Цигун боевой | Karate-krs.ru

Цигун боевой

Цигун боевой

Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений — тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» — нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу» .

Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и, максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

Основная задача воинского цигуна — накопление, перераспределение, использование различных видов энергий в теле человека и в окружающей его среде. Он применяется для усиления атаки и защиты, для контроля над противником. Сейчас насчитывается около 600 различных видов воинского цигуна, но наиболее распространены следующие: «18 упражнений», «8 кусков парчи», «Трактат об изменении мышц», «Эмейский цигун», «Цигун Белый Журавль».

На протяжении веков были выработаны особые правила, помогавшие ученику освоить технику цигун. Считалось, что лучшее время для таких занятий с 23 часов до 1 часа ночи или с 3 до 5 часов утра. Нельзя упражняться ни слишком сытым, ни слишком голодным. Перед занятиями необходимо расслабиться, освободить голову от посторонних мыслей, вымыть руки и лицо, прополоскать рот. Заниматься нужно в широкой одежде, не стесняющей движений. После тренировки нельзя купаться в холодной воде.

Осваивая новые виды упражнений, следует постепенно переходить от простых к сложным, от медленных к быстрым, от легких ударов к тяжелым. В течение первых 4—5 месяцев занятий необходимо специальными лекарственными кремами и мазями смазывать кожу, чтобы защитить ее от повреждений.

Во время тренировок нужно держать туловище вертикально, концентрируя волю в нижней области живота (чуть ниже уровня пупка), стараться освободиться от излишних напряжений. Распределение энергии в теле должно быть равномерным.

Очень важно уметь регулировать дыхание. От этого во многом зависит способность накапливать и использовать энергию. Существует два способа дыхания: диафрагменное, то есть дыхание животом, когда во время вдоха живот расширяется, а во время выдоха вбирается, и парадоксальное, когда все происходит наоборот: во время вдоха живот вбирается, а во время выдоха мышцы живота расслабляются и живот естественным образом распускается. При необходимости нужно моментально менять один вид дыхания на другой.

Более конкретное представление об упражнениях жесткого цигуна дают два примера: «Железная бочка»,

Перед тренировкой нужно выбрать какой-нибудь тяжелый груз (лучше каменный), вес его должен быть чуть больше того, что вы можете поднять.

Встаньте перед грузом прямо и примите стойку всадника. Напрягите колени внутрь. Расправив грудь, опустите дыхание вниз и вберите ягодицы. Сконцентрируйтесь на низе живота.

Вытяните вперед кисти обеих рук и сожмите ладонями камень. Используя парадоксальное дыхание, с силой вдохните воздух через нос и задержите выдох. Прижмите кончик языка к верхнему нёбу, пальцами ног вцепитесь в землю, пальцы рук прижмите к камню. Всем телом с силой поднимите камень. Поднимайте его до тех пор, пока не выпрямятся ноги в коленях. Затем медленно опустите камень на прежнее место, одновременно потихоньку выдыхая воздух через нос.

Выполнение упражнения следует довести до 36 раз. Затем нужно немного увеличить груз. Для овладения этим упражнением понадобится 18—24 дня.

Это упражнение фактически является продолжением предыдущего. Перед тренировкой нужно обязательно выполнить массаж живота ладонями.

Приняв вертикальную позицию (ноги на ширине плеч), сожмите кисти рук в кулаки и приставьте их к линии пояса так, чтобы центр кулаков был вверху. Кончик языка прижмите к зубам. Смотреть надо прямо. Мысленно направьте всю вашу энергию в верхнюю часть макушки. Используя парадоксальное дыхание, носом вдыхайте, ртом выдыхайте.

При вдохе поднимите кисти обеих рук до уровня уха, центрами кулаков вниз. Приподнимитесь на носках, затем быстро опуститесь в стойку всадника. Разведя руки в стороны, ребрами ладоней резко ударьте в нижнюю часть живота с криком «Хэ!». Одновременно вберите анус. Удары вначале наносятся в область низа живота, а затем по всему животу, груди, ребрам.

На следующем этапе удары наносятся связкой прутьев, затем палкой. Когда вы не будете чувствовать боли от ударов палкой, то берите кирпич и наносите удары по животу кирпичом. Тренироваться нужно до тех пор, пока кирпич не начнет разбиваться об живот.

Следующий этап — удары по животу мешком, наполненным песком. Здесь зам понадобится помощь товарища. Когда все части тела перестанут испытывать боль от ударов, вы овладеете искусством железной бочки.

Конечно, освоение этих и подобных упражнений невозможно без опытного наставника. День за днем, год за годом рука об руку с учителем ученик шел по пути познания себя и окружающего мира, чтобы, поняв его, научиться использовать скрытую в нем могучую силу. Известный древнекитайский философ Ле-Цзы учил: «Посвятив долгое время работе со стихиями, человек становится подобен другим вещам. Ничто не может ни поранить, ни остановить его. Он может все — проходить через камень и металл, ступать по воде и пламени».

Цигун боевой

Управление жизненной энергией в практике боевых искусств»

Эта книга посвящена развитию физических и психических сил, выходящих за рамки возможностей обычного человека. Они могут использоваться в лечебно-оздоровительных целях, в практике единоборств и для повышения творческого потенциала личности. Но необходимо отметить, что эти возможности были направлены не во вред другим и себе. Не случайно передача сокровенных знаний на Востоке происходила от учителя к ученику, и только в том случае, если ученик отвечал определенным морально-этическим нормам.

Психические и физические возможности человека зависят от двух факторов: от энергетического потенциала человека и умения управлять им.

Первый предполагает наличие особой энергетической системы человека Все эзотерические учения Востока (и не только они) помимо анатомо-физиологических систем, известных из школьного курса, выделяют еще энергетическую систему с центрами по вертикальной оси человека. Задача состоит в том, чтобы возбудить их и сделать поток энергии в человеке более обильным. При этом увеличиваются пороги чувствительности, границы восприятия человека расширяются, меняется его уровень сознания. Исследования проф. Е. С. Жарикова показали, что тренировки, направленные на повышение порога чувствительности, резко увеличивают творческие возможности человека, продлевают период его творческой активности.

В зависимости от преследуемых целей и типа личности выбираются соответствующие методы пробуждения этих центров.

Индийские йоги преимущественно выделяют семь энергетических центров, даосские — пять или три.

Христианские монахи уделяют внимание одному — сердечному, и путем сосредоточения на нем с помощью иисусовой молитвы в комбинации с дыханием добиваются его пробуждения и раскрытая необычных возможностей, которые они приписывают божественному провидению.

Даосско-буддийская система уделяет особое внимание энергетическому центру, расположенному чуть ниже пупка (на 3,5–5 см), и рассматривает его как генератор энергии Ци, от течения которой в теле человека зависят его здоровье и творческие способности.

Второй фактор — умение управлять энергетическим потенциалом человека — зависит от его способности концентрировать внимание на выбранном объекте, т. е. от умения медитировать. Свами Вивекананда очень образно сказал, что мощь ума подобна лучам рассеянного света, когда они концентрируются, они освещают. При длительном сосредоточении на каком-либо объекте происходит эмпатия, слияние субъекта и объекта, в результате чего он познает внутреннюю сущность объекта. При сосредоточении на внутренних процессах в организме (особенно если оно проводится на фоне глубокого мышечного расслабления) человек получает возможность управлять ими. Он начинает ощущать, видеть то, что в обычном состоянии недоступно органам чувств.

Это состояние глубокого сосредоточения получило название измененного состояния сознания.

Различные народы на протяжении многовековой своей истории вырабатывали особые приемы вхождения в это состояние в зависимости от преследуемых целей.

Так, например, в одном из направлений буддизма Чань (Дзен) тренировки проводятся путем постановки обучаемого в критическую ситуацию, когда он за считанные мгновения должен найти правильный ответ, что очень важно в практике боевых искусств. В жизни есть тому подтверждения — некоторые люди, оказываясь в чрезвычайных условиях, спонтанно демонстрировали чудеса силы и ловкости.

Летчик испытатель М. Галлай, описывая свои ощущения в экстремальных ситуациях, неоднократно подчеркивал, что в них мозг работает в совершенно необычном режиме. Если бы в нормальном состоянии ои мог действовать так же, то достиг бы невероятных результатов.

Система тренировки Чань и ставит задачу научить человека по его желанию входить в это состояние и выходить из него.

Даосская система делает упор на дыхательно-образных упражнениях в статике и динамике, облегчающих вхождение в это состояние и дающих возможность управления потоками жизненной энергии в теле человека и выведения ее за его пределы, что позволяет демонстрировать те феномены китайского Ушу и Цигуна, которые поражают воображение.

Предлагаемая читателю книга посвящена этим методам, с учетом опыта обучения людей западного воспитания и мышления и адаптирована на их уровень. Описание идет от простого к сложному и в конце концов подводит к методам высшего мастерства, которое достигается в результате длительной и серьезной работы. Книга будет полезна широкому кругу читателей — как новичкам, так и уже активно занимающимся восточными единоборствами, позволит им понять внутренний смысл тех упражнений, которые они делают, и приобщиться к сокровищам знаний, скопленных в Китае, расширить свои представления о возможностях человека.

Автор книги — известный мастер ушу в течение 10 лет учившийся у китайского мастера Чжаи Сюэвина, активно передает свои знания ученикам. На одной из многочисленных фотографий, которыми богато иллюстрирована книга, ученик И. Красулина демонстрирует выделение Ци из руки, заставляя пламя свечи отклоняться. Это свидетельствует, что Ци не просто образ, а некая физическая реальность, познание которой дело будущего.

Привести в порядок свой внешний облик, воспитать у себя добродетель, быть таким гуманным, таким справедливым, как земля…

Су Дунпо и его друг монах Фо Инь часто проводили время вместе. Они пили вино, читали стихи, беседовали о науке. Однажды, встретившись, как обычно, друзья заговорились и совсем забыли о времени, а когда вспомнили о нем, была уже полночь.

Поскольку городские ворота к этому времени уже закрывались, Су Дунпо не мог возвратиться домой и ему пришлось остаться на ночь в храме у приятеля. Когда место для ночлега было приготовлено, Дунпо подошел к постели, снял халат, обувь, сел на пол в позу со скрещенными ногами и, плотно закрыв глаза, стал с силой растирать подошвы ног. Фо Инь, глядя на друга, шутливо заметил: «Уважаемый эрудит медитирует, устремляясь к Будде и богине милосердия, и совсем не думает о ждущей его дома жене. Да, ничего не поделаешь!»

Со Дунпо ничего не ответил, как будто не слышал этих слов. Прошло еще немало времени, прежде чем он открыл глаза и, рассмеявшись, сказал: «Дунпо растирает подошвы не для того, чтобы устремляться к богине милосердия, а для того, чтобы усилить зоркость и ясными глазами смотреть на жизнь». — «Очевидно, мой друг владеет искусством укрепления тела. Я был бы ему очень признателен, если бы он рассказал мне о нем». — «С удовольствием». — отвечал Су Дунпо.

«В трактатах по медицине пишется, что растирание по утрам и перед сном точек юн-цюань на подошвах стоп позволяет ослабить огонь, опустить мутную Ци, улучшить функционирование печени, высветить глаза, укрепить ноги.

Я уже много лет непрерывно следую этой методике «пестования тела». — «Благодарю за пояснения». Теперь понятно, откуда такой удивительный блеск в Ваших глазах и как Вам удается без труда читать иероглифы величиной с мушиную голову». С тех пор Фо Инь стал овладевать искусством «пестования жизни» (искусство продления жизни).

Су Дунпо впоследствии выдвинул немало оригинальных идей, касавшихся укрепления здоровья. Он создал оздоровительную методику Цигун-сянцюань (душистый источник), пользовавшуюся большой популярностью. Су Дунпо (Су Ши, 1037–1101 гг.) — выдающийся китайский поэт и прозаик — обладал разнообразными знаниями и способностями. Известен также как художник и каллиграф.

24 декабря 1989 г. во Дворце спорта города Гуйян КНР состоялись показательные выступления труппы традиционного Цигуна, возглавляемой известным мастером Хэ Цзяньсинем. Оно собрало огромное количество ценителей Цигуна.

Читать книгу “Цигун для здоровья и боевых искусств [полный практический курс]”

«ЦИГУН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЕВЫХ ИСКУССТВ»

Полный практический курс

Об авторе

В шестнадцать лет Ян Цзюньмин под руководством мастера Гао Тао начал изучать тайцзи-цюань (стиль Ян). Закончив обучение у мастера Гао, он занимался с другими мастерами этого искусства в Тайбэе, среди которых были Ли Маоцин и Уилсон Чэнь (Чэнь Вэйшэнь). Постепенно Ян овладел одиночным комплексом тайцзи без оружия, «толкающими руками», парным боевым комплексом, мечом и саблей тайцзи, а также техниками тайцзи-цигун.

Когда Ян Цзюньмину исполнилось восемнадцать лет, он поступил в тайбэйский колледж Тамканг (Даньцзян), чтобы изучать физику. В годы учебы (1964–1968) он посещал Клуб гошу («национального искусства», то есть ушу) при колледже, где под руководством Ли Маоцина изучал традиционный шаолиньский стиль «Длинный Кулак» (чан-цюань), и со временем стал инструктором-ассистентом мастера Ли. В 1971 году окончил Национальный Тайваньский университет, получив степень магистра физики, после чего с 1971 по 1972 год служил в тайваньских ВВС. Во время службы Ян Цзюньмин преподавал физику в Малой академии тайваньских ВВС, а также был инструктором по ушу. В 1972 году, после демобилизации, он вернулся в колледж Тамканг, где преподавал физику, и возобновил занятия под руководством мастера Ли Маоцина. Мастер Ли научил Яна Северному стилю ушу, в котором применяются как приемы рукопашного боя (с акцентом на удары ногами), так и самое разное оружие.

В 1974 году Ян Цзюньмин переехал в Соединенные Штаты, чтобы заняться изучением инженерной механики в Университете Пердью. По просьбе нескольких студентов он начал проводить занятия по «гунфу», а весной 1975 года основал при университете Клуб китайского гунфу. Кроме того, учась в Пердью, Ян Цзюньмин вел спонсируемые университетом курсы тайцзи-цюаня. В мае 1978 года он получил степень доктора философии по инженерной механике.

В настоящее время д-р Ян вместе со своей семьей живет в штате Массачусетс. В январе 1984 года он отказался от карьеры инженера, чтобы иметь возможность посвящать больше времени исследованиям ушу и цигун, работе над книгами и преподаванию в основанной им в 1982 году в Бостоне Ассоциации Боевых Искусств Яна (YMAA). Эта организация постепенно расширялась и с июля 1989 года является лишь одним из подразделений Ассоциации Восточных Искусств Яна (YОАА).

Итак, Ян Цзюньмин занимается китайским ушу с 1961 года, то есть уже более сорока лет. Из них он тринадцать лет посвятил изучению шаолиньского «Белого Журавля» (байхэ), шаолиньского «Длинного Кулака» (чан-цюаня) и тайцзи-цюаня. Доктор Ян имеет почти тридцатипятилетний опыт преподавания традиционных китайских искусств и на настоящий момент (конец 2003 года) является автором или соавтором 31 книги и 52 видеокассет по ушу и цигун.

На русском языке изданы следующие книги:

Ян Цзюньмин. Корни китайского цигун

Ян Цзюньмин. Секреты молодости. Цигун изменения мышц и сухожилий. Цигун промывания костного и головного мозга

Лян Шоуюй, Ян Цзюньмин, У Вэньцин. Эмэйская школа багуачжан: теория и практика

«Энциклопедия мирового вооружения»

Содержание

Цигун боевой

Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений — тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» — нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу» .

Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и, максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

Основная задача воинского цигуна — накопление, перераспределение, использование различных видов энергий в теле человека и в окружающей его среде. Он применяется для усиления атаки и защиты, для контроля над противником. Сейчас насчитывается около 600 различных видов воинского цигуна, но наиболее распространены следующие: «18 упражнений», «8 кусков парчи», «Трактат об изменении мышц», «Эмейский цигун», «Цигун Белый Журавль».

На протяжении веков были выработаны особые правила, помогавшие ученику освоить технику цигун. Считалось, что лучшее время для таких занятий с 23 часов до 1 часа ночи или с 3 до 5 часов утра. Нельзя упражняться ни слишком сытым, ни слишком голодным. Перед занятиями необходимо расслабиться, освободить голову от посторонних мыслей, вымыть руки и лицо, прополоскать рот. Заниматься нужно в широкой одежде, не стесняющей движений. После тренировки нельзя купаться в холодной воде.

Осваивая новые виды упражнений, следует постепенно переходить от простых к сложным, от медленных к быстрым, от легких ударов к тяжелым. В течение первых 4—5 месяцев занятий необходимо специальными лекарственными кремами и мазями смазывать кожу, чтобы защитить ее от повреждений.

Во время тренировок нужно держать туловище вертикально, концентрируя волю в нижней области живота (чуть ниже уровня пупка), стараться освободиться от излишних напряжений. Распределение энергии в теле должно быть равномерным.

Очень важно уметь регулировать дыхание. От этого во многом зависит способность накапливать и использовать энергию. Существует два способа дыхания: диафрагменное, то есть дыхание животом, когда во время вдоха живот расширяется, а во время выдоха вбирается, и парадоксальное, когда все происходит наоборот: во время вдоха живот вбирается, а во время выдоха мышцы живота расслабляются и живот естественным образом распускается. При необходимости нужно моментально менять один вид дыхания на другой.

Более конкретное представление об упражнениях жесткого цигуна дают два примера:

«Железная бочка»

Перед тренировкой нужно выбрать какой-нибудь тяжелый груз (лучше каменный), вес его должен быть чуть больше того, что вы можете поднять.

Встаньте перед грузом прямо и примите стойку всадника. Напрягите колени внутрь. Расправив грудь, опустите дыхание вниз и вберите ягодицы. Сконцентрируйтесь на низе живота.

Вытяните вперед кисти обеих рук и сожмите ладонями камень. Используя парадоксальное дыхание, с силой вдохните воздух через нос и задержите выдох. Прижмите кончик языка к верхнему нёбу, пальцами ног вцепитесь в землю, пальцы рук прижмите к камню. Всем телом с силой поднимите камень. Поднимайте его до тех пор, пока не выпрямятся ноги в коленях. Затем медленно опустите камень на прежнее место, одновременно потихоньку выдыхая воздух через нос.

Выполнение упражнения следует довести до 36 раз. Затем нужно немного увеличить груз. Для овладения этим упражнением понадобится 18—24 дня.

«Удары по бочке»

Это упражнение фактически является продолжением предыдущего. Перед тренировкой нужно обязательно выполнить массаж живота ладонями.

Приняв вертикальную позицию (ноги на ширине плеч), сожмите кисти рук в кулаки и приставьте их к линии пояса так, чтобы центр кулаков был вверху. Кончик языка прижмите к зубам. Смотреть надо прямо. Мысленно направьте всю вашу энергию в верхнюю часть макушки. Используя парадоксальное дыхание, носом вдыхайте, ртом выдыхайте.

При вдохе поднимите кисти обеих рук до уровня уха, центрами кулаков вниз. Приподнимитесь на носках, затем быстро опуститесь в стойку всадника. Разведя руки в стороны, ребрами ладоней резко ударьте в нижнюю часть живота с криком «Хэ!». Одновременно вберите анус. Удары вначале наносятся в область низа живота, а затем по всему животу, груди, ребрам.

На следующем этапе удары наносятся связкой прутьев, затем палкой. Когда вы не будете чувствовать боли от ударов палкой, то берите кирпич и наносите удары по животу кирпичом. Тренироваться нужно до тех пор, пока кирпич не начнет разбиваться об живот.

Следующий этап — удары по животу мешком, наполненным песком. Здесь зам понадобится помощь товарища. Когда все части тела перестанут испытывать боль от ударов, вы овладеете искусством железной бочки.

Конечно, освоение этих и подобных упражнений невозможно без опытного наставника. День за днем, год за годом рука об руку с учителем ученик шел по пути познания себя и окружающего мира, чтобы, поняв его, научиться использовать скрытую в нем могучую силу. Известный древнекитайский философ Ле-Цзы учил: «Посвятив долгое время работе со стихиями, человек становится подобен другим вещам. Ничто не может ни поранить, ни остановить его. Он может все — проходить через камень и металл, ступать по воде и пламени».

Ссылка на основную публикацию