Дитан-цюань | Karate-krs.ru

Дитан-цюань

Читать онлайн «Искусство потерянного следа. Ушу Мицзун-цюань» автора Шиняев Сергей Николаевич — RuLit — Страница 1

Шиняев Сергей Николаевич

«ИСКУССТВО ПОТЕРЯННОГО СЛЕДА»

Школ и стилей ушу существует великое множество. Среди них в нашей стране за последние годы получили наибольшую популярность такие, как тайцзи-цюань, нань-цюань, чан-цюань, винчун. Значительно меньше поклонников неординарных систем.

В своей книге я попытался детально осветить особенности изучения, тренировки и боевого применения системы Мицзун-цюань, или Стиля Потерянного Следа, более известного на Западе под названием Стиль Лабиринта. Я имел счастье на протяжении семи лет изучать технику Мицзун-цюань под руководством замечательного учителя Игоря Николаевича Цзю.

Стиль Мицзун-цюань имеет северное происхождение и представляет собой слияние трех других стилей: позднего Шаолинь-цюань, Цзуй-цюаньи Дитан-цюань. Из Шаолинь-цюань взяты основные способы передвижения, прыжки, особенности работы с шестом, которые характеризуются решительностью, жесткостью, напористостью. Из Цзуй-цюань позаимствованы некоторые формы кулака, способы смены позиций, а также несколько стоек. Наконец, Дитан-цюань обогатил Стиль Потерянного Следа многочисленными кувырками, подкатами, валяниями и боем в партере.

В целом Мицзун-цюань выделяется среди прочих стилей Северного Китая нестандартными приемами, совершенно неожиданной сменой позиций и уровней защиты — атаки.

Противник, который будет действовать согласно стереотипам, неминуемо окажется в ловушке бесчисленных финтов, пасов, скрытых ударов, подкатов, подсечек и прыжков, которые мгновенно сменяют друг друга. Движения человека, практикующего Мицзун-цюань, напоминают со стороны движения сумасшедшего, однако подобная несуразная хаотичность продумана до мелочей. Самое главное в бою — это быстрота и внезапность, данный принцип является краеугольным камнем всей системы.

Прочитав книгу, кто-то возьмет себе на вооружение всего лишь несколько понравившихся приемов, а кто-то решит изучать стиль Мицзун-цюань всерьез. В таком случае эта книга надолго станет вашим помощником и наставником.

Необходимо отметить, что если вы желаете добиться ощутимых результатов, то вам потребуется необыкновенное трудолюбие и сила воли. Тренеры рукопашного боя и наставники восточных единоборств тоже могут почерпнуть здесь немало полезного, например, некоторые особенности тренинга. И, естественно, многие молодые люди сумеют обрести знания и навыки, необходимые для ведения поединка в уличных условиях, где на первый план выходят именно внезапность и быстрота.

Прежде чем написать книгу, автор в течение долгого времени приспосабливал систему тренировок к реальным современным условиям. В обычной средней школе я создал клуб «Мицзун-И», в котором занимаются две группы: учащихся от 10 до 16 лет и взрослых от 16 до 25 лет. Благодаря им, в нашем поселке появилась устойчивая группа молодежи организующей свой досуг без рок-музыки, сигарет и алкоголя.

В этой книге я описываю основную технику по школе Потерянного следа, особенности психофизической подготовки, а также связки боевых приемов и комплексы формальных упражнений. Кроме того, читатель познакомится с весьма интересным комплексом упражнений с шестом, узнает особенности его боевого применения. Отдельная глава посвящена специфике реального боя с использованием техники и тактики ушу Мицзун-цюань.

1. История возникновения и развития школы Мицзун-цюань

История школы Мицзун-цюань начинается в XIV веке при династии Мин. Отцом-основателем (шицзу) является мастер Лю Чен Инь, который в то время проживал в городе Ухань провинции Шэньси. С детства он практиковал технику школы Восьми пьяных мудрецов и в конце концов упорством и настойчивостью достиг большого мастерства, став самым лучшим учеником в школе. В зрелом возрасте Лю Чен Инь много путешествовал, изучая различные техники, пока в Хубэе не попал к некоему монаху-отшельнику, у которого в течение нескольких лет постигал технику валяния по земле и приемы шеста Архата.

Вернувшись в Ухань, Лю Чен Инь основал свою школу, которая получила название Потерянного Следа, или Мицзун-цюань. В результате синтеза Цзуй-цюань, Шаолиньсы-цюань и Дитан-цюань появился довольно сложный, но весьма эффективный стиль ведения боя, в котором гармонично сочетались ярость и сила монастырского стиля с увертливостью и мнимой податливостью, присущими школе Пьяного Кулака. Особый колорит новому стилю придавали хитроумные финты, подсечки, подкаты и прыжки, которые требовали незаурядной ловкости, физической подготовленности, отлично развитой координации движений. Именно Лю Чен Инь создал два начальных таолу и таолу валяющегося на земле, которые с небольшими поправками дошли до наших дней и которые дают ясное представление об особенностях стиля Мицзун-цюань.

Дитан-цюань

Существуют несколько вариантов записи иероглифами названия этого стиля (иногда его еще называют дигунцюань). Точно перевести эти названия на русский язык трудно, но смысл их в том, что бой ведется с земли. Иначе говоря, боец должен большинство приемов проводить в падении или лежа на земле, тогда как противник стоит.

В современных китайских энциклопедиях ушу этот стиль называют одним из самых древних, указывая, что он появился еще в XVI веке. Однако у серьезных исследователей данная версия вызывает большие сомнения. Действительно, во многих стилях ушу есть приемы, выполняемые в падении. В стиле богомола (танланцюань) существует даже отдельный комплекс, где большинство приемов носит именно такой характер. Однако маловероятно, чтобы на падениях был основан целый стиль. Это следует хотя бы из того, что любой человек, изучая боевое искусство, рассчитывает, что сможет применять его в течении всей своей жизни; акробатические же навыки с возрастом обычно теряются.

Наиболее вероятно, что отдельным стилем дитанцюань стал уже в наше время, с появлением спортивного ушу (гимнастики ушу). Выполняемые в быстром темпе кувырки, падения в прыжках, акробатические подъемы с земли производят хорошее впечатление на зрителей и получают высокие оценки судей. Так, спортсмен Чжао Чанцзюнь, выступающий в стиле дитанцюань, в 80-е годы не раз завоевывал титул чемпиона КНР.

Характерно, что движения дитанцюань, не связанные с падениями и вставаниями, взяты из основного стиля спортивного ушу — из чанцюань. Специфическими же для комплексов дитанцюань движениями являются следующие:

1. Кувырок через голову.

2. Сальто вперед с падением на землю.

3. Боковой удар ногой в прыжке с падением на бок.

4. Акробатический подъем из положения лежа на спине, при котором ноги раскручиваются в горизонтальной плоскости подобно вертолетным лопастям («Черный дракон обвивает колонну»).

5. Акробатический подъем из положения лежа на спине, при котором прямые ноги делают мах к голове, после чего обратным махом выдёргивают все тело в воздух («Карп бьет хвостом»).

6. «Колесо» с упором одной рукой в землю либо вообще без упора.

7. «Железный мост» — в прыжке тело вытягивается по горизонтали и плашмя падает на землю.

Боевые искусства Китая: багуа-чжан, бацзи-цюань, вин-чун, дитан-цюань, дуаньда

Владение особыми способами перемещения позволяет запутать противника и в итоге одержать над ним верх.

Боевые искусства Китая: багуа-чжан (ладони восьми триграмм)

Эта школа входит в три основных «внутренних» стиля ушу. Достоянием широкой публики багуа-чжан стал в 20-х годах XIX века благодаря мастеру Дун Хайчуаню.

Коронными приемами стиля являются удары, наносимые ладонью — как кончиками пальцев, так и основанием кисти или ребром ладони.

Еще одна особенность школы – специфические перемещения, благодаря которым предугадать действия и справиться с бойцом становится весьма затруднительно.

На протяжении всей своей истории стиль багуа-чжан характеризовался как искусство мастеров-одиночек.

Боевые искусства Китая: бацзи-цюань (кулак восьми пределов)

Основателем стиля принято считать мусульманина У Чжуна, изучавшего ушу с раннего детства и передавшего технику своей школы последователям.

Бойцы бацзи-цюаня предпочитают ближний бой, переход в который осуществляется посредством особых типов перемещений. Обманчиво медленные, и движения, и блоки в этом стиле оказываются крайне эффективными, а все удары совершаются с резким и мощным выплеском силы.

Как правило, бойцы используют кулаки, ладони, «топчущие» удары ногами, «колющие» удары локтем в голову противника, броски, толкание, воздействие на болевые точки и суставы.

Боевые искусства Китая: в ин-чун (вечная весна)

Один из немногих стилей, авторство которого приписывается женщине. По легенде, его создательницей в XVII веке стала Инь Винчун.

Техника этой школы, популярной не только у жителей стран Юго-Восточной Азии, но и у европейцев и американцев, тяготеет к ближнему бою. Именно поэтому большое значение уделяется отработке ударов руками, например упражнению «склеенные руки».

Также тренировки заключаются в оттачивании базовой техники на деревянном манекене, изучении уязвимых точек человеческого тела, приемов работы с шестом и парными ножами.

Боевые искусства Китая: д итан-цюань (бой лежа)

Само название этого стиля говорит о том, что приемы против стоящего противника проводятся бойцом в падении или лежа на земле.

Отдельные упражнения из дитан-цюаня встречаются во многих школах восточных единоборств, но обособленным стилем он стал считаться только с повсеместным развитием гимнастического комплекса ушу.

Как правило, в этой школе практикуют разнообразные кувырки, сальто, «колесо», удары ногами в падении и прочие акробатические приемы.

Боевые искусства Китая: дуаньда (короткие удары)

Оружием адептов дуаньда служат все части человеческого тела, которыми они наносят короткие, но крайне мощные, резкие и ловкие удары и толчки.

В этом стиле отдается предпочтение не разрозненным упражнениям, а комплексному применению рук, ног и т.д. Подобная синхронность обеспечивается доскональным изучением физических и энергетических упражнений, подкрепленных соблюдением моральных принципов.

Post new comment

Наши партнеры

ВитаПортал — сайт о здоровье

Мы предоставляем информацию по следующим основным разделам.

  1. Новости здоровья, питания, диет и здорового образа жизни
  2. Правильное питание, похудение, диеты
  3. Аллергия и новые методы лечения
  4. Вредные привычки и способы отказа от них
  5. Заболевания человека, методы диагностики и лечения
  6. Рождение и воспитание детей
  7. Спорт и фитнес
  8. Рецепты здорового питания
  9. Бесплатные консультации врачей
  10. Блоги врачей, экспертов по питанию и фитнесу, группы по интересам
  11. Сервис онлайн-записи на прием к врачу ЕМИАС

Ваше здоровье — наша цель

«ВитаПортал» занимает одно из первых мест среди официальных медицинских сайтов в рунете по количеству пользователей. Для многих из них мы стали любимым медицинским сайтом, и мы стремимся оправдать их доверие, постоянно обновляя и актуализируя информацию о здоровье человека. Наша миссия в том, чтобы здоровых людей стало больше. И предоставление проверенной информации – это наш путь достижения цели. Ведь чем более информированным будет наш пользователь, тем бережнее он будет относиться к своему главному достоянию – здоровью.

В команду «ВитаПортала» входят дипломированные врачи и эксперты в своих областях, кандидаты и доктора медицинских наук, журналистыйт о здоровье

ВитаПортал — официальный медицинский сайт, посвященный здоровью человека. Наша основная задача – предоставить пользователю проверенную информацию, верифицированную экспертами в своих областях.

Наш сайт о здоровье создан не для практикующих врачей, а для обычных пользователей. Вся информация адаптирована и предоставлена доступным и понятным языком, медицинские термины расшифровываются. В то же время мы уделяем большое внимание проверке подлинности своих источников, которыми становятся только официальные медицинские сайты, научные медицинские журналы и практикующие врачи и эксперты.

Рекомендации и мнения, опубликованные на Сайте, включая материалы по персональной диете СлимСмайл, НЕ ЗАМЕНЯЮТ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

©2011- VitaPortal, все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45631 от 29.06.2011 г.
VitaPortal не осуществляет медицинских консультаций или постановки диагноза. Подробная информация.

Мицзунцюань (Кулак запутанного следа)

(Кулак Запутанного Следа или Лабиринт), известный также как Ян Цинцюань (Кулак Ян Цина)

Согласно преданиям, история этого направления начинается с эпохи Сун (X-XII в.в.) и возводится к легендарному герою Ян Цину, чьи боевые подвиги описаны в классическом романе Ши Найаня «Речные заводи», а также широко распространены по всему Китаю на уровне народных сказаний.
По одним данным Ян Цин был учеником хэбэйского мастера Лу Цзюньи, изучил у него закрытое направление «шэнь-цюань» (Священный Кулак) и уже позже распространил его среди вольного люда в горах Ляньшаньбо, сыграв чем самым заметную роль в знаменитом восстании Сун Цзяна. Согласно другим сведениям Ян Цин учился у бродячего мастера Бань Есяна в провинции Шаньси, где этот стиль стал известен позже под названием Юань хоу-цюань (Кулак Обезьяны).
Так или иначе, но все конкретные указания на распространение Мицзун-цюань, формирование системы обучения и базовой теории данного направления сходятся на имени мастера из Шаньдуна Сун Туна (эпоха Цин). С этого времени начинается разделение на отдельные ветви и подстили.
Сам Сун Тун обучался у мастера Суй Чжоу-чжана и достиг удивительного мастерства, в народе даже возникло выражение «железные ноги Сун Туна». Этот человек и начал первое широкое преподавание стиля, распространяя его в провинции Хэбэй. Ввиду высокой сложности техники, Сун Тун вынужден был разработать всевозможные методики, облегчавшие изучение и разделить стиль на подстили. Из учеников Сун Туна выделились Чэнь Шань, Хо Эньсы, Хун Бин, Ван Цзиу и Цзян Тинцзюй. Каждый из них с течением времени сформировал самостоятельную ветвь Мицзун-цюань, благодаря чему в Китае распространились стили Бафань-цюань (восемь опрокидываний кулака), Мицзун басянь (тайное учение восьми небожителей), Ян Цин шэньчун (Священный удар Ян Цина) и множество других, органично вбиравших в себя методы работы дитан-цюань, фаньцзы, чоцзяо, цзуй-цюань и прочих течений, известных в северных провинциях. В районе тяньцзиня семейную школу мицзун-цюань образовал Хо Эньсы, сын которого Хо Юаньцзя стал впоследствии одной из самых почитаемых фигур в истории китайского ушу. Именно ему приписывается честь создания союза Цзиньу («Чистых боевых искусств».)

Однако несмотря на различия в технических методах и способах тренировки все стили мицзун-цюань следуют одним и тем же базовым принципам и единой теории, которая правда никогда не имела письменной традиции, а преподавалась изустно, от учителя к ученику. Изустными были правила, наставления и речитативы, строго охраняемые от выхода вовне. В этом выразилась суть понимания Мицзун-цюань, переводимого нередко как «Тайное учение» или «Тайное следование». Сама же структура технических действий вытекала из понятия «Триада» (Небо-Человек-Земля), определяя символически местоположение практикующего в пространстве между небесными и земными энергиями, которые необходимо преломлять через себя и черпать в них силу.
Так работа в стихии Неба (Тянь гун) включала всевозможные удары в прыжках, скачкообразные перемещения и напрыгивания на противника, столь характерные для Мицзун-цюань. Стихия Человека (жэнь гун), исходя из срединности положения, отвечала за весь базовый арсенал движений в стойках и позициях с ударами рук и ног. Стихия Земли (Ди гун) представляла работу в падениях, валяниях и разнообразных акробатических действиях с опорой на земную поверхность. Через призму работы с триадой стихий кодифицировались все приемы и правила движений. Сочетание прочной основы и подвижности, текучести выражено в ключевом правиле «твердое и мягкое переливаются друг в друга». Движения гибкие и проворные, но в тоже время шаг твердый, словно пускаешь корни, а стойки прочные, как гора Тайшань. Повышенное внимание к работе поясницы, которая должна быть разработана безупречно. Перемещения должны быть подобны движению волн, работа рук «словно густая сеть жемчужин, переплетающихся вдоль и поперек». Последнее особенно важно, так как стиль базируется на огромном количестве обманных движений. Немало требований относится и к работе взгляда, который должен быть пронзительный, сконцентрированным в одной точке, так как «глаза способствуют работе тела и выходу энергии».

Правило взаимосвязанности действий выражено формулой : «сердце следует мысли, ци толкает силу, глаза следуют руками, корпус следует ногами».

Шесть базовых принципов ведения боя (лю ли):
1) Встречный удар;
2) Быстрый отход с линии атаки;
3) Стремительная атака;
4) Финты;
5) Запутывание;
6) Выведение из равновесия любым способом.
Эти принципы реализуются через девять технических возможностей:
1) Приемы руками (шоу)- все ударные действия, финты, блоки и отводы;
2) Движения ногами (туй) в ударах и блоках;
3) Подсекания ногами;
4) Подкаты;
5) Падения (как с ударами, так и в работе перемещений);
6) Вспрыгивания;
7) Кувырки;
8) Прыжки (удары и передвижения);
9) Метод взгляда.

Все это требует тщательной подготовки тела, подготовки суставов и связок к всесторонним нагрузкам, а потому большое внимание в школе отводится предварительной закалке организма ученика, укреплению покровов тела, достижению хорошей растяжки и прыгучести. Специально тренируются акробатические навыки, а в разделе ин гун (жесткой работы)- невосприимчивость к боли в ударах и падениях.
Программа освоения стиля разбита на степени, каждая из которых содержит в себе логически завершенный материал (жесткий и мягкий цигун, передвижения и связки, таолу без оружия и с оружием, парная работа, а также го шоу (ограниченные поединки)и Сань шоу (свободный бой)).

Некоторые традиционные комплексы (таолу), на которых базируется стиль Запутанного Следа:
1) Гун ли цюань (Кулак результативной силы);
2) Малая форма Феникса;
3) Красный Феникс смотрит на Солнце;
4) Малая форма Тигра;
5) Тигр и лев играют на вершине утеса;
6) Два тигра сражаются у обрыва;
7) Дракон движется в четырех направлениях;
8) Кулак леопарда;
9) Пять тигров от мала до велика;
10) Валяющийся кулак;
11) Тайный след длинного кулака;
12) Нежная ладонь;
13) Восемь изгибов;
14) Кулак высшего достижения;
15) Большая форма Феникса;
16) Семь звезд Большой Медведицы.

С оружием:
1) Копье, разрубающее врата пяти тигров;
2) Шест Архата;
3) Шест стада баранов;
4) Сабля Мин Тана;
5) Меч молодого дракона.

Дитан-цюань

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 821
  • КНИГИ 582 593
  • СЕРИИ 21 619
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 414

«ТЕХНИКА САМООБОРОНЫ ДУАНДЬА»

84 приема самозащиты

От редактора перевода

Издаваемая у нас в стране литература по восточным единоборствам чрезвычайно разнообразна и обильна. Это обусловлено не только следствием длительного запрета данной темы, но и тем, что восточные единоборства являются эффективным способом совершенствования физических качеств, имеют прикладную направленность. Поэтому, современные требования к подобного рода изданиям весьма высоки и конкуренция довольно сильна.

Данная книга представляет собой насыщенное полезной информацией и очень ценное в практическом отношении издание, предназначенное, в первую очередь, для специалистов, профессиональные интересы которых связаны с боевыми единоборствами. Автор книги— известный в Китае тренер — преподаватель по Дуаньда.

Слово «дуаньда» состоит из двух иероглифов. «Дуань» — короткий, означает, что расстояние в схватке между противниками небольшое, техника основана на коротких, смелых приемах; «да» — бить, удар. Техника самообороны дуаньда отличается простотой и доступностью. В качестве теоретической базы дуаньда выступают древние учения о Ян и Инь, о пяти элементах, Китайская традиционная медицина и, в частности, учение о цзинло-меридианах (каналах) по которым циркулирует жизненная сила организма.

Дуаньда, являясь одной из многих разновидностей ушу, представляет интерес не только как искусство самозащиты, но обладает также большими оздоровительными возможностями, является увлекательным видом спорта. В течение довольно длительного времени распространение дуаньда в Китае сталкивалось с различного рода ограничениями. К ней относились как к чему-то варварскому, нецивилизованному. В результате дуаньда утратила то важное место, которое по праву принадлежало ей в общем потоке ушу.

Однако, повседневная далекая от совершенства действительность вновь заставляет вспомнить умение вести рукопашный бой. Цель книги — помочь гражданам, работникам правоохранительных органов, военнослужащим повысить свою подготовку в плане владения приемами рукопашного боя. В книге подробно описаны способы использования различных частей тела для самозащиты, уязвимые точки тела и способы их пораже- ния, традиционные методы тренировки способностей вести боевой поединок. Представлены тренировочные упражнения, отдельные приемы, а также серии защитных и атакующих действий, которые можно применить в различной обстановке, против безоружного или вооруженного противника.

Редактором перевода сокращена первая часть книги: исключено изложение учения о меридианах (цзинло) и сведения по анатомии скелета человека, так как данная информация представлена автором слишком схематично, а по вопросам, касающимся строения скелета и не точна. Нумерация рисунков в русском издании совпадает с нумерацией в оригинале.

Эта книга написана для того, чтобы развивать дух китайского ушу, отстаивать справедливость и наказывать зло, сделать слабого сильным, робкого смелым, помочь подвергшемуся нападению с честью выйти из опасного положения.

Надеюсь, что читатели путем тренировок и упражнений научатся правильно использовать свои силы для самозащиты, бесстрашно вступать в борьбу с нарушителями закона.

Хотя в этой книге собрано немало приемов, они изложены доступным каждому языком и снабжены рисунками, однако автор понимает, что в силу ограниченности своих знаний, он вряд ли избежал недостатков и упущений, поэтому с уважением примет замечания читателей и коллег-ушуистов.

Автор хотел бы выразить благодарность г-ну Чэнь Сянцзину за ценные замечания, членам команды рукопашного боя факультета физкультуры Ханьчжоуского университета за демонстрацию приемов для выполнения рисунков, преподавателю Вэн Шисюню за редакцию некоторых глав, тов. Сюй Фану за выполнение иллюстраций.

Ханчжоу, март 1990 г.

Часть I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДУАНЬДА

Глава 1. Происхождение приемов дуаньда

Техника рукопашного боя ушу была создана нашими далекими предками и непрерывно усовершенствовалась и обогащалась на протяжении веков. Она несет на себе национальные особенности нашего народа. В древности человек жил в окружении диких зверей, и суровые условия существования заставляли его напрягать и разум, и тело, чтобы защитить себя, выработать комплекс осмысленных движений, таких как удары руками, ногами, уходы, броски для того, чтобы бороться с врагом, будь то зверь или человек. Эти осмысленные простейшие движения и заложили базу, на которой в последствии и выросла техника рукопашного боя дуаньда.

В древности Китай вел нескончаемые войны, и это заставляло людей активно изучать искусство единоборства. Только владение определенными навыками ведения рукопашного боя могло дать человеку возможность сохранить себе жизнь, победить врага. Поэтому правители страны поощряли развитие боевых искусств, следили за тем, чтобы каждый солдат постоянно совершенствовал свои навыки рукопашного боя. В то же время весьма поощрялись «равно высокие достижения в интеллектуальной деятельности и в военном искусстве», то есть, человек, занимающийся наукой или искусством, должен был обладать хорошей военной подготовкой, а человек, посвятивший себя военному делу, должен был обладать высоким интеллектуальным уровнем. В надписях на бронзе, относящихся к эпохе Западного Чжоу, говорится: «человек образованный, но не владеющий боевым искусством не может пользоваться авторитетом в Поднебесной. Того, кто искушен в военных делах, но не признает важности культуры будут бояться, но не будут любить. Того же, кто в равной степени владеет боевым искусством и достижениями культуры будут считать человеком авторитетным и достойным».

В древней могиле, относящейся к эпохе Цинь (III в. до н. э.) обнаруженной на горе Фэнхуан уезда Цзянлин провинции Хубэй, был обнаружен деревянный гребень с рисунками, на которых запечатлены эпизоды единоборств того времени. На нем нарисованы трое мужчин с обнаженными торсами в коротких штанах, с поясами на талиях, обутых в тапочки с загнутыми носками.

Двое из них ведут схватку, причем один наносит другому удар в голову, другой уходит назад шагом цибу и наносит ответный удар кулаком. Третий вытянул вперед руки. Он является судьей состязания. Подобного рода поединки, состязания бойцов создавали в обществе особую атмосферу всеобщего интереса к боевому искусству, к военным подвигам, способствовали широкому распространению в народе, в армии навыков ведения единоборства. Искусство рукопашного боя — это не детская игра, от степени владения этим искусством зависела жизнь человека. Военный деятель эпохи Мин (1368–1644) Ци Цзигуан в своем трактате «Новая книга об эффективности» неоднократно указывал, что различные вычурные стили ушу, не имеющие прикладного боевого значения «не надо изучать», и выступал за жесткий чисто прикладной вариант кунфу.

В «Наставлении о подготовке солдата» говорится: «совершенствовать свое боевое искусство надо не потому, что ты находишься на государственной службе и это входит в круг твоих обязанностей. Будучи солдатом тебе жизненно важно уметь защитить себя, убить врага и тем самым совершить геройское деяние. Если ты умелый боец, ты убъешь врага, а он не сможет убить тебя. Если же враг искусней тебя, он убъет тебя.

Поэтому не повышает боевое мастерство только тот, кому надоело жить». Такой прикладной подход к изучению ущу способствовал унаследованию и развитию техники рукопашного боя дуаньда. Однако конфуцианцы, буддисты, даосы и другие общественные силы в Китае в течение длительного времени ограничивали развитие жесткого и даже жестокого по своему характеру дуаньда, стремились направить его развитие, как и других разновидностей ушу, по пути оздоровительной гимнастики, комплексов упражнений показательного характера, постепенно растворить его приемы в комплексах других видов ушу.

1. История Возникновения развития школы Мицзун-цюань

История школы Мицзун-цюань начинается в XIV веке при династии Мин. Отцом-основателем (шицзу) является мастер Лю Чен Инь, который в то время проживал в городе Ухань провинции Шэньси. С детства он практиковал технику школы Восьми пьяных мудрецов и в конце концов упорством и настойчивостью достиг большого мастерства, став самым лучшим учеником в школе.

В зрелом возрасте Л ю Чен Инь много путешествовал, изучая различные техники, пока в Хубэе не попал к некоему монаху-отшельнику, у которого в течение нескольких лет постигал технику валяния по земле и приемы шеста Архата.
Вернувшись в Ухань, Лю Чен Инь основал свою школу, которая получила название Потерянного Следа, или Мицзун-цюань. В результате синтеза Цзуй-цюань, Шаолиньсы-цюань и Дитан-цюань появился довольно сложный, но весьма эффективный стиль ведения боя, в котором гармонично сочетались ярость и сила монастырского стиля с увертливостью и мнимой податливостью, присущими школе Пьяного Кулака. Особый колорит новому стилю придавали хитроумные финты, подсечки, подкаты и прыжки, которые требовали незаурядной ловкости, физической подготовленности, отлично развитой координации движений. Именно Лю Чен Инь создал два начальных таолу и таолу валяющегося на земле, которые с небольшими поправками дошли до наших дней и которые дают ясное представление об особенностях стиля Мицзун-цюань.

У Лю было несколько учеников. Трое из них после смерти шифу открыли свои школы. Один из этой тройки, Сянь Фан Шэнь, прослыл в Ухане как Порхающий Сянь за филигранное исполнение приемов и необычайную прыгучесть. Сянь передал учение своему старшему сыну Сянь Чан И, который существенно обогатил технику Мицзун-цюань рядом захватов рук противника как руками, так и ногами. Такая работа над совершенствованием стиля была свойственна почти всем мастерам в старом Китае, так как в то время часто происходили конфликты между разными школами за сферу влияния. Исход спора обычно решал поединок, выиграть который иногда удавалось за счет одного секретного, тысячекратно отработанного приема. Вот ответ на вопрос, почему техника ушу столь сложна.

Сянь Чан И передал свое учение Вэнь Ши Лао, тот Ли Чэнэру, который прославился тем, что самостоятельно разработал технику меча-дао согласно канонам школы, причем изучение этой техники строилось на владении парными мечами.
Далее секреты школы передавались из поколения в поколение в семье Ли практически без изменений вплоть до нашего века. Последний адепт Мицзун-цюань семьи Ли — Ли Цзу Кань — тренировал деда моего учителя Цзю Вэй Чжао.

Важнейшие характеристики Тай-цзи цюань

Являясь древним боевым искусством, Тай-цзи цюань сохранило некоторые особенности, отличающие данный вид Ушу то других систем воинской подготовки и атлетических гимнастик. Мастера прошлых лет выделили из общего ряда четыре важнейшие характеристики:

— Мягкость, плавность и неторопливость.

— Непрерывность и уравновешенность.

— Цельность и гармоничность.

Мягкость, плавность и неторопливость

Как боевое искусство Тай-цзи цюань придает особое значение культивированию внутренней силы. Мастера Тай-цзи цюань избегают использовать грубую внешнюю силу. Они мягки и гибки. Все движения производятся плавно, медленно и уверенно. Однако за этой кажущейся мягкостью скрывается непоколебимая сила. Недаром Тай-цзи цюань часто сравнивают с «железом, завернутым в вату».

Непрерывность и уравновешенность

Другой важнейшей характеристикой Тай-цзи цюань является его непрерывность и уравновешенность.

Несмотря на сложность движений и изменчивость позиций, необходимо, чтобы практикующие Тай-цзи выполняли упражнения от «Исходного положения» до «заключительной позиции» без остановок, непрерывно, с несколько замедленной скоростью. Это напоминает плывущие по небу облака. Не должно быть остановок между движениями или резких переходов от одной позы к другой.

Третьей характеристикой Тай-цзи цюань является его округлость. Необходимо, чтобы все движения верхних частей тела описывали круги, которые могут быть горизонтальными или вертикальными, маленькими или большими, вытянутыми в эллипс или настоящими окружностями.

Считается, что именно используя круговые движения, можно нейтрализовать лил отклонить силу активного нападения и заставить противника потерять равновесие.

Цельность и гармоничность

Четвертой характеристикой Тай-цзи является цельность и гармоничность.

Во всех упражнениях главенствующую роль отводят талии. Все тело вращается вокруг нее, объединяясь в целостном движении.

Когда тело занимающегося меняет направление или позицию, это должно происходить непрерывно, замедленно и без остановок до самого окончания требуемого упражнением перехода.

В движении участвует все тело, включая внутренние органы, мозг и легкие. Это позволяет накопить в организме «Внутреннюю» силу.

Общие принципы стилей Тай-цзи цюань

За время существования гимнастики Тай-цзи возникло множество различных ее направлений, однако из всего этого многообразия выделилось только 5 сравнительно распрострененных стилей.

Стоит заметить, что все стили Тай-цзи, хотя и различаются по характеру и форме движений, все же основываются на общих принципах, и более того, в своей базе имеют одинаковую последовательность движений.

Главный исходный стиль Тай-цзи — Чэнь, а более простой — Ян. Если в комплексе упражнений школы Чэнь сочетаются «жесткое и податливое», то есть, помимо основных плавных и медленных движений существуют такие быстрые и резкие, то в стиле Ян последний тип движений отсутствует. Кроме школ Чэнь и Ян, в гимнастике Тай-цзи есть еще стили Сунь, У (первый) и У (второй).

За основу своего стиля Чэнь Вантин взял приемы, описанные в тракткте генерала Ци Цзигуана. Из 32 имеющихся приемов Чэнь Вантин отобрал 29, из которых составил 8 комплексов кулачного боя. До наших дней дошло всего 2 из них, остальные считаются утерянными.

В систему,разработанную мастером, вошло несколько комплексов боя с оружием — мечами, крюками, топорами, серпами, боевыми граблями, шестом, палицей.

Знаменитые теоретики боевых искусств считают, что Чэнь Вантин разработал стиль Ушу, основанный на сочетании кулачного боя, оздоровительных методик древних даосов и специальной системы дыхания Цигун. Кроме того, мастер использовал в своей системе древнейшее учение об энергетических меридианах. Ведь дугообразная траектория всех движений в упражнениях, разработанных Чэнь Вантином,объясняется именно теорией циркуляции Ци по спирали в организме по энергетическим каналам.

Благодаря так называемым скручиваниям тела во время тренировок Ци омывает переднесрединный, заднесрединный и другие меридианы,устраняя тем самым застой Ци в теле человека.

Комплексы упражнений, разработанные Чэнь Вантином, по мнению большинства теоретиков боевых искусств,призваны воплотить слжную философско-духовную теорию Тай-цзи как учения о просветлении духа и достижении предельной ступени внутренних трансформаций — Великого Предела. И именно этим новый стиль отличается от эффективного в боевом отношении армейского Ушу, в том числе и гсистемы енерала Ци Цзигуана.

Стиль Чэнь целых полтора века не выходил за пределы семьи Чэнь. Знания, систематизированные Чэнь Вантином передавались из поколения в поколение, а искусством Тай-цзи члены семьи занимались вдали от любопытных взоров.

Первым посторонним человеком,приобщившимся к семейному стилю Чэнь, был Ян Лучань (1800-1873 годы), который происходил из обедневшей семьи и жил в уезде Юннянь провинции Хэбэй.

Стиль Ян имеет три категории: высшую, среднюю и низшую.Поклонники Тай-цзи могут выбрать любую из них в соответствии со своим возрастом и состоянием здоровья.

Несмотря на то, что Ян с детства испытывал тягу к боевым искусствам, в особенности к Ушу, заботы о пропитании не позволяли ему систематично заниматься совершенствованием. Однако, узнав о необычной гимнастике Тай-цзи, Ян Лучань отправился к главе семьи Чэнь Чансину, внуку Чэнь Вантина, и попросился к нему в ученики. Но Чэнь Чансин не посмел нарушить семейную традицию и отказал Ян Лучаню. Но он проявил завидную настойчивость и буквально умолял Чэнь Чансина позволить ему хотя бы один раз взглянуть на занятия семьи Тай-цзи. После долгих уговоров Лучаня взяли в дом Чэнь Чансина, но не учеником, а слугой, при этом запретив ему наблюдать за тренироывками хозяина и членов его семьи. Но Ян нарушил запрет и украдкой наблюдал за занятиями и по прошествии трех лет рискнул показать Чэнь Чансину то, чему научился таким способом. Мастер Чансин и вся его семья были искренне поражены небывалыми успехами никогда не принимавшего участия в общей тренировке слуги, и вместо того, чтобы строго наказать его за нарушение запрета, они позволили ему продолжать занятия вместе с ними. Ян Лучань провел в семье Чэнь несколько десятилетий. Потом он уехал в родной уезд Юннянь и открыл школу боевых искусств.

Как известно, у Чэнь Ян Лучань освоил только «старую ветвь» семейной школы. Всех тайн Тай-цзи ему не раскрыли, и потому многое ему пришлось постигать самому. При создании собственного стиля Ян Лучань несколько изменил характер движений, сделав их более плавными, и ввел новый, более растянутый выброс силы. Мастер неоднократно доказывал эффективность нового стиля на практике, за что его прозвали Ян Непобедимый.

Своей школе Ян придавал светский характер. Сохранение здоровья посредством Тай-цзи, обретение чистоты духа имели для него не менее важное значение, чем боевой аспект школы. Владея в совершенстве этим стилем, Ян не преподавал ученикам боевое применение Тай-цзи. Искусства поединка он передал только своим сыновьям, котрые и завершили формирование стиля.

Стиль У ( первый )

Школа У отличается своеобразными движениями, которые, как кажется со стороны, выполняются с особой осторожностью. Боевое мастерство стиля достигается за счет рационального блока или удара, а за счет внутреннего энергетического усилия.

В качестве кардинального принципа своей работы школа У выдвинула не управление циркуляцией енергии Ци, а обретение запредельного спокойствия духа, в котором и заключается секрет рождения творческого посыла к любой деятельности и даже мысли.

Многим это направлени кажется слишком сложным: обучение затрудняют многочисленные переборы руками. Особой популярностью стиль У не пользовался, люди с большей охотой шли тренироваться в школу Ян, не подозревая, что в то время лишь в школе У существовала действительно глубокая теория Тай-цзи.

Стиль У ( второй )

Основателем стиля считается маньчжур Цюань Ю, живший на закате правления династии Цин в провинции Хэбэй. Азы Тай-цзи Цюань Ю получил у знаменитого Ян Лучаня, а затем пошел в ученики к одному из его сыновей, и уже через несколько лет обучения стал первоклассным мастером мягких стилей Тай-цзи.

Сын Цюань Ю Цзянь Цюань поменял фамилию на китайскую У и продолжил семейнуй традицию по освоению Тай-цзи. Более того, он несколько видоизменил стиль отца и даже пополнил арсенал упражнений и боевых приемов Тай-цзи более пластичными и мягкими, исключив из комплексов сложные трюки и прыжки. Таким образом, У Цзянь Цюань создал собственную школу, названную впоследствии стилем У и признанную со временем самостоятельным направлением Тай-цзи.

Особенностями стиля У являются легкие, расслабленные, свободные, спокойные, естественные и непрерывные, как поток воды, движения.

Основателем этого направления Тай-цзи является Сунь Лутан из уезда Вань провинции Хэбэй.

Вникнув в суть каждого из стилей и обобщив их, Сунь Лутан основал новую школу Тай-цзи, получившую впоследствии название стиля Сунь.

От всех других стилей Сунь отличается быстрыми и ловкими движениями назад-вперед, для осуществления которых необходимо обладать гибкостью тела. В основе стиля лежат уклонения, развороты, прыжки, перемещения, заимствованные Сунь Лутаном из Багуа чжан, где движению рук непременно предшествует движение тела, начинающееся от талии. Взлеты, падения, уходы вниз и перевороты, которыми богат стиль Сунь,заимствованы мастером из Синь Цюань, а цепкость, вязкость, слитность и преследования — из школы У. Все эти три стиля Сунь Лутан мастерски объединил в один, и в настоящее время его школа пользуется большой популярностью у поклонников Тай-цзи.

Ссылка на основную публикацию