Цайлифоцюань | Karate-krs.ru

Цайлифоцюань

Чой-ли-фут — одна из наиболее известных школ китайского ушу

В самом Китае она называется Цай-ли-фо, но за пределами КНР получил распространение не пекинский, а кантонский вариант названия школы.

Обучение цайлифоцюань в полном объеме занимает 8—10 лет, однако для овладения базовыми навыками и принципами требуется значительно меньше времени — около 2—3 лет. Всего существуют 49 основных комплексов по стилю, в том числе парных, с оружием, с так называемым «тайным оружием», комплексы воздействия на болевые точки и т.д. Все они подразделены на три большие группы, которые и составляют три этапа обучения. На первом этапе в составе комплексов изучают базовые принципы передвижений, основные удары, позиции, схемы коротких связок, характеризующих способы ведения поединка в цайлифоцюань. Второй («средний») этап составляют значительно более сложные комплексы, требующие прекрасной ориентации в пространстве, хорошей физической и психологической подготовки. Большинство из них связаны с принципами древней китайской натурфилософии и по своей геометрии движений связаны с триграммами и гексаграммами знаменитой «Книги перемен» — «И-цзин». Третий этап обычно называют «высшим» или «тайным», так как к нему допускают только ближайших учеников руководителя школы или членов семьи мастера. На этом этапе помимо комплексов (большинство из них — «звериные» комплексы) изучают принципы психологического воздействия на противника, работу с небольшими подручными предметами, например, палочками для еды или короткой веревкой, принципы диетологии, иглотерапии и т.д.

Так или иначе, все технические комплексы сводят к двум большим разделам — комплексам базовой технической подготовки, на основе которых вырабатывают навыки передвижений и ударов, и комплексам зверей, требующим сознательной концентрации на образе животного, его манере вести бой, передвигаться и т.д. Необходимо не столько имитировать повадки зверя, сколько воспроизводить его внутреннее состояние — ярость тигра, изворотливость журавля, хладнокровие и быстроту змеи и т.д.

Цайлифоцюань традиционно связан с образами двух животных — могучего быстрого барса и гибкой змеи. Барс символизирует собой светлое, сильное, жесткое начало ян, змея — податливое, темное, мягкое начало инь. Таким образом на сочетании инь и ян, мягкого и жесткого, прямой и круговой атаки и строится цайлифоцюань.

Цайлифоцюань в противоположность большинству южных стилей в равной степени сочетает мягкие и жесткие движения, короткие и длинные удары. К тому же он включает много ударов ногами, подсечек, зацепов, ударов ногами в прыжках, подскоков, что резко выделяет его из всей плеяды южных стилей.

Перечислим некоторые основные комплексы цайлифоцюань. Комплексы начального уровня: цзомашэн («Переходы в позициях»), сымэньцяо («Мосты четырех врат»), сяомэйхуа («Малый комплекс цветка сливы»), цзехуцюань («Кулак стремительного тигра»), сяо бяньхуцюань («Малый комплекс барса и змеи»). Комплексы среднего уровня: пинцюань («Кулак спокойствия»), коу-да («Разбивающие удары»), багуасинь («Сердце восьми триграмм»), мэйхуа багуа («Восемь триграмм цветка сливы»). Комплексы высшего уровня включают много имитационных таолу: хуцю-ань («Кулак тигра»), шэцюань («Кулак змеи»), шицюань («Кулак льва»), усин («Пять форм животных»), шисин («Десять форм животных»), цзуй басянь («Восемь пьяных небожителей»), датин багуа («Достигать чертога восьми триграмм»), фочжан («Ладонь Будды») и другие.

Обучение в ряде школ ушу, в том числе в цайлифоцюань, отличается от того, к которому привыкли западные последователи боевых искусств, когда изучают сначала стойки, потом отдельно удары руками и ногами, затем из них составляют короткие связки, потом комплексы. В цайлифо обучение происходит иначе. На основе двух-трех основных комплексов разбирается не только весь базовый арсенал техники, но и ‘методы дыхания, психоконцентрации, работы взгляда и т.д. Поэтому относительно несложные комплексы в двадцать-тридцать движений изучают в течение двух-трех лет. Каждому уровню обучения соответствуют свои базовые комплексы, функциональные для выработки определенных навыков. Так, для начального этапа обучения базовыми считаются комплексы цзомашэн (комплекс базовых позиций и передвижений) и сымэньцяо («Мосты четырех врат» — базовые удары руками), для среднего уровня — коуда («Разбивающие удары» — базовая комбинаторика), для высшего уровня — комплексы тигра и журавля.

Создателем стиля традиция называет Чэнь Хэ-на (1805-?), выходца из уезда Синьхуэй провинции Гуандун. Как гласят семейные хроники, Чэнь начал заниматься ушу у своего отца Чэнь Юаньху по стилю фоцзяцюань — «Стиль буддийской школы». Этот стиль когда-то был распространен среди народных буддийских сект, в основном относившихся к «тайной традиции». Ко времени Чэнь Хэна фоцзяцюань замкнулся в нескольких кланах и был практически недоступен пришлым людям. Большинство последователей считало его «внутренним» стилем, так как немалый упор в обучении фоцзяцюань делался на овладение специальными упражнениями, направленными на регуляцию энергии «ци» в организме. Здесь же Чэнь Хэн изучил принцип короткого резкого удара с подскоком — «пронзающего удара», который потом вошел важнейшей составной частью в цайлифоцюань. Был еще один необычный для южных стилей элемент в фоцзяцюань — он включал много ударов ногами и даже прыжков, в то время как знаменитые стили из той же провинции Гуандун, например, хунцзяцюань, лицзяцюань, практически вообще не имели в своем арсенале прыжков.

Чэнь Хэн так увлекся изучением ушу, что вскоре стал считаться лучшим бойцом в округе. Ему даже предлагали самому начать преподавание. Однако смерть отца и почти полное разорение семьи заставили его уйти из родной деревни в поисках заработка. Он перепробовал массу профессий — был носильщиком, охранником караванов с товарами, даже держал собственную мелкую лавчонку. Торговля у него не пошла, зато ему удалось объехать почти всю провинцию Гуандун, которая славилась своими мастерами, большинство из которых руководило деревенскими отделениями тайных обществ.

Именно в этих местах действовали знаменитая Триада — «Общество Неба и Земли (Тяньдихуэй) и тайная буддийская секта «Путь девяти дворцов», практиковавшая эффективные методы медитации, а также многие другие. Вопреки распространенному представлению, подавляющее большинство тайных обществ отнюдь не ставило своей главной целью борьбу с манчжурами. В основном, в недрах этих организаций передавалось мистическое духовное учение через особые виды ритуальной практики, частью которой были боевые искусства. Единой Триады как цельного общества никогда не существовало, она была рассыпана по сотням, а то и тысячам деревенских кланов, семей, шаек бродячих бойцов-бандитов (туфэев). Именно благодаря узости и закрытости семейной традиции проникнуть в эти ячейки оказывалось чрезвычайно трудно. Чэнь Хэн неоднократно терпел жестокое разочарование в своих поисках, получая отказ у известных мастеров.

Наконец, судьба свела его с Ли Юшанем, которого за удивительную крепость тела прозвали Алмазный Ли. Сам Ли обучался у основателя стиля лицзяцюань («Стиль семьи Ли»), монаха Ли Янь-кая. Алмазный Ли первоначально с большой настороженностью отнесся к Чэню, так как не мог понять, зачем ему — уже неплохому знатоку ушу — вновь поступать в обучение. Но шесть лет совместных тренировок продемонстрировали Алмазному Ли чистоту намерений Чэнь Хэна и суровый старец полностью передал ему технику школы, даже назвал своим преемником. Это было довольно необычно, так как Чэнь не принадлежал к семье Ли.

Именно из лицзяцюань пришли в стиль цайли-фо мощные амплитудные удары предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, а также большинство ударов ладонями. В лицзяцюань считается, что только ладонь обеспечивает достаточный энергетический выброс. В этом стиле распространена поговорка, что «один удар ладонью побивает три удара кулаком».

Через шесть лет обучения Алмазный Ли сам отвел своего последователя к другому известному учителю, жившему в том же уезде Синьхуэй, монаху Цай Фу. Стиль, который он преподавал, назывался цайцзяцюань — «стиль семьи Цай». Цайцзяцюань отличается длинными ударами предплечий и низкими, растянутыми стойками, в этом похож на лицзяцюань. В момент удара предплечьем рука почти полностью распрямлялась в локте и предплечье било наотмашь, сметая противника, словно дубина, что и называлось «длинное предплечье». Вместе с тем, в соседнем уезде Чжуншань школа цайцзя под влиянием местных боевых традиций начала использовать и короткие прямые удары с ближней дистанции, а защиту от ударов ногами и руками бойцы выполняли за счет резкого удара локтем по атакующей конечности, что вело к ее перелому. Атака, помимо предплечий, часто выполнялась «глазом феникса» — выставленной вперед второй фалангой указательного пальца.

Таким образом Чэнь Хэн овладел тремя стилями — фоцзяцюань, лицзяцюань и цайцзяцюань, причем по всем трем он считался преемником школы. Его слава достигла таких высот, что уже в молодом возрасте высочайшим императорским указом он был назначен на должность старшего инструктора местных императорских войск по ушу, должность по тем временам весьма почетную.

В процессе преподавания Чэнь Хэн значительно переработал стили, которые постиг. Его детище, названное цайлифоцюань («чой ли фут» на кантонском диалекте) в память о трех школах в которых он обучался, стало не простым механическим объединением многочисленных приемов, но цельным, самостоятельным стилем, который значительно превосходил по своей эффективности всех своих предшественников.

Цайлифо-цюань и его основатель Чэнь Хэн, собравший в один стиль самое лучшее

Цайлифо-цюань, известный за пределами Китая как чойлифут, это один из известнейших стилей ушу. Чойлифут это кантонская версия названия, цайлифо-цюань – пекинская.

Основателем цайлифо-цюань по праву называют Чэнь Хэна, родившегося в 1805 году в уезде Синьхуэй (провинция Гуандун). В семье Чэнь Хэна вспоминают, что он первые уроки ушу брал у своего отца. Чэнь Юаньху учил сына стилю буддийской школы – фоцзя-цюань, в котором большое внимание уделялось регуляции энергии «ци» в организме при помощи специальных упражнений. В это же время Чэнь Хэн изучил и освоил принцип эффективного стремительного удара с подскоком. Этот «пронзающий удар» в последствии он не только перенес в цайлифо-цюань, но и сделал одной из важнейших его составляющих частей. Фоцзя-цюань в принципе характериризуется достаточно большим количеством прыжков и ударов ногами, в отличие от других, традиционных для провинции Гуандун стилей (лицзя-цюань, хунцзя-цюань и пр.), не имеющих в своем арсенале прыжков вообще.

Активное и успешное изучение ушу Чэнь Хэна принесло ему славу лучшего бойца в округе, нашлись люди, которые хотели бы поучиться у него, однако в жизни мастера произошла череда неприятных событий. Умер отец и учитель Чэнь Хэна, затем последовало разорение семьи. В результате Чэнь Хэн вынужден был уехать в поисках заработка из родной деревни. В скитаниях он провел некоторое время, объехав почти все города и поселки Гуандуна, наконец случай свел его Алмазным Ли, как за редкостную крепость тела называли мастера Ли Юшаня, ученика основателя стиля лицзя-юань Ли Янькая. Ли Юшань был удивлен желанием Чэнь Хэна поступить в ученики. Он видел в нем неплохого бойца и недоумевал, зачем тот хочет учиться. Однако за шесть лет совместных тренировок Чэнь Хэн сумел доказать даже этому суровому человеку свою искренность и чистоту. Алмазный Ли вопреки традициям передал Чэнь Хэну, не принадлежащему к его семье, технику собственной школы.

Из знаний, взятых у Алмазного Ли, из стиля лицзя-цюань, Чэнь привнес в цайлифо наиболее эффективные приемы – удары ладонями, предплечьями специфические амплитудные кулачные удары наотмашь.

Еще шесть лет Алмазный Ли тренировал Чэнь Хэна, после чего сам повел его к учителю другого стиля, мастеру Цай Фу, монаху, жившему в уезде Синхуэй. Цайцзя-цюань был фамильным стилем семьи Цай, у него есть достаточно много сходства с лицзя-цюань, однако были особенные, присущие лишь стилю семьи Цай, приемы. Один из них – специфический удпр предплечьем наотмашь. Кроме того, был целый набор ударов коротких и прямых, с ближней дистанции.

После обучения у монаха Цай Фу Чэнь Хэн стал мастером, отлично владеющим тремя стилями – цайцзя-цюань, лицзя-цюань, фоцзя-цюань. При этом он не просто знал и применял приемы, его искусство было столь высоко, что все три школы считали его своим преемником. Такой уровень боевого искусства позволил Чэнь Хэну стать старшим инструктором войск. Приказ о назначении на должность был подписан самим императором. Процесс преподавания позволил мастеру не только глубоко проанализировать все сильные стороны каждого из трех стилей, но и в значительной мере их переработать. Результатом этой многолетней работы стал чойлифут, по эффективности превосходящий каждый из стилей, давший ему начало.

Стиль включает в себя 49 основных комплексов, среди которых есть и парные, и с оружием, и основанные на воздействии на болевые точки и пр.

Комплексы разделены на группы, в последовательном освоении которых и заключается изучение стиля. Первый этап – схемы и позиции, стойки и базовые удары, способы ведения поединка. Второй этап требует и психологической и физической подготовки, развитого вестибулярного аппарата и хорошей ориентации в пространстве. Геометрия движений второго этапа родственна гексаграммам и триграммам «Книги перемен» «И-цзин». Третий этап относят к тайным или высшим знаниям, в которые посвящают ближайших учеников или членов семьи главного мастера школы. Здесь кроме обычных приемов изучается психологическое воздействие на противника и способы работы с мелкими подручными предметами.

Технические комплексы можно поделить на две категории (разделы), первый из которых заключается в отработке ударов и движений, а второй имитации поведения животных, во время которых необходимо научиться перенимать не только сами движения, но и характер животных. Цайлифо-цюань представляет собой гармоничное сочетание инь и янь и связан с образами гибкой змеи и мощного быстрого барса. Именно сведение в один стиль мягких и жестких, прямых и круговых движений и ударов из числа лучших приемов разных стилей позволило цайлифо-цюань стать настолько эффективным и завоевать огромную популярность.

Наверное уже даже дети знают расхожую фразу: «Реклама — двигатель торговли.» Все от мала до велика ежедневно видят различные светящиеся неоном рекламные вывески. Сейчас изготовление объемных букв становится все более и более востребованным.

Цайлифоцюань (Чойлифут) — сила барса и гибкость змеи.

Такой стиль южно-китайского ушу, как цайлифоцюань в некоторых источниках также можно встретить под именем на кантонском диалекте — чайлифут. Название для данного стиля возникло не просто так. Оно объединяет в себе иероглифы «цай» и «ли» из фамилий учителей Чэнь Хэна, который и является создателем цайлифо. А иероглиф «фо» обозначает «Будду», его прикрепили в честь стиля ушу, который изучал дядя Чэна, в честь стиля фочжан. Таким образом Чэн хотел показать влияние дяди на свое становление, и следовательно, на становление стиля. Но у них была одинаковая фамилия, поэтому вписывать в название фамильный иероглиф он посчитал неправильным.

Чэнь Хэн (из уезда Синьхуэй провинции Гуандун) начал изучать фочжан (буддийская ладонь) с семи лет. Обучал его, что очевидно, дядя, которого звали Чэнь Юаньу. Хотя, если верить другим источником, то учителем Чэна был его же отец. В любом случае, изучение боевых искусств увлекло мальчика, и в довольно краткие сроки он показал большие успехи и стал даже считаться лучшим бойцом в округе. Уже тогда ему предлагали самому начать обучать. Но его семья разорилась и Чэню пришлось покинуть родные пенаты.

Со временем Чэнь обучался у Ли Юшаня, которого давно прозвали Алмазным Ли за небывалую крепкость тела. На первых порах Ли Юшань не понимал, зачем Чэнь так хочет учиться дальше, ведь он и так уже неплохой боец. Но спустя какое-то время Ли убедился в искренности намерений Хэна и назвал его одним из своих лучших учеников. А потом Чэнь попал к монаху Цай Фу, который обучал его искусству шаолиньского монастыря. К слову, Цай Фу на тот момент уже исполнилось 96 лет. Чэнь Хэн долго и старательно тренировался и достиг таких высот, что в достаточно молодом возрасте его назначили на почетную должность старшего инструктора по ушу для местный войск.

По окончании обучения Хэн решил вернуться в родную деревню и стал обучать всему, что знал, уже своих родственников. А параллельно он продолжал и свои тренировки, вспоминая и повторяя все, чему учили его. Таким образом, в его голове упорядочились все стили, которые он практиковал, а потом он создал и свой собственный вид ушу, который получил название цайлифо. Это случилось в 1836 году.
Сейчас в семье Чэнь из поколения в поколение передают ортодоксальный стиль, но уже появились и другие ветви цайлифо.

В цайлифо есть три основых этапа обучения. На первом из них изучают основные позиции и удары, короткие связки, передвижения в поединке. На втором — уже намного более сложные комплексы, которые требуют очень высокого уровня подготовки, как физической, так и психологической. К третьему этапу, который также называют «тайным» и «высшим», допускаются уже далеко не все. А точнее, только члены семьи мастера или ближайшие и лучшие ученики руководителя школы. И это вполне логично, ведь в третьей части обучения изучают не только невероятно сложные комплексы, но методы психологического воздействия. Также на третьем уровне практикуют работу с небольшими подручными предметами, такими как короткая веревка или даже палочки для еды.

В школе цайлифо обучение проходит не так, как во многих других школах единоборств, когда сначала учат удары, стойки, и только потом из них составляют комплексы и связки. В этом стиле ушу есть два-три базовых комплекса, и на их основе уже разбирают и технику, и дыхание, и психологическую концентрацию и даже работу взгляда. Как раз поэтому на первый взгляд несложные комплексы, состоящие из двадцати-тридцати движений, могут тут изучать два-три года. Но комплексы в цайлифо очень разнообразны, они включают в себя и работу с оружием, и воздействие на болевые точки соперника, и многое другое. Также в цайлифо есть специальные «комплексы зверей». Они требуют концентрации на каком-либо животном: его характерных особенностях, поведении, движениях и манере вести бой. Причем основным является все же не скопировать полностью повадки зверя, а сосредоточиться на его внутреннем состоянии: если змея, то быстрая и гибкая, если журавль, то ловкий, если тигр, то яростный и т.д. Основных животных в цайлифо два: барс и змея. Барс является символом светлого, сильного и жесткого, а змея олицетворяет собой мягкое, темное и податливое. Ян и инь красной нитью проходят через разные стили ушу, и цайлифо, как мы видим — совершенно не исключение.

Цайлифо-Цюань, или Чойлифут

Это один из широко известных стилей ушу. Однако за пределами КНР распространен не пекинский, а кантонский вариант названия стиля — чойлифут.

Создатели стиля считается Чэнь Хэн (1805-1875), выходец из уезда Синьхуэй провинции Гуандун. Как гласят семейные хроники. Чэнь начал заниматься ушу у своего отца, Чэнь Юаньху — по стилю фоцзя-цюань — «Стиль буддийской школы».

Он считался «внутренним» стилем, так как немалый упор в обучении фоцзя-цюань делался на овладение специальными упражнениями, направленными на регуляцию энергии «ци» в организме. Здесь же Чэнь Хэн изучил принцип короткого резкого удара с подскоком — «пронзающего удара», который потом вошел важнейшей составной частью в цайли-фо-цюань. Был еще один необычный для южных стилей элемент в фоцзя-цюань — он включал много ударов ногами и даже прыжков, в то время как знаменитые стили из той же провинции Гуандун, например, хунцзя-цюань, лицзя-цюань, практически вообще не имели в своем арсенале прыжков.

Чэнь Хэн так увлекся изучением ушу, что вскоре стал считаться лучшим бойцом в округе. Ему даже предлагали самому начать преподавание. Однако смерть отца и разорение семьи заставили его уйти из родной деревни. В поисках заработка он объехал почти всю провинцию Гуандун, которая славилась своими мастерами ушу.

Наконец, судьба свела его с Ли Юшанем, которого за удивительную крепость тела прозвали Алмазный Ли. Сам Ли обучался у основателя стиля лицзя-цюань («Стиль семьи Ли), монаха Ли Янькая. Алмазный Ли первоначально с большой настороженностью отнесся к Чэню, так как не мог понять, зачем ему — уже неплохому знатоку ушу — вновь поступать в обучение. Но шесть лет совместных тренировок продемонстрировали Алмазному Ли чистоту намерений Чэнь Хэна и суровый старец полностью передал ему технику школы, даже назвал своим преемником. Это было довольно необычно, так как Чэнь не принадлежал к семье Ли.

Именно из лицзя-цюань пришли в стиль цайлифо мощные амплитудные удары предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, а также большинство ударов ладонями. В лицзя-цюань считается, что только ладонь обеспечивает достаточный энергетический выброс. В этом стиле распространена поговорка, что «один удар ладонью побивает три удара кулаком».

Через шесть лет обучения Алмазный Ли сам отвел своего последователя к другому известному учителю, жившему в том же уезде Синхуэй, монаху Цай Фу. Стиль, который он преподавал, назывался цайцзя-цюань — «стиль семьи Цай». Цайцзя-цюань отличается длинными ударами предплечий и низкими, растянутыми стойками, в этом он похож на лицзя-цюань. В момент удара предплечьем рука почти полностью распрямлялась в локте и предплечье било наотмашь, сметая противника, словно дубина, что и называлось «длинное предплечье». Вместе с тем, школа цайцзя под влиянием местных боевых традиций начала использовать и короткие прямые удары с ближней дистанции, а защиту от ударов ногами и руками бойцы выполняли за счет резкого удара локтем по атакующей конечности, что вело к ее перелому.

Таким образом Чэнь Хэн овладел тремя стилями — фоцзя-цюань, лицзя-цюань и цайцзя-цюань, причем по всем трем он считался преемником школы. Его слава достигла таких высот, что уже в молодом возрасте императорским указом он был назначен на должность старшего инструктора местных войск по ушу, должность по тем временам весьма почетную.

В процессе преподавания Чэнь Хэн значительно переработал стили, которые постиг. Его детище, названное цайли-фо-цюань («чойлифут» на кантонском диалекте) в память о трех школах в которых он обучался, стало не простым механическим объединением многочисленных приемов, но цельным, самостоятельным стилем, который значительно превосходил по своей эффективности всех своих предшественников.

Всего существуют 49 основных комплексов по стилю, в том числе парных, с оружием, с так называемым «тайным оружием», комплексы воздействия на болевые точки и т.д. Все они подразделены на три большие группы, которые и составляют три этапа обучения.

На первом этапе в составе комплексов изучают базовые принципы передвижений, основные удары, позиции, схемы коротких связок, характеризующих способы ведения поединка в цайлифо-цюань. Второй («средний») этап составляют более сложные комплексы, требующие прекрасной ориентации в пространстве, хорошей физической и психологической подготовки. Большинство из них по своей геометрии движений связаны с триграммами и гексаграммами знаменитой «Книги перемен» — «И-цзин». Третий этап обычно называют «высшим» или «тайным», так как к нему допускают только ближайших учеников руководителя школы, или членов семьи мастера. На этом этапе они, помимо комплексов, изучают принципы психологического воздействия на противника и работу с небольшими подручными предметами, например, с палочками для еды и короткой веревкой.

Так или иначе, все технические комплексы сводят к двум большим разделам — комплексам базовой технической подготовки, на основе которых вырабатывают навыки передвижений и ударов, и комплексам зверей, требующим сознательной концентрации на образе животного, его манере вести бой, передвигаться и т. д. Необходимо не столько имитировать повадки зверя, сколько воспроизводить его внутреннее состояние — ярость тигра, изворотливость журавля, хладнокровие и быстроту змеи и т.д.

Цайлифо-цюань традиционно связан с образами двух животных — могучего быстрого барса и гибкой змеи. Барс символизирует собой светлое, сильное, жесткое начало ян, змея — податливое, темное, мягкое начало инь. Таким образом на сочетании инь и ян, мягкого и жесткого, прямой и круговой атаки и строится цайлифо-цюань.

Цайлифо-цюань в противоположность большинству южных стилей в равной степени сочетает мягкие и жесткие движения, короткие и длинные удары. К тому же он включает много ударов ногами, подсечек, зацепов, ударов ногами в прыжках, подскоков, что резко выделяет его из всей плеяды южных стилей.

Перечислим некоторые основные комплексы цайлифо-цюань.

  • Комплексы начального уровня: цзомашэн («Переходы в позициях»), сымэньцяо («Мосты четырех врат»), сяомэйхуа («Малый комплекс цветка сливы»), цзехуцюань («Кулак стремительного тигра»), сяо бянъхуцюанъ («Малый комплекс барса и змеи»).
  • Комплексы среднего уровня: пинцюань («Кулак спокойствия»), коуда («Разбивающие удары»), багуасинь («Сердце восьми триграмм»), мэйхуа багуа («Восемь триграмм цветка ел ивы»).
  • Комплексы высшего уровня включают много имитационных таолу: хуцюань («Кулак тигра»), шэцюань («Кулак змеи»), шицюань («Кулак льва»), усин («Пять форм животных»), шисин («Десять форм животных»), цзуй басянъ («Восемь пьяных небожителей»), датин багуа («Достигать чертога восьми триграмм»), фочжан («Ладонь Будды») и другие.

Обучение в школе цайлифо-цюань отличается от того, к которому привыкли западные последователи боевых искусств, когда изучают сначала стойки, потом отдельно удары руками и ногами, затем из них составляют короткие связки, потом комплексы. В цайлифо на основе двух-трех основных комплексов разбирается не только весь базовый арсенал техники, но и методы дыхания, психоконцентрации, работы взгляда и т.д. Поэтому относительно несложные комплексы в двадцать-тридцать движений изучают в течение двух-трех лет. Каждому уровню обучения соответствуют свои базовые комплексы.

Цайлифоцюань

Цайлифо, чойлифут или чой ли фут (кит. 蔡李佛), стиль южно-китайского ушу, создателем которого считается мастер Чэнь Хэн (1805-1875) из уезда Синьхуэй провинции Гуандун. Чэнь Хэн с семи лет начал изучал форчжан (буддийская ладонь). Его учителем был его отец. Довольно в ранние годы он считался лучшим бойцом в округе которому предлагали самому начать преподавать. Однако смерть отца и разорение семьи вынудили молодого мастера покинуть свои края.

Вскоре судьба свела его Ли Юшанем, которого за удивительную крепость тела прозвали Алмазный Ли. Алмазный Ли с большой настороженностью отнесся к Чэню, так как не мог понять, зачем такому хорошему знатоку ушу — вновь поступать в обучение.

Но шесть лет совместных тренировок продемонстрировали Алмазному Ли чистоту намерений Чэнь Хэна и суровый старец полностью передал ему технику школы, даже назвал своим преемником.

Это было довольно необычно, так как Чэнь не принадлежал к семье Ли. Именно из лицзя-цюань пришли в стиль цайлифо мощные амплитудные удары предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, а также большинство ударов ладонями. В лицзя-цюань считается, что только ладонь обеспечивает достаточный энергетический выброс.

По окончании обучения Хэн вернулся в родную деревню и стал обучать всему, что знал своих родственников, параллельно продолжая свои тренировки, вспоминая и повторяя все чему учили. Так у него упорядочились все стили, которые он практиковал, а потом он создал и свой собственный вид, который получил название цайлифо 1836 году.

Существуют 49 основных комплексов по стилю, в том числе парных, с оружием, с так называемым «тайным оружием», комплексы воздействия на болевые точки. Обучение делиться на три этапа:

  1. изучают основные позиции и удары, короткие связки, передвижения в поединке.
  2. более сложные комплексы, которые требуют очень высокого уровня физической и психологической подготовки.
  3. называют «тайным» и «высшим», допускаются уже далеко не все. Изучают невероятно сложные комплексы и методы психологического воздействия, практикуют работу с небольшими подручными предметами.

В школе цайлифо обучают сначала ударам, стойкам, и только потом из них составляют комплексы и связки. Существуют два-три базовых комплекса, и на их основе уже разбирают и технику, и дыхание, и психологическую концентрацию и даже работу взгляда. Основных животных в цайлифо два: барс (символом светлого, сильного и жесткого) и змея (мягкое, темное и податливое). Таким образом на сочетании инь и ян, мягкого и жесткого, прямой и круговой атаки и строится цайлифо.

Следует отметить, что именно один из комплексов этого легендарного искусства изучают и в нашей школе в качестве одного из начальных базовых навыков кунг фу. Этот комплекс имеет полностью прикладной аспект и практически все приемы можно использовать в свободном поединке в разделе ушу саньда.

1 Батальон

Национальное боевое искусство Китая цайлифо является разновидностью ушу. Этот стиль ещё часто называют чойлифут или чой ли фут. Цайлифо принадлежит к стилям южно-китайского кунг-фу. Отцом данного вида боевого искусства является мастер Чэнь Хэном. Основными чертами данного стиля считаются размашистость и амплитудность сильнейших ударов. Последние, как и в прочих южных школах, наносятся кулаком и предплечьями.

В китайской истории годом основания стиля цайлифо записан 1836 год. Название данного южного стиля ушу имеет перевод, означающий «кулак Цая, Ли и Будды«. Иероглифы «цай» и «ли» Чэнь Хэном получил из фамилий двух своих преподавателей, а иероглиф «фо«, означающий «Будда«, и так ясно откуда был получен.

В общей сложности стиль цайлифо включает в себя 49 комплексов, как без оружие, так и вместе с ним. Тренировочный комплекс цайлифо очень последователен, он состоит из трёх групп. В первую группу включены комплексы базовых передвижений, позиций и ударов. Во вторую группу — чуточку более сложные комплексы, для выполнения которых требуется уже достаточно хорошая физическая и психологическая подготовка. А в третью группу включены наиболее сложные комплексы. Все вместе они представляют упражнения начального, среднего и высшего уровней.

Уже на самых первых уроках по цайлифо ученикам хватает практики. Их очень быстро начинают сажать в низкую «позицию всадника«. Также быстро идут в оборот и руки будущего бойца, его начинают приучать к разнообразным приёмам руками. Технически стиль цайлифо очень сильно перекликается со стилями провинции Гуандун.

Во время обучения цайлифо для противоударной закалки тела практикуются весьма жестокие методы. Среди них особенно широкую практику получили методики «железной ладони» и упражнения с утяжелителями. Одной из характерных для цайлифо тренировок являются упражнения с различными типами манекенов. Вообще весь принцип борьбы цайлифо заключается в том, что воин должен обойти защиту противника по боковой линии.

Известно, что в настоящее время за цайлифо закрепилась репутация мощного прикладного стиля. И этому поспособствовала длительная и насыщенная история его развития. Достоверный факт, что до объединения Гонконга с остальным Китаем почти половина гонконговских бойцов проповедовала именно стиль цайлифо.

Цайлифоцюань

Чойлифут — Цайлифо, чойлифут или чой ли фут стиль южнокитайского кунфу, выработанный мастером Чэнь Хэном (1805 75). Для этого стиля характерны размашистость и амплитудность мощных ударов кулаком и предплечьями (влияние школ севера) … Википедия

Чэнь Хэн — Дата рождения: 180 … Википедия

Ушу — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Боевое искусство — (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое искусство. Не… … Википедия

Вонг-фу — Ушу (кит. трад. 武術, упрощ. 武术, пиньинь wǔshù) китайское слово состоит из двух иероглифов «у» и «шу», и традиционно переводится как «военное, боевое искусство». Содержание 1 Определение 1.1 Про названия 1 … Википедия

Вонгфу — Ушу (кит. трад. 武術, упрощ. 武术, пиньинь wǔshù) китайское слово состоит из двух иероглифов «у» и «шу», и традиционно переводится как «военное, боевое искусство». Содержание 1 Определение 1.1 Про названия 1 … Википедия

Восточные БИ — Боевое искусство (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое… … Википедия

Восточные боевые искусства — Боевое искусство (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое… … Википедия

Восточные боевые исскуства — Боевое искусство (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое… … Википедия

Восточные единоборства — Боевое искусство (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое… … Википедия

Цайлифо (кит. 蔡李佛 ), чойлифут или чой ли фут — стиль южно-китайского ушу, выработанный мастером Чэнь Хэном (1805-1875). Для этого стиля характерны размашистость и амплитудность мощных ударов кулаком и предплечьями (влияние школ юга). Этот стиль зародился от соединения в одно целое трёх разных семейных стилей ушу: Цай, Ли и Фо. Их Чэнь Хэн в разное время изучил у мастеров ушу-представителей вышеупомянутых семей, а позже объединил их и переработал, создав свой собственный стиль, известный ныне как чой ли фут.

В арсенале стиля насчитывается 110 различных формальных комплексов (таолу) — рукопашных, с оружием, различные парные упражнения, упражнения на сваях, но из них лишь 49 комплексов являются основными, то есть такими, которые в процессе обучения изучают абсолютно все обучающиеся. Все они делятся на три группы, которые изучаются последовательно. Первая группа включает комплексы, изучающие базовые передвижения, удары, позиции. Вторая группа содержит более сложные комплексы, требующие хорошей физической и психологической подготовки. Третья группа содержит самые сложные комплексы. В этой третьей группе находятся в основном различные имитационные комплексы: «Кулак льва», «Кулак тигра», «Пьяный кулак», «Кулак пяти зверей» и многие др. Таким образом, существуют комплексы начального, среднего и высшего уровней.

Источники информации

Пино Ж. Китайский кулак. — Мн: Харвест, 1997. — 320 с. — ISBN 985-433-057-5.

Му Рен Джан (кит. 木人樁, кит. упр. 木人桩 кит. пиньинь Mù rén zhuāng, деревянный манекен, кантон. muk yan jong, деревянный человек-столб) — спортивный тренажёр, деревянный манекен, который используется в учёбе нанесения различных ударов и техники ведения боя. Манекен используется во многих южных китайских стилях боевых искусств, например Хунгар, Цайлифо, Танланцюань, Багуачжан, но наиболее известен благодаря Вин-Чуну.

Кейн Косуги (яп. ケイン・コスギ Кейн Косуги), имя при рождении Кейн Такэси Косуги (яп. 小杉 健 Косуги Такэси) — американский актёр японского происхождения и мастер боевых искусств. Он сын известного японского актёра и мастера боевых искусств Сё Косуги. Кейн имеет чёрный пояс по карате, также профессионально владеет дзюдо, ушу и тхэквондо.

«Кто я?» (кит. 我是誰, пиньинь Wǒ shì shuí, кант. Ngo⁵ Si⁶ Seoi⁴; англ. Who Am I?) — гонконгский фильм с боевыми искусствами, срежиссированный при участии Джеки Чана и с ним в главной роли.

Ноа Рингер (англ. Noah Ringer) родился 18 ноября 1996 года в городе Даллас, штат Техас, США.

Актёр, известный по своей первой роли (Аанг) в фильме «Повелитель стихий». У него индийские корни.

Данный список содержит перечень персонажей из игровой серии файтингов Mortal Kombat, и прочих видеоигр, в которых они также появлялись. Серия основана на вымышленной вселенной, состоящей из шести миров, включая Земное Царство, Эдению, Царство Хаоса, Царство Порядка, Внешний Мир и Преисподнюю. Для уменьшения опасности возникновения войны между мирами Старшие Боги устроили турнир для бойцов под названием «Смертельная битва».

В случае очередного поражения Земному Царству грозит уничтожение в первой игре Mortal Kombat (1992). Однако земным защитникам удаётся победить чемпиона Горо и хозяина турнира Шан Цзуна, вынуждая последнего искать другие способы уничтожения Земли. С тех пор в каждой игре появляется новый злодей, желающий завоевать все царства, нарушая тем самым правила турнира. Несмотря на то, что в Mortal Kombat: Deception (2004) большинство персонажей были убиты Шан Цзуном и Куан Чи, все они возвращаются в Mortal Kombat: Armageddon (2006).

Ушу́ (кит. трад. 武術, упр. 武术, пиньинь: Wǔshù) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.

Александр Фу Шэн или Фу Шэн (кант. трад. 傅聲, упр. 傅声, йель: Fu6 Seng1, пиньинь: Fù Shēng, англ. Alexander Fu Sheng); род. 20 октября 1954, Гонконг — 7 июля 1983, Гонконг) — гонконгский актёр и режиссёр. Звезда фильмов боевых искусств 1970-х, начала 1980-х от студии братьев Шао.

Хун Цзиньба́о (кант. трад. 洪金寶, кант.-рус.: Хун Кампоу, пиньинь: Hóng Jīnbǎo, более известный как Са́ммо Хунг Кам-Бо или Са́ммо Хун; род. 7 января 1952, Гонконг) — гонконгский и американский кинорежиссёр, актёр, продюсер, постановщик боевых сцен в кино.

Чжан Чэ (кит. трад. 張徹, упр. 张彻, пиньинь: Zhāng Chè, в англоязычных источниках записывается как Chang Cheh, 10 февраля 1923 — 22 июня 2002) — один из наиболее известных режиссёров гонконгской киностудии Shaw Brothers, оказавший значительное влияние на киножанр уся и жанр кинобоевиков в целом. Лауреат премии Азиатско-тихоокеанского кинофестиваля 1970 года за лучшую режиссуру (за фильм Месть).

Чэнь Хэн ( 1805г.-1875г. в уезде Синьхуэй провинции Гуандун, Китай) — мастер боевых искусств, основатель стиля Цайлифо-цюань.

Ши Жунчжан (1 января 1913 – 3 июня 2009), более известный как Ши Кьен — китайский актёр из Гонконга. Иногда в ролях обозначается как Шек Кин (кантонское произношение) или Кьен Ши (согласно западному порядку). Более известен за роли отрицательных героев в нескольких ранних гонконгских фильмах жанра «уся» и фильмах с боевыми искусствами периода чёрно-белого кино. Наибольшую известность у западной аудитории получил за роль главного злодея Хана в фильме Брюса Ли «Выход дракона» (1973).

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Боевые искусства Китая: пигуа-цюань, синьи-цюань, цайлифо-цюань, цинь-на, шуайцзяо

Достижение технических приемов в боевых искусствах Китая возможно только при использовании внутренней энергии ци.

Пигуа-цюань (кулак рубок и подвешиваний)

Этот стиль отличается резкой рубкой и жесткими движениями прямой руки снизу вверх, когда точкой приложения силы является кисть.

Для постижения техники пигуа-цюань применяются комплексы базовых упражнений, как с оружием, так и без, а также рукопашный бой. Изучение этого кулачного единоборства достаточно сложно и требует систематической отработки приемов, совершаемых с полной самоотдачей.

Синьи-цюань (кулак формы-мысли)

Этот достаточно простой, естественный и мощный стиль зародился в XVII веке и до наших дней сохранил в своей основе боевую составляющую. Его отличают экономичные, но весьма эффективные движения.

Несмотря на кажущуюся незамысловатость, синьи-цюань многослоен, и внешняя жестокость приемов скрывает в себе плавность движений, расслабление тела и покой сознания. Рукопашная техника этой школы дополняется обучением владению копьем, мечами и палкой.

Цайлифо-цюань (чойлифут)

Создатель стиля Чэнь Хэн привнес в свою школу единоборств необычные для прочих китайских боевых искусств многочисленные удары ногами и прыжки. Также визитной карточкой стиля стали резкие и сильные размашистые удары предплечьями, удары кулаком наотмашь и удары ладонями, которым уделялось особое предпочтение.

В процессе тренировок сначала разбираются и заучиваются технические комплексы, сложность которых возрастает от уровня к уровню, а затем на их основе постигаются базовые движения, боевые приемы, методы дыхания, духовной концентрации и т.д.

Это направление китайского ушу по сей день сохранило свой прикладной характер, позволяющий применять его в реальных схватках.

Техника этой школы заключается в схватывании конечностей соперника с обретением последующего болевого контроля над его действиями. Скоростные движения рук, внимательность и высокая реакция, устойчивость в перемещениях и стремительная сила – все эти технические приемы недостижимы без использования внутренней энергии ци и неразрывно с ней связаны.

Национальная китайская борьба, сохранившая свою популярность до наших дней.

Во главу угла здесь ставится не сила, а сложность техники и разнообразие приемов, таких как прямые и точные удары, оглушающие броски, захваты, зажимы и т.д. Принятые современные правила этой борьбы позволяют снизить риск травматизма спортсменов, не уменьшая при этом зрелищности поединков.

Post new comment

Наши партнеры

ВитаПортал — сайт о здоровье

Мы предоставляем информацию по следующим основным разделам.

  1. Новости здоровья, питания, диет и здорового образа жизни
  2. Правильное питание, похудение, диеты
  3. Аллергия и новые методы лечения
  4. Вредные привычки и способы отказа от них
  5. Заболевания человека, методы диагностики и лечения
  6. Рождение и воспитание детей
  7. Спорт и фитнес
  8. Рецепты здорового питания
  9. Бесплатные консультации врачей
  10. Блоги врачей, экспертов по питанию и фитнесу, группы по интересам
  11. Сервис онлайн-записи на прием к врачу ЕМИАС

Ваше здоровье — наша цель

«ВитаПортал» занимает одно из первых мест среди официальных медицинских сайтов в рунете по количеству пользователей. Для многих из них мы стали любимым медицинским сайтом, и мы стремимся оправдать их доверие, постоянно обновляя и актуализируя информацию о здоровье человека. Наша миссия в том, чтобы здоровых людей стало больше. И предоставление проверенной информации – это наш путь достижения цели. Ведь чем более информированным будет наш пользователь, тем бережнее он будет относиться к своему главному достоянию – здоровью.

В команду «ВитаПортала» входят дипломированные врачи и эксперты в своих областях, кандидаты и доктора медицинских наук, журналистыйт о здоровье

ВитаПортал — официальный медицинский сайт, посвященный здоровью человека. Наша основная задача – предоставить пользователю проверенную информацию, верифицированную экспертами в своих областях.

Наш сайт о здоровье создан не для практикующих врачей, а для обычных пользователей. Вся информация адаптирована и предоставлена доступным и понятным языком, медицинские термины расшифровываются. В то же время мы уделяем большое внимание проверке подлинности своих источников, которыми становятся только официальные медицинские сайты, научные медицинские журналы и практикующие врачи и эксперты.

Рекомендации и мнения, опубликованные на Сайте, включая материалы по персональной диете СлимСмайл, НЕ ЗАМЕНЯЮТ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

©2011- VitaPortal, все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45631 от 29.06.2011 г.
VitaPortal не осуществляет медицинских консультаций или постановки диагноза. Подробная информация.

Ассоциация клубов

Гимнастика Ушу в ДТДиМ «Севастополец»

  • Камзолкин Владимир Анатольевич – тренер ассоциации клубов «Многогранник». Ведет тренировки с 2007 года. Телефон: +79166904167

Записаться на занятия можно в ДТДиМ Севостополец (бывший ДПиШ).

Секция Гимнастика Ушу в ДТДиМ «Севастополец» существует с 2009 года.

Работа в секции ведется по направлению стиля Нань Цюань (nan quan) с элементами техник стиля Цайлифо Цюань (choy lee fut) по программе ассоциации клубов «Многогранник». Целевой аудиторией секции являются все ребята интересующиеся ушу как искусством. В секцию принимаются ребята с 5 до 17 лет. Мы не ставим себе задачу вырастить чемпионов мира. Основные приоритеты занятий – воспитание здорового поколения, адаптация ребенка в коллективе, умение преодолеть себя, воспитание характера и становление личностных качеств.

Достижению этих целей служат различные средства, включая обязательные тренировки в зале и на улице, туристические походы, летние и зимние тренировочные лагеря, ежегодные аттестации, различные соревнования, фестивальные программы и многое другое.

Мы видим в Ушу не столько возможность помахать кулаками во дворе, сколько разностороннюю науку о человеке, движении, восприятии мира и умении преодолевать трудности (в том числе защищать себя), а кроме того эстетически прекрасные движения и ребус, оставленный нам поколениями мастеров Китая и зашифрованный в виде комплексов таолу. Секция “Гимнастика Ушу” является структурным подразделением ассоциации клубов Многогранник. Программа занятий разработана инструкторским составом ассоциации и рассчитана на 10 лет. После этого занимающийся может продолжать оттачивать свое мастерство в секции, делая больший акцент на прикладном аспекте, либо попробовать себя в качестве инструктора.

На начальном этапе подготовки , в первые три года занятий много времени уделяется общей физической подготовке, гимнастике, дисциплине, игровым упражнениям, изучению основных стоек, простых техник ушу, простой парной работе и простым техническим комплексам. Ребята, успешно освоившие базовую программу, переводятся в группу, углубленно занимающуюся стилевой техникой . Разучиваются более сложные комплексы, техника прорабатывается в парах по отдельным движениям, в связках, затем объединяется в непрерывную предустановленную последовательность защит и нападений (дуйлянь), затем проверяется уже в учебных и соревновательных поединках в защитном оборудовании. Для тех, кто успешно продвигается по программе работы без оружия (цюаньшу), вводится работа с шестом (гуньшу) и мечом (даошу).

На продвинутом уровне ребятам предоставляется возможность работать с дополнительными видами оружия: дротик на веревке (Шен Бяо), парные ножи бабочки (Фэй Хун Ху Шоу Шуан), копье (Цян).

Специальные тренировочные средства . Для более успешной подготовки занимающихся в секции используются различные снаряды, сочетающие в себе традиционные китайские и современные идеи: гимнастические палочки, баскетбольные мячи, пои (мячик на веревке), кубики, деревянный человек (wooden dummy) стиля Цайлифо Цюань, жгуты и многое другое.

Ссылка на основную публикацию