Бугэйкан | Karate-krs.ru

Бугэйкан

Современная школа, сочетающая элементы нескольких стилей каратэ и кобу-дзюцу.

Школу основал Хига Сэйтоку. Он изучал каратэ у ряда мастеров Окинавы, начиная со своего отца Хига Мунсюн, который был мастером стиля Томари-тэ. Из других учителей Хига Сэйтоку следует назвать таких именитых мастеров как Тояма Канкэн и Тибана Тёсин (Кобаяси-рю). Однако основным учителем для Хига стал Кисимото Соко, ученик ныне почти забытого наставника Такэмура, стиль которого был чрезвычайно специфичным.

Мастер Такэмура (Татимура) практиковал старинный вариант Сюри-тэ и до 1879 г. служил сборщиком налогов. Поэтому отношения с крестьянами у него были очень напряженными. Однажды во время поездки за налогами на небольшой островок на него напали человек 20 местных крестьян. Однако Такэмура смог отразить все атаки, а затем одного за другим поразил всех противников, причем от его ударов кожа с лица слетала лоскутами, а волосы с головы отлетали клочьями. Не устояв под градом «скальпирующих» ударов, крестьяне бросились бежать врассыпную. Хотя Такэмура с честью вышел даже из такой передряги, позже он решил, что его работа слишком опасна, подал прошение об отставке, уехал из Сюри и начал возделывать землю на севере острова.

Кисимото Соко (1862—1945), ученик Такэмура, передавший его неповторимый стиль боевого искусства Хига Сэйтоку, был тщедушным на вид, но необыкновенно ловким. Кисимото был убежденным буддистом, что необычно для окинавца, и значительную часть свободного времени проводил в медитациях, благодаря чему развил экстрасенсорные способности. Например, он мог инстинктивно уклоняться от неожиданной атаки со спины, а также владел искусством «железной рубахи». Рассказывают, что однажды знаток традиционной медицины, взявшийся его лечить, так и не смог вонзить акупунктурную иглу в точку на плече Кисимото. Впрочем, возможности «железной рубахи» Кисимото были не безграничны, о чем убедительно свидетельствует тот факт, что он погиб от шальной пули во время битвы за Окинаву в 1945 г.

Кроме каратэ, Хига Сэйтоку изучал также кобу-дзюцу (в частности, достиг уровня сихан в школе бо-дзюцу Ямани-рю), а также Мотобу удонтэ у сегодняшнего главы этой школы Уэхара Сэйкити. Техника и тактика удонтэ произвели на Хига столь сильное впечатление, что он многое пересмотрел в собственном стиле каратэ и, в конце концов, пришел к идее синтеза каратэ, удонтэ и кобу-дзюцу. Так появилась школа Бугэйкан — «Дворец воинского искусства».

Тренинг по системе Бугэйкан объединяет 6 аспектов. Среди них следующие:

  1. Практика ката каратэ. Там изучают 28 ката: Найханти, Пинъан 1—5, Сэсан, Сотин, Дзиттэ, Нисэси, Тинто, Пассай 1 — 3, Дзион, Ананку, Кусянку в 2-х вариантах (Корю, Такэмура), Годзюсихо, Мототэ Сантин, Мацу Сантин, Дзитин, Сутин, Руфуа (Руфа), Ниданбу в 2-х вариантах (Дай, Сё), Санпабу в 2-х вариантах (Ити, Ни). Ката Ниданбу и Санпабу, неизвестные в других школах, составлены из приемов и перемещений, взятых из удонтэ. В Бугэйкан считается, что тренировка ката имеет первостепенное значение для начинающих и детей, но после того, как человек достиг определенной степени мастерства, он может отказаться от них. Кроме того, ката следует исполнять не только в жесткой, резкой манере, но и мягко. Идея Хига такова: «Когда двигаешься, будь подобен текущей воде, ибо мягкое одолевает жесткое».
  2. Базовые удары руками и ногами. Эти удары почти идентичны базовой технике Мотобу удонтэ, однако Хига делает больший акцент на подвижность, что влечет за собой более легкую, пружинистую работу ног. В ударах ногами используются подушечка стопы под пальцами, кончик большого пальца и внешнее ребро стопы.
  3. Тай-сабаки. В основе этих упражнений лежит идея ухода с линии атаки. Для того чтобы помочь ученикам постичь всю важность этого аспекта, в Бугэйкан был разработан особый вид кихон кумитэ, в котором ученик противостоит одному или нескольким партнерам, атакующим ударами кулаков, ног и резиновых ножей.
  4. Практика связок приемов с оружием и без него. Упражнения всех предыдущих уровней помогают ученику приобрести глубокое понимание приемов. Из Мотобу удонтэ заимствована техника боя японским мечом (катана), алебардой (нагината), копьем (яри), серпом (кама) тростью (дзё), парными дубинками (нидзё танбо), ножом (танто), веслом (кай) и сурутин.
  5. Практика ката кобу-дзюцу. Основу изучения техники боя с оружием составляют ката кобу-дзюцу. Всего изучаются семь ката с шестом (бо); одна ката с тонфа; две ката с сай; две ката с нунтяку. Техника работы с оружием в кобу-дзюцу довольно сильно отличается от техники тэ, Она служит вспомогательным средством в обучении бою с оружием. Кроме того, ученики изучают эти ката как достояние традиционной культуры Окинавы.
  6. Свободная практика. Свободная практика в Бугэйкан включает:
    • а) обусловленные схватки на один (иппон-кумитэ) и три (самбон-кумитэ) шага;
    • б) вольный бой на месте без передвижений, на безопасной дистанции (соноба дзю-кумитэ), проводимый без протекторов;
    • в) состязательный вольный бой (дзю-кумитэ) в полный контакт с использованием защитного снаряжения (шлем, нафудник, перчатки);
    • г) тренировку на подвесном мешке (занятия с макиварой не поощряются).

Большое внимание уделяется медитации. Перед началом каждой тренировки ученики выполняют специальные дыхательные упражнения.

Упражнения для преодоления страха

2. «Кошмарное пробуждение» лежа
ПП ложится на спину. Сверху на него в районе живота садится ВП. Оба партнера в «накладках». ВП начинает наносить различные удары в область головы (имеющие максимальную силу примерно в 5 см от лица ПП, т.е. попадающие в накладки уже на излете, существенно ослабленными.)
Первый этап. ПП в ответ прижимает свой подбородок к груди, приподнимается вверх, максимально высоко отрывая лопатки от пола, и уходит от удара за счет движений корпуса (а не только головы), одновременно с этим ПП активно блокирует руки ВП, сбивая их в стороны (рис. 3.11).
Второй этап. Продолжая движение корпусом, ПП по команде пытается захватить руки ВП, «связывает» их своими, тем самым пресекая возможность нанесения ударов как таковых (рис. 3.12).
Третий этап. Продолжая движения корпусом и руками, по команде ПП прихватывает одну руку ВП, одновременно притягивая ее к себе, резко поднимая таз вверх и переворачивая его вбок. ПП опрокидывает ВП и в одно(!) слитное движение оказывается на нем, давя локтем на горло и коленом в пах (осторожно!) (рис. 3.13). (Опа! Противник этого точно не ожидал! :))

Для соблюдения равенства переворотов в левую и правую сторону упражнение повторяется четное количество раз. Затем партнеры меняются ролями.
Цель: преодоление страха удара и желания сдаться. С практикой приходит уверенность, что выход есть из любой ситуации и до тех пор, пока ты сражаешься, ты не побежден.
(Кстати, дайте себе труд посмотреть в Интернете видео реальных уличных драк. Практически в 100% случаев даже толпой не удается забить одного, пока тот психологически не сдается.)

3. Удары ладонью в лоб в ответ на шаг вперед
ПП наклоняет голову вперед, как бы немного «бычась» (на самом деле взгляд должен быть направлен к горизонту, а шея слегка вытянута макушечным усилием), так чтобы затылок был продолжением позвоночника. Делая шаг вперед, ПП получает удар от ВП в лоб (рис. 3.14). Удары наносятся не сильно, но чувствительно, ладонью руки. По команде следует смена ролей.
Целью данного упражнения является преодоление страха получить удар в область головы, лица, отработать взгляд на противника, на удар.

5. Шаг вперед со стула
ПП становится одной ногой на край стула, второй – на спинку, медленно перенося вес тела вперед, падает вместе со стулом. ПП делает как бы шаг через стул (рис. 3.16).
Цель упражнения такая же – преодолеть естественное состояние страха.

6. Нажатие на болевые точки
Несколько следующих упражнений будут посвящены, на мой взгляд, одному очень важному аспекту – преодолению страха боли, т. е. умению ее терпеть.
Начнем с простого. ВП начинает воздействовать на все известные ему болевые точки абсолютно не сопротивляющегося ПП. Осторожно! Безопасность превыше всего! Не стоит вырывать кадык или половые органы! На теле – руках, ногах, на корпусе достаточно болевых мест, давление на которые доставит несколько незабываемых минут вашему напарнику. Через некоторое время по команде партнеры меняются ролями.

7. Следующее упражнение – набивка рук.
В отработке принимают участие двое. Партнеры наносят удары друг другу внутренними поверхностями одноименных предплечий. ВП с силой раскачивает прямую, опущенную вниз расслабленную руку. ПП делает то же самое, но в момент нанесения удара резко выгибает запястье, как бы формируя тейшо (сётэй). Задача ПП обстучать себе всю поверхность предплечья. Затем следует смена рук. После чего партнеры меняются ролями.
Предлагаю вашему вниманию и усложненный вариант этого упражнения – набивку всего тела. Один партнер наносит удары, сила которых увеличивается по мере роста мастерства второго в этом упражнении. Второй учится терпеть болевые ощущения. По команде партнеры меняются ролями.
Основную цель предложенных упражнений я вижу в преодолении с их помощью страха боли. Это поможет вам научиться (привыкнуть) терпеть возможные ушибы во время схваток. На занятиях бывают случаи, когда после сильного ушиба руки, корпуса или ноги один из соперников не может (или все-таки не хочет?) продолжать поединок.
А к набиванию же как таковому мое отношение весьма скептично. И, несмотря на все аргументы моих близких друзей-каратистов, у меня есть две основные причины иметь его. Первое, о чем не стоит забывать, это то, что каждый удар – это микротравма. Сама по себе она не причинит серьезного вреда. Но… капля за каплей. Годы, а у некоторых и десятилетия, которые вы будете практиковать набивку, число таких незначительных, казалось бы, микротравм из пары-тройки плавно перерастет во многие десятки, сотни тысяч или даже в миллионы. На данный момент вы игнорируете такие вещи, потер – прошло, «танцуй, пока молодой». Но в результате в зрелом и пожилом возрасте (когда запал уже не тот, что прежде, и уровень энергии понизился) такие накопленные травмы очень часто приводят к хроническим болям и болезням.
Во-вторых, «набитое» тело, скорее всего, выручит вас в рукопашной схватке (только вот какой ценой?). Но, выступая против вооруженного агрессора, особенно если оружие будет колющим – режущим – рубящим, тут уж вряд ли. Более того, у вас есть риск возникновения привычки «держать» удар, принимая его на тело, которая в этом случае может оказаться смертельной.
В своем мнении я не одинок. Описывая тренировки в школе Бугэйкан мастера Сэйтоку Хиги, Бишоп пишет (стр. 279): «В подобном спарринге нападающий наносит удары ногой, рукой или резиновым ножом… Резиновые ножи обеспечивают полную безопасность и иллюстрируют реальную ситуацию, которая может сложиться в жизни, тем каратекам, которые пришли из других школ и были воспитаны под лозунгом «Я могу выдержать удар в любую точку тела».

8. Пощечины
Одним из, на мой взгляд, самых действенных упражнений на преодоление страха является взаимное нанесение пощечин. Партнеры встают друг напротив друга и начинают по очереди наносить пощечины. Внимание! Пощечины наносить исключительно выпрямленными пальцами. Ни в коем случае не ладонью!

Как выжить в уличной драке

Иллюстрированный самоучитель рукопашного боя

Ничего не приносит большего вреда обществу, чем воинские искусства, которые не дают пользы в реальном бою.

Мы должны учиться у древней традиции. Однако мы не должны во всем полагаться на нее. В прошлом – боевое искусство прошлого. Боевое искусство будущего, вероятно, будет отличаться от боевого искусства дня сегодняшнего. Карате современной эпохи должно включать в себя все достоинства традиции и идти вперед.

Следует ли отвечать добром на зло?

Как можно отвечать добром на зло?

Добром отвечают на добро.

А на зло отвечают справедливостью.

Для кого эта книга?

Для меня настоящее боевое искусство – это многогранный бриллиант, который с каждой из сторон выглядит по-разному. Оно должно содержать в себе и оздоровительно-энергетический аспект, и плоскость работы с психикой и сознанием. А как проверить, настоящее ли боевое искусство? Конечно же, по эффективности в драке. Я свято убежден, что если система надежно работает в бою, она обязательно полезна и для здоровья, и для энергетики, и для психики. Просто в зависимости от необходимости вы можете поворачивать этот бриллиант нужной в данный момент стороной.

Другими словами, для меня настоящее боевое искусство это искусство выживания, которое помогает не только в случае драки, но и оздоравливает душу и тело. Согласитесь, обидно потеть в зале только ради нескольких секунд драки. Хочется получить два, а лучше три в одном. 🙂 Практика описанных в этой книге упражнений как раз и позволит вам, уважаемый читатель, как освоить навыки самообороны, так и окрепнуть физически и психически.

Более того, уже много лет моим главным «сенсеем» является Микеланджело Буонаротти. Помните его знаменитую фразу про отсечение всего лишнего? Я весьма скептически отношусь к боевым искусствам, содержащим тысячи приемов. Хоть кто-нибудь (даже патриарх школы) помнит названия всех приемов? Не говоря уже об их практической отработке.

По этой причине в настоящий момент я остановился на примерно 20 технических действиях (может быть, и меньше, смотря как считать). По моему глубочайшему убеждению, лучше глубоко освоить эти приемы, чем «быть в курсе» сотен или тысяч.

Как ни странно, но эту книгу я написал для нескольких групп читателей.

Во-первых, эта книга для тех, кто уже несколько лет занимается различными стилями карате и других боевых искусств, но так и не обрел желаемой уверенности на улице. Дело в том, что большинство современных секций боевых искусств можно лишь с большой натяжкой считать прикладными. Другими словами, все они предполагают более или менее честный поединок по правилам данного стиля.

Во-вторых, эта книга написана для людей, пока систематически не занимающихся в секциях, не имеющих боевого опыта, соответствующей подготовки и поэтому, естественно, желающих научиться драться, защитить себя и своих близких. Здесь я хочу остановиться особо. Бытует мнение, что, для того чтобы научиться эффективно защищать себя от уличной шпаны, достаточно посетить одно– или двухдневный семинар, прочесть пару книг, посмотреть несколько тренировочных фильмов или (совсем недавнее изобретение) освоить интернет-курс. И все бы хорошо, да что-то нехорошо.

Действительно, из семинара или видеокурса можно вынести и запомнить способы нанесения тех или иных ударов или их комбинаций. Можно запомнить даже технику перемещений. Однако все это не даст вам никаких дополнительных шансов в условиях уличной драки!

На самом деле, в условиях стрессовой ситуации, спасаясь, тело, скорее всего, будет автоматически (то есть бессознательно) выполнять действия, либо заложенные в него на тренировках, либо присущие ему от рождения (типа «рабоче-крестьянского крюка от пола»). Недостаточно знать технику, надо научить ей тело! Только в этом случае вы обоснованно можете надеяться на удачный исход уличного столкновения.

Более того, недостаточно лишь «заложить» в тело те или иные приемы, техники, способы атак, защит, перемещений. Гиперважно научиться выполнять все как минимум быстро (а лучше своевременно) и сильно. А вот на это может уйти достаточно много времени. 🙁

Некоторые инструкторы, пытаясь научить драться за «пару дней», советуют атаковать уязвимые места (глаза, пах, колени и так далее). Сам по себе акцент на эти зоны весьма разумен! Однако в условиях выброса адреналина в условиях стресса, возможного алкогольного или наркотического опьянения агрессоров вашей силы для поражения даже наиболее уязвимых зон может не хватить. Поэтому очень важно удары выставлять на реальных препятствиях, а не только в воздух. Я имею в виду боксерские мешки, груши, манекены, набивные мешки, макивары и так далее.

На память приходит весьма красноречивый эпизод. В феврале 1997 года состоялся бой между Ленноксом Льюисом и Оливером МакКолом за звание чемпиона мира по одной из версий. Оливер МакКол всячески саботировал бой. В 4-м и 5-м раундах он начал плакать и ходить по рингу с опущенными руками. В то время как МакКол уклонялся от борьбы, Льюис никак не мог нанести решающий удар по беззащитному противнику. В 5-м раунде рефери был объявлен технический нокаут в пользу Льюиса. После боя выяснилось, что МакКол был в состоянии наркотического опьянения. (После этого эпизода в профессиональном боксе ввели проверку на допинг перед боем.)

К чему я привел этот случай? Думаю, что удары Леннокса развивают силу далеко за 300 кг. Однако в течение 5 раундов (почти 15 (!) минут) Льюис так и не смог уложить на ринг практически несопротивляющегося противника! Делайте выводы!

В-третьих, эта книга написана для инструкторов различных секций. Может быть, вам будет небезынтересно прочесть эту книгу. От себя же я очень прошу вас подумать над включением некоторых элементов, описанных здесь, в программу тренировок. Возможно, как факультатив, как дополнительные занятия (не нарушая стилевую целостность), но мысли, методики, советы, изложенные в этой книге, существенно повысят боевую, прикладную эффективность ваших учеников в ситуации уличной драки.

Зачем люди занимаются боевыми искусствами (БИ)?

Возможно, кому-то вопрос, вынесенный в заглавие, покажется странным. Но действительно, давайте попробуем разобраться в мотивах прихода в секцию БИ.

Я уже писал, что БИ – это многогранный бриллиант, способный повернуться к своему адепту необходимой тому гранью.

Кто-то приходит за физическим здоровьем и находит отличный фитнес-компонент в таких (обычно понимаемых как гимнастические) направлениях, как айкидо, тайцзи, цигун и другие.

Кто-то приходит за восточной или славянской эзотерикой. И тут на авансцену выходят внутренние китайские и языческие русские стили. За экзотикой люди идут (и надо сказать успешно находят) в ниндзюцу.

Но если рассматривать молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет, то все-таки большинство из них приходит из желания научиться самообороне. Желание быть сильным изначально присутствует у большинства мужчин. А вот тут-то как раз и начинается самое интересное.

На вопрос: «С какой целью вы пришли на тренировки?» чаще всего можно услышать ответы: «научиться драться», «научиться самообороне», «хочу уметь постоять за себя». В принципе все понятно, но как определить (желательно в зале, на улице может быть поздно), достигли ли вы поставленной цели, научились ли драться?

Стоит обратить внимание, что иллюзии в самозащите на редкость дорого обходятся. Например, если я уже 10 лет учусь живописи и даже уверен, что стал суперхудожником, а на самом деле рисую как курица лапой, то это моя личная проблема.

Гэнсэй-рю (яп. 玄制流 гэнсэй-рю:) — стиль каратэ, уходящий корнями в окинавские боевые искусства, а именно стиль сюри-тэ. Его разработал Сэйкэн Сюкуминэ (1925—2001) на основе классических техник. У Сюкуминэ было два известных учителя: Садояма и Кисимото. Название «Гэнсэй-рю» было впервые использовано в 1953 году.

Содержание

Первый иероглиф названия («гэн», 玄) означает «таинственный», «оккультный» и «вселенная», а также «тонкую и глубокую истину». Второй («сэй», 制) переводится как «контроль», «закон» или «правило», но также и как «создание формы». Последний («рю», 流), который означает «направление» или «система». Сочетание «гэнсэй» в школе интерпретируется как «преследовать глубокую истину и прояснять её через форму», которую можно расценивать как физически, так и духовно [ источник не указан 347 дней ] .

Корни Гэнсэй-рю уходят в старинный стиль каратэ под названием Сюри-тэ. Некоторые источники называют источником Томари-тэ, но различия между ними были минимальны, оба этих стиля способствовали развитию Сёрин-рю. В 1920-х и 1930-х годах на Окинаве было три основных стиля каратэ, названных в честь городов, где они были созданы: Наха, Томари и Сюри. Эти три стили (Наха-Тэ, Томари-Тэ и Сюри-Тэ) иногда называют более общим Окинавским каратэ.

Мацумура «Буси» Сокон (1809—1898) был мастером Сюри-тэ. В числе его многочисленных учеников, ставших знаменитыми каратистами, Ясуцунэ (Анко) Итосу, учитель Гитина Фунакоси. Менее известным учеником был Буси Такэмура. Он разработал версию ката «кусянку», которая до сих пор преподаётся в Гэнсэй-рю и Бугэйкан. Одним из учеников Такемуры был Кисимото (1862—1945, ниногда годом рождения называют 1868). Такэмура обучал Сэйкэна Сюкуминэ дальше.

Сэйкэн Сюкуминэ, родившийся 9 декабря 1925 года в Наго на острове Окинава, начал заниматься каратэ в возрасте 8 лет, его учителем стал Анко Садояма, мастера корю-карате. Он обучал Сюкуминэ четыре года. Когда Сюкуминэ было около 14 лет, он был принят на обучение к Соко Кисимото. За всю жизнь Кисимото взял всего девять учеников, и Сюкуминэ пришлось долго упрашивать его [ источник не указан 347 дней ] . Другой источник утверждает, что Сэйкэн Сюкуминэ был принят после того, как прошёл своеобразный экзамен: Кисимото внезапно с силой бросил кусок древесного угля в Сюкуминэ, а тот уклонился. Кисимото принял его в ученики при одном условии: пообещать сохранить техники в тайне [1] .

Во время Второй мировой войны 18-летний Сюкуминэ был призван в военно-морской флот и должен был присоединиться к японскому корпусу камикадзе и стать пилотом «кайтэна», небольшого одноместного судна со взрывчаткой, который должен подорваться у американского военного корабля. Сюкуминэ обучили маневрировать между защитными стальными сетками, которые окружали корабли для защиты от кайтэнов [2] .

В атаку Сюкуминэ так и не отправили, и он пережил войну. Вернувшись домой, он обнаружил, что Окинава разрушена обстрелами, а мастер Кисимото был убит в 1945 году. Сюкуминэ оставался в одиночестве в течение нескольких лет, в это время он начал развивать свой стиль каратэ, объединив знакомые ему техники Садоямы и Кисимото со знаниями, полученными во время тренировки для управления кайтэнм.

В 1949 году в городе Ито в Сидзуоке Сэйкэн Сюкуминэ впервые продемонстрировал свои техники каратэ [2] . В октябре 1950 года Сэйкэн Сюкуминэ участвовал в каратэ-выставке, организованной Nippon Television. В этой демонстрации участвовали и другие мастера, такие как Хидатака Нисияма ( Японская ассоциация каратэ [en] , JKA), Ясухиро Кониси (Рёбукай), Рюсё Сакагами (Итоцукай), Хироси Кэндзё (Кэнсюкай), Канки Идзумикава и Сэйити Акаминэ (оба — Годзю-рю). Сюкуминэ продемонстрировал ката косёкун-дай, техникой тамэсивари сломал 34 кровельных черепицы ребром открытой руки и хатидан-тоби-гэри (8 ударов ногой в одном прыжке) В начале 1950-х годов Сюкуминэ создал ката «сансай», признанное шедевром каратэ Гэнсэй-рю [ источник не указан 347 дней ] .

В 1953 году Сюкуминэ начал давать уроки на военной базе Татикава [en] бойцам Сил самообороны, впоследствии он преподавал во многих додзё в университетах и компаниях в Токио и его окрестностях. В 1953 году Сюкуминэ официально назвал свои техники Гэнсэй-рю.

В 1964 году Сюкуминэ опубликовал книгу «Син Каратэдо Кёхан» (Shin Karatedō Kyōhan), в которой он описывает основы корю-каратэ. Некоторые из ката в книге подробно объясняются с фотографиями:

  • Тенъи-но ката
  • Тии-но ката
  • Дзинъи-но ката
  • Сансай
  • корю-наифанчи
  • корю-бассай
  • корю-кусанку

В этой книге упоминается еще много ката, без рисунков, в общей сложности около 44, в том числе тайкиоку-сёдан, тэнсё-но-ката, ванкан и т. д. В книге он упоминает название Гэнсэй-рю несколько раз. Сюкуминэ добавил к классическим корю-ката несколько созданных им самим: тэнъи, тии, дзинъи и сансай. В книге «Син Каратэдо Кёхан».

С 1960-х годов Гэнсэй-рю начало распространяться также за пределами Японии, в таких странах, как США, Испания, Финляндия, Нидерланды, Дания, Австралия, Бразилия, Индия и др.

Из этого боевого искусства в 1965 году Сюкуминэ создал стиль Тайдо. Многие ученики перешли за ним, однако продолжает функционировать и Международная федерация Гэнсэй-рю [en] .

Характеристики Гэнсэй-рю

Сюкуминэ был также известен как философ, и во время войны он научился концепции неожиданной атаки, которую воплотил в Гэнсэй-рю.

Ката сансай получило широкую известность как типичное для Гэнсэй-рю [ источник не указан 347 дней ] . Другие характерные удары Гэнсэй-рю — эби-гэри (удар сзади, с обеими руками на земле и опущенным к земле лицом) и мандзи-гэри (боковой удар маваси-гэри в аналогичной позиции). Оба удара принадлежат к так называемой группе сядзё-гери (склоняющееся тело) и также изучаются в Тайдо. Помимо ката, в Гэнсэй-рю также практикуются сихо (яп. 四方 , четыре направления) и хаппо (яп. 八方 , восемь направлений) , упражнения, в которых комбинация движений повторяется несколько раз в разных направлениях (вперёд, назад и т. д.).

Гэнсэй-рю (яп. 玄制流 гэнсэй-рю:) — стиль каратэ, уходящий корнями в окинавские боевые искусства, а именно стиль сюри-тэ. Его разработал Сэйкэн Сюкуминэ (1925—2001) на основе классических техник. У Сюкуминэ было два известных учителя: Садояма и Кисимото. Название «Гэнсэй-рю» было впервые использовано в 1953 году.

Первый иероглиф названия («гэн», 玄) означает «таинственный», «оккультный» и «вселенная», а также «тонкую и глубокую истину». Второй («сэй», 制) переводится как «контроль», «закон» или «правило», но также и как «создание формы». Последний («рю», 流), который означает «направление» или «система». Сочетание «гэнсэй» в школе интерпретируется как «преследовать глубокую истину и прояснять её через форму», которую можно расценивать как физически, так и духовно [ источник не указан 347 дней ] .

Корни Гэнсэй-рю уходят в старинный стиль каратэ под названием Сюри-тэ. Некоторые источники называют источником Томари-тэ, но различия между ними были минимальны, оба этих стиля способствовали развитию Сёрин-рю. В 1920-х и 1930-х годах на Окинаве было три основных стиля каратэ, названных в честь городов, где они были созданы: Наха, Томари и Сюри. Эти три стили (Наха-Тэ, Томари-Тэ и Сюри-Тэ) иногда называют более общим Окинавским каратэ.

Мацумура «Буси» Сокон (1809—1898) был мастером Сюри-тэ. В числе его многочисленных учеников, ставших знаменитыми каратистами, Ясуцунэ (Анко) Итосу, учитель Гитина Фунакоси. Менее известным учеником был Буси Такэмура. Он разработал версию ката «кусянку», которая до сих пор преподаётся в Гэнсэй-рю и Бугэйкан. Одним из учеников Такемуры был Кисимото (1862—1945, ниногда годом рождения называют 1868). Такэмура обучал Сэйкэна Сюкуминэ дальше.

Сэйкэн Сюкуминэ, родившийся 9 декабря 1925 года в Наго на острове Окинава, начал заниматься каратэ в возрасте 8 лет, его учителем стал Анко Садояма, мастера корю-карате. Он обучал Сюкуминэ четыре года. Когда Сюкуминэ было около 14 лет, он был принят на обучение к Соко Кисимото. За всю жизнь Кисимото взял всего девять учеников, и Сюкуминэ пришлось долго упрашивать его [ источник не указан 347 дней ] . Другой источник утверждает, что Сэйкэн Сюкуминэ был принят после того, как прошёл своеобразный экзамен: Кисимото внезапно с силой бросил кусок древесного угля в Сюкуминэ, а тот уклонился. Кисимото принял его в ученики при одном условии: пообещать сохранить техники в тайне [1] .

Во время Второй мировой войны 18-летний Сюкуминэ был призван в военно-морской флот и должен был присоединиться к японскому корпусу камикадзе и стать пилотом «кайтэна», небольшого одноместного судна со взрывчаткой, который должен подорваться у американского военного корабля. Сюкуминэ обучили маневрировать между защитными стальными сетками, которые окружали корабли для защиты от кайтэнов [2] .

В атаку Сюкуминэ так и не отправили, и он пережил войну. Вернувшись домой, он обнаружил, что Окинава разрушена обстрелами, а мастер Кисимото был убит в 1945 году. Сюкуминэ оставался в одиночестве в течение нескольких лет, в это время он начал развивать свой стиль каратэ, объединив знакомые ему техники Садоямы и Кисимото со знаниями, полученными во время тренировки для управления кайтэнм.

В 1949 году в городе Ито в Сидзуоке Сэйкэн Сюкуминэ впервые продемонстрировал свои техники каратэ [2] . В октябре 1950 года Сэйкэн Сюкуминэ участвовал в каратэ-выставке, организованной Nippon Television. В этой демонстрации участвовали и другие мастера, такие как Хидатака Нисияма ( Японская ассоциация каратэ [en] , JKA), Ясухиро Кониси (Рёбукай), Рюсё Сакагами (Итоцукай), Хироси Кэндзё (Кэнсюкай), Канки Идзумикава и Сэйити Акаминэ (оба — Годзю-рю). Сюкуминэ продемонстрировал ката косёкун-дай, техникой тамэсивари сломал 34 кровельных черепицы ребром открытой руки и хатидан-тоби-гэри (8 ударов ногой в одном прыжке) В начале 1950-х годов Сюкуминэ создал ката «сансай», признанное шедевром каратэ Гэнсэй-рю [ источник не указан 347 дней ] .

В 1953 году Сюкуминэ начал давать уроки на военной базе Татикава [en] бойцам Сил самообороны, впоследствии он преподавал во многих додзё в университетах и компаниях в Токио и его окрестностях. В 1953 году Сюкуминэ официально назвал свои техники Гэнсэй-рю.

В 1964 году Сюкуминэ опубликовал книгу «Син Каратэдо Кёхан» (Shin Karatedō Kyōhan), в которой он описывает основы корю-каратэ. Некоторые из ката в книге подробно объясняются с фотографиями:

  • Тенъи-но ката
  • Тии-но ката
  • Дзинъи-но ката
  • Сансай
  • корю-наифанчи
  • корю-бассай
  • корю-кусанку

В этой книге упоминается еще много ката, без рисунков, в общей сложности около 44, в том числе тайкиоку-сёдан, тэнсё-но-ката, ванкан и т. д. В книге он упоминает название Гэнсэй-рю несколько раз. Сюкуминэ добавил к классическим корю-ката несколько созданных им самим: тэнъи, тии, дзинъи и сансай. В книге «Син Каратэдо Кёхан».

С 1960-х годов Гэнсэй-рю начало распространяться также за пределами Японии, в таких странах, как США, Испания, Финляндия, Нидерланды, Дания, Австралия, Бразилия, Индия и др.

Из этого боевого искусства в 1965 году Сюкуминэ создал стиль Тайдо. Многие ученики перешли за ним, однако продолжает функционировать и Международная федерация Гэнсэй-рю [en] .

Сюкуминэ был также известен как философ, и во время войны он научился концепции неожиданной атаки, которую воплотил в Гэнсэй-рю.

Ката сансай получило широкую известность как типичное для Гэнсэй-рю [ источник не указан 347 дней ] . Другие характерные удары Гэнсэй-рю — эби-гэри (удар сзади, с обеими руками на земле и опущенным к земле лицом) и мандзи-гэри (боковой удар маваси-гэри в аналогичной позиции). Оба удара принадлежат к так называемой группе сядзё-гери (склоняющееся тело) и также изучаются в Тайдо. Помимо ката, в Гэнсэй-рю также практикуются сихо (яп. 四方 , четыре направления) и хаппо (яп. 八方 , восемь направлений) , упражнения, в которых комбинация движений повторяется несколько раз в разных направлениях (вперёд, назад и т. д.).

Упражнения для преодоления страха

1. «Кошмарное пробуждение» стоя.

Первый партнер (ПП) одевает «накладки», боксерские перчатки, «блинчики» (перчатки для нанесения ударов в грушу) и т.д., сжимает кулаки. Соприкасаясь мизинцами, упирает в лоб плоскость, образованную вторыми фалангами пальцев обеих рук. Руки соприкасаются только мизинцами. Через щель, образованную ребрами сжатых ладоней, он смотрит на противника.

В это время второй партнер (ВП) наносит в область перчаток ПП разнообразные удары, апогей силы которых находится на расстоянии 5 см от перчаток (таким образом, удар касается перчаток уже на излете, т. е. существенно ослабленным) (рис. 3.10).

Первая стадия этого упражнения. ПП стоит под градом ударов и смотрит на них и на противника.

Задача ПП: не отводить взгляд и не закрывать глаза.

Второй этап упражнения: ПП по команде начинает двигаться вперед, в это время ВП отходит (пятится) и наносит удары. Глаза не закрывать!

Цель данного упражнения: научиться подавлять страх удара, отучиться от привычной реакции закрывать глаза, жмуриться или отворачиваться, заменив ее привычкой смотреть «в глаза» врагу и удару. (Угадайте, как можно с вероятностью практически в 100% предсказать исход боксерского поединка? – правильно! – проиграет тот, кто первым начнет отворачивать голову от удара.) Кроме уже столь очевидных плюсов, упражнение отлично способствует пробуждению по утрам – сон как рукой снимает. О! – каламбур получился! А вы думаете, откуда у этого упражнения такое название.

2. «Кошмарное пробуждение» лежа

ПП ложится на спину. Сверху на него в районе живота садится ВП. Оба партнера в «накладках». ВП начинает наносить различные удары в область головы (имеющие максимальную силу примерно в 5 см от лица ПП, т.е. попадающие в накладки уже на излете, существенно ослабленными.)

Первый этап. ПП в ответ прижимает свой подбородок к груди, приподнимается вверх, максимально высоко отрывая лопатки от пола, и уходит от удара за счет движений корпуса (а не только головы), одновременно с этим ПП активно блокирует руки ВП, сбивая их в стороны (рис. 3.11).

Второй этап. Продолжая движение корпусом, ПП по команде пытается захватить руки ВП, «связывает» их своими, тем самым пресекая возможность нанесения ударов как таковых (рис. 3.12).

Третий этап. Продолжая движения корпусом и руками, по команде ПП прихватывает одну руку ВП, одновременно притягивая ее к себе, резко поднимая таз вверх и переворачивая его вбок. ПП опрокидывает ВП и в одно(!) слитное движение оказывается на нем, давя локтем на горло и коленом в пах (осторожно!) (рис. 3.13). (Опа! Противник этого точно не ожидал! :))

Для соблюдения равенства переворотов в левую и правую сторону упражнение повторяется четное количество раз. Затем партнеры меняются ролями.

Цель: преодоление страха удара и желания сдаться. С практикой приходит уверенность, что выход есть из любой ситуации и до тех пор, пока ты сражаешься, ты не побежден.

(Кстати, дайте себе труд посмотреть в Интернете видео реальных уличных драк. Практически в 100% случаев даже толпой не удается забить одного, пока тот психологически не сдается.)

3. Удары ладонью в лоб в ответ на шаг вперед

ПП наклоняет голову вперед, как бы немного «бычась» (на самом деле взгляд должен быть направлен к горизонту, а шея слегка вытянута макушечным усилием), так чтобы затылок был продолжением позвоночника. Делая шаг вперед, ПП получает удар от ВП в лоб (рис. 3.14). Удары наносятся не сильно, но чувствительно, ладонью руки. По команде следует смена ролей.

Целью данного упражнения является преодоление страха получить удар в область головы, лица, отработать взгляд на противника, на удар.

4. Падение со стула

ПП садится на стул, прижимает подбородок к груди, а спиной прижимается к спинке стула. (Оба эти условия крайне важны! Важно также сохранять это положение во время всего упражнения, особенно в момент касания пола, чтобы не расслабить шею и не удариться затылком об пол!) и падает навзничь (рис. 3.15).

Цель данного упражнения – преодолеть страх падения навзничь.

5. Шаг вперед со стула

ПП становится одной ногой на край стула, второй – на спинку, медленно перенося вес тела вперед, падает вместе со стулом. ПП делает как бы шаг через стул (рис. 3.16).

Цель упражнения такая же – преодолеть естественное состояние страха.

6. Нажатие на болевые точки

Несколько следующих упражнений будут посвящены, на мой взгляд, одному очень важному аспекту – преодолению страха боли, т. е. умению ее терпеть.

Начнем с простого. ВП начинает воздействовать на все известные ему болевые точки абсолютно не сопротивляющегося ПП. Осторожно! Безопасность превыше всего! Не стоит вырывать кадык или половые органы! На теле – руках, ногах, на корпусе достаточно болевых мест, давление на которые доставит несколько незабываемых минут вашему напарнику. Через некоторое время по команде партнеры меняются ролями.

7. Следующее упражнение – набивка рук.

В отработке принимают участие двое. Партнеры наносят удары друг другу внутренними поверхностями одноименных предплечий. ВП с силой раскачивает прямую, опущенную вниз расслабленную руку. ПП делает то же самое, но в момент нанесения удара резко выгибает запястье, как бы формируя тейшо (сётэй). Задача ПП обстучать себе всю поверхность предплечья. Затем следует смена рук. После чего партнеры меняются ролями.

Предлагаю вашему вниманию и усложненный вариант этого упражнения – набивку всего тела. Один партнер наносит удары, сила которых увеличивается по мере роста мастерства второго в этом упражнении. Второй учится терпеть болевые ощущения. По команде партнеры меняются ролями.

Основную цель предложенных упражнений я вижу в преодолении с их помощью страха боли. Это поможет вам научиться (привыкнуть) терпеть возможные ушибы во время схваток. На занятиях бывают случаи, когда после сильного ушиба руки, корпуса или ноги один из соперников не может (или все-таки не хочет?) продолжать поединок.

А к набиванию же как таковому мое отношение весьма скептично. И, несмотря на все аргументы моих близких друзей-каратистов, у меня есть две основные причины иметь его. Первое, о чем не стоит забывать, это то, что каждый удар – это микротравма. Сама по себе она не причинит серьезного вреда. Но… капля за каплей. Годы, а у некоторых и десятилетия, которые вы будете практиковать набивку, число таких незначительных, казалось бы, микротравм из пары-тройки плавно перерастет во многие десятки, сотни тысяч или даже в миллионы. На данный момент вы игнорируете такие вещи, потер – прошло, «танцуй, пока молодой». Но в результате в зрелом и пожилом возрасте (когда запал уже не тот, что прежде, и уровень энергии понизился) такие накопленные травмы очень часто приводят к хроническим болям и болезням.

Во-вторых, «набитое» тело, скорее всего, выручит вас в рукопашной схватке (только вот какой ценой?). Но, выступая против вооруженного агрессора, особенно если оружие будет колющим – режущим – рубящим, тут уж вряд ли. Более того, у вас есть риск возникновения привычки «держать» удар, принимая его на тело, которая в этом случае может оказаться смертельной.

В своем мнении я не одинок. Описывая тренировки в школе Бугэйкан мастера Сэйтоку Хиги, Бишоп пишет (стр. 279): «В подобном спарринге нападающий наносит удары ногой, рукой или резиновым ножом… Резиновые ножи обеспечивают полную безопасность и иллюстрируют реальную ситуацию, которая может сложиться в жизни, тем каратекам, которые пришли из других школ и были воспитаны под лозунгом «Я могу выдержать удар в любую точку тела».

8. Пощечины

Одним из, на мой взгляд, самых действенных упражнений на преодоление страха является взаимное нанесение пощечин. Партнеры встают друг напротив друга и начинают по очереди наносить пощечины. Внимание! Пощечины наносить исключительно выпрямленными пальцами. Ни в коем случае не ладонью!

Современная школа, сочетающая элементы нескольких стилей каратэ и кобу-дзюцу.

Школу основал Хига Сэйтоку. Он изучал каратэ у ряда мастеров Окинавы, начиная со своего отца Хига Мунсюн, который был мастером стиля Томари-тэ. Из других учителей Хига Сэйтоку следует назвать таких именитых мастеров как Тояма Канкэн и Тибана Тёсин (Кобаяси-рю). Однако основным учителем для Хига стал Кисимото Соко, ученик ныне почти забытого наставника Такэмура, стиль которого был чрезвычайно специфичным.

Мастер Такэмура (Татимура) практиковал старинный вариант Сюри-тэ и до 1879 г. служил сборщиком налогов. Поэтому отношения с крестьянами у него были очень напряженными. Однажды во время поездки за налогами на небольшой островок на него напали человек 20 местных крестьян. Однако Такэмура смог отразить все атаки, а затем одного за другим поразил всех противников, причем от его ударов кожа с лица слетала лоскутами, а волосы с головы отлетали клочьями. Не устояв под градом «скальпирующих» ударов, крестьяне бросились бежать врассыпную. Хотя Такэмура с честью вышел даже из такой передряги, позже он решил, что его работа слишком опасна, подал прошение об отставке, уехал из Сюри и начал возделывать землю на севере острова.

Кисимото Соко (1862—1945), ученик Такэмура, передавший его неповторимый стиль боевого искусства Хига Сэйтоку, был тщедушным на вид, но необыкновенно ловким. Кисимото был убежденным буддистом, что необычно для окинавца, и значительную часть свободного времени проводил в медитациях, благодаря чему развил экстрасенсорные способности. Например, он мог инстинктивно уклоняться от неожиданной атаки со спины, а также владел искусством «железной рубахи». Рассказывают, что однажды знаток традиционной медицины, взявшийся его лечить, так и не смог вонзить акупунктурную иглу в точку на плече Кисимото. Впрочем, возможности «железной рубахи» Кисимото были не безграничны, о чем убедительно свидетельствует тот факт, что он погиб от шальной пули во время битвы за Окинаву в 1945 г.

Кроме каратэ, Хига Сэйтоку изучал также кобу-дзюцу (в частности, достиг уровня сихан в школе бо-дзюцу Ямани-рю), а также Мотобу удонтэ у сегодняшнего главы этой школы Уэхара Сэйкити. Техника и тактика удонтэ произвели на Хига столь сильное впечатление, что он многое пересмотрел в собственном стиле каратэ и, в конце концов, пришел к идее синтеза каратэ, удонтэ и кобу-дзюцу. Так появилась школа Бугэйкан — «Дворец воинского искусства».

Тренинг по системе Бугэйкан объединяет 6 аспектов. Среди них следующие:

1. Практика ката каратэ. Там изучают 28 ката: Найханти, Пинъан 1—5, Сэсан, Сотин, Дзиттэ, Нисэси, Тинто, Пассай 1 — 3, Дзион, Ананку, Кусянку в 2-х вариантах (Корю, Такэмура), Годзюсихо, Мототэ Сантин, Мацу Сантин, Дзитин, Сутин, Руфуа (Руфа), Ниданбу в 2-х вариантах (Дай, Сё), Санпабу в 2-х вариантах (Ити, Ни). Ката Ниданбу и Санпабу, неизвестные в других школах, составлены из приемов и перемещений, взятых из удонтэ. В Бугэйкан считается, что тренировка ката имеет первостепенное значение для начинающих и детей, но после того, как человек достиг определенной степени мастерства, он может отказаться от них. Кроме того, ката следует исполнять не только в жесткой, резкой манере, но и мягко. Идея Хига такова: «Когда двигаешься, будь подобен текущей воде, ибо мягкое одолевает жесткое».

2. Базовые удары руками и ногами. Эти удары почти идентичны базовой технике Мотобу удонтэ, однако Хига делает больший акцент на подвижность, что влечет за собой более легкую, пружинистую работу ног. В ударах ногами используются подушечка стопы под пальцами, кончик большого пальца и внешнее ребро стопы.

3. Тай-сабаки. В основе этих упражнений лежит идея ухода с линии атаки. Для того чтобы помочь ученикам постичь всю важность этого аспекта, в Бугэйкан был разработан особый вид кихон кумитэ, в котором ученик противостоит одному или нескольким партнерам, атакующим ударами кулаков, ног и резиновых ножей.

4. Практика связок приемов с оружием и без него. Упражнения всех предыдущих уровней помогают ученику приобрести глубокое понимание приемов. Из Мотобу удонтэ заимствована техника боя японским мечом (катана), алебардой (нагината), копьем (яри), серпом (кама) тростью (дзё), парными дубинками (нидзё танбо), ножом (танто), веслом (кай) и сурутин.

5. Практика ката кобу-дзюцу. Основу изучения техники боя с оружием составляют ката кобу-дзюцу. Всего изучаются семь ката с шестом (бо); одна ката с тонфа; две ката с сай; две ката с нунтяку. Техника работы с оружием в кобу-дзюцу довольно сильно отличается от техники тэ, Она служит вспомогательным средством в обучении бою с оружием. Кроме того, ученики изучают эти ката как достояние традиционной культуры Окинавы.

6. Свободная практика. Свободная практика в Бугэйкан включает:

а) обусловленные схватки на один (иппон-кумитэ) и три (самбон-кумитэ) шага;

б) вольный бой на месте без передвижений, на безопасной дистанции (соноба дзю-кумитэ), проводимый без протекторов;

в) состязательный вольный бой (дзю-кумитэ) в полный контакт с использованием защитного снаряжения (шлем, нафудник, перчатки);

г) тренировку на подвесном мешке (занятия с макиварой не поощряются).

Большое внимание уделяется медитации. Перед началом каждой тренировки ученики выполняют специальные дыхательные упражнения.

айкидо в барнауле тренировки расписание выбор ближайшего додзе, видео по айкидо

Google PageRank: 0 из 10

Прикольные сувениры, подарки, брелки и флешки в магазине Майка-Ямайка

Рейтинг Alexa: #1,024,935 Google PageRank: 0 из 10

Айкидо Ёсинкан город Сургут, единственная в Сургуте школа

Google PageRank: 0 из 10

Айкидо Ёсинкан Ёшинкан Санкт-Петербург Клуб Сей Ки Букан., Айкидо Ёсинкан Ёшинкан Санкт-Петербург. Клуб Сей Ки Букан. Айкидо для детей

Google PageRank: 1 из 10

Частная Ð¾Ñ Ñ€Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ организация «Ð‘айкал» все виды Ñ Ñ€Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ ÑƒÑÐ»ÑƒÐ³, Псковская область город Великие Луки

Google PageRank: 0 из 10

Международная игра конкурс по информатике Инфознайка

Рейтинг Alexa: #4,428,576 Google PageRank: 4 из 10

Торговый центр «Байкал» расположен в наиболее экономически-активной зоне г. Смоленска на площади Желябова, недалеко от ÐšÐ¾Ð»Ñ Ð¾Ð·Ð½Ð¾Ð¹ площади.

Рейтинг Alexa: #3,751,265

Забайкальский центр Ñ‚Ð°Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ ÑƒÑÐ»ÑƒÐ³

Google PageRank: 0 из 10

Google PageRank: 2 из 10

Google PageRank: 0 из 10 Яндекс ТИЦ: 0

Google PageRank: 2 из 10

Google PageRank: 0 из 10

Google PageRank: 0 из 10

Google Тренды это диаграмма для отслеживания сезонности ключевых слов. Этот график позволяет лучше понять сезонное изменение полулярности запросов по определенной тематике.

Значения приведены относительно максимума, который принят за 100. Чтобы увидеть более подробную информацию о количестве запросов в определенный момент времени, наведите указатель на график.

Современная школа, сочетающая элементы нескольких стилей каратэ и кобу-дзюцу.

Школу основал Хига Сэйтоку. Он изучал каратэ у ряда мастеров Окинавы, начиная со своего отца Хига Мунсюн, который был мастером стиля Томари-тэ. Из других учителей Хига Сэйтоку следует назвать таких именитых мастеров как Тояма Канкэн и Тибана Тёсин (Кобаяси-рю). Однако основным учителем для Хига стал Кисимото Соко, ученик ныне почти забытого наставника Такэмура, стиль которого был чрезвычайно специфичным.

Мастер Такэмура (Татимура) практиковал старинный вариант Сюри-тэ и до 1879 г. служил сборщиком налогов. Поэтому отношения с крестьянами у него были очень напряженными. Однажды во время поездки за налогами на небольшой островок на него напали человек 20 местных крестьян. Однако Такэмура смог отразить все атаки, а затем одного за другим поразил всех противников, причем от его ударов кожа с лица слетала лоскутами, а волосы с головы отлетали клочьями. Не устояв под градом «скальпирующих» ударов, крестьяне бросились бежать врассыпную. Хотя Такэмура с честью вышел даже из такой передряги, позже он решил, что его работа слишком опасна, подал прошение об отставке, уехал из Сюри и начал возделывать землю на севере острова.

Кисимото Соко (1862—1945), ученик Такэмура, передавший его неповторимый стиль боевого искусства Хига Сэйтоку, был тщедушным на вид, но необыкновенно ловким. Кисимото был убежденным буддистом, что необычно для окинавца, и значительную часть свободного времени проводил в медитациях, благодаря чему развил экстрасенсорные способности. Например, он мог инстинктивно уклоняться от неожиданной атаки со спины, а также владел искусством «железной рубахи». Рассказывают, что однажды знаток традиционной медицины, взявшийся его лечить, так и не смог вонзить акупунктурную иглу в точку на плече Кисимото. Впрочем, возможности «железной рубахи» Кисимото были не безграничны, о чем убедительно свидетельствует тот факт, что он погиб от шальной пули во время битвы за Окинаву в 1945 г.

Кроме каратэ, Хига Сэйтоку изучал также кобу-дзюцу (в частности, достиг уровня сихан в школе бо-дзюцу Ямани-рю), а также Мотобу удонтэ у сегодняшнего главы этой школы Уэхара Сэйкити. Техника и тактика удонтэ произвели на Хига столь сильное впечатление, что он многое пересмотрел в собственном стиле каратэ и, в конце концов, пришел к идее синтеза каратэ, удонтэ и кобу-дзюцу. Так появилась школа Бугэйкан — «Дворец воинского искусства».

Тренинг по системе Бугэйкан объединяет 6 аспектов. Среди них следующие:

1. Практика ката каратэ. Там изучают 28 ката: Найханти, Пинъан 1—5, Сэсан, Сотин, Дзиттэ, Нисэси, Тинто, Пассай 1 — 3, Дзион, Ананку, Кусянку в 2-х вариантах (Корю, Такэмура), Годзюсихо, Мототэ Сантин, Мацу Сантин, Дзитин, Сутин, Руфуа (Руфа), Ниданбу в 2-х вариантах (Дай, Сё), Санпабу в 2-х вариантах (Ити, Ни). Ката Ниданбу и Санпабу, неизвестные в других школах, составлены из приемов и перемещений, взятых из удонтэ. В Бугэйкан считается, что тренировка ката имеет первостепенное значение для начинающих и детей, но после того, как человек достиг определенной степени мастерства, он может отказаться от них. Кроме того, ката следует исполнять не только в жесткой, резкой манере, но и мягко. Идея Хига такова: «Когда двигаешься, будь подобен текущей воде, ибо мягкое одолевает жесткое».

2. Базовые удары руками и ногами. Эти удары почти идентичны базовой технике Мотобу удонтэ, однако Хига делает больший акцент на подвижность, что влечет за собой более легкую, пружинистую работу ног. В ударах ногами используются подушечка стопы под пальцами, кончик большого пальца и внешнее ребро стопы.

3. Тай-сабаки. В основе этих упражнений лежит идея ухода с линии атаки. Для того чтобы помочь ученикам постичь всю важность этого аспекта, в Бугэйкан был разработан особый вид кихон кумитэ, в котором ученик противостоит одному или нескольким партнерам, атакующим ударами кулаков, ног и резиновых ножей.

4. Практика связок приемов с оружием и без него. Упражнения всех предыдущих уровней помогают ученику приобрести глубокое понимание приемов. Из Мотобу удонтэ заимствована техника боя японским мечом (катана), алебардой (нагината), копьем (яри), серпом (кама) тростью (дзё), парными дубинками (нидзё танбо), ножом (танто), веслом (кай) и сурутин.

5. Практика ката кобу-дзюцу. Основу изучения техники боя с оружием составляют ката кобу-дзюцу. Всего изучаются семь ката с шестом (бо); одна ката с тонфа; две ката с сай; две ката с нунтяку. Техника работы с оружием в кобу-дзюцу довольно сильно отличается от техники тэ, Она служит вспомогательным средством в обучении бою с оружием. Кроме того, ученики изучают эти ката как достояние традиционной культуры Окинавы.

6. Свободная практика. Свободная практика в Бугэйкан включает:

а) обусловленные схватки на один (иппон-кумитэ) и три (самбон-кумитэ) шага;

б) вольный бой на месте без передвижений, на безопасной дистанции (соноба дзю-кумитэ), проводимый без протекторов;

в) состязательный вольный бой (дзю-кумитэ) в полный контакт с использованием защитного снаряжения (шлем, нафудник, перчатки);

г) тренировку на подвесном мешке (занятия с макиварой не поощряются).

Большое внимание уделяется медитации. Перед началом каждой тренировки ученики выполняют специальные дыхательные упражнения.

Ссылка на основную публикацию