Бацзи-цюань | Karate-krs.ru

Бацзи-цюань

八极拳
Бацзицюань
(кулак восьми пределов)

В древнекитайском произведении «Хуайнань-цзы» («Учителя из Южного заречья реки Хуай») в «Свисающих поучениях» говорится: «За девятью областями есть восемь удалений , за восемью удалениями есть восемь связок , за восемью связками есть восемь пределов «. Отсюда следует, что «восемь пределов» — это нечто абсолютно далекое, лежащее даже за скрепляющими мир связками. Значит, название стиля означает, что сила удара у его бойцов такова, что достигает всех пределов мироздания и даже уходит еще дальше.

Стиль долгое время передавался лишь среди китайских мусульман. Его основателем считается У Чжун 吴钟 (1712-1802) из провинции Чжили. Сам он научился этому искусству у странствующего даосского монаха, который известен только под прозвищем «Лай» («Прокаженный»). У Чжун был отличным бойцом на копьях и имел прозвище «У — Волшебное Копье». За свою жизнь он обучил свыше ста пятидесяти бойцов, полностью его искусство переняли дочь У Жун 吴荣, друг У Юн 吴永 и брат У Юна — У Чжунъюй 吴钟毓. У Юн был родом из деревни Мэнцунь округа Цанчжоу, и с той поры Мэнцунь и соседняя деревня Лотун стали «родиной бацзи», именно там этот стиль жил и развивался. В начале XX века выделяли следующие ветви бацзицюань:

  • Бацзицюань семьи У , идущий от мастера У Хуэйцина 吴会清 . Сын У Хуэйцина — У Сюфэн 吴秀峰 разработал очень много новых комплексов и много сделал для распространения этого направления.
  • Бацзицюань семьи Цян , идущий от мастера Цян Жуйцина 强瑞清. Это направление вобрало в себя также приемы тунбицюань , пигуацюань и синъицюань .
  • Бацзицюань семьи Ли , идущий от мастера Ли Шувэня 李书文. Так как мастер Ли обучал всю свою жизнь, то техника, которой он обучал в конце жизни, отличалась от той, которую он преподавал первоначально.
  • Бацзицюань семьи Хо , идущий от мастера Хо Дяньгэ 霍殿阁. Хо Дяньгэ учился у молодого Ли Шувэня и творчески развил изученное.
  • Бацзицюань семьи Ма , идущий от мастера Ма Фэнту 马凤图. Мать Ма Фэнту принадлежала к роду У, поэтому он изучил ортодоксальный бацзицюань, впоследствии познакомился с Ли Шувэнем и перенял его разработки, добавил методы выброса усилия из тунбэйцюань .

Характерной особенностью бацзицюань считается особый взрывной выброс усилия в ударе. Для генерации усилия используются два особых типа перемещения: «трущий шаг» и «шаг топчущего раскалывания». Из-за этих особых типов перемещения во время тренировок мастеров бацзицюань при ударах на земле оставались канавки от движений ног при ударах, поэтому родились поговорки «кулак словно чертит по земле» и «бацзи, бацзи — нога не отрывается от земли». Удары обычно наносили кулаками, ладонями, локтями, коленями и плечами. Ногами в ортодоксальном бацзицюань били не выше колена. «Фирменными» приемами бацзицюань считаются удары локтями, есть выражение «72 удара локтями бацзицюань».

Базой тренировки без оружия в бацзицюань считаются «шесть больших раскрываний» 六大开 и «восемь больших приемов» 八大招. «Шесть больших раскрываний» — это шесть методов взламывания защиты противника, шесть видов действий руками. Так как брешь в защите противника называют «раскрытыми вратами», то иногда этот термин записывают другими иероглифами, означающими «шесть пробиваний» 六打开 (имеются в виду шесть способов «пробивания врат»). «Восемь больших приемов» — это восемь базовых приемов бацзицюань.

Основой бацзицюань является генерация усилия, поэтому на первых порах занимающегося подстерегает серьезная опасность: умение генерировать усилие развивается быстрее, чем укрепляется тело, поэтому при ударе по твердым предметам есть опасность сломать себе руки, а при тренировке в паре есть большой риск травмирования партнера.

Бацзицюань

Стиль долгое время передавался лишь среди китайских мусульман. Его основателем считается У Чжун 吴钟 (1712-1802) из провинции Чжили. Сам он научился этому искусству у странствующего даосского монаха, который известен только под прозвищем «Лай» . У Чжун был отличным бойцом на копьях и имел прозвище «У — Волшебное Копье».
«Родиной бацзицюань» считается деревня Мэн Цунь, округа Цаньчжоу, провинции Хэбэй, где долгое время жила семья У. У мастера было много последователей и учеников. Полностью У Чжун передал свое искусство свое дочери У Жун 吴 荣. Далее стиль развивался по двум направлениям. Одно передавалось по семейной ветке У. Наиболее известны мастера У Нань , У Ши . А другое активно развивалось среди родственников, наиболее известны мастера Чжан Кэ Мин, который передал это искусство своему сыну Чжан Цзин Син.

В начале XX века выделяли следующие ветви бацзицюань:

  • Бацзицюань семьи У, идущий от мастера У Хуэйцина 吴会清. Сын У Хуэйцина – У Сюфэн 吴秀峰 разработал очень много новых комплексов и много сделал для распространения этого направления.
  • Бацзицюань семьи Цян, идущий от мастера Цян Жуйцина 强瑞清. Это направление вобрало в себя также приемы тунбицюань, пигуацюань и синъицюань.
  • Бацзицюань семьи Ли, идущий от мастера Ли Шувэня 李书文, который обучался у мастера Чжан Цзин Син.
  • Бацзицюань семьи Хо, идущий от мастера Хо Дяньгэ 霍殿阁. Хо Дяньгэ учился у молодого Ли Шувэня и творчески развил изученное.
  • Бацзицюань семьи Ма, идущий от мастера Ма Фэнту 马凤图 , который обучался у своего дяди, по прямой ветке У, также у мастера Чжан Цзин Син.

Ма Фэнту патриарх школы тунбэйцюань многократно увеличил силу и мощь бацзицюань, внедрив в систему принципы и методы выброса усилий тунбэйцюань. К базовым силам, усилиям бацзицюань относятся 十 字 劲 (ши цзы цзинь), 拧 丝 劲(нин сы цзинь), 沉 坠 劲 (чэнь чжуй цзинь), 撞 靠 劲(чжуан као цзинь). В основу технического арсенала бацзицюань входят 六 大 开(лю да кай), (八 招)ба чжао и базовая техника наработки усилий 刚 功 八 势 (ган гун ба ши). Классическим комплексом бацзицюань является кай мэн бацзи. Основным комплексом в системе тунбэй является бацзи сяо цзя, где проявляются помимо базовых усилий бацзи, основные разработки, принципы и методы выброса усилий тунбэй -тунбэйцзинь.
Приемы бацзицюань отличаются высокой эффективностью, использованием длинной и короткой дистанции, большим арсеналом ударов локтями. Удары ногами выполняются не выше пояса с большим ускорением и силой. Основные приемы бацзи, когда удар рукой, ногой и бросок выполняются в одновременном исполнении, одним движением, используя рычаги и подпорки. Передвижения и техника бацзи отличаются большой резкостью, ускорениями, быстрым изменением направления, все это дает возможность отражать атаки с разных сторон и противостоять нескольким противникам. Отсюда название стиля 八 极 拳 ба цзи цюань (кулак восьми пределов).

Занятия и семинары по ушу для взрослых

УШУ-ЭКСПЕРТ

Cеминар на тему: «Чанбин — фехтование на копьях».


В программу семинара входят самые важные приемы тунбэй цян. За 20-летний опыт работы с китайскими мастерами разработана целая система тренировки и применения главного приёма фехтования на копьях — «ла на чжа». Также подробно разбирается техника передвижений, маневрирования, взаимодействия приемов копья и работы тела. Воспитанники школы мастерства «УШУ-ЭКСПЕРТ» — неоднократные победители и призеры соревнований по спортивному копью, эффективно используют традиционные способы и методы подготовки фехтовальщиков. Вы действительно сможете убедиться, что копье является королём оружия. Приглашаем новичков, любителей и профессионалов на наши уникальные семинары по традиционному фехтованию. Индивидуальный подход гарантирован.
Подробнее на официальном сайте УШУ-ЭКСПЕРТ http://wushu-expert.ru/seminari/canbin-fehtovanie-na-dlinnom-oruzii

Темы семинаров:

1. Оздоровительные методики ушу
2. Дуаньбин — фехтование на коротком оружии
3. Чанбин — фехтование на длинном оружии
4. Традиционные направления ушу
5. Самооборона и рукопашный бой
6. Борьба шуайцзяо

Подробнее на официальном сайте УШУ-ЭКСПЕРТ www.wushu-expert.ru

Бацзицюань — удивительное сочетание грациозности и невероятной силы

Одним из известных стилей ушу также является бацзицюань. В переводе название этого стиля означает, что сила удара бойцов, практикующих этот вид ушу, такова, что достигает всех пределов мироздания и уходит еще дальше. Полным названием считается «Каймэнь бацзи цюань», что в переводе «Кулак раскрытия врат восьми пределов».

В бацзицюань используется весьма специфичная форма кулака, при которой все пальцы должны быть согнуты во вторых фалангах. Она называется «когти тигра» или «кулак пустого сердца«, а по внешнему виду очень напоминает борону (крестьянское орудие для обработки почвы). И именно от иероглифа в слове «бацзы»(борона) и происходит в названии «бацзицюань» иероглиф «ба». Так что вполне возможно, что первоначальное название стиля было «кулак бороны», которое позже смутило кого-то из учеников своим не очень красивым звучанием. А из-за этого «бацзы» сменили на «бацзи«, что уже означает не «борона», а «восемь пределов».

Хотя есть и еще одна версия происхождения названия этого вида ушу. Одной из особенностей бацзицюань является характерный способ нанесения ударов, который позволяет выполнить удар в восьми направлениях. Вероятно, это отразилось и на названии стиля.

Бацзицюань не нарушает традицию неопределенности происхождения. Т.к. достоверно история его появления неизвестна, но существует несколько самых распространенных версий. Одна из них говорит о том, что создателем бацзицюань является мусульманин У Чжун, уроженец провинции Хэбэй (тогда она еще называлась Чжили). Говорят, что его этому виду кулачного боя обучал даосский монах, которого прозвали «Лай», что в переводе означает «Прокаженный». И что именно он передал У Чжуну небезызвестный трактат, который назывался «Тайный смысл восьми пределов». А уж У Чжун, в свою очередь, обучил бацзицюань более 150 человек, среди которых были и его друг, и брат, и дочь. А в некоторых источниках можно обнаружить информацию о том, что в 16 веке этому стилю ушу обучали даже бойцов Китайской армии.

Другая версия сообщает, что У Чжуна научил бацзицюань настоятель монастыря Юэшань. Настоятеля звали Чжан. По легенде, он покинул монастырь после того, как тот сгорел. А спустя время Чжан встретил У Чжуна, преподающего приемы рубки шестом. Тогда Чжан сразу же схватил один из шестов и уколол им шест, который находился в руках У Чжуна. Восхищенный У Чжун в скором времени бросил свою преподавательскую деятельность и стал учиться у Чжана да люхэ гунь, что в переводе означает «большой шест шести соединений», и бацзицюань.

Со временем стали выделять несколько направлений бацзицюань, в зависимости от семей и мастеров. Естественно, у каждой ветви были свои характерные черты. Например, бацзицюань семьи Цян от мастера Цян Жуйцина известен тем, что включил в себя не только основы бацзицюань, но и что-то от пигуацюань,синъицюань и тунбицюань. А бацзицюань семьи У от мастера У Хуэйцина славен тем, что сын мастера очень много трудился над распространением данного вида единоборства, а также привнес множество новых комплексов.

В бацзицюань чаще всего применяются рубящие удары в шею ребром ладони, удары ладонью, удары локтями, удары кулаком, удары ногами в голень или в стопу. Также для этого стиля характерна почти постоянная перемена уровней атаки. Также в бацзицюань нередко используют захваты, которые просто превращают соперника в мишень, не способную оказывать достойное сопротивление.

В ударе бойца, практикующего бацзицюань часто присутствует «взрывной выброс усилия». Это также считается одной из основ данного вида ушу. Чтобы создать такое усилие даже перемещаться во время поединка приходится по-особенному. Как раз из-за таких вот особых перемещений, которые называют «шаг топчущего раскалывания» и «трущий шаг», про бойцов бацзицюань и стали говорить:»Кулак словно чертит по земле». Ведь после их тренировок от движений ног на земле оставались канавки.

Бацзицюань предназначен для борьбы без оружия, поэтому в нем существуют специальные приемы, которые позволяют сражаться и против вооруженных противников. Эти приемы объединены в серии. Первая серия называется «правила шести больших раскрываний», а вторая — «восемь больших приемов». Соответственно, первый комплекс направлен на слом защиты, а второй рассчитан уже непосредственно на атаки.

Во время поединка движения бойца должны быть быстрыми, резкими и наполненными огромной силой, а передвижения — четкими, внезапными и стремительными. Собственно, поэтому у тех, кто начинает изучать бацзицюань довольно быстро улучшается координация движений, возрастает уровень физической силы и развивается скорость перемещений. Но при тренировках велика вероятность травм как при работе в паре, так и при отработке ударов по твердым предметам. Конечно, эта вероятность со временем уменьшается, но полностью так и не исчезает. Хотя травматизм — естественный риск при занятии любым из видом единоборств.

Единство красоты и силы в бацзицюань послужило тому, что некоторые его элементы охотно включают и в другие стили ушу (например, танланцюань или «богомол восьми пределов»), а также их можно заметить и в тунбэйцюань, который призван обеспечивать комплексную подготовку. Также бацзицюань и по сей день изучают в Китайской армии и полиции, а это все таки о многом говорит.

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » Бацзицюань

Бацзицюань

Сообщений 1 страница 8 из 8

Поделиться12012-06-07 13:34:39

  • Автор: Black_
  • Администратор
  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован: 2007-05-14
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 4473
  • Уважение: [+24/-0]
  • Позитив: [+23/-3]
  • Пол: Мужской

Бацзицюань – это одно из китайских единоборств. «Бацзицюань», как название, означает, что мощь удара бойцов достигает всех границ мироздания и превышает их.
Возникновение единоборства

Это боевое искусство долго распространялось только среди китайцев-мусульман. Создателем стиля считают У Чжуна, проживавшего в провинции Чжили. Он сам взял основы данного искусства боя у даосского монаха-странника, о котором известно только его прозвище – «Лай». У Чжун считался замечательным бойцом на копьях, у него было соответствующее прозвище «У – Волшебное Копье». В течение жизни он успел преподать свой стиль более чем ста пятидесяти бойцам. В полной мере освоили его единоборство дочь У Жун и его друг со своим братом – У Юн и У Чжунъюй. Братья были родом из деревни Мэнцунь, с тех времен эта и соседская деревни стали «родиной бацзицюань», т.к. здесь это единоборство продолжило свое развитие.
Варианты стиля

В 20 веке можно было выделить такие ответвления стиля бацзицюань:

— искусство семьи У, которая брала свое начало от мастера У Хуэйцина. У Сюфэн – сын мастера- создал новые комплексы и сделал многое для распространения своего варианта стиля;

— искусство семьи Цян, которая брала начало от мастера Цян Жуйцина и взяла на вооружения приемы других единоборств;

— искусство семьи Ли, начавшейся от мастера Ли Шувэня, который несколько изменил свои наработки по стилю и технике в конце своей жизни;

— искусство семьи Хо, которая началась от мастера Хо Дяньгэ. Этот мастер учился у Ли Шувэня, а затем переработал полученные знания с творческим подходом;

— искусство семьи Ма, которая брала начало от мастера Ма Фэнту. Его мать относилась по происхождению к роду У, он освоил классический бацзицюань, а затем познакомился с Ли Шувэнем и его наработками по стилю, добавив впоследствии и методики из других единоборств.
Особенности стиля

Особой чертой бацзицюань считается совершенно особая взрывная подача усилия в ударе. Чтобы создать необходимое усилие, применяют два специфических варианта перемещения, называющиеся «трущий шаг» и «шаги топчущего раскалывания». Благодаря этим перемещениям, в ходе тренировок бацзицюань при нанесении ударов на земле образовывались канавки от передвижений их ног – так родились пословица «кулак будто чертит по земле». В бацзицюань удары обычно наносятся при помощи кулаков, ладоней, локтей и коленей. Специальными приемами стиля считаются нанесение ударов локтями, специальное выражение «семьдесят два удара локтями бацзицюань».
Основные характеристики стиля

Основой тренировок без применения оружия в бацзицюань выступают «шесть больших раскрытий», а также «восемь больших приемов».

Первая методика – это шесть методов повреждения защиты соперника, шесть способов действий при помощи рук. Просвет в защите врага называется «открытыми вратами», поэтому часто эту фразу пишут другими иероглифами, которые обозначают «шесть пробиваний». «Восемь больших приемов» включают столько же основных приемов единоборства.

Главным в бацзицюань является создание усилия, вот почему вначале ученика ожидает определенная опасность, т.к. способность создавать усилие появляется быстрее, чем становится сильным тело. Вот почему ударяя по твердым предметам, у ученика существует реальная возможность сломать руки, а в процессе тренировки в паре – существует опасность повредить партнера.

Волгоградская региональная федерация ушу

Бацзицюань — кулак восьми пределов

Автор: Скрипник О.П.

Бацзицюань (кит. трад. 八極拳, пиньинь Bājíquán) — кулак восьми пределов — один из важнейших стилей традиционного ушу, известный благодаря богатырской жесткой манере и особой технической специфике.

На спортивных соревнованиях этот стиль спортсменами используется достаточно часто, но представлен бывает недостаточно исчерпывающе. С точки зрения особенностей техники, бацзицюань присущая особая манера. Помимо часто встречающихся в ушу ударов руками и ногами есть очень много атакующих с дистанции вплотную техник корпуса и рук. В бацзицюань очень часто используют техники локтей, есть поговорка: «кулачные методы бацзи сильны локтями», также наиболее часто применяемыми методами действий руками бацзицюань являются «жестокий локоть», «жестокая ладонь», «удар бедром».

Бацзицюань в бою присущи мощная свирепость тигра и осевшая стабильность медведя. Тактика бацзицюань напоминает танк, сметающий на своем пути все преграды. Жесткий выброс силы является характерной чертой этого стиля. Взрывной выброс силы бацзицюань во всех техниках одинаков. Особенности выброса силы таковы: движение подобно стрельбе из лука, выброс — взрыву, форма движется — дух следует, быстрота — как у молнии. Потому взрывной выброс силы столь велик, он связан с перемещениями бацзицюань. «Трущий шаг» и «шаг топчущего растаптывания» — вот источник выброса силы, есть поговорка: «сила начинается в пятках, выбрасывается поясницей, пронизывает кончики пальцев». Каковы бы ни были техники рук — тренируемые в таолу или используемые в бою — нужно стремиться, чтобы выброс силы был полным и базировался на этих трех пунктах.

В настоящее время боевая техника бацзицюань используется не только на спортивных соревнованиях, но и используется в китайской армии при физической подготовке личного состава.

В нашей стране этот стиль традиционного ушу преподают в Саратовской школе бацзицюань. Главному тренеру школы мастеру Люй Юн Сяну автор статьи выражает глубокую признательность.

Бацзи-цюань

дополнено из книги В.В.Скичко

«Бацзи цюань — кулак восьми пределов»

редакция и дополнения А.Н.Морозов

Смысл термина «восемь пределов» — это «самые удалённые места». В книге «Хуайнань-цзы» в «Свисающих поучениях» говорится: » Меж небом и землёй есть девять областей и восемь пределов «, а также » за девятью областями есть восемь удалений, за восемью удалениями есть восемь связок, за восемью связками есть восемь пределов «. Гао Сю разъясняет: «Удаление — это когда далеко», «связка — называется так, чтобы показать соединение неба и земли». В «Истории династии Поздняя Хань» в «Записях об императоре Чжао-ди» сказано: » Широкие связки больших дорог — аж до восьми пределов «. Смысл кулачного искусства восьми пределов таков: при действиях руками по четырём сторонам и восьми направлениям можно достичь самых удалённых мест.

Хотя некоторые направления стиля имеют свои особенности в наборе методов тренировки и техники и их манеры исполнения, основы базовой работы и технический каркас практики бацзи цюань сохраняются во всех школах практически неизменными и состоят:

цзиньган ба ши — восемь позиций цзиньгана,

лю да кай — шесть «больших раскрытий» («достижений, ударов»),

лю чжоу тоу — шесть главных техник действия локтями,

ба да чжао — восемь «великих» приёмов,

сяо цзя — малый каркас стиля,

да цзя — большой каркас стиля,

дуй лянь — тренировочный комплекс совместных действий с партнёром.

Цзиньган ба ши, составляющие в некоторых школах один из базовых комплексов, закладывают базу в постижении «кай мэнь лян фа» — тренировочные методы «открытия врат».

Чэн чуй — удерживать, подносить палицу. «Лук ещё дрожит, а стрела уже поразила цель».

Сян лун — покорять дракона. «Пять вершин устремлены в небо».

Мэй ху — скрывшийся тигр. «Лю хэ — шесть единений, стелиться по земле, как парчовая ткань».

Пи шань чжан — ладонь, рубящая гору. «Рубить гору, словно стальным топором».

Тань ма чжан — ладонь конного разведчика. «Поднявшись на гору, конный разведчик видит далеко, ясно».

Ху бао — тигриное обнимание. «Парировать удары округло и быстро, подобно тигру, обнимающему голову».

Сюн дунь — медведь сидит на корточках. «Поднявшись на корточки, медведь мощно опирается, прижимая вниз».

Хэ бу туй — толкающий шаг журавля. «Журавль величавым шагом подпирает гору».

Лю да кай — шесть больших раскрытий (достижений), ещё называются цзюэ сюэ — непревзойдённое учение. В них заложены основные требования к выполнению техник и взаимодействию структур тела:

дин — «упирание» (подпирание),

бао — «обнимание, охватывание»,

ти — «удерживать на весу, свисать»,

куа — усилие в пояснице и бёдрах,

чань — «обматывание» (малое и большое).

Иногда лю да кай представляют в виде коротких комбинаций приёмов:

те шань као — плотное (липкое) опирание о гору,

бэн — сотрясающий, упругий удар,

мэн ху ин ба шань — свирепый тигр царапает гору,

та чжан — «припечатывание» ладонью,

тяо да дин чжоу — вспарывающий удар, укол локтём,

ху пу — тигриный бросок.

«Лю чжоу тоу — сконцентрированное бацзи цюань, шесть открытий, восемь ударов — это корни и первооснова. Дин чжоу, бао чжоу — внутри ти (поднимание), поднимание с уколом локтём (дин чжоу) важно применять свирепо. Левая сгребает, правая поднимает — одиночное янское изменение, поднимание рукой (ти) содержит поднимание бёдрами, в поворотах бёдер — усилие наматывания (чань). Складывание с натяжением («натягивать поводья») направляет ян, разделяя верх и низ, основа бацзи цюань — Большой небесный круг».

Принципы, на которые намекают строки речитатива выше, относятся не столько к технике локтя (чжоу фа), сколько говорят о методах работы тела (шэнь фа), являющихся основой любого стиля, и в бацзи цюань ярко выражены в действиях локтями. Так как при действиях локтями легче сохранять связи в теле, этот метод считается базовым в тренировочном процессе. Несмотря на внешнюю простоту комплекса, его считают «тайной традицией» (ми чуань), поскольку он концентрирует важнейшие принципы боевой техники.

Ба да чжао (8 «великих» приёмов) — непревзойдённые мастерские техники (цзюэ цзи). Традиционно они имеют по три вариации исполнения и большое количество вариантов применения. Это объясняет тот факт, что один и тот же приём может иметь различные названия. Техники «восьми великих приёмов» таковы:

  1. Янь ван сань бянь шоу — три касания руками Князя ада.
  2. Мэн ху ин ба шань — свирепый тигр яростно царапает гору.
  3. Инь мэн сань бу гу — выйти из ворот, не беспокоясь.
  4. Ба ван ин чжэ цзян — глава князей жёстко натягивает поводья.
  5. Инь фэн чао ян чжан — повернуть янскую ладонь навстречу ветру.
  6. Цзо ю ин кай мэнь — жёсткое раскрытие врат слева и справа.
  7. Хуан ин шуан бао чжуа — парный захват когтями жёлтого орла.
  8. Ли ди тун тянь пао — стоя на земле, выстрелить в небо.

Особую роль в стиле бацзи цюань играют комплексы сяо цзя и да цзя, остальные считаются второстепенными.

Бацзи сяо цзя — «малый каркас» бацзи. Это — малоамплитудная техника, позиции тела и рук компактны и собраны. Тренируются прочные стойки, устойчивость ног и яростный выброс усилия фа ли. Один из вариантов отработки этих комплексов использует такой темп выполнения, что на каждую позицию осуществляется цикл из восьми вдохов — выдохов. Другой важнейший компонент отработки — усилие «оседания, опадания» (чэнь чжуй цзинь) и усилие «распирания» (чэн чжань). Контроль за дыханием и позицией позволяет связать всё тело воедино, «спрессовать» позу, наполняя её энергией — ци и духом — шэнь. Тело не просто «оседает», но и «опадает, рушится» на землю. Естественно, это не буквально, а описание ощущения от правильной манеры выполнения техники. «Наполнение» происходит за счёт того, что ци опускается в дань тянь и ноги, не скапливаясь в груди. Комплексы бацзи сяо цзя короткие, но содержание их предельно богато. В них есть все виды техники — удары, техники локтей, обвязывания, опирания, обматывания, броски, заломы рук. Из каждого движения можно «по части узнать о целом», вариации безграничны. Поэтому бацзи сяо цзя легки в изучении и тренировке, имеют большое боевое значение, являются важным цзибэньгун стиля.

Бацзи да цзя — «большой каркас» бацзи. Исползуются широкие, «расправленные» позиции, больше внимания уделяя живым перемещениям, а не «столбовому» стоянию, как в комплексах малого каркаса. Принципы работы тела (шэнь фа) реализуются в более разнообразной технике рук. Работа с усилием идёт в два этапа. В начале делается акцент на выбросе усилия фа цзинь, дальнейшая работа над техникой углубляет «изменения, трансформацию» усилия хуа цзинь. Используя силу, необходимо «мягко изменять жёсткое».

Общая структура стиля бацзи цюань строится на овладении тремя ключевыми методами использования усилия тела. Вначале вырабатывается «оседание», прочная поза, устойчивость. Второй этап — «крестообразное» усилие (ши цзы цзинь), овладение «раскрываниями — закрываниями», основными движениями рук и ног, положенными на прочную основу «оседания». Третий ключевой компонент — усилие «наматывания шёлковой нити» (чань сы цзинь), реализуемое в «больших и малых наматываниях». Как говорят: «Для наматывания оседание — основа, крестообразное — корень». Усилие «наматывания» может внешне вообще не проявляться (не считая тех случаев, когда приём непосредственно строится на «наматывании»).

Бацзи дуй лянь — тренировочный комплекс совместных действий с партнёром. Состоит из защитных и атакующих действий, входящих в сяо цзя и да цзя. Является базовой подготовкой к свободному поединку (саньшоу). Этот комплекс можно тренировать и в одиночку.

Бацзи-цюань

Бацзицюань — кулак восьми пределов.

Возникновение стиля бацзицюань очень запутанное, и существует несколько легенд о его становлении. По главной версии его создание в начале шестидесятых годов 17 века приписывается мусульманину У Чжуну, что был родом из уезда Цинсянь в провинции Хэбэй. Он с 8 лет изучал ушу под руководством деревенских сифу, имен которых никто не знает. Потом он в течение 10 лет учился у даосского мастера по имени Лай, и по окончании обучения, мастер Лай вручил ему трактат с названием » Тайный смысл восьми пределов». Также У Чжун великолепно изучил приемы боя с «копьем 6 соответствий» у другого наставника, имя которого история не сохранила.

Иероглиф БА в названии бацзицюань происходит от амофоничного иероглифа в слове «бацзи», и означает «борона». В стиле бацзицюань используется форма кулака имеющяя также название «кулак бороны» и очень похоже на это орудие быта крестьян. Вероятно что название стиля могло появиться в связи с формой использования кулака. Но из-за некоторой неблагозвучности, кто-то из последователей школы заменил иероглифы БА -«борона» на БАЦЗИ -» 8 пределов».

В стиле бацзицюань есть способ выброса усилия называемый «перекрестным», который подразумевает возможность выброса усилия в удар в любом из направлений. Может быть еще поэтому стиль называют — кулак восьми пределов.

С течением времени стиль бацзицюань обрел два направления. Первое направление связанное с именем Ли Дачжуна называлось «малым направлением бацзи с гор Удан» сейчас практически не известно. А второе направление связанное с именем Ван Сысюэ и Чжан Кэмином сейчас успешно развивается, известными китайскими мастерами бацзицюань.

Знаменитыми мастерами бацзицюань были сын Чжан Кэмина — Чжан Гунчэн, и его ученик Хуан Сыхай, который позже научил искусству бацзи знаменитого мастера Ли Шувэня(1864-1934).

Ли Шувэнь имел прозвище «Ли Волшебная копье», и недаром, судя по существующим рассказам тогдашних очевидцев, стоило Ли Шувэню лишь прикоснуться своим копьем в древку оружия противника и начать вращать им, как противник тут же падал на землю. Ли Шувэнь считается одним из самых выдающихся мастеров в истории китайского ушу. В 1911 году мастер Ли Шувэнь создал в Таньцзине организацию под названием «Чжун хуа уши хуэй»(общество китайских бойцов ушу), которая была подобна знаменитой китайской организации Цзиньу и просуществовала до 1928 года.

Ли Шувэнь участвовал во многих поединках, и почти всегда использовал свой излюбленный прием «свирепый тигр взбирается на гору»(это удар ладонью сверху вниз по ключице или по голове), поэтому возникла даже народная поговорка «Ли волшебному копью 2 ударов не требуется». Рассказы очевидцев и заголовки тогдашних газет подтверждают мастерство Ли Шувэня. Он был настоящим практика ушу, побеждая в десятках поединков, и не поощрял показушность в технических приемах ушу, превращающих его в военизированную гимнастику.

В 1928 году в Нанкине открылся учебный центр «гошу»- тогдашнее название ушу. В то время там проводились первые китайские экзамены по «гошу», для отбора лучших специалистов в области боевых искусств, для преподавания. Три ученика Ли Шувэня приняли в них участие. Это были Ма Иньту, Чжан Шудэ и Хань Хуачэнь. Все они прошли отбор и были зачислены преподавателями стиля бацзицюань. Своих учеников мастер Ли Шувэнь обучал не только стилю бацзицюань но также и пигуацюань(кулак рубки и подвешивания).

Считается что его ученики владели улучшенной версией бацзицюань соединенного с пигуацюань, но из-за этого сам первоначальный бацзи был утерян. В наше время во всем мире изучается и преподается версия бацзи, которая преподавалась в Нанкинском центральном учреждения «гошу». Многие стили ушу многое взяли из стиля бацзицюань, в свой арсенал технических приемов и методик.

Мастер Ли Юаньчжи изучавший бацзи в Нанкинской академии ушу и впоследствии работавший учителем ушу в академии сухопутных войск КНР говорит, что принятый сейчас в Китае стиль для армейской подготовки с названием инцюань(воинский кулак) тоже многое взял из бацзицюань, хотя по форме уже очень далек от него.

В тактике стиля бацзицюань, стремятся быстрым прыжком перейти в ближний бой, для чего используются особые типы перемещений такие как «шлифующий шаг», «развертывающийся шаг» и другие. Все защиты в бацзицюань осуществляются на встречном движении вперед, и приемной всегда оказываются очень жесткими и эффективными. Ведь основное требование стиля гласит что для сближения с противником нужно встречное движение всем телом по прямой линии его атакам. Из-за этого практиковать вольный бой могут только достаточно хорошо подготовленные ученики.

Отличительной особенностью бацзицюань является очень мощный и резкий выброс силы в ударе. Это стиль коротких и мощных ударов. В Китае говорят что наибольшая сила и мощь среди видов кулачного боя присуща именно стилю бацзицюань.

В бацзицюань существуют три основных способа выброса усилия цзинь: перекрестная цзинь, цзинь обязывающей нити и осаждающая цзинь, которые включены со способами дыхания в технический арсенал комплексов таолу бацзицюань.

В своем арсенале бойцы бацзицюань в основном используют атаке кулаками и ладонями, рубящие удары в шею ребром ладони, а по коленям и стопам противника применяют топчущие удары ногами. Также используется частая смена уровней атаки противника.

Отличительным приемом бацзицюань его визитой карточкой так сказать, является колющий удар локтем в грудь или голову, но это скорее не сам удар локтем — а шаг с доставкой локтя к противнику. Он является очень мощным приемом.

Кроме техники ударов руками и ногами почти в каждом комплексе таолу присутствует работа по болевым точкам, это удары и нажатия, броски и работа по суставам противника, используют и технику толчков противника. Атака всегда выполняется в решительной и жесткой манере.

Из пигуацюань в бацзи вышли удары ладонью с дальней дистанции, при этом руки вращаются как крылья мельницы нанося непрерывной град ударов сверху вниз.

Сочетание методов ближнего и дальнего боя сделало стиль бацзицюань очень гармоничным и позволило решить ряд тактических задач в атаке и защите.

Обучение в бацзицюань начинается с комплекса малых блоков и ударов, а также с упражнений Цигун. Всего в бацзицюань существует 64 разновидности ударов руками и 48 типов блоков.

Потом изучают и тренирует комплекс «Малый кулак восьми пределов», одновременно укрепляют ноги, стабилизируют свой центр тяжести состоянием в стойках с одновременной внутренний работой цигун. Учиться основным методом выброса силы цзинь.

Следующим этапом тренировки является изучение тренировка комплекса таолу «Большой кулак восьми пределов». Его сущностью является взаимопревращения сил. Овладев комплексом, боец учится обращать силу противника против него самого.

И на последнем этапе изучают комплекс «шесть больших раскрытий» который является мастерской ступени в развитии искусства бацзицюань и передается только избранным ученикам.

После всего цикла обучения, снова возвращаются к первоначальным формам, но только на новом уровне понимания техники. Поэтому серьезные тренировки в постижении бацзицюань требуют многих лет непрерывной работы над собой.

В современном бацзицюань существует еще одно таолу «Объединённый кулак восьми пределов», составленное как универсальное из трех вышеупомянутых старых таолу. Комплексы таолу с оружием в бацзицюань включают работу с копьем и прямым мечом цзянь.

  • «Копье шести соответствий»
  • «Копье шести пределов»
  • «Меч восьми пределов»
  • «Непрерывный меч»

Из приемов стиля пигуацюань, бацзи вообрал в себя приемы «обрушения», «обхваты», «пронзающий локоть», «разрывание» и некоторые другие приемы. Кроме всего этого многообразия, ученики бацзицюань изучают три комплекса таолу пигуачжан(«обрушивающаяся ладонь») и базовые формы цигун из пигуацюань. Параллельно нарабатывается укрепление костей методами жесткого цигуна такими как «Ладонь железного песка» из стиля пигуацюань и «удары по песчаному мешку» из бацзицюань.

В наше время бацзицюань очень популярен во многих странах мира. Например в «Стране восходящего солнца» — Японии, стиль бацзицюань наряду с тайцзыцюань является самым популярным среди всех китайских боевых искусств.

Также некоторые особенности выброса усилия в бацзицюань, послужили причиной включения его в различные другие стили ушу. Бацзицюань как составная часть входит в Тунбэйцюань(стиль сквозной подготовки), а также его элементы использовались при создании стиля бацзи танланцюань «Богомол восьми пределов».

Бацзи-цюань

Философия:Бэкон Фрэнсис Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившем перед собой задачу создать научный метод

Непознанное:Повторение истории Таинственные связи, которыми пронизаны жизни и смерти американских президентов Линкольна и Кеннеди и их убийц, служат решительным доказательством того, сколь далеко могут завести некоторые совпадения. Для историков смерть этих двух американских государственных деятелей становится важной лишь в свете их свершений при жизни; для изучающих же необъяснимое самым важным являются именно их последние мгновения на этом свете.

Боевые искусства:Билл Уоллас (Bill ‘Superfoot’ Wallace) Легендарный Билл Уоллес по прозвищу Супернога, чемпион мира по фул-контакту, за 10 лет не проигравший ни одного боя, в середине 80-х годов провел трехраундовый поединок против шестикратного чемпиона мира по боксу Томаса Хернса. Уоллес едва не отправил Хернса в нокаут своим знаменитым левым ‘маваши’ (круговой удар ногой), а сам пропустил несколько чувствительных прямых ударов правой, которыми славился Хернс. Хотя оба бойца шутить были не расположены и бились сурово, поединок был скорее демонстрационным, так что победила в нем дружба.

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Ссылка на основную публикацию