Древние боевые искусства Индии | Karate-krs.ru

Древние боевые искусства Индии

Боевые искусства Индии

Война в Индии была делом особого сословия — кшатриев. «Кодекс поведения» кшатрия обязывал его всячески совершенствовать навыки безоружного боя. Данные о боевой системе кшатриев в древности и раннем средневековье достоверны, но бедны. Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия оличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной — каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один «коронный удар», сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична).

После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал как бы ступенчатый характер: чередование «взрывов» и пауз могло длиться долго, «взрыв» тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя.

Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары — больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах.

Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били — в ближнем бою наступала также очередь «борьбы ног». Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: «ножные» приёмы должны были облегчить осуществление «ручных». Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке — именно потому. что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном — довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.

Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это — ваджра-мушти (в другой транскрипции — вайра-мукти). «Мушти» означает кулак, но вот для слова «ваджра» находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова «ваджра-мушти» с булавой (тогда оно переводится как «бронированный кулак») или с алмазом («кулак алмазной твёрдости»). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая — пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара.

Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий. Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.

Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана — повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. «Бхимасени» — это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. «Ханумати» построен на хитрых захватах. «Джамбуванти» — это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. «Харасандхи» — это болевые замки и захваты, ломающие конечности.

Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. Например масти заключается в том, что один боец отбивается от группы. Бинот является искусством боя, в котором боец использует технику борьбы, защищаясь только руками от противника, вооружённого мечом, ножом, копьём, шестом и т.п. Другая похожая система самообороны без оружия от вооружённого противника называется бандеш. Он включает в себя техники, направленные на обезоруживание противника и использование его оружия против него же. Кроме того в индийских трактатах встречаются упоминания о системах борьбы под названиями дхарма-мага, кобади-крида, вишапани, ваджра-бхога.

Известны два трактата, посвящённых искусству борьбы. Первый — «Камала-сутра», датируемая концом Iв. до н.э. В этой сутре была сделана попытка классифицировать технику, выделив такие способы борьбы, как удары рукой или ногой по уязвимым местам, броски, удушения, ломание конечностей и воздействие на моральный дух врага. Второй текст, «Малля-пурана», написан на санскрите в 1731г. Он содержит описание гимнастической борьбы «маллявеша», которая была широко распространена в древней и средневековой Индии.

Из других индийских боевых школ наиболее известна мукки бази, описанная Дж.Гилби (без приведения названия) в его книге «Секреты боевых искусств мира». Тренировка бойцов подобна тренировке пахалванов. Кроме того в мукки бази широко практиковалась набивка рук ударами по твёрдым поверхностям. Бой ведётся с одним или двумя противниками. Ударов ногами нет. Всё внимание сосредоточено на кулаке, причём считается что один-единственный удар, если он правильно нацелен и сфокусирован, стоит целого ряда ударов наугад.

Другая система боя, называемая марма-ади, была построена на атаках жизненно важных точек человеческого тела. Слово «марма» можно перевести как «источник жизни». Марма-ади считается очень закрытым боевым искусством. Существует запрет не только на его передачу, но даже на его демонстрацию.

Самым известным за пределами Индии является, пожалуй, калари паятту — тамильское боевое искусство, практикуемое в индийском штате Керала. Считается, что калари паятту как боевое искусство возникло в IVв. до н.э. Его легендарным основателем называют великого воина-брахмана Парашураму. В XII-XIVвв. калари паятту широко применялось в бою, а своего зенита достигло как боевое искусство в конце XIVв., во время правления Тачоли Отхенана, известного правителя Северного Малабара. При нём все мальчики и девочки, начиная с десяти лет, должны были обучаться этому искуству. Сейчас единственный центр по изучению этого боевого искусства построен в столице штата Керала городе Тирувантрапураме. Однако полуподпольные школы существуют почти в каждой деревне этого штата.

Обучение калари паятту состоит из четырёх этапов. Первый, «метхожиль» (или «маи-паятту»), включает в себя базовые физические упражнения, направленные на развитие силы и реакции, и обучение техникам массажа.
Второй этап — «колтхари» — включает в себя работу с деревянным оружием (шест «кеттукари» длиной около двух метров, шест «курувади» длиной в четыре следа руки, «отта» — S-образная палка длиной 60см с ручкой на одном конце и шарообразным утолщением на другой).
Третий этап — «ангатхари» — включает в себя работу металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжал, копьё, «уруми» — гибкий «меч-плеть», «катар» — кинжал с рукояткой в форме буквы «Н» или «А», который держат за поперечину «буквы», а её продольные стороны служат протекторами, защищая с двух сторон предплечье).
Последний этап тренировок калари паятту называется «верумкаи». Это бой безоружных противников или безоружного с вооружённым.

Про эти индийские боевые искусства мало кто знает

Индийские боевые искусства развивались под влиянием йоги. Эта оздоровительная «гимнастика» знакома многим европейцам. Не менее популярны в Европе стили, пришедшие из Поднебесной, страны восходящего солнца, Кореи. В то же время редкий европеец знаком с индийскими боевыми техниками. Говорят, что причиной этому служит слабая постановка боев в индийских кинолентах. Боевым навыкам звезд из Голливуда мог бы позавидовать любой ниндзя. Однако, скорее всего, небольшая популярность боевых искусств Индии связана с тем, что они изучались религиозными сектами и поэтому оставались в тайне. Мы не будем спорить о том, какая боевая техника эффективнее – ушу, каратэ или тхэквондо. Ведь это так же бессмысленно, как определять, кто сильнее – слон или кит. Мы предлагаем вам познакомиться с четырьмя самыми древними и малоизвестными боевыми единоборствами, зародившимися в крупнейшей стране Южной Азии.

Ваджра-мушти

На родине единоборство называют «алмазным кулаком». В основе стиля лежат быстрые и мощные удары кулаком. Причем левая рука, как правило, обеспечивает защиту, а правая – наносит удары. Чтобы удар был сильным, в руку брался заостренный или тупой камень. Позже бойцы стали надевать на руку кастет с шипами из рогов буйвола. Обучение всегда было очень интенсивным и строгим.

Многие приемы единоборства перешли в современные формы боевого искусства: карате, кунг-фу, бокс.

Поединки были посвящены богам и нередко со смертельным исходом. По мнению современных жителей, это средневековое и жестокое искусство. В то же время его можно до сих пор наблюдать во время некоторых праздников. Правда, нынешние бойцы пользуются кастетмаи с тупыми шипами и бой сразу же прекращают после пролития первой капли крови.

Маллявеша

Это сочетание силовых, ударных и болевых приемов. Скорее всего, техника перенята у воинов Македонского. Расцвет стиля пришелся на XVI век, когда были распространены турниры между профессиональными бойцами. Издавна в технике запрещены убийства. Проигравший участник – это противник, казавшийся на земле. Однако в процессе боя допускалось вырывание волос, выбивание зубов, ломание пальцев и т.д. Победители получали большие деньги.

Для тех, кто хотел постичь таинство этого боевого искусства, тренировочные занятия проводились каждое утро. Самое интересное упражнение для тренировки бойцов – лазанье по гладкому деревянному столбу. Нужно взобраться на самый верх и спуститься вниз головой. При обучении много внимания уделялось не только тренировкам, но и вопросам питания и гигиены.

Это единственное боевое искусство с индийскими корнями, допускающее групповые схватки. Победившей считалась та команда, которая сумела вытеснить противников за ограниченную линию, нарисованную на земле. Каждый поединок жестко контролировался судьями, однако серьезные травмы были делом частым и нередко заканчивались летальным исходом. В дальнейшем это послужило причиной запрета проведения турниров. Сегодня технику практикует религиозная секта.

Во время освоения техники ставка делается на силовые упражнения, например, руки набиваются на каменных или металлических предметах. Мастера с легкостью раскалывают кулаком кокосовые орехи и способны выдержать удар в любую, даже самую уязвимую, часть тела, вроде горла или паха.

Каларипаятту

Впервые сведения о единоборстве со столь странным названием появились на страницах зарубежных журналов в начале 80-х годов. На фотографиях были изображены полуголые бойцы, выполняющие сложнейшие акробатические номера с изогнутыми палками и стальными мечами.

Техника «родилась» на юге Индии где-то в VI веке. Название боевого искусства состоит из двух частей: первая переводится как «священное место», вторая – «сражение». В Индии тренировки проводят в специально построенных для этих целей храмах. Это небольшие по размеру, углубленные в землю, залы с деревянными стенами и земляным полом.

Обучение делится на несколько ступеней. Первые четыре года мальчиков учат управлять только своим телом. Много внимания уделяется прыжкам. Опытные мастера попада

ют кончиками пальцев ног в небольшой кожаный мяч, находящийся на 3-метровой высоте. Прошедшие начальный уровень подготовки озадачиваются освоением разных видов деревянного, а затем и металлического оружия. Далее мастер раскрывает ученику секреты рукопашного боя. На последний уровень обучения допускаются лишь избранные. Здесь бойца учат воздействовать на болевые точки противника.

Мастер, владеющий техникой, практически непобедим. Ему не важно, сколько у него противников и чем они вооружены. Параллельно с изучением боевых техник ученики познают науку врачевания. Поэтому всех мастеров одновременно принимают за народных лекарей.

Варма-калаи

Носители этой техники не знают, что такое случайные удары. Все атаки нацелены на жизненно важные точки. Мастер знает, как одним ударом убить, временно отключить противника. Он может надавить на нужную точку сегодня, чтобы человек умер через месяц.

Сначала изучаются стойки, после удары кулаком и ладонью. Далее обучающиеся переходят к прыжкам, ударам локтями и коленями, захватам и т.д. На следующем этапе осваивается оружие: мечи, копья и даже рога животных. Готовый мастер умеет сражаться двумя оружиями одновременно, например, держать по кинжалу в каждой руке. Традиционно принято тренироваться рано утром и подальше от посторонних глаз: в лесу, на берегу моря, на крутых склонах гор и т.д.

В мире насчитывается сотни видов боевых искусств, однако именно в Азии для бойцов не столько важно умение обороняться, сколько научиться владеть своим телом и своими чувствами. Выполнение физических заданий позволяет бойцам перейти на новый уровень гармонии души и выдержки.

Древние боевые искусства Индии

Создателем 64 древних индийских искусств, описанных в Ведах считается Бог Шива — Шива Натараджа. По древним легендам первым учителем боевых искусств стал один из его учеников — Парашурама.

На развитие боевых искусств Индии без сомнения повлияла древнейшая религиозно-философская концепция, которую мы знаем под названием йога (слово «йога» означает концентрацию и сосредоточенность, его можно перевести как «объединение»). Первые относящиеся к йоге письменные упоминания можно найти еще в Ведах.

Если йогу, точнее ее общеразвивающее и оздоровительное направление знают и изучают очень многие жители Запада, то индийские боевые искусства на Западе известны гораздо меньше и пользуются намного меньшей популярностью чем, боевые искусства Китая, Кореи и Японии, хотя многие самые разные древние стили до сих пор сохранились в отдельных районах Индии. Говорят, что небольшой популярности индийских стилей способствовует крайне слабая постановка поединков в индийских фильмах. Но скорее это связано с тем, что с древнейших времен и до наших дней практически все индийские школы боевых искусств были тесно связаны с религиозными сектами и оставались закрытыми для посторонних. Поэтому даже то, что относится к описанию многих индийских стилей надо рассматривать как легенды.

Например, легенды рассказывают о комплексе традиционных боевых искусств наводивших ужас на англичан-завоевателей воинов-сикхов. Воины были членами религиозной общины нихангов. Они давали клятву найти смерть в бою. Перед небольшими отрядами нихангов в панике разбегались английские солдаты, имевшие превосходство в численности и вооружении. (Свирепые воины-сикхи описаны, например, в романе А. Конан-Дойля «Знак четырех»). Оружием сикхов были копья, сабли, дротики и чакры — боевые диски для метания, остро заточенные по краям.

Легенды упоминают также тугов-душителей — секту поклонников Кали — богини смерти. Их боевое искусство строилось на использовании специальной узкой шелковой ленты, которой душили противника в соответствии с принципом «не проливать кровь».

Древние боевые искусства Индии

Боевые слоны — Слон, несущий военачальника, пытается прорваться сквозь строй врага. Гравюра опубликована в The Illustrated London News во время Первой англо сикхской войны … Википедия

Боевые порядки — группировки войск для ведения боя. Подразделения части и соединения в зависимости от их предназначения, тактико технических возможностей и вооружения применяют при решении боевых задач свои Б. п. Силы и средства войск, совместно… … Большая советская энциклопедия

Культура Индии — Тадж Махал один из символов Индии Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Мног … Википедия

Модерн-арнис — Арнис филиппинское боевое искусство. Обучение начинается с работы с оружием (палки, ножи, боло), позже изучаются техники рукопашного боя. Используются единые двигательные принципы при рукопашном бое и бое с оружием. Отличительные особенности… … Википедия

Эскрима — Арнис филиппинское боевое искусство. Обучение начинается с работы с оружием (палки, ножи, боло), позже изучаются техники рукопашного боя. Используются единые двигательные принципы при рукопашном бое и бое с оружием. Отличительные особенности… … Википедия

Кушти — У этого термина существуют и другие значения, см. Кушти (значения). Кушти (хинди कुष्ती от перс. کشتی‎ «борьба») ряд стилей и методов борьбы, появившихся в Индии. Современный стиль борьбы, практикуемый в Индии, похож на европейскую вольную… … Википедия

Ади-хай пидутам — (на малаяли, языке дравидов, жителей юга Индии: «пидутам» управление, «хай» руками, «ади» по наиболее уязвимым частям тела) древнее боевое искусство Индии, возникло в штате Керала в районе города Каннур, возглавляет… … Википедия

Каларипаятту — (малаялам കളരിപയറ്റ്) традиционное для Южной Индии боевое искусство, возникшее на территории современных штатов … Википедия

Гатка — У этого термина существуют и другие значения, см. Гатка (значения). Гатка (в. пандж. ਗਤਕਾ) боевое искусство Пенджаба. Изначально Гатка произошла из древнего индийского знания о войне Шастра Видье. Гатка практиковалась сикхами в XVII XIX… … Википедия

Индийские воинские искусства

Существует множество подтверждений тому, что в древней Индии были хорошо развиты воинские искусства. Это отражено и в мифологии, и в религии, и в искусстве. В основном, это относится к искусству ведения войны и использованию оружия. Кришна сражал врагов метая «чакры» (на санскрите — «колесо») — железные пластины круглой формы. Метали их, целясь противнику в шею, т.к. острый, как лезвие бритвы, край вращающейся чакры мог обезглавить противника.

Хотя Калари Паятту, Силабам, Мукна и другие национальные виды борьбы и боевых искусств и практикуются в современной Индии, они далеко не так распространены, как в былые времена. Во многом это результат влияния индийской философии, умения принимать все как есть и принципов ненасильственного сопротивления.

Одна из индуистских богинь изображена в боевой стойке — с руками сжатыми в кулаки, скрещенными внизу живота. Нападение в Ваджра Мушти проводилось из этой же стойки. Одна рука служила для быстрых мощных прямых ударов кулаком, а другая — исключительно для защиты. Темп поединка был настолько стремительным, что если победа не была одержана нападающим в течении двух-трех минут, у него уже не оставалось сил и он неизбежно проигрывал.

Существует версия, согласно которой Ваджра Мушти послужило основой для создания Шаолиньского Кунг-фу, когда Бодхи Дхарма, будийский монах, пришел в Китай из Индии и обучил китайских монахов 18 приемам самообороны. Впрочем, некоторые источники утверждают, что это было не Ваджра Мушти, а Калари Паятту.

Калари-паятту — южноиндийское боевое искусство

Калари Паятту зародилось в IV веке нашей эры и до сих пор практикуется в штате Керала (Южная Индия). Хотя его иногда сравнивают с каратэ, это искусство определенно имеет больше общего с кунг-фу. Для Калари Паятту характерны большая гибкость, подвижность и легкость, для развития которых использовались массаж с растительными маслами и специальные упражнения. Изучение Калари Паятту включало в себя приемы самозащиты без оружия, использование подручных средств, бамбуковых палок, мечей, копий, воздействие на болевые точки, духовное самосовершенствование.

Силабам — тамильский бой на палках

Из Южной Индии, из штата Тамилнад, происходит Силабам — искусство борьбы на палках. Одни приписывают его создание богам, другие — тамильским раджам. Хотя еще в I — II веках нашей эры в Тамилнаде была популярна игра, в которой бамбуковые палки использовались для защиты и нападения, Силабам — далеко не игра. Помимо режущих, рубящих и колющих ударов палкой в голову, корпус или ноги, в Силабам использовал техники, специально предназначенные для отвлечения внимания противника и введения его в замешательство. А мастер Силабам должен был уметь не только защититься от камней, брошенных из толпы, но и в одиночку разогнать эту толпу.

Индия виды борьбы

Варма-калаи (тамильское воинское искусство)

Индийское боевое искусство, сохранившееся с древних времен в южном штате Тамилнаду, в районе между Мадрасом и Путтуччери. На тамильском языке «варма» означает «то, что скрыто», а «калаи» переводится как «поражать, или находить». Таким образом, термин «варма-калаи» можно перевести словами «искусство поражения уязвимых точек». Оно подразделяется на бой голыми руками и бой с оружием. Обучение начинается с освоения стоек и передвижений. Потом приступают к изучению блоков, ударов кулаком и открытой рукой. Затем приходит черед ударов ногами, а также выпадов и уклонов. Кроме того, техника варма-калаи включает в себя прыжки, удары локтями и коленями, захваты, подножки и броски.

Когда ученик овладевает техникой голых рук, его начинают знакомить с тем, как владеть оружием. Сначала учат пользоваться в бою длинной палкой (силамбам), затем переходят к дубинке, а потом к различным видам холодного оружия: кинжалу, сабле, мечу, копью и даже таким экзотическим, как боевой хлыст и рога газели. Ученик сначала работает с оружием в одной руке, позже его учат держать оружие в обеих руках (например, работать с двумя дубинками или с двумя кинжалами одновременно).

Что касается формальных упражнений «ади вариссай» (дословно «серия, или последовательность шагов») [одиночные ката], то их насчитывается не менее 60-ти. Они разделены на пять блоков, по 12 в каждом, причем сложность их возрастает от первого блока («ученического») к пятому. Существуют также упражнения «кутту вариссай» (аналогичные японским «бункай»), то есть применение техники формальных комплексов против двух, трех и более противников. Интересно то, что все движения в формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с оружием.

Любой атакующий прием варма-калаи нацелен на поражение жизненно важных точек тела противника. Это называется «марма ади». Случайных ударов просто нет. В зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время из строя, сами удары наносят по-разному. В зависимости от способа поражения точек, связанных с внутренними органами, действие ударов может быть отсрочено. Противника можно ткнуть пальцем сегодня, а умрет он только через два месяца (это напоминает китайскую технику «дим мак»). В основе техники «марма ади» лежат представления о циркуляции внутренней энергии [ки, прана].

Тренировки по системе варма-калаи обычно проводят рано утром (с 4-х до 5-и часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных взглядов. Места для занятий выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых склонах гор, в болотах и даже под водой (чтобы тренировать дыхание). Практика варма-калаи требует серьезного знания йоги (особенно техники дыхания), а также знакомства с «баратханатти-ям», классическим танцевальным искусством тамилов. Дело в том, что в варма-калаи позиции и передвижения сходны с «па» этого танцевального стиля.

В Европе школу «варма-калаи» с 1988 года пропагандирует гуру Закрия, ученик мастеров Кришны и Тирунгана Самбадар.

Восточноиндийская борьба Мукна

В штате Манипур, в Восточной части Индии, практикуется борьба Мукна. Борцы захватывают друг друга за пояса и соревнуются в физической силе и мастерстве техник борьбы. Другие захваты и какие-либо удары не разрешаются.

3.8. Боевые искусства Индии

Индийские единоборства имеют не менее древнюю историю, чем китайские, но поскольку они развивались главным образом внутри страны, то были мало известны за ее пределами и практически не оказали влияние на развитие систем боевых искусств в соседних странах. Самым древним и самым популярным видом национальной борьбы в Индии является кушти. Она пользовалась покровительством местных правителей, которые лично присутствовали на состязаниях, часто заканчивавшихся смертью одного из соперников. Наиболее известны три школы кушти — бхимасени, джарасандхи и хануманти, названные по именам их реальных или легендарных основателей. Борцы кушти — пахлаваны — имеют большой вес и мощное телосложение, но несмотря на это, они быстрые и ловкие. Цель схватки в кушти сводится к тому, чтобы повалить противника на лопатки, используя приемы четырех основных типов: захваты и броски, основанные на грубой силе; захваты и броски, предполагающие использование инерции движений противника; приемы обездвиживания и ослабления противника; болевые замки, позволяющие ломать конечности, пальцы, позвоночник, а также удушения. Состязания по кушти проводятся в неглубокой квадратной яме или на деревянном полу. Чемпион получает титул «рустама», название которого связано с именем легендарного героя персидского эпоса. Существует несколько ответвлений кушти: в масти один борец отбивается от группы противников; в бинот борец обороняется от атак вооруженного противника; в бандеш оружие агрессора оборачивается против него самого. Маллявеша, в отличие от кушти, не борьба, а комбинированное боевое искусство, сочетающее силовые, болевые и ударные приемы. Считается, что свое начало оно берет от эллинского панкратиона, который был занесен в Индию воинами Александра Македонского в 327—318 годах до н.э.. В древности существовали целые касты профессиональных борцов (малля), получавших за свое искусство огромные деньги. Маллявеша использовалось для физической подготовки индийской молодежи, а также в ритуальных целях. К ритуальным единоборствам относится ваджра-мукти — поединок двух бойцов, вооруженных ваджрами («молниями»), представлявшими собой бронзовые или железные кастеты причудливой формы. Поединки ваджра-мукти посвящались какому-либо из многочисленных богов индийского пантеона и обычно заканчивались смертью одного из участников. Сегодня известны три стиля борьбы маллявеша: малля-крида, малля-юддха, ниюддха-крида. Основы данного вида единоборств изложены в трактате «Малля-пурана», написанном на санскрите в 1731 году. Проигравшим в поединке считается тот, кто падает на землю. Убивать противника нельзя, но можно выбивать зубы, вырывать волосы, ломать пальцы и сдавливать горло. Удары можно наносить только в верхнюю часть тела и в голову. Приемы поединка также включают в себя захваты, броски, удушения, подножки, подсечки, удары кулаками, локтями, коленями и стопами ног, толчки, отбивы и блоки. Школа силового единоборства, существующая с древних времен в штате Уттар-Прадеш, называется «мукки-бази». В ней практикуются парные поединки, в которых сходятся мастера, и групповые схватки, в которых участвуют ученики. Победителями считаются представители той команды, которым удалось оттеснить соперников за линию, обозначенную на земле. Подобные турниры часто заканчивались тяжелыми травмами участников и даже смертельными случаями, поэтому в настоящее время школа представляет собой немногочисленную секту. Бойцы мукки-бази владеют умением держать удар в любую часть тела, даже в самые уязвимые, такие как пах, горло, нос, губы. Методика овладения подобным умением держится в секрете; cвоими кулаками бойцы могут разбивать булыжники и кокосовые орехи, но избегают травм благодаря знаниям полученным из индийской традиционной медицины. Каляри-ппаятт — одно из древнейших боевых искусств мира, сохранившееся до наших дней в ряде деревень штата Керала. На языке коренных жителей Индостана дравидов название единоборства означает «бой на священном месте». Поединки проводят не на открытой площадке, а в особом котловане двухметровой глубины, покрытом решеткой из прутьев и пальмовыми листьями. Тренировка в каляри-ппаятт состоит из четырех разделов: метхотхари — это занимающий много времени комплекс общефизической подготовки; колтхари — упражнения с оружием; ангатхари — комплекс упражнений без оружия, в котором основное влияние уделяется нанесению ударов по точкам человеческого тела, воздействие на которые влечет смерть, временный паралич или сильную боль; также изучаются приемы боя «голыми» руками и ногами, основанные на подражании животным (змеи, пантеры, медведи, тигры, слоны и т.д.); верамкхари — это учебные поединки безоружного против вооруженного, двух одинаково вооруженных противников или бойцов с разным оружием. К традиционному оружию каляри-ппаятт относятся: отта — деревянная толстая палка в форме бивня слона, кеттукари — бамбуковая трость, мади — «кинжал» из двух соединенных торцами рогов антилопы, черувати — короткая палка; пулиянкам — длинная сабля, уруми — гибкий обоюдоострый меч-плеть. В каляри-ппатт выделяют два стиля — северный и южный. В северном стиле много прыжков, ударов ногами по верхнему уровню, длинных выпадов; основная ударная форма рук — кулак, руки и ноги при ударах до конца не распрямляются. В южном стиле круговые движения преобладают над прямолинейными, высокие удары ногами и прыжки встречаются редко. Этот стиль более жесткий, чем северный, который по существу превратился в искусство военного танца. Древние трактаты каляри-ппаятт были записаны на пальмовых листьях более двух тысяч лет назад. Это «Асата вадиву», раскрывающий принципы боя, и «Марама-сутра», содержащий информацию о нервных узлах и жизненно важных точках тела. Нарамхай-ниханго — это комплекс традиционных боевых искусств сикхов, распространенный среди нихангов, членов воинской религиозной общины хальсы, которые давали клятву найти смерть в бою. Орден нихангов появился в начале XVIII века при жизни основателя хальсы гуру Говинда Раи. Перед небольшими отрядами нихангов в панике разбегались войска противника, имевшие превосходство в численности и вооружении. Ниханги владели всеми видами оружия, великолепно ездили верхом и умело сражались в пешем строю, владея приемами боя голыми руками. Оружие нихангов — это копья, сабли, дротики и чакры (боевые диски для метания, остро заточенные по краям). Поединки нихангов проводятся с оружием, им предшествуют обрядовые воинские пляски. Существует также система боя голыми руками против вооруженного противника (нарамхай), внешне схожая с бирманским бандо. Силамбам — это искусство боя на палках, распространенное среди тамилов с I века нашей эры. Участники соревнуются на круглой площадке либо парами, либо командами по два-три человека. Победителем считается тот, кто выбил палку из рук противника, ударил его палкой по голове или прикоснулся к его телу палкой большее количество раз. Длина палки в силамбаме превышает человеческий рост, ее держат за один конец двумя руками. Есть вариант силамбама, в котором боец действует двумя короткими палками. Помимо техники работы с палкой, в арсенал мастера силамбама входят удары ногами и акробатические прыжки. Боевой вариант силамбама — латхи, его изучают индийские полицейские. С помощью латхи можно ломать кости противнику, что применяется при подавлении массовых беспорядков, при задержании преступников. Школа ади-хай пидутам («управление руками, наносящими удары по уязвимым точкам тела») распространена в штате Керала. Внешне техника ади-хай пидутам напоминает дзю-дзюцу, но индийская система намного старше. В ней используются захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением ударов пальцами по уязвимым точкам тела противника. Иногда вслед за захватами проводятся броски. Чтобы воздействие на точки было эффективным, изучается комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и энергетических центров человеческого организма. Боевое искусство, сохранившееся в штате Тамилнаду, носит название «варма-калаи» и на тамильском языке означает «искусство поражения уязвимых точек». В нем существуют разделы боя с оружием и голыми руками. Техника варма-калаи включает в себя удары кулаком и открытой рукой, удары ногами, прыжки, удары локтями и коленями, выпады и уклоны, захваты, подножки и броски. Оружие варма-калаи — это палка (силамбам), дубинка, кинжал, сабля, меч, копье, боевой хлыст. Работа с оружием проводится как одной, так и двумя руками. В варма-калаи существуют формальные упражнения (ади вариссай), разделенные на пять серий из двенадцати элементов. Техника формальных комплексов может применяться против двух и более противников (кутту вариссай). Все движения отрабатываются как с пустыми руками, так и с оружием. Удары наносятся по-разному, в зависимости от того, хотят ли убить противника или вывести его из строя. Действие удара может быть отсрочено. Одна из составных частей варма-калаи — традиционный индийский массаж. Теоретическую основу искусства массажа и ударов по уязвимым точкам составляют представления о циркуляции внутренней энергии. Практика варма-калаи требует серьезного знания системы йога, особенно техники дыхания.

Боевые искусства Индии

Война в Индии была делом особого сословия — кшатриев. «Кодекс поведения» кшатрия обязывал его всячески совершенствовать навыки безоружного боя. Данные о боевой системе кшатриев в древности и раннем средневековье достоверны, но бедны. Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия оличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной — каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один «коронный удар», сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична). После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал как бы ступенчатый характер: чередование «взрывов» и пауз могло длиться долго, «взрыв» тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя.

Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары — больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах. Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били — в ближнем бою наступала также очередь «борьбы ног». Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: «ножные» приёмы должны были облегчить осуществление «ручных». Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке — именно потому. что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном — довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.

Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это — ваджра-мушти (в другой транскрипции — вайра-мукти ). «Мушти» означает кулак, но вот для слова «ваджра» находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова «ваджра-мушти» с булавой (тогда оно переводится как «бронированный кулак») или с алмазом («кулак алмазной твёрдости»). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая — пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара. Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий. Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.

Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти . Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана — повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. «Бхимасени» — это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. «Ханумати» построен на хитрых захватах. «Джамбуванти» — это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. «Харасандхи» — это болевые замки и захваты, ломающие конечности.

Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. Например масти заключается в том, что один боец отбивается от группы. Бинот является искусством боя, в котором боец использует технику борьбы, защищаясь только руками от противника, вооружённого мечом, ножом, копьём, шестом и т.п. Другая похожая система самообороны без оружия от вооружённого противника называется бандеш . Он включает в себя техники, направленные на обезоруживание противника и использование его оружия против него же. Кроме того в индийских трактатах встречаются упоминания о системах борьбы под названиями дхарма-мага , кобади-крида , вишапани , ваджра-бхога .

Известны два трактата, посвящённых искусству борьбы. Первый — «Камала-сутра», датируемая концом Iв. до н.э. В этой сутре была сделана попытка классифицировать технику, выделив такие способы борьбы, как удары рукой или ногой по уязвимым местам, броски, удушения, ломание конечностей и воздействие на моральный дух врага. Второй текст, «Малля-пурана», написан на санскрите в 1731г. Он содержит описание гимнастической борьбы «маллявеша», которая была широко распространена в древней и средневековой Индии.

Из других индийских боевых школ наиболее известна мукки бази , описанная Дж.Гилби (без приведения названия) в его книге «Секреты боевых искусств мира». Тренировка бойцов подобна тренировке пахалванов. Кроме того в мукки бази широко практиковалась набивка рук ударами по твёрдым поверхностям. Бой ведётся с одним или двумя противниками. Ударов ногами нет. Всё внимание сосредоточено на кулаке, причём считается что один-единственный удар, если он правильно нацелен и сфокусирован, стоит целого ряда ударов наугад.

Другая система боя, называемая марма-ади , была построена на атаках жизненно важных точек человеческого тела. Слово «марма» можно перевести как «источник жизни». Марма-ади считается очень закрытым боевым искусством. Существует запрет не только на его передачу, но даже на его демонстрацию.

Самым известным за пределами Индии является, пожалуй, калари паятту — тамильское боевое искусство, практикуемое в индийском штате Керала. Считается, что калари паятту как боевое искусство возникло в IVв. до н.э. Его легендарным основателем называют великого воина-брахмана Парашураму. В XII-XIVвв. калари паятту широко применялось в бою, а своего зенита достигло как боевое искусство в конце XIVв., во время правления Тачоли Отхенана, известного правителя Северного Малабара. При нём все мальчики и девочки, начиная с десяти лет, должны были обучаться этому искуству. Сейчас единственный центр по изучению этого боевого искусства построен в столице штата Керала городе Тирувантрапураме. Однако полуподпольные школы существуют почти в каждой деревне этого штата.

Обучение калари паятту состоит из четырёх этапов. Первый, «метхожиль» (или «маи-паятту»), включает в себя базовые физические упражнения, направленные на развитие силы и реакции, и обучение техникам массажа. Второй этап — «колтхари» — включает в себя работу с деревянным оружием (шест «кеттукари» длиной около двух метров, шест «курувади» длиной в четыре следа руки, «отта» — S-образная палка длиной 60см с ручкой на одном конце и шарообразным утолщением на другой). Третий этап — «ангатхари» — включает в себя работу металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжал, копьё, «уруми» — гибкий «меч-плеть», «катар» — кинжал с рукояткой в форме буквы «Н» или «А», который держат за поперечину «буквы», а её продольные стороны служат протекторами, защищая с двух сторон предплечье). Последний этап тренировок калари паятту называется «верумкаи». Это бой безоружных противников или безоружного с вооружённым.

Прошлое и настоящее индийского женского единоборства


Женская борьба. Старинный барельеф в Хампи Карнатака, Индия
Фото Chatts, веб ресурс Flickr

English Version

В Древней Индии были женщины-воительницы и женщины-борцы. Индийские женщины пронесли борцовсклие традиции через века

Женщины и отвага


Воинственная богиня Дурга

Как свидетельствует Каутилья в своем трактате «Артасастра» (ок. 350-283 до н.э.), во времена Империи Маурьев (Ашоки) — 321-185 до н.э. — женщины служили телохранителями при королях. На эти должности отбирали крепких силных женщин. Они проходили серьезную тренировку в единоборствах — их обучали владению мечом, луком и приемам борьбы.

Вооруженных телохранительниц также нанимали для присмотра за гаремами, наряду с евнухами. Греческий путешественник Мегасфен посетил империю Маурьев и описал высоких и крепких телохранительниц царей. Он восхищался доблетью этих женщин. Эта традиция продолжалась и в период Империи Гупта (320 — 550 н.э.)

Личная отвага и мужество женщин особо проявились во времена Виджаянагарской империи (1336 — 1650). Многие надписи на скульптурах того времени свидетельствуют о героических деяниях женщин. Иностранные путешественники, посетившие империю, такие как португальцы Доминго Паес, Фернао Нуниз и Дуарте Барбоза, русский Афанасий Никитин, генуэзец Николо Да Конти, араб Абдул Раззак и др. оставили свидетельства о доблестях женщин. Женщины-охранники охраняли различные части военных укреплений, дворцов и гаремов. Они прямо докладывали императору о всех происшествиях. Они даже присматривали за офицерами. Они всегда носили кинжал, длинный меч и щит. Некоторые были также вооружены луком и стрелами. Некоторые из них были превосходными наездницами. Их насчитывалось не менее тысячи.

Многие каменные скульптурные композиции на стене храма Хазара Рама содержат скульптуры воительниц, сражающихся с мечами, кинжалами, щитами и луками. К сожалению, неизвестны их имена и биографии.

Императоры Виджаянагара покровительствовали местным единоборствам, в частности борьбе (кусти). Фестивали Дасара в Хампи включали в себя состязания по борьбе. Борцовские схватки были очень яростными и жестокими, так что часто приходилось оказывать первую помощь раненым. Самымиу знаменитыми борцами той эпохи были Маллаппа Наяка, Бимаджетти, Рамаджетти и Венкатаджириджетти.

Женщины-борцы

Теперь раскажем о женщинах-борцах. По сведениям иностранцев женщины демонстрировали борцовские навыки перед царями, царицами и знатью.

Специально приглашенный на представление португалец Фернано Нуниз, наблюдал женскую борьбу и был поражен. Он писал, что ни в его стране и ни в одной из всех, где он побывал, такого не было. К счастью, согранилась каменная скульптура (датированная 1444 годом) в Шикарипуре в районе Шимоги, изображающая эпизоды борцовской схватки женщины по имени Хариякка. Там же есть скульптурное изображение всего представления.

История Харьякки


Древняя женщина-борец Харьякка побеждает мужчину, поборовшего ее отца

Жил-был знаменитый борец (пайлван) Наданагауда, который принадлежал к племени Джетти. Он был знаменит по всей Виджаянагарской империи . После его смерти, по его стопам пошел его сын Мадигауда. У него была дочь, Хариякка, которая также была отличным борцом. Однажды борец из соседнего племени вызвал Мадигауду на поединок. Тот принял вызов, и между ними состоялся борцовский поединок. К сожалению для Мадигауды, тот не просто проиграл, но и был убит во время схватки. После этого победитель вызвал других добровольцев бороться с ним. Харьякка приняла вызов, и состоялась схватка между мужчиной и женщиной. Харьякка, которая была превосходно тренированным борцом, сумела победить противника и убит; его, отомстив за смерть отца. Это событие явилось большой сенсацией во всем царстве — оно было выгравировано в камне. Интересно отметить, что на скульптуре женщина выглядит как настоящий пайлван, в то время как ее противник — как карлик. не исключено, что археологи откопают и других женщин-борцов, подобных Харьякке.

Профессор Нарасимха Мурти
Бывший глава Отделения Древней Истории и Археологии университета Мисора
OurKarnataka.

Популярные виды женского единоборства в Индии

Самыми популярными традиционными видами борьбы и рукопашного боя у индийских женщин являются Кусти и Калари, а также командная игра-единоборство Кабадди

Борьба Кусти


Борьба кусти на фестивале Мисору Дасара, 2008 год
Фото из альбома

Кусти (кушти) или Пелвани — вид традиционной индийской борьбы, представляющий собой синтез старинных арийских и индуистских стилей борьбы, история которых прослеживается до 5 века до нашей эры. Этот стиль распространился в Южной Азии в эпоху Великих Моголов.

Борьба Кусти во многом похожа на современную вольную борьбу. В то время как приемы Кусти и вольной аналогичны, правила отличаются — вольники борются на ковре, а схватки по Кусти проводятся на грязных влажных площадках, поэтому этот стиль считают прообразом современной борьбы в грязи, исключительно популярного среди женщин. Главными принципами борьбы Кусти являются физическая культура, дисциплина и сила всех частей тела. Основное внимание уделяется технике захватов. Одной из популярных ныне форм Кусти является «Нада Кусти».

Единоборство в стиле Калари


Занятие калари

Калари на южноиндийском языке Малаялам означает площадку для занятий рукопашным боем. Все занятия и соревнования, которые называют Калари Пайатту, проводятся на площадке Калари (буквально — ток, гумно), которая специально конструируется для занятий рукопашным боем. Пайатту означает упражнение с оружием или тренировка.

На площадках калари тренируются и борются не только мужчины. На протяжении веков, женщины также тренировались на калари. В старину, когда мужья, наставники и сыновья уходили сражаться с врагами, молодые женщины оставались дома и должны были защищать семьи и селения от врагов и разбойников. Они тренировались во владении холодным оружием и приемами невооруженного рукопашного боя. Женщины из высших слоев общества владели навыками боя с различными видами оружия — мечами, копьями, а также подручными средствами — ножами и веттукатхи (мачете). Женщины из низших слоев были более искушены в рукопашном бое без оружия.

Калари — важный элемент обычения и воспитания в древней Керале. Калари играла огромную роль в истории Кералы, когда жителям этой страны приходилось защищаться от завоевателей.

Существует множество легенд о знаменитых женщинах-бойцах, таких как Унниярха, Это была легендарная героиня, которая победила во многих боях. В настоящее время Калари Пайатту — метод физической тренировки, самообороны и борьбы. Этот вид единоборства связан с традиционными церемониями и ритуалами.

В настоящее время существуют школы калари, в которых девушки обучаются приемам рукопашного боя

Современные соревнования девушек по национальной борьбе Кусти. Вмдеоклипы


Эпизоды матча по кабадди
Щекните на изображение, чтобы посмотреть видеоклип

Широко популярная у индийских женщин командная игра Кабадди включает в себя элементы рукопашного единоборства, по сути являясь командным единоборством. Площадка для игры в кабадди (размерами с баскетбольную) делится на две половины. Каждая команда состоит из 12 человек, но на поле их семь. Цель игры — заработать больше очков, осаливая или задерживая соперников. Каждая команда попеременно посылает одного игрока против цепочки соперников с целью осалить как можно больше соперников, не будучи задержанным до перевода дыхания. ЦЕль защищающейся команды — схватить атакующего и удерживать его до того как он переведет дыхание. Когда обороняющийся хватает атакующего, происходит короткая борцовская схватка, с использованием техники кусти. По сути — эта игра — имитация единоборства двух групп (аналогично русской «стенке-на-стенку», но без ударов и с более сложными и утонченными правилами).

Древние боевые искусства Индии

Индийское боевое искусство Калари Паятту — самая древняя традиция боевого искусства. Его считают родоначальником боевых искусств. Индия — духовное сердце земли с богатейшей традицией искусств, философии, йоги. Все знание древних было собрано в 4 Ведах — Риг, Сама, Яджур, Адхарва. Согласно легендам, создателем всех 64 искусств, описанных в Ведах, является Шива Натараджа. Один из его учеников, Парашурама — мастер боевого искусства. Парашурама обучил 4 клана семей браминов. От них и пошло на юге Индии в штате Керала знания о боевом искусстве, они построили первые 64 храма, где обучали Калари Паятту. В те давние времена каждая деревня имела своего мастера, от которого передавались знания из поколения в поколение вплоть до наших дней. Обучение традиционным искусствам происходит под постоянным наблюдением учителя. От простого к сложному, шаг за шагом открываются секреты знаний.

Техника Калари Паятту родилась из наблюдений за движениями 8 свирепых животных: слона, льва, тигра, лошади, боевого кабана, боевого петуха, буйвола и кобры. Основа Калари Паятту являются 4 вида садхакам (упражнений): кай садхакам (садхакам для рук), каль садхакам (для ног), пакар чакаль садхакам (прыжки, основанные на силе дыхания), мэй садхакам (садхакам для тела). Слово садхакам означает каждодневную практику до стадии приобретения сиддхи — особой концентрации в теле физической и духовной энергии, дающей экстраординарные способности.

После изучения садхакам ученики могут выбрать наиболее интересную для них, одну из 4 силабас: мэйтари, кольтари, анкатари, верун кай тари.


    Мэйтари: Система адаву (уроков) с использованием свободных рук и ног. Она состоит из 12 уроков, каждый из которых включает около 1000 различных комбинаций движение рук и ног.

Кольтари: Практика боя с использованием деревянного орудия 10 различных видов: мучан, пандиран, чираман, силамбам, курувади, мусалам, перумталлэ, отта, падавища, вадивища. Обучение каждому виду деревянного оружия включает от 12 до 24 адаву (уроков). Каждое адаву содержит 230-566 движений.

  • Анкатари: Практика использования стального оружия.
    • Чурика Паятту: Чурика — древнее оружие, использовавшееся в Египте, Месопотамии. Оно было описано в Махабхарате — древнем индийском эпосе. Знание об использовании этого оружия утеряны и сохранились только в традиции Калари Паятту. 12 уроков содержит около 300 — 450 движений.
    • Удаваль: Меч
    • Удаваль Чурика: Искусство боя с одновременным использованием меча и чурики
    • Иратта Чурика: Одновременное использование двух чурик
    • Иратта Валь: Использование двух мечей
    • Вальвали: Основная практика использования меча и щита. Включает 18 адаву (уроков)
    • Кадуттиля (гхадхам): Тяжелый меч, с захватом двумя руками одновременно.
    • Уруми Вищаль (ришти): Мягкий меч — одна из самых красивых и сложных практик. Подобно чурики, традиция использования ришти сохранилась только в Калари Паятту. Древние арийцы обматывали этот гибкий меч вокруг талии. Его длина составляла от 2 до 6 метров. Использовался гибкий меч при сражении одного человека с группой
    • Катара: Нож
    • Вакатти (аруваль): Серп, оружие одной из устрашающих богинь индуизма — Бхадракали. 3.11 Вэнмару (парашу): Топор
    • Кунда Паятт: Копье
    • Вальпарича (пулиянга паятт): Система сражения двух людей, вооруженных мечом и щитом.
    • Марапидичча кунда паятт: Меч и щит против копья. 3.15 Уруми паятт: Сражение двух, вооруженных мягким мечом и щитом.
  • Верун кай тари: Традиционная система обучения защиты и нападения со свободными руками. Включает в себя 250 ади тада (основных элементов защиты и нападения). 160 пиди мура (захватов, блокировок, бросков). 64 адаву ори мура — способов ухода от нападения и марма мура (татты мура) — один из самых сложных, секретных уроков 108 точек смерти в теле и способов воздействия на них.
  • В ходе обучения учитель внимательно следит за каждым учеником, определяя тот момент, когда он готов для обучения новым адаву. И так постепенно ученик сам становится мастером. В традиции Калари Паятту нет систем «поясов», наград, поощрений и званий. Это искусство является путем физического и духовного развития.

    Идеально, если раз в год каждый ученик проходит систему полного традиционного аюрведического массажа тела, который помогает увеличить мышечный тонус и обмен веществ, улучшить гибкость и оздоровить организм, снять мышечный стресс после тяжелых тренировок.

    В России Калари Паятту появилось в 1996 году с приходом учителя — Ашана (так традиционно называют в Индии мастера Калари Паятту). В 1999 году он вернулся в Индию, где продолжил свою традиционную школу в своем родном штате Керала. В Петербурге знания об этом боевом искусстве передают лучшие его ученики уже на протяжении трех лет. Статью об Ашане напечатал журнал «Мужской клуб» в феврале 1998 года.

    Боевые искусства Индии

    Индийские единоборства имеют не менее древнюю историю, чем китайские, но поскольку они развивались главным образом внутри страны, то были мало известны за ее пределами и практически не оказали влияние на развитие систем боевых искусств в соседних странах.
    Самым древним и самым популярным видом национальной борьбы в Индии является кушти. Она пользовалась покровительством местных правителей, которые лично присутствовали на состязаниях, часто заканчивавшихся смертью одного из соперников. Наиболее известны три школы кушти — бхимасени, джарасандхи и хануманти, названные по именам их реальных или легендарных основателей. Борцы кушти — пахлаваны — имеют большой вес и мощное телосложение, но несмотря на это, они быстрые и ловкие. Цель схватки в кушти сводится к тому, чтобы повалить противника на лопатки, используя приемы четырех основных типов: захваты и броски, основанные на грубой силе; захваты и броски, предполагающие использование инерции движений противника; приемы обездвиживания и ослабления противника; болевые замки, позволяющие ломать конечности, пальцы, позвоночник, а также удушения.
    Состязания по кушти проводятся в неглубокой квадратной яме или на деревянном полу. Чемпион получает титул «рустама», название которого связано с именем легендарного героя персидского эпоса.

    Существует несколько ответвлений кушти: в масти один борец отбивается от группы противников; в бинот борец обороняется от атак вооруженного противника; в бандеш оружие агрессора оборачивается против него самого.
    Маллявеша, в отличие от кушти, не борьба, а комбинированное боевое искусство, сочетающее силовые, болевые и ударные приемы. Считается, что свое начало оно берет от эллинского панкратиона, который был занесен в Индию воинами Александра Македонского в 327—-318 годах до н.э.. В древности существовали целые касты профессиональных борцов (малля), получавших за свое искусство огромные деньги. Маллявеша использовалось для физической подготовки индийской молодежи, а также в ритуальных целях. К ритуальным единоборствам относится ваджра-мукти — поединок двух бойцов, вооруженных ваджрами («молниями»), представлявшими собой бронзовые или железные кастеты причудливой формы. Поединки ваджра-мукти посвящались какому-либо из многочисленных богов индийского пантеона и обычно заканчивались смертью одного из участников.

    Сегодня известны три стиля борьбы маллявеша: малля-крида, малля-юддха, ниюддха-крида. Основы данного вида единоборств изложены в трактате «Малля-пурана», написанном на санскрите в 1731 году. Проигравшим в поединке считается тот, кто падает на землю. Убивать противника нельзя, но можно выбивать зубы, вырывать волосы, ломать пальцы и сдавливать горло. Удары можно наносить только в верхнюю часть тела и в голову. Приемы поединка также включают в себя захваты, броски, удушения, подножки, подсечки, удары кулаками, локтями, коленями и стопами ног, толчки, отбивы и блоки.
    Школа силового единоборства, существующая с древних времен в штате Уттар-Прадеш, называется «мукки-бази». В ней практикуются парные поединки, в которых сходятся мастера, и групповые схватки, в которых участвуют ученики. Победителями считаются представители той команды, которым удалось оттеснить соперников за линию, обозначенную на земле. Подобные турниры часто заканчивались тяжелыми травмами участников и даже смертельными случаями, поэтому в настоящее время школа представляет собой немногочисленную секту. Бойцы мукки-бази владеют умением держать удар в любую часть тела, даже в самые уязвимые, такие как пах, горло, нос, губы. Методика овладения подобным умением держится в секрете; cвоими кулаками бойцы могут разбивать булыжники и кокосовые орехи, но избегают травм благодаря знаниям полученным из индийской традиционной медицины.
    Каляри-ппаятт — одно из древнейших боевых искусств мира, сохранившееся до наших дней в ряде деревень штата Керала. На языке коренных жителей Индостана дравидов название единоборства означает «бой на священном месте». Поединки проводят не на открытой площадке, а в особом котловане двухметровой глубины, покрытом решеткой из прутьев и пальмовыми листьями.

    Тренировка в каляри-ппаятт состоит из четырех разделов: метхотхари — это занимающий много времени комплекс общефизической подготовки; колтхари — упражнения с оружием; ангатхари — комплекс упражнений без оружия, в котором основное влияние уделяется нанесению ударов по точкам человеческого тела, воздействие на которые влечет смерть, временный паралич или сильную боль; также изучаются приемы боя «голыми» руками и ногами, основанные на подражании животным (змеи, пантеры, медведи, тигры, слоны и т.д.); верамкхари — это учебные поединки безоружного против вооруженного, двух одинаково вооруженных противников или бойцов с разным оружием.

    К традиционному оружию каляри-ппаятт относятся: отта — деревянная толстая палка в форме бивня слона, кеттукари — бамбуковая трость, мади — «кинжал» из двух соединенных торцами рогов антилопы, черувати — короткая палка; пулиянкам — длинная сабля, уруми — гибкий обоюдоострый меч-плеть.
    В каляри-ппатт выделяют два стиля — северный и южный. В северном стиле много прыжков, ударов ногами по верхнему уровню, длинных выпадов; основная ударная форма рук — кулак, руки и ноги при ударах до конца не распрямляются. В южном стиле круговые движения преобладают над прямолинейными, высокие удары ногами и прыжки встречаются редко. Этот стиль более жесткий, чем северный, который по существу превратился в искусство военного танца.

    Древние трактаты каляри-ппаятт были записаны на пальмовых листьях более двух тысяч лет назад. Это «Асата вадиву», раскрывающий принципы боя, и «Марама-сутра», содержащий информацию о нервных узлах и жизненно важных точках тела.
    Нарамхай-ниханго — это комплекс традиционных боевых искусств сикхов, распространенный среди нихангов, членов воинской религиозной общины хальсы, которые давали клятву найти смерть в бою. Орден нихангов появился в начале XVIII века при жизни основателя хальсы гуру Говинда Раи. Перед небольшими отрядами нихангов в панике разбегались войска противника, имевшие превосходство в численности и вооружении. Ниханги владели всеми видами оружия, великолепно ездили верхом и умело сражались в пешем строю, владея приемами боя голыми руками. Оружие нихангов — это копья, сабли, дротики и чакры (боевые диски для метания, остро заточенные по краям).
    Поединки нихангов проводятся с оружием, им предшествуют обрядовые воинские пляски. Существует также система боя голыми руками против вооруженного противника (нарамхай), внешне схожая с бирманским бандо.

    Силамбам — это искусство боя на палках, распространенное среди тамилов с I века нашей эры. Участники соревнуются на круглой площадке либо парами, либо командами по два-три человека. Победителем считается тот, кто выбил палку из рук противника, ударил его палкой по голове или прикоснулся к его телу палкой большее количество раз. Длина палки в силамбаме превышает человеческий рост, ее держат за один конец двумя руками. Есть вариант силамбама, в котором боец действует двумя короткими палками. Помимо техники работы с палкой, в арсенал мастера силамбама входят удары ногами и акробатические прыжки. Боевой вариант силамбама — латхи, его изучают индийские полицейские. С помощью латхи можно ломать кости противнику, что применяется при подавлении массовых беспорядков, при задержании преступников.

    Школа ади-хай пидутам («управление руками, наносящими удары по уязвимым точкам тела») распространена в штате Керала. Внешне техника ади-хай пидутам напоминает дзю-дзюцу, но индийская система намного старше. В ней используются захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением ударов пальцами по уязвимым точкам тела противника. Иногда вслед за захватами проводятся броски. Чтобы воздействие на точки было эффективным, изучается комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и энергетических центров человеческого организма.
    Боевое искусство, сохранившееся в штате Тамилнаду, носит название «варма-калаи» и на тамильском языке означает «искусство поражения уязвимых точек». В нем существуют разделы боя с оружием и голыми руками.
    Техника варма-калаи включает в себя удары кулаком и открытой рукой, удары ногами, прыжки, удары локтями и коленями, выпады и уклоны, захваты, подножки и броски.

    Оружие варма-калаи — это палка (силамбам), дубинка, кинжал, сабля, меч, копье, боевой хлыст. Работа с оружием проводится как одной, так и двумя руками.
    В варма-калаи существуют формальные упражнения (ади вариссай), разделенные на пять серий из двенадцати элементов. Техника формальных комплексов может применяться против двух и более противников (кутту вариссай). Все движения отрабатываются как с пустыми руками, так и с оружием.
    Удары наносятся по-разному, в зависимости от того, хотят ли убить противника или вывести его из строя. Действие удара может быть отсрочено.
    Одна из составных частей варма-калаи — традиционный индийский массаж. Теоретическую основу искусства массажа и ударов по уязвимым точкам составляют представления о циркуляции внутренней энергии. Практика варма-калаи требует серьезного знания системы йога, особенно техники дыхания.

    Ссылка на основную публикацию