10 вариаций исполнения броска «Сеои Наге» | Karate-krs.ru

10 вариаций исполнения броска «Сеои Наге»

БРОСКИ И ПОДСЧЕКИ / NAGE WAZA

Хараи Госи Подхват бедром
Иппон Сеои Наге Бросок через плечо с захватом одной руки противника
Кани Ваза Бросок-«ножницы»
Ката Гурума Переворот через плечи («пожарник несет»)
Кибису Гаеси Сбив за одну ногу
Ко Сото Гаке Зацеп голенью снаружи
Куби Наге Бросок за шею
Маке Коми Бросок через бедро с падением
Маки Коми Наге Бросок вперед переворотом
Мороте Гари Бросок захватом за обе ноги
Осае Наге Бросок надавливанием
О Сото Гари Отхват. Бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» снаружи
О Учи Гари Зацеп голенью изнутри
Сукуи Наге Передний переворот, переворот руками + боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног)
Сунэ Аси Барай Подсечка
Ура Наге Бросок через грудь
Виктор Наге Бросок вращением ног

БРОСКИ С ПАДЕНИЕМ (ВАРИАНТЫ)

Суми Гаеси Бросок через голову подбивом голени
Тани Отоси Задняя подножка с падением
Уки Ваза Передняя подножка с падением
Ёко Вакаре Передняя подножка на пятке (бросок через грудь, ложась перед противником боком)

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ / ОСАЕКАМИ ВАЗА

Защита Guard guard защита
Полузащита Half Guard half guard полузащита
Хиза Осаекоми Hiza Osaekomi knee mount удержание коленом
Кеса Гатаме Kesa Gatame scarf hold удержание с боку с захватом шеи и руки
Маваси Куми Mawashi Kumi circular grab Круговой захват
Сихо Гатаме Shiho Gatame reversed mount Реверсивное удержание
Татэ Сихо Гатаме Tate Shiho Gatame mount Удержание верхом с захватом руки и головы
Усиро Гатаме Ushiro Gatame rear mount Удержание сзади
Ёко Сихо Гатаме Yoko Shiho Gatame side mount Удержание поперек с захватом ноги и пояса

УДУШЕНИЯ / СИМЕ ВАЗА

Эби Гарами Ebi Garami Reversed naked strangle Удушение обхватывая шею сверху
Хадака Дзиме Hadaka Jime Rear naked strangle Удушение плечом и предплечьем с упором в затылок
Дзюдзи Дзиме Juji Jime Cross strangle Удушение накрест прямым и обратным захватом предплечий
Кате Те Дзиме Kata Te Jime Single hand choke Удушение предплечьем сверху
Ката Гатеме Kata Gatame Shoulder choke Удушение плечом
Окури Эри Дзиме Okuri Eri Jime Rear chock with Gi Удушение отворотом куртки сзади
Санкаку Дзиме Sankaku Jime Triangle choke Удушение треугольником
Соде Дзиме Sode Jime guillotine Гильотина (удушение предплечьем, захватывая рукав изнутри)
Цуки Коми Дзиме Tsuki Komi Jime Striking cross choke Удушение захватом двух отворотов

ЗАМКИ СУСТАВОВ / KANSETSU WAZA

10 вариаций исполнения броска «Сеои Наге»

Ю. А. Шулика, Я. К. Коблев, Ю. М. Схаляхо, Ю. В. Подоруев

Дзюдо: базовая технико-тактическая подготовка для начинающих

Настоящее учебное пособие посвящено дзюдо не только как виду спорта, но и как системе физического воспитания в общей системе физической культуры.

Общепринятое мнение о том, что физическая культура и спорт – понятия по назначению и содержанию разные, наносит определенный вред и отдельному человеку, и обществу в целом.

В секцию спортивной борьбы дети идут для того, чтобы научиться бороться и обязательно (зачастую втайне от других) достичь высоких спортивных результатов. Но победитель в весовой категории может быть только один, а претендентов – много. С первых квалификационных соревнований перед большинством учащихся возникает проблема несоответствия возможностей уровню притязаний.

В системе дзюдо учитывается фактор невозможности быть первым, поэтому ее девизом является процесс овладения интересными и полезными для жизни двигательными умениями, навыками формирования здорового тела и здорового духа.

Идеология дзюдо приучает к сознанию того, что поражение не означает отсутствие способностей к этому виду деятельности, она приучает к мысли, что еще есть над чем работать.

Главное заключается в том, что система дзюдо позволяет заниматься длительное время (всю жизнь) физической культурой в форме боевого искусства.

Физическая культура (в том числе и спорт) предназначена не столько для того, чтобы быть зрелищем для праздных людей, не столько для воспитания чувства гордости за спортивные успехи при отсутствии экономических возможностей их обеспечивать, сколько для развития жизнеспособности каждого из нас.

Настоящее учебное пособие содержит в себе материал, позволяющий представить весь объем системы физического воспитания через специфические действия и упражнения боевого искусства – дзюдо.

Данное издание позволяет постепенно и, главное, правильно овладеть основными двигательными структурами приемов дзюдо, что в дальнейшем поможет продолжительное время заниматься этим интересным и полезным для здоровья тела и души видом физической культуры.

С момента создания дзюдо прошло много времени и развитие науки в области биомеханики позволило пересмотреть некоторые представления о традиционной технике бросков дзюдо, что дало возможность авторам представить технический материал раздела бросков в новой, более прогрессивной интерпретации.

Также представлен значительный объем специальных упражнений, позволяющих более эффективно овладеть техникой дзюдо и одновременно получить физическое развитие в широком двигательном диапозоне.

В данной работе даны все аспекты техники и тактики дзюдо, учебной, тренировочной и организационной деятельности в ключе, который позволяет понять, что нам не надо что-либо перенимать у родоначальников дзюдо, кроме системы обеспечения массовости и сохранения контингента занимающихся на неограниченные возрастом сроки.

Далеко не все люди могут сразу начать заниматься единоборствами по физическим кондициям или психологическим особенностям. В этом отношении система дзюдо представляет особую ценность как наиболее «постепенный», втягивающий вид физической и психической деятельности (именно как система физического воспитания и система военно-прикладной физической подготовки).

В добрый вам длительный, но приятный и полезный путь!

Глава 1. Классификация техники дзюдо

1.1. История классифицирования техники дзюдо

В качестве преподования борьбы (составление программ, обучение, педагогический контроль) огромную роль играет степень объективности классификации ее техники.

В видах спортивной борьбы предлагалось много классификаций ее техники. Действительно, каждая из них отражала уровень знаний в данной области. Впервые классификация приемов техники борьбы была предложена в дзюдо Д. Кано (А. П. Купцов, 1980), (схема 1.1).

Классификация техники борьбы дзюдо по Д. Кано

Эта классификация техники дзюдо в 1932 году была трансформирована прародителем борьбы самбо в СССР В. С. Ощепковым для нужд борьбы самбо (схема 1.2).

Классификация техники борьбы самбо (дзюдо) по В. С. Ощепкову

Согласно данным подходам, броски с падением не входят в отдельную группу, а принадлежат к подгруппам таких приемов, как подножки, бедровые броски и броски с захватом ног руками, что значительно приближает классификационную систему к биомеханической интерпретации.

Однако советские самбисты не совсем правильно восприняли эти новации, а японские специалисты, чрезмерно уважающие свои традиции, не захотели даже вникать в их суть.

Дело заключается в том, что многие приемы из группы Сутеми-ваза (бросков, жертвуя собственной стойкой) по тактическому назначению (пространственно-смысловому признаку) и координационной структуре идентичны приемам из группы Наге-ваза (метаний без собственного падения). Разница заключается лишь в том, что первые выполняются с большей амплитудой перемещения собственного тела в падении, осуществляемом с целью увеличения прилагаемого усилия.

Этот факт свидетельствует о том, что классификация Д. Кано построена на субъективной основе, что вполне естественно для того древнего времени. В то время необходимо было хоть как-то систематизировать имеющийся набор техники, а поскольку наиболее эффектными и зрелищными были броски без собственного падения, броски с падением были выведены в другую, мало интересующую всех группу.

В СССР впервые в 1974 году появилось учебное пособие по борьбе дзюдо (Х. Эссинк, 1974), в котором классификация ее техники была представлена с некоторыми прогрессивными изменениями, внесенными К. Каваиши (К. Kavaishi, 1956).

Из трех подгрупп бросков без падения (Наге-ваза) была образована подгруппа бросков с преимущественной техникой плеча (Ката-ваза) (схема 1.3.), в которую вошли, ранее относившиеся к технике рук такие броски, как Сеои-наге и Ката-сеои (броски через плечо и через предплечье), Ката-гурума (броски через плечи), Сеои-аге (броски через плечо и руку). Это в значительной степени приблизило к пониманию биомеханической общности подгрупп бросков.

Классификация техники борьбы дзюдо по К. Каваиши (К. Kavaishi, 1956)

Имела место попытка европейских специалистов трансформировать классификацию техники дзюдо (E. Domini, 1964). В этой работе была предложена подгруппа бросков с помощью стопы (за счет разделения подгруппы бросков техникой ноги), однако это предложение в Европе и мире осталось без внимания.

Советские специалисты также попытались трансформировать классификацию техники дзюдо (В. М. Андреев, Г. С. Туманян, 1975). Основной перестройке подвергся раздел техники борьбы стоя (схема 1.4).

Классификация техники бросков дзюдо по В. М. Андрееву, Г. С. Туманяну (1975)

* – Этот случай можно квалифицировать, как отрыв ноги противника после ее захвата в результате собственных активных действий и в результате оборонительного действия против атакующей ноги противника (как это квалифицируется в ударных видах единоборств Дальнего Востока).

Система классификационного построения в данной работе была достаточно перспективной для теории и методики дзюдо, поскольку ее использование позволяло рассматривать технику бросков с пространственных позиций, обуславливало учет кинематических условий при проведении бросков, что в конечном итоге повышало эффективность обучения основам тактики проведения бросков в четырех направлениях (вперед – назад и влево – вправо).

Дзюдо. Базовая технико тактическая подготовка для начинающих (10 стр.)

Рис. 11. Проворот через спину «входом». (Иппон-сеои-наге – чистое метание взваливанием)

При захвате за разноименный рукав и разноименный отворот проводится Сеои-наге (метание взваливанием) (рис. А-12а). Однако использование такого захвата на старте броска в соревновательных схватках чревато поражением, так же, как и другого стартового положения при проведении бросков Тсури-коми-госи (рис А-12б).

Рис. А-12. Захваты, которые не рекомендуется использовать в соревновательной и боевой практике

При проведении бросков подтипа подворотом с выходом на старт «входом» атакующий поворачивает свою плечевую ось только на 90° и после этого продолжает отворачиваться вместе с противником. Не имеет особенного значения, подсел атакующий под противника или нет, будет ли после этого вертикальный отрыв противника от татами. Важно, чтобы после вхождения в контакт с телом противника атакующий продолжал отворачиваться как можно на больший угол. В этом смысл термина «проворот», и именно его соблюдение обеспечит проведение броска независимо от степени вхождения под ОЦТ противника (рис А-13).

Рис. А-13. Проворот через таз «входом» (О-госи – основное бедро, как подъем тазом с подседа)

Рис. А-14. Проворот «входом» с подхватом

Бросок выполняется за счет основного рубящего движения ногой назад с горизонтальным продвижением стопы вдоль татами и ударом по ноге противника за счет выпрямления перед этим согнутой в колене ноги. Однако возможен вариант первоначальной попытки вертикального подъема противника тазом после «входа» и подхватывания несколько разгруженной ноги, с тем чтобы противник не соскользнул с таза атакующего.

Проворот подхватом можно проводить и другими способами выхода на старт. При разноименной и одноименной стойке возможен выход на старт отходом (дальняя от противника нога отходит в направлении рывка и последующего броска). В данном случае основное воздействие на противника осуществляется более по верхней составляющей пары сил и удар ногой проводится уже после полного выведения противника из равновесия.

В тех случаях, когда атакуемая нога противника полностью разгружается и по ней проводится удар ногой, подхват по динамической структуре превращается в отхват, который проводится под свободную ногу.

Первый термин будет соответствовать действию, при котором противник «наматывается» вокруг без опорной ноги атакующего. Второй термин будет соответствовать действию, при котором атакуемая нога выбивается в момент снятия стопы с опоры.

Броски с собственным падением совместно с противником (а не потеряв равновесие после его падения) уже не могут считаться подхватами и отхватами. Это уже будут броски через ногу или отбивы, если они проводятся изнутри. Однако все они имеют единую глобальную структуру – проворот.

Следует иметь в виду, что подбивание ноги противника вверх превращает этот бросок в подсад бедром снаружи (рис. А-15).

Рис. А-15. Проворот «входом» с подсадом бедра бедром снаружи

Провороты входом с подсадом успешно проводятся с вертикальным воздействием задней поверхностью бедра между ног противника (подсад изнутри), что именуется в России подхватом изнутри. Но это не подхват, а подсад бедром изнутри (рис. А-16) по тому же принципу, что и проворот входом с подсадом бедром снаружи на рис. А-15. Россияне при оперировании японскими терминами дзюдо склоны называть этот прием Учи-мата. У японцев Учи-мата – понятие более широкое: «под широко расставленные. » Этот прием может проводиться и как подсад, и как отбив.

Рис. А-16. Проворот «входом» с подсадом бедром изнутри

Рис. А-17. Проворот «входом» с подсадом бедром и голенью изнутри

Бросок может выполняться непосредственно подсадом, но для этого надо подшагивать сзади стоящей ногой, что снижает силу рывка. Более целесообразным является вход под противника, и после попытки его отрыва следует одновременно включить подсад, как бы мешая ноге противника соскользнуть с бедра. Первый вариант оптимален при разноименной стойке. При одноименной стойке выход на старт броска может проводиться уходом, что по сути переводит сам подсад в разряд усиления в случае соскальзывания противника с бедра.

Рис. А-18. Проворот через спину с отрывом бедра «входом»

Рис. А-19. Проворот через руку с отбивом «входом»

Рис. А-20. Проворот рывком ноги «входом»

Выход на старт броска «скрестно» – провернуться на носках обеих ног так, чтобы передняя стопа оказалась на носке, а задняя нога – на всей стопе, расположенной перпендикулярно к сагиттальной плоскости атакующего.

К этому же классу выходов на старт бросков проворотом относится выход «прыжком», когда атакующий, оттолкнувшись от опоры, проворачивается вокруг своей продольной оси и, приземлившись, оказывается на старте броска.

Следует отметить, что этот эффектный в показательных выступлениях способ в условиях соревнований может быть эффективным только с использованием разнонаправленной динамической подготовки.

Рис. А-21. Проворот через таз «скрестно». Бросок успешно проводится с захватом шеи противника и собственным падением

Рис. А-22. Проворот одноименным зацепом голенью снаружи (последующим «прыжком»). В дзюдо нельзя задерживаться на первой фазе, иначе последует команда «матэ»

Рис. А-23. Проворот отбивом последующим «прыжком». В дзюдо задерживаться на первой фазе нельзя, так же, как и в предыдущем случае

Рис. А-24. Проворот сваливанием «скрестно» против захвата ног

Все проиллюстрированные броски могут усиливаться за счет собственного падения, увлекая за собой противника. При этом структура первой и второй фазы практически остается единой. Мощь броска и одновременно его безопасность можно увеличить путем предварительного падения. В этом случае его структура уже в первой фазе будет несколько отличаться от базовой, но общее тактическое назначение и основные пространственно-смысловые признаки будут едиными (бросок противника вперед перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком) (рис. А-25).

При ориентации тренера на спортивные достижения в дзюдо следует учитывать некоторые неточности в интерпретации техники бросков дзюдо в связи с эволюцией правил соревнований и эволюцией направленности системы дзюдо. На рис. А-25а иллюстрируется вариант выполнения броска Хане-маки-коми (дословно – пружинящим крылом птицы под плечо). Если учитывать тот факт, что Я. Ямасита имеет явно выраженную низкорослость, то надо ли ему проводить такой бросок вместо более простого броска проворотом с захватом руки на плечо, стягивая противника, становясь на колени?

Забытые бросковые техники Фунакоси Гитина

Представляем вашему вниманию очередной перевод статьи Джесси Энкампа (http://www.karatebyjesse.com): 9 забытых бросковых техник Фунакоси Гитина.

В своей заметке Джесси рассказывает об исследовании работ легендарного Фунакоси Гитина, а именно — его очерка девяти бросковых техник традиционного каратэ («наге-ваза»).

Очевидно, что эти методы не совсем «забыты». На самом деле, многие из современников мастера Фунакоси неоднократно демонстрировали подобные методы в своих трудах.

Это только в последнее время данные методики начали постепенно исчезать из додзё по всему миру, так как именно «ударные» техники стали занимать центральное место в мире каратэ.

Тем не менее, оригинальное каратэ охватывало многие аспекты.

Итак, 9 забытых бросковых техник Фунакоси Гитина!

Техника №1: Биобу Даоши

Как показано в работе «Карате-до Кехан», первый из этих девяти бросков Фунакоси назвал «Биобу Даоши» (Byobu Daoshi).

Byobu буквально означает традиционную ширму, обычно используемую в японской культуре для разделения комнаты, а Daoshi (taoshi) просто означает «свалить» или «свергнуть».

Таким образом, как показано на изображении выше, когда джодан-цуки направлен в ваше лицо, вы отходите назад и блокируете его, после чего блокирующей рукой быстро хватаете атакующего за запястье. В завершение следует проводить удар или захват подбородка/горла вашего противника свободной рукой. В то же время вы делаете характерную подсечку по аналогии с броском дзюдо осотогари (osotogari).

Все очень просто — как и должно быть.

Техника №2: Кома Нагэ

В следующем броске Фунакоси-сэнсэй использует популярный переход из Тэкки/Наиханчин ката с принципом «дзю-но-ри», столь привычным в айкидо, джиу-джитсу и дзюдо.

Противник проводит чудан-цуки. Двигайтесь назад и блокируйте удар с отоши-укэ. Сразу после этого следует захват запястья противника блокирующей рукой. Вы тянете противника сильно вниз, чтобы ваше бедро, после шага вперед, оказалось немного позади вашего противника. Свободную руку надо использовать на локтевом суставе в качестве рычага, легко поворачивая его вокруг и вниз — к земле.

Ключ к эффективности Кома Нагэ скрыт в использовании входящей силы противника: все выполняется одним плавным движением.

Вспомните движения масеров «айкидо»!

Техника №3: Куби Уа

Это бросок не менее эффекивен, чем оба предыдущих.

Ваш противник наносит джодан-цуки в лицо, двигайтесь «наружу» и блокируйте удар. Далее — быстрое перемещение вперед (ёри-аши) мимо атакующей руки противника. После этого наносите открытой ладонью (шотей-ути) удар в подбородок. Ваш оппонент вздрагивает, вы быстро подсекаете его переднюю ногу (Фуми-Коми) и обхватываете протянутой рукой шею соперника, одновременно нажимая свободной рукой на спину.

Любопытно, что бойцы ММА используют подобную технику довольно часто и с большим успехом.

Техника №4: Катава Гурума

Катава Гурума или «калечащее колесо» является весьма популярной техникой во многих боевых искусств, которые включают броски (например, дзюдо, борьба и т.д.).

В этом случае начало такое же, как и в броске №2 (Кома Нагэ): движение назад и наружу, блокирование попытки противника атаковать вас в солнечное сплетение с чудан-цуки. Затем следует перемещение прямо на вашего противника, атакующая рука оказывается зажата между телами, а вы плавно переводите блокирующий рычаг к захвату шеи вашего оппонента (с этого момента мы видим движения на изображениях).

После этого свободной рукой слеует обхватить бедро соперника, поднимая его как можно выше, в то время как вы тянете его шею вниз.

Естественно, вы узнаете это движение в нескольких ката (как Кусанку/Канку Дай, Пассай/Бассай Дай, Унсу/Уншу и т.д.)

Техника №5: Цубаеме Гаеши

Фунакоси-сэнсэй был известен стремлением к поэтическому наименованию различных техник и методик, и Цубаеме Гаеши не является исключением.

Для выполнения Цубаеме Гаеши (буквально — полет ласточки) делаем шаг назад и проводим поперечный блок (Джуджи-уке/Хасами-укэ), чтобы отбить удар джодан-цуки и сразу же захватить атакующую руку изнутри. После этого проводится удар в челюсть соперника (ура-кен).

После этого, вращаясь вокруг и опускаясь на одно колено, вы отправляете противника на землю путем скручивания руки, как показано на фото.

В общем, вы «отправляете ласточку в гнездо».

Техника №6: Яри Дама

Эта техника ставит на проверку все мужество вашего противника.

Ваш оппонент пытается ударить вас в лицо, а вы скользить назад и блокируете удар с шуто-укэ, так же, как в первой бросковой технике Биобу Даоши.

Как всегда, немедленно приступаем к захвату атакующего запястье противника с блокирующей стороны, а затем делаем большой шаг с перемещением вперед в глубокую «позицию суммоиста» и хлопаем свободной рукой по мужским регалиям вашего противника.

После этой неприятной процедуры двигаемся вперед и, наконец, производим бросок, потянув руку соперника вниз и поднимая его пах вверх.

Основной принцип очень похож на технику Катава Гурума (№4).

Техника №7: Тани Отоши

Хотя Тани Отоши является одной из наиболее распространенных техник в дзюдо, этот бросок от Фунакоси более напоминает современную версию сеои-наге (хотя и с несколько более широкой позиции), чем что-либо другое.

Ваш оппонент бросается вперед с ударом, вы делаете шаг назад правой ногой и парируете удар. Опять же — сразу хватаем атакующую руку и, потянув ее на свою сторону (реальное значение хикитэ), выполняете быстрый контрудар.

Ваш оппонент вздрагивает, а вы делаете шаг вперед и проводите свою атакующую руку под протянутой рукой соперника. После этого следует бросок через плечо на землю.

Техника №8: Удэ Уа

Удэ Уа защищает от двойного захвата или от удара обеими руками.

Ваш оппонент атакует вас обеими руками, вы быстро отбрасываете их вверх и сразу же атакуете противника (Джесси рекомендует стремиться атаковать хрящевые медиальные отделы ребер). Ваш оппонент обескуражен, а вы наклоняетесь и захватываете его ноги. Ваше плечо должно упираться в тазовый пояс противника. Подсекайте ноги, тяните их мимо себя и опрокидывайте врага на землю.

Техника №9: Гяку Цучи

Ваш оппонент пытается напасть на вас, нанося удар в голову. Отразите его джодан-цуки с помощью аге-укэ. Быстро подступите вперед и блокирующей рукой обхватите его вокруг спины. Свободной рукой обхватите его живот. Ваши руки должны образовать кольцо таким образом, чтобы вы смогли перевернуть ошарашенного соперника. Далее следует очень эффективный бросок на землю головой вниз.
________

Мы рассмотрели девять классических, довольно шокирующих, но очень эффективных бросковых техник каратэ от Фунакоси Гитина. Надеемся, данный материал будет не только интересным, но и полезным.

Сравнительный анализ динамических характеристик бросковых движений экспериментальной и контрольной групп

Тестирование экспертами выполнения четырех базовых приемов дзюдо, соответствующих четырем базовым «поворотам шара», и производимым по «формуле броска», происходило по завершении каждого из трех этапов обучения в экспериментальной группе. Экспертами визуально оценивалось исполнение каждого из элементов «формулы броска» по его наличию («1» балл) или отсутствию («О» баллов) при проведении данного броска, а также слитность соединения всех фаз приема в одно целое (в случае успешного соединения выставлялся «1» балл, при наличие остановок — «О» баллов). Затем по каждому оцениваемому показателю данные суммировались и высчитывался процент успешного выполнения тестируемого элемента броска в экспериментальной группе (20 человек).

Таким образом, косвенно контролировалась динамика уровня технико-тактической подготовленности обучаемых по экспериментальной методике. Показатель «слитность выполнения броска» характеризует способность юного борца производить СТТДв целом и без задержек, являясь, по нашему мнению, самым сложным по сравнению с остальными. Некоторое отставание его значений в случаях «Ката-гурума» и «Ура-наге» — 50% и 60% по сравнению с 85% и 90% при выполнении «Сеои-наге» и «Задняя подножка на пятке» вызвано, по нашему мнению, повышенными требованиями к силовой подготовленности учеников, вызвавшими затруднения при проведении этих бросков. Следует заметить, что в стандартной программе обучения бросок «Ура-наге» изучается на более поздних этапах. Данный показатель является по своей сути интегральным, отражая способности борца учесть в комплексе динамические, кинематические, ритмические и пространственные характеристики броска как законченного действия.

По показателю «поворот шара» оценивались, в основном, кинематические характеристики движения, степень приближения к кругообразной траектории и, косвенно, к динамике броска. Ошибки в исполнении приводили к появлению прямолинейных участков траектории падения УКЭ, затруднениям силового характера и замедлению опрокидывания. К концу III этапа обучения показатель вырос до 70-95%.

Несмотря на возможное завершение броска и без хорошо выполненного «структурирования», такое выполнение броска чревато, во-первых, причинением самому себе травмы, во-вторых, снижением оценки за бросок. Кроме того, без «структурирования» «поворот шара» может и не состояться. Данный силовой показатель характеризует специальные силовые показатели борца и его умение концентрировать усилие в точках его приложения. Для «Задней подножки» и «Сеои-наге» он вырос к окончанию обучения! до 80% и 75%, для «Ура-наге» и «Ката-гурума» до несколько меньших значений (60% и 70%), что обусловлено, видимо, более высокими требованиями к силовой физической подготовке при выполнении последних.

Показатель «маятник» определяет умение борца использовать собственный вес для создания усилия в точках захвата кимоно УКЭ, раскачивания и наклона противника. Для всех бросков рост его оказался приблизительно одинаковым и составил от 70% до 85% к завершению III этапа обучения. Следует заметить, что попытки «ускорить» бросок, побыстрее приблизившись к противнику без выполнения качественного «маятникообразного» движения, игнорируя ритм и наличие силового взаимодействия, приводили к ряду негативных последствий. Борец терял собственный баланс, не мог занять выгодную позицию для продолжения броска, нарушались ритм и динамика проведения приема, требовалось приложение больших усилий для его завершения, увеличивалось время опрокидывания УКЭ, затруднялось последующее «структурирование».

Показатель «волна» характеризует умение борца создавать колебания устойчивости противника, вызывать реакцию УКЭ и использовать ее, давая начальный импульс бросковому движению. К концу процесса обучения данный показатель достиг значений 85%-90% для всех базовых приемов. Необходимо, однако, отметить, что иногда юные борцы игнорировали «волну», стремясь поскорее перейти к последующим фазам броска и опрокинуть УКЭ, что чаще всего имело место, но требовало проявление больших физических усилий.

На I этапе минимальный рост всех показателей составил для «Задней подножки» и «Сеои-наге» — 15% и 10% соответственно, тогда как для «Ура-наге» и «Ката-гурума» — 0%. Это объясняется повышенной сложностью в плане физических усилий при слитном выполнении последних бросков. Некоторый рост показателей при выполнении отдельных элементов этих приемов (от 5% до 15%) все же имело место.

На II этапе обучения отмечен также более быстрый минимальный рост показателей для первых двух бросков (25%) по сравнению с двумя последними («Ура-наге» — 15%, «Ката-гурума» — 20%). Причины такой неравномерности, по-видимому, те же самые.

Однако на III этапе картина минимального роста показателей изменилась, и для более трудных на первых 2-х этапах бросков этот рост составил 25%, тогда как для первых двух приемов — 15%. Объясняется это тем, что к моменту окончания II этапа обучения показатели для «Задней подножки» и «Сеои-наге» достигли высоких значений и стабилизировались (75% — 90%), в то время как для «Ура-наге» и «Ката-гурума» имелись еще резервы роста, которые и были реализованы (50% — 90%). Причины такого эффекта заключаются, видимо, в то, что к III этапу ученики достаточно физически окрепли и прежние трудности уже не вызывали таких проблем, как раньше. Кроме того, достижение достаточно высоких показателей по первым двум «более простым» броскам также положительно сказалось на освоении «более сложных», так как ритмический характер выполнения любых приемов, заложенный в «формулу броска», практически одинаков.

Результаты тестирования (таблица 38) показывают положительную динамику роста всех показателей на каждом этапе обучения.

Результаты педагогического эксперимента. Показатели соревновательной деятельности юных дзюдоистов экспериментальной и контрольной групп

Целью педагогического эксперимента являлась проверка правомерности использования экспериментальной методики обучения юношей технике дзюдо в стойке. Критерием спортивного мастерства, в конечном итоге, является успешность соревновательной деятельности, поэтому эффективность предлагаемой методики проверялась в условиях учебно-тренировочных и соревновательных схваток.

Оценка соревновательной деятельности дзюдоистов с целью сравнительного анализа их технико-тактической подготовленности проводилась на всех трех этапах обучения.

Проведенный педагогический эксперимент показал, что экспериментальная методика обучения юношей технике дзюдо в стойке повышает результативность соревновательной деятельности — главный итог учебно-тренировочного процесса, что проявляется в достоверном увеличении технико-тактических показателей учащихся экспериментальной группы (таблица 39).

Проведенные контрольные соревнования между группами в конце третьего этапа обучения также подтвердили превосходство учащихся экспериментальной группы, которые одержали 71% побед в проведенных схватках, причем продемонстрировали при этом умение грамотно использовать атакующие действия противника, применять «активную защиту» и добиваться победы за счет эффективного ведения комбинационной борьбы.

Ссылка на основную публикацию