Дайто-рю дзю-дзюцу | Karate-krs.ru

Дайто-рю дзю-дзюцу

Японские Боевые Искусства

Japan Martial Art

Дайто-рю

Дайто-рю дзю-дзюцу (что можно перевести как Школа Великого Востока) — это традиционная система боевого искусства, автором которой считается легендарный человек: Такэда Сокаку-Минамото-Масаёси (1858— 1943). Его заслуженно называли «последним великим воином старой Японии». Дайто-рю, наверное, на сегодняшний день одна из наиболее известных школ японского дзю-дзюцу. Откуда же возникла такая известность? Скорее всего этим она обязана невероятной популярности нескольких её «детей»: айкидо, хапкидо и хакко рю. В основном, конечно, айкидо. Настоящая история Дайто-рю до 19-го века практически неизвестна, так как устные пересказы учеников о появлении школы в результате деятельности одной из известнейших фигур японской истории подтвердить или опровергнуть не представляется возможным. О Дайто-рю отсутствуют письменные свидетельства, кроме как данные последователей Такеда Сокаку. Но совершенно невозможно, чтобы огромный технический арсенал школы мог бы быть создан одним человеком безо всякой подготовки, из ничего. Тем не менее, большое количество исследователей боевых искусств Японии уверены, что основатель Дайто-рю именно Такеда Сокаку.

История, которую рассказывают последователи Дайто-рю звучит так: фундамент школы был заложен Минамото Ёсимицу, который и создал её, активно используя знания, которые он получил при обследование тел воинов, нашедших смерть в поединках. Принято считать, что познания в анатомии и наблюдение за охотой пауков стали неким стартом для будущего Дайто-рю. Умение крохотного паука зафиксировать и победить над противником гораздо большего размера, натолкнула Ёсимицу на идею использования этого в рукопашной схватке. Он поселился в префектуре Кай и взял фамилию Такеда. Клан Такеда стоял во главе региона Кай практически до его разрушения в 1582 году. Говорится, что клановая боевая школа до этого передавалась в большом секрете исключительно внутри семьи. И только после поражения, Такеда Куницугу передал эти знания некоторым членам клана Айдзу (который в будущем, во время реставрации Мэйдзи, встал на сторону проигравшего сёгуна Токугавы).

В конце 19-го века, представитель Айдзу по имени Сайго Тономо обучил боевому искусству Такеда Сокаку. И с 1898 года Такеда обучал уже своих учеников, дав название школе- Дайто рю айки дзю-дзюцу.

Точно известно, что в свои ранние годы Такеда Сокаку постигал школы кэн-дзюцу Оно-ха Итто-рю у мастера Шибуя Тома и Дзикисинкагэ-рю у мастера Сакакибары Кэнкити. В 1886 году Такеда получил мэнкё кайдэн в Оно-ха Итто-рю кэн-дзюцу.

Нельзя с уверенностью сказать кто и каким образом обучал Такеда рукопашному бою. Его отец был неплохим борцом сумо и скорее всего передал какие-то навыки сыну. Дед Такеда Соэмон обучал рукопашному бою Хошина Чиканори (который известен также под именем Сайго Таномо), а он, в свое время, обучал внука своего учителя Такеда Сокаку. Что собой представляло «ошикиучи», которое Такеда взял от Сайго Тономо сейчас неизвестно. Мы знаем лишь то, что техническая база, которой владел Такеда и обучал своих последователей была огромна.

Такеда Сокаку, создатель Дайто рю айки дзю-дзюцу, умер 25 апреля 1943 года в возрасте 84 лет.

Его личные записи говорят о том, что обучение ни одного из учеников не продолжалось более нескольких лет, а обычно и гораздо меньше. Методика тренировки Такеды была проста – он показывал технику, а ученики самостоятельно должны были практиковать ее, доходя до некоторых тонкостей собственными силами и умом. Названий техник не было. Сейчас известно, что разным ученикам Такеда демонстрировал разные техники или их варианты. Скорее всего, из-за этого и существует несколько систем Дайто-рю, весьма разных и имеющих собственный набор специальных технических действий.

После ухода основателя во главе его школы встал сын Такеда Токимунэ. Он давал своим ученикам параллельно два направления: Дайто-рю айкибудо и Оно-ха итто рю кэн-дзюцу.

Именно его трудами была сформирована принятая сейчас система обучения. Он дал названия 118-ти техникам «шодэн» и разбил их на несколько групп. Эти пять разделов под названием иккадзё, никадзё, санкадзё, йонкадзё и гокадзё стали главной базовой программой школы. Такеда Токимунэ впервые ввел в Дайто-рю систему «данов», которая уже была принята в то время другими школами боевых искусств.

Фамильный знак клана Такэда

Такеда Токимунэ ушел из жизни в 1993 году не оставив официального приемника. У него практиковались адепты нескольких существующих ответвлений Дайто-рю, которые приняли предложенную им систему тренировок.

Сегодняшние школы Дайто-рю основаны на передаче знаний одного из четырех мастеров, которые обучались у основателя. Их имена: Такеда Токимунэ (1916-1993), Хиса Такума (1896-1980), Кодо Хорикава (1894-1980) и Сагава Юкиёси (1902-1998).

Школа, во главе которой стоял Такеда Токимунэ после его смерти разделилась на две ветви: Нихон Дайто-рю айки будо, штаб-квартира которой находится в Абашири и в наши дни работает под руководством мастера Като Шигимицу и Дайто-рю айки дзю-дзюцу под рукой Кондо Катсуюки, который называет свою версию школы «главной линией». В качестве доказательства он приводит тот факт, что он получил «мэнкё кайдэн» от Такеда Токимунэ и был руководителем Токийского представительства школы при его жизни.

Школа Хиса Такума, обладателя «мэнкё кайдэн» от основателя Такеда Сокаку сейчас носит название Такумакай. Организация с таким же названием появилась на свет в 1975 году. Сейчас ей руководит Мори Хакару. Главный инструктор штаб-квартиры Такеши Кавабэ. Такумакай – единственная организация, владеющая запечатленной в фотографиях практически всей техникой Такеда Сокаку. Этот архив собран в многотомное учебное пособие «содэн».

Мастер Хорикава ценится последователями как настоящий инноватор в области боевых искусств. Несколько организаций дзю-дзюцу сформировали свою техническую базу на его учениях.

Четвертая школа Дайто-рю основана Юкиёси Сагавой (1902—1998), который считался приемником Такэды Сокаку при варианте, если Такэда Токимунэ погибнет во Второй мировой войне. Сагава, по натуре очень консервативный учитель, имел только одно додзё и жестко ограничивал число учеников.

Сейчас Дайто-Рю Айки-дзюцу, как и Айки-дзюцу, является комплексной системой боевого искусства, включающей в себя нагэ-вадза (броски), осаэ-вадза (удержания и фиксация), тораэ вадза (захваты), батто-дзюцу (современное иайдо), яри-дзюцу (искусство боя копьем), кэндзюцу (искусство владения мечом), бо-дзюцу (владение шестом), дзё-дзюцу (владение палкой), нагинатадзюцу (работа с алебардой). А также с некоторыми иными видами оружия.

Школа Дайто-рю Айкибудо в России

Самураи семьи Такэда быстры как ветер, спокойны как лес, яростны как огонь, непоколебимы как горы.

Школа Дайто-рю Айкибудо проводит обучение по традиционной боевой системе всех желающих овладеть эффективными навыками самозащиты и повысить собственное мастерство.

Легендарное боевое искусство

Дайто-рю Айкибудо – одно из древнейших боевых искусств Японии, имеющее почти тысячелетнюю историю. Школа Дайто возникла как система обучения наемных воинов – буше, а также офицеров и сановников высших рангов. Главная особенность Искусства – слияние принципов Айки (провоцирования соперника на потерю баланса) и боевых принципов дзюдзюцу.

На протяжении многих веков техники защиты и нападения с оружием и без него хранились в строгом секрете и передавались по старшинству в семейном клане Такэда. Представители клана вели тщательный отбор эффективных техник и дисциплин боя, проверяя их в многочисленных сражениях и межклановых войнах. В результате сформировалось боевое искусство с довольно жесткими принципами, которое способствовало появлению таких единоборств, как Айкидо, Хакко-рю, Дзюдо, Хапки-до и других.

В прошлом столетии тайные техники Дайто-рю благодаря легендарному Сенсею Токэда Токемунэ были открыты внешнему миру, и сегодня принципы великой системы изучают многие ученики из разных стран.

Особенности нашей Школы

  • Бережное хранение древних традиций и уникальных техник Дайто-рю.
  • Использование техник, адаптированных к современным условиям.
  • Предоставление возможностей для повышения своего мастерства ученикам и инструкторам нашей Школы.
  • Регулярные интенсивные курсы с привлечением выдающихся сенсеев современности.
  • Участие в международных семинарах.
  • Открытость Ассоциации для развития.

Принципы обучения в нашей Школе строятся на основе использования техник Дайто-рю по традиционным спискам – мокуроку, а также с применением современных техник. Наши ученики имеют возможность участвовать в интенсивных курсах и семинарах по углубленному изучению дисциплин боевого искусства. В наших филиалах периодически проходят курсы сенсеев высшего звания Дайто-рю – в частности, занятия под руководством признанного мастера Антонино Черта Шихана. Представители нашей Школы принимают участие в международных семинарах Дайто-рю Айкибудо, посвященных обмену опытом. Мы постоянно развиваемся – в настоящее время Школа имеет семь филиалов на территории России: в Москве, Ижевске, Самаре, Тольятти, Ростове-на-Дону, Челябинске и Таганроге. Желающим продолжать благородные традиции развития Дайто-рю Айкибудо и открывать новые школы для обучения в других городах России мы оказываем максимальное содействие.

Практики и техники

Обучение в наших филиалах строится на основе следующих практик:

  • Дзюдзюцу.
  • Айки но дзюцу.
  • Такеда-Дэн.
  • Оно-ха Итто-рю.
  • Кендзюцу.

Большое внимание при обучении уделяется традиционным техникам:

  • Атеми – техникам ударов.
  • Наге – тезникам бросков.
  • Шиме – удушающим техникам.
  • Кансецу – удерживающим техникам.
  • Кюшо – техникам манипуляций с жизненно важными точками.
  • Айки но дзюцу – техникам использования энергии атакующего для совершения бросков.

Также наши ученики успешно осваивают искусство владения всеми видами древнего оружия – кодачи, катаны, танто, бо и других. Для максимальной адаптации боевого искусства к современным условиям мы практикуем обучение адаптированным боевым техникам оё вадза.

Всем, кто заинтересовался возможностью изучения боевого искусства Дайто-рю, приглашаем записаться на бесплатное пробное занятие в любом из перечисленных городов нашей страны. Запись производится через контактный телефон или в режиме онлайн – через удобную форму обратной связи.

Дайто-рю Айки-дзю-дзюцу

Дайто-рю Айки-дзю-дзюцу (大東流合気柔術) — японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку. Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое в свою очередь корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.

Смотрите также:
  • Айкидо или Дайто-Рю? Мнение.

Дайто-Рю Айки-дзюцу, как и Айки-дзюцу, является комплексной боевой системой, включающей в себя нагэ-вадза (бросковые приёмы), осаэ-вадза(приёмы удержания), тораэ вадза (технику захватов), батто-дзюцу (выхватывание меча с одновременным нанесением удара — современное иайдо), яри-дзюцу (искусство владения копьем), кэндзюцу (искусство владения мечом), бо-дзюцу (владение шестом, примерно 180 см), дзё-дзюцу (владение палкой длиной примерно 127 см), нагинатадзюцу (работа с алебардой). А также с некоторыми другими видами оружия.

Дзю-дзюцу (древнее название тайдзюцу) являясь частью боевой системы, со временем стало отдельным видом боевого искусства или, было преобразовано в спортивные виды единоборств, такие как джиу-джитсу, дзюдо, самбо. То же самое произошло с другими разделами комплексных боевых систем, такими как кэндзюцу — была создана спортивная дисциплина кэндо или дзёдзюцу — было преобразовано в дзёдо. Это происходило и происходит естественным образом в зависимости от целей мастеров создававших новое искусство, исторических изменений и технического прогресса.

Таким образом современные единоборства Японии можно выделить по трем критериям:

  • Боевая эффективность — единственный критерий существовавший в древности. В условиях постоянных войн, происходивших в древней Японии, другого не могло быть. Но, с появлением огнестрельного оружия в Японии, владение боевым искусством перестало быть определяющим фактором для выживания.
  • Соревновательность — с запрещением поединков с использованием оружия и ограничением на его ношение стали появляться спортивные единоборства, такие как дзюдо, кэндо, карате, в которых бой велся по определенным правилам, ограничивающим применение определенных техник и технических элементов, которые могли привести к травмам. Конечно, соревновательные бои имели место и в древней Японии, но это происходило в рамках клана, и основной целью в этих боях была подготовка к реальной битве.
  • Духовное и нравственное развитие личности — единоборства, базирующиеся на этом критерии, стали появляться сравнительно недавно. Некоторые стили карате и айкидо на первое место ставят именно этот принцип. Морихэй Уэсиба, создавая айкидо, запретил своим последователям участие в соревнованиях. Физическое, духовное и нравственное самосовершенствование человека, победа над собой (над своими эмоциями, желаниями), а не над другими людьми, путь к «просветлению» вот основные принципы подобных единоборств.

Дайто-рю дзю-дзюцу

Это одна из древнейших школ Будзюцу
основана в 1087 году Ёшимицу Миномото

Сокаку Такэда

Сокаку Такеда родился в провинции Айдзу 10 октября 1860г. Он учился Дзю-дзюцу у своего деда Соэмона Такеды и Бо-дзюцу — у своего отца, который был известным мастером Сумо и чемпионом клана Айдзу. В юности он изучал мастерство владения мечом в школе Оно Ха Итто-рю под руководством Томы Сибуи в Токио и в школе Дзики-синкагэ-Рю у Кэнкити Сакакибара. Тома Сибуя был известным мастером работы с мечом очень высокого класса, а его приёмный сын учился вместе с Хакудо Накаяма, который широко известный как отец современных Кэндо и Иайдо. А Кэнкити Сакакибара, последний мастер меча эпохи Мэйдзи, особенно прославился тем, что успешно разрубил шлем работы мастера-оружейника Метина, что никому и никогда не удавалось сделать.

В 1886 г. Сокаку Такеда получил Мэнке Кайден (свидетельство об окончании) школы Оно Ха Итто-рю. В июне того же года умер его старший брат, и семейные обязанности заставили его вернуться в родную провинцию Айдзу. По возвращении он встретил Таномо Сайго, главу клана Айдзу, который был, учеником деда Сокаку, и мастером меча школ Мидзогути Ха Итто-Рю и Косю-Рю Гунгаку. У Таномо Сайго Сокаку Такеда изучал Айки-Бу-Дзюцу, включавшее работу с мечом, с копьём и другими видами оружия.

Важно понимать, что Дайто-рю Айки-Бу-Дзюцу было комплексной боевой системой включавшей бросковые приёмы, приёмы удержания, выхватывания меча с одновременным нанесением удара, применение копья и технику захватов. То, что мы сейчас называем Дзю-Дзюцу, было просто частью полной боевой системы для ближнего боя, как с оружием, так и без него. Эти два человека снова встретились в 1880 году, когда Таномо Сайго был главным настоятелем в храмах Никко Тосёгу и Футарасан в префектуре Тотиги. / За 6 месяцев, проведённых вместе, Таномо Сайго передал своему одарённому ученику все свои знания, включая секреты Дайто-Рю Айки-Бу-Дзюцу.

Сокаку Такеда вдоль и поперёк объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил поблажек или особых условий при встречах с теми, кто считался сильнее него. Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие своего противника, т.е. сражался копьём против мастера копья и мечом против знаменитого мастера меча. Он никогда не терял уверенности в себе, а число его учеников, невзирая на непрерывные разъезды и отсутствие постоянного тренировочного зала, превысило 30 тысяч, и среди них были дворяне, члены правительства, бывшие Дайме (помещики-самураи) и высокопоставленные чиновники.

История Дайто-рю Айкидзюдзюцу

Дайто-рю Айкидзюдзюцу — японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку.
Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое в свою очередь корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.

В основе техник Айкидзюдзюцу лежат приёмы владения мечом и та же система передвижений. Умение, пришедшее от работы с мечом, эффективно координировать работу тела, рук и ног, при этом определённым образом манипулировать запястьями, и составляет основу техник Дайто-рю. Кроме того, значительное влияние на формирование общей концепции Дайто-рю оказала техника короткого меча (танто). Атаки должны проводиться мгновенно.

На протяжении столетий рукопашных схваток техника улучшалась и оттачивалась превосходно тренированными воинами. Техники тщательно хранились в тайне вплоть до конца девятнадцатого века, пока мастер Сокаку Такеда не познакомил с ними широкую общественность.

Последователи

Встреча Морихея Уесибы (основателя Айкидо) с Сокаку Такеда в Дайто-Рю была определяющей и открыла ему новый взгляд на Будо. Морихей Уесиба постигал различные тайные знания традиционных японских школ, но именно Айкидзюдзюцу послужило основой для создания нового искусства мира Морихея Уесибы, соответствующего современной эпохе — Айкидо, с которым он вышел за пределы будзюцу, устранил противопоставление сильного слабому, открыв дорогу развитию личности ежедневной и постоянной шлифовкой ума и тела.

Айкидзюдзюцу и сегодня отдаёт предпочтение духовному воспитанию учеников и судит об их развитии по изменению характера, уровня преданности, человечности, порядочности, справедливости, воли, способствуя, таким образом, их прогрессу в освоении основных принципов, повышению уровня личного развития каждого. Всё это позволяет посвящать достойных учеников во внутренние секреты искусства.

Хотя техники Дайто рю могут показаться устаревшими для постороннего наблюдателя, но именно эти техники делают искусство вечным. Изучение техник Айкидзюдзюцу способствует лучшему пониманию техник Айкидо. Принципы никогда не даются ученикам в чистой форме. Основной критерий постижения истины – практика. Длительная и кропотливая работа над каждой из техник и приводит к желаемому результату. Как во всех истинных будзюцу, в Дайто-рю нет быстрых путей к постижению.

В ходе освоения техники приходит понимание, что учёба заканчивается лишь со смертью. Только когда ученик приступает к реализации простоты, кажущейся непостижимой, прикладывает все возможные усилия, доказывает свою настойчивость и упорство – только тогда он заслуживает учения и право учить.

Истории с участием Сокаку Такэда

В 1910 г. в сельской местности, по которой путешествовал Такеда, объявился жестокий грабитель, действовавший настолько успешно, что люди, за исключением самых сильных, боялись путешествовать в темноте. Полиция, несмотря на огромные усилия, не могла с ним покончить. Неожиданно и по неизвестным причинам деятельность разбойника прекратилась. Поиски полиции позволили обнаружить труп, глубоко увязший вниз головой в грязи, на рисовом поле недалеко от дороги, по которой обычно ездил Такеда. Деревенские жители не интересовались подробностями этого счастливого исхода и считали, что мастер Айки-Дзюцу бросил негодяя с такой силой, что тот не смог выбраться из заболоченного места и задохнулся. С другой стороны, возможно, он умер от того, что у него была сломана шея. И полиция, и население, несомненно, были очень довольны такой развязкой и поэтому особо не расследовали действительные причины смерти.

Такэда участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб превосходящим силам врага. В то время многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома, кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в столкновениях с ними, регистрировали как вызванную естественными причинами, чтобы соблюсти формальности и избежать беспокойства. Сначала Такэда просто бросил на землю нескольких нападающих, вооруженных тобигути (длинными шестами с железными крюками на конце), железными прутьями и наконечниками копий. Но когда в ход пошли мечи, Такэда тоже вынужден был использовать меч. Будучи непревзойденным мастером меча, он убил девятерых бандитов. Остальным пришлось отступить, спасая собственные жизни. Этот случай ещё раз доказывает эффективность айки-дзюцу как комплексной боевой системы. Мастер айки-дзюцу способен без колебаний переходить от работы без оружия к работе с любым оружием.

Если бы Сокаку Токеда жил в наше время, его, без сомнения, сочли бы эксцентричным человеком. В 1904 г. американец Чарльз Пэрри, учитель английского языка в школе Дайни Коко колледжа Сэндай, пожаловался контроллеру в поезде на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса, которое он, похоже, не имел возможности оплатить. Проверка, показавшая, что у пассажира действительно был билет самого высокого класса, привела его в такую ярость, что он попросил показать того человека, кто на него жаловался. Узнав, что это был ехавший в вагоне крупный иностранец, маленький Такеда, в котором было всего 150 см роста и 52 кг веса, схватил Пэрри двумя руками (приём ёнкё) и вытащил на открытую платформу в задней части поезда. Мы никогда не узнаем о том, что там произошло, но, безусловно, это произвело очень сильное впечатление на бедного м-ра Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто-Рю Айки-Дзюцу — это высшая система единоборства, результатом чего было приглашение от президента Рузвельта с просьбой прислать в США инструктора для демонстрации этих странных, но эффективных приемов. В ответ Сокаку Такеда направил туда Синдзо Нарада из отдела полиции Сэндай.

Сокаку Такеда — это связующее звено между нашим временем и эпохой самураев. Именно он обеспечил передачу истинного Айки-Бу-Дзюцу через своих учеников последующим поколениям.

Таномо Сайго, учитель Сокаку Такеды, говорил ему, что время меча кончилось, и Айки-Бу-Дзюцу в их боевой системе должно уделяться основное внимание. Это наставление Сокаку Такеда позже передал своим ученикам.

(Школа Великого Востока)
Дайто-рю Айки Дзюдзюцу, сокращенно Дайко-рю, что можно перевести как Школа Великого Востока, насчитывает историю в тысячу лет, а может быть еще больше, во всяком случае вопрос о древности этого искусства до сих пор вызывает жаркие споры в узких кругах историков.

Известно лишь, что некогда Дайко-рю принадлежало клану Такеда, хранившему искусство на протяжении нескольких веков, после чего, в конце XVI века она оказалось у клана Айдзю, сделавшего его частью своей секретной техники, доступной лишь самым высшим чинам клана.

Первоначальной философской основой Дайко-рю было Aiki-in-yo-ho, учение о гармонии духа во взаимодействии Инь и Янь.

Дайко-рю состоит из двух принципов, базирующихся на философии, искусстве боя без оружия Aiki-in-yo-ho. Это Aiki no jutsu и jujutsu.

Jujutsu состоит главным образом из способов воздействовать на болевые точки, бросков, удушений и блоков.

Aiki no jutsu основывается на принципе, гласящем, что нужно тянуть противника, когда он толкает, и толкать когда он тянет. Эта техника учит не идти силой на силу, а пользовать собственную внутреннею энергию противника, чтобы обернуть ее против него самого. Кроме того, техника учит, что больше действовать в обороне, чем в нападении.

Сочетание этих двух принципов, делает Дайко-рю техникой универсальной для практически любой ситуации.

Сегодня, Дайко-рю насчитывает около трех тысяч техник работы с оружием и без него.
Дайко-рю так же послужила основой для многих популярных сегодня школ боевых искусств, например Айкибудо, Хапкидо и Айкидо.

Немаловажно то что самураи в первую очередь уделяли внимание искусству владения мечом, и лишь затем техникам ведения безоружного или с минимальным вооружением, боя. Меч для самурая всегда являлся не просто оружием, но и гордостью, символом чести и даже жизненного пути, ведь меч считается одним из трех священных предметов Синтоизма.

Но техника без оружия, все же пользовалась популярностью у многих воинов, ведь носить меч имели привилегию лишь самураи, а стоило воину оказаться на поле боя безоружным или если ему требовалось посетить внутренние покои дворца, куда нельзя было войти с оружием, то разумеется у него возникала необходимость уметь защитить себя.

Когда в Японии воцарился мир на четверть тысячелетия, это стало тяжелым испытанием для многих воинов и тем более для боевых искусств, которым теперь все сложнее было сохранять знания и традиции, когда фактически было невозможно регулярно применять их на практике.
Не многие, смогли сохранить боевые искусства, но одними их тех кому это удалось, стали рыцари Айдзу, на протяжении многих лет поддерживающие Дайто-рю в качестве своей боевой технике, о чем уже говорилось выше.

С появлением в XVI веке огнестрельного оружия, традиционное несколько утратило свою популярность, но кодекс чести самураев не мог принять новые правила сражений, когда практически любой человек, вооруженный тем же мушкетом мог запросто противостоять самураю, мастерски владеющему катаной. Словом, в военной жизни Японии случился переворот.

С течением времени, владение мечем перестало быть одной из важнейших боевых дисциплин, но сохранив свою уникальность, в наши дни дает многим последователям боевых искусств продемонстрировать свое мастерство.

В конце XIX века в Японии вновь случились перемены, на этот раз по причине революции, направившей до этого феодальное государство в трудный путь капиталистического развития.

Когда был свергнут сегун, вместе с его властью рухнуло и положение поддерживающего его клана Айдзю. Но уничтожение клана не привело к уничтожению Дайко-рю, которое было сохранено Таномо Тикамаса, который в свою очередь передал его вместе со всеми традициями и секретами, приемному сыну Сайго Сиро.

Дайто-рю насчитывает около трехсот приемов ведения боя без оружия. Это восемьдесят приемов айки-дзюцу-осики-учи, восемьдесят четыре приема госинъё-но-тэ, шестьдесят шесть приемов хидэн-окуги и многие другие. К этому можно прибавить различные техники работы, например, вакидзаси – техника работы с коротким мечом, рёто-дзукаи – техника работы с коротким и длинным мечами одновременно, тэссен-дзюцу — техника работы с боевым веером, техники работы с катаной, шестом, посохом и копьем и обязательное умение метания острых предметов от стрел до шипов.

История Дайто-рю обширна и наиболее полное ее описание можно узнать из жизнеописания О-Сенсея Такеда Сокаку.

Ссылка на основную публикацию