Багуа-чжан | Karate-krs.ru

Багуа-чжан

Багуачжан – боевое искусство Китая

Багуачжан (в переводе с китайского – «ладонь 8 триграмм») относится к традиционным боевым искусствам Китая. В боевой арсенал мастеров багуа чжан входят техники ударов руками и ногами, бросков и болевого воздействия. В поединке предпочтение отдается ближнему бою и «вязкой» технике с множеством приемов опрокидывания, в которых задействованы плечи, локти, бедра и колени.

Обучение багуачжан в СПб

Визитная карточка стиля багуачжан – своеобразная манера перемещения – хождение по кругу, которое является и начальным видом тренировки, и обязательным упражнением на всех стадиях обучения. Во время хождения по кругу отрабатываются различные виды шагов и движений руками. Занятия по багуа чжан обычно начинают с базовой формы «однократно сменяющейся ладони».

Обучение багуачжан включает в себя:

  • формы ладони,
  • комплексы движений таолу,
  • толкающие руки туй-шоу,
  • борьбу и отработку захватов,
  • работу с оружием,
  • поединки сань-шоу.

Тренировки багуа в СПб – это изучение форм, а также боевого применения стиля и различных методов укрепления здоровья по традиционным даосским канонам. Занятия включают и статическую, и динамическую нагрузки. Во время хождения ноги перемещаются по траектории воображаемого круга и пребывают в динамике, а руки, тело и голова остаются неподвижными (статичными). Хождение по кругу в процессе тренировки выполняется как по часовой стрелке, так и против нее, причем равное количество времени. Кроме того, в багуачжан, как и в других боевых искусствах Китая, практикуется столбовое стояние – неподвижное нахождение в определенных фазах шага. Это техника используется для улучшения устойчивости бойца и с оздоровительной целью.

Техника хождения по кругу в стиле багуачжан

Техника хождения багуа заключается в следующем: ступня первоначально ставится пяткой, а затем мягко перекатывается к чуть согнутым пальцам, которые будто бы стремятся ухватиться за поверхность земли. При этом тело не должно смещаться вверх или вниз, а макушка головы должна постоянно находиться на одинаковом расстоянии от земли. По мере освоения техники багуачжан шаг становится более низким и длинным, поэтому существует 3 уровня тренированности ученика: верхний (привычный), средний и нижний шаг. При низком шаге опорная нога сгибается сильнее, центр тяжести тела находится максимально низко. За счет чуть согнутых ног копчик направлен немного вперед, а макушка головы – вверх (так называемая «подвешенная макушка»). Так достигается равномерное распределение нагрузки на позвоночник.
В процессе хождения по кругу плечи должны быть расслаблены, руки чуть согнуты в локтях. Локти естественным образом опущены вниз, но не прижаты к телу. Живот расслаблен и принимает основное участие в процессе дыхания. Голова повернута в центр воображаемого круга, а взгляд направлен параллельно земле, в бесконечность. Кисти обеих рук принимают характерную форму: все пальцы чуть согнуты, указательные пальцы направлены вверх, большой палец согнут и противопоставлен всем остальным, центральная зона ладони впалая. Такое положение кисти традиционно называется «стоячей ладонью», а округлое пространство между указательным и большим пальцами – «пастью тигра».

Польза тренировок по багуачжан

Обучая основам багуа, мы соблюдаем правило 3П: посильно, постепенно, постоянно. Статические упражнения, чередующиеся с динамическими (левосторонними, правосторонними), улучшают функциональную активность большинства систем организма.

Занятия по багуа оказывают положительное воздействие на весь ваш организм:

  1. Внутренние органы. Основное влияние происходит на органы грудной клетки (в большей степени – на легкие) и брюшной полости. Брюшное дыхание осуществляет своеобразный массаж внутренних органов и способствует улучшению их подвижности.
  2. Мышцы, связки. Некоторые мышцы, не задействованные в статической работе тела, находятся в растянутом и расслабленном состоянии.
  3. Кости, суставы. Тренировки стабилизируют определенные группы суставов и обеспечивают им адекватное физиологичное положение.

Приглашаем вас на обучение багуачжан в СПб, в школу «Алхимик движения». Оздоровите свой организм, укрепите тело и дух с помощью китайского единоборства багуа!

Tag Archives: багуачжан

О мастере Ли Гунчэне

Мастер Ли Гунчэн

Ли Гунчэн родился 23 января 1942 года в Пекине. Увлекшись в юности боевыми искусствами, он и поныне ни на день не прекращает многочасовых тренировок. В разное время учился у многих именитых мастеров различных направлений ушу, глубоко постиг суть науки боевой схватки. Поначалу Ли Гунчэн стал известен как специалист по стилям саньхуан паочуй (三皇炮锤) и тайцзицюань (太极拳) школ Чэнь (陈), Ян (杨) а также редкой школы «сводного» (цзунхэ 综合) тайцзицюань.

В 1977 году Ли Гунчэн познакомился со знаменитейшим пекинским мастером стиля багуачжан (八卦掌) школы Лян (梁) — Ли Цзымином (李子鸣), который давно наблюдал за его тренировками и был рад принять столь усердного и талантливого человека к себе в ученики. Ли Гунчэну понравилось, что техника багуачжан «оживляет» шаг тайцзи и при этом сохраняет столь характерное для тайцзицюань виртуозное мастерство владения поясницей. Посмотрев на то, как в течении 3-х месяцев Ли Гунчэн тренирует одно-единственное движение «чайника» (чаху 茶壶), Ли Цзымин предлагает ему вместе с другим прилежным учеником – ныне знаменитым мастером – Ма Чуансюем (马传旭) войти в число официальной группы учеников. Искренний от природы, Ли Гунчэн выразил сомнение относительно того, может ли он войти в число восьми первых учеников Ли Цзымина, для него обряд посвящения в ученики представлялся настолько священным, что он не решался пройти его так быстро. Но при организации второй группы Ли Цзымин уже настоял на том, чтобы имя Ли Гунчэна было официально внесено в список его ближайших учеников.

С тех пор на тренировки искусства багуачжан ушло более тридцати лет. Особенностью мастерства Ли Гунчэна является одновременное совершенствование «внутренних» и «внешних» аспектов техники, хотя предпочтение все же отдается наработке особых внутренних способностей (нэйгун 內功). Технический арсенал включает в себя методики и упражнения различных направлений ушу, в том числе элементы багуачжан школы Инь (尹), а также стилей тунбэйцюань (通背拳), саньхуан паочуй и др. За физическую силу и крупное, не типичное для китайца телосложение, в кругу мастеров боевых искусств его прозвали «великаном Ли» (да Ли 大李). Второе прозвище — «Записная книжка» (бицзибэнь 笔记本) — было дано друзьями за его способность с первого раза запоминать не только длинные тексты тайных наставлений-речитативов, но и любые, самые сложные комплексы движений. Его особенно ценят как мастера «рукопашного боя» стиля багуачжан (багуа саньшоу 八卦散手), в этом плане им подготовлен целый ряд известных бойцов высочайшего уровня. Один из этих учеников — мастер Ли Шицюань (李世全), занимающий пост секретаря Пекинского общества по исследованию искусства багуачжан (中国八卦掌研究会), известен как победитель многих внутрикитайских соревнований по саньшоу.

Одновременно с этим Ли Гунчэну посчастливилось получить даосскую алхимическую традицию у такой легендарной личности, как учитель Люй Цзыцзянь (吕紫剑). Этот, до сих пор сохраняющий поразительную жизненную активность, 116-летний старец является носителем в 16-м поколении традиции даосской школы «Удан цзысяопай» (武当紫霄派) — уданской разновидности школы «Лунмэньпай» (龙门派). Несколько десятков лет Ли Гунчэн посвятил поиску «пилюли бессмертия» и уже многого сумел достичь. В свои 65 лет он настолько полон жизни и энергии, что ему могут позавидовать многие 20-летние. Люй Цзыцзянь и Ли Гунчэн часто занимаются вместе в горных пещерах, ездят по городам Китая и преподают даосскую систему практик «мастерства вскармливания жизни и совершенствования в истине посредством восьми триграмм» (八卦修真养生功) школы Цзысяопай а также мастерство багуачжан и цигун. Прекрасные отношения сложились у Ли Гунчэна с нынешним настоятелем Храма Белых Облаков (Байюньгуань) Ли Юйлинем, где расположена Всекитайская даосская ассоциация. Наставник Ли Гунчэна в Дао, он — частый гость в его семье.

Ли Гунчэн, являясь обладателем уникальных знаний как по даосскому цигун, так и по искусству цигун стиля багуачжан, продолжает ежедневно тренироваться и повышать свое мастерство. Он также много лет изучает традиционную китайскую медицину, алхимические и философские трактаты, каллиграфию, древний классический язык вэньянь.

В возрасте 40 лет Ли Гунчэн обнаружил, что способен лечить некоторые заболевания, используя движения ладоней и дыхание. Он стал помогать сначала родственникам и знакомым, которых медицина признала неизлечимо больными. За несколько лет он вылечил более пятидесяти человек, страдавших онкологическими заболеваниями и болезнями опорно-двигательного аппарата. Будучи человеком, любящим точность и аккуратность, Ли требует от больных документального подтверждения прохождения всех необходимых анализов, принимая объективные данные истории болезни, заверенные авторитетными врачами.

В настоящее время Ли Гунчэн занимает должности директора пекинского Центра изучения и развития ушу «Сообщество друзей» (聚友), члена правления Китайского научного общества по исследованию искусства цигун для пожилых людей (中国老年学会老年气功科学研究会), приглашенного члена Всекитайского общества изучения цигун (中国气功研究会), почетного директора Хэбэйского института подготовки специалистов ушу (河北武术培训学院), консультанта обществ изучения цигун Кореи, Японии и др. В 2006 году Ли Гунчэн согласился стать одним из консультантов российского Исследовательского общества «Тайцзи», а в 2007 году состоялся первый приезд мастера в Москву. В будущем планируется проведение ежегодных семинаров в Москве, перевод и издание в России ряда книг Ли Гунчэна по цигун и багуачжан (в том числе пользующихся большой популярностью в Китае «Внутреннее мастерство искусства багуа» (Багуа нэйгун 八卦內功) и 4-х томник по стилю багуачжан школы Лян).

традиционный стиль китайского УШУ
БАГУАЧЖАН

Школа Багуачжан возникла сравнительно поздно — во второй по­ловине XIX в. — и с самого начала впитала в себя достижения многих других школ кулачного искусства Китая. Основоположником школы был мастер Дун Хайчуань, носящий в традиции Багуачжан титул «первоучитель».

Одна­жды, странствуя в горах Цзюхуашань, Дун Хайчуань повстречал необыкновенного старца, и сразу понял, что перед ним святой человек. Старец согласился взять Дун Хайчуаня в ученики: «Сущность моего искусства — это вращение ладоней, а в деле мы его применяем, когда действуем ору­жием. Если постигнешь его в совершенстве, поможешь себе и прине­сешь пользу людям». С того дня Дун Хайчуань поселился в хижине старого даоса и три года усердно изучал его искусство. Секрет же это­го искусства заключался в определенном порядке движений рук и ног, соответствующем круговороту восьми триграмм — основных симво­лов главного канона Китая «Книги Перемен».

После Дун Хайчуаня в традиции Багуачжан сложились несколько стилей, созданных ближайшими учениками первоучителя. В Пекине наибольшей известностью пользуются три стиля, которые были основаны учителями Чэн Тинхуа, Инь Фу и Лян Чжэньпу.

Изначально БАГУА или, дословно, восемь триграмм — это восемь символических знаков в древнем трактате «Чжоу-и«. Этот стиль объединяет древнюю методику дао-инь с искусством атаки и защиты при вращении по кругу. Одновременно с движением по кругу ладонь, изменяя свое положение, проходит через восемь описанных выше знаков, а высокое искусство мастера багуа в той или иной мере соответствует символическому смыслу триграмм.

В техническом отношении важнейшими особенностями школы Ба­гуачжан можно считать следующие: преимущественное применение открытой ладони и удар выпрямленными пальцами, при шаге — опускание на землю всей стопы сразу, одновременное нанесение удара рукой и ногой одной стороны тела, отсутствие жестких, фиксированных поз, постоянное «перетекание» одной фигуры в другую. Основная форма занятий в школе Багуачжан, хождение по кругу, является наиболее очевидным и простым проявлением значительно более многогранного принципа движения по сфере, который восходит к спиралевидным траекториям движения «всеобщей энергии» как в космосе, так и в человеческом организме. Именно благодаря сферическим движениям тела (прежде всего скручиванию, особым поворотам конечностей и шеи, вращению ладоней и т.п.) в теле вырабатывается внутренняя, или духовная, сила — цзин, применяемая в схватках мастерами Багуачжан.

«Вращение тела согласно Пути Восьми триграмм подобно скручиванию вьющейся шелковичной нити. Вращается тело, а внутри тоже происходит скручивание. Хождение учащегося по кругу – всё равно что вращение земного шара вокруг солнца. Твердое же и мягкое перетекают одно в другое непринужденно и неудержимо, как речной поток. Постигнув истину кулачного искусства сердцем, можно сделать добро и себе и миру», — говорил об искусстве багуачжан учитель Чэн Тинхуа.

Багуачжа́н (кит. 八卦掌 , «ладони восьми триграмм»), также багуацюа́нь (кит. 八卦拳 , «кулак восьми триграмм»), кратко багуа — боевое искусство Китая. Состоит из разных движений ладонями в ходе передвижения по кругу.

Содержание

История появления стиля [ | ]

Основателем стиля был Дун Хайчуань (董海川) из уезда Вэньань провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу, однако в 1930-х несколько занимавшихся багуачжан в Тяньцзине для того, чтобы придать себе значительности, сочинили историю о том, что, якобы, он научился этому у даосского наставника Би Чэнся, жившим в районе горы Цзюхуа в провинции Аньхой (естественно, по этой легенде получалось, что сами эти занимающиеся учились у других учеников Би Чэнся, и потому все их отличия от багуачжан Дун Хайчуаня — это не их личные ошибки изучения, а особенности стиля). В результате теперь эта история попала в книги, и теперь многие люди, несведущие в реальном положении дел, принимают её за правду. В 1875 году Дун приехал в Пекин и начал преподавать эту технику.

Особенности стиля [ | ]

Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое. В большинстве стилей багуачжан базовым способом тренировки является отработка техник в передвижении по кругу, однако есть некоторые направления, где «хождение по кругу» выделяют в самостоятельное упражнение, а боевую технику отрабатывают в прямолинейных дорожках.

Дун Хайчуань применял дифференцированный подход к ученикам, поэтому ортодоксальный стиль изменился, и существует теперь множество вариантов. Самым старшим учеником Дун Хайчуаня, проучившимся у него свыше 10 лет, является Инь Фу (1840—1909), который тренировал охрану вдовствующей императрицы Цыси. Отличительной особенностью этого направления является использование формы ладони, которую называют «ладонь — язык коровы»; основной тактикой боя являются удары с дальней дистанции, «круговой шаг» используется в основном для ухода с линии атаки и выхода на противника с неожиданного угла. Багуачжан направления Инь Фу впервые было описано его сыном (1890—1950) в книге «Краткий сборник багуачжан», изданной в 1931 году.

Другим учеником Дун Хайчуаня был Ши Цзидун, которого он сделал своим приёмным сыном. Багуачжан направления Ши Цзидуна до сих пор практикуется в Пекине, но там известно не очень широко. Однако широкое распространение направление Ши Цзидуна получило в провинции Цзянсу, где жил его ученик Ян Жунбэнь, который впоследствии стал буддистским монахом и ушёл в странствия, оставив после себя лишь несколько учеников.

Наибольшее влияние на распространение багуачжан оказал другой ученик Дун Хайчуаня — (1848—1900), проучившийся у Дуна около пяти лет. До прихода к Дун Хайчуаню Чэн уже был чемпионом своего уезда по борьбе, что повлияло на его боевую технику. Основной формой ладони, используемой в этом направлении багуачжан, является «ладонь — когти дракона» (такое положение позволяет легче брать захват), основной тактикой является попытка выхода за спину противника и широкое использование бросков в сочетании с ударами.

Остальные ученики Дун Хайчуаня пришли к нему когда он был уже очень старым, и у самого Дуна учились недолго, после смерти Дуна они в основном продолжали учёбу у Чэн Тинхуа, некоторые получали указания от Инь Фу (который, в отличие от открытого и общительного Чэн Тинхуа, был весьма замкнутым человеком и неохотно делился знаниями). В результате постепенно сложилось ещё несколько направлений багуачжан:

  • идущее от (1863—1932)
  • идущее от Лю Фэнчуня (1853—1922)
  • идущее от (1859—1940)
  • идущее от Лю Баочжэня (1861—1922)
  • идущее от (1866—1950) (ученика Чэн Тинхуа)

У Чжан Чжанькуя (также известного как Чжан Чжаодун) был ученик по имени (1877—1954). В 1918 году он участвовал в Тяньцзине в «Турнире силачей из десяти тысяч земель», где победил русского бойца [ какого? ] , которого до этого не мог победить никто из китайцев. После победы на этом турнире Хань Муся стал страшно заносчив, и даже бросил вызов своему учителю. Однако Чжан побил Ханя, и они стали злейшими врагами. Чтобы вымарать из истории информацию о своей учёбе у Чжана, Хань придумал историю о том, что, якобы, Дун Хайчуань учился у даоса Би Чэнся, у которого были и другие ученики помимо Дуна, и что, якобы, сам Хань Муся учился именно у одного из этих учеников и с учениками Дун Хайчуаня никак не связан. Эту историю поддержали и некоторые другие бойцы багуачжан того времени (например, ), так как она повышала их социальный статус.

В 1928 году в столице Китая, городе Нанкине, был основан . Одним из основных предметов, преподаваемых там, было багуачжан, что позволило этому стилю стать широко известным в Китае. Когда в 1937 году началась война с Японией, столица была эвакуирована в город Чунцин провинции Сычуань, и институт переехал вместе с ней, что позволило багуачжан распространиться и в этом регионе Китая. В наше время это привело к тому, что некоторые американские писатели стали придумывать легенды о том, что, якобы, в том регионе существовало какое-то особое «эмэйское багуачжан».

Однако несмотря на стилевые различия система тренировок во всех школах багуачжан единая. Первые несколько лет ученик тренируется в «хождении по кругу» для выработки навыка постоянного ухода с прямой линии и привыкания к контролированию своего центра тяжести. Затем изучается комплекс «Динши бачжан» — «Восемь ладоней установленных форм» (в разных школах названия комплексов могут несколько различаться), в котором прорабатывается восемь различных положений ладоней. После него изучается комплекс «Бяньши бачжан» («Восемь ладоней изменяемых форм»), который ещё называют «Лаобачжан» («Старые восемь ладоней») или «Бадачжан» («Восемь больших ладоней»). После овладения этими техниками ученик может изучать боле высокие комплексы («24 формы», «8 форм — 8 образов», «Тайные ноги» и т. д.), технику работы в паре, владение оружием и специальную технику перемещений. Интересным упражнением является «облёт девяти дворцов», в котором в землю в форме квадрата 3 на 3 втыкается 9 двухметровых шестов, которые нужно непрерывно обходить в определенном порядке. Это приучает к навыкам ведения боя в толпе. Все упражнения имеют несколько уровней сложности. Так, по кругу сначала ходят на почти прямых ногах и постепенно понижают уровень тела, чтобы в итоге перемещаться с бедрами параллельными земле; «девять дворцов» сначала просто обходят, а впоследствии с каждым из столбов во время обхода устраивают нечто вроде «боя с тенью», и т. п. Одновременно со всем этим тренирующийся занимается укреплением ударных поверхностей и противоударной закалкой тела. Очень многие мастера багуачжан прославились своим владением искусствами «железной ладони» и «железной рубашки».

Багуачжан никогда не было армейским искусством, оно всегда было искусством индивидуального боя. Поэтому даже стандартные виды оружия имеют здесь специфическую форму или специфическое применение. Так используемые в багуачжан мечи примерно в полтора раза длиннее обычных, а при тренировках с копьем и шестом прорабатывают «короткое использование длинного оружия». Помимо обычного копья используют ещё и так называемое «двухголовое змеиное копье», имеющее наконечники на обоих концах. Любимым оружием Дун Хайчуаня являлись «острия петушиной лапы» (это редкое парное оружие очень сложной формы, одну такую пару привозил в Москву Суй Юньцзян). Во многих популярных изданиях [ каких? ] , однако, утверждается, что оружием Дун Хайчуаня были «секиры уток-мандаринок» (это обычно используемое в паре оружие имеет вид перекрещённых полумесяцев, у которых не заточены лишь те части, за которые их держат), но, согласно разъяснениям Ли Цзымина, это не так, это оружие придумал другой мастер ушу — Тун Даочан, а название он взял из сборника рассказов «Портреты храбрых и честных борцов за справедливость», автор которого — Чан Цземао — использовал Дун Хайчуаня в качестве прототипа для Тун Линя — главного персонажа сборника.

Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

Багуачжа́н (кит. 八卦掌 , «ладони восьми триграмм»), также багуацюа́нь (кит. 八卦拳 , «кулак восьми триграмм»), кратко багуа — боевое искусство Китая. Состоит из разных движений ладонями в ходе передвижения по кругу.

Содержание

История появления стиля

Основателем стиля был Дун Хайчуань (董海川) из уезда Вэньань провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу, однако в 1930-х несколько занимавшихся багуачжан в Тяньцзине для того, чтобы придать себе значительности, сочинили историю о том, что, якобы, он научился этому у даосского наставника Би Чэнся, жившим в районе горы Цзюхуа в провинции Аньхой (естественно, по этой легенде получалось, что сами эти занимающиеся учились у других учеников Би Чэнся, и потому все их отличия от багуачжан Дун Хайчуаня — это не их личные ошибки изучения, а особенности стиля). В результате теперь эта история попала в книги, и теперь многие люди, несведущие в реальном положении дел, принимают её за правду. В 1875 году Дун приехал в Пекин и начал преподавать эту технику.

Особенности стиля

Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое. В большинстве стилей багуачжан базовым способом тренировки является отработка техник в передвижении по кругу, однако есть некоторые направления, где «хождение по кругу» выделяют в самостоятельное упражнение, а боевую технику отрабатывают в прямолинейных дорожках.

Дун Хайчуань применял дифференцированный подход к ученикам, поэтому ортодоксальный стиль изменился, и существует теперь множество вариантов. Самым старшим учеником Дун Хайчуаня, проучившимся у него свыше 10 лет, является Инь Фу (1840—1909), который тренировал охрану вдовствующей императрицы Цыси. Отличительной особенностью этого направления является использование формы ладони, которую называют «ладонь — язык коровы»; основной тактикой боя являются удары с дальней дистанции, «круговой шаг» используется в основном для ухода с линии атаки и выхода на противника с неожиданного угла. Багуачжан направления Инь Фу впервые было описано его сыном Инь Юйчжаном (1890—1950) в книге «Краткий сборник багуачжан», изданной в 1931 году.

Другим учеником Дун Хайчуаня был Ши Цзидун, которого он сделал своим приёмным сыном. Багуачжан направления Ши Цзидуна до сих пор практикуется в Пекине, но там известно не очень широко. Однако широкое распространение направление Ши Цзидуна получило в провинции Цзянсу, где жил его ученик Ян Жунбэнь, который впоследствии стал буддистским монахом и ушёл в странствия, оставив после себя лишь несколько учеников.

Наибольшее влияние на распространение багуачжан оказал другой ученик Дун Хайчуаня — Чэн Тинхуа (1848—1900), проучившийся у Дуна около пяти лет. До прихода к Дун Хайчуаню Чэн уже был чемпионом своего уезда по борьбе, что повлияло на его боевую технику. Основной формой ладони, используемой в этом направлении багуачжан, является «ладонь — когти дракона» (такое положение позволяет легче брать захват), основной тактикой является попытка выхода за спину противника и широкое использование бросков в сочетании с ударами.

Остальные ученики Дун Хайчуаня пришли к нему когда он был уже очень старым, и у самого Дуна учились недолго, после смерти Дуна они в основном продолжали учёбу у Чэн Тинхуа, некоторые получали указания от Инь Фу (который, в отличие от открытого и общительного Чэн Тинхуа, был весьма замкнутым человеком и неохотно делился знаниями). В результате постепенно сложилось ещё несколько направлений багуачжан:

  • идущее от Лян Чжэньпу (1863—1932)
  • идущее от Лю Фэнчуня (1853—1922)
  • идущее от Чжан Чжанькуя (1859—1940)
  • идущее от Лю Баочжэня (1861—1922)
  • идущее от Гао Ишэна (1866—1950) (ученика Чэн Тинхуа)

У Чжан Чжанькуя (также известного как Чжан Чжаодун) был ученик по имени Хань Муся (1877—1954). В 1918 году он участвовал в Тяньцзине в «Турнире силачей из десяти тысяч земель», где победил русского бойца, которого до этого не мог победить никто из китайцев. После победы на этом турнире Хань Муся стал страшно заносчив, и даже бросил вызов своему учителю. Однако Чжан побил Ханя, и они стали злейшими врагами. Чтобы вымарать из истории информацию о своей учёбе у Чжана, Хань придумал историю о том, что, якобы, Дун Хайчуань учился у даоса Би Чэнся, у которого были и другие ученики помимо Дуна, и что, якобы, сам Хань Муся учился именно у одного из этих учеников и с учениками Дун Хайчуаня никак не связан. Эту историю поддержали и некоторые другие бойцы багуачжан того времени (например, Гао Ишэн), так как она повышала их социальный статус.

В 1928 году в столице Китая, городе Нанкине, был основан Центральный институт гошу. Одним из основных предметов, преподаваемых там, было багуачжан, что позволило этому стилю стать широко известным в Китае. Когда в 1937 году началась война с Японией, столица была эвакуирована в город Чунцин провинции Сычуань, и институт переехал вместе с ней, что позволило багуачжан распространиться и в этом регионе Китая. В наше время это привело к тому, что некоторые американские писатели стали придумывать легенды о том, что, якобы, в том регионе существовало какое-то особое «эмэйское багуачжан».

Однако несмотря на стилевые различия система тренировок во всех школах багуачжан единая. Первые несколько лет ученик тренируется в «хождении по кругу» для выработки навыка постоянного ухода с прямой линии и привыкания к контролированию своего центра тяжести. Затем изучается комплекс «Динши бачжан» — «Восемь ладоней установленных форм» (в разных школах названия комплексов могут несколько различаться), в котором прорабатывается восемь различных положений ладоней. После него изучается комплекс «Бяньши бачжан» («Восемь ладоней изменяемых форм»), который ещё называют «Лаобачжан» («Старые восемь ладоней») или «Бадачжан» («Восемь больших ладоней»). После овладения этими техниками ученик может изучать боле высокие комплексы («24 формы», «8 форм — 8 образов», «Тайные ноги» и т. д.), технику работы в паре, владение оружием и специальную технику перемещений. Интересным упражнением является «облёт девяти дворцов», в котором в землю в форме квадрата 3 на 3 втыкается 9 двухметровых шестов, которые нужно непрерывно обходить в определенном порядке. Это приучает к навыкам ведения боя в толпе. Все упражнения имеют несколько уровней сложности. Так, по кругу сначала ходят на почти прямых ногах и постепенно понижают уровень тела, чтобы в итоге перемещаться с бедрами параллельными земле; «девять дворцов» сначала просто обходят, а впоследствии с каждым из столбов во время обхода устраивают нечто вроде «боя с тенью», и т. п. Одновременно со всем этим тренирующийся занимается укреплением ударных поверхностей и противоударной закалкой тела. Очень многие мастера багуачжан прославились своим владением искусствами «железной ладони» и «железной рубашки».

Багуачжан никогда не было армейским искусством, оно всегда было искусством индивидуального боя. Поэтому даже стандартные виды оружия имеют здесь специфическую форму или специфическое применение. Так используемые в багуачжан мечи примерно в полтора раза длиннее обычных, а при тренировках с копьем и шестом прорабатывают «короткое использование длинного оружия». Помимо обычного копья используют ещё и так называемое «двухголовое змеиное копье», имеющее наконечники на обоих концах. Любимым оружием Дун Хайчуаня являлись «острия петушиной лапы» (это редкое парное оружие очень сложной формы, одну такую пару привозил в Москву Суй Юньцзян). Во многих популярных изданиях, однако, утверждается, что оружием Дун Хайчуаня были «секиры уток-мандаринок» (это обычно используемое в паре оружие имеет вид перекрещённых полумесяцев, у которых не заточены лишь те части, за которые их держат), но, согласно разъяснениям Ли Цзымина, это не так, это оружие придумал другой мастер ушу — Тун Даочан, а название он взял из сборника рассказов «Портреты храбрых и честных борцов за справедливость», автор которого — Чан Цземао — использовал Дун Хайчуаня в качестве прототипа для Тун Линя — главного персонажа сборника.

Напишите отзыв о статье «Багуачжан»

Примечания

Литература

  • [http://sunlutan.orgfree.com/Sun_Lutang/works/BaguaCuanSue/ogl.htm Сунь Лутан. Багуацюань сюэ. Перевод — Цзянь Синь]
  • [http://sunlutan.orgfree.com/Sun_Lutang/works/Bagua_Jian_Xue/ogl.htm Сунь Лутан. Учение меча багуа. Перевод — Цзянь Синь]
  • Сунь Фуцюань. Багуацюань. — Новая инициатива, 1991. Перевод Музрукова.
  • [http://www.bookmail.ru/shop.php?p=product&p >См. также
  • Боевые искусства
  • Ушу
  • Китай
  • Ба-гуа
  • У-син
  • Дестреза — европейская школа фехтования, подобно Багуа активно использующая передвижения по кругу.
  • [http://baguazhang.su/ Сайт школы Багуачжан]
  • [http://bagua.at.ua/ bagua.at.ua — сайт Федерации багуачжан]
  • [http://www.udzi.ru/tradicionnoe_ushu/bagua_chzhan История Багуачжан]

Отрывок, характеризующий Багуачжан

Ссылка на основную публикацию