Атэми и Кимэ | Karate-krs.ru

Атэми и Кимэ

Техника Каратэ (часть 6) Атэми и Кимэ

каратист наносит удар ногой в прыжке

Когда очень сильный противник пытается совершить какой-либо
несправедливый или противозаконный акт, надо быть смелым и вступить в бой.
Всегда также следует мужественно противостоять попыткам
сильного ущемить ваши права.

АТЭМИ
Основываясь на том, что у каратиста время и возможность только одной контратаки, старые мастера каратэ развили средство достижения победы с одного удара — атэми, то есть удар, наносимый в опасную или «болевую» точку на теле противника.

Тем очевиднее различие между атэми и общепринятыми ударами, которые применяются в других видах спорта, где для достижения победы требуется повергнуть противника:
1. Поверхность, которой наносится удар, меняется и не ограничивается одним только кулаком. Оружием является любой участок открытой ладони, а также локоть. Среди средств поражения, находящихся в арсенале каратэ, также стопы ног и колени. Фактически отличие от других видов противоборств, распространенных на Западе, например, бокса, состоит в том, что каратэ, как искусство боя не считает бесчестием применение любого органа или части тела в достижении победы;
2. Поражающие удары наносятся участками тела, имеющими наименьшую поверхность удара, для соблюдения известного принципа, согласно которому сила удара тем больше, чем меньше площадь контакта, благодаря чему нет рассеяния энергии;
3. Бьющая поверхность приближается к поражаемому объекту с максимальной скоростью. Здесь соблюдается известный второй закон механики, в котором указывается, что сила увеличивается в зависимости от скорости перемещаемой массы. Таким образом, добиваются силы движения за счет их скорости и четкости выполнении;
4. В точку удара вкладывается вся сила тела. Для поражения требуется вся ваша энергия, которая сосредоточивается с максимальной возможностью в точке контакта с телом противника. Иначе удар следует наносить не только одним лишь кулаком или ногой, но всей массой, следующей за бьющим кулаком или ногой. Именно поэтому в каратэ используется весь корпус в момент удара или за счет его наклона вперед в том же направлении, или за счет вращения бедер стоя на месте, или же за счет боковых перемещений бедер. Живот и бедра играют первостепенную роль, так как именно здесь располагается центр тяжести тела и наибольший запас силы. Следовательно, необходимо приложить всю силу и постараться сделать так, чтобы движения бьющей руки или ноги совпадало с движением тела;
5. Атэми предназначены для нанесении не в любое, где угодно расположенное место, а в конкретные 80 точек, разбросанные по всему телу, увеличивая тем самым шансы на победу. Это связано с тем, что жизненные центры при условии поражения с высокой точностью и на большой скорости также становятся уязвимыми даже у физически развитого и тренированного человека

КИМЭ
Это слово не имеет точного перевода, приблизительно оно означает «дух решительности». На практике же выражает полную моральную и физическую сосредоточенность именно в момент касания, независимо, что это: атака контратака или блокировка. В какую-то долю секунды вся ваша энергия должна быть вложена именно в это движение или удар, которому вы отдаетесь до конца. А в момент касания ударной поверхности к противнику ваше тело замирает неподвижно после перемещения или вращения. Синхронность должна быть совершенной. Тогда и отраженная волна будет распространяться назад, куда нанесен удар.
Чтобы кимэ оказался эффективным, он должен быть как можно более быстрым (и еще не следует забывать выполнять его). Когда скорость в конечной точке максимальна, а концентрация полная и мгновенная, тогда удар достигает гигантской силы. Таким образом, объясняется прерывистость движений в каратэ и связанная с этим усталость, вызываемая попеременными быстрыми концентрациями и расслаблениями.
Поскольку кимэ заканчивается полной деконцентрацией, то мышцы расслабляются, сознание отдыхает, выполняется короткий вдох после выдоха, сопровождаемого кимэ. Таким образом снимается напряжение и сохраняется равновесие, но вы остаетесь в готовности для нового кимэ.
Никогда не забывайте во время ваших тренировок, что добившись легкости в выполнении движений в каратэ, без кимэ они становятся совершенно неэффективными и вы только теряете время.
Чтобы облегчить кимэ и довести его до полноты, каратист еще больше увеличит мощь атаки за счет очень быстрого возврата назад руки, которой не наносится удар (например, кара-цуки). То же и во время удара ногой, когда прочность точки опоры является решающим фактором в достижении кимэ. В случае же удара в прыжке, отсутствие точки опоры компенсируется обратным движением ноги, которая не наносит удара.

РЕФЛЕКСЫ
Благодаря тренировке каратист вырабатывает рефлексы, которые избавляют его от необходимости подключать сознание и позволяют совершать любые перемещения и движения, настоятельно необходимые для занятия наилучшего в данном состоянии положения и создания наиболее эффективной контратаки. Это обеспечивает также уверенность каратиста в себе, предохраняя его от любой неожиданности и не позволяя поддаваться страху, если его все же атаковали. Одним из средств достижения такого самообладания являются дыхательные упражнения.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В учебной практике дыхательные упражнения выполняются обычно в стойке фудо-дачи. Прежде всего необходимо научиться контролировать дыхание. И первый шаг к такому контролю — освоить основной принцип дыхания.
Вдох надо делать через нос, пока легкие полностью не заполнятся, а затем следует сосредоточиться на том, чтобы вытеснить весь воздух, для чего используются мышцы диафрагмы и выдох выполняется также через нос. В конце выдоха постарайтесь вытолкнуть весь воздух.
На следующем этапе тренировки на вдохе (спокойном и глубоком через нос) постарайтесь представить, словно весь воздух Вселенной собрался в нижней части живота, наполняя все ваше существо природной энергией (получивший подобный заряд энергии человек способен на многое). Во время вдоха мышцы расслаблены, после окончания вдоха спокойно выдыхайте через рот, и вот, когда покажется, что весь воздух вышел, напрягите мышцы, особенно мышцы живота (хара) и выдавите остатки воздуха, затем, слегка прикусив язык, постарайтесь выдохнуть еще раз изо всех сил. Такие вдох и выдох будут продолжаться до 30 секунд. Такой способ дыхания укрепляет хара (основной резервуар энергии) и позволяет выдерживать самые сильные удары, мгновенно возвращать мышцам силу, упорядочивает процесс дыхания и способствует духовной уравновешенности. Также легко снимается одышка (например, после быстрого бега) и чувство страха или тревоги.
Известны два способы дыхания: «ибуки» и «ногарэ». При «ибуки» на глубокий вдох руки раскрываются и подносятся крест-накрест (в области запястий, левая рука лежит на правой) к лицу. При глубоком выдохе (со скрежещущим звуком) при условии сильного напряжения всех мышц тела (особенно хара) руки опускаются вниз и, сжимаются в кулаки. Ступни одновременно раздвигаются в стойке Хэйко-дачи. Коротким подбивом таза вперед выдавливается остаток воздуха. Принцип дыхания «ибуки» может сочетаться с самыми разнообразными движениями, а также в положении сидя или лежа. В различных сочетаниях «ибуки» содержится и в ката.
Другой принцип дыхания «ногарэ» используется для поддержания нормального дыхания во время схваток. В отличие от «ибуки», «ногарэ» способствует успокоению и помогает хладнокровно переносить любое нападение. Здесь также существуют два варианта. В первом вдох спокойный, а выдох сквозь зубы, между которыми зажат язык. Во втором случае выполняется задержка дыхания с общим напряжением тела.

каратист разбивает кирпич в прыжке

Все книги по боевым искусствам — можно скачать здесь

Атэми и Кимэ

Ави Рока, 08.01.2011

ДЫХАНИЕ (КИАЙ) СОЗДАЁТ КИМЭ

Это труднообъяснимая, но крайне важная вещь, которую мне проще показать, чем объяснить, но я буду стараться изо всех сил.

Айко Тори и Сэнсэй Нишияма могли исправить мою технику, не глядя на меня, а просто слушая Киай. Я приведу некоторые примеры того, как они научили меня использовать Киай и дыхание, чтобы контролировать Кимэ (и каждый этап техники) и, затем суммирую, что все это значит.

Объяснить этот вопрос гораздо труднее, чем механику движения, он не требует физического ощущения, это ощущение другого порядка, делающее Каратэ искусством.

Айко-Сан и Сэнсэй Нишияма долго указывали мне, когда я бил в направлении лица или живота, на то прошла ли энергия насквозь или остановилась в момент Кимэ, или на то, что дыхание было таким, что энергия не фокусировалась, а разбрасывалась, или была не из низа живота, а использовала мышцы верха тела. И они тратили много времени на эту тонкую настройку.

Иногда Айко-Сан должна была стоять передо мной, а Сэнсэй позади нее, и я должен был бить Айко-Сан, но Сэнсэй хотел, чтобы Киай и энергия, били его, и сделать так как он хотел было очень трудно.

Иногда Айко-Сан просила меня сделать Киай резко, как будто прорезая воду, не распространяясь, а фокусируя энергию, и, поначалу, было очень трудно понять, что она хотела, но когда я понял, это было здорово, иногда мы проводили целое воскресенье, может быть пять часов подряд, делая только это.

Для тренировки Айко-Сан приносила журнал «Лос-Анджелес Таймс» и держала страницу сверху, а я должен был пробить её Тсуки, используя резкий Киай. Моим домашним заданием было «разделаться» с «Лос-Анджелес Таймс» в воскресенье.

Сэнсэй Нишияма часто говорил: «Киай уничтожает противника», это очень важно, поскольку подразумевает, что делая полный выдох, вы отдаёте всего себя, весь свой дух, не сдерживаясь, что означает также, максимальное использование все физических ресурсов.

Множество каратэк пытаются сознательно контролировать дистанцию, останавливая руку или ногу, останавливая энергию, отчего мозг контролирует руку, и энергия не будет передана, мышцы сократятся в неверном направлении.

Не должно быть никакого контроля руки, в технике нет места размышлениям, центр намерения находится в Тан-Дэн (на 3 пальца ниже пупка, ближе к позвоночнику), и дыхание контролирует мышцы и энергию из этого центра.

Много раз Сэнсэй Нишияма указывал, что Киай достигает своего пика в точке удара (но не останавливается там), это нелегко, Киай большинства людей достигает своего пика перед Кимэ и слабеет в момент удара, другими словами, мышечная реакция и техника не завершаются.

В другой раз Сэнсэй Нишияма говорил мне, что если при Киай не будет эха, то Киай не вернётся и всё пойдёт в одном направлении, если сделать так, не будет отдачи и энергетических потерь.

Много раз Cэнсэй повторял: «Один дыхательный цикл — вся энергия», или, «Полный выдох — в кратчайшее время». Конечно, мы не должны выдохнуть весь воздух, но мы думаем об этом, чувствуем это, дыхание соединяет умственное и физическое, что позволяет нам мысленно вложить в технику всё, и физически использовать полное сокращение мускулатуры тела, то есть всех мышц, способствующих достижению цели.

Парадоксально, но чем больше воздуха в выдохе, и меньше размышлений, тем более цельной получается техника, и тем более мы оказываемся готовыми для следующих действий, нет разума — есть полный разум, это и есть настоящий Дзаншин.

Физически, чем больше мы участвуем в движении, тем больше давление и контракция, тем больший потенциал для следующего действия мы имеем, следующее действие начинается, как реакция дыхания (Дзаншин). Кимэ и Дзаншин очень связаны.

Что касается типов Кимэ, то каждая техника требуют различного применения усилия, активации разных мышц — блок резкий, удар в тело нуждается в большем проникновении, сопровождающие блоки плавные, толчок требует непрерывное сжатие — все эти типы Кимэ контролируются разными типами Киай, которые называются: «Эй», «Я» и «То».

• Дыхание создаёт Кимэ
• Выдох (Киай) создаёт тип Кимэ

Сначала мы понимаем, что Кимэ (фокусировка) в основном зависит от двух элементов: давления в пол при ударе, создающем ускорение и передающем импульс аккумулированный техникой, и контракции, делающей тело плотным, чтобы максимизировать мощь, создать шок и создать упругое столкновение при контакте.

И давление и контракция контролируются дыханием, и, изучая и тренируясь, мы меньше заботимся о деталях, они укореняются в нервной системе и становятся, как говорил Сэнсэй Нишияма, «Системой тела» или как говорят, «мышечной памятью».

Итак, дыхание фокусирует, регулирует время давления, а также когда и где (в зависимости от дистанции) и сколько будет произведено контракции. Дыхание делает намерение действием, прокладывает путь мышечному сокращению, следует к пику Киай где контракция максимальна, причём, не останавливается, а, как бы проходит сквозь цель.

Используя дыхание и забыв о мышцах, я обнаружил, что нет какого-то определённого напряжения для Кимэ, оно каждый раз суммируется в правильном направлении в нужное время.

И это не противоречит тому, что мы хотим максимального сокращения всего тела, так как мы хотим оптимальной контракции, не вовлекая мышцы которые будут сдерживать энергию и противостоять направлению и цели техники.

Copyright © 2019 Традиционное Каратэ-До Фудокан Республика Алтай

13 основ Ката

Материал переведен с сайта shitokai.com

Сегодня каратэ развивается с неуловимой скоростью. Отсюда — повышенная ответственность каждого отдельного каратиста: мы должны сохранить саму сущность боевого искусства, которая в наиболее прекрасной и отчетливой форме проявляется именно в ката.

Предлагаем вашему вниманию интересный и полезный перевод материала с сайта shitokai.com — 13 основ Ката, которые необходимо учитывать во время тренировок:

  1. Yoi no Kishin (Йои но Кишин) – Подготовьте свой разум – Вы должны ощущать готовность, концентрацию, силу воли и решимость перед началом исполнения ката.
  2. Chikara no KyoJaku (Чикара но КёДжаку) – Сила, мощь – Подходите к использованию своей силы с умом, контролируйте ее, распределяйте на каждое движение.
  3. Waza no KanKyu (Ваза но КанКю) – Скорость в технике – Скорость и маневренность должны быть использованы в каждом движении и в каждой стойке.
  4. Tai no ShinShuku (Таи но ШинШуку) – Расслабление и сжатие – Следите за тем, как расслабляется и напрягается ваше тело.
  5. Kokyu (Кокю) – Дыхание – Необходимо правильно вдыхать и выдыхать в каждом отдельном движении: не должно быть «искусственного» дыхания.
  6. Chakugan (Чакуган) – Направление внимания – Смотрите в одну точку, будто она — ваша цель.
  7. Kiai (Киай) – Концентрация силы в одном движении – Кричите! В одном или нескольких моментах в ката есть возможность высвободить энергию, прочувствовать сам «дух» комплекса ката.
  8. Hyoshi (Хиоши) – Время, ритм, мера, темп – Следите за корректным протеканием комплекса ката: сохраняйте ритм, в нужных местах делайте паузы.
  9. Kime (Кимэ) – Фокусировка энергии – Фокусируйте энергию всего тела в момент удара (блока и т.д.).
  10. Antei (Антэй) – Стабильность, устойчивость – Каждая стойка должна быть устойчивой и надежной.
  11. Keitai no Hoji (Кейтай но Ходжи) – Сохранение формы – Исполняйте все техники в необходимой и установленной последовательности.
  12. Zanshin (Заншин) – Расслабленная бдительность – Сохраняйте бдительность, каждое отдельное движение должно быть выполнено корректно и точно.
  13. In-Yo (Ин-Йо) – Инь-Янь; Активность и пассивность: вы должны знать, когда следует атаковать, а когда — защищаться.

Атэми и Кимэ

Основываясь на том, что у каратиста остаются время и возможность только одной контратаки, которая, следовательно, должна быть наиболее решительной, все старые мастера каратэ развили средство достижения победы с одного удара: речь идет об этэми, то есть, об ударе, наносимом в опасную или «болевую» точку на теле противника.

Тем очевиднее различие между атэми и общеприня­тыми ударами, которые применяются в других видах спорта, где для достижения победы требуется повергнуть противника:

а) поверхность, которой наносится удар, меняется и не ограничивается одним только кулаком. Из дальнейшего описания всех движений в каратэ вы убедитесь,что «оружием» является любой участок открытой ладони,а также и локоть. Среди иных мощных и неожиданных средств поражения, находящихся в арсенале каратэ,известны также стопы ног и колени, столь необходимые для борьбы в ближнем бою. Фактически отличие от других видов противоборства, распространенных на Западе,например, бокса, состоит в том, что каратэ, как искусство боя не считает бесчестием применение любого органа или части тела в достижении победы;

б) такие опасные поражающие удары наносятся участками тела, имеющими наименьшую поверхность удара,для соблюдения известного принципа, согласно которому сила удара тем больше, чем меньше площадь контакта,благодаря чему нет рассеяния энергии;

в) бьющая поверхность приближается к поражаемому объекту с максимальной скоростью. Здесь соблюдается известный второй закон механики, в котором указывается, что сила увеличивается в зависимости от скорости перемещаемой массы. Таким образом, добиваются силы движения за счет их скорости и четкости выполнений;

г) в точку удара вкладывается вся сила тела. Для поражения требуется вся ваша энергия, которая сосредоточивается с максимальной возможностью в точке контакта с телом противника. Иначе удар следует наносить не только одним лишь кулаком или ногой, но всей массой,следующей за бьющим кулаком или ногой. Именно поэтому в каратэ используется весь корпус в момент удара или за счет его наклона вперед в том же направлении, или за счет вращения бедер стоя на месте, или же за счет боковых перемещений бедер. Живот и бедра играют первостепенную роль, так как именно здесь располагается центр тяжести тела и наибольший запас силы. Следовательно, необходимо приложить всю силу и постараться сделать так, чтобы движения бьющей руки или ноги совпадало с движением тела; атэми предназначены для нанесений не в любое, где угодно расположенное место, но в конкретные 80 точек, разбросанные по всему телу, увеличивая шансы на победу. Это связано с тем, что жизненные центры при условии поражения с высокой точностью и на большой скорости также становятся уязвимыми даже у физически развитого и тренированного человек.

Кимэ — это слово не имеет точного перевода, приблизитель­но оно означает «дух решительности». На практике же выражает полную моральную и физическую сосредото­ченность именно в момент касания, независимо, что это: атака, контратака или блокировка. В какую-то долю секун­ды вся ваша энергия должна быть вложена именно в это движение или удар, которому вы отдаетесь до конца. А в момент касания ударной поверхности к противнику ваше тело замирает неподвижно после перемещения или вращения. Синхронность должна быть совершенной. Тогда и отраженная волна будет распространяться назад, куда нанесен удар.

Чтобы кимэ оказался эффективным, он должен быть как можно более быстрым (и еще не следует забы­вать выполнять его). Когда скорость в конечной точке максимальна, а концентрация полная и мгновенная, тогда удар достигает гигантской силы. Таким образом объясня­ется прерывистость движений в каратэ и связанная с этим усталость, вызываемая попеременными быстрыми концентрациями и расслаблениями.

Поскольку кимэ заканчивается полной деконцентрацией, то мышцы расслабляются, сознание отдыхает, вы­полняется короткий вдох после выдоха, сопровождае­мого кимэ. Таким образом снимается напряжение и сохраняется равновесие, но вы остаетесь в готовности для нового кимэ.

Никогда не забывайте во время ваших тренировок, что и добившись легкости в выполнении движений в каратэ, без кимэ они становятся совершенно неэффективными » и вы только теряете время. Чтобы облегчить кимэ и довести его до полноты, каратист еще больше увеличит мощь атаки за счет очень быстрого возврата назад руки, которой не наносится удар (например, кара-цуки). То же и во время удара ногой, когда прочность точки опоры является решающим фактором в достижении кимэ. В случае же удара в прыж­ке, отсутствие точки опоры компенсируется обратным движением ноги, которая не наносит удара.

Благодаря тренировке каратист вырабатывает рефлек­сы, которые избавляют его от необходимости подклю­чать сознание и позволяют совершать любые перемеще­ния и движения, настоятельно необходимые для занятия наилучшего в данном состоянии положения и создания наиболее эффективной контратаки. Это обеспечивает также уверенность каратиста в себе, предохраняя его от любой неожиданности и не позволяя поддаваться страху, если его все же атаковали. Одним из средств достиже­ния такого самообладания являются дыхательные упраж­нения.

Техника Айкидо Айкикай

Техника Айкидо Айкикай является основным направлением Айкидо. Однако помимо Айкикай имеются другие стили Айкидо, о которых Вы можете более подробно узнать в разделе Стили Айкидо

Независимо от стиля Айкидо, кихон (база Айкидо) практически везде одинаков и не очень сильно зависит ни от стиля Айкидо или от клуба Айкидо, однако отличия будут наблюдаться. Итак:
Ки в Айкидо (дыхание и энергетика),
— основные моменты атак и защиты в Айкидо,
термины Айкидо и других Японских Боевых Искусств и единоборств
Движения в Айкидо; кихонбаза Айкидо; укемистраховки в Айкидо
— Основные атаки в Айкидо и, конечно же
Техника Айкидо: айкидо с оружием и без него

Раздел Название темы Ответов
Чай-хана (беседы ни о чем) Отдых 5
Grinii
Япония — Культура, Музыка, Искусство. Подарок сэнсею 10
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Что привезти шефу 1
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Чего мы читаем. 43
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Вопрос о хобби 16
Grinii
Софт, Компьютер, Игры. Программы для создания сайтов 9
Grinii

Терминология в Айкидо. Техника Айкидо.

Как выглядят некоторые техники Айкидо из представленного ниже списка Вы можете на этой странице.

Рассмотрение самих технических приёмов Айкидо можно посмотрень в соответствующем разделе сайта.

Айки-отоcи техника Айкидо основанная на опрокидывание партнёра путём выведения его из равновесия «выдёргиванием» ног в сторону потери равновесия.
Гокё-осаэ пятый приём удержания противника.
Гяку-котэ-гаэси обратный котэ-гаэси.
Дзё-дори отбирание дзё, т.е. приемы обезоруживания противника; захват дзё атакующего партнёра для проведения броска или контроля.
Дзё-кихон-субури базовые движения с дзё.
Дзюдзи-гарами «сплетение рук в виде креста». Одна из техник нагэ-катамэ-вадза.
Ёнкё-осаэ (Тэкуби-осаэ) 4-й контроль удержания. Рычаг со сдавливанием и вращением руки.
Иккё-осаэ (удэ-осаэ) 1-й контроль. Рычаг с выпрямлением руки.
Ирими-нагэ бросок прямым вхождением.
Кайтэн-нагэ бросок вращением.
Кири-отоcи опрокидывающее срубание вниз. Название одной из бросковых техник Айкидо.
Кокю-нагэ бросковая техника с использованием кокю или способ ведения (сопровождения) действий атакующего с помощью ки.
Кокю-хо специальная группа медитативных и развивающих техник, целью которых является успокоение духа и установление истинного кокю.
Коси-нагэ бросок через бедро.
Котэ-гаэси бросок Айкидо, осуществляемый за счёт сгибания запястья.
Котэ-маваси (никё) вращение запястья. Одно из названий 2-го контроля.
Котэ-хинэри (санкё) скручивание запястья. Одно из названий 3-го контроля.
Куби-нагэ бросок партнёра со скручиванием головы руками или с «Х» — образным захватомногами или поясом.
Маэ-хики-отоcи одно из названий суми-отоcи, когда бросают по направлению движения партнёра.
Нагэ (тори) бросок. Также тот, кто исполняет технику на укэ.
Никё-осаэ 2-й контроль. Удержание скручиванием запястья.
Рокё (хидзи-кимэ-осаэ; хидзи-дзимэ) — удержание фиксированным воздействием на локоть.
Санкё-осаэ
(котэ-хинэри)
3-й контроль удержания. Скручивание запястья.
Санкё-нагэ бросковый вариант санкё.
Санкё-ути-кайтэн исполнение техники санкё (скручивания запястья) через вход ути-кайтэн.
Сихо-нагэ бросок на четыре стороны — одна из основных бросковых техник Айкидо. Внешнее вращение руки.
Сихо-гири рубить на 4-ре стороны. Базовое упражнение в Айкидо.
Сокумэн ирими-нагэ
(Саё-нагэ)
Бросок наружным спиралевидным движением рук, использующий как основу саю-ундо и кокю-хо-ирими.
Сото-кайтэн-нагэ бросок наружным вращением.
Суми-отоси бросок партнёра с использованием сикаку (мёртвого угла).
Танто-дори приёмы обезоруживания противника вооружённого танто.
Тати-дори раздел в Айкидо изучающий технику обезоруживания противника, вооружённого мечом.
Тобу-нагэ бросок за голову.
Тэкуби-осаэ (ёнкё) 4-й вид удержания, использующий контроль болевых точек запястья. Одно из названий Ёнкё.
Тэ-ходоки раздел Айкидо и Айкибудо, изучающий способы освобождения от захватов; иногда с обозначением атэми.
Тэнти-нагэ бросок небо-земля.
Удэ-гарами «оплетение рук». Один из видов контролирующих приёмов, исполняемых в ура-вадза.
Удэ-кими-нагэ бросок с использованием фиксированного контроля сустава руки (локтя).
Ура-кайтэн-нагэ обратный кайтэн-нагэ с движением тэнкан.
Хидзи-кимэ-осаэ
(рокё; хидзи-дзимэ)
удержание фиксированным воздействием на локоть.

Игра на определение знания японской каны
Интерфейс русский. Программа бесплатная. Не требует установки. Данное приложение является своеобразной игрой, в которой необходимо знаку каны найти соответствующее название на русском языке. .

Тексты для чтения: 山田さん、どこへ行きますか
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. — 山田さん、どこへ行きますか。 — きっぷを買いに行きます。 — コンサ- トのチケットですか。 — .

Тексты для чтения: 7時におきる — Проснуться в 7 часов
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. 7時におきる。 12時にねる。 ドアを開ける。 ドアを閉める。

Тексты для чтения: かおをあらう — Умываться
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. かおをあらう。 うたをうたう。 先生に言う。

Тексты для чтения: 学校へ行く — Идти в школу
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — начальный Аудио сопровождение прилагается. 学校へ行く。 じどう車で行く。 さくぶんを書く。 ノートに書く。

Kime No kata 固の形

Кимэ-но-ката было разработано Дзигоро Кано в 1887 году. Кимэ-но-ката состоит из двух частей. В первую входят 8 приемов, выполняемых на коленях. Вторая часть включает 12 приемов, выполняемых в положении стоя. Всего ката включает 20 приемов.

Часть 1. Идори (техника, выполняемая в положении на коленях)
Атаки без оружия

1. Рётэ-дори — захват за две руки.
2. Цуки-каке — удар кулаком в живот.
3. Сури-аге — прямой удар в лоб.
4. Ёко-ути — удар в левый висок.
5. Усиро-дори — обхват сзади!
Атаки с ножом
6. Цуки-коми — прямой удар ножом в живот.
7. Кири-коми — прямой удар сверху ‘вниз по голове ножом.
8. Ёко-цуки — колющий удар ножом сбоку.

Часть 2. Татиай (Техника, выполняемая стоя)
Атаки без оружия

9. Рётэ-дори — захват за две руки.
10. Содэ-дори — захват сбоку за рукав.
11. Цуки-каке — прямой удар в лицо.
12. Цуки-аге — удар снизу вверх.
13. Сури-аге — прямой удар в лоб.
14. Ёко-ути — удар в левый висок.
15. Кеаге — удар в пах.
16. Усиро-дори — обхват сзади.

Атаки с ножом или мечом

17. Цуки-коми — прямой удар ножом в живот.

18. Кири-коми — прямой удар сверху вниз по голове но­жом.

19. Нуки-каке — доставание меча из ножен.

20. Кири-ороси — рубящий удар мечом по голове сверху вниз.

Партнер, исполняющий в кимэ-но-ката роль Тори, должен отлично владеть техникой перемещения корпуса — тай-саба-ки. Для правильного ухода корпусом от всех атак, применяе­мых в данном ката, потребуется много лет занятий. Необхо­дима наработка движений и понимание их базовых принципов.

В кимэ-но-ката Тори защищается от разнообразных атак без оружия в положении на коленях и в положении стоя. Тори также должен защищаться от атак с оружием — мечом и ножом. В ката используют боккен, деревянную модель ката­ны — самурайского меча и деревянный нож — модель тра­диционного ножа — танто.

Кроме того, Тори должен научиться кимэ — концентрации силы и контролю над своим дыханием. Тори должен постоянно сохранять сосредоточенность. Постоянная готовность — осно­ва действий Тори. Тори также должен научиться правильному киай. Проводя контратаку с использованием атэми-вадза -удара руками и ногами, положено сопровождать удар громким криком — киай. Слово «киай» состоит из двух частей. «Ки» означает сочетание психической и физической энергии челове­ка, сосредоточенной внутри. «Аи» — это сокращенная форма глагола «авасу» — «соединять».

С точки зрения психологии это искусство полностью концент­рировать свою энергию на одном предмете. С точки зрения физи­ологии — это искусство владения специальной техникой дыхания, которая включает напряжение участка живота, расположенного ниже пупка — сейка-танден или харагэй, — во время крика «эйтт», выполняемого, что принципиально важно, с агрессивной интонацией. Психологические и физические усилия объединяют­ся с помощью кимэ — концентрации. Эта объединенная сила используется при исполнении киай. В конечном итоге нападаю­щий (Укэ) будет напуган, выведен из психического равновесия и побежден за счет психологической и физической мощи Тори.

5 элементов Атэми

«Атэми» – это воздействие на уязвимые точки тела, для поражения противника. Сущность атэми заключается в том, что оно эффектно только тогда, когда удар правильно наносится в определенную уязвимую точку, согласно определенным условиям.

Пять элементов атэми

Пять элементов атэми являются ключевыми условиями для эффективного применения атэми. Если какое-то из этих условий не соблюсти, воздействие будет слабым.

  • Расположение уязвимых точек
  • Дистанция для атэми
  • Угол атэми
  • Скорость атэми
  • «Кёдзицу» атэми (использование слабых сторон противника)

Расположение «Кюсё (уязвимых точек)» – точная атака болевой точки.

В процессе боя нелегко точно поразить уязвимую точку движущегося противника, пытаясь одновременно защищаться от его атак. Поэтому важно знать расположение точек на теле и способы атаки каждой из них (кулаком, ногой и т.д.), а также методы их поражения. В Сёриндзи Кэмпо для проведения защит и контратак используются 138 (137 для женщин) болевых точек 708 видов. Хотя сложно знать все точки на теле до мельчайших подробностей, тем не менее необходимо знать расположение, угол атаки и эффект поражения 20 или 30 точек из них.

Дистанция для атэми – выбор нужной дистанции атаки

Дистанция, с которой одним движением можно эффективно атаковать противника, называется «атэми но маай (дистанция атаки», иными словами, это расстояние, с которого ваша бьющая конечность может поразить болевую точку противника. Неважно, была ли ваша атака быстрой и сильной; если вы не соблюдаете нужную дистанцию, результат не будет эффективным. Если в процессе регулярных тренировок вы приобретаете навык атак с нужной дистанции, то в конечном итоге вы научитесь атаковать результативно.

Угол атэми – атака под нужным углом

Для эффективной атаки уязвимой точки «Кюсё», нужно также знать, под каким углом её поражать. Потому что воздействие на одну точку человека под разными углами может иметь как лечебный эффект, так и легко лишить этого человека сознания. Важно знать углы воздействия для каждой точки «Кюсё».

Скорость атэми – быстрая атака приносит больший эффект

Быстрая точная одиночная атака значит больше, чем атака сотней сильнейших ударов. В точки зрения физики, чем тяжелее рука и нога, тем сильнее удар. Тем не менее, у каждого человека руки и ноги своего определенного веса, и не так просто сделать их тяжелее. По этой причине для получения более мощного удара нам необходимо насести его как можно быстрее, придав ему импульс. Другими словами, например, чтобы увеличить скорость удара кулаком, необходимо сжимать его только в момент контакта с целью, а после попадания в цель, быстро возвращать руку обратно к себе. Кроме того, практикуя Сериндзи Кэмпо, следует учиться атаковать своей рукой или ногой уязвимые точки противника по кратчайшей траектории и за минимально короткое время.

«Кёдзицу» атэми – поражение «Кё» противника своим «Дзицу»

«Кёдзицу» включает в себя физические и психологические аспекты. Физический аспект «Кё (пустота)» обозначает слабые, открытые места или нестабильность положения тела, равновесия «(Тайсэй но кё»): например, точки расположенные на груди и животе максимально уязвимы во время вдоха или когда тело расслаблено («Тайсицу но кё»).

К психологическим аспектам «Кё» относят состояние невнимательности. Таким образом, термин «Кё» обозначает слабые физические и психологические места противника. Следовательно, термин «Дзицу» означает состояние присутствия силы тела и высокой концентрации внимания. Важно поражать «Кё (уязвимые места)» противника, когда вы находитесь в состоянии «Дзицу (концентрация)».

(Наставление по Сёриндзи Кэмпо, с.249-252, Учебник, с.87-92, Книга для чтения, с.44-45)
Текст: Александр Крамар
Макото Хамакава

Атэми и Кимэ

Рассылка закрыта

При закрытии подписчики были переданы в рассылку «Как стать здоровым?» на которую и рекомендуем вам подписаться.

Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.

Статистика

Углубленное изучение каратэ. Стиль — шотокан Дух решимости: кимэ

Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск № 5

Углубленное изучение каратэ. Стиль — шотокан.

Дух решимости: кимэ
&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp Всем доброго дня! Сегодняшний выпуск рассылки я решил посвятить одному из важнейших аспектов каратэ — кимэ. К освещению этой темы меня побудило то обстоятельство, что многие из начинающих заниматься каратэ или не уделяют кимэ должного внимания, или понимают его неверно. Но традиционно сначала остановлюсь на ваших письмах. В последние несколько дней получил сразу же несколько писем, с предложением сделать выпуск рассылки на ту или иную тему. Авторам писем сразу же скажу, что рассылки на затронутые ими темы выйдут в течении следующей недели, но основная моя мысль в другом. Дело в том, что каждый автор письма понимал под словом «каратэ» только один из аспектов каратэ, не уделяя внимания другим, не менее важным. На мой взгляд, в данное время существуют 5 аспектов каратэ, которые тесно взаимосвязаны между собой: 1) техника боя, 2) путь воина, 3) самозащита, 4) спорт, 5) физическая культура. Думаю, многие из вас не согласятся со мной, дополняя или сокращая этот список. Поэтому приглашаю всех вас принять участие в обсуждении этой темы, и присылать мне письма с вашими рассуждениями (адрес для писем в конце статьи). На основании ваших писем выйдет отдельный выпуск рассылки на тему: «Каратэ это…».

&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp Ну а теперь непосредственно по теме сегодняшнего выпуска. Без долгих вступлений сразу отмечу, что без кимэ нет каратэ. По сути, кимэ представляет собой понятие, которое не поддается описанию. Только каратэ-ка, способный «делать кимэ» при каждом своем движении, по-настоящему эффективен.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp «Кимэ» можно истолковать как «всепроникающую эффективность», что поможет лучше понять суть этого состояния.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp Кимэ — это совокупность физических и ментальных действий, вступающих в дело одновременно в последней фазе движения незадолго до завершения удара и продолжающихся еще некоторое время после него. Эти действия позволяют развитой энергии проникнуть вглубь цели. Это действительно эффективная фаза технического действия. Кимэ — это взрыв энергии, сконцентрированный в одной точке и происходящий мгновенно. Оно имеет место только на последнем отрезке траектории движения массы, наносящий удар, в момент, когда все силы тела уже полностью сконцентрированы в этом месте, движущейся с большой скоростью; масса резко останавливается в момент контакта, и кинетическая энергия переходит в силу удара. Следовательно, кимэ можно назвать кратковременной, но интенсивной концентрацией физической энергии, усиленной одновременным приливом ментальных сил во время контакта с противником при движении, совершаемом с целью атаки или защиты. Оно предшествует полному расслаблению. В действительности кимэ — это более тонкое и сложное понятие, и настоящие мастера, чья эффективность не нуждается в доказательствах, демонстрируют кимэ, внешне менее резко выраженное, медленнее возникающее, но при этом очень концентрированное. Аналогичным образом часть тела, наносящая удар, ни когда не мобилизируется полностью, но продолжает движение в том же направлении и после контакта, без подлинной стадии остановки; однако, развиваемая сила достигает своего максимума (это момент кимэ) точно в той точке, в которой происходит контакт, причем зритель не может четко определить этот момент. Вот что имеют в виду, когда говорят, что большой мастер работает легко, без значительных видимых усилий. Этот высший уровень ощущения кимэ не может быть достигнут без должного освоения первой стадии, поскольку плохо осознанное кимэ дает только видимость эффективности и сводит к нулю любое настоящее усилие каратэ-ка, обрекая его на то, чтобы никогда не достичь цели своего поиска.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp Кимэ иногда конкретизируют, связывая его с кэнсэй — тем резким горловым выкриком, который всегда поражает и впечатляет новичков, и которым они часто злоупотребляют. Обычно его называют «киаи», тогда как в действительности это состояние сильного внутреннего напряжения, которое предшествует крику и вызывает его; кэнсэй — это шумно выраженная внутренняя концепция. Говорят «сделать кэнсэй» или «испустить киаи». Крик — это составляющая кимэ, материализация физического и духовного напряжения дошедшего до пароксизма, свидетельство непоколебимой воли к победе; он испускается естественно, без усилий, причем не из горла, а из живота. Он поддерживает проводимое техническое действие и часто позволяет увеличивать его эффективность, так как, испускаемый всем существом, крик есть реальная сила, которая смущает противника и вносит свою долю в то, чтобы лишить его всякой возможности ответить. Успех крика зависит от силы звука и тональности (крик должен быть пронзительным), но в особенности от убежденности в его пользе и от состояния духа противника в этот момент. Если противник недостаточно сосредоточен, кэнсэй сломит его. Кэнсэй также успешно применяется в искусстве восстановления (но об этом не в этом выпуске).

&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp Таким образом, одна из целей тренировок состоит в том, чтобы «наполнить свое тело Ки», то есть ощутить его почти физически (как фамильярно выражаются об энергичном человеке «у него что-то в животе»). Впрочем, без этого ощущения силы тренировки в каратэ утомительны, и интерес ним быстро теряется, так как дает о себе знать отсутствие тесной связи между телом и душой. Если заниматься каратэ в таких условиях, то никакой эффективности не будет вне зависимости от того, изучаются ли основы или проводятся соревнования. Всякий смысл теряется изначально.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp На сегодня это всё, всем удачных тренировок !

Учебная программа. 1 кю

Программа на 1 кю (коричневый пояс + хакама)

ТАТИ ВАДЗА

СЁМЭН УТИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, гокё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ кимэ нагэ, кайтэн нагэ, тэнти нагэ, суми отоси, коси нагэ, удэ гарами, айки отоси, кокю нагэ, дзю вадза

ЁКОМЭН УТИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, гокё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ кимэ нагэ, кайтэн нагэ, тэнти нагэ, суми отоси, коси нагэ, удэ гарами, айки отоси, кокю нагэ, дзю вадза

КАТАТЭ ДОРИ АЙ ХАНМИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ кимэ нагэ, кайтэн нагэ, тэнти нагэ, суми отоси, коси нагэ, удэ гарами, кокю нагэ, дзю вадза

КАТАТЭ ДОРИ ГЯКУ ХАНМИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ кимэ нагэ, кайтэн нагэ, тэнти нагэ, суми отоси, коси нагэ, удэ гарами, кокю нагэ, дзю вадза

РЁТЭ ДОРИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ кимэ нагэ, кайтэн нагэ, тэнти нагэ, коси нагэ, удэ гарами, дзюдзи гарами, кокю нагэ, дзю вадза

КАТАТЭ РЁТЭ ДОРИ (МОРОТЭ ДОРИ): иккё, никё, санкё, ёнкё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ кимэ нагэ, кайтэн нагэ, коси нагэ, удэ гарами, дзюдзи гарами, кокю нагэ, кокю хо, дзю вадза

КАТА ДОРИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ кимэ нагэ, тэнти нагэ, удэ гарами, кокю нагэ

КАТА ДОРИ МЭН УТИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ кимэ нагэ, кайтэн нагэ, тэнти нагэ, коси нагэ, кокю нагэ, дзю вадза

РЁ КАТА ДОРИ: иккё, никё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, дзюдзи гарами, кокю нагэ

МУНЭ ДОРИ: иккё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, тэнти нагэ, удэ гарами, кокю нагэ

ЧУДАН, ДЗЁДАН ЦУКИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, гокё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ кимэ нагэ, кайтэн нагэ, тэнти нагэ, суми отоси, коси нагэ, удэ гарами, кокю нагэ, дзю вадза

УСИРО РЁТЭ ДОРИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ кимэ нагэ, кайтэн нагэ, тэнти нагэ, суми отоси, коси нагэ, удэ гарами, дзюдзи гарами, кокю нагэ, дзю вадза

УСИРО РЁ КАТА ДОРИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, кайтэн нагэ, дзюдзи гарами, айки отоси, кокю нагэ

УСИРО КУБИ СИМЭ: иккё, никё, санкё, ёнкё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, суми отоси, коси нагэ, дзюдзи гарами, кокю нагэ

СУВАРИ ВАДЗА

СЁМЭН УТИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, гокё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, кайтэн нагэ, удэ гарами, кокю нагэ, дзю вадза

ЁКОМЭН УТИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, гокё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, кайтэн нагэ, суми отоси, удэ гарами, кокю нагэ, дзю вадза

КАТА ДОРИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ гарами, кокю нагэ, дзю вадза

РЁТЭ ДОРИ: кокю хо

ХАНМИ ХАНТАТИ ВАДЗА

СЁМЭН УТИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, гокё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, удэ кимэ нагэ, кайтэн нагэ, суми отоси, удэ гарами, кокю нагэ, дзю вадза

КАТАТЭ ДОРИ ГЯКУ ХАНМИ: иккё, никё, санкё, ёнкё, хидзи кимэ осаэ, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, кайтэн нагэ, удэ гарами, кокю нагэ, дзю вадза

РЁТЭ ДОРИ: иккё, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, кайтэн нагэ, тэнти нагэ, дзюдзи гарами, кокю нагэ

УСИРО РЁ КАТА ДОРИ: иккё, никё, санкё, сихо нагэ, ирими нагэ, котэ гаэси, кайтэн нагэ, дзюдзи гарами, кокю нагэ, дзю вадза

ТЕХНИКИ С ОРУЖИЕМ

Ката с мечом и дзё, индивидуально и в парах

Атэми и Кимэ

Необходимые элементы для роста любых уровней мастерства каратэ

Автор этой книги, г-н Кеиджи Томияма, как и я, является выпускником университета Дошиша, где он занимаясь каратэ под моим руководством достиг хороших результатов. С тех пор он уже много лет вовлечен в развитие каратэ в Европе, посещая и инструктируя различные страны, но также часто возвращаясь в Японию для собственного прогресса. Я знаю, что он также продвигает свое изучение воинских искусств, контактируя с представителями других стилей и изучая Таи-Чи и Годжу-рю.

Используя свои длительные эксперименты инструктора в Европе, г-н Томияма положил в эту книгу некоторые результаты своих исследований. Я рекомендую “Основы Каратэ-до”, т. к. верю, что книга будет хорошим руководством для практикующих каратэ вне Японии.

Тани-ха Шито-рю Кемпо Каратэ-до Сокэ (основатель) Президент Всемирного Союза Шукокай

Эта книга «Основы Каратэ-До», публикуемая на русском языке, посвящается памяти Шоты Шартава, который перевел ее с английского, но к сожалению не дожил до ее выхода в свет.

Кеиджи Томияма начал изучать каратэ в стиле Годжу-рю в 1968 г., когда поступил в университет Дошиша, а до этого в школе занимался боксом. Позже университетский клуб каратэ обратился за инструкциями к мастеру Чоджиро Тани, выпускнику Дошиша, и начал занятия в стиле Тани-ха Шито-рю. Будучи членом этого клуба, сэнсей Томияма занял второе место в первенстве студентов университетов области Кансай, а также был членом команды студентов университетов западной Японии.

После окончания учебы в 1972 г. он был послан вместе с сэнсеем Н. Оми (главный инструктор Кофукан Франции) в Париж помогать сэнсею Я. Сузуки (сейчас Главный инструктор “Кофукан Интернэшнл”).

С 1973 по 1978 годы он помогал сэнсею Сузуки в Европейском Центральном доджо в Брюсселе, после чего направился в Англию как Главный инструктор.

К сожалению, семейные обстоятельства заставили его вернуться в Японию летом 1982 г. В течение следующих двух с половиной лет он снова в клубе каратэ университета Дошиша, который вернулся к практике Годжу-рю. Там он занимался вместе с мастерами К. Уэхара, Б. Ямашита и X. Фуджимото, выпускниками и прямыми учениками мастера Мабуни. Некоторое время он также работал тренером команды университета.

Кеиджи Томияма был присвоен шестой дан Годжу-рю в 1985 г., а в 1986 г. он получил шестой дан Шито-рю.

Сейчас он снова в Англии, живет в Ноттингеме и ведет регулярные семинары в Европе.

Эта книга не задумывалась как учебник с инструкциями по каратэ в стиле Шито-рю, показывающий базу, Ката и комбинации. Полную систему я рассмотрю со временем в других томах. Вместо этого в этой книге я постараюсь объяснить наиболее основные вопросы философии и теории этой системы, которые легко применимы и в других системах, так что Вы, читатель, будете знать, почему техника должна быть исполнена определенным образом, а также, что очень важно, как каратэка должен подойти к этому вопросу.

Эта книга предназначена для каратэк с различными способностями, чье понимание идей, приведенных здесь, будет возрастать со временем и практикой. Я надеюсь, что книга вызовет много размышлений и дискуссий и поможет ученикам получать более богатое удовольствие от каратэ и жизни в целом.

Итак, при подходе к материалу этой книги, как и при начале каждого тренировочного занятия, я прошу вас держать ум открытым и восприимчивым.

I. ДУХОВНОЕ РАЗВИТОЕ

Когда я провожу экзамены на присвоение данов, я всегда распространяю среди кандидатов анкеты, в которых они указывают свои личные данные: где, когда и у кого они сдавали предыдущие квалификационные экзамены, какого успеха добились (места в соревнованиях и т. п.), и, что особенно важно, их личные взгляды и цели в каратэ.

Эта последняя часть может оказаться очень показательной, иногда расстраивающей или разочаровывающей, иногда привлекательной, часто забавной! Временами можно прочитать: “Моя цель — получить черный пояс”. В известном смысле это понятно. В течение тренировочного периода от двух до четырех лет, изучая новую технику, комбинации, Ката и т. д., проходя через временами мучительные процессы сдачи экзаменов на каждый цветной пояс, может показаться, что черный пояс — это максимальный результат. В конце концов, в большинстве стилей и организаций на поясах не имеется отличительных знаков, дифференцирующих степень данов. Тем не менее, есть способ отличить — это манера поведения каратэки. Добавлю: это не означает только, что он или она делают великолепный мавашигери, или что чей-то маекен-зуки быстрее, чем его партнера, хотя стремление к техническому совершенству важно. Это ясно должно быть видно из обычной манеры поведения и взглядов на жизнь: ее/его взаимоотношения с другими людьми во всех областях деятельности; их участие в прогрессе другого каратэки; группировки, в которые они входят или не приняты. Вот почему простая цель “получить черный пояс” часто изменяется при последующих экзаменах. Хотя когда им раньше говорили, что первый дан — это отправная точка, уровень, на котором действительно начинаешь понимать что-то о сущности Каратэ-до, они подсознательно могли считать, что это выдумка, распространяемая обладателями более высоких рангов для усиления мистики, окружающей желанный черный пояс. Но после того, как первая внезапная радость проходит и пояс на месте, когда они опять в доджо и их побуждают производить еще больше усилий, больше решимости, больше мысли, больше обязательств — больше, больше, больше — вот тогда они начинают понимать, что черный пояс не есть конец сам по себе, а лишь ступенька вдоль длинного пути практики Каратэ-до. Также удивительно большое количество кандидатов высказывает мнение: “Я начал заниматься каратэ, чтобы стать сильным”. Удивительно, потому что мне трудно представить себе физический аспект отдельно от умственной дисциплины, и я понимаю, что множество людей имеет ошибочное представление о каратэ. К счастью, большинство кандидатов рано или поздно начинают понимать, что Каратэ-до — это “совершенно другая игра” в сравнении с большинством других видов спорта. На самом деле “спорт” — это, конечно, неправильное употребление термина. Каратэ в своем наилучшем виде — это искусство. Занятие им — это вопрос не только физических усилий, а его теории неразрывны с остальной жизнью. Понятия об уважении к другим и стойкости несомненно обязательны для социальной гармонии: теория и практика могут быть использованы в реальной жизни.

Ссылка на основную публикацию