Багуачжан | Karate-krs.ru

Багуачжан

Багуа чжан — искусство для здоровья

Багуа чжан известен также под названием ю-шэнь багуа чжан, багуа чжуань-чжан и багуа лянь хуань чжан. Этот стиль является одной из восточных систем оздоровления, а также разновидность китайского бокса, в котором сочетается чередование положения ладоней с одновременным движением по кругу. Этот стиль объединяет древнюю методику дао-инь с искусством атаки и защиты при вращении по кругу. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Регулярные занятия в этой школе отлично развивают силу ног, улучшают координацию и подвижность, воспитывают выдержку, храбрость и твердость духа. Кроме того, этот замечательный стиль способствует долголетию. Он укрепляет весь организм, исцеляет болезни в корне, первопричину.

Что же объединяет багуа (буквальный перевод — восемь триграмм) и конкретный системы для здоровья и боя? Изначально восемь триграмм — это восемь символических знаков в «Чжоу-и» (название древнего китайского трактата). В середине схемы-круга — переплетение мужского начала ян и женского инь в форме рыб.

В соответствии с восемью направлениями на Юг, Север, Восток, Запад, Юго-Восток, Юго-Запад, Северо-Восток, Северо-Запад на одинаковом расстоянии по кругу изображено восемь знаков-триграмм, имеющих названия цянь, кунь, чжэнь, сюнь, кань, ли, гэнь, дуй. Автор «Чжоу-и» пишет, что эти восемь триграмм символизируют соответственно восемь природных явлений:

Среди них особое место занимают две триграммы: цянь — небо и кунь — земля, которые и являются изначальными истоками всех природных явлений человеческого бытия. Стиль ба-гуа и философские принципы, связанные с восемью триграммами, не имеют никаких внутренних связей. Но в этом стиле есть восемь положений ладоней, каждая из которых означает одну из триграмм. Одновременно с движением по кругу ладонь, изменяя свое положение, проходит через восемь описанных выше знаков, а высокое искусство мастера багуа в той или иной мере соответствует символическому смыслу триграмм. За каждым движением идет другое, за каждым изменением следует новое. Кстати, как раз в «Чжоу-и» сказано: «Мягкость и твердость взаимосоприкасаются, восемь триграмм раскачивают друг друга». Это означает, что движение не прекращается, а трансформации бесконечны. Исходя из этих философских положений и возникло название Багуа чжан, т. е. ладонь восьми триграмм.

Родоначальником стиля восьми триграмм, согласно историческим источникам, считается Дун Хайчуань (1796-1880 гг.), уроженец уезда Вэньань провинции Хэбэй. Говорят, в юности, изучая искусство Шаолиня, он достиг небывалых высот, после чего отправился странствовать к югу от реки Янцзы. В провинции Аньхой в горах Цзюхуа повстречал одного даосского монаха и благодаря этой встрече мог продолжить совершенствование своего мастерства, обучаясь у даосов. Обобщив свои познания в ушу, Дун Хайчуань создал новый стиль кулачного боя и назвал его багуа чжан. Долгое время Дун служил учителем ушу при императорском дворе, поэтому багуа сперва был распространен в окрестностях Пекина, но за последние 100 лет стал широко известен во всей стране и за рубежом.

Базовая основа багуа — это восемь основных положений ладоней: дань-хуан-чжан, шуан-хуань-чжан, шунь-ши-чжан, бэй-шэнь-чжан, фань-шэнь-чжан, мо-шэнь-чжан, сань-чуань-чжан и хуэй-шэнь-чжан. В разных местах эти формы передавались из поколения в поколение по-разному. В основном они были представлены восемью «звериными» школами льва, оленя, змеи, журавля, дракона, медведя, феникса и обезьяны. Каждая из ладоней имеет восемь положений, а комбинация двух рук имеет, соответственно, 64 положения.

Кроме одиночной подготовки в багуа есть парные упражнения и свободный спарринг, а также использование различного оружия: сабли, копья, мечи, алебарды и др. Большой интерес представляют такие виды оружия, как юань-ян-юэ (секира нежных супругов), цзи-чжуа-жуй (острые куриные когти), фэн-хо-лунь (огненное колесо Феникса), пань-гуань-би (перо судьи в загробном мире) и прочее оружие, почти неизвестное в других школах ушу.

Обучение в багуа разделено на три последовательные стадии.

Начальная стадия — это тренировка основных поз, азбука мастерства. Поэтому здесь не стоит торопиться. Каждый жест, каждую форму надо выполнять неторопливо, следить за правильной осанкой, стоять прочно, как скала, а перемещаться легко и плавно.

На Второй стадии обучаемый развивает свои двигательные навыки, или, другими словами, осваивает способы перемещения. Главное на этом этапе — координация и согласованность движений. Используя базу, полученную на первом этапе обучения, нужно довести до совершенства вращательные движения и изменения направления. Когда ученик правильно освоит эту стадию, его перемещения уподобятся плывущему дракону и летящему фениксу и станут необычайно прекрасными.

Третья стадия заключается в тренировке изменений позиций, все переходы выполняются по собственному желанию. Внутреннее едино; разум-воля и руководит телом шэнь. Вращаться нужно легко, свободно, чередование форм следует производить по своему усмотрению, но не сдерживать ритма таолу.

Главная особенность Багуа чжан — постановка шага при движении по кругу. Ноги полусогнуты, движение начинается мощно, как прорвавшийся поток воды, вращение совершается во все стороны, все формы слитны, тело ловкое, шаг живой, вслед за шагом идут изменения поз. Пустое и полное строго разграничены. Твердое чередуется с мягким. Во время схватки с противником корпус вращается, поднимается и опускается, количество переходов огромно. Багуа чжан ярко выделяется на фоне остальных стилей ушу. Здесь следует «двигаться, как дракон, крутиться, словно обезьяна, «играть» силой, как сокол, опускаться, как тигр». Метафора «двигаться как дракон» довольно точно выражает особенность перемещений в Багуа чжан. Например, такое выражение, как «дракон, благодушно вздымающийся в небеса». Сравнение «крутиться, как обезьяна» относится к движениям корпуса, когда необходимо быстро и искусно разворачиваться, метаться и увиливать словно обезьяна. Удачное сравнение для рук и для глаз — «играть силой, как сокол», когда боец, словно сокол, вздымающийся ввысь и падающий камнем вниз, бросает мгновенный взгляд и быстро работает руками. «Опускаться, как тигр» — значит правильно сохранять стойки, ведь только свирепый тигр величествен и крепок как скала.

Боевое искусство Багуачжан – особенности, последователи, история практика

Багуачжан – популярный стиль китайского боевого искусства , который начал свое развитие и формирование в правление династии Цин (1820-1850гг.).

Основал стиль багуачжан – Дун Хайчуань из Вэньань, китайской провинции Хэбэй . При создании стиля он брал за основу эффективные приёмы и всевозможные комбинации ушу. Некоторые люди, мало знакомые с историей, дабы придать себе значимости, говорили, что обучались науке у великого мастера, однако в действительности это не имело места быть.

Только в 1875 году Дун отправился в Пекин , на службу к великому князю Су, который являлся прямым родственником императорской фамилии и был большим поклонником ушу, чтобы преподать ему эту боевую науку. У Дун Хайчуаня было огромное количество последователей и учеников, каждого из которых он обучал исходя из его личных боевых качеств, в этом и заключалась вся уникальность его системы обучения. Постепенно отделились несколько ветвей стиля багуачжан, до нас же дошло только три.

Особенности стиля Багуачжан

Багуачжан основан на базе трех классических стилей китайского ушу, которые по принципу являются “внутренними”. Смотрим в корень слова – Ба Гуа – “восемь триграмм”. “Чжан” – ладонь. Стиль основан на восьми базовых принципах, которые описаны в древнейшем Великом “Каноне перемен”.

Этот стиль отличался применением техники в бою, непрерывно передвигаясь по кругу, как в системе айкидо, но без бросков и захватов, а ударами и захватами крюком ладони противника. Все базовые движения непрерывно перетекают, как вода по горной местности, из одного движения в другое. Поэтому при использовании этого стиля в бою, удары наносятся разными сторонами ладони, в некоторых направлениях применяются удары крюком ладони.

Основная часть тренировок заключается в отрабатывании техники ударов и захватов при передвижении вокруг противника, а полный контакт с противником отрабатывают на прямых дорожках. Поэтому , багуачжан – это исключительное боевое искусство Китайского УШУ, основанное на теории непрерывных изменений тактики боя в зависимости от возникшей ситуации, где победа над противником случается не за счет применение грубой силы, а благодаря силе мастерства и духа.

Последователи стиля и ученики Дун Хайчуань

Дун Хайчуань применял индивидуальный подход к каждому ученику, поэтому сам стиль со временем совершенствовался, изменялся и разветвлялся, что привело к трем направлением стиля.

Ученик Инь ФУ (1840-1909)

Инь Фу проучился у мастера свыше десяти лет, став самым старшим учеником, который в последствии тренировал охрану самой императрицы Цыси.

Ученик мастера был достаточно состоятельным человеком в Китае, именно с его материальной поддержки было построена стела на могиле Дуна с именами его учеников. Особенность и уникальность этого направления состояла в применении определенной формы ладони под названием ” язык коровы “.

Общая черта стиля – уход от атаки противника по принципу кругового шага с неожиданным выходом на противника на дальней дистанции и применение ударов ладонями, которые увеличивали площадь соприкосновения с телом, что давало эффект очень сильного толчка, с опрокидыванием противника на землю.

Ученик Чэн Тинхуа

Биография этого ученика начинается в провинции Хэбэй уезда Шэньсянь. В небольшой деревушке Чэнцзячжуан появился знаменитый мастер борьбы шуайцзяо. Он не был богат, как Инь Фу, поэтому отправился в Пекин на заработки, продавать очки в городских аптеках, откуда и получил свое прозвище “очковый Чэн”.

Характерная отличительная черта данного направления багуачжан в применении целого ряда техники бросков противника с приближением на максимальное расстояние к противнику за спину или с боку. Исполнение техники происходит с непрерывной скоростью и перетеканием действий из одного в другое, с повышенной скоростью исполнения техники.

Третье ответвление стиля багуачжан

Самым юным учеником и последователем Дун Хайчуаня был Лян Чжэньпу. Ученик Ляна – Ли Цзымин считался самым лучшим бойцом Китая вплоть до своей кончины в 1993 году в престарелом возрасте (93 года). На данный момент в современной истории Китая его приемником считается Суй Юньцзян. Ли всегда выделял, что его направление стиля – это полное отражение стиля мастера Дуна, опровергнуть его слова не представляется возможным, хотя стоит ли в память Великого Мастера.

Отличительная черта стиля заключалась в акценте на рубящие и протыкающие удары. Данную технику рукопашного боя сейчас преподают в школах Пекинской полиции – инструктор Чжао Даюань, самый известный современный мастер Багуачжан, автор ряда книг по рукопашному бою.

Ши Цзидун

Самый интересный факт из истории появления направлений стиля идет с учеником Ши, которого взял в приемные сыновья мастер Дун. Направление Ши, так и практикуется в Пекине, однако не обладает такой известностью, как другие направления.

Самое большое распространение этой техники получила провинция Цзянсу, где когда то жил ученик Ши – Ян Жуньбэнь, который при жизни стал буддистским монахом и путешествовал по миру, где впоследствии оставил после себя несколько учеников.

Чэн Тинхуа

Самое большое влияние на распространение стиля БагуаЧжан оказал ученик Дуна – Чэн, который родился в 1848 году и умер в 1900 г. До встречи с мастером, Чэн уже завоевал титул чемпиона по борьбе в своем уезде, что сильно отразилось на его стиле в будущем, когда он обучался в течение 5 лет у мастера Дуна. Особенность этого стиля заключается в форме ладони – “коготь дракона”, что позволяет делать действенные захваты противника и использовать их для бросков, в сочетании ударной жесткой техники.

Другие ученики мастера Дуна пришли уже когда он был в престарелом возрасте, в основном они продолжали свое учение у Чэна, так постепенно сформировались некоторые направления Багуачжан:

  • 1863г.-1932г. от ученика Лян Чжэньпу
  • 1853г.-1922г. от ученика Лю Фэнчуня
  • 1859г.-1940г. от ученика Чжан Чжанькуя
  • 1861г.-1922г. от ученика Лю Баочжэня
  • 1866г.-1950г. от ученика Чэна Гао Ишэна

Выдержка из истории практики стиля Багуачжан

В 1918 году состоялся турнир “силачей из десяти тысяч земель” в Тяньцзине. Где участвовал русский боец Иван Поддубный, сын хлебороба, самый простой грузчик, который стал самым знаменитым циркачом История успеха на самых крупных площадках Европы, Азии, Америки и Африки. Иван заработал звание чемпиона чемпионов, одерживая победы десятки лет.

Благодарные поклонники его таланта называли его “Иван непобедимый”, “Гроза чемпионов”. История успеха у Ивана на этом закончилась, когда ученик Чжана – Хань Муся в этом турнире победил Ивана, которого никто ранее не мог одолеть. После такой блистательной победы Хань стал популярен и слава прогремела на весь Китай, и при этом заболел “звездной” болезнью, стал самоуверен и заносчив, что бросил вызов даже своему учителю.

Результат: Чжан победил своего ученика и с тех пор между ними настал ярая вражда. Из достоверных источников известно, что Хань, чтобы убрать из истории его учебу у Чжана придумал новую, о том, что Дун учился у даоса Би Чэнся, у которого также были и другие лучшие ученики, а сам Хань учился у этих “других” учеников и никак не связан с учениками Дуна.

Стиль Багуачжан в своей интерпретации не является армейским боевым искусством, это техника индивидуального боя. Даже набор стандартных видов холодного оружия имеет специфическую уникальную форму и применение. Отсюда и любимое оружие Дуна – “острие петушиной лапы”. Вся техника основана на ведение боя без оружия и против холодного оружия. Что дает значительное преимущество для простых учеников, практикующих багуачжан, которые не имеют право на ношения оружия в Китае.



+7 (926) 231-57-22

+7 (926) 757-15-39

Москва, ул.Марксистская, 34 к4 (м.Таганская / Пролетарская)

Наша рассылка

Начало занятий в новых группах

11-ое сентября — первое занятие во взрослых группах по традиционному ушу и Тайцзи цюань. 16-ое сентября — начало занятий в детско-подростковой группе по ушу.

Курс «Основы цигун»

1-го июня начнутся занятий в мини-группе по курсу «Основы цигун». Присоединяйтесь!

Лекция-беседа на тему «Три учения: фундамент китайской культуры»

Приглашаем всех желающих на лекцию-беседу, 22-го февраля, с 19.00 в зале школы. Ведущий — Александр Житомирский. Вход свободный.

Китайская каллиграфия. Открытый урок

24-го февраля в школе состоится открытый урок по каллиграфии. 13.00 — 14.30. Вход свободный. Подробности. Добро пожаловать!

Первое занятие в группе Тайцзи цигун

4-го февраля (понедельник) будет первое занятие в новой группе. Начало в 19.00. Участие бесплатное. Приходите знакомиться!

Багуа чжан: история и особенности стиля

Занятия в новой группе начнутся в СЕНТЯБРЕ и будут проходить по средам (19.00-21.00) и воскресеньям (18.00-20.00).

Багуачжан (кит. 八卦掌) – « Ладонь восьми триграмм » – наряду с такими популярными стилями ушу, как Тайцзи цюань и Синъи цюань, образует то, что называется в Китае «внутреннее направление» боевых искусств. Багуа чжан, сочетая в себе эффективную прикладную технику и действенный способ укрепления здоровья, сейчас пользуется огромной популярностью. Теоретической опорой стиля служат принципы даосской философии.

Стилю Багуа чжан присущи гармоничное сочетание мягкого и жёсткого, статики и динамики, изменчивость, текучесть и непрерывность, естественность движений.

Из истории стиля

Первым человеком, официально начавшим преподавать Багуа чжан, был мастер Дун Хайчуань (1797-1882 гг.). Конечно же, он не является буквально «создателем» этого уникального стиля ушу. С молодых лет Дун Хайчуань изучал боевые искусства. Среди них, в том числе был, например, Лохань цюань — «кулак архата» (именно с него, кстати, как правило, начиналось обучение Багуа в пекинской школе мастера Дуна). Уже обладая изрядным уровнем мастерства, Дун перенял некое искусство внутреннего направления (нэйцзя) у даосских наставников и на основе полученного опыта создал и отшлифовал свой собственный стиль, названный «ладонью восьми триграмм» — Багуачжан, — который он и начал преподавать в императорской столице.

Особенности стиля Багуа чжан

Визитной карточкой Багуа чжан является особая практика передвижений по кругу. Также и большая часть традиционных форм (таолу) в Багуачжан сочетает исполнение канонических техник с этой своеобразной манерой передвижения (по-видимому, именно причастность к этой идеальной фигуре делает Багуа чжан очень притягательным для ищущих лучший стиль боевого искусства отечественных любителей ушу). Разумеется, отработка техники в перемещении по кругу не означает, что владеющий искусством Багуа мастер, ведя поединок, действительно кружится вокруг одного или нескольких противников. Сам по себе круг скорее символ, напоминающий о схеме Великого предела (Тайцзи), вокруг которого расположены восемь триграмм, которым в свою очередь соответствуют «ладони», а вернее позиции проявления определенного вида внутренней силы.

Важнее самой формы те качества, которые нарабатываются благодаря длительному хождению и пребыванию в требуемой траекторией круга позиции. Эта динамическая работа является продолжением традиционной практики «стояния в столбе» (чжанчжуан), принятой в любом серьезном стиле ушу. Ближе всего эта специфическая позиция Багуачжан к позиции саньтиши, практикуемой в Синъи цюань. Укоренение, центрированность, «тяжесть груженной телеги» и «легкость кошки» в непрерывном скольжении дают основания для использования правильного внутреннего усилия нэйцзин, метаморфозы которого и воплощают постоянно меняющиеся ладони Восьми триграмм.

Технический арсенал Багуачжан не уникален: техника ударов руками и ногами, техника опрокидываний, бросков и болевого воздействия. В стратегии поединка предпочтение отдается ближнему бою с соответствующей вязкой техникой, изобилующей приемами опрокидывания, активно использующей локти, плечи, бедра и колени.

Программа занятий по Багуа чжан

I период обучения Багуачжан (вводный):

  • Цзибэньгун – группа базовой подготовки для последующих занятий любым из стилей ушу

Багуачжа́н ( 八卦掌 «Ладони Восьми Триграмм»)

Багуачжан, также Багуацюань ( 八卦拳, «кулак восьми триграмм»), кратко Багуа — боевое искусство Китая. Состоит из разных движений ладонями в ходе передвижения по кругу.
Этот стиль получил развитие в годы правления под девизом «Даогуан» при династии Цин (1820—1850).
Основателем стиля был Дун Хайчуань (董海川) из уезда Вэньань провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу, однако в 1930-х несколько занимавшихся багуачжан в Тяньцзине для того, чтобы придать себе значительности, сочинили историю о том, что, якобы, он научился этому у даосского наставником Би Чэнся, жившим в районе горы Цзюхуа в провинции Аньхуй (естественно, по этой легенде получалось, что сами эти занимающиеся учились у других учеников Би Чэнся, и потому все их отличия от багуачжан Дун Хайчуаня — это не их личные ошибки изучения, а особенности стиля). В результате теперь эта история попала в книги, и теперь многие люди, несведущие в реальном положении дел, принимают её за правду. В 1875 году Дун приехал в Пекин и начал преподавать эту технику.

Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое. В большинстве стилей багуачжан базовым способом тренировки является отработка техник в передвижении по кругу, однако есть некоторые направления, где «хождение по кругу» выделяют в самостоятельное упражнение, а боевую технику отрабатывают в прямолинейных дорожках.

Дун Хайчуань применял дифференцированный подход к ученикам, поэтому ортодоксальный стиль изменился и существует теперь множество вариантов.
Наибольшее влияние на распространение багуачжан оказал ученик Дун Хайчуаня — Чэн Тинхуа (1848-1900), проучившийся у Дуна около пяти лет. До прихода к Дун Хайчуаню Чэн уже был чемпионом своего уезда по борьбе, что повлияло на его боевую технику. Основной формой ладони, используемой в этом направлении багуачжан, является «ладонь — когти дракона» (такое положение позволяет легче брать захват), основной тактикой является попытка выхода за спину противника и широкое использование бросков в сочетании с ударами.

Динцзы Багуачжан

Наставник Чэня Цзие — Лю Баочан (Цзы Сюйшей) был выходцем из уезда Наньгун, провинции Хэбэй, Китая. Он унаследовал секреты учения от Ли Цуньи.
Наставник создал Динцзы Багуачжан из различных стилей Багуачжан и Синьицюань. В Национальном реестре стилей ушу за 1984 г. этот стиль удостоен третьей степени по шанхайскому округу. Награда, которую получил мастер Чэнь Цзие в 1984 г., за представление стиля Динцзы Багуачжан, ныне находится вместе с урной, в которой покоится прах его учителя Лю Баочана.

Данный сайт является частью сети «Электронная энциклопедия традиционного ушу». Цель создания данного сайта — сбори предоставление русскоязычной общественности информации о таком традиционномстиле китайского ушу, как Багуачжан.

На нашем сайте есть следующие разделы:

  • Начало — где вы сейчас и находитесь;
  • Системы — рассказы о различных ветвях багуачжан;
  • Техника — информация о технике багуачжан;
  • Комплексы — информация о комплексах разных направлений багуачжан;
  • Оружие — информация об используемом в данном стиле оружии;
  • Основатели — разбор легенд о происхождении стиля;
  • Мастера — информация о тех, кто продолжил дело основателей;
  • Классика — классические тексты;
  • Статьи — посвященные багуачжан статьи;
  • Словарь — словарь терминов.

Что такое багуачжан

Багуачжан является одним из трех классических «внутренних» стилейкитайского ушу. `Ба Гуа’ в переводе означает «восемь триграмм». Этоттермин относится к восьми базовым принципам, описанным в древнемметафизическом «Каноне перемен». В данном случае его использованиеозначает, что стиль является физическим отражением этих восьмипринципов, что его базовые положения соответствуют восьми триграммам,а переходы между ними — описанным в «Каноне перемен»взаимопревращениям триграмм. `Чжан’ переводится как `ладони’ иозначает, что в этом стиле предпочитают использовать ладони, а некулаки и крюки как в других стилях боевых искусств ибо ладонь можети бить как кулак, и захватывать как крюк. Таким образом, багуачжан- это боевое искусство, базирующееся на теории непрерывныхизменений в зависимости от ситуации, в котором противника побеждаютза счет мастерства, а не за счет грубой силы.

Кто, когда и где придумал багуачжан — неизвестно. Массы о немузнали сравнительно недавно, и произошло это в общем-то случайно.Предание связывает рассекречивание этого стиля с именем ДунХайчуаня, родившегося в уезде Вэньань провинции Хэбэй примерно в20-х гг. XIX в. Он владел эрланцюань и считался неплохимбойцом. Отправившись путешествовать в поисках живущих в глухих местахмастеров боевых искусств, он в конце-концов добрался до расположеннойв провинции Аньхой горы Цзюхуашань. Заблудившись в лесу, онслучайно наткнулся на молодого даоса, ходившего кругами вокруг сосен.Дун Хайчуань сразу увидел, что тот занимается тренировкой боевогоискусства, но не понимал, зачем это делается столь вычурным образом,и рассмеялся. Оскорбленный даос заявил, что они должны померятьсясилами. Дун Хайчуань согласился, рассчитывая преподать хороший урок,они вышли на полянку и бой начался. Однако какие бы мощные удары ненаносил Дун Хайчуань, сколь быстро ни летали его кулаки и ноги, онникак не мог попасть в маленького даоса, который все времяпроскальзывал ему за спину и опрокидывал на землю. После третьегопадения Дун Хайчуань признал себя побежденным, и встав на коленипопросился в ученики. Однако тут за его спиной раздался смех, и наполянку вышел пожилой даос. Это был Би Чэнся — учитель тогомаленького даоса, уже давно наблюдавший за схваткой. Он согласилсявзять Дун Хайчуаня в ученики, и четыре года обучал его искусствуповорачивания ладоней в хождении по кругу.

Позднее Дун Хайчуань перебрался в Пекин и стал слугой великого князяСу, который был родственником императрорской фамилии. Князь былбольшим любителем ушу, и у него постоянно бывали разные мастера.Однажды, когда князь пригласил продемонстрировать свое искусствоочередного мастера, собралась большая толпа зрителей из числачеляди, было очень жарко, но слуга с чаем не мог пробиться к князюсквозь толпу. Чтобы выручить человека, Дун Хайчуань взял поднос счаем и пробежал к князю по стене поверх голов. У князя глаз былнаметанный, и он тут же спросил, не занимается ли тот каким-нибудьбоевым искусством. Скрываться далее было невозможно, и Дун Хайчуанюпришлось все рассказать. С тех пор он открыл преподавание багуачжан вПекине, откуда оно распространилось по всему Китаю.

У Дун Хайчуаня было много учеников, и каждого из них он обучалпо-иному, сообразуясь с его личными особенностями. Так появилисьнесколько различающиеся между собой ветви багуачжан. К настоящемувремени их сохранилось три. Первая идет от Инь Фу, который былтелохранителем вдовствующей императрицы Цыси, прозанимался у ДунХайчуаня очень долгое время и был одним из лучших бойцов своеговремени. Инь Фу владел лоханьцюань, и поэтому в его версии багуачжанпредпочитают вести бой на дальней дистанции, техника больше основанана ударах, шаг по кругу используют не для выхода за спину противнику,а для ухода с линии атаки и захода сбоку, при исполнении комплексачетко видны выбросы силы. Инь Фу был очень богатым человеком, именнона его деньги была сооружена стела на могиле Дун Хайчуаня с именамивсех учеников. Другим знаменитым учеником господина Дуна был ЧэнТинхуа. Родом он был из деревни Чэнцзячжуан уездаШэньсянь провинции Хэбэй, в молодости прославился как крупныймастер шуайцзяо. Потом он уехал назаработки в Пекин и получил прозвище «очковый Чэн», так как торговалочками в аптеке. В его версии багуачжан стараются как можно быстрееприблизиться к противнику и выйти ему за спину, в технике — многобросков, при исполнении комплексов стараются добиться непрерывности искорости движений. В 1900 году когда объединенные войска Англии,Франции, России и Германии взяли Пекин и стали грабить город,вооруженный двумя кинжалами Чэн Тинхуа и его младший брат Чэн Дяньхуавыскочили на улицу, и Тинхуа успел перерезать половину немецкоговзвода прежде чем был застрелен. Дяньхуа с голыми руками сумелпрорваться сквозь окружение и убежал в родную деревню, где и жил доконца своих дней преподавая багуачжан. Все его искусство полностьюперенял его четвертый сын — Чэн Юшэн. У Чэн Юшэна много лет училсяСунь Чжицзюнь, который в настоящее время работает заместителем главногоинженера научно-исследовательского отдела Пекинского завода газовогооборудования. Третья ветвь багуачжан идет от ЛянЧжэньпу, который был одним из самых молодых учеников Дун Хайчуаня.Ли Цзымин — ученик Лян Чжэньпу — до самой своей смертив возрасте 90 лет считался крупнейшиммастером багуачжан и одним из лучших бойцов Китая. В настоящее времяего преемником является Суй Юньцзян.Характерной особенностью этой ветвибагуачжан является наличие большого количества протыкающий и рубящихударов.

Однако несмотря на стилевые различия система тренировок во всехшколах багуачжан единая. Первые несколько лет ученик тренируется в»хождении по кругу» для выработки навыка постоянного ухода с прямойлинии и привыкания к контролированию своего центра тяжести. Затемизучается комплекс «Динши бачжан» — «Восемь ладоней установленныхформ» (в разных школах названия комплексов могут несколькоразличаться), в котором прорабатывается восемь различных положенийладоней. После него изучается комплекс «Бяньши бачжан» («Восемьладоней изменяемых форм»), который еще называют «Лаобачжан»(«Старые восемь ладоней») или «Бадачжан» («Восемь большихладоней»). После овладения этими техниками ученик может изучать болевысокие комплексы («24 формы», «8 форм — 8 образов», «Тайныеноги» и т.д.), технику работы в паре, владение оружием и специальнуютехнику перемещений. Интересным упражнением является «облет девятидворцов», в котором в землю в форме квадрата 3 на 3 втыкается 9двухметровых шестов, которые нужно непрерывно обходить в определенномпорядке. Это приучает к навыкам ведения боя в толпе. Все упражненияимеют несколько уровней сложности. Так по кругу сначала ходят напочти прямых ногах и постепенно понижают уровень тела, чтобы в итогеперемещаться с бедрами параллельными земле; «девять дворцов» сначалапросто обходят, а впоследствии с каждым из столбов во время обходаустраивают нечто вроде «боя с тенью», и т.п. Одновременно со всемэтим тренирующийся занимается укреплением ударных поверхностей ипротивоударной закалкой тела. Очень многие мастера багуачжанпрославились своим владением искусствами «железной ладони» и»железной рубашки».

Багуачжан никогда не было армейским искусством, оно всегда былоискусством индивидуального боя. Поэтому даже стандартные виды оружияимеют здесь специфическую форму или специфическое применение. Такиспользуемые в багуачжан мечи примерно в полтора раза длиннееобычных, а при тренировках с копьем и шестом прорабатывают «короткоеиспользование длинного оружия». Помимо обычного копья используют ещеи так называемое `двухголовое змеиное копье’, имеющее наконечники наобоих концах. Любимым оружием Дун Хайчуаня являлись `острия петушинойлапы’.

Этого сайта не было бы без
www.narod.ru

Оставить запись в гостевой книге Просмотреть гостевую книгу Различные вопросы, связанные с традиционными боевыми искусствами можно обсудитьпо-русски на будо-форумах или по-английски на сайте Ярека Щиманьского .

Занятия нэйгун багуачжан

Багуачжан 八卦掌, или «Ладонь 8 триграмм» значительно отличается от большинства стилей боевых искусств Китая. Основа всех техник в багуачжан – это перемещение по кругу в соответствии с принципами построения 8 триграмм Ицзин (книги Перемен).

Это стиль непрост в изучении, но при длительных, усердных тренировках даёт результаты, превышающие результаты, достигаемые практикой других стилей.

Так засвидетельствовано, что известные мастера багуа (например, Дун Хайчуань — основатель стиля, а также Чэн Тинхуа, Сунь Лутан и др.) демонстрировали такие необычные способности, как: навык очень быстрых перемещений, неутомимость в любом возрасте, способность бегать по стенам, владение искусством «железной рубашки» и «железной ладони», а также мастерством долголетия.

Мы изучаем нэйгун багуачжан (багуачжан внутренней работы) у Учителя Ян Фаньшэна, патриарха Школы синьицюань Чэ Ичжая. В данной Школе багуачжан практиковался еще со времени контактов Чэ Ичжая, Го Юньшэня и Бу Сюэкуаня с мастерами багуачжан той далекой поры.

Учитель Ян Фаньшэн является непревзойденным мастером реального боя и одним из немногих современных Мастеров ушу, развивающих настоящий традиционный стиль не только в Китае, но и в других странах.

Если Вас интересует практика данного стиля с акцентом на внутреннюю работу и выработку усилий мобильного применения багуачжан, то наше направление именно для Вас! По отношению к другим направлениям багуа есть значительные различия с методами взгляда, вращения и т.д. Базовая работа включает в себя постановку усилий через методику в три разновидности шага и сочетания больших и малых кругов (спиралей) багуачжан. Есть тренинги набора энергии, развития силы поясницы, оздоровления позвоночника и др.

Приглашаем всех желающих на занятия багуачжан внутренней работы (нэйгун багуачжан)!

Что такое багуачжан?

Багуачжан ( в пер. с китайского «ладонь восьми триграмм») – один из четырех наиболее известных стилей боевых искусств.Каждая из восьми знаков-триграмм состоит из прямых и прерывистых черт, являющихся частью гексаграмм. Всего в «Ицзин» — знаменитой «Книге перемен» («Каноне перемен») существует 64 гексаграммы. Считается, что там описаны все возможные изменения в судьбах людей и окружающей действительности.

Чем отличается багуачжан от тайцзицюань, синьицюаньи ицюань? Движения в нем удивительно-красивые, короткие шаги плавные и мягкие.Они похожи на танец, представляющий собой бесконечную и непрерывную внутреннюю взаимосвязь тела, духа и энергии во время хождения по кругу.Также в багуачжан используются эффективные приемы с помощью ладоней, как правило, включающие в себя следующие основные моменты: удар основанием ладони и удар кончиками пальцев.

Боец багуачжан неуловим как воздух, изменчив словно ветер, он подобно тени — всегда рядом с противником, опережает его движения и мысли буквально на миг. Находясь в постоянном движении, ни секунды не стоит на месте. Мгновенно меняя траекторию во время своего перемещения, запутывает и вводит в заблуждение, тем самым обеспечивает себе победу в поединке.

Виды оружия, используемые в багуачжан, довольно специфичны – это и мечи, которые намного длинее обычных, и, например, специальные «двухголовые змеиные копья», имеющие два наконечника.

Происхождение боевого искусства багуачжан

По одной из версий — основал этот внутренний стиль ушу человек по имени Дун Хайчуань, живший в провинции Хэбэй. Однажды ему удалось встретить даосского мастера Би Чэнся и поступить к нему в ученики. Вторым учителем Дун Хайчуаня стал другой знаменитый даос по имени Го Юаньцзи. Соединив полученные навыки в единое целое, Дун Хайчуан создал стиль багуачжан и с конца 19 века стал преподавать это боевого искусство в столице Китая.

Направления багуачжан

К каждому, изучающему багуачжан, применялся свой подход, опирающийся на индивидуальные особенности личности. А так как учеников у Дун Хайчуаня было много, то со временем стали появляться различные направления багуачжан.

На сегодняшний сохранены следущие из них, основоположниками которых являются:

  • Инь Фу — телохранитель императрицы Цыси вел поединок на большом расстоянии с противником, используя технику, которая базировалась на ударах с выплесками силы.
  • Чэн Тинхуа — мгновенно оказывался за спиной нападающего и на большой скорости обрушивал на него каскад непрерывных бросков.
  • Лян Чжэньпу – главным его отличием являлись практически непрерывные рубящие и протыкающие удары ладонями.

Легендарный Дун Хайчуан считался у себя на родине личностью удивительной и необычной. Ему приписывались такие чудесные способности, как умение летать, бегать по вертикальным стенам, прыгать на большую высоту. Правда это или нет – до сих пор остается вопросом. Но так или иначе Дун Хайчуан без сомнения был великим боевым мастером багуачжан своего времени, одержавшим тысячи побед в поединкам с современниками.

Плюсы багуачжан

Польза от занятий багуачжан очевидна. Занятия этим китайским боевым искусством помогают укрепить опорно-двигательный аппарат, стабилизировать работу сердца, восстановить баланс внутри организма.

Стиль багуачжан способствует долголетию, приводя в порядок организм в целом, убирает изначальные причины болезней.

Старые мастера багуачжан говорили, что основная польза ушу – воспитание в людях «добродетели» — так называемого «дэ» — определенного гармоничного состояния как внутреннего совершенства, кристальной чистоты и вечной мудрости, всеохватывающей полноты жизненных свойств. Без всего этого тоже можно дойти до какого-либо определенного этапа, позволяющего обрести хорошие боевые навыки и умения. Но дальше ученику будет не продвинуться. И, только познав «воинскую добродетель», появится вероятность дальнейшего пути к настоящему мастерству.

Багуачжан — особенности стиля

Багуачжан — особенности стиля

Багуа чжан известен также под названием ю-шэнь багуа чжан, багуа чжуань-чжан и багуа лянь хуань чжан. Этот стиль является одной из разновидностей китайского бокса, в котором сочетается чередование положения ладоней с одновременным движением по кругу. Этот стиль объединяет древнюю методику дао-инь с искусством атаки и защиты при вращении по кругу.

Что же объединяет багуа (буквальный перевод — восемь триграмм) и конкретный вид кулачного боя? Изначально восемь триграмм — это восемь символических знаков в «Чжоу-и» (название древнего китайского трактата). В середине схемы-круга — переплетение мужского начала ян и женского инь в форме рыб.

В соответствии с восемью направлениями на Юг, Север, Восток, Запад, Юго-Восток, Юго-Запад, Северо-Восток, Северо-Запад на одинаковом расстоянии по кругу изображено восемь знаков-триграмм, имеющих названия цянь, кунь, чжэнь, сюнь, кань, ли, гэнь, дуй. Автор «Чжоу-и» пишет, что эти восемь триграмм символизируют соответственно восемь природных явлений: 1) небо, 2) землю, 3) гром, 4) ветер, 5) воду, 6) огонь, 7) горы, 8) водное пространство. Среди них особое место занимают две триграммы: цянь — небо и кунь — земля, которые и являются изначальными истоками всех природных явлений человеческого бытия. Стиль ба-гуа и философские принципы, связанные с восемью триграммами, не имеют никаких внутренних связей. Но в этом стиле есть восемь положений ладоней, каждая из которых означает одну из триграмм.

Одновременно с движением по кругу ладонь, изменяя свое положение, проходит через восемь описанных выше знаков, а высокое искусство мастера багуа в той или иной мере соответствует символическому смыслу триграмм. За каждым движением идет другое, за каждым изменением следует новое. Кстати, как раз в «Чжоу-и» сказано: «Мягкость и твердость взаимосоприкасаются, восемь триграмм раскачивают друг друга». Это означает, что движение не прекращается, а трансформации бесконечны. Исходя из этих философских положений и возникло название Багуа чжан, т.е. ладонь восьми триграмм.

Родоначальником стиля восьми триграмм, согласно историческим источникам, считается Дун Хайчуань (1796-1880 гг.), уроженец уезда Вэньань провинции Хэбэй. Говорят, в юности, изучая искусство Шаолиня, он достиг небывалых высот, после чего отправился странствовать к югу от реки Янцзы. В провинции Аньхой в горах Цзюхуа повстречал одного даосского монаха и благодаря этой встрече мог продолжить совершенствование своего мастерства, обучаясь у даосов. Обобщив свои познания в ушу, Дун Хайчуань создал новый стиль кулачного боя и назвал его багуа чжан. Долгое время Дун служил учителем ушу при императорском дворе, поэтому багуа сперва был распространен в окрестностях Пекина, но за последние 100 лет стал широко известен во всей стране и за рубежом.

Базовая основа багуа — это восемь основных положений ладоней: дань-хуан-чжан, шуан-хуань-чжан, шунь-ши-чжан, бэй-шэнь-чжан, фань-шэнь-чжан, мо-шэнь-чжан, сань-чуань-чжан и хуэй-шэнь-чжан. В разных местах эти формы передавались из поколения в поколение по-разному. В основном они были представлены восемью «звериными» школами льва, оленя, змеи, журавля, дракона, медведя, феникса и обезьяны. Каждая из ладоней имеет восемь положений, а комбинация двух рук имеет, соответственно, 64 положения.

Кроме одиночной подготовки в багуа есть парные упражнения и свободный спарринг, а также использование различного оружия: сабли, копья, мечи, алебарды и др. Большой интерес представляют такие виды оружия, как юань-ян-юэ (секира нежных супругов), цзи-чжуа-жуй (острые куриные когти), фэн-хо-лунь (огненное колесо Феникса), пань-гуань-би (перо судьи в загробном мире) и прочее оружие, почти неизвестное в других школах ушу.

Главная особенность Багуа чжан — постановка шага при движении по кругу. Ноги полусогнуты, движение начинается мощно, как прорвавшийся поток воды, вращение совершается во все стороны, все формы слитны, тело ловкое, шаг живой, вслед за шагом идут изменения поз. Пустое и полное строго разграничены. Твердое чередуется с мягким. Во время схватки с противником корпус вращается, поднимается и опускается, количество переходов огромно. Багуа чжан ярко выделяется на фоне остальных стилей ушу. Здесь следует «двигаться, как дракон, крутиться, словно обезьяна, «играть» силой, как сокол, опускаться, как тигр». Метафора «двигаться как дракон» довольно точно выражает особенность перемещений в Багуа чжан. Например, такое выражение, как «дракон, благодушно вздымающийся в небеса». Сравнение «крутиться, как обезьяна» относится к движениям корпуса, когда необходимо быстро и искусно разворачиваться, метаться и увиливать словно обезьяна. Удачное сравнение для рук и для глаз — «играть силой, как сокол», когда боец, словно сокол, вздымающийся ввысь и падающий камнем вниз, бросает мгновенный взгляд и быстро работает руками. «Опускаться, как тигр» — значит правильно сохранять стойки, ведь только свирепый тигр величествен и крепок как скала.

Регулярные занятия в этой школе отлично развивают силу ног, улучшают координацию и подвижность, воспитывают выдержку, храбрость и твердость духа.

Багуачжан , багуа чжан , багуацюань , багуа (кит.— «ладони восьми триграмм») — боевое искусство Китая. Состоит из разных движений ладонями в ходе передвижения по кругу.

История появления стиля

Этот стиль получил развитие в годы правления под девизом «Даогуан» при династии Цин (1820—1850).
Основателем стиля был Дун Хайчуань из уезда Вэньань провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу, однако в 1930-х несколько занимавшихся багуачжан в Тяньцзине для того, чтобы придать себе значительности, сочинили историю о том, что, якобы, он научился этому у даосского наставником Би Чэнся, жившим в районе горы Цзюхуа в провинции Аньхуй (естественно, по этой легенде получалось, что сами эти занимающиеся учились у других учеников Би Чэнся, и потому все их отличия от багуачжан Дун Хайчуаня — это не их личные ошибки изучения, а особенности стиля). В результате теперь эта история попала в книги, и теперь многие люди, несведущие в реальном положении дел, принимают её за правду. В 1875 году Дун приехал в Пекин и начал преподавать эту технику.

Особенности стиля

Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое. В большинстве стилей багуачжан базовым способом тренировки является отработка техник в передвижении по кругу, однако есть некоторые направления, где «хождение по кругу» выделяют в самостоятельное упражнение, а боевую технику отрабатывают в прямолинейных дорожках.
Дун Хайчуань применял дифференцированный подход к ученикам, поэтому ортодоксальный стиль изменился и существует теперь множество вариантов. Самым старшим учеником Дун Хайчуаня, проучившимся у него свыше 10 лет, является Инь Фу, который был начальником охраны вдовствующей императрицы Цыси. Отличительной особенностью этого направления является использование формы ладони, которую называют «ладонь — язык коровы»; основной тактикой боя являются удары с дальней дистанции, «круговой шаг» используется в основном для ухода с линии атаки и выхода на противника с неожиданного угла. Багуачжан направления Инь Фу впервые было описано его сыном Инь Юйчжаном в книге «Краткий сборник багуачжан», изданной в 1931 году.
Другим учеником Дун Хайчуаня был Ши Цзидун, которого он сделал своим приёмным сыном. Багуачжан направления Ши Цзидуна до сих пор практикуется в Пекине, но известно не очень широко.
Наибольшее влияние на распространение багуачжан оказал другой ученик Дун Хайчуаня — Чэн Тинхуа, проучившийся у Дуна около пяти лет. До прихода к Дун Хайчуаню Чэн уже был чемпионом своего уезда по борьбе, что повлияло на его боевую технику. Основной формой ладони, используемой в этом направлении багуачжан, является «ладонь — когти дракона» (такое положение позволяет легче брать захват), основной тактикой является попытка выхода за спину противника и широкое использование бросков в сочетании с ударами.
Остальные ученики Дун Хайчуаня пришли к нему когда он был уже очень старым, и у самого Дуна учились недолго, после смерти Дуна они в основном продолжали учёбу у Чэн Тинхуа, некоторые получали указания от Инь Фу (который, в отличие от открытого и общительного Чэн Тинхуа, был весьма замкнутым человеком, и неохотно делился знаниями). В результате постепенно сложилось ещё несколько направлений багуачжан:

  • идущее от Лян Чжэньпу
  • идущее от Лю Фэнчуня
  • идущее от Чжан Чжанькуя
  • идущее от Лю Баочжэня
  • идущее от Гао Ишэна (ученика Чэн Тинхуа)

У Чжан Чжанькуя (также известного как Чжан Чжаодун) был ученик по имени Хань Муся. В 1918 году он участвовал в Тяньцзине в «Турнире силачей из десяти тысяч земель», где победил русского бойца, которого до этого не мог победить никто из китайцев. После победы на этом турнире Хань Муся стал страшно заносчив, и даже бросил вызов своему учителю. Однако Чжан побил Ханя, и они стали злейшими врагами. Чтобы вымарать из истории информацияю о своей учёбе у Чжана, Хань придумал историю о том, что, якобы, Дун Хайчуань учился у даоса Би Чэнся, у которого были и другие ученики помимо Дуна, и что, якобы, сам Хань Муся учился именно у одного из этих учеников и с учениками Дун Хайчуаня никак не связан. Эту историю поддержали и некоторые другие бойцы багуачжан того времени (например, Гао Ишэн), так как она повышала их социальный статус.
В 1928 году в столице Китая городе Нанкине был основан Центральный институт гошу. Одним из основных предметов, преподаваемых там, было багуачжан, что позволило этому стилю стать широко известным в Китае. Когда в 1937 году началась война с Японией, столице была эвакуирована в город Чунцин провинции Сычуань, и институт переехал вместе с ней, что позволило багуачжан распространиться и в этом регионе Китая. К сожалению, в наше время это привело к тому, что некоторые американские писатели книг стали придумывать легенды о том, что, якобы, в том регионе существовало какое-то особое «эмэйское багуачжан».

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.
Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены.

Багуачжа́н (кит. 八卦掌 , «ладони восьми триграмм»), также багуацюа́нь (кит. 八卦拳 , «кулак восьми триграмм»), кратко багуа — боевое искусство Китая. Состоит из разных движений ладонями в ходе передвижения по кругу.

Содержание

История появления стиля [ править ]

Основателем стиля был Дун Хайчуань (董海川) из уезда Вэньань провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу, однако в 1930-х несколько занимавшихся багуачжан в Тяньцзине для того, чтобы придать себе значительности, сочинили историю о том, что, якобы, он научился этому у даосского наставника Би Чэнся, жившим в районе горы Цзюхуа в провинции Аньхой (естественно, по этой легенде получалось, что сами эти занимающиеся учились у других учеников Би Чэнся, и потому все их отличия от багуачжан Дун Хайчуаня — это не их личные ошибки изучения, а особенности стиля). В результате теперь эта история попала в книги, и теперь многие люди, несведущие в реальном положении дел, принимают её за правду. В 1875 году Дун приехал в Пекин и начал преподавать эту технику.

Особенности стиля [ править ]

Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое. В большинстве стилей багуачжан базовым способом тренировки является отработка техник в передвижении по кругу, однако есть некоторые направления, где «хождение по кругу» выделяют в самостоятельное упражнение, а боевую технику отрабатывают в прямолинейных дорожках.

Дун Хайчуань применял дифференцированный подход к ученикам, поэтому ортодоксальный стиль изменился, и существует теперь множество вариантов. Самым старшим учеником Дун Хайчуаня, проучившимся у него свыше 10 лет, является Инь Фу (1840—1909), который тренировал охрану вдовствующей императрицы Цыси. Отличительной особенностью этого направления является использование формы ладони, которую называют «ладонь — язык коровы»; основной тактикой боя являются удары с дальней дистанции, «круговой шаг» используется в основном для ухода с линии атаки и выхода на противника с неожиданного угла. Багуачжан направления Инь Фу впервые было описано его сыном Инь Юйчжаном (1890—1950) в книге «Краткий сборник багуачжан», изданной в 1931 году.

Другим учеником Дун Хайчуаня был Ши Цзидун, которого он сделал своим приёмным сыном. Багуачжан направления Ши Цзидуна до сих пор практикуется в Пекине, но там известно не очень широко. Однако широкое распространение направление Ши Цзидуна получило в провинции Цзянсу, где жил его ученик Ян Жунбэнь, который впоследствии стал буддистским монахом и ушёл в странствия, оставив после себя лишь несколько учеников.

Наибольшее влияние на распространение багуачжан оказал другой ученик Дун Хайчуаня — Чэн Тинхуа (1848—1900), проучившийся у Дуна около пяти лет. До прихода к Дун Хайчуаню Чэн уже был чемпионом своего уезда по борьбе, что повлияло на его боевую технику. Основной формой ладони, используемой в этом направлении багуачжан, является «ладонь — когти дракона» (такое положение позволяет легче брать захват), основной тактикой является попытка выхода за спину противника и широкое использование бросков в сочетании с ударами.

Остальные ученики Дун Хайчуаня пришли к нему когда он был уже очень старым, и у самого Дуна учились недолго, после смерти Дуна они в основном продолжали учёбу у Чэн Тинхуа, некоторые получали указания от Инь Фу (который, в отличие от открытого и общительного Чэн Тинхуа, был весьма замкнутым человеком и неохотно делился знаниями). В результате постепенно сложилось ещё несколько направлений багуачжан:

  • идущее от Лян Чжэньпу (1863—1932)
  • идущее от Лю Фэнчуня (1853—1922)
  • идущее от Чжан Чжанькуя (1859—1940)
  • идущее от Лю Баочжэня (1861—1922)
  • идущее от Гао Ишэна (1866—1950) (ученика Чэн Тинхуа)

У Чжан Чжанькуя (также известного как Чжан Чжаодун) был ученик по имени Хань Муся (1877—1954). В 1918 году он участвовал в Тяньцзине в «Турнире силачей из десяти тысяч земель», где победил русского бойца, которого до этого не мог победить никто из китайцев. После победы на этом турнире Хань Муся стал страшно заносчив, и даже бросил вызов своему учителю. Однако Чжан побил Ханя, и они стали злейшими врагами. Чтобы вымарать из истории информацию о своей учёбе у Чжана, Хань придумал историю о том, что, якобы, Дун Хайчуань учился у даоса Би Чэнся, у которого были и другие ученики помимо Дуна, и что, якобы, сам Хань Муся учился именно у одного из этих учеников и с учениками Дун Хайчуаня никак не связан. Эту историю поддержали и некоторые другие бойцы багуачжан того времени (например, Гао Ишэн), так как она повышала их социальный статус.

В 1928 году в столице Китая, городе Нанкине, был основан Центральный институт гошу. Одним из основных предметов, преподаваемых там, было багуачжан, что позволило этому стилю стать широко известным в Китае. Когда в 1937 году началась война с Японией, столица была эвакуирована в город Чунцин провинции Сычуань, и институт переехал вместе с ней, что позволило багуачжан распространиться и в этом регионе Китая. В наше время это привело к тому, что некоторые американские писатели стали придумывать легенды о том, что, якобы, в том регионе существовало какое-то особое «эмэйское багуачжан».

Однако несмотря на стилевые различия система тренировок во всех школах багуачжан единая. Первые несколько лет ученик тренируется в «хождении по кругу» для выработки навыка постоянного ухода с прямой линии и привыкания к контролированию своего центра тяжести. Затем изучается комплекс «Динши бачжан» — «Восемь ладоней установленных форм» (в разных школах названия комплексов могут несколько различаться), в котором прорабатывается восемь различных положений ладоней. После него изучается комплекс «Бяньши бачжан» («Восемь ладоней изменяемых форм»), который ещё называют «Лаобачжан» («Старые восемь ладоней») или «Бадачжан» («Восемь больших ладоней»). После овладения этими техниками ученик может изучать боле высокие комплексы («24 формы», «8 форм — 8 образов», «Тайные ноги» и т. д.), технику работы в паре, владение оружием и специальную технику перемещений. Интересным упражнением является «облёт девяти дворцов», в котором в землю в форме квадрата 3 на 3 втыкается 9 двухметровых шестов, которые нужно непрерывно обходить в определенном порядке. Это приучает к навыкам ведения боя в толпе. Все упражнения имеют несколько уровней сложности. Так, по кругу сначала ходят на почти прямых ногах и постепенно понижают уровень тела, чтобы в итоге перемещаться с бедрами параллельными земле; «девять дворцов» сначала просто обходят, а впоследствии с каждым из столбов во время обхода устраивают нечто вроде «боя с тенью», и т. п. Одновременно со всем этим тренирующийся занимается укреплением ударных поверхностей и противоударной закалкой тела. Очень многие мастера багуачжан прославились своим владением искусствами «железной ладони» и «железной рубашки».

Багуачжан никогда не было армейским искусством, оно всегда было искусством индивидуального боя. Поэтому даже стандартные виды оружия имеют здесь специфическую форму или специфическое применение. Так используемые в багуачжан мечи примерно в полтора раза длиннее обычных, а при тренировках с копьем и шестом прорабатывают «короткое использование длинного оружия». Помимо обычного копья используют ещё и так называемое «двухголовое змеиное копье», имеющее наконечники на обоих концах. Любимым оружием Дун Хайчуаня являлись «острия петушиной лапы» (это редкое парное оружие очень сложной формы, одну такую пару привозил в Москву Суй Юньцзян). Во многих популярных изданиях, однако, утверждается, что оружием Дун Хайчуаня были «секиры уток-мандаринок» (это обычно используемое в паре оружие имеет вид перекрещённых полумесяцев, у которых не заточены лишь те части, за которые их держат), но, согласно разъяснениям Ли Цзымина, это не так, это оружие придумал другой мастер ушу — Тун Даочан, а название он взял из сборника рассказов «Портреты храбрых и честных борцов за справедливость», автор которого — Чан Цземао — использовал Дун Хайчуаня в качестве прототипа для Тун Линя — главного персонажа сборника.

«Багуачжан» — «ладонь восьми триграмм», особый стиль ушу (китайского боевого искусства), в котором соединены боевые и оздоровительные методики в единый процесс очищения и трансформации сознания. Цель – раскрыть с помощью боевых методов резервные возможности организма, улучшить здоровье и достичь бессмертия. Стиль «Багуа» — внутренний, т.е. сходный с «Тайцзицюань» и другими системами духовной трансформации. Отличие от «Тайцзи» — быстрое и подвижное исполнение, использование не только малого круга движения, но и большого. Скорость и мощь приёмов «Багуа» похожа на самые эффективные стили внешнего ушу, но практическое применение построено на внутреннем воздействии, с помощью «ци» (биоэнергии). Также в «Багуа» применяется воинская система «Циньна» (болевые захваты и приёмы, в т.ч. и поражение уязвимых точек), единственная реальная техника в бою (во время боевых действий).

Один факт из недавней, задокументированной истории: во время интервенции западных стран в начале 20 века, мастер «Багуа», защищая близких, сразился со взводом вооружённых винтовками немецких солдат. Он погиб, но уничтожил половину взвода. «Багуа» было открыто для широкой публики только в 19 веке, но имеет глубочайшие даосские корни. Оно использовалось тысячелетиями даосскими отшельниками для собственной защиты от разбойников. Представьте: на бескрайних дорогах Поднебесной (Китая) в древности существовал только один закон – силы, оружие являлось неотъемлемой частью власти. Подчинение достигалось наличием и боеспособностью большого войска. По дорогам промышляли большие банды вооружённых разбойников. Одному отшельнику ничего нельзя было противопоставить 20 бандитам с оружием, особенно если учитывать, что вера одиночек не позволяла иметь при себе даже ножа. Так появилось искусство «Багуа»: даос мог не только физически уничтожить голыми руками любое количество разбойников, но и просто остановить всю эту массу одним взглядом, т.к. ментальные возможности мастера «Багуа» беспредельны. Самое интересное состояло в том, что отшельники жили поодиночке, т.е. у них не было партнёра для отработки боевых приёмов. Поэтому в «Багуа» создалась уникальная система работы со столбами, позволяющая заменить напарника. Также был использован механизм быстрой активизации «внутреннего генератора», позволяющий усиливать физические возможности в несколько раз.

Из-за большой сложности перемещений и скорости движений (особенно скорости мышления при работе в толпе), применение «Багуа» возможно только в изменённом состоянии сознания. «Боевой транс» позволяет выходить на такие уровни погружения в реальность, которые доступны только в глубокой медитации (где нет движения). «Багуачжан» также как и «Тайцзи», является отличным средством оздоровления организма: желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистая система, позвоночник (особенно поясница) и т.п. Кстати, несмотря на боевой характер движений, «Багуа» очень пластично (по красоте этому искусству нет равных) и великолепно сбрасывает лишний вес, а также улучшает фигуру. Эта методика очень сложна в изучении, поэтому требует от тренера не только практических умений и боевых навыков, но и знаний о природе и энергии 8 стихий, на которых и основана эта система. Боевая практика «Багуа» неразрывно (в отличии от «Тайцзи) связана с динамической медитацией, т.е. техникой трансформации сознания.

Главным упражнением этой техники является «круговой шаг» или шаг по кругу. Его особенность: ладонь ставится в центре круга диаметром около 1,5 метров (диаметр круга индивидуален) и остаётся неподвижной на протяжении всего упражнения. По этому кругу ученик совершает одинаковые (по длине) шаги в одну и другую сторону попеременно (меняя ладони). Количество шагов всегда одинаковое (в основном их восемь): это позволяет поставить стандартную длину шага. Взгляд и корпус (грудь) развёрнуты к центру круга, где находится неподвижная ладонь. С самого начала в «Багуа» тренируется движение с низким центром тяжести, т.е. во время перемещения нужно стараться приседать и не менять высоту приседа. Это позволяет скручивать поясницу, оставаться лицом к ладони и мягко, без рывков и остановок, передвигаться по окружности. Со временем (по мере усиления ног и концентрации внимания на ладони), шаг становится скользящий, т.е. имитирующий движение человека по грязи (при подскальзывании). Обычный шаг в «Багуа» — короткий (ширина ступни), скользящий шаг позволяет увеличить в несколько раз длину перемещения и вытолкнуть энергию «ци» из нижнего даньтяня (каждое движение – энергетический удар). Кроме практических навыков «круговой шаг» — система изменения состояния сознания: это расширяет энергетическую сферу человека на одном занятии, увеличивая чувствительность окружающего пространства, и активизирует «внутренний генератор». Ладонь представляется центром Вселенной, а тело – небесным телом, двигающимся по орбите. Сознание аккумулирует силу 8 стихий Вселенной и ускоряет все процессы в организме. Этот шаг –один из самых эффективных методов оздоровления, и тренировки умения уходить от любых атак, в любом количестве, одновременно с разных направлений (быстрота мышления после «кругового шага» -фантастическая!).

«Багуа» особенно эффективно при поединке с толпой (только в изменённом состоянии сознания). Это боевое искусство сочетает в себе множество назначений, притом ускоряет все процессы изучения. Это предъявляет к новичку определённые требования изначально: он должен обладать хорошим воображением, быть открытым и подвижным, а также развиваться духовно. Как и в других внутренних боевых системах, в этой технике очень мало используется грубая физическая сила (только на начальном этапе). В «Тайцзи» вы агрессию пропускаете мимо себя, оставаясь на одном месте. В «Багуа» — вы «обтекаете» вокруг противника, всё время оставаясь у него за спиной: поэтому перемещения здесь уникальные по технике и скорости. В «Багуа» воображение играет основную роль во всём: не только в увеличении скорости и силы ударов, но и в бросках. Внешне «Багуа» напоминает танец, когда человек проскальзывает между несколькими противниками, всё время оставаясь недосягаемым для их атак. Но, в отличии от «Тайцзи», каждый блок (за счёт своего скользящего характера) является одновременно ударом или броском (причём бросок проводится за 1-2 секунды, не задерживая движение).

Считается, что «Тайцзицюань» — это 1 класс школы, а «Багуачжан» — институт, т.е. сложность этого искусства соразмерна эффективности. Сложность не только в изучении, но и в длительности обучения. Правда, из древности повелось, что каждый ученик занимается по своей индивидуальной программе, соединяясь с другими только для отработки навыков боя в паре. Традиция индивидуального подхода идёт от высокого уровня ментального развития отшельников, когда у каждого мастера было своеобразное видение техники применения. Искусство «Багуа» сохранилось в древней традиции в даосских монастырях, для обычных людей эта методика упрощена в сторону оздоровительного направления, т.к. боевое и духовное применение неразрывны, и требуют аскетизм и экстремальность (к чему не готовы современные люди). «Багуачжан» -активная энергия 8 стихий в бесчисленном разнообразии комбинаций, доводящих даже физическое тело человека до уровня и глубины воздействия этих сил, соединение может быть в прямом смысле. Основатель массового направления «Багуа» Дун Хайчуань, обучавшийся у даосских отшельников, был в 19 веке телохранителем при императоре и по свидетельствам сотен людей обладал сверхспособностями: мог совершать небольшие полёты, превращаться, во что угодно и исчезать, изменять свойства материальных предметов. Всем этим он овладел с помощью «Багуа», воспитав затем десятки учеников, которые стали впоследствии основателями различных стилей этого искусства (разнообразие каждого стиля лишь усилило методическую базу «Багуа»).

Традиции настоящего «Багуачжан» живут и сейчас, ожидая того, кто способен овладеть этой сложной, но и изумительно красивой системой самосовершенствования человека.

Ссылка на основную публикацию