару Уэсибой и официально признанная правительством Японии в 1940 году.

Стили айкидо

Основатель Айкидо говорил: «Сколько людей, — столько и Айкидо». Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюдзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо самим О-Сэнсэем существенно переосмысливалось. На разных этапах жизни Уэсибы его ученики сами открывали собственные школы и преподавали то айкидо, в каком виде они переняли его от своего учителя.

Кроме того, после смерти Морихэя Уэсибы были созданы школы айкидо мастерами, обучавшимися не у него непосредственно, а у его учеников. Философские концепции, заложенные в духовную основу айкидо, были по-разному истолкованы сэнсэями различных стран (а то и вовсе отброшены), что не могло не отразиться на их стиле преподавания. На создание новых стилей также повлиял тот факт, что многие мастера занимались другими боевыми искусствами (например дзюдо, карате) и неоднократно предпринимали попытки интегрировать приёмы из других будо, после чего заявляли о создании нового стиля.

Как следствие — на данный момент в мире насчитывается более 30 самостоятельных направлений.

Направления, получившие наибольшее распространение:

Дух Айкидо

С материалистической точки зрения, сложно говорить о душе и ее природе, хотя есть уже масса статей о лептонах, как о носителях информации, во Вселенной эти частицы инертны, а вот взаимодействуя с конкретным человеческим мозгом, они активизируются, создавая подобие поля, которое и можно назвать душой. Возникновение термина душа, приводит к тому, что среди, казалось бы, материалистических категорий тело и ум, появляется идеалистическая — душа. Что это? Как ее пощупать? Какая она на вкус и цвет?
Освоить секреты айкидо, опираясь на какие-то научные разработки невозможно. Проникнуть в суть Айки, разгадать его тайну можно только по средствам личного, самоприобретённого опыта. Только таким путем осваивается все то, что относится к человеческому сердцу и душе. По большому счету, в основе своей, духовное является результатом общественно-исторической практики.
В большинстве своем, обучение в айкидо идет не через разговоры, хотя это важнейший аспект нашего общения, а через движение, через практику. Мы не можем взять в руки душу и работать над ней. Но мы можем работать над телом, в котором «живет» душа.
У Аристотеля — душа — активное целесообразное начало живого тела неотделимое от него. Наше понимание души ближе к новоевропейской философии, в которой термин «душа» в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания, как понятие об особой нематериальной субстанции, но столь же неотделимой от тела и от Вселенной. Само по себе это определение ничего не дает с точки зрения понимания природы самой души, но и выводит нас из тупика не возможности четких, лаконичных, все объясняющих формулировок, оставляя за каждым право на свою интерпретацию сказанного.
О наличии у человека души веками утверждала религия. Попытки церкви монополизировать влияние на духовную сферу человека, на мой взгляд, явились одной из причин выхода человечества из-под жесткого влияния религии. Основатель был глубоко верующим человеком. Поэтому мы могли бы отнести душу к религиозным категориям, но айкидо, в своем развитии стало рассматривать душу намного шире, чем религия. Тем более, сегодня айкидо не носит религиозного характера, поэтому душа рассматривается нами как субстанция Вселенной. Душа — это тот общий элемент, который объединяет все сущее, и делает возможным единение с Вселенной. Душа не просто нейтральна по отношению к окружающему миру, а является его частью временно пребывающей в данном теле. Все нравственные нормы сводятся к душе. Мир души многогранен. Можно предположить, что душа имеет свои свойства — это интеллект (мысль), эмоции, и действия.
Кроме того, душа вкладывает в понятие единства более широкий аспект. Речь идет не только о единстве тела и ума, но и о единстве душ, о единстве людей, практикующих айкидо, объединенных одной идеей, которую мы понимаем умом, чувствуем душой, и воплощаем в тренировке тела. Кроме того душа и позволяет нам говорить о единении с Вселенной. Духовность — это общность с Вселенной, с Творцом.
Состояние души это не компьютерная программа, несущая в себе определенные критерии. Так же как и тело, и ум, душа нуждается в постоянном тренинге. От того, в какой среде и кем воспитывается человек, зависит уровень его духовности. Методика тренировок в айкидо выводит духовный аспект на постоянный, активный уровень. Для нас единство — это не просто слепленные вместе тело, ум и душа. В айкидо единство предполагает их совместный тренинг. Пара наших глаз, если все в порядке и мы не больны, действует в полном единстве, как бы по одной программе, и мы даже никогда не задумываемся над их совместной работой. То же самое проявляется во взаимодействии ума и тела, в рамках определенных душевных постулатов. Ваши действия и мысли должны быть едины с душой — Вселенной, т.е. нравственное стремление ваших действий и мыслей должно быть предельно высоко. И церковь не зря пытается приоритет духовного воспитания перетащить на себя, давно и глубоко осознав значение этого элемента в жизни человека.
Порождение души, точнее форма проявления души — это Дух.

Страх — одно из наиболее неприятных и часто повторяющихся состояний человека. Он является естественной и нормальной реакцией на опасность, одним из основных человеческих инстинктов. В разном возрасте люди неодинаково подвержены тревоге и страху, с возрастом меняются причины для страхов, но сами страхи не исчезают. Ошибочно считать, что наиболее подвержены страху дети и старики. С приобретением жизненного опыта, мы приобретаем и новые мотивации для зарождающегося состояния беспокойства и страха. Большое влияние на чувствительность к страху оказывает физическое состояние.

В айкидо мы рассматриваем страх как состояние нарушения гармонии ума, тела и духа. Страх, как чувство дискомфорта и беспокойства, основывается на мысли, что в следующий момент произойдет нечто ужасное. Наши предположения о будущем строятся на опыте прошлого (как реального, так и воображаемого). Способ справиться со страхом прост — отойти от воспоминаний прошлого или фантазий будущего и вернуться в момент настоящего. Айкидо учит реагировать и поступать, исходя не из страха, а из ясного восприятия цели и действительности.

Страх потерпеть неудачу настолько силен, что мы не хотим рисковать. И все же в готовности рисковать, в желании узнать, что лежит за ограничением, в этом заключается ключ к достижению превосходства и раскрытию нашего потенциала. Практикуя айкидо, мы можем смоделировать свой страх, и пережить его в ходе тренировки, и, причем, сделать это неоднократно. Искать лекарство от страха где-либо еще — значит никогда не найти его. В любой ситуации к страху надо относиться как к элементарному проявлению инстинкта самосохранения. При этом весьма важным фактором является умение оградить себя от его влияния при осмыслении ситуации и тем более при приёме решения. В ходе тренировок, вы приобретаете необходимый боевой опыт, который формирует вашу психику таким образом, что ситуация, вызывающая прежде у вас страх становится привычной, повседневной. И чем жестче вы проигрываете модели ситуаций, тем устойчивей становится ваша психика к такого рода раздражениям. Задача не стоит в искоренении страха как такового, а в сохранении спокойствия, ясности мысли и четкости действия в любой стрессовой ситуации.

Айкидо — это японское боевое искусство. Айкидо: описание, техника и отзывы

Длительное время популярными в нашем обществе являются восточные единоборства. Каждый, кто их осваивает, хочет постичь как можно больше, выучить максимальное количество приемов и техник. Подобному широкому спектру навыков сможет обучить вас айкидо. Это относительно новый вид боевого искусства, который возник в Японии в начале ХХ века. Но вобрал он в себя все «сливки» различных техник, философий и практик.

Айкидо – это вид боевого искусства, который зародился в Японии в первой половине ХХ века, а его основателем считается Морихэем Уэсиба. Создавая нечто свое в данной сфере, мудрец изучил все самые универсальные и эффективные техники боя, самозащиты, а также философию, религию и даже мистику. Именно поэтому существует четкое определение, что айкидо – это некий пусть слияния с жизненной энергией, или же процесс гармонизации и успокоения духа. Основа философии данного вида боя – в первую очередь защита, а не нападение. Более того, Уэсибва учитывает здесь защиту не только самого себя, но и нападающего. В настоящее время такое понятие, как единая техника айкидо, уже перестало быть актуальным. В различных уголках планеты делается акцент на те или иные приемы и их философские основы, появляются создатели новые подвидов этого боевого искусства, стили и практики.

Точная дата зарождения айкидо – это 1920 год, а место – городок Аябе. В это время Морихэй Уесиба был на стадии эмоционального провала, ушел из жизни его отец, а вместе с ним – двое сыновей. Утешение он находил, занимаясь изучением и применением философии религии Оомото-ке, что впоследствии повиляло на формирование основ айкидо. Вскорости слава о нем распространилась на все близлежащие поселки и города, как о гениальном учителе боевых искусств. Количество его студентов непримиримо росло. В 1922 году Уэсиба связывается со своим наставником, который ранее обучил его искусству Дайто-рю Айки-дзюдзюцу – Сокакой Такедой. Учитель приезжает в Аябе и помогает своему бывшему лучшему ученику так сказать, окончательно влиться в роль духовного и телесного наставника и стать мастером высшего пилотажа. Буквально полгода спустя Такеда вручает Уэсибе сертификат и тот отправляется в свое дальнейшее странствие по Японии. Так в 1922 году Морихэй официально создает свое собственное будо и дает ему название Айки-будзюцу или Айкидо.

Первоначальная японская школа айкидо, которая была основана самим создателем этого вида искусства боя, имела свою уникальную философию. Дело в том, что это даже не совсем боевое искусство, а, скорее, тонкая философия и религия. Морихэй Уэсиба длительное время изучал традиционные японские направления боя – дзю-дзюцу и кен-дзюцу, а также постиг в полном масштабе родную каллиграфию. На основе всего этого он создал свою систему боя или, скорее, ухода от боя, которая шла в противовес с традиционной бу-дзюцу (искусство убивать). Его школа айкидо учит каждого студента тем же основам бу-дзюцу, однако обращает их не в агрессию и как следствие – убийство, а в прекращение этой агрессии и подавлении противника посредством приемов, которые не наносят ему существенного вреда.

По мнению Уэсибы, любое проявление агрессии и желание убивать ведет к массовой дисгармонии. Его же боевое искусство направлено на то, чтобы подавить нападающего его же силой, обратить ее против него самого. Таким образом, противник самостоятельно отказывается от своей затеи и люди расходятся, восстановив гармонию и лад между собой.

Техника айкидо

С технической стороны в данном боевом искусстве можно выделить определенные моменты. Они же являются практической основой айкидо и, изначально, учатся в теории, а лишь после переносятся на практику. Первое – дух единения Айки, второе – дистанция безопасности Ма-ай, третье – уход с линии атаки Тай сабаки, четвертое – вывод соперника из равновесия Кудзуси. Также среди основных техник этого боя можно назваться своевременное реагирование, спиральные движения, использование центра тяжести, вращение, динамику и воздействие на точку равновесия противника. Немаловажным моментом является и Ки в айкидо – дыхание и энергетические потоки, которые перед началом боя стоит уловить и использовать в процессе. В целом можно сказать, что айкидо – это искусство, которое основано на природной биомеханике человеческого тела. Также тут применяются минимальные точечные воздействия на определенные точки, которые производятся в нужный момент и по определенному вектору.

Подрастающему поколению

В наше время популярно и востребовано айкидо для детей. Считается даже модным отводить своего ребенка на подобные внешкольные занятия. И в этом можно найти только плюсы, так как данный вид боевого искусства положительно влияет не только на физическое здоровье малыша, но и на его духовный рост и успеваемость. Самое важное – это найти клуб айкидо, в котором будет преподавать действительно хороший мастер, который сам в совершенстве освоил эту технику и философию, и может правильно преподнести ее подрастающему поколению. Восточным единоборствам одинаково хорошо обучаются и девочки, и мальчики. Изначально, конечно же, дети идут туда с надеждой, что они смогут стать суперменами в школе и положить каждого на лопатки. Но, учась в таком клубе, они становятся скорее неформальными лидерами. Улучшается мозговая деятельность, повышается успеваемость по всем предметам. Более того, айкидо для детей учит, что агрессия и боль – это не то, что сделает их лучше.

Оборона в реальном мире

Что делать, если на вас напали в собственном дворе, когда вы поздно возвращаетесь домой? Как быть, если необходимо применить одну из боевых практик, так сказать в реальных условиях жизни? Именно для этого было создано реальное айкидо, или новое боевое искусство, которое полностью основано на наработках Уэсибы, но адаптировано под современный мир. Автором таких техник является серб – Любомир Врачаревич. Техника его направлена на максимально быструю нейтрализацию нападающего и дальнейший контроль над ним. Стоит также сказать, что реальное айкидо – это куда более жесткие приемы, захваты и удары, хоть они и направлены исключительно на самооборону. При изучении данного вида боевого искусства, в зале ученики нападают друг на друга, с целью воспроизвести реальную угрозу и научится грамотно избавляться от нее.

Оружие и его значение

В классическом варианте айкидо активно применяется оружие. Среди него можно выделить следующие атрибуты:

  • Боккен – меч из дерева для тренировок.
  • Танто – нож длиной в 30 сантиметров.
  • Дзе – шест из дерева, длина которого равна 128 сантиметрам.
  • Вакидзаси – укороченный меч.
  • Нагината – длинный меч.
  • Бо – посох из дерева или металла. Его длина – дело индивидуальное, должна дотягиваться от пола до подбородка бойца.

Что же касается реального айкидо, то применение оружия тут, в особенности такого уникального, полностью исключается. Используются лишь современные, так сказать орудия нанесения ущерба – пистолет, перочинный нож, палка и даже бутылка или кирпич. Такие предметы вручаются в руки тому, кто будет играть роль нападающего, и боец должен от него защититься.

Самый распространенный вид одежды, который используют на тренировках по восточным единоборствам – кимоно. Для айкидо используется, можно сказать, стандартный вариант такого одеяния, состоящий из брюк и куртки. Называется же он кейкоги, что расшифровывается как «кейко» — тренировка, «ги» — одежда. В России это название знают лишь профессионалы в данной отрасли, а новички и любители чаще всего называют такой костюм просто и понятно для нас – кимоно. Для айкидо, однако, шьется более плотная и прочная куртка, нежели для таких видов боя, как, скажем, карате. Это необходимо для того, чтобы боец мог выдержать сильные захваты и перенять вес противника на себя. На некоторых костюмах даже имеются специальные вставки, защищающие от определенных приемов.

Особенности куртки-кейкоги

Куртка для айкидо делается из материала с плетением в две-три нити. Вес ее зависит от размера и колеблется в пределах от 450 до 1000 грамм. Структура воротника мягкая, ширина рукава – средняя, не слишком большая, а также большой запах. Края каждой полочки должны достигать противоположного бокового шва. Общая длина изделия – до середины бедра. Качественная куртка-кейкоги всегда имеет дополнительные завязки в области груди. Они удерживают костюм на своем месте даже после самых сильных захватов и ударов и не дают ему смещаться и распахиваться.

Что же касается штанов, то их структура ничем не отличается от стандартной. Правда в последнее время стали выпускать брюки с накладками на коленях для амортизации ударов и падений, считается, что это очень удобно. Их длина – до середины икры, посадка средняя. Для обладателей черных поясов крайне важно, чтобы штаны во время боя не выглядывали из под хакамы, ни при каких условиях.

Айкидо — — современное боевое искусство .В основе его лежат многочисленные традиционные воинские искусства и, прежде всего, Дайто-рю айкидзюдзюцу мастера Сокаку Такеда. Айкидо прошло различные стадии на пути формирования от Дайто рю — базовой техники 1930-х, к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Началось все с того, что Уэсиба Морихей в результате многолетних поисков и упорных занятий различными боевыми искусствами разработал собственную систему, которую в итоге назвал Айкидо.Философия Айкидо начинается в названии(Ай — Гармония, Любовь, Согласованность; Ки — Жизненная энергия; До — Путь) и простирается на все сферы жизни человека, прикоснувшегося к этому учению. В философии, как и в технике Айкидо,

О-сэнсей взял все самое лучшее из тысячелетнего боевого опыта человечества и развил эти тезисы в неожиданном направлении. Как и в других восточных боевых искусствах целью айкидо является ежедневная победа над собой. Человек учится преодолевать себя. Преодолевать страх, лень, злобу. Приобретать силу духа и тела, жизненную стойкость, выносливость, честь и достоинство. Однако во всех других системах боя все это делается для возможности ответа ударом на удар.Философия же Айкидо подразумевает непричинение зла всему живому и совершенствование духа человека на пути к мастерству.

Айкидо — это очень молодое боевое искусство, однако воплотившее в себе принципы и методы, которые насчитывают не одну сотню лет. Неправильно будет считать Айкидо исключительно системой различных приемов и методов. Нужно правильно понимать, что реальная схватка имеет огромное отличие от поединка в спортивном зале. Когда отсутствуют какие-либо рамки, ограничивающие действия бойцов и вполне вероятным исходом поединка является смерть, на первый план выходят морально-психологические качества. Тогда физически слабый человек вполне может справиться с более сильным. Физическая сила не является определяющей для победы. Техническая и физическая подготовка ничто, по сравнению с силой духа.

В корне представления О-сэнсея о человеческом достоинстве лежит представление о мягком, гуманном пути решения конфликтов. Он заключается не в избегании противостояния и не в нанесении физического вреда противнику, а в мягком и бережном способе заставить нападающего отказаться от своих агрессивных намерений. Человек, атакующий мастера Айкидо, не встречает отпора; он словно попадает в водоворот, который, покрутив его как щепку, аккуратно выносит на берег, не причинив никакого вреда. И так, раз за разом, до тех пор, пока нападающий не остановится. А в результате никто не пострадал, агрессия погашена, гармония восстановлена. И торжествует любовь.

В настоящее время, когда прямого боевого назначения единоборства уже не несут, идея выживания в бою сменилась на концепцию Пути. Пути от себя вчерашнего к себе завтрашнему, лучшему и более совершенному человеку. Слабый старается избежать конфликтов, но рано или поздно сталкивается с ними и проигрывает. Сильный пытается стать еще сильнее, укрепляет тело и дух, занимается единоборствами, постоянно готовится к борьбе и стремится выиграть любой ценой, за счет других. Но тоже проигрывает, потому что своими руками кидает в благодатную почву зерно саморазрушения. В природе царят спокойствие, гармония, благодарность и любовь.

И именно поэтому Айкидо следует ее путем, а она отвечает ему взаимностью. Природа бережет того, кто живет по ее законам: ему невозможно нанести удар исподтишка или застать врасплох, и даже если разобьется самолет, его в нем не окажется. В это Уэсиба свято верил. Краеугольным камнем в основании Айкидо является идея о гармонии со Вселенной во время поединка, о победе технического мастерства и разума. Следующий по пути Айкидо должен превратиться в единое целое со своим противником, в этот момент он не должен себя осознавать, его просто не существует. И тогда тело и разум становятся единым целым, движимым силой воли и духа. Ведь сильный духом побеждает еще до начала поединка. Поэтому в Айкидо главное внимание уделяют естественному состоянию тела и духа путем осознания себя частью Вселенной.

Стили Айкидо

В противовес широко распространенному мнению отметим, что существует не один стиль, а несколько стилей айкидо. «Официальный» — это стиль Айки-кай в Токио, возглавляемый Уэсиба Киссомару и его сыном, Уэсиба Моритэру. Айки-кай в последние годы предлагает курсы для иностранцев с присвоением соответствующих степеней.

Другие стили были созданы прежними учи-дэси Уэсиба Морихэя, в том числе еще при жизни их учителя: Ко-Бу-Дзюцу-Айкидо (Хоси Тэцуо-ми), Кориндо-Айкидо (Хираи Минору), Оцуки-Рю-Айкидо (Оцуки Ютака), Синва-Тайдо (Инуэ Ёичиро), Томики-Рю-Айкидо (Томики Кэндзи), Ёсейкан-Рю-Айкидо (Мочидзуки Минору) и Ёсин-кан-Рю-Айкидо.

Сиода Годзо, основатель последнего стиля, так объясняет свой поступок:

«Незадолго до того, как я оставил Учителя, он сказал, что собирается полностью посвятить себя метафизическим исследованиям. Вот почему наши концепции отличаются от концепций более молодых коллег (преподавателей, вышедших из Айки-кай). Лично я не считаю, что отделился от основного течения айкидо, поскольку в тот момент нечего было покидать! Учитель объяснял айкидо, исходя из своих религиозных верований, в то время как, по моему мнению, айкидо может быть объяснено само по себе. Мое айкидо чистое от всего наносного, оно такое, каким мне его преподавал О-Сэнсэй».

В дальнейшем еще два преподавателя, вышедшие из Айки-кай, создали свои стили: Норо Маса-мичи, создатель Ки-Но-Мичи и Тохэй Коичи, создатель Син-Син-Тойцу-Айкидо, которое он развивает в.рамках ассоциации Ки-но-Кэнкюкай. Вот мнение Тохэя: «Большинство членов Айки-кай забыли о развитии Ки. Когда О-Сэнсэй преподавал, он всегда говорил о Ки, и все думали о Ки. Но после его смерти люди не только стали неспособны понимать Ки, но даже перестали употреблять это слово. Приемы выполнялись неправильно, а в результате, если ученики выступали против физически более сильного противника, они ничего не могли с ним сделать. Если оставить дела в этом состоянии, айкидо учителя Уэсиба станет простым упражнением».

    ВНИМАНИЕ!

Объявляется набор в детские и взрослые группы Айкидо и Айкидзюдзюцу. Занятия ведёт Александров Дмитрий Алексеевич. 4 Дан Айкидзюдзюцу Дайто — Рю, Айкидо Айкикай. Мастер боевых искусств.

    тел. 992 87 88

Общая информация

Сочетание иероглифов «ай-ки-до» с японского переводится так: ай – есть гармония, ки – энергия духа или жизни, до – путь. Вместе это означает «путь к гармонии». Такое название имеет боевое искусство айкидо, возникшее в середине ХХ века в Японии. Его смысл в том, что оно предназначено для мирных людей, тех, кто отвергает насилие. Однако айкидо может помочь защитить себя и того, кто в этом остро нуждается. Тренировки помогают развить не только «физику», но и духовные способности человека, что достигается благодаря тщательному выполнению задач, поставленных наставником.

Создание айкидо неразрывно связано с именем великого мастера Уэсибе Морихэи, предложившего, а затем и реализовавшего идею создания нового вида боевого искусства, взяв за основу учение Такеды Сокаку «дайто рю айки дзю-дзюцу». Кроме того, сенсей подготовил философский базис и творчески переработал технику приёмов данного учения. В результате айкидо стало сильно отличаться от школы Такеда. Испробовать на практике новое учение Уэсиба сумел в 1931 году, открыв свой собственный додзё (школу) – Кобукай, где он старался через занятия отыскать прямую связь с природой. Таким образом учитель пытался идти путём совершенства и тем самым менять к лучшему окружающий мир. Идеи Уэсиба увлекли его учеников, а философией айкидо прониклась широкая часть японского общества. К 1955 году сенсей завершил весь организационный процесс по айкидо. Популярность нового боевого искусства росла и широко распространилась в мире. Достаточно сказать, что Всемирный Центр Айкидо на данный момент объединяет национальные федерации более 70 стран.

Основные правила

Главный Хомбу Доджо (Токио) сохранил несколько главных правил айкидо, написанных на стене. Тот, кто решил заняться этим искусством, должен их строго соблюдать.

Одним приёмом можно убить человека. Не стоит экспериментировать с силой во время тренировки, лучше полностью довериться указаниям наставника.

Айкидо учит вести борьбу сразу с несколькими соперниками одновременно. Только отточенное мастерство каждого движения поможет повергнуть не только одного нападающего, но и прочих.

Занимаясь айкидо, следует чувствовать удовлетворение и радость.

Учение Уэсибы – лишь малая толика того, чему предстоит обучиться. Овладеть необходимыми движениями сможет лишь тот, кто тренируется старательнее.

Даже если вы начинаете занятие с воздушных движений, а затем насыщенность их увеличивается, не нужно для этого прилагать чрезмерные усилия.

Следует помнить, что главное в айкидо упражнять тело, дух и ум человека, сделать его чистосердечным. Весь арсенал приёмов – тайны природы, и нельзя учить им нечестных людей, которые смогут позднее применять айкидо в дурных целях.

Школы, стили, направления

Хотя и при жизни мастера его подопечные открывали школы, где обучали айкидо, которое переняли у своего учителя. В 1969 году со смертью Уэсибы, преподававшего учение более 40 лет, стройность и единоначалие в нем закончилось. Последователи учителя разделились на несколько школ: Айки-Кай Со Хонбу (сын сенсея Киссемару Уэсиба), Йосин-Кай (сенсей Годзо Сиода), Йосей-Кай (учитель Мосидзуки), Кориндо (учитель Хирай), секция айкидо в центре дзюдо Кодокан (учитель Томики). Словно подтверждая изречение наставника: сколько людей – столько и айкидо, те, кто даже не обучался у сенсея непосредственно, пытались внести в учение свой «вклад». В результате толкования самых главных постулатов было или исковеркано, или полностью выхолощено, что, естественно, отражалось на стиле преподавания айкидо. Появились разные напрвления и формы, начиная от самых лёгких и заканчивая самыми жёсткими. На данный момент их около тридцати, однако наиболее распространены – Айкикай, Айкидо Хирокадзу Кобаяси, Ёсинкан, Син-син-тоицу Айкидо, Ивама-рю, Томики-Рю, Нисио Будо, Реальное айкидо, Такэмусу Айки, Айкидо Комбат и Айкивиндо.

Инвентарь, экипировка, используемое оружие

Тренировки бойцов обычно проходят в зале. Для проведения поединков готовят четырёхугольник со сторонами чуть более 9 метров, настилая 50 татами. В центре площадки проводят по две стартовые прямые линии, расстояние между которыми 3,64 метра. Вокруг площадки создают зону безопасности более чем на 1,82 метра и также настилают татами. Площадку чётко выделяют.

Айкидоисты тренируются в обычном спортивном кимоно, в таком же, как дзюдоисты и каратисты. Облачение состоит из куртки и брюк белого цвета, пояса цвета, который обозначает уровень мастерства. У начинающих – он белый. И только у айкидоистов, достигших дана и получивших чёрный пояс, появляется определённое отличие в экипировке: они пользуются хакама (чёрная юбка-брюки с разрезом).

Известно, что айкидо предполагает работу с оружием. Это делается для того, чтобы отработать культуру передвижений и работу рук. Чаще всего на тренировках используют боккен (деревянный меч), дзё (шест) и танто (деревянный учебный нож). Кроме того, применяют и катану (длинный японский меч), вакидзаси (короткий меч), бо (японский металлический либо деревянный посох), нагинату (японский аналог алебарды).

Обучение будущие айкидоисты начинают, как и представители других единоборств, с базовых стоек и основных приёмов. Как говорится, повторение – мать учения, поэтому ученики не соревнуются между собой, а максимальное количество раз воспроизводят те или иные движения, доводя их до автоматизма.

Техника айкидо разнообразна, в ней широко применяются и броски (нагэ-вадза), и болевые удержания (осаэ-вадза), и удары (атэми). Особенная черта стиля – круговые движения, используемые айкидоистом при уходе с линии атаки или для выведения противника из равновесия (кудзуси).

Ещё одним преимуществом айкидо является обучение технике падения и акробатическим приёмам. В результате ученик обретает гибкость, лучше координирует движения.

На регулярных фестивалях различные школы айкидо демонстрируют показательные выступлениях своих воспитанников.

Ссылка на основную публикацию