Бо-дзюцу (искусство боя шестом) | Karate-krs.ru

Бо-дзюцу (искусство боя шестом)

Бо-дзюцу (искусство боя шестом)

Раньше

Как известно, коротким словом «бо» (не тем, которое заяц из ценимого знатоками анимэ) японцы называют боевой посох — в большинстве случаев круглый в сечении и длиной порядка 180 см (подробнее о сём оружии можно прочитать тут). Искусство же ловко махать этим нехитрым предметом, попадая по голове и другим чувствительным местам супротивника, получило название бодзюцу. Однако будока под данным понятием подразумевают не только комплекс отмашек длинной палкой, но и нечто большее.

Именно шест входит в программу большинства школ восточных боевых искусств — от китайского ушу до джапанского айкидо, поэтому с определенной точки зрения бо и вовсе является символом азиатских БИ. Откуда он вообще взялся, уже толком и не понять, однако в японских школах прослеживается нить, идущая от традиционного окинавского кобудо. Популярность техники бодзюцу приобрели за счет своеобразности бо как оружия: по словам мастеров, будока, освоивший в достаточной мере шест, способен затем сражаться практически любым оружием, ведь умение применять в бою длинную и достаточно тяжелую палку как продолжение собственных конечностей дается не сразу и не просто. А посему бодзюцу изучается в школах БИ не только как боевая, но и как очень полезная тренировочная дисциплина.

По разнообразию техник с бодзюцу мало что может сравниться, ведь его развитие шло на протяжении многих столетий и продолжается даже сейчас. В принципе, можно сказать, что почти любая техника любого другого древкового оружия применима и к шесту, ибо произошло оно по сути от него самого. Выпады от копья, рубящие удары от алебарды, индивидуальные финты — все это в совокупности и сформировало бодзюцу.

Надо отметить, что изучение данного искусства не ограничивалось использованием только длинного шеста рокусяку-бо, но включало владение и его «половинкой»-ханбо (длиной 90 см), дзё (или ёнсяку-бо), а также явара-бо. Кроме того, в системе ниндзюцу целым направлением стало умение управляться с сикоми-дзуэ и синоби-дзуэ — хитрыми-прехитрыми шестами и палками, скрывающими в себе разного рода оружие: мечи, цепи, крючья и даже копья.

Сегодня

Дожившие до современности школы бодзюцу представлены достаточным количеством организаций, изучающих боевые техники и искусства. Полные их списки легко можно найти у специалистов, занимающихся профессиональным изучением БИ (вместо того, чтобы испрашивать советов в интернетах). В ниндзюцу приемы бодзюцу отмечены в первую очередь наследием полицейских школ, где активно используются не только удары, но и удушения, захваты и подсечки.

В нынешних условиях найти для бодзюцу практическое применение, конечно, довольно затруднительно. Однако именно упражнения и техники с шестом позволяют развить необходимую и достаточную базу для работы с оружием и должным образом направить человека по пути будзюцу.

Бо-дзюцу – это боевое искусство, которое обучает идеально владеть длинным шестом и вести с его помощью бой. Мастера бо-дзюцу могут с помощью шеста справляться с десятком вполне подготовленных бойцов, так как в этом простом на первый взгляд оружии, скрыта огромная сила, которую просто необходимо правильно использовать для достижения желаемого результата.

Эта техника существует сотни лет и за это время было создано огромное количество школ и направлений. Отличаются они друг от друга тем, что используются шесты разной длины, сделанные к тому же из различных материалов.

Техника боя ввиду этого значительно разнится, ведь проводить приемы с помощью тяжелого шеста несколько сложнее, но и сила удара будет намного большей, чем у шеста, сделанного из полого бамбука. Хороший боец должен уметь обращаться с любым шестом и даже использовать подручные предметы в качестве подобного оружия.

В те далекие времена, когда Японию раздирали феодальные войны, большой популярностью пользовались дубовые колы, которые в довесок к этому были закованы в железо (назывались они консацубо). Кроме того, были и обычные металлические ломы, которыми можно было одним ударом отправить человека к праотцам (назывались они тэцубо). Помимо этого на концах таких шестов очень часто располагались острые шипы, что делало их в высшей степени убойным оружием.

Наверняка вы уже и сами догадались, что обращаться с такими предметами могли только очень хорошо подготовленные физически люди, да и ловкость тут была очень даже кстати. Потом это оружие стало популярно и у японской полиции, только никаких шипов и железных наконечников на шестах, конечно уже не было.

Есть два типа шеста (классических). Первый изготавливается, так сказать, для всех, а второй для конкретного владельца. Длина первого составляет примерно 180 сантиметров, а вот второй может быть абсолютно любым по размерам. Шесты изготавливают сейчас многие мастера, причем большинство делает это самостоятельно, чтобы идеально подогнать орудие под себя.

Многие ученики выбирают себе шест по величине своего роста. К примеру, он может быть и 150 сантиметров, а может быть и 190. Считается, что с такими шестами довольно легко обращаться. Кроме того, шесты бывают не только круглыми, но и шестиугольными. Техники боя в таких случаях несколько разнятся.

Сейчас бо-дзюцу в основном распространено в Японии, так как в других странах возникают сложности с изготовлением снарядов и наличием качественных учителей, а это две важнейшие составляющие данного боевого искусства.

Академия Кендзюцу и Айкидзюцу

Восточное направление Традиционной Школы БИ Рационального Фехтования и Рукопашного Боя

  • “Склеенные” копья и шесты.

    Специальные упражнения с тяжелым шестом.

    Специальные упражнения с металлической трубой.

    Специальные упражнения с “каменным мячом” (вес 12 кг.)

    “Каменный мяч”

    Тай-сабаки – культура телодвижений – основа для работы с оружием.

    Тай-дзюцу – техника работы невооруженного против вооруженного нападающего.

    “Липкие руки” стиля Чэнь в сочетании с ударной техникой (отличается от Вин-чун занятием не только центра в горизонте, а и загрузкой нападающего по вертикале).

    “Липкие руки” в сочетании с ударной техникой.

    “Ловкость рук и никакого мошенничества…”


    Как всегда, самое интересное – за кадром!

    Урок №36. Содзюцу, бодзюцу

    Урок №36
    04 Раздел “Кобудзюцу — фехтовальная техника”. Урок 15. Фехтовальная техника содзюцу, бодзюцу

    Бо-дзюцу, Со-дзюцу — это Искусство владения длинным оружием (шест, копьё). Бо-дзюцу, Со-дзюцу – архиважные Искусства владения длинным оружием (шест и копьё), которые при освоении техник “склеенных” копий и шестов, обеспечивают корректное изучение искусства фехтования кендзюцу и искусства рукопашного боя без оружия тай-дзюцу “липкие руки”.

    Ещё 3000 лет до н.э. палка и длинный шест использовались для охоты так же хорошо, как и в бою. Этот вид оружия был популярен среди монахов, потому что религия запрещает носить им остро отточенное оружие.

    Шест — самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют “главой ста видов оружия”. Шест имеет много названий. Самое распространённое — бо/гунь (шест), его длина — 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь (“шест до бровей”), шест в 1м 20см — дзё/чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. “Шест с зажатым ножом” — это шест, на одном из концов которого закреплён нож в 10-15см., в Японии схожее оружие называют нагинатой.

    Копьё называют “князем и пронырой” из-за его огромной мощи в бою, скорости атак и защит, богатства вариаций техник, зачастую делающих защиту противника безуспешной. Этот эффект неотделим от методов действий копьём, изобретённых и улучшенных мастерами разных эпох.

    Но, если убрать у копья наконечник, будет шест, поэтому в техниках копья и шеста есть много общего. Во многие приемы копья входят такие движения, как хлестание, удар, рубка, разбивание, более присущие всё же шесту.

    Базовыми приемами копья являются отбив концом влево, отбив концом вправо и укол. Эти три приема, выполняемые один за другим в быстрой последовательности, создают впечатление непрерывной серии уколов сквозь кольцо (впечатление кольца происходит от быстрого движения наконечника по полуокружностям во время первых двух отбивов). При уколе передняя рука ослабляет хват и позволяет древку свободно скользить внутри, что дает возможность полностью использовать длину копья и колоть на очень большом расстоянии. В этом одно из основных отличий китайских приемов действий копьем от европейских.

    Тема Открытого Урока: Бо-дзюцу, Со-дзюцу — архиважные Искусства владения длинным оружием шест и копьё, которые при освоении техник “склеенных” копий и шестов, обеспечивают корректное изучение искусства фехтования кендзюцу и искусства рукопашного боя без оружия тай-дзюцу.

    План урока:
    1. Подготовка
    – Основные силовые и координационные упражнения;
    – Работа ног;
    – Сила длинной руки – передача силы в предмет.
    2. Тренировка точности
    – Удар сбоку;
    – Боковой удар;
    – Боковой удар с шагом в бок;
    – Нижний тычок с передним шагом.
    3. Виды захватов
    4. Блокировка
    – Резкий нижний блок;
    – Диагональный блок (круговое движение внутрь);
    – Круговой нижний блок;
    – Круговой отклоняющий блок (восходящий);
    – Нижний наклонный блок.
    5. Удары
    – Передний тычок;
    – Тычок вниз;
    – Боковой тычок из нижней позиции;
    – Боковой удар на уровне плеч;
    – Боковой удар в стойке всадника.
    6. Цели для удара
    – Локоть;
    – Подъем или голень;
    – Горло;
    – Солнечное сплетение;
    – Запястье;
    – Бок головы;
    – Лоб;
    – Колено;
    – Висок;
    – Пах.
    7. Формы
    – Фа дзин котэ (сила длинной руки);
    – Ицуцу-но дзё (5 ударов 5 защит);
    8. Работа против короткого оружия;
    – Палки;
    – Сабли;
    – Меча.
    9. «Склеенные» шесты, «Липкие руки»;
    10. Спарринг.

    Бо-дзюцу (искусство боя шестом)

    Бодзюцу (яп. 棒術, «искусство шеста»)

    — японское искусство ведения боя при помощи деревянной палки (яп. 棒 Бо — «палка», «посох»; яп. 術 дзюцу — «искусство», «техника»). Под палкой чащей всего подразумевается бо.

    Техники с Бо традиционно изучаются в Дайто Рю Айкидзюдзютсу.

    Сегодня бодзюцу обычно связывают с кобудо Окинавы (Okinawan kobudō) или с японским корю будо (koryū budō), которое является одним из основных элементов классического военного обучения. В окинавском варианте оружие зачастую именуют как «kon».

    Техники работы с оружием в бодзюцу следуют философии, согласно которой бо является всего лишь «продолжением конечностей». По этой причине данное искусство зачастую включают в различные безоружные боевые системы или каратэ.

    Бодзюцу является одним из основных элементов Бугэй Дзюхаппан.

    Как известно, коротким словом «бо» японцы называют боевой посох — в большинстве случаев круглый в сечении и длиной порядка 180 см. Будока под данным понятием подразумевают не только комплекс отмашек длинной палкой, но и нечто большее.

    Именно шест входит в программу большинства школ восточных боевых искусств — от китайского ушу до айкидо, поэтому с определенной точки зрения бо и вовсе является символом азиатских БИ.

    Откуда он вообще взялся, уже толком и не понять, однако в японских школах прослеживается нить, идущая от традиционного окинавского кобудо. Популярность техники бодзюцу приобрели за счет своеобразности бо как оружия: по словам мастеров, будока, освоивший в достаточной мере шест, способен затем сражаться практически любым оружием, ведь умение применять в бою длинную и достаточно тяжелую палку как продолжение собственных конечностей дается не сразу и не просто. А посему бодзюцу изучается в школах БИ не только как боевая, но и как очень полезная тренировочная дисциплина.

    По разнообразию техник с бодзюцу мало что может сравниться, ведь его развитие шло на протяжении многих столетий и продолжается даже сейчас. В принципе, можно сказать, что почти любая техника любого другого древкового оружия применима и к шесту, ибо произошло оно по сути от него самого. Выпады от копья, рубящие удары от алебарды, индивидуальные финты — все это в совокупности и сформировало бодзюцу.

    Надо отметить, что изучение данного искусства не ограничивалось использованием только длинного шеста рокусяку-бо, но включало владение и его «половинкой»-ханбо (длиной 90 см), дзё (или ёнсяку-бо), а также явара-бо.
    В разных школах японских будзюцу изучались приемы с шестами разной длины и сечения, изготовленными из различных материалов.

    В период феодальных войн воины отдавали предпочтение дубовым колам, окованным железом (консацубо), или металлическим ломам (тэцубо), концы которых для повышения убойности нередко усеивались шипами. Понятно, что обращение с таким оружием требовало большой физической силы и ловкости. В более поздний мирный период шесты использовались главным образом как оружие полиции, их делали из японского дуба «каси» и не оковывали.

    Известны две системы измерения длины шеста: фиксированная и под конкретного владельца. Согласно первой, длинный боевой шест делался длиной в 6 сяку (ок. 180 см). Именно такие шесты (рокусякубо) пользовались наибольшей популярностью.

    Если же шест подгонялся под конкретного человека, то он него редко делался длиной «до уха» (мимикирибо). Так, в школе Мураока Канэ-рю длина шестов «в рост владельца» могла варьироваться от 135 см до 190 см.

    Боевые шесты могли быть круглыми (марубо), шестиугольными (роккакубо) или восьмиугольными (хаккакубо).

    Все школы, включающие в свою программу бо-дзюцу, по характеру используемой техники можно разделить на две группы:
    а) школы, в которых техника бо-дзюцу основывается на технике боя копьем и алебардой;
    б) школы, в которых техника бо-дзюцу основывается на технике дзю-дзюцу.

    Эти две группы можно также назвать соответственно «боевой» и «полицейской».

    В «боевых» школах бо-дзюцу преобладают удары концами шеста, бой на дистанции. Приемы в основном заимствованы из арсенала копья (яри) — все виды уколов — и алебарды (нагината) — маховые удары. Происхождение такой техники вполне очевидно. Если в бою противник обрубал наконечник копья или лезвие алебарды воина, тому ничего не оставалось, как отмахиваться от него обрубком. При этом, в отличие от обычной палки, на одном конце обрубка имелся железный набалдашник с шипом, которым можно было проткнуть врага.
    В данном стиле бо-дзюцу боец старается контролировать дистанцию и не подпускать к себе противника. Один кончик шеста с набалдашником почти во всех случаях устремлен в горло противника.

    Из-за довольно большой тяжести шеста его, как правило, держат обеими руками. Удары направлены в области, не защищенные доспехами, и почти всегда наносятся концами шеста, а не серединой. В качестве защиты в основном используются отводящие удары концами, подставки делают только под руки противника —иначе вражеский клинок просто разрубит шест пополам.

    Характерными примерами такого стиля бо-дзюцу являются школы Катори Синто-рю, Касима Синто-рю, Нитэн ити-рю и другие.

    13.1. Бо-дзюцу

    Бо (на Окинаве до сих пор используют старое название кон) является классическим оружием кобудо.

    Основная форма хвата бо осуществляется в его средней трети (рис. 20).

    Рис. 20. Основные формы хвата бо: а – хват перед собой передней рукой сверху; б – хват перед собой передней рукой снизу; в – хват сбоку

    Четыре пальца руки, расположенной впереди, охватывают бо снизу, большой палец плотно прижат сверху (рис. 20а). Рука, расположенная сзади, может держать бо сверху (рука в обычном положении, большой палец обращен внутрь; бо находится в контакте с грудной клеткой – рис. 20б) либо сбоку (рука согнута в локте и запястье, большой палец обращен вниз; бо располагается вдоль предплечья – рис. 20в).

    Существуют четыре основные формы удержания бо (рис. 21):

    Рис. 21. Основные формы удержания бо: а – джун-нигири (хонтэ-мочи); б – гьяку-нигири (гьякутэ-мочи); в – есэ-нигири; г – хасами-нигири

    ? джун-нигири (хонтэ-мочи) (рис. 21а) – основная форма удержания для выполнения атаки: одна кисть обращена большим пальцем вверх, другая – вниз;

    ? гьяку-нигири (гьякутэ-мочи) (рис. 21б) – форма удержания для атаки и защиты: бо держат горизонтально, большие пальцы рук обращены вниз;

    ? есэ-нигири (рис. 21в) – форма удержания для нанесения широких круговых ударов: одна кисть прикасается к другой, большой палец одной кисти обращен внутрь, другой – вниз;

    ? хасами-нигири (рис. 21 г) – форма удержания для защиты либо для подготовки кругового удара: бо расположен вертикально и лишь слегка придерживается большими пальцами, кисти открыты и обращены ладонями вверх.

    Техника работы с бо основана на использовании круговых, секущих, рубящих и тычковых ударах, а также ударах снизу и сверху. Защита от ударов производится передней, задней или средней третью бо.

    Все удары и защиты с бо основаны на работе кистей рук. В исходном положении кисти рук расслаблены, бо держится легко и свободно, но достаточно прочно. В момент удара или блока производится дополнительное движение кистями рук в сторону удара или блока, при этом мышцы рук, в том числе и кистей, напрягаются в точке удара или блока.

    На начальном этапе освоения техники работы с бо основное внимание уделяется правильному удержанию бо и постановке кистевых ударов и блоков. Для этого используются специальные упражнения по разработке силы и подвижности кистей.

    1. И. п. Упор, лежа на полу, опираясь на тыльные стороны ладоней. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (рис. 22).

    Рис. 22. Отжимание на тыльных сторонах ладоней: а, б – последовательность действий

    2. И. п. Упор, лежа на полу, опираясь на кулаки.

    Перейти в упор на тыльные стороны ладоней и вернуться в и. п. Повторить несколько раз подряд.

    3. И. п. Ноги врозь, в руках амортизаторы.

    Сжимание и разжимание пальцев рук.

    4. И. п. Кистеукрепитель в руках перед грудью, ладони вниз.

    Вращая вал кистеукрепителя и наматывая на него шнур, поднять отягощение до предела вверх. Проделать вращение к себе и от себя.

    5. И. п. Стоя, руки опущены в вдоль тела, бо в руке, свободный конец опирается о пол.

    Подъем бо вверх за счет поворота и кисти и опускание его вниз без касания пола.

    Отрабатывая удары бо, стремятся к тому, чтобы наносить быстрые и хлесткие удары, а не мощные и тяжелые. Локти и плечи при ударе являются лишь точками вращения. Энергия выходит из «центра» тела за счет движения бедер и транслируется через предплечья к запястьям, которые должны оставаться очень подвижными вплоть до контакта с целью. В момент контакта мышцы всего тела мгновенно напрягаются (принцип кимэ – концентрация энергии).

    Искусство бо-дзюцу заключается в большой подвижности кистей рук и в умении быстро менять расположение рук на оружии без потери энергии и риска выронить бо. Такое изменение положения рук обуславливается либо перемещением, либо стремлением увеличить эффективность удара. Поэтому пальцы рук должны быстро разжиматься и сжиматься снова после изменения угла захвата бо, прежде чем противник сумеет воспользоваться этим моментом ослабления захвата оружия.

    Важную роль в бо-дзюцу играет умение легко и быстро передвигаться, держа бо в руках без напряжения мышц, но достаточно крепко. Передвижения с бо отрабатываются вперед, назад и в стороны в различных стойках, при этом бо удерживается в разных положениях (над плечом, перед грудью, сбоку и так далее, в том числе и в зеркальных отображениях).

    После отработки отдельных технических действий с бо (передвижение, удар, защита) приступают к изучению последовательности технических действий с бо (ката).

    Вначале изучаются простейшие ката (бо ваза), включающие в себя выпад с ударом бо, уход с защитой бо, контрудар бо и т. п. После этого приступают к изучению более сложных ката, включающих несколько технических действий подряд (бой с использованием бо против нескольких воображаемых противников).

    На завершающем этапе приступают к изучению техники атаки, защиты и контратаки с бо против противника, вооруженного различным оружием (бо против бо, бо против дзё, бо против тонфы и т. д.).

    Атака с использованием бо, как правило, начинается со срыва дистанции и нанесения поражающего удара. Основой атаки и контратаки является техника нанесения рубящих ударов, которые выполняются широкими круговыми движениями. Проникающие удары наносятся торцами бо длинным прямолинейным движением. Их выполнение требует высокой точности. В принципе эти удары применяются в качестве первого, останавливающего действия перед нанесением решающего удара либо в качестве завершающего действия, когда противник упал.

    Защита с использованием бо может осуществляться как с места, так и с уходом с линии атаки в сторону или с движением назад. Как уже отмечалось, защита производится нижней, верхней или средней третью бо. При этом в школе Дзёсинмон, где бо имеет эллипсоидное сечение, защищаются более плоской стороной бо.

    Защита с бо может осуществляться отбивом, подставкой или ударом навстречу. После защиты обязательно следует контратака. Контратака осуществляется ударом бо по голове, туловищу, конечностям, пальцам рук, в пах. Удары могут круговые, рубящие, тычковые и другие. Иногда контратака завершается подсечкой с использованием бо и последующим добиванием им либо путем обезоруживания противника и/или проведением болевого приема с применением бо.

    Следует отметить, что в момент удара или блока на конце бо возникает огромная кинетическая энергия и кажущийся легким контакт может привести к серьезной травме. Поэтому к отработке технических действий с партнером приступают только после длительного периода изучения ката и техники бо в форме кихон. Кумитэ должно выполняться по правилам, которые точно определяют роли и задачи партнеров (якусоку-кумитэ), причем оба партнера должны заботиться о контроле ударов.

    Японское и окинавское искусство боя палками различных типов. Оно в равной мере продолжает традиции Бу-дзюцу феодальной Японии и Ко-будзюцу острова Окинава.

    Палка, чаще всего используемая в бо-дзюцу, это рокусяку-бо, длина которой примерно 180 см. Кроме того, на Окинаве популярны кюсяку-бо (280 см) и сансяку-бо (100 см), а в Японии хан-бо (130 см) и тан-бо (60 см).

    В период феодальных войн самураи использовали и другие модели. В частности, тэцу-бо (железную палицу с шипами разнообразной формы), консай-бо (палку, окованную металлом), хакка-ку-бо, кири-бо, ёри-бо.

    Одной из первых школ феодальной эпохи, кодифицировавших бо-дзюцу, была Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю, основанная в XV веке и существующая по сей день. В XVII веке знаменитый Мусо Гонноскэ заменил рокусяку-бо на более короткую, легкую и, следовательно, удобную модель.— дзё (120—125 см), или дубинку. В итоге он создал новую разновидность фехтования на палках — дзё-дзюцу и основал школу Синдо-Мусо-рю, прославившуюся своими 64 приемами боя.

    Дисциплина кобудо Bōjutsu [boːdʑɯtsɯ] (японская 棒 術) — это искусство борьбы с Bō (палка длиной 1,82 м), называемая так же на Окинаву «Кон» или «Кун». Эта дисциплина включает в себя все варианты палки, такие как Rokushakubo («6-футовая палка», 182 см в длину), Hanbō (половина Bō) или Jō (121 см в длину). Bō изучается во многих азиатских боевых искусствах: Кобудзюцу, Каратэ Дō, Айкидо, Иайдо, Джиу Джитсу или Ниндзюцу как вторичное оружие, и в основном используется как оружие начального уровня или даже как дополнение к обучению.

    История
    Использование палки в качестве оружия или в качестве инструмента, вероятно, столь же древнее, как человечество, и может быть найдено на всех континентах и во всех культурах Земли. Первая известная боевая система с длинным шестом, вероятнее всего была разработанна в Китае, откуда она уже и попала на Окинаву. Возникли первые ката в Бодзютсу уже на Окинаве. Во вьетнамских боевых искусствах используется термин «Кон». В китайском ушу — это вариант, называемый «Gun». Однако китайская палка тоньше на одном конце, чем на другом конце.

    Ояки Акахати, Хига Мацу, Абурайя и Сакугава были первыми японскими мастерами Бодзютсу в 18-м веке Бьютсу. В конце 19-го века Масакацу Бьютсу был разработан Уесибой Морихей, основателем Айкидо. Рюкю Кобудзюцу систематизировал Тайра Шинкен в 20 веке.

    Настоящее время

    В настоящее время Бодзютсу является дисциплиной в Kobudō или Kobujutsu. Bō представляет первое, самое важное и основное оружие в Рюкю Кобудзюцу. Где на на Bō приходится 19 из 42 Kobujutsu Kata.

    Бодзуютсу как субдисциплина Ryūkyū Kobujutsu Hōzon Shinkōkai восходит к Тайре Шинкен. Он родился 12 июня 1897 года в деревне Наказато на острове Кумеджима. Официально он зарегистрирован под именем Маэзато Шинкен, который до сих пор помнит несколько имен ката. Он сам использовал, но главным образом имя рождения своей матери, Таиры. В 1940 году, после смерти Yakibu Modens, он вернулся на Окинаву и основал Рюкю кобудзюцу Ходзон Shinkokai в Наха, как организации-правопреемника Yakibu Modens Рюкю кобудзюцу Kenkyu Кай. В начале 1960-х годов он опубликовал свою первую книгу по продвижению Кобудзюцу. Название — Рюкю Кобудо Тайкен. В последующие годы он установил правила подготовки и экзамена, в которых действовал инструментальный инструмент «Ганьшо» Иноуэ. Кишо Иноуэ родился 30 октября 1954 года в Сидзуоке, Япония, и начал обучение в детстве с отцом Мотокацу Иноуэ. Кишо Иноуэ привержена сохранению и сохранению старых видов оружия и организует всемирное распространение через учебные курсы.

    Бо-дзюцу (искусство боя шестом)

    200 ШКОЛ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА И ЗАПАДА Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада

    Энциклопедические словари по боевым искусствам до сих пор на русском языке не издавались. Да и в других странах они редкость. Подготовить такой словарь очень трудно по ряду причин. Самая большая трудность – составление словника. В самом деле, как только кто-то берется за работу над любым словарем, он погружается в мучительные раздумья: какие термины, включать в словник, а какие – нет.

    Например, при описании боевых искусств Востока достаточно сложно решить, каким стилям и школам следует посвящать отдельные статьи, а какие упоминать только в обзорных статьях (в первую очередь это касается многочисленных стилей и школ каратэ, ушу, кэнпо, пенчак-силата, во-вьетнам, дзюдзюцу). Вторая трудность – проблема сбора материалов о западных и славянских боевых искусствах. Надо признать, что сегодня мы знаем гораздо больше о том, что есть (или было) в этой области на Востоке, чем на Западе. А хуже всего обстоит дело с информацией по школам боевых искусств отечественного образца.

    Третья проблема, носящая более частный характер, чем первые две, это неясности с транскрипцией имен и названий, а также невозможность проверки достоверности информации из-за почти полного отсутствия справочной литературы.

    Но какие бы трудности не существовали, необходимость издания подобного словаря-справочника назрела давно. Ведь эпопея боевых искусств восточного, западного или славянского происхождения длится в странах Содружества и Балтии уже четверть века. При этом ощущается острая нехватка исторических и теоретических сведений о них.

    Данный энциклопедический словарь призван заполнить вакуум в этой сфере.

    Индия считается колыбелью всех боевых искусств. Во всяком случае, уже в великом эпосе индийцев «Махабхарата», возникшем более чем за тысячу лет до н.э., говорится о сословии (варне) «кшатриев» – профессиональных воинов. В этой поэме, а также в других древних текстах имеются сведения о различных воинских упражнениях кшатриев. Даже в наши дни во многих штатах Индии можно найти школы боевых искусств, происхождение которых теряется в глубине веков. Одна из них – Ади-хай пидутам, существующая в районе города Каннур (штат Ке-рала).

    Эту школу возглавляет сейчас 80-летний Кума-ра Свами. Европеец, побывавший у него в гостях, вспоминает: «Я не мог поверить, что учитель столь преклонного возраста. Он держался прямо, как свеча, у него было тело спортсмена – мускулистое, нервное, без грамма жира. Кожа гладкая, словно у молодого человека. Движения, жесты – мягкие и грациозные, как у дикой кошки. Ни одна деталь не ускользала от его ясных блестящих глаз».

    На малаяли – языке дравидов, коренных жителей индийского юга – слово «пидутам» означает «управление» руками («хай»), наносящими удары по наиболее уязвимым точкам тела («ади»). Техника этой школы чисто внешне напоминает технику японского дзю-дзюцу: захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением ударов пальцами по точкам. Однако это именно внешнее сходство, так как индийская система намного старше. Нередко вместо ударов после захватов следуют броски.

    Общефизическая подготовка представлена здесь статической гимнастикой (асанами) и дыхательными упражнениями (пранаямой) хатха-йоги. Для того, чтобы наносить удары в жизненно важные точки тела, изучается специальная дисциплина – «марма», то есть комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и энергетических центров организма человека.

    Практика ади-хай пидутам в настоящее время распространена среди членов секты Сиддха-Самайя, которую основал гуру Шивананда Парамахамса в первые годы XX века. Секта придерживается принципов ненасилия, но для самозащиты ее сторонники должны владеть «мягкими» методами самообороны, позволяющими надежно нейтрализовать агрессоров, не доводя дело ни до членовредительства, ни, тем более, до убийства.

    Айкибудо – это боевое искусство, вобравшее в себя учение древних японских школ боевых искусств работы без оружия Дайто Рю Айки Дзюдзюцу, с оружием – Тэнсин Седэн Катори Синто Рю, базой школы является Айкидо-дзюдзюцу Есейкан учителя Мочизуки Минору.

    Основоположник Айкибудо – французский мастер Алан Флоке.

    Айкибудо, как и его исходные компоненты – Айкидо Йосейкан и Дайто Рю Айки Дзюдзюцу относят к «жестким» школам (сюда относят также школу Йошинкан, основанную Гозо Шиода, школы учеников Сокаку Такеда и учеников Морихеи Уесиба довоенного периода). Отличия от «мягких» школ проявляются в форме движений, которые в Айкибудо в целом намного короче, проще и более приближены к реальности. Во Франции Айкибудо эффективно используется в армии и полиции. Среди занимающихся очень много полицейских, и не случайно основной зал, где проходят занятия Учителя Флоке в Париже, находится в Полицейском Управлении и принадлежит Спортивной Ассоциации Полиции Парижа (ASPP).

    В переводе с японского иероглифы, образующие название этого боевого искусства, означают:

    Ай – объединение, любовь, гармония

    Ки – жизненная энергия, душа, дух, сила

    Бу – мужество, храбрость, воинственность

    Сочетание Ай и Ки (Айки) – объединение энергий, единение внутренних способностей человека для достижения совершенства.

    Приемы Айкибудо содержат в себе множество болевых воздействий на суставы, болевые точки при помощи заломов, замков цель которых – полный контроль противника, лишение его возможности повторения атаки.

    Большое внимание уделяется изучению правильных перемещений. В Айкибудо много движений направленных на опережение противника, цель которых остановить удар или захват на первой его стадии, когда он не набрал еще максимальную мощность. Таким образом, важно уметь правильно и точно выполнять вход в прием в зависимости от дистанции разделяющей вас от противника. Цель перемещений: уход с линии атаки и (или) опережение противника, получение позиции (в ближней зоне с противником), исключающей повторную атаку с места, вслед за этим одновременно с перемещением следует прием, выводящий противника из равновесия, возможен последующий болевой контроль. Все это должно выполняться плавно без рывков и максимально быстро, не давая возможности противнику оценить ситуацию и принять контрмеры. Техника перемещений изначально нарабатывается без партнера, здесь внимание уделяется правильному положению тела, ног, разворотам корпуса вокруг оси.

    В Айкибудо присутствуют удары руками и ногами, правильная техника выполнения которых нарабатывается в ката. Основная цель применения ударов – это не столько выведение противника из строя (все завит от ситуации в бою), сколько нацелено на отвлечение его внимания, расслабление, что бы тем самым получить возможность провести прием.

    Процесс изучения Айкибудо, как и других боевых искусств, можно разделить на два основных этапа: подготовительная часть и непосредственно техника.

    Подготовительная часть представлена:

    общефизической подготовкой (разминочные и силовые упражнения)

    Техническая часть включает в себя:

    Техники освобождения от захватов

    Техники бросков от захватов и ударов без дальнейшего сопровождения

    Техники бросков с дальнейшим удержанием и конвоированием

    Рандори – работа против атак одного или нескольких противников

    Бо-дзюцу (искусство боя шестом)

    БО-ДЗЮЦУ 棒術

    Стоит понимать, что в воинских комплексных школах не было такого оружия как шест-палка в чистом виде. Это всегда был обрубок более длинного оружия — копья или нагинаты. Рассматривались разные обрубки — рокусяку бо или просто бо (шест в 6 сяку, где сяку старинная мера длины около 30 см, т.е. шест в 180 см.), дзё (от 120 до 150 см), ханбо (т.е. половина бо — около 90 см), танбо (около 50-60 см), явара (от 15 до 25см). Последний инструмент служил уже для тычков и усиления кулака по принципу кастета, а не для хлестких мощных ударов. Иногда в школах есть легенды про то как Основателю Школы или одному из патриархов в линии преемственности обрубили его любимое оружие (копье или нагинату) и он, отмахиваясь обрубком, породил новую технику. В Катори такой истории нет. И использует только рокусяку бо. Для овладения им есть два раздела техники:

    • Омотэ-но бо 表之棒 6 ката
    • Гогё но бо 五教之棒 6 ката

    Омотэ-но бо 表之棒. Внешний раздел фехтования с шестом. Ката меч против шеста. В нем совершенно четко проявляется характер оружия как обрубка копья или нагинаты — много элементов, которые могут быть интерпретированы как тычки, уколы и порезы. Вместе с тем достаточно хорошо отражен сносящий характер удара палочного боя.

    • Сэриай-но бо (Шест соперничества) 迫合之棒(せりあいのぼう) Рассматривая также отдельно составляющие имеем кандзи 迫 усиление, действие силой и 合 присоединение
    • Сунэ-хисиги-но бо (Шест, разбивающий голень) 臑挫之棒(すねひしぎのぼう)
    • Саю-но бо (Шест левой и правой стороны) 左右之棒(さゆうのぼう) кроме буквально отражения перемещения влево-вправо и вперед-назад название может содержать в себе символику ин-ё и ко-рю(тигра-дракона)
    • Каса хадзуси-но бо (Шест, сбивающий соломенную шляпу) 笠研之棒(かさはずしのぼう)
    • Ханэ цурубэ-но бо (Шест, срубающий колодезное ведро) 刎釣瓶之棒(はねつるべのぼう) также могут иметься в виду движения подобные движениям механизма колодца-«журавля», каньдзи 釣 цуру – удить, что описывает доставание воды из колодца таким способом.
    • Татэ нами-но бо (Шест, поднимающий волны) 立浪之棒(たちなみのぼう) также возможно толкование этого в другой разбивке — тэнами 手並み означает «подняться над обычным, обыденным» или «возрастание мастерства»

    Гогё-но бо 五教之棒. Шест пяти первоэлементов (по названию раздела практики гогё, следующего за омотэ). Ката шест против шеста. Ката гогё-но-бо, называются по начальным позициям (кроме второго — касуми гакари). В этом разделе гораздо большее внимание уделяется хлесткости ударов палочного боя, хотя по прежнему четко виден характер оружия как обрубка копья или нагинаты.

    • Гедан камаэ но бо (шест нижней позиции) 下段構之棒 как это, так и другие ката гогё-но-бо, называются по начальным позициям (кроме касуми гакари)
    • Касуми гакари но бо (шест висящего тумана) 霞掛之棒
    • Денко камае но бо (шест позиции молнии) 雷光構之棒
    • Ин камаэ но бо (шест позиции тени) 陰構之棒
    • Хикидзуэ камаэ но бо (шест вытягивания ветки) 引杖構之棒
    • Татэдзуэ или Рицудзуэ камаэ но бо (шест стоячей ветки) 立杖構之棒

    Интересное видео, на котором можно увидеть две различные версии выполнения ката бо-дзюцу раздела омотэ по школе Сугино и по школе Отакэ Сэнсея

    Японские Боевые Искусства

    Japan Martial Art

    Бо-дзюцу

    Бо-дзюцу — искусство боя шестом, который в разнообразных школах японского будо имеет разную длину и сечение. Материалы для его изготовления тоже периодически разнятся между собой.

    Во времена войн между феодалами, воины предпочитали дубовые колы, которые оковывались железом (консацубо), или металлическим ломам (тэцубо), концы которых для повышения смертоносности часто усеивались шипами. Естественно, обращение с таким оружиемозначало наличие большой физической силы и ловкости. В более поздний и сравнительно мирный период шесты использовались в основном как оружие полиции, их вырезали из японского дуба «каси» и не оковывали.

    Известны две системы измерения длины шеста: классическая и под конкретного владельца. В классической манере длина боевого шеста равнялась 6 сяку (примерно 180 см). Именно такие шесты (рокусякубо) завоевали максимальную популярность.

    А если шест делался под конкретного человека, то он нередко делался длиной «до уха» (мимикирибо). Например, в школе Мураока Канэ-рю длина шестов «в рост» заметно варьировалась от 135 см до200 см.

    Боевые шесты могли быть круглыми (марубо), шестиугольными (роккакубо) или восьмиугольными (хаккакубо).

    Все школы, в программе обучения которых присутствует бо-дзюцу, по особенностям используемой техники можно разделить на две группы:

    а) школы, в которых техника бо-дзюцу берет за основу технику боя копьем и алебардой;

    б) школы, в которых техника бо-дзюцу основывается на практике дзю-дзюцу.

    Эти две группы можно также назвать соответственно «боевой» и «полицейской».

    В «боевых» школах бо-дзюцу упор делается на удары концами шеста, схватку на дистанции. Приемы в основном взяты из технической базы копья (яри) — все виды уколов — и алебарды (нагината) — маховые удары. По поводу возникновения такой техники вопросов обычно не возникает. Если в сражении противник срубал копейный наконечник или лезвие алебарды воина, то у того не было вариантов, кроме как защищаться от него обрубком. Однако, в отличие от обычной палки, на одном конце обрубка обычно имелся железный набалдашник с шипом, которым можно было поразить врага.

    Воин старается четко «держать» дистанцию

    В этом направление бо-дзюцу воин старается четко «держать» дистанцию и не подпускать к себе противника. Один конец шеста с набалдашником практически все время направлен в горло соперника. Из-за весьма значительной тяжести шеста его, хват обычно осуществляется двумя руками. Удары ставят перед собой цель области, не защищенные доспехами, и почти всегда ударной частью выступает конец шеста, а не его середина. Для оборонительных действий в основном практикуются отводящие удары концами, подставки выполняют только под руки противника — ведь иначе клинок врага просто перерубит шест. Яркими примерами такого стиля бо-дзюцу признаются школы Катори Синто-рю, Касима Синто-рю, Нитэн ити-рю и другие.

    В «полицейских» системах бо-дзюцу основу техники составляют разнообразные болевые приемы, удушения, зацепы ног, взятые из бызы дзю-дзюцу. Такие школы возникли значительно позже, чем «боевые», — не раньше начала XVII века, когда палки разной длины были приняты в качестве стандартного оружия полиции. Как и в наше время, полицейские не обладали правом по своей собственной воле, без суда и следствия, вершить расправу даже над самыми злостными нарушителями закона. Задача была именно задерживать их, конвоировать в участок или в тюрьму и передавать суду. Отсюда вытекают особенности техники бо-дзюцу «полицейских» систем. К школам этого стиля относят себя Такэноути-рю, Рикисин-рю, Сибукава-рю, Сэкигути-рю, Ягю Синган-рю и др. Как видно по самим наименования, всё это школы дзю-дзюцу.

    Парные комплексы ката

    В различных школах бо-дзюцу практикуются парные комплексы ката, в которых боец ведет поединок с противником, в руках которого либо меч, либо столь же длинный шест. По этому признаку все школы бо-дзюцу тоже также можно разделить на две группы:

    К первым можно отнести Катори Синто-рю, Кукисин-рю, Кираку-рю, Тикуфусима-рю, Ямамото Мухэн-рю и некоторые другие. Ко вторым — Мураока Канэ-рю, Рикисин-рю, Сибукава-рю, Такэноути-рю, Япо Синган-рю и еще несколько.

    Закон Теней

    Лишь непрестанное совершенствование даст вам силу.

    воскресенье, 6 ноября 2011 г.

    Боевой шест бо. Как сделать и тренироваться.

    Сегодня стоит затронуть тему боевого шеста. Боевой шест для ниндзя — это настоящая палочка-выручалочка, которая очень многофункциональна. А ниндзя любят многофункциональность, активность, многогранность и суши.

    Если серьёзно, то сделать себе боевой шест и научиться им пользоваться совсем не сложно, но для начала немного истории:

    Неизвестно, кто и как давно придумал использовать боевой шест в своих целях, но ямабуси давным-давно начали активно пользоваться своим шестом «Бо», который достигал в длину 150-200 сантиметров и поначалу использовался лишь для церемоний и как посох для поддержки и опоры в дальних странствиях. Время было в феодальной Японии неспокойное, монахи были дружелюбны, но не ко всем, и вскоре многие нехорошие люди наполучали подобными шестами по хребту и ещё по многим местам. Иногда с переломами либо костей, либо самого шеста в руках разъяренного монаха, отчего последние стали делать свои шесты из более прочных пород или даже вовсе из металла.

    Для ниндзя шест был отличным оружием — не вызывал подозрений, если шест делался полым, в него можно было спрятать очень большое количество разнообразных девайсов, можно было прикрепить цепь, наконечник, веревку, лезвие — многофункциональный, в общем, шест.

    В бою ниндзя или монах-ямабуси всё время держали противника на почтительной дистанции и буквально отбивали ему всякую охоту продолжать бой. С боевым шестом ниндзя мог преодолевать препятствия, вылазить из всяких болот и вообще стать достаточно универсальным. Минусы боевого шеста в его размерах — слишком длинный шест не годился для использования в замкнутых пространствах, задевая собой стены и цепляясь за всё подряд.

    Фантазия ниндзя не знала границ, и миру были представлены складывающиеся посохи, посохи-мечи, посохи-копья, посохи — самострелы и посохи-посохи. Последние ниндзя использовал чаще всего, ведь чем проще, тем лучше.

    Чтобы сделать посох, как у легендарных моназов-ямабуси или ниндзя, обычный черенок от лопаты не годится. Вы ведь не знаете, долго ли он прослужит вашим целям. Посох или шест для ниндзюцу должен быть больше и крепче. Сделайте его из дубовой доски или выточите из ветки дерева, но обязательно армируйте, потому что прочность тоже имеет предел. Рекомендуется обмотать посох чем-нибудь по всей длине и по концам можно обить его жестью. Такой боевой шест бо будет смотреться особенно красиво и самое главное, будет крепким. Кстати, если собираетесь покупать боевой шест бо, то я бы не советовал вам это делать — купить шест бо можно в магазине, но он тонкий и хрупкий.

    Основные тренировки с шестом:

    Раскручивайте и кричите грозные крики.

    Учитесь наносить им точечные удары. Конечно, можно сделать круговой удар, но ведь вы должны замахнуться. Фабио ла Седра видел, как в школах ниндзюцу традиции будзинкан ниндзя, вооруженный катаной или даже саем побеждал зазевавшегося синоби, вооруженного добротным шестом. Обычно владелец шеста совершал две ошибки: открывался, подставляя свои ноги/руки под удар или слишком сильно заносил удар, намереваясь сделать широкое движение.

    Чтобы противник не смог подловитьт вас таким образом, отрабатывайте точечные удары. Это тренируется достаточно просто. Найдите пару пластиковых пустых бутылок или возьмите несколько целлофановых пустых пакетов с высокой плотностью. Набейте бутылки или пакеты песком или любой субстанцией, кроме воды. Мешки рекомендуется вложить друг в друга и плотно завязать. Подвесьте данные тренажеры на ветке дерева на веревке, чтобы они висели на уровне вашей груди.

    Наносите прямые колющие удары шестом по мишеням, стараясь поразить их. Скорее всего, от прикосновения вашего могучего шеста они отлетят в сторону. Вот на этом моменте особенно сконцентрируйтесь и, когда снаряд возвращается к вам, отправьте его обратно точечным ударом. Если пакеты или путылки для вас не проблема, то повесьте несколько и наносите удары попеременно. Таким образом вы сможете тренировать свой навык обращения с шестом и ловкость, ведь возвращаясь, вы сможете отбить лишь несколько снарядов, а от остальных вам придётся уворачиваться.

    Мастер-класс : повесьте несколько теннисных мячиков и практикуйте удары по ним. Небольшие размеры разовьют ваш глазомер, а высокая скорость разовьёт реакцию, и боевой шест бо станет продолжением вашего тела.

    Фабио ла Седра тренировался несколько более простым способом, его друг метал снаряды и Вега их отбивал. Поначалу отбивать их было чертовски трудно, потому что это были шишки и вдобавок в вечернее время в лесу эти шишки вдруг становились невидимыми. Но со временем Фабио ла Седра достиг в этом определенных успехов.

    Что касается шеста, приёмы с ним в скором времени вы сможете лицезреть на данном блоге.

Ссылка на основную публикацию