74 броска классического дзюдо | Karate-krs.ru

74 броска классического дзюдо

74 броска классического дзюдо

Победы и паражения в дзюдо: столкновение дзюдо с джиу-джитсу — Кимура против Грейси

В 1900 году, школа Кодокан Дзюдо перенесла сокрушительное поражение в соревнованиях против Фусэн Рю дзю-дзюцу. Эта школа специализировалась в НЭ ВАЗА или методах поединка лежа, и благодаря отточенной технике и тактике этого раздела бойцы стиля Фусэн Рю дзю-дзюцу убедительно доказали свое превосходство перед борцами дзюдо, выиграв почти все поединки болевыми и удушающими приемами.

Сам Кано всегда предпочитал бросковую технику. Он понимал значение и необходимость борьбы лежа, но его персональным предпочтением были более зрелищные и амплитудные приемы, которые он заимствовал и переработал из Кито Рю дзю-дзюцу. Свидетельством этого является ранняя программа Кодокан Дзюдо, систематизированная Кано в 1895 году. Среди технических действий Гокю но Ваза не было ни одного приема борьбы лежа, и вся программа обучения содержала только броски. Отсутствие навыка борьбы лежа и привело к поражению борцов Кодокан в соревнованиях.

Немаловажную роль в этом сыграло и то, что за Кодокан уже не выступали мастера других стилей дзю-дзюцу, как это было в раннее время в известной битве Дзюдо против Тоцука-ха Йошин Рю, когда Кодокан выставил в качестве своих учеников представителей Ошикиучи (Дайто Рю айки дзю-дзюцу) и еще нескольких школ традиционного дзю-дзюцу.

После этого поражения, Кано попросил главу Фусэн Рю дзю-дзюцу мастера Матаемона Танабэ показать ему базовые элементы программы и основные методы этой школы, и, вскорости, обнаружив подобные разработки также в Дзикишин Рю дзю-дзюцу он включил их в программу обучения Кодокан Дзюдо. Считается, что с этого момента Кодокан начал склоняться к борьбе лежа.

В 1914, Всеяпонский чемпионат высших школ, начался в Киото в Имперском Университете. Он стал первым шагом к созданию КОСЭН ДЗЮДО или методам борьбы лежа. Эта форма дзюдо стала настолько популярной и развитой, что в 1925 году, Кано заметил постепенный отход опытными дзюдоками от бросковых техник. Тенденция к акценту на борьбу лежа возникла как у новых студентов, так и у уже опытных мастеров дзюдо, т.к. эффективность этой техники, и, главное простота ее применения против борцов, превосходящих в весе, была очевидной, по сравнению с техникой броска.

В связи с этим правила соревновательного Дзюдо были переработаны и в них были введены особые требования, чтобы все поединки начинались из позиции в стойке, удобной для выполнения бросковой техники. Согласно новым правилам, если один участник соревнований пытался перевести противника в положение лежа просто потянув или повиснув на нем без попытки проведения броска или активного сбивания, его противник автоматически объявлялся победителем.

Несмотря на явное предпочтение бросковой техники, Кано понимал необходимость повышать квалификацию учеников в Косэн Дзюдо, и ощущал острую нужду в специалистах, которые будут серьезно заниматься разработкой этого раздела.

Для этого, Турнир Семи Университетов, который регулярно проводится в Японии по сей день, был освобожден от этих новых правил Кодокан. Студенты Косэн Дзюдо представляли собой элиту борцов, и в поединках, проводимых ими, считалось позорным подать сигнал о сдаче хлопком или голосом. Удушения и травмы суставов при выполнении болевых приемов были неизбежным концом множества схваток. Конечно, такие жесткие тренировки привели к быстрому росту опыта и мастерства и появлению настоящих профессионалов в борьбе лежа.

После создания Международной Федерации Дзюдо в 1951 году, популярность этого вида борьбы стала быстро возрастать.

В это время руководство Бразильской школы, известной позже под названием Грейси Дзю-Дзюцу решило, что пришло время воспользоваться преимуществом волны популярности Дзюдо для развития собственного направления.

Существующая в Бразилии с начала первого десятилетия 20-го века школа японской борьбы начала свою историю с момента приезда Мицуо Маэда , мастера 4-го дана Кодокан Дзюдо, который к тому времени выиграл более 1000 поединков в странах Америки. Пользуясь поддержкой влиятельного политика Грейси, Маэда стал обучать дзюдо его сыновей, делая акцент на использовании Косэн Дзюдо в качестве основного метода боя.

К 1951 году, они завоевали репутацию сильнейших борцов в Бразилии и стали называть свой стиль « Дзю-Дзюцу семьи Грейси». Это название подчеркивало применение идей мягкости и гибкости в поединке и, в общем, не противоречило концепциям Кодокан, воспринятым ими у Маэды. Также, Грейси заимствовали из дзюдо систему рангов, изменив аттестационную программу по своему усмотрению.

По сути же, их стиль был классическим Косэн дзюдо, в том самом виде, в котором они получили его у Маэды за сравнительно недолгое время обучения. Маэда успел передать только базовые элементы и некоторые продвинутые техники перед своим возвращением в Японию, однако это не помешало сменить название, включив имя своей семьи и присвоить себе и ученикам мастерские степени.

Для завоевания мировой известности, в 1951 году, лучший боец школы Хелио Грейси отправил в Японию официальный вызов на поединок любому представителю Кодокан Дзюдо.

В скорости после получения вызова, Масахико Кимура , чемпион Всеяпонского Чемпионата по Дзюдо 1949 года был послан в Бразилию для проведения этого поединка.

Кимура имел в мире дзюдо устрашающую репутацию одного из сильнейших бойцов. Приехав в Бразилию, он предложил Грейси сразиться со своим младшим ассистентом, проинформировав общественность, что, если Грейси не победит в поединке, он просто не потрудится с ним бороться. После того, как Хелио Грейси выиграл этот матч у юного борца, Кимура официально признал вызов и согласился на бой.

Более 20 тысяч бразильцев, включая президента и вице-президента страны приветствовали Кимуру и Грейси, стоящих друг перед другом. Для того чтобы подчеркнуть значение этого события, семья Грейси провела мощную рекламную компанию, через средства массовой информации сообщив о предстоящем поединке в Европу и Америку.

Как только поединок начался, Кимура мгновенно захватил инициативу, и, не дав Хелио Грейси провести ни одного технического действия мгновенно бросил его на мат. Кимура не стал продолжать преследование и переходить в борьбу лежа, а позволил противнику встать, чтобы провести еще целый каскад эффективных бросков, каждый из которых буквально вбивал того в татами.

Интересно, что, заранее зная о том, что «визитной карточкой» соревновательных поединков Кимуры являются мощные броски, организаторы поединка из семьи Грейси установили необычайно мягкие маты, которые сводили на нет эффективность подобной техники. (Однако вероятно представителям Бразилии было неизвестно, что Масахико Кимура также специализировался в Косэн дзюдо и был великолепным специалистом в разделе борьбы лежа).

Поняв, что из-за этого, Грейси не будет травмирован бросковой техникой так быстро, как ему бы хотелось, Кимура, после очередного броска, поглощенного мягким покрытием последовал за противником на мат и провел удержание. Когда Грейси попытался уйти от удержания, Кимура, воспользовавшись этим движением, захватил его руку в замок и чисто провел болевой прием на локтевой сустав. После небольшой паузы, когда Хелио Грейси отказался сдаться, и попытался продолжать поединок, Кимура вынужден был сломать ему руку, что он и сделал.

Даже после этого, Грейси отказался признать поражение, и тогда Кимура произвел болевой захват головы и шеи. Кровь хлынула из ушей бразильского борца и Кимура, наклонившись к его голове, громко спросил «с вами все в порядке?». Грейси ответил «да», и тогда Кимура по словам очевидцев «стал крушить ему голову, как перезрелый арбуз». После этого, представители семейства Грейси выбросили полотенце, признав позорное поражение.

Поединок длился около 13 минут.

Слава семьи Грейси утихла, и представители этой школы ждали еще 35 лет пока не сделали еще одну попытку завоевать мировое признание для своего стиля дзюдо.

Нужно отметить, что Хелио Грейси отказался признать поражение и выступил с обвинениями против своего брата, выбросившего полотенце. В одном из сайтов есть версия, что представитель Грейси выбросил полотенце после проведения болевого приема на руку, еще до травмы.

Видео дзюдо против бразильского джиу-джитсу


Кимура против Хелио Грейси ( helio gracie vs kimura)

Дзюдо (яп. 柔道, дословно — «мягкий путь») – олимпийский вид спорта, в котором разрешены броски, болевые и удушающие приемы. Болевые приемы разрешено проводить только на руки противника. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката. В дзюдо очень важна ловкость, а также принципиально использование силы соперника.

Дзюдо базируется на трёх главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, наилучшее использование тела и духа, и поддаться, чтобы победить.

Международная федерация дзюдо (англ. International Judo Federation, IJF) была образована в июле 1951 года. IJF устанавливает правила соревнований по дзюдо и проводит континентальные и мировые чемпионаты.

История возникновения и развития дзюдо

По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к современным боевым искусствам. Борьба дзюдо была создана профессором Дзигоро Кано. В 1882 году Кано открыл в Токио первую школу дзюдо «Кодокан». Через год им была создана система разрядов, а в 1887 году была окончательно сформирована техника дзюдо. Первый чемпионат мирового уровня прошел в Токио 1956 году, после чего соревнования такого масштаба стали проводится регулярно и не только в Японии.

На протяжении долгих лет в дзюдо не существовало весовых категорий. Как считали сами японцы, главное – это не сила, а искусство владения тайной техникой. Но после поражения японцев на четвертом чемпионате мира правила были изменены и появились весовые категории. Начиная с 1964 году дзюдо, было внесено в программу Олимпийских игр.

В 1980 году был проведён первый чемпионат мира среди женщин, а в 1992 году соревнования по дзюдо среди женщин были включены в официальную программу летних Олимпийских игр в Барселоне.

С 2005 года Европейский союз дзюдо стал проводить соревнования по ката. В 2008 году в Париже Международная федерация дзюдо провела первый чемпионат мира по ката.

Правила дзюдо

Кроме весовых категорий, в дзюдо существуют определенные возрастные группы:

  • Младший возраст – мальчики и девочки до 12 лет.
  • Средний возраст – юноши и девушки до 14 лет.
  • Кадеты – юноши и девушки до 17 лет.
  • Юниоры и юниорки – до 20 лет.
  • Молодёжь – до 23 лет.
  • Мужчины и женщины. Ветераны – после 30 лет.

Поединок в дзюдо начинается в положении стоя и по команде «ХАДЖИМЭ». Если нужно остановить поединок, то объявляется команда «МАТЭ». Об окончании поединка сигнализирует команда «СОРО-МАДЭ».

Для победы в поединке атакующий борец в стойке должен выполнить бросок соперника на спину, а в положении лежа – болевой или удушающий прием, либо удержание (30 сек.).

Оценки в дзюдо

«Иппон» — высшая оценка в дзюдо, означает чистую победу. «Иппон» дается за выполнение следующих технических действий:

  • атакующий дзюдоист бросает противника на большую часть спины со значительной силой и скоростью, осуществляя контроль атакуемого дзюдоиста;
  • когда атакующий дзюдоист удерживает своего противника в положении удержания в течение 25 секунд;
  • когда атакуемый дзюдоист дважды или более раз похлопывает рукой или ногой или голосом произносит «МАИТА» (сдаюсь) в результате удержания, удушающего захвата или болевого приема атакующего спортсмена.

«Ваза-ари» — пол победы, дается за выполнение следующих технических действий:

  • атакующий дзюдоист бросает противника, осуществляя контроль, и в броске частично отсутствует один из других трех элементов, необходимых для оценки «ИППОН»;
  • атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания в течение 20 секунд и более, но менее 25 секунд.

При получении второй оценки «ваза-ари» в течение одного поединка, арбитр спортсмена победителем с помощью команды «ваза-ари авасет иппон».

«Юко» — дается за выполнение следующих технических действий:

  • атакующий дзюдоист, осуществляя контроль, бросает противника на бок;
  • атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания в течение 15 секунд и более, но менее 20 секунд.

«Кока» — дается за выполнение следующих технических действий:

  • атакующий дзюдоист, осуществляя контроль, бросает противника на одно плечо или бедро (бедра) или ягодицы;
  • атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания 10 секунд и более, но менее чем 15 секунд.

Наряду с оценками участники могут получать наказания за нарушения требований Правил соревнований дзюдо.

Поединки в дзюдо проходят татами, который состоит из отдельных матов размером 1м х 1м х 4см или 2м х 1м х 4см, сделанных из полимерных материалов. Татами состоит из двух зон разного цвета. В центре татами находится квадрат с минимальными размерами 8м на 8м и максимальными – 10м на 10м, который называется рабочей зоной и состоит из матов одного цвета. Внешняя часть татами, называется зоной безопасности и состоит из матов другого цвета и имеет по периметру размер 3м. В центральной части рабочей зоны на расстоянии 4м друг от друга на маты нанесены белая и синяя полоски шириной около 10 см и длиной около 50 см, служащие для обозначения мест участников перед началом поединка и после его окончания.

Экипировка дзюдоистов

Форма для занятия дзюдо называется – дзюдога и состоит из трех частей: куртка, штаны и пояс. Обычно дзюдога изготавливается из хлопка и должна быть синего цвета у спортсмена, вызванного первым, и белого цвета у второго спортсмена.

Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вдоль туловища. Куртка должна быть достаточно широкой, чтобы запахиваться левой полой на правую не менее, чем на 20 см на уровне нижней части грудной клетки. Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум до точки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавом и курткой должно быть пространство 10-15 см. Брюки должны быть достаточно длинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава или минимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой и брюками должно быть пространство 10-15 см по всей длине штанины. Пояс шириной 4-5 см должен быть обернут дважды поверх куртки и завязан на уровне талии плоским узлом. Длина пояса должна быть такой, чтобы оставались концы длиной 20-30 см. Если костюм участника не соответствует требованиям Правил, судья на контроле или арбитр могут потребовать от участника поменять костюм.

Судейство поединка осуществляет бригада судей:

  • Арбитр. В обязанности арбитра входит руководство поединком, а также выражение своего отношения к действиям спортсменов. Арбитр выносит общее решение судейской бригады.
  • Боковые судьи. Боковой судья должен выражать свое мнение, если оно отличается от решения арбитра при объявлении оценок технических действий или наказаний с помощью соответствующих официальных жестов. Боковые судьи располагаются в противоположных углах за пределами рабочей зоны.

Терминология

Дзюдо (на японском 柔道 «мягкий путь», на русский язык переводится как «гибкий путь») — это японское боевое искусство без оружия, а также философия. Основные правила тренировок и состязаний сформулировал Дзигоро Кано на основе дзю-дзюцу.

Дзюдо является олимпийским и паралимпийским видом спорта. Развитием спортивного дзюдо в мире занимается Международная федерация дзюдо (International Judo Federation, IJF).

Техника дзюдо была положена в основу самбо и бразильского джиу-джитсу. Дзюдо в юности занимались Морихэй Уэсиба (создатель айкидо), Мицуё Маэда (родоначальник бразильского джиу-джитсу), Василий Ощепков (один из создателей самбо) и Годзо Сиода (основатель стиля Ёсинкан айкидо).

Возникновение дзюдо

Дзюдо возникло в Японии в 1880-х годах благодаря мастеру боевых искусств, выдающемуся общественному деятелю и педагогу Дзигоро Кано. Основные техники были взяты из дзю-дзюцу, но главным Кано объявил путь самосовершенствования («до»), а не технику («дзюцу«).

Датой рождения дзюдо считается день основания первой школы дзюдо Кодокан (в переводе с японского «Институт изучения Пути») в 1882 году.

Кодокан — это также и традиционный стиль дзюдо, в котором перед занимающимися ставятся следующие цели: физическое воспитание, подготовка к рукопашному бою и совершенствование сознания.

Какова бы ни была цель — будь то нанесение удара в определенное место или проведение броска определенным способом, всегда должен существовать единый всеобъемлющий принцип, управляющий всей сферой. И этот принцип — оптимальное, наиболее эффективное использование духовной и физической энергии, направленное на достижение конкретной цели. (Кано Дзигоро)

Традиционное и спортивное дзюдо

В традиционном (Кодокан) дзюдо дополнительное внимание уделяется самообороне и философии. Помимо изучения техники борьбы (вадза), тренировочных схваток (рандори) и участия в соревнованиях (сиай), дзюдоисты изучают формальные парные комплексы приёмов (ката), технику реанимации (каппо), а также философские и нравственные аспекты, связанные с дзюдо.

Спортивное дзюдо развивается Международной федерацией дзюдо (IJF). В нем делается акцент на соревновательную составляющую. Соревнования проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр.

Правила соревнований и разрешенные приемы для этих двух типов дзюдо несколько различаются.

Отличия дзюдо от других боевых искусств

В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения. Дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий. Дзюдо более гуманистическое, т.к. из него исключены наиболее опасные для участников приемы. Травмоопасные техники продолжают изучаться в форме ката.

Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на двух главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, а также наилучшее использование тела и духа.

Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания. Это требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями. Этикет и традиции важны для понимания философии дзюдо.

Дзюдо одинаково по всему миру, в нем нет конкурирующих «школ» или «стилей». Система рангов (поясов) в дзюдо едина и общепризнана во всех странах. Если, к примеру, ваш черный пояс зарегистрирован, и у вас есть документы, подтверждающие его присвоение, он будет признан и в другой стране. В других боевых искусствах это не так. Синий пояс по каратэ, полученный в одной школе, необязательно будет признан в школе другого стиля.

Благодаря особому вниманию к общей физической подготовке учеников и развитию навыков самозащиты, дзюдо считается наименее травматичным видом единоборства. Даже в начальной группе Ваш ребенок, освоив падения и кувырки, сможет побороться в спарринге, тогда как в других видах борьбы ему пришлось бы наносить и выдерживать удары. В последнее время возрастает число желающих заниматься дзюдо в более старшем возрасте, т.к. оно позволяет освоить приемы самозащиты и улучшить физическую форму одновременно. Кроме того, благодаря наличию значительной философской составляющей учения, дзюдо является привлекательным абсолютно для всех возрастов.

Дзюдо — любимый вид спорта Президента России В.В. Путина. Он считает, что дзюдо – это занятие и для тела, и для ума. Оно развивает силу, реакцию, выносливость, учит держать себя в руках, чувствовать остроту момента, видеть сильные и слабые стороны соперника, стремиться к наилучшему результату и постоянно работать над собой.

Какие броски и приемы существуют в дзюдо

Дзюдо представляет собой комплексный вид борьбы. Многие увлекаются им для самозащиты, а также для самореализации в физическом плане и для успеха в соревнованиях.

Разнообразные приемы имеют свои цели:

  1. Броски. Это отличный способ повалить соперника, используя его собственный вес.
  2. Сковывание. Это возможность зафиксировать противника и лишить его подвижности и не дать вернуться в бой.
  3. Удары. Классические удары, позволяющие оглушить, нанеси физический урон.

Для того чтобы освоить этот вид борьбы полностью, необходимо целиком освоить каждую часть. Дзюдо могут заниматься дети и уже взрослые люди, как мужчины, так и женщины.

Это отличная возможность закалить себя физически и духовно. Есть особенные приемы именно для этого вида борьбы, вряд ли где-то еще возможно изучить тай-отоси, уги-госи и многие другие.

Бросок может производиться из стойки или же с последующим падением. Это две отдельные категории приемов. В зависимости от ситуации отдать предпочтение следует одной или другой.

В первом случае необходимо внимательно изучить стойку противника и основная задача заключается в том, чтобы научить начинающих разрушать точку опоры другого человека и выполнять правильный подхват.

В зависимости от того, какая часть тела задействуется, рука, бедро или же бросок через ногу, техника может быть разной.

Иногда используются болевые приемы, но чаще достаточно веса противника. Уже за первые тренировки даже дети научатся делать подсечки и сами станут устойчивее, а движения будут увереннее. Такая борьба для детей пригодится для самозащиты, она необходима мальчикам и девочкам в любом возрасте.

Выведение из равновесия нередко осуществляется с помощью техники ката, использующей всего три точки опоры на теле соперника. Популярным является бросок отоши, через спину противника или же суми, выполняемые толчком назад.
Вторая категория представляет собой броски, где требуется упасть, увлекая противника за собой. Дзю — означает мягкость. Очень важно уметь правильно сгруппироваться и бороться так, чтобы не повредить ни себя ни соперника. Даже падение должно быть аккуратным, с целью обезвредить, а не травмировать.


Важно, чтобы только лишь одну цель преследовали все спортсмены, это соревнование, а не драка. Технические приемы должны быть отработаны со спортивным поведением, без лишних эмоций. Тренер с самого начала должен показать и правильно это донести.

Сковывание

Самым распространенным вариантом сковывания является использование болевого приема, например​ это хиза.

Стойки помогают научить себя устойчивости и суметь зафиксировать противника в определенном положении. Во время сковывания следует соблюдать все правила безопасности с обеих сторон.

Сковывание подразделено на удержание, удушение и болевые приемы. В большинстве случаев противники борятся лежа или полулежа, но иногда они могут и стоять, применяя приёмы сковывания.

Японцы начинают обучение при котором боевое искусство будет доведено до совершенства. Необходимо выучить названия, захваты, понять как действует плечо, нога и другие части тела.

Удушающие, удержание и болевые используются с помощью точного знания тела противника. Необходимо уметь воздействовать на горло, грудь, конечности и другие части тела определенным образом, это основы боевых искусств.

Удары в дзюдо занимают далеко не первое место, все же это борьба, а не бокс. Лежа невозможно выполнить многие приемы.

Необходима передняя стойка, из которой наносится большинство ударов. Некоторые из них заканчиваются падением, другие же просто предназначены для ослабевания противника.

Это может быть удар в спину. Есть разные техники в этой борьбе. Вадза и многие другие применяются для исполнения других упражнений.

В ударах же идет разделение на ноги и руки. Для взрослых могут быть применимы приемы изнутри, устойчивость колен дает им возможность изучить больше вариантов.

Простая подножка и удар могут заставить противника упасть, нередко техники, как надо бороться, связаны друг с другом. Например из удара выходить на болевой или же на падение.


Ударная техника также подразделяется на рубящие, тычковые, поддевающие, пинающие.
Это не могут быть защитные комбинации, только лишь нападение. Но у дзюдоистов нередко именно контрудар является лучшей защитой.

Выучив все упражнения и их комбинации, оттренировав их с тренером, можно быть уверенным в собственной физической подготовке и отличной защите. Многие приемы имеют под собой багаж знаний о физическом строение тела, а также определенные психологические навыки, например это хидза-гурума или уки-вадза.
Смотрите видео одного из самых эффектных приемов дзюдо бросок подхватом под одну ногу:

Если вы занимаетесь дзюдо дольше, чем пару недель, то вы уже хорошо знаете, как бросать партнера на татами. Однако, чтобы совершенствовать мастерство бросков в дзюдо, нужно понимать некоторые фундаментальные аспекты.

На первый взгляд, это выглядит довольно просто – вы хватаете своего соперника и бросаете его на пол, используя бедра, ноги или плечи. На поверхности это так, но в своей сути бросок, как правило, разделяется на три или четыре компонента.

Эти компоненты следующие: кудзуси (выведение из равновесия), цукури (вход в бросок), какэ (сам бросок) и переход (действия в партере) после броска.

Кудзуси (выведение из равновесия)

Чтобы не только понять искусство выведения противника из равновесия, но и почувствовать его, требуется время. Важно чувствовать, где находится вес вашего противника и корректировать следующий шаг (заход на бросок) соответственно. Кудзуси – вероятно, самый важный элемент приема, так как если соперника не вывести из равновесия, вы не сможете совершить бросок. Например, в бросках вперед вы можете определить, что соперник теряет равновесие, если он встает на пальцы ног.

Цукури (вход в бросок)

Вход в бросок – еще один фундаментально важный аспект, необходимый, чтобы успешно опрокинуть соперника. Вход должен быть мощным, так как облегчит следующий шаг (бросок). Главное, на что нужно обращать внимание в тренировке этого элемента – это скорость, глубина и позиция. Вы должны заходить на бросок быстро, опорная нога (ноги) должна быть согнута, а осанка оставаться прямой.

Какэ (бросок)

Многие тренеры говорят, что бросок – самая простая часть приема. В теории это верно, но на деле не всегда так. Любой бросок в дзюдо должен быть быстрым, контролируемым, и его необходимо хорошо прочувствовать. Чтобы приобрести это ощущение, нужно время и многократное повторение. Выполняя бросок, вы должны уметь реагировать на сопротивление соперника и его попытки уйти от приема.

Во многих школах дзюдо всего мира практикуют многократный повтор статичного учикоми без совершения самого броска. Такой способ тренировки сильно ограничивает ваше умение бросать сопротивляющегося противника.

Переход (действия в партере после броска)

Не менее важно тренировать переход к нэ-вадза. Как правило, бросая соперника на тренировке, мы остаемся стоять – потому что это демонстрирует контроль не только над равновесием соперника, но и над своим собственным. Однако в период соревнований тренеры поощряют всех дзюдоистов переходить после броска к технике нэ-вадза, так как это не только отличный метод самозащиты, но и способ занять хорошую позицию в случае, если судья не даст оценку иппон.

Владение каждым из этих четырех элементов поможет вам бросить любого соперника, независимо от его размеров, в любой ситуации.

Когда вы тренируетесь в зале борьбы, будь то учикоми, нагэ-коми или рандори, думайте о каждом аспекте броска:
  • Пытаетесь ли вы вывести соперника из равновесия?
  • Достаточно ли быстр и глубок ваш вход в бросок, и выполняется ли он под правильным углом?
  • Хорошо ли вы контролируете бросок и не слишком ли замедляете его?
  • Что вы делаете после того, как соперник падает на татами?

Обязательно анализируйте свои приемы на тренировках. Когда тренер демонстрирует вам прием, следите, как он выполняет выведение из равновесия, вход и сам бросок.

Задавайте тренеру вопросы о различных элементах – вскоре вы заметите, что стали гораздо лучше понимать то, чего вам нужно достичь.

Словарь дзюдоиста

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ СТЕПЕНИ

Степень Ступень Цвет пояса Разряд ЕВСК
6 КЮ (рокукю) 1 ученическая белый нет
5 КЮ (гокю) 2 ученическая желтый 2 юношеский
4 КЮ (енкю) 3 ученическая оранжевый 1 юношеский
3 КЮ (санкю) 4 ученическая зеленый 3 разряд
2 КЮ (никю) 5 ученическая синий 2 разряд
1 КЮ (иккю) 6 ученическая коричневый 1 разряд
1 ДАН (седан) 1 мастерская черный КМС, МС
2 ДАН (нидан) 2 мастерская черный МС, МСМК
3 ДАН (сандан) 3 мастерская черный МС, МСМК
4 ДАН (ендан) 4 мастерская черный МСМК
5 ДАН (годан) 5 мастерская черный МСМК
6 ДАН (рокудан) 6 мастерская красно-белый ЗМС
7 ДАН (сичидан) 7 мастерская красно-белый
8 ДАН (хачидан) 8 мастерская красно-белый
9 ДАН (кудан) 9 мастерская красный
10 ДАН (дзюдан) 10 мастерская красный

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Бушидо — Кодекс чести самураев

Дан — Степень мастерства

Дзюдо = Гибкий путь

Дзюдоги — Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса

Дзюдока — Борец дзюдо

До — Принцип, обучение, путь

Дожо — Место, зал для занятий дзюдо

Ери — Воротник борцовской куртки

Рей — Приветствие, церемониальный поклон

За рей — Более церемониальный привет на коленях

Кю — Ученическая степень, класс

Татами — Борцовский ковер в дзюдо (изначально — рисовые соломенные циновки)

Ча до — Церемония

Чи — Внутренняя энергия, жизненная сила

Вадза-ари — Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон»

Вадза-ари авасет иппон — Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки

Иппон — Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста

Kикен гачи — Победа из-за сдачи противника

Кинза — Оценка схватки, наименьшее техническое преимущество, не показывается, не объявляется

Кока — Четвертая, низшая оценка в поединке. Она присуждается, когда борец, бросает противника быстро и сильно на одно плечо, бедро (бедра) или ягодицы. «Кока» присуждается также при 10-секундном удержании

Кэйкоку — Замечание третьего уровня, равносильно «вадза-ари» в пользу соперника

Маита — «Я побежден», «Я сдаюсь»

Мате — Остановка схватки

Соре мадэ — Конец встречи

тори — Дзюдоист, исполняющий техническое действие, атакующий

Тюй — Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника

Уке — Партнер, на которого направлено действие, атакуемый

Фусен гачи — Победа без борьбы

хаджиме — Начало схватки

Чуй — Призыв, вторая оценка наказания

Юко — Оценка броска, высокое техническое действие

Самбо и Дзюдо

Зрелов Сергей Яковлевич

Зрелов Сергей Яковлевич

Зрелов Сергей Яковлевич

(дети 10 — 16 лет)

Зрелов Сергей Яковлевич

(дети 10 — 16 лет)

Зрелов Сергей Яковлевич

(дети 10 — 16 лет)

Зрелов Сергей Яковлевич

Зрелов Сергей Яковлевич

Зрелов Сергей Яковлевич

Зрелов Сергей Яковлевич

Самбо (сокращение от самозащита (самооборона) без оружия) — советский вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты, разработанная сотрудниками инструкторского и тренерского состава общества «Динамо» в 1930-е годы для подготовки офицеров НКВД и военнослужащих внутренних войск (в рамках курса специальной физической подготовки, сокр. «спецфиз»). Официальной датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года, когда Спорткомитет СССРвключил самбо в число видов спорта, культивируемых в СССР.

Самбо — относительно молодой, но довольно популярный и интенсивно развивающийся вид спортивного единоборства. Основанием технического арсенала самбо служит комплекс наиболее эффективных приёмов защиты и нападения, отобранных из различных видов боевых искусств и национальной борьбы многих народов мира. Число приёмов в арсенале самбо непрерывно прирастает по мере развития этого вида спортивного единоборства.

Философия самбо — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности.

Самбо включает наиболее эффективные приёмы и тактики различных видов спортивных единоборств, боевых искусств и народных видов борьбы: армянской (кох), азербайджанской (гюлеш), казахской (казакша курес), узбекской (ўзбекча кураш), грузинской (чидаоба), татарской (көрәш), башкирской (башкортса көрәш), бурятской борьбы (Бухэ Барилдаан); молдавской (трынта), финско-французской, вольно-американской, швейцарской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, японского дзюдо и сумо и других видов единоборств

Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо — философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приёмами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. При этом, в отличие от философии аикидо, где связь этого вида единоборства с верностью Японской империи выводится для конкретного частного случая и связана с личностью единственного сэнсэя, причинно-следственная связь самбо с советским, а затем российским патриотизмом не объясняется.

Дзюдо́ (яп. 柔道 дзю: до:, дословно — «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») — японское боевое искусство, философия и спортивноеединоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро: 1860 — 1938), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Датой рождения дзюдо считается день основания Кано первой школы дзюдо Кодокан (яп. 講道館 ко:до:кан, «Институт изучения Пути») в 1882 году. По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к так называемым современным боевым искусствам (гэндай будо, в противоположность традиционным воинским искусствам — корюбудзюцу) .

В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения в партере. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката, где целью выполнения приема над партнером является лишь точность движений.

От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.

Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на трёх главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, наилучшее использование тела и духа, и поддаться чтобы победить. Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания, что требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями

В настоящее время параллельно развиваются так называемое традиционное дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и рядом других школ дзюдо) и спортивное дзюдо, соревнования по которому проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр. В спортивном дзюдо, развиваемом Международной федерацией дзюдо (IJF), делается больший акцент на соревновательную составляющую, в то время как в традиционном дзюдо дополнительное внимание уделяется вопросам самообороны и философии, что, не в последнюю очередь, повлияло на различия в правилах соревнований и разрешённых приёмах.

Техника дзюдо была положена в основу многих современных стилей единоборств, в том числе самбо, бразильского джиу-джитсу, Каваиси Рю дзюдзюцу, Косэн дзюдо. Дзюдо в юности занимались Морихэй Уэсиба (создатель айкидо), Мицуё Маэда (родоначальник бразильского джиу-джитсу), Василий Ощепков (один из создателей самбо) и Годзо Сиода (основатель стиля Ёсинкан айкидо)

Дзюдо: основные правила

Дзюдо – это противостояние двух спортсменов, которые в сложно-координационном и скоростно-силовом единоборстве пытаются выиграть поединок, используя технические броски, удержания, болевые приемы и захваты на удушье. Дзюдо: правила соревнований вкратце приведены ниже.

Площадка для поединка

Противостояния в дзюдо проводятся на ковре, который называется татами. Он представляет собой набор матов из полимерного материала. Татами бывают двух размеров (см): 100*100*4 или 200*100*4. Бойцовская площадка состоит из двух зон, отличающихся по цвету. Ее размеры варьируются от 14*14 м до 16*16 м, она должна быть покрыта татами. Соревновательная зона имеет размеры от 8*8 до 10*10 м, а безопасная зона — ширину 3 метра.

В центре соревновательного поля размечены белые и синие полоски на расстоянии 400 см между собой. Их ширина составляет 100 мм, а длина порядка 0,5 м. Они предназначены для обозначения зоны размещения спортсменов перед началом и после финала боя. Противостояние начинается с поклона соперников друг другу.

Возрастные разграничения и системы соревнований

В дзюдо могут проводиться индивидуальные и общекомандные соревнования. В первом случае результаты и места определяются индивидуально. В коллективных встречах группы встречаются между собой, после чего определяются места команд в зависимости от результатов.

Возрастные группы имеют следующие категории:

  • До 12 лет – младшая возрастная категория;
  • От 12 до 14 – парни и девушки средней группы;
  • До 17 лет – кадеты;
  • Юниорский возраст – 17-20 лет;
  • Молодежная категория – до 23 лет;
  • Мужчины, женщины – до 30;
  • После 30 – ветераны.

Также в соревнования по дзюдо предусмотрено разделение участников по весовым категориям. Длительность поединка зависит от возрастной группы и составляет от 2 до 5 минут.

Экипировочное снаряжение

Экипировка спортсмена называется дзюдога и включает в себя куртку, штаны, пояс, цвет которого указывает на уровень подготовки дзюдоиста. Костюмы соперников на татами имеют белый и синий цвет. Женщины дополнительно должны надеть белую футболку. Дзюдога изготавливается из хлопка или материалов, содержащих его.

Костюму спортсмена предъявляются конкретные запросы:

  • Куртка обязана покрывать бедра, а ее рукава доставать до кистей рук;
  • Ширина куртки должна позволять запахивать левую половину на правую полу, минимум на 20 см;
  • По общей длине рукавов между ними и курткой должен быть просвет 120-150 мм;
  • Брюки выполнены в длине, позволяющей закрыть ноги до голеностопного сустава;
  • Между штанами и ногой остается свободное пространство 100-150 мм;
  • Пояс шириной 50 мм оборачивается дважды вокруг талии, завязывается плоским узлом;
  • Края пояса в идеале составляют 250-300 мм.

В случае несоответствия дзюдоги правилам судья вправе потребовать от спортсмена замену костюма.

В состав судейской бригады входит главный арбитр и два боковых судьи. Основной рефери находится в пределах соревновательной зоны, контролирует поединок, выражает свое решение жестами и сигналами. Боковые судьи работают за основной зоной на противоположных сторонах. Несогласие с арбитром или другую информацию они выдают, используя официальные жесты.

Начало поединка выполняется стоя по команде арбитра «Хаджимэ». Для остановки схватки используется фраза «Матэ». Об окончании матча свидетельствует команда «Соро-мадэ».

Если оценки спортсменов равные, назначается дополнительный бой («Голдэн Скор»), который длится до первой оценки или проступка, повлекшего наказание. Если добавочный раунд не выявил победителя, его выбирает судейская коллегия («Хантей»).

В дзюдо высшая оценка называется «Иппон». Она свидетельствует о чистой победе и объявляется арбитром в следующих случаях:

  • Атакующий спортсмен бросает оппонента на спину, при этом проявляя значительную силу, скорость и контроль атакуемого участника;
  • После действия дзюдоиста в атаке, завершившегося контролем соперника в положении удержания в течение 25 секунд;
  • Когда атакуемый спортсмен стучит ладонью или ногой о татами после проведения захвата или болевого приема (соперник сдался).

Следующая оценка «Ваза-ари» (половина победы) присуждается за выполнение таких приемов, проведенных технически грамотно:

  • Спортсмен в атаке бросает оппонента с его контролем, но без одного из критериев, необходимых для высшей оценки;
  • Атакующий боец удерживает соперника более 20, но менее 25 секунд;
  • За две оценки «Ваза-ари» в одном бою спортсмену присуждается победа.

Оценочный балл «Юко» фиксируется при возникновении следующих технических моментов:

  • Спортсмен в атаке бросает оппонента на бок, удерживая при этом контроль;
  • Атакующий участник поединка фиксирует противника в позиции удержания более 15, но менее 20 секунд.

Нарушения и штрафы

Нарушения в дзюдо делятся на незначительные и серьезные проступки. При совершении незначительного нарушения дзюдоист наказывается предупреждением («Шидо»). Два «Шидо» для одного спортсмена чреваты отдачей противнику оценки «Юко». Участник, трижды получивший рассматриваемое наказание, карается тем, что его сопернику идет в актив оценка «Ваза-ари». При этом предыдущий балл «Юко» аннулируется.

За четвертый фол «Шидо» или серьезный проступок дзюдоист карается дисквалификацией («Хансоку-Маке»).

Соревнования «Ката» одновременно судят пять арбитров. В таких поединках пара, занявшая первое место и остальные участники, следующие за ней, определяются по числу наименьшего количества штрафов. В зависимости от серьезности нарушения может сниматься от двух до сорока баллов.

Турнир:
Чемпионат Англии. Премьер-Лига

Основы классического дзюдо

броски в основном выполняются с падением ТОРИ и УКЭ.

Все восточные виды единоборств используют (осознанно) эти принципы взаимодействия тел. Нередко на символических эмблемах древних восточных школ изображался принцип, на котором строится обучение техническому мастерству в школе.

5. Действие в комбинировании техники.

Сами по себе эти действия, как и ситуационные, являются способствующими созданию момента выведения.

Действия в комбинировании делятся на четыре группы:

а) действия, включающие в себя ложные попытки выведения из равновесия, применяемые с целью вынудить соперника занять необходимую стойку, взять нужный захват, двигаться в нужном направлении и т. д. Эти действия сковывают УКЭ, что способствует выведению;

б) действия в виде подготовок броска бывают однократные и многократные (длительная подготовка). Однократная подготовка — это однократное приложение сил в сторону, противоположную готовящемуся броску с целью вызвать ответные усилия, совпадающие с броском. Например, попытка вывести УКЭ назад — в сторону поворотом его плеч по часовой стрелке вызовет ответное усилие в противоположном направлении, что создаст благоприятный момент выведению вперед — в сторону.

Длительная (многократная) подготовка броска это неоднократные попытки выведения из равновесия и бросков в сторону, противоположную броску. Длительная подготовка на протяжении всей схватки заставляет соперника построить защиту в этом направлении и способствует в конечном итоге выполнить задуманный бросок в противоположном направлении. Например, многократная попытка провести бросок через бедро будет способствовать проведению зацепа изнутри.

в) действия в простом комбинировании приемов включают в себя комбинации из двух приемов выполненных в полную силу. Второй прием проводится в зависимости от примененной защиты соперника.

г) действия в сложном комбинировании включают комбинации из трех и более комбинационных действий или приемов.

6. Действия в использовании ситуации.

Благоприятную ситуацию ТОРИ может создать сам, но может и использовать ситуацию, образованную действиями УКЭ. Таких ситуаций пять:

а) ситуация для встречной атаки — выполнение броска в момент попытки соперника провести бросок или выполнить его подготовку;

б) ситуация для ответной атаки — выполнение броска после выхода соперника из неудавшегося приема.

При выполнении встречной атаки на попытку соперника провести

Челябинск и дзюдо

В Челябинске установлен единственный в России памятник дзюдо под названием «Бросок». Русский, крепко сколоченный, усатый парень бросает на лопатки на спину красивым броском своего соперника. Уменьшенная серебряная копия этой скульптуры находится у президента России Владимира Путина.

Челябинская школа дзюдо – одна из самых титулованных в России. Главный тренер мужской сборной России Дмитрий Морозов и ее старший тренер чемпион мира Виталий Макаров – челябинцы.

В 2013 году челябинские дзюдоисты завоевали сразу две медали на чемпионате Европы. В личных состязаниях сильнейшим оказался Кирилл Денисов, а в командных поединках в составе сборной России серебряным призером стал Ренат Саидов.

До этого, в 2012 году, Сиражудин Магомедов выиграл звание чемпиона Европы, а Мансур Исаев добился олимпийского золота в Лондоне – оба спортсмена из Челябинска.

Официальной датой рождения отечественного дзюдо можно считать февраль 1972 года, когда по распоряжению Спорткомитета «О развитии дзюдо в СССР» была создана Федерация дзюдо СССР. Одновременно с ней начала свою работу Федерация дзюдо РСФСР.

История южноуральского дзюдо также ведет отсчёт с начала 70-х годов прошлого века. В 1972 году челябинский тренер Харис Юсупов организовал при областном совете ВФСО «Динамо» первую секци дзюдо. В нее вошли молодые и опытные самбисты. Братья Николай и Владимир Мусатовы начинают готовить дзюдоистов в спортклубе «Гранит» (Озерск). Их ученик Валерий Двойников стал первым в Челябинской области мастером спорта международного класса по дзюдо.

Во Дворце спорта «Юность» проходит первый международный товарищеский матч СССР — Куба, в котором хозяева татами одерживают победу. Ранее, в 1970 году, Валерий Двойников и воспитанник Юсупова Геннадий Ившин выиграли «золото» первенства Европы. На следующий год Валерий Двойников добыл личную и командную «бронзу» на чемпионате континента.

В 2004 Челябинске открывается учебный Центр олимпийской подготовки по дзюдо. В нем воплотились мечты всех поколений знаменитой южноуральской школы борьбы. Виталий Макаров завоевывает серебряную медаль на Олимпийских играх в Афинах. Во Дворце спорта «Юность» проходит чемпионат России по дзюдо, который по организации считается одним лучших в истории чемпионатов страны. В качестве главного судьи соревнований блестяще отработал челябинский судья международной категории Александр Перевозников.

Пожалуй, самый известный советский дзюдоист — Григорий Веричев

Пока писал этот пост, в википедии, в разделе «Знаменитые российские и советские дзюдоисты» обнаружил вот это

Путин Владимир Владимирович — российский политический деятель, с 8 мая 2008 года — Председатель Правительства Российской Федерации. Второй Президент Российской Федерации (с 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года). Мастер спорта по самбо (1973) и по дзюдо (1975). Чемпион Ленинграда по дзюдо (1975)[9], чемпион ЦС ДСО «Труд»[10], призёр розыгрыша Кубка СССР, победитель первенств ДСО «Жальгирис» и «Калев», становился неоднократным победителем чемпионатов вузов[11].

Есть у меня одна история про дзюдо, Путина и Челябинск)) Как раз в тему вспомнил!

Дело было тогда, когда ВВП только еще начинал свою президентскую карьеру и всячески завоевывал любовь народа. Вот и в Челябинск он приехал по каким-то своим политическим делам, а заодно и подвязался открыть детский турнир по дзюдо в одном из дворцов спорта на ЧТЗ. Мы, жители района, были этому очень рады и ждали с надеждой, что может быть нам тут дороги починят под это дело, плохо было с дорогами, да и сама трасса в аэропорт оставляла тогда желать много лучшего (дорожной революцией Юревича в то время еще и не пахло). Ждали — ждали, но нас опять надули! Ушлые местные чиновники вместо ремонта дороги просто привезли его на вертолете, гады! Челябинцы помнят тот вечно строящийся стадион на Героев Танкограда, вот туда вертолет и посадили

А теперь угадайте — с кого срисовали логотип чемпионата мира?

А еще злые языки говорят, что и памятник у центра дзюдо тоже с Путина лепили. А усы — для конспирации))

Ссылка на основную публикацию