Адаптация организма к физическим нагрузкам | Karate-krs.ru

Адаптация организма к физическим нагрузкам

2.3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам

При всем многообразии индивидуальной фенотипической адаптации развитие ее у человека характеризуется некоторыми общими чертами. Среди таких черт в приспособлении организма к любым факторам среды следует выделять два вида адаптации – срочную, но несовершенную, и долговременную, совершенную (МеерсонФЗ.,1986).

Срочная адаптация возникает непосредственно после начала действия раздражителя и может реализоваться на основе готовых, ранее сформировавшихся физиологических механизмов и программ. Очевидными проявлениями срочной адаптации являются увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение теплоотдачи в ответ на жару, рост легочной вентиляции, ударного и минутного объемов крови в ответ на физическую нагрузку и недостаток кислорода, приспособление органа зрения к темноте, бег человека, обусловленный социально значимой необходимостью, и др. Отличительной чертой срочной адаптации является то, что деятельность организма протекает не пределе его возможностей при почти полной мобилизации физиологических резервов, но далеко не всегда обеспечивает необходимый адаптационный эффект. Так, бег неадаптированного человека происходит при близких к предельным величинах ударного объема крови и легочной вентиляции, при максимальной мобилизации гликогена в печени. Быстрое накопление молочной кислоты в крови лимитирует интенсивность физической нагрузки – двигательная реакция не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной.

Таким образом, функциональная адаптивная система, ответственная за двигательную реакцию при срочной адаптации, характеризуется предельным напряжением отдельных ее звеньев и вместе с тем определенным несовершенством самой двигательной реакции.

На уровне нервной и нейрогуморальной регуляции реализуется интенсивное, избыточное по своему пространственному распространению возбуждение корковых, подкорковых и нижележащих двигательных центров, которому соответствует значительная, но недостаточно координированная двигательная деятельность. Этот процесс характеризует начальный этап формирования двигательного навыка.

Со стороны двигательного аппарата срочная адаптация проявляется включением в реакцию дополнительной части двигательных единиц, а также генерализованным вовлечением лишних мышечных групп. В результате сила и скорость сокращения мобилизованных мышц оказываются ограниченными, но максимально достижимыми для данного вида адаптации; координация мышц недостаточно совершенна.

На уровне вегетативных систем обеспечения срочной адаптации к физическим нагрузкам наблюдается максимальная мобилизация функциональных резервов органов дыхания и кровообращения, но реализующихся при это неэкономным путем. Так, увеличение минутного объема крови достигается ростом частоты сердечных сокра­щений при ограниченном возрастании ударного объема. Увеличение легочной вентиляции осуществляется за счет возрастания частоты дыхания, но не глубины дыхания, при этом наблюдается несоответствие между частотой дыхания и движений. В итоге легочная вентиляция все же не избавляет от развития гипоксии и гиперкапнии.

В целом срочная адаптация к физическим нагрузкам характеризуется максимальной по уровню и неэкономной гиперфункцией, ответственной за адаптацию функциональной системы, резким снижением физиологических резервов данной системы, явлениями чрезмерной стресс-реакции организма и возможным повреждением органов и систем. В результате двигательные, т.е. по существу, поведенческие реакции организма оказываются в значительной мере ли -митированными.

Долговременная адаптация возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов среды. Принципиальной особенностью такой адаптации является то, что она возникает не на основе готовых физиологических механизмов, а на базе вновь сформированных программ регулирования. Долговременная адаптация, по существу, развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенного количественного накопления каких-то изменений организм приобретает новое качество в определенном виде деятельности – из неадаптированного превращается в адаптированный. В результате обеспечивается осуществление организмом ранее недостижимых силы, скорости и выносливости при физических нагрузках, развитие устойчивости организма к значительной гипоксии, которая ранее была несовместима с активной жизнедеятельностью, способность организма к работе при существенно измененных показателях гомеостаза, развитие устойчивости к холоду, теплу, большим дозам ядов, введение которых ранее было смертельным.

Долговременная адаптация характеризуется возникновением в ЦНС новых временных связей, а также перестройкой аппарата гуморальной регуляции функциональной системы – экономичностью функционирования гуморального звена и повышением его мощности. В ответ на ту же самую нагрузку не возникает резких изменений в организме и мышечная работа сопровождается меньшим увеличением легочной вентиляции, минутного объема крови, ферментов, гормонов, лактата, аммиака, отсутствием выраженных повреждений. В результате становится возможным длительное и стабильное выполнение физических нагрузок. Переход от срочной к долговременной адаптации знаменует собой узловой момент адаптационных процессов, так как именно этот переход делает возможной жизнь организма в новых условиях, расширяет сферу его обитания и свободу поведения в меняющейся среде. Этот момент определяется прежде всего тем, что возникает активация синтеза нуклеиновых кислот и белков, что приводит к избирательному развитию определенных структур, лимитирующих двигательную деятельность. Формируются устойчивые двигательные динамические стереотипы, развивается экстраполяция, повышающая возможность быстрой перестройки ответных реакций при изменениях среды, происходит умеренная гипертрофия в скелетных мышцах, сердце, дыхательных мышцах и других рабочих органах, увеличение массы митохондрий. Существенно увеличивается аэробная и анаэробная мощность организма. Нормализуется гомеостаз организма, уменьшается стресс-реакция. Интенсивность и длительность мышечной работы возрастают.

В процессе адаптации организма обмен перестраивается в направлении более экономного расходования энергии в состоянии покоя и повышенной мощности метаболизма в условиях физического напряжения. Такая перестройка биологически более целесообразна и может явиться общим механизмом физиологической адаптации.

Адаптивные сдвиги энергетического обмена заключаются в переключении с углеводного типа на жировой. Ведущую роль в этом играют гормоны: глюкокортикоиды ускоряют распад белка, активируя превращение аминокислот в глюкозу, а катехоламины вызывают мобилизацию резерва гликогена в печени и активацию липолиза жировой ткани, увеличивая приток кислорода, глюкозы, аминокислот и жирных кислот к работающим тканям.

Определенные черты фенотипа, сформировавшиеся в результате долговременной адаптации организма к физическим нагрузкам, становятся фактором профилактики конкретных болезней или патологических синдромов. Повышение расхода жиров приводит к атрофии жировой ткани, снижению избыточного веса и, при прочих равных условиях, уменьшает развитие атеросклероза. Увеличение емкости и пропускной способности коронарных сосудов, развитие системы экстракардиальных анастомозов способствуют уменьшению вероятности закупорки коронарных артерий и возникновения инфаркта миокарда. Увеличение потенциальных резервов и мощности сердечной мышцы может в течение даже длительного времени воздействия неблагоприятных факторов на организм не приводить к возникновению сердечно-сосудистых расстройств у тренированных людей.

Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам

Адаптация организма к физическим нагрузкам заключается

— в моби­лизации и использовании функциональных резервов организма,

— в совер­шенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции, которые начинают работать со­вершеннее, интенсивнее и экономичнее.

В основе адаптации к физическим нагрузкам лежат нервно-гуморальные механизмы, включающиеся в дея­тельность и совершенствующиеся при работе двигательных единиц (мышц и мышечных групп). При адаптации спортсменов происходит усиление деятельности ряда функциональных систем за счет мобилизации и использования их резервов, а системообразующим фактором при этом должен являться приспособительный полезный результат — выполне­ние поставленной задачи, т. е. конечный спортивный результат.

1.2.1.Закономерности адаптации в процессе спортивной тренировки (срочная и долговременная адаптация, физиологическая и биохимическая характеристика «срочных», «отставленных», «кумулятивных» тренировочных эффектов)

Спортивная тренировка – это процесс направленной адаптации к физическим нагрузкам. Физические нагрузки – это основной стимул, вызывающий адаптационные изменения в организме, которые способствуют росту тренированности. Физические нагрузки вызывают определенные биохимические и физиологические изменения, которые определяют тренировочный эффект.

Степень воздействия на организм определяетсяинтенсивностью физических нагрузок, длительностью выполнения, числом повторений и паузами отдыха, характером и типом используемых упражнений. При этом совокупное воздействие указанных факторов вызывает перестройки обмена веществ и выражается в улучшении функциональной подготовленности. Биохимическая адаптация организма – это совокупность биохимических процессов, которые обеспечивают эффективную и экономичную деятельность организма и способствуют сохранению относительно постоянного уровня гомеостаза. Адаптация обеспечивается высокоэффективной работой регуляторных систем, физиологических систем и определенным уровнем метаболизма.

Адаптация носит фазный характер (учитывает время реализации приспособительных реакций), различают две фазы: срочную и долговременную.

При всем многообразии индивидуальной фенотипической адаптации развитие ее у человека характеризуется некоторыми общими чертами. Сре­ди таких черт в приспособлении организма к любым факторам среды сле­дует выделять два вида адаптации — срочную, но несовершенную (функциональную), и дол­говременную, совершенную (пластическую) (Меерсон Ф.З., 1986).

Срочная адаптация возникает непосредственно после нача­ла действия раздражителя и может реализоваться на основе готовых, ранее сформировавшихся физиологических механизмов и программ. Отличительной чертой срочной адаптации является то, что деятельность организма протекает на пределе его возможностей при почти полной мобилизации физиологических резервов, но далеко не всегда обес­печивает необходимый адаптационный эффект. На уровне нервной и нейрогуморальной регуляции реализуется интен­сивное, избыточное по своему пространственному распространению воз­буждение корковых, подкорковых и нижележащих двигательных центров, которому соответствует значительная, но недостаточно координированная двигательная деятельность. Этот процесс характеризует начальный этап формирования двигательного навыка.

Со стороны двигательного аппарата срочная адаптация проявляется включением в реакцию дополнительной части двигательных единиц, а также генерализованным вовлечением лишних мышечных групп. В резуль­тате сила и скорость сокращения мобилизованных мышц оказываются ог­раниченными, но максимально достижимыми для данного вида адаптации; координация мышц недостаточно совершенна.

На уровне вегетативных систем обеспечения срочной адаптации к физическим нагрузкам наблюдается максимальная мобилизация функцио­нальных резервов органов дыхания и кровообращения, но реализующихся при этом неэкономным путем. Так, увеличение минутного объема крови достигается ростом частоты сердечных сокращений при ограниченном возрастании ударного объема. Увеличение легочной вентиляции осуществ­ляется за счет возрастания частоты дыхания, но не глубины дыхания, при этом наблюдается несоответствие между частотой дыхания и движений. В итоге легочная вентиляция все же не избавляет от развития гипоксии и гиперкапнии.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 2551 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

4.Физиологические основы адаптации организма к физическим нагрузкам

Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с адаптацией организма к физическим нагрузкам и с ее ролью в двигательной подготовке, следует остановиться на общих положениях об адаптации как универсальном свойстве человека.Под адаптацией принято понимать процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме. Способность различных систем организма эффективно приспосабливать свою деятельность к меняющимся условиям окружающей среды, и в частности к физическим нагрузкам, обеспечивается, в первую очередь, работой центральных регуляторных механизмов. Создание в процессе эволюции человека регуляторных систем привело к появлению возможности более тонко и точно реагировать на внешнею среду и к увеличению диапазона приспособляемости без морфологической и биохимической перестройки тканей, адаптации за счет физиологических механизмов, изменения функций подготовки, оптимизации ответных реакций [1, с. 45].

Иначе говоря, все физиологические реакции могут быть либо адаптированными к определенным условиям среды (физической нагрузке), т.е. прошедшими процесс адаптации, либо не адаптированными, т.е. находящимися в процессе адаптации. Поэтому индивидуальная адаптация человека в динамике должна рассматриваться как предварительный процесс, в котором основным является создание новых адаптивных программ на основе информации об изменении внешней среды (физической нагрузки) и последующее состояние уже с наличием выработанных, сохраняющихся длительное время программ, механизмов их активного поиска, на основе которых ответные реакции организма с помощью систем регуляции доводятся до оптимальных.

Применительно к двигательной подготовке наибольшее значение имеют два типа адаптации: срочная (нестабильная) и долговременная (стабильная). Проявлением срочной адаптации может служить реакция организма спортсмена на однократную физическую нагрузку. Характер реакции при этом обусловливается силой воздействия нагрузки, уровнем возможностей функциональных систем организма и их способностью к эффективному восстановлению.

В срочных адаптационных реакциях можно выделить три стадии:

1.активизируется деятельность различных функциональных систем и их компонентов, обеспечивающих выполнение определенной деятельности;

2.деятельность функциональных систем осуществляется в так называемом устойчивом состоянии;

3.нарушается оптимальное соотношение между потребностями и их удовлетворением в результате развития утомления.

Необходимо помнить, что слишком частое применение нагрузок, связанных с переходом организма в третью стадию, может отрицательно сказаться на этапах формирования долговременной адаптации, а следовательно, и развитии двигательных способностей. Направленность долговременной адаптации находится в прямой зависимости от преимущественной направленности применяемой тренировочной нагрузки. Так, например, работа, направленная на развитие аэробных возможностей организма, приводит к возникновению адаптивных изменений в органах и функциях, определяющих уровень аэробной производительности; выполнение нагрузки силовой направленности приводит к увеличению объема мышц, повышению энергетического потенциала их волокон, улучшению мышечной координации и т.д. С ростом уровня двигательной подготовленности адаптационные реакции становятся все более специфическими, что необходимо учитывать при выборе средств и методов развития двигательных способностей. У более подготовленных это наблюдается значительно реже. Сохранение достигнутого уровня долговременной адаптации требует систематического применения поддерживающих нагрузок. Прекращение и существенное уменьшение тренировочных нагрузок вызывает противоположный адаптации процесс — деадаптацию, которая распространяется на все стороны подготовленности занимающихся, в том числе и физическую. Деадаптация протекает тем быстрее, чем короче период формирования адаптации, причем темпы снижения уровня развития различных двигательных способностей и компонентов функциональной подготовленности неодинаковы [5, с. 32].

Между нагрузкой и адаптацией существуют закономерные связи, которые необходимо учитывать в программировании учебно-тренировочного процесса.

1. Адаптационные процессы происходят лишь тогда, когда внешние стимулы достигают определенной интенсивности и определенного объема. Большой объем нагрузки без нужной интенсивности не ведет к адаптации так же, как интенсивные нагрузки слишком малых объемов. Чем больше величины нагрузок приближаются к индивидуальной оптимальной величине, зависящей от способности занимающегося в данный момент к достижениям и перенесению нагрузок, тем быстрее протекает процесс адаптации. Чем больше отклоняются нагрузки (в ту или иную сторону) от оптимума, тем ниже тренировочный эффект. Чрезмерно большие нагрузки или неправильное соотношение между их компонентами (объемом и интенсивностью) нарушают адаптационную и регуляторную способность организма и вызывают снижение работоспособности.

2. Адаптационный процесс — результат правильного чередования нагрузки и отдыха. Нагрузка в учебно-тренировочном процессе вначале вызывает утомление в результате затрат функциональных и энергетических ресурсов (потенциалов), что временно снижает функциональные возможности организма. Это и есть решающий раздражитель для процессов приспособления, которые преимущественно осуществляются в фазе отдыха. В биохимическом аспекте при этом происходит не просто восстановление использованных источников энергии, а восстановление с превышением исходного уровня. Эта сверхкомпенсация составляет основу повышения функций организма и его двигательной подготовленности.

Процесс адаптации не только позволяет занимающимся достигать более высокого уровня двигательной подготовленности, но и расширяет психофизические возможности переносить нагрузки. Прежние нагрузки преодолеваются легче, чем раньше, и вызывают меньшее утомление. Тренирующее действие стандартных нагрузок при этом все больше снижается, и вскоре они начинают способствовать только сохранению ранее достигнутого состояния. Этот закономерный процесс. Адаптация организма происходит всегда в направлении, обусловленном структурой нагрузки. Нагрузка с большим объемом и малой или средней интенсивностью способствует развитию прежде всего выносливости; нагрузка же малого объема, но субмаксимальной или максимальной интенсивности — развитию в первую очередь силовых и скоростных способностей. У студентов с низким уровнем физической подготовленности каждая нагрузка оказывает более комплексное воздействие, чем у более подготовленных. Отсюда нагрузки малой и средней интенсивности, создающие основу для развития работоспособности у студентов с низким уровнем физической подготовленности, развивают в известной мере также силовые и скоростные способности [2, с. 132].

Адаптивные изменения специфичны и определяются характером тренирующих воздействий. Так, при нагрузке силовой и скоростно-силовой направленности увеличивается физиологический поперечник мышечных волокон, появляются новые ферменты, накапливаются энергетические субстраты (гликоген, фосфагены). При работе взрывного характера в первую очередь гипертрофируются быстрые мышечные волокна. При работе на выносливость адаптация в виде рабочей гипертрофии выражена слабее, структурные изменения заключаются главным образом в увеличении числа митохондрий.

Способность к прогрессивному изменению функциональных свойств систем и органов в процессе тренировки — тренируемость имеет врожденные, генетические предпосылки. К ним следует отнести соотношение быстрых и медленных волокон в скелетных мышцах, уровень максимального потребления кислорода, сердечный ритм и артериальное давление в условиях покоя, устойчивость к гипоксии и др. Генетические задатки предопределяют темпы адаптации к физическим нагрузкам на выносливость (например, медленное нарастание с высоким конечным эффектом), к скоростным и скоростно-силовым нагрузкам (например, быстрое нарастание скоростно-силовых качеств и достижение высоких конечных значений). При плохой тренируемости, несмотря на длительные и напряженные тренировки, уровень тренированности остается низким, а спортивное мастерство, как правило, не превышает требований массовых спортивных разрядов.

Тренируемость наиболее полно может быть раскрыта только в процессе специализированной тренировки. Для людей, не занимающихся спортом, главными лимитирующими факторами при физической нагрузке являются возможности организма в транспорте кислорода к работающим мышцам, в интенсификации энергообмена. Эти возможности сравнительно легко поддаются тренирующему воздействию. В настоящее время значительно расширились наши представления о границах тренируемости важнейших систем жизнеобеспечения. Это следует учитывать как при планировании максимальных объемов нагрузки для спортсменов высокой квалификации, так и при определении начальных (исходных) ее величин для нетренированных людей [1, с. 73].

Глава 7. Социальные аспекты адаптации детей

7.2. Адаптация детей к социальным факторам

7.2.3. Адаптация детей к физическим нагрузкам

Изучение адаптивных возможностей детского организма к мышечной деятельности позволяет определить характер текущих изменений, происходящих в организме под влиянием мышечной деятельности, прогнозировать возможные нарушения в состоянии здоровья и рационально организовывать процесс физического воспитания.

Актуальность проблемы адаптации организма детей к физическим нагрузкам определяется еще и тем, что нередко в практику физического воспитания детей переносятся принципы использования физических нагрузок, принятых у взрослых. Между тем в процессе возрастного развития, на каждом этапе онтогенеза меняется диапазон приспособляемости к физическим нагрузкам.

Изменение функционального состояния организма при физнагрузках проявляется в повышении возбудимости и лабильности ведущих для данной деятельности физиологических систем и в упрочении взаимодействия между этими системами. В зависимости от вида деятельности процессы адаптации и изменение функционального состояния происходят преимущественно в системах, наиболее активно участвующих в обеспечении выполняемых ребенком действий. Это изменение функционального состояния в конечном счете обеспечивает успешность обучения детей и подростков.

• С физиологической точки зрения динамика функционального состояния обеспечивается суммацией следов нервного возбуждения при многократном повторении однотипных действий. Развитие работоспособности в процессе обучения происходит в результате перехода от первой ко второй фазе парабиоза:

I фаза – при умеренной интенсивности повторяющихся раздражений происходит усвоение ритма и, как следствие, повышение возбудимости и лабильности;

II фаза – при интенсивности раздражений выше оптимального уровня происходит обратный процесс – снижение возбудимости и лабильности. Показатели работоспособности возрастают в период врабатывания и уменьшаются в период утомления.

Сердечно-сосудистая система – основное звено в транспортировке кислорода к работающим мышцам. Именно предельными возможностями повышения минутного объема крови (МОК), в первую очередь ударного объема крови (УО), ограничивается увеличение доставки тканям кислорода при мышечной работе. При этом механизмы внешнего и тканевого дыхания оказываются использованными еще не до конца. Показано, что приспособление системы кровообращения к мышечной работе происходит путем перераспределения крови между работающими и неработающими органами. Увеличиваются МОК и артериальное давление. В самом начале работы циклического характера при сокращении большой группы мышц в результате работы «мышечного насоса» увеличивается приток крови к сердцу. В связи с этим увеличивается частота и сила сердечных сокращений и соответственно возрастают УО и МОК. В работающих мышцах отмечается падение сосудистого тонуса, расширение сосудов, уменьшение сопротивления и увеличение кровотока, величина которого по современным представлениям определяется тремя основными факторами:

– местными вазодиляторными механизмами;

– работой мышечного насоса;

– препятствием току крови, создаваемым мышцами при сокращении.

Благодаря рефлекторным влияниям осуществляется регуляция просвета сосудов в неработающих областях, приводящая к перераспределению крови между органами. Имеются данные об отсутствии существенных различий в частоте пульса у детей при выполнении работы максимальной мощности. Если у 13-летних школьников частота пульса при достижении максимального потребления кислорода составляла 205 уд./мин, то у 14-15-летних – 200, а у 16-18-летних – 189 уд./мин.

При изучении переходных процессов от покоя к устойчивому состоянию при таких нагрузках, как бег, езда на велосипеде, отмечают более быстрое достижение максимальной для стандартной нагрузки ЧСС у младших школьников по сравнению со взрослыми. У детей способность к устойчивому поддержанию усиленных функций меньше, чем у взрослых. Интервал стабильности вегетативных функций ЧСС, ЧД, АД с возрастом (от 8 до 17 лет) увеличивается. В большей степени это зависит от неспособности организма ребенка функционировать при сдвигах гомеостаза. Однако данная способность нарастает с возрастом.

Для оценки у детей в ходе индивидуального развития реактивности вегетативных функций, в частности ЧСС при мышечной работе, представляет интерес концепция о потенциальной лабильности. Этот параметр связывает диапазон между естественным ритмом, в котором работает соответствующий орган или система органов, и максимально возможным. По мнению И. А. Аршавского, в результате повышения с возрастом тонуса вагуса происходит снижение интенсивности физиологических отправлений в условиях относительного покоя. Вместе с тем повышается максимально возможный ритм деятельности вегетативных систем. Отмеченное и определяет увеличение диапазона функциональных возможностей в ходе развития организма. Дети старших возрастных групп по сравнению с младшими обладают большей потенциальной лабильностью нервных механизмов, регулирующих кровообращение.

Многочисленными исследованиями показано увеличение с возрастом всех компонентов артериального давления (АД) – минимального, максимального и пульсового. При мышечной работе у детей школьного возраста наблюдается повышение максимального давления, снижение минимального. Среднее давление меняется незначительно. Выявлено, что чем старше дети, тем больше сдвиг показателей АД. Восстановление АД до исходных величин происходит тем быстрее, чем старше возраст. После физической нагрузки у детей отмечается появление феномена «бесконечного тона». Несмотря на частую констатацию этого явления, его механизм до сих пор не объяснен. Ряд исследователей расценивают такой тип реакций, как дистоничный, или дисрегуляторный.

Результаты изучения динамики потребления кислорода при выполнении нагрузок разной интенсивности свидетельствуют о том, что нагрузки, предельная продолжительность которых превышает 2,5 мин, обеспечиваются преимущественно аэробными процессами дыхания. При выполнении нагрузок, уравненных по интенсивности, эффективность кислородно-транспортной системы организма повышается с возрастом детей за счет снижения рабочего уровня ЧСС и ЧД.

Таким образом, физическая работоспособность во многом зависит у школьников от учебной деятельности и является показателем адаптации к этой деятельности.

Адаптация организма к физическим нагрузкам

С биологической точки зрения физическая подготовка представляет собой процесс направленной адаптации организма к тренировочным воздействиям. Нагрузки, применяемые в процессе физической подготовки, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме. Тренировочный эффект определяется направленностью и величиной физиологических и биохимических изменений, происходящих под воздействием применяемых нагрузок. Глубина происходящих при этом в организме сдвигов зависит от основных характеристик физической нагрузки:

интенсивности и продолжительности выполняемых упражнений;

количества повторений упражнений;

продолжительности и характера интервалов отдыха между повторением упражнений.

Определенное сочетание перечисленных параметров физических нагрузок приводит к необходимым изменениям в организме, к перестройке обмена веществ и, в конечном итоге, к росту тренированности.

Процесс адаптации организма к воздействию физических нагрузок имеет фазный характер. Поэтому выделяют два этапа адаптации: срочный и долговременный (хронический).

Этап срочной адаптации сводится преимущественно к изменениям энергетического обмена и связанных с ним функций вегетативного обеспечения на основе уже сформированных механизмов их реализации, и представляет собой непосредственный ответ организма на однократные воздействия физических нагрузок.

При многократном повторении физических воздействий и суммировании многих следов нагрузок, постепенно развивается долгосрочная адаптация. Этот этап связан с формированием в организме функциональных и структурных изменений, происходящих вследствие стимуляции генетического аппарата нагружаемых во время работы клеток. В процессе долговременной адаптации к физическим нагрузкам активируется синтез нуклеиновых кислот и специфических белков, в результате чего происходит увеличение возможностей опорно-двигательного аппарата, совершенствуется его энергообеспечение.

Фазовость протекания процессов адаптации к физическим нагрузкам позволяет выделять три разновидности эффектов в ответ на выполняемую работу.

Срочный тренировочный эффект, возникающий непосредственно во время выполнения физических упражнений и в период срочного восстановления в течение 0.5 — 1.0 часа после окончания работы. В это время происходит устранение образовавшегося во время работы кислородного долга.

Отставленный тренировочный эффект, сущность которого составляет активизация физической нагрузкой пластических процессов для избыточного синтеза разрушенных при работе клеточных структур и восполнение энергетических ресурсов организма. Этот эффект наблюдается на поздних фазах восстановления (обычно в пределах до 48 часов после окончания нагрузки).

Кумулятивный тренировочный эффект — является результатом последовательного суммирования срочных и отставленных эффектов повторяющихся нагрузок. В результате кумуляции следовых процессов физических воздействий на протяжении длительных периодов тренировки (более одного месяца) происходит прирост показателей работоспособности и улучшение спортивных результатов.

Небольшие по объему физические нагрузки не стимулируют развитие тренируемой функции и считаются неэффективными. Для достижения выраженного кумулятивного тренировочного эффекта необходимо выполнить объем работы, превышающий величину неэффективных нагрузок.

Дальнейшее наращивание объемов выполняемой работы сопровождается, до определенного предела, пропорциональным увеличением тренируемой функции. Если же нагрузка превышает предельно допустимый уровень, то развивается состояние перетренированности, происходит срыв адаптации.

Формы адаптации организма к физическим нагрузкам

Выделяют рациональную и нерациональную формы адаптации.

Лучше всего изучены эти формы адаптации к повышенным физическим нагрузкам для костей и сердечной мышцы.

Рациональная форма адаптации трубчатой кости к постепенно повышающимся механическим нагрузкам проявляется длительным сохранением механизмов нормального роста (удлинением кости, расширением ее эпифизов и диафиза за счет поднадкостничного отложения костного вещества, расширением костномозговой полости благодаря разрушению компактного вещества изнутри). Биомеханическая оправданность этой формы приспособления кости к нагрузке заключается в том, что, увеличивая свой наружный диаметр, кость повышает прочность.

Нерациональная форма адаптациикости проявляется очень быстрым, «стремительным» ее ростом в условиях значительных механических воздействий и преждевременным завершением его. Имея меньший наружный диаметр, такая кость отличается меньшей прочностью. В части случаев она компенсирует этот недостаток отложением костного вещества изнутри, со стороны костномозговой полости, что менее экономично.

Рациональная форма адаптации сердечной мышцы протекает без отчетливой гипертрофии миокарда. Она развивается постепенно, с использованием механизмов внутриклеточной (молекулярной, внутриорганоидной, органоидной) регенерации. Происходит нормализация органелл за счет ускоренного их обновления в кардиомиоцитах. Полное использование этих возможностей наряду с другими изменениями сердца делает излишним появление новых органелл и гипертрофию кардиомиоцитов.

Нерациональная форма адаптации сердечной мышцы характеризуется как ведущим признаком гипертрофией кардиомиоцитов и миокарда в целом. Возможности внутриклеточного обновления органелл полностью не используются.

Разграничивающим рациональную и нерациональную формы адаптации служит фактор времени, производный от фактора соразмерности уровня нагрузки биологическим возможностям органа. Несоразмерность нагрузки нарушает правило постепенности развертывания онтогенетических процессов с их ускорением. Для сердечной мышцы это означает невозможность использования огромного резерва внутриклеточной регенерации, для кости — нормальных механизмов поднадкостничного образования костного вещества.

При интенсивных занятиях спортом иммунологическая защита организма может ухудшаться, что повышает заболеваемость и действующих спортсменов, и спортсменов, прекративших активные занятия.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

тест по адаптации живых организмов. тест виды адаптаций. Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды

Название Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды
Анкор тест по адаптации живых организмов
Дата 10.11.2019
Размер 61.5 Kb.
Формат файла
Имя файла тест виды адаптаций.doc
Тип Документы
#94491
Подборка по базе: Туристские маршруты и их виды.docx, тест виды адаптаций.doc, Виды соединений. Технологический процесс сборки (ТПС) и его сост, Политический режим, его сущность и основные виды.doc, курсач механизмы.docx, Соц адаптация.docx, Сущность и виды таможенных пошлин.docx, Контрольные вопросы по теме Коммуникация и ее особенности. Виды , СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УС, Диплом адаптация персонала.docx.

Тест по теме §2. Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды.
Выберите правильный ответ:

1. Любой расовый признак (темная кожа, узкие глаза и т.п.) – это пример адаптации:

2. Через какую стадию стресс-реакции каждый человек проходит множество раз:

б) стадия возбуждения;

в) стадия тревоги;

г) все три стадии.

3. Что не является природной катастрофой:

г) космическая катастрофа.

4. К естественным катастрофам относят:

г) военные конфликты.
Выберите несколько правильных ответов:

5. Выделите морфологические адаптации:

а) нарастание мышечной массы при физической работе;

б) усиление работы сердца при физической нагрузке;

в) огрубление кожи у лаборантов, работающих с химическими реактивами;

г) разнообразие цвета радужки у представителей европеоидной расы;

д) темный цвет кожи у представителей негроидной расы;

е) усиление расщепления жиров при плавании.
6. Из перечня адаптаций выберите только те, которые относятся к социальным:

б) накопление жиров в организме при интенсивном питании;

в) знание иностранного языка;

г) тренировка системы терморегуляции в результате закаливания;

е) изменение размера зрачка при ярком и тусклом освещении;

ж) получение профессии.
Установите правильную последовательность

7. Установите последовательность стадий, происходящих при «стресс-реакции»:

Восстановиться после активной тренировки помогут несколько простых лайфхаков

Любители спорта и профессиональные спортсмены после интенсивных тренировок, как правило, ощущают в мышцах легкую боль. А наутро это незначительное ощущение сменяется тяжестью во всем теле. Оно становится тяжелым, будто налитым свинцом. И вам хочется покинуть свое увлечение спортом

Не спешите расставаться со спортом. Неприятных ощущений можно избежать, если знать основные способы восстановления после тренировок. Несколько таких способов предлагают специалисты.

В солидных фитнес ‑ центрах массажные кабинеты размещаются на месте, в помещении для занятий спортом. Посетить массажный кабинет после тренировок может каждый.

Правильная техника массажа (а в салонах работают опытные массажисты) помогает снять усталость и отек мышц; кровообращение и подвижность суставов улучшается.

Утерянные запасы калорий после интенсивной тренировки следует постепенно восполнить приемом полезной и сбалансированной пищи.

При этом следует избегать фастфуда, или посещение ресторана, где обильная пища может только навредить.

Лучше трапезничать дома, и пусть в рацион вашего обеда или ужина войдут продукты, богатые белками и углеводами. Это могут быть, например творог, индейка, куриная грудка.

Пищевые добавки

Такие добавки продаются в любом спортивном магазине. Но прежде, чем их покупать, посоветуйтесь с врачом, что именно вам можно принимать из длинного ассортимента этих добавок.

Принимать их можно согласно рекомендации до, во время и после тренировки.

Посещение сауны можно комбинировать с массажем. Сама сауна – турецкая или финская, — положительно влияет на здоровье сердца.

Также необходимо ограничить время пребывания в сауне: людям с заболеваниями легких или сердца надо проконсультироваться с врачом, который даст соответствующие рекомендации.

Даже если вы абсолютно здоровы, не сидите в сауне более 20 минут. Температура в сауне должна находиться в пределах 100 °С, и ничуть не выше.

Бывает случаи, о которых рассказали сами спортсмены, что после тренировок они ощущают прилив бодрости и сил. И спешат на свои молодежные тусовки.

А вот это ошибка, которую совершают многие спортсмены. Ваше тело не успевает до утра отдохнуть, ведь только качественный сон на притяжении 8 часов восстанавливает работу нервной системы.

Основной признак полноценного сна – это утреннее самочувствие: если вы просыпаетесь бодрым, исполненным силы и энергии, ваш сон был действительно качественным.

Восстановительная тренировка

Когда вы регулярно посещаете спортзал, и вы укладывае6тесь на тренировках, как говорится, «по полной», вам непременно нужен восстановительный период , чтобы организм набрался сил и энергии, иначе вы просто можете «сойти с дистанции» и покинуть занятия спортом навсегда.

Поэтому не выкладывайтесь по полной, и несколько дней подряд проведите в занятиях спортом, не напрягаясь. Поиграйте в баскетбол, футбол или волейбол, совершите легкую пробежку, покатайтесь на велосипеде, займитесь йогой.

Такие занятия подготовят платформу для лучшей адаптации к нагрузкам.

Ссылка на основную публикацию