Ба-дзюцу — искусство верховой езды | Karate-krs.ru

Ба-дзюцу — искусство верховой езды

БА-ДЗЮЦУ — искусство верховой езды

По данным китайских и японских летописей в Японию небольшие лошади монгольского типа были завезены с Корейского полуострова в IV в., но материалы археологических раскопок свидетельствуют, что лошади на Хонсю: появились уже в конце эпохи Дзё:мон. Тем не менее, полагают, что традиция выращивания и объездки лошадей была принесена в Японию иммигрантами с материка, что подтверждается сходством японской конской сбруи эпохи Ко:фун со сбруей, которую использовало население корейского государства Когурё. Предположительно, лошади широко использовались в качестве средства передвижения уже в сер. VII в., а к сер. эпохи Хэйан (794-1185) сложился стандартный комплект конской сбруи.

Среди воинов Канто: в эпохи Хэйан и Камакура (1185-1333) верховая езда развивалась, прежде всего, как искусство стрельбы из лука с коня. Огасавара Нагакиё, наставник сё:гуна Минамото Ёриёси, кодифицировал правила касагакэ, ябусамэ и инуоумоно и разработал первую школу стрельбы из лука с коня Огасавара-рю:, которая стала стандартной системой подготовки буси.

Оформление Огасавара-рю: стало важной вехой в превращении стрельбы из лука с коня в особое искусство.

После реставрации Кэмму (1333) искусство стрельбы из лука с коня, не находя применения, начало приходить в упадок, стали цениться исключительно церемониальные формы чистой верховой езды. Последователь Огасавара-рю: О:цубо Ёсихидэ основал первую школу чистой верховой езды О:цубо-рю:, которая при покровительстве сё:гунов Асикага стала наиболее влиятельной традицией БА-ДЗЮЦУ в эпоху Муромати (1336-1568). 4-й патриарх этой школы О:цубо Ёсихару сформулировал принципы отношения наездника к коню, сделав еще один важный шаг в развитии БА-ДЗЮЦУ

В сер. эпохи Муромати БА-ДЗЮЦУ окончательно отделилось от стрельбы из лука, главное внимание стало уделяться езде по манежу, выработке красивых аллюров, наметилась тенденция формализации, к старым школам добавились Найто:-рю: и Хатидзё:-рю:.

В эпоху Сэнгоку (1467-1568) возродилось искусство стрельбы из лука с коня, но с появлением огнестрельного оружия тактика боя претерпела радикальные изменения, главной ударной силой стала пехота, а роль кавалерии резко снизилась, и искусство стрельбы из лука с коня пришло в упадок.

В мирную эпоху Эдо на первый план вышло чистое искусство верховой езды. На основе таких крупных школ БА-ДЗЮЦУ как О:цубо-рю:, Хатидзё:-рю:, Сасаки-рю: и Араки-рю: в разных княжествах развились многочисленные новые школы.Большинство из них главное внимание уделяли красоте верховой езды, точности исполнения установленных форм ката.

В первой трети XVIII в. сё:гун Токугава Ёсимунэ (1716-1745) предпринял попытку возрождения искусства стрельбы из лука с коня и церемонии ябусамэ, но успеха не добился. Многочисленные новые школы БА-ДЗЮЦУ главное внимание уделяли выработке у лошадей неестественных, но красивых аллюров, красоте форм. На общем фоне выделялась школа Тё:соку-рю:, основанная Сого: Дандзи Моримити во 2-й трети XIX в. Сого: резко критиковал ритмический аллюр, который практиковали другие школы БА-ДЗЮЦУ, за его противоестественность и практическую бесполезность, целью тренировки в БА-ДЗЮЦУ Он считал способность преодолевать большие расстояния за минимальное время. Эффективность методов выездки и тренировки лошадей Тё:соку-рю: была наглядно продемонстрирована победами ее наездников во время конских бегов между Эдо и Камакура, благодаря чему Сого: стал инструктором сё:гуна Токугава Иэёси (1837-1853).

В период Бакумацу БА-ДЗЮЦУ окончательно пришло в упадок в связи с появлением в Японии коней пород, распространенных в Западном мире, отличавшихся большими размерами и лучшими рабочими качествами, распространением европейской сбруи и европейского стиля верховой езды. В 60-е гг. XIX в. бакуфу приняло решение о введении в армии французского стиля верховой езды, а после реставрации Мэйдзи (1868) японская армия перешла на прусский стиль верховой езды.

Большинство школ БА-ДЗЮЦУ были утрачены, до настоящего времени сохранились лишь Огасавара-рю:, Такэда-рю: ябусамэ и некоторые др.

В современной спортивной верховой езде влияние традиционного японского БА-ДЗЮЦУ практически не обнаруживается.

О специфике БА-ДЗЮЦУ известно немногое. Полагают, что самураи для повышения меткости стрельбы из лука стремились привить коням иноходь, уменьшающую вертикальные колебания. В отличие от современного стиля посадка в седло осуществлялась не с левого, а с правого бока коня, т.к. на левом боку воины носили мечи, мешавшие при посадке слева. Для понукания коня использовались удары кончиком или внутренней стороной стремени. Сдавливание коленями боков коня, характерное для современного стиля, не практиковалось; колени наоборот разводили в стороны, чтобы можно было поместить нижний конец лука между левым коленом и седлом. Для управления конем широко использовались команды голосом и хлыст, что строжайше запрещено в современном конном спорте. В дрессировке практиковалось подчинение коня силой и болью, но сокровенной сущностью БА-ДЗЮЦУ считалось достижение абсолютного единения всадника и коня.

Нихон бадзюцу си. [История верховой езды в Японии]. Токио, 1980;

Нихон будо: тайкэй. [Большая серия по японским воинским искусствам]. Т. 5. Токио, 1982.

Ба-дзюцу — искусство верховой езды

Не меньший интерес представляет собой также стрельба с лошади (ума-юми). Впервые об этом виде стрельбы упомянуто в «Нихонги», где говорилось о ума-юми, практиковавшейся при императрице Когёку (642 — 645). Позднее стрельба с лошади стала называться в исторических источниках «ябусамэ». Наибольшего расцвета ябусамэ достигла в период Камакура, когда бадзюцу в сочетании со стрельбой из лука рассматривались как обязательные виды искусств для высших рангов самурайства.

Стрельба из лука с лошади также как и кюдо, была не только обязательным, но и любимым видом состязаний самураев и проводилась обычно в обществе буси, когда они соединялись в команды для состязаний по конному спорту.

Как правило, крупные состязания производились на скаковом кругу в храме Цуруга ока Хатиман, находящемся в г. Камакура (нынешняя префектура Канагава), или на берегу моря, обычно во время синтоистских праздников.

В качестве главного распорядителя при ябусамэ выступал синтоистский священник. Мишень или доспехи воина (в период Камакура) ставили вертикально около манежа, и стрелок, мчась на коне по кругу, стрелял по цели три раза с интервалом в десять секунд.

Ябусамэ продолжает существовать и в настоящее время, но уже как чисто развлекательное зрелище. По традиции, соревнования в стрельбе из лука с лошади проводятся 15 — 16 сентября на территории Камакура.

Наряду с ябусамэ в ряд самурайских военных искусств входило так называемое ину-о-моно — упражнение по преследованию на лошади собаки. Ину-о-моно так же, как и ябусамэ, имело своей целью выработать у самурая способность быстро и метко стрелять из лука на скаку, управляя в то же время конём, что было крайне необходимо для буси при сражении в составе конных соединений. Ину-о-моно, в отличие от стрельбы по мишени, имело своей сущностью поражение движущейся цели. Во время движения на коне по манежу всадник должен был попасть тренировочной стрелой с деревянным наконечником в собаку, которая выпускалась на участке для стрельбы.

Особенно большого развития ину-о-моно достигло в период Муромати (1333 — 1573), когда стрельба из лука в сочетании с верховой ездой (кюба) считалась наиболее необходимой для буси высших рангов.

Воины тренировались также в верховой езде во время традиционного отлова диких лошадей, который проводился в середине пятого месяца каждый год в день обезьяны (12-й день по циклическому отсчёту) обычно при участии священников синто. Такие отловы устраивались в средневековье на равнине Канто по приказу даймё и имели своей целью наряду с пополнением конюшен новыми боевыми лошадьми выявление лучшего всадника (или группы всадников) дружины князя и тренировку в бадзюцу. Погоня за дикими лошадьми осуществлялась в полном снаряжении: в шлемах, доспехах, с боевыми знамёнами (набори).

Позднее этот обычай превратился в синтоистский праздник и получил название «намаон» — полевые манёвры конницы. Назначение праздника — вдохновить юношество и взрослых буси, привить им храбрость и мужество. Основной частью являлись скачки и борьба двух групп всадников за захват знамени. Перед состязанием соревнующиеся пили холодное сакэ или воду — мидзусакадзуки так же, как это делали самураи перед настоящим боем при расставании (возможно, вечно) с родными.

Ба-дзюцу — искусство верховой езды

Раньше

Наиболее быстрым способом физического перемещения, доступным людям прошлого, была верховая езда. И уж японцы были не дураки покататься на лошадях, унаследовав любовь к этим животным от монголов, едва не захвативших в свое время незадачливых островитян. Так что у любого достаточно обеспеченного самурая была если не целая конюшня, то уж одна-то лошадь точно.

В военные времена своевременная передача приказа могла сыграть ключевую роль для исхода не только битвы, но и целой войны, а значит, навыки верховой езды для гонцов были просто незаменимы. Собственно, умение не просто правильно ездить на лошадях, но также плавать на них, брать препятствия, сражаться и т.д. и вылилось в полноценное искусство — бадзюцу.

Вполне естественно, что и ниндзя, которыми порой затыкали все дыры, не раз приходилось играть роль гонцов, а посему и с лошадьми они должны были уметь обращаться на отлично: быть в состоянии управлять лошадью днем и ночью, атаковать противника из седла, ухаживать за своим средством передвижения и лечить его. Конечно, в мифы и сказки про таинственных воинов ночи копытные не очень вписывались, но не стоит забывать об одном мелком, но важном нюансе: несмотря на то, что синоби бегали как страусы и прыгали как кузнечики, даже для них было более чем естественно при необходимости использовать лошадей в качестве альтернативы собственным ногам.

Сегодня

Современному ниндзя лошадку и увидеть-то не всегда получается хоть раз в жизни. Но если смотреть шире, в сегодняшнее бадзюцу можно включить умение пользоваться доступным любому скоростным транспортом: автомобилем, мотоциклом и т.п.. И как раньше от умения синоби быстро доскакать до нужного пункта зависел успех его операции, так и современному человеку для полноценной подготовки ко всем неожиданностям нашего мира требуется навык вождения.

Специальной программы по изучению бадзюцу, насколько известно автору, не предусмотрено ни в одной современной школе будзюцу, кроме совсем уж самобытных, затерявшихся в японских деревеньках. Однако основным навыкам вас всегда могут научить в любой пригородной конюшне, благо они ещё остались. А за правами различным категорий извольте в автошколы, пользы будет ничуть не меньше.

Ничуть не на правах рекламы, но действительно в тему.

Бусидо — Путь самурая

Бусидо, Путь самурая и История Японии касающаяся самураев, а также возникновения и культивирования боевых искусств на протяжении веков. Здесь Вы сможете узнать о развития — самурайства, а также истории возникновения и развития боевых искусств и единоборств.

Раздел Название темы Ответов
Чай-хана (беседы ни о чем) Отдых 5
Grinii
Япония — Культура, Музыка, Искусство. Подарок сэнсею 10
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Что привезти шефу 1
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Чего мы читаем. 43
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Вопрос о хобби 16
Grinii
Софт, Компьютер, Игры. Программы для создания сайтов 9
Grinii

Путь самурая. Ба-дзюцу — искусство верховой езды

Не меньший интерес представляет собой также стрельба с лошади (ума-юми). Впервые об этом виде стрельбы упомянуто в «Нихонги», где говорилось о ума-юми, практиковавшейся при императрице Когёку (642 — 645). Позднее стрельба с лошади стала называться в исторических источниках «ябусамэ». Наибольшего расцвета ябусамэ достигла в период Камакура, когда бадзюцу в сочетании со стрельбой из лука рассматривались как обязательные виды искусств для высших рангов самурайства.

Стрельба из лука с лошади также как и кюдо, была не только обязательным, но и любимым видом состязаний самураев и проводилась обычно в обществе буси, когда они соединялись в команды для состязаний по конному спорту.

Как правило, крупные состязания производились на скаковом кругу в храме Цуруга ока Хатиман, находящемся в г. Камакура (нынешняя префектура Канагава), или на берегу моря, обычно во время синтоистских праздников.

В качестве главного распорядителя при ябусамэ выступал синтоистский священник. Мишень или доспехи воина (в период Камакура) ставили вертикально около манежа, и стрелок, мчась на коне по кругу, стрелял по цели три раза с интервалом в десять секунд.

Ябусамэ продолжает существовать и в настоящее время, но уже как чисто развлекательное зрелище. По традиции, соревнования в стрельбе из лука с лошади проводятся 15 — 16 сентября на территории Камакура.

Наряду с ябусамэ в ряд самурайских военных искусств входило так называемое ину-о-моно — упражнение по преследованию на лошади собаки. Ину-о-моно так же, как и ябусамэ, имело своей целью выработать у самурая способность быстро и метко стрелять из лука на скаку, управляя в то же время конём, что было крайне необходимо для буси при сражении в составе конных соединений. Ину-о-моно, в отличие от стрельбы по мишени, имело своей сущностью поражение движущейся цели. Во время движения на коне по манежу всадник должен был попасть тренировочной стрелой с деревянным наконечником в собаку, которая выпускалась на участке для стрельбы.

Особенно большого развития ину-о-моно достигло в период Муромати (1333 — 1573), когда стрельба из лука в сочетании с верховой ездой (кюба) считалась наиболее необходимой для буси высших рангов.

Воины тренировались также в верховой езде во время традиционного отлова диких лошадей, который проводился в середине пятого месяца каждый год в день обезьяны (12-й день по циклическому отсчёту) обычно при участии священников синто. Такие отловы устраивались в средневековье на равнине Канто по приказу даймё и имели своей целью наряду с пополнением конюшен новыми боевыми лошадьми выявление лучшего всадника (или группы всадников) дружины князя и тренировку в бадзюцу. Погоня за дикими лошадьми осуществлялась в полном снаряжении: в шлемах, доспехах, с боевыми знамёнами (набори).

Позднее этот обычай превратился в синтоистский праздник и получил название «намаон» — полевые манёвры конницы. Назначение праздника — вдохновить юношество и взрослых буси, привить им храбрость и мужество. Основной частью являлись скачки и борьба двух групп всадников за захват знамени. Перед состязанием соревнующиеся пили холодное сакэ или воду — мидзусакадзуки так же, как это делали самураи перед настоящим боем при расставании (возможно, вечно) с родными.

Ба-дзюцу — искусство верховой езды у самураев. Японское верховое искусство имело свои отличия от европейского, которые были связаны с особенностями японских лошадей.

Зарождение и развитие ба-дзюцу было связано с активным использованием конницы во внутри-японских войнах. И если самурай более позднего периода (1603—1867 годы) был пешим воином с основным оружием в виде пары мечей, то самурай ранних периодов являлся конным воином с луком в качестве основного оружия. Самураи начали активно использовать конницу начиная с 5 века нашей эры (по мнению историка-япониста А. М. Горбылева это было связано с поражением в 400 году нашей эры пешего войска древне-японского государства Ямато от конной армии корейского государства Когуре).

Конная армия имеет большое преимущество перед пешим войском в мобильности и скорости перемещения. Однако стрельба из лука с коня требует задействования обоих рук, поэтому самураям приходилось управлять конями ногами и голосом. Также в силу гористой местности и малого количества пригодных для скотоводства степных равнинных участков содержание конницы в Японии было довольно трудоемким и дорогим делом.

[править] После 1868 года

Упадок и начало гибели ба-дзюцу датируется 1868 годом, когда Япония в рамках модернизации армии по европейскому образцу приняла решение использовать французские и прусские школы верховой езды для подготовки своей конницы, а заодно начала масштабный завоз коней европейских пород (с которыми японские лошади не могли конкурировать). Одновременно европейские школы верховой езды стали активно проникать в гражданскую сферу.

[править] Современное положение

Указанные причины привели к постепенному отмиранию и исчезновению некогда многочисленных японских школ ба-дзюцу, которые утратили практическую ценность. В настоящее время ба-дзюцу находится в глубоком упадке в связи с ее вытеснением в Японии европейским искусством верховой езды и замещением японских лошадей европейскими. По данным А. М. Горбылева в настоящее время ба-дзюцу уцелело только в школе Огасавара-рю, школе синтоистского обряда ябусамэ Такэда-рю, традиции номаои Сома, скачках Камо курабэумо, а также в сохраняющихся при японском Министерстве императорского двора тренировочных методах верховой езды церемоний хоробики и дакю (конное поло). Японское искусство верховой езды может использоваться только при дрессировке японских лошадей, а они сохранились по данным А. М. Горбылева в незначительных количествах в местечке Тонои Мисаки в префектуре Миядзаки (порода Хомайба), в Кисо (Кисоума), на Цусиме (Цусима-но ума), на Хоккайдо (Досанко), заповедниках и национальных парках.

Японский стиль

Ба-дзюцу – японский стиль верховой езды

В Японии существует свой особый стиль верховой езды. Его история так же стара, как и у европейской выездки, однако начиналась совершенно иначе. Согласно летописям, первые лошади попала в Страну Восходящего солнца в 4 веке. Их завезли с Корейского полуострова. И животные здесь были невысокого роста, монгольский тип лошадей.

Традиция выездки, как предполагают теоретики, тоже пришла из Кореи. Такие выводы были сделаны благодаря обследованию японской сбруи, которая является точной копией корейской. Стандартный набор конской амуниции сложился только к 7 веку, до этого лошадей использоваться только в качестве средства передвижения.

Верховая езда и стрельба из лука

В 1185-1335 годах в эпоху Камакура верховая езда развивалась стремительно, однако лишь в одном направлении – как возможность стрельбы из лука для всадника. В те времена появилась первая школа верховой езды для стрельбы из лука. Наставником сегуна Минамото Ериеси был создан целый свод правил (касагакэ, инуоумоно, ябусамэ). Его школа Огасавара-рю превратилась в целую систему для подготовки буси (воинов Канто). С этого момента произошло превращение простой необходимости для воинов в большое искусство.

Свое прямое назначение японская школа быстро потеряла, так как уже в 1333 году стрельба из лука с коня утратила практическую ценность, зато чистая верховая езда со своими правилами и законами стала цениться очень высоко. Первая школа была основана последователем Огасавара-рю Есихидэ. Однако шефство над ней взяли те же воины – сегуны Асикага. Так была сформирована самая обширная традиция японской верховой езды – Ба-дзюцу, просуществовавшая с 1336 по 1568 годы.

После смерти Есихидэ в школе главным тренером стал Есихару – видная личность в мире верховой езды Японии. Он определил основные принципы отношений всадника и лошади, что послужило важным шагом в развитии искусства верховой езды. В это время верховая езда совсем потеряла связь со стрельбой из лука, и появились главные элементы:

собранность лошади и т.д.

В период до 1568 года искусство ба-дзюцу расцвело в четырех школах: Оцубо-рю, Сасаки-рю, Хатидзе-рю и Араки-рю. Принципы у всех были одинаковыми: большое внимание уделялось красоте и грации верховой езды и точности при исполнении приемов ката (школы). Если сегодня большинство европейских школ стремится сохранению естественных движений лошади, то в Японии ба-дзюцу остановилось на выработке неестественных форм и аллюров, поставив во главу угла эстетику.

Однако нашлись и противники подобного подхода. Например, в 19 веке основатель школы Тесоку-рю Сого стал называть ритмичный аллюр бесполезным и противоестественным. Он был нацелен на то, чтобы научить лошадь в рамках стиля ба-дзюцу способности быстро преодолевать большие расстояния. И он добился своего, эффективность методов Сого была доказана во время бегов в княжествах Эдо и Камакура. Его всадники победили, а Сого стал инструктором сегуна с 1837 по 1853 годы.

Западные породы в Японии

Искусство ба-дзюцу было сформировано для определенной породы лошадей – низкорослых монголов. Когда же в Японию завезли западных коней, которые отличались высоким ростом и другими рабочими качествами, этот самобытный стиль стал исчезать. Этому поспособствовало распространение европейской сбруи и стиля езды. В 1868 году японская армия полностью перешла на европейский (прусский) стиль. Сегодня школы ба-дзюцу практически не существуют. Сохранились лишь два направления, Огасавара-рю и Такеда-рю. И, конечно, современная спортивная верховая езда не испытывает влияния традиции ба-дзюцу, поэтому о технике этой школы известно совсем немного.

По крупинкам японские исследователи собрали некоторое количество информации о стиле ба-дзюцу. Известно, что самураи для повышения меткости стрельбы из лука верхом развивали у лошадей способность к иноходи. Таким образом они старались уменьшить вертикальные колебания животного. Также известно, что садились на коня японские всадники не с левого бока, а с правого. Это объясняется тем, что слева у самурая висел меч, который мешал при посадке с левого бока.

Чтобы понукать лошадь использовали внутреннюю сторону стремени или удары язычком. Не применялось традиционное сегодня сдавливание боков лошади коленями. И, исходя из задачи всадника стрелять из лука, колени разводили в стороны, чтобы тот самый лук помещался между коленом и седлом. Эта привычка вырабатывалась для обеих ног, так как высшим пилотажем у самураев была стрельба в обе стороны. Управляли лошадью, в основном, голосом или хлыстом.

Вообще, практика дрессировки в ба-дзюцу подразумевала подчинение животного с помощью человеческой силы и воздействия болью. При этом философия той же школы рекомендовала достичь абсолютного единения лошади и всадника.

Ябусамэ – стрельба с лошади

Утратив свое прямое назначение, стрельба из лука постепенно перешла в разряд обычного спорта. Самураи высших рангов практиковались в ней и очень любили этот вид состязаний. Если проводились соревнования по конному спорту в обществе воинов (буси), самураи объединялись в команды и обязательно показывали свое мастерство в ябусамэ. Стрелок должен был попасть в мишень три раза, интервал между выстрелами составлял 10 секунд, а лошадь не должна была сбавлять темпа.

В настоящее время ябусамэ существует как развлечение. На территории Камакура в середине сентября проходят соревнования по стрельбе из лука верхом.

Ину-о-моно – стрельба по мишени

Стрельба по мишени — еще одно древнее направление ба-дзюцу, которое входило в древности в обязательное обучение самураев. Ину-о-моно – специальное манежное упражнение, которое тренирует всадника в стрельбе по движущейся цели. Самурай должен уметь метко и быстро попасть из лука на скаку по мишени, которую он преследует, а также при этом управлять лошадью. На манеж выпускали собаку, а всадник попадал в нее стрелой с деревянным наконечником. Наряду с ябусамэ данный вид тренировок считался самым важным для военного самурая.

Интересно, что в Японии тренировки для воинов не останавливались даже тогда, когда приходилось ездить на отлов диких лошадей в равнины Канто. Во время этого действа выявлялся лучший всадник. Скачки за дикими лошадями проводились в полной экипировке: шлем, доспехи, боевые знамена.

Эти мероприятия переросли в праздник. Он получил название намаон, что значит «полевые маневры конницы» и должен был вдохновлять молодежь буси. Скачки и борьба за знамя были главными этапами праздника. Перед ними самураи пили воду или сакэ, так же как и во время настоящих сражений.

Бадзюцу (яп. 馬術 , ба: лошадь; дзюцу: искусство) — японское искусство верховой езды, являлось одной из боевых специализаций Японии. В бадзюцу входило обучение верховой езде, бой на лошади, прыжки с большой высоты, иногда уход за лошадьми [1] . Это искусство родилось в Монголии, где воины считались отличными наездниками [2] . В Японии лошади приобрели популярность в V—VI веках н. э., богатые самурайские кланы содержали конюшни, каждый клан владел своими техниками и секретами обращения с лошадьми [2] .

Самураев учили сражаться, находясь на лошади, для чего первоначально использовался длинный меч тати, а также нагината, яри, лук и стрелы [1] [2] / Тати прикреплялся к поясу таким образом, что враг зачастую получал смертельную рану без дополнительных действий со стороны наездника [1] . В рамках суйбадзюцу (яп. 水馬術 , суй означает «вода») самураи обучались держаться на лошади, находясь в реке [1] .

По данным историка-япониста кандидата исторических наук А. М. Горбылева в настоящее время ба-дзюцу уцелело только в школе Огасавара-рю, школе синтоистского обряда ябусамэ Такэда-рю, традиции номаои Сома, скачках Камо курабэумо, а также в сохраняющихся при японском Министерстве императорского двора тренировочных методах верховой езды церемоний хоробики и дакю (конное поло) [3] . Японское искусство верховой езды может использоваться только при дрессировке японских лошадей, а они сохранились по данным А. М. Горбылева в очень незначительных количествах в местечке Тонои Мисаки в префектуре Миядзаки (порода Хомайба), в Кисо (Кисоума), на Цусиме (Цусима-но ума), на Хоккайдо (Досанко), в заповедниках и национальных парках [3] .

Примечания

  1. 1234Durbin, William.The fighting arts of the samurai // Black Belt. — 1990. — Т. 28 , вып. 3 . — С. 42 . — ISSN0277-3066.
  2. 123Ledieu, Stany.A martial art with horseback riding and fighting techniques (англ.) . Дата обращения 24 октября 2010.Архивировано 21 апреля 2012 года.
  3. 12 журнал «Япония: Путь кисти и меча». № 4/2003. Алексей Горбылев. «Сердце коня — мое сердце» стр. 45-46

Бугэй Дзюхаппан

Бугэй Дзюхаппан (яп. 武芸十八, «18 боевых искусств») — набор боевых техник и искусств, используемых самураями Японии в эпоху Токугава. Мастерское владение этими искусствами считалась неотъемлемой частью бусидо. Концепция была сформирована Хироямой Гёдзо (яп. 平山 行蔵, 1759 — 1828) и основывалась на более ранних Китайских традициях.

Дзюцу (яп. 術, — техника, приём, метод, искусство) — японский суффикс, придающий смысл умение обращаться с тем, после чего стоит суффикс; китаизм.

Бадзюцу — навык верховой езды

Будзюцу — древние японские боевые искусства

Бодзюцу — техника владения боевым посохом-бо

Иайдзюцу/Баттодзюцу — техника мгновенного обнажения меча и атаки

Дзю-дзюцу — «мягкий» навык безоружного боя

Камадзюцу — навык ведения боя с помощью серпа-кама

Кэндзюцу — навык боя на мечах

Кусаригамадзюцу — техника боевого владения серпом на цепи

Кюдзюцу — техника стрельбы из японского лука

Нагинатадзюцу — навык владения нагинатой

Ниндзюцу — боевые техники и практики синоби

Рёто-дзюцу — навык ведения боя двумя мечами (длинным и коротким) одновременно

Сайдзюцу — навык обращения с боевым трезубцем-саи

Суйэйдзюцу — техники перемещения и ведения боя в воде.

Сюрикэндзюцу — практика метания лезвий-сюрикенов

Тэссэндзюцу — техника ведения боя с применением боевого веера

Тайдзюцу — безоружный стиль ведения боя

Тонфадзюцу — навык ведения боя с применение холодного дробящего оружия-тонфы

Огасавара-рю (яп. 小笠原流, «школа Огасавара») — древняя школа кюдзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XII веке кланом Огасавара.

Рю: (流) (слушать ) — японский термин, обозначающий течение либо стиль в какой-либо области искусства или религии. В западных языках чаще употребляется по отношению к боевым искусствам. В рамках одной школы будзюцу до эпохи Эдо обычно изучалось несколько видов БИ. Позднее появились школы, посвящённые лишь одному виду будо.

Фусэн-рю (яп. 不遷流) — древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в XIX веке мастером по имени Такэда Моцугэ.

Классическое искусство верховой езды. Нуно Кавако.

Нуно Кавако — бывший всадник в престижной Португальской Школе Конного Искусства (EPAE). Там он проработал 25 лет. Сегодня Нуно работает на себя, предлагая разнообразные услуги. Он проводит международные клиники, обучает студентов в различных дисциплинах и лошадей всех пород. Также он является одним из директоров портала по подбору и продаже лошадей породы лузитано.

Начало карьеры

Нуно начал заниматься лошадьми в раннем возрасте. В Кампо-Гранде, в Лиссабоне. «Однажды меня отвезли туда, чтобы я посмотрел на всадников и лошадей. Именно тогда я решил, что все, что я действительно хочу — это стать всадником. Я умолял отца пока он не сдался и отвез меня в школу верховой езды в Кампо-Гранде. Там началась моя карьера под руководством моего первого учителя — военного инструктора. Мой путь начался с занятий на корде. К счастью, я быстро продвинулся и вскоре уже ездил самостоятельно. Мои интерес только увеличивался. Я начал проводить все свободное время на конюшне, помогая там, где мог».

Талантливый молодой Нуно достиг уровня, когда он не только помогал по конюшне, но и работал на школьных и частных лошадях. Также он представлял школу на соревнованиях по выездке и конкуру.

В Кампо-Гранде Nuno впервые познакомился EPAE. «Я помню, что когда я познакомился со всадниками из EPAE, я был полностью очарован. Часами я наблюдал за их тренировками часами. Я многому я научился тогда. Мне нравиться наблюдать за талантливыми всадниками. Очень многое можно узнать, наблюдая за их работой. Я поставил себе цель посетить как можно больше мастеров классической верховой езды. Классическое искусство верховой езды очень органично для меня. Несмотря на то, что я соревновался в молодости, мне никогда не нравилось это. Место, где все друг против друга».

Новый этап конной карьеры

Так молодой Нуно Кавако начал свою карьеру в команде Francisco Bessa de Carvalho в Quinta da Fonte Santa. Здесь Нуно занимался разведением и заездкой молодых лошадей. «После работы с Бессой де Карвальо, через два или три года я начал обучать некоторых частных лошадей. Также я давал уроки верховой езды. Я обнаружил, что мне очень нравится давать уроки. Для меня видеть, что лошадь и всадник позитивно развиваются вместе, это то, что делает меня по-настоящему счастливым«.

Francisco Bessa de Carvalho также который представил Нуно в EPAE. «Португальская Школа Конного Искусства набирала всадников. Франциско был выбран студентом. Так как я был учеником Франциско, я естественно тоже был вовлечен в процесс. При этом я параллельно учился на ветеринара. К большому разочарованию моего отца, я это бросил, чтобы стать всадником Школы. Я провел много замечательных лет в стенах Школы. Быть там означало, что я мог работать и учиться у лучших мастеров, например, Dr. Guilherme Borba и Dr. Filipe Graciosa, также сегодняшние мастера Школы João Pedro Rodrigues и António Borba Monteiro. И конечно не стоит забывать про D. José de Atayde, Nuno Palma Santos и Miguel Nuno Ralão.

Ба-дзюцу — искусство верховой езды

Основные вехи истории бадзюцу

Если верить древнекитайской летописи «Вэй-чжи», то в Древней Японии лошади не водились. А мифологическо-летописные своды «Кодзики» и «Нихон сёки» сообщают, что лошадей в качестве диковинки японским императорам преподносили в дар правители корейских государств и иммигранты с материка. Исходя из этой информации, некоторые исследователи поторопились объявить, что первые лошади — низкорослые, но выносливые лошадки монгольского типа — попали на Японские острова где-то в IV в. нашей эры с Корейского полуострова, и что именно с этого времени следует отсчитывать историю японского коневодства.

Однако при раскопках стоянок более ранней культуры Дзёмон (13 тыс. лет назад — III в. до н.э.) нередко обнаруживаются кости и зубы лошадей — несомненное доказательство их бытования в Японии ранее IV в. Судя по костякам, это были небольшие по размерам лошади, практически непригодные для верховой езды (в этом археологи видят возможность компромисса данных раскопок и письменных источников, ведь «корейские» лошадки использовались как раз в качестве верховых), они водились на Тихоокеанском побережье Кюсю и Хонсю. Некоторые ученые считают, что они попали туда в конце эпохи Дзёмон из южной части континентального Китая.

Говоря о древних лошадях, нельзя пройти мимо и знаменитой «теории всадников». Дело в том, что на рубеже IV и V вв. наблюдается резкое изменение характера инвентаря в курганных захоронениях знати. Он приобретает все больше воинственных черт: доспехи, оружие — причем того типа, что использовался кочевниками. На связь с ними указывают и многочисленные предметы конской сбруи, которые обнаруживаются в тех же захоронениях. Характер инвентаря и резкая замена им более раннего, типично жреческого и земледельческого, дали основания японскому археологу Эгами Намио высказать гипотезу о вторжении на Японские острова на рубеже IV и V вв. племени кочевников, которые подчинили себе местное земледельческое население.

Хотя со времени ее обнародования гипотеза Эгами не раз подвергалась небезосновательной критике (но не опровергнута полностью до сих пор), для нас важно именно то, на что обратил внимание археолог — сходство островных предметов сбруи с материковыми. В курганах находят седла (основная их часть выполнена из кожи и сходна с современными седлами западного образца) с металлическими или деревянными украшениями, кольцеобразные (главным образом) стремена (похожи на европейские), идентичные синхронным корейским. Все это свидетельствует о влиянии древнекорейской традиции коневодства и верховой езды на древнеяпонскую.

Как бы там ни было, в Древней Японии на землях царского дома были организованы лошадиные выпасы, начали формироваться центры коневодства, которые постепенно перемещались все далее на восток, на равнину Канто, где условия для разведения коней были оптимальными. Никакой коневодческой науки тогда, конечно, не существовало, селекционная работа не велась, лошади питались подножным кормом. Лучших из них использовали в качестве даров святилищам и аристократам, средних отдавали в армию или в почтовую службу, худших продавали.

По мере ослабления материкового влияния, с зарождением собственных традиций верховой езды наблюдается изменение конской сбруи, которая постепенно приобретает уникальные японские черты. Так, стремена (абуми), хранящиеся в сокровищнице Сёсоин, уже не кольцеобразные, а относятся к характерному для переходного периода типу «цубо-абуми» — «стремена-горшки». Они напоминают по форме полусферический сосуд, который, однако, еще не имеет характерного для поздних стремян «языка» в задней части. А вот сёдла в Сёсоин уже типично японские.

Эволюция основных предметов сбруи указывает на эволюцию стиля верховой езды, которую можно охарактеризовать как постепенный отход от материкового стиля и формирование стиля собственно японского. Полагают, что его основы были заложены воинами из восточных провинций, где конным японским воинам приходилось без конца гоняться то за враждебными «варварами» эмиси, то за преступниками.

Именно там, на востоке Хонсю, во второй половине эпохи Хэйан (794-1185) происходит оформление самурайского сословия с его особой идеологией, носившей название «Кюба-но мити» — «Путь лука и коня», которое свидетельствует: именно стрельба из лука и верховая езда были в то время основой основ военного дела буси. Стоит ли удивляться, что именно в самурайской среде, в первую очередь, и развивалось в то время искусство верховой езды, а ремесленники разрабатывали новые варианты сбруи, исходя именно из самурайских запросов?

В конце эпохи Хэйан в целом завершается оформление характерного японского набора элементов конской сбруи, включающего вагура — «японское седло» и ваабуми — «японские стремена». Последние, развившиеся из более ранних цубоабуми, теперь имели в задней части длинный «язык». Такие тяжелые стремена, позволявшие вставать на них всей стопой и колотить выступающим «языком» по брюху коня, погоняя его, вероятно, были достаточно удобными, облегчали управление конем и потому получили наиболее широкое распространение по всей стране.

Конец эпохи Хэйан и эпоха Камакура (1185-1333), по мнению историков японского коневодства, были временем расцвета японских лошадиных пород. Боевые кони имели высоту в холке 135-140 см и вес 280-300 кг. Конечно, встречались и более крупные экземпляры, но они были редки и не пользовались большой популярностью у воинов. Известно, например, что знаменитый полководец Кусуноки Масасигэ идеальным считал коня ростом в холке 130 см, быстроногого и неутомимого при скачке на большие расстояния.

По степени горячности (норову) самураи делили коней на три категории: сильно горячие, умеренно горячие и не горячие. Выбирая коня, как правило, отдавали предпочтение «золотой середине» — умеренно горячим коням, которые были наиболее пригодны для различных маневров на поле боя: атаки и отступления, посадки в седло и спускания на землю.

К этому времени искусство военной верховой езды достигло уже высокого развития. Самурай умел не только уверенно держаться в седле, но и стрелять из лука, рубить мечом и алебардой, переплывать с конем небольшие речки, преодолевать невысокие препятствия.

Легендарная традиция, на пересказ которой нет-нет да сбиваются японские историки боевых искусств, относит зарождение первых школ бадзюцу уже к эпохе Хэйан. В частности, утверждают, что еще в XI в. в доме Гэндзи уже существовала своя традиция верховой езды и стрельбы из лука, которая называлась «Ирай-рю» — «Школа движения навстречу», и что великий военачальник Минамото-но Ёсииэ переработал ее и создал на ее основе школу Касима-рю. Впрочем, узнать, что эти «школы» (скорее всего, никогда и не оформившиеся в настоящие рюха) собой представляли, никакой возможности нет. Многочисленные источники школы воинского этикета Огасавара-рю, включавшей в себя, помимо прочего, приемы верховой езды и стрельбы из лука как с коня, так и из стойки, утверждают, что в 1187 г. сёгун Минамото Ериёси назначил Огасавара Нагакиё официальным наставником сегуна по стрельбе из лука с коня. Нагакиё якобы утвердил правила проведения церемоний касагакэ, ябусамэ и инуоумоно и таким образом создал собственную школу.

Если эти сведения верны, то Огасавара-рю следует считать самой древней из реально существовавших и существующих школ боевых искусств. Но в настоящее время историки, анализируя данные независимых от Огасавара источников, опровергают претензии Огасавара-рю на статус ортодоксальной школы этикета первого сёгуната, отодвигая приобретение ею этого статуса более чем на двести лет позднее, в начало XV в. — время правления сегуна Асикага Еси-нори. Однако то, что оформление касагакэ, ябусамэ и инуоумоно, которые выступали одновременно и как методы тренировки стрелков из лука с коня, и как формы состязания, и как религиозные ритуалы, произошло в Камакурскую эпоху, не оспаривает никто.

Упражнение касагакэ восходит к эпохе Хэйан. Первоначально воины выпускали стрелы по бамбуковым шляпам (каса), откуда и происходит название этого способа совершенствования мастерства конного лучника, которое буквально означает «подвешенная шляпа». При практике касагакэ стрелки пускали коней по специальной дорожке по направлению к мишени и с середины ее начинали стрелять по обтянутой кожей деревянной мишени диаметром около 50 см, установленной на расстоянии около 15 м в стороне от дорожки. В период Камакура касагакэ достигло своего расцвета как вид спорта буси и, вероятно, в это же время стало проводиться как религиозная церемония во время празднеств в некоторых синтоистских святилищах.

Ба-дзюцу — искусство верховой езды

страница 49/68
Дата 04.05.2018
Размер 2.15 Mb.
Тип Закон

Ба-дзюцу — искусство верховой езды

Как правило, крупные состязания производились на скаковом кругу в храме Цуруга ока Хатиман, находящемся в г. Камакура (нынешняя префектура Канагава), или на берегу моря, обычно во время синтоистских праздников.

В качестве главного распорядителя при ябусамэ выступал синтоистский священник. Мишень или доспехи воина (в период Камакура) ставили вертикально около манежа, и стрелок, мчась на коне по кругу, стрелял по цели три раза с интервалом в десять секунд.

Ябусамэ продолжает существовать и в настоящее время, но уже как чисто развлекательное зрелище. По традиции, соревнования в стрельбе из лука с лошади проводятся 15 — 16 сентября на территории Камакура.

Наряду с ябусамэ в ряд самурайских военных искусств входило так называемое ину-о-моно — упражнение по преследованию на лошади собаки. Ину-о-моно так же, как и ябусамэ, имело своей целью выработать у самурая способность быстро и метко стрелять из лука на скаку, управляя в то же время конём, что было крайне необходимо для буси при сражении в составе конных соединений. Ину-о-моно, в отличие от стрельбы по мишени, имело своей сущностью поражение движущейся цели. Во время движения на коне по манежу всадник должен был попасть тренировочной стрелой с деревянным наконечником в собаку, которая выпускалась на участке для стрельбы.

Особенно большого развития ину-о-моно достигло в период Муромати (1333 — 1573), когда стрельба из лука в сочетании с верховой ездой (кюба) считалась наиболее необходимой для буси высших рангов.

Воины тренировались также в верховой езде во время традиционного отлова диких лошадей, который проводился в середине пятого месяца каждый год в день обезьяны (12-й день по циклическому отсчёту) обычно при участии священников синто. Такие отловы устраивались в средневековье на равнине Канто по приказу даймё и имели своей целью наряду с пополнением конюшен новыми боевыми лошадьми выявление лучшего всадника (или группы всадников) дружины князя и тренировку в бадзюцу. Погоня за дикими лошадьми осуществлялась в полном снаряжении: в шлемах, доспехах, с боевыми знамёнами (набори).

Позднее этот обычай превратился в синтоистский праздник и получил название «намаон» — полевые манёвры конницы. Назначение праздника — вдохновить юношество и взрослых буси, привить им храбрость и мужество. Основной частью являлись скачки и борьба двух групп всадников за захват знамени. Перед состязанием соревнующиеся пили холодное сакэ или воду — мидзусакадзуки так же, как это делали самураи перед настоящим боем при расставании (возможно, вечно) с родными.

Ссылка на основную публикацию