Цинь-на | Karate-krs.ru

Цинь-на

Первоначально, китайское ушу создавалось как искусство для реальных боевых схваток, но со временем видоизменилось в большинстве своих разновидностей до лечебно-оздоровительного и спортивно-состязательного искусства. Сегодня, подходящими для реального применения считаются считанные единицы из его разновидностей, например, Цинь-на, название которого буквально означает «поймать».
Техника Цинь-на основывается на поимке конечностей соперника, с целью болевого контроля над любыми его действиями.

Но, не смотря на то что Цинь-на содержит сложную технику, большая часть мастерства постигается «изнутри». Глубокая основа Цинь-на в использовании и контроли внутренней энергии Ци. Считается что не используя Ци, нельзя эффективно использовать большинство приемов, техника станет просто «пустышкой».

Именно поэтому, Цинь-на так неразрывно связано с тайцзи-цюань и игуном. Три направления объединяются и разделяются для совершенствования обучения. Три направления это три различные стороны ушу, позволяющие его постичь в совершенстве.
Можно назвать следующие принципы цинь-на:
«Зоркость орла». Чтобы правильно выполнить захват, нужно примечать действия противника еще до того как он совершит их, а когда совершит и даже раньше, нужно уметь реагировать так чтобы остаться в выигрышном положении и обрести превосходство.

«Руки, как пущенные стрелы». Руки, когда осуществляется захват, должны двигаться стремительно, но не резко. Их можно сравнить со стрелами, которые пущенные опытным лучником достигают центра цели, так и руки, способные двигаться быстро и точно, остановят или помогут избежать многих действий противника.

«Идти твердо, как крадется тигр». Тут подразумевается, что нужно уметь устоять при воздействии противника и уметь двигаться твердо, но мягко, в любом положении, на любой позиции.

«Гибкость талии акробата». Все движения совершаемые в поединке должны выражаться через талию, в том смысле что любой захват вовлекает в движение все тело. Невозможно без гибкость осуществить наступление или поворот, отступление или скручивание, наклон или падение, прогиб или припадание.

«Силы тела в дыхании». Дыхание, способно как поддержать, восстановить силы, так и лишить их. Правильное дыхание привносит внутреннею энергию в тело, помогает сконцентрировать ее, например, в руках или наоборот равномерно распределить по всем частям тела. Понимать и контролировать свое дыхание необходимо для постижения сути цинь-на.

«Внезапность силы, подобная молнии». Никогда нельзя бросаться на соперника, не определив до захвата, его слабые места, а после того как найдены уязвимости не стоит медлить и следует атаковать подобно тому как вспыхивает молния. Сила в атаке должна быть разумной и возрастать по ходу атаки, чтобы у противника ни оставалось, ни единого шанса избежать захвата.

«Опыт и знание помогают расти мастерству». Каждый последователь цинь-на должен постичь тридцать шесть приемов цинь-на и семь методов их возможного применения, а кроме того, постичь искусство мгновенного перехода от одного приема к другому и возможности их сочетания.

«Крепкий дух, помогает победу». Обладая сильным телом но слабым духом, легко проиграть. Если дух силен, то даже сильнейшим противник может обратиться в бегство, потому что его дух не позволит твердо идти к победе, выбирать лучшую тактику и хорошо сочетать приемы.

Цинь-на широко распространен в мире, и наиболее ярким его последователем является выходец с Тайваня, китайского происхождения, мастер Ян Чжи Мин.

Цинь-На (что означает «схватить», или «поймать») – это одно из направлений в китайском ушу. Техника данного направления основана на схватывании конечностей соперника для осуществления болевого контроля над его действиями.

Традиционное ушу было искусством, предназначенным для реального боя. Но в современный период оно претерпело ряд изменений, в результате которых большинство его разновидностей стали лечебно-оздоровительными или спортивно-состязательными. И лишь немногие из них сохранили свой прикладной характер. К числу последних несомненно относится цинь-на.

Хотя «искусство захвата» проявляется в технике, все же мастерство в нем достигается «изнутри». Речь идет об умении использовать «ци», «внутреннюю энергию». Без такого использования многие приемы цинь-на окажутся неэффективными. Техника без употребления «ци» является «пустой». Поэтому цинь-на неразрывно связано с цигуном, а также с практикой тайцзи-цюань. В принципе, все три указанных направления совпадают. Они разделяются условно, для упорядочивания тренировочного процесса. Итак, цинь-на, цигун, тайцзи-цюань – это три аспекта «внутреннего» ушу, разные стороны единого процесса его освоения и применения.

Основные принципы цинь-на:

1. «Быть зорким, как орел». Для проведения захватов необходимо замечать любые намерения соперника, предугадывать его движения, своевременно реагировать на них. Поэтому надо «держать глаза и уши открытыми»;

2. «Руки, как летящая стрела». Это образное сравнение подразумевает скорость движения рук при осуществлении захвата. «Стрела должна попасть в цель одновременно со звоном спущенной тетивы», только тогда соперник не сможет остановить такое движение или избежать его;

3. «Устойчивый шаг, как у крадущегося тигра». Искусство захвата требует от занимающегося умения устоять под воздействием соперника и общей устойчивости во всех позициях и перемещениях;

4. «Талия гибкая, как у акробата». В дополнение к зоркости глаз, скорости рук, твердому шагу, требуется «выражение» всех движений через талию. Имеется в виду то, что захваты вовлекают в движение все тело. Они связаны с наступлением и отступлением, поворотами и скручиванием, припаданием и наклоном, падениями и прогибами. Без гибкости, подвижности и координированности в работе тела здесь не обойтись;

5. «Концентрация силы через дыхание». Контроль дыхания обеспечивает концентрацию собственной силы. Только тогда, когда внутренняя энергия «подается» в руку, можно сказать, что она готова для принятия действий соперника. Внутреннюю энергию можно по желанию концентрировать или рассеивать в различных частях тела. Тот, кто не постигнет данного метода, никогда не поймет суть цинь-на;

6. «Сила внезапна, как молния». До применения захвата боец осторожно прощупывает слабые места соперника. Как только такие места определены, он атакует, подобно вспышке молнии. Он должен развивать атаку с нарастающей силой и напором, чтобы соперник не смог увернуться, избежать захвата;

7. «Знание и опыт повышают мастерство». Боец должен знать 36 важнейших приемов цинь-на и 7 методов их применения, а также научиться мгновенно переходить от одних приемов и методов к другим, в соответствии с изменяющейся ситуацией поединка;

8. «Присутствие духа – ключ к победе». Присутствие духа в трудных ситуациях важнее всего другого. Сильный духом может обратить в бегство даже того, кто сильнее его физически и превосходит техникой, ибо ему не хватает напора, устойчивости и правильного выбора техники и тактики. Наиболее, известный на Западе мастер цинь-на, это Ян Чжи Мин, китаец с Тайваня, который уже 22 года живет в США.

ЦИНЬ-НА (Искусство захвата)

Цинь-На (что означает «схватить», или «поймать») – это одно из направлений в китайском ушу. Техника данного направления основана на схватывании конечностей соперника для осуществления болевого контроля над его действиями.

Традиционное ушу было искусством, предназначенным для реального боя. Но в современный период оно претерпело ряд изменений, в результате которых большинство его разновидностей стали лечебно-оздоровительными или спортивно-состязательными. И лишь немногие из них сохранили свой прикладной характер. К числу последних несомненно относится цинь-на.

Хотя «искусство захвата» проявляется в технике, все же мастерство в нем достигается «изнутри». Речь идет об умении использовать «ци», «внутреннюю энергию». Без такого использования многие приемы цинь-на окажутся неэффективными. Техника без употребления «ци» является «пустой». Поэтому цинь-на неразрывно связано с цигуном, а также с практикой тайцзи-цюань. В принципе, все три указанных направления совпадают. Они разделяются условно, для упорядочивания тренировочного процесса. Итак, цинь-на, цигун, тайцзи-цюань – это три аспекта «внутреннего» ушу, разные стороны единого процесса его освоения и применения.

Основные принципы цинь-на:

1. «Быть зорким, как орел». Для проведения захватов необходимо замечать любые намерения соперника, предугадывать его движения, своевременно реагировать на них. Поэтому надо «держать глаза и уши открытыми»;

2. «Руки, как летящая стрела». Это образное сравнение подразумевает скорость движения рук при осуществлении захвата. «Стрела должна попасть в цель одновременно со звоном спущенной тетивы», только тогда соперник не сможет остановить такое движение или избежать его;

3. «Устойчивый шаг, как у крадущегося тигра». Искусство захвата требует от занимающегося умения устоять под воздействием соперника и общей устойчивости во всех позициях и перемещениях;

4. «Талия гибкая, как у акробата». В дополнение к зоркости глаз, скорости рук, твердому шагу, требуется «выражение» всех движений через талию. Имеется в виду то, что захваты вовлекают в движение все тело. Они связаны с наступлением и отступлением, поворотами и скручиванием, припаданием и наклоном, падениями и прогибами. Без гибкости, подвижности и координированности в работе тела здесь не обойтись;

5. «Концентрация силы через дыхание». Контроль дыхания обеспечивает концентрацию собственной силы. Только тогда, когда внутренняя энергия «подается» в руку, можно сказать, что она готова для принятия действий соперника. Внутреннюю энергию можно по желанию концентрировать или рассеивать в различных частях тела. Тот, кто не постигнет данного метода, никогда не поймет суть цинь-на;

6. «Сила внезапна, как молния». До применения захвата боец осторожно прощупывает слабые места соперника. Как только такие места определены, он атакует, подобно вспышке молнии. Он должен развивать атаку с нарастающей силой и напором, чтобы соперник не смог увернуться, избежать захвата;

7. «Знание и опыт повышают мастерство». Боец должен знать 36 важнейших приемов цинь-на и 7 методов их применения, а также научиться мгновенно переходить от одних приемов и методов к другим, в соответствии с изменяющейся ситуацией поединка;

8. «Присутствие духа – ключ к победе». Присутствие духа в трудных ситуациях важнее всего другого. Сильный духом может обратить в бегство даже того, кто сильнее его физически и превосходит техникой, ибо ему не хватает напора, устойчивости и правильного выбора техники и тактики. Наиболее, известный на Западе мастер цинь-на, это Ян Чжи Мин, китаец с Тайваня, который уже 22 года живет в США.

Цинь Шихуанди – первый император Китая

Цинь Шихуанди – знаменитый Великий правитель Империи Цинь. Его императорство положило конец периоду Воюющей эпохи, которая длилась более 200 лет. Он стал править единой державой, а историки его величают правителем первого централизованного китайского государства.

Биография первого императора Китая

Цинь Шихуанди (настоящее имя Ин Чжэн) жил во втором столетии до н.э. Ши Хуан-ди буквально с китайского переводится как «великий император основатель», т.е. Цинь Шихуанди – это титул, который дословно переводится как Великий Император Основатель Цинь.

Возглавив царство Цинь, ему удалось объединить все централизованные государства Китая положить конец эпохе Воющих царств. В 221 г. до н.э. провозглашен, как единственный правитель всей части Внутреннего Китая. У него получилось. Он основал династию Цинь и заявлял, что она должна просуществовать еще как минимум 10 тысяч поколений, но её представители были свергнуты, как только Ин Чжэн отправился на тот свет.

Ранние годы

В 259 году до н.э. будущий император Китая появился на свет в городе Ханьдань, на то время княжество Чжао. На момент его рождения отец Чжэна был заложником. В исторических данных указано, что его мать – наложница, которая имела тайные связи с придворным. У него (Люй Бувэема), в свою очередь, были влиятельные связи в княжестве. Иногда даже проходили слухи, что он является отцом Чжэна, ведь повлиял на то, чтобы последний получил императорский титул.

В момент, когда государство уже и без того было самым могущественным среди всех азиатских, на престол в возрасте 13 лет восходит Ин Чжэн. В его планах было объединить Китай, а во главе объединенного царства должны стать правители династии Цинь. Объединенное царство уже давно отличалось бюрократической системой и хорошей военной техникой.

Поскольку до 238 г. до н.э. Чжен не достиг совершеннолетия, то всеми делами в царстве заведовал его регент – уже упоминаемый Люй Бувэй. Первыми серьезными действиями и указами Цинь Шихуанди на престоле стали отправление в ссылку своего регента (он подозревался в организации мятежа) и казнь любовника своей мачехи.

Уже в первые года правительства Чженом быстро захвачено 6 государств, которые со временем стали регионами, на которые и делилась страна. При этом, в завоевании новых территории для него были все методы хороши. Официально территория княжества была сформирована, когда ему было 32 года. В этом же году на тот свет ушла и его мать. Ин Чжэн стал именоваться Цинь Шихуанди только в 39 лет, после того, как весь Китай стал единым государством.

Титул первого императора

Имя при рождении первому императору дали в честь месяца, в котором он родился. Однако современникам первый император Китая известен больше как Цинь Шихуанди (название титула), поскольку возле титула имя писать не принято. Созданная им империя была сверх могущественная. Это подтолкнуло его на создание нового титула. В переводе второе имя обозначает «основоположник-император династии Цинь». Старый титул «ванн», который обозначал «князя, монарха, царя», со временем был изъят из употребления.

Титулы Хуан и Ди, от которых и пошло название титула, ранее использовались по отдельности, но чтобы подчеркнуть величие и единовластие императора нового княжества, их начали ставить вместе. Титул императора, который создан при Чжэне существовал до 1912 года, когда имперской эре в Китае после Синьхайской революции пришел конец.

Правление объединенным Китаем

Еще до правления Цинь Шихуанди все было направлено на то, чтобы воссоединить в едином государстве все территории Поднебесной. Новый император поддержал это начало своими реформами. Он создал единую дорожную сеть, создал стандартную систему написания иероглифов, ввел в использование единые денежные единицы, системы мер и весов.

Столицей новых объединенных владений провозгласил новый император город Сяньянь. Там же теперь было принято находиться вельможам и сановникам всех территорий, которые подчинил себе император. Для удобства правительства и во избежание проблем вся территория распределена на 36 округов. Стены для обороны, которые разделяли царства, приказано снести. Единственное, что не тронули – северную стену. Её немного укрепили и усовершенствовали. Это сделано, чтобы отделить от врагов основную часть новой империи.

Последние 10-12 лет своей жизни он вел активную деятельность и практически не задерживался в имперской столице. Больше всего любил проводить инспекции и приносить жертвы в храмах, самовосхваляя себя. Он впервые взошел на гору Ташань (после него это стало императорской традицией) и вышел к морскому берегу.

Цинь Шихуанди боялся смерти и практически полжизни потратил на то, чтобы найти эликсир молодости и бессмертия. Для этого он часто общался с колдунами и вещунами. Однажды услышал, что такой эликсир можно получить только на островах Восточного моря. Для этого хотел отослать нескольких своих подданных, но услышал от них, что это может быть пустая трата времени и не совсем безопасно. За такие слова они поплатились своей жизнью – 460 ученых и подданных были закопаны в землю живьем.

У императора было много книг на тематику вечной жизни и как её приобрести. Разочаровавшись в них и под влиянием одного из придворных, император сжег все книги, оставив только те, что могут понадобиться в ведении сельского хозяйства, медицинские издания. После такого разочарования он уже не так активно ездил по территориям своей империи, оградился от всего в своем громадном дворце. Его желание о том, что на него будут смотреть, как на бессмертное всемогущее божество, не оправдалось. После этого более заметным стало недовольство тоталитарным режимом императора. Против него было организовано 3 заговора. Их своевременно удалось раскрыть. Он понял, что доверять нельзя даже самым близким. Ушел из жизни в 210 году до н.э в возрасте 48 лет. По данным историков смерть наступила после того, как он выпил предлагаемый ему эликсир вечной жизни. В нем содержалась ртуть.

Великие стройки

После себя император Цинь Шихуанди оставил несколько грандиозных сооружений, которые и на сегодняшний день поражают воображение людей. Сразу после объявления себя Императором Китая Цинь Шихуанди начал строительство собственной гробницы, раскопки которой ведутся и по сегодняшний день. Терракотовая армия, обнаруженная в 1974 году до сих пор вызывает массу вопросов у современников.

Помимо гробницы Цинь Шихуанди прославился и другими знаменитыми постройками, такими как дворец Эпан, канал Линцюй, Великая китайская стена.

Также под его руководством сооружена сеть дорог по стране, имеющая три полосы. При этом средняя полоса была лично для императора, что не могло не огорчать простое население.

Гробница императора Цинь Шихуанди

То, что Цинь Шихуанди был могущественным императором и любил большие постройки, можно уже сказать по его гробнице. Ее сооружение начато еще при жизни правителя. Он лично курировал этот процесс. Соорудили ее возле тогдашней столицы империи, а начало постройки огласили практически сразу же после того, как он взошел на престол. Периметр громадного захоронения составлял 6 км, а чтобы его соорудить использовался труд 700 тыс. наемных рабочих. Таких громадных гробниц в Китае еще не было.

Найден этот курган археологами только в 1974 году. Полностью место и до сегодня не исследовано, а саму гробницу императора планируют вскрывать для исследования. Изначально форма гробницы была задумана в виде пирамиды, ведь правитель считал, что только так он может быстро попасть на небо.

Правители китайских династий в то время вместе с собой забирали и свое войско или подчиненных, принося в жертвы иногда сотни и тысячи невинных человеческих жизней. Шихуанди отказался от такой практики и для создания своего войска для потустороннего мира нанял скульптора, который до деталей воссоздал статуи воинов.

Сегодня эта гробница входит в список ЮНЕСКО (с 1987 года). Узнать больше о гробнице и терракотовой армии Цинь Шихуанди в Китае можно здесь.

Интересные факты о правителе Вечной империи Цинь Шихуанди

Факты из жизни Шихуанди, в которые будет сложно поверить:

  • По разным данным историков для сооружения Великой китайской стены, как и для гробницы, сгонялись сотни тысяч (а по некоторым данным и миллионы) работников.
  • Для себя и своих наложниц император начал строительство дворца Эпан. Здесь же хранились и его самые драгоценные вещи.
  • Цинь Шихуанди приказал сделать несколько повозок, которые были аналогичны той, что была у него. Сделано это в целях безопасности, ведь несколько раз были попытки убить его. Если он выезжал на объезд территории, то одновременно отправлял в разные стороны несколько повозок, чтобы сбить с толку недоброжелателей. Окно всегда закрывалось занавеской, поэтому даже приближенные лица не знали точно, кто едет в карете.
  • В терракотовой гробнице императора во время раскопок найдено около 2000 статуй воинов и 22 колесницы, хотя историки утверждают, что в неисследованной части захоронения должно быть еще не менее 5000 статуй.

Династия Цинь

К началу III в. до н. э. на территории Китая остались всего семь царств, которые постоянно воевали между собой: Ци, Чу, Хань, Чжао, Вэй, Янь и Цинь. Наиболее могущественными из них были Цинь на северо-западе и Чу на юге страны. Резкое усиление царства Цинь было в значительной степени связано с значительными преобразованиями легистского образца, проведенными Шан Яном, первым советником циньского правителя Сяо Гуна (361—338 гг. до н. э.). В частности, была дозволена свободная купля-продажа земли, введены единая система мер и весов, единообразное административное деление и круговая порука. Была разработана новая система рангов, которые присваивались в зависимости от военных заслуг или в обмен на взносы в казну; все прежние наследственные привилегии знати были ликвидированы. В результате этих реформ укрепилась власть правителя, выросли доходы казны и военная мощь государства. В 256 г. до н. э. циньский правитель уничтожил династию Чжоу. При ване Ин Чжэне (246—210 гг. до н. э.), вступившем на престол в 13-летнем возрасте, были разгромлены и аннексированы все прочие китайские царства, и Китай был вновь объединен под властью династии Цинь (221— 206 гг. до н. э.).

Ин Чжэн принимает новое имя-титул Цинь Шихуанди («Первый император Цинь»). Он провел в стране масштабные реформы, в результате которых Китай превратился в централизованную бюрократическую империю. Для борьбы с сепаратистскими устремлениями император разделил страну на 36 административных округов, границы которых не совпадали со старыми границами завоеванных царств. Наместники округов (шоу) назначались лично императором и пользовались только гражданской властью. Войсками на территории округа командовал особый чиновник (вэй). Округа делились на уезды во главе с начальниками. Управление более мелкими административными единицами осуществляли старейшины общин. На общегосударственном уровне была создана особая служба инспекторов (цзяней), которые надзирали за чиновниками и населением и представляли императору доклады. В столицу, город Сяньян, были переселены 120 000 знатных семей из шести покоренных царств.

По всей стране была унифицирована система мер и весов. Из обращения изъяли все нециньские монеты. Было введено стандартное написание иероглифов. Запрещались и преследовались местные религиозные культы. Уничтожались нециньские исторические сочинения. Более 400 ученых-конфуцианцев были казнены за приверженность древности и оппозицию новым порядкам. Также было введено единое законодательство, созданное по легистским образцам. Население было поставлено под жесткий административный контроль властей. Все оружие у него было отобрано и перелито на колокола и 12 гигантских статуй, поставленных в императорских дворцах в Сяньяне. За любое преступление были установлены жесточайшие наказания, которые касались не только самого преступника, но и членов его семьи (обычно они обращались в государственных рабов). Широко применялись смертная казнь (четвертование, закапывание живьем в землю и т.п.), в том числе за незначительные проступки, отрезание носа, битье по пяткам и каторжные работы. Поощрялись взаимная слежка и доносы, причем недонесшие строго наказывались.

Цинь Шихуанди проводил активную внешнюю политику, совершая походы на север, против кочевников сюнну и против вьетских племен юэ, населявших юго-восточные приморские районы. Он также развернул масштабное строительство. По всей стране для него было возведено множество дворцов. На северных границах для защиты от кочевников было предпринято строительство Великой Китайской стены протяженностью около 4000 км. Еще при жизни императора для него начали возводить грандиозную усыпальницу.

Огромные расходы потребовали увеличения поземельного налога, который при Цинь Шихуанди составлял 2/3 урожая. Население также должно было исполнять обременительные воинскую и трудовую повинности, от которых были освобождены лишь чиновничество и знать. Строительство Великой стены и военные походы повлекли за собой десятки тысяч человеческих жертв. Народное недовольство росло, а на его проявления власти отвечали жестокими репрессиями.

Император отличался болезненной подозрительностью, постоянно опасаясь заговоров и покушений. Он стремился найти секрет бессмертия, но в 210 г. до н. э. неожиданно скончался в возрасте всего 49 лет. Наследником его стал младший сын Ин Хухай, вступивший на престол под именем Эрши Хуанди (210—207 гг. до н. э.). Он проявил себя как жестокий, капризный и бесталанный правитель. В 209 г. до н. э. в стране началось народное восстание, центр которого находился на юге страны, на территории бывшего царства Чу. На сторону повстанцев стали переходить императорские войска. К восставшим начали присоединяться также недовольные представители чиновничества и старой знати. Одну из их армий возглавил мелкий чиновник Лю Бан. В 207 г. до н. э. его отряды захватили Сяньян. Последний циньский правитель, Ин Цзыин был свергнут, а территория страны оказалась поделена между Лю Ваном, который принимает титул «вана Хань», и другим вождем повстанцев, Сян Юем, именовавшим себя «ваном Чу». Вскоре между ними началась война. В 202 г. до н. э. Лю Бан одерживает победу над соперником, объединяет Китай под своей властью и принимает императорское имя-титул Гао-цзу (202—195 гг. до н. э.). Он становится основателем новой династии Хань (206/202 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

Основатель династии — Цинь Шихуан — объединил Китай под своей властью в 221 до н. э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Император Цинь Шихуан создал централизованное, управляемое государство на основе легизма, при этом проводились репрессии против сторонников конфуцианства: так, в 213 до н. э. был издан указ о сожжении недозволенных сочинений, находящихся в частном владении, а в 212 до н. э. были казнены 460 конфуцианцев и значительное число было «сослано на границы».

Цинь Шихуан объявил о прекращении всех войн навек, собрал от князей оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему правления.

Правление Цинь Шихуана характеризовалось большим количеством общественных работ, на которых были задействованы миллионы граждан. В этот период была построена Великая китайская стена длиной 4000 км, уникальная гробница Цинь Ши Хуана, в которую входила Терракотовая армия, огромнейший императорский дворец Эпан. Сеть дорог общей длиной 7500 км опоясывала страну, дороги были шириной 15 м с тремя полосами, центральная полоса предназначалась для императора. Император упорядочил меры, веса, ввёл единый стандарт иероглифов.

Смерть Цинь Шихуана в 210 до н. э. наступила во время поездки по стране, в которой его сопровождали его младший сын Ху Хай, начальник канцелярии Чжао Гао и главный советник Ли Сы. Опасаясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от имени императора письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший — Ху Хай. В этом же письме содержался приказ о «даровании почётной смерти» Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.

Ху Хай в 21-летнем возрасте вступил на трон под именем Эр Ши-Хуанди, однако фактически оставался марионеткой Чжао Гао и через три года был принуждён к самоубийству по его приказанию.

В империи начались восстания, возглавленные Чэнь Шэном, У Гуаном и Лю Баном (конец 209 — начало 208 до н. э.). В октябре 207 до н. э. столица империи Сяньян была взята армией Лю Бана, провозглашённого императором и ставшего основателем династии Хань.

В январе 206 до н. э. генерал Сян Юй повторно взял столицу, которую ему уступил Лю Бан, разрушил город и массово истребил жителей, последний правитель Цинь был казнён.

  • ЦИНЬ ШИ-ХУАН БЭНЬ ЦЗИ — основные записи (о деяниях) первого императора Цинь // Сыма Цянь. Исторические записки. M. Восточная литература. 1975 (Том 2, Глава 6)
  • Переломов, Л. С. (Леонард Сергеевич). Империя Цинь — первое централизованное государство в Китае (221 — 202 гг. до н. э.) /Отв. ред. Т. В. Степугина ;

Академия наук СССР. Институт народов Азии. — М.: Изд-во восточ. лит.,1962.

Цинь-на — раздел Искусство, Боевые искусства. 200 школ боевых искусств востока и запада Цинь-На (Что Означает «Схватить», Или «Поймать») — Это Одно И.

Цинь-На (что означает «схватить», или «поймать») — это одно из направлений в китайском ушу. Техника данного, направления основана на схватывании конечностей соперника для осуществления болевого контроля над его действиями.

Традиционное ушу было искусством, предназначенным для реального боя. Но в современный период оно претерпело ряд изменений, в результате которых большинство его разновидностей стали лечебно-оздоровительными или спортивно-состязательными. И лишь немногие из них сохранили свой прикладной характер. К числу последних несомненно относится цинь-на.

Хотя «искусство захвата» проявляется в технике, все же мастерство в нем достигается «изнутри». Речь идет об умении использовать «ци», «внутреннюю энергию». Без такого использования многие приемы цинь-на окажутся неэффективными. Техника без употребления «ци» является «пустой». Поэтому цинь-на неразрывно связано с цигуном, а также с практикой тайцзи-цюань. В -принципе, все три указанных направления совпадают. Они разделяются условно, для упорядочивания тренировочного процесса. Итак, цинь-на, цигун, тайцзи-цюань — это три аспекта «внутреннего» ушу, разные стороны единого процесса его освоения и применения.

Основные принципы цинь-на:

1. «Быть зорким, как орел». Для проведения захватов необходимо замечать любые намерения соперника, предугадывать его движения, своевременно реагировать на них. Поэтому надо «держать глаза и уши открытыми»;

2. «Руки, как летящая стрела». Это образное сравнение подразумевает скорость движения рук при осуществлении захвата. «Стрела должна попасть в цель одновременно со звоном спущенной тетивы», только тогда соперник не сможет остановить такое движение или избежать его;

3. «Устойчивый шаг, как у крадущегося тигра». Искусство захвата требует от занимающегося умения устоять под воздействием соперника и общей устойчивости во всех позициях и перемещениях;

4. «Талия гибкая, как у акробата». В дополнение к зоркости глаз, скорости рук, твердому шагу, требуется «выражение» всех движений через талию. Имеется в виду то, что захваты вовлекают в движение все тело. Они связаны с наступлением и отступлением, поворотами и скручиванием, припа-данием и наклоном, падениями и прогибами. Без гибкости, подвижности и координированности в работе тела здесь не обойтись;

5. «Концентрация силы через дыхание». Контроль дыхания обеспечивает концентрацию собственной силы. Только тогда, когда внутренняя энергия «подается» в руку, можно сказать, что она готова для принятия действий соперника. Внутреннюю энергию можно по желанию концентрировать или рассеивать в различных частях тела. Тот, кто не постигнет данного метода, никогда не поймет суть цинь-на;

6. «Сила внезапна, как молния». До применения захвата боец осторожно прощупывает слабые места соперника. Как только такие места определены, он атакует, подобно вспышке молнии. Он должен развивать атаку с нарастающей силой и напором, чтобы соперник не смог увернуться, избежать захвата;

7. «Знание и опыт повышают мастерство». Боец должен знать 36 важнейших приемов цинь-на и 7 методов их применения, а также научиться мгновенно переходить от одних приемов и методов к другим, в соответствии с изменяющейся ситуацией поединка;

8. «Присутствие духа — ключ к победе». Присутствие духа в трудных ситуациях важнее всего другого. Сильный духом может обратить в бегство даже того, кто сильнее его физически и превосходит техникой, ибо ему не хватает напора, устойчивости и правильного выбора техники и тактики.

Наиболее известный на Западе мастер цинь-на, это Ян Чжи Мин, китаец с Тайваня, который уже 22 года живет в США.

Империя Цинь

КИТАЙ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

2. Становление империи Хань.

3. Реформы Ван Мана и крушение Старшей династии Хань.

4. Младшая династия Хань (25-220)

Империя Цинь.

На протяжении длительного времени на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы шел процесс этногенеза древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централизованной империи Цинь стало мощным катализатором процесса складывания китайского этноса. Несмотря на кратковременное существование империи Цинь, ее название стало этническим наименованием китайцев. От него произошли и все западноевропейские названия Китая – латинское Синэ, немецкое Хина, французское Шин, английское Чайна.

Империя Цинь существовала всего два десятка лет (221-206 гг.до н.э.), но она заложила прочную социально-экономическую и административно-политическую основу для возникшей на ее основе империи Хань. Объединив под своей властью Китай, правитель Цинь взял себе новый титул хуанди, который состоял из иероглифов, прежде относившихся только к божествам и мифическим героям. Этот термин принято переводить словом «император». Его нововведения были направлены на унификацию политической и общественной жизни империи. Цинь Шихуанди:

· Упразднил прежние удельные владения и ввел единую систему управления страной, разделив Китай на 36 областей, а те делились на уезды.

· Ввел единые правила государственной службы и критерии оценки служебных заслуг чиновников

· Унифицировал деньги, ввел единые меры длины и веса, единая письменность, даже единая ширина оси для телег.

· Цинь Шихуанди ввел и единое название для своих подданных – «черноголовые».

· Подданным империи запрещалось владеть оружием, и из изъятых железных мечей, копий и прочего вооружения были отлиты 12 гигантских статуй, которые установили в столице.

· Он затеял строительство грандиозной стены вдоль северных рубежей Китая, которая должна была защитить страну от набегов кочевых племен сюнну.

· Одновременно Цинь Шихуанди послал войска на юг (в район современных провинций Гуандун и Фуцзянь). Там были построены крепости и учреждены новые области, первое китайское население которых составили ссыльнопоселенцы.

· Цинь Шихуанди принял решительные меры и для обеспечения своего идеологического единоначалия. Он запретил своим подданным чтение любых книг за исключением тех, которые могли принести практическую пользу (руководства по земледелию, ремеслам, медицине, гаданиям). В 213 г. до н.э. состоялось знаменитое «сожжение книг», за которым последовала казнь более четырехсот ученых, заподозренных в нелояльности режиму.

Все это открывало возможности для подъема производительных сил и утверждения социально-политического строя – империи – совершенно нового типа государства. Именно это событие и стало гранью между древней и средневековой историей Китая. Цинь Шихуанди, однако, переоценил свои возможности. Затеянные им грандиозные строительные работы оказались непомерным бременем для казны, а принятые меры административного контроля, в частности, драконовский уголовный кодекс – далеко не столь действенным, как он рассчитывал. Едва Цинь Шихуанди умер (210 г. до н.э.) и был погребен в своей грандиозной усыпальнице – ныне частично раскопанной и открытой для обозрения, — как по всей империи начались волнения, быстро переросшие в вооруженные мятежи.

Наиболее удачливый из вождей повстанцев, выходец из рядовых общинников, Лю Бан сумел сплотить всех врагов Цинь на своей стороне. В 206 г. империя Цинь пала и победителем в борьбе за власть среди повстанцев оказался тот самый Лю Бан, провозглашенный в 202 г. императором и основавший новую династию – Хань. Время существования династии разделяется на 2 периода – Старшей (или Ранней) Хань (202 г.до н.э. – 8 г.н.э.) и Младшей (или Поздней) Хань (25-220). Столицей империи Лю Бан объявил г.Чанъань (рядом с бывшей цинской столицей).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Империя Цинь. Реформы Цинь Ши-хуанди. Конфуцианство и легизм.

В ходе непрерывной междусобной войны китайских царств на протяжении V-III веков до Р. Х. выявилась определённая историческая тенденция — необходимость объединения разрозненных царств в единое, сильное государство, способное обеспечить безопасность границ, возможность захвата новых земель и рабов у соседних стран.

Объединение страны в тех условиях было возможно лишь в результате насильственного подчинения одному более сильному царству территорий всех остальных царств. В силу вышеизложенных причин сильнейшим из древнекитайских царств в то время было царство Цинь. Дальнейшие завоевания циньского царства, завершившиеся образованием империи, связанны с именем Ин Чжэна (246(61) — 210(8) года до Р. Х. ). Ко времени вступления на престол царства Цинь ему было лишь двенадцать лет. Государством фактически правил видный сановник Люй Бу-вэй, — крупный торговец и ростовщик, но вместе с тем и крупный земельный собственник и рабовладелец.

После завершения строительства стены, Цинь Ши Хуанди провел ряд мероприятий по внутреннему укреплению и централизации власти в своей империи. Были проведены аграрная и административная реформы по образцу реформ Шан Яна.

Была так же проведена финансовая реформа, по которой вводились новые деньги с квадратным отверстием посередине, и производилась унификация всех имеющихся денежных систем в единую систему. После реформы право чеканить деньги было только у императора. За подделку монет полагалась смертная казнь. Границы прежних царств были уничтожены. Если раньше жители каждого царства назывались именем своего царства, то после уничтожения границ по приказу Цинь Ши Хуанди все жители Циньской империи стали называться «черноголовыми» — хэшоу. После завоеваний на Юге Китая, империя была разделена на 40 областей — цзюнь, подразделявшихся на уезды — сянь. Во главе каждой области стояли два управителя: один был представителем гражданской администрации, а другой был военным администратором. Оба они назначались лично Цинь Ши Хуанди. В основу системы государственного управления были положены принципы учения фацзя. Все чиновники должны были строго руководствоваться едиными законами. Для наблюдения за действиями государственного аппарата назначались особые чиновники — инспектора — цзяньюйши, которые рассылались по всей империи, но подчинялись только самому Цинь Ши Хуанди. Введенные при Цинь Ши Хуанди, по примеру Шан Яна, чрезвычайно жестокие меры сурово карали за малейшие поступки. Многие преступления наказывались мучиельными казнями: отрезанием носа, разрубанием колен, вырыванием ребер. Обезглавливание было наиболее легким видом смертной казни. Существовали такие виды казни, как разрубание пополам, разрывание колесницами, зарытие заживо, разрубание по частям и другие более жестокие и омерзительные виды умерщвления. Особенно серьёзные преступления заканчивались казнью не только виновного, но всех его родственников в трех поколениях. Прежняя аристократия завоёванных Цинь Ши Хуанди царств была поставлена под строжайший надзор императорских чиновников. Согласно данным источников, 220 году до Р. Х 120 тысяч аристократических семей из числа наиболее богатых и знатных насильственно были переселены в столицу империи Цинь, — город Сяньян, где они находились под постоянным контролем шпионов и соглядатаев императорского двора империи Цинь.

По приказу Цинь Ши Хуанди была проведена реформа письменности. До образования Циньской империи не существовало единой формы письменных знаков, в различных частях Древнего Китая иероглифы писались по-разному. Теперь же было установлено единообразное для всей страны письмо. Это письмо легло в основу современной китайской письменности.

Узаконенная свободная купля-продажа земли в масштабе всей империи, с одной стороны положила начало невиданному до сего времени обогащению знати, концентрировавшей в своих руках крупные земельные владения, а с другой стороны повлекло за собой массовое разорение свободных общинников. Земельная реформа Цинь Ши Хуанди рассматривалась позднее древнекитайскими государственными деятелями, как преступление против китайского народа. Так, сановник Дун Чжун-шу, живший во II — начале I века до Р. Х. , писал: «При (династии) Цинь : применили законы Шан Яна, : отменили (систему) цзин тянь, господа смогли продавать и покупать (землю). (Тогда) поля богатых протянулись на сотни ли, а у бедных не стало места, где бы воткнуть шило». Так же оценивает результаты земельной реформы Цинь Ши Хуанди в начале I века до Р. Х. государственный деятель Ван Ман. Резкому ухудшению положения свободных производителей способствовало крайнее усиление в империи Цинь гнета налогов и повинностей. Создание и поддержка ирригационных и транспортных каналов, грандиозные строительные работы, проводящиеся по приказу императора и его сановников, требовали огромного количества рабочих рук. В этих работах участвовали помимо рабов, обязанные государственными повинностями свободные земледельцы-общинники. Источники сообщают, что при династии Цинь налоги возросли в двадцать раз по сравнению с древностью, а рабочие и военная повинности возросли в тридцать раз. Увеличение поддатного бремени усилило зависимость земледельцев от ростовщиков. Попав в кабалу к кредиторам, земледельцы вынуждены были закладывать свои участки земли, продавать в рабство членов своих семей, но даже эти меры не спасали их. Окончательно разорившиеся, они продавали свои земли и, оставшись, таким образом, без каких-либо средств к существованию, вынуждены были продавать в рабство самих себя. Угроза порабощения увеличилась в связи с введением новых чрезвычайно жестоких законов. Система взаимной ответственности семей, введеннная в свое время Шан Яном в царстве Цинь, теперь была распространена на всю империю. Количество государственных рабов из осуждённых было столь велико, что историк Бань Гу писал: «Одетые в красное (осужденные) заполнили дороги, тюрьмы превратились в рынки». Работорговля получила в это время исключительно широкое распространение: «торговали рабами, как частные лица, так и государственные сановники». По сведениям источников, «(династия Цинь) : установила рынки рабов вместе с коровами и лошадьми в одних загонах: Дошло до того, что похищали и продавали жен и детей».

С династией Цинь был скомпрометирован и пал легизм. Проверка на практике его идей оказалась достаточной, чтобы выявить его несостоятельность для Китая того времени. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с ее презрением к людям во имя процветания государства оказалась нежизнеспособной; легизм потерпел поражение. Но для сохранения уже сложившейся имперской. структуры, для процветания ее господствующих верхов, осуществлявших свою власть с помощью мощного административно-бюрократического аппарата, созданного стараниями легистов, необходима была доктрина, которая сумела бы придать всей этой системе благопристойный и респектабельный облик. Такой доктриной оказалось конфуцианство.

Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники — его основными помощниками в управлении*, а народ — невежественной массой, которой следовало руководить должным образом для ее же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим: введенные легизмом методы и институты (централизация администрации и фиска, суд, аппарат власти и т. п. ), без которых нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было сделано, причем наибольший вклад в осуществление синтеза внес ханьский император У-ди, министр-реформатор которого Дун Чжун-шу сильно видоизменил характер первоначального конфуцианства и превратил его в официальную государственную идеологию.

Биографии известных людей Китая

Цинь Шихуан-ди

Цинь Шихуан-ди ( 秦始皇帝 Qín Shǐ Huáng-dì «Первый император Цинь»), настоящее имя Ин Чжэн ( 嬴政 Yíng Zhèng, 259—210 гг. до н. э.) — правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.

Ранние годы

Ин Чжэн родился в 259 году до нашей эры, в Ханьдане (в княжестве Чжао), где его отец Чжуан Сянван был заложником. При рождении ему было дано имя Чжэн («первый»). Матерью его была наложница, прежде состоявшая в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем. Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол, что породило слухи, что Люй Бувэй — подлинный отец Чжэна.

Когда в 13 лет Чжэн стал циньским правителем, его государство уже было самым могущественным в Поднебесной. Всё шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. Государственное устройство царства Цинь отличали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.

До 238 г. Чжэн считался несовершеннолетним, а всеми делами заведовал Люй Бувэй как регент и первый министр. В эти годы будущий император впитал популярную при дворе тоталитарную идеологию легизма, наиболее ярким представителем которого в то время был Хань Фэй. Когда Чжэну было 22 года, он приказал казнить любовника своей мачехи (из-за одинакового титула путаемую с его матерью), а Люй Бувэя по подозрению в подготовке мятежа отправил в ссылку.

В последующие годы Чжэн захватил друг за другом все шесть государств, на которые в то время делился Китай. При этом он не гнушался никакими методами — ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял Ли Сы. В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать. В следующем году был пойман Цзин Кэ, убийца, подосланный князем Янь Данем. В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и принял тронное имя Цинь Шихуан.

Титул первого императора

Собственное имя Ин Чжэн было дано будущему императору по названию месяца рождения (正), первого в календаре, ребёнок получил имя Чжэн (政). В сложной системе имен и титулов древности имя и фамилия не писались рядом, как это имеет место в современном Китае, поэтому собственно имя Цинь Шихуана крайне ограничено в употреблении.

Беспрецедентное могущество правителя имперской эры потребовало введения новой титулатуры. Цинь Шихуан-ди буквально означает «император-основоположник [династии] Цинь». Старое наименование ван, переводимое как «монарх, князь, царь», было уже не приемлемо: с ослаблением Чжоу титул вана подвергся девальвации. Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь (см. Три властителя и пять императоров). Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.

Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца имперской эры. Его употребляли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились к воссоединению её частей под своим началом.

Правление объединённым Китаем

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г., после чего новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного единства: под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы — стандартного написания» была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов.

Столицей империи был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств. С тем, чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов. В знак единения были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние царства. Только северная часть этих стен была сохранена, её отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Серединное Государство от варваров-кочевников.

В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями. Объездами своих владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он же первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Как можно понять из «Ши цзи» ханьского историка Сыма Цяня, больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих странствий он знакомился с кудесниками и ведунами, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 219 г. он направил на его поиски экспедицию к островам Восточного Моря (возможно, в Японию). Конфуцианские учёные видели в этом пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю. В 213 г. Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей (см. Burning of books and burying of scholars ).

В последние годы жизни, разочаровавшись в перспективе обретения бессмертия, Цинь Шихуан всё реже объезжал пределы своей державы, отгородясь от мира в своём огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император ожидал, что в нём будут видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало растущее с каждым годом число недовольных. Раскрыв три заговора, император не имел оснований доверять никому из своих приближённых. Умер он в 210 или 209 году во время очередного объезда своих владений. Приверженцы прежних династий тут же ринулись в борьбу за делёж императорского наследства, и в 206 году всё его семейство было истреблено.

Ничто не иллюстрирует могущество Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен ещё при жизни императора. Строительство гробницы началось сразу после образования империи неподалёку от нынешнего Сианя. По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700 тысяч рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км.

Курган с захоронением первого императора был идентифицирован археологами только в 1974 году. Его исследование продолжается до сих пор, причём место захоронения императора ещё ожидает вскрытия. Курган венчало некое пирамидальное помещение, по которому, по одной из версий, душа покойного должна была подняться на небо.

Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско. Лица воинов индивидуализированы, их тела прежде были ярко окрашены. В отличие от своих предшественников — например, правителей государства Шан (ок. 1300—1027 гг. до н. э.) — император отказался от массовых человеческих жертвоприношений.

Комплекс гробницы Цинь Шихуана первым из китайских объектов был включен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Правление Цинь Шихуана было основано на принципах легизма, изложенных в трактате «Хань Фэй-цзы». Все сохранившиеся письменные свидетельства о Цинь Шихуане пропущены сквозь призму конфуцианского мировоззрения ханьских историографов, прежде всего Сыма Цяня. Весьма вероятно, что в приводимых ими сведениях о сжигании всех книг, запрете на конфуцианство и погребении заживо последователей Конфуция отразилась конфуцианская антициньская пропаганда, направленная против легистов.

В традиционном изображении облик Цинь Шихуана как чудовищного тирана тенденциозно преувеличен. Можно считать установленным, что все последующие государства Китая, начиная с Западной Хань, наследовали ту административно-бюрократическую систему управления государством, которая была создана при первом императоре.

Ссылка на основную публикацию