Агэ Цуки | Karate-krs.ru

Агэ Цуки

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 815
  • КНИГИ 582 578
  • СЕРИИ 21 618
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 387

Динамика каратэ / Масатоши Накаяма. — Пер. с анг А. Куликова. — М.: ФАИР–ПРЕСС, 2003. — 304 с.: ил — (Боевые искусства).

Каратэ — великое искусство, а Масатоши Накаяма — инструктор–руководитель Японской Ассоциации Каратэ, обладатель 8–го дана — великий мастер своего дела. Он преподавал каратэ 40 лет. Его методика, его книги известны во всем мире.

В этой книге он дает возможность изучить карате на основе технических приемов, освоенных, проанализированных и систематизированных им за тридцатилетний период. Она составлена таким образом, что может служить и учебником, и наиболее полным справочником. Автор хорошо понимает сложность овладения каратэ без инструктора, поэтому рисунки, приведенные в книге, содержат подробные инструкции к каждому приему.

Книга будет полезна всем любителям каратэ — от новичка до обладателя черного пояса

Часть 1. Основные приемы

Часть 2. Тренировка основных приемов

Часть 3. Применение основных приемов

Часть 4. Совершенствование основной техники

Эта книга не намерена открывать какие-то секреты Каратэ, потому что нет ничего особенно мистического в изучении этого боевого искусства.

Цель этой публикации — дать книгу–руководство изучающим Каратэ, основываясь на приемах, которыми я овладел в течение–более, чем 30–летнего изучения и преподавания этого искусства. Основные приемы и движения основательно проанализированы, распределены по группам и систематически выстроены, составляя полный учебник.

Мой учитель Фунакоши Гичин преобразовал общее представление о Каратэ–Дзюцу (что буквально означает «приемы китайской руки») в Каратэ–До (дословно «путь пустой руки») в 1935 г. и опубликовал Каратэ–До Киухан. Эта выдающаяся книга, прежде всего, была замечательно выстроенным учебником, но также объясняла духовную суть Каратэ, классифицировала различные приемы и давала оценку Каратэ как курсу физического обучения. Сознавая необходимость в современном и полном учебнике, я даю приемы, вспоминая книгу моего учителя, и вношу собранные за десять лет новые описания технических приемов, основанные на моем преподавательском опыте в Японской Ассоциации Каратэ.

Другим фактором, подтолкнувшим меня к публикации этой книги, явился рост популярности Каратэ как спорта. Это развитие я, конечно, приветствую. однако тренировки только ради победы в матче могут привести к вырождению этого динамичного и могущественного искусства. Истинное умение должно строиться на солидном основании, хотя я и понимаю, что это не просто Я чувствовал, что Каратэ необходимо рассматривать с различных точек зрения. С точки зрения его развития как современного боевого искусства, а также как метод физической тренировки Каратэ, в конечном счете, способствует развитию моральных качеств, приобретаемых жесткими и упорными тренировками. Систематическая и научно обоснованная тренировка очень важна. Неверные методы тренировок могут стать причиной вредных навыков или даже физических повреждений при обучении. Однако приемы, на совершенствование которых в прошлом требовались годы, можно изучить вдвое быстрее при хорошем руководстве. Жесткая тренировка необходима для приобретения умения, однако непродуманные, бессистемные тренировки приносят больше вреда, чем пользы.

Мой опыт обучения учеников на Западе в послевоенные годы предусматривает множество разнообразных советов и подсказок — такие, например, как ответы на возникающие вопросы из области физиологии и кинетики тела. В этой книге я постарался объяснить выполнение приемов, опираясь на эти принципы.

Я понимаю, что овладеть Каратэ во всех тонкостях без хорошего инструктора трудно. Рисунки в этой книге шаг за шагом дают инструкции к каждому приему и служат достаточным пособием для хорошего изучения Каратэ. В пособии показаны и общие ошибки — для того, чтобы избегать их.

Я пользуюсь случаем поблагодарить «Цуру Сёбо Паблишинг Компани» за замечательные фотографии и за опубликование этой книги на японском языке, мистера Минео Хитучи и мистера Германа Каунца за их усилия по переводу и, наконец, «Коданся Интернэшнл» за то, что она сделала возможным английское издание книги.

Я искренне надеюсь, что читатель будет внимательно следовать указаниям книги, станет усиленно тренироваться и достигнет мастерства в этом великом искусстве.

Август 1966 года

Каратэ вчера и сегодня

Истоки Каратэ насчитывают более чем тысячелетнюю историю. Когда Дхарма был в монастыре Шао–Линь в Китае, он обучал своих учеников физической тренировке для развития умения терпеть (выносливости) и физической силы и внес эту суровую дисциплину как составную часть в свою религию. Эти методы физических тренировок в дальнейшем развивались и совершенствовались и стали известны как искусство борьбы Шао–Линя. Это боевое искусство вывезли на Окинаву, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов. Повелитель древней Окинавы, а позднее феодальный правитель Кагосимы на самой южной оконечности Кюсю в Японии запретил использование оружия, и это вызвало заметное развитие техники борьбы «голыми руками» и приемов самозащиты. Это боевое искусство, зародившееся в Китае, было названо Каратэ, что дословно означает «китайская рука».

Современный мастер этого искусства Фунакоши Гичин, умерший в 1957 г. в возрасте 88 лет, изменил смысл этого термина: рука из «китайской» стала «пустой». Фунакоши, однако, взял определение для этого значения из философии Дзэн–буддизма; «сделать себя пустым, опустошить свой разум».

Для мастера Каратэ было, прежде всего, боевым искусством, однако он видел в нём и средство, помогающее выстроить характер. Он писал: «Как зеркальная поверхность отражает всё, что находится перед ней, а тихая долина разносит даже слабые звуки, так и занимающийся Каратэ должен начисто изгнать из своего ума эгоизм и злобу в стремлении соответствующим образом реагировать на все, с чем он может столкнуться. Это и является главным смыслом «Кара», или пустоты в Каратэ».

Название книги

Динамика каратэ

Накаяма Масатоши

Авасэ–Цуки — U–образный удар

Агэ–Укэ — поднимающийся блок

Агэ–Укэ–Гъяку–Аши — поднимающийся блок с противоположной стопой

Агэ–Цуки — поднимающийся удар

Атэ–Вадза — техника нанесения разрушительных ударов

Ашибо–Какэ–Укэ — крюкобразный блок ногой

Ашикуби–Какэ–Укэ — крюкообразный блок лодыжкой

Вашидэ — «клюв орла»

Гаи–Ван — наружная часть руки

Гери — удары ногами

Гери–Вадза — техника ударов ногами

Ги — тренировочная куртка (часто неправильно называемая кимоно)

Гьяку–Маваши–Гери — обратный круговой удар ногой.

Гьяку–Цуки — обратный удар

Гэдан — нижний уровень, область паха

Гэдан–Бараи — опускающийся блок

Гэдан–Какэ–Укэ — опускающийся крюкообразный блок

Гэдан–Кекоми — толкающий удар ногой в пах

Гэдан–Укэ — опускающийся блок

Дан — мастерская степень в Каратэ, их количество различно в разных стилях

Дан–Цуки — последовательные удары

Дзёдан — верхний уровень, область головы

Дзёдан–Агэ–Укэ — поднимающийся блок против атаки в голову

Дзию–Кумитэ — свободный бой

Дзэнкуцу–Дачи — передняя стойка, или стойка «лука и стрелы»

Дзюдзи–Укэ — крестообразный блок

Додзё — тренировочный зал, буквально — «место встречи с истиной»

Иппон–Кэн — одинокий сустав в кулаке

Йоко — боковой, сбоку

Йоко–Гери — удар ногой в сторону

Йоко–Маваши–Хидзи–Атэ или Йоко-Маваши–Эмпи-Учи — круговой удар локтем в сторону

Йоко–Хидзи–Атэ или Йоко–Эмпи–Учи — удар локтем в сторону

Йосокутэи — поднятая подошва

Кайсё — открытая кисть

Какивакэ–Укэ — обратный клинообразный блок

Какуто — согнутое запястье

Какуто–Укэ — блок согнутым запястьем

Какэ–Шуто–Укэ — крюкообразный блок ребром кисти

Канку — ката (формальное упражнение) — «Обозревая небеса»

Каратэ — метод борьбы «голыми руками», система рукопашного боя

Каратэги — тренировочная куртка для занятий Каратэ

Каратэка — тот, кто занимается Каратэ

Ката — формальное упражнение, определенная последовательность ударов и передвижений, выполняемая для проверки уровня овладения техникой Каратэ

Кеагэ — удар ногой снизу вверх разгибанием, или подбивающий

Кейто–Укэ — блок запястьем в виде «головы цыпленка»

Кекоми — толкающий удар ногой

Ки — внутренняя энергия, сосредоточенная в основном в Хара

Киай — фиксирующий крик при ударе

Киба–Дачи — стойка с широко расставленными ногами, или «стойка всадника»

Кимэ — напряжение, концентрация силы при ударе

Кихон–Кумитэ — тренировочный бой

Кокуцу–Дачи — задняя стойка

Коси — подушечка под пальцами стопы, или «острие меча»

Кумадэ — «медвежья лапа»

Кэбанаси — выбрасывание ноги

Кэйто — «голова цыпленка»

Кэнтсуи–Учи — удар «молотом» (основанием кулака)

Кэса–Гери — удар по диагонали

Кю — ученическая степень в Каратэ

Маваши–Гери — круговой удар ногой

Маваши–Цуки — круговой удар кулаком

Макивара — доска для ударов, набивки (закаливания) ударных поверхностей

Маэ — передний, впереди

Маэ–Аши–Гери — удар передней ногой

Маэ–Гери — удар ногой вперед

Маэудэ–Дэаи–Осаэ–Укэ — давящий блок предплечьем

Маэудэ–Хинери–Укэ — блок вращением предплечья

Маэ–Хидзи–Атэ или Маэ–Эмпи–Учи — удар локтем вперед

Миги — правый, справа

Микадзуки–Гери — удар ногой «полумесяцем»

Моротэ–Сукуи–Укэ — ковшеобразный блок двумя руками

Моротэ–Тсуками–Укэ — блок двумя руками с захватом

Моротэ–Укэ — усиленный блок предплечьем

Моротэ–Цуки — удар двумя руками

Мусуби–Дачи — «стойка неформальной заботы», или стойка ожидания

Нагаши–Цуки — ниспадающий удар

Наи–Ван — внутренняя часть руки

Накадака–Кэн — сустав среднего пальца в кулаке

Нидан–Гери — двойной удар ногами в прыжке

Нихон–Нукитэ — кисть–копье с острием из двух пальцев

Нэко–Аши–Дачи — кошачья стойка

Ои–Цуки — длинный, или дальний, удар с выпадом

Отоши–Хидзи–Атэ или Отоши–Эмпи–Учи — удар локтем вниз

Рэндзоку–Кири — комбинация ударов ногами

Рэнодзи–Дачи — L–образная стойка

Рэн–Цуки — последовательные удары руками

Санрэн–Цуки — три последовательных удара руками

Санчин–Дачи — «стойка песочных часов»

Сейкэн — передняя часть кулака

Сейкэн–Чоку–Цуки — прямой удар передней частью кулака

Сейрюто — «бычья пасть»

Сейрюто–Укэ — блок «бычья пасть»

Сокумэн–Авасэ–Укэ — боковой комбинированный блок

Сокуто — ребро стопы

Сокуто–Осаэ–Укэ — давящий блок ребром стопы

Сокутэи–Маваши–Укэ — круговой блок подошвой

Сокутэи–Осаэ–Укэ — давящий блок подошвой

Сото–Укэ — блок снаружи внутрь

Сочин–Дачи — диагональная стойка с развернутыми ступнями

Суки — открытый, раскрывание, открытие

Сукуи–Укэ — ковшеобразный блок

Сэнсей — учитель, наставник, буквально — «ранее родившийся»

Сю–Ван — основание ладони

Тамеши–Вари — проверка силы ударов, состоящая в разбивании различных предметов (досок, черепиц, кирпичей, в демонстрационных целях — ледяных и бетонных блоков)

Тандэн — область возле пупка

Татэ–Хидзи–Атэ или Татэ–Эмпи–Учи — удар локтем вверх

Татэ–Цуки — вертикальный удар кулаком

Татэ–Шуто — вертикальный блок ребром кисти

Тоби–Гери — удары ногами в прыжке

Тоби–Йоко–Гери — удары ногой в сторону в прыжке

Тэйдзи–Дачи — Т–образная стойка

Тэйсё — основание ладони

Тэйсё–Авасэ–Укэ — комбинированный блок основаниями ладоней

Тэйсё–Укэ — блок основанием ладони

Тэкуби–Какэ–Укэ — крюкообразный блок запястьем

Тэ–Нагаши–Укэ — сметающий блок рукой

Тэ–Осаэ–Укэ — давящий блок рукой

Удэ–Укэ — блок предплечьем

Укэ — блокирование ударов

Уракэн — тыл кулака

Уракэн–Учи — удар тыльной частью кулака

Ура–Цуки — короткий, ближний удар

Учи — удары, подобные рубке мечом, удары открытой кистью

Учи–Укэ — блок изнутри наружу верхней частью запястья

Учи–Хачидзи–Дачи — стойка с обратно развернутыми стопами

Уширо — задний, назад

Уширо–Аши Гери — удар задней ногой

Уширо–Гери — удар ногой назад

Уширо–Хидзи–Атэ или Уширо–Эмпи–Учи — удар локтем назад

Фудо–Дачи — корневая стойка

Фумикири— режущий или секущий удар ногой

Фумикоми — удар–штамп ногой

Фумикоми–Агэ–Укэ — верхний блок с шагом внутрь

Хаи–Ван — тыл руки

Хаиван–Нагаши–Укэ — сметающий блок внутренней стороной руки

Хайсю — тыл кисти

Хайсю–Укэ — блок тылом кисти

Хайто — гребень кисти

Хангецу — ката (формальное упражнение) в форме

Хангецу–Дачи — «стойка полумесяца»

Ханми — позиция вполоборота

Хара — средоточие, центр силы и равновесия, располагающийся на четыре пальца ниже конца грудинной кости и на ширину ладони в глубь тела

Хачидзи Дачи — стойка с развернутыми ступнями

Хидари — левый, слева

Хидзи–Атэ или Эмпи–Учи — удар локтем

Хидзи–Сури–Укэ — блок скользящим локтем

Хиракэн — вторые суставы пальцев кулака

Хэйко–Дачи — стойка с параллельными ступнями

Хэйко–Цуки — параллельный удар

Хэйсоку — подъем стопы

Хэйсоку–Дачи — стойка ожидания

Цуки — удары кулаком, подобные уколу меча

Цумасаки — кончики пальцев стопы

Чоку–Цуки — прямой удар кулаком

Чудан — средний уровень, секция или часть человеческого тела от паха до подбородка

Чудан–Удэ–Укэ — блок предплечьем против атаки в корпус

Чудан–Чоку–Цуки — средний прямой удар

Чудан–Шуто–Укэ — блок ребром кисти против атаки в корпус

Шизен–Тай — естественная позиция

Шико–Дачи — квадратная стойка

Шихо–Вари — проверка силы ударов, состоящая в разбивании досок, расположенных с четырех сторон от проверяемого

Удар цуки в киокушинкай

В предыдущих статьях мы попытались разобраться в том, что за уникальная смесь получилась в результате объединения в Кекушин-рю тренировочных методов Сюри-тэ и Наха-тэ, попытались сравнить Кекушин и Сито-рю и разобраться в нюансах исполнения стойки киба-дачи. На мой взгляд, самое время поговорить о цуки в кекушине.

Цуки – это сердце карате. Несмотря на это, а возможно именно благодаря этому, у разных мастеров и в разных стилях существует различное понимание того, как должен выполняться прямой удар кулаком.

Отличную статью о цуки в Cюри-тэ и Наха-тэ опубликовал А. Горбылев в журнале «Додзе» (Выпуск №6, 2001). В свою очередь, автор основывался на переводе отдельных глав из великолепной книги Аракаки Киеси «Секреты окинавского карате».

Здесь нет смысла повторяться, но думаю, что приведенное ниже видео будет отличной иллюстрацией того, что было написано в этой статье.

— цуки в исполнении учеников Киндзе Хиорси (Серин-рю), на которого ссылается А. Горбылев в своей статье;

— цуки в Шотокане в исполнении учеников Канадзавы и Кагавы (один стиль, но разное исполнение);

— объяснение цуки окинавским мастером Тошиширо Оширо (еще одна ветвь Серин-рю);

— цуки в исполнении Говарда Коллинза (по-моему, абсолютно годзюрюшный вариант).

На самом деле, это просто удар с опущенных рук, это удар который надо наносить тогда, когда у вас нет времени на принятие какой-то специальной изготовки. Это удар, который возможно нанести в полном соответствии с главными принципами традиционного карате: «В карате не нападают первым» и, конечно: «В карате бьют первым».

Наверное, есть и еще одна причина существования положения хикитэ, не только в карате, но и в других боевых искусствах. Из этого положения легче почувствовать передачу того самого изначального усилия, о котором мы говорили в этой статье.

Только дело в том, как это самое усилие почувствовать, создать и передать в кулак. У разных мастеров есть разные мнения на этот счет (смотри, приведенное выше видео).

Конечно, собственное понимание и уникальная техника, отличающаяся от исполнения цуки другими мастерами, была и у Оямы.

Анализировать технику Оямы достаточно сложно именно в связи с ее уникальностью. Отталкиваясь от своего уровня понимания, я могу сказать, что Ояма переносит вес тела с ноги на ногу, что в большей степени характерно для бокса, чем для традиционного карате.

Еще, как мне кажется, Ояма управляет каким-то плавающим центром тяжести (тандэн), но точно в нужный момент связывает все воедино и создает мощное кимэ.

Сказанное выше, относится к попытке анализа того самого старого видео, которое не так давно появилось в сети и из которого взят первый фрагмент, приведенного ниже видео.

Будучи уже значительно старше, Ояма исполнял более простой вариант цуки (второй фрагмент видео).

Именно этот вариант зафиксирован в книгах мастера, где показано явное перемещение веса с ноги на ногу и наклон корпуса в сторону удара. Такой вариант сильно отличает кекушин того времени от традиционного карате. Достаточно сравнить эти фотографии, чтобы убедиться в этом.

Естественно возникает желание сравнить технику исполнения цуки Оямой и технику его учеников старшего поколения или их последователей.

В приведенном выше видео, третий фрагмент – это цуки в Ашихара карате. Тут удар фактически полностью соответствует иллюстрациям из книг Оямы. Но, согласитесь, несмотря на внешнее сходство, это совсем не то же самое, что делал основатель Кекушинкай.

Четвертый фрагмент – цуки Сигеру Оямы и его учеников. Широкие стойки, перенос веса с ноги на ногу, но амплитуда этих движений в целом меньше чем в Ашихара карате.

Я очень рад, что в своем архиве нашел съемку с одного из семинаров Макса, где он фактически объясняет все то же самое. Это пятый фрагмент видео.

Интересно, что цуки в исполнении Говарда Коллинза еще более центрирован, а не до конца выпрямленная рука – это прямая отсылка к наха-тэ и годзю-рю, в частности (шестой фрагмент видео).

А вот современный вариант в исполнении Мацуи – это уже фактически классический каратистский цуки, где все отцентрировано и сбалансировано, как в классическом карате. Разве что плечо все-таки чуть больше выдвинуто вперед, чем, например, в шотокане.

При желании легко найти видео и учеников Роямы с их вариантом цуки, который почти ничем не отличается от варианта Мацуи.

Получается очень интересная картина. Официальный вариант исполнения цуки в кихон кекушин-рю менялся с течением времени. От удара, в большей степени напоминающего боксерский, к классическому каратистскому исполнению (будем считать, что некоторый такой классический вариант все же имеется).

Мне кажется, что происходило это по двум причинам.

Первая – никто так до сих пор и не смог повторить то, что делал Ояма (на мой взгляд, его движение гораздо сложнее и тоньше, чем просто перенос веса с ноги на ногу и включение плеч в удар).

Вторая – так нельзя учить новичков. «Боксерский» вариант исполнения цуки, показанный на старых иллюстрациях, очень трудно увязать с остальным каратистским кихоном и особенно с ката.

Попытка простого копирования индивидуального почерка мастера, скорее всего, просто приводит к полному развалу собственной техники.

Что следует из всего выше сказанного?

Цуки – это не техника, которой можно научить, а что-то такое, чему можно научиться в процессе кропотливого труда, анализа и творческого поиска своего понимания и исполнения.

Цуки – это непрерывный поиск идеала и смысла, который всегда будет ускользать от нас, как только нам покажется, что мы что-то поняли и чего-то достигли.

Авторский проект Вадима Дормидонтова

ЭМПИ – одно из самых древних ката. Оно родилось в районе Томари. Название переводится как «полет ласточки». Для ката характерны легкие быстрые движения, напоминающие движения летящей ласточки, прыжки вверх и уходы вниз.
Время выполнения ката 50-70 секунд.

Видео ката Эмпи

Схема выполнения Эмпи

1. Опускание на правое колено с гэдан-барай правой рукой, взгляд под 45 градусов вправо, левый кулак на уровне груди. Правое колено касается левой пятки.
2. Подъем на ноги, кулаки у левого бедра.
3. Шаг правой ногой вправо, поворот вправо с гэдан-барай.
4. Поворот головы вперед, переход в киба-дати с каги-цуки.
5. Шаг левой ногой вперед в дзэнкуцу-дати. Гэдан-барай левой рукой.
6. Агэ-цуки левой рукой, раскрытие кулака, подъем правого колена к груди.
7. Движение прыжком вперед в низкую коса-дати с гэдан-цуки левой рукой, затем подведение правого кулака к левому плечу.
8. Подъем из низкой коса-дати с разворотом на 180 градусов, взгляд в исходном направлении, гэдан-барай назад правой рукой с наклоном к левой ноге. Наклоненный корпус и нога должны составлять одну прямую.
Эта комбинация — движения 5-8 — встречается в данном ката еще три раза. Она в основном и придает исполнению ката характер, отраженный в названии. Поэтому данная последовательность движений заслуживает более подробного анализа. Вот как представляет себе практическое применение этих движений Накаяма:
5. Гэдан-барай от маэ-гэри (рис. 5).
ба. Агэ-цуки как блок (Рис. 6аН) от удара кулаком на верхнем уровне. Далее следует разжимание кулака (рис. 66Н).
бб. Захват проттивника, рывок к себе и встречный удар коленом (рис. 6вН).
7. Противник отходит назад, нанося тюдан-цуки левой рукой. Защищающийся следует за ним, переходя в коса-дати с сото-укэ правой рукой с одновременным ударом тюдан-цуки (рис. 7Н).
8. Противник наносит маэ-гэри правой ногой. Защищающийся выполняет гэдан-барай, отклоняя корпус назад (рис. 8Н).
А вот применение тех же движений в интерпретации Канадзавы:
5. Гэдан-барай от маэ-гэри (рис. 5).
6а. Агэ-цуки второй рукой снизу в челюсть противника (рис. 6аК). В этом случае недостаточно времени для полного разжимания кулака и выполнения захвата, поэтому выполняется прихват шеи противника (рис. 66К) и встречный удар коленом (рис. 6вК).
7а. Противник отходит назад и наносит гяку-цуки правой рукой, защищающийся двигается вперед в коса-дати с блоком и тюдан-цуки. Противник захватывает правой рукой левое запястье защищающегося (рис. 7К).
8. Освобождение от захвата уходом назад в низкую стойку, сбив руки противника движением блока гэдан-барай правой рукой (рис. 8К).
9-13. Повтор движений 5-8.
14. Подъем левого колена вправо-вверх, подъем открытой левой руки вверх. Постановка ноги по дуге в киба-дати с поворотом головы влево, взгляд на левую ладонь.
15. Удар правым локтем по левой ладони. Киай, затем поворот головы вперед (рис. 14, 15). Здесь хансю-укэ может выполняться от дзёдан-цуки, с последующим двойным ударом — локтем в голову и коленом в пах противника (15).
16. Переход в киба-дати с татэ-сюто-укэ (Накаяма: быстрое движение, Канадзава: медленное движение).
17, 18. Рендзуки.
19. Поворот на 90 градусов влево с гэдан-барай.
20. Агэ-цуки правой рукой.
21. Шаг правой ногой вперед в кокуцу-дати с сюто-укэ.
22. Подтягивание правой ноги назад, шаг левой ногой вперед в кокуцу-дати с сюто-укэ левой рукой.
23. Сразу гяку-цуки в кокуцу-дати.
24. Шаг правой ногой вперед с сюто-укэ.
25. Поворот на 180 градусов влево в дзэнкуцу-дати с гэдан-барай левой рукой.
26-29. Повтор движений 6-9.
30. Медленно блок снизу вверх-наружу основанием правой ладони.
31. Шаг правой ногой вперед с моротэ-сюто укэ (рис. 31).
В версии Накаямы шаг вперед выполняется с предварительным подтягиванием левой ноги.
32. Зеркальный повтор движения 31.
33. Повтор движения 31.
34. Переход в кокуцу-дати с гэдан-барай.
35. Поворот головы вперед, двойной блок открытыми ладонями. В европейской версии (Канадзава) здесь киба-дати.
36. Прыжок с поворотом на 360 градусов. Киай. В прыжке подъем рук вверх. Приземление в кокуцу-дати с сюто-укэ правой рукой.
37. Шаг правой ногой назад, кокуцу-дати с сюто-укэ левой рукой. Подтягивание левой ноги назад в хэйсоку-дати, кулаки у левого бедра.

ХЭЙКО–ЦУКИ (ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ УДАР) — ВИД УДАРА ДВУМЯ КУЛАКАМИ.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЦУКИ (УДАРЫ КУЛАКОМ, ПОДОБНЫЕ УКОЛУ МЕЧА)

ПРОВЕДЕНИЕ ЦУКИ

Любой из ударов Цуки может быть выполнен следующими способами:

1. Гьяку–Цуки (обратный удар) — удар кистью, разноименной передней ноге (например, передняя нога — правая, тогда атакующая рука — левая).

2. Ои–Цуки (удар с выходом) — удар кистью, одноименной передней ноге (например, передняя нога — правая, тогда атакующая рука — тоже правая). Ои–Цуки эффективен, когда противник находится на дальней дистанции.

3. Рэн–Цуки (переменные удары) — Гьяку–Цуки или Ои–Цуки, которые быстро наносятся 2—3 раза подряд с поочередной сменой рук.

4. Дан–Цуки (последовательные удары) — используя одну и ту же кисть, быстро выполняют два–три удара один за другим.

5. Цуки (удар двумя руками) — удар обеими кистями одновременно. В момент поражения цели руки параллельны одна другой (горизонтально или вертикально).

ВАРИАНТЫ ЦУКИ

ТАТЭ–ЦУКИ (ВЕРТИКАЛЬНЫЙ УДАР КУЛАКОМ)

Выполнение: поверните предплечье внутрь на четверть оборота. Кулак должен находиться в вертикальном положении в момент касания.

Вид кулака: Сейкэн.

Маршрут: прямо вверх.

Цель: лицо, точка под носом и солнечное сплетение.

АГЭ–ЦУКИ (ПОДНИМАЮЩИЙСЯ УДАР)

Выполнение: удар снизу вверх.

Вид кулака: Сейкэн, особенно начала двух суставов.

Маршрут: по полукругу удара к цели.

Цель: лицо или подбородок противника.

УРА–ЦУКИ (КОРОТКИЙ, БЛИЖНИЙ УДАР)

Выполнение: поверните предплечье на четверть оборота наружу от вертикального положения кулака в позицию, при которой внутренний сгиб запястья смотрит вверх.

Вид кулака: Сейкэн, тыл кулака в момент касания цели обращен вниз.

Маршрут: прямо и слегка вверх.

Цель: лицо, солнечное сплетение, бок тела.

Напрягайте мышцы спины и боков в момент удара иначе Ура–Цуки будет слабым.

МАВАШИ–ЦУКИ (КРУГОВОЙ УДАР)

Выполнение: поверните кисть на три четверти оборота от бедра к цели.

Вид кулака: Сейкэн, большой палец обращен в момент удара вниз.

Маршрут: круговое движение к цели. Описываемый круг больше, чем в Агэ–Цуки.

Цель: лицо, бок тела.

Позволяйте локтям отходить в сторону во время движения кулака вперед, насколько это возможно. Выполняйте этот удар вращательным движением бедер.

КАГИ–ЦУКИ (УДАР–КРЮК)

Выполнение: удар рукой, согнутой в локте под углом 90°.

Вид кулака: Сейкэн. Маршрут: вбок в правый угол в направлении, в котором смотрит тело.

Цель: бок тела или солнечное сплетение.

Шагайте вперед и вбок, выполняя этот удар. Боковые мышцы стремятся расслабиться в момент удара: напрягайте их, когда выполняете этот удар.

ЯМА–ЦУКИ (ШИРОКИЙ И–ОБРАЗНЫЙ УДАР)

Этот удар является вариантом Авасэ–Цуки (И–образного удара).

Выполнение: из Ханми слегка опустите переднее плечо и ударьте обеими кистями, держа предплечья вертикально и параллельно одно другому. Тыл кулака (нижнего) смотрит вниз в момент касания.

Вид кулака: Сейкэн.

Маршрут: направить верхнюю кисть по слегка изогнутой дуге вверх и вперед, как бы очерчивая подъем по склону холма к его вершине. Нижнюю руку выбросьте прямо вперед.

Цель: лицо и солнечное сплетение одновременно. Держите локоть верхней руки слегка изогнутым в момент касания. Держите бедра близко к нижнему локтю, как скрепленную пару. Конечно, обе кисти поражают цель вдоль одной и той же вертикальной линии.

АВАСЭ–ЦУКИ (И–ОБРАЗНЫЙ УДАР)

Авасэ–Цуки — вид удара двумя кулаками.

Выполнение: использовать верхнюю руку, как в Гьяку–Цуки. Нижнюю руку использовать, как в Ура–Цуки, с тылом, смотрящим вниз.

Вид кулака: Сейкэн.

Маршрут: прямо вперед.

Цель: для верхнего кулака — лицо, для нижнего — солнечное сплетение.

Поражаете цель обеими кулаками одновременно.

ХЭЙКО–ЦУКИ (ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ УДАР) — ВИД УДАРА ДВУМЯ КУЛАКАМИ.

Выполнение: ударьте прямо вперед обеими кистями, заворачивая предплечья внутрь на пол–оборота.

Вид кулака: Сейкэн или Накадака–Кэн.

Маршрут: прямо вперед обеими кистями.

Цель: ребро под грудными мышцами, атакуйте одновременно обеими кистями.

ХАСАМИ–ЦУКИ (УДАР–НОЖНИЦЫ)

Хасами–Цуки — вариант, удара двумя кулаками.

Выполнение: использовать обе кисти одновременно, описывая ими полукруги сначала от бедра, а затем внутрь к цели.

Вид кулака: Сейкэн, особенно первые два сустава.

Маршрут: кисти описывают полукруг.

Цель: оба бока тела.

При выполнении удара держите локти близко к бокам так долго, сколько сможете.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 89 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Федерация киокусинкай каратэ-до рязанской области

Вся японская спортивная терминология пришла к нам из западных языков, которые прочитывали японские слова в соответствии с собственными фонетическими конструкциями, то есть рассматривали их как обычные слова своего языка в латинской транскрипции. Отсюда русские искажения японского языка, которые «режут слух» специалистам. Например, в японском языке отсутствуют звуки Ж, Л, 3, Ш, Ч, а также многие сочетания согласных. Поэтому не имеют право на существование такие слова, как «АШИ, КОШИ, ДЖУДЖИ, ДОЖО, УЧИ» и т.д. Фонетический строй русского языка очень близок к японскому, а русская традиционная транскрипция гораздо точнее передает действительное звучание японских слов. Поэтому мы обязаны писать и произносить их на русском языке в соответствии с правилами произношения и фонетики современного японского языка.

Ниже приведены более 500 терминов, которые встречаются в литературе по боевым искусствам, которые считаются неотъемлемой частью теоретической подготовки мастера Киокусинкай-каратэ.

Краткий словарь японских терминов

авасэ-укэ блок соединением (рук, кистей)

аго подбородок, челюсть

агэ-цуки восходящий удар

агэ-укэ восходящий блок

айти обоюдное убийство

аси сабаки вадза техника перемещения ног

атэ удар в цель

бу дзюцу боевые искусства

Будо путь воина

бункай разбор, анализ

вадза прием, техника

гяку обратный (противоположный)

гякутэ выкручивание рук (ног)

дан мастерская степень

дзадзэн медитация сидя

дзарэй приветствие сидя

дзию: кумитэ свободный поединок

дзэмпо: передняя сторона (вперед)

До: Путь (жизненный), учение

до:дзё: место «постижения знания»

до:дзё:кун правила поведения в до:дзё:

до:дзё:-ни рэй приветствие «месту постижения знания»

до:со основатель учения

до:со-ни рэй приветствие основателю стиля

ёй внимание (приготовиться)

ёко(-ни) боковая сторона (сбоку, вбок)

иппон одно (очко)

камаэтэ занять боевую позицию

камидана «божественная полка»

камидза-ни рэй приветствие «верхнему месту»

камидза «верхнее место»

каратэги костюм для занятий каратэдо

каратэдо: вид Будо: «Путь пустой руки»

каратэка изучающий каратэдо

ката форма, технический комплекс

кацу приведение в чувство, реанимация

кё:хан руководство (для обучения), инструкция

ки-о цукэ равняйся

кирицу (татэ) встать

кихон основа (базовая техника)

ко:тай поменяться (местами), смена

ко:хо: (-э) задняя сторона (назад)

кокю: дыхание (восстановить дыхание)

кумитэ спарринг, поединок

кэйкоги тренировочная одежда

кэнко: рицурэй боевое приветствие

кэри удар ногой

кю: ученическая степень мастерства

кю:сё уязвимое место

мавари вращение (оборот)

маваттэ (маварэ) разворот (поворот на 180 градусов)

маэ (-ни) передняя сторона (перед, впереди)

мо: итидо повторить еще раз

мото-но ити занять исходные места

нака-э в середину

нукитэ проникающая рука (рука-копье)

отагай-ни рэй взаимный поклон

рйцурэй приветствие стоя

рэй приветствие (поклон)

рэндзоку (вадза) комбинация (техники)

сё:мэн передняя часть

сё:Мэн «главное место»

сё:мэн-ни рэй приветствие почетному месту

симодза «низкое место»

сокумэн боковая часть

сэйкэйрэй глубокий поклон (самый уважительный)

сэнсэй-ни рэй приветствие учителю

таби носки (для кимоно)

тай сабаки перемещение тела

тамэси вари проба силы (тест на разбивание предметов)

тикара-но китэйрё силовой норматив

укэми «защита тела», самостраховка при падении

Ссылка на основную публикацию